История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Объединение Китая.  Империя Цинь. Империя цинь древний китай


Царство Цинь. Л.C. Васильев.Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.). История древней Евразии

Л.C. Васильев

Описанию царства Цинь и происходивших в нем событий посвящена 5-я глава труда Сыма Цяня. В ней сообщается, что при чжоуском Сюань-ване (827-782 гг. до н.э.) был взят на службу и произведен в дафу Цинь Чжун, сын которого Чжуан-гун (821-778 гг. до н.э.) и внук Сян-гун (777-766 гг. до н.э.), служа Чжоу, сражались с жунами. Сян-гун сопровождал на восток в новую столицу чжоуского Пин-вана, за что получил от него ранг чжухоу и земли к западу от гор Ци-шань. Так было положено основание уделу, а затем и царству Цинь.

При Вэнь-гуне (765-716 гг. до н.э.) в Цинь был построен жертвенник, учреждена должность летописца, были введены за наиболее тяжкие преступления строгие наказания, которым подвергали и родственников виновного по трем линиям (наиболее вероятный вариант— по отцу, матери и жене). Все эти нововведения были, видимо, как-то связаны с ситуацией в новом уделе. После ухода оттуда большинства чжоусцев вместе с Пин-ваном основной частью населения удела оказались варварские племенные группы жунов, которые постепенно китаизировались. Это не могло не сказаться на общем облике удела, в частности на темпах его развития и уровне его культуры [Вяткин, т. И, с. 18-20].

Из ближайших преемников циньского Вэнь-гуна наиболее известен Му-гун (659-621 гг. до н.э.), активно вмешивавшийся в дела Чжунго и снискавший уважение среди чжухоу. При нем в качестве первого министра был Байли Си (по прозвищу «У-гу дафу», т.е. дафу, выкупленный за пять бараньих шкур), бывший сановник аннексированного цзиньским Сянь-гуном владения Юй. Именно Байли Си и его друг Цзянь Шу сыграли важную роль в укреплении и усилении царства Цинь, что помогло Му-гуну в 645 г. до н.э. одолеть мощное царство Цзинь. Му-гун сыграл важную роль в возвращении цзиньского Чжун Эра на отцовский трон. Были у него и просчеты — в частности, связанные с длительным и бессмысленным походом на Чжэн в 627 г. до н.э. Нельзя не сказать и о варварском обычае принесения в жертву и захоронения вместе с Му-гуном после его смерти 177 человек, что было осуждено в Поднебесной, давно уже отвыкшей от этого практиковавшегося некогда в Шан обычая [Вяткин, т. II, с. 22-33].

После Му-гуна у Цинь долго не было выдающихся правителей. Оставшаяся часть VII в. и значительная доля VI в. до н.э. прошли в основном под знаком соперничества Цинь со все набиравшим силу царством Цзинь. В конце VI в. до н.э. усилились связи Цинь с южным царством Чу, правителей которого циньская армия не раз выручала из беды. В 541 г. до н.э., спасаясь от преследователей, в Цзинь перебежал с тысячью нагруженных повозок брат циньского правителя Хоу-цзы Цянь, обладавший большими богатствами. Сам по себе факт бегства высокопоставленных аристократов был в те годы частым явлением. Но обычно бежали без ничего и жили на подачки. Этот «беженец» сумел переправить через Хуанхэ тысячу повозок с добром, что свидетельствовало как о зажиточности высокопоставленных представителей правящего дома, так и о некоторой свободе перемещения. В 537 г. до н.э., после смерти преследовавшего Хоу-цзы правителя, «беженец» со своим имуществом благополучно вернулся домой [там же, с. 35].

Начиная с V в. до н.э. роль и влияние царства Цинь стали понемногу увеличиваться, росло и вмешательство этого царства в дела Чжунго, особенно после начавшегося упадка Цзинь. При Ли-лин-гуне (476443 гг. до н.э.) усилилась военная активность циньской армии. Царство Цинь выиграло ряд сражений со своими соседями, восточными варварами. В 452 г. до н.э. в это царство приехал вынужденный покинуть Цзинь после уничтожения цзиньского клана Чжи один из руководителей этого клана Чжи Кай со своими подданными. В конце V в. до н.э. правители Цинь провели ряд серьезных строительных работ (городские стены, рвы), а в 384 г. до н.э. только что взошедший на циньский трон Сянь-гун (384-362 гг. до н.э.) запретил варварскую практику приношения в жертву живых людей. К годам царствования этого правителя относятся и включенные Сыма Цянем в рассказ о Цинь предсказания о большом будущем, ожидающем это царство. Кроме того, в битве с Цзинь в 364 г. до н.э. циньские военачальники обезглавили шестьдесят тысяч цзиньских воинов, а сын Неба поздравил Цинь с победой и подарил правителю вышитые одежды, что было знаком большого внимания [Вяткин, т. II, с. 38]54.

С Сяо-гуна (361-338 гг. до н.э.) начался принципиально новый этап в истории царства Цинь. Именно к этому времени Сыма Цянь относит окончательное ослабление дома Чжоу, формирование шести сильнейших царств в Поднебесной (Ци, Чу, Вэй, Хань, Чжао и Янь) и стремление циньского правителя стать в их ряд. Опираясь на заслуги и достижения Му-гуна, Сяо-гун выступил с идеями, направленными на возрождение величия Цинь. С этой целью он обратился как к своим чиновникам, так и к ученым мужам вне Цинь с призывом предложить подходящий план действий, прежде всего реформ. Как известно, именно на этот призыв откликнулся вэйский Ян, который и сумел в середине IV в. до н.э. осуществить в Цинь ряд важных реформ, приведших к радикальным структурным переменам в обществе и государстве, что в конечном счете и привело Цинь к успеху.

Внимание правителей Поднебесной, начиная с чжоуского вана, к быстрым успехам и усилению Цинь проявилось уже в середине IV в. до н.э. и выразилось в присылках подарков и поздравлений сыну Неба, в визитах соболезнования по случаю смерти Сяо-гуна, а также воцарения его сына Хуэй-вэнь-вана. Вскоре после этого начались нескончаемые агрессивные войны Цинь. В 331г. до н.э. была разбита армия Вэй и обезглавлены восемьдесят тысяч воинов. А в 328 г. до н.э. первым министром Цинь стал идеолог политико-дипломатических интриг в пользу Цинь уже не раз упоминавшийся Чжан И, который сделал для успеха Цинь в овладении Поднебесной, пожалуй, не меньше, чем Шан Ян. По поручению циньских правителей и для осуществления задуманных им самим планов Чжан И направлялся то в Вэй, то в Чу, где на какое-то время становился первым министром. В 70-й главе труда Сыма Цяня о политических замыслах и дипломатических хитростях этого выдающегося деятеля рассказано весьма подробно, но главная идея бесспорна: Чжан И всю свою жизнь трудился во имя усиления и процветания Цинь, отчего его и можно сравнить с Шан Яном.

Успешную политико-дипломатическую деятельность Чжан И сопровождали активные военные действия циньской армии, которая взяла на вооружение в качестве главного метода уничтожение живой силы поверженного противника55. Если в 331 г. до н.э. было уничтожено, согласно 5-й главе, восемьдесят тысяч вэйских воинов, то в битве у Сююя в 318 г. до н.э. Цинь, нанеся поражение коалиции Хань, Чжао, Вэй, Янь и Ци, истребило еще восемьдесят две тысячи человек, в 314 г. до н.э. — десять тысяч воинов царства Хань, в 312 г. до н.э. было обезглавлено восемьдесят тысяч чусцев, в 307 г. до н.э. — шестьдесят тысяч ханьцев, а в 301 г. до н.э. победоносная армия Цинь обезглавила еще двадцать тысяч чусцев. И это только за последнюю треть IV в. до н.э. [Вяткин, т. II, с. 42^45]. А в начале III в. до н.э. во главе циньских войск стал безжалостный Бай Ци, биография которого дана Сыма Цянем в 73-й главе его труда [Вяткин, т. VII, с. 159 и сл.]. В 293 г. до н.э. он, разгромив войска Хань и Вэй, уничтожил двести сорок тысяч человек, в 273 г. до н.э. — пятьдесят тысяч вэйцев, в 264 г. до н.э. — пятьдесят тысяч ханьцев, а в 260 г. до н.э. — почти полумиллионную армию чжаосцев. Если вспомнить подсчеты Лян Юй-шэна (1668 тысяч человек), то окажется, что на его долю пришлось более половины (около 900 тысяч) вражеских воинов, которые были уничтожены за последнее столетие периода Чжаньго [Вяткин, т. И, с. 46-49; т. III, с. 296-300, колонка Цинь; т. VII, с. 159-162].

Царство Цинь начало быстрыми темпами отвоевывать и аннексировать земли соседних царств. Еще при Хуэй-вэнь-ване его территория была увеличена за счет земель царств Вэй, Чжао, Хань и Чу, а также Шу, аннексированного полностью в 316 г. до н.э., и жунских племенных государственных образований Дань и Ли [Вяткин, т. II, с. 42-43]. При его сыне У-ване (310-307 гг. до н.э.) последние снова подверглись нападению и был взят крупный ханьский город Иян. При его единокровном брате Чжао-сян-ване (306-251 гг. до н.э.) были отобраны в несколько этапов города и земли Вэй, Чу, Хань, Чжао, а затем и Ци. Есть в 5-й главе о Цинь упоминание и о том, что в 257 г. до н.э. было захвачено царство Чжэн [там же, с. 50].

Уничтожение вражеских армий продолжалось и после смерти Бай Ци в 257 г. до н.э. В 256 г. до н.э. погибло сорок тысяч воинов Хань и девяносто тысяч — Чжао. Столь впечатляющие победы и успехи Цинь в годы правления Чжао-сян-вана во многом определили, кто станет в ближайшее время полным хозяином Поднебесной. Именно по приказу Чжао-сян-вана в середине III в. до н.э. был уничтожен домен сына Неба, а девять священных треножников перевезены в столицу Цинь. Задолго до этого циньский правитель уже вполне справедливо ощущал себя хозяином в Поднебесной. В 291г. до н.э. впервые в истории чжоуского Китая именно он, а не сидевший на своем троне в домене сын Неба дал троим своим родственникам и приближенным не только часть захваченных земель, но и княжеские титулы, приравняв их к чжухоу [там же, с. 46]. Он же распоряжался переселением людей, в первую очередь помилованных преступников, во вновь захваченные земли, дабы усилить на новых территориях влияние Цинь.

Сменили его на циньском троне, правда, очень ненадолго, его сын Сяо-вэнь-ван (250 г. до н.э.), а затем внук Чжуан-сян-ван (249-247 гт. до н.э.), при котором царство Цинь покончило с существованием вос-точночжоуского анклава в составе бывшего домена, причем правителю этого анклава было дано кормление в Янжэнь, чтобы он мог приносить жертвы предкам дома Чжоу [там же, с. 51]. И наконец, в 246 г. до н.э. к власти в царстве Цинь пришел Ши-хуанди, который, за первые несколько десятилетий своего правления (до 222 г. до н.э.), уничтожив всех своих соперников, завершил великое дело превращения Поднебесной в империю Цинь.

В 6-й главе Сыма Цянь подробно рассказывает о деяниях Цинь Ши-хуанди. Родился император в 259 г. до н.э. в чжаоской столице Ханьдане. Отцом его был один из многочисленных сыновей наследника циньского правителя Чжуан-сян-ван, находившийся в то время в Чжао в качестве заложника, а матерью — подаренная Чжуан-сян-вану наложница богатого купца Люй Бу-вэя. Последний был родом то ли из Хань, то ли из Вэй56.

Этот богатый торговец, познакомившись с циньским заложником в Чжао, посочувствовал ему (что у него мало шансов на трон), дал юноше тысячу золотых и поспособствовал возвращению домой, в Цинь. Он посоветовал ему войти в доверие к мачехе — главной, но бездетной жене правителя. Цзы Чу, как тогда звали Чжуана, сумел передать мачехе через ее сестру много богатых подарков, заблаговременно приобретенных Люй Бу-вэем. Подарки тронули сердце мачехи, и она прислушалась к словам сестры, намекнувшей, что пора выбрать наследника и что Цзы Чу с его умом, талантами и почтительностью является самой подходящей для этого кандидатурой. Мачеха и отец юноши согласились с этой идеей и даже попросили Люй Бу-вэя взять на себя функции официального наставника юноши.

Люй не просто согласился, но и предложил Цзы Чу в жены понравившуюся ему свою красавицу наложницу, будто бы бывшую к этому моменту уже беременной57. Вскоре эта наложница родила Ши-хуана, который уже в тринадцать лет оказался правителем Цинь. Люй Бу-вэй с титулом Вэнь-синь-хоу стал его первым министром. Он привлек в Цинь многих ученых мужей, включая Ли Сы, ученика Сюнь-цзы, ставшего убежденным сторонником теории и практики легизма. Военачальники царства Цинь продолжали агрессивный натиск на соседние царства, завоевывая все новые территории и подданных для Цинь. Тем временем в самой столице царства Цинь сановники, пытаясь использовать неопытность молодого правителя, вели сложные интриги, перераставшие в заговоры. Один из таких заговоров был реализован в 238 г. до н.э. видным сановником Лао Анем, близким к матери правителя и Люй Бу-вэю. Мятеж Лао Аня был подавлен, а обвиненный в связях с мятежником Люй Бу-вэй смещен с занимаемой должности. Многие из приглашенных ранее ученых мужей были в связи с этим мятежом высланы из Цинь. Однако Ли Сы, становившийся все более влиятельным советником в окружении Ши-хуана, особенно после отставки Люй Бу-вэя, подал доклад о пользе иностранных ученых, заставивший правителя отменить указ о высылке [Вяткин, т. II, с. 56].

Заключительный этап борьбы за господство в Поднебесной шел параллельно с административно-политическими преобразованиями завоеванных царств в области и уезды, а также с многочисленными перемещениями значительных масс населения с места на место. Цель была очевидной: этим методом подрывалась прежняя цельность соперничавших с Цинь государств. Одновременно по наущению одного из советников Ши-хуан распорядился не жалеть золота для подкупа влиятельных сановников в тех царствах, которые ему еще предстояло уничтожить. Как о том уже шла речь, это решение было успешно реализовано в конце Чжаньго.

По словам Сыма Цяня, последние десятилетия периода Чжаньго, когда завершалось поглощение Поднебесной царством Цинь, были отмечены активизацией небесных и негативных природных явлений. В 6-й главе то и дело упоминается о кометах, землетрясениях, засухах, неожиданном сильном морозе и толстом слое снега, голоде и т.п. Все эти знамения явно были призваны символизировать озабоченность Неба происходящим в Поднебесной [там же, с. 344, примеч. 63]. Сыма Цянь завершает первую часть 6-й главы пространным эдиктом нового хозяина Поднебесной, из которого следует, что Ши-хуан не такой уж безжалостный губитель всех своих соперников, что не он, а они чаще нарушали соглашения, тогда как он надеялся на мирный исход и дружеские отношения. А если дело доходило до войн, то только потому, что его обманывали, не соблюдали договоры, строили козни, не останавливаясь перед злодейством (имеется в виду покушение Цзин Кэ). Словом, «правители шести царств понесли наказания за свои преступления», а Поднебесная наконец «оказалась полностью умиротворенной» [там же, с. 61-62].

На этом история царства Цинь, как и история периода Чжаньго и шире— история чжоуского Китая, завершается. Наступил новый, имперский этап ее развития. Характерными его чертами следует считать прежде всего политическое единство Поднебесной, тесно связанную с ним общность исторических судеб, языка и национальной культуры, а также цельность всей великой китайской цивилизации, окончательное формирование которой относится уже к периоду правления династии Хань.

54Это был один из первых случаев привычной для Цинь в последующее время практики уничтожения десятков тысяч пленников, причем пленниками были чаще всего цзиньцы. В IV в. до н.э. Цзинь как большого и сильного государства более не существовало. Едва ли в том небольшом анклаве, где продолжали еще находиться последние потомки правителей Цзинь, могла существовать столь значительная армия. Поэтому скорее всего в тексте под словом «Цзинь» подразумевалось одно из царств, которые в несколько этапов поделили между собой Цзинь. Можно было бы согласиться с Р.В. Вяткиным, что это было царство Вэй [Вяткин, т. И, с. 311, примеч. 128], если бы не настойчивое упоминание двумя строками ниже о том, что в 362 г. до н.э., т.е. двумя годами позже, Цинь воевало с Вэй и Цзинь. Возможно, речь идет о Хань или Чжао. 55Р.В. Вяткин, ссылаясь на подсчеты Лян Юй-шэна (кн. 2, гл. 4, с. 23) о том, что всего было уничтожено 1668 тыс. воинов, поддержал Д. Бодде [Bodde, 1938, с. 5], считавшего, что эти цифры завышены с целью возвеличить Цинь либо обратить внимание на жестокость этого царства [Вяткин, т. II, с. 316-317, примеч. 155]. В принципе это не исключено. Но вероятней предположить, что это был не только жестокий, но и хорошо продуманный стратегический метод борьбы за преобладание в Поднебесной. Ведь масштаб потерь должен был впечатлять и не только ослаблять, но и запугивать соперников Цинь. 56Согласно сведениям, приведенным в 85-й главе Сыма Цяня, его родиной был городок в Хань [Вяткин, т. VII, с. 295 и 389, примеч. 2]. Но в том же примечании Р.В. Вяткина сказано, что, по данным «Чжаньго-цэ», Люй был родом из другого города, находившегося в царстве Вэй. 57Специалисты, многократно обсуждавшие эту фразу из биографии Люй Бу-вэя, часто ставят ее под сомнение, не без оснований полагая, что это интерполяция хань-ского времени, имевшая своей целью опорочить Цинь Ши-хуанди, родившегося будто бы от Люй Бу-вэя. Подробно об этом сказано в примечаниях Р.В. Вяткина, ссылающегося, в частности, на видного специалиста по истории династии Цинь Д. Бодде [Bodde, 1950, с. 18] и обращающего внимание на то, что ни в 6-й главе Сыма Цяня, ни в «Чжаньго-цэ» (глава «Цинь цэ») подтверждений о беременности взятой Цзы Чу в жены наложницы Люя нет [Вяткин, т. II, с. 333, примеч. 3; т. VII, с. 389-390, примеч. 5]. Трудно сказать, кто здесь прав. Мотивы для опорочивания Ши-хуана были у многих, это нельзя не учитывать. Но и тот факт, что в жены была взята чужая красавица наложница, которую ее хозяин выбирал для себя [Вяткин, т. VII, с. 297] и к которой явно был сам неравнодушен, едва ли следует сбрасывать со счетов.

oldevrasia.ru

Древний Китай | Империя Цинь (221—206 до н. э.)

Переход территории Китая под управление династией Цинь означало объединение ранее разрозненных земель в единое целое.

После создания империи Цинь, император Цинь Шихуан начал проводить легистские реформы. Первым делом он отверг идею о раздаче наследственных уделов приближённым, вместо этого создав централизованную администрацию. Аристократы были переселены в столицу, а бывшие царства разделены на 36 областей, во главе с назначаемыми императором губернаторами. Все чиновники поделены на 20 рангов, введена система слежки и надзора за ними. Согласно теории легизма, были введены строгие законы и тяжёлые наказания за малейшую провинность. Были унифицированы деньги, меры длины, веса и площади, письмо, и даже колея повозок. Земледелие поощрялось, а ремесло и торговля — стали считаться недостойными занятиями.

Больше всего правление Цинь Шихуана известно масштабными строительными работами. На севере страны, существовавшие ранее оборонительные укрепления были объединены в Великую Китайскую стену, строительство которой заняло всего 10 лет. По всей стране строилась разветвлённая система дорог, множество зданий, храмов и дворцов было возведено в столице империи — Чанъане. Велись завоевательные походы против сюнну на севере и племён байюэ на юге.

Военные и строительные успехи дорого дались империи — налоги повышались, росло недовольство. Цинь Шихуан-ди ответил казнью 460 конфуцианских учёных и сожжением конфуцианских книг, а также жестокими подавлениями крестьянских бунтов. При жизни императора эта стратегия работала, но в 210 году до н. э. он умер, и Ли Сы посадил на трон его среднего сына, Эр Шихуана.

Восстания разгорелись с новой силой, в 209 году до н. э. вспыхнуло крупное восстание Чэнь Шэна, а затем и другие. Казнь наиболее ненавистных чиновников, включая Ли Сы, не помогла успокоить народ, волнения разрастались, власть в столице взял евнух Чжао Гао, по приказу которого Эр Шихуан покончил с собой, но вскоре был заколот и сам Чжао Гао. Империя агонизировала.

Среди восставших выделилось два лидера: Сян Юй из бывшего царства Чу и Лю Бан из бывшего царства Хань. Долгая гражданская война закончилась лишь в 202 году до н. э. победой Лю Бана и основанием новой династии — Хань.

Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай

www.mysterylife.ru

История Древнего Востока » Первая китайская империя (Цинь)

К 221 г. до н. э. правитель княжества Цинь объединил под своей властью Китай. После этого он принял новый титул, объявив себя Цинь Шихуанди, что значит «первый император из династии Цинь». Была создана первая китайская империя, ставшая образцом для всех последующих. Недаром и сейчас название Китая в европейских языках (немецком, английском, французском) происходит от этой династии (в русском языке наименование «Цинь» отразилось в слове «апельсин» – букв. «яблоко из Китая»).

Политика императора во многом определялась тем, что его советник был ярым приверженцем легизма. Если Шан Ян, стремясь к объединению, ввел единую систему мер длины и веса в пределах княжества, то при Цинь Шихуан-ди эта система стала обязательной для всей империи (равно как и циньские законы, а также монета – круглая, с дырочкой посередине).

Унифицировались не только меры длины и веса, ширина дорог и размер телег по всей империи, но также и идеология. Был введен запрет на частные школы: образование должно было стать исключительно государственным. Традиционные рассуждения о старине рассматривались как государственная измена, поскольку таким образом косвенно порицалась современность. Конфуцианцы обращались к истории – значит, и сама история была опасна. По сведениям древнекитайского историка Сыма Цяня, император приказал сжечь конфуцианские книги, а 460 ученых живьем закопать в землю.

Древний КитайДревний Китай

Империя должна была стать единым организмом. Носителей тенденций сепаратизма – местных аристократов – переселяли в циньскую столицу, их оружие подлежало конфискации. Были уничтожены стены между княжествами, которые старательно строились в эпоху «борющихся царств»: в империи больше не должно было быть междоусобных войн. И напротив, те стены, которые отгораживали китайские княжества от внешней опасности – от кочевников-сюнну (гуннов), были обновлены и достроены. Отдельные их участки были соединены в Великую Китайскую стену (высотой до 10 м), которая протянулась по степям, горам и пустыням на 4–5 тысяч км. Стража охраняла границу от врага, а через специальные башни с воротами можно было поддерживать торговлю с северными соседями. На этом грандиозном строительстве работали сотни тысяч человек. Большинство их, видимо, составляли заключенные («государственные рабы»). Дело в том, что, следуя легистским принципам, император широко применял практику коллективных наказаний. Речь шла уже не о группах из 5—10 человек, как при Шан Яне, а обо всех родственниках человека, обвиненного в преступлении. А в Китае родственные связи сильны, и родство считается далеко… Поэтому иногда наказанию подвергались многие сотни человек – родичи преступника и по линии отца, и по линии матери, и по линии жены. Это был даровой труд. Людские потери были неисчислимы, да их и не считали. Сыма Цянь, посетивший Великую стену спустя 100 лет, и написал так: «Срывали горы, засыпали ущелья… Как же дешево ценился труд простого народа!»

Великая Китайская стена – не единственное монументальное сооружение той эпохи. В столице император построил для себя несколько десятков дворцов, соединенных потайными ходами. Боясь заговоров и покушений на свою жизнь, он принимал все меры для того, чтобы никто не знал, где именно он сегодня ночует. Обожествляемый император стремился вселять страх, но сам испытывал его сильнее других.

Не так давно китайские археологи раскопали гигантскую подземную усыпальницу императора. В ней находилось 6 тысяч глиняных воинов в человеческий рост. Эта армия охраняла покой своего владыки. Для того чтобы местоположение гробницы осталось тайной, тех, кто ее строил, по свидетельству Сыма Цяня, император приказал казнить.

Междоусобные войны, разорявшие Китай в эпоху «борющихся царств», после создания единой империи закончились, но мир не наступил. Начались грандиозные военные походы за пределы страны. На севере императору с армией в 300 тысяч человек удалось оттеснить гуннов. Он завоевал области в северной части Юго-Восточной Азии. Древние историки пишут, что воины годами не снимали доспехов: война стала обычным состоянием государства.

«Глиняная армия» [Раскопки гробницы Цинь Шихуан-ди]«Глиняная армия» [Раскопки гробницы Цинь Шихуан-ди] Фигура военачальника [Из гробницы Цинь Шихуан-ди]Фигура военачальника [Из гробницы Цинь Шихуан-ди]

Широкая и многоплановая деятельность императора требовала колоссальных расходов. Налоги с земледельцев возросли до двух третей урожая, к этому добавлялись трудовая и военная повинности. За мельчайшие проступки людей карали безжалостно, казнили с самой изощренной фантазией (варили в кипятке, четвертовали, пробивали темя железной палкой и т. п.). Империя была огромной и могучей – народ же бесправным и бедным.

И уже сын Цинь Шихуан-ди, названный «вторым императором Цинь», стал также и последним в этой династии. В результате мятежей знати и крестьянских восстаний он был свергнут с престола. После нескольких лет гражданской войны, когда народ оголодал до такой степени, что даже в столичной области были отмечены случаи каннибализма, появилась новая династия – Хань. Две ее ветви – Западная и Восточная – одна за другой правили империей почти 400 лет. Период этот настолько важен для истории страны, что и до сих пор сами китайцы называют себя ханьцами.

skasan.ru

ДРЕВНИЙ КИТАЙ Подготовил Понуровский Александр империя цинь

ДРЕВНИЙ КИТАЙ Подготовил Понуровский Александр

империя цинь Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань основал выходец из среднего чиновничества один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. До н. э. Один из правителей древнего Китая

Китай является родиной одних из самых. значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги и книгопечатания (как кс илографии, так и наборного шрифта). Терракотовая армия императора

При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама. Деревянная статуя императора

Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта. Правитель Китая(слева) Молодой Правитель (справа)

Китай в это время переживал Империя хань экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (кит. трад. армий с элитами уничтоженных раннее 漢, упр. 汉 , пиньинь: Hàn; 206 дон. э. царств, пытавшихся восстановить свою государственность. Из-за переселений н. э. ) основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан (Гао-цзу), один и войн значительно сократилась численность сельского населения в из военачальников возрожденного основных аграрных районах. царства Чу, воевавших против Цинь Важная особенность смены династий в после смерти императора Цинь Китае состояла в том, что каждая новая Шихуана в 210 г. До н. э. династия приходила на смену предыдущей в обстановке социальноэкономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками. Основателем нового государства становился тот из них, кто мог захватить столицу и насильственно отстранить правившего императора от власти. Гробница первого Императора Китая

С правления Гао-цзу (206— 195 до н. э. ) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань. При императоре У-ди (140— 87 до н. э. ) была взята на вооружение иная философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя. При нём территория ханьской империи значительно расширяется.

Правители из династии Лю покончили с выступлениями знати и провели ряд успешных преобразований. Происходит разделение страны на 10 провинций, была восстановлена «надельная система» , усовершенствовано административное законодательство, укреплена вертикаль власти, оживились торговля и городская жизнь. Значительно увеличились размеры многих городов и численность городского населения. К концу VII века усилившееся военное могущество Танской империи (кит. упр. 唐, пиньинь: Táng) приводит к расширению территории Китая за счёт Восточно-Тюркского и Западно. Тюркского каганатов. Государства, расположенные в Джунгарии и Восточном Туркестане, на некоторое время становятся данниками Китая. Корейское государство Когурё покорено и становится Аньдунским наместничеством Китая. Вновь открыт Великий шёлковый путь. Государство Тан

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

present5.com

Китайские империи Цинь и Хань

Китай - страна древней цивилизации. Начало китайской государственности связан с племенем шан, которое после переселения в долину реки Хуанхэ стал называться инь (шан-инь). Государство Шан-Инь существовала с 1766 до 1122 до н. э., когда попала под власть племени чжоу, правители которой называли себя ваннами - царями. Государство Чжоу была феодальной, где главным принципом считалась преданность царю, за что вассалы получали большие земельные наделы - лены. До 403 г. до н. Э. е. последовательно менялись Западная и Восточная династии Чжоу, общей чертой которых было ослабление центральной власти и укрепление обладателей ленов. Это привело к распаду государства на семь самостоятельных царств (Цинь, Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь, Ци), которые в течение 403-221 гг. До н. е. постоянно враждовали (период "воюющих царств").

Победу в кровопролитной борьбе получило царство Цинь (например, после битвы под Чанпином в 260 г. до н. э. воины Цинь закопали живьем 400 тыс. пленных воинов царства Чжао), а его 13-летний правитель Ин Чжэн, стал "первым императором Цинь "(Цинь Шихуанди). Эта империя существовала с 221 по 206 г. до н. э.

Император разделил свои земли на округа, уезды, волости и тени. Этими административно-территориальными единицами управляли специальные чиновники, которые имели широкие полномочия, общинное самоуправление существенно ограничивалось. Были унифицированы государственная валюта, система мер и весов, письмо и т.д., земледелие провозглашено основным занятием, а на свободные пограничные земли переселено десятки тысяч человек. Было узаконено частную собственность на землю.

Император стал верховным собственником, распределял воду, монополизировал производство и добыча железа и соли, контролировал цены на зерно.

Императорское войско осуществило успешный поход против северных кочевников. Для защиты северо-западных границ были сооружены Великая китайская стена (6450 км в длину и 6,5-10 м высотой), а от столицы до него проложен путь.

Однако расширение границ империи не уменьшило уровня аграрного переселения. К тому же в 20-30 раз были увеличены налоги. Десятки тысяч крестьян, убегая куда глаза от произвола чиновников, попадали в рабство.

Опасаясь за свою жизнь, император построил 270 дворцов, соединенных отдельными переходами, чтобы сделать тайным местоположение.

После смерти Цинь Шихуанди императором стал его младший сын Хуа Хаи, который был еще большим тираном, чем его отец. Против него восстал народ. Напуганный этим, император покончил жизнь самоубийством. В стране началась ужасная кровопролитная борьба за власть. Победу одержал руководитель повстанцев крестьянин Лю Бон, который провозгласил себя императором Западной Ханской империи (название происходит от территории, на которой расположена повстанческая база). Осознание катастрофического положения в стране заставило императора изменить политический курс. Он провозгласил амнистию, возвратил свободу тем, кто продал себя в рабство, уменьшил земельный налог, отменил жестокое цинского законодательство. После смерти Лю Бана могущество Китайского государства укрепил энергичный В-Ди, который провозгласил государственной религией конфуцианство, открыл первый китайский "университет", учредил проведение конкурсов для отбора чиновников.

Конфуций (Кун Цзы, ок. 551-479рр. До н.э.) - древнекитайский мыслитель, философ, основатель конфуцианства. Сначала занимался преподавательской деятельностью, прославившись как один из самых знаменитых педагогов Китая. С 50 лет начал политическую деятельность, став высоким сановником. Оставив службу, в течение 18 лет путешествовал по стране. Конфуций жил в эпоху "Воюющих царств", что побудило его к созданию учения, способного противостоять существующему хаосу. Главным источником сведений о учение Конфуция является "Лунь юй" ("Беседы и суждения") - записи бесед и высказываний философа, сделанные его учениками и последователями. Опираясь на древние традиции и стремясь повлиять на современников, Конфуций разработал концепцию идеального человека, которому присущи гуманность, чувство долга, уважение к старшим, любовь к людям, скромность, справедливость, сдержанность и тому подобное. Проповедуя идеальные отношения между людьми в семье и государстве, Конфуций выступал за четкое иерархическое распределение обязанностей между членами общества. Идеи Конфуция сыграли огромную роль в истории Китая. В новейший период истории влияние конфуцианства несколько ослаб под давлением европейских философских идей, но конфуцианство оставалось господствующей идеологией вплоть до образования Китайской Народной Республики в 1949г.

Новому императору пришлось вести борьбу против северных кочевников, от которых Китай не спасал даже Великая китайская стена. Войска В-Ди проложили путь через территории, заселенные кочевниками, до Ферганы. Этот коридор позже назвали Великим шелковым путем, который связал Китай со Средней и Передней Азией и восточными провинциями Римской империи. Он стал важным торговым путем для Китая и сыграл значительную роль в развитии культурных связей с миром.

В Китае снова установился жестокий политический режим, усилились карательные функции государственных органов, сформировались чиновничьи кланы, распространились рабство и работорговля, происходила дальнейшая поляризация общества. Это повлекло социальные проблемы и стихийные бунты.

Новый император стремился реформы для возрождения "счастливых порядков древности". Однако его намерения не осуществились. Росли масштабы спекуляции и цены на товары, обнаглевшие чиновники злоупотребляли властью, а народ обнищал.

Новые восстания были неизбежны. Мощные крестьянские движения взорвали власть империи Хань. В 9 г. н. э.  власть в империи взял сановник Ван Ман, который для укрепления своего положения пытался провести политические реформы, ответом на которые стало восстание "краснобровых" (они красили брови в красный цвет, чтобы отличаться от солдат Ван Мана).

Следующая борьба за трон совпала с провозглашением на Востоке Китая очередного императора ханской дома, который потопил в крови народное восстание. С этого времени началось правление новой династии (Восточная Хань, 25-220 гг. н. э.).

Как и его предшественники, император Гуан У-ди провозгласил всеобщую амнистию, уменьшил налоги, ограничил крупное землевладение и тому подобное. Но его политика не имела надежной социальной базы. Расслоение общества приобретало угрожающие масштабы. Основная масса крестьян часто была на грани вымирания, теряла землю, попадала в феодальную зависимость.

В стране разрушалось хозяйство, опустошалась государственная казна, сокращалась армия. В государственном аппарате процветала коррупция. Во второй половине ІІ в. в стране произошло около сотни народных выступлений. Крупнейшим среди них было восстание "Желтых повязок" 184 г.., Названный так, поскольку его участники носили желтые повязки в знак борьбы с угнетателями. 300-ти-Ежемесячная армия повстанцев во главе с Чжан-Цзюэ получала города, разрушала имения знати, освобождала рабов, перераспределяла земли. Против них правительство бросило войска из наемных кочевников, которая на протяжении десяти месяцев уничтожало основные силы повстанцев. Однако победа над повстанцами НЕ укрепила империи.

В дальнейшем борьба за трон привела к падению Ханской империи. На севере кочевники образовали несколько собственных государств. VIII ст. произошло разделение империи на три независимых государства. Таким Китай и вошел в эпоху Средневековья.

  • < Религия и культура древней Индии

30school.ru

Империя Цинь

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004 

Раздел 

ВОСТОК

Глава XI.

Древний Китай

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

11.6. Объединение Китая.Империя Цинь

Экономический рост и развитие металлургии железа позво­лили китайским владетелям содержать более многочисленные и прекрасно вооруженные армии и вести более напряженные воен­ные действия. Присвоение рангов за военные заслуги перед пра­вителем поощряло приток в войска смелых и амбициозных лю­дей. Все это делало войны между княжествами, которых к началу III в. до н. э. осталось всего 7, более масштабными, динамичными и кровопролитными, что, в свою очередь, увеличивало возмож­ности одного владения добиться полной победы над другим и его аннексии. Перевес в этих войнах получили Чу и Цинь; последнее в 256 г. до н. э. уничтожило саму династию Чжоу, что свидетель­ствовало об огромных сдвигах в идеологии. При ване Ин Чжэне (246-210 гг. до н. э.) Цинь менее чем за десять лет аннексировало все остальные китайские царства. В 221 г. до н. э. Китай впервые за несколько сот лет был объединен под одной властью.

После этой невиданной победы Ин Чжэн принял новый титул Цинь Шихуанди — «Первый император династии Цинь» — и провел широкие преобразования в стране, превратив ее впервые за всю историю в бюрократическую централизованную империю. Китай был заново поделен на 36 административных округов, чьи границы не имели ничего общего с рубежами старых царств или естественными рубежами, — так император пытался преодолеть традиции сепаратизма. Был сформирован разветвленный госу­дарственный аппарат, включавший на самом нижнем своем уров­не старейшин общины. Особая инспекционная служба осущест­вляла надзор за чиновниками и страной. Государство строго ре­гламентировало все стороны жизни людей; у населения отобрали все оружие и перелили на колокола.

По всей стране были унифицированы письменность, монета, меры веса, введена единая законодательная система, выдержан­ная в обычном легистском циньском духе и отличавшаяся непо­мерной жестокостью. За преступление наказывали всю семью преступника (обычно обращением в государственных рабов). Смертная казнь применялась за всевозможные провинности, в том числе мелкие административные упущения. В массовом по­рядке производились ссылки на каторжные работы. Если среди жителей нескольких деревень скрывался, неведомо для них са­мих, неопознанный виновник серьезного политического престу­пления и власти не в силах были установить его личность, они могли истребить всех этих жителей, чтобы только не упустить преступника.

Приказано было уничтожить все произведения доциньской письменной традиции Китая, чтобы людям было неоткуда узнать об иных временах и порядках (однако множество китайцев, ри­скуя жизнью, укрыли и сохранили запретные сочинения). За приверженность древности были казнены сотни ученых-конфу­цианцев.

Сам Цинь Шихуанди считал свои реформы эсхатологическим спасением Китая и заявлял в своих надписях: «Все совершается как надо, и ничего не происходит иначе, как по намеченному пла­ну. Прозорливость императора достигает всех четырех сторон света, проникает повсюду. Теперь ни высший, ни низший, ни знатный, ни простой человек — никто не нарушает порядка. В больших и малых делах люди напрягают силы, никто не смеет ле­ниться и быть нерадивым. Далеко ли, близко ли, даже в глухих и уединенных местах все усердно трудятся, со строгостью и требо­вательностью друг к другу. Смиренно и радостно люди принима­ют наставления, полностью понимают законы и правила. Улучшения распространятся, и им не будет конца!».

В соответствии с принципами легистов Цинь Шихуанди счи­тал создание империи лишь началом новых грандиозных деяний, призванных еще больше усилить правителя и занять тяжкими трудами народ. В 215-214 гг. до н. э. огромные армии были по­сланы на северных кочевников хунну и вьетские страны между бассейном Янцзы и Южно-Китайским морем, куда еще никогда не проникало китайское оружие; на обоих фронтах ценой громад­ных жертв были произведены обширные завоевания. Империя развернула невиданное строительство: были возведены Великая Китайская стена протяженностью около 5 тыс. км., дворец Эпан и недавно найденная гробница императора, под которую выдол­били внутренность целой горы; в гробнице разместили 6000 тер­ракотовых воинов-гвардейцев в натуральную величину. Строительство Великой стены, на которое ссылали и переселяли людей со всего Китая, осталось в памяти народа страшным бед­ствием. В военном отношении она оказалась почти бесполезной: позднее кочевники часто преодолевали ее. Вся деятельность им­перии осуществлялась за счет жесточайшей эксплуатации крес­тьян, налоги на которых резко возросли и достигли 2/3 урожая.

Империя Цинь порождала всеобщую ненависть, и смерть Цинь Шихуанди в 210 г. до н. э. вызвала почти немедленные мас­совые восстания. В 207 г. до н. э. отряды восставших, во главе ко­торых стояли и крестьянские вожаки, и представители старых аристократических родов, взяли столицу и уничтожили дина­стию Цинь. Возвращаться к былой раздробленности, однако, ни­кто не хотел. В 202 г. до н. э. в развернувшейся между повстанче­скими руководителями борьбе за контроль над всей страной по­бедил бывший мелкий чиновник, выходец из крестьян Лю Ван, покровительствовавший общинам и пресекавший попытки своих войск грабить население. Он провозгласил себя императором под именем Гао-цзу (202-195 гг. до н. э.), основав новую династию — Хань. Время непрерывного правления его потомков образует эпо­ху Старшей Хань (202 г. до н. э. — 9 г.н. э.).

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

 

alpan365.ru