Императоры древнего мира. Хронологический список римских императоров
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 51. Ранняя империя. Первые императоры. Императоры древнего мира


§ 51. Ранняя империя. Первые императоры

§ 51. Ранняя империя. Первые императоры

Правление Августа

Римский народ радовался окончанию гражданских войн. Но каждый понимал, что теперь мир и благоденствие будут зависеть не от консулов и сената, а от воли одного человека. Этим человеком был Август, первый римский император (с 27 года до н. э.). Август помнил об участи Юлия Цезаря и старался избегать внешних знаков своего могущества. Он даже объявил, что восстанавливает республику. Но при этом Август сохранил за собою командование огромной армией. Слово «император» означало именно военную власть Августа. Его гражданские полномочия определялись званием «принцепса» – наиболее авторитетного члена сената, высказывающегося первым по всем вопросам. Кроме того, Август несколько раз становился консулом и ежегодно принимал на себя обязанности народного трибуна. Это позволило ему законным образом сосредоточить в своих руках все полномочия главных должностных лиц.

Император Август. Древнеримская скульптура

При Августе границами государства стали реки Рейн и Дунай в Европе, Евфрат на Востоке, было завершено покорение Испании и Галлии. Частью провинций продолжали управлять сенатские уполномоченные, сменявшиеся ежегодно. В остальных наместники назначались императором лично. Император умер в 14 году н. э., более сорока лет управляя громадным государством в согласии с сенатом. По сенатскому постановлению он был обожествлен. Его смерть породила у одних надежду на восстановление старых республиканских порядков, у других – беспокойство за сохранение мира и покоя в Риме.

Наследники Августа

Армия и сенат поддержали Тиберия, пасынка Августа, который стал принцепсом и правителем империи. В течение последующих пятидесяти лет императорами делались потомки Августа. При них императорская власть быстро стала тиранической. При Нероне, последнем из императорской семьи Цезарей, стали обыденным делом казни и преследования сенаторов. В конце концов это привело к гражданской войне, в которой одержал победу Веспасиан. Этот полководец удачно вел военные действия на Востоке (в Палестине) и был провозглашен императором своими легионами. Нерон потерял расположение солдат, его покинули приближенные, и сенаторы осудили его на смерть. Веспасиан же, человек незнатный, который никак не мог считаться наследником Цезаря и Августа, сумел заслужить любовь армии.

Тяжеловооруженные пехотинцы. Древнеримская скульптура

«Тайна императорской власти» была открыта. Стало ясно, что теперь любой человек, способный захватить и удержать власть военной силой, может управлять Римской державой. Однако он должен был считаться с сенатом, если надеялся на долгое и благополучное правление.

Определите, какие территории вошли в состав Римского государства к концу правления императора Траяна.

«Золотой век» Римской империи

В 98 году с согласия сената императором стал выдающийся полководец Марк Ульпий Траян. В течение почти ста лет власть принадлежала императорам из династии Антонинов. Период правления этой династии называется «золотым веком» Римской империи столь же обоснованно, как и «золотой век» Римской республики. Бо?льшую часть II века римляне наслаждались миром. Их завоевания на Востоке прекратились. Средиземное море стало внутренним морем громадной империи, которое скорее связывало, а не разделяло отдаленные земли и провинции. Римляне называли его «Наше море». По нему купцы, воины и чиновники достигали берегов Испании и Финикии, Египта и Галлии.

В государстве воцарился и внутренний мир. Императоры не враждовали с сенатом, а добровольно уступили ему часть своих прав. Осталась в прошлом борьба сословий, а также старинное соперничество провинциалов и римлян. В провинциях выросло множество городов, которые получили самоуправление. Но в эти годы Рим постоянно оборонял свои владения. Варварские племена пытались прорвать укрепленные рубежи.

Римская империя в I–II веках

Династия Северов

В конце II века мир и согласие в государстве были вновь нарушены. В 193 году к власти на смену Антонинам пришла династия Северов. Ее основатель, суровый воин Септимий Север, подобно императору Веспасиану, победил в гражданской войне. Почти двадцать лет он управлял государством, а перед смертью передал власть своим сыновьям. Септимий Север придал своей власти откровенно военный характер. Не случайно перед смертью на вопрос сыновей, как им управлять государством, он ответил: «Обогащайте солдат и не обращайте внимания на всех остальных!»

Император Север с семьей. Древнеримский рисунок

Права римского сената при Северах были сокращены, недалеко от самого города Рима был впервые размещен легион. Все это говорило о том, что Италия лишалась своих древних привилегий, и ее положение все более приближалось к провинциальному. В самом начале III века права римского гражданства были дарованы всем без исключения свободным жителям империи.

Подведем итоги

Опираясь в основном на военную власть, ранние императоры смогли умиротворить общество и укрепить государство. Лучшие из них старались править в согласии с сенатом и завоевать расположение народа заботой об отечестве. Но уже на рубеже II–III веков их власть все более уподоблялась открытой военной диктатуре.

Тиран – жестокий единоличный правитель.

Династия – ряд правителей из одного и того же рода.

27 год до н. э. – 14 год н. э. Правление императора Августа.

Вопросы и задания

1. Докажите, что в правление Августа республика в Риме сохранялась лишь на словах.

2. Можно ли сказать, что жизнь империи «золотого века» была действительно счастливой порой римской истории? Если да, то почему?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Культ императора | Древний мир

Журнал: Дилетант №20, август 2017 годаРубрика: КалигулаАвтор: Виктор Барашев

Фото: обожествление императораПровозглашение здравствующего монарха богом имело давние традиции в Древнем Египте и в азиатских царствах. Но в Европе подобный культ правителя долго не приживался. С одной стороны, во многих государствах Средиземноморья были сильны традиции коллегиального управления, а с другой — даже в устоявшихся наследственных монархиях царь зачастую воспринимался как «первый среди равных». Но к I веку ситуация стала меняться. Причём именно граждане Рима, считавшиеся образцовыми хранителями демократических традиций, начали воплощать на практике идею обожествления живого владыки.

Прецедент

Задолго до крушения Римской республики любопытный прецедент создал Александр Македонский. Покорив огромные пространства и насмотревшись пышных египетских и азиатских церемониалов, он сам объявил себя богом. И потребовал от своих приближённых соответствующих почестей.Новые подданные из числа персов и других восточных народов были готовы без колебаний признать божественную сущность великого завоевателя и соблюдать любые обряды. Но среди природных македонцев и греков подобная затея встретила резкое отторжение. Для тех, кто прошёл с царём не одну битву и не одну совместную попойку, казалось немыслимым кланяться полководцу до земли и целовать ногу (так называемый обряд проскинезы).В итоге Александр был вынужден смягчить свои требования. Но этот опыт и желание «поставить мир на колени» не образно, а в реальности, не были забыты. Слава покорителя Персии была так велика, что деяния легендарного македонца превратились для всех амбициозных правителей в предмет почти непременного подражания.

Сакральная сила власти

Непосредственно в Риме культ императора родился также не на пустой почве. Почитание богов и строгое соблюдение правил религиозной жизни считались одними из важнейших добродетелей. Даже в периоды особого расцвета вольнолюбия никто из самых просвещённых граждан не мог себе позволить усомниться в святости устоявшихся церемоний.Мелочное соблюдение всех процедур при жертвоприношениях и гаданиях иногда оказывалось важнее упущенной победы. Нет никаких значимых свидетельств того, чтобы кто-либо в Риме посмел отпускать презрительные насмешки в адрес жрецов.Более того, главные должности жрецов были настолько престижны, что со времён Юлия Цезаря римские императоры «приватизировали» пост великого понтифика. С I века высшая светская и духовная власть оказались неразделимы.Все наиболее знатные семьи Вечного города вели свою родословную от какого-либо божества. В частности, Юлии почитали за прародительницу Венеру. Кроме того, в Риме одной из самых желанных наград для полководца был триумф, во время которого победитель представал перед горожанами не как военный вождь, а в образе всенародно почитаемого Юпитера.Правда, следует оговориться, что античные боги имели множество вполне земных черт и пороков. Могли обладать не только сверхспособностями, но также оказаться мстительными, завистливыми и даже трусливыми. В этом смысле греческие и римские боги были гораздо ближе к смертным людям, нежели более поздний образ Создателя в христианстве (а равно и в любой монотеистической религии).Ещё одной важной предпосылкой к формированию императорского культа стали особенности римского общества. Отец семейства имел абсолютную власть над своими рабами, а члены семьи и круг зависимых людей (клиенты) были обязаны беспрекословно выполнять его волю. Таким образом, к началу имперского периода в истории Рима общество было вполне готово воспринимать власть верховного правителя как сакральную силу, а его самого — как божество.

Цезарь и Август

Первым человеком, которого при жизни сенат провозгласил государственным богом Рима, стал Юлий Цезарь. Это решение во многом было закономерным. Ведь полководец, кроме реальной диктаторской власти, не забыл и о формальностях. Он одновременно был трибуном, консулом и верховным понтификом. Позволить себе такое обычный человек просто не смог бы.А вот богу всё подвластно. И почему бы таком случае не сопроводить статую Цезаря надписью Deo invicto («Непобедимому богу»)? Но знаменитый диктатор пошёл ещё дальше. К традиционным 15 фламинам (специальным жрецам, которые осуществляли культ главных богов) прибавился ещё один. Новый фламин персонально отвечал за культ Юлия Цезаря.Убийство диктатора чуть не заверило едва входящий в устойчивую традицию культ императора. Враги Цезаря и сторонники республиканских порядков не считали власть узурпатора сакральной. Однако итоговая победа цезарианцев во главе с Октавианом Августом придала новый импульс делу обожествления здравствующего правителя.Сам новый император был очень суеверным. Он боялся, что официальное провозглашение богом неизбежно ведёт к смерти. Письма провинциалам Октавиан скромно подписывал divus nlius («сын божий», имея в виду своё усыновление Цезарем). Но маховик сакрализации был уже запущен. Множились статуи Августа в образе Юпитера и храмы, посвящённые лично ему. Ни император, ни сенат ничего не могли с этим поделать. Многие граждане искренне считали правителя живым божеством и обращались к нему с молитвами о защите или благоденствии. Для людей той эпохи это было вполне естественно.Почему бы заодно с прочими небесными покровителями не принести жертву земному владыке? Процесс обожествления стал необратимым.Воцарение Тиберия уже ничего не меняло. Но привычка почитать здравствующего императора подчас приводила к курьёзам. Один такой случай имел серьёзные последствия. Некий гражданин (возможно, желая сэкономить, а может, по простодушию) заменил на своей собственной статуе Августа голову почившего императора на голову Тиберия. Бдительные соседи донесли «куда следует», и вскоре начался процесс об «оскорблении императорского величия». В последующем подобные суды стали обычным явлением. И многие римляне закончили жизнь от рук палача лишь за то, что не проявляли должного усердия, отправляя культ монарха.

Калигула

Первым императором Рима, который не просто смирился с культом своего имени среди провинциалов и низших классов, но и прямо потребовал ставить собственные статуи среди главных богов, стал Калигула. Отныне почести римскому владыке следовало воздавать не в добровольном, а в обязательном порядке.Молодой правитель не страдал робостью. Он стал появляться на публике в образе Юпитера с позолоченной бородкой и золотыми молниями в руке. Иногда Калигула менял бутафорские предметы в этих представлениях. Он мог явиться с трезубцем Нептуна или с кадуцеем Меркурия. А то и вовсе облачался в шелка и представал в образе Венеры.Особое удовольствие Калигуле доставляло унижение сенаторов. Император хотел, чтобы они именовали его только «богом» и «господином». И никак иначе. Ещё совсем недавно о таком дерзком вызове высшему органу власти не могло быть и речи. Но все изменилось. Понятия гордости и чести среди глав древних родов померкли и остались лишь в воспоминаниях. И лидеры лучших семейств, чьи предки предпочитали смерть публичному унижению, смирились. Убоявшись расправы, сенаторы согласились почитать Калигулу как бога.Правда, серьёзная проблема возникла в Иудее. Для евреев приказ об установке в своих храмах статуи простого смертного (пусть и могущественного императора) был немыслим. Все могло обернуться всенародным восстанием.Друзья Калигулы потратили немало сил, объясняя ему всю опасность положения. И тот в итоге махнул рукой. Установку статуй императора в иудейских святилищах отложили до лучших времён.

От статуй к проскинезе

В последующие годы культ римских правителей оставался незыблемым. Он мог лишь становиться менее навязчивым (например, в период власти «хороших» императоров) или принимать вычурные формы при нахождении на троне людей с манией величия. Особо отличились Нерон, Домициан, Коммод, Аврелиан и Диоклетиан.Нерон приказал воздвигнуть в свою честь гигантскую статую, представ в образе бога Солнца. Домициан лично следил за повсеместной установкой собственных золотых и серебряных статуй. Кроме того, он решил переплюнуть славу божественных Цезаря и Августа и повелел переименовать в свою честь не один, а сразу два месяца (сентябрь и октябрь).Коммоду показалось, что уже устоявшиеся традиции императорского культа приелись. Нужны новые смелые идеи. И он приказал почитать себя как Геркулеса. Именно в этом образе он был отчеканен на монетах. В свою очередь, Аврелиан стал первым, кто везде появлялся в диадеме и оброс невероятным количеством титулов, каждый из которых начинался с прилагательного «величайший».Кульминации обожествление императора достигло при Диоклетиане.Исполнилась мечта Александра Великого. Проскинеза стала обязательным ритуалом для всех, кто обращался к повелителю.Как ни странно, но именно после Диоклетиана культ императора стал сходить на нет. Уже при Константине Великом в Риме было введено в качестве официальной религии христианство. И, разумеется, с того времени ни о каком многобожии речи быть не могло. Тем не менее осколки культа ещё около ста лет напоминали о себе. Даже императоры-христиане периодически объявлялись богами. Например, Валент и Феодосий Великий. Но в целом именно монотеизм радикально изменил прежние традиции почитания монарха. Исчезли жертвоприношения (без которых прежний культ был неисполним), а старые языческие храмы (стали превращаться в церкви (а значит, из них выносили все статуи). А вскоре исчезла и сама империя.

Знаете ли вы что…

Страстная привязанность императора Адриана к юноше по имени Антиной привела к неожиданным последствиям. Правитель встретил красивого молодого грека во время поездки в Малую Азию и сделал его своим постоянным спутником. Адриану было 54 года, и он был женат. Но любовь к Антиною ослепила римского владыку. Вскоре юноша погиб. Император оказался столь безутешен, что повелел распространить божественный культ своего фаворита на всю империю. Статуи Антиноя были прибавлены к пантеону богов в сотнях храмов огромного государства.Адриан посчитал, что простой смертный не может обладать столь прекрасным ликом, как у Антиноя. А значит, в образе юноши император повстречал бога. Позднее культ Антиноя получил широкое развитие в Греции и Египте, где его почитали как Осириса, Аполлона, Диониса и Гермеса.

Знаете ли вы что…

Обвинение в святотатстве привели к тому, что афинянин Фидий (выдающийся скульптор и архитектор V века до н.э.) оказался в тюрьме. Всё началось с того, что ему было поручено руководство масштабными работами по реконструкции Акрополя. У Фидия и его покровителя Перикла было много завистников и недоброжелателей. И вскоре против скульптора был открыт судебный процесс. Его обвинили в том, что на щите богини Афины он среди прочих изваяний поместил себя и Перикла. По мнению древних греков, это было страшным преступлением. За подобное святотатство полагалась смерть. При этом «доказательная база» оказалась весьма хлипкой и субъективной. Но Фидий был настолько подавлен, что умер, не дождавшись решения суда.

bagira.guru

Хронологический список римских императоров. Эдвард Гиббон. Упадок и разрушение Римской империи (сокращенный вариант). Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

От Августа до падения империи на Западе

   

до н. э.

   27–14 Август

   

н. э.

   14–37 Тиберий

   37–41 Гай Калигула

   41–54 Клавдий

   54–68 Нерон

   68–69 Гальба

   69 Оттон

   69 Вителлин

   69–79 Веспасиан

   79–81 Тит

   81–96 Домициан

   96–98 Нерва

   98–117 Траян

   117–138 Адриан

   138–161 Антонин Пий

   161–180 Марк Аврелий с Луцием Вером в 161–169 гг. и Коммодом со 177 г.

   180–192 Коммод

   193 Пертинакс и после него Дидий Юлиан

   193–211 Септимий Север с Каракаллой со 198 г. и Гетой с 209 г.

   211–217 Каракалла с Гетой (в 211–212 гг.)

   217–218 Макрин с Диадуменианом в 218 г.

   218–222 Элагабал

   222–235 Александр Север

   235–238 Максимин Фракиец

   238 Гордиан I, Гордиан II, Пупиен (Максим) и Бальбин

   238–244 Гордиан III

   244–249 Филипп Араб со своим сыном Филиппом в 247–249 гг.

   249–251 Деций

   251–253 Требониан Галл и Волузиан

   253–260 Валериан с Галлиеном

   260–268 Галлиен

   268–270 Клавдий II Готский

   270–275 Аврелиан

   275–276 Тацит (и Флориан в 276 г.)

   276-282 Проб

   282–283 Кар

   283–284 Карин и Нумериан

   284–305 Диоклетиан

   286–305 Максимин (оба отреклись от престола в 305 г.)

   305–311 Галерий, с которым в разное время совместно правили Констанций I Бледный, Север II, Лициний, Константин I и Максимин Даза. В 309 г. было шесть августов

   311–324 Константин I и Лициний

   324–337 Константин I

   337–340 Константин II, Констанций II и Констант

   350–361 Констанций II

   361–363 Юлиан

   363–364 Иовиан

   364–375 Валентиниан I и Валент совместно с Грацианом (с 367 г.)

   375–378 Валент, Грациан и Валентиниан II

   378–395 Феодосии I (Великий) царствовал совместно с Грацианом и Валентинианом II с 378-го по 383 г., с Валентинианом II и Аркадием с 383-го по 392 г. и с Аркадием и Гонорием с 392 г. до своей смерти в 395 г.

   395 Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

   Последующие императоры от Гонория до Ромула Августула правили только Западной империей

   395–423 Гонорий

   425–455 Валентиниан III

   455 Петроний Максим

   455–456 Авит

   457–461 Майориан

   461–465 Либий Север

   467–472 Антемий

   472 Олибрий

   473–474 Глицерин

   474–475 Юлий Непот

   475–476 Ромул Августул (низложен)

   

Конец Западной Римской империи
Римские императоры Востока от разделения империи до окончательного падения Константинополя
ДИНАСТИЯ ФЕОДОСИЯ

   395–408 Аркадий

   408–450 Феодосии II

   450–457 Маркиан (женат на Пульхерии, дочери Феодосия I)

ДИНАСТИЯ ЛЬВА

   457–474 Лев I

   474 Лев II

   474–491 Зенон

   491–518 Анастасий

ДИНАСТИЯ ЮСТИНИАНА

   518–527 Юстин I

   527–565 Юстиниан I

   565–578 Юстин II

   578–582 Тиберий II

   582–602 Маврикий

   602–610 Фока

ДИНАСТИЯ ИРАКЛИЯ

   610–641 Ираклий

   641–668 Констант II

   668–685 Константин IV

   685–695 Юстиниан II (изгнан)

   695–698 Леонтий

   698–705 Тиберий III

   705–711 Юстиниан II (восстановлен на престоле)

   711–713 Филиппик Вар дан

   713–716 Анастасий II

   716–717 Феодосии III

   Эти три последних императора не принадлежат ни к одной династии и получали власть на короткое время в период смут.

ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ (ИКОНОБОРЦЫ)

   717–741 Лев III Иконоборец

   741–775 Константин V Копроним

   775–780 Лев IV Хазарин

   780–797 Константин VI (ослеплен и убит своей матерью Ириной)

   797–802 Ирина

   

Конец Исаврийской династии

   802–811 Никифор I

   811 Ставракий

   811–813 Михаил I

   813–820 Лев V

ФРИГИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ

   820–829 Михаил II

   829–842 Феофил

   842–867 Михаил III

МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ

   867–886 Василий I Македонянин

   886–912 Лев VI и и 913 Александр

   912–959 Константин VII Багрянородный

   919–944 Роман I Лакапин (совместно с Константином VII до 944 г. Его сын Константин (VIII) пытался незаконно захватить престол в 924 г.

   959–963 Роман II

   963 Феофано, вдова Романа II, правительница от имени своих малолетних сыновей Василия II и Константина VIII (IX). Феофано вышла замуж за Никифора Фоку, который правил под именем

   963–969 Никифор II. Его убил

   969–976 Иоанн I Цимисхий

   1025 Смерть Василия II Болгаробойцы

   1028 Смерть Константина VIII (IX)

   1028–1034 Роман III Аргир

   1034–1041 Михаил IV Пафлагонец

   1041–1042 Михаил V Калафат

   1042 Зоя и Феодора совместно императрицы

   1042–1055 Константин IX (X) Мономах

   1050 Cмерть Зои

   1055–1056 Феодора – единственная императрица

   1056–1057 Михаил VI Стратиотик

   

Конец Македонской династии
ПЕРИОД, ПРЕДВАРИВШИЙ ДИНАСТИЮ КОМНИНОВ

   1057–1059 Исаак I Комнин (отрекся)

   1059–1067 Константин X (XI) Дука

   1067–1071 Роман IV Диоген (Константин (XII) в 1071)

   1071–1078 Михаил VII Дука

   1078–1081 Никифор III Вотаниат (восстание Никифора Вриенния)

ДИНАСТИЯ КОМНИНОВ

   1081–1118 Алексей I Комнин

   1118–1143 Иоанн II

   1143–1180 Мануил I

   1180–1183 Алексей II

   1183–1185 Андроник I

ДИНАСТИЯ АНГЕЛОВ

   1185–1195 Исаак II (свергнут с престола)

   1195–1203 Алексей III

   1203–1204 Исаак II (восстановлен на престоле) вместе с Алексеем IV

   1204 Алексей V Дука Мурзуфл

   1204 Захват Константинополя участниками Четвертого крестового похода и приход к власти латинских императоров

ВОСТОЧНОРИМСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ В НИКЕЕ

   1204–1222 Феодор I Ласкарис

   1222–1254 Иоанн III Дука Батан

   1254–1258 Теодор II Ласкарис

   1258–1261 Иоанн IV Ласкарис

   1259–1282 Михаил VIII Палеолог

   1261 Константинополь отвоеван греками, и восточные императоры вернулись туда

ДИНАСТИЯ ПАЛЕОЛОГОВ

   1261–1282 Михаил VIII Палеолог

   1282–1328 Андроник II

   (1293–1320) Михаил IX

   Затем был период безвластия; после него правили

   1328–1341 Андроник III

   1341–1376 Иоанн V

   1341–1354 Иоанн VI Кантакузин

   1376–1379 Андроник IV

   1379–1391 Иоанн V (восстановлен на престоле)

   1390 Иоанн VII

   1391–1425 Мануил II

   1425–1448 Иоанн VI

   1449–1453 Константин XI (XIII) Драгаш

   1453 Захват Константинополя Мехмедом II и конец Римской империи

   Примечание. Константины в этом списке пронумерованы так, как это принято в наше время, и последний император, носивший это имя, оказывается Константином XI. Но по порядку, который был принят раньше, восставший сын Романа I был Константином VIII, и соответственно увеличивались на единицу номера последующих носителей этого имени до Константина Дуки (1059–1067). В 1071 году еще один кратковременный претендент на власть взял себе имя Константин XII, так что последний Константин был раньше известен как XIII.

historylib.org


Смотрите также