Илларион древняя русь. Духовный подвиг первого русского митрополита Святителя Илариона Киевского.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Митрополит Иларион Киевский: биография (фото). Илларион древняя русь


Митрополит Иларион Киевский: биография (фото)

Вопрос автокефалии поместных церквей открыт и по нынешнее время. Окунувшись в историю конфессиональных споров, можно с уверенностью утверждать, что принятие автокефалии - не столько религиозный, сколько политический процесс.

Данная статья будет посвящена первой попытке Русской православной церкви получить такую автономию. Уже в 11 веке было ясно, что подчинение Константинополю наносит значимый ущерб Российскому государству.

Историко-политические предпосылки избрания митрополита из русских

Поводом к конфликту, переросшему в настоящую войну между греками и русскими в период правления Ярослава Мудрого, был инцидент, связанный с купцами из Киевской Руси.

В Константинополе был убит купец из Киева, при этом имущество, которое принадлежало погибшему, было конфисковано в пользу императора. Известия про случившееся довольно быстро достигли Киева и вызвали бурю негодования у правящей элиты и, конечно же, непосредственно у князя. Ведь незадолго до этого были проведены переговоры, оговаривающие подобные ситуации и меры по решению спорных вопросов, однако греки поступили абсолютно против принятых соглашений.

Военный поход против греков

иларион киевский

Князь Ярослав отправляет в Восточную Римскую империю экспедиционный корпус, возглавил его старший сын князя, который отправляется морским путем. Около западных берегов Черного моря эскадра славян попала в большой шторм, потеряв более трети своих кораблей. Оставшаяся часть войск, двигавшаяся морем, была атакована греческими судами. После таких неприятностей часть еще пригодных к использованию кораблей была отправлена обратно, высадив при этом десант. На обратном пути корабли князя вновь были настигнуты греческой эскадрой, но в этот раз удача была на стороне воинов князя Ярослава. Суда греков в большом количестве были потоплены.

Шесть тысяч воинов, которых удалось высадить на берег, продолжили свой поход, вел войска опытный воевода Вышата. Известие про уничтожение флота привело императора Константина Мономаха в бешенство, поэтому вопрос высаженного десанта должен был быть по замыслу императора решен с максимальной жестокостью.

митрополит иларион киевский

После ряда столкновений воевода Вышата был окружен и с остатками отряда взят в плен, в этом случае греки употребили очень жестокое наказание, которое, в принципе, уже применялось в истории, достаточно вспомнить Василия II Болгаробойца. Оставшиеся русские воины были ослеплены и отправлены на родину, конечно, такой акт со стороны греков не способствовал прекращению войны.

Смерть митрополита Феогноста как предпосылка к избранию Илариона

В 1048 году умирает митрополит Феогност. В связи с кризисом греко-славянских отношений новый митрополит не может приехать на Русь. Необходимо заметить, что до этого все иерархи присылались из Константинополя. Князь Ярослав Мудрый понимает, что ситуация критична и в ней необходимо действовать быстро и жестко. Поэтому он принимает решение поставить на должность митрополита-соотечественника без разрешения Византии. Выбор падает на насельника Киево–Печерской лавры, будущего первоиерарха Русской православной церкви, которым становится Иларион Киевский.

Сближение будущего митрополита и князя

Еще до своего монашеского подвига Иларион Киевский отличался аскетической жизнью, подражая древним анахоретам.

 митрополит иларион киевская русь

Источники повествуют, что он выкопал себе пещеру в лесу. В ней он проводил уединённые часы в молитве. Впоследствии там поселился инок Антоний, вернувшийся с Афона. Именно с этого момента духовный авторитет Илариона начинает расти в глазах населения древнего Киева. Через некоторое время, вероятнее всего, в 50-х годах XI века, люди начинают прибегать к различным советам этого человека. Князь сделал его настоятелем собственного храма.

Иларион Киевский, митрополит: биография

Сведений относительно жизни будущего святителя и первого митрополита из русских не очень много. Достоверно известно, что митрополит Иларион Киевский и всея Киевской Руси был родом из Киева. Бесспорно, что сочинения, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о прекрасной подготовке автора как в богословии, каноническом праве, так и в знаниях правил ораторского искусства.

Существует предположение, что он владел греческим языком, который изучал на Афоне или в Константинополе, возможно, был и на Западе, где познакомился с западным богословием и богослужением. Однако такие гипотезы не имеют достоверного подтверждения.

 иларион киевский митрополит биография

До своей архиерейской хиротонии Иларион, митрополит Киевский, сначала был священником в селе Берестовое, расположенным под Киевом, и служил в церкви, принадлежащей князю.

Относительно его личных качеств как пастыря и человека свидетельств не сохранилось. Однако тот факт, что он возглавлял княжеский приход, свидетельствует о неком духовном авторитете, который завоевал этот человек в глазах князя. Единственные данные про Илариона, митрополита Киевского, можно отыскать в летописи, где говорится о нем как о человеке добродетельной жизни, постнике и книжнике. Однако понять, что означает последнее, трудно. Бесспорно, это говорится про его начитанность. Но ограничивается ли она изучением святых отцов и их творений или же получением систематического образования, судить трудно. В современной науке до сих пор не умолкают споры относительно этого.

Собор русских епископов

В 1051 году князь Ярослав Мудрый, собрав местных архиереев, провел синод, после чего независимо от Константинополя священник Иларион был возведен на Киевский престол на должность митрополита.

Исходя из анализа сохранившихся документов, можно заключить, что митрополит Иларион Киевский абсолютно поддерживал внутренний и внешний политический курс, выбранный Ярославом Мудрым.

Последующая судьба митрополита

После смерти великого князя, который боролся за независимость церкви от Константинополя, этот церковный и политический деятель был практически смещен, вместо него был прислан ставленник из Византии. Это событие произошло в 1055 году. Дальнейшая судьба первого митрополита из русских неизвестна, существует несколько версий:

  1. Самостоятельно ушел с кафедры и доживал свои дни как насельник Киево-Печерского монастыря.
  2. Причиной появления митрополита из Византии стала смерть митрополита Илариона Киевского, но в этом случае вопрос о том, была ли она естественной, остается открытым.
  3. Был принудительно снят с кафедры и заточен в монастырь.

Таким образом, биография митрополита Киевского Илариона является иллюстрацией процесса стремления молодой церкви на территории Киевской Руси к автокефалии и нежелания Византии потерять рычаги давления на государство и общество, предоставив самостоятельность новообразованной митрополии.

Общественная деятельность митрополита Илариона

Многие исследователи истории Русской православной церкви, такие как Карташов, Голубинский, митрополит Макарий, Смирнов, часто пытаются дать историческую оценку этому феномену в истории Российского государства. Возникает закономерный вопрос: "Иларион Киевский, митрополит, что сделал для государства и церкви, как это повлияло на развитие этих двух институтов общественной жизни?"

Будущий святитель не только занимался церковными делами, но и участвовал вместе с князем в формировании правовой системы Киевской Руси. Благодаря его непосредственному участию, была создана и систематизирована правовая система, действующая на территории Киевской Руси.

Участие в организации Киево-Печерской лавры

митрополит киевский и всея руси иларион киевский

Также он принимал активное участие в строительстве Киево-Печерской лавры. Имея очень близкие отношения с князем, он получил необходимые земли для строительства будущего центра духовной культуры всего Российского государства.

Кроме этого, святитель принимал участие в формировании библиотеки, которая создавалась при соборе святой Софии. Его авторству принадлежит ряд церковно-литературных памятников, которые являются настоящим произведением искусства древнеславянской письменности.

Литературная деятельность святителя Илариона

Наиболее значимым произведением, принадлежащим ему, является литературное произведение, которое полностью перевернуло представление ученых про интеллектуальное развитие Киевской Руси. Был высокообразованным человеком Иларион Киевский, митрополит. "Слово о законе и благодати" указывает на то, что была необходима симфония власти.

Известнейший исследователь литературного наследия Древней Руси Лихачев Д. С. считал, что это произведение написано на высоком уровне. Автор выстроил логически выверенный текст, простота повествования и разнообразие литературных приемов свидетельствуют о таланте писавшего его человека. Ритмически правильно расставленная речь приравнивает этот текст к аналогичным литературным памятникам византийских авторов. Писал и другие работы митрополит Иларион.

Киевская Русь - государство, подарившее свету такого талантливого человека. Кроме вышеозвученного произведения, ему принадлежат еще несколько сохранившихся до нашего времени сочинений.

иларион киевский митрополит слово о законе и благодати

Интересным произведение является «Исповедание веры», написанное по случаю епископской хиротонии. По обычаю, поставляемый клирик в епископы должен прилюдно рассказать о своих богословских убеждениях, чтобы все присутствующие могли понять, что он не является еретиком.

Также ему принадлежит молитва, которая имеет название «Молитва преподобного отца нашего Илариона, митрополита Российского», производящая незабываемое впечатление на читателя поэтичностью и обилием поэтических образов.

Кроме этого, он является автором "Похвалы" в честь Ярослава Мудрого, написанной после его проставления на престол митрополита.

Канонизация святителя Илариона

Вопрос о канонизации остается открытым и сейчас. Достоверно неизвестно, когда произошло это событие, возможно, что митрополит Киевский и всея Руси Иларион Киевский был причислен к лику святых без определения церковного собора. Впрочем, большинство церковных историков считают, что непосредственно решения собора по данному вопросу не было. Причиной стало народное почитание. Мощи этого святого находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря. День памяти совершается 21 октября.

иларион киевский митрополит что сделал

До настоящего времени не сохранилось достоверных изображений, на которых изображен Иларион Киевский, митрополит. Фото, представленные в статье, это подтверждают. Также в соответствии с русскими традициями, мощи находятся под облачением, их не показывают широкой публике. Можно лишь увидеть фото гробницы, где находятся мощи святого.

fb.ru

ИЛАРИОН КИЕВСКИЙ - Древо

Иларион Русин, (+ 2-я пол. XI в.), митрополит Киевский и всея Руси, святитель

Память 21 октября, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых

Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником церкви св. Апостолов в Берестове, княжеской резиденции под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.

По словам преподобного Нестора Летописца:

«Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу...»

Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг.

Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви.

Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки. Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Это литературное произведение свидетельствует не только о богословских знаниях, но и о риторических и писательских дарованиях его автора, что заставляет предполагать, что Иларион получил высшее образование в Византии. Участвуя в посольстве ко французскому королевскому двору (ок. 1048), он имел возможность познакомиться также с Западной Европой.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом (по другим сведениям, он так и не был утвержден и с этим связано его недолгое правление). Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности.

На время его правления приходится освящение 26 ноября 1052 (1053) г. каменной церкви монастыря св. Георгия в Киеве, основанного Ярославом.

С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. Впрочем этот факт ставится под сомнения учеными, относящими этот номоканон к позднейшему времени (XII-XIII вв.) [1].

Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого, 20 февраля 1054 г., святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Ефрем.

Молчание летописи о кончине свт. Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка поставления киевских митрополитов и, вероятно, последовало вскоре после смерти Ярослава в феврале 1054 г. [1]

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати», известное в более 50 списках XV-XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Труды

  • Слово о законе и благодати (Памятники древн. рус. лит., вып. I).
  • Похвала князю (кагану) Владимиру, просветившему Русь св. крещением. (Там же).
  • Молитва к Богу от лица всей новопросвещенной Руси. (Там же).
  • Изложение или исповедание веры.
  • Поучение о пользе душевней ко всем христианам.
  • Слово к брату-столпнику.

Литература

  • Посторжинский М., прот. История русской церк. проповеди, 2-е изд. Киев, 1891, с. 11-31.
  • Соловьев С.М. История России, кн. 1-я, с. 210, 211 пр. 1-е, 254, 255, 260, 261.
  • Касаткин В., прот. Монастыри, соборы и прих. церкви Влад. еп., ч. I, 1906, с. 135, 158, 222.
  • Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 150, 229.
  • Протопопов Д. Жития святых, 1885, август, с. 436-438.
  • Токмаков И. Историч. и археологич. опис. Покровского девичьего м-ря в Суздале. М., 1889, с. 19-27.
  • Филарет (Гумилевский) И. Р. Ц., период I, с. 76, 89-91, 106 пр. 149; 119 пр. 178; 120, 155, 170-173, 185, 196.
  • Строев П., с. 1.
  • Булгаков, с. 1402.
  • Летопись Е. А., с. 362-364.
  • Н. Д., с. 12.
  • Истор. вестн., 1895, май, с. 629.
  • Ж. П. Б., декабрь, с. 1012, 1045.
  • П. С. Р. Л., т. I, с. 67, 254-255; т. II, с. 268; т. III, с. 2; т. V, с. 138; т. VI, с. 84; т. VII, с. 332, 339.
  • Ж. М. П., 1951, № 6, с. 46-48.
  • «-» 1954, № 10, с. 44.
  • БЭЛ, т. V, с. 846.
  • БЭС, т. I, с. 932; т. II, с. 1573.
  • РБС, т. VIII, с. 85.

Использованные материалы

  • Статья в портале «Православие.ru»:
  • Статья в портале «Русское Православие»:
  • Статья проекта «Русский Биографический Словарь»:
  • http://www.library.ukma.kiev.ua/collections/e_lib/addition/h...htm
  • Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

[1]  Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко - http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

drevo-info.ru

Митрополит Иларион. Допетровская Русь. Исторические портреты.

Митрополит Иларион

В истории русской культуры были явления столь яркие, значение которых не устаревает и сегодня. Таковым стало литературное наследие митрополита Киевского Илариона. К сожалению, мы знаем мало подробностей его биографии. Не сохранилось его изображения. Как уже отмечалось, он был не только современником князя Ярослава Мудрого, но и его единомышленником, верным помощником. Благодаря этому среди многочисленных сообщений о князе Ярославе сохранились и некоторые сведения об Иларионе. Именно Ярослав вместе с советом епископов поставил Илариона митрополитом русской церкви.

Иларион — первый Киевский митрополит русского происхождения. Обычно это были греки; да и вообще — претендента на такой высокий пост назначал патриарх Константинопольский. Решение Ярослава было принято без санкции Константинополя. Авторитет Киевской Руси при князе Ярославе был столь высок, что византийцы — великие дипломаты — не стали ему противоречить и согласились с Киевом. Возможно, тогда впервые возникает мысль: русская церковь может стать независимой от Византии. При этом не нарушался канон Церкви, не отрицалось уважение к патриарху Цареградскому.

Каким же он был, митрополит Иларион? В летописи указывается, что Иларион был «муж благ и книжен и постник». Князь Ярослав был знаком с будущим митрополитом ещё тогда, когда тот был священником в селе Берестове под Киевом. Там же находился княжеский летний дворец.

Иларион нередко удалялся на соседнюю от Берестова гору и в вырытой им небольшой пещере в уединении предавался молитве и богомыслию. Ярослав не понаслышке знал о высокой образованности этого священника, о его добродетели. Можно предполагать, что общение с равным по интеллекту приносило мудрому князю не только чувство радости, но становилось настоятельной необходимостью.

Митрополит Иларион был соавтором Ярослава в создании церковного Устава, определявшего нормы поведения в быту, порядок жизни Церкви. Иларион активно участвовал в летописании, да, очевидно, и в переписке и переводе греческих книг, организации библиотек, создании школ и т. д., чем активно занимался и сам Ярослав. Но главное творение Илариона как писателя и мыслителя, дошедшее до нас, — «Слово о Законе и Благодати». И не только потому, что автор его проявил себя как высочайший мастер торжественного красноречия. «Слово» станет главным идеологическим произведением молодого христианского государства. Предполагается, что оно было произнесено в честь завершения постройки оборонительных сооружений Киева 26 марта 1049 г. Прошло чуть более полувека после Крещения Руси. Были, очевидно, ещё живы люди, которые приняли крещение при самом князе Владимире. И хотя большая часть населения Руси была ещё языческой, уже появился в этом государстве человек, который смог творчески подойти к теоретическому осмыслению сложнейших вопросов христианской философии, мировой и отечественной истории.

Причём делал он это, свободно владея специфической лексикой, в образно-поэтической форме, ярко и эмоционально. Наш современник Олег Платонов удачно сравнил «Слово» Илариона с первым словом детской чистой и горячей молитвы.

«Слово» построено по всем правилам ораторского искусства и церковного канона того времени. Первая его часть содержит теоретические рассуждения, которые затем в двух последующих частях станут основой для доказательства определённой идеи. В христианской историографии тогда принято было давать обширные экскурсы в ветхозаветную и новозаветную эпохи. Иларион отказался от стереотипов повествования своих предшественников. Он сократил вводную часть, но в этом не было и намёка на кощунственную еретическую вседозволенность. Он просто дал возможность слушателю (а затем и читателю) сконцентрировать внимание на главной идее своего произведения. Это была смелость живого, пульсирующего творчества, которое позволило автору стать одним из основателей русской философии. Так, Иларион отмечал, что «Законе (Ветхий Завет) был дан людям через пророка Моисея для того, чтобы они «не погибли в язычестве». Но «Закон» был известен только древним евреям. Л «Благодать» (Новый Завет) стал в новую историческую эпоху достоянием всего человечества. Именно в этом главное преимущество «Благодати». Иларион подчёркивал, что «Закон» разобщает народы, так как выделяет среди них один народ. «Благодать» дана всем народам. Она даёт оправдание земному существованию человека и становится основой его спасения.

Таким образом, Новый Завет становится основой в духовном просвещении и осмыслении факта равенства всех народов перед Богом. Заостряя внимание на мысли о равенстве Руси с другими христианскими государствами, в том числе и с Византией,

Иларион как бы указывает на формальность роли Константинополя в событии Крещения Руси. То, что «Благодать» дошла до Руси, — закономерный акт Божественного провидения.

В «Слове» звучит отрицательное отношение как к национальной замкнутости иудеев, так и к стремлению греков подчеркнуть свое превосходство над другими народами. Иларион констатирует, что все народы проходят два этапа развития: эпоху «идольского мрака», то есть язычества, и эпоху «благодати». Но это не значит, что молодые народы, выходящие из «идольского мрака», являются лишь варварами, не имеющими своей истории. Иларион говорит о высоком предназначении своих соотечественников для совершения великих дел. Причём в этом тезисе нет притязаний на их первенство среди других народов, но явно утверждается мысль: Русь имеет свою историю, богатую событиями, которая является частью мировой истории.

Но самое удивительное то, что Иларион, не просто убеждённый христианин, а идеолог христианства, чудесным образом соединяет высокую апологию православия с национальной гордостью за языческое прошлое своей Родины. Не топтал, не оскорблял память предков за их веру языческую митрополит Иларион. У него хватило мудрости не бросать упрек из своего времени, другой реальности и отдать ей должное за труды и подвиги по созданию Русского государства. Хотя и сегодня в некоторых церковных изданиях не жалуют язычника князя Святослава, помня его непослушание матери, княгине Ольге, первой из русского княжеского рода принявшей христианство. Не смогла уговорить его Ольга принять обряд крещения. Не в силах был её сын предать веру своих предков. А ведь Святослав, согласно некоторым древним источникам, окончательно избавил Русь от хазарской зависимости. И в этом, очевидно, видел Иларион одну из главных заслуг древнерусского полководца.

Высоко оценивая деятельность великих князей Владимира и Ярослава, Иларион отмечает, что они достойны своих предков, стоявших у истоков рождения Руси. Князь Владимир, по собственной воле обратив Русь в христианскую веру, совершил просветительскую миссию вселенского характера, — подчёркивает Иларион, — так же, как и император Константин, утвердивший христианство в Западной Европе. И сегодня в Русской православной церкви «Слово» Илариона читается в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Прославляя Ярослава Мудрого, просветителя и строителя, Иларион отмечает, что возведённый им Софийский собор — символ равенства Руси и Византии. И, что самое удивительное, Иларион намного раньше, чем Н. Я. Данилевский (XIX в.), Дж. Тойнби (XX в.) заговорил о существовании различных цивилизаций. Вот только термина тогда такого не существовало. Иларион отстаивал право Руси на свою самобытность. Кроме того, он, возможно, одним из первых в XI в. ввёл словосочетание «русский народ». До этого употреблялось выражение «Русская земля».

После 1054 г. (год смерти князя Ярослава) имя митрополита Илариона больше не упоминается в летописях, даже среди имён присутствовавших на похоронах Ярослава. Возможно, Иларион был смещён с поста митрополита. Он удалился в Киево-Печер-ский монастырь.

В древних рукописях митрополита Илариона называют святым. В Киевском каталоге русских архиереев сказано о нём, что он «положен в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен».

«Слово» Илариона заканчивается молитвой, обращенной к Богу: «...простри милость Твою на людей Твоих... владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь, Церковь Твою укрепи, достояние Своё убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Святитель Иларион Киевский и его "Слово о законе и благодати"

Святитель Иларион Киевский и его "Слово о законе и благодати" [Apr. 2nd, 2007|07:39 pm]

Древняя Русь. Научное сообщество

Слово о Законе и Благодати - выдающийся памятник древнерусской богословской литературы. Иларион, митрополит Киевский (11 в.), рус. правосл. богослов и церк. деятель. Митрополит Иларион Киевский занесен в святцы Русской православной церкви (21 октября). В этот же день чтится и еще один Иларион - схимник Печерский. Многие историки считают, что это один и тот же человек.Тема проповеди о законе и благодати связана с двумя приближающимися праздниками - Благовещения и Пасхи.

Я сделал страничку, посвященную святителю Илариону. http://www.golubinski.ru/ecclesia/ilarion/ilarion.htm Там разместил замечательную статью немецкого специалиста Л. Мюллера "Киевский митрополит Иларион: жизнь и творчество" http://www.golubinski.ru/ecclesia/ilarion/muller_ilarion.htm , а также ссылки и тексты митр. Илариона и о нем.

Comments:
[User Picture]From: nickfilin2007-04-02 08:52 pm (UTC)

Подумалось вот что...

(Link)

Личность крайне загадочная. Первый митрополит русин, о сохранении биографии которого церковь русская даже не удосужилась позаботиться. Из приведенной Вами статьи Л.Мюллера видно, что летописец печерский узнал о дате его поставления в митрополиты из приписки к одному из произведений Иллариона.

Загадку может быть стоит объяснить сравнением. Илларион - первый в ряду попов-церковных революционеров. Ряд включает по крайней мере Иллариона (духовник Ярослава), Митяя (духовник Дмитрия Донского), Сильвестр (духовник Ивана Грозного).

Все трое славились как знатоки книжности, великолепные ораторы, были облечены князем властью в церковных делах по-видимому вопреки желанию (не греческой), а прежде всего русской церкви.С целью поставить под контроль и реформировать местную церковную организацию.

Одна из основных идей "Слова о Законе и Благодати" - религиозный провиденциализм власти.Исключительно заслуге и прозорливости "равноапостольного" Владимира (отца Ярослава)приписывается крещение Руси. В то время как в рамках Корсунской легенды Владимир - фактически страдательно лицо.

Крещение Руси (и видимо прозрение ослепшего Владимира в Корсуни) в Похвале Клименту приписывалось чуду св. Климента. Та же похвала воспроизведена Илларионом, но с заменой имени Климента именем Владимира:

"Хвалит же похвальными гласами Римская страна Петра и Павла <....> Азия и Эфес и Павм - Иоанна Богословца, Индия - Фому, Египет - Марка<...> Похвалим же и мы, по силе нашей <...> нашего учителя и наставника великого государя нашей земли Владимира"

Вторая важнейшая идея - богоизбранность русской земли. Позднее крещение Руси сравнивается со с поздней сменой Ветхозаветного Закона Евангельской Благодатью. Прочие христианские страны - с библейской Агарью, Русь - с поздно родившей Сарой.

Большинство считает Иллариона противником византийской иерархии, борцом за независимсть русской церкви от Константинополя, сторонником Вселенской церкви.

Проведенная нами Выше аналогия свидетельствует видимо об обратном. Целью поставления Иллариона должна являться независимость светской власти в делах церковных. Использование западных мотивов и обрядовых формул - всего лишь дань общей традиции. Идея отдельной от общеславянской русской церкви была продолжена в легенде об посещении Киевских гор св. Андреем. И, в конечном итоге, видимо поддержана византийским духовенством.

Во всех трех случаях после взлета следовало падение реформатора - пострижение или смерть...

[User Picture]From: andrei_platonov2007-04-05 08:32 pm (UTC)

Re: Подумалось вот что...

(Link)

Нужно сначала лучше узнать церковную историю, а потом переходить к фунадментальным выводам.1) Иларион пишется с одним "л"2) Никакой загадки нет. Иларион - наименее загадочная личность в древнерусской истории, т.к. сохранились его тексты. Биография ни одного митрополита Древней Руси нам не известна. Просто этим не интересовались, не записывали.3) Никакие церковные революции такому серьезному богослову и в голову не приходили и не могли прийти4) Никакой общеславянской церкви и не было.5) Смерть она всегда следует, естественным образом, а пострижение совершается до архиерейского рукоположения. Все архиереи - монахи.6) Всякая земля, просвещенная Светом Христового учения, - богоизбрана.

[User Picture]From: nickfilin2007-04-06 05:18 am (UTC)

Re: Подумалось вот что...

(Link)

1) Иларион пишется с одним "л"

Иларион - церковнославянская форма имени Илларион. Имею полно право.

2) Никакой загадки нет. Иларион - наименее загадочная личность в древнерусской истории, т.к. сохранились его тексты. Биография ни одного митрополита Древней Руси нам не известна. Просто этим не интересовались, не записывали.

По поводу Личности Иллариона, его политической позиции, формирования предания о нем, причинах "отставки" высказано немало противоречивых мнений. Так что у Вас видимо чисто церковный взгляд на вещи (жизнь любого "преподобного" - благостный шаблон Жития).

Загадочность личности часто бывает противоположна его известности. Что касается текстов Иллариона, то происхождение отдельных частей их, например имеющих параллели в Толковой Палее и Повести временных лет неизвестно. И также является загадкой.

3) Никакие церковные революции такому серьезному богослову и в голову не приходили и не могли прийти

Самостоятельное поставление Ярославом Иллариона на пост митрополита уже было определенной революцией. И Илларион был в ней непосредственным участником. Идея "Слова" Иллариона - священный харакер власти Киевского князя, происходящей не просто от бога, но по прямой линии от равноапостольного Владимира (христианского "наставника земли русской").

4) Никакой общеславянской церкви и не было.

Было представление о том, что у славян был собственный апостол Павел. И о том, что славянский язык (народ) - един. Понятие "общеславянская" возникает не в силу представления о единой церковной организации славян, а явлется идейной антитезой церковному разделению славян, происходившему в 11 веке в результате очередного раздрая западных (римских) и восточных (Константинопольских) иерархов.

5) Смерть она всегда следует, естественным образом, а пострижение совершается до архиерейского рукоположения. Все архиереи - монахи.

Митяй - умерСильвестр - постриженИлларион - видимо принял схиму.

6) Всякая земля, просвещенная Светом Христового учения, - богоизбрана.

Илларион настаивал на мысли о том, что Русская земля наделена особой (отличной, превосходной от других стран, раньше принявших крещение, благодатью).

From: (Anonymous)2007-04-07 10:16 am (UTC)

Конспирологическое.

(Link)

Илларион был первым митрополитом не-греком на Руси. Византия проводила свою политику в том числе и через присланных в "новокрестившиеся" земли митрополитов греков. И, действительно, Иллариона называли русином (тогда еще было разделение по этническому признаку на славян и русь). Неудивительно, что первым "родным" митрополитом стал не славянин (хотя по численности их было явно больше), а русин. Русь, согласно Русской Правде (если судить по порядку перечисления по нисходящей: русин, гридин, мечник и т.д. соответствующих для них размеров штрафов за преступления) занимала главенствующее положение в иерархии, хотя конечно, можно формально говорить, что здесь смешиваются этнические и статусные понятия, но очевидно, что это была довольно старая традиция, когда происхождения по крови еще было достаточным, чтобы занимать привелигированное положение в отношении хотя бы судебных споров. (Разумеется, затем, по мере смешения различных этносов, это название - "русин" начало принимать все более статусный, чем этнический характер, пока, совсем скоро, не исчезло из иерархической лестницы в виду логической бессмысленности - русь, как явно отличный от других этнос, перестала существовать.)P.S. Интересно, какое было родное (нецерковное) имя у Иллариона? "Русин" - это явно прозвище. Вполне мог бы быть и Улеб или Карлы, а может Гуды? Жаль не узнаем.

[User Picture]From: nickfilin2007-04-07 01:19 pm (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

>>Иллариона называли русином (тогда еще было разделение по этническому признаку на славян и русь).

Определенно не было. Для определения жителей скандинавских стран употреблялось отдельное слово "варяг", русские князья носили славянские имена, существовала письменность и книжность, но ни на одной странице не сохранилось ни одной буквы, свидетельствующей о том, что русь (приближенные князя и т.п.) говорила в 11 веке на северогерманском наречии. (Исключение составляют может быть документы и предания, связанные с событиями 10 века, но не 11).

Русин же в Законе русском (договор 911 г.) употребляется в узком и широком значении. В узком - русский, т.е. член княжеской семьи, родственник киевского князя. В широком - подданный Русского государства, чаще всего славянин. Еще одно значение "русин" - житель южной, киевской и соседних областей. Думается оно отразилось в русско

[User Picture]From: nickfilin2007-04-07 01:31 pm (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

отразилось в Русской Правде.

Сомнительно, чтоб Илларион был княжеского рода. Это б было исключительным случаем и не приветствовалось. Вспомним историю с пострижением Святоши или Варлаама и Ефрема, приближенных Изяслава.

From: (Anonymous)2007-04-07 03:15 pm (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

"...Для определения жителей скандинавских стран употреблялось отдельное слово "варяг"...

К сожалению не могу согласиться с Вами, поскольку я являюсь сторонником гипотезы двух волн миграции скандинавов на территорию будущей Руси. Более поздняя 8-10вв. это безусловно так называемые "варяги", княжеская верхушка (не получившие "теплых мест" в кормление остальные варяги могли уезжать назад в Скандинавию или, к примеру, в Византию, если не набрали достаточно серебра), а более раняя - 3-6вв. - остаточные группы готов которые и получили название русь у славян (и ставшая впоследствии ядром княжеских дружин уже на Руси) по крайней мере не позже конца 8в., т.е. когда восточная ветвь славян достигла верховий Дона и Оки. Финское "руотси" могло быть передано через балтские племена. Возможно хазарское наступление в середине 9в., блокада Дона и Волги вытеснило русь на порожистый и трудный для плавания Днепр. Косвенно, можно судить о том, что "чистый варяг" Олег не признавал Аскольда и Дира (потомков скандинавов давно покинувших родину) владевших Киевом (по скандинавским меркам - конунги!)за ровню себе по его выражению:"вы не княжеского рода".По второму посту я с Вами совершенно согласен. Илларион был русином (так, а не гораздо более поздним, словом "русич" назывались в 8-11вв. отдельные представители племени русь; здесь четкая языковая разница между говорящими на общем языке славянскими племенами патрономически называвшимися на "ич" или по местности проживания на ан/ян и чужаками - тюрками - "хазарин", "булгарин", финно-уграми и скандинавами с собственными ославянеными названиями). Илларион был представителем руси, а не варягом княжеского рода (не забудьте о возможном крещении киевской руси в 860г, т.е. в отличие от варягов у руси была уже христианская традиция). Русь и варяги для коммуникации с основным славянским населением не нуждались в северогерманском наречии, хотя могли носить до христианизации(!) скандинавские имена, поскольку именам по скандинавским (дохристианским) верованиям придавалось большое значение (т.е. в честь умерших отцов, дядей, дедов, но обязательно уже умерших).

[User Picture]From: nickfilin2007-04-08 04:36 am (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

>>а более раняя - 3-6вв. - остаточные группы готов которые и получили название русь у славян (и ставшая впоследствии ядром княжеских дружин уже на Руси).

У славян готы именовались готами. Да и сами готы себя русью ни разу не назвали. Нет ни одного письменного источника, свидетельствующего о происхождении руси из готов. Нет археологических следов готов в Киеве и других восточнославянских центрах.

Единственное кажется доказательство "готского" происхождения руси - имя Бравлин в Житии Стефана Сурожского (ср. готский епископ Браулион). Но этот единственный тезис легко отводится предположением о том, что легенда о нападении русских на Корсунь слилась в данном случае с местным Сурожским преданием о нападении на Сурож готского вождя Браулиона (в незапамятные времена). В Корсунской легенде чудо, аналогичное тому, что "совершил" Стефан, видимо приписывалось св. Клименту.

>>Илларион был русином (так, а не гораздо более поздним, словом "русич" назывались в 8-11вв. отдельные представители племени русь; здесь четкая языковая разница между говорящими на общем языке славянскими племенами патрономически называвшимися на "ич" или по местности проживания на ан/ян и чужаками - тюрками - "хазарин", "булгарин", финно-уграми и скандинавами с собственными ославянеными названиями).

ан/ян - местность (древляне, поляне)ич - отчество, потомки (вятичи от Вятко, радимичи - от Радима, кривичи - от Криве)-ин - от народа (литва - литвин, русь - русин, славяне - словенин).

Вывод: ничего чужеродного суффикс -ин не несет. Чужеродность признается учеными в форме русь на -ь (ср. чудь, весь, сумь, емь). В момент появления названия русь идентифицировалась как отдельный, "чужой" народец. Вот и все. "Русичи" - вообще скользское слово. Оно предполагает наличие исходной формы Рус (Рус, Чех, Лех), то есть коньюктуру 16-18 века.

From: (Anonymous)2007-04-08 09:08 am (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

Согласен с Вами насчет слова "русич" которое я первоначально назвал в посте даже "опереточным", но потом заменил это слово на "более позднее".По поводу готов тут очень непросто. В ПВЛ (написана в начале 11в.) дается перечень германских народов к которым имплицитно относят и русь и там упоминаются готы. Но это готы юга Швеции судя по географии перечисляемых племен. Сама шведская народность сложилась из северных свеев и южных готов. В "Слове о полку Игоревом" упоминаются крымские готы (готские девы). Крымские готы иогли сохранять свой язык достаточно долго (посланник Бубеск, 16в.). Т.е. готы могли быть вполне известны славянам и после разгрома Германарихом антов. Но дело тут, может быть, в удивительной адаптивности скандинавов которые легко и охотно перенимали чужие обычаи и язык (иногда их даже называют народ-хамелеон). Т.е. живя в славянском окружении они легко могли принять имя русь которое в свою очередь произошло от финского названия жителей прибрежной территории Швеции и не было их самоназванием. Другими словами речь идет о готах живших не в Скандинавии, не в Крыму, а в самом центре Руси, на реках Оке и (возможно) Доне. Единственными письменными источниками подтверждающими эту гипотезу являются сведения арабских географов упорно помещавших русь между славянами и хазарами (т.е. не к югу, не к северу, а к востоку от днепровских славян), а также Баварский географ говоривший то же самое и что самое важное - это информация по 9 веку, самому ключевому для понимания генезиса руси. Понимаю, что доказать это смогут лишь археологические изыскания в соответствующих районах, поскольку имеющиеся письменные источники не могут дать ничего большего, а появление новых письменных источников маловероятно.

From: (Anonymous)2007-04-08 09:40 am (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

Можно, разумеется, добавить к вопросу о связи "русь-готы" знаменитое и зафиксированное в Бертинских анналах посольство двух русов в Ингельгейм в 839г. (перед этим они побывали в Константинополе). Они назвались русами (т.е. сами себя уже так называли!), но по внешнему виду и, вероятно, по языку, их определили как явных свеев, что вызвало настороженность и подозрение в шпионаже, поскольку было непонятно зачем они назвались чужим и неизвестным в Империи именем (в это время на северной границе Империи происходили стычки, правда с датчанами). Не думаю, что при дворе императора Священной Римской Империи могли различить южного гота и северного свея, а потому назвали их, как жителей тогдашней Швеции, по имени более известных и доминировавших в этом союзе свеев.

Впрочем, мы уклонились от темы. Да и автору поста приходят ненужные комменты. Лучше в отдельной теме (не надо раздражать ортодоксов). :)

[User Picture]From: nickfilin2007-04-08 06:08 pm (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

А есть ли необходимость множить сущности? Свеоны - они и есть свеоны.

[User Picture]From: nickfilin2007-04-08 10:41 am (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

>>Сама шведская народность сложилась из северных свеев и южных готов.

Стоит отметить здесь то обстоятельство, что гауты в борьбе за объединении Швеции оказались проигравшей стороной. И, именно с этой стороны следовало ожидать, достаточно большого притока эммигрантов на русь. Ср. имя Рагнвальд (Рогволд) носят правитель Полоцка и Ладоги (последний также ярл Гаутланда).

>>Другими словами речь идет о готах живших не в Скандинавии, не в Крыму, а в самом центре Руси, на реках Оке и (возможно) Доне.

К сожалению эта точка зрения не подтверждается археологическими источниками (готов там просто нет).

>>Единственными письменными источниками подтверждающими эту гипотезу являются сведения арабских географов упорно помещавших русь между славянами и хазарами (т.е. не к югу, не к северу, а к востоку от днепровских славян).

Это весьма неопределенное указание. Особенно, если учесть, что под страной славян поинмались иногда исключительно западнослоавянские страны. В этом смысле Киев (русь) действиетльно лежит между хазарами на востоке и Польшей на Западе.

>>а также Баварский географ говоривший то же самое и что самое важное - это информация по 9 веку, самому ключевому для понимания генезиса руси.

Эта информация не является конкретной. Баварский географ просто перечисляет два восточноевропейских народа без указания на расстояния между ними. Ближайшей "аналогией соседства" хазар и руси является упоминание летописи об одновременно существовавшей хазарской и варяжской дани (территория хазарских данников включала полян, северян, радимичей, вятичей и древлян - варяжской кривичей, мерю и словен).

>>Понимаю, что доказать это смогут лишь археологические изыскания в соответствующих районах, поскольку имеющиеся письменные источники не могут дать ничего большего, а появление новых письменных источников маловероятно.

Край достаточно хорошо изучен, чтобы найти там в будущем готскую русь.

С уважением, Николай

From: (Anonymous)2007-04-08 06:28 pm (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

Край достаточно хорошо изучен, чтобы найти там в будущем готскую русь.

Рад за Вас, что Вы так уверены. Я не могу похвастать такой уверенностью, поскольку немного знаю состояние дел с археологическими изысканиями в, частности, среднем течении Оки, размер территории и особенности интерпретации археологических находок в соответствии с господствующей на данный момент исторической теорией. Могу Вас обрадовать, со временем, по мере накопления археологических артефактов, при отсутствии политического компонента в виде официального догмата в рамках теории хранимой ныне рулящим А.Н.Сахаровым (ну что же, вся жизнь насмарку, а школа создававшаяся в суровое советское время, это коту под хвост?). Приедут на перепаханные земли ученые из Германии в не зависимости от того, будет ли существовать тогда РФ, или не будет и всё научно проверят.

[User Picture]From: nickfilin2007-04-10 08:34 am (UTC)

Re: Конспирологическое.

(Link)

С трудом верится, что А.Н. Сахаров "рулит" в археологии и вообще где-то за предами "Отечественной истории". Насколько мне помнится тематика его работ не связана с археологическими исследованиями...

С ув. Ник.

(Deleted comment)

Вы сам себе ответили )

old-rus.livejournal.com

Митрополит Иларион Киевский | Государственное управление в России в портретах

Illarion_ikona (1)

Святой Илларион.  Автор неизвестен

Митрополит Иларион (прозвище Русин) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель, древнерусский писатель, мыслитель, церковно-политический деятель.

Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде.

Великий князь Ярослав Мудрый, собрав епископов, впервые поставил в митрополиты «русина» независимо от Константинополя. Под 1051 г. «Повесть временных лет» сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом (это был первый митрополит Киевский из русского духовенства), до поставления Иларион был священником церкви Святых Апостолов в княжеской пригородной резиденции Берестово.

Иларион был «мужъ благь, книженъ и постникъ», уже известный как автор «Слова о законе и благодати» — замечательного памятника древнерусского торжественного красноречия, содержащего мысли о праве Руси на равенство среди христианских народов и ее месте во всемирной истории.

«Это, — по словам Д С. Лихачева, — совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания, и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическая организация речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают «Слово» Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства».

Написано оно было между 1037 и 1050 гг. Иларион стал фактическим основателем Киево-Печерского монастыря. Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в создании первой рус. библиотеки при Софийском соборе; был причастен к становлению древнерусской правовой системы; поддерживал Ярослава Мудрого в борьбе за независимость от Византии.

Его перу принадлежат также «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово на обновление Десятинной церкви». Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбы христианизируемой Руси и дает объяснение причин и движущих сил эпохальных событий.

Иларион убежден, что мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (христианству). Славянам, как и другим народам, уготовано пройти две стадии, два состояния.

Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет древних славян из несовершенного прошлого (язычества) в совершенное будущее (обращение в христианство).

В сочинении едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только нуден, возвеличившие свое превосходство н застывшие в рабском состоянии законности.

1

Русский монах-летописец. Иллюстрация из кн. История государства Российского

Исходя из идеи равенства всех народов утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина», осуждаются претензии Византии на монопольное обладание «благодатью» и кичливость греков перед «молодыми народами» как лишенными собственной истории варварами.

Иларион высказывает мысль о великом предназначении Руси, ее способности творить великие свершения. С одной стороны, русская история — это часть мировой, а с другой — богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей.

Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви.

Само “Слово” является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание “русский народ”, а не обычное для того времени понятие “Русская земля”.

Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое “Слово о законе и благодати”, ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории.

Рождество Христово. Новгородская школа. Первая половина XV в.

Рождество Христово. Новгородская школа. Первая половина XV в.  ..

Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, “спотыкавшегося” ранее “на путях погибели”, а ныне “во всех домах своих” восклицающего: “Христос воскресе из мертвых!” Эти-то, славящие Христа, и молят Бога “еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им”, то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности.

Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит — грек Ефим.

Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству “Повести временных лет”, “ископа печерку малу двусажену” на берегу Днепра на месте, где “бе… лес велик”, и в ней, “приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне”.

В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября.

Русская древняя рукопись 116745_600

 Русская древняя рукопись. Иллюстрация из кн. История государства Российского стр.8

Enthronement_of_Hilarion_of_Kiev

Настолование митрополита Иллариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 70Н. Н. Розов. Словарь книжников и книжности Древней Руси.Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.В. В. Мильков. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 93-94.В. В. Мильков. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 220-222.

Портреты деятелей сходных направлений деятельности:

deduhova.ru

Иларион Киевский. Русская религиозность

Иларион Киевский

Иларион Киевский единодушно признается лучшим богословом и проповедником Древней Руси, включая и Московскую Русь. По этой причине его следует считать неким гением, тем более поразительным на современном ему фоне, что он стоит у самых истоков оригинальной русской литературы. Уникальность его положения усиливается тем, что около 1051 г. он стал первым и — чуть ли не на столетие — единственным митрополитом Киевским русского происхождения: все остальные были греками. Этим, собственно, почти исчерпываются биографические сведения об Иларионе. Даже атрибуция его трудов в большей степени основывается на научных изысканиях, чем на традиции. Удивительным образом Русская Церковь пренебрегла памятью первого и одного из самых замечательных своих архипастырей. В поисках объяснения этого факта можно прийти только к одному вероятному выводу. Будучи главой русской национальной партии, Иларион был поставлен митрополитом Руси неканонически, во время ссоры князя Ярослава с Византией. Очень скоро он исчезает со страниц летописей, став жертвой первого национального конфликта внутри Русской Церкви.

Странным может показаться отнесение этого поборника национальной Русской Церкви к представителям византинизма. Действительно, мы делаем это с оговорками. Наряду с византийскими тенденциями у Илариона, в отличие от Кирилла Туровского, обнаруживаются некоторые сугубо русские черты, которые мы рассмотрим позднее. Здесь мы отметим труды Илариона только как ученика греческой мысли.

Имеется два труда, которые, быть может, с наибольшим правом можно приписать Илариону и которые, в то же время, имеют наибольшее богословское значение: это его «Исповедание веры» и проповедь, озаглавленная «О Законе и Благодати».

«Исповедание» принадлежит к категории богословских толкований Никейского символа веры, хорошо известных в Византии, к которым относится, например, «Исповедание» Михаила Синкела IX столетия. По определению в них исключается оригинальность мыслей; задача таких произведений — попытка обобщить в кратких формулировках общее догматическое наследие Церкви. «Исповедание» Илариона представляется не просто пересказом, а свободной обработкой некоторых греческих источников. Догматичность терминологии, точность выражений и чувство меры свидетельствуют о всесторонней богословской подготовке автора. В своем «Исповедании» Иларион говорит, что верует в Троицу единосущную, но разделяющуюся на Ипостаси, Троицу по имени, но составляющую Бога Единого. Он не смешивает различное и не делит единое: Ипостаси, по словам Илариона, едины без смешения и раздельны неразделимо. «Христос был исполн человек по вчеловеченью, а не привидением, исполн Бог по Божеству и исполн человек», в двух естествах и волениях. То, чем Он был, Он не отринул, — Свою Божественную природу, и воспринял ту, которой не имел, — природу человеческую. Он пострадал за нас как человек, но по Божественности Своей остался бесстрастным как Господь. Он умер, будучи бессмертен, чтоб оживить человека, который мертв. Он сошел во ад восставить и обожить прародителя Адама и связать диавола. Он воскрес как Бог; после трех дней восстал из мертвых, как победитель.

Хотя в этих христологических формулировках сохраняется совершенное равновесие двух естеств, одна деталь в конце «Исповедания» обнаруживает сильную склонность к монофизитству. Иларион говорит о поклонении иконам: «На святой иконе (Богоматери) вижу Господа Младенцем на груди Ее и радуюсь; вижу Его распятым и ликую». Извращенность этого ликования перед агонией на кресте указывает на неполное осознание человеческого естества Христа. Здесь, как и у Кирилла, присутствует скорее практический, чем теоретический докетизм[20].

В своей знаменитой проповеди «О Законе и Благодати» Иларион также выступает глубоким богословом, но прежде всего, — оратором высокого стиля. У него нет педантизма классной комнаты или бесплодного подражания великим образцам. Стиль его естественен и мощен, не уступает уровню его учителей — быть может, не великих, но добросовестных греческих богословов. Их мысль вошла в плоть его, и чувствуется, что он говорит о своих личных убеждениях, разворачивает свои основные жизненные идеи.

Эта проповедь, произнесенная между 1037 и 1051 г. в присущ ствии князя Ярослава и его двора, в основном посвящена прославлению отца князя, святого Владимира, «крестителя» Руси. Но национальная тема обрамлена великой всемирно–исторической картиной Божьего искупительного Промысла. Божий Промысел, который избрал и спас народ иудейский, дав через Моисея закон, был открыт как Истина и Благодать в Иисусе Христе всем народам, включая последний из призванных — русский народ. С этой точки зрения обращение Руси выдвигается в центр исторического полотна, начертанного в Новом Завете. Проповедник чувствует себя современником Христа. Радость сошествия Святого Духа пронизывает весь этот богословский гимн спасению.

Основная богословская интуиция заключена в сопоставлении двух откровений, данных соответственно иудеям и язычникам. Последнее намного выше первого. Эта идея, встречающаяся также у Кирилла Туровского и Климента Смолятича, развивается с помощью того же аллегорического толкования Библии. Только у Илариона она утрачивает все приметы нелепой мелочности. Его толкование двух драматических эпизодов Библии, в которых два старших брата отвергаются во имя младшего, без особых натяжек трактуются в смысле предпочтительного сыновства «языческой церкви»: Измаил–Исаак и Манассия–Ефраим. Первый образ, используемый апостолом Павлом, особенно дорог проповеднику: «Образ же закона и благодати — Агарь и Сарра, работная Агарь и свободная Сарра; работная прежде, потом свободная». Это представление о свободе христианского исповедания, в противопоставлении рабству ветхозаветного закона, повторяется вновь и вновь, как бы подсказывая, что в основе богословия Илариона есть нечто сходное с антиномизмом апостола Павла. Такое предположение, однако, ошибочно. Источник богословских идей Илариона следует искать не у Павла, а скорее у Иоанна. Он редко употребляет слово «благодать» без добавления понятия «истина», что отсылает нас к стиху Иоанна (1, 14). Его концепция спасения, выраженная простыми понятиями — «крещением и добрыми делами», крайне далека от идей Павла. Иларион, разумеется, не заходит столь далеко, чтобы видеть в Евангелии Новый Завет, как это делали многие его современники. Для него различие между двумя Заветами развивается эволюционно, а не революционно; это — процесс углубления, расширения, одухотворения. Вот его собственные слова:

«Иудеи сенью и законом оправданы; христиане же Истиною и Благодатью не оправдаются, но спасаются, ибо для иудеев оправдание в сем мире есть; а спасение нам в будущем веке; ибо иудеи возрадовались земному, а христиане о сущем на небесах; и потом оправдание иудеев скупо зависти ради, ибо не простирается на другие язьцси, но только на одну Иудею, спасение же христиан благо и щедро, простираясь на все края земные».

Здесь привилегия спасения во Христе выступает как вселенская и не от мира сего, а не просто как свобода от закона. Как средство спасения выступает прежде всего крещение, и, следовательно, Благодать приобретает исключительно освящающее значение.

Говоря о спасении через Христа, Иларион подробно останавливается на двойственной, богочеловеческой природе Господа, подобно тому, что мы уже видели в его «Исповедании» или в вышеупомянутой проповеди Кирилла Туровского. Все эти формулировки — отзвуки из христологических споров древней Церкви, следы которых сохранились в Византии. У Илариона, быть может, выдержано более совершенное равновесие между двумя природами Господа. Но даже Иларион, говоря о событиях земной жизни Спасителя, не ограничивается евангельским повествованием. Из апокрифов черпает он легенды о египетских идолах, простирающихся перед младенцем Христом, и о водах Иордана, текущих вспять при Его крещении, — причем обе легенды призваны доказать Его божественность.

И все же истинное ядро Иларионовой мысли не теоцентрично, как у Кирилла, но скорее антропологично. Основной его интерес сосредоточен на истории — разумеется, в ее эсхатологическом смысле. Крайне живо и с чувством исторической правды описывает он столкновение Христа, пришедшего к избранному народу, с жестокосердием Израиля, отвергающего Спасителя. Разрушение Иерусалима и призвание язычников — последним изо всех, русского народа, — возвращает нас в историю. Таким образом, христианская философия истории— область интересов Илариона. Это не просто часть греческой традиции, поскольку история, а особенно национальное толкование истории, не является излюбленным греческим подходом к богословию. В данном случае на русского писателя оказала влияние кирилло–мефодиевская мысль. Но Иларион воспринял ее с такой свежестью и смелостью, что она кажется собственным его созданием, новым духом, оживляющим византийскую традицию. Позднее станет ясно, что этот пафос присущ не только Илариону, но и в целом молодому русскому христианству.

Мы видели, что в противопоставлении иудейству Иларион подчеркивает потусторонность христианства. Эта потусторонность, однако, понимается не столько в смысле духовного бессмертия, сколько в свете Воскресения и жизни в грядущем веке. В настоящем действие Благодати и Истины — ограничено; оно — только подготовка к эсхатологическому концу. Сам Христос и апостолы Его были лишь пророками будущего:

«Ибо закон был предтеча и слуга Благодати и Истины, Благодать и Истина слуги будущего, жизни нетленной… Ибо Моисей и пророки предвозвещали пришествие Христово, Христос же и апостолы Его — воскресение и будущий век».

Этой положительной эсхатологической тенденцией, — которая в дальнейшем становится характерной русской чертой, — Иларион еще больше отдаляется от греческой мысли и — более чем он мог бы предположить — приближается к иудейству.

Ключ к глубокому пониманию религиозной мысли Илариона дает его заключительная молитва, столь отличная по своему пафосу от молитв Кирилла. Она дышит радостной верой во Христа, в спасение Его Благодатью, а не собственными трудами человека. Здесь Христос называется по–евангельски: «Добрый Пастырь, предающий душу Свою во имя овец своих…». Между Господом и новым христианским народом Руси существует тесная связь: «Мы люди Твои и овцы стада Твоего. Души наши в руке Твоей, и дыхание наше в воле Твоей». Грехи наши вполне естественны: «Тленные, уклонились мы к земному… Но ежели воздашь коемуждо по делам его, кто спасется?» Эта истинно христианская надежда столь воодушевляет проповедника, что он заканчивает «радостным и ликующим» славословием.

Правда, молитвы Кирилла предназначались для келейного моления, а Иларион молился за весь народ: действительно, его молитва в течение веков оставалась общенародной новогодней молитвой русской Церкви. Судьба народа может внушить больше надежд, чем судьба отдельной души. Тем не менее, трудно избавиться от впечатления, что у Илариона— совсем иное христианское отношение к Богу и жизни, чем у Кирилла. Рассматривая этих двух учителей, мы без колебаний приходим к выводу, что Кирилл с его трагическим аскетизмом стоит ближе к византийской святоотеческой традиции, чем Иларион с его оптимистичным, даже торжествующим богословием истории.

Суммировать содержание русского богословского византинизма — задача не из легких. Из трех основных деятелей этой школы один, Климент, оставил слишком мало следов богословской мысли, а другой, Иларион, помимо традиционных идей, столь ярко выказал русский национальный дух, что его нельзя считать простым представителем византинизма на русской почве. Что сближает этих трех книжников, так это их образованность, а также использование литературных и ученых приемов, заимствованных у Византии. К этим приемам относятся: (1) наследие эллинистической риторики со всем ее многовековым запасом фигур, тропов и т. п.; (2) аллегорическая экзегетика Писаний, — умеренная и уравновешенная у Илариона и доведенная до нелепых крайностей у Кирилла и Климента.

Возможно ли за формой культуры разглядеть ее общий религиозный смысл? В чем квинтэссенция русско–византийского богословия и основанного на нем религиозного отношения к Богу и миру? Было уже отмечено, что Иларион расходится с Кириллом именно в этом последнем, хотя он владеет византийским богословием в столь же полном объеме, как и Кирилл. Таким образом, мы вынуждены восстанавливать концепции и идеи некоторой группы по одному из ее представителей, то есть Кириллу, что представляется рискованной попыткой. И все же на деле она не столь беспочвенна, как кажется. Византийские установки, пронизывающие мысль и жизнь Кирилла, прослеживаются и во всем русском христианстве. Отголоски их можно найти у любого без исключения верующего восточных православных Церквей. В течение веков благодаря связям с Греческой Церковью и через церковную литературу в целом они влияли на русскую религиозность. Но в основном они влияли и продолжают поныне влиять на русское сознание через богатую и ликующую литургию Восточной Церкви.

Особенность Кирилла Туровского заключается в кажущемся отсутствии у него русских национальных черт. Он — всего лишь выразитель греческой традиции на русской почве. Эта традиция никем не отрицалась, но многими модифицировалась: иногда она ослаблялась, а порой обогащалась национальным творческим духом.

Отвлекаясь от национальных и личных дарований Илариона, мы приходим к византийской религии Пантократора, Царя Небесного, Законодателя и Судии. Слава Божия вбирает в себя все положительные, радостные элементы религиозных переживаний. Человек осмеливается приблизиться к Богу только в страхе и трепете.

Союз между трансцендентным Божеством и павшим человечеством восстанавливается воплотившимся Христом не полностью, поскольку человеческие черты Его не мыслятся как важнейшие и — в духе александрийского богословия — легко растворяются в Его Божественной природе; покаянное уничижение человека составляет негативную, но практическую сторону религиозной жизни. Спасение достигается двумя путями: через Таинства и аскетическое очищение. Истребляющий огонь сурового Божества не столь страшен, когда человек проходит завесы промежуточных иерархий духовного и небесного мира.

Русским писателям–византинистам редко выпадала возможность подняться до высокого богословия. Они больше заняты проблемами священной истории. И здесь мы с глубоким сожалением обнаруживаем, что их мысль слишком обременена проблемой иудаизма. Их волнует противоположность Ветхого и Нового Заветов, Закона и Благодати, иудейского Храма и «языческой» Церкви. Это — единственная богословская тема, на которой с неослабным вниманием, без устали останавливается мысль русских книжников. Тот же самый интерес к иудейской проблематике прослеживается и во многих других русских литературных памятниках.

Объясняя этот странный факт, многие русские и особенно европейские историки указывают на практическую необходимость антииудейской полемики в Древней Руси, где иудейские элементы были крайне сильны. Плотность еврейского населения на юге России и его культурное влияние объясняются живучестью остатков хазарской культуры в этом регионе. Как мы уже указывали, хазары, предшественники русских в Киеве и в южных степях, по крайней мере частично были обращены в иудаизм.

И все же практической необходимостью едва ли можно объяснить богатую разработку этой темы учеными книжниками, обращавшимися к узкому кругу христианской элиты. Эта тема отсутствует в поучениях некнижных и популярных проповедников, обращавшихся к полухристианскому народу, для которого предостережение против нехристианских религиозных представлений было бы более уместно.

Антииудейская тема была одним из традиционных элементов византийской, а также и древней христианской Церкви. В Греции она носила более теоретический, чем практический характер. Но, без сомнения, на Руси эта частная тема приобрела доминирующее значение, которого она не имела в Греции. Если позволительно строить догадки, то причину этого можно поискать в тенденциях русской религиозности, вне зависимости от византийского влияния. Русский подход к богословию был по преимуществу историческим. Богословская мысль пробудилась в раздумьях над религиозной судьбой всего народа. Поздняя христианизация Руси и ее славное приобщение к Церкви наталкивало на размышления. Древняя Русь, столь слабая в отвлеченной мысли, была чрезвычайно одарена историческим мышлением, о чем красноречиво свидетельствуют древние летописи. Однако полная отрезанность от грекоримской традиции исключала из области исторического знания весь древний мир, за исключением истории еврейского народа в том виде, в каком она отражена в Библии. Историкобогословская мысль устремилась по единственному открытому ей руслу. В результате этого русский книжник обычно, — хотя и не всегда, — полемически сталкивался с проблемой еврейского народа. Порой иудаизм мог увлечь русского человека, прельстить его, как инока Никиту из Киево–Печерского патерика. В течение ряда лет этот будущий святой по наущению дьявола так погрузился в ветхозаветные книги, что начал отвергать Новый завет. Этот случай, разумеется, — исключение. Но, изучая древнерусскую литературу, поражаешься той роли, которую играет в ней Ветхий Завет. Ключом к пониманию этого пристрастия может служить историческая привлекательность Ветхого Завета. Ниже мы увидим, что и другие факторы подталкивали русскую мысль в том же направлении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Духовный подвиг первого русского митрополита Святителя Илариона Киевского.

«И доколе стоит мир… не предай нас в руки чужеземцев, да не прозовется город твой городом плененным…» Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси. Во время правления Ярослава Мудрого(1019-1054 гг.), который по праву называют периодом наибольшего расцвета Киевской Руси, в селе Берестово, в церкви Святых Апостолов служил священник – пресвитер Иларион. «Муж благ, и книжник, и постник», так говорится о нем в летописи. Это означало, что Иларион был добрым, мудрым, исполненным добродетелей, а также отличался сознательно воздержной жизнью. Неподалеку от храма, на берегу Днепра, на холме, в специально выкопанной для этого небольшой пещере священник Иларион творил тайную, уединенную молитву. Впоследствии, движимый Промыслом Божиим, эту пещеру найдет Антоний, будущий игумен Киево-Печерского монастыря, от нее и начнется знаменитая обитель, которая уже в XI веке стала центром просвещения Древней Руси. Ярослав любил этот храм и часто посещал его. Здесь он и обратил свое пристальное внимание на благочестивого мужа – пресвитера Илариона. В 1051 году, когда отношения Руси с Византией были достаточно напряженными, Ярослав Мудрый, созвав собор епископов, поставил Илариона митрополитом Киевским и всея Руси, утверждая не только самостоятельность Русской Церкви, но и свидетельствуя об окрепшей мощи Киевской державы. Первый русский митрополит Иларион обладал выдающимися талантами церковного деятеля, политика, законодателя, философа, проповедника и литератора. Основоположник печерского монашества, активный составитель церковного Устава, Русской Правды – основного свода законов Древней Руси, Иларион открывает историю одной из величайших литератур – русской, создав непревзойденную жемчужину ораторского и религиозно-философского искусства – «Слово о Законе и Благодати». Произведение Илариона – пасхальная проповедь, произнесенная им 26 марта 1049 года, когда праздник Пасхи совпал с праздником Благовещения, что явилось глубоко символичным, усиливая философскую и историческую идею «Слова». Политическим контекстом проповеди Илариона явилась борьба Руси с хазарским игом, ужасы которого еще сохранились в памяти тогдашних киевлян. Разгром иудеев-хазар и Хазарского каганата князем Святославом, отцом князя Владимира, и вслед за этим принятие Русью христианства – промыслительное и знаменательное событие в истории становящегося государства. Принятие нравственного идеала Благодати в образе Иисуса Христа, данного всем народам, утверждало их равноправие перед Богом, который явился людям как истинный Бог и как истинный человек. Противопоставление «ветхого» иудейского Закона, который был дан одному народу, Благодати и Истине, явившейся во спасение для всего мира – основной лейтмотив «Повести», как называл свое произведение Иларион. Для автора «Слова», могучего проповедника, политического деятеля и мыслителя, торжество христианской православной веры означало духовное освобождение от мрака языческого многобожия, которое разъединяло единое славянское племя. Для киевлян – освобождение от хазарского нашествия, для народов, населяющих обширную Русскую равнину – свободное развитие в пределах Русского государства. В «Слове» особо отмечен нравственный подвиг князя Владимира: самостоятельный выбор веры и Крещение Руси, который автор приписывает единственно его разуму. Похвала князю Владимиру в знаменитом произведении гармонично сочетается с гимном Богочеловеку – Господу нашему Иисусу Христу, что является органической преемственностью раннехристианской философии, прославляющей Святых Апостолов. В своем подвиге Крещения Русского Народа князь Владимир равен Апостолам, и даже выше их, так как не видел Христа, но уверовал, по слову Самого Спасителя: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Главное благое дело, которое удалось сделать митрополиту Илариону и князю Ярославу, – это установить на Руси совершенно уникальное, особенное, гармоничное соотношение церковной и светской власти, когда Церковь не подчинялась безраздельно государю, как патриархия в Византии, и не соперничала с ней как в католицизме. Русская Православная Церковь в то незабываемое время являлась вассалом и духовником государства одновременно. Православное и народное, слитое воедино у лучших представителей Церкви и государства, послужило в дальнейшем формированию русской национальной идеи под именем – Святая Русь. Она воплотилась в типично русском явлении – соборности, истоки которого, как мы видим из «Слова» митрополита Илариона, проистекают из деятельности князя Владимира, а также в жертвенном служении первых русских патриархов Смутного времени (XYI-XVII вв.). И только раскол с церковными реформами Никона (XYIIв.) и упразднение патриаршества с введением Правительственного Синода Петром Первым (XYIIIв.) подорвали и разрушили традиционные взаимоотношения Церкви и государства в России. Судьба митрополита Илариона после смерти Ярослава Мудрого достоверно неизвестна. На отпевании князя в 1054 г. он отсутствовал. Однако есть предположения, что Иларион был пострижен в Киево-Печерском монастыре и принял монашеское имя Никон, и что именно он является составителем Киевского летописного свода 1073 года, а также является автором погодных летописных записей после 1054 года. Шесть с половиной веков «Слово о Законе и Благодати» читали и переписывали как непревзойденный шедевр церковной проповеди и высокохудожественной русской литературы, которая всегда была, есть и будет призывом к нравственному совершенству человека в подвиге Веры, терпении Надежды и причастии Любви.

www.rutvet.ru


Смотрите также