Иконы самые древние. Самые древние иконы, представленные на выставке в Киево-Печерской лавре, сделаны из камня около тысячи лет назад (фото)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Икона - это что такое? Старинные иконы и их значение. Что такое именные иконы? Иконы самые древние


Какая икона считается самой древней?

Анатолий Влезько

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под словом «икона».

В широком смысле слова иконой называют любое изображение Христа, Богородицы, ангелов или святых. Самые ранние из дошедших до нас священных христианских живописных изображений относятся ко II веку. В римских катакомбах, где молились первые христиане в эпоху гонений, на стенах сохранились росписи, в которых можно видеть самые ранние примеры христианской иконографии. Широко известны изображения креста или пастуха, который несет овечку, — символ Христа.

Если же считать иконой строго переносное изображение, то древнейшие дошедшие до наших дней образы относятся к VI веку. Это знаменитые иконы из египетского монастыря святой Екатерины на горе Синай.

Какая икона считается самой древней?

Существует предание, что первым иконописцем был апостол Лука, написавший на доске образ Марии — Матери Христа. Однако ни одна из икон, приписываемых апостолу и евангелисту Луке, не сохранилась. А чтимые и чудотворные образы, автором которых считается святой евангелист, относятся к более позднему времени.Объяснение этому «противоречию» дал знаменитый исследователь иконописи Леонид Успенский: «В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом».

foma.ru

это что такое? Старинные иконы и их значение. Что такое именные иконы?

Икона – это очень важная часть христианства. В переводе с греческого это слово обозначает “образ”. Обычно на иконах изображены разные святые, Божья Матерь, Иисус Христос или действия, которые происходили в древние времена и описаны в Священном Писании.

Общие сведения об иконах, их духовная ценность

Лик, изображенный на иконе, не является Господом Богом. Считается, что он призван лишь напоминать молящемуся о Божестве. Поэтому и пишут на иконе не лицо, а лик. Очень важным в нем являются глаза, которые отображают глубину души. Не менее значимы и руки, жесты которых несут определенный смысл.

В остальном фигура очень воздушна, так как она призвана показывать внутреннюю силу. Именно на этом и делается акцент.

В определенный период времени среди художников стала популярной религиозная тема. И вот вроде бы - картина и икона на одинаковую тему, изображен на ней один и тот же святой, к примеру. Но на первом полотне присутствует духовность, а на втором ее нет. Поэтому и требуют при иконописи соблюдать давно написанные каноны, которые исключают случайные детали. Каждый фрагмент несет в себе определенную смысловую и духовную нагрузку.

икона это

Икона с точки зрения истории

Появление икон датируется I веком от Р. Х. Считается, что первая из них была создана Лукой, который написал одну из частей Евангелия. По второй версии, самым старым образом является отпечаток лица Иисуса Христа, когда он приложился к полотенцу во время умывания.

Так или иначе, самые древние найденные изображения были датированы VI веком. Они были изготовлены в Византийской империи, которая оказала большое влияние на написание икон. В ней же, но значительно позже, были написаны каноны для написания образов.

История икон имеет разные периоды. Были и гонения, и расцвет, и изменения стиля написания. Каждый из образов отображает свое время, каждый уникален. Очень много икон, источавших миро, слезы, кровь, исцелявших больных в трудные времена. Они почитаются как величайшие святыни.

история икон

Как создаются иконы

Икона – это важный символ для верующего человека, поэтому процесс ее создания отображают давно описанные каноны, которые сохранены до сих пор. Создание образа – дело небыстрое, необходимо как минимум месяца три для этого.

Создание иконы имеет некоторые этапы, которые четко соблюдаются:

  • Выбор дерева и изготовления доски, которая будет основой.
  • Затем подготавливается поверхность. Это необходимо для того, чтобы изображение сохранилось длительный срок без изменений. Для этого совершают несколько действий. Сначала делают зазубривание, затем наносят жидкий клей, после - грунтовку (левкас). Последний следует нанести несколько раз и дать ему хорошо просохнуть, после – отшлифовать. Зачастую перед слоем левкаса приклеивают паволоку или серпянку (специальную ткань).
  • Следующий этап – это нанесение рисунка. Это не окончательное изображение – всего лишь контур. Его следует после выдавить чем-то острым, чтобы он не потерялся среди других слоев.
  • Если икона будет иметь позолоту, то ее следует нанести именно сейчас, на этом этапе.
  • Теперь нужно подготовить краски. Для росписи иконы необходимо брать натуральные.
  • Первые краски наносятся однотонные, на фон и доличные элементы.
  • Затем идет роспись. Первыми обрабатывают доличные элементы (пейзаж, одежда), после чего расписывают личные детали (руки, ноги, лик). Также подписывают икону (кто на ней изображен).
  • Последним штрихом является обработка олифой или лаком.

Затем икону необходимо освятить.

Важность и значение икон в храме

Все находящиеся иконы в храме имеют свое значение, находятся на своем месте. Входящему в церковь сразу виден иконостас. Это деревянная стена, которая находится перед алтарем храма. На ней - изображения жизни Христовой, описание его страданий.

Следует знать, что каждая икона висит на своем месте не случайно. В центре обязательно находится так называемый Деисусный ряд, в котором находятся многочисленные святые, мученики. В его центре – икона Христа Вседержителя. Сверху – праздничные изображения, среди которых - сюжеты из Нового Завета.

В центре иконостаса находятся Царские врата, за которыми – алтарь. По бокам – образы с ликами Христа и Богоматери. Также есть еще и нижний ярус, который заполнен иконами святых, а также изображениями праздников, которые здесь более чтимы.

Говоря о том, что означают иконы в церкви, можно отметить их важность в различных обрядах, в напоминании о Господе для верующих. Некоторые имеют особый статус как исцеляющие от недугов, исполняющие мирские желания. К ним обращаются также с благодарностью за помощь.

Считается поэтому, что иконы в церкви являются посредниками. Верующие знают, что, обратившись с искренней просьбой к святым, изображенным на них, можно ожидать помощи.

Самые древние и старинные иконы

В христианстве есть особо почитаемые образы, которые пришли к нам с древних времен. Они являются связующим звеном между временем, когда происходили события, описанные в Библии, и нашим. Эти старинные иконы в оригинале в основном хранятся в музеях, однако зачастую их переписывали для других храмов.

К примеру, в Киевском музее западного и восточного искусства хранится самая древняя икона Иоанна Крестителя, которая датируется VI веком. Она выполнена с помощью техники тех времен – энкаустики. Именно ее использовали для росписи древних икон в Византии.

Также одним из древнейших сохранившихся образов является роспись Апостолов Петра и Павла. Дата ее создания – XI век. Сейчас она хранится в Новгородском музее. Она сохранена не полностью: руки, лица и стопы не сохранили первоначальную краску. Однако при реставрации были обновлены контуры.

Существующая икона Святого Георгия, которая хранится в Успенском соборе в Москве, по предположениям, относится к концу XI – началу XII века. Сохранность данной реликвии хорошая.

Старинные иконы – это важное наследие христианства. Каждая из них имеет свою особенную историю, технику написания. Исследование икон показывает, какие тогда использовались материалы для их создания. К сожалению, очень мало сохранилось тех первых образов, так как были периоды их массового уничтожения.

Следует также заметить, что редко в то время указывался автор. Это говорило о том, что важным в иконописи все же было изображение.

Именные иконы

Это отдельная категория образов в христианстве. Обычно именные иконы приобретаются при крещении, затем они должны храниться на протяжении всей жизни. Будет даже лучше, если повесить такой образ над кроваткой ребенка, для того чтобы он охранял его от бед.

Следует знать, что именные иконы – это те, на которых изображен святой, в честь которого крещен человек. Обычно такой образ выбирается по имени ребенка. Если же такового нет среди святых, то следует взять то, которое больше всего подходит. Таким образом, у ребенка появляется небесный покровитель.

В древности такие иконы заказывали специально к рождению или крещению ребенка. Они назывались мерными и мастерились в рост младенца.

Именные иконы не единственные, которые используются для особых случаев. Существуют также:

  • венчальные иконы – используются во время обряда в церкви;
  • семейные – на них могут быть изображены святые, имена которых соответствуют членам семьи, обычно они передаются из поколения в поколение;
  • те, которые должны быть на домашнем иконостасе;
  • иконы почитаемых семьей святых.

именные иконы

Самые известные иконы Божьей матери

Особое отношение в иконописи к женскому образу, а именно к Божьей Матери. Ее иконы очень почитаемы верующими, зачастую имеют чудотворную силу. Каждая из них имеет свое значение. Любые такие иконы (фото есть в статье) очень оригинальны.

  • Казанская икона Божьей Матери. Ее нашли 8 июля 1579 года на пепелище сгоревшего дома в Казани. Эта икона считается исцеляющей.
  • Иверская икона Божией Матери. Впервые о ней стало известно приблизительно в IX веке, когда произошло чудо, и из нее полилась кровь. После этого она была найдена на Афоне через 200 лет. Молитва перед этой иконой помогает во время тяжелых обстоятельств, для исцеления или увеличения плодородия почвы.
  • Тихвинская икона Божьей Матери. Считается, что ее написал евангелист Лука. Сейчас хранится в России.Эта икона очень почитаема среди матерей. Она помогает в молитве о детях, об их исцелении. Также молятся ей женщины, которые хотят стать матерями.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Одна из самых древних, датируется приблизительно XI веком. На сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Обращаются с молитвой к этой иконе во время войн, для укрепления веры. Также она помогает во время болезней (как душевных, так и телесных). Считается, что эта икона является хранительницей дома и защитницей в житейских делах.

    иконы и их значение

Существуют еще и другие изображения Божьей Матери, которым молятся. Каждая икона – это особая защита и помощь этого женского образа в христианстве.

Икона Николая Чудотворца

Николай Чудотворец - не менее почитаемый святой в христианском мире. Обращаются к нему по разным вопросам – от телесных заболеваний до прекращения ссор и военных действий. Он жил в III-IV веках и уже при жизни прославился великими делами. Существуют многочисленные его иконы, фото которых иллюстрируют его духовность.

Самый древний образ святого датируется XI веком и находится на горе Синай, в монастыре святой Екатерины.

На сегодняшний день во многих монастырях и храмах находятся его образы, которые обладают чудесными свойствами.

старинные иконы

Иконы Сына Божьего Иисуса Христа

Одним из первых образов Иисуса Христа был его отпечаток на полотенце, который появился там чудесным образом. В современном мире он получил название Нерукотворный Спас.

Если говорить про иконы Иисуса Христа, то их очень много. Также существует несколько форм написания его образов.

  • Спаситель – это строгий лик, его написание не отходит от канона.
  • Спас Вседержитель – считается, что это главный его образ, который также соответствует его проповедническому возрасту.
  • Спас Нерукотворный. Представлен двумя видами – “Спас на убрусе” и “Спас на черепии”.

Изображение Сына Божьего сейчас имеет некоторые обязательные элементы. Это нимб, книга, верхняя одежда, клав, хитон. Также обязательна надпись.

иконы фото

Его иконы и их значение имеют особый статус в христианстве.

Иконы Сергия Радонежского

Сергий Радонежский – это один из наиболее почитаемых святых. При жизни совершил много подвигов во имя Христа. Его слова примиряли и усмиряли.

На иконе Сергий Радонежский изображен строгим, с поднятой правой благословляющей рукой. В левой же он держит свиток как символ познания. Его иконы и их значение очень важны для христиан. Молятся этому святому о защите от врагов для страны. Также он помогает в учебе, перед экзаменом или просто во время сложностей в понимании чего-либо.

иконы в церкви

Мироточение и чудеса икон

Мироточивая икона – это чудо, которое происходит не очень часто. Считается, что это является предупреждением о чем-либо. Также это явление может быть результатом искренней и долгой молитвы.

Считается, что жидкость, которую выделяет икона в этот момент, является целительной. Если совершить помазание болящего, то его недуг может уйти.

Мироточение – это также явление Господа к людям, которые верят. Это его послание к ним.

Цены на иконы

В каждой церковной лавке можно купить иконы. Цены на них могут быть разными. Самыми дорогими, конечно, являются старинные образы, которые сохранились на сегодняшний день. Многие из них хранятся в музеях или храмах. Такие иконы обычно не продают, только оценивают. К примеру, образы Апостолов Петра, Павла, Иоанна, Марка датируются XVI веком. Они оценены в 150 тысяч евро.

Также стоимость иконы будет зависеть и от ее оформления. Ведь даже образы, написанные в наше время, но оформленные дорогими материалами (золото, серебро, драгоценные камни), будут продаваться недешево. Ценовой диапазон их может начинаться с 2500 рублей. Стоимость будет зависеть от материалов.

Если же нужны недорогие иконы, то есть совершенно простые в оформлении. Их можно приобрести в магазинчиках близ церкви. Подобные образы можно купить по цене от 100 рублей и выше.

Редкие же иконы можно приобрести в антикварной лавке или при распродаже частной коллекции. Трудно переоценить подобные иконы и их значение, так как для верующего человека они по-настоящему бесценны.

fb.ru

Самая древняя икона пророка Иоанна Крестителя находится... в Киеве! | Православіє в Україні

Самая древняя икона пророка Иоанна Крестителя находится... в Киеве! 06 July 2013 10:40 Дмитрий Марченко

7 июля — Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Специально к этому дню предлагаем подборку древнейших икон «первого из рожденных женами». Вы также узнаете о символике икон Иоанна Крестителя, почему его называют «ангелом пустыни», а также о том, где именно в Киеве находится самый древний в мире образ Предтечи Господня.

***

Почитание Иоанна Крестителя в православии обусловлено его исключительным статусом «первого из рожденных женами». А потому неудивительно, что его образ мы встречаем среди первых христианских изображений.

Впрочем, в первые века христианства – время когда иконопочитание и иконографический канон только формировался, мы встречаем изображение Иоанна в сюжетных композициях, например, «крещение Христа». Самым первым таким изображением, скорее всего, можно считать роспись катакомб Каллиста (III век). Почти сразу в росписях катакомб и в рельефах на саркофагах, на пластинках из слоновой кости и мозаиках, образ Предтечи имеет все основные, узнаваемые и в наше время признаки – это человек средних лет с длинными темными волнистыми волосами и бородой. Он облачен во власяницу (хитон из верблюжьей шерсти).

Иоанн Креститель

Крещение Господне. Италия. Равенна. Баптистерий ариан. VI в.

Что до моленных образов Иоанна (собственно икон), то самой древней из дошедших до нас можно считать икону, происходящую из знаменитого монастыря св. Екатерины на Синае. Некогда ее вывез известный востоковед, византолог и археолог XIX века владыка Порфирий (Успенский).

Он завещал свою коллекцию древних рукописей и икон (в том числе и икону Иоанна Крестителя) церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко, где ныне эта икона пребывает).

Увы, мало кто из киевлян знает, что древнейшая икона Иоанна Крестителя хранится именно в их городе.

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель. Византия. VI в.

Это довольно древний (VI век) образ, выполненный в технике энкаустики, где красочный пигмент замешивался на воске. Энкаустика была наиболее распространенной техникой живописи в античном мире и первые иконы были выполнены именно в ней. Большая часть восковых энкаустических икон была утрачена в иконоборческое гонение. Тем больше уникальна киевская икона Предтечи.

На этом образе Иоанн предстает в полный рост. Он традиционно облачен во власяницу и гиматий (античное верхнее одеяние). В руке он держит свиток с надписью по-гречески «се Агнец Божий», что подчеркивает функцию Иоанна, как Предтечи Спасителя и свидетеля Его явления.

Со временем образ Иоанна Крестителя прочно вошел в деисусный чин, где Христу в молитвенных позах предстает сонм святых и ангелов. Наиболее близкими к Престолу Господнему неизбежно оказываются «честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов» Богородица и больший из рожденных женами — Иоанн.

Деисус (деисис). Мозаика. София Киевская. ХІ в.

Единоличный же образ Крестителя со временем получает различные дополнения, подчеркивающие те или иные акценты его проповеди.

Так, сразу после 7-го Вселенского Собора и окончательной победы Православия над иконоборчеством, получает распространение композиция «Моление Иоанна Предтечи в пустыне».

Иоанн изображается в молитвенной позе среди пустынного пейзажа. В его руке обычно присутствует свиток с призывам к покаянию: "Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное" (Мф.3: 2). Нередко этот призыв представлен аллегорически в виде древа с топором, что является иллюстрацией продолжения слов Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9).

Также часто в этот сюжет добавляется глава Иоанна, что напоминает о его мученическом конце.

Иоанн Предтеча

Иоанн Предтеча в пустыне со сценами жития. Византия. XIII в.

Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

С течением времени эта иконография продолжает развиваться, приобретая все новые символические детали. Так, в 13 веке Предтечу начинают изображать с крыльями, что является графическим отображением пророчества: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал. 3. 1), которое относится именно к Иоанну.

Также эти крылья символизируют аскетическую жизнь Пророка, которую можно сравнить с ангельской (собственно здесь имеем параллель с монашеством («равноангельское бытие»), духовным родоначальником которого можно по праву считать Иоанна Крестителя).

Это иконографическое изображение называется «ангел пустыни».

Иоанн Предтеча

Иоанн Предтеча ангел пустыни. Русь. Владимир. XVI в.

Москва. Музей им. Андрея Рублева

Этот извод получил наибольшее распространение на Руси. Предтеча изображается чаще всего фронтально. Правая рука представляет ораторский жест, символизирующий проповедь Крестителя. В левой – свиток, раскрывающий суть этой проповеди, либо вмещающий призыв к покаянию («Покайтеся…») или проповедь о Мессии («се Агнец…»). В образе присутствуют и секира у корней неплодного древа и голова самого Крестителя в чаше. Иногда Иоанн держит эту чашу в руке.

Впрочем, эта чаша имеет разные варианты изображения с разной смысловой нагрузкой. Помимо головы Крестителя, в чаше может изображаться ягненок, символизирующий Христа («се Агнец Божий…») и в таком случае, икона приобретает евхаристический оттенок. Агнец в чаше (иногда на блюде) намекает на евхаристического Агнца на дискосе.

Иоанн Предтеча

Иоанн Креститель. Фрагмент триптиха. Византия. XIII в.

Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

На русской почве после XVI века этот евхаристический намек (агнец на дискосе) сменился явным изображением Младенца Христа в чаше:

Иоанн Предтеча

Иоанн Креститель. Старообрядческая икона. Невьянск. Кон. XIX в.

Одновременно с этим развивался более простой и менее перенасыщенный символикой изначальный сюжет «Иоанн в пустыне». Предтеча изображается с тем же «проповедующим» жестом и свитком. Но дополнительно на иконе появляется посох, увенчанный процветшим крестом.

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Афон, монастырь Хиландар

Житийная иконография Иоанна Крестителя ещё более разнообразна, и мы в дальнейшем посвятим ей отдельный очерк.

Tweet

2010.orthodoxy.org.ua

30 самых знаменитых икон России

1. Владимирская икона Божией Матери По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу.

Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.

Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

  2. Икона «Троица» Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора.  За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой.

Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

  3. Казанская икона Божьей Матери Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы.

Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он  хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.

4.Тихвинская икона Божией Матери Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов.

Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.

5. Смоленская икона Пресвятой Богородицы Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.

Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.

6. Иверская икона Божией Матери Иверская икона в IX  веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон.

В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.

7. Донская икона Божией Матери Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.

8. Икона Знамение Пресвятой Богородицы Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.

До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.

9. Курская-Коренная икона Божией Матери Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник.

По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась».

В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

10. Феодоровская икона Божией Матери Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство.

Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.

11. Псково-Печерская икона «Умиление» Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.

Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.

12.Святой Николай (Угрешская икона) Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.

Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.

13. Икона «Спас Елеазаровский» Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы.

С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в  Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.

14. Икона Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский) Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски.

Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.

15. Икона Божией Матери Семистрельной Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.

На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.

16. Икона Святой Матроны Московской Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой.

Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.

17. Икона блаженной Ксении Петербургской Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни.

Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.

18. Икона Преображение Господне Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.

С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

19. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.

20. Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу Икона была написана в конце  XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного.

Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.

21. Спас Нерукотворный Симона Ушакова Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но  впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России.

Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

22. Икона Спас в силах Андрея Рублева Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году.

Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.

23. Икона Серафима Саровского Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.

24. Икона Дионисия Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) Икона Богоматерь Одигитрия была написана Дионисием в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре в Московском кремле, но сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.

25. Почаевская икона Божией Матери Почаевская икона впервые упоминается в летописях в 1559 году, когда дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской Лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской Лавре на территории Украины.

26. Покров Святой Сергий Радонежский Самое знаменитое и самое раннее изображение Сергия Радонежского  - это не икона, а покров. Он был вышит в 1420-е годы, и сейчас находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

27. Икона Апостолы Пётр и Павел Икона Апостолы Петр и Павел была написана в Новгороде в XI веке и, с большой вероятностью, является самым древним из  русских произведений станковой живописи. Трижды за свою историю икона покидала Новгород, но всегда возвращалась назад.

Сейчас образ находится в Новгородском музее-заповеднике в Великом Новгороде.

28. Икона. Спас Златая риза Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада.

Иконе можно поклониться в Успенском соборе в московском Кремле.

29. Икона. Устюжское Благовещение Устюжское Благовещение – одна из немногих сохранившихся икон домонгольского периода. Она была написана в начале XII века в Великом Новгороде, а перевезена в Москву – в середине XVI века.

Последние 85 лет икона хранится в Государственной Третьяковской Галерее.

30. Боголюбская икона Божьей Матери Боголюбская икона Божьей Матери является одной из древнейших русских икон (1155 год) и почитается как чудотворная.

Во время реставрации 1946 года икону сильно повредили, но последующие работы смогли частично спасти образ. В 2009 году образ снова пострадал, когда его поразил грибок, появившийся на иконе из-за неправильного хранения. На сегодняшний день икона сохраняется во Владимиро-Суздальском музее в специальном помещении. Ученые опасаются, что новая реставрация может полностью уничтожить образ.

Автор

Русская Семерка

yarcenter.ru

Самая древняя икона Покрова. | Эжени МакКвин. Дао Женской Мудрости.

«Тута есть икона св. Богородици, южъ виде св. Андрей на воздусе за мир молящуся»

Из описания путешествия дьяка Александра в Константинополь в 1393 году.

 

Иконы Покрова давно стали популярными как у верующих так и у просто надеющихся на чудо. Мать дает сыну икону отправляя в дорогу, жена мужу, брат сестре. Уже давно утвердилась классическая иконография изображения.

Но какая из ныне известных икон является самой древней и что послужило исходным событием к празднованию?

Об этом мы сейчас и поговорим.  

В 1914 году Данила Щербаковский из экспедиции в Восточную Галицию привозит икону. Он определяет ее сюжет как “Покров Пресвятої Богородиці, образ древнього типу: янголи підіймають Влахернську ризу Богоматері”.

Изображение Богоматери, написанное темперой на хвойной доске, не канонично. Оно словно нарисовано рукой ученика, и не походит на изысканные образы византийского происхождения.

Долгие годы икона была вне тщательных научных исследований. Пока в 1950-х она не попала в руки реставраторов (Н.Перцев).

Как показала работа “по раскрытию” иконы, ее поновляли трижды. В 15-16 веке, затем в 18-19 веке. И в третий раз обновили не полностью а частично.

Итак первая датировка иконы указывала на 15 век.   

Однако, когда был сделан палеографический анализ, то время создания иконы сместилось уже на 1-ю половину 13 века (1200-1250 гг).

Технологии идут вперед и когда сделали радиоуглеродный анализ, то оказалось, что срубили дерево для доски, на которой была нарисована икона, на рубеже 11-12 века (погрешность ± 50 лет). Таким образом были получены даты с 1050 по 1150 год и это одна из древнейших икон Покрова, сохранившаяся до наших дней.   

Но эта икона внесла множество вопросов в историю праздника Покрова.  

Самая распространенная версия появления праздника Покрова связывается Андреем Боголюбским.

Годы жизни Андрея Боголюбского с 1111 по 1174 г.г. Праздник Покрова предполагается был основан им во Владимире в 60х годах 12 века и датировка иконы вполне укладывается в хронологические рамки.

Но есть и другая версия, а именно, что праздник был установлен неизвестным киевским князем. И радиоуглеродный анализ может подтверждать версию тех ученых (Н.П. Кондаков), которые считают, что культ Покрова был принесен из Византии на Русь ранее Боголюбского. И что храмы покрова и иконы существовали до введения им почитания Покрова. Хотя ни древние рукописи ни археологические исследования пока что этого подтвердить не могут.

Об этой же версии киевского происхождения праздника, писал архиепископ Владимирский Сергий (Спасский), крупнейший агиолог своего времени. Он считал, что на самом деле праздник Покрова был установлен в Киеве на рубеже 11-12 века.  

“Из представленного перечня русских праздников первой, древнейшей редакции видно, что эти праздники все киевского происхождения, кроме празднования дня памяти, близкого, впрочем, к Киеву, князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы находится во всех пергаменных прологах обеих русских редакций…”.

И ни владимирских, ни новгородских праздников в древнейших прологах нет, но только киевские конца XI – начала XII века. К последним относится и праздник Покрова, всегда в прологах упоминаемый вместе с остальными киевскими праздниками, и даже упоминаемый в первую очередь. «Вообще нет примера, чтобы праздник, установленный частным лицом или удельным городом, так повсеместно и быстро распространился по всей России, как издревле распространился праздник Покрова Пресвятой Богородицы… в Киеве русских праздников установлено очень мало во весь домонгольский период… и киевские праздники вносились в пролог с большим разбором. Сам святой и равноапостольный князь Владимир не внесен в прологи, а святая княгиня Российская Ольга внесена позднее других».

Украинские же предания и легенды тесно связывают Покрова не с “Боголюбской версией”, а с Успенским собором Киево-Печерской лавры, который прочно связан своей историей с Влахернским храмом, откуда происходит само понятие “Покров Божей Матери”.

Влахернский храм в средневековье был очень известным и популярным местом паломничества близ Константинополя.

Основанный в 451 году Пульхерею Августою у священного источника, он на протяжении веков притягивал к себе паломников. Уже в 511 году здесь были установлены особые моления Богородице.

Верующих особо привлекали сюда реликвии богородичного культа. Это мафорий, пояс, посох и повой Богородицы.

Мафорий(покров, риза) это четырехугольный плат, которую носила Мария по обычаю замужних иудеек. Он покрывал голову и тело. В иконографии мафорий темно-красных тонов. Хотя в  древнейшей восточной (Египет, Сирия) он был темно каштанового цвета.

Кстати изначальный образ Оранты-Нерушимой Стены, это как раз образ Богородицы Влахернитиссы пришедший в Киевскую Русь из этого храма.

Но об этом в другой статье, где я расскажу о образе Оранты более подробно. А здесь мы продолжаем о древней галицкой иконе, празднике Покрова и Влахернском чуде.

В 6м веке император Юстиниан увеличил здание Влахернского  храма, чтобы можно было проводить более пышные службы: дневные, вечерние, ночные.  И построил летний дворец, где останавливалась императорская семья, приезжая на омовения. Со временем Влахернский комплекс становится придворным.

Именно в нем произошло известное чудо, связанное с видением блаженного Андрея, которое часто указывают в качестве основы праздника Покрова.

Но, возможно это не совсем так. И древнейшая Галицкая икона подтверждение этому.

В “Вел. Минеи Четьи” под 2 октября явление описывается, как приход Богоматери к алтарю, где она молилась, а затем сняла свой мафорий и простерла его над всеми находившимися тут людьми, а сама исчезла. А покров был виден еще несколько часов после этого.

Так что, по мнению Н.П. Кондакова, создавшего монументальный труд “Иконография Богоматери”, изображаемое на иконах Покрова действо не соответствует истории из Минеи Четьи.

Но во Влахернском храме было еще одно чудо. Причем чудо, которое повторялось каждую неделю. И каждую неделю толпы людей собирались, чтобы узреть его.

В храме было изображение Богоматери с младенцем на руках, занавешенное пурпурным занавесом. И только с пятницы на субботу, во время богослужения, покров с иконы чудесным образом поднимался и верующие могли узреть лик Небесной Царицы.

«Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу на вечерне этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы»

Константин Багрянородный сообщал, что владыки перед тем, как совершить омовение в священном источнике, после первого моления у алтаря храма, “отходят направо и взяв там свечи творят поклонение”.

Н.П.Кондаков считал, что “творили поклонение” как раз возле покрова на иконе “куда сходит Дух святой по пятницам”. И под именем “покрова” подразумевался не сам мафорий, а “снисхождение Духа Святого”.  

Может источником празднования Покрова явилось именно это чудо, а не видение блаженного Андрея. Или, возможно, их объединение?

А теперь о связи Успенской Церкви в Лавре и Византийской Влахерны.

По преданию, к Антонию и Феодосию прибыли 4 мастера строителя из Константинополя и сказали, что им явились отроки  и сказали “Царица зовет к Влахерне”.И во Влахерне, дав им с собой золото, частицы мощей святых и наместную икону, Царица Небесная повелела им отправляться в Киев и построить тут Богородичную церковь сказав: “И Сама приду, чтобы видеть церковь, и буду в ней жить”

Наместная икона, это икона в честь которой освящается храм: событие или святой. Так что икону должны были привезти Успения.

Когда основатель монастыря Антоний Печеский уходит в уединение, то назначенный игуменом преподобный Варлаам, строит деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы над пещерами. Был ли первый храм Успения построен этими греческими мастерами?

Получается, что да. И Влахернисса имеет непосредственное отношение к этой церкви.

Во второй раз из Константинополя прибывает сюда артель уже иконописцев. Было это во времена игумена Никона (1078-1088), когда вместо деревянной, решили построить каменную церковь

Прибытие артели константинопольских художников иконописцев по времени как раз совпадает со временем закладки каменного храма при сыне Ярослава Мудрого, Святославе. Храм был заложен в 1073 году и освящен 14 августа 1089 года.

В выборе места опирались на знамения. Одно из них было в том, что некий благочестивый путешественник видел огненную дугу между старым деревянным храмом и новым участком, где надо было заложить новый каменный храм.  

Огненная дуга? Красный покров, который взмыл над богоматерью на древней иконе?

Хотя, кроме знамения, был подарок от князя земель на холме над пещерами.

Вот и думай теперь знамения или все-таки земля в дар, где можно расположить новые церкви.

Таким образом лаврская Церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет прямую связь с Влахернисой и ее чудесами.

А может Святослав Ярославович и был тем неизвестным князем, установившим праздник Покрова в честь Влахернского чуда? А само чудо было давно известно на Руси благодаря рассказам паломников.

Был ли праздник Покрова столь популярен в древности и отмечался ли специальной службой?

Опять обращусь к архиепископу Сергию (Спасский).Он считал, что служба празднику появилась не ранее 14 века. И что есть три пергаментные рукописи 12 века (даны в описании славянских рукописей Московской Синодальной библиотека) которые содержат службы святому апостолу Анании и Роману певцу, но о Покрове в них ни слова.

В памятнике 13 века есть упоминание о дне празднования Покрова.

В «Стихираре с некоторыми канонами» 1429 г. указана память апостола Анании и Романа певца, прибавлено пять стихир Покрову.

В Трефологии 1445 г., наряду с памятью апостола Анании, указано: «В той же день Покров Святей Богородици».

“В Минее Служебной конца 15 в.или начала 16 в. под 1 октября помещена служба Покрова Пресвятой Богородицы, но не отдельно, как в нынешних Минеях, а вместе со службой святым.

В Трефологии 16 в. под 1 октября записано: «Святого апостола и священномученика Анании и преподобного Романа певца. И в той же день Покров Святые Владычицы нашея Богородицы и Пресвятой Девы Марии».

В “Собрание служб русским святым за весь год” (16 в.) читаем: «День Покрова Святыя Богородицы и память преподобного отца нашего Саввы, иже под Вишерою рекою жившего».

По памятникам XV и особенно XVI вв. видно, как служба Покрову Пресвятой Богородицы постепенно вытесняла более древнюю службу апостолу Анании, получая первенствующее значение. К концу же XVI и, особенно в начале XVII в., она заняла уже первое место и полностью вошла в наши богослужебные книги.”

Из храмов, первое точное наименование храма Покровским, находится в Новгородской летописи под:  в лето 6818 (1310)  “Поставиша церковь на Дубенке, Покров Святыя Богородица, стяжанием раба божия Олония мниха.”

 

 

Но самое забавное, что в 17 веке праздник Покрова, чуть было вообще не исчез из церковного почитания.

Дело в том, что древних византийских икон изображающих Покрова не существует. Более того, в греческом сборнике наставлений и указаний по иконописи написанном в 1730-1733 годах “Ерминия”  Дионисия из Фурны, описания такой иконы нет.

Как нет и праздника Покрова в греческом перечне.

И вот, когда в 17 веке началось исправление богослужебных книг в качестве первоисточника брали, естественно, греческие уставы и минеи.

Неожиданно оказалось, что в славянском Типиконе (Церковный устав) 1682 года указание на службу и праздник Покрова Пресвятой Богородицы есть, а в греческих богослужебных книгах его нет.   Как отчитались сверяющие : “Покрова и службы в греческих книгах несть”

Праздник чуть не исключили.

Но напомню, что в 1682 году скончался в мае царь Федор Алексеевич, начался стрелецкий бунт и регентство принимает царевна Софья.

В такое сложное время, видимо никто не рискнул исключить праздник из годового цикла. И правщики внесли в Типикон под 1 октября указание:

«В той же день аще восхощет настоятель праздновати Покрову Богородицы с апостолом Ананием и апостолом (?) Романом».

Но уже в 1695 году (у власти Петр Первый) вновь вносят изменения в Типикон, убирая из него влияние греческой традиции. Праздник становится обязательным, но всенощная остается все-таки на усмотрение настоятеля.

Так праздник окончательно утвердился в православной церкви. И уже все забыли, что еще в 17 веке отправление службы Покрову было “На соизволение настоятеля”.

В Грецию, пусть уже не византийскую, но православную, праздник пришел только в 18 веке через Болгарию. А Константинополь-Византия попал под владычество османов-мусульман.  

Может столь быстро распространился культ Покрова в древней Руси, так как в этот период был праздник, который бытовал в народе давно. Ведь нельзя бросить зерно в пустую почву, где нет основы для произрастания.

Завершение осенних полевых работ и консервации урожая. Осеннее поминовение предков Деды-Осянины. Надо было каким-то образом закрыть веру в языческую Макошь с ее рушниками-покровами, которая видимо играла в ритуалах этого времени важную роль.. И здесь покров Богоматери стал великолепной заменой древнему образу Богини.

А так как во Влахернах был священный источник, у которого и начала строить этот храм императрица Пульхерия в 450 году, то слияние Макоши, как покровительницы водных источников и Богородицы, в народном сознании, видимо было неизбежным.  

Водный источник жизни, бьющий из под земли и Богиня Мать, укрывающая своих детей защитным покровом- древнейший образ, присутствующий во многих легендах и мифах и имеющий свой аналог в реальной человеческой жизни.

Материнское молоко-источник жизни и материнская защита – одни из самых сильных психологических образов для любого человека. Вспомните, кто из нас в трудные минуты не хотел, хоть на какое то время, закрыться от всего мира и от всех бед материнским платом? Кто в детстве не прятался в мамину юбку?

Так что праздник покрова лег на благоприятную почву сложных времен войн междоусобиц, а затем разорения Киевской Руси тюрками, давая надежду на выживание.

В Европе подобны Покрове в чем-то образы иконы Милости Богородицы, где Богоматерь укрывает своим плащом подопечных. Как одна из версий, этот тип икон приходит в Украину через Польшу и на украинских землях получает название Покрова.

Хотя, с учетом того, что казаки принимали участие почти во всех военных действиях в Европе, то они видели множество икон, которые могли привезти, как некий образец для местных художников.

Хотя я бы не исключила и вариант продолжения древнейшей традиции. Ведь древняя галицкая икона, а затем и украинские иконы 17-18 века, как раз ближе к европейским Мадоннам Милосердия, чем к северной иконописи.

 

 

Но будем надеятся, что где-то спрятаны на чердаках древние иконы, которые помогут найти ответы на вопросы о происхождении праздника и иконографии Покрова.  

Почему же праздник Покрова становится так популярен в Украине в 17 веке, а иконы и церкви Покрова принимаются казаками-запорожцами как их высшие святыни?

Я бы сделала еще одно предположение. Неспокойный был век – время постоянных войн. Все нуждались в особой защите. И в Украине Покрова приобретает особый размах, потому что перекресток между Польшей, Московией и Турцией нуждался в особом Небесном Покровительстве.

А ГЛАВНОЕ – НА ПОКРОВА КАЗАКИ В 17 ВЕКЕ ВЫБИРАЛИ СВОИХ СТАРШИН.

Ведь старшина это тоже в своем роде покровитель своих подчиненных. А после официальной части 100% был банкет. А уж что-что, а гулять казаки умели.

А сразу за Покрова приходит время свадеб. Открывает праздник двухнедельный период розваг и веселий аж до Кузьминок-Дедов. Плюс, казаки могут вернуться на зимовку к семьям.  

Кто же откажется от такого праздника, даже если его и нет в греческих списках.

Вот и сливается воедино: свадьба, повышение по службе, защита, домашний уют и женская забота с приходом праздника Покрова.

И появляются ритуалы “Покрой Матушка Покрова землю снежком, а меня женишком”.

Но об этом в статье Магия ритуалов Покрова.

А сейчас подведем итог:

1.Праздник Покрова появился в Киевской Руси на рубеже 11-12 века.

2.Византийская церковь не знала такого праздника и иконы. Это праздник имеет корни исключительно в Киевской Руси и затем очень быстро распространяется. Особо он почитается на Новгородских землях, где строятся храмы и формируется своя школа иконописи праздничной иконы.  

3.Скорее всего праздник связан с пятничным чудом во Влахернском храме, но каким то образом переплетается и с видением блаженного Андрея.

4.Успенский собор Киевской Лавры был тесно связан с Влахернским, где хранился мафорий-покров Богородицы.

5.Богослужение к празднику Покрова появляется достаточно поздно. Постепенно праздник вытесняет службу апостолу Ананию, которая была установлена на этот день. А к 16-17 веку полностью его заменяет.

6.Богослужение было на усмотрение настоятеля.

7.Самой древней иконой Покрова, еще домонгольского периода, является найденная в Восточной Галиции икона, изображение на которой сильно отличается от более позднего, новгородского канона. Эта икона подтверждает предположение, что первоистоком праздника Покрова и изображения на иконах было пятничное чудо “Снисхождения духа святого” во Влахернском храме. Возможно этот стиль и его смыслы были утеряны в связи с нашествием тюрков из Великой степи и уничтожением Киева.  

Выводы делайте сами. Может вы найдете другие факты и источники и поделитесь ими, буду только рада.

Надеюсь историки и археологи найдут что-то новое в этом направлении и тогда история станет более ясной, а может быть и будет переписана. А пока есть только то, что есть.

Я же со своей стороны предполагаю что все-таки где-то там, в глубине была языческая основа, на которую успешно легла византийская легенда. Древний, местный языческий праздник славян, связанный с изготовлением обыденных “защитных” рушников. Но запрещенный христианством. Имя Макоши было исключено, но ритуал изготовления защитного покрова обыденных рушников, созданных за одну ночь или день всем селом, остался и дожил до наших дней, сохранив многоговорящие вышивки.  Это мое виденье, которое не претендует на научное доказательство.   

А кто хочет чудес, сходите в Киевскую художественную галерею к удивительной, древнейшей иконе Покрова. Можете помолиться, а можете просто посмотреть на нее внимательно и помолчать. И может быть “снизойдет Дух Святой” и свершится чудо.

“Помяни нас в Твоих молитвах, Госпожа Дева Богородица. Да не погибнем мы за умножение грехов наших, покрой нас от всякого зла и лютых напастей. На Тебя уповаем и Твоего Покрова праздник чествуем, Тебя величаем”.

Copyright©Эжени МакКвин 2017

Примечания :

Влахерны – это бывший северо-западный пригород Константинополя у подножия шестого холма, неподалёку от залива Золотой Рог, знаменитый еще с языческих времен священным целебным источником, который после явления в этом месте Богоматери считается наполненным Ее слезами. Считается также, что Влахернский храм получил своё название именно от этого источника.

 

Магические ритуалы и гадания на Покрова

Реальная история праздника Покрова.

Когда на Руси отмечали Новый Год.

Секс в средневековой Руси.

Половецкая Мадонна.

Самые древние мифы и их герои.

Откуда к нам пришел принц на белом коне.

Богиня Мара и ее символы. 

Легенда о цветке Иван да Марье. 

Есть ли магия в славянской азбуке.

Дневники ведьмы. 

 

Поделиться в соцсетях

 

moonshaman.com

Византийские иконы. Русские и византийские иконы

Считается, что икона – образ Бога или Святого на земле, который является посредником и проводником между земным миром и духовным. Развитие написания изображений уходит далеко в древние времена. Первым образом, по преданию, был отпечаток Христа, который возник на полотенце (убрусе), когда он вытирался.

Византийские иконы – это первые сохранившиеся образы, на которых пытались запечатлеть лики святых, Господа Бога, Богоматери с сыном.византийские иконы

Написание образов

Первые византийские иконы, которые дошли до наших дней, датированы VI веком. Несомненно, существовали и более ранние, но они, к сожалению, не сохранились. Первые христиане очень часто были преследуемы и гонимы, очень много рукописей и образов того времени просто уничтожалось. К тому же в то время это считалось идолопоклонством.

О стиле написания можно судить по некоторым сохранившимся мозаикам. Все было довольно просто и аскетично. Каждая икона должна была показывать силу духа и глубину образа.

На данный момент очень многие сохранившиеся византийские иконы хранятся на горе Синай в монастыре святой Екатерины. Самые известные из них:

  • "Христос Пантократор".
  • "Апостол Петр".
  • "Богоматерь на троне".

Их стиль написания – энкаустика - считался одним из самых популярных в то время. Его особенность в том, что образ пишется восковой краской, даже еще горячей. Этот способ написания позволял очень реалистично изображать формы на иконе. В дальнейшем техника была вытеснена темперой, так как считалось, что она более соответствует канонам написания.

Также очень интересным моментом является то, что эти три иконы представляют собой важные образы, которые впоследствии сформировались в иконографии. В дальнейшем стиль написания постепенно сводился к символическому, где преобладала не человечность изображенного на иконе, а его одухотворенность. В комниновский период (1059-1204 годы) лик образов стал опять более человечным, но осталась и одухотворенность. Ярким примером является Владимирская икона. В восемнадцатом веке, несмотря на разгром Константинополя, появилось новое в иконописи. Это спокойствие и монументализм. В дальнейшем иконописцы Византии продолжали искать правильное написание лика и образа в целом. В XIV веке в иконах важной стала передача Божественного света. До самого взятия Константинополя не прекращались поиски и эксперименты в этом направлении. Также появлялись новые шедевры.

Византийская иконопись в свое время оказала значительное влияние на все страны, где распространилось христианство.

Написание икон в России

Первые образы в России появились сразу после крещения Руси. Это были византийские иконы, которые писались по заказу. Также приглашались и мастера для обучения. Таким образом, первое время на русскую иконопись очень сильно влияла византийская.

В XI веке возникла первая школа в Киево-Печерской лавре. Появились первые известные иконописцы – это Алипий и его “сотрудник”, как было записано в одной рукописи, Григорий. Считается, что из Киева христианство пошло по другим городам русским. Вместе с ним и иконопись.

Через некоторое время сложились весьма крупные школы в Новгороде, Пскове, Москве. Каждая из них сформировала свои особенности в написании. В это время входит в обиход подписание образов, присвоение им авторства. Можно сказать, что с шестнадцатого века русский стиль написания вполне отделился от византийского, стал самостоятельным.

Если говорить о школах в частности, то в новгородской характерными чертами была простота и лаконичность, яркость тонов и крупность форм. Псковская школа имеет неточный рисунок, который больше ассиметричен, но наделен некой выразительностью. Характерен немного сумрачный колорит с преобладанием темно-зеленых, темно-вишневых, красных с оранжевым оттенком тонов. Фон икон зачастую желтый.

Московская школа считается вершиной иконописного искусства того времени. На нее очень повлияли работы Феофана Грека, который принес некие традиции из Константинополя. Отдельно шло творчество Андрея Рублева, который создал великолепные образцы икон. В работе он использовал стиль написания, который был характерен для Византии XV столетия. В то же время он применял и русские направления. В итоге получились удивительные по стилю изображения.

Следует отметить, что российская иконография хоть и пошла по своему пути, однако сохранила все типы написания икон, которые имелись в Византии. Конечно, со временем они несколько трансформировались, даже появились новые. Это произошло из-за появления новых канонизированных святых, а также особого почитания тех, которые имели небольшое значение в Византии.

В XVII веке иконописная живопись в России становится все больше художественной, чем духовной, а также приобретает небывалый размах. Мастера все больше ценятся, а также посылаются в другие страны для росписи храмов. Русские иконы заказываются и расходятся по многим православным странам. В дальнейшие годы это искусство только утверждается в мастерстве.

Иконопись в России во времена Советского Союза пережила свой упадок, некоторые древние образы были утрачены. Однако сейчас она потихоньку возрождается, появляются новые имена художников, которые имеют успехи на этом поприще.

Значение икон Божьей Матери в жизни верующих

Богородица всегда занимала особое место в христианстве. С самых первых дней она была заступницей и защитницей как простого люда, так и городов, стран. Очевидно, именно поэтому так много икон Божьей Матери. По преданию, первые ее изображения были написаны Лукой, евангелистом. Иконы Богородицы имеют особую чудотворную силу. Также некоторые списки, написанные с разных образов, со временем становились исцеляющими и защищающими.

Если говорить о том, какая икона Божьей Матери чем помогает, то следует знать, что в разных бедах следует просить помощи и у разных образов. К примеру, изображение Божьей Матери, именуемое “Взыскание Погибших”, окажет помощь при головной боли, болезнях глаз, а также спасительной будет при алкоголизме. Икона “Достойно есть” окажет помощь при различных болезнях души и тела, а также хорошо помолиться ей по окончании какого-либо дела.византийская икона божьей матери

Типы икон Божьей Матери

Можно отметить, что каждый образ Богородицы имеет свой смысл, который можно понять из типа написания иконы. Типы были сформированы еще в Византии. Из них особо выделяются следующие.

Оранта (Молящаяся)

Так представлена раннехристианская византийская икона Божьей Матери, где она изображена в полный рост или по пояс с поднятыми руками, которые разведены в стороны ладонями наружу, без младенца. Подобные образы были найдены в римских катакомбах, более широкое распространение иконографический тип получил после 843 года. Основное значение – это заступничество и посредничество Божьей Матери.

Также есть вариант изображения Богородицы с младенцем Христом в круглом медальоне на уровне груди. В русской иконографии он называется “Знамение”. Смысл образа – это Богоявление.

Известные иконы:

  • “Ярославская”.
  • “Неупиваемая чаша” и др.

Одигитрия (Путеводительница)

Этого типа византийская икона Божьей Матери широко распространилась по всему христианскому миру после VI века. По преданию, впервые ее также написал евангелист Лука. Через некоторое время икона стала заступницей Константинополя. Оригинал утрачен при его осаде навсегда, но сохранилось множество списков.

На иконе изображена Богородица, держащая на руках младенца Христа. Именно он является центром композиции. Правой рукой Христос благословляет, а в левой держит свиток. Богородица же рукой указывает на него, как бы показывая истинный путь. Именно в этом и заключается смысл образов этого типа.

Известные иконы:

  • “Казанская”.
  • “Тихвинская”.
  • “Иверская” и др.

Елеуса (Милующая)

Подобные иконы также возникли в Византии, но более широкое распространение получили в России. Этот стиль написания возник уже позднее, в девятом веке. Он очень похож на тип Одигитрия, только более нежный. Тут лики младенца и Богоматери соприкасаются друг с другом. Образ становится более нежным. Считается, что иконы подобного типа передают любовь матери к сыну, подобно человеческим отношениям. В некоторых версиях этот образ называется “Ласкающая”.

Иконы этого типа:

  • “Владимирская”.
  • “Почаевская”.
  • “Взыскание погибших” и др.

Панахранта

Изображения этого типа появились в Византии в XI веке. На них изображена Богородица, которая восседает на престоле (троне) с младенцем, сидящем на ее коленях. Подобные иконы Богоматери символизируют ее величие.

Образа этого типа:

  • “Державная”.
  • “Всецарица”.
  • “Печерская”.
  • “Кипрская” и др.

Образ Богородицы “Умиление” (“Радуйся, Невесто Неневестная”)

Икона “Умиление”, где изображен лик Богородицы без своего младенца, принадлежала Серафиму Саровскому. Она стояла в его келии, перед ней всегда горела лампадка, елеем из которой он помазывал страждущих, и они исцелялись. Точное ее происхождение неизвестно. Считается, что образ был написан приблизительно в XVII веке. Однако некоторые думают, что икона была явлена Серафиму Саровскому, так как у него были особые отношения с Богоматерью. Она не раз его спасала от болезней, часто появлялась в видениях.

После смерти старца икона “Умиление” была завещана Дивеевскому женскому монастырю. С тех пор с нее было написано множество списков, некоторые стали чудотворными.

Образ является поясным изображением. На нем написана Богоматерь без сына, со скрещенными на груди руками и чуть наклоненной головой. Это один из самых нежных образов Богородицы, где она изображена до рождения Христа, но уже после снисхождения на нее Святого Духа. Это женская икона Божьей Матери. Чем помогает она? Особое значение образ имеет для девочек и женщин с десяти до тридцати лет. Считается, что молитвы ему облегчат трудный подростковый период, сохранят девичью чистоту и целомудрие. Также эта икона является помощницей во время зачатия детей и при их рождении.икона умиление

Почаевская икона Божьей Матери

Это еще один не менее знаменитый образ Богородицы. Он славен своими чудотворными деяниями уже давно и очень почитается среди православных верующих. Почаевская икона находится в Свято-Успенской Почаевской лавре, которая является древним православным местом. Образ был подарен местной помещицей Анной Гойской в 1597 году. До этого она получила его в дар от греческого митрополита Неофита. Икона написана в византийском стиле письмом темперой. С нее было сделано не менее 300 свитков, которые впоследствии стали чудотворными.

Почаевская икона много раз спасала обитель от захватчиков, помимо этого, было совершено множество исцелений с ее помощью. С тех пор молитвы, вознесенные этому образу, помогают при иноземных нашествиях, исцеляют при глазных болезнях.почаевская икона

“Скорбящая”

Икона “Скорбящая” – это изображение Богородицы с опущенными глазами, которые прикрыты веками. Весь образ показывает скорбь матери о погибшем сыне. Божья Матерь изображается в одиночестве, также есть образы и с младенцем.

Существует множество вариантов написания. К примеру, в Иерусалиме в часовне Христовых Уз находится древняя икона, где изображена плачущая Богоматерь. В России популярен чудотворный образ “Всех скорбящих Радость”, который славится своими исцелениями.

Икона “Скорбящая” является помощницей и спасительницей во время потери близких, молитва этому образу поможет укрепиться в вере в вечную жизнь.

Происхождение смоленской иконы Божьей Матери

Этот образ по своему иконографическому типу принадлежит к Одигитрии, причем это самая известная икона. Доподлинно не известно, оригинал ли это или всего лишь список. В Россию смоленская икона попала в 1046 году. Она была как благословление Константина IX Мономаха совей дочери Анны на брак с князем Всеволодом Ярославичем Черниговским. Сын же Всеволода, Владимир Мономах, перенес эту икону в Смоленск, где она хранилась в храме Успения Богоматери, который он же и построил. Так этот образ и получил свое название.

В дальнейшем икона совершила множество разных чудес. К примеру, 1239 год мог стать фатальным для Смоленска. Огромная орда Батыя в то время шествовала по земле русской, подходя к городу. Молитвами жителей, а также подвигом воина Меркурия, пред которым предстала Богородица в видении, Смоленск был спасен.

Икона часто путешествовала. В 1398 году ее привезли в Москву и поставили в Благовещенском соборе, где она пробыла до 1456 года. В этом году был написан с нее список и оставлен в Москве, а оригинал отправлен обратно в Смоленск. В дальнейшем образ стал как символ единства земли русской.

К слову сказать, изначальная икона Богородицы (византийская) была утрачена после 1940 года. В 20-х годах ее по указу изъяли в музей, после чего ее судьба не известна. Сейчас в Успенском соборе находится другая икона, которая является свитком. Она была написана в 1602 году.смоленская икона

Икона Серафима Саровского

Серафим Саровский – это русский чудотворец, который основал женскую Дивеевскую обитель и стал впоследствии ее покровителем. Божьим знаком он был отмечен с малых лет, после падения с колокольни был избавлен от болезни после молитвы пред иконой Божьей Матери. В это же время святому было и ее видение. Серафим всегда стремился к иночеству, поэтому в 1778 году был принят послушником в Саровскую обитель, а в 1786 году стал там монахом.

Очень часто преподобный Серафим видел ангелов, однажды даже было видение Господа Иисуса Христа. В дальнейшем святой стремился к отшельничеству, имел опыт пустынножительства. Также выполнил подвиг столпничества в течение тысячи дней. Большинство подвигов этого времени так и остались неизвестными. Через некоторое время Серафим Саровский вернулся в Саровскую обитель, так как не мог ходить из-за болезни ног. Там, в своей старой келье, он продолжил молитву пред иконой Божьей Матери “Умиление”.

По рассказам, через некоторое время Богородица велела ему перестать затворничать и начать врачевать человеческие души. Он получил дар прозорливости, а также чудотворения. Очевидно, именно поэтому сегодня икона Серафима Саровского значение для верующего имеет огромное. Преподобный знал о своей кончине и заранее к ней подготовился. Даже говорил своим духовным детям о ней. Его нашли молящимся пред иконой Божьей Матери, которая была с ним всю его жизнь. После смерти Серафима много чудес совершалось на его могиле, в 1903 году он был причислен к лику святых.

Икона Серафима Саровского значение имеет для тех, кто находится в унынии. Также поможет молитва в скорби. В любой из телесных и духовных болезней икона преподобного окажет помощь. Существует также молитвенное правило Серафима Саровского.икона серафима саровского значение

Икона Сергия Радонежского

Сергий Радонежский – это один из самых почитаемых святых на Руси. Является основателем Троице-Сергиевой лавры. Он же был и первым ее игуменом. Устав Троицкого монастыря был очень строг, так как сам преподобный Сергий строго соблюдал монашескую жизнь. Через некоторое время из-за недовольства братии ему пришлось уйти. В другом месте он основал Киржачскую Благовещенскую обитель. Там он пробыл недолго, так как его попросили вернуться в Троицкий монастырь. Тут же он и отошел к Богу в 1392 году.

Самая древняя житийная икона Сергия Радонежского выполнена в 1420-е годы. Сейчас она находится в Троице-Сергиевой лавре. Это шитый покров, на котором представлено поясное изображение преподобного Сергия, а вокруг находятся девятнадцать клейм его жития.

На сегодняшний день существует не одна икона Радонежского. Также есть образ, который находится в Успенском соборе в Москве. Датируется он рубежом XV-XVI веков. В музее им. А. Рублева есть еще одна икона этого периода.

Образ Радонежского является помощником при телесных и духовных болезнях, а также во время житейских проблем. Обращаются к святому, если необходима защита детей от плохого влияния, а также чтобы не было в учебе неудач. Молитва пред образом святого Сергия полезна для гордецов. Икона Радонежского является очень почитаемой среди верующих христиан.икона радонежского

Образ святых Петра и Февронии

История жития Петра и Февронии Муромских показывает, насколько можно быть благочестивым и преданным Господу, даже находясь в семейных узах. Их семейная жизнь началась с того, что Феврония исцелила будущего мужа от струпьев и язвы на его теле. За это она попросила, чтобы он женился на ней после излечения. Конечно, князь не хотел брать в жены дочь древолаза, однако Феврония это предвидела. Болезнь князя возобновилась, и уже тогда он женился на ней. Стали они вместе править и прослыли своим благочестием.

Конечно, правление не было безоблачным. Их изгоняли из города, затем просили вернуться. После этого они правили до старости, а затем приняли монашество. Супруги просили похоронить себя в одном гробу с тонкой перегородкой, однако их повеление не было выполнено. Поэтому их два раза разносили по разным храмам, однако они все равно чудесным образом оказывались вместе.

Икона Февронии и Петра является покровительницей настоящего христианского брака. Житийный образ святых, который датирован 1618 годом, сейчас находится в Муромске, в историко-художественном музее. Также иконы святых можно встретить и в других храмах. К примеру, в Москве храм Вознесения Господня имеет образ с частицей мощей.

Иконы-хранители

На Руси в свое время появился еще один вид образов – это мерные. Впервые такая икона была написана для сына Ивана Грозного. До наших дней дошло где-то двадцать сохранившихся подобных образов. Это были иконы-хранители - считалось, что изображенные святые были покровителями младенцев до конца их жизни. В наше время такая практика возобновилась. Уже каждый может заказать для ребенка такой образ. Сейчас вообще есть определенный набор икон, который используется для различных обрядов. Это, к примеру, именные иконы, венчальные, семейные и др. Для каждого случая можно приобрести соответствующий образ.

fb.ru

Самые древние иконы, представленные на выставке в Киево-Печерской лавре, сделаны из камня около...

В столице открылась масштабная выставка, на которой демонстрируются лучшие образцы сакрального искусства из государственных и частных коллекций

— Здесь собраны около 120 предметов православного искусства из практически всех регионов страны, — рассказала нам на открытии выставки «Світ української ікони» заведующая отделом Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Алина Кондратюк. — Это старинные вещи, созданные в период с Х по ХIХ век. Они предоставлены нашим заповедником и частными структурами, известными богатством своих коллекций: благотворительным фондом «Платар», музеем Шереметьевых, фондом «Арт-инвест групп» и антикварным салоном «Дукат». Для проведения этой масштабной выставки выделен четвертый корпус лавры, в котором в минувшие века жили самые уважаемые старцы.

Икона «Христос во славе» — одна из самых ценных на этой выставке, — Алина Кондратюк подводит нас к этому раритету. — Она написана в византийской традиции примерно 500 лет назад на специальным образом подготовленных и скрепленных между собой липовых досках. Хотелось бы знать имя автора, ведь работа выполнена на высочайшем художественном уровне. Но среди иконописцев было не принято ставить автографы. К слову, считается, что икона — это молитва мастера, высказанная языком живописи.

Впечатляет, до чего хорошо сохранилось изображение. Краски ведь в те времена были натуральными — изготовлялись из минерального сырья с добавлением яичного желтка.

Христос здесь изображен в окружении ангелов, а по углам расположены символы всех четырех авторов Евангелие: орел — Иоанна, бык — Луки, лев — Марка и ангел — Матвея. Церковь учит, что эти знаки человечество увидит во время Второго пришествия.

*Алина Кондратюк: «По углам иконы „Христос во славе“ изображены символы всех четырех авторов Евангелие — орел, бык, лев и ангел»

Нам известно, что икона из Западной Украины. Нехватка информации объясняется тем, что фонды нашего заповедника, которому принадлежит раритет, формировались в период борьбы сталинского режима с церковью — в 1920—30-е годы. Храмы тогда массово разрушали, церковную утварь либо уничтожали, либо передавали в музеи. На территории Киево-Печерской лавры тогда отрыли Музейный городок, куда отовсюду свозили предметы православного искусства. Скорее всего, именно тогда к нам попала эта великолепная работа.

Кстати, во время Второй мировой войны гитлеровцы устроили на территории лавры сборный пункт предметов сакрального искусства, которые они затем отправляли в Германию. Вернуть после окончания войны удалось лишь немногое. Например, до сих пор остается неизвестной судьба исчезнувшей тогда иконы Успения Божьей Матери. Согласно легенде, этот образ Богородица лично вручила мастерам, которые направлялись из Византии в Киев расписывать Успенский собор Киево-Печерского монастыря (храм был заложен по инициативе преподобного Феодосия Печерского в 1073 году. — Авт.).

Следует сказать, что преподобные Антоний и Феодосий Печерские — основатель Киево-Печерской лавры и его ближайший сподвижник — издревле почитались по всей Украине. Наглядная иллюстрация тому — представленная здесь икона конца XVII столетия из Галичины, на которой изображены эти выдающиеся деятели церкви. Эта икона принадлежит музею Шереметьевых. Кстати, большинство демонстрирующихся на выставке раритетов из частных коллекций прежде широкому кругу специалистов известны не были.

— На одной из икон изображено генеалогическое древо. Чье оно?

— Иисуса Христа. Он сын Божий, но на этом свете у него были родители — приемный отец Иосиф обручник (плотник), причисленный к лику святых, и Дева Мария. Согласно Евангелию от Матвея, оба родителя происходят из рода царя Давида. На генеалогическом древе показаны земные предки Иисуса, начиная с этого знаменитого властителя. Иконы с таким сюжетом весьма редкие.

Мастера иконописи Киево-Печерской лавры были одними из лучших в православном мире. Их приглашали расписывать храмы не только в Украине, но и в Московии, Сербии. Пик расцвета киевской иконописной школы приходится на 20—30-е годы XVIII века. Покажу вам образец работы одного из художников этого периода (Алина Юрьевна подводит нас к иконе «Вознесение Христово». — Авт.).

Видите, здесь изображены апостолы Петр и Иоанн, которые стоят у раскрытого гроба Господня. Иисуса в нем уже нет, осталась только плащаница. Это первая из известных нам украинских икон с таким сюжетом. Она находилась в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры на обратной стороне иконостаса. Поэтому этот образ раньше могли видеть только священники.

В конце июля на государственном уровне будет отмечаться 1000-летие со дня смерти святого князя Владимира Крестителя. На выставке представлено несколько его икон. На некоторых он изображен с сыновьями — святыми князьями Борисом и Глебом.

— А самые давние представленные на выставке образа датируются X—XII вв.еками, — вступает в разговор сотрудница «Благотворительного фонда „Платар“. Памяти Сергея Платонова» Ирина Липинская. — Они сделаны из камня, их носили на груди. После порабощения Руси монголами такие иконы уже не делали. Другие экспонаты домонгольского периода — энколпионы. Это небольшие медные ковчежки в форме креста с изображением Иисуса, внутри которых клали кусочки освященной посфоры (особый хлеб, который используют во время службы в церкви. — Авт.) или мощи святых.

*Образа из камня носили на груди как обереги

*Энколпионы — небольшие медные ковчежки в форме креста с изображением Иисуса, внутри которых клали кусочки освященной посфоры

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

Фоторепортаж с выставки смотрите здесь

fakty.ua


Смотрите также