Ифк древнего мира. Физическая культура в Древнем Египте, Ассирии, Древних Китае и Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.1. История физической культуры как наука и учебный предмет. Ифк древнего мира


Лекция 2 Физическая культура древнего мира.

2.1. Физическая культура Древнего Востока

Месопотамия.Первые известные следы занятий физической культурой в странах древнего Востока были обнаружены в Месопотамии (южная часть современного Ирака, Ирана, Сирии), которую по праву считают колыбелью человеческой культуры и цивилизации. В этом регионе проживал самый удивительный народ древности – шумеры. Они первыми начали выращивать злаки, разводить скот, обрабатывать металлы. Им принадлежат самые ранние на земле города-государства, где впервые на провительственную службу были поставлены искусство, письменность, физическая культура. "История началась с Шумерии!" – утверждал известный в мире американский ученый востоковед, шумерологСэмюэл Крамер. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований на территории Месопотамии начиная сIVтыс. до н.э, которые предоставляют истографам информацию о том, что в период становления государств физической культурой занимались не только привилегированные группы людей, но и свободное население. Занятия физическими упражнениями носили демонстративный состязательный характер и танцевальную ритуальность, при исполнении которых требовались очень высокие физические данные участников, так как использовались многочисленные акробатические элементы.

Решающую роль в революционизации физической культуры Месопотамии, а затем и всего древнего мира сыграло изобретение легкой и быстрой боевой колесницы во IIтыс. до н.э. Массовое использование лошадей привело к преобразованию физической культуры. Появилась "Книга тренинга" митанийца Киккули, которая является самым древним методическим пособием по дрессировке животных. Археологические находки подтверждают возникновение в этот период в Месопотамии упражнений игрового характера – игры в мяч с битой, конного поло. Бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 г. до н.э. свидетельствует о развитии у шумеров борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы и пленение противника. Ритуальные состязания шумеров, проводимые в новогодние праздники в честь бога Мардука, более чем на 1000 лет предвосхитили олимпиады античных греков. О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют высеченные на камне тексты Законов Хаммураппи, датируемые 1800 - 1750 гг. до н.э., включающие обязательные умения загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах. У древних ассирийцев была организована система обучения фехтованию на мечах и метанию копья. Найденные археологами барильефы с изображением плывущих воинов, движения которых напоминают стиль "кроль" (1200 г. до н.э.),свидетельствуют о наличии умений передвижения в воде народов Древней Месопотамии. Интерес представляет физическое воспитание персов, которые обучали своих детей с 7 до 16 лет в "воспитательных домах", действовавших при дворах сатрапов. В воспитание входило обучение верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. Позднее из этих заведений образовались "дома развития силы", которые долгое время оставались центрами физической культуры Персии. При физической подготовке персидских юношей широко применялись обязательные охотничьи испытания на смелость, состязания по конному поло, игра "шатраны шахматнах".

Древняя Индия. В физической культуре Древней Индии в период сIIIпоIIтысячелетие до н.э., тщетно искать классические признаки развития выше упомянутых государств. Формы рабовладения носили здесь патриархальный характер, что отражалось на всех сферах деятельности населения.

Физическая культура Древней Индии располагала ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия, и также методики снятия боли с помощью точечного массажа и растираний. Древней Индии принадлежит создание системы йоги, основанной на наблюдениях за психическими изменениями в организме во время медитаций и танцев шаманов. Это подтверждает найденная каменная пластина в Пендшабе (в IIIтыс. до н.э.), на которой изображена фигура человека, сидящего в позе "лотос" (падсамана). Кроме этого, в Древней Индии на высоком культурном уровне проводились конные состязания, единоборства с нанесением ударов рукой и ногой по чувствительным к боли частям тела. Была разработана методика ритуала выразительных движений. Существовали институты танцовщиц (девадаси). В Древней Индии были открыты медицинские университеты в Наланде и Такасиме (IIвек до н.э.) Правила, нормы гигиены и укрепления здоровья, установленные йогой, были обязательными для всех представителей высших слоев Древней Индии.

Пришедшие с севера кочевые племена индо-арийцев (1200 – 600 гг. до н.э.) окончательно закабалили коренных жителей Индии и сформировали общественную модель с кастовой градацией. Привилегированными кастами являлись - брахманы (священнослужители), кшатрии (военное дворянство) и вайтья (почетные ремесленники, скотоводы). Сельское население и неарийцы объединялись в касты шудров. Обездоленные слои населения, рабы, занимающиеся "грязной" работой, не могли принадлежать ни к одной из каст и являлись париями (т.е. неприкасаемыми). Все это в совокупности привело к тому что, хотя ни одна социальная группа не отлучалась от приобщения к физической культуре, тем не менее кастовая принадлежность диктовала, кому и чем можно заниматься. Для неарийских каст, например, считались "неприкосновенными" йога, верховая езда и все упражнения с оружием, обеспечивающие боевую подготовку. В то же время кшатрии (высшая каста) почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься танцевальными упражнениями, упражнениями с чучелами, кубиками, обручами, которые были распространены среди шудров. Следует отметить, что представители высших каст в Древней Индии и их челядь получали физическую подготовку высокого уровня, так как согласно законам Ману (Iвек до н.э.), они были обязаны успешно сражаться с превосходящим по силе противником, владеть приемами управления боевых колесниц и верховой ездой, отлично стрелять из лука и в совершенстве владеть мечом и щитом, мастерски управлять слонами и передвигаться на лодках по водным просторам. От их умения зависела сила и процветание древнеиндийских городов и общин. Большое внимание в высших кастах Древней Индии уделялось играм на досках, т.е. играм-прародительницам современных шахмат, которые требовали умственных сосредоточений и раздумий. Проведенная вVв. до н.э. буддистская религиозная реформа сделала отдельные элементы йоги доступными и для низших каст. Каноны йоги приобрели религиозное обрамление. Роль йоги для неарийских каст не служила улучшению здоровья народа, а формировала позиции бегства из нищеты в счастливое ничто (нирвану). Классические проповеди Будды утверждали малоценность индивидуальной жизни, превозносили безволие и отсутствие желаний. Джайнизм, признающий бессмертие души, расценивал умерщвление плоти как религиозный подвиг. Под влиянием этого в индийской физической культуре возникла новая деформация – система аскетической практики. Условия аскетизма были очень суровы – сон на голой земле, выстаивание целый день на кончиках пальцев ног, бесконечные наклоны, прыжки через огонь, хождение под проливным дождем, кручение на одном месте и т.п. Эта система физических упражнений, приправленная психологическими испытаниями стала постепенно вытеснять прежнюю систему физической культуры Древней Индии. Однако, в сельских кастах в форме тайных обрядов продолжали жить упражнения, связанные с самообороной без оружия, а так же бег, прыжки в высоту, ритуальные танцы и омовения.

Древний Китай. Свидетелем высокого развития физической культуры Древнего Китая является книга "Кунфу", написанная ориентировочно в 2698 г. до н.э., которая систематизировала распространенные среди народа упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных и боевых танцев. На основании последних сложилась сложная система упражнений пантомимы для подготовки китайских воинов.

Классовая структура Древнего Китая, сохранявшая позитивные первобытнообщинные черты, кроме привилегий, получаемых по наследству, давала возможность достичь успеха за счет физических и умственных способностей. Для того чтобы, например, попасть в сословие мандаринов (чиновников) нужно было сдать экзамены на физические способности и специальные знания.

Большое значение на развитие физической культуры Древнего Китая оказали естественно-философские воззрения и медицинские знания, полученные на основе экспериментов. С помощью методов лечения, основанных на движении, была открыта возможность воздействия на функциональные системы организма.

Во время господства первой династии Шан наравне с лечебно-терапевтическими движениями культивировалась военная подготовка, включающая состязания на колесницах, стрельбу из лука, рукопашную схватку без оружия, метание копья.

Своего расцвета древняя китайская физическая культура достигла во время господства династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.), когда были открыты школы, в которых обязательным предметом являлось обучение гимнастическим и дыхательным упражнениям, массажу и растираниям. Воспитание в Древнем Китае в VI-V вв. строилось на философской теории "дао-дэ". Ее основоположник Лао-цзы считал человека уменьшенной копией вселенной. Чтобы быть здоровым, согласно даодистским принципам, человеку следует сохранять и обеспечивать гармонию "цзинь" и "цзянь". Это возможно с помощью физических и дыхательных упражнений. Сохраняя внутреннюю гармонию, человек становится здоровым и, значит, совершенным и добродетельным.

Кроме упомянутой системы, связанной с внутренним совершенством, в Древнем Китае сложилась система идеалов в области физической культуры, называемая "Мэй". Она формировала внешнее совершенство и была направлена на благо общества, воспитание морали и чувства вкуса, воли и характера. Например, если борец грубил судье, его удостаивали высокой степени презрения.

Среди бедного народа Древнего Китая, исключая рабов, получила распространение игра "Чжу-кэ" – предшественница современного футбола. Она проводилась по строгим правилам, где указывались 10 нарушений и различалось 70 видов ударов по мячу. Кроме "Чжу-кэ", простое население проводило состязания по кулачным боям, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнованиям на воде.

В период диктаторского правления династий Цинь и Хань (III-Iвв. до н.э.) в Древнем Китае начался переход к феодализму. Император (Великий желтый) провел коренную военную реформу. Физическая культура стала вытесняться боевыми искусствами. Были открыты военные школы с обязательным обучением верховой езде, стрельбе из лука со скачущего коня, рукопашным приемам в ближнем бою, набрасыванию арканов для поимки противника. Были уничтожены и места проведения представительных турниров, преследовались соревнования в физической силе, организуемые среди низших слоев. В противоположность этому, буддийские монахи и даосистский тайный союз, организовали народное движение "желтых тюрбанов", поощрявшее физические упражнения, связанные с самообороной простых людей.

studfiles.net

ИФК 1

776 год до н.э. Первые Олимпийские игры, хотя есть мнения что в 776 году состоялись уже 28-е Игры.

724 год до

н.э. 14-ая

Олимпиада

15-ая Олимпиада

708 год до

н.э.

В середине 7 века.

632 год до н.э. 37-ая Олимпиада

Игры проводились в 350 км от Олимпа в западной части Пелопоннеского полуострова на территории города-Полиса, в местечке Олимпия у подножия горы Крона в долине реки Алфей.

В местечке

Олимпия на

территории

Города

Элида.

=//=

В Греции в местечке Олимпия.

=//=

В Греции.

Бег на одну стадию 192 м. 27 см. Стадии измерялись ступнями жреца служившего богу в месть которого проходили соревнования.

Бег на две

стадии туда и

обратно 384 м.

54см.

Бег на длинные дистанции, длина которых составляет 8, а затем 10,12,24 стадия.

Дополнились пентатлоном состоявшим из прыжков, бега, метания диска, копья или дротика, борьбы.

Был включён панкратион-борьба.

Соревнования по кулачному бою, панкратиону, верховой езде, состязания на колесницах в отдельных вид

Участниками Игр могли быть только свободнорождённые греки. Рабы и варвары а также женщины к Играм не допускались. Каждый участник должен был 10 месяцев готовиться к Играм дома а затем проходить подготовку в Олимпии.

С 4 века до н.э. в Играх Олимпиад стали приним. участие представители средних и низших слоёв общества.

Появились спортсмены из грекоязыч районов не относящ. к Древней Греции. После завоевания Греции римлянами в середине 2 в. до н.э. право участия в О.И. имели и Римляне.

Игры становятся многонациональными. На играх могли выступать представители народностей населявших гиганскую Римскую империю.

Начинают допускать женщин к состязаниям на колестницах . А также к Играм начинают допускать молодёжь

Победители на Играх назывались олимпиониками и награждались венком из оливковой ветви. Никаких материальных наград на Играх они не получали. На родине их встречали как героев.

Первым Олимпийским чемпионом был Корсибос.

Большую известность имели Леонидас и Диагор с острова Родос.

80 лет семья Диагора выступала на О.И. и принесла на родину 9 оливковых венков.

Легендарный Милон из Кротона, 6 раз становился победителем Игр по борьбе.

В жизни Греции Олимп.

праздники имели большое общественное и культурное значение. Здесь поэты читали свои стихи, ораторы произносили речи, музыканты исполняли свои произведения.

С наступлением праздника объявлялось священное перемирие.

Олимпия превращалась в центр политической и культурной жизни Греции.

Торговля, знакомство гостей с представителями других стран. Развитие ремесла и земледелия а также обычаями и религиозными обрядами.

Игры неоднократно посещали математик Пифагор, философы Платон и Аристотель, историк Геродот.

Объединение в своих рядах людей, не зависело от их социального положения политических и религиозных взглядов, расового происхождения, пола и возраста, способствующих развитию спорта, гимнастики, игр. Дружба и сотрудничество спортсменов всех стран и континентов. Воспитание молодёжи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы. Подготовка и проведения раз в 4 года О.И. Игры объединяют сильнейших спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей.

Захватывающая спортивная борьба, разворачивающаяся на олимпийских стадионах и водных дорожках воспитывает у спортсменов: силу, мужество, ловкость, выносливость, волю, быстроту и смелость. О.И. имеют огромное воспитательное и образовательное значение.

О.И. Древней

Греции прово-

дились

без

перерыва

1160 лет.

290 раз собир.

жители

Эллады на

свои олимп.

праздники.

Последний

раз это было

в 393 году

нашей эры.

А через год,

в 394 году в

связи с больш.

распростран.

христианства

римский

император

Феодосий 1

запретил

олимпийские

праздники.

В Древней

Греции

наряду с О.И.

были широко

распростран.

агоны :

Немейские

игры провод.

в честь Зевса

1 раз в 2 года,

Пифийские

игры провод.

в честь

Аполлона в

окрестностях

гор Дельфи.

Панафиний-

ские игры

являлись

главным

торжеством в

Аттике.

Проводились

в Афинах

каждые 4года

продолжит.

игр 5 дней.

Истмийские

игры провод.

на Коринфс-

ком перешей-

ке в сосновой

роще в честь

владыки

морей

Посейдона

каждые 2года

весной.

studfiles.net

ИФК 2

Европа

уметь ездить верхом, быстро седлать коня, ездить рысью, галопом, на скаку поднимать предметы с земли уметь плавать и нырять уметь стрелять из арбалета, ружья и лука уметь взбираться по шесту и канату сражаться на турнирах и вести поединок в тьосте (тьост – схватка рыцарей один на один верхом уметь бороться и фехтовать, уметь танцевать, галантно вести себя и играть в шахматы

Система военно-физической подготовки рыцарей сложилась в эпоху

классического феодализма. С раннего детства мальчиков закаливали, а в

возрасте 7 лет начиналось их систематическое обучение. В домашних условиях

они получали знание языков, представление о придворных играх, музыкальное

образование. Кроме того, они должны были уметь бегать, прыгать, лазать,

бросать тяжелые камни, плавать, бороться, стрелять из лука, охотиться. венцом их подготовки стали рыцарские турниры. В содержание рыцарских турниров входили бухурт (групповая схватка верхом),

тьост и игры, наиболее известной из которых была игра в кольцо. Устраивались

три разновидности турниров: турниры для разрешения юридических споров,

турниры за честь, турниры в честь прекрасных дам

С точки зрения истории физической культуры и спорта эпоха Возрождения замечательна тем, что в ее условиях оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре. Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Томмазо Кампанелла. Л. Кун отмечает следующие общие черты их идей:они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;в их теории и практике воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли и др.) и танцам;они воскресили и распространяли опыт методик физического воспитания древности;под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический

идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;они пришли к пониманию необходимости использования в физической подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также … на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий».Также Л. Кун определяет общие недостатки их идей:они подразделяли игры на достойные и недостойные свободных граждан,

исходя не из действия этих игр, а из традиций;они пренебрежительно относились к физической культуре женщин;большинство из них считали грехом состязания между детьми [там же].В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики.

Развитие физический культуры не остановилось вместе с уходом с исторической арены античности, с ее культом красоты и гармонично развитого физического тела. И хотя последующие столетья Средневековья были пропитаны христианскими ценностями, малопитательными для физического тела, тем не менее, развитие физической культуры не остановилось. Оно приобрело новые акценты и было вызвано новыми условиями, прежде всего — изменившимися условиями ведения войны

Азия

Америка

Африка

Древняя практика развития физ. культуры средневековой Индии расширилась за счёт упражнений в борьбе, стрельбе из лука, конных игр. Наряду с национальными танцами большой популярностью стала пользоваться хатка-йога, в основе которой лежали нормы движения телом, ритуальные упражнения, связанные с бегом и играми. В Китае развивалась техника своеобразной гимнастики ушу. Её основным содержанием были захваты голыми руками, удары кулаком и ладонью в сочетании с ударами ногами. В Китае также получили распространения игры в конное поло, соревнования по бегу. В Японии была система физ. воспитания самураев (бусидо) которая содержала разнообразные виды борьбы, искусство фехтования с одними или двумя мечами, владение копьями, стрельба из лука в пешем и конном состоянии. Всевозможные ритуальные сострадания, разновидности игры в мяч.

В существовавших школах учащиеся занимались играми и другими физическими упражнениями. Много внимания уделялось военно-физической подготовке: стрельбе из лука, метанию пращи, умения пользоваться мечом и щитом, борьба напоминающая карате. Особо следует отметить подготовку бегунов курьеров у инков и ацтеков, что было обусловлено их жизненной необходимостью. Много игр у этих народов было связанно с религиозными ритуальными обрядами. Проводились межплеменные игры, священные церемонии, атлетические состязания. Все системы физического воспитания.

Большинство физических упражнений африканцы выполняли в соревновательной форме, например стреляли из лука и метали копья в цель, лазали по столбу на результат. Вместе с плясками были развиты упражнения, связанные с военными действиями. У домов вождей или родовых старейшин проводились праздники, служившие своеобразной формой проверки физической и военной подготовки молодёжи. Соревнования проходили по борьбе, бегу, метанию копья и диска. В систему подготовки юношей и девушек входили ритуальные танцы, различные подвижные игры, акробатические упражнения и пляски под звуки тамтама. Ни один обряд не обходился без состязаний в силе, выносливости, ловкости, смелости, красоте танцевальных движений.

У наиболее развитых народов средневековой Азии — Индия, Китай, элементы феодального общества возникли раньше, чем в Европе, и отличались от европейских, но развивались медленнее и с гораздо меньшими потрясенями. Здесь не отбросили, а преобразовали институты, систему движений и идеалы физической культуры древности. Державшаяся в секрете система физической подготовки, обеспечивавшая власть самураев, имела точно такую же общественную ценность, как и упражнения, применявшиеся в персидских “цитаделях”, или же игры с преследованием у степных народов, имитировавшие похищения женщины или животного.

В Америке до её колонизации к числу наиболее развитых цивилизаций относились государства инков, майя и ацтеков. В XII-XV веках у этих народов сложились определённые системы физического воспитания, включавшие в себя семейные и государственные формы. Все системы физического воспитания занимали военное дело в трудовой, военной и бытовой жизни аборигенов Американского континента. Вторжение европейских колонизаторов сопровождавшееся грабежами, убийствами и насилием, на многие годы затормозили дальнейшие развитие самобытной физической культуры у народов.

Воспитание осуществлялось в семье, домах охотников, вождей племени и общины. Разнообразные игры и физические упражнения, в форме состязаний в то время были единственным средством мирного общения, между различными племенами и общинами Африки. С проникновением в Африку колонизаторов национальная культура в целом, и физическая культура в частности, пришли в упадок.

Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического, физического воспитания. Занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Франца Рабле (1494-1553)-видный французский гуманист, крупнейший учёный и писатель. Он высказывал ряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений. Рабле был сторонником наглядности обучения, рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений. Пероним Меркуриалис (1530-1606) доктор философии и медицины, автор книг об искусстве гимнастики. Он делил все физические упражнения на 3 группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и атлетические (ложные). Он отдавал предпочтения тем упражнениям которые имели оздоровительно-гигиеническое значение и способствовали выполнению военных обязанностей.

Итальянский учёный инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи (1452-1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. Англичанин Уильям Гарвей (1578-1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреас Везалий (1514-1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела. Гуманизм зародился в Италии, а затем распространился во Франции, Англии, Чехии и некоторых других странах. Витторина да Фельтре (1378-1446) представитель раннего гуманизма в Италии. Он организовал школу и назвал её Дом радости. В школе он применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистов.

Ян Амос Коменский (1592-1670) крупнейший славянский мыслитель и педагог гуманист. В своих педагогических сочинениях: Великая дидактива, Мир чувствительных вещей в картинах, много внимания уделял физическому воспитанию детей. В Материнской школе составленной Коменским были заложены основы физического развития ребёнка. Занятия играми и физическими упражнениями по мыслям Коменского, призваны готовить детей к труду реальной жизни. Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639) в своих сочинениях Утопия и Город Солнца подвергли острой критике не только феодальное общество и его систему воспитания, но и зарождавшиеся в то время новые буржуазные отношения. Мор и Кампанелла считали, что физическое воспитание является необходимым элементом гармонического развития человека и забота о здоровье и физическим воспитании всех членов общества должна быть государственным делом. Они утверждали что занятия гимнастикой и военные упражнения могут подготовить человека к труду, воспитать красоту. Педагогические идеи Мора и Кампанеллы имели большое значение для развития педагогической мысли в области физического воспитания.

Развитие физической культуры в средние века в Азии происходило под влиянием самобытной национальной культуры. Система физических упражнений, имела своеобразную и неповторимую форму и окраску движений, гимнастики дыхания, ловкости и быстроты.

Зажиточные слои города стали строить специальные помещения для своих занятий физическими упражнениями и играми. В этот период возникают теории о физическом воспитании сыгравшие в дальнейшем значительную роль в развитии физической культуры народных масс.

В этот период истории в Америке система физического воспитания имеет военно-физическую подготовку и направленность из-за вторжения колонизаторов европейских стран. Развитие физической культуры тормозилось и не прогрессировало.

В средние века в Африке физическое воспитание и её формы носили военный, трудовой и бытовой характер. С появлением колонизаторов национальная культура континента пришла в упадок.

studfiles.net

1.2 Зарождение физической культуры

Физическая культура – это процесс и результат готовности людей к жизни, т.е. рациональное использование двигательной деятельности для улучшения физического состояния и развития человека.

Появление ее в первобытнообщинном периоде связано со специфической деятельностью человека по добыванию средств к существованию и датируется 80 000 лет до н.э. Возникновение физической культуры было обусловлено появлением метательного орудия с костяным наконечником и зубчатых острог. Главным источником существования первобытных людей того периода была охота на крупных животных. Удачную охоту можно было обеспечить только за счет изготовленных и опробованных средств и организованных совместных действий. В процессе совершенствования этих действий древний человек научился рационально использовать в качестве метательных орудий разнообразные предметы, открыл способ метания, увеличивающий дальность полета. В процессе человек постепенно учился владеть своими мышцами, координировать собственные движения. Физическая культура первобытного общества прошла очень сложный тысячелетний путь от инстинктивных атакующих и оборонительных движений до скоординированных акций. Овладение этими умениями и навыками происходило путем наблюдения и копирования. Все большее значение в развитии физической культуры стали приобретать действия магической направленности. Не религиозной, а именно магической, так как магию древних веков нельзя считать религией в современном понимании этого слова. В ней не было молитвы, она не выражала поклонения святому престолу или веру в потусторонних духов. Магическая направленность физических упражнений выполняла исключительно самозащитную, экономическую и социальную функции. В связи с магическими ритуалами используемые бег, прыжки, танцевальные и метательные действия получили самостоятельное развитие и стали приобретать синтезированные формы.

Первый скачок в развитии физической культуры первобытнообщинного строя произошел с появлением лука 12 тыс. лет до н.э. Новое "стрелковое оружие" давало возможность добывать много мелкой дичи, птицы, рыбы. Племена, владеющие луком, стали вести оседлый образ жизни, появилось больше свободного времени, используемого на физические упражнения. Это подверждают наскальные рисунки в пещерах Пеш-Мерль, Марцелла-Валле

и других. Древние люди стали изображать не только рисунки охоты на животных, но и фигуры борющихся людей. В первобытнообщинном обществе стали формироваться и первые системы физического воспитания. Для подготовки будущих поколений и перехода от отрочества к зрелости была использована форма – обряда посвященных. При подготовке к состязаниям упражнения уже не имитировались, а выполнялись, говоря профессиональным языком спорта, как соревновательные упражнения. Это подтверждают находки в альтамирской, тюкдодуберской и монтеспанской пещерах____.

Второй скачок в развитии физической культуры связан с эпохой мезолита и неолита, когда главными источниками существования стали земледелие и животноводство. В физической культуре народов, занимающихся пастушеством и земледелием, потеряли жизненную важность упражнения в беге на длинные расстояния, прыжках, метаниях и преследовании дичи. На передний план выдвинулись верховая езда, поднятие тяжестей, танцевальные упражнения, посвященные плодородию, а так же медитация. Переход к оседлости обострил борьбу за лучшие земли и территории. Церемонии в обрядах посвящения стали все более распространенной формой физического воспитания, включающей элементы боевой подготовки. Требования такой подготовки становятся все более внушительными. Церемония посвящения в воины у многих племен является общепринятой. В рамках самого акта посвящения на передний план выдвигается соперничество типа состязаний. Появились ритуальные центры Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Вас, Куфферн. Обособились группы лиц, ответственных за проведение церемоний. Возникли первые эстетические идеалы героев, наделенных сверхъестественными телесными и духовными способностями – Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Великий Ю у китайцев, Геракл, Прометей, Ахиллес у греков, Зигфрид у германцев, Рустем у персов, Кешар у тибетцев. Как правило, эти герои были непобедимыми мастерами борьбы.

В современном мире первобытную физическую культуру мы можем встретить среди самобытных народов с низкой цивилизацией и суровыми условиями проживания. Пример – тарахумары, индейцы, живущие на склонах горной цепи Сьерра Мадре на севере Мексики; восточноафриканские вахумы; жители некоторых племен на Канарах, в Гвинее, островах Индонезийского архипелага. Тарахумары до сих пор в обрядах посвящения используют состязания по бегу на несколько сот километров; вахумы – ритуальные прыжки с места в высоту; племена, живущие на островах, используют в обрядах посвящения водные поединки, «прыжки с вышки» (высота не менее 30 м) и т.п.

Для физической культуры первобытнообщинного строя были характерны бесклассовый характер, элементарные системы физического воспитания и прикладной характер подготовки. Важно отметить, что основные формы физических движений, сложившиеся в рамках первобытной магии, легли в основу культуры движения нашего времени. Элементы, отражающие стремление человека к покорению природы, таятся в наиболее развитых видах современной физкультурной и спортивной деятельности (спортивные игры, виды легкой атлетики, плавание, конный вид спорта, гимнастика, акробатика и т.д.). Накопленный тысячелетиями опыт первобытных жрецов лег в основу лечебной физической культуры, массажа, гигиены, спортивной медицины, врачевания, психологии.

studfiles.net

Физическая культура в Древнем Египте, Ассирии, Древних Китае и Индии

Понятие истории физической культуры, ее назначение и источники изучения.

ИФК изучает происхождение, закономерности и специфич. принципы развития ИФК. Включает в себя: историю и систему ФВ, историю ведущих идей, факторов, категорий и понятий в области ФК, историю методов, форм организации и средств ФВ, историю спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, историю ФО.

ИФК включает в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, ТиМФВ, спортивно-педагогический и медико-биологических дисциплин. В задачу предмета ИФК входит не только накопление и описание факторов из области ИФК, но и их интерпретация.

Ведущий метод познания истории ФК и спорта - исторический. И ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФК: она находится на стыке 2х наук - истории и ФК. Объектом науки истории в данном случае является ФК. Источники: официальный док-ты правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письм. источники (книги, газеты, журналы), археологические и этнографические данные), памятники изобразительных искусств, кино и фотоматериалы.

Знание ФК позволяет лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в наст.время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее. Структура: история ФК зарубежом, история Отечественной ФК, история международного спортивного движения. Периоды: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

При изучении истории физической культуры используют следующие источники:

1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;

2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;

3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;

4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;

5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

 

Периодизации истории физической культуры.

Наиболее логичной периодизацией, применяемой в истории физической

культуры и спорта, является разделение исторического материала по временной принадлежности: физическая культура Древнего мира, физическая культура Средних веков, физическая культура Нового времени, физическая культура Новейшего времени (Л. Кун (1982), В. В. Столбов (1989), Н. Ф. Кулинко (1997)). Б. Р. Голощапов (2002) применяет смешанную периодизацию – по принадлежности к общественно-экономическим формациям и по временной принадлежности.

Несмотря на то, что в настоящее время популярны нестандартные подходы к историографии (А.Дж. Тойнби, Л. Гумилёв, А. Фоменко), в истории физической культуры следуют классическим традициям изложения исторического материала.

 

Возникновение элементов физической культуры в первобытном обществе

Первобытное общество 2.000.000 лет до н.э. - 5.000 лет до н.э.

Характерные особенности первобытного общества определяют и особенности физической культуры и физического воспитания в это время.

1) Отсутствие врожденных программ поведения, необходимость соперничать с природой → основные требования к человеку: выносливость, физическая сила, навыки добывания пищи → необходимость обучения, ФВ и закалки → их обязательность для всех членов сообщества.

2) Синкретичность, неразделенность сфер деятельности, мифологичность сознания → тесная связь ФВ с обрядами и прежде всего инициаций - обрядов посвящения, при переходе из одной возрастной группы в другую, где демонстрировалось и доказывалось владение ЗУНами и выносливость.

3) Жёсткая поло-возрастная иерархия общества → раздельное физическое воспитание мальчиков и девочек.

4) ФВ возникает и развивается как обучение навыкам охоты, собирательства, рыболовства, позднее земледелия и скотоводства → прикладной характер ФК и ФВ.

Древнейшей формой организации ФВ были игры.

Классификации игр:

1. По социальным функциям:

а) воспроизводство трудового процесса,

б) обучение навыкам,

в) магический обряд.

2. По двигательным навыкам:

а) манипуляционные - владение, манипулирование предметом,

б) локомоционные - владение собственным телом,

в) трофейные - владение навыками захвата и удержания предмета,

г) социальные прежде всего иерархические - владение навыками совместной деятельности, доминирования и подчинения.

3. По характеру:

а) натуралистический,

б) символический,

в) состязательный.

Уже в родовом обществе игры и физические упражнения выделяются в самостоятельные виды деятельности, превращаясь в средство воспитания подрастающего поколения и развлечения взрослых (тренировка и самоутверждение).

Для ФК первобытного общества характерны: тесная и непосредственная связь с трудом, бытом и магией, бесклассовый характер, доступность и обязательность для всех членов рода или племени. Спорт как самостоятельная сфера деятельности отсутствует.

 

Физическая культура в Древнем Египте, Ассирии, Древних Китае и Индии

О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах, а также высеченные на камне тексты Законов Хаммураппи, датируемые 1800-1750 годами до н. э. Согласно другим археологическим находкам, ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.

В отношении персов, помимо свидетельств памятников материальной культуры, до нас дошли также записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, из которых ясно, что они обучали своих детей в возрасте 7-16 лет в "воспитательных домах", действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. Позднее из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций оставались центрами физической культуры Персии.

С опозданием примерно на полтысячи лет, в долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопотамии. В конце IV тысячелетия до н э. в местах обитания крупных племен Северного и Южного Египта образовалось несколько относительно небольших центров политической власти.

Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778-2723 года до н. э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога со всей очевидностью объясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными.

Позднее испытания в беге при избрании царя-бога были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости, приемы которой напоминают современную вольную борьбу, акробатики и охоты на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре, середина III тысячелетия до н. э. Наиболее ранний памятник, связанный с этой борьбой, - изображение серии движений, извлеченное из гробницы Фиоххотена, середина III тысячелетия до н. э. в Саккаре. Оно свидетельствует о владении фараоном техникой борьбы и его боевом настрое.

По мере всеобщего распространения рабовладельчества в области социальной роли и структуры физической культуры также происходил важный процесс перестройки. Магический обряд оттеснялся на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища. О большой популярности физических упражнений свидетельствует обстоятельство, что в книгах правил приема гостей, писанных для привилегированных кругов, специальные главы посвящались указаниям о развлечении гостей акробатическими и танцевальными упражнениями.

К периоду Среднего царства относятся и самые древние надписи, содержащие обстоятельное описание парных игр с мячом. Заслуживает внимания, что различные рельефы, рисунки и скульптурные фигуры изображают только бросающих мяч или бьющих по нему игроков в основном в женских одеждах, которые никогда не борются за мяч. Можно сделать вывод, что физической культуре Древнего Египта были не известны командные игры. С другой стороны, это свидетельствует о том, что в играх с мячом, которые культивировались для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения женщин из господствующих слоев общества, цель действия не была связана с качественными критериями результата, в широком смысле этого слова.

Физическая культура наступившего после свержения господства гиксосов периода Нового и Позднего царства (1562-332 гг. до н. э.) с самого начала стала обогащаться новыми чертами. На созданных при правлении Аменхотепа II (1447-1420 годы до н. э.) знаменитых изображениях сфинксов запечатлены уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами. О соревновательном характере этих действий можно судить по тому, что скульптор показал фигуры бегунов в виде беспорядочной толпы, а не фронтально, как мы наблюдаем на барельефах, изображающих строй воинов. В период правления наследников этого фараона появились первые документы, свидетельствующие о распространении состязаний лучников и кулачных бойцов.

На храмовых празднествах Рамзеса II (1290-1223 годы до н. э.) стали уже проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи. Все чаще увековечивались бои на лодках, отражающие борьбу за дающую жизнь воду, но затем превратившиеся в традиционные зрелищные состязания. В ходе таких баталий, в отличие от позднейших лодочных турниров в Западной Европе, состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника.

Перестройка своеобразной системы канонов древнеегипетской физической культуры произошла под влиянием эллинизма, распространившегося здесь после завоевания страны Александром Македонским в 332 года до н. э. Временный расцвет эллинистической культуры был сведен на нет христианской церковью, а затем арабским владычеством, укреплявшимся с 641 г. н. э.

В древнеиндийских описаниях впервые упоминается и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов.

Подмеченные во время медитаций и экстаза шаманских танцев органических и психических изменений в организме, вызываемых путем регулирования дыхания, то эти наблюдения легли в основу создания системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина - печатка, изготовленная в III тысячелетии до н. э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой "лотос" - падмасана.

О высокой культуре конных состязаний в Древней Индии можно судить по дошедшему до нас в хеттском переводе 1360 года до н. э. "учебнику по тренингу" на основании употребляемой в нем санскритской терминологии. Характерный ритуал выразительных движений, ведущий начало от магии плодородия, получил классическую форму в рамках института танцовщиц в храмах - девадаси.

Наряду с упомянутыми кастовыми разграничениями большую роль в формировании особенностей физической культуры Древней Индии сыграло также то обстоятельство, что относительно более развитые формы классового общества переплетались здесь с первобытно-родовыми отношениями в большей мере, нежели у народов Месопотамии, Вавилона и Древнего Египта. Вместе с этими отношениями, унаследованными от периода, предшествовавшего классовому расслоению, сохранялись характерные магические обряды, ритуалы и мифологические представления. Среди прочего - различные учения тантризма и практика йоги. В то же время кшатрии почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространенными среди шудров танцевальными упражнениями, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами и другими видами состязаний.

О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и таких древнеиндийских эпосов, как Махабхарата и Рамаяна. Военная аристократия завоевателей, их вооруженная челядь получали физическую подготовку высокого уровня.

Состязания в силе и ловкости, помимо военной подготовки в узком смысле, имели также большое значение для праздничных мероприятий древнеиндийских городов.

Согласно санскритским рукописям, уже в VII веке до н. э. в Индии повсеместно существовал культ игр на досках, требовавших сосредоточения и раздумий. Среди них выделялась прародительница современных шахмат чатуранга, воспитывавшая стратегическое мышление.

Название, состоящее из двух слов, чатур - четыре и анга - боевой порядок, происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия индийской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц и боевых слонов. Ходы шахматных фигур: раджи Э - короля, боевой колесницы - ладьи, кавалериста - коня, пехотинца - пешки, - остались с тех пор по существу неизменными.

 

pdnr.ru

1.1. История физической культуры как наука и учебный предмет

История – наука многогранная и увлекательная. Она исследует развитие и становление народов, государств, политических и социальных явлений. Специфическим объектом исторического исследования является также физическая культура.

Возникшее на базе великолепного альянса истории и физической культуры новое научное направление получило название «история физической культуры», т.е. наука об общих закономерностях возникновения, становления и развития физической культуры на разных этапах существования человеческого общества. Следует отметить, что это одна из древнейших наук в области жизнедеятельности людей, возникшая в IV веке до н.э. в Древней Греции.

Истории физической культуры как специальной области исторического познания присуща собственная структура изучения. Основу ее составляет научная периодизация, методологическое значение которой заключается в правильном понимании этапов становления и развития физической культуры от простейших элементов далекого прошлого до сложных систем организации физического воспитания современности. В соответствии с этой структурой, история физической культуры может быть разделена на следующие периоды:

  • с IV тыс. до н.э. по 476 г. н.э. – первый период, освещающий особенности первобытнообщинного и рабовладельческого типов физической культуры, т.е. история физической культуры Древнего мира;

Предложенная периодизация не является догмой. Современные историографы, например, профессор Суник А.В., выдвигают версии по пересмотру периодов истории физической культуры на основе уточнения ее критериев (признаков), характеризующих более точно эпоху.

Основная цель рассматриваемой науки истории физической культуры – изучение и сохранение истоков мировой и национальной культур, органической частью которой является физическая культура. Достижение этой цели осуществляется посредством следующих методов научного исследования:

  • метод историко-теоретического анализа и обобщения материалов;

  • метод статистического анализа;

  • метод опроса, беседы;

  • метод обобщения практики и изучения опыта развития физической культуры;

  • метод исторической аналогии и сопоставления и т.п.

Источники дисциплины истории физической культуры многообразны – архивные материалы, летописи, археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино- и фотоматериалы, документы правительственных и неправительственных организаций.

История физической культуры – наука интересная и познавательная. Многоплановы ее направления: от эволюции возникновения и развития, происхождения и распространения средств, форм и систем физического воспитания до спортивной и оздоровительной деятельности людей, международных движений и Олимпийских игр.

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых на специализированных факультетах, этой науке в рамках учебной дисциплины «История физической культуры и спорта» отводится значительное место. Указанная дисциплина относится к профилирующим, так как является основой других предметов.

Цель изучаемого предмета – профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов в области . Основными задачами являются; – расширение кругозора специалистов; повышение эрудиции; активизация творческого мышления; повышение теоретического уровня и обогащение опытом прошлого; создание основы изучения теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических положений и позиций; предвидение тенденций развития и прогнозирования физкультурного движения современности.

Структура предмета дисциплины "История физической культуры и спорта" представлена двумя частями – всеобщей историей и отечественной историей физической культуры.

studfiles.net

2.3. Древнегреческая агонистика

Весомое место в развитии физической культуры Древней Греции, и впоследствии в современной спортивной жизни, сыграли древнегреческие агоны (игры). Агонистика – это разработанная система демонстрации физических возможностей через публичные соревнования по строго установленным правилам. Корень агонов лежит в ритуальных обрядах посвящения. С появлением эллинской системы физического воспитания, начиная сIХ в. до н.э., агонистика возродилась в новом качестве. Причиной послужили постоянная междоусобица и раздоры Древнегреческих государств. Чтобы предотвратить их, цари Элиды Ифит и Ликург из Спарты подписали договор "Об обязательном сохранении божественного мира во время игр". Однако придавать древнегреческим агонам только политическую окраску было бы неверно, так как они еще имели и глубокие культовые, культурные и нравственные истоки. По убеждению античных греков, чем прекраснее тело человека, тем лучше он сам. Это убеждение строилось на идеале калогатии (сумма совершенства тела и духа) и определяло образ жизни свободного гражданина Эллады по принципу "золотой середины". Стремление к совершенству и эстетике нашло свое отражение в названии участников древнегреческих агонов - "aisthetikos", что означало эстетический, чувственный, т.е. красивый. В роли атлетов считали почетным для себя выступать историки, философы, ораторы, драматурги. Ярким примером может служить победитель в борьбе- знаменитый философ Аристокл (Платон). Местом проведения первых агонов была выбрана Олимпия. Официальной датой первых Олимпийских игр Древней Греции считается 776 г. до н.э. Однако, согласно записям историков Аристодама и Полибия, это произошло на 108 лет раньше, т.е. в 884 г. до н.э. Популярность агонистики была настолько велика, что вслед за олимпийскими стали проводиться истмийские (586 г. до н.э.), пиорийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.) игры. Таким образом, Олимпийские игры были не единственным праздником в соревнованиях атлетов. В 4-летний интервал между Олимпийскими играми устраивались игры и для женщин в честь богини Геры. Эти женские аргоны носили название «Гереи» и «Героиды».

В местах проведения игр строились прекрасные архитектурные сооружения. Например, в Олимпии был возведен уникальный архитектурный ансамбль, включающий 5 стадионов, ипподром, храмы Зевса, Геры, Леонида, гимнасия и палестра, павильон "Эхо", хранилища эталонов, олимпийского огня, мастерская Фидия, зал собраний и множество других сооружений. Участники соревнований делали заявку на участие в агонах за год. За 30 дней до начала игр полагалось упражняться только в Элидских гимнасиях под наблюдением требовательных элланодиков. Они давали разрешение о готовности участника к играм. В играх не имели право участвовать рабы, "варвары", святотатцы, убийцы, злостные неплательщики налогов и те, кто находился под судом. А также атлеты государств, ведущих войну. Программа игр состояла из двух частей – священнодействия (1 день) и состязания (4 дня). Поэты читали зрителям свои произведения, художники выставляли свои картины, скульпторы - скульптуры, представители государств оглашали договоры, законы и важные документы. Во время состязаний на стадионе находились "номофилаки", следившие за строгим соблюдением правил, и палочники.За подкуп судей, запугивание соперника, недозволенные приемы и т.п. провинившихся наказывали на месте. Программа Олимпийских игр постоянно расширялась – от одного упражнения в беге напервойстадий (175 - 192 м) до 20 видов состязаний в дальнейшем (прыжки в длину с отягощением, метание диска, копья, соревнование колесниц, бег с военным снаряжением, борьба и т.п.). С 632 г. до н.э. в древнегреческих агонах стали принимать участие и дети, по облегченным видам программы (например, беговые дистанции были уменьшены вдвое). Перед открытием Игр все участники торжественно произносили клятву: "Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками". Роль физической культуры в Элладе была настолько велика, что физически слабого считали бескультурным и про таких говорили: "не умеет ни читать, ни плавать". Позднее, с приходом римлян в Элладу в олимпийских агоназ стали принимать участие атлеты со всей Римской Империи: Северной Африки, Западной Европы, Ближнего Востока. Победитель, одержавший трижды победу, назывался Олимпионик и получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, т.е. 292 раза. В 394 г. н.э. император ФеодосийIспециальным декретом упразднил древнегреческие агоны, а ФеодосийIIприказал разрушить все сооружения.

studfiles.net