Сходка древних киевлян. Исследование: «Как выглядели князья и знать древнего Киева». (Это следует знать каждому украинцу)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Киевская Русь под Почтовой площадью: столичные археологи показали уникальные находки. Сходка древних киевлян


Киевская Русь под Почтовой площадью: столичные археологи показали уникальные находки

18 июня 2016 г. 18:00

Киевские археологи ежедневно исследуют культурные слои под толщей грунта на Подоле. Речь о памятнике национального значения.

Об этом KV стало известно из материала Styler.

Раскопки на Почтовой площади продолжаются. Еще в 2013 году появилась информация о подготовке строительства нового ТРЦ в Киеве напротив Речного вокзала. Инвесторы планировали возвести подземный торгово-развлекательный объект с паркингом на 100-150 машино-мест. Быть может, уже сейчас киевляне проводили бы свой уикенд в очередной прохладной "стекляшке", прогуливаясь по магазинам и кафешкам, если бы не находки археологов.

Согласно украинскому законодательству, перед началом строительства необходимо провести раскопки. В 2015 году во время плановых работ на Почтовой площади археологи обнаружили уникальные артефакты – хорошо сохранившиеся срубы и частоколы, которые, по мнению ученых, относятся к временам Киевской Руси XI-XIII века.

Не теряя времени, столичные археологи представили многообещающую картину -  найденные артефакты свидетельствуют о наличии под толщей грунта старинных улиц и строений древнего Киева.

Фото: Для далекого от археологии человека раскопки представляют собой гору влажной земли в темной "штольне". Однако для археолога каждый камешек лежит на своем месте (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Новость вызвала общественный резонанс. Киевляне, историки и просто романтики потребовали остановить строительные работы на Почтовой площади и продолжить раскопки. В прошлом году мэр Киева Виталий Кличко согласился на время отказаться от строительства ТРЦ – археологи получили зеленый свет.

Сегодня раскопки на Почтовой площади продолжаются. Команда специалистов нашла культурные слои XV-XVI, XVII-XVIII и даже XI-XIII веков.  Земляные пласты сохранили до наших дней украшения, керамику, бутылки, человеческие кости и останки животных. При этом "археологическое эльдорадо" на Почтовой площади хранит в себе еще много ценных находок и тайн.

"Мы с вами стоим на улице XII-XIII века"

Фото: Основная часть раскопок на Почтовой площади ведется под бетонными плитами, на фото – уходящее вглубь темное пространство справа (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Экскурсию по месту проведения раскопок согласился провести руководитель Центра археологии Киева Института археологии НАН Украины, доктор исторических наук Михаил Сагайдак.

Рабочая площадка отгорожена зеленым забором от остальной части Почтовой площади. Под толстыми бетонными плитами от любопытных глаз скрыта самая увлекательная часть действующей раскопки – огромное подземное пространство, уходящее вглубь на минус 5 метров.

Длина археологической площадки - около 140 метров. "Потолок" из плит поддерживается железобетонными колоннами. Михаил Сагайдак держит интригу: столичные археологи планируют копнуть еще глубже и уйти на дополнительные минус 5 метров под землю.

Фото: Раскопками на Почтовой площади руководит доктор исторических наук Михаил Сагайдак (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

"Действующее сейчас строительство (построение плиты, которая накрывает рабочее пространство) – это первый этап раскопок. Во время второго этапа мы планируем опуститься на уровень ниже, а это еще минус пять метров. Найденные артефакты представляют в основном XVII-XVIII век. Также есть находки XV-XVI, XI-XIII веков. Но если копнуть глубже, есть вероятность, что мы найдем еще более ранние культурные слои", - говорит Михаил Сагайдак.

Фото: Элементы деревянной мостовой, найденные во время археологических раскопок на Почтовой площади (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

У входа в закрытое бетонными плитами подземное пространство плотными рядами лежат пронумерованные деревянные бревна, изрезанные глубокими бороздами-"морщинами". Михаил Сагайдак объясняет, что это элементы старой мостовой, которой могла быть устелена "Почтовая площадь" XV-XVI века.

По данным археологов, мостовая поднималась вверх в сторону нынешнего фуникулера. Таким образом, на месте текущих раскопок на Почтовой площади в древности вполне мог быть холм или другая возвышенность, а не ровная поверхность, как сейчас.

Именно под этой возвышенностью-холмом были найдены культурные слои, датируемые так называемым древнерусским или домонгольским периодом – IX-серединой XIII века. В руки столичных археологов попали находки XI-XIII веков.

"Как этот период оказался под слоем земли? Этот процесс происходит здесь постоянно. С одной стороны, у нас довольно крутые киевские высоты, с другой – берег реки. Тут происходят активные процессы передвижения грунтовых масс", - объясняет Михаил Сагайдак.

Фото: Улица 12-13 века упирается в земляную стену. Эта часть пути также нуждается в дополнительном исследовании (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

На небольшом участке, который археологи называют улицей XII-XIII века, были найдены остатки деревянного забора, отделяющего улицу от древней усадьбы, охватывающей весь квартал.

Усадьба была довольно большой и хорошо укрепленной. Археологи нашли остатки "растущих" из земли деревянных колон. При этом колонны находятся в состоянии in situ (найденный артефакт не перемещался со своего изначального месторасположения).

Фото: Часть древней усадьбы, которая была отделена забором от улицы XII-XIII века. В земляной стене слева еще можно отыскать предметы утвари бывшего хозяина древнего строения (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

На земляных стенах возле усадьбы можно заметить большие черные пятна. Михаил Сагайдак отмечает, что это следы пожара. Скорее всего, усадьба (полностью или ее часть) горела. К слову, на улице рядом с домом находится довольно вместительная яма, в которой были найдены остатки различных деревянных конструкций. Исследователи предполагают, что после пожара сильно обгоревшие части усадьбы убрали, сложили в яму и закопали.   

"Холодильник" древних киевлян

Фото: Остатки древнего погреба (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

По правую сторону от улицы XII-XIII века археологи нашли остатки другой постройки. Судя по находкам (бочки, посуда), это был погреб, укрепленный хорошо сохранившимися бревнами.

Михаил Сагайдак обращает внимание на способ крепления. 

В деревянных балках можно заметить углубления, в которые вертикально вставлялись деревянные колонны. Такую строительную конструкцию, которая была распространена в средневековой Европе, называют фахверковой. Несущей основой в ней служит пространственная секция из наклоненных под различным углом балок. 

Со временем погреб был засыпан землей в результате естественного процесса - либо намеренно.Дальнейшие раскопки на Почтовой площади дадут ответ на этот вопрос.  

Быт таможенной службы Киевской Руси

Фото: Археологи аккуратно очищают найденные деревянные артефакты от грязи (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Михаил Сагайдак уверен, что в найденной загородной усадьбе жили люди непростые.

"Береговая линия всегда считалась важнейшей линией коммуникации города с внешним миром. Безусловно, эту зону контролировали и охраняли. Поэтому люди, проживавшие в этой местности, имели определенные полномочия. Об этом говорят, к примеру, найденные актовые артефакты (княжеские печати). Можем предположить, что здесь в город передавались важные документы, товары. И вся эта деятельность контролировалась княжеской властью", - говорит Михаил Сагайдак.

Руководитель раскопок на Почтовой площади также отмечает, что в культурных слоях были найдены элементы огнестрельного оружия XVII-XVIII веков. Что опять-таки говорит о важной портово-охранной функции этой местности.

Интересно, что милитарные находки соседствуют, к примеру, с посудой, керамикой, а также женскими украшениями.

"Возможно, девушки посещали военных и забывали или теряли свои украшения", - улыбается Михаил Сагайдак.

При этом археологи еще не знают, жили в этой местности семьями или здесь находились исключительно служебные постройки. Для более конкретных выводов необходимо отыскать жилые помещения.

На человеческих костях

Фото: Кости на территории раскопок лежат буквально под ногами. Археологи успокаивают – это останки животных (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Михаил Сагайдак рассказывает, что недалеко от улицы XII-XIII века было найдено небольшое кладбище. При этом нельзя с уверенностью сказать, что это было общегородское место для захоронения древних киевлян.

"Средневековый устой, конечно же, отличался от современного быта. В те времена можно было встретить небольшие кладбища внутри кварталов. Более того, зажиточный хозяин мог себе позволить построить небольшую часовню на территории своих владений. Такая традиция характерна для многих городов северной Европы", - рассказывает Михаил Сагайдак.

В XVII-XVIII веках киевляне также не прочь были выпить

Чуть дальше от древней усадьбы группа археологов исследует остатки мостовой XVII-XVIII века.

Сотрудник Центра археологии Киева Максим Вакулюк отмечает, что застройка здесь была террасная – характерная для территории со сложным рельефом. Из-за неровных поверхностей и постоянной опасности подтоплений все деревянные конструкции приходилось часто укреплять.

Фото: Треугольник – самая устойчивая конструкция (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

"Обратите внимание на деревянное треугольное основание - как самую устойчивую конструкцию. Видим пазы, в которые вставлены поперечные колоды. Также наблюдаем вкопанные вертикально деревянные бревна, которые подпирали склон", - рассказывает Максим Вакулюк.

Раскопки на Почтовой площади радуют деталями: рядом с остатками террасы была найдена курительная трубка XVII-XVIII века, а также большое количество стеклянных бутылок того времени.

"Почтовая площадь XVIII века представляла собой достаточно сложное инженерное решение. Все мостовые постоянно приходилось укреплять, так как грунт проседал или расплывался. Нужно понимать, что рядом находится спуск к Днепру. С Боричева узвоза и нынешнего Владимирского спуска стекали водные потоки. Со всеми этими факторами приходилось бороться. Мы находим большое количество вкопанных столбов, которые подпирали мостовую", - объясняет археолог Максим Вакулюк.

XI век – не предел. Есть надежда копнуть еще глубже

Фото: Прокопанная траншея показывает вертикальный разрез земляной насыпи XI века (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Самая древняя находка – княжеская печать – датируется XI веком. Однако артефактов этого периода во время раскопок на Почтовой площади отыскали не так много, как хотелось.

"Есть основания говорить, что первые поселенцы на Подоле появились во второй половине IX века. Однако нужно понимать, что это огромная территория. В одном месте люди могли вести активную жизнедеятельность, а местность по соседству пустовала. Что нас ждет в ходе действующей раскопки – большой вопрос. Если мы уйдем еще на минус 5 метров вглубь, то мы сможем получить ответ на этот вопрос. Сейчас найденные культурные слои показывают, что XI век – это не предел. Однако нашу деятельность регулирует уровень Днепра, ниже которого мы никак не опустимся. От современной поверхности – это минус 12 метров. У нас еще есть запас", - рассказывает Михаил Сагайдак.

Фото: Срез насыпного вала XI века (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Сейчас особый интерес у археологов вызывает насыпь XI века. Археолог Максим Вакулюк объясняет, что для всего участка, на котором сейчас проходят раскопки на Почтовой площади, естественной является ситуация, когда земляные слои падают в сторону Днепра.

Однако разрез одной из насыпей показал, что земляные слои здесь скатывались в противоположную сторону.

"Это не естественной формы рельеф, а искусственный вал. Для чего он был создан? Вполне вероятно, что эта штучная насыпь была создана с целью защиты жилой зоны от смывов с горы, водяных потоков. Их таким валом направляли в другую сторону. Более светлые прослойки – это песок. Темные говорят о том, что насыпь укрепляли дерном и мелкими ветками, чтобы склон не сползал и не размывался", - объясняет Максим Вакулюк.

Керамика XI века: на продажу делали лучше, чем для себя

Фото: Сотрудник Центра археологии Киева Максим Вакулюк (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Во время раскопок на Почтовой площади было найдено много керамики XI века.

При этом археологи отмечают, что по всем признакам эти предметы были сделаны в Вышгороде – керамическом центре древней Европы, который считался едва ли законодателем "керамической моды" в тот период. Однако почему-то керамические предметы, которыми пользовались древние киевляне, по красоте и качеству уступают аналогичным находкам, которые шли на экспорт.

"Для внутреннего пользования делали вещи похуже, а на экспорт отправляли качественный материал. Даже немного обидно. За тысячу лет ничего не поменялось", - сетует Максим Вакулюк.

"И все же самая интересная находка для нас – это даже не конкретные предметы, а сам контекст. Когда мы сюда заходили, мы вообще не думали, что Киев XI-XII века здесь мог находиться. Это часть древнего города считалось периферией. Сейчас мы видим элементы планировочной структуры – усадьба, к примеру. Это не просто домик на окраине. Более того, мы еще и улицы между усадьбами наблюдаем. Это дает представление, что территория Киева в этот период была гораздо больше. И в XI-XII веке он развивался и очень активно двигался на юг вдоль Днепра. Вот это самое интересное!", - делится наблюдениями Максим Вакулюк.

Быть или не быть "музею на месте археологических раскопок"?

Фото: В КГГА сообщают, что для создания музея не нужно использовать все пространство раскопок. Достаточно будет выделить определенную часть (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Вопрос создание музея на месте раскопок на Почтовой площади беспокоит многих киевлян. Историки и археологи опасаются, что по окончанию исследовательских работ инвесторы, вложившие деньги в строительство ТРЦ, попросят ученых "отойти в сторонку и не мешать".

"Я хочу, чтобы здесь был музей. Многие киевляне также хотят, чтобы этот музей появился. Да и некоторые чиновники к этому вопросу небезразличны. Но необходимо учитывать, что строительство будущего ТРЦ выполняется по плану и замыслу определенной группы людей, которые вложили в него финансовые средства", - объясняет ситуацию Михаил Сагайдак.

Археолог подчеркивает, что правильная организация музейного дела позволила бы сделать культурное учреждения интересным в том числе и для инвесторов.

"Однако в нашей стране музеи считаются убыточными и проигрышными. Люди не хотят их посещать, проводить в них время. С этими стереотипами нужно бороться", - уверен Михаил Сагайдак.

Фото: Археолог Михаил Сагайдак уверен, что музей должен находиться именно на месте раскопок, в другом виде музеефикации нет смысла (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

На месте раскопок на Почтовой площади археологи хотели бы создать уникальный для Украины интерактивный музей, со множеством оригинальных аутентичных предметов - прикоснуться к ним можно будет прямо на месте обнаружения. В мечтах ученых - специальные мобильные приложения и онлайн-карты. 

"Этот музей будет объявлен национальной ценностью. Это будет культурно-исторический памятник национального значения. Надеемся, что это станет важным культурным явлением для музейного дела в Украине. Если по-другому, тогда этим вообще не стоит заниматься", - рассуждает Михаил Сагайдак.

Директор департамента культуры КГГА Диана Попова заверяет, что музей на месте раскопок обязательно появится.

"Мы обязательно создадим этот музей. Мы сейчас обсуждаем, каким он будет. Но пока не закончатся раскопки, сложно говорить о чем-то конкретном. А вдруг мы еще что-то найдем?! Даже сами археологи постоянно находят разные уровни. Они нашли сначале находки XI-XIII века, затем нашли остатки XVII века и так далее. Поэтому мы не знаем, какие же еще находки нас ждут. Безусловно, создание музея на месте раскопок будет грандиозным событием. Это мечта – сохранить все эти находки. Мы всячески работаем над этим", - говорит Диана Попова.

Раскопки на Почтовой площади еще раз подтверждают, что эта местность –важнейший культурно-исторический центр Киева. Напомним также, что, по одной из версий, рядом с нынешней Почтовой площадью - в верховье летописной реки Почайны - находилась пристань Притыка.

Читайте: Самая загадочная станция метро в Киеве: вид изнутри

 

kievvlast.com.ua

Как киевляне в старину князей прогоняли. Истоки Майдана — вечевая традиция Киевской Руси

Версия для печатиВерсия для печати Фото: Древняя София Киевская

Феномен Майдана в современной украинской политике заставляет по-новому взглянуть на историю народных восстаний в древнем Киеве. Знакомство с летописными свидетельствами того времени нередко удивляет аналогиями с современностью.

Фото: Древняя София Киевская была не только центром духовности Киевской Руси, но и центром вечевых собраний и народных восстаний.  

Принято считать, что демократические традиции и вечевое правление на Руси достигли своего наивысшего расцвета в Новгороде Великом или Пскове. На самом деле народные веча собирались практически во всех городах, где сохранялись традиции славянского общинного самоуправления, хотя их влияние зависело от местных условий и силы княжеской власти.

В самом стольном граде Киеве, где власть великого князя была практически абсолютной, вече также созывалось — по крайней мере, в экстренных случаях. Из летописей известно, что именно с веча началось киевское восстание 1068 г., когда горожане выступили против великого князя Изяслава Ярославича — старшего сына Ярослава Мудрого.

После смерти последнего участились половецкие набеги на Русь. С одной стороны, этому невольно способствовал разгром Ярославичами племени торков, после чего половцы стали полновластными хозяевами южнорусских степей, с другой — княжеская междоусобица, в ходе которой был схвачен и заточен в Киеве известный военачальник князь Всеслав Полоцкий. В 1068 г. крупные силы половцев во главе с ханом Шаруканом вторглись на Русь и нанесли поражение русскому войску в битве на реке Альта.

Незадачливые князья-Ярославичи — Изяслав и Всеволод — бежали в Киев, а Святослав — в Чернигов. После победы половцы безнаказанно занялись грабежом в Южной Руси. Разбитое киевское ополчение в такой обстановке созвало вече на торговой площади в Киеве и обратилось к Изяславу с речью: «Половцы рассыпались по земле: дай, княже, оружие и коней, мы будем еще биться с половцами».

Изяслав отказался исполнить требование горожан, очевидно, опасаясь вооруженной черни, и это послужило поводом к восстанию. Горожане обвиняли не только князя, но и его воеводу Коснячка, который жил в Киеве «на горе». Участники веча надеялись заручиться его поддержкой для организации отпора кочевникам, но воевода предпочел скрыться и дома горожане его не нашли.

• Тогда часть восставших бросилась освобождать из тюрьмы противника князя — Всеслава Полоцкого. Другие отправились к княжескому дворцу «претися со князем». Учитывая такое развитие событий, дружинники посоветовали князю Изяславу усилить охрану тюрьмы или убить Всеслава, хитростью подманив его к окну, через которое заключенный получал пищу.

Князь не изменил своего решения об отказе дать оружие, и восставшие всем скопом отправились освобождать Всеслава, чтобы он возглавил ополчение. Увидев это, князья Изяслав и Всеволод предпочли спасаться бегством, пока дело не дошло до расправы.

Горожане вышли из повиновения и имели на то все основания, поскольку великий князь не только проиграл битву, но и отказался продолжить борьбу с врагом, оставив беззащитной свою землю. Это означало, что князь не сумел обеспечить безопасность своим подданным, то есть не справился с главной обязанностью правителя. Такой правитель, согласно представлениям жителей Киева, был плохим, и его следовало заменить.

• Тем временем князь Святослав Черниговский, собравшись с силами, решился вторично выступить против половцев и 1 ноября 1068 г. с тремя тысячами воинов нанес поражение 12-тысячному войску противника в битве на реке Снове. Причем, как сообщает Новгородская первая летопись, русичам удалось захватить в плен половецкого хана Шарукана. Продвижение половцев по Руси было остановлено, но власть в Киеве народное вече уже передало князю Всеславу. Опальный Изяслав бежал в Польшу, где надеялся найти помощь у короля Болеслава, который приходился ему племянником.

Надежды великого князя вскоре оправдались, и с помощью поляков ему удалось вернуться в Киев. Когда он подступил к городу, посаженный народом «лидер оппозиции» — князь Всеслав под покровом ночи тайно бросил выступившее с ним войско и бежал в свой Полоцк. Утром ополчение узнало, что осталось без вождя, и отступило к Киеву. Народное вече направило посольство к братьям Святославу и Всеволоду с требованием явиться немедленно в Киев и вступить в переговоры с Изяславом.

«Если вы этого не сделаете, — уведомляло вече, — мы сожжем город, а сами уйдем в греческую землю». Судя по всему, киевские городские люди ждали со стороны Изяслава жестокой расправы. Братья Святослав и Всеволод взяли на себя роль посредников. Они обратились к великому князю с предложением не водить поляков на Киев, потому что в этом нет никакой нужды: Всеслав бежал, а киевское вече сопротивляться Изяславу не будет. «Если же ты, — передали ему братья, — хочешь мстить и погубить город, то знай, что нам жаль отцовского стольного города, и мы за него вступимся».

Изяслав сделал вид, что готов исполнить предложение братьев, но, в конце концов, их обманул. Он выслал вперед, вместо себя, сына Мстислава, который и произвел расправу: 70 человек из тех, кто освобождал из тюрьмы Всеслава, Мстислав казнил, многих ослепил, часть уничтожил без суда. Интересно, что после подавления восстания Изяслав велел перенести торжище, где народ обычно собирался на вече, на гору — поближе к усадьбам бояр, готовых выступить на стороне великого князя.

Исследователи отмечают, что киевские события 1068 г. — первое известное упоминание вечевого выступления в Киеве. Оно свидетельствует о роли и политическом значении вечевых собраний в стольном городе Руси. Произошел конфликт общины с князем, вылившийся не в простой переворот, а изгнание и призвание князя вечевой общиной Киева.

Несмотря на то, что Изяслав вновь установил контроль над Киевом и даже Полоцком, позднее Всеславу вновь удалось вернуть свою вотчину. А сам Изяслав всего через пять лет снова был изгнан из Киева, на этот раз своими братьями. Усмиренные жестокими мерами городские низы притихли, но не сдались. Летописец отмечает, что в Киеве все эти годы было неспокойно.

По городу ходили зловещие слухи и толки. В столицу явился какой-то волхв, который стал смущать народ своими предсказаниями: что якобы Днепр вскоре потечет вспять, греческая земля станет на место русской, а русская — на место греческой. При всей нелепости таких предсказаний, они вносили смятение в умы киевлян и создавали тревожную обстановку в городе.

Другим примером крупного народного восстания в Киеве явились события, развернувшиеся в 1113 г. На сей раз взбунтовавшихся горожан поддержали даже жители окрестных сел, которые были недовольны закабалением и поборами властей. Толчком к восстанию стала смерть ненавистного для низов князя Святополка Изяславича. Этот желчный и нелюдимый правитель умел отталкивать от себя даже своих близких.

Высокого роста, худой, с острым взглядом и длинной бородой, он даже на пиру, как писал летописец, был обычно мрачен: желудочная болезнь не позволяла ему нормально есть, а пил он только по необходимости, «для других». Зато великий князь был чрезмерно сребролюбив и очень скуп, имел постоянные связи с ростовщиками, поддерживал их, давал им льготы.

Однажды, когда в Киеве подорожала соль, Святополк забрал ее запасы в Печерском монастыре, чтобы продавать по высокой цене и нажиться на этом. Когда же игумен стал обличать его корыстолюбие и жестокость, князь заточил своего обличителя. Даже киевские монахи, обычно почтительные к властям, плохо отзывались о князе Святополке. От этого правителя немало насилия и всяческих обид претерпели и обычные горожане.

• Неудивительно, что как только Святополка не стало, народ киевский восстал и, прежде всего, бросился на двор тысяцкого Путяты, который всегда держал сторону Святополка и его сына. Потом разграбили дворы сотских и евреев-ростовщиков. Имущие классы не на шутку испугались и спешно начали отправлять посольство за посольством к Владимиру Мономаху, который не особо желал вмешиваться в киевские дела.

Тогда растерявшиеся бояре стали пугать Мономаха возможностью расширения восстания и полной анархией. Они велели передать Владимиру, что если он немедленно не явится в Киев, то будут разграблены не только отдельные дворы родственников князя, правящей знати и ростовщиков, но и монастыри, и за бездействие самому Мономаху придется отвечать перед Богом. Владимир явился в Киев, вынужденный нарушить правило, принятое на Любечском съезде князей, что каждый князь должен держаться своей вотчины.

Киев не был вотчиной Мономаха. Владимира избрало вече, собравшееся тогда не на площади, где выступал восставший народ, а в храме святой Софии, вместившем в себя «степенную» публику, боявшуюся народного гнева. Избранный князь должен был усмирить восстание, но сделал он это не столько с помощью репрессий, сколько путем компромисса с восставшими. Создавшееся положение подсказало ему, что необходимо в первую очередь облегчить положение должников, стонавших под игом ростовщических процентов, а также помочь тем, кто за взятые у господ деньги должен был гнуть спину на барщине, то есть быть закупом.

Владимир сделал и то, и другое с таким расчетом, чтобы от его «реформы» не очень пострадали ростовщики и землевладельцы. В лице рассудительного Владимира Мономаха киевляне обрели князя, который сумел восстановить на время старые политические порядки. Правда, времена расцвета Киевской Руси уже шли к закату. Торговый путь «из варяг в греки» утратил свое значение, а сам Киев, как ключевой пункт на этом пути, терял свои доходы и, следовательно, влияние. Воскресить полностью славное прошлое было невозможно. В конкуренцию со стольным градом Киевом и великокняжеской властью уже вступали удельные княжества — новые центры силы.

Вадим Рыжков, опубликовано в издании  «День»

В тему:

argumentua.com

Князьков С. Вече

ВЕЧЕ, главнейшая форма самоуправления в Древней Руси, собрание, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города, для решения сообща каких-либо дел, касающихся их городской жизни. Сходки эти существовали издавна, задолго до призвания князей, при первых князьях и до самых тех пор, как поднялась Москва, вобравшая в свои пределы отдельные земли или волости, на которые распадалась в древнейшее время Русь.

Волостью, или землею, назывался в XI – XII вв. целый округ, вмещавший в себе несколько городов. Один из этих городов считался старшим, или «великим», а другие города были только «пригородами» этого старшего города, по имени которого называлась обыкновенно и самая земля. Летописец, живший в к. XII в., отметил такое устройство Русской земли как исконное: «Новгородци бо изначала, – писал он, – и смоляне (жители Смоленской области), и кыяне (киевляне), и полочане (жители Полоцка), и вся власти (волости), яко же на думу, на веча сходятся; на что же старейшин (города) сдумают, на том же и пригороди станут». Вече, следовательно, было формой, в которой выражалась тогдашняя государственная власть. Надо, впрочем, отметить, что вечем называли тогда вообще совещание и вообще народное собрание, даже в тех случаях, когда и то и другое не имели своей задачей вынести какое-нибудь решающее то или иное государственное дело постановление. Но по преимуществу вече в киевское время является органом политической власти народа. Другой формой выражения государственной власти в Древней Руси был князь.

Вече правило волостью наравне с князем, и, конечно, строгого разделения власти веча и князя не могло существовать в то время. Люди тогда жили не по писаному закону, а по обычаю, одинаково обязательному и для князей, и для народа, но не вносившему никакого строгого распорядка в течение дел. Можно говорить, что вече управляло волостью, но и князь тоже ею управлял; ход этих двух управлений и определялся обычаем, причем, при всегда возможных столкновениях, немалое значение приобретало то, какие люди стояли во главе веча: очень ли рьяно стоявшие за самостоятельность веча или нет. Пожалуй, еще большее значение имело то, каков был князь – легко или не легко поддающийся вечевому требованию, умеющий или не умеющий с ним ладить. Взаимные чувства народа и князя определяли все в их отношениях, как правителей. Любил народ князя, как, например, киевляне любили Мономаха или сына его Мстислава, – и никаких разногласий не возбуждалось; а был князь не по нутру народу в силу своего поведения или характера, и тогда столкновения его с вечем бывали часты и не всегда оканчивались благополучно для князя. В 1146 Киевский кн. Игорь был убит разбушевавшимся народом. Когда умирал князь, горожане собирались на вече и сговаривались, кого из князей звать к себе, если ближайший по старшинству был не по нраву и если под силу было городу не допустить его к себе. Остановившись на каком-нибудь известном им князе, горожане посылали сказать ему: «Поиде, княже, к нам! Нашего князя Бог поял, а мы хощем тебя, а иного не хощем!»

Когда князь приезжал в город, вече целовало ему крест на верность, а князь целовал крест перед вечем в том, чтобы ему «любити народ и никого же не обидети».

Вот как, например, рядились киявляне в 1146 с кн. Игорем, вместо которого на вече присутствовал, заметая Игоря, его брат Святослав.

«Ныне, княже Святославе, – говорили киевляне, – целуй нам хрест из братом своим (за брата своего): аще кому нас будет обида, то ты прави!

Святослав на это отвечал:

– Яз целую крест за братом своим, яко не будет насилья никоторого же».

Затем киявляне целовали крест Игорю.

Заключая «ряд» с князем, горожане уговаривались, какой доход должен получать князь с города, как он должен судить, сам ли или через тиунов своих, т.е. особых, князем назначенных судей; уговаривались далее о том, чтобы князь поручал управление отдельными частями страны мужам добрым и справедливым и т.п. Заключенные условия соблюдались свято обеими сторонами, и вече зорко следило, чтобы они не нарушались.

По своей форме вече было непосредственным участием народа в государственном управлении, а не через представителей. Участвовать на вече имел право каждый свободный взрослый и материально независимый горожанин. Но это право никого ни к чему не обязывало. «Людин» мог пойти на вече, а мог и не пойти, мог там стоять и молчать, мог и говорить, отстаивая полюбившееся ему мнение. Созывались веча, смотря по надобности: в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иной раз и в целый год не созывалось ни одного. Созывать вече имел право каждый «людин», но, конечно, пользоваться этим правом по капризу было опасно: можно было дорого поплатиться, и небольшие группы людей рисковали созванивать вече только тогда, когда были уверены, что вопрос, подлежащий вечевому обсуждению, – важный вопрос, всем близок и всех интересует. Обыкновенно вече созывалось по почину городовой старшины или князя. Созывалось вече или по звону особого колокола, или через герольдов – бирючей. Сходилось на вече обыкновенно «многое множество народа», и, конечно, такие собрания могли помещаться только под открытым небом.

Во всех городах были постоянные места для вечевых собраний, но вече могло собираться и на других местах, если это почему-либо было удобнее. Так, в 1147 киевляне собирались на вече раз под Угорским, другой – у Туровой божницы, несмотря на то что у собора Св. Софии было место, издавна предназначенное для вечевых собраний: там были даже поделаны скамьи, на которых вечники могли сидеть. Случалось и так, что горожане, разделившись резко в мнениях, собирали одновременно два веча в разных местах.

Особого порядка совещаний на вече не было. Как только соберется народ и наполнит площадь, так и начиналось обсуждение дела. Конечно, не все, собравшиеся на вече, в один голос говорили и решали все дела; из всего «многолюдства» выделялись наиболее решительные, смелые и лучше понимавшие дело, они-то и вели весь разговор.

Размещались на вече люди в некотором порядке. В середине, ближе к князю и епископу и к выборной городской старшине – посаднику и тысяцкому, – собирались те, кто пользовался большим значением в городе или за свое богатство, или за услуги, или по преклонному возрасту. В этой сравнительно небольшой кучке и сосредоточивалось все обсуждение дела, а толпа присоединялась к какому-либо одному из мнений, и тогда оно торжествовало. Бывало, разумеется, и так, что толпа, возмущенная или раздраженная тем делом, которое обсуждалось, и пришедшая на вече с заранее решенным мнением, заставляла «лучших людей» принять то, что она принесла с собой, быть может, после долгих предварительных рассуждений по дворам и горницам. Понятно, что при таких условиях вече становилось иногда слишком шумным и беспорядочным сборищем, и тогда «людие, по словам летописи, (были) яко взбеснеша, или яко звери дикие, и речи слышати не хотяху, бияху в колоколы, кричаху и лаяху...»

При обсуждении дел никакого подсчета голосов не велось, и требовалось всегда или единогласное решение, или такое большинство, которое было бы ясно видно и без всякого подсчета голосов. Решение веча, таким образом, действительно исходило от всего города. Единогласие получалось мирным путем, если успевали сговориться и поставить на чем-нибудь одном, но если страсти разгорались, то дело решал не словесный бой, а кулаки и топоры. Никаких записей того, что происходило на вече, не велось; что касается до самого порядка совещании, то он был изустный и не был заключен ни в какие формы. Ни председателя, ни руководителя прений не было – по крайней мере, летопись совершенно не указывает на существование их. Первый вопрос предлагался вечу обыкновенно тем, кто его созвал, – князем, посадником или кем иным, а затем начиналось самое совещание. Есть указания в летописях, что люди богатые подкупали людей бедных для того, чтобы они своим говором и криком на вече заглушали речи противников и способствовали проведению мнений тех, кто подкупал их.

Так как на вечевых собраниях не требовалось присутствия определенных лиц, в определенном числе, а нужно было только, чтобы присутствующие были горожане, то состав веча бывал очень непостоянен в своих решениях. Сегодня собрались в таком соотношении, что большинство высказывается за известную меру, а назавтра созвонили вече, собрались в большинстве противники принятого вчера решения, и вот принято вместо вчерашнего – противоположное ему. Но даже и в тех случаях, когда вече собиралось однородное, оно настолько зависело от настроения духа подвижной массы своих членов, что очень легко меняло свои решения. Такой порядок вещей очень способствовал развитию известной партийности в среде горожан и создавал обстановку, очень способствующую развитию партийной борьбы.

Кроме избрания князя, вече, как высшее правительственное учреждение, как правительство само, решало вопросы о войне и мире. Но вопрос о войне и мире решал также и князь. Как устраивались в этом вопросе обе власти? Дело в том, что князь и вече ведали войны, так сказать, различного характера. Если князь вел войну на свой страх и риск, то вече в нее не вступалось, если же князь требовал помощи горожан, то вершителем вопроса войны или мира и с решающим голосом становилось и вече.

Летопись рисует нам не одну картину взаимоотношений князя и вече на почве вопросов войны и мира. В 1147 шла борьба между старшим внуком Мономаха, Изяславом, и его дядей, младшим сыном Мономаха, Юрием. Старинные противники Мономаховичей, черниговские Ольговичи, предложили союз Изяславу. Далее по летописи: «Изяслав созвал бояр своих, всю дружину свою и всех киевлян, т.е. вече, и сказал им:

– Вот я с братией моей хотим пойти на дядю своего к Суздалю. Пойдут с нами и Ольговичи.

Киевляне на это ответили:

– Князь! Не ходи на дядю своего в союзе с Ольговичами, лучше уладь с ним дело миром. Ольговичам веры не давай и в одно дело с ними не путайся.

– Они крест мне целовали, – отвечал Изяслав, – и мы сообща порешили этот поход; не хочу менять моего решения, а вы помогите мне.

– Князь, – сказали тогда киевляне, – ты на нас не гневайся: не пойдем с тобой – не можем поднять руку на Владимирово племя. Вот если на Ольговичей, так с детьми пойдем.

Тогда Изяслав решил идти один с дружиной и охотниками, кликнув клич по них:

– А тот добр, кто по мне пойдет!»

Воинов-охотников собралось много, и Изяслав двинулся в поход. Но киевляне оказались правы – Ольговичи нарушили крестное целование и изменили Изяславу. Положение, в котором очутился Изяслав, оказалось крайне опасным. Тогда он отправил в Киев двух посланцев – Добрынку и Радила. По сланцы явились к наместнику Изяслава, его брату Владимиру, и к киевскому тысяцкому Лазарю. С посланными Изяслав так говорил брату Владимиру: «Брате! Еди к митрополиту и созови кыяне вся, ать молвита си мужа лесть черниговскых князий!»

Владимир поехал к митрополиту и созвал – «повабил» – киевское вече. И вот, повествует летопись, «придоша кыян много множество народа и седоша у святое Софьи. И рече Володимер к митрополиту:

– Се прислал брат мой два мужа кыянины, ать (т.е. пусть) молвят братье своей.

И выступи Добрынка и Радило и рекоста:

– Целовал тя брат, а митрополиту ся поклонял, и Лазаря целовал, и кыяне все.

Рекоша кыяне:

– Молвита, с чим вас князь прислал?

Посланные изложили тогда то, что велел им сказать Изяслав, и от имени князя звали городское ополчение идти к Чернигову:

– А ныне, братья, поидета по мне к Чернигову; кто имеет конь, ли не имеет кто, ино в лодье: ти бо (т.е. черниговцы) не мене единаго хотели убить, но и вас искоренити».

Таким образом, требуя помощи горожан, князь указывает, что теперь поход не его только личное дело, но и дело города.

Вече зашумело:

«Рады, что Бог избавил тебя и братий наших от великой напасти. Идем по тебе и с детьми, как ты того хочешь».

Но тут поднялся один человек и сказал:

«Хорошо. Пойдем за князем, но подумаем и вот о чем. У нас здесь сидит у св. Феодора (т.е. в монастыре) враг нашего князя – Игорь. Помните, как восемьдесят лет тому назад отцы наши вывели не из монастыря, а из темницы князя Всеслава и посадили его на место Изяслава Ярославича, и что было, когда вернулся Изяслав. Как бы не случилось и теперь того же. Мы уйдем к Чернигову, а сторонники Игоря призовут его и сделают князем. Пойдем, сначала убьем Игоря, а потом и двинемся к Чернигову».

Против этого предложения восстали и митрополит, и тысяцкий Лазарь; говорили против же старый тысяцкий Владимир и некто Рагуйло. Но толпа не слушала их и пошла убивать Игоря.

Война, начатая с согласия веча, прекращается, если народ потребует заключения мира. В таких случаях вече властно говорило князю: «Мирися или промышляй о себе сам».

Точно так же, если князь хотел мириться против воли вече, то слышал такой ответ: «Аще ты мир даси ему, но мы ему не дамы!»

Во время похода князю тоже приходилось считаться с желаниями городского полка. В 1178 князь Всеволод не хотел брать приступом город Торжок. Это возбудило неудовольствие городского полка: «Мы не целоваться с ними приехали, – сказал полк, – они, князь, лгут Богу и тебе!» – и город был взят приступом.

Так сосуществовали в правительстве киевских времен два начала – князь и вече. Легко заметить, что сосуществование их покоилось на единении их, на их согласии, которое создавалось на почве нужды друг в друге и иногда оформлялось даже договором с крестным целованием. Права обеих частей правительства были, в сущности, одинаковы. Но князь существовал и проявлялся постоянно, вече же созывалось не всегда, действовало с перерывами. В силу одного этого такие постоянные дела, как суд, управление, конечно, должны были более сосредоточиваться в руках князя, и вече почти не вмешивалось в них. Оно требовало от князя правого суда, но жаловаться вечу на суд князя было не в обычае. Но, оставаясь постоянно во главе текущих дел, князь не был избавлен от известного контроля своих деяний со стороны веча. Этот контроль устанавливался сам собой в силу гласности и несложности всех дел тогдашнего государственного строительства, а затем он обеспечивался участием лучших горожан и избранной городской старейшины в постоянном совете князя, в его думе с дружиной.

Торговый город тех времен был в то же время известной военной организацией; как купец тех времен был одновременно воином и не мог быть купцом, не будучи воином, так и весь город был устроен на военную ногу. Для устройства торгово-военных экспедиций и артелей древнерусский город составлял полк, или тысячу. Эта тысяча делилась на сотни и десятки по улицам. Во главе всей тысячи стоял избранный начальник ее – тысяцкий, во главе сотен и десятков – избранные же сотники и десятские. Кроме тысяцкого, летописи упоминают еще одно высшее должностное лицо в городе – посадника. Можно думать, что посадником называли лицо, замещавшее князя в его отсутствие, как судью и управителя. Посадником мог быть родственник князя, назначенный им на эту должность с согласия веча или даже избранный прямо вечем человек из «людей», когда князя вообще не было у города. В таких случаях тысяцкий являлся как бы военным начальником, а посадник – гражданским управителем и судьей города. На обязанности тысяцкого лежала и охрана внутренней тишины и спокойствия города, его полиция. Посадники и тысяцкие, отбывшие свою должность, именовались почетным названием – «старых» посадников и «старых» тысяцких, тогда как посадник и тысяцкий, находившиеся в должности, назывались степенными – от той «степени», или возвышения, на вечевой площади, на которой они стояли во время вечевого собрания, руководя им или давая ему объяснения.

Вся эта городовая старшина, избранная всегда из лучших, наиболее уважаемых, сильных и богатых горожан, конечно, находилась в постоянном деловом общении с князем. Князь в своих делах по суду и управлению в силу уже одних личных удобств должен был справляться с мнениями и жалованиями этих «старцев градских». Об участии их в совете князя известно еще из времен кн. Владимира. Вместе с наемными слугами князя, с людьми, порядившимися ему на службу, с дружиной князя старцы градские составляли княжескую думу. «Бо Владимир, – говорит летопись, – любя дружину и с ними думая о строе земленем, и о ратех, и о уставе земленем». По летописи, вопрос о принятии христианства кн. Владимир решил по совету с дружиной и старцами градскими. Участвуя в совете князя, избранная городовая старшина тем и поддерживала единение князя с вечем; избранные из людей сильных и влиятельных, эти старцы градские, с одной стороны, могли властно заявлять князю желания и настроения веча, а с другой, подкрепляя своим авторитетом князя, в совете которого участвовали, они могли влиятельно ратовать за него на вече и поддерживать его перед народом.

Источник: Святая Русь : энцикл. словарь рус. цивилизации / сост. [и авт. предисл.] О.А. Платонов. - М., 2000. – С. 122-124.

www.booksite.ru

сходка вятичей, 4 буквы, сканворд

сходка вятичей

Альтернативные описания

• Общее собрание горожан на Руси

• В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

• Народное собрание на Руси в 10-15 вв.

• "Не на каждом ... умные речи"

• "Тусовка" по-древнерусски

• древнерусская агора

• древнерусская дума в Новгороде

• древнерусский митинг

• древнерусское собрание

• дума Новгорода

• или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. Площадь сборная, место сходки; колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка

• мирская сходка

• митинг в Великом Новгороде

• митинг на Руси

• народное собрание на Руси

• новгородская палата общин

• новгородский форум

• новгородское народное собрание

• новгородское собрание

• псковское у Васнецова

• российская Дума в далеком прошлом

• сбор горожан на Руси

• славянский форум

• собрание горожан

• собрание граждан на Руси

• собрание жителей города (истор.)

• собрание жителей города (историческое)

• собрание на Руси

• собрание по-древнерусски

• собрание русичей

• собрание у славян

• совет у славян

• старинное название людской сходки

• сходка в Древнем Новгороде

• сходка горожан на Руси

• сходка древних новгородцев

• сходка новгородцев

• сходка русичей

• беспорядочный крик, спор

• в Древней Руси — народное собрание свободных горожан, на котором решались все важные общественные и государственные дела

• в Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

• древнерусский парламент

• прообраз Государственной Думы в древнем Новгороде

• сход горожан (историческое)

• нижняя палата парламента Югославии

• народное собрание на Руси в X—XIV вв.

• собрание вятичей

• собрание славян

• общественная сходка

• славянское собрание

• новгородская сходка

• «тусовка» по-древнерусски

• собрание

• собрание подревнерусски

• «тусовка» подревнерусски

• совет у словян

• «не на каждом ... умные речи»

• «новгородское ...» у Андрея Рябушкина

• новгородская агора

scanwordhelper.ru

новгородская сходка, 4 буквы, сканворд

новгородская сходка

Альтернативные описания

• Общее собрание горожан на Руси

• В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

• Народное собрание на Руси в 10-15 вв.

• "Не на каждом ... умные речи"

• "Тусовка" по-древнерусски

• древнерусская агора

• древнерусская дума в Новгороде

• древнерусский митинг

• древнерусское собрание

• дума Новгорода

• или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. Площадь сборная, место сходки; колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка

• мирская сходка

• митинг в Великом Новгороде

• митинг на Руси

• народное собрание на Руси

• новгородская палата общин

• новгородский форум

• новгородское народное собрание

• новгородское собрание

• псковское у Васнецова

• российская Дума в далеком прошлом

• сбор горожан на Руси

• славянский форум

• собрание горожан

• собрание граждан на Руси

• собрание жителей города (истор.)

• собрание жителей города (историческое)

• собрание на Руси

• собрание по-древнерусски

• собрание русичей

• собрание у славян

• совет у славян

• старинное название людской сходки

• сходка в Древнем Новгороде

• сходка горожан на Руси

• сходка древних новгородцев

• сходка новгородцев

• сходка русичей

• беспорядочный крик, спор

• в Древней Руси — народное собрание свободных горожан, на котором решались все важные общественные и государственные дела

• в Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

• древнерусский парламент

• прообраз Государственной Думы в древнем Новгороде

• сход горожан (историческое)

• нижняя палата парламента Югославии

• народное собрание на Руси в X—XIV вв.

• собрание вятичей

• собрание славян

• общественная сходка

• сходка вятичей

• славянское собрание

• «тусовка» по-древнерусски

• собрание

• собрание подревнерусски

• «тусовка» подревнерусски

• совет у словян

• «не на каждом ... умные речи»

• «новгородское ...» у Андрея Рябушкина

• новгородская агора

scanwordhelper.ru

Киев — Lurkmore

В эту статью нужно добавить как можно больше расовых киевлян.Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.

Киев (укр. Київ, ייעֶגּוּפּעֶץ) — Мать городов русских («Ибо ваистену» — так сказал когда-то князь Олег), но при этом мужского рода и уже столица Украины

Некогда город являлся столицей Киевской Руси, считается одним из самых древних городов в Восточной Европе. Последний факт является катализатором повышения ЧСВ в сотни раз у любого укра, и в миллионы раз у любого свидомита, и главным аргументом в пользу того, что по сравнению с Киевом Москва и Питер — деревенские новостройки и просто отделившаяся и обнаглевшая провинция, ведь в то время, когда в Киеве уже несколько сотен лет было высокоразвитое цивилизованное государство, на территории современной Москвы неандертальцы с дубинами грелись у костров. Про Питер и говорить нечего — в то время там ещё жили ледниковые карельские мамонты.

Now Entering Kyiv Вид сверху, Google Earth.
bВидеореклама на стене тоннеля Киевского метро; нынче не существует Подольское трамвайное депо, находится на Куренёвке
  • Расположен на реке Днепр, до середины которой долетит редкая птица. Впрочем, для решения проблемы посредине реки специально расположено несколько больших островов, а позже были построены и мосты.
  • В Киеве практически отсутствуют расовые чурки (при президенте Кучме была дана команда ментам мочить их, что было исполнено руководителем МВД генералом Кравченко), которых с успехом заменяют селюки, но они никого не режут и не бьют, в отличие от кавказцев. В последнее время понаезжает много турок, арабов, нигров и пр. Особенно большая их концентрация там, где находится Second Hand.
  • Во всех крупных городах есть особые районы, где в изобилии обитают гопники. В Киеве это прежде всего расположенная в полнейшей жопе левобережная Троещина aka Троя aka Затрещина. Среди расовых киевлян бродит пословица «Жизнь дала трещину — переезжаю на Троещину». Хотя в последнее время гопники там уже перевелись, деградировали в малолетних долбоёбов. За время правления Проффесора ситуация с гопниками вернулась к началу 00-х. На правом же берегу Днепра подобные функции с успехом выполняет разросшийся район Борщаговка aka Борщага. В отличие от Троещины, считается вполне окультуренным, однако случайно забредших туда жертв это не особо радует. Впрочем, зря в корень, оба массива по концентрации гопоты и прочих разлагающихся людей не могут конкурировать со многими слободками, заселявшимися в первой половине ХХ в. — ДВРЗ, Красный Хутор, Ветряные горы… тысячи их! Передвигаться вечером там можно, но соблюдая осторожность и не уходя с освещенных улиц.
  • Как и в большинстве столичных городов, есть особый район (так называемое «царское село»), где живут среднего уровня местные вожди и примкнувшие к ним подлизы. В Киеве это место своеобразно называется «Зажопье», так как расположено с соответствующей стороны огромной статуи Родины-Матери. Другое имя района — «Междужопье», поскольку расположен он аккурат между соответствующих сторон статуи Родины-Матери и памятника Лесе Украинке. Новейшим местом тусни и выебонства «новых» является Оболонские Липки. Именно там был понастроен уже нахуй никому не нужный коттеджный поселок, типа Беверли-Хиллз с, предполагаемыми причалами для яхт и полем для гольфа. Но кризис и изменившиеся понятия о «благосостоянии» так нехило ебнули по сим местам, что мифы об их крутизне ушли в прошлое. Но самый мажорный район в Киеве — это, конечно же, Липки.
  • Особое место в междугородних срачах занимает спор с Харьковом, который некоторое время был столицей УССР(см. тут), таким образом, для дискуссий между киевлянами и харьковчанами популярна тема «Какой город более тру-столица?». Это можно сравнить с извечным спором Москва vs Питер. И при этом Киев — явно не Питер.
  • Допетросяновский юморист Жванецкий однажды назвал киевлян «одесситами, не доехавшими до Москвы». В определённом смысле это утверждение является истинным, когда не является ложным.
  • Вопрос о том, как правильно писать латиницей, Kyiv или Kiev, пожалуй, и до сих пор является одной из любимых тем для хохлосрача. Холивар возник примерно в начале 2007 года, когда на некоторых англоязычных картах появилось такое написание. Русские поцреоты забили панику и начали интересоваться, что ж это за новый город такой. Англовики в качестве основного названия подавала Kiev, пока туда Якудза не пришёл.

«На каком языке исконно говорили в Киеве?» — вот одна из главных дисциплин местной специальной олимпиады. За право первенства борются не только русский с украинским, но и, разумеется, суржик, а также еврейский. Ожесточённые срачи проходят, разумеется, между лингвистами-свидомитами и руSSкими поцреотами. Однозначного ответа нет, но чтобы это выяснить, сперва надо ответить на вопрос: а что следует считать тру-Киевом?

Так, до Великой Отечественной войны он был исключительно правобережным. Обустройство левого берега началось в конце 40-х, в рамках всесоюзной программы восстановления этой страны, и достигло гигантского размаха в конце 70-х. На месте современного левобережья в то время были исключительно песчаные пустыри, болота и села, от которых достались современные названия массивов: Троещина, Дарница, Осокорки и т. д.

Болота осушили, сёла снесли. В новостройках селили, в первую очередь, понаехавших селюков, жителей этих самых деревень и киевлян из других районов, нуждающихся в укрупнении жилплощади. Также следует добавить немного интеллигенции, приглашённой работать из других областных центров, и большое количество чернобыльских беженцев в конце 80-х, для которых строили дома пачками на Троещине. Итак, украинскому языку на левобережном Киеве попросту неоткуда было взяться, местные жители уже в третьем поколении шпрехают на смеси русского и суржика, и в ус не дуют.

Далее, тру-Киев — правобережный. Здесь можно пойти от противного и выявить те местности, на которых заведомо никогда не говорили на украинском — это, прежде всего, Подол. Вот на Подоле уж точно никогда-никогда не говорили на украинском. Это старинная местность, известна, по крайней мере, с XI века, как ремесленный и торговый район, а с XVI века считался торговым центром Киева, заполненным б-гоизбранными торговцами, содержавшими свои лавки, мастерские и кабаки, а также Киево-Могилянскую академию, киевский магистрат и церковь успения богородицы Пирогощи.

В настоящее время большинство жителей говорит на недорусском: киевлянина в момент вычислит любой житель России по лютому «гаканью» и «шоканью». В особо запущеных случаях буква «г» проглатывается вообще, а последующая гласная растягивается: «зажиаалка», «када», «паооны» (зажигалка, когда, погоны). Эти же вообще могут и на украинском говорить, просто стесняются. Также весной и летом в парках и на Печерске очень часто можно услышать английскую речь.

Понаехавшие селюки и их выводки шпрехают на суржике, чем вызывают раздражение одновременно у свидомитов и у русскоязычных. Суржик слышен отовсюду: на работе, в транспорте, в зомбоящике. Тема хорошо раскрыта у Подервянского. Более-менее чистой мовой больше общаются представители творческих кругов. Укры, понаехавшие из западных регионов, шпрехают на польско-украинском суржике. Тем не менее, вся реклама, кино, половина теле- и радиоэфира именно на мове, как того требует закон.

[править] Примечательные места

Два цирка.
  • Майдан Незалежности — центральная площадь города. По центру стоит символ независимости — здоровенная статуя «Баба с мочалкой» (или «Муха на члене», «Баба с шашлыком», «Жаба на палочке», «Мама бэтмена», а некоторые поэтически настроеные поцреоты именуют её Оксаной), а вокруг уютно расположились комплекс теплиц местного колхоза и стеклянный ДнепроГЭС, блджад. Кроме кучи других архитектурных креативов, типа, Лядские ворота или фонтан «Писающий Плачущий одуванчик», Майдан примечателен повышенной концентрацией селюков, быдла и просто гопников со школотой, из-за которых адекватные киевляне уже давно забили там отдыхать, а также тем, что там регулярно происходят хохло- и другие срачи при участии коммунистов и поцреотов. Кроме того, майдан является центральным местом сбора субкультур всего Киева, а также ментов и бомжей (в прошлом).
  • Крещатик — центральная улица города. По субботним и воскресным вечерам перекрывается для движения и на ней устраиваются народные гуляния. В них обычно принимают участие сугубо понаехавшие быдлоиды, ибо правильные киевляне считают некошерным тусоваться среди этих полугопов. Летом, особенно после 18:00, население улицы на четверть разбавляется тусящими на лавочках гомиками[ЩИТО?], и зачастую гуляния этого слоя населения продолжаются даже после закрытия метро.
  • Набережная Днепра — культовое место. Изобилие хипстоты, влюблёнными парами и труъ-графитчиками. Из-за последних чуть менее, чем полностью, зарисована граффити.
  • Два цирка — один расположен на Евбазе и отличается доступным платным входом для всех, второй — в центре города, по адресу ул. Михаила Грушевского, дом 5. Первый так и называется «Цирк», второй почему-то называется «Верховна Зрада». В отличие от просто Цирка, в Зраду 95% населения не пускают (впрочем как и остальных), памятуя о полной неадекватности выступающих там зверей и клоунов, и без того вызывающих широкую гамму чувств у пялящегося от тоски и безысходности в эти ваши телехвизеры населения окружающих холмов и деревень.
  • Гидропарк — излюбленное место отдыха быдла. Расположен на двух островах, соединённых «Венецианским мостом» — от прыжков с которого погибло 60 человек, большая часть из которых — подростки. Интересен тот факт, что некогда существовала такая ТВ передача, где предлагалось за деньги, в экиваленте 10 долларов, прыгнуть с моста. В центре острова — большая лесопарковая зона, по периметру на песочных пляжах — места лежбища быдлоты и несанкционированного секса под открытым небом. Ещё начиная с 90-х, Гидропарк был местом летнего отдыха, однако сейчас он застроен быкотеками, ресторанами и прочими рыгаловками. Есть несколько облагороженных платных пляжей и приличных ресторанов — места обитания небыдла. Гремучая смесь из пьяной и накуреной гопоты и школоты практически каждый вечер создаёт разборки.
  • Крематорий — безумное и космическое сооружение, которое лучше сто раз увидеть, чем один раз воспользоваться по назначению.
  • Фуникулёр — почти канатная дорога, только наклонная, с рельсами и гораздо бóльшей мощности. К сожалению, очень короткая.
Виктория Петровна b
  • Местная Родина-мать — она же «Баба с зубочисткой/напильником», «Баба на ведре», а также «Айрон Майдан Мэйден» («Zheleznaja Deva») — из-за странной формы и очень скромной длины меча, который грозная Мама держит в правой руке. На самом деле, изначально меч был нормальный, но вскоре после постройки его укоротили с 28 метров до 16, поскольку из-за ошибки он получился слишком тяжёлым. По иной версии, укоротить меч попросили священники, ибо низзя шобы любое строение в городе было выше, чем главный храм — Большая лаврская колокольня. Во времена постройки Бабы оно так и было, но в настоящее время чуть менее чем половина зданий в центре выше, чем колокольня, всем похуй. Как ни странно, суровая баба обращена лицом не на запад, как все подобные строения, а на северо-восток, что кагбэ вызывает злорадство и довольное потирание рук свидомитов и прочих поцреоттов. Бабу, как символ победы над фошыSSтами и недопущения фэйла перед оными в будущем, по какой-то непонятной (или, наоборот, совершенно понятной?) логике поставили на правом берегу лицом к Днепру, за что она обрела также название «Москаль не пройде!» На заметку поцреотам, не осилившим историю своей страны в Эпоху Швитых Дедов. Причина направления статуи к востоку, в том, что аналогичные сооружения в Магнитогорске, Волгограде, Чебоксарах, Москве, а также в Трептов-парке (Трептов, если вы понаехавшее в Берлин в 90-х руське швайн, которое любит там тусовать заряжаясь пивом и эманациями с трупа Совка) в Берлине (завершающая статуя), являются одним глобальным скульптурным комплексом площадью во всю территорию влияния СССР, из смотрящих друг на друга статуй, посвященным ВОВ. А этот ваш Церетели — пацан сопливый против Вучетича с его масштабами. Если присмотреться к её морде лица, то создаётся впечатление, что она внебрачная дочь Свиборга. Поскольку скульптуру и парк при ней открывал лично дорогой Леонид Ильич Брежнев тетку кияне звали не иначе как «Виктория Петровна» в честь жены генсека.
  • Арка дружбы народов, или же Ярмо — построена тогда же, так же и из того же материала, что и Лаврентьевна, носит в народе название «Памяти погибшего велосипедиста». Мало кто знает, что вторая половина колеса арки находится под землёй.
  • Монстр на Грушевского — оригинальный киевский архитектурный изврат и эстетическое недоразумение, вспухвозникшее в 2004 году прямо над днепровскими склонами возле Мариинского парка, и оттого видимое на стопиццот парижских эталонов. Известен бурными протестами против своего появления (протестовавшие были посланы на йух вместе с их возжеланиями), попыткой сноса за авторством Главного пчеловода (президента также отправили по тому же адресу, что недвусмысленно указывает на происки ZOG) и постоянными заявлениями экспертов о том, что этот шайтансарай ещё чуть-чуть, и съедет вниз по склону прямо в Днепр. Алсо, многие тру-киевляне тайно ждут этого волнующего момента. В момент сдачи сего дома, 1 кв.метр стоил 10 000 американских денег, а для поселения в сей дом мало было простой покупки метров, нужно было устное согласие соседей. Ибо в сем домике квартирку себе забил сам Порошенко (король киевских тортов Всея Украины и с недавних пор король всея Украины).
  • Подол — историческая местность, расположенная почти в центре Киева. Aka «маленькая Прага». Примечательна древней историей, паршивой антикварной канализацией, зданиями XIX-го столетия и загадочными перекрёстками, вгоняющими в ступор водятлов, так как развернуться там проблема. Подол исторически делится на две части — собственно Подол и Плоское место. Части поделены проходящим через весь роён бульваром Верхнего и Нижнего Валов или же, по-старинке, Помойкой Канавой (например, про Цилюрника из-за Конавы снят хороший, годный фильм — но не егойный). Стихийный рынок прямо посреди бульвара вновь возродил подзабытое название к жизни.
Кладбище кранов
  • Пейзажная аллея, Пейзажка — «труъ» место, с которого начался город, тусовка различных маргиналов и растаманов, место силы и просто отличное место для прогулки с девушкой\накура\бухича etc. В наличии панки с форсед мемом «дай два рубля на вотку не хватает», ТП с Майдана, спортцменсы с фрисби, художники с рядом находящегося Андреевского и т. д. Недалеко находится известный по Булгакову «Пьяный угол», что символизирует. Ныне заставлена жлобскими скульптурами, заполнена детьми, школотой и гостями из ближнего зарубежья.
  • Мост влюблённых — описан уже во многих статьях, например, здесь. Обыкновенный пешеходный мостик над дорогой, находится между Крещатым и Мариинским парками, увешанный дохуя различными замками и особо любимый хикки, решившими свести счеты с жизнью из-за несчастной любви. Благо высота моста и асфальт внизу не оставляют никаких шансов.
  • Парк Дружбы Народов — собственно, парк, а в нём находится аналог Крылатского в Москве, правда, общий уровень ниже. Находится в северной части Труханова острова по дороге с Оболони на упомянутую Троещину.
  • Лысая гора — достаточно интересное место, где тусят говнари, толчки, реконы, долбославы, алкаши эт цетера. Раньше была там военная часть, до того немцы там хранили своих «Тигров», а ещё раньше, при царе — приводили смертные приговоры в исполнение. Также можно наткнуться на следы деятельности то ли вудуистов, то ли сатанистов. Битардам, любящим природу, понравится там бродить, ибо мало быдла, тишина и спокойствие, но всякие слухи о прилетающих туда из атсрала ведьмах не мешают этому быдлу оставлять мусор после себя. Срачи вызывaет решение Лёньки Космоса застроить её, подробнее тут.
  • Кладбище кранов — место последнего пристанища башенных кранов, а также невезучих туристов. Во время прогулки можно найти человеческие кости, принадлежавшие кривоногой школоте. Место охраняется чисто символически и гулять можно довольно спокойно, если повезёт. Находится недалеко от Лысой Горы.
  • Гигантские вороны — сие чудо расположено на улице Рейтарская, дом 9-б, в арке находится вольер с несколькими воронами возрастом 40-60 лет и размерами с индюка.

Тысячи их — 1, 2, 3, 4, 5.

[править] Главные проблемы Киева

b
  • Городской голова Киева — с городскими головами Киеву жутко повезло. Ведь каждый из них стремится отобрать у Януковича звание чемпиона мира по ляпам, оговоркам и прочим несуразностям. Сначала был Черновецкий. С момента пидорения Черновецкого, выборы нового мэра долго не происходили, так как их проводить глупо в условиях когда понаехавшая быдло-власть насмерть заебала всех. И вместе с тем он успел стать главной проблемой так как прославился тем, что уебал отдыхать в Вену, в то время как жители этого вашего Киева катались по улицам на лыжах и квадриках. Ессно, внезапные сильные снегопады, забитые ливнестоки, спизженный бюджет и прочая — списали на проделки папередников. Попов — нихуя не виноват. В 2014 году, после событий Майдана, новым мэром стал бывший боксун руками и политик жопой Виталий Кличко, от чего знатных лулзов словили не только киевляне, но и вся Украшка. Тысячи их!.
  • Заробитчане — приезжие из восточных («донецкие»), западных («вуйки») и центральных областей Украины, а также из дружественной Молдавии товарищи, немилосердно отбирающие хлеб и мобилы у местных выпускников Киевского инженерно-строительного института.
  • Пробки — пробки в Киеве дело обычное, но с пробками Москвы в сравнение не идут. Часто пробки образовываются на правом берегу, на мостах через Днепр и на Ленинградке (не на этой, а на той). Обычно мосты стоят из-за водителей, которые нарушают правила, но чаще из-за быдла за рулем, неопытных водителей и ТП, концентрация которых на киевских дорогах превышает все мыслимые нормы. Кроме талантливых же водителей, определенной прелести движению в Киеве добавляет и достаточно странная планировка некоторых дорог — например, сделать перед одним из самых загруженных мостов сужение дороги с четырех широких рядов в три узких — вполне типовое решение. Немало добра доставило и стремление сделать часть улиц односторонними — эта тенденция началась в середине двухтысячных и продолжается с переменным успехом до сих пор, в итоге, решение, которое, казалось бы, должно уменьшить количество пробок, увеличило их, так как односторонними улицы делали едва ли не рандомно.
  • Станция аэрации аka «говнянка» — находится на юге левого берега. Страшно воняет на Бортничи и три массива, прозванные ПОХ — Позняки, Осокорки и Харьковский. Так как на её реставрацию всем давно похуй, она грозит люто, бешено залить всё течение Днепра отходами жизнедеятельности человеков.
  • Перманентный политсрач — явление характерно для Украины вообще, но учитывая столичный статус, в Киеве проявляется крайне ярко и живописно. В первую очередь, это касается древних укрских народных развлечений aka митинги, пикеты, майданы и прочие проявления коллективного несознательного и иррационального. У Верховнiй Радi aka Цирке происходит квинтэссенция всей этой хуиты.
  • Недопереименованные улицы — комиссия по переименованию предложила убрать советские названия нескольких улиц, вернув им дореволюционные или дав новые свидомые названия (Красноармейская → Большая Васильковская, Горького → Антоновича, Артёма → Сечевых Стрельцов, 40-летия Октября → Голосеевский проспект и апофеоз действа: Московский проспект → Проспект Степана Бандеры), многие киевляне с АГП подхватили идею, однако городской совет переименования принял на 3/4 и теперь маємо те шо маємо — фактически у отдельных улиц есть по два имени.
  • Kyiv / Kiev — срач по поводу наименования Киева на английском языке. Свидомые считают, что Kiev оккупантское москальское название, что нужно следовать правилам транслита с государственной мовы; другие считают, что Kyiv невозможно прочесть по-английски, и укры не вправе менять нормы чужого языка. Оригинальные носители языка англичане и прочие американцы при этом продолжают использовать название Kiev вместо Kyiv так же, как и Vienna вместо Wien, Florence вместо Firenze, Cologne вместо Kōln, Moscow вместо Moskva и т. д.
  • Как в любом крупном, да ещё и столичном городе, ещё есть их.

[править] Доставляющие памятники

  • Ожившая спичкаул. Артема 37/41

  • Скульптура из старых деревьев ул. Рейтарская

  • Живой памятникул. Крещатик

  • Кот из одноразовых вилококоло ст. м. «Золотые Ворота»

  • Кот Пантлеймонтоже возле «Золотых Ворот»

  • Лошадкана углу ул. Золотоворотской и Рейтарской

  • Стрекозыпарк на ул. Гончара

  • Влюбленные фонариМайдан Независимости

  • Нос ГоголяАндреевский спуск

  • Летающая короваул. Гончара

  • Необычная лавочкав Пассаже на Крещатике

  • Деревянный котул. Лысенка

  • Крокодил Годзипарк Чкалова на ул. Гончара

  • Обычное деревотам же

  • Памятник буратинеул. Гончара

  • Cкульптура возле Золотых ворот

  • Памятник кофемолкепереулок Шевченко, 10 метров от Майдана

  • Памятник основателям Киева ролевой патиМайдан Незалежности

  • Ксюха позолоченная

  • Космический крематорий

  • НЕХВознесенский спуск, 20 (на территории HAOMA)

b

Известными расовыми жителями Киева являются (-лись):

Киев входит в уроки географии на Луркоморье
Киев — славне українське місто.

lurkmore.to

Исследование: «Как выглядели князья и знать древнего Киева». (Это следует знать каждому украинцу)

Здесь представлено убедительное доказательство, что древний Киев - город предков украинцев. Такие доказательства нам крайне необходимы, чтобы побороть враждебную идеологию московитов, наряду с военными действими, являющуюся угрозой нашей государственности и существованию нашего народа.   Доказательства могут быть на разной основе. Это исследование, представляет собой анализ совпадений традиций и культуры в древнем Киеве и во времена Богдана Хмельницкого и уверенно доказывает, что в древнем Киеве жили предки украинцев, а московиты ни при чем. Исследование имеет небольшой объем текста, хорошо структурировано и доступно пониманию большинства людей (даже школьников старших классов) и не тяготит людей, которые не любят читать объемные работы на подобные темы. Вследствие хорошей структурированности, материал легко укладывается в голове. Немцы говорят, что кто не знает, что было до его рождения, тот ребенок.  

Идеология Московии, основанная на извращении истории, является реальной угрозой нашей государственности и целостности территории.

На сегодняшний день в Украине идет война, организованная Московией. Одним из главных факторов, которые способствуют этой войне, является миф про то, что московиты являются великим народом с великой историей, главными правонаследниками истории Руси, а украинцы – искусственным народом, не правомерно отколовшимся от них, с выдуманным языком, историей, культурой. При этом московиты еще говорят, что «в древнем Киеве жили русские, откуда взялись украинцы». На Донбассе большинство населения – этнические украинцы, но и россиян тоже немало, и украинцы на Донбассе постоянно находятся под влиянием данного мифа (и под влиянием этого мифа находится много украинцев не только Донбасса). Эти мифы необходимо развеивать, что не делается. В Москве даже проходил митинг, на котором требовали освободить «русский Киев». В результате и десятки тысяч этнических украинцев обманутые Московией воюют на Донбассе, против Украины-Руси в их воображении «За Русь святую».   На изображениях ниже, показаны антиукраинские действия московитов и промосковских сил, опирающихся на извращения истории. Кто хочет знать, как выглядит шизофрения посмотрите на эти изображения.   Сейчас существует много различных причесок и мода на них каждый год меняется. При чем модели причесок переходят с одних государств к другим и обратно. То же касается усов и бороды. В древние времена уборка волос головы часто входила в традиции народов, в том числе в наших предков, и держалась неизменной много столетий, а может тысячелетий. Своими традициями очень дорожили.   Приведенное исследование показывает, что князья и знать древнего Киева не носили бороду и длинные волосы на голове в отличие от предков московитов, а были схожи на украинскую знать и казаков времен Богдана Хмельницкого, что является одним из многих весомейших доказательств, что в древнем Киеве жили предки украинцев.  Представлю доказательства на основе прижизненных описаний и изображений древних киевлян.   Представление в народе о внешности киевских князей и знати древнего Киева, в основном, соответствует, например, изображению на картине русского художника А. П. Рябушкина (1861-1904) «Сидение царя Михаила Федоровича с б

durdom.in.ua