Идолы древнего мира. Книга 100 великих тайн Древнего мира. Содержание - Идолы озера Карма
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самый древний идол России и мира оказался старше, чем думали. Идолы древнего мира


Идолы озера Карма. 100 великих тайн Древнего мира

Идолы озера Карма

О том, что в Карельской тайге есть какие-то странные деревянные идолы, специалисты слышали. В народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних легенд и преданий об изваяниях, поставленных неизвестно кем в таких глухих местах, что и местные жители ориентировались там с большим трудом. Но исследователи не сомневались, что скульптуры давно сгнили. Поэтому, отправляясь в 2003 г. в экспедицию в Беломорский и Кемский районы, сотрудники Международной академии меганауки (Петрозаводск) и не надеялись найти что-то особенное.

Однако находки превзошли все ожидания. Деревянные изваяния языческих идолов, расположенных друг от друга приблизительно в получасе ходьбы, все совершенно разные, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом. Затерянные в глухой карельской тайге, доступные своей непостижимостью, окруженные ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем они были воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?

– На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы, – рассказал вице-президент Международной академии меганаук Алексей Попов. – Мы сразу засомневались. Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, тем более что прежде чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенный смысл в их расположении, и выбранное место по каким-либо причинам не случайно? А если это так, то что определяло выбор места? Вопросов возникало предостаточно.

Фигуры резко отличаются друг от друга и по размерам (от одного до 2,5 м высотой), и внешне. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминающий изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи. То ли это случайность, то ли отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не услышим. Изображения других идолов не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о деревянных языческих богах наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об изображениях.

Идол озера Карма

Судя по структуре дерева, находкам более ста лет (об этом свидетельствуют и легенды), то есть фигуры были воздвигнуты в конце XIX в. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества (ведовства) были еще достаточно распространены в Карелии. Но самое поразительное, что рядом с найденными идолами находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сообщения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, идолы «восстанавливаются» каждые 150 лет).

Члены экспедиции решили сначала проверить места расположения идолов методом биолокации (так называют древнюю методику лозоходства). Издревле с помощью лозы искали подземные источники воды, месторождения металлов. Методика лозоходства в ранние времена широко применялась жителями Карелии. Не случайно поэтому ветки лозы – символ рудознатцев – украшали первый герб Карелии. Вполне возможно, что и древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.

С помощью двух Г-образных металлических рамок специалисты изучали места расположения изваяний, подходя к ним с различных сторон, и неизменно рамки реагировали отклонением в стороны, не доходя до идола 1—1,5 м. Это говорило о том, что идолы установлены в центрах так называемых геоактивных зон, имеющих диаметр порядка трех метров.

И вот здесь Алексей Попов пришел к удивительному открытию. Сделав отметки на карте, он с удивлением обнаружил, что цепочка идолов ориентирована строго в одном направлении, располагаясь практически на прямой линии, по направлению к не менее таинственному и завораживающему одним своим названием месту – озеру Карма. (Карма – одно из основных понятий древнеиндийской философии, связанное с законом духовного и физического перерождения человека.) Окруженное многокилометровыми непроходимыми болотами, озеро практически не исследовано и не описано в краеведческой литературе, хотя некоторые легенды связывают с ним некое «хранилище древней информации», приоткрывающей завесу тайн над «гиперборейским» прошлым Карелии.

С озером Карма связана и легенда о священном «мировом древе», якобы растущем на территории республики, которое было посажено северными волхвами еще в XIV в. В середине XVI в. преподобным Кассианом Муезерским, прибывшим в этот район с Соловецкого монастыря, был основан монастырь, а в 1602 г. возведен храм Николая Чудотворца. До сих пор соседствующее «древо» и храм являются местом паломничества немногочисленных хранителей древней веры. По саамским и карельским легендам именно «древо» является своеобразным началом «посвятительного путешествия» через вехи-идолы к озеру Карма.

– Сама собой напрашивалась еретическая мысль: неужели в глубокой древности кто-то сознательно ставил своеобразные вехи-идолы, чтобы обозначить некий путь? Кстати, даже само название протекающей в нескольких километрах реки Охта переводится с древнесаамского как «путеводная река», – говорит Алексей Попов. – Все это напоминает обряд инициации, «посвятительного путешествия». Ведь до сих пор еще бытуют отголоски древней традиции саамов и карел, которые считали подобные изображения, изготовленные из дерева или камня, своеобразным «инструментом» непосредственного наставления подающих надежды юношей для введения их в «штат шаманов». Возможно из-за того, что воздействие магических сооружений было разным в зависимости от места их расположения и иных особенностей, полное посвящение требовало «посвятительного путешествия» от одного сакрального места к другому.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Идолы озера Карма. 100 великих тайн Древнего мира

Идолы озера Карма

О том, что в Карельской тайге есть какие-то странные деревянные идолы, специалисты слышали. В народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних легенд и преданий об изваяниях, поставленных неизвестно кем в таких глухих местах, что и местные жители ориентировались там с большим трудом. Но исследователи не сомневались, что скульптуры давно сгнили. Поэтому, отправляясь в 2003 году в экспедицию в Беломорский и Кемский районы, сотрудники Международной академии мега-науки (Петрозаводск) и не надеялись найти что-то особенное.

Однако находки превзошли все ожидания. Деревянные изваяния языческих идолов, расположенных друг от друга приблизительно в получасе ходьбы, все совершенно разные, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом. Затерянные в глухой карельской тайге, доступные своей непостижимостью, окружённые ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем они были воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?

— На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы, — рассказал вице-президент Международной академии меганаук Алексей Попов. — Мы сразу засомневались. Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжёлые брёвна в карельской глуши просто так, тем более что прежде чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определённый смысл в их расположении, и выбранное место по каким-либо причинам не случайно? А если это так, то что определяло выбор места? Вопросов возникало предостаточно.

Фигуры резко отличаются друг от друга и по размерам (от одного до 2,5 метров высотой), и внешне. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминающий изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи. То ли это случайность, то ли отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не услышим. Изображения других идолов не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о деревянных языческих богах наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об изображениях.

Судя по структуре дерева, находкам более ста лет (об этом свидетельствуют и легенды), то есть фигуры были воздвигнуты в конце XIX века. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества (ведовства) были ещё достаточно распространены в Карелии. Но самое поразительное, что рядом с найденными идолами находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сообщения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, идолы «восстанавливаются» каждые 150 лет).

Члены экспедиции решили сначала проверить места расположения идолов методом биолокации (так называют древнюю методику лозоходства). Издревле с помощью лозы искали подземные источники воды, месторождения металлов. Методика лозоходства в ранние времена широко применялась жителями Карелии. Не случайно поэтому ветки лозы — символ рудознатцев — украшали первый герб Карелии. Вполне возможно, что и древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.

С помощью двух Г-образных металлических рамок специалисты изучали места расположения изваяний, подходя к ним с различных сторон, и неизменно рамки реагировали отклонением в стороны, не доходя до идола 1–1,5 метров. Это говорило о том, что идолы установлены в центрах так называемых геоактивных зон, имеющих диаметр порядка трёх метров.

И вот здесь Алексей Попов пришёл к удивительному открытию. Сделав отметки на карте, он с удивлением обнаружил, что цепочка идолов ориентирована строго в одном направлении, располагаясь практически на прямой линии, по направлению к не менее таинственному и завораживающему одним своим названием месту — озеру Карма. (Карма — одно из основных понятий древнеиндийской философии, связанное с законом духовного и физического перерождения человека.) Окружённое многокилометровыми непроходимыми болотами, озеро практически не исследовано и не описано в краеведческой литературе, хотя некоторые легенды связывают с ним некое «хранилище древней информации», приоткрывающей завесу тайн над «гиперборейским» прошлым Карелии.

С озером Карма связана и легенда о священном «мировом древе», якобы растущем на территории республики, которое было посажено северными волхвами ещё в XIV веке. В середине XVI века преподобным Кассианом Муезерским, прибывшим в этот район с Соловецкого монастыря, был основан монастырь, а в 1602 году возведён храм Николая Чудотворца. До сих пор соседствующее «древо» и храм являются местом паломничества немногочисленных хранителей древней веры. По саамским и карельским легендам именно «древо» является своеобразным началом «посвятительного путешествия» через вехи-идолы к озеру Карма.

— Сама собой напрашивалась еретическая мысль: неужели в глубокой древности кто-то сознательно ставил своеобразные вехи-идолы, чтобы обозначить некий путь? Кстати, даже само название протекающей в нескольких километрах реки Охта переводится с древнесаамского как «путеводная река», — говорит Алексей Попов. — Всё это напоминает обряд инициации, «посвятительного путешествия». Ведь до сих пор ещё бытуют отголоски древней традиции саамов и карел, которые считали подобные изображения, изготовленные из дерева или камня, своеобразным «инструментом» непосредственного наставления подающих надежды юношей для введения их в «штат шаманов». Возможно из-за того, что воздействие магических сооружений было разным в зависимости от места их расположения и иных особенностей, полное посвящение требовало «посвятительного путешествия» от одного сакрального места к другому.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Самый древний идол России и мира оказался старше, чем думали

localbitcoins

В конце 19 века на торфяных болотах Урала золотоискатели наши уникальную деревянную скульптуру, которую впоследствии назвали Шигирским идолом. Ее высота оценивается в более чем  5 метров. Это скульптура была вырезана из ствола лиственницы. Не смотря на долгое время пребывания в торфяниках, на ней можно отчетливо различить различные геометрические узоры и лица, с головой в верхней части. Сегодня Шигирский идол можно увидеть в Свердловском краеведческом музее города Екатеринбурга. С 2003 года скульптура хранится в стеклянном саркофаге.

Шигирский идол является самым старым идолом в мире. К сожалению, от возраста и ветхости он распался на несколько частей. Но большая их часть сохранилась именно благодаря долговечной лиственнице и торфу – природному консерванту, который сохранил его от полного разложения. Верхние части скульптуры удалось восстановить, но нижняя исчезла бесследно. Сегодня ее возможно увидеть только на рисунках В.Я. Толмачева. Каков же возраст изваяния? С самого момента находки идола вопрос о его датировке стоял довольно остро.

Шигирский идол не похож на другие известные идолы и не соотнесен ни с одной из известных археологических культур. В течение многих лет его исследования, ученые выдвигали версии о том, что он был воздвигнут то в железном веке, то в бронзовом, то и вовсе в неолите. Но современные достижения в радиоуглеродном анализе позволили пролить на свет совершенно неожиданную информацию.

Шигирский идол был вытесан из дерева около 11 600 лет! Это глубокий мезолит или средний каменный век! Таким образом, Шигирский идол оказался вдвое старше знаменитых египетских пирамид! Если сравнивать время его создания, то он старше самого Черного моря. Он был сделан почти за 4 000 лет до его возникновения. В то время Черное море представляло собой обычное пресноводное озеро.

Современные специалисты, помимо возраста, решают и вопрос о предназначении и правильном виде Шигирского идола. В этой области пока сенсационного успеха не было достигнуто. Существует несколько версий о его предназначении и отом, как он выглядел, учитывая, что одна часть его была утеряна. При этом следует отметить, что ввиду многочисленных попыток правильного монтажа истукана, в настоящее время существуют несоответствия с узором и орнаментом на его частях. Считается, что такого рода скульптуры вкапывались в землю. Но Шигирский идол по своим признакам просто стоял или был к чему-то прислонен.

Шигирский идол раскрывал мировоззрение наших далеких предков. На нем могли быть изображены мифические персонажи, связанные с Верхним и Нижним миром. Здесь есть фигуры, означающие мужское и женское начало, животный и растительный мир. Но трактовать истинный смысл изображений пока не смогли.  Согласно идее профессора Валерия Чудинова, перед нами древнейший лик богини  смерти и болезней Мары. Идолопоклонство было характерно для древнейших поселенцев Урала. Когда ученый увеличил рисунок В. Я. Толмачева, то смог прочитать слово «Мара» сразу в нескольких местах. Так как скульптура стояла на болоте, ее видели издалека. Само же болото, в котором можно было легко утопнуть, древними трактовалось  как царство мертвых.

Другие ученые считают, что Шигирский идол не что иное, как древний лунный календарь. На это указывают его необычный орнамент и семь ликов.  Кто-то осмелился и вовсе предложить, что скульптура является древнейшим изображением дьявола. Но никто подтвердить правдивость выдвинутых версий пока не смог.

Реклама от Google

ainteres.ru

100 великих тайн Древнего мира. Содержание - Идолы озера Карма

Сказочные сокровища Тилья-тепе состояли из 20 тысяч отдельных предметов. Среди найденных изделий были тяжелые золотые пояса, чаши с чеканными узорами, кинжалы в богато украшенных ножнах. Датировать находки оказалось довольно просто – по найденным в раскопках римским монетам, отчеканенным при сыне императора Августа Тиберии, вступившем на римский престол в 14 г. н.э.

100 великих тайн Древнего мира - _44.jpg

Бактрийская монета с изображением Афины

Гораздо сложнее было определить происхождение большинства золотых изделий. Они отличались поразительным разнообразием и имели характерные черты разных культур: индийской, персидской, древнегреческой и древнеримской, а также культур кочевых степных народов. Очень странно выглядел в четырех тысячах километров от Афин типичный греческий узор на вазе – играющие дельфины!

Однако у историков вскоре нашелся ответ на вопрос, как попали греческие дельфины в далекие степи: вместе с войсками Александра Македонского. Александр с детства мечтал о военном походе на Персидское царство. К завоеванию Персии готовился еще отец Александра Филипп II, но в 336 г. до н.э., в разгар подготовки к войне, он был убит.

Молодой Александр сначала «навел порядок» на северной границе Македонии и в Греции. В 334 г. он отправился в Малую Азию во главе 37тысячного войска. После триумфального покорения Египта Александр двинулся на Персидское царство.

Александр победил персидского царя Дария и захватил сказочно богатую добычу. Следующей целью похода была Бактрия – «страна тысячи городов». Два года воевали греки в Бактрии. Легенда гласит, что одного из могущественных князей Бактрии завоеватель пощадил только благодаря заступничеству дочери князя – Роксаны. Александр с первого взгляда влюбился в красавицу княжну. Вместо того чтобы отсечь князю голову, он своим тяжелым мечом отрезал два куска от каравая хлеба – себе и пленной княжне Роксане. Таким был македонский ритуал бракосочетания. В парадном зале одной из крепостей в Бактрии Александр принимал свадебные дары от покоренных князей и пировал со своими полководцами...

Ясновидящий прорицатель предсказал Александру Великому в завоеванной Персии: «О великий повелитель! Ты умрешь молодым, а твоя империя развалится, как и этот дворец».

Через пять лет Александр умер. После смерти завоевателя Роксану и ее сына убили.

Гигантская империя Александра Македонского действительно распалась, но в разных концах ее обширной территории сохранилось значительное влияние греческой культуры. Это особенно заметно в Бактрии, где греческое владычество продолжалось 200 лет после смерти Александра. Со временем греческая богиня Афродита стала восприниматься как крылатая бактрийская богиня. Именно ее изображение нашли археологи в могиле царицы в Тилья-тепе. На перстне-печатке царственной покойницы выгравирована богиня Афина, а изображенный на других золотых украшениях веселый божок верхом на сказочном звере похож на греческого бога виноделия и плодородия Диониса.

Через 200 лет после распада империи Александра Великого в «страну тысячи городов» Бактрию вторглись кочевые племена из Северного Китая. Мирную Бактрию захватила дикая орда Кушан.

Новые властители покоренной Бактрии попали под неотразимое очарование греко-персидской культуры, восприняли ее, сохранив при этом свои степные традиции, и создали оригинальную смешанную культуру царства Кушан.

Бывшие кочевники, осевшие в завоеванной Бактрии, научились строить города. Кушанский город-крепость Топрак-кале был важным торговым центром на одном из шелковых путей, которые вели из Китая и Индии через Персию в Рим.

Археологи планировали многолетние исследования кушанских могил, но в декабре 1979 г. СССР ввел в Афганистан свои войска. Бои приблизились к месту раскопок, и археологи, упаковав находки в ящики, перевезли их в Кабул. Позднее ученые пытались спасти сокровища Тилья-тепе. Они обращались в ООН, предлагали временно передать драгоценные находки в Советский Союз или в нейтральную страну... В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана, но гражданская война продолжалась. Через три года во время обстрела и штурма Кабула Национальный музей серьезно пострадал, а ящики с золотыми украшениями перенесли в президентский дворец, который потом тоже взяли штурмом. Золото из могилы кушанской царицы затерялось в военной неразберихе...

Предусмотрительные археологи сделали копии самых ценных находок. Только благодаря им можно составить некоторое представление о сказочном сокровище, найденном археологами на территории древней Бактрии.

Идолы озера Карма

О том, что в Карельской тайге есть какие-то странные деревянные идолы, специалисты слышали. В народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних легенд и преданий об изваяниях, поставленных неизвестно кем в таких глухих местах, что и местные жители ориентировались там с большим трудом. Но исследователи не сомневались, что скульптуры давно сгнили. Поэтому, отправляясь в 2003 г. в экспедицию в Беломорский и Кемский районы, сотрудники Международной академии меганауки (Петрозаводск) и не надеялись найти что-то особенное.

Однако находки превзошли все ожидания. Деревянные изваяния языческих идолов, расположенных друг от друга приблизительно в получасе ходьбы, все совершенно разные, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом. Затерянные в глухой карельской тайге, доступные своей непостижимостью, окруженные ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем они были воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?

– На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы, – рассказал вице-президент Международной академии меганаук Алексей Попов. – Мы сразу засомневались. Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, тем более что прежде чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенный смысл в их расположении, и выбранное место по каким-либо причинам не случайно? А если это так, то что определяло выбор места? Вопросов возникало предостаточно.

Фигуры резко отличаются друг от друга и по размерам (от одного до 2,5 м высотой), и внешне. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминающий изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи. То ли это случайность, то ли отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не услышим. Изображения других идолов не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о деревянных языческих богах наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об изображениях.

100 великих тайн Древнего мира - _45.jpg

Идол озера Карма

Судя по структуре дерева, находкам более ста лет (об этом свидетельствуют и легенды), то есть фигуры были воздвигнуты в конце XIX в. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества (ведовства) были еще достаточно распространены в Карелии. Но самое поразительное, что рядом с найденными идолами находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сообщения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, идолы «восстанавливаются» каждые 150 лет).

Члены экспедиции решили сначала проверить места расположения идолов методом биолокации (так называют древнюю методику лозоходства). Издревле с помощью лозы искали подземные источники воды, месторождения металлов. Методика лозоходства в ранние времена широко применялась жителями Карелии. Не случайно поэтому ветки лозы – символ рудознатцев – украшали первый герб Карелии. Вполне возможно, что и древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.

www.booklot.ru

Шигирский идол - самая древняя деревянная скульптура в мире

Шигирский идол - самая древняя деревянная скульптура в мире

А оказывается и в нашей стране есть множество очень старинных и удивительных археологических находок..

Эта удивительная археологическая находка была сделана в январе 1890 года недалеко от уральского города Кировограда. Деревянный идол весь покрыт знаками эры мезолита и представляет собой один из старейших свидетельств творческого начала, который был свойственен людям в те древние времена. Историки считают, что возраст деревянной статуи – не меньше 9500 лет. То есть она примерно вдвое старше знаменитых египетских пирамид.

Больший Шигирский идол – это совершенно уникальный археологический памятник. Он не имеет аналогов не то что на Урале, но и в мире! Шигирский идол – древнейшая деревянная скульптура на нашей планете, выполненная в восьмом тысячелетии до нашей эры – в эпоху мезолита, еще до постройки египетских пирамид.

Сохранилось это археологическое чудо благодаря двум факторам. Во-первых, идол изготовлен из долговечной лиственницы. Во-вторых, идол был найден в торфянике и торф, как природный консервант, защитил его от разложения.

И хотя широким массам о Шигирском идоле стало известно сравнительно недавно (сейчас его даже рассматривают, как один из главных брендов Екатеринбурга), нашли его еще в середине XIX века.

Этот торфяник находится в обширной естественной котловине. В далекой древности Шигирский торфяник представлял собой систему озер, на берегах и торфяниковой части которой жили наши далекие предки. Сейчас его длина около 17 километров, а ширина – более 10 километров. В центре торфяника находится постепенно зарастающее Шигирское озеро.

В середине XIX века на Урале властвовала «золотая лихорадка». Залежи золота были найдены и на Шигирском торфянике — под толщами торфа глубиной до 8 метров. Выработки на этих приисках велись в открытых разрезах. Шигирское озеро было частично осушено. Работавшие здесь старатели то и дело находили необычные предметы. К сожалению, прежде чем на Шигирском торфянике появились археологи, многие уникальные предметы были безвозвратно утрачены. Не исключено, что в их числе были и не менее сенсационные находки, чем Шигирский идол.

Рабочие находили предметы из дерева, рогов, костей животных, камня, глины. Благодаря торфу все изделия сохранились идеально и, несмотря на более чем солидный возраст, выглядели как новенькие.

Первые археологические разведки этой местности были предприняты в 1880 году М.В. Малаховым. Затем Шигирским торфяником заинтересовались многие другие исследователи. Здесь были обнаружены десятки стоянок древнего человека, совершены тысячи находок (фигурки животных, птиц, наконечники стрел, ножи, весла, грузила, рыболовные крючки, глиняные сосуды, деревянные лыжи и т.д.). Возраст находок был самый разный. Было найдено несколько человеческих останков. Шигирское озеро чем-то притягивало древних людей на протяжении многих тысячелетий.

На основе находок археолог А.П. Дмитриев в 1951 году выделил отдельную археологическую культуру, которая была названа шигирской. Он датировал ее концом II тысячелетия до нашей эры.

В 1887 году Шигирские находки вызвали большой интерес на проходившей в Екатеринбурге крупной Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке.

Однако главная находка состоялась спустя три года. Зимним днем 24 января 1890 года были найдены фрагменты деревянной скульптуры, позже вошедшей в мировую историю, как Большой Шигирский идол. Находку совершили на Втором Курьинском прииске графа А.А. Стенбок-Фермора. В тот день вместе с идолом нашли грубо вырезанное весло и три большие ложки. Деревянный идол лежал под толщей торфа глубиной в четыре метра. Стенбок-Фермор подарил идола Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ).

Стоит отметить, что этот идол здесь был не единственным. На Шигирском торфянике найдены по меньшей мере головы еще двух человекоподобных деревянных идолов.

От старости Большой Шигирский идол распался на несколько частей. Первую попытку собрать его из уцелевших кусочков предпринял Д.И. Лобанов. Вышла фигура высотой 2,8 метра. По версии Лобанова идол был с руками и скрещенными ногами.

Однако изучивший идола в 1914 году известный археолог В.Я. Толмачев с Лобановым не согласился. Он произвел свою собственную реконструкцию. В итоге длина идола увеличилась почти в два раза, составив 5,3 метра.

К сожалению, в революционном лихолетье нижняя часть (193 сантиметра!) этой уникальной археологической находки была безвозвратно утрачена. Она осталась лишь на рисунках В.Я. Толмачева.

Любопытно, что современные специалисты во время монтажа истукана заметили ряд несоответствий между зарисовками и реальным орнаментом идола. Так, на рисунке не были отмечены глубокие нарезки на щеках. Уже через неделю тщательного исследования, ученые, к своему удивлению, обнаружили еще один лик — седьмой. Семь фигур на передней части тулова распределены по всей длине снизу вверх, а на оборотной плоскости — только что выявленное седьмое расположено на одном уровне с фигурой лицевой стороны. Все изображения сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными рисунками, выполненными в «скелетном» стиле. Внутри очертания обозначено два коротких отрезка — «пятна», что характерно для древних уральских изображений. Такой прием часто встречается, например, на рисунках писаниц. По мнению ученых, пятна могли обозначать либо внутренние органы существ, либо душу.

Очевидно, что элементы геометрического орнамента идола имели определенный смысл. «Истукан олицетворяет сразу несколько духов, — считает Светлана Савченко, — в нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. Любопытно, что такого рода скульптуры обычно вкапывались в землю. Но Шигирский по всем признакам просто стоял, к чему-то прислоненный, либо был приколочен». Эта деталь до сих пор непонятна исследователям. Кроме того, специалисты затрудняются интерпретировать знаки Шигирского идола. По данным этнографов, прямая линия могла обозначать землю, горизонт, границу между землей и небом, водой и небом, границу между мирами. Волнистая линия или зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Кроме того, зигзаг сигнализировал об опасности. Крест, ромб, квадрат, круг изображали огонь или солнце.

Как же выглядит знаменитый Шигирский идол? Все туловище уникального экспоната покрыто резным геометрическим орнаментом. Также на широких плоскостях вырезаны лица: три на лицевой стороне и три на обратной. Венчает идол, как несложно догадаться, объемное изображение головы. Оно также двухстороннее.

Изначально возраст идола не был точно определен, исследователи относили его к разным эпохам – неолит (6-5 тысячелетие до нашей эры), бронзовый (2 тысячелетие до нашей эры) и даже железный век (1 тысячелетие до нашей эры). И только в 1997 году перед самой консервацией идола (по причине его разрушения) был сделан радиоуглеродный анализ внутренних слоев древесины. Дата, которую определили ученые - эпоха мезолита.

Результаты превзошли даже все самые смелые предположения! В это трудно поверить, но этому деревянному идолу 9,5 тысячелетий! Он гораздо старше знаменитых египетских пирамид. Состоялась самая настоящая научная сенсация.

Один из исследователей, старший научный сотрудник, изучавший идола, писал – «Это необыкновенная скульптура. Чего-то подобного нет нигде в мире. Шигирский идол – одновременно и сложный и живой. А орнамент, которым он покрыт, – это не что иное, как зашифрованная информация. С помощью таких рисунков древние люди передавали свои знания. Расшифровать их непросто. Идол был датирован эпохой мезолита: примерно 8680 лет тому назад. На сегодняшний момент это самая древняя деревянная скульптура в мире. Несколько лет назад специалистами Российской академии наук был проведен радиоуглеродный анализ, и выяснилось, что возраст находки составляет ни много – ни мало 9,5 тысяч лет! И выходит, что уральский идол не только старше египетских пирамид, но и цивилизаций майя и ацтеков». Именно благодаря торфу – природному консерванту, Шигирский идол и смог так хорошо сохраниться.

Как считают ученые, изображения на поверхности идола раскрывают все мировоззрение наших далеких предков. Исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подземным) миром. Здесь угадываются фигуры, означающие мужское и женское начало, животный и растительный мир. Не все изображения удалось хоть как-то трактовать, объяснить. Шигирский идол до сих пор хранит множество загадок.

Шигирский идол наглядно свидетельствует о сложном мировоззрении и богатом духовном мире древних уральцев.

При этом в советские времена Шигирский идол никогда не показывали на выставках. Он хранился в запасниках. Лишь летом 2003 года (спустя более века после находки) Большой Шигирский идол был выставлен для осмотра всем желающим. В Свердловской областном краеведческом музее открыли специальный зал «Шигирская кладовая». Помимо идола в нем представлены архивные фотографии с раскопок, многочисленные находки, совершенные на Шигирском торфянике. Всего в двух небольших залах разместилось около шестисот уникальных предметов.

Для сохранности же самого уникального экспоната, не имеющего аналогов в мире, Шигирского идола — была создана специальная витрина, в которой поддерживаются оптимальные для сохранности идола условия. В ней всегда постоянная температура — 16 градусов. Для минимизации силы тяжести, чтобы избежать разрушения и деформации древности, фрагменты идола прикрепили к витрине тонкими металлическими скобами так, чтобы давление на части идола было минимально. Также ученые разработали специальную подцветку, подчеркивающую все детали Шигирского идола.

Лунная версия

«Среди изображений Большого Шигирского идола выделяются семь отдельных персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и шесть фигур, расположенных на плоскостях тулова, — рассказывает Савченко, — эти персонажи не поддаются однозначной трактовке. Если это изображения духов, населявших, по представлениям древнего человека, окружающий его мир, то вертикальная «поэтажная» постановка фигур, вероятно, говорит об иерархии представленных образов. Размещение изображений на передней и задней плоскостях идола, возможно, указывает на их принадлежность к разным мирам». А то, что всего образов — семь, натолкнуло ученых на мысль: орнамент Шигирского идола, возможно, не что иное, как лунный календарь. Цифра семь считается одной из самых таинственных. Древние шумеры придавали ей громадное значение. Не секрет, что каждая из четырех фаз луны делится на семь дней, и именно лунные циклы легли в основу древнешумерского календаря. Очень похоже, что шигирское божество с семью найденными образами в первую очередь олицетворяло Луну.

Правда, тут есть нюанс: древние люди часто отождествляли с Луной женские божества. А принадлежность уральского истукана к слабому полу до сих пор не доказана. Хотя в этот исторический период люди молились в основном женским божествам. Например, в Египте — Исиде, которая впоследствии стала одной из наиболее значимых и почитаемых богинь в Средиземноморье. Этой богине пришлось воссоздать тело своего мужа Осириса, который был жестоко убит, а его тело расчленено на 14 частей. Исида путешествовала по всему миру, чтобы найти останки своего мужа. В этой истории содержится аналогия с постепенным увеличением размера Луны за 14 дней от новолуния до полнолуния. Одним словом, чтобы подтвердить лунную или календарную версию, необходимо точно установить, какого рода уральский идол — женского или мужского.

Мара Шигирская

Впрочем, существуют и другие версии. Любопытное исследование Шигирского идола провел доктор философских наук, профессор Валерий Чудинов. Изучив орнамент, он сделал вывод, что это Богиня Мара. Идолопоклонство было особенно характерно для Урала — об этом свидетельствуют многочисленные этнографические материалы. «Боги живут в волокнах лиственницы, — передавали из уст в уста жители Урала, — и являются хранителями человеческих душ». Надо покормить своих предков — к идолу несут съестные припасы, надо сделать подарок — кладут у его подножия самое ценное украшение или наконечник стрелы. Так с кем же отождествляли предки шигирского истукана?

«При беглом осмотре лица скульптуры в глаза бросалась большая буква Р, отчего первой мыслью было чтение надписи как «род», причем такой знак можно было увидеть в нескольких местах, — рассказывает Чудинов. — Однако у бога Рода обычно смоделированы усы и клиновидная бородка, чего мы в данном случае не наблюдаем. Иными словами, никаких следов растительности на лице не видно, что заставляет предположить, что перед нами не мужское, а женское лицо, то есть вместо бога изображена богиня. При этом выражение лица — скорбное. Тогда у меня родилось предположение, что это не кто иной, как богиня болезней и смерти Мара. Однако, разумеется, данное предположение следует проверить чтением надписей».

Ученый увеличил зарисованное Толмачевым изображение идола. И действительно, на компьютерном мониторе помимо буквы «Р» отчетливо проступили слова!

«Слово «Мара» можно прочитать сразу в нескольких местах, — продолжает профессор, — любопытно, что самая интересная надпись находится на фронтальном изображении, на левой щеке уральского божка. Там можно прочитать слова «бог загробного народа». Хотя данная надпись вполне понятна, она пока не была ни разу встречена на ликах Мары. По сути дела, она характеризует еще неизвестную функцию богини Мары — функцию охраны «загробного народа». По мнению Чудинова, деревянная скульптура стояла на болоте, и ее должны были видеть издалека. Болото, которое позже стало торфяником, в таком случае понималось как царство мертвых.

Помимо имени божества профессор нашел на теле истукана и другие слова. «Слева под глазом читается слово «рая». То есть Мара являлась богиней рая. Слово «бог» читается справа как изображение глаза. Самая интересная надпись находится слева внизу, как бы очерчивая нижнюю челюсть: «тонкие миры Мары». Трудно себе представить, что выражение экстрасенсов было известно еще в античности и могло быть написано на лике Мары. На другом фрагменте ученый прочитал слова: «У Маре таятся несметная воинов рати». Что касается содержания данного отрывка, то он подается как некая реклама загробного мира: там никто не может обидеть, поскольку в раю находятся несметные рати павших воинов.

По мнению Чудинова, статуэтка — это центральная фигура славянского святилища богини Мары. Здесь совершали похоронные обряды и приносили жертвы богам потусторонних миров, чтобы взамен получить благосклонное отношение для умершего в загробной жизни. К тому же суть задабривания Мары состояла в том, чтобы не болеть и оттянуть на возможно больший срок «визит к Маре», то есть срок своей смерти.

Судя по всему, без малого девять тысяч лет назад на уральской земле жили люди с довольно высоким уровнем культуры, владевшие инструментами и технологиями обработки природных материалов и к тому же применявшие астрологические знания на практике. Сколь сверхрациональным ни считало бы себя наше научное сообщество, на свете есть огромное количество людей, которые верят в существование вещей, необъяснимых с точки зрения опыта. Поэтому, кто знает, может быть, Шигирский идол в будущем сделает переворот в вопросах естествознания?

А вот новости прошлого года :

Шигирский Идол — древнейшая деревянная скульптура в мире, хранящаяся в Свердловском краеведческом музее, была изготовлена каменным теслом. Это первые выводы российско-германской делегации, которая впервые за 11 лет вскрыла саркофаг с идолом, сообщила ИТАР-ТАСС хранитель «Шигирской кладовой» Светлана Савченко.

«После предварительного осмотра некоторых фрагментов фигуры было установлено, что часть идола сделана каменным теслом с отшлифованным лезвием, потому что срезы, с одной стороны, достаточно гладкие, а с другой — короткие, — уточнила Савченко. — Металлический инструмент позволил бы сделать более длинные срезы, но в Каменном веке металлов люди еще не знали. Мы будем заниматься этим и в дальнейшем, подробно смотреть образцы под микроскопом».

Главная задача делегации ученых из Германского археологического института (Берлин), Департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии (Ганновер) и московск

www.rutraditions.ru

Российский идол - древнейший в мире

Российский идол - древнейший в мире

Это самая древняя деревянная скульптура в мире. В 1997 году в петербургском Институте истории материальной культуры и московском Геологическом институте РАН был произведен радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоев древесины. Результаты этой и предыдущей экспертиз совпали: идол был изготовлен 9,5 тыс. лет назад, в эпоху мезолита, то есть он гораздо старше египетских пирамид.

Однако и это оказалось не совсем точным...

Недавно международная группа исследователей при участии российских ученых провела радиоуглеродный анализ Большого Шигирского идола, который в настоящее время хранится в Свердловском краеведческом музее Екатеринбурга. Он был обнаружен еще во второй половине XIX века в ходе добычи золота на Шигирском торфянике, на восточном склоне Среднего Урала. Тогда вместе с богатым месторождением рассыпного золота рабочие отыскали множество необычных предметов из рога, кости, глины и даже дерево.

Российский идол - древнейший в мире

Торфяник послужил природным «сейфом» и отлично сохранил изделия из органики, которые в противном случае давно разложились бы со временем. Сам идол был найден в 1890 году на глубине четырех метров. Местами древесина подгнила, а потому крупную деревянную скульптуру пришлось извлекать из торфа по частям, а после сотрудники музея буквально собирали идола заново. В результате, после нескольких реконструкций получилась фигура высотой 5,3 метра с головой, туловищем в виде доски и объемным резным основанием, вытесанным в форме конуса. К сожалению, в настоящее время нижняя часть туловища утеряна, и рост фигуры составляет 3,4 метра.

Современная радиоуглеродная датировка показала, что реальный возраст находки феноменален — 11 600 лет, середина каменного века. Это самая старая из всех крупных скульптур, известных людям: фактически, он был изготовлен за тысячи лет до того, как пресноводное озеро (на месте которой сейчас располагается Черное море) соединилось с Атлантическим океаном и стало соленым. В процессе исследования 2003 и 2014 годов на идоле обнаружилось семь различных личин: пять ликов были описаны сразу после открытия, а шестой и седьмой долгое время «прятались» в складках старой древесины. Анималистические мотивы и общая композиция указывают на то, что религиозные представления были широко развиты у людей еще до перехода к земледелию и скотоводству.

источники https://www.popmech.ru/science/news-421632-rossiyskiy-idol-okazalsya-drevneyshim-izvayaniem-v-mire/

medveziyugol.ru

Самый древний идол

К западу от уральского городка Невьянска, былой вотчины негоциантов Демидовых, тянется широкий Шигирский торфяник - болотистая луговина, в центре которой находится Шигирское озеро, равномерно зарастающее осокой. Со стародавних времён лежала эта местность нетронутой, пока в XIX веке на Урале не были открыты золотые россыпи.

В местных краях началась «золотая лихорадка». Появились старатели и на Шигирском торфянике. Драгоценный металл находили здесь под толщей торфа на глубинах до 8 м, потому выработки вели в открытых разрезах. Практически сразу золотодобытчики начали отыскивать в торфе отлично сохранившиеся предметы из дерева, камня, глины, рогов и костей животных. Это были разные фигуры, предметы утвари, кинжалы, наконечники стрел, рыболовная снасть и т. д. На неких из их был нанесён непростой орнамент. Находки подобного рода исчислялись тыщами.

Уже тогда археологи заговорили о том, что в отдалёкой древности на месте Шигирского торфяника тянулась цепочка озёр, на берегах которых жили люди, создавшие уникальную культуру. Находки, меж тем, длилось, и самая умопомрачительная из их была изготовлена 24 января 1890 года на 2-м Курьинском прииске. С 4-метровой глубины рабочие извлекли на поверхность части фигуры, высеченной когда-то из цельной лиственницы. Когда дерево очистили особыми скребками от столетний грязищи, то взглядам учёных предстали людские лица, либо личины, в обрамлении причудливого орнамента. Находку окрестили Огромным Шигирским кумиром.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ТОЛМАЧЁВА

Предпринималось несколько попыток сложить куски истукана в единое целое, вернуть его начальный вид. Более успешной и самой известной считают реконструкцию, выполненную уральским археологом В. Я. Толмачёвым в 1914 году. Сложив разрозненные части древесной статуи по собственной схеме, учёный обусловил её общую высоту - 5,3 м.

У кумира имелись объёмная голова с обоесторонним изображением и длинноватое туловище, либо тулово, в виде доски. На широких плоскостях этой доски старыми мастерами были вырезаны лики, расположенные по вертикали.

Толмачёв обрисовал 5 плоских ликов - три с лицевой стороны доски и два с оборотной. Любая личина совместно с орнаментом создавала отдельную фигуру, и они все отличались индивидуальностью. Часть изображений была выполнена в так именуемом «скелетном» стиле. Снутри очертаний различались два маленьких отрезка - «пятна», соответствующих для старых уральских изображений. Такие «пятна» могут символизировать душу или, беря во внимание их левостороннее размещение, сердечко. Не считая того, доску со всех четырёх сторон, в том числе, и с боков, покрывали резные орнаменты и знаки-символы.

Нижний конец статуи представлял собой затёсанное на конус бревно с выемкой в основании, что, вероятнее всего, предполагало ноги. По всем признакам, кумир не был вкопан в землю, а стоял на виду полностью, прикреплённый, видимо, к некоему ритуальному столбу.

Награда Толмачёва ещё и в том, что он сделал подробные зарисовки Огромного кумира. Это вправду большая фортуна, ибо позже одна из вставок неоценимой реликвии длиной 1,93 м безо всяких следов пропала. До сего времени непонятно в точности, когда конкретно случилась утрата. По одной версии, ещё в годы Штатской войны, по другой, - в период Величавой Российскей, когда музею пришлось очень потесниться, чтоб принять на временное хранение сокровища Эрмитажа.

Так либо по другому, но к истинному времени сохранилась только верхняя половина тулова с головой, также нижняя часть, затёсанная на конус. Их общая высота составляет около 3,5 м.

Единственным же источником, позволяющим судить, как о пропавшей части, так и о скульптуре в её первозданном виде, является набросок Толмачёва. Нужно отметить, что профессиональный уральский археолог собирался более детально изучить таинственную реликвию, но выполнить загаданое ему не довелось.

В годы Штатской войны Толмачёв, имея статус офицера королевской армии, вынужденно оказался в восточных регионах страны, откуда эмигрировал поначалу в Харбин, потом в Шанхай. В Китае, невзирая на трудности быта, ему удалось продолжить занятия археологией и даже участвовать в раскопках. В 1942 году учёный совместно с супругой достигнул русского гражданства, но погиб по дороге на родину, в Китае.

Прямо до 1997 года Большой кумир хранился в запасниках музея, вызывая энтузиазм, приемущественно, учёных мужей, которые спорили о его загадках, в том числе, о вероятной датировке. А потом возраст истукана решили найти при помощи способа радиоуглеродного анализа, очень и очень четкого. Опыт проводили сотрудники Геологического института Русской Академии в Москве, также Института истории вещественной культуры РАН в Санкт-Петербурге. Итог принёс мировую сенсацию!

Возраст Огромного Шигирского кумира составил 8680 лет (погрешность - 140 лет)! Древесная статуя оказалась древнее египетских пирамид, каменных зданий майя и ацтеков!

СЕДЬМАЯ ЛИЧИНА

Каким же образом дерево, пускай и очень крепкое, пережило тысячелетия? Секрет в торфе, который является безупречным консервантом. Нечего и гласить, как резко возрос после чего энтузиазм к старому артефакту со стороны научного общества!

А в своём музее Большой кумир здесь же стал экспонатом номер один. Для его хранения на оборонном заводе заказали особенный стеклянный саркофаг. После размещения кумира в витрине из неё откачали воздух и заполнили её инертным газом. Саркофаг со специальной подсветкой установили в отдельном зале, разместив тут же ещё около 600 экспонатов, составивших экспозицию «Шигирская кладовая».

В тот же период, в августе 2003 года, учёные нашли посреди узоров кумира ещё одну личину, которая отсутствовала на рисунках Толмачёва. Она находилась на обратной стороне сохранившейся части доски и была чуть намечена. При всем этом заместо носа у неё был сучок, что присваивало ей сходство со зверьком. Сучок-то Толмачёв прорисовал, а вот самой личины не увидел. Таким макаром, сначало кумир имел изображения 7 личин: объёмная голова, венчавшая его, и 6 плоских персонажей, по три с каждой стороны доски. Цифра же семь имела у старых сакральное значение, числилась одной из самых загадочных.

Уже в те времена люди знали, что любая из четырёх фаз Луны делится на семь дней. Разумно представить, молвят некие исследователи, что Шигирское божество, с его семью личинами, олицетворяет Луну, и что орнамент, покрывающий тулово, является ни чем другим, как древним лунным календарём.

ЗАГАДКИ ОРНАМЕНТА

По другой версии, в элементах геометрического орнамента кумира закодировано миропонимание наших отдалёких протцов. Древнейшие уральцы верили, что боги живут в волокнах лиственницы и являются хранителями человечьих душ. Лики на различных сторонах доски олицетворяют духов, принадлежавших к различным мирам: к Верхнему и Нижнему миру, к миру живых и к миру мёртвых, к мужскому и женскому началу. При всем этом «поэтажная» постановка фигур подчёркивает иерархию представленных образов.

Глубочайший смысл заложен в каждой детали орнамента. Так, ровная линия могла означать землю, горизонт, границу меж землёй и небом, меж водой и небом, вообщем границу меж разными мирами. Волнистая линия либо зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Не считая того, зигзаг являлся сигналом угрозы. Квадрат, круг, крест, ромб изображали огнь либо солнце.

Необычную догадку предложил доктор философских наук доктор В. Чудинов. Он провёл опыт, увеличив на компьютере изображение кумира, зарисованное Толмачёвым. При всем этом снутри узоров проступили буковкы и целые надписи!

Возраст Огромного Шигирского кумира составил 8680 лет

Интересные материалы:

Боудикка: восставшая против Рима Дипломатия взрывов

nlo-mir.ru


Смотрите также