Кошки в древнем египте. Кошки в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кошки в Древнем Египте. Кошки в древнем египте


Кошки в Древнем Египте

Кошки в Древнем ЕгиптеКошки были в большом почете у древних египтян. Существовал своеобразный культ этих животных в Древнем Египте. Древние египтяне оставили после себя огромное наследие, многочисленные останки этой цивилизации помогают нам узнать множество интересных фактов их жизни и культуры.

Египетские пирамиды и мумии всегда были объектами пристального внимания, но существуют и другие интересные особенности жизни этого народа. Одним из таких аспектов является особое отношение в Древнем Египте к кошкам. Они не только вписались в быт древних египтян, но также занимали важное место в религиозной сфере.

Кошки в Древнем Египте

Кошки в Древнем Египте назывались «Мау». Первоначально этих животных использовали в качестве защитников от змей и грызунов, которые уничтожали зерно. Благодаря этому, кошек стали рассматривать как защитников от зла. Несколько археологических находок указывают на раннее одомашнивание кошек в этой древней стране. Кроме того, различные сравнения ДНК также показывают, что многие виды современных кошек произошли именно от египетских предков.

Домашние Кошки

В отсутствие убедительных доказательств достаточно трудно оценить точно, когда кошки стали домашними. Эта тенденция среди древних египтян, возможно, началась, когда они раскрыли весь потенциал этих животных для защиты продовольствия.

Древние египтяне восхищались кошками за их дружелюбный, игривый нрав и интеллектуальные способности и красоту. Но они почитали их и за отрешенность и таинственность. Существует достаточно много исторических и археологических свидетельств, показывающих, что кошка была действительно, неотъемлемой частью стандартной древней египетской семьи. В могилах находили изображения бытовых сцен с кошками: игры, кормления или отдых. Древнегреческий историк Геродот, побывавший в Древнем Египте, упоминал в одной из своих работ, что в этой стране кошка считалась другом и членом семьи. Даже когда кошка умирала, в ее честь проводились сложные погребальные ритуалы, и вся семья пребывала в глубоком трауре.

Один из самых очевидных свидетельств, показывающих, что кошки были действительно домашними животными в Древнем Египте, является уникальное древнее египетское кладбище, где в 1888 году египетский фермер наткнулся на тысячи кошачьих мумий, захороненных под песками пустыни.

Божественная природа кошачьих

Египтяне поклонялись огромному пантеону богов и богинь, с включением различных священных животных. Кошки относились, конечно же, к одному из самых главных культов. Богиня-кошка Сехмет («Могучая») была покровительницей фараонов в боевых действиях. Она также защищала людей от ядовитых животных, таких, как змеи и скорпионы. Богиня радости и веселья Баст (Бастет) также изображалась в виде молодой женщины с головой кошки.

Культ кошки

Культ кошки, как известно, возник в Египте с 16 века до нашей эры. Однако кульминацией культа стал 8 век до н.э., когда править стал Шешонк, основатель двадцать второй династии Бубастидов. Их главный город Бубастис на востоке нильской дельты был крупным центром поклонения богине-кошке Баст. Согласно Геродоту, популяция кошек в храмах города была настолько велика, что для контроля численности кошки регулярно приносились в жертву богине. Их трупы мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвии. Кошка, как божество, затем стала ассоциироваться с плодородием и материнством наряду с ее ролью защитницы от зла.

Медленно и неуклонно культ кошки распространялся далеко за пределы Бубастиса. Кошки стали мотивами для различных изделий, таких как: ювелирные украшения, одежда, зеркало, ручки и др. Деревянные, бронзовые статуэтки кошек делались для погребальных церемоний и для декоративных целей. Эти фигурки ставили в домах, для того, чтобы отогнать злых духов. Мумифицированных кошек в изобилии находили в захоронениях знати и королевской семьи. Это показывает, насколько важна была кошка для древних египтян.

Древний египетский закон запрещал убийство кошки, за исключением, конечно, жертвенных целей. Наказанием за убийство или нанесение вреда (случайного в том числе) даже бродячим кошкам в Египте была смерть. Даже экспорт кошек была запрещен законом в Древнем Египте, но, несмотря на запрет, они часто тайно вывозились финикийскими торговцами для продажи в странах Средиземноморья. Однако египетские фараоны отправляли солдат, чтобы отбивать своих кошек.

В 390 году н.э. кошка как объект поклонения в Египте была официально запрещена в Римской империи. Из-за этого культ кошки начал исчезать, а их популярность постепенно снизилась в значительной степени. Но хотя им не поклоняются так, как раньше, кошки по-прежнему любимы во всем мире, и используются в качестве домашних питомцев и для охоты за грызунами.

Автор: Наталина Веткун, www.vash-tourism.ru

www.vash-tourism.ru

Кошки в Древнем Египте

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу».

Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона — V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов. Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет. Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле.... И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски „мау“, что значит зрячий, от глагола мау — видеть.... Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.

В 525 году до н.э. египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Персидский царь Камбис II использовал коварный военный прием: он велел отловить кошек и привязать их к щитам своих солдат. Камбис выступил с этим живым «божественным» оружием против пришедших в ужас египтян. Фараон Псамметих III тотчас капитулировал, и персы без потерь вступили в Пелузиум.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина. Ее вывоз из страны был категорически запрещен.

adm.ru

Кошки в Древнем Египте - это... Что такое Кошки в Древнем Египте?

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия.

Египетские кошки

Сервал

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошерстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Крупнее, намного чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом доместикации дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

Видимо, каждый храм, в котором имелись свои кошки, был очень важным — к ним был приставлен собственный «страж кошек» (важный пост, передаваемый по наследству). Кошки, как и другие священные животные, обладали особым статусом в египетском обществе. Таким образом, было запрещено убивать или даже причинять малейший вред кошкам, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание, конечно, было сопоставимо значимости кошки). Диодор Сицилийский (греческий историк) описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[2]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которые содержались преимущественно в роскоши. Традиция требовала, чтобы их хозяева сбривали себе брови в дань уважения, когда кошки уходили в последний путь. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации (как человека, так и кошки). Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[3].

Бубаст и культ кошек

Ра в образе кота, убивающего змея Апопа

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

См. также

Примечания

  1. ↑ Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
  2. ↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
  3. ↑ Геродот, История, книга II, XLVI

Ссылки

biograf.academic.ru

Кошки в Древнем Египте - это... Что такое Кошки в Древнем Египте?

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия.

Египетские кошки

Сервал

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошерстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Крупнее, намного чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом доместикации дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

Видимо, каждый храм, в котором имелись свои кошки, был очень важным — к ним был приставлен собственный «страж кошек» (важный пост, передаваемый по наследству). Кошки, как и другие священные животные, обладали особым статусом в египетском обществе. Таким образом, было запрещено убивать или даже причинять малейший вред кошкам, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание, конечно, было сопоставимо значимости кошки). Диодор Сицилийский (греческий историк) описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[2]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которые содержались преимущественно в роскоши. Традиция требовала, чтобы их хозяева сбривали себе брови в дань уважения, когда кошки уходили в последний путь. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации (как человека, так и кошки). Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[3].

Бубаст и культ кошек

Ра в образе кота, убивающего змея Апопа

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

См. также

Примечания

  1. ↑ Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
  2. ↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
  3. ↑ Геродот, История, книга II, XLVI

Ссылки

dik.academic.ru

Кошки в Древнем Египте - это... Что такое Кошки в Древнем Египте?

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия.

Египетские кошки

Сервал

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошерстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Крупнее, намного чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом доместикации дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

Видимо, каждый храм, в котором имелись свои кошки, был очень важным — к ним был приставлен собственный «страж кошек» (важный пост, передаваемый по наследству). Кошки, как и другие священные животные, обладали особым статусом в египетском обществе. Таким образом, было запрещено убивать или даже причинять малейший вред кошкам, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание, конечно, было сопоставимо значимости кошки). Диодор Сицилийский (греческий историк) описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[2]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которые содержались преимущественно в роскоши. Традиция требовала, чтобы их хозяева сбривали себе брови в дань уважения, когда кошки уходили в последний путь. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации (как человека, так и кошки). Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[3].

Бубаст и культ кошек

Ра в образе кота, убивающего змея Апопа

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

См. также

Примечания

  1. ↑ Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
  2. ↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
  3. ↑ Геродот, История, книга II, XLVI

Ссылки

ushakov.academic.ru

Кошки в Древнем Египте - это... Что такое Кошки в Древнем Египте?

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия.

Египетские кошки

Сервал

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошерстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Крупнее, намного чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом доместикации дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

Видимо, каждый храм, в котором имелись свои кошки, был очень важным — к ним был приставлен собственный «страж кошек» (важный пост, передаваемый по наследству). Кошки, как и другие священные животные, обладали особым статусом в египетском обществе. Таким образом, было запрещено убивать или даже причинять малейший вред кошкам, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание, конечно, было сопоставимо значимости кошки). Диодор Сицилийский (греческий историк) описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[2]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которые содержались преимущественно в роскоши. Традиция требовала, чтобы их хозяева сбривали себе брови в дань уважения, когда кошки уходили в последний путь. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации (как человека, так и кошки). Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[3].

Бубаст и культ кошек

Ра в образе кота, убивающего змея Апопа

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис (Тель-Баста по-арабски), главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

См. также

Примечания

  1. ↑ Wörterbuch der Ägytischen Sprache — Tome 2, 42.1-3.
  2. ↑ Диодор. Историческая библиотека, книга I, 83
  3. ↑ Геродот, История, книга II, XLVI

Ссылки

veter.academic.ru

Кошки в Древнем Египте

 

 Жители Древнего Египта считали, что вселенная создана пантеоном богов – всевластных и непримиримо жестоких к непослушанию. Животные и растения – множественные воплощения высших сил, их плоть и даже части их тел. Животные, считавшиеся священными, «настроены» на определенный канал, через который они могли общаться с богами, а те в свою очередь, могли через них взирать на человечество. Бог Ра и богиня Бастет смотрели на мир кошачьими глазами, и именно через кошек можно было обратиться с молитвой к создателям и охранителям всего сущего.

 

 Но не только кошка священное животное Египта. Помимо грациозных охотниц, египтяне считали священным черного быка, сокола, крокодила, шакала, ибиса, барана и некоторых других зверей и птиц. Однако кошке повезло быть приближенной к Бастет и Ра, а потому этим животным оказывались особые почести. А как иначе? Ведь Ра – верховный бог, а Бастет – богиня плодородия и защитница семейного начала. 

 

Верховное божество

 

 В 17 главе книги мертвых сказано: «Я Атум, единый, существующий. Я – бог солнца Ра в его первом восходе. Я – великий бог, создавший себя сам…». Атум когда-то был богом богов, создав из своего тела великую девятку божеств, правящую миром. В числе девяти глав пантеона был и бог Египта Ра, впоследствии сместивший «родителя» с небесного трона. Ра стал верховным божеством, в его историю люди вплели многие события из легенд об Атуме, позабытом во времена Древнего Царства (3200гг-2060гг до нашей эры). Например, бог солнца Ра, подобно Атуму, создал из собственного тела девять верховных богов. 

 

 

 Кошки в истории Египта часто отождествлялись с Ра. Вероятно, такой чести усатые жители древнейшего государства были удостоены благодаря строению глаз. Согласно книге мертвых, бог Ра изменял глаза в зависимости от времени суток (око Ра – солнце или луна). Кошки тоже проделывают этот «фокус» – при ярком свете зрачки сужаются, превращаясь в почти невидимые щелочки. Считалось, что днем кошка впитывает солнечный свет глазами, а ночью, даря благосклонность Ра людям, отдает солнечный свет – очевидно, речь идет о ночном мерцании кошачьих глаз. Кошки считались посланниками Ра еще и потому, что эти животные ненавидят змей, уничтожая любую, поселившуюся на их территории. Согласно мифологии, Ра еженощно спускается в подземное царство, где убивает своего заклятого врага змея Апопа, а затем вновь возвращается в воды небесного Нила (т.е. наступает утро). Священным животным, связанным с Ра, является и жук скарабей, который читается на груди или на лбу кошки окраса табби (а именно полосатые и пятнистые кошки жили в Древнем Египте, унаследовав этот окрас от диких предков). Иногда бог Египта Ра, убивая Апопа, действует в образе огромного рыжего кота (животное, ненавидящее змей плюс рыжий цвет – цвет солнца). 

 

 Примерно в 2060 гг. до нашей эры (Новое Царство) фараон Ментухотеп, правящий Верхним Египтом, добивается объединения страны, подчинив себе Египет Нижний. Образуется единая религия, и в результате слияний двух культур «рождается» Амон Ра бог солнца египтян. Он соединил в себе двух богов – вышеописанного Ра и Амона, который был главным богом Верхнего Царства. Дабы объединить народ, жрецы наделили новое верховное божество общими чертами Амона и Ра. На начальном этапе Амон Ра бог солнца еще изображался в образе кота и считался покровителем этих животных, однако со временем Амон «взял верх»: Амон-Ра изображали в образе человека в золотой короне или с бараньей головой. 

 

Культ Баст 

 

 Баст или Бастет – самая известная богиня кошка в Египте. До одомашнивания этих животных ее изображали в образе львицы или женщины с львиной головой. Приручив кошку, древние египтяне изменили образ Баст – богиня стала кошкой или прекрасной женщиной с головой кошки, превращающейся в кровожадную львицу, если человечество разгневает ее. Баст – олицетворение жизни, веселья, домашнего очага, плодородия женщин и земли. А что означает кошка в Египте? То же, чем она является для современного человека: ласковый грациозный хищник, с удовольствием включается в игру, часто и легко плодится, если разозлить – превращается в настоящую бестию, жестокую и бесстрашную. Даже в наше время историки находят удивительным сходство характерных образов богини и кошки, ведь пушистая недотрога пришла в дома египтян гораздо позже, чем в их душах нашлось место для Баст. Множество археологических находок – фигурки кошек, изображения на посуде, украшения, – олицетворяют именно Баст. Крупнейшее захоронение кошачьих мумий найдено в Бубастисе. 

 

 

 Один из экспонатов Британского музея – бронзовая статуэтка кошки из Египта (VII век до нашей эры). В образе кошки изображена Бастет – привычное кольцо в носу, серьга, скарабей на лбу. Удивительно, насколько совершенна работа древних мастеров! 

 

 

Поклонение четвероногому воплощению богов

 

 Хитрые кошки жили весьма вольготно: ходили и спали, где вздумается, пользовались почетом жителей, со временем абсолютно потеряли страх перед человеком. Ограничивали передвижения только храмовых животных. Но для этих кошек создавались такие условия, что бежать куда-либо не было смысла: регулярный груминг, личные лекари. Храмовые кошки питались нежной рыбой без чешуи, которую выращивали специально для этой цели. Существовала даже почетная должность, передаваемая по наследству. В обязанности смотрителя входил не только уход за священными животными, но и создание приятной атмосферы – организация пространства, музыкального сопровождения, развлечений и т.п. Жрецы наблюдали за поведением кошек, пытаясь разгадать, что боги ходят поведать человечеству. 

 

 

 Домашние кошки считались хранительницами семейного благополучия. Кошка была в каждом доме, владельцы которого могли позволить себе содержание столь важной особы. Когда питомица умирала, семья выдерживала семидесятидневный траур: брили брови, ежедневно читали молитвы, ели только скромную пищу. Кошек мумифицировали и хоронили в гробах, украшенных в соответствии с достатком хозяина. Гробы изготавливали из дерева, различных металлов, золота и серебра, украшали рисунками, резьбой и драгоценными камнями. Внутрь, помимо самой кошки, укладывали мумии грызунов, игрушки, сушеную рыбу. 

 

 Бедняки довольствовались фигурками и изображениями кошки. Хозяин оберегал кошку от всяческих бед, следил за ее здоровьем и душевным состоянием. Если случался пожар, первым делом спасали кошку, а уже потом пытались вынести нехитрый скарб. Когда кошка заболевала, глава семьи шел в храм, чтобы принести жертву богам – львиную долю запасов или домашнюю скотину. Жрецы забирали дар, а взамен читали молитву, прося у бога исцелить священное животное. Убийство кошки каралось смертной казнью или огромным штрафом. Наказание определялось, исходя из статуса кошки – чем богаче ее владельцы, тем суровей кара. В своих летописях Диодор Сицилийский описывает случай самосуда над римлянином, случайно задавившим кошку. Дипломатично настроенный фараон Птолемей VII запретил своим подданным вершить казнь, однако жители ослушались его. Разъяренную толпу не смогли остановить даже солдаты, посланные Птолемеем для защиты несчастного римлянина. 

 

 Нетрудно представить, что означает кошка в Египте, устроившаяся посреди дороги. Геродотом описан случай, когда бесконечная процессия, продвигаясь к святилищу для воздаяния почестей, в течение четырех часов огибала усатую соню, отдыхающую на подходе к храму. Мурка, живущая в наше время, удрала бы мгновенно, едва заметив такое количество идущих на нее людей! Но священная кошка, привыкшая к подобострастному отношению, даже не поменяла позы. 

 

e-zoo.org