Христианизация Руси - - Религиоведение. Энциклопедический словарь. Христианизация древней руси кратко
Принятие христианства на Руси: кратко
Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации. Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации. Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.
Предпосылки принятия Христианства
Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.
Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.
В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.
В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.
В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.
Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.
Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.
Как это было
Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».
К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».
28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.
И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.
Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.
Расцвет культуры и письменности
Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.
На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.
Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.
Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.
Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.
Заключение
Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.
ege59.ru
Принятие христианства на Руси и её значение
Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.
Принятие христианства на Руси:
988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.
991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.
Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.
Значение принятие на Руси христианства:
Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.
Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).
Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.
Крещение Руси и её расцвет:
При князе Владимире Святославиче, правившем между 978г. и 1015г., официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.
В городах, наиболее значительными из которых наряду с Киевом были Новгород, Чернигов, Переяславль, Рязань, Владимир-Волынский, Галич, Полоцк, Суздаль, Ростов, Смоленск, Изборск, Тмуторокань, Белоозеро и Плесков (Псков), развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности «Повесть временных лет», (Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.
После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015г. убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании. Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на Русь прекращаются.
histerl.ru
5. Принятие христианства и его значение в истории Руси.
В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни – центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
6. Культура Киевской Руси IX-XII вв.
Принятие Русью христианства является важнейшим событием культурной жизни того периода. Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса и была элитарной. Ведущую роль в литературном процессе играла церковь, поэтому наряду со светской большое развитие получила церковная литература. Материалом для письма служили пергамент, телячья кожа особой выделки, береста. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI вв. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Древнерусская книга - это объемная рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тесненной кожей.[4]
В основе литературного языка – живой разговорный язык Древней Руси, вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, язык старославянский или церковнославянский. На его основе развивалась на Руси церковная письменность, и велось богослужение.
Одним из древнейших памятников древнерусской литературы является знаменитое «Слово о Законе и Благодати» (1037-1050 гг.) княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита Иллариона..
В конце 12 в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве»
Правовым кодексом Руси была «Русская правда», которая содержит в себе, прежде всего, нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства и является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями.
Строительство и архитектура.
С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий и монастырей. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились.
В конце 10 в. на Руси началось каменное строительство. Одним из первых каменных строений Киева была Десятинная церковь Успения Богородицы, возведенная греческими мастерами и разрушенная во время нашествия Батыя в 1240г. Византийский крестово-купольный храм стал в Древней Руси основной архитектурной формой. Археологические раскопки этого древнейшего храма Руси позволили установить. Выдающемся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде.
В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлообработка, ювелирное, бортничество и д.р.
studfiles.net
Русь до принятия христианства
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение ________________________________________________ 4
II. Основная часть ___________________________________________6
1. Русь до принятия христианства _______________________________6
2. Первые христиане на Руси ___________________________________ 8
3. Причины принятия христианства на Руси _____________________9
4. Крещение Руси князем Владимиром__________________________115. Последствия принятия христианства на Руси__________________15
III. Заключение______________________________________________22
Список литературы____________________________________________24
I. ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим внутриполитическим мероприятием Киевского государства было крещение Руси в 988 г., связанное с укреплением единства страны, необходимостью установления прочных связей с внешним миром.
Выражение “крещение Руси” как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы — и население ряда других городов Киевской Руси.
Обращение русских в христианство началось раньше. Сохранились свидетельства о крещении части руссов в 860 г. Русские христиане упоминаются и в договоре Руси с греками 944 г. Христианство приняла княгиня Ольга во время своего визита в Константинополь в 957 г.
Стремясь заменить славянский языческий пантеон авторитетной монотеистической (единобожие) религией, князь Владимир выбирал между четырьмя вероисповеданиями. Вопрос о выборе веры был вопросом о выборе политической и культурной ориентации и шире - самого характера народа и его психологии.
Более тысячи лет прошло с тех пор, как в России утвердилось христианство, на основе которого выросла российская цивилизация.
Тема данного реферата актуальна. В настоящее время в России политиками, СМИ уделяется достаточно пристальное внимание религиозным, межконфессиональным вопросам. Постепенно преодолеваются многовековые религиозные барьеры, межконфессиональные конфликты, наметились устремления к воспитанию подрастающего поколения в духе толерантности.
Цель данной работы – сформировать представление о принятии христианства на Руси и его историческом значении.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику языческой Руси,
-познакомиться с крещением Руси князем Владимиром,
-отметить историческое значение принятия христианства на Руси.
II. Основная часть
Русь до принятия христианства
Долгое время существовало представление о дохристианской Руси, как о периоде отсталом в цивилизационном отношении, и только принятие христианства осветило эту темную культуру и позволило Руси полноправно войти в семью европейских народов. Это скорее соответствует церковному тезису “язычество - тьма, христианство - свет”, но совершенно не соответствует историческим реалиям. В действительности задолго до принятия веры в Иисуса Христа Киевская Русь обладала высокой, самобытной культурой.
Как свидетельствует Повесть временных лет, датой основания Киева и началом отсчета времени Киевской Руси следует считать 862 год, хотя в действительности крупное поселение на месте Киева существовало уже в V веке. Но, тем не менее, в качестве государственного образования Киевская Русь действительно ведет свою историю с IX века, и более ста лет Киев просуществовал как языческая держава. Возникшие города (к концу IX века их было не менее 25), дворы князей разных рангов, а тем более самого киевского великого князя уже достигли уровня культуры, совместимого с западноевропейским. Русская военная знать проложила магистральные пути и на юг в Византию, и на запад в германские земли. Киевская Русь располагалась на так называемом пути “из варяг в греки”.
Язычество являлось государственной религией, что отразилось в создании жреческого сословия: волхвов, чародеев, кощунников, - которые разработали точный календарь и умели неплохо предсказывать погоду. Именно жрецы принимали важное участие в разработке мифологии. Многие дошедшие до нас волшебные сказки, созданы ими. А сказки о Кощее Бессмертном и Анастасии Прекрасной восходят к еще более ранним индоевропейским мифам и близки к древнегреческому мифу об Аиде и Персефоне. Именно в ту эпоху складывается былинный эпос.
Языческая мифология и религиозные обряды, являются важной составляющей представления о духовной жизни наших предков, славянских племен, проживавших на территории нынешней России. У древних славян были сильны остатки анимизма, т.е. вера в духов, и через это одухотворение природы и природных сил. Они поклонялись озерам, рекам, рощам; верили, что леса населены различными существами, отличными от людей. В давние времена сложилась вера в “упырей”, духов Зла, и “берегинь”, духов Добра. Вся природа казалась славянам одухотворенной и живой. Они вступали с ней в общение, хотели участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождали эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.
Позднее праславяне стали поклоняться Роду (его помощниками были Ярило и Купала) и Рожаницам Ладе и Леле, культ которых был напрямую связан с земледелием и всем, от чего зависит плодородие земли. В эпоху формирования государственных образований на землях славян начинает складываться собственно языческий пантеон, куда в разное время входили такие божества, как Сварог (бог неба), он же Стрибог, Велес (покровитель скота и скотоводов, а также богатства, торговли), Перун (бог грома и молний, позднее - покровитель воинов и ратных дел), Даждьбог (бог света), богиня плодородия и покровительница женщин Мокошь и др. “Природность” славянского язычества проявилась особенно в том, что среди жреческих, военных и хозяйственно-природных божеств особенно преобладали последние.
Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы». Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение.
Постепенно отношения с Византией и арабским Востоком оказывали на русских славян образовательное воздействие. «Из Византии заходило к ним христианство. В половине IX века русские, после неудачного похода на Византию, приняли крещение, но вслед за тем язычество опять взяло верх в стране...»[1]
В дальнейшем на Руси стали складываться христианские традиции. К христианству приходит и княжеская власть. Но в среде народа христианство еще довольно долго не получало распространения.
Первые христиане на Руси
Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось уже в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, купцы, торговавшие с христианами-греками. Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину). Неудивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы.
Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х гг., вскоре после похода руссов на Константинополь в 866 году. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. Этот факт не очень популярен в историографии, привыкшей относить христианизацию нашей страны к 988 г. Правда, достоверность самого события не вызывала сомнений и не отрицалась в литературе. Но его значение для развития Руси слишком преуменьшалось и затушевывалось. В советской историографии стала популярной точка зрения, которую можно назвать ”сословной”. Ее смысл заключается в том, что в 60-е годы IX в. крестилась не вся Киевская Русь, не народ, не государство и не страна, а лишь определенная часть общественной верхушки во главе с киевским каганом. Государство же в целом продолжало оставаться языческим, что и определило его идеологический статус.
Примерно в 912 году во время княжения Игоря в Киеве была уже христианская церковь Ильи Пророка. В дружине самого князя Игоря было много христиан. Жена князя княгиня Ольга также была христианкой. Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, что она крестилась в Константинополе в 957 году.Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. 3. Причины принятия христианства на Руси Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к «нелюдям». При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г. Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей о себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора Анне. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть. Важной представляется и так называемая проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми. Как отнестись к этой легенде? Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. 4. Крещение Руси князем Владимиром
Византия с законным основанием называла себя преемницей Римской империи, но это был особый мир Восточной Римской империи, вобравший в себя культурные влияния и Востока, и Запада. После падения христианского Рима Византия стала как бы земным воплощением идеи нового всемирного христианского царства, «вторым Римом». Пышность и неслыханная роскошь константинопольского двора были своеобразным отражением гармонии и порядка, созданного Творцом во Вселенной. Земным носителем идеи богоизбранности Византии считался император. Помазание на царство было таинством, якобы уничтожавшим все грехи, совершенные до коронования.
Для Руси Византийская империя была не только богатым и могущественным соседом и соперником, но и идеалом централизованного государственного устройства. Владимир показал себя зрелым и дальновидным политиком, решив принять православие византийского образца. Определяющую роль в этом выборе сыграли, конечно, не соображения эстетического свойства, а обдуманные политические мотивы. Ни Хазарский каганат, ни Волжская Булгария не могли заинтересовать Владимира в качестве союзников, так как в конце X в. эти страны сходили или уже сошли с исторической сцены. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является Папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского правителя обязательное признание превосходства власти Папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Сами же католические страны, слабые и раздробленные в тот момент, не вызывали у Руси политического интереса.
Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация (обожествление) царской власти. Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым неизмеримо возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом. К тому же союз с Византией, самой могущественной державой того времени, наследницей Римской империи, открывал заманчивые перспективы на международной арене. Христианское самосознание укрепляло веру князей, сравнивавших себя с византийскими императорами, в свое высокое предназначение. Византия и восточно-христианская церковь показали Древней Руси идеальный для того времени путь преодоления язычества, причем с максимальным сохранением традиций.С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина. Летопись сообщает о том, что в 988 г. Владимир осадил Корсунь и, взяв город, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу сделал». Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Херсонесе.
Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Как когда-то Иоанн Креститель крестил древних иудеев, погружая их в воды Иордана, так теперь пришедшие из Царьграда и Корсуни священники крестили жителей Киева в Днепре (или, по другим сведениям, в его притоке — реке Почайне).
Греческие священники, прибывшие с Анной из Константинополя и привезенные в качестве пленников из Корсуни, столкнулись с трудной задачей. Им предстояло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и всего народа, и вели проповедь на славянском языке. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Болгары помогли приобщить Русь к духовным ценностям христианства.
Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира). В течение немалого времени, преодолевая серьезное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства. Так, когда Добрыня и другой воевода Владимира, Путята, явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь, когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костер. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечом, а Добрыня огнем».
Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но немало еще оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращалась к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в., а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия.
Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник Масленицы. Праздник Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий.
Эти верования прочно вошли в русское христианство. Сохранилась и вера в леших, домовых, русалок. Однако пережитки языческих представлений не делали верующего христианина язычником. 5. Последствия принятия христианства на Руси
Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем - от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны.
Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны.
Требуя многодневных постов, христианство заставляло есть больше овощей, а, следовательно - совершенствовать огородничество. Многие овощи стали известны на Руси благодаря византийцам. Не случайно лучшими огородниками были монахи.
Принятие христианства стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации, оно способствовало созданию единой государственности и единой церковной организации. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру преодолеть деление восточных славян по племенным признакам, хотя некоторые основы сепаратизма сохранились, поддерживаемые местной знатью. Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чем говорит необычайный рост международного престижа, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева. Уже в правление Владимира обычными становятся династические браки киевского великокняжеского дома Рюриковичей с правящими домами Европы.
Древнерусская знать отныне могла опираться на церковные каноны (законы), идеи и учреждения, пришедшие из Византии. Принятие православия способствовало возникновению и укреплению феодальной земельной собственности, как светской, так и церковной.
После возникновения церковной земельной собственности появилась в более широких масштабах и частная (боярская) земельная собственность. Распространение на Руси норм византийского права также стимулировало формирование феодальных отношений, складывание отдельных социальных групп, слоев, что способствовало развитию феодализма.
С принятием христианства пришло понимание общности судьбы Руси и всего мира. Древнерусские писатели осознавали себя неотъемлемой частью современного им мира. В отличие от национальных религий христианство имеет интернациональный характер, способствует осознанию единства истории человечества. Русь приобщилась к мировому культурному наследию через Византию, переживавшую в IX-XI вв. пик своего расцвета.
С принятием православия начала выстраиваться церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Русская церковь изначально, по образцу греческой, зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в церковных вопросах. Источники умалчивают, когда появилась митрополия на Руси и кто был первым митрополитом, сколько епископов было первоначально. Известно, однако, что во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов.
Церковь в Древней Руси была не только господствующей силой в духовной жизни народа, но и влиятельной общественной и политической силой. Церковь имела обширные земельные владения, свои села и города, своих холопов и даже свои полки, а также свой суд и, законодательство. Князья платили десятую часть налогов на содержание церкви (десятину). Создававшиеся на Руси монастыри становились сильнейшими церковными организациями. Первым из них был Киево-Печерский («печера» — пещера, в которой селились монахи) монастырь, основанный во второй половине XI в. Общее число монастырей в домонгольские времена доходило до 70.
Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Сила и живучесть язычества на протяжении многих веков позволяют говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни на Руси. В отдельных областях языческие обряды и обычаи сохранились практически в неизменном виде вплоть до начала XX в.
До принятия христианства Киевская Русь была государством со значительно развитой языческой культурой, языческим летописанием. Восточные славяне в середине I тыс. до н.э. имели примитивное пиктографическое письмо — «черты и резы», — состоявшее из простейших знаков в форме черточек и зарубок и, судя по всему, дошедшее до нас благодаря археологическим находкам. Постепенно славяне стали использовать для записи греческие буквы, но без всякой системы, «без устроения», т.е. не приспособив их к особенностям своего языка.
Создание славянской азбуки связано с именами Кирилла и Мефодия — «равноапостольных» просветителей, греков по происхождению, крестивших Болгарию, а во второй половине IX в. создавших старославянские алфавиты на основе староболгарского языка — кириллицу и глаголицу. Сначала «солунские» братья, из Солуни (нынешние Салоники), создали глаголицу, с помощью которой переписали первые церковные книги для южных славян, и крестили Болгарию. Позже из смешения глаголицы с элементами греческого письма возникла более легкая и удобная кириллица. Кириллический алфавит в России дважды подвергался серьезным изменениям — при Петре Великом и после октября 1917 г. В настоящее время древняя кириллица сохранилась как язык православного богослужения — церковнославянский.
После крещения Руси получила небывалый стимул к развитию восточнославянская письменность. По выражению академика Д.С. Лихачева, «с христианством пришла письменность иного, высочайшего класса. Это была письменность с устроением, со знаками препинания, с разделением на слова, с определенной грамматикой». Настоящими носителями древнерусского просвещения становятся монастыри, где велось русское летописание и собирались богатейшие библиотеки рукописных книг. Киево-Печерский монастырь стал крупным центром древнерусской образованности, воспитывавшим уважение к книжности как к христианской добродетели. В основе школьного монастырского образования лежали принципы «энкиклиос педиа» (греч. «всеохватывающее обучение», отсюда слово «энциклопедия»), включавшие диалектику, риторику, грамматику и богословие.
Рукописные книги писались на пергамене — тончайшей телячьей коже специальной выделки. Древнейшей из книг, дошедшей до нас, является «Остромирово Евангелие», названное по имени его владельца — новгородского посадника Остромира. Она датируется серединой XI в. В домонгольской Руси бытовала в основном переводная литература византийских, античных и других иностранных авторов. Однако постепенно в XI-XII вв. стали появляться оригинальные сочинения древнерусских авторов: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Основными жанрами древнерусской литературы были агиография (жития святых) и другая литература религиозного содержания. Но создавались и выдающиеся светские произведения, среди которых знаменитое «Слово о полку Игореве».
После принятия христианства Владимир организовал на Руси первые школы. Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, исторические сочинения. Хотя основная масса книг была переводная, есть предположение, что при Владимире была составлена и первая русская летопись, охватывающая в изложении события от времени Рюрика до начала XI в.
Книги были дороги, до народа не доходили, и он нашел выход отражению своим чаяниям и представлениям о политике Руси в устном народном творчестве, в былинах, появление которых многие ученые относят ко времени княжения Владимира. Это былины о борьбе Добрыни со змеем, об Алеше Поповиче и Тугарыне Змеевиче, о Соловье-разбойнике, целый цикл былин об Илье Муромце и т. д. В князе Владимире народ видел выдающегося политического деятеля, символ государственного единства Руси. Но положительно относясь к нему, былины не идеализируют его: подчеркивается разница между ним и богатырями. Князь — только центр, вокруг которого группируются богатыри. Именно они с их подвигами, силой, добротой, справедливостью — истинные выразители идеалов народных масс.
С принятием христианства на Руси получило широкое распространение монументальное каменное зодчество. Первой каменной постройкой стала Десятинная церковь в Киеве, возведенная греческими мастерами, По примеру Константинополя в XI-XII вв. были построены храмы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, соединившие византийский канон с местными условиями и требованиями киевского князя. Шедевром древнерусской архитектуры принято считать Золотые ворота в Киеве. Во Владимире, Суздале, Смоленске, Ростове были возведены Успенские соборы, отличавшиеся величественностью и изяществом формы. Не случайно впоследствии при строительстве Успенского собора Московского Кремля был взят за образец Владимирский Успенский собор.
Из Византии были заимствованы основы церковной архитектуры, сам тип крестово-купольного храма, повсеместно утвердившийся на Руси. Храм воспроизводил картину мира в соответствии со строгой иерархией как выражением божественного порядка. Древняя Русь восприняла византийскую систему сводчатых и купольных перекрытий, строительство зданий изысканной пространственной конфигурации и большой высоты. Однако чисто русским явлением, преобразившим облик византийского крестово-купольного храма, стало многоглавие куполов.
Из Византии пришли на Русь три основные вида изобразительного искусства: мозаика (красочный узор из кусочков смальты), фреска (роспись на стене, выполненная специальными красками по сырой штукатурке) и икона (от греч. «эйкон» — образ). Первыми живописцами были греческие мастера, создавшие наиболее почитаемую на Руси чудотворную икону Владимирской богоматери (ныне хранится в Третьяковской галерее), мозаичную Богоматерь Оранту (от греч. «оранта» – молящаяся), фрески Киевской Святой Софии и другие непревзойденные шедевры.
Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного цела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам.
Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов, упорно боролась против работорговли.
Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя - осознания своей высокой ответственности.
Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и справляли буйные праздники родной старины.
Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян. Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей.
III. Заключение
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества. Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
ü приобщение Киевской Руси к ценностям христианства;
ü создание условий для сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями;
ü Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным.).
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).
Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг.
Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.
Список использованной литературы1. Грабарь И.И. «Христианство и Русь». Москва, 2000 г.
2. Захаревич А.В. Учебное пособие «История отечества». Москва.: «Дашков и К», 2006 г.
3. «История России с древнейших времен до конца 1861 года»/Под ред. Н.И.Павленко. Москва.: «Высшая школа», 2001 г.
4. Карамзин Н. М. «История государства Российского», т. 1, гл. IX – X.
5. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей». Калуга: «Золотая аллея», 2005 г.6. Сухов А.Д. «Введение христианства на Руси. Социальные предпосылки и последствия крещения Руси». Москва: «Мысль», 2000 г.
[1] Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей». Калуга. «Золотая аллея», 2005.
megapredmet.ru
Крещение Руси. Христианизация Древней Руси и ее культурные последствия.
Заселение славянами территории будущей Древней Руси.
Территория современной Польши прородила славян.. Во время великого переселения славяне распались на этносы : восточные, южные и западные. Восточные расселились на территории современных РФ, Украины и Белоруссии. В первые века они заселили Северную Украину, затем в 5 в. проникли на территорию РФ. Белоруссия заселялась последней. На территории РФ славяне проникали северными южным путями. Более ранним был северный путь через Псковчину и Новгордчину. Со Псковской и Новгородской области славяне двинулись на восток и северо-восток: Тверскую, Ярославскую, Костромскую, Владимирскую и Московские области в 6-9 вв. Второй путь, по которому славяне проникли на территорию РФ вел с Украины на северо-восток в области Ц.России к югу от Москвы (Рязанская и Калужская обл. и др.)
Племенные союзы восточных славян.
Словене ильменские, вятичи, кривичи, северяне(территория современной РФ), полотчане, радимичи, дреговичи(территория современной Белоруссии), древляне, поляне, волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты, часть северян(территория современной Украины).
-2-
Происхождение восточнославянской государственности.
Взрослые мужчины славянских племен занимались военным делом. Во главе военных формирований находился князь. Поначалу князь был только военным лидером. Все остальные вопросы племя решало общим собранием граждан. Не было профессионального управления. Соответственно не было и государства. Профессиональные воины стали появляться только после 7 века. Также группировались вокруг князя. Объединение профессиональных воинов называлось дружиной.
Дружинники почитали бога Перуна. Благодаря этому появлялась особая сплоченность.
Сильные сплоченные дружинники начали навязывать свою волю остальным . Со временем дружинники добились того, что начали собирать дань, превратившись , таким образом, в руководителей, профессиональных управленцев. Наличие в обществе профессионального управления – признак государства. Племенные княжения представляли собой союз государств. Большинство современных историков не считают эти союзы государством. В племенных княжениях существовало разделение на управляющих и управленцев. Власть управляющих опиралась на военную силу. Все это позволяет определить племенные княжения как первые государства.
Первые государства восточных славян.
В первую половину 9-го века появилось деление княжеств восточных славян на две федерации . Назывались они Кяба и Славия. Историки уже признают их государствами. Куяба располагалась на юге в среднем Приднепровье, центром был Киев. Славия находилась на севере земли ильменских славян и кривичей. Поздним центром был Новгород. Первоначальный центр не известен. Эти федерации принято называть, соответственно , Киевским и Новгородским государством. В 9-ом веке к власти в Киевском и Новгородском государстве пришли скандинавы В Новгородском государстве скандинавы пришли к власти мирным путем : Рюрик, Синеус и Трувор, тем не менее, государство в Новгороде было и до Рюрика.
Образование Древнерусского государства.
После смерти Рюрика Новгородским князем стал его родственник – Олег. С помощью хитрости Олег захватил Киев. В 882г Олег убил княживших там норманов – Аскольда и Дира. Стал правителем объединенных северных и южных территорий.882г. принято считать годом создания Древнерусского государства.
-3-
Древнерусское государство до крещения Руси: устройство государства и общества.
Первые сто лет существования Древнерусского государства можно считать федерацией. Земли древневосточных славян вошли в состав Древнерусского государства, но сохраняли автономию. Было только три настоящих города – Киев, Новгород и Ладога. В этих городах была развита торговля и профессиональное ремесло. . Возник городской уклад жизни. Во главе государства стоял каган (монарх высшего разряда). Киев был его резиденцией. Резиденцией светлых князей были грады- еще не города. Зависимости князей от городов еще не было. Выражалась только , в основном, в ежегодной дани. Светлые князья присягали на верность кагану, когда каган сменялся они переставали служить государству. Приходилось вновь подчинять их. Велись постоянные междоусобные воины. Территория государства все время менялась. Государственный аппарат был еще очень примитивным. Князья в большей степени были воинами, а не управленцами. Функции государственного аппарата выполняла дружина киевских князей - наполовину славянская, наполовину скандинавская. Со временем дружина ославянилась. Общественное устройство так же было предельно простым . Население делилось на письменную знать и всех остальных – просто людей. Люди занимались ремеслом , скотоводством. Во время военных действий из людей набирали ополчение. Существовала еще одна группа – пленные рабы – челядь. Каждый год каган объезжал свои владения , собирал налог – полюдье. Он и его дружина так же вершили суд. Уже существовал устный свод законов. Письменного еще не было. Первый период существования Древнерусского государства – суровое время непрекращающихся кровопролитных войн , военных князей и жестоких языческих обрядов. Закончился он со смертью киевского князя Святослава Игоревича.
-4-
Крещение Руси. Христианизация Древней Руси и ее культурные последствия.
Крещение Руси произошло при правлении сына Святослава Владимира. Владимир был другим типом правителя. Он так же был военным вождем , но в первую очередь управленцем и администратором. Он укрепил Древнерусское государство сетью деревянных крепостей, а чтобы сплотить свое государство принял христианство. Славянское язычество способствовало разъединению различных славянских племен и слоев населения Древнерусского государства. У всех были свои боги. Различные племена следовали различным культам. Представители разных профессий почитали разных богов. Сначала Владимир не собирался отказываться от язычества и возвеличить культ Перуна. Но это не возымело эффекта : земледелец не станет поклоняться богу воинов. Владимир понял, что нужна монотеистическая вера. В православии его привлекла пышная обрядность. Владимир побывал в православном храме. Решающим аргументом стала давняя связь с православной Византией. Официальное принятие христианства произошло в 989 г. либо 990 г .Христианство при Владимире затронуло лишь малую часть восточных славян. Многим христианство навязывали силой. Несмотря на то , что христианизация затронула меньшинство, она пустила прочные корни. Принятие христианства Русью имело прогрессивное значение. Принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть. Способствовала сложению общерусского самосознания. Став православным человек уже осознавал себя русским. Уходило в прошлое деление на полян, кривичей и т. д. В будущем это привело к созданию единого этноса. Вчерашняя языческая держава теперь на равных вошла в число европейских христианских государств. Христианство привносило в мораль и нравы древнерусского общества большой потенциал гуманистических ценностей. Развитие культуры получило мощный импульс. Появляется иконопись , богослужебные книги на славянском языке , фресковая живопись. Расцветает каменное зодчество. Уже при Владимире открываются первые школы.
-5-
megalektsii.ru
Принятие христианства на Руси кратко
Принятие Христианства на Руси, кратко описанное в данном разделе, было проведено в 988 году князем киевским, Владимиром Великим. Для государства и всего древнерусского общества это был чрезвычайно важный процесс, повернувший ход истории целого региона. Исходно Владимир пытался найти способ объединить своих людей, для этого он попытался создать пантеон славянских богов. Когда это начинание не увенчалось успехом, князь нашел новый способ для объединения своего государства под единым идейным началом, заодно укрепив свои позиции на международной политической арене тех времен. Приняв Христианство, Киевская Русь стала равной другим европейским странам, хотя ее выбор в пользу православия был не по нраву католикам.
Для развития культуры славянских народов принятие Христианства на Руси, кратко говоря, стало одной из ключевых вех развития. Киевские правители постоянно пытались контактировать с западным миром цивилизованных стран, поэтому на русской культуре отчетливо ощущается след античной и византийской культур. Главой церкви Киевской Руси стал митрополит, который до 1477 года назначался непосредственно из Константинополя.
Территория Руси разделялась на 16 епархий, во главе каждой из них стояли епископы, у которых рядовые члены церкви были в подчинении. Благодаря тому, что Владимир издал указ об оплате церковного налога в размере одной десятой своих доходов (десятину), церковь сама стала феодалом.Часть специалистов отмечает, что князь Владимир достаточно долго размышлял над выбором новой религии для своего государства, при этом выбирал он именно из монотеистических верований. Иудаизм в то время исповедовался Хазарским каганатом, основным противником Киевской Руси на востоке, поэтому этот выбор князя Владимира не устраивал. Ислам же в это время был новой, и еще не сформированной религией. В результате выбор пал именно на Христианство, тем более что эта религия постепенно проникла на Русь задолго до прихода Владимира к власти.
Ученые разделяются во мнениях касательно распространения Христианства по Руси. Одни убеждены, что этот процесс был мирным, другие же считали, что насаждение новой веры было насильственным, так как большая часть русичей продолжала верить в своих богов. Однако, как бы там ни было, именно с этого момента грамотность стала распространенной, и появились первые школы при монастырях, в которых можно было обучиться грамоте.
antiquehistory.ru
Христианизация Руси - - Религиоведение. Энциклопедический словарь
Религиоведение /
Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ
РУСИ — процесс
утверждения и распространения христианской религии среди славянских
народов Киевской Руси, в ходе которого языческие культы
и обряды вытеснялись и заменялись культами и обрядами христианской веры.
Начало Х.Р. связывают, как правило, с обращением в христианство князя
Владимира, принявшего крещение в 988 и утвердившего христианство в качестве государственной
религии. Именно с этих пор Русская церковь стала считаться преемницей
церкви Вселенской. Хотя 988 известен как официальная
дата крещения Руси, христианство в восточнославянских землях появилось задолго
до этого. Ряд историков признают первым событием, положившим начало Х.Р., проповедь
апостола Андрея в киевских землях. Летописное предание сообщает о посещении
им в 1 в. н. э. северного и северно восточного побережья
Черного моря, «пределов Киевских и новгородских». Достоверность летописного
сказания не раз обсуждалась в исторической литературе, находя как своих
защитников, так и противников. Точно можно утверждать, что
уже к 3 в. в южных пределах России существовало несколько епархий: в древней
Скифии, в древней Сарматии и в Закавказье, возглавляемых гл. обр. греками.
Поворотным событием в процессе Х.Р., несомненно, надо признать деятельность Кирилла
и Ме-фодия, просветителей славян. Благодаря их стараниям в 861 была создана
славянская азбука, осуществлен перевод Библии и богослужебных книг с
греч. языка на славянский. На
славянском языке стало совершаться богослужение. Все это ускорило процесс христианизации
славянских племен. Ведь теперь славяне слышали проповедь на родном для них
языке, получили возможность познакомиться с основными догматами нового
вероучения. Следующее немаловажное событие — крещение ок. 867 киевских князей
Аскольда и Дира после их неудачного похода на Византию. С этих пор начинается
процесс медленного проникновения христианства на Русь. И уже в период
правления Игоря (912— 945) число христиан заметно возрастает. При новом
договоре с греками в 944 жители Киевской Руси разделяются статьями договора на
крещенных и некрещенных, причем крещенные везде
выдвигаются на первый план. В летописи говорится и о существовании в Киеве
соборной церкви Св. Илии. Название церкви указывает
на то, что к 944 в Киеве были и другие христианские храмы. Особую
важность имело принятие крещения великой княгиней Ольгой (945-969) предположительно
в 957 в древнейшей столице христианства, в Константинополе. Есть свидетельства
о том, что великая княгиня много сделала для того, чтобы познакомить своих
подданных с православной верой (в частности, ею была построена церковь Св. Софии) и, т. обр., приблизить и подготовить эпоху
повсеместной Х.Р. Это и произошло в период правления великого князя Владимира
(980-1015), названного за свои труды равноапостольным. Надо отметить, что
начало правления князя не сулило христианам ничего хорошего. Влади-мир решает укоренить язычество. На
холме, близ княжеского двора он приказывает поставить языческих идолов. Владимир
— язычник, как сообщает летопись, приносит человеческие жертвы: по его приказу
мученической смертью пали два варяга-христианина. Но вскоре происходит
удивительная перемена. Тот, кто хотел утвердить язычество на Руси, сделался его
врагом и объявил христианство государственной религией. История обращения
великого князя Владимира подробно излагается в «Повести временных лет».
Повествование слагается из трех частей, раскрывающих ход события. Первая
содержит в себе описание разных посольств, приходивших в 986 к великому князю
с предложениями о вере. Это были: «болгары магометанской веры», «иноземцы из
Рима», хазары-иудеи и некий «грек-философ». Доводы последнего
оказались самыми убедительными, но князь Владимир решает подождать с крещением.
Вторая часть повествует о том, как по совету бояр и старцев Владимир в 987
посылает десять «мужей добрых и смысленных» в разные страны с тем, чтобы испытать
предложенные веры на месте. Те побывали вначале у волжских болгар, затем у
немецких католиков и, наконец, пришли в Царьград (Константинополь). Великолепие
греческого богослужения, присутствие всего знаменитого духовенства, священная
таинственность обрядов изумили послов. Вернувшись
домой, они рассказали, что «богослужение греческое лучше всех других». Наконец,
третья часть летописного сказания описывает поход князя Владимира на греч. город Корсунь (Херсонес) в 988,
крещение в этом городе, бракосочетание с греческой царевной Анной и
возвращение в Киев. Взяв с собой множество икон, церковных сосудов и
пастырей, князь возвращается на родину с тем, чтобы окрестить в водах Днепра
свой народ. Киевляне крестились охотно: это указывает на то, что здесь уже
было много христиан. Вслед за Киевом христианство проникает в близлежащие
земли и распространяется гл. обр. вдоль водного пути от Киева до Новгорода.
Упорное сопротивление оно встретило в Новгороде. Здесь в 990 крещение
произошло «огнем и мечом». Вслед за Новгородом новая вера проникла в Суздаль и
Ростов. Христианизация шла и в тех городах и областях, которые Владимир
отдавал своим детям в уделы. Так православная вера утверждалась в Полоцке и
Турове, земле Древлянской, во Владимире Волынском и Смоленске, в Пскове и
Луцке, в Муромских пределах. Несмотря на то, что новая вера повсеместно
распространялась, наряду с ней продолжало существовать и язычество. В Ростове
борьба между язычеством и христианством продолжалась до 12 в. Дольше всех
язычество держалось у вятичей, просветителем которых в 12 в. был Кукша,
погибший во время проповеди. Успешнее христианство распространялось в
Вологодском крае, на Сев. Двине, в Устюге, на р. Вятке. В 13 в. все земли вдоль
р. Волги до Нижнего Новгорода были заняты христианами. В целом распространение
христианства на Руси происходило достаточно быстро. Основную причину этого
усматривают в том, что языческие верования к тому моменту не преобразовались в
общественно-религиозный культ. Не было как такового и класса жрецов. Правда,
некоторую роль играли волхвы, не раз поднимавшие народ против новой
религии. Но ввиду отсутствия у них внешней организации, их протест не был эффективен.
Татаро-монгольское иго не остановило процесса Х.Р. С кон. 13 в. христианизация
затрагивает северные народы: чудь, лопарей, зырян. Здесь в христианизации
местного населения большую роль играют монастыри: Чел-могорский
в земле Чуди, Валаамский на Ладожском озере, Мурманский среди лопарей,
Соловецкий и др. В 14 в. Стефан Пермский крестил зырян. По мере расширения
пределов Российского государства увеличивается и число народов, среди которых
распространяется православная вера. Х.Р. в данный период оказывается в тесной
связи с процессом завоевания и освоения новых земель. В 16 в.
в связи с покорением Перми возникают Пыскорский и
Соликамский монастыри, известные своей просветительской деятельностью. С взятием
Казани и Астрахани здесь учреждается епархия и начинается обращение жителей в
христианство. В 17 в. в
состав Русского государства вошли карелы, татары, чуваши, мордва, что
предопределило появление у них христианских миссий. Освоение Сибири в 17 в.
приводит к появлению здесь миссионеров, деятельность которых продолжалась
вплоть до 20 в. Т. обр., процесс Х.Р. не был единовременным актом. С момента
провозглашения Руси христианской державой до ее фактической христианизации
прошел не один десяток лет. Введение христианства на Руси имеет огромное историческое
значение. В первую очередь новая религия повлияла на государственное устройство
— способствовала объединению славян в единое государство. Власть князя утверждалась
как власть божественная. Вместо родовых, дружинных связей христианство дало
стране православное общество, где государственная идеология, общественное
устройство и семейный быт основываются на христианском вероучении. Происходят
перемены в искусстве и культуре. Зарождается иконопись, фресковая роспись,
развивается храмостроительство, градостроительство. Вместе с православием на
Русь пришли письменность, школы, суды, новые законы. Христианство дало мощный
стимул для дальнейшего развития живописи, архитектуры, прикладного искусства
и др.