Рабовладельчество в древнем китае. Билет 2 Рабовладельческое государство в Древнем Китае. Реформы Шан Яна.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабовладельческое государство в Древнем Китае. Реформы Шан Яна. Рабовладельчество в древнем китае


Рабство в Китае - это... Что такое Рабство в Китае?

Рабство в Китае

По крайней мере, уже за двенадцать веков до н. э. в Китае были рабы, но только общественные. Ими становились пленники или осуждённые, преимущественно за политические преступления: бывало так, что целые области подвергались этому наказанию. Термин си, обозначающий рабство, встречается в письменных источниках с XIV в. до н. э.

Постепенно рабство из общественного употребления перешло и в частную жизнь. Кроме войны, источником рабов служила продажа главою семейства своих детей, внуков, племянников, а также и продажа самого себя, и в Китае этот источник был более обилен, чем где бы то ни было в другом месте. Право господина над рабом — наследственное, вечное, безусловное: закон не давал рабу никаких средств для того, чтобы выкупиться на свободу. Только в некоторых случаях встречались примеры массового освобождения рабов императорами с целью компенсировать жертвы, причинённые войной, и пополнить число податных сословий.

Рабство в Китае, несмотря на полноту власти господина, по-видимому, довольно мягко. Императорские указы признают за рабом личность.

«Среди творений неба и земли, — читаем мы в одном из них, — человек — самое благородное... Те, кои убивают своих рабов, не могут скрывать своего преступления... Те, кои выжигают на них клеймо, будут судимы по закону. Рабы заклеймённые становятся гражданами».

Кодекс практической морали, играющий здесь очень важную роль, говорит о необходимости рабу иметь свою семью. Семья раба жила в доме господина, нередко почти на равной ноге с его семейством. Рабыни почти ничем не отличались от младших жён, которые также приобретались путём покупки и были подчинены старшей жене. Рабы-мужчины часто пользовались доверием господина. Тот же кодекс практической морали заставлял господ относиться к рабам хорошо, ухаживать за ними, когда они больны и т. д. Существование массы свободных земледельцев и ремесленников привело к тому, что в Китае рабство было исключительно домашним, да и тут сыновний долг, обязывающий детей лично служить родителям, устранял отчасти необходимость в рабских услугах. Поэтому рабство всегда было сравнительно мало развито (двадцать рабов было признаком большой роскоши), а в начале XX века оно встречось ещё реже.

Ссылки

dikc.academic.ru

Билет 2 Рабовладельческое государство в Древнем Китае. Реформы Шан Яна.

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (1766—1122 гг. до н. э.), период Чжоу (1122—256 гг. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VII—V вв. до н. э.)1 и Чжаньго - «борющихся царств» (V—III вв. до н. э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники.

Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий.

Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства -вана.

В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят кобъединению царств в единую империю.

Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г.до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны.

В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI—Xвв. до н.э.) переходном от общинно-родового кклассовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями:родовой аристократией исвободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу. Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословиечиновников различных рангов. Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из ≪одной партии власти≫в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства -ремесленники.

В основную эксплуатируемую массу населения входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.

Распространение рабства за счет практики применения наказания в форме обращения в государственных рабов, труд которых широко применялся в царском хозяйстве, в рудниках и на промыслах, как частных, так и государственных. В меньшей мере, на сельскохозяйственных работах.

Рост крупного землевладения, сопровождаемый массовым обезземеливанием общинников-крестьян, распространением частного рабовладения, в том числе и за счет кабальных займов, подтачивал основы традиционной системы налогообложения податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения.

Реформы Шан Яна.

Его земельная реформапредусматривала введение неограниченной частной собственности на землю и разрешала свободную продажу и куплю земли, поощрял крупное землевладение, разрешал любому желающему на льготных условиях обрабатывать пустоши и малоплодородные земли.

Реформа налогообложения. Прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения.

Большое значение имела административная реформа: Циньское царство было разделено на несколько десятков округов, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие единицы, вплоть до групп из десяти и даже пяти семей, связанных круговой порукой.

Военнаяреформа: отменил колесницы - основу военной мощи знати, заменив их конницей. Было значительно улучшено снаряжение воинов и введено железное оружие. Новый воинский устав предусматривал строжайшую дисциплину. С учетом имущественного ценза и боевых заслуг ввел двадцать степеней рангов знатности. Таким образом, потомственная знать лишилась всех своих привилегий и была отстранена от участия в управлении Циньским государством.

studfiles.net

Рабовладельческое государство в Древнем Китае. Реформы Шан Яна. — МегаЛекции

Основные особенности общественно-политического строя стран Древнего Востока. Восточная деспотия.

К первым государствам относятся: Индия, Месопотамия, Египет, Вавилон, Китай. В странах вост деспотии широкое распространение получило натуральное хозяйство и патриархальное рабство. Рабы – низшая категория населения, но могли заключать браки, владеть имуществом. Долговое рабство –за долги. Правовое положение населения: большая часть населения – свободные общинники-средний класс, ниже рабы и условно зависимые крестьяне. Выше класс чиновников (рядовые военные). Отличительные черты: развитый бюрократический аппарат, привилегированное сословие. Выше бюрократического шел военный аппарат (привилегирован) профессиональные военные. Жречество писали законы, осуществляли суд, со временем подчинили себе военных. На верхушке вербованный правитель и его семья. Отличительные черты восточной деспотии: совмещение рабовладельческого и общинного способа производства, строгая централизация, основанная на бюрократической системе правления, наличие трех министерств: военное, финансовое, общественных работ (организация, строительство дамб, великой Кит стены)

 

Периодизация и источники римского права. Систематизация Юстиниана.

Источники Римского права: законы, правовой обычай, эдикты магистратов, конституции императоров, (мандаты, дигесты, пандекты), труды ученых юристов. Юстиниан – попытки кодификации РП предпринимались с ранних времен (кодекс Феодосия), после Юстиниана тоже были попытки кадификации, Систематизация в Восточной раннефеод империи при Юстиниане. Комиссия под руководством императора объединила преторское и квиритское право при этом были написаны: дигесты – объединение всего права в одну кучу – пандект, вопросы и ответы – сборник где написаны иски и как их решать.

Законы 12 таблиц в Древнем Риме. «манципация» и «нексум».

По своей сути законы 12 таблиц являются правовым обычаем Древнего Рима, предусмотренные в нем правовые процедуры были крайне формализованы и снабжались многочисленными ритуалами. Излагались гражданское, уголовное, семейное и земельное права. манципация – особая формальная процедура заключения сделки купли продажи по отдельным категориям вещей. Нексум – займ под залог личной свободы.

 

Рабовладельческое государство в Древнем Китае. Реформы Шан Яна.

История Древнего Китая делится на 4 периода: 1 – Шан, 2- Чжоу, 3 – царство Цинь, 4- Хань, характеризуется перерастанием рабовладельческого гос-ва в феодальное. Господствующий класс – светская аристократия, жреческая знать, аристократия подчиненных племен. В завис от приближения к царю и от занимаемой должности аристократии светской выдавались титулы, дававшие привилегии. Соц положение также определялось и наличием рабов и зем владением. Рабами могли владеть как частные лица, так и гос-ные. Источники рабства: захват на войне, за долги, за преступления, в качестве дани от подчиненных племен. Рабы находились на положении скота, не могли не семьи, ни имущества. Значит часть населения свободные общинники. Все земли делились на две категории: общественное поле, частное поле. Земля находилась в распоряжении царей, в частной собственности были дома, рабы, орудия труда. Реформы Шан Яна: введение круговой поруки, административная, военная(всеобщая воинская повинность), введение системы экзаменов для чиновников. Шан Ян основоположник легизма, безоговорочное и непререкаемое подчинение закону.

Читайте также:

megalektsii.ru

Рабовладельческое государство в Древнем Китае — реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История  государства и права зарубежных стран

по теме: Рабовладельческое государство в Древнем Китае

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление__________

Профиль

Группа ЮР-12 СВ

Ф.И.О Смолянник Лидия Леонидовна

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Общественные отношения в государстве Шан (Инь)
  3. Государство Шан (Инь)
  4. Государство Чжоу
  5. Государство Цинь
  6. Государство Хань
  7. Основные черты права Древнего Китая
  8. Заключение
  9. Список используемой литературы

 

Введение

История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (XVIII-XI вв. до. н. э.), 2) период Чжоу (XI-III вв. до н. э.), 3) период Цинь (221-207гг. до н. э.) и Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.).

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем  Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, без-домные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н. э.) из рабов было создано войско, назван-ное "броском кабана".

В рабовладельческом Китае  сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования - так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обрабатывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства. Урожай с "частных" полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли  в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н. э. происходит нарушение  традиционного принципа распределения  наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за

собой лучшие, наиболее плодородные  земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н. э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли  закрепляются за отдельными домохозяйствами  и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н. э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жре-цов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные  связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев - социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н. э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н. э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место  выдвигается новая знать - имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Во главе складывающегося  государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной.

Затем шли три других ближайших  советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат  строился по аналогии с центральным  аппаратом. Существовал громадный  штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход  с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать - каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность - каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся  с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные  наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одно-го солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно  управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства - правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впоследствии - император. В состав центрального государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.

 

С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с "разбойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы.

Общественные  отношения в государстве Шан (Инь)

Рабство

Рабы в период Шан (Инь) не имели общего наименования. Существовал целый ряд иероглифов для обозначения рабов, что особенно характерно для раннего периода рабовладельческого общества. Например, иероглиф «ну», обозначающий понятие «раб», изображал человека, стоящего на коленях со связанными сзади руками. Повидимому, первоначально это был пленный. Иероглифы «см» и «фу» также обозначали рабов из военнопленных. Первый знак изображал склонённого человека со связанными руками, к голове которого была привязана верёвка. Второй иероглиф {фу) по своему начертанию похож на первый: он изображал человека, схваченного рукой.

Китайскими учёными высказывается  предположение, что «тун», «це», «цзай», «чэнь», а также «пу» были обозначениями домашних рабов. Знак «цзай» состоит из графических элементов — крыши (или ворот) и клеймения; повидимому, этот знак обозначал рабов, выполняющих работу в доме. Иероглиф «це») состоит из двух элементов: неполного знака «синь» (клеймение) и иероглифа, означающего женщину, т. е. выражал понятие «женщина с небольшим клеймом», что равносильно понятию «рабыня». Позднейшее значение этого знака — наложница. Иероглиф «пу» изображал человека, лоб которого был заклеймён. Иероглиф «чэнь», повидимому, означал покорившихся, смирившихся военнопленных, которых хотя и превращали в рабов, но в связи с их покорностью выделяли среди остальных рабов, поручали им служебные функции, в частности наблюдение за другими рабами. Отсюда происходит более позднее значение знака «чэнь» — слуга, чиновник.

Источниками рабства были постоянные войны иньцев с соседними племенами и захват пленных. Ряды рабов пополнялись, может быть, также за счёт осуждённых. Кроме того, иньские цари и знать получали рабов от подчинённых племён, присылавших их в качестве дани наряду с различными предметами. О прибытии этих рабов в иньскую столицу сообщается в гадательных надписях на костях.

Рабы использовались преимущественно  в скотоводстве, но частично и в  земледелии. Так, в надписях на костях иньского времени упоминается об обработке земли пленными из племени цян. В ряде надписей на костях встречаются прямые указания на использование в скотоводстве рабов из захваченных пленных. Рабы использовались также в качестве ездовых, на охоте. Для этой цели чаще всего служили рабы из зависимых племён. Возможно, что рабов использовали и для обслуживания жертвоприношений, для ухода за жертвенным скотом и для заклания его.

Государство и право Древнего Китая

 

 

Государство Шан (Инь)

 

История Древнего Китая делится  на четыре периода, каждый из которых  связан с правлением определенной династии. Первый период-- Шан (Инь) -- продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период -- Чжоу -- с XII в. до 221 г. до н. э.; третий-- царство Цинь -- с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый -- царство Хань -- с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

Согласно китайским преданиям  возникновение государства в  Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом “инь”. Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия -- Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).

Таким образом, особенность  образования государства в Китае  заключается в том, что процесс  перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытно-общинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.

Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.

 

В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности  светской аристократии присваивались  титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.

Рабами могли владеть  как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа в рабство  за долги, обращение в рабство  за некоторые преступления, получение  рабов от подчиненных племен в  качестве дани. Рабы находились на положении  скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Значительную часть населения  составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование было организовано по системе “колодезных полей”. Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда.

yaneuch.ru