Храм древняя греция. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Классический греческий храм ордерная структура классического
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Храм Геры в Олимпии, Греция: история, архитектор, фото. Храм древняя греция


Храм Геры в Олимпии, Греция: история, архитектор, фото

Среди двенадцати богов Олимпа, каждый из которых покровительствовал какой-либо определённой сфере жизни древних греков, забота о браке и материнстве выпала на долю Геры – жены, а по ряду источников, и сестры самого Зевса. Нельзя сказать, чтобы эта особа отличалась тихим и благодушным нравом. Напротив, мифы рисуют её ревнивой, властной, а порой и жестокой дамой. Храм Геры в Олимпии, чьи руины стали в наши дни своеобразной туристической Меккой, служит ей памятником.

Храм Геры в Олимпии

Откуда в наш мир пришли Олимпиады?

Храм Геры в Олимпии, реконструкция которого проходила при участии специалистов ЮНЕСКО, расположен в том легендарном месте, откуда начали свой путь по земному шару Олимпийские игры. Об этом нетрудно догадаться из самого названия города. Также свидетельством этому является предание, которое гиды непременно рассказывают любознательным туристам.

Однажды бог времени Кронос – вздорный и злонравный старик - рассердился за что-то на своего малолетнего сына Зевса. Уберечь будущего громовержца от отцовского гнева вызвались три брата, приехавшие с Крита. Старшего из них, как потом выяснилось, звали Геракл. Нашкодившего юнца братья спрятали в священной роще Алтис, а сами, чтобы убить время, принялись состязаться в беге.

Победа досталась Гераклу, и он был награждён венком из дикой оливы. Впоследствии местность, в которой находилась священная роща, получила название Олимпия, а невинная забава братьев дала начало международному олимпийскому движению. В связи с этим храм Геры в Олимпии сделался одним из самых известных древних святилищ.

Храм Геры в Олимпии реконструкция

Храм, достойный богини

Храм Геры в Олимпии, история которого насчитывает почти три тысячелетия, является сегодня одной из самых ранних монументальных построек Древней Греции. Он находится на южном склоне холма, называемого Кронием, и отделён от него мощной стеной-террасой. Место для возведения святилища выбрали в северо-западной части той самой священной рощи Алтис, где Гераклом была одержана первая олимпийская победа.

Древнегреческий писатель и географ Павсаний относит возведение этого святилища к 1096 году до нашей эры, однако, как следует из его сочинения, речь в нём идёт об иной постройке, стоявшей на месте нынешних руин. Это был также храм Геры в Олимпии, описание которого рисует нам сооружение, отличавшееся строгостью и законченностью линий. Состояло оно из внутренней части, называемой целлой, а также пронаоса – небольшой пристройки впереди здания – своего рода вестибюля.

Святилище, превращённое в музей

Колонны, без которых не мыслили своего творчества древнегреческие зодчие, первоначально были изготовлены из ценных пород дерева, по преимуществу ливанского кедра, но затем заменены каменными. Вообще, за долгие века своего существования храм Геры в Олимпии многократно перестраивался, и сегодня путеводители сообщают по меньшей мере о шести известных его конструкциях.

Это продолжалось до тех пор, пока римляне не превратили его в обычный музей, куда свозились всевозможные исторические диковинки. Нельзя сказать, чтобы они были равнодушны к браку и материнству, но у них этой сферой жизни ведала иная богиня – Юнона, оттеснившая на второй план храм Геры в Олимпии. Ордер, в соответствии с которым он был построен, а это был яркий пример классического коринфского стиля, лишь придавал солидность римскому музею.

Храм Геры в Олимпии описание

Состязания, посвящённые богине

Храм Геры в Олимпии был свидетелем весьма своеобразных ритуалов, совершаемых в честь почитаемой всеми богини. Павсаний, например, повествует о том, как раз в четыре года шестнадцать самых искусных ткачих Греции собирались в храме и ткали одеяния для Геры. Между ними шло состязание – нечто вроде современных конкурсов «Лучший по профессии». Но этим программа ритуала не ограничивалась.

Следующим этапом были проводимые на олимпийском стадионе соревнования по бегу, называвшиеся «гереи». В них участвовали только женщины. Участницы, разбитые по возрастным категориям, стартовали группами - начиная с совсем юных девиц и заканчивая дамами весьма почтенного возраста. Историк пишет, что и бабушки, и внучки бежали хоть и разные дистанции, но в одинаковых коротких туниках, не доходящих до колен, с распущенными волосами и обнажённой левой грудью.

Очевидно, это зрелище очень нравилось богине, потому что браки заключались регулярно, а плодовитости гречанок можно было лишь позавидовать. Победительницу забега ждал заветный приз – ей вручалась половина жертвенной коровы, а также предоставлялось право украсить храм Геры в Олимпии собственной статуэткой с соответствующей надписью. В наши дни среди руин храма для туристов проводятся театрализованные представления в память о тех давних состязаниях.

Храм Геры в Олимпии фото

Скульптурное украшение храма

Как свидетельствуют археологи, в центре храма размещалась скульптура самой Геры, восседавшей на троне. В своём изначальном виде она не дошла до наших дней, но по сохранившимся фрагментам можно предположить, что высота её достигала трёх метров. Рядом с троном помещалась высеченная в полный рост мужская фигура. Её принадлежность вызывает споры у исследователей. По ряду признаков, она могла быть изображением Зевса – мужа Геры, но некоторые учёные полагают, что это её сын Арес.

Если о художественных достоинствах данной композиции судить сложно ввиду того, что от неё сохранились лишь незначительные фрагменты, то другое изваяние, которое на протяжении веков хранил в своих стенах храм Геры в Олимпии, является признанным шедевром. Речь идёт о скульптуре Гермеса с младенцем Дионисом на руках работы Праксителя – выдающегося древнегреческого скульптора IV века до нашей эры. Важно отметить, что это произведение было выполнено в единственном экземпляре и не имеет ни копий, ни аналогов, как правило, изготовлявшихся древними мастерами.

Собрание работ мастеров древней Спарты

Храм Геры в Олимпии, архитектор которого, к великому нашему сожалению, остался неизвестным, в период расцвета Древней Греции представлял собой богатейшее собрание скульптур, выполненных из слоновой кости и золота. Об этом мы также узнаём из сочинений Павсания. Его наполняли изображения небожителей, населявших Олимп и являвшихся непременными героями мифологии.

Храм Геры в Олимпии история

Среди них можно было увидеть воинственную Афину в шлеме и с копьём в руке, Гора – божественного повелителя Солнца, неба и времён года, изображённого в виде человека с ястребиной головой, а также прекрасных нимф – Гасперид, хранительниц золотых яблок, и многих других, чьи имена были знакомы каждому жителю той эпохи. Большинство работ принадлежали мастерам воинственной Спарты, что опровергает бытующее мнение о неразвитости искусства среди её народа.

Храм Геры в Олимпии был местом, где хранился уникальный ларец, являющийся не только выдающимся произведением декоративно-прикладного искусства, но также и исторической реликвией. С ним связано предание, которое упоминает в своих сочинениях другой древнегреческий историк Геродот.

Легенда о хромой невесте

Она гласит, что среди жительниц Коринфа – весьма древнего греческого города - была некая девица по имени Лабда, приходившаяся дочерью местному царю Амфиону. Несмотря на столь высокое происхождение, она не могла найти приличного жениха, поскольку была не только злой и сварливой, но к тому же ещё и хромой, за что все над ней потешались.

Храм Геры в Олимпии архитектор

Разумеется, она переживала, проводя дни и ночи в рыданиях. В результате, чтобы не томить девицу, её выдали замуж за простолюдина. И вот накануне свадьбы придворный оракул во всеуслышание предсказал, что от этого брака родится сын, который отмстит жителям города за слёзы матери.

Мстительный юноша

Оракул знал, что говорил, и в положенный срок на свет появился мальчик, получивший имя Кипсел. Горожане, вообще слепо верившие всяким предсказаниям, толпой явились во дворец убить новорожденного. И вот тут-то на сцене появляется этот самый ларец, сделанный из кедра, украшенный слоновой костью с золотой чеканкой.

Именно в него отчаявшаяся мать спрятала своего первенца, чем и спасла его жизнь. Надо ли говорить, что, достигнув зрелых лет, взойдя на престол и став первым коринфским тираном, Кипсел оправдал всеобщие ожидания, залив город потоками крови. Ларец, сослуживший жителям Коринфа столь дурную службу, затем поместили в храм Геры как напоминание о том, к чему может привести политическая недальновидность.

Храм Геры в Олимпии

Руины – памятник былого величия

Время, землятресение, случившееся в IV веке, а главное, исторические катаклизмы, свидетелями которых стала древняя Эллада, сделали своё дело. Сегодня храм Геры в Олимпии, фото которого представлены в статье, являет собой почтенные руины, окружённые яркой южной растительностью. Взорам туристов открывается лишь фундамент с остатками некогда мощного ортостата – ряда вертикально положенных плит, окружавших цоколь здания, да несколько колонн.

Часть их сумела устоять и, возвышаясь среди развалин, служит напоминанием о прежнем величии. Остальные же покрывают землю своими обломками. Храм Геры в Олимпии (Греция) стал жертвой самого безжалостного из небожителей – бога времени Кроноса.

fb.ru

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Классический греческий храм ордерная структура классического

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Классический греческий храм, ордерная структура классического греческого храма, виды храмов. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Классический греческий храм, ордерная структура классического греческого храма, виды храмов.

Древнегреческие храмы Архитектурное строительство древних греков связано с религией и культом. Главным объектом для Древнегреческие храмы Архитектурное строительство древних греков связано с религией и культом. Главным объектом для зодчих стал храм. Особенности возведения, художественной формы храмов перешли на создание других построек. За многие годы истории тип древнегреческого храма не изменился. Традиции возведения храмовых сооружений был унаследован Древним Римом. Древнегреческие храмы заметно отличались от древнеегипетских культовых построек. Они были более земными. Здесь обитали боги с человеческим обликом. Само место было богатым и изысканно украшенным. Сначала здания богов строились из дерева. Когда же стали использовать камень, деревянные конструкции и приёмы их создания сохранились. Греки не строили грандиозных сооружений. Храм умеренных размеров стоял на фундаменте с несколькими ступенями внутри освящённой ограды. Он был прост и напоминал прямоугольный дом, сложенный из двух квадратов. Покрывался храм двускатной крышей с отлогим уклоном.

Одна из сторон выходила наружу, но не стеной, а специально созданным крыльцом или сенями. Одна из сторон выходила наружу, но не стеной, а специально созданным крыльцом или сенями. Их представляли 2 пилястры по краям и стоящие между ними колонны. Количество колонн всегда было чётным. Образовавшееся пространство (1/3 квадрата) перегораживалость стеной, где была встроена дверь, ведущая в святилище. Святилище – пространство без окон и дверей с единственным входом, посередине которого возвышалась статуя божества. Оно было недоступно для посещения простых смертных, только жрецы могли сюда входить. Типы древнегреческих храмов Строящиеся по единой технологии древнегреческие храмы отличались типовой принадлежностью. 1) Храм «простильный» с портиком: перед входной дверью строили портик с колоннами. 2) Храм «амфипростильный» с 2 -мя портиками: к храму с двумя крыльцами пристраивалось по портику. 3) Храм «кругокрылый» ( «периптерический» ) состоял из храма, возведённого на платформе и окружённого с 4 -х сторон колоннадой. 4) Храм «двоякокруглый» ( «диптерический» ): колонны, окружающие главное сооружение, установлены в 2 круга. 5) Храм «ложнокруглый» : вместо колонн ставятся полуколонны, выступающие из стен. 6) Храм «сложнодвоякокруглый» : колонны в одном круге сочетались с полуколоннами в следующем.

Таким образом, колонны играли основную роль в архитектуре древних греческих храмов. Колонна своими формой, Таким образом, колонны играли основную роль в архитектуре древних греческих храмов. Колонна своими формой, пропорциями, декоративной отделкой определяла стиль всей постройки. Именно различие в представлениях о создании колонн стало причиной возникновения 2 -х направлений в древнегреческой архитектуре: зодчество дорического ордера и ионического ордера.

Греческие ордера • В жизни древних греков доминировала религия, поэтому неу дивительно, чтохрамы в Греческие ордера • В жизни древних греков доминировала религия, поэтому неу дивительно, чтохрамы в древней Греции считались самыми большими и красивыми. Они также имели политическое значение, так как их часто строили, чтобы отметить гражданскую силу и го рдость, или возблагодарить бога-покровителя города за успех в войне. • Древние греки разработали три архитектурные системы, наз ванные ордерами, каждый из которых обладает собственными отличительными пропорциями и деталями. О рдера архитектуры древней Греции именуются дорический, ионический и коринфский • .

Дорический ордер Для дорического греческого ордера характерна прочность и ровная вершина (капитель). Этот стиль Дорический ордер Для дорического греческого ордера характерна прочность и ровная вершина (капитель). Этот стиль широко использовался в континентальной Греции и в колониях в южной Италии и на Сицилии. Дорический ордер архитектуры древней Греции: К нему относится Парфенон – храм Афины Парфенос, греческой богини мудрости, на Акр ополе в Афинах. Парфенон был постороен впятом столетии до нашей эры и несмотря на огромный ущерб, он выстоял на протяжении веков и до сих пор несет в себе идеалы порядка игармонии, которыми сла вится греческая архитектура.

Ионический ордер Для ионического греческого ордера характерна тонкос ть и элегантность. Капитель украшалась волютой Ионический ордер Для ионического греческого ордера характерна тонкос ть и элегантность. Капитель украшалась волютой (дета лью, имеющей форму трехвитков спирали с "глазком" в центре). Этот стиль был найден в восточно й Греции и на островах. Эрехтейон – храм среднего классического периода греческого иску сства и архитектуры, построенный на Акрополе в Афин ах между 421 и 405 гг до нашей эры. В Эрехтейоне находились святилища Афины Полиас, П осейдона и Эрехтея. В результате соблюдения определенных строительных требований того времени и расположения на склоне, х рам имеет довольно необычный план. От корпуса здан ия крытые галереиотбрасывают тени на восток, север и юг. Восточная галерея, постороенная в ионическом гр еческом ордере, давала доступ к святилищу. Афины,

 • которое отделялось стеной от западной целлы. Северная галерея, ионического тетрастиля, распологается на • которое отделялось стеной от западной целлы. Северная галерея, ионического тетрастиля, распологается на низко м уровне и оттуда можно попасть в западную целлу, пройдя через небольшую дверь. Южная галерея, известная ка к Портик кариатид, состоящий из шести женских скульптур, поддерживающих антаблемент, является самой интересной достопремечательностью хр ама; она формирует трибуну. Западная часть здания с окнами и частично встроенными в стену колоннами является модификацией ориг инала, построенного римлянами в период реставрации здания. Одна из восточных колонн и одна из кариатид были перевезены в Лонд он лордом Элгином, на их место были поставлены их точные копии. • Храм Аполлона в Дидиме был построен греками в Турции (примерно в 300 г до нашей эры). Дизайн храма был известен как диптеральный, что означает наличие двух рядов колонн, окружающих внутреннюю часть храма. Эти колонны окружали небольшой зал, в котором находилась статуя Аполлона. По этим развалинам, окруженным ионическими колоннами, достигающими 19. 5 мет ров (64 фута) в высоту, можно лишь отдаленно судить об ушедшей красоте древнего храма.

Коринфский ордер Коринфский греческий ордер является самым нарядным и бог атым из всех классических Коринфский ордер Коринфский греческий ордер является самым нарядным и бог атым из всех классических ордеров архитектуры. Он также явл яется самымпоздним, достигшим своего расцвета лишь к сере дине четвертого века до нашей эры. Однако самый древний о бразец этого ордена былнайден в храме Аполлна в Бассае (420 г до нашей эры). Греки не часто использовали этот ордер; глав ным его образцом служит круглое сооружение в Афинах, известное как памятник Лисикрата (335 г до нашей эры). Храм Зевса в Афинах (начатый во втором веке до нашейэры и завершенный императором Хадрианом во втором веке наше й эры) был вероятно самым примечательным из Коринфских храмов.

present5.com

Древнегреческие храмы | Журнал Пробудження

ПарфенонКогда древних греков охватывало чувство неописуемого ужаса или восторга перед естественным явлением, которое они не могли объяснить, тогда они думали, что здесь не обошлось без богов. Это мог быть и неисчерпаемый источник, и шелест листьев от дуновения ветра, необычной формы скала, гроза, летающая тень и даже тишина. Места, где смешанные чувства почета и страха возникали чаще и оказывались сильнее, греки называли thambos и выбирали их для строительства своих святилищ.

Боги заявляли о себе в самых разнообразных местностях. Аполлон, например, облюбовал себе величественный край Дельфы вблизи с кряжа в предгорьях Парнаса, а также скалы острова Делос посреди Эгейского моря. Границы места, где царило божество, обозначались каменными столбами или окружались стеной, поэтому священный приют с тех пор становился запрещенным. В этом месте не только рождаться или умирать, даже заходить туда с нечистыми намерениями считалось кощунством. Отрезанное от мира священное место становилось temenos бога, то есть божьим пределом.

греческий храм

Среди того, что осталось от temenos и вообще лучше сохранилось от античного мира, больше всего поражают храмы. Но действительно ли храмы были необходимым элементом святилищ, в которых древние греки чествовали своих богов?

С этой точки зрения показательно святилище Зевса в Олимпии. Как писал Гесиод в VII веке до нашей эры, этот «бог богов», который имел полную власть над смертными людьми, наделяя их славой или забвением, наказывая напыщенных и превознося смиренных, гремел над головами греков и жил где-то в небе, не имел своего храма почти 500 лет! Первые жертвы Зевсу в его святилище датируется еще тысячным годом до нашей эры, тогда как предназначенный для его статуи храм был построен архитектором Либоном из Элиды только в 468 году до нашей эры.

Храм Зевса

Как объяснить, что первый среди богов-олимпийцев должен был так долго ждать жилье в собственном святилище, дольше даже своей жены Геры, храм которой освятили где-то около 600 лет до нашей эры? Как объяснить, что в этом античном месте, где каждый четвертый год созывались Олимпийские игры с участием спортсменов и зрителей со всех городов, почему-то не почувствовали ранее потребности почтить бога его собственным храмом?

Это означает, что в религии древних греков храм имел второстепенное значение. Он не был сердцем святилища, как, впрочем, не был он и жизненным центром города, в отличие от средневековых соборов. У греков сердцем всех обрядов, согласно требованиям ритуала эпохи гомеровских героев, был алтарь. Боги ждут от людей молитв, даров и жертв, а вместо этого они удовлетворяют просьбы верующих, дают им свое благословение.

Самая высокая жертва всегда кровавая. Так же как троянцы в «Илиаде», участники ее собираются на площади и устраивают знаменитую гекатомбу вокруг величественного алтаря. Жертвенных животных убивают тут же, у алтаря, где горит огонь, который и поглотит их целиком или частично. Дым, поднимающийся в небо, и является той пищей, которую так любят боги.

Итак, алтарь под открытым небом, а не храм, играет основную роль в культе уважения богам. Для святилища достаточно самого алтаря, только его. На примере Олимпии видно, что он может в течение веков предшествовать строительству храма. Многие алтари строили из камня, некоторые из них достигали внушительных размеров. Так, сиракузский тиран Гиерон II построил на Сицилии в III веке до н. е. алтарь длиной 192 метра. Строили алтари и с недолговечных материалов: так на алтарь Аполлону на Делосе пригодились рога принесенных в жертву коз, а алтарь Зевсу в Олимпии сделали из пепла сожженных животных. Неутомимый путешественник грек Павсаний описал алтарь Зевсу как конус почти 7 метров высотой с основой 37 метров по кругу.

алтарь

Чаще всего алтарь размещали перед главным фасадом храма на восточной стороне. Именно к нему направляли процессии верующих, тогда как доступ в храм, где среди даров стояла статуя божества, разрешался, как правило, одним только жрецам. Верующие, которым не выпадала возможность побывать в храме, могли видеть изображение бога только через полуоткрытую дверь. В Элиде в храме Аида (Гадеса), бога подземного царства, двери храма открывались только раз в год и только для жреца.

ВТОРАЯ ПРЕГРАДА

Итак, греческий храм — это обособленный, замкнутый мир. Кроме temenos, которым дом божий отгородился от мира людей, он имела еще и колоннаду. Верующие в святилище были извне, на площади, а колоннада храма словно приглашала их идти вокруг здания. Исключения из этого правила очень немногочисленны. Как храмы, так и святилища включали в себя не только изображение Бога, но и эманации его: так, например, храм Аполлона в Дельфах был построен над трещиной в скале, сквозь которую вещал сам Бог. Люди, стремились услышать его советы, после очистки заходили в здание, однако не приближались к священному углу, где в полумраке, скрытая от их глаз, сидела на возвышении жрица (или пифия), которая и передавала им ответы бога.

храм Аполлона в Дельфах

ОКАМЕНЕВШЕЕ СВЯТИЛИЩЕ

Первые храмы ничем не отличались от человеческого жилья. Хотя, как сказал Аполлон в «Илиаде», «всегда останутся совершенно разные расы — богов бессмертных земных людей», человек наделил богов своей внешностью и уподобил их себе в жизненных потребностях. Об истоках религиозной архитектуры, когда божий дом выглядел точно так же, как человеческий дом, напоминают первобытные часовни. Это были здания с единственным квадратным или полуовальным помещением; стены делали из кирпича-сырца или самана с примесью камней и соломы полы были из камня и гальки; потолок подпирали деревянными столбами.

Греки были, прежде всего, жителями городов, поэтому и их храмы с течением времени менялись вместе с городами. Каждая городская община чествовала своих богов-хранителей, украшая их святилища, и здесь хвастовство достаточно часто брало верх над набожностью. В VI веке до нашей эры городами правили богатые тираны, которые возводили в священных местах все пышнее сооружения, чтобы возвеличить самих себя. Поэтому строительство храмов быстро развивалось, архитекторы стремились превзойти своих коллег-соперников.

Храм Зевса

Первобытные невзрачные здания уступили место величественным сооружениям. Строители начали использовать известняк и мрамор. В некоторых случаях этот процесс «окаменения» проходил постепенно. Так, например, деревянные колонны храма Геры в Олимпии заменялись на каменные одна за другой до римской эпохи, за исключением единственной, которую рассматривали и удивлялись ей уже в III веке нашей эры. Однако, уже в начале VI века до нашей эры некоторые храмы, в частности храм Артемиды на Корфе, были построены только из камня.

Овладение этим благородным, но тяжелым материалом заставило архитекторов задуматься над определением объемов и благоустройством интерьеров, что позволило бы лучше подать изображение бога. К главному помещению храма, где установлена статуя, пристраивался вестибюль, симметричным отражением которого был второй вход позади здания.

Самые смелые среди тогдашних архитекторов строители из греческих городов в Малой Азии смогли строить величественные, как соборы, храмы. Возможно, на создание двойной колоннады вокруг главного зала их вдохновили архитектурные комплексы Древнего Египта. В храме и святилище Геры на острове Самосе, известных под названием «лабиринт», восхищал современников настоящий величественный лес колонн — их было 104. Храм Артемиды в Эфесе, некоторые скульптурные украшения которого были подарены легендарным царем Крезом, считался одним из семи чудес света. Сейчас от него осталось только упоминание — храм сжег преступник как раз в ту ночь 356 года до нашей эры, когда родился Александр Македонский.

Продолжение следует.

Автор: Софи Декан-Лекима.

waking-up.org

Храмы эпохи Древней Греции » Blog Archive » Воссоздание храма Афины Ники.

dsc_0924_p1_resizeЛюбая зарисовка знаменитого афинского Акрополя, сделанная путешественниками Нового Времени до разрушения памятника, не может быть полной без изображения изящного храмика Афины, находившегося справа от Пропилей. Причем она неполна настолько, насколько история Греции не была бы полна без блистательной победы при Платеях объединенного греческого войска над персами. В честь этой победы был сооружен храм Афине-Победительнице. Это небольшое святилище было разобрано турками в свое время, но его восстановление имеет огромное значение для возрождения целостности композиции храмового комплекса Акрополя.

Реставрация храма Афины Ники

В конце 1985 года были начаты работы по восстановлению храма Афины Ники или Ники Аптерос, так его называли в древние времена. Вначале планировать реставрировать лишь скульптурный фриз, сооруженный в честь победы при Платеях, но работы удалось завершить так успешно, что в 1991 году поступило предложение восстановить полностью весь храм. Через два года 2-х томный реставрационный проект был горячо одобрен научным сообществом на 3-м международном конгрессе по памятникам Акрополя.

Этот памятник восстанавливали два раза. Впервые его реставрировали весной 1835 года, вскоре после того, как Греция обрела независимость. Следует отметить, что во всей Греции этот античный храм был восстановлен первым только потому, что его символизм древней победы над персами распространялся на успешное окончание национально-освободительной борьбы греков через 23 столетия.

Между прочим, турки не от хорошей жизни разобрали храм. В 1687 году при подготовке Акрополя к обороне от эскадры венецианского адмирала Морозини, турецкому гарнизону пришлось наскоро соорудить бастион из мраморных блоков храма Ники. В Грецию прибыли немецкие археологи вместе с королем Оттоном, и они занялись расчисткой сохранившегося фундамента храма. Вначале восстановили колоннаду и стены, потом работы приостанавливались, но после их возобновления пластины фриза были возвращены на свое место к 1847 году. Также удалось восстановить и копии четырех пластин, вывезенных лордом Элгином в Англию за сорок лет до этого.

После первой реставрации памятника уже прошло почти сто лет, когда археологу Николаосу Баланосу разрешили  реконструировать храм Ники. Для Баланоса эта реставрация стала последней работой, после того, как им была проведена масштабная серия восстановительных работ на Акрополе, начатых им еще в 1900 году. Вначале храм в последующие полтора года разобрали, при этом во время работ удалось обнаружить некоторые нестыковки  мраморных блоков, установленных не свои места.

Но, после того, как археологи разобрали каменную кладку западной и южной стен башни, внутри ее они обнаружили намного более древнюю башню микенского и пеласгического периодов, являющаяся частью древних киклопических укреплений Акрополя. Под цоколем мраморного храма Ники были обнаружены руины известнякового архаического святилища, сооруженного Кимоном, после того, как в 479 году до н.э. были окончательно изгнаны персидские полчища Ксеркса из Греции.

www.antic-greece.ru


Смотрите также