Хорезм древний карта. Артефакт пустыни Кузылкум – древний Хорезм
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Забытая реальность. Хорезм древний карта


Исторический тур Древний Хорезм

 

ХОРЕЗМХорезм - древнейший культурный оазис на северо-западе Узбекистана. Цивилизация древнего Хорезма прослеживается от неолита (VI - начало V тысячелетия до н.э.) до сегодняшнего дня. В оазисе пышно расцветали городская культура и сопутствующие ей ремесла и торговля. Самые ранние исторические сведения до нас донесла Авеста (первая половина I тысячелетия до н.э.), где встречается название страны «Hvairizem». Природа обошла щедротами этот край: резко континентальный климат, засоленные почвы, острый дефицит воды. Единственно на что не поскупилась природа - это солнце. В году бывает примерно триста солнечных дней. Может быть поэтому близко к истине этимологическое толкование слова «Хорезм» - «земля солнца».Культурное освоение оазиса возможно было только при условии искусственного орошения. Здесь на берегу великой азиатской реки Амударьи и родилась одна из древнейших цивилизаций Средней Азии.Археологи установили, что наибольшего развития ирригация и земледелие достигли в кангюйско-кушанский период. Памятниками этого периода являются городища Джанбас-кала, Кургашин-кала, Базар-кала, Кунюрли- кала. Кой-крылган-кала и др. Те. кто возводили здесь городища, хорошо были знакомы с математикой, геодезией, астрономией, медициной, искусством градостроения.В кушанский период (I-II вв. н.э.) строится город-храм Топрак-кала, который является венцом всех достижений высокой художественной культуры, проявившейся в синтезе архитектуры, скульптуры и живописи.Во время тюркского каганата Хорезм сохранял свою политическую независимость.В V-VIII вв. Хорезм вступает на путь феодального развития. Возникает новая форма поселения - замок, которая сменяет собой кушанскую систему неукрепленных поселений под государственной охраной. Малочисленные города этого периода являются центрами ремесла и торговли и окружены замками дехкан и земледельцев.Хорезм играл большую роль в экономике Мавераннахра, так как через него проходила транзитная торговая дорога - одна из северных ветвей Великого Шелкового пути. В начале VIII века в Хорезме было три крупных города - столица Кят, Хазарапс и Ургенч. В 710 - 712 гг. наместник халифата Кутейба ибн муслим оказал поддержку хорезмшаху, который вместе с арабами принимает участие в завоевании Согда. Позднее Кутейба направил в Хорезм войска и ценой большой крови подчинил себе Хорезм.В 996 году правитель северного Хорезма Мамун ибн Мухаммед объединил Хорезм в единое государство и сделал столицей Гургандж. При академии хорезмшаха Мамуна (XI в.) жили и работали крупнейшие ученые- энциклопедисты средневекового Востока - Беруни и Абу Али ибн Сина.Зимой 1221 г. началась осада Ургенча войсками Чингизхана. Захватив город, монголы все предали огню и мечу. Наступило мрачное время рабства, хозяйственной разрухи, упадка сельского хозяйства и городской жизни.Объединение Хорезма в сильное государство началось с Абдулгази- хана (1643-1663 гг.). В перв. пол. XVI в. Хорезм выделяется в самостоятельное государство, но только в конце XVI в. была окончательно утверждена независимость Хорезма, с этого времени, именуемого Хивинским ханством.В конце XVIII - начале XIX вв., в связи с развитием торговли с Уралом, Поволжьем, Сибирью, экономика ханства укрепляется, развиваются такие города как Хива, Новый Ургенч.Место архитектурного наследия Хивы и Хорезмской области в целом в истории Средней Азии определяется не только изобилием сохранившихся архитектурных памятников, но и тем своеобразным вкладом, который внесли хорезмские зодчие в строительное и изобразительное искусство Средней Азии, сохраняя и развивая традиции.Сегодня Хива - уникальное для Средней Азии явление - сохранившийся в целости памятник градостроительства. Исторически сложившаяся планировка уличной сети и застройки в пределах двойного кольца городских стен - Ичан-калы и Дишан-калы - почти не претерпела изменений и в наше время.Территория «внутреннего города» в Хиве - Ичан-кала - объявлена государственным историко-архитектурным заповедником. На её территории сегодня проживают и трудятся 6 тысяч человек

ХИВАСогласно легенде, старец, умирающий в пустыне от жажды, стукнул посохом и увидел на месте удара колодец с водой. Удивленный, он воскликнул «Хей Вах!» и основа л у колодца город.Многовековая история Хивы неразрывно связана с судьбой Хорезма. Периоды подъемов, когда Хорезм становился во главе могучих государственных образований, чередовались с тяжкими падениями, когда его города и селения гибли от опустошительных вражеских нашествий.Хива расположена на западе Хорезмской области, на высоте около 100 м над уровнем моря. Рядом начинаются неоглядные просторы великой пустыни Кызылкум.Город питается водами канала Палван.Примечательно, что и в XIX-начале XX вв. город в окончательном виде сложился по традиционному плану равнинного города: прямоугольник, вытянутый с севера на юг, рассеченный крестообразно по осям главными улицами. Размеры его - 650x400 м - находятся в соотношении пропорций „золотого сечения», излюбленного архитекторами всех стран мира. Размеры изученных археологами городищ свидетельствуют, что и тогда их строители владели основами прикладной геометрии.

traveluzbekistan.uz

Крепости древнего Хорезма - путешествия и прочее

Древние крепости в пустыне. Аяз-кала, Тупрак-кала и Кызыл-кала. Аму-Дарья многократно меняла русло и когда-то там, где стоят эти крепости была вода и много жителей. А сейчас там старые выветрившиеся стены. Которые впечатляют. да. И из которых успешно делают туристические объекты. Описывая незабываемые впечатления от встречи заката или восхода в крепости. И иностранные туристы приезжают, для них у стен крепости раскинуты юрты, где они ночуют, так что получается настоящее приключение. А крепость Кызыл-кала сейчас реставрируют или, точнее, строят по-новому. На фотке можно увидеть - основная часть крепости - старые стены на холме, а справа кусочек, где холм декорирован новыми ровными стенами. Которые, возможно, возведут выше. И будет крепость почти как новая...

Итак, утром выезжаем из Хивы в Каракалпакию, на территории которой находятся крепости. Между административными единицами в Узбекистане воздвигнуты роскошные арки.

А это - въезд в другой город.

Телега ждет ослика.

Дерево у дороги, усыпанное цветами.

Вдали - крепость Аяз-Кала. Крепость в полупустыне, находится на каменном холме. Постепенно приближается.

У подножия большой крепости - еще маленькая.

Рядом - юрты. Сюда приезжают туристы ночевать - встретить закат и восход в крепости. Посмотреть национальные танцы у костра ночью. только воды здесь нет совсем. Воду доставляют цистернами-водовозками.

А это - гужевой транспорт, арбы. А в сарае внизу как раз тяга для этого транспорта.

Вид на крепость. Видно, что наверх поднимается тропинка. Но, к сожалению, чтобы дойти до нее надо идти по песку, в котором никаких троп не видно Поэтому мы идем в обход, по дороге слева. Машина не поехала, гид потом объяснила, что там дорога идет по острым камням, от которых на обычных легковушках лопаются шины.

Какой-то жук, довольно большой.

Вокруг - пески. Высыхающие кустики и сухие деревья.

крепость приближается, а юрты, наоборот, становятся все дальше.

А это -какие-то одинокие строения в другой стороне.

А крепость все ближе.

Крепость - глиняная, а основание - каменное.

От стен остались оплывшие остовы.

А это - внутренняя площадка крепости. Площадь достаточно большая, но что на ней было - не видно.

Зато рядом есть и какие-то свежие строения.

Идем вдоль стен.

Здесь явно были ворота внутрь крепости.

Взгляд вокруг. Здесь наружу выступали башни.

А здесь виден канал для полива. Он сильно засолен, по мере приближения к высыхающему Аралу в воде становится все больше соли.

Кажется, что это выветренные скалы. А на самом деле это башни и стены между которыми были ворота крепости.

А здесь стеры крепости видны более отчетливо.

А это - передовая крепость на отдельном холме. Мы ее видели снизу, когда подъезжали.

Между стенами сохранился старый свод. Правда, люди-уроды именно это укромное место использовали, чтобы выбросить остатки своего пикника, который взяли в крепость. Свиньи они, а не туристы.

На этом фрагменте стены явно сохранились старые бойницы.

Спуск вниз, к подножию крепости

Вдали видно озеро. Когда-то полноводное и пресное. снабжавшее крепость водой. А ныне - небольшое, с берегами, покрытыми коркой соли. Гид говорил, до него можно дойти - пару километров по пескам. Но мы не пошли, решили, что жарко.

Еще фрагмент с сохранившимся сводом. И еще один, почти засыпанный.

Возвращаемся к юртам. Саксаул упорно растет. Маленькое многолетнее деревце с чахлым кустиком желтой зелени.

Но даже среди этой выгорающей природы встречаются цветы.

А это - бывший цветок.

Дойдя до юрт - немного отдыхаем внутри. Юрты - просторны. Потолок увешан тканями.

А немного в стороне стоит непонятный навес, под которым постелены ковры. Но тень от навеса падает в сторону, на землю.

С крепостью Аяз-кала покончено. Едем в Тупрак-кала. Вот так выглядит виды из окна машины.

По пути - заезжаем посмотреть на озеро. Вода реально сливается с небом.

А это - взгляд на окрестности. По берегам - живут люди, строятся домики.

А это - сарайчик с соломой

Но даже вода не сильно меняет землю. Вокруг - полупустыня, чахлые кустики.

А теперь мы доехали до крепости Тупрак-кала. Или Топрак-кала, написания различаются. Она сильно больше. Говорят, что здесь была столица древнего Хорезма, рассказывают сказки про громадные залы и полные караваны богатств. Но сейчас здесь только развалины. Но, в отличие от предыдущих, здесь на въезде стоит шлагбаум и с машин собирают плату. Народа - никого, только мы ходим по этим развалинам. И ориентируясь на людей и машины у подножия крепости, иногда попадающих в кадр можно составить представление о размерах.

Следы иногда бывающих дождей, которые медленно, но верно размывают крепость.

Здесь сохранилось несколько внутренних помещений.

И встречаются щели, ведущие в подземелье.

Уезжаем из Тупрак-калы и едем в последнюю крепость, Кызыл-калу. Крепость стоит рядом с пересечением двух арыков. Вот один.

А вот - другой.

Спрашивается где же пересечение? А пересечение устроено интересно - по трубам, они видны на втором снимке. Потому что арыки проходят на разной высоте. Вот эти трубы крупнее. Такая вот развязка.

На берегу примостилось производство глинобитных кирпичей. Их делают из местной глины и сушат тут же на солнышке.

А мы проходим мимо.

И за поворотом появляется крепость. Снизу ее стены выложены из тех самых свежеприготовленных кирпичей. И это - не реставрация, раньше так не было - потому что эта свежая стена сейчас только с одной стороны.

А рядом как раз навес рабочих, сами они сейчас на стенах.

Обходим вокруг. Сейчас какие-то растения цветут с белым пухом.

Окрестный пейзаж и крепость.

Новые стены, идущие от подножия холма, пока построены только с одной стороны. А с остальных видно, что крепость стояла на холме.

Обошли, в поле зрения снова появляются новые стены. И - тропинка наверх, внутрь крепости.

Поднимаемся. Подъем стремный не только крутизной, но и тем, что в стенах прохода живет множество ос и они непрерывно летают.

А это - внутри крепости. Мыстоим на крышах бывших зданий, которые оплыли вниз и лишь немного ниже стен.

Даже на этой глине пробивается растительность.

Местами видны провалы вниз.

А это - взгляд со стен на окрестности. Видно далеко, ровная полупустыня с редкими кустиками.

Впрочем, есть и деревья.

А в эту сторону - даже хлопковое поле, на котором идет сбор урожая.

И пасутся коровы.

Обходим крепость дальше по периметру.

На углу крепости - какие-то палки как гигантские удочки. Потом, спустившись и взглянув на крепость с этого угла понимаем. что к ним привязаны веревки, по которым выравнивают кладку стен. Но крупно я их не сфоткал.

И снова спуск сквозь летающих ос по крутой тропке. Почти бегом, но чтоб не упасть.

Уже поздно. возвращаемся в Хиву. На обратном пути мне наконец удается снять повозку с осликом. Они встречаются довольно регулярно, но поймать в кадр не так просто - потому что обычно их наблюдаешь сзади и это - не интересный кадр, а те, которые едут на встречу довольно быстро проносятся мимо - не потому что быстрые ослики. а потому что быстрая машина.

А это - другая достопримечальность местных дорог. Это не трактор. а обычный грузовик и на нем везут стебли хлопчатника. Перед уборкой созревший хлопчатник чем-то опрыскивают так, что он за неделю-две высыхает. И его потом используют как топливо.

Мост через Аму-Дарью. Она довольно широкая, и сохранилась даже маленькая пристань (хотя на фотке не видно). Но дальше - теряетсяв песках, вернее, в оросительных каналах, и до Арала не доходит.

На этом поездка закончена. По пути на придорожном базаре покупаем арбуз. Вообще в начале октября, когда мы были, арбузы уже отходят, остаются зимние сорта с толстой коркой, которые, зато, очень долго хранятся. А нам гид выдрал какой-то летний и сладкий. Вообще что хорошо в поездке - мы наелись дынь и арбузов. Правда, воспитание не давало покупать большие - не съедим же. Но цены такие, что продавать кусочки тут нет смысла, и на рынке или в магазине целы арбуз или дыня стоит как одна порция их в ресторане.

У нас остается последний день в Хиве, о котором будет следующий пост - и домой.

Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Узбекистан

ru-travel.livejournal.com

Забытая реальность — Крепости древнего Хорезма

На территории древнего обжитого и густонаселенного региона Хорезм существовало огромное число городов, крепостей. Многие достаточно хорошо раскопаны, изучены. Но большая часть практически неизвестна. По некоторым данным – это сотни городов и крепостей. С несколькими из них я знакомил на этих страницах: ДОПОТОПНАЯ МАРГИАНАРУИНЫ ДРЕВНЕГО ГОРОДА МЕРВ Продолжим изучение этого региона через осмотр древних крепостей и их раскопок. Территория Хорезма Начнем с очень необычной по форме крепости, напоминающей по строению внутренних стен на Аркаим: Крепость Кой Крылган Кала Вот так она выглядела до раскопок Крепость была найдена археологами Хорезмской экспедиции случайно в 1938 году. Археологов удивила, прежде всего, невиданная до сих пор в Хорезме форма древней постройки: мощная цитадель с остатками оборонительной стены оказалась не квадратной и не прямоугольной, как это привыкли видеть, а круглой. Снаружи фортификационные сооружения имели форму правильного круга, в центре которого находилась цитадель, ее опоясывала внешняя оборонительная стена с башнями. Пространство между центральным зданием и стеной — «кольцо», как его условно назвали,- оказалось полностью застроенным. Глиняное сооружение было колоссальным: диаметр центрального здания — 42 м, высота в наиболее хорошо сохранившейся части — около 8 м, диаметр всего сооружения — около 90 м. Кой Крылган Кала после раскопок. Переводится как крепость погибших баранов На песчаных барханах вокруг крепости и на ее развалинах были рассыпаны тысячи обломков великолепной глиняной посуды. Процесс раскопок. Общий вид раскопок. 1956 г. Вид с земли В 1950 году на руинах крепости начался новый этап раскопок. В результате стало ясно, что крепость пережила два этапа своего развития. Более ранний этап относится к IV-III векам до н.э. Вторая эпоха жизни крепости относится к первым векам н.э. Было обнаружено, что на ранних этапах развития центральная часть крепости была разрушена в результате пожара. До сих пор остаётся загадкой, был ли он случайным или преднамеренным. План крепости. Реконструкция. Сравнение с Аркаимом Внутри стены – глинобитные или из необожженного кирпича Крепость по сути так и остается до конца не раскопанной Находки. Терракотовые фигурки: Перейдем к другой крепости: Джанбас-кала На территории Республики Каракалпакстан, по дороге в сторону Ургенча, расположен Джанбас-Кала, древнее городище, расцвет которого пришелся на IV век до н.э. Основным отличием Джанбас-Кала от других древних городищ является отсутствие в постройках башен и минаретов, которые являлись обязательными элементами архитектуры того времени. Эти и другие факты существования такого количества крепостей-городов говорит о ином климате в этом районе. Должны быть поля для выращивания и выпаса скота. Сейчас это пустыня. Ученые говорят об постепенном изменении климата в этом районе. Но многие раскопки (показанные в постах ранее) говорят об обратном. Стихия застала людей неожиданно. Источники: http://www.advantour.com/rus/uzbekistan/karakalpakstan/koy-krylgan-kala.htmhttp://mar-well.livejournal.com/109432.html

Источник: sibved.livejournal.com

Оценка информации

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Хорезм - это... Что такое Хорезм?

        историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи (См. Бехистунская надпись) Дария I и «Авесте» (См. Авеста); многие исследователи, кроме того, отождествляли с X. авестийскую Арьянам-войчах — первую зороастрийскую страну. В изучение истории X. значительный вклад внесли русские учёные-востоковеды конца 19 — начала 20 вв. — В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории X. начат в 30-х гг. 20 в. работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова. Древнейшие археологические памятники X. относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (См. Кельтеминарская культура) (4—3 тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (начало 2 тыс. до н. э.) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап т. н. суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая Тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. В середине 2-го тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры — земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок — зернотёрки, бронз, серпы, ножи. В конце 2-го тыс. до н. э. развивается Амирабадская культура (9—8 вв. до н. э.). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В. от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были всё же тесно связаны с земледельческими оазисами [см. Тагискен (Северный)]. На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён [см. Тагискен (Южный), Уйгарак], на протяжении столетий культурно-исторически связанных с X. Полагают, что в 7—6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. Большого Хорезма) лежали в бассейне Мургаба и Герируда.          В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности. В середине 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, X. вошёл в состав государства Ахеменидов (См. Ахемениды). На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о «городе Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор — Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту, X. вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404—358) X. стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского X. уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.          В 4—3 вв. до н. э. X. переживает экономический и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и искусство. В конце 1-го тыс. до н. э. в культуре X. отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя (См. Кангюй). Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках н. э. X. находился в зависимости от Кушанского царства (См. Кушанское царство). В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в X. засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. хорезмийской эры, начало которой приходится на серединую 1 в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в X. до 8 в. Господствующей формой религии в X. был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены «храмы огня».          В искусстве древнего X., которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художественной традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков (См. Саки). На основе синтеза местных и заимствованных элементов в 4—3 вв. до н. э. сформировалась самобытная художественная культура X. В изобразительном искусстве первых вв. н. э. проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличительные черты архитектуры древнего X. — массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора — обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр; см. илл.). В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, 5—4 вв. до н. э., Топрак-Кала, 2—3 вв.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. до н. э.) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4—3 вв. до н. э.; см. илл.). Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика.          Живопись и скульптура Х. развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамические оссуарии (См. Оссуарий) в виде статуй (5 в. до н. э. — первые вв. н. э.; см. илл.) — условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4—3 вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.          Бируни сообщает о воцарении в Х. в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в г. Кят (близ современного г. Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматические данные и некоторые письменные источники подтвердили точность его списка для конца 7 — 8 вв.). 4—6 вв. — время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры (См. Афригидская культура), характерной для раннефеодального Х. вплоть до 8 в. На её складывание значительное влияние оказали окрестные степные племена. Резко сократилась ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени — феодальная усадьба, усадьба-замок (укрепленный, с башнями-донжонами на пирамидальных цоколях, с «гофрированными» стенами) и общинный дом, которые группируются вокруг относительно крупных феодальных центров. Из произведений изобразительного искусства этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш 6—8 вв. с изображениями царей, богов, ритуальных сцен.          В 712 Х. завоевали арабы. Арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Всё большее значение стала приобретать столица Северного Х. — Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил Х. При нём и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Х.; в это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 Х. завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 — сельджуки. В конце 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия — т. н. великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127—56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172—1200) освободил Х. от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде II Ала-ад-дине (См. Мухаммед II Ала-ад-дин) (1200—20) государство великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша.          В искусстве Х. после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата (см. Арабская культура). Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Х. разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи 12 в. в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Х.          В 1220, в результате нашествий войск Чингисхана, государство хорезмшахов распалось, Х. вошёл в состав улуса Джучи, а затем в Золотую Орду (См. Золотая Орда). Во 2-й половине 14 в. Х. переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками с богатым керамическим поливным декором (наборная резная мозаика), например мавзолей династии Суфи, т. н. Тюрабек-Ханым (см. илл.) и др. Правители Х. приобрели фактическую независимость. К этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь Х. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание Х. В 1505 Х. попал под власть Шейбани-хана. В 1512 к власти в Х. пришла узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца 17 в. Позднее фактическими правителями Х. были военачальники из узбекского рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-либо из Чингизидов. С начала 17 в. столицей Х. стала Хива. Её архитектурные ансамбли дают наиболее яркое представление о зодчестве и декоративно-монументальном искусстве позднефеодального Хорезма. Термин «Хивинское ханство» употреблялся, однако, только в русской и западо-европейской литературе; в местной официальной терминологии Х. продолжал называться Хорезмским государством, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики (См. Хорезмская Народная Советская республика).

        

         Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963; его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965; Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, «Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1930, т. 6, в. 2; Толстой С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же. По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 1—10, М., 1952—77; Материалы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, в. 1—10, М., 1959—1975; Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966; Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в сборнике: Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970; Пьянков И. В., Хорасмии Гекатея Милетского, «Вестник древней истории», 1972, № 2.

         М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт.

        Хорезм. Топрак-Кала. Древнехорезмийский документ на дереве. 3 в. н. э.

        Хорезм. Топрак-Кала. Древнехорезмийский документ на дереве. 3 в. н. э.

        Хорезм. Аяз-Кала-2. Развалины крепости. Сер. 1-го тыс. н. э.

        Хорезм. Аяз-Кала-2. Развалины крепости. Сер. 1-го тыс. н. э.

        Хорезм. Калалы-Гыр. Раскопки дворцового здания. Рубеж 5—4 вв. до н. э.

        Хорезм. Калалы-Гыр. Раскопки дворцового здания. Рубеж 5—4 вв. до н. э.

        Кой-Крылган-кала. Общий вид после раскопок.

        Кой-Крылган-кала. Общий вид после раскопок.

        Кюзели-Гыр. Остатки башни на северо-восточной стене.

        Кюзели-Гыр. Остатки башни на северо-восточной стене.

        Майоликовая мозаика купола т. н. мавзолея Тюрабек-ханым около Куня-Ургенча (Туркменская ССР). 14 в.

        Майоликовая мозаика купола т. н. мавзолея Тюрабек-ханым около Куня-Ургенча (Туркменская ССР). 14 в.

        Керамический оссуарий, увенчанный фигурой сидящей женщины. Хорезм. Кой-Крылган-кала.

        Керамический оссуарий, увенчанный фигурой сидящей женщины. Хорезм. Кой-Крылган-кала.

dic.academic.ru

Хорезм - это... Что такое Хорезм?

Хорезм
Khwarezmian Empire 1190 - 1220 (AD).PNGИмперия Хорезм 1190—1220 годы.
Столица 305-? Кят,1097-1220 Ургенч (Гургандж),1212-1220 Самарканд,1220-1221 Газни,1221-1224 Дели,1224-1231 Тебриз,1573-1920 Хива
Язык(и) Хорезмийский, Хорезмско-тюркский, Чагатайский
Религия ислам
Форма правления Абсолютная монархия
Династия Сиявушиды (прим. 1200-320 гг. до н. э.),Афригиды (305-995),Мамуниды (995-1017),Алтунташ (1017-1041),Ануштегиниды (1097-1229),Суфи-кунграты (1359-1388),Шибаниды (1511—1695),Чингизиды (1695—1740),Тукайтимуриды (1746-1770),Кунграты (1763—1920)
Преемственность
Хорезмская НСР →

Хоре́зм (узб. Xorazm, перс. خوارزم‎) — древний регион Средней Азии с центром в низовьях Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь. С конца III века столицей Хорезма был город Кят; в конце X века столица переносится в город Ургенч (ныне город Кёнеургенч[источник не указан 813 дней])[уточнить].

Доахеменидский период

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (IV—III тысячелетия до н. э.). Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине II тысячелетия тазабагъябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. назв. Черного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагъябских, расположены на такырах, лежащих над погребенными барханами, есть основание полагать, что около середины II тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным ее заселением и связано колонизационное движение южных племен, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагъябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V[1]

Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учета роли среднеазиатских племен вряд ли может быть до конца решен вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств. — Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм — «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем ее объеме.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V[2]

К середине II тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно ал-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII в. до н. э. Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо». Здесь, по преданию, родился основатель зороастризма — легендарный Заратуштра[источник не указан 813 дней].

К началу I тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля»[1]. С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. (Срав.осет. хори зæнхæ - земля солнца) Около VIII—VII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

От империи Ахеменидов до античной эпохи

В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполиса. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидской армии в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века нашей эры. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Хорезм в античную эпоху

Хорезм IV в. до н. э. — I в. н. э. — могущественное государство.

Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века нашей эры. Из последующих царей известен Артрамуш конец II — начало III века н. э.[2] Вазамар, вторая половина III века н. э. и другие.[3]

В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни. Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружен и ведущую роль играла не профессиональная армия, а массовое народное ополчение. Около 175 г. до. н. э. Хорезм восстанавливает свою традиционную власть над Согдианой и Средней Сырдарьёй. В последней трети I в. до н. э. Хорезм выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад. По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй — «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.

Согласно источникам в I веке нашей эры была введена хорезмийская эра и введен новый календарь. По словам великого хорезмийского ученого Абу Рейхана аль-Бируни (973—1048), впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до нашей эры.

Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II в. Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянной армии. В начале IV в., при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII вв., города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах.

От арабского завоевания до завоевания сельджуками

Первые набеги арабов на Хорезм относятся еще к VII в. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» ал-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».

Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 г. посылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии. Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII в. внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.

В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причем ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье — Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы. Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч (ныне Кёнеургенч)[уточнить], сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча.

Хорезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейхан ал-Бируни, ал-Чагмини.

В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоеван тюрками-сельджуками.

Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072—1092). Он получил титул шихны Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукского протектората и присоединение новых земель. Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошел его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127—1156). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

Государство Хорезмшахов в 1220 году

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172—1200) Хорезм превращается в огромную империю. В 1194 году войска хорезмшаха разбивают армию последнего иранского сельджукида Торгул-бека и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном; в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200—1220 завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далекую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Армия Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольских войск.

Монгольский период

В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но в ответ Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячную армию в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено. Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в дельте р. Куры в Каспийском море. Государство Хорезмшахов прекратило своё существование. В то время уровень моря был ниже современного на 2 метра. На острове Абескун находился одноимённый город, росли леса, но и остров и город бесследно исчезли — уже в 1304 году Абескун был под водой. Сын хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберды продолжал борьбу с монголами до 1231 года. Он дважды разгромил войско монголов на территории современного Афганистана, но был разбит самим Чингисханом в битве при Инде. Джелал ад-Дин Мангуберды погиб в 1231 году в Закавказье. Последним потомком рода хорезмшахов-ануштегинидов был Сайф-ад-дин Кутуз, которому ненадолго в 1259 году удалось прийти к власти в Египте. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом смогли, наконец, остановить монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году.[4]

С 1220 года Хорезм оказался в составе Монгольской империи, затем в улусе Джучи, позднее в Золотой Орде. В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. Культура хорезмийцев сыграла значительную роль в культурном развитии Золотой Орды. В 1359 году Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов обрел независимость от Золотой Орды. Однако, позже он стал ареной борьбы между Тимуром и ханом Золотой Орды Тохтамышем. В конце концов он вошел в состав империи Тимура.

Хорезм в XVI — первой половине XVIII века

В 1505 году Хорезм вошел в состав государства Мухаммада Шейбани-хана. В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву. С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства являлось древнее название — Хорезм. С 1511 года по 1770 год Хорезмом управляла династия шибанидов.

Хорезм во второй половине XVIII — начале XX века

В 1770-х годах к власти в Хорезме пришли представители узбекской династии кунграт. Основателем династии был Мухаммад Амин-бий. В этот период были построены шедевры архитектуры Хорезма в столице Хиве. В 1873 году при правлении Мухаммад Рахим-хана II Хорезм стал вассалом Российской империи. Кунграты правили до 1920 года, когда были свергнуты в результате вторжения Красной Армии.

Правители Хорезма

Примечания

  1. ↑ Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. Москва: Восточная литература, 1998,с.28
  2. ↑ Монеты Хорезма
  3. ↑ Монеты Хорезма
  4. ↑ Буниятов З. Государство хорезмшахов-ануштегинидов (1097—1231), Москва, 1986

Литература

  • Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времён до настоящего времени. СПб., 1877.
  • Виноградов А. В. Тысячелетия, погребенные пустыней. М.: Просвещение, 1966.
  • Толстов С. П. Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века. Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР, 1946, 2, с. 87-108.
  • Б. Грозный. Протоиндийские письмена и их расшифровка. Вестник древней истории 2 (11). 1940.
  • Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л.: 1948.
  • Kыдырниязов М.-Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII—XIV веках. Нукус: Каракалпакстан, 1989.

См. также

Ссылки

// «Троицкий вариант» № 60, c. 8 (2010)

biograf.academic.ru

Артефакт пустыни Кузылкум – древний Хорезм

Древний Хорезм, как государство зародился в начале II века до нашей эры на южной окраине довольно большой пустыни Кызылкум, расположенной в Средней Азии, со столицей в долине реки Амударьи. Именно через этот регион на сегодняшний день пролегает множество туристических маршрутов.

1101.аз.2

1101.аз.3

1101.аз.4

Создание этого государства, как цветущего оазиса, расположенного среди раскалённых песков пустыни, в основном определило наличие в этом регионе многоводной реки Амударьи. Сумев оптимально организовать ирригационную систему на этой территории, местные жители возродили к жизни пустынные земли и начали выращивать богатые урожаи многих сельскохозяйственных культур и выпас скота. Помимо этого жители хорезмского государства активно занимались ремесленничеством и торговлей.

1101.аз.5

1101.аз.6

1101.аз.7

Последнее обстоятельство во многом определило тот факт, что на протяжении довольно длительного периода Хорезм контролировал знаменитый Шелковый путь. Первой столицей Хорезма был город Кят, расположенный на берегу Амударьи. Немногим позже статус столицы получил Уренгеч, а уж затем более знаменитые Хивы. При этом стоит отметить, что за всю свою долгую историю государство Хорезм неоднократно завоёвывался соседними государствами. В начале это были арабы, пришедшие на эту землю с запада, а затем древний Хорезм на долго попал под власть Золотой Орды, после продолжительной войны против войск Чингизхана.

1101.аз.8

1101.аз.9

1101.аз.10

Но начиная с 1512 года к власти пришли узбекские военноначальники, которые провозгласив независимость Хорезма образовали Хивинское ханство. На сегодняшний день всю эту территорию называют Страной тысячи крепостей, ведь усилиями многих археологических экспедиций из песков Кызылкумов были подняты тысячи архитектурных памятников древнего Хорезма, не говоря уже о множестве исторических артефактов украшающих на сегодняшний день многие музеи мира.

1101.аз.11

1101.аз.12

1101.аз.13

Но, на сегодняшний день земли древнего Хорезма хранят ещё одну, живую достопримечательность – это знаменитые пауки каракурты или как их ещё называют чёрная вдова, укус которых смертелен не только для человека, но и для многих животных. Однако сам по себе этот паук не нападает, если его не потревожить или наступить. Так, что, будучи в этих районах будьте внимательны и к этим живым артефактам древнего Хорезма.

set-travel.com

Хорезм - это... Что такое Хорезм?

Хорезм
Khwarezmian Empire 1190 - 1220 (AD).PNGИмперия Хорезм 1190—1220 годы.
Столица 305-? Кят,1097-1220 Ургенч (Гургандж),1212-1220 Самарканд,1220-1221 Газни,1221-1224 Дели,1224-1231 Тебриз,1573-1920 Хива
Язык(и) Хорезмийский, Хорезмско-тюркский, Чагатайский
Религия ислам
Форма правления Абсолютная монархия
Династия Сиявушиды (прим. 1200-320 гг. до н. э.),Афригиды (305-995),Мамуниды (995-1017),Алтунташ (1017-1041),Ануштегиниды (1097-1229),Суфи-кунграты (1359-1388),Шибаниды (1511—1695),Чингизиды (1695—1740),Тукайтимуриды (1746-1770),Кунграты (1763—1920)
Преемственность
Хорезмская НСР →

Хоре́зм (узб. Xorazm, перс. خوارزم‎) — древний регион Средней Азии с центром в низовьях Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь. С конца III века столицей Хорезма был город Кят; в конце X века столица переносится в город Ургенч (ныне город Кёнеургенч[источник не указан 813 дней])[уточнить].

Доахеменидский период

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (IV—III тысячелетия до н. э.). Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине II тысячелетия тазабагъябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. назв. Черного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагъябских, расположены на такырах, лежащих над погребенными барханами, есть основание полагать, что около середины II тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным ее заселением и связано колонизационное движение южных племен, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагъябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V[1]

Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учета роли среднеазиатских племен вряд ли может быть до конца решен вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств. — Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм — «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем ее объеме.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V[2]

К середине II тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно ал-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII в. до н. э. Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо». Здесь, по преданию, родился основатель зороастризма — легендарный Заратуштра[источник не указан 813 дней].

К началу I тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля»[1]. С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. (Срав.осет. хори зæнхæ - земля солнца) Около VIII—VII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

От империи Ахеменидов до античной эпохи

В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполиса. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидской армии в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века нашей эры. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Хорезм в античную эпоху

Хорезм IV в. до н. э. — I в. н. э. — могущественное государство.

Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века нашей эры. Из последующих царей известен Артрамуш конец II — начало III века н. э.[2] Вазамар, вторая половина III века н. э. и другие.[3]

В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни. Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружен и ведущую роль играла не профессиональная армия, а массовое народное ополчение. Около 175 г. до. н. э. Хорезм восстанавливает свою традиционную власть над Согдианой и Средней Сырдарьёй. В последней трети I в. до н. э. Хорезм выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад. По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй — «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.

Согласно источникам в I веке нашей эры была введена хорезмийская эра и введен новый календарь. По словам великого хорезмийского ученого Абу Рейхана аль-Бируни (973—1048), впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до нашей эры.

Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II в. Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянной армии. В начале IV в., при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII вв., города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах.

От арабского завоевания до завоевания сельджуками

Первые набеги арабов на Хорезм относятся еще к VII в. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» ал-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».

Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 г. посылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии. Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII в. внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.

В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причем ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье — Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы. Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч (ныне Кёнеургенч)[уточнить], сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча.

Хорезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейхан ал-Бируни, ал-Чагмини.

В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоеван тюрками-сельджуками.

Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072—1092). Он получил титул шихны Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукского протектората и присоединение новых земель. Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошел его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127—1156). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

Государство Хорезмшахов в 1220 году

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172—1200) Хорезм превращается в огромную империю. В 1194 году войска хорезмшаха разбивают армию последнего иранского сельджукида Торгул-бека и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном; в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200—1220 завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далекую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Армия Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольских войск.

Монгольский период

В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но в ответ Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячную армию в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено. Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в дельте р. Куры в Каспийском море. Государство Хорезмшахов прекратило своё существование. В то время уровень моря был ниже современного на 2 метра. На острове Абескун находился одноимённый город, росли леса, но и остров и город бесследно исчезли — уже в 1304 году Абескун был под водой. Сын хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберды продолжал борьбу с монголами до 1231 года. Он дважды разгромил войско монголов на территории современного Афганистана, но был разбит самим Чингисханом в битве при Инде. Джелал ад-Дин Мангуберды погиб в 1231 году в Закавказье. Последним потомком рода хорезмшахов-ануштегинидов был Сайф-ад-дин Кутуз, которому ненадолго в 1259 году удалось прийти к власти в Египте. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом смогли, наконец, остановить монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году.[4]

С 1220 года Хорезм оказался в составе Монгольской империи, затем в улусе Джучи, позднее в Золотой Орде. В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. Культура хорезмийцев сыграла значительную роль в культурном развитии Золотой Орды. В 1359 году Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов обрел независимость от Золотой Орды. Однако, позже он стал ареной борьбы между Тимуром и ханом Золотой Орды Тохтамышем. В конце концов он вошел в состав империи Тимура.

Хорезм в XVI — первой половине XVIII века

В 1505 году Хорезм вошел в состав государства Мухаммада Шейбани-хана. В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву. С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства являлось древнее название — Хорезм. С 1511 года по 1770 год Хорезмом управляла династия шибанидов.

Хорезм во второй половине XVIII — начале XX века

В 1770-х годах к власти в Хорезме пришли представители узбекской династии кунграт. Основателем династии был Мухаммад Амин-бий. В этот период были построены шедевры архитектуры Хорезма в столице Хиве. В 1873 году при правлении Мухаммад Рахим-хана II Хорезм стал вассалом Российской империи. Кунграты правили до 1920 года, когда были свергнуты в результате вторжения Красной Армии.

Правители Хорезма

Примечания

  1. ↑ Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. Москва: Восточная литература, 1998,с.28
  2. ↑ Монеты Хорезма
  3. ↑ Монеты Хорезма
  4. ↑ Буниятов З. Государство хорезмшахов-ануштегинидов (1097—1231), Москва, 1986

Литература

  • Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времён до настоящего времени. СПб., 1877.
  • Виноградов А. В. Тысячелетия, погребенные пустыней. М.: Просвещение, 1966.
  • Толстов С. П. Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века. Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР, 1946, 2, с. 87-108.
  • Б. Грозный. Протоиндийские письмена и их расшифровка. Вестник древней истории 2 (11). 1940.
  • Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л.: 1948.
  • Kыдырниязов М.-Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII—XIV веках. Нукус: Каракалпакстан, 1989.

См. также

Ссылки

// «Троицкий вариант» № 60, c. 8 (2010)

dikc.academic.ru


Смотрите также