Медицина Древнего Египта. Хирургические инструменты древнего египта
Медицина Древнего Египта — реферат
Ссылку на использование мочи в лечебных целях мы находим в одном из поздних преданий в записи Геродота:
«Десять лет был он лишен зрения (речь идет о египетском царе Фероне), а на одиннадцатый год пришло к нему из города Буто прорицание оракула, что срок кары истек и царь прозреет, промыв глаза мочой женщины, которая имела сношение только со своим мужем и не знала других мужчин. Сначала царь попробовал мочу своей собственной жены, но не прозрел, а затем подряд стал пробовать мочу всех других женщин. Когда наконец царь исцелился и стал вновь зрячим, то собрал всех женщин, которых подвергал испытанию, кроме той, чьей мочой, омывшись, прозрел, в один город, теперь называемый Эрифраболос. Собрав их в этот город, царь сжог всех женщин вместе с городом. А ту женщину, от мочи которой он стал вновь зрячим, царь взял себе в жены».
Немецкие врачи, ознакомившись с папирусом Эберса, дали древнеегипетской фармации едкое и насмешливо-презрительное название «дрек-аптека», «дрек-терапия». Казалось, грекофилы и грекоманы могли торжествовать...
Тем неожиданное была сенсационная публикация в 1930 г. так называемого папируса Смита, переведенного американским египтологом Г. Брестидом. Папирус Смита, как и папирус Эберса, датируется примерно 1550 г. до н.э., но по многим убедительным признакам оба манускрипта переписаны с более древних рукописей.
Хирургия в Древнем Египте
Папирус Смита представлял собой «учебник хирургии», полностью свободный от страха перед демонами и богами. В нем не оказалось ни одного заклинания. Папирус украшают рисунки частей и органов тела до и после операции (Н. Богоявленский), что еще более усиливает впёчатление рациональности, реалистичности этого древнего манускрипта.
Хирургия в Древнем Египте была поставлена очень неплохо. Так, например, в папирусе Эдвина Смита, конец которого, к сожалению, не сохранился, описываются методы лечения ран, переломов и вывихов. Лишь в безнадежных случаях на помощь призывалась магия.
Интересно, что и методы лечения древних египтян напоминали современные. Так, например, при переломах применяли шины, кровотечение останавливали прижиганием. В более поздний период египетские хирурги производили уже довольно сложные операции, пользуясь при этом многочисленными инструментами. Об одном из наборов таких инструментов мы узнали благодаря настенному изображению на храме Ком Омбо. Изображение это предположительно сделано в 100 году до нашей эры. Среди инструментов: зонды, пинцеты, пилы, пакелены (инструменты для прижигания), скальпели и другие.
До публикации папируса Смита ученые не имели никакого представления о древнеегипетской хирургии, можно было думать, что в стране Нила в те давние времена знали лишь 2 операции — ритуальное обрезание и кастрацию (раздроблением, реже — кровавым путем). На косяке двери захоронения придворного вельможи эпохи 2423— 2262 гг. до н. э. запечатлена операция обрезания на 2 подростках. Процедура выполнялась примитивным каменным ножом представителями низшей из каст духовенства.
И вот перед учеными и врачами предстал текст, в котором давались вполне разумные с точки зрения медицины сегодняшнего дня практические советы хирургу:«Когда ты обследуешь человека с переломом обеих ключиц и ты находишь обе ключицы, причем первый (отломок) смещен по отношению ко второму, то ты должен сказать: человек с переломом обеих ключиц — заболевание, которое я лечу. Затем ты должен положить его в вытянутом положении на спину и подложить ему что-либо свернутое между лопаток. Затем ты должен расправить его лопатки с тем, чтобы его ключицы распрямились и в местах перелома стали на место. Затем ты должен изготовить для него две подушечки из материи. Одну ты должен положить внутри на верхнюю часть руки, а другую снизу на верхнюю часть его руки. Затем ты должен его перевязать» (Thorwald).
Тактика врача была различной в зависимости от тяжести травмы.
«Если ты пользуешь больного, у которого рана на виске и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану; если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить. Приложи в первый день свежего мяса и затем пользуй его ежедневно мазью и медом, пока он не излечится» (С. М. Багдасарьян).
В этом отрывке высказываются весьма трезвые прогностические соображения и даются вполне рациональные для того времени советы по лечению. В следующем наставлении папируса Смита прогноз совершенно иной:
«Если ты обследуешь человека с раной на голове, проникающей до кости, и его череп проломлен, открыт мозг его черепа... эти извилины подобно тем, которые возникают на отлитом металле, но что дрожит и трепещет под твоими пальцами, как слабое место темени ребенка, которое еще не затвердело... Под твоими пальцами возникает это дрожание и трепетание потому, что вскрыт мозг. Из обеих ноздрей идет кровь. В этом случае ты должен сказать: зияющая рана на его голове — болезнь, которую нельзя лечить» (Thorwald).
Заметим кстати, что не древние греки, как считалось когда-то, а египтяне первыми в истории говорят о мозге.
В папирусе Смита 48 подобных советов-наставлений. И в каждом из них содержатся описание болезни, рекомендации по лечению, дается прогноз.
Ученым известны не только каменные ножи для произведения кастрации и обрезания, но и близкие современным металлические хирургические инструменты — ланцеты, пинцеты, ножи, ножницы и т. д. (С. М. Ковнер). Возможно, в Древнем Египте, как и в древней Индии и Месопотамии, практиковалась операция удаления катаракты. Во всяком случае в папирусе Эберса говорится об «открытии зрения в зрачках позади глаз» (С. М. Ковнер).
Больших успехов достигла в древнем Египте и травматология. Огромное строительство, все время ведшееся в Египте (пирамиды, храмы, дворцы, ирригационные сооружения), вызывало немало травматических повреждений, что и обусловило большой прогресс для того времени травматологической науки. В папирусе Эдвина Смита подробно разбираются 48 различных разновидностей травм.
Здесь мы встречаемся, в частности, с различными способами вправления вывихов, со сращиванием сломанных костей, с применением хирургических швов.
Древние египтяне применяли нечто подобное современным шинам и лангетам. А столь распространенные ныне гипсовые повязки, бех которых просто немыслима нынешняя травматология, имелись у египтян в виде повязок из бинтовидных полосок холста, которые погружались перед наложением на поврежденную конечность в асфальт или затвердевающие смолы.
Изучение мумий показало, что в Древнем Египте успешно лечили переломы. В челюстях многих мумий найдены зубы, прикрепленные золотой проволокой к здоровым зубам (Lefebvre).
После публикации «древнейшего учебника хирургии» иначе стали относиться и к папирусу Эберса, этому древнему руководству по терапии и фармации. «Реабилитации» папируса Эберса способствовал и выход в свет в 1937 г. нового более совершенного варианта его перевода с комментариями, выполненного датчанином Б. Эббеллем. Расшифровать все названия медикаментов, приведенных в папирусе Эберса, не удалось до сих пор. Но и то, что поддалось расшифровке, весьма импозантно. Да, папирус Эберса содержал не только заклинания. Помимо заговоров и заклинаний, в манускрипте было множество указаний и на вполне рациональные методы терапии. Достаточно сказать, что египтянам была известна по крайней мере треть всех лечебных средств нашего времени.
Стоматология в Древнем Египте
У древних египтян было хорошо развито зубоврачебное дело. Уже в то время были очень распространены такие болезни, как кариес, пиорея и другие. Не случайно один из древних авторов писал, что фараону Аменофису III много неприятностей доставляли не только происки духовенства, но и зубная боль. Обследовав мумию этого фараона, ученые установили, что он действительно тяжко страдал от болезней зубов. Древние дантисты изготовляли превосходные амальгамы для пломбирования зубов. Это подтверждается тем, что во многих мумиях пломбы сохранились и по сей день.
Удаляли ли в то время зубы? Вполне вероятно, хотя никаких доказательств на этот счет нет. Известно лишь, что наследники древних египетских дантистов — коптские врачи — практиковали удаление зубов и даже пользовались при этом обезболивающим средством — лекарством, в состав которого входила чемерица (растение из семейства лилейных). Чемерица содержала ядовитые алкалоиды, которые парализуют нервную систему. Лекарство это прикладывали к щеке или десне около зуба, который хотели удалить.
Антисептика и гигиена в Древнем Египте
Врачи Древнего Египта осознавали в какой-то мере опасность инфицирования раны и пытались бороться с воспалительными явлениями прикладыванием листьев ивы, что нисколько не противоречит разуму, а также рекомендовали предупреждение воспалительного процесса прижиганием.
«Если ты обследуешь человека с аномалией ран, а каждая рана воспалена, она излучает против твоей руки из отверстия скопления жара; края этой раны красные и человек вследствие этого также находится в жару, то по этому поводу ты должен сказать: я лечу больного с аномалией раны. В этом случае ты должен приготовить охлаждающие средства для вытягивания жара... листья ивы...» (Thorwald).
На высоком уровне стояла древнеегипетская гигиена. Религиозные законы предписывали всем египтянам умеренность и опрятность. Египтянин должен был носить чисто вымытое полотняное нижнее белье, несколько раз в день обмываться, обязан был истреблять насекомых в своем дому. Конечно, трудно думать, чтобы все эти меры распространялись на все население Египта; дело идет, вероятно, лишь о обеспеченных слоях его, но и это говорит о высоком уровне древнеегипетской гигиены.
О высоком состоянии гигиены свидетельствует дошедшее до нас письмо еврейского врача-философа Маймонида (1135—1204), работавшего одно время в Египте; к египетскому султану Саладину. «Охрану здоровья здоровых» Маймонид считает самой важной отраслью медицины. Он упрекает современников, что они не обращают достаточного внимания на это дело. «Если бы человек, — писал Маймонид, — следил за собой так, как он следит за животными, на которых он ездит, то он был бы спасен от всяких злых недугов».
В числе самых первых гигиенических мер Маймонид рекомендует умеренность в пище, правильное чередование труда и отдыха, гимнастические упражнения, чистый воздух, пользование солнцем, бани.
Важным профилактическим и терапевтическим средством Маймонид считал поддержание хорошего душевного тонуса музыкой, смешными рассказами, приятными запахами и пр. Ухаживающие за больными,— писал Маймонид,— должны всегда сохранить веселое настроение.
Конечно, влияние всяких целебных и вредных воздействий на человеческий организм Маймонид ставил в зависимость не только и не столько от этих воздействий, сколько от свойств и лечащих сил самого организма. «Смотришь,— писал он,— человеку отрезали руку до плеча и ногу выше бедра, глаза выкололи, все тело изувечено мечом, а он остается жив. А с другой стороны видишь человека, уколовшегося тоненькой иголкой или занозой, и он заболевает смертельным столбняком».
«Государство строго следило,— говорит другой автор, — чтобы рогатый скот, предназначавшийся для убоя, был здоров. Для этого содержался на государственный счет целый штат специалистов. После убоя органы убитого животного подвергались тщательному исследованию и на каждом осмотренном куске мяса клалась печать, как свидетельствует Геродот».
Конечно, и это свидетельство нельзя принимать целиком. Более достоверным является тот факт, что обязательный осмотр скота и мяса был организован при храмах, т. е. в основном осматривалось мясо, предназначенное для потребления жрецов.
Медикаменты в Древнем Египте
В папирусе Эберса упоминаются препараты из мака, касии (дикой корицы), можжевельника, граната, акации, льняного семени, укропа, тмина, чеснока, латука, сельдерея, тамариска, камыша, лотоса и т.д., а также такие вещества растительного происхождения, как уксус, вино, дрожжи (“ил пива”), скипидар, мирра (смола ара¬вийского мирта), касторовое масло. Из минеральных веществ в лечебных целях использовались сера, селитра, купорос, различные соли и кислоты, соединения сурьмы, малахит, ярь-медянка, микродозы меди (удар медного молотка), алебастровый порошок, уголь в виде «сажи со стен над очагом» и другие средства.
Помимо кала и мочи, испытывались и другие вещества животного происхождения — молоко женщин, бычья и рыбья желчь, жиры и даже мелкие животные целиком (например, ящерицы).
Распространены были разнообразные формы приготовления медикаментов: припарки, примочки, пластыри, промывания, мази, отвары, пилюли. При этом пилюли для женщин приготовлялись с добавлением меда, для мужчин — без меда. Применялись снадобья сложного состава, иногда включавшие до 30 компонентов. Как процесс приготовления лекарства, так и прием медикамента больным сопровождался чтением соответствующих каждому снадобью молитв и заклинаний (С. М. Ковнер).
Папирус Эберса не оставлял никаких сомнений в том, что египетские врачи пользовались, кроме лекарственных средств местного происхождения, и привозными из Китая, Индии, Месопотамии, Центральной и Южной Африки. Среди арсенала «импортных» снадобий встречались препараты из шалфея и шафрана, имбиря, корицы и перца (Н. Богоявленский).
Сторонники Броун-Секара,— писал один наш фармаколог в 1907 г., — найдут в рецептах папируса Эберса следы и излюбленной ими системы органотерапии в препаратах из половых органов быков и ослов.
Косметология и дерматология в Древнем Египте
Древние медики занимались и косметикой. В рецептах есть упоминания о средствах против поседения, дурного запаха изо рта, для удаления морщин и пятен с лица (морщины рекомендовали устранять горячим паром и массажем). Существовали и мази. В одном из папирусов описано их назначение: «Сделать старого молодым».
referat911.ru
Медицина фараонов - МедНовости - MedPortal.ru
С развитой медициной Египет ассоциировался еще в древности: очень часто главными врачами при дворах царей Вавилона, Ассирии, Греции, Рима были именно выходцы с берегов Нила, прославленные своим лекарским искусством. Это неудивительно, ведь древнейшие египетские медицинские тексты датируются первой половиной III тысячелетия до нашей эры. Фармакопея и сам перечень болезней, подлежащих излечению, которые мы знаем благодаря многочисленным специализированным папирусам лекарей, сохранившимся до наших дней, - поражают.
Фрагмент медицинского папируса Эдвина Смита. XVI в. до н.э. Нью-Йорк, Академия медицины.
«Медицинский папирус Хёрста», датированный XVI веком до нашей эры, содержит около 250 предписаний для лечения дизентерии, лихорадки, кровотечений, переломов костей, водянки, отеков, паразитарных заболеваний, болезней сердца, печени, непроходимости кишечника, диабета, желудочных заболеваний и болезней дыхательных путей, ожогов, язвы, рожистого воспаления, нагноений, цинги, болезней уха и носа, гонореи, импотенции, укусов насекомых и змей. В конце текста помещен косметический раздел, в котором можно найти указания о том, как избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить волосы и брови, усилить рост волос. Этот впечатляющий свиток, хранящийся в наши дни в Калифорнии, был составлен врачом, имевшим обширную практику. Каждый рецепт, по сути, включает как медикаментозное лечение, так и магические практики, которые были неотъемлемой частью медицины в древности. В некоторых свитках врачу рекомендовано, прежде всего, определиться с прогнозом: «заболевание, которое я вылечу», «заболевание, с которым я буду бороться» и «неизлечимое заболевание».
Стела с изображением Рома, «привратника храма богини Ашторет», страдающего полиомиелитом. XIVв. до н.э. Копенгаген, Новая Карлсбергская Глиптотека.
Знание строения человеческого тела, внутренних органов и их функций пришло к египтянам очень рано вместе с расширением практики мумификации. Судя по сохранившимся данным, египетские врачи были хорошо осведомлены о многом и впервые установили функцию сердца, которое воспринималась как жизненный центр, перекачивающий кровь по 22 основным сосудам тела, переходящим в разветвленные дополнительные сосуды. «Начало тайн врача, - говорится в тексте знаменитого «папируса Эберса» (XV в. до н.э., Лейпциг), – знания хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сехмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…» Наряду с этими сосудами египетский врач писал и об их аналогах в другом теле – незримом Ка - «двойнике» человека, связанном с магическими ритуалами.
Мумификация породила в Египте сильную хирургию. В «Хирургическом папирусе Эдвина Смита», датированном XVI веком до нашей эры, описывается 48 видов травм и способов их лечения: упоминаются методики правильной репозиции костей при переломах, лечение опухолей и ушибов, гематом. Автор текста был практикующим врачом, скорее всего, связанным с каким-то крупным строительством.
«Стол хирурга». Рельеф на стене храма Хорура и Себека в Ком Омбо. II в. до н.э.
Из экономических документов известно, что, например, на строительстве великих пирамиды Гизы, где травматизм был по понятным причинам очень высок, на полторы тысячи строителей приходился один врач. Его искусство, очевидно, было далеким от всех тех тонкостей, которыми владели придворные врачи, однако и сам этот факт медицинского обслуживания строителей пирамид – поражает. Известны многочисленные следы успешно проведенных операций, причем не только простых – хорошо сопоставленных костей при переломе, но и тонких, почти ювелирных операций, когда, например, при помощи миниатюрного отверстия, высверленного в челюсти, лечили воспаление надкостницы. Египетские хирургические инструменты делались, в основном, из бронзы и изредка из крайне дорогостоящего серебра. Они известны нам как по экземплярам, найденным во время археологических работ, так и по нескольким подробным изображениям, среди которых особое место занимает стена со «столом хирурга» в храме Хорура – сокологолового бога медицины и врачевания в Ком Омбо, близ Асуана.
Как минимум с XX века до нашей эры тяжелые операции, например, трепанация черепа, проводились с обезболиванием. Для этого на территорию Египта ввозились экстракты опийного мака, выращивавшегося на Кипре. Этим средством наполняли особые керамические сосуды, своей формой напоминающие перевернутую маковую коробочку, подлежавшие обязательному учету в храмовых больницах. Было распространено в Египте и протезирование: мосты из выпавших зубов или их заменителей, выполненных из слоновой кости, монтировались с помощью золотой проволоки; утерянные в результате несчастных случаев фрагменты конечностей замещались их протезами, выполненными весьма искусно из дерева. Примеры таких протезов хранятся во многих музеях мира.
Общий вид «санатория» на территории храма Хатхор в Дендере. I в. до н.э.
Древнеегипетская медицина всегда была сильна развитой специализацией. Наиболее значимые ее области – это хирургия и травматология, офтальмология, гинекология. «Кахунский гинекологический папирус», созданный в XIX веке до нашей эры и хранящийся в настоящее время в Лондоне, помимо описания известных женских заболеваний содержит еще и древнейшие упоминания противозачаточного средства, которое делалось из фрагмента мягкой, губчатой сердцевины папируса, пропитанной кислой субстанцией, убивающей сперматозоиды и изготовлявшейся из экскрементов крокодила и скисшего молока. Существуют даже древнейшие тесты на беременность, когда политые мочой беременной зерна особого сорта пшеницы и ячменя трактовались как показатели пола будущего ребенка. Папирус Честер-Битти VI ( XI в. до н.э.) из Британского музея полностью посвящен проблемам проктологии, а «Бруклинский змеиный папирус», IV в. до н.э., - методам лечения укусов змей и скорпионов. Многие рецепты, собранные в папирусах, претендуют на божественное происхождение. Так, в «папирусе Эберса» упоминается лекарство, которое было некогда изготовлено самой богиней Исидой. «Если дать это лекарство человеку, страдающему от любой головной болезни, чего-то нехорошего и дурного, - гласит текст, - то он моментально поправится».
Придворные врачи-специалисты имели соответствующие титулы, которые весьма разнообразны и среди которых есть, например, такие как «проктолог Его Величества», «офтальмолог Великого Дома», «гастроэнтеролог Великого Дома». Должности эти были, безусловно, связаны со жречеством: все врачи обучались при храмах. Порой медициной увлекались и цари: по свидетельству «папируса Эберса», составлением рецептов был знаменит царь I династии Джер, живший в XXIX в. до н.э., который помимо нескольких популярных медицинских рецептов изобрел средство для укрепления волос специально для своей матери – царицы Шеш. Врачами традиционно становились мужчины – мы знаем много биографий прославленных врачей эпохи фараонов, однако исключения известны: мы знаем заупокойные стелы дам Меритптах и Песешет, древнейших женщин-врачей в истории человечества, живших на рубеже XXVII и XXVI вв. до н.э. Песешет была не только «великой начальницей всех женщин-врачей», но и исполняла обязанности старшего дворцового офтальмолога и, видимо, возглавляла школу женщин-акушерок в городе Саисе, где располагался очень древний храм Нейт – великой богини-матери.
Статуя богини Сехмет, покровительницы медицины в Древнем Египте. Гранит. XV в. до н.э.
Покровительницей медицины в Египте была Сехмет – гневная солнечная богиня с головой львицы, напускающая эпидемии, эпизоотии, чуму, неукротимых духов болезни, которые понимались как шесеру - огненные змеи-стрелы, выпущенные богиней из лука, либо как ипутиу – незримые душители, несущие гибель живому. Как и все египетские божества, Сехмет амбивалентна, а потому одновременно она связана со всеми практиками исцеления, а ее жрецы – суну считались самыми искусными врачами. Отдельным областям медицины покровительствовали, порой, специальные божества – так, уже упоминавшийся Хорур был владыкой хирургии, а боги Дуауи и Хентиирти повелевали офтальмологией, одновременно даруя душе умершего возможность видеть тайны иного мира. При храмах таких божеств существовали известные больницы. Например, «санаторий» храма богини Хатхор в Дендере представлял собой большой двор, в центре которого стояла целительная статуя, покрытая заклинаниями. По периметру двора находились небольшие палаты, сооруженные из кирпича-сырца, в которых жили паломники, прибывшие в храм, чтобы обрести исцеление. Особая область египетской медицины, которой многие годы интересовались ведущие европейские производители парфюмерии и средств омоложения - это косметология. Так, один из известных в древнем мире египетских рецептов, красноречиво названный «Способ превратить старуху в молодую красавицу» касался удаления пигментных пятен с помощью особого масла, проступившего на непропеченной лепешке из ячменной муки, ослиного молока и целого списка целебных трав, помещенной на паровую баню. Именно в наименованиях трав, лишь только часть которых идентифицирована, скрываются, несомненно, многие секреты медицины фараонов.
medportal.ru
Медицина древнего Египта
С развитой медициной Египет ассоциировался еще в древности: очень часто главными врачами при дворах царей Вавилона, Ассирии, Греции, Рима были именно выходцы с берегов Нила, прославленные своим лекарским искусством. Это неудивительно, ведь древнейшие египетские медицинские тексты датируются первой половиной III тысячелетия до нашей эры. Фармакопея и сам перечень болезней, подлежащих излечению, которые мы знаем благодаря многочисленным специализированным папирусам лекарей, сохранившимся до наших дней, - поражают.
Фрагмент медицинского папируса Эдвина Смита. XVI в. до н.э. Нью-Йорк, Академия медицины. (с) фото - SCA
«Медицинский папирус Хёрста», датированный XVI веком до нашей эры, содержит около 250 предписаний для лечения дизентерии, лихорадки, кровотечений, переломов костей, водянки, отеков, паразитарных заболеваний, болезней сердца, печени, непроходимости кишечника, диабета, желудочных заболеваний и болезней дыхательных путей, ожогов, язвы, рожистого воспаления, нагноений, цинги, болезней уха и носа, гонореи, импотенции, укусов насекомых и змей. В конце текста помещен косметический раздел, в котором можно найти указания о том, как избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить волосы и брови, усилить рост волос. Этот впечатляющий свиток, хранящийся в наши дни в Калифорнии, был составлен врачом, имевшим обширную практику. Каждый рецепт, по сути, включает как медикаментозное лечение, так и магические практики, которые были неотъемлемой частью медицины в древности. В некоторых свитках врачу рекомендовано, прежде всего, определиться с прогнозом: «заболевание, которое я вылечу», «заболевание, с которым я буду бороться» и «неизлечимое заболевание».
Знание строения человеческого тела, внутренних органов и их функций пришло к египтянам очень рано вместе с расширением практики мумификации. Судя по сохранившимся данным, египетские врачи были хорошо осведомлены о многом и впервые установили функцию сердца, которое воспринималась как жизненный центр, перекачивающий кровь по 22 основным сосудам тела, переходящим в разветвленные дополнительные сосуды. «Начало тайн врача, - говорится в тексте знаменитого «папируса Эберса» (XV в. до н.э., Лейпциг), – знания хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сехмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…» Наряду с этими сосудами египетский врач писал и об их аналогах в другом теле – незримом Ка - «двойнике» человека, связанном с магическими ритуалами.
Мумификация породила в Египте сильную хирургию. В «Хирургическом папирусе Эдвина Смита», датированном XVI веком до нашей эры, описывается 48 видов травм и способов их лечения: упоминаются методики правильной репозиции костей при переломах, лечение опухолей и ушибов, гематом. Автор текста был практикующим врачом, скорее всего, связанным с каким-то крупным строительством.
Стела с изображением Рома, «привратника храма богини Ашторет», страдающего полиомиелитом. XIVв. до н.э. Копенгаген, Новая Карлсбергская Глиптотека. (с) фото - Виктор Солкин
Из экономических документов известно, что, например, на строительстве великих пирамиды Гизы, где травматизм был по понятным причинам очень высок, на полторы тысячи строителей приходился один врач. Его искусство, очевидно, было далеким от всех тех тонкостей, которыми владели придворные врачи, однако и сам этот факт медицинского обслуживания строителей пирамид – поражает. Известны многочисленные следы успешно проведенных операций, причем не только простых – хорошо сопоставленных костей при переломе, но и тонких, почти ювелирных операций, когда, например, при помощи миниатюрного отверстия, высверленного в челюсти, лечили воспаление надкостницы. Египетские хирургические инструменты делались, в основном, из бронзы и изредка из крайне дорогостоящего серебра. Они известны нам как по экземплярам, найденным во время археологических работ, так и по нескольким подробным изображениям, среди которых особое место занимает стена со «столом хирурга» в храме Хорура – сокологолового бога медицины и врачевания в Ком Омбо, близ Асуана.
Как минимум с XX века до нашей эры тяжелые операции, например, трепанация черепа, проводились с обезболиванием. Для этого на территорию Египта ввозились экстракты опийного мака, выращивавшегося на Кипре. Этим средством наполняли особые керамические сосуды, своей формой напоминающие перевернутую маковую коробочку, подлежавшие обязательному учету в храмовых больницах. Было распространено в Египте и протезирование: мосты из выпавших зубов или их заменителей, выполненных из слоновой кости, монтировались с помощью золотой проволоки; утерянные в результате несчастных случаев фрагменты конечностей замещались их протезами, выполненными весьма искусно из дерева. Примеры таких протезов хранятся во многих музеях мира.
Фрагмент стопы мумии с деревянным протезом большого пальца. XV в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) SCA
Древнеегипетская медицина всегда была сильна развитой специализацией. Наиболее значимые ее области – это хирургия и травматология, офтальмология, гинекология. «Кахунский гинекологический папирус», созданный в XIX веке до нашей эры и хранящийся в настоящее время в Лондоне, помимо описания известных женских заболеваний содержит еще и древнейшие упоминания противозачаточного средства, которое делалось из фрагмента мягкой, губчатой сердцевины папируса, пропитанной кислой субстанцией, убивающей сперматозоиды и изготовлявшейся из экскрементов крокодила и скисшего молока. Существуют даже древнейшие тесты на беременность, когда политые мочой беременной семеня особого сорта пшеницы и ячменя трактовались как показатели пола будущего ребенка. Папирус Честер-Битти VI ( XI в. до н.э.) из Британского музея полностью посвящен проблемам проктологии, а «Бруклинский змеиный папирус», IV в. до н.э., - методам лечения укусов змей и скорпионов. Многие рецепты, собранные в папирусах, претендуют на божественное происхождение. Так, в «папирусе Эберса» упоминается лекарство, которое было некогда изготовлено самой богиней Исидой. «Если дать это лекарство человеку, страдающему от любой головной болезни, чего-то нехорошего и дурного, - гласит текст, - то он моментально поправится».
Прорисовка заупокойной стелы женщины-врача Песешет. XXVI в. до н.э. Приводится по изданию: Nunn J. Ancient Egyptian Medecine. London, 1995.
Придворные врачи-специалисты имели соответствующие титулы, которые весьма разнообразны и среди которых есть, например, такие как «проктолог Его Величества», «офтальмолог Великого Дома», «гастроэнтеролог Великого Дома». Должности эти были, безусловно, связаны со жречеством: все врачи обучались при храмах. Порой медициной увлекались и цари: по свидетельству «папируса Эберса», составлением рецептов был знаменит царь I династии Джер, живший в XXIX в. до н.э., который помимо нескольких популярных медицинских рецептов изобрел средство для укрепления волос специально для своей матери – царицы Шеш. Врачами традиционно становились мужчины – мы знаем много биографий прославленных врачей эпохи фараонов, однако исключения известны: мы знаем заупокойные стелы дам Меритптах и Песешет, древнейших женщин-врачей в истории человечества, живших на рубеже XXVII и XXVI вв. до н.э. Песешет была не только «великой начальницей всех женщин-врачей», но и исполняла обязанности старшего дворцового офтальмолога и, видимо, возглавляла школу женщин-акушерок в городе Саисе, где располагался очень древний храм Нейт – великой богини-матери.
Статуя богини Сехмет, покровительницы медицины в Древнем Египте. Гранит. XV в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин
Покровительницей медицины в Египте была Сехмет – гневная солнечная богиня с головой львицы, напускающая эпидемии, эпизоотии, чуму, неукротимых духов болезни, которые понимались как шесеру - огненные змеи-стрелы, выпущенные богиней из лука, либо как ипутиу – незримые душители, несущие гибель живому. Как и все египетские божества, Сехмет амбивалентна, а потому одновременно она связана со всеми практиками исцеления, а ее жрецы – суну считались самыми искусными врачами. Отдельным областям медицины покровительствовали, порой, специальные божества – так, уже упоминавшийся Хорур был владыкой хирургии, а боги Дуауи и Хентиирти повелевали офтальмологией, одновременно даруя душе умершего возможность видеть тайны иного мира. При храмах таких божеств существовали известные больницы. Например, «санаторий» храма богини Хатхор в Дендере представлял собой большой двор, в центре которого стояла целительная статуя, покрытая заклинаниями. По периметру двора находились небольшие палаты, сооруженные из кирпича-сырца, в которых жили паломники, прибывшие в храм, чтобы обрести исцеление.
Общий вид «санатория» на территории храма Хатхор в Дендере. I в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин
Особая область египетской медицины, которой многие годы интересовались ведущие европейские производители парфюмерии и средств омоложения - это косметология. Так, один из известных в древнем мире египетских рецептов, красноречиво названный «Способ превратить старуху в молодую красавицу» касался удаления пигментных пятен с помощью особого масла, проступившего на непропеченной лепешке из ячменной муки, ослиного молока и целого списка целебных трав, помещенной на паровую баню. Именно в наименованиях трав, лишь только часть которых идентифицирована, скрываются, несомненно, многие секреты медицины фараонов.
Виктор Солкин
medportal.ru
subscribe.ru
Древнеегипетская медицина
Древний Египет существовал с 3300 года до нашей эры до 525 года до нашей эры, и именно в нем зародилось то, что можно назвать медицинской системой здравоохранения. Несоменнно, древнеегипетская цивилизация относится к числу наиболее древних мировых цивилизаций. По мнению древних египтян боги, демоны и разнообразные духи играют важную роль в развитии заболеваний. Многие врачи того времени верили, что духи блокируют энергетические каналы тела, что нарушает его функциональность.
Их исследования были связаны с попытками обнаружить методы разблокирования таких каналов. Постепенно, посредством ошибок и попыток и некоторых основных научных представлений, была создана профессия врача, или целителя. Древнеегипетские врачи применяли сочетание натуральных лекарственных веществ и молитв.
В отличие от доисторических людей древние египтяне были способны документировать свои исследования и знания, они умели читать и писать, также они обладали математической системой, которая помогала ученым выполнять расчеты. В настоящее время записи древних египтян медицинского характера являются одними из древнейших на замле.
Древний Египет имел сельскохозяйственную экономику, организованное и структурированное правительство, социальные конвенции и действующее законодательство. Такое общество было достаточно стабильным, многие люди жили постоянно на осном месте в отличие от доисторических предков, которые постоянно перемещались. Такая стабильность способствовала развитию медицинских исследований. В таком обществе люди были относительно богаты по сравнению со своими предками и могли позволить медицинские траты. Древние египтяне имели храмы, священников и ритуалы, что позволяло мумифицировать умерших людей, однако, для того, чтобы правильно провести обряд мумификации, нужны знания о том, как работает человеческое тело. Так, для мумификации египтяне использовали длинный тонкий инструмент, который вводили через ноздри для пробивания тонкой перегородки и получения доступа к головному мозге, который взбалтывали и удаляли через полученное отверстие. Значительное количество священников также являлись врачами.
Древнеегипетские врачи знали о пульсе и его связи с сердцем; также они обладали основными знаниями относительно кардиосистемы, однако, не придавали значение процессу кровообращения, они не разделяли кровеносные сосуды, нервы и связки.Древние египтяне были торговцами и путешествовали на длительные расстояния, возвращаясь домой с приобретенными травами и специями из других государств. Относительно высокий уровень жизни обеспечил им больше свободного времени, которое они использовали для наблюдения за вещами и для размышлений, в том числе и для всего, что связано с медициной.
Теория каналов тела
Такая медицинская теория была выдвинута в связи с наблюдениями за работой фермеров, которые сооружали ирригационные каналы для своих полей.Древнеегипетские врачи верили, что, подобно ирригационным каналам, каналы тела обеспечивают хорошее состояние тела человела. Таким образом, блокирование каналов тела ведет к развитию заболеваний, и для лечения такого состояния врачи Древнего Египта применяли слабительные средства. Они считали, что сердце является центром для 46 каналов, которые были представлены в виде трубок. В определенной степени, конечно же, такое представление является правильным, поскольку вены, артерии и даже кишечник представляют собой ни что иное, как трубки. Тем не менее древние египтяне не осознавали, что все каналы имеют различные функции.
Как считали древние египтяне, их боги были создателями жизни, которые ее и контролировали. По их мнению, ответственность за зачатие лежала на боге Тоте, тогда как бес решал, будут ли роды успешными. Блокирование каналов признавали делом рук злого духа Вехеду.
Теория каналов способствовала продвижению медицины от исключительно духовных практик к насущным практическим методам. Многие медицинские историки считают, что такое изменение стало основным поворотным моментом в истории медицины. некоторые советы врачей той эпохи били хорошими, например, мыть тело и бриться, чтобы предотвратить инфекции, также они просили пациентов есть здоровую пищу и избегать употребления в пищу сырой рыбы и мяса незнакомых животных.
Однако, некоторые советы были откровенно странными и наносили больше вреда, чем пользы. Так, некоторые рецепты включали использование навоза, которые могли привести к развитию достаточно серьезных инфекционных заболеваний. Однако, на тот момент именно египетские врачи были признаны лучшими в мире.Археологи обнаружили папирусы, в которых деревние египтяне записывали свои медицинские знания. Они обнаружили, что египтяне имели достаточно хорошие знания относительно структуры костей и были осведомлены относительно некоторых функций мозга и печени.
Наиболее знаменитый папирус Эберса был найден в Луксоре в 1873-1874 годах египтологом Георгом Морицем Эберсом, в настоящее время он хранится в библиотеке Университета Лейпцига. Этот папирус содержит более семисот рецептов и магических формул, а также методы избавления от демонов, которые вызвали заболевание. Однако, также в нем можно обнаружить действительно ценные научные знания. Авторы папируса указали, что центром кровоснабжения тела является сердце, а каждый отдаленный уголок тела привязан к кровеносным сосудам. Однако, они утверждали, что сердце является центром для всех сосудов, которые несут слезы, мочу, сперму и кровь.
Часть папируса посвящена характеристикам, причинам и лечению таких сихических заболеваний, как деменция и депрессия. Также в папирусе уделено внимание планированию семьи, контрацепции, беременности и некоторым другим гинекологическим вопросам, кожным проблемам, стоматологии, заболеваниям глаз, кишечника, паразитам, а также то, как хирургическим путем усранять абсцесс или опухоль. Также древние египтяне знали то, как лечить переломы костей и ожоги.
Врачи в Древнем Египте являлись адептами базовых оперативных вмешательств, они достаточно успешно лечили вывихи и переломы. Также была распространена и основная хирургическая практика, применяемая близко к поверхности кожи или на коже, однако, полостные операции все же были им недоступны. Не существовало и доступной анестезии, однако, присутствовали антисептики, повязки, в которые были включеные некоторые травы для устранения инфекции. Более того, в папирусе было описано мужское обрезание.
Древнеегипетские инструменты включали пилы, весы, ланцеты, стоматологические инструменты, ножи, скальпели и некоторые другие предметы, к примеру, пинцеты, щипцы, ложки, контейнеры с благовониями, крючки.