Древний египет искусство. Искусство Древнего Египта: оригинальнее придумать сложно
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История искусства Древнего Египта (стр. 1 из 5). Древний египет искусство


Искусство Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Искусство Древнего Египта кратко

 

Два мнения по поводу искусства Древнего Египта

Мнение № 1

 

 

 Искусство Древнего Египта кратко обо всем...

               

       Искусство Древнего Египта это прежде всего - архитектура, скульптура, музыка, живопись.                                               

                                                                   О архитектуре кратко

 Египтяне создали много замечательных архитектурных сооружений. Памятниками архитектуры третьего тысячелетия до н. э. созданные егептянами являются уже известные нам пирамиды.Во втором тысячелетии до н. э., когда в результате грабительских войн усилился приток богатства и рабов, египтяне воздвигли величественные храмы богам. Храмы строились из «вечного камня» — гранита и известняка. Больше всего было храмов в Фивах, самом богатом и великолепном из египетских городов. В честь бога Амдна-Ра был создан знаменитый многоколонный Карнак- ский храм, строительство которого завершилось при Рамсесе II. Искусство Древнего Египта кратко

Искусство Древнего Египта краткоГлавный зал Карнакского храма имеет площадь в 5000 кв. м, в нем 134 колонны.Некоторые из этих колонн так велики, что на верхней площадке их может уместиться сто человек. Колонны имеют верхушки в виде пучков папируса или цветка лотоса. Залы древних храмов как бы изображали нильские заросли.Храмы вырубались также в скалах. Самый крупный из таких скальных храмов расположен в Нубии, завоеванной Египтом . Он одновременно являлся и крепостью.

Внутренность египетского храма. Колонны поддерживают крышу. На колоннах — изображения богов и фараонов.

Дополнение

                                                      О Скульптуре Древнего Египта кратко

Высокого мастерства египтяне достигли в скульптуре — искусстве лепить из глины, вырезать из камня и дерева, отливать из металла изображения людей и животных

Египетская скульптура служила в основном религиозным целям. Скульптурное изображение египтяне считали «двойником» умершего В мастерской скульпторачеловека, как бы продолжавшим его жизнь.Египетские скульпторы создавали статуи фараонов, военачальников, чиновников, жрецов. Фараонов скульпторы изображали сидящими на троне. У них суровые и властные лица, величественные позы.Скульпторы умели правдиво, реалистически передать внешность людей и их одежду. По статуям мы можем себе представить, как выглядели, во что одевались древние египтяне. В гробницах нередко находят небольшие деревянные фигурки рабов и слуг. Знание народной жизни позволило египетским скульпторам искусно изобразить пастухов со стадами, ткачей, гребцов, носильщиков.

                                                      О живописи Древнего Египта кратко

 На стенах египетских гробниц. В мастерской скульптора,  сохранилось множество рисунков. Изображение фараона на троне. Египетская скульптура.Египетский рисунок отличался от нашего. При изображении человеческой фигуры лицо давалось в профиль, глаз — анфас и плечи — развернутыми.

Египетский рисунок отличался от нашего. При изображении человеческой фигуры лицо давалось в профиль, глаз — анфас и плечи — развернутыми.Египетские художники хорошо знали и любили родную природу долины Нила. Яркими, сочнымиИзображение фараона на троне. Египетская скульптура. красками они рисовали животных и птиц в зарослях тростника, рыб в нильских волнах.По рисункам мы представляем себе, как проходили 'полевые работы: пахота, посев, жатва, молотьба, как трудились различные ремесленники. Египтяне создали немало обличительных рисунков. На одном из них шакалы пасут стадо коз. Нетрудно понять, что шакалы — это чиновники, которым доверили «пасти» народ.

                                                      О музыке Древнего Египта кратко

 На стенах египетских гробниц сохранились изображения людей с музыкальными инструментами: арфой, флейтой, барабаном и др

Музыка звучала в храмах во время религиозных церемоний; музыка и пение услаждали слух фараона и его вельмож; под песню в поход шли египетские воины. Создавал свою музыку и народ.Песни звучали под такт ударов молотов, помогая тяжелому труду каменотесов, песни сочинялись гребцами, носильщиками, изнемогавшими под тяжестью мешков с зерном:

 Должны ли мы день целый Таскать зерно и белую полбу?  Полны ведь уж амбары, Кучи зерна текут выше краев.    Полны корабли, И зерно ползет наружу, А нас все заставляют таскать. Воистину из меди наши сердца!

                            Использование рабовладельцами искусства в классовых целях

Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов

Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов. Огромные статуи, достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский художник нарисовал кота, пасущего гусей, и шакалов, пасущих коз. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Огромные храмы с несметным количеством колонн, исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков.с перед могуществом царя, показать, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими  покорными рабовладельцам. Если фигурки бедняков и клали в

Египетский храм на берегу Нила. На противоположном берегу реки видны горы, возделанные поля, селения. Реконструкция

гробницы, то только для того, чтобы они, как учили жрецы, служили своим господам и после смерти, как служили им при жизни. Искусство находилось под влиянием религии, сковывавшей свободное творчество архитекторов, скульпторов, живописцев, музыкантов.

Огромные храмы с несметным количеством колонн, исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков

 

 

Мнение № 2

 

Для того, чтобы рассказать об искусстве Древнего Египта кратко, следует обратить внимание на отдельные его направления. Это скульптура, живопись и архитектура.Изначально все направления древнеегипетской культуры своими корнями уходят глубоко в прошлое, в период первобытности. Из первобытной эпохи египетское искусство унаследовало анимизм и тотемизм, которые проявлялись при изготовлении статуй. Особое место в искусстве египтян занимал культ загробной жизни.  Они стремились максимально продлить жизнь после смерти, оттуда и пошли традиции мумифицирования тел и строительство гробниц, снабженных всем необходимым для загробной жизни.

Что касается живописи, то древнеегипетские художники старались изобразить человека не таким, какой он есть на самом деле. Особое значение придавалось наиболее выразительным чертам – например, огромные глаза. Изображаемые люди стоят боком, но при этом их плечи развернуты прямо на смотрящего. Ногами они стоят плотно на земле, опираясь всей ступней. Размеры фигур определялись социальным статусом – богатых и знатных людей изображали более крупными, чем остальных. Тематика древнеегипетских рисунков, в основном, посвящена жизни после смерти, путешествию человека в загробный мир. В качестве красок использовали минеральные вещества – охру красного и желтого цвета. Зеленый цвет получали из малахита, растирая его до порошкообразного состояния, синий – из лазурита. Черный цвет получали из сажи, а белый – с помощью известняка.

Скульптура Древнего Египта тоже была связана с жизнью после смерти. Египтяне верили, что душа умершего человека может переселиться обратно в сохраненное тело, поэтому помимо мумий, они изготавливали статуи умерших людей. Изображения были как реалистичные, так и идеализированные. Самыми совершенными и идеальными памятниками древнеегипетской скульптуры являются статуи сына фараона Снофру – Рахотепа и его супруги по имени Неферт. К началу Нового царства женские скульптуры стали изображаться более пластичными и мягкими.

Следует отметить и такую скульптуру, которая известна практически каждому жителю Земли. Это египетский сфинкс, считающийся самым древним и большим изваянием. Этот памятник высечен из скалы, находящейся на западном побережье реки Нил, на древнеегипетском кладбище в Гизе. Он представляет собой льва с головой человека. По некоторым сведениям историков, это было лицо фараона. А назначение этого огромного сооружения – 73 метра в длину и 20 метров в высоту, до сих пор окутано легендами. Считается, что сфинкс охраняет гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.

Архитектура Древнего Египта представлена преимущественно заупокойными храмами и гробницами. Самые знаменитые памятники древнеегипетской архитектуры – это пирамиды.К началу эпохи Нового царства в Египте стали появляться сооружения, которые не относились к культу загробной жизни. Это были храмы богу Амону-Ра.

К концу первого тысячелетия до нашей эры, во времена Позднего царства, начался спад в культуре и экономике, что ознаменовалось сокращением строительства храмов. В культуре обозначился, так называемый, поворот к древности. Статуи стали изготавливать по тем же канонам и правилам, что и в старые времена. Но это не означает, что они стали хуже – мастера тех времен создавали замечательные скульптурные портреты.В результате завоевания  Египта Александром Македонским, искусство подверглось изменениям, в нем появились черты эллинизма. В этот период был построен Фаросский маяк, считающийся одним из семи чудес света. Однако, простояв полторы тысячи лет, маяк был уничтожен землетрясением.

antiquehistory.ru

История искусства Древнего Египта

Белякова О. Ю.

Историю и искусство Древнего Египта можно разделить на несколько этапов:

Додинастический период - 4 тыс. до н. э.

Раннее царство (31-29 века до н. э.). Правление I-II династий.

Древнее царство(28-23 века до н. э.). Правление III-IV династий.

Среднее царство (21-18 века до н. э.). Правление XI-XIII династий.

Новое царство (16-11 века до н. э.). Правление XVIII-XX династий.

Позднее царство (11-8 века до н. э.). Иноземные XXII-XXV династии (11-8 века до н. э.). Расцвет Египта при XXVI саисской династии (VII-VI века до н. э.)

Завоевание Египта персами. Египет в составе персидской державы (6-4 века до н. э.). Правление XXVII - XXX династий.

Эпоха эллинизма (332 год до н. э.- 1 век до н. э.). Династия Птолемидов.

Период римского владычества (1 век до н. э.-5 век н. э.)

Египет являлся колыбелью цивилизации. Уже с самого начала государственности (период энеолита) в египетском искусстве складывается особый взгляд на реальность, что повлекло за собой сложение единого канона. Особенность менталитета древних египтян заключалась в том, что огромное значение придавалось загробной жизни и в течение всего своего существования египтянин готовился к последнему шагу на земле - шагу в вечность. Почти все известные нам произведения искусства наполняли собой гробницы фараонов, а монументальные росписи в большинстве своём предназначались для сакрального пространства храмов или усыпальниц. Подобно двум берегам Нила - западному и восточному, светское и религиозное искусство Древнего Египта также отделены друг от друга великой рекой, и главные сохранившиеся до нашего времени шедевры- это преимущественно памятники из страны мёртвых, с необитаемого западного берега Нила.

Египет известен не только своим в высшей степени своеобразным искусством - порождением замкнутой цивилизации. Эта страна в христианское время стала известна своими аскетами - пустынниками. Именно в Фиваиде - области на юге Египта , начиная с 3 века н. э., зарождается движение анахоретов - первых христиан - подвижников, посвятивших свою жизнь Господу и оставивших всё мирское. Славу великих святых пустынников снискали святые Павел Фиваидский и Антоний. К концу IV века н. э. уже насчитывалось около 24000 анахоретов, которые стали организовывать свои колонии- первые монастыри. Со II века до н. э. широкую известность в Древнем Египте приобретает новый для него вид искусства - портрет. Под влиянием связанных с заупокойным культом фаюмских портретов, в более позднее время появляются первые зримые образы христианских святых. Выполняются они, в технике энкаустики (восковой живописи) и, в отличие от последующей традиции иконописания, в некоторых из них ещё слишком сильна связь с чувственностью и натуралистичностью художественного языка античного мира. Создатели этих первых образов - принявшие христианство египтяне, называемые коптами. Они являются, также, авторами удивительных тканей, где, благодаря виртуозной технике запечатлены и яркие, ещё по - античному реальные натюрморты, исполненные христианской символики, и библейские сюжеты, и первые прославленные святые.

Если следовать цивилизационному подходу Тойнби, то Древний Египет представляется замкнутой цивилизацией: всё новое, что несут с собой другие культуры, попадая в эту страну, обретает новую жизнь, теряет самостоятельность и независимость, становясь египетским. Подобно топи болот дельты, египетская цивилизация полностью поглощает другие культуры, не вступая с ними в диалог.

Увлечение Египтом привело в начале XIX века к появлению "египетского стиля". Он зародился во Франции под влиянием военной и одновременно научной экспедиции Наполеона Бонапарта в эту страну. В результате архитектура, живопись и декоративно- прикладное искусство приобретают египетские мотивы. Некоторые скульптуры и малые архитектурные формы, привезённые из Египта, зажили новой жизнью в совершенно ином пространственном и временом контексте. Они - хранители памяти о некогда славном прошлом своей страны и вечные сфинксы, отказывающие нам в возможности познания древней культуры. Эти великие диссонансы отражают бессилие исследователей со своей современной техникой "анимировать" египетские тексты и вновь "разыграть" на наших глазах канувшие в Лету исторические события. Главным формообразующим элементом площади Согласия стал древнеегипетский обелиск, а у нас в России набережную Невы украшают древние сфинксы. Они были привезены к нам в период царствования императрицы Анны Иоанновны. Особенно массовый характер приобрело увлечение Египтом в 20-е-30-е годы двадцатого века, в годы становления молодого советского государства. Идея увековечивания двойника усопшего в долговечных материалах- граните, базальте, порфире принадлежала египтянам, и потому знаменитые гранитные монументы Ленину и его окружению воспринимаются как органическая часть древнеегипетского заупокойного культа. Своего апогея близость к древнеегипетскому погребальному ритуалу достигается в мумификации вождя и погребению его в гранитной гробнице- пирамиде- Мавзолее. Это архитектурное сооружение следует рассматривать ещё как аналог вавилонскому зиккурату, но первична связь с египетской архитектурой, поскольку в достроенном виде гробница Ленина должна была увенчиваться небольшой пирамидкой - пирамидионом.

Конечно, влияние Египта на искусство последующего времени нельзя, конечно, преувеличивать, - античность в этом его опередила, но в определённые эпохи под "египетским" подразумевалось сокрытое, обязательно красочное, полное в своём графическом совершенстве недомолвок и загадок, и, главное - противопоставленное античности искусство. Египетское искусство пользовались популярностью у романтиков, масонов, а в двадцатые годы XX века стало лейтмотивом стиля ар - деко и, как уже говорилось, повлияло на искусство и обряды коммунистической России.

Далёкое прошлое этой древней цивилизации вызывает в нашей памяти странных, добрых и одновременно зловещих и беспощаднах зооморфных богов и, на первых взгляд, похожих на забавные раскрашенные картинки, иероглифы. Боги и иероглифы присутствуют в каждом произведении египетского искусства, превращая любое из них в священный объект, постигнуть который могут только посвящённые.

У египтян было огромное количество богов, и они отличались от божеств других древневосточных государств, потому что в них органично уживались черты зверей и человека. Это были люди со звериными головами. От простых людей и животных их отличали особые головные уборы. Количество богов в период правления Тутмоса III приближалось к 740. Подобное количество объясняется тем, что наряду с официальными культами, связывающихся с царствующей династией фараонов, бытовали ещё местные боги, почитаемые в каждом номе (единица административного деления Египта). Что же касается происхождения столь странного изображения богов в виде полулюдей - полуживотных, то здесь свою роль сыграли восходящие к первобытному периоду тотемистические верования, когда почитаемым прародителем каждого племени или племенного союза было священное животное (птица, рыба). В каждом центре нома чтился свой верховный бог и связанное с ним священное животное. В Мемфисе обитал бык Апис, в Гелиополе (Оне) - священный бык бога Ра- Мневис, баран Осириса в Мендесе, священный ибис- в Гермополисе, священный окунь Абиджу - в Абидосе. В Абидосе - сначала почитался бог Анхер – Шу (в гелиопольской теологии Шу- космогоническое божество, бог воздуха), а затем этот город стал колыбелью распространения культа Осириса, которого изображали в виде мумии с зелёным лицом- бога возрождающейся и умирающей природы, властителя загробного мира. Главным богом Гелиополя (Она) был Атум. Он стоял во главе гелиопольской эннеады(девятки главных богов). Здесь же зародилась так называемая солнечная теология, и главным богом становится Ра- божество дневного святила, в то время, как Атум начинает отождествляться с ночным солнцем, святящем в подземном мире. В другом важнейшем городе Древнего Египта - Фивах,- почитался распространённый первоначально только в этом месте бог Амон, который был, возможно, подобно коптскому Мину, богом плодородия. В период среднего царства - эпоху возвышения Фив, откуда происходила правящая династия фараонов начала Нового царства, Амон соединяется с солнечным богом Ра. Амон- Ра становится самым могущественным богом Египта. По всей стране в его честь возводятся святилища.

Именно ему посвящено два грандиозных храмовых комплекса, которые связаны друг с другом двухкилометровой аллеей сфинксов - храм Амона в Карнаке и храм Амона в Луксоре. Святилища Амона - Ра известны, также, в Сирии и Нубии. По приказу Рамсеса III на территории Египта и в соседних странах было заложено 65 храмов Амона- Ра. Во главе эннеады Мемфиса - крупнейшего центра Египта- стоял бог Птах (Пта) - демиург, создавший первые восемь богов. Во все эпохи культ Пта был чрезвычайно популярен в Египте. Он создал всех богов, людей и ремёсла. В городе Элефантина создателем мира считался бараноголовый бог Хнум, в Шедите – бог - крокодил Себек. Пожалуй, самой стройной и последовательной была гелиопольская теологическая система. Согласно ей, в самом начале существовал только бог Нун - первобытный водный хаос, содержащий в себе зародыши всех вещей. Из него появился другой бог – Атум - воплощение первичной тверди. Он создал первый холм, выступивший из хаоса. Позднее Атум получил другое имя - Ра. Атум - Ра является создателем первой пары богов - бога воздуха Шу и его жены Тефнут (влажность). Они, в свою очередь, произвели на свет бога земли Геба и богиню неба Нут, котроые явились родителями Осириса и Исиды, Сета и Нефтиды. Рассмотренная нами девятка получила название Великой девятки или Великой эннеады. Кроме выделения главных богов в девятки, жрецы Древнего Египта разделяли их на небольшие семьи- триады, которые состояли из бога - отца, богини - матери и бога сына. Осирис, Исида и Хор представляли так называемую абидосскую триаду; Птах, Сохмет и Нефертум - мемфисскую; Амон, Мут и Хонсу - фиванскую. Несмотря на стремление жрецов систематизировать этот сонм богов, особой ясности в их функциях и именах, которые иногда совпадали (как в случае с Гором), внесено не было и, пожалуй, только два культа стали общеегипетскими, поскольку были связаны с официальным культом фараона. Царствующий фараон имел две природы: божественную и человеческую. Он был рождён от земной матери и Амона- Ра. При жизни он являлся, соответственно, воплощением Хора, а после смерти - владыки загробного мира - Осириса. Оссирический культ, связанный с верованиями первобытных земледельческих культур в воскрешение и смерть, имел особую популярность. В каждом номе, как и во времена доцивилизационные, по - прежнему выдвигалась своя теологическая версия и бытовали свои мифы.

mirznanii.com

Культура и искусство Древнего Египта

         
  Главная > Учебные материалы > История:  Культура и искусство Древнего Египта  
  line  
 
  • Репетитор по математике - Васильев Алексей Александрович Math Task Репетитор: Васильев Алексей Александрович

    Math Task Предметы: математика, физика, информатика, экономика.

           Стоимость: 2000 руб / 90 мин.

  • Репетитор по математике - Крюков Илья Хассанович Math Task Репетитор: Крюков Илья Хассанович

    Math Task Предметы: математика, экономика, бухгалтерский учет.

           Стоимость: 1600 руб / 60 мин.

  • Репетитор по математике - Скрипаленко Михаил Михайлович Math Task Репетитор: Скрипаленко Михаил Михайлович

    Math Task Предметы: математика (ЕГЭ), английский язык (GMAT, GRE (general), GRE subject test in maths, IELTS, TOEFL, BEC).

           Стоимость: 1200 руб / 60 мин.

  • Репетитор по русскому языку - Матвеева Милада Андреевна Math Task Репетитор: Матвеева Милада Андреевна

    Math Task Предметы: русский язык, литература (ЕГЭ, ГИА).

           Стоимость: 1200 руб / 60 мин.

  • Репетитор по физике - Тверской Василий Борисович Math Task Репетитор: Тверской Василий Борисович

    Math Task Предметы: математика, физика.

           Стоимость: 3500 руб / 90 мин.

  • Репетитор по английскому языку - Поздняков Андрей Александрович Math Task Репетитор: Поздняков Андрей Александрович

    Math Task Предметы: английский язык, (ЕГЭ). Подготовка к TOEFL и IELTS.

           Стоимость: 2000 руб / 60 мин.

  • Репетитор по бухучету - Ершикова Марина Львовна Math Task Репетитор: Ершикова Марина Львовна

    Math Task Предметы: бухгалтерский учет (кроме банковского), налогообложение, аудит.

           Стоимость: 1500 руб / 60 мин.

 
  1.Каноничность и религиозность древнеегипетского искусства.2.Величественная архитектура Древнего Египта.3.Литература в Древнем Египте.

 

 
         
4 5 6 7
         
line

1.Каноничность и религиозность древнеегипетского искусства

   Египетская культура и искусство неразрывно связаны с религией, общественным и политическим строем и по своей характеристике довольно консервативны, замкнуты и самодостаточны. Несмотря на контакты с другими народами, египтянам удалось в полной мере сохранить свою аутентичность и оригинальность. Тем не менее, следы небольшого влияния других культур ученые все же находят на фресках и рисунках. Египетские предметы искусства, памятники зодчества и скульптуры отличаются характерными особенностями и типичными признаками.

 
 
 

   Искусство в Древнем Египте подчинялось строгим канонам, а свобода творчества не слишком приветствовалась. Например, портреты и изображения людей соответствовали четким правилам, не изменявшимся на протяжении почти всей истории Древнего Египта, поскольку создавались навечно. Канонизация художественных образов была вызвана незыблемостью религиозных представлений. Человеческий образ передавался графичной формулой, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс в фас, причем по прошествии веков изображения нисколько не потеряли своей своеобразной выразительности. Подобные ограничения накладывались и на скульптурные произведения, особенно статуи царей и фараонов – положение сидя или стоя, определенная статика конечностей, неизменные атрибуты царской власти.

 

Египетские фараоны

Египетские фараоны

 
 

   Скульптура в Древнем Египте была неотъемлемой частью архитектуры, а статуями в обязательном порядке украшались храмы и гробницы. Она не несла задачи передать эмоциональное настроение или характер, а олицетворяла стремление продолжить жизнь после смерти и служила приютом для энергии усопшего человека. При этом изображения и скульптуры отличались, с одной стороны, максимально точной передачей индивидуальных черт и почти полным портретным сходством, а с другой, некой идеализацией фигуры фараона-властителя, отрешенного от повседневных забот.

 

 

2.Величественная архитектура Древнего Египта

    Солнце и Нил – вот 2 важнейшие силы и тематики, которым подчинялось искусство Древнего Египта. Вера в загробную жизнь и богов красной нитью проходит через все компоненты культуры страны. При этом египетское искусство было представлено во всех видах – не только в монументальной архитектуре, изящной скульптуре, но и в великолепной живописи, графике и барельефах, а также в литературе. Предметы и объекты искусства, особенно архитектурные (пирамиды, статуи, храмы и обелиски) имели культовый характер. Они являлись материальным воплощением религиозных воззрений. Геометричность и пропорциональность строений достигались в основном работой с камнем, а не глиной. Подобные колоссальные творения даже при всем современном уровне промышленного развития вызывают восхищение и восторг своим масштабом и размахом. Храмы в Караоке, Луксоре, царицы Хатшепсут, бога Гора в Эдфу или Рамзеса II – величайшие образцы человеческого труда и мастерства.

 
 

Даже письменность в Древнем Египте приобретала сакральное значение – пиктограмма служила способом связи между миром живых и мертвых. Писцы, как и художники, обладали особыми привилегиями и высоким статусом, а их работа имела священный смысл. А вот светское зодчество сохранилось мало, в отличие от религиозного. Одним из редких образцов является дворец Эхнатона в Ахетатоне. Тут же, в Ахетатоне сохранились и дома знатных горожан – достаточно большие по размеру, с хозяйственными пристройками и внутренним двором.

 

Храм в Луксоре

Храм в Луксоре

 

3.Литература в Древнем Египте

   Что касается литературы, то и здесь четко прослеживались типичные черты египетского мировоззрения – абсолютность власти бога и фараона, связь жизни с загробным существованием, покорность судьбе. Письменная литература возникла еще в 4 т. до н.э., начинаясь с фольклорных основ, таких как сказки, поговорки, притчи. Древнейшие дошедшие до нас литературные памятники датируются периодом Древнего Царства. Постепенно развилось большое количество характерных жанров. Среди них выделяют так называемый дидактический, например «Поучения Птахотепа», биографический и автобиографический – «Рассказ Синухета», философский диалог – «Беседа разочарованного со своей душой», любовная лирика, фантастические сказки или религиозные гимны.

   Египетская культура и искусство переживали периоды подъема и упадка, связанные с политическими и социальными изменениями, достигнув своего расцвета в период Нового Царства. Именно этому времени принадлежат одни из самых известных сохранившихся памятников истории Древнего Египта.

    Сейчас богатейшими коллекциями египетского искусства могут похвастаться многие музеи. Особое значение имеют такие как Лувр, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств в Москве, Британский музей и, конечно же, Каирский музей, где выставлены сокровища из гробницы Тутанхамона – редкого неразграбленного захоронения.

 
         
line
         
4 5 6 7
         

www.mathtask.ru

ARTandYou.ru - История искусства - Искусство и культура Древнего Египта

Искусство и культура Древнего Египта

Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к 4 тысячелетию до нашей эры. Египетская цивилизация характеризовалась сильной деспотической властью, централизованным бюрократическим аппаратом управления, рабовладельческим строем и просуществовала до 30 г. до н.э, когда вошла в состав Римской империи. Становление рабовладельческого общества в корне изменило положение человека в мире, вслед за мировоззренческими трансформациями видоизменилась и художественная реальность, как связующий элемент общения художника и публики.

Особенностью Египетского искусства является то, что оно было неотъемлемой частью религии, культа, большинство произведений создавалось  в рамках заупокойного ритуала, а так же с целью восхваления государственного культа обожествленного фараона. Со времен Древнего царства в Египетском искусстве сложился монументальный стиль, с определенными изобразительными канонами, которые свято оберегались на протяжении веков. Древнеегипетское искусство тесно связано с религиозно-обрядовыми обычаями. Оно предназначалось не для осмотра, а для сопровождения религиозных поверий египтян. Пантеон их богов очень велик, и восходит еще к первобытным временам, анимизму, и поклонению тотему, священному животному. Многие боги имели звериный облик. Животные занимали важное место в Египетской культуре, они считались священными, были найдены захоронения священных кошек, собак, быков, и даже крокодилов. Анималистические изображения - образы кошек, павианов, собак - широко распространены  в искусстве Древнего Египта. Но главным культом и объектом поклонения Древнего Египта был культ солнца, солнечного божества, которое повсеместно встречается в искусстве Древнего Египта.

Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль. Обслуживая потребности религии, а главным образом заупокойный культ,  искусство воспринималось  носителем вечной жизни, продолжением кратковременной земной жизни. В основе религиозного культа Древнего Египта лежало поверие, что для счастливой загробной жизни покойника необходимо снабдить его всем, чем он обладал на этой земле, вплоть до собственного тела.  Тело погибшего владыки бальзамировали, а гробницу, помимо несметных богатств,  украшали росписи, рельефы, повествовавшие о его земной жизни, статуэтки-ушебти заменяли покойному слуг. По верованиям древних египтян в гробницу так же помещали портретную статую умершего, а иногда и не одну, причем она должна была быть максимально достоверной, чтобы Ка - жизненная сила, двойник человека при жизни - нашла его и после смерти. Таким образом, именно искусство обеспечивало погибшему посмертное благополучие.

Ведущие художники – живописцы, скульпторы, зодчие – были высокопоставленными лицами, зачастую жрецами, их имена были известны, а сами они почитаемы в обществе.  Художники были служителями богов, но при этом проявление индивидуальной роли художника было строго ограничено, он выступал в качестве проводника божественной воли, хранителя священных канонов. Вообще на протяжении всей истории египетской цивилизации художественные традиции претерпевали мало изменений, искусство развивалось внутри принятых канонов, но никогда не отклонялось от них. Основные принципы египетского искусства сформировались в эпоху Древнего Царства, этот период принято считать классикой египетского искусства.  Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны монументальность и постоянство. Переход от первобытного к рабовладельческому строю древних цивилизаций,  в том числе Древнего Египта, был гигантским переворотом в человеческом самосознании. Появилось понятие личности, которое выделилось из общности. Переход к цивилизации сделал возможным создание человеком «второй природы», а рабство сделало возможным грандиозное строительство. Цивилизация не только раскрепостила самосознание личности, позволила ему поработить природу, стихию, но и поработила человека человеком. Никогда впоследствии в изобразительном искусстве с таким пафосом не выражалось величие личности. Властелин, в частности фараон, окружался ореолом  божественности, его господство приписывалось сверхъестественному могуществу. Как результат художественная реальность создавала образы сверхчеловеческие, уподобленные силам стихии, тяготела к грандиозным масштабам, монументальным формам. Величие господина вырабатывало каноны, которые были незыблемы в течение всей истории цивилизации, в противном случае это ставило бы под сомнение все многовековое цивилизационное устройство, что было немыслимо. Для древнеегипетского искусства было характерно постоянство, так как искусство считалось носителем вечной жизни, то оно освобождалось от всего изменчивого, мимолетного.

Основным средством выразительности египетского искусства были – внушительность масштабов, ритмы и повторы. Несмотря на монументальность и иногда торжественность, стиль египетского искусства сохранял благородную сдержанность и приверженность традициям.

Уже в Древнем Царстве сложились определенные типы и принципы рисунка, которые неизменно повторялись потом и в Среднем и в Новом царстве. Главной задачей для египетских художников была именно информативность рисунка. Классической формой Египетского искусства был рельеф. Многие рельефы, росписи, статуи и так далее изображались не для всеобщего осмотрения, а замуровывались в погребальных камерах вместе с мумией фараона, и развертывали подробную повесть о его земной жизни. Там были войны, захваты пленных, пиры, охоты, отдых с родственниками, труд его рабов – все даже малозначительные события, имевшие место в жизни фараона. Египетское искусство выработало ряд приемов, повышающих информативность изображения. Эмма Бруннер-Траут [Lexikon, 1975; Brunner-Traut, 1990] развила теорию, по которой египтяне пользовались не перспективой, а аспективой. Термин "аспектива" происходит от слова "аспект". Э.Бруннер-Траут хотела подчеркнуть с его помощью, что древнеегипетский мастер стремился передать на плоскости картины не субъективное восприятие, а как можно более объективное и полное представление об изображаемом событии. На плоскости картины передавались главные аспекты показываемого, позволявшие правильно судить о нем. Аспективный подход потребовал от древних художников развития целого ряда условных приемов, придавших древнеегипетской живописи глубокое своеобразие, но вполне разумных для получения суммы нужных аспектов и таким образом – для полного представления о показанном объекте.

При изображении тела: стоящая фигура выпрямлена, голова поднята, левая нога делает шаг вперед, голова и ноги расположены в профиль, а торс развернут, вся фигура обрисована единой четкой линией.

«Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной базы туловища и раз и навсегда выделили эту выразительную горизонталь… Они отобрали из фасного и профильного положения самые четкие, ясно читаемые аспекты, объединив их вместе с замечательной органичностью и при этом достигнув гармонии с двухмерной плоскостью, на которой помещено изображение. Они не гнались за тем, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения, - у них была другая задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии, а не в один эмпирический момент».

Рельефы занимали важное место  в искусстве  Древнего Египта.  В рельефах, как и в фресках, утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов. Повторяемость фигур, их движений и поз придает изображению нечто ритуально-торжественное. Для египетских рельефов характерна градация размеров, от малого к среднему и большому. В древнеегипетской живописи разномасштабность широко использовалась для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления. Чем значительнее был изображаемый предмет, тем он был больше. Примечательно, что прочие атрибуты обозначения величия отпадали, фараон, хоть и считался богом, изображался без всякой преувеличенной пышности, его величие подчеркивалось большим масштабом фигуры, по отношению к родственникам и слугам.  Рельефы всегда раскрашивались, преобладали сочетание желтых и коричневых – цвета солнца и земли, с зелеными и голубыми – цвета воды Нила и безоблачного неба Египта. Особенно любили насыщенный голубой цвет, который встречался не только в рельефах и росписях, но и в прикладном искусстве, костюме египтян. 

Особую художественную роль в египетских рельефах играли иероглифические знаки. В Древнем царстве письменность и искусство были тождественны.  Таким образом, египетские художники так же в равной мере были и писцами. Достижение максимальной информативности изображения  достигалось художественным синтезом изображения и надписи. Иероглифы заполняли пустоты между фигурами, и между самих иероглифов часто встречались маленькие фигурки. Задача здесь не столько декоративная, сколько обусловленная пониманием египтян изображения как священного знака, обладающего силой устремить изображаемое в вечность.   Пиктография, картинное письмо лежат в основе и искусства и письменности Древнего Египта. Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов. Писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы. В дальнейшем знак равенства между письмом и искусством стирается, но они остаются очень близки друг к другу. Письменность- это отчасти искусство, а искусство – отчасти письменность. В Египте довольно рано появилось алфавитно-слоговое письмо, при этом к иероглифам присоединялись хорошо прорисованные изображения, «детерминативные» знаки, иллюстрирующие предшествующее слово. Так письменность сохраняла свое родство с искусством. Искусство, в свою очередь,  по своей форме и функциям было близко к письму, пиктограмме. Вытянутые, идущие  строго друг за другом изображения, как строки «описывали» всю гробницу, и представляли собой своеобразную опись всего имущества фараона, и его дел. Здесь видно насколько важную роль искусство играло в жизни  египтян, они свято верили в безоговорочную реальность художественного образа. Художники в Египетском обществе считались проводниками в вечность.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Особенностью классических египетских портретов является то, что они максимально достоверно воссоздают черты лица, социального положения портретируемого, элементов костюма, головного убора, ювелирных украшений, но не уделяют внимание психологическому образу изображаемого, его характеру. Считалось, что приходящие переживания не важны, так как человек отправляясь в загробный мир, устремляется в вечность. Особенно ярко это проявлялось в Древнем царстве.

Конечно, искусство не было совершенно одинаковым в разные периоды существования  Египетской цивилизации.  Так в эпоху Среднего царства снижается пафос монументальности: поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то и в искусстве, особенно в искусстве местных школ, появляется оттенок сниженности, обиходности. Отсюда усиление жанровых "вольностей" в трактовке сюжетов, в композиции. В мелкой пластике Среднего царства статуэтки исполнены на другом уровне мастерства, чем статуи фараонов и вельмож: довольно примитивно, ремесленно.  В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. Большой шаг вперед был сделан в искусстве росписей. В Древнем царстве стены усыпальниц расписывались редко, преобладали раскрашенные рельефы. Теперь их все чаще заменяли живописью темперой, вероятно, просто потому, что это менее трудоемкая работа. Однако росписи имели и свои художественные преимущества, допуская большую гибкость рисунка и богатство цвета.

Рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей они руководились каноническими предписаниями - как строить фигуру, как располагать изображение на плоскости (плоскость предварительно расчерчивалась на клетки). Однако для успешного исполнения этих работ художник должен был не только уметь действовать резцом и кистью, но и знать предметы, которые изображает. Тут нужны были и наблюдательность и практика. Иногда в росписях встречаются шуточные или пародийные сюжеты. С другой стороны - каноны все-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

В Новом царстве художественная культура, как и политическое устройство, претерпевает серьезные изменения. Вместо  пирамидальных гробниц гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями – они таились в ущельях скал, помимо этого расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху превратились в самостоятельную политическую силу.  В искусстве Нового царства даже в самых традиционных формах пробиваются земные чувства, переживания, тревоги, рефлексия, появляется открытая экспрессия. В искусстве появляется интерес к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо, роскошным, относительно "светский" дух проникает в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Язык изобразительного иероглифа, графического знака на первых порах вступает в противоречие с новыми идеями, он к ним не приспособлен, и подчас возникают странные, почти гротескные образы. При таком наплыве светских мотивов со старыми изобразительными канонами начинают обращаться свободнее. Хотя прежняя фризово-ритмическая композиция и прежняя трактовка фигур сохраняются, все чаще появляются непривычные позы и ракурсы - в фас, в три четверти, даже со спины: фигуры заслоняют одна другую; рисунок, сравнительно с прежним, становится изысканным. Живописные вольности редко допускались в росписях царских гробниц - там каноны сохранялись строже – но в остальном художники отваживались на новаторство.  В целом, для Нового царства характерно более свободное обращение с канонами. Таким образом,  к закату Египетской цивилизации искусство эволюционировало, и пришло к новым рубежам, но при этом оно сохранило все свои основные специфические черты: выразительность линий и контуров, игра теней, фризово-ритмическая композиция, сохранило свой торжественно-монументальный стиль.

Художник занимал почитаемое место в обществе Древнего Египта. Как уже было сказано ранее, понятия религия и искусство в Египетском мировоззрении шли неразрывно друг с другом. Социально-историческая художественная реальность Древнего Египта (как и других цивилизаций древности) не выработала своей собственной творческой концепции, а воплотила готовую концепцию, выработанную другими формами общественного сознания, в особенности религией. Искусство было  Религия – первопричина древнеегипетского искусства, фактор, определявший его развитие на протяжении всей четырехтысячелетней истории этой цивилизации. Особенностью египетского искусства было то, что большинство произведений создавалось для мертвых. Религия египтян, выросшая из анимизма – веры в бессмертие души, подразумевала жизнь после смерти. И ее благополучие, согласно их мировоззрению обеспечивалось искусством. Большинство работ египетских художников никто из их современников не видел. По своим задачам это было не то, что мы понимаем под искусством сегодня. Египтяне наивно верили в силу изображаемого, что подробное описание земной жизни позволит перенести все накопленное и в загробную. Вся ответственность была на художниках, которые действительно больше воспринимались обществом как жрецы, так как искусство обладало сакральной функцией. Поэтому неудивительно, почему они не вносили ни индивидуальных черт,  ни личного отношения и переживаний касательно изображаемого, а только объективную передачу информации. Искусство для художника не являлось самовыражением или рефлексией реального мира, это был священный обряд. Искусство древних египтян это сакральный ритуал, а  художник – это посланник богов, его функция  очень важна – составить летопись земной жизни, чем обеспечить благополучие загробной жизни. Художественная реальность в Египте была связана с магией, она не подразумевала духовности. Отчасти поэтому Египетская культура погибла.

Карцева Е.А. Формы культурно-исторической динамики взаимоотношений художника и публики. МГУ 2008.  

artandyou.ru

Искусство Древнего Египта: оригинальнее придумать сложно

искусство Древнего ЕгиптаДревний Египет всегда был синонимом цивилизации, прежде всего, благодаря своим достижениям в области культуры и искусства. Уже другие, младшие цивилизации древности - Древняя Греция, Древний Рим - смотрели на Египет снизу вверх, поражаясь и восхищаясь произведениями его искусства, запечатлёнными в самых разных формах и проявлениях. Через тысячи лет, после долгого периода забвения, искусство Древнего Египта было вновь открыто благодаря стараниям учёных и одним из самых оригинальных проявлений творческих способностей человечества.

Каждому Царству - своё искусство

Конечно, сами древние египтяне вряд ли применяли к собственному искусству какую-либо периодизацию - для них это было единое гармоничное явление. Однако для наших современников, чтобы лучше понять характер искусства Древнего Египта, закономерности его развития и варианты эволюции, без периодизации, пусть и достаточно формальной, не обойтись. Для решения этой задачи был использован принцип формальной логики: искусство было поделено по уже имеющемуся разделению истории Египта на Древнее Царство, Среднее Царство и Новое Царство.

Искусство Древнего Царства (3200-2300 годы до нашей эры) характеризуется этапом становления основных канонов древнеегипетского искусства, на этом этапе хорошо видна неразрывная связь искусства с религией и, прежде всего, с погребальным обрядом. Именно в эту эпоху формируются наиболее монументальные формы искусства Древнего Египта, например, Великие пирамиды.

искусство Древнего Египта

Искусство Среднего Царства (2200-1700 годы до нашей эры) отличается одновременным соблюдением основных прежних правил и требований к искусству, с одной стороны, и более вольной его трактовкой, с другой. Искусство становится менее пафосным, в нём появляются детали, отличающиеся в различных египетских регионах, да и монументальность явно снижается - например, пирамиды возводятся гораздо более скромные.

искусство Древнего Египта

Искусство Нового Царства (1700-1100 годы до нашей эры) известно в первую очередь благодаря культурной революции фараона Эхнатона, при котором религиозные нововведения сопровождались и смелыми экспериментами. В частности, изобразительное искусство в это время стало гораздо более внимательным к индивидуальной личности человека, к отображению его неповторимости. В определённом смысле при Эхнатоне Древний Египет переживал нечто подобное европейской эпохе Возрождения. Однако эта эпоха была кратковременной, вернулись старые порядки, искусство снова стало монументальным.

От грандиозных храмов - до миниатюрных украшений

Нередко искусство Древнего Египта воспринимают исключительно по наиболее известному его направлению, по дошедшим до наших дней колоссальным архитектурным памятникам, являющихся визитной карточкой данной цивилизации. Однако в Древнем Египте существовали самые различные направления искусства:

  • архитектура, впрочем, была весьма значимым искусством для древних египтян в первую очередь с религиозной точки зрения. Самые монументальные сооружения возводились для богов (храмы) или для фараонов, живых богов (пирамиды и усыпальницы). Как известно, эти сооружения достигали исполинских масштабов. Однако особенностью древнеегипетской архитектуры было то, что она достигла своего пика уже в Древнем Царстве, а затем почти не развивалась, используя тысячелетиями те же методы строительства и те же архитектурные схемы;
  • египетская скульптура развивалась по схожему сценарию - уже в древности установились строгие каноны создания скульптурных изображений, которые изменились очень незначительно. Это связано с тем, что скульптуры обычно изображали божеств и фараонов, следовательно, имели ритуальный характер, а действенность ритуалов напрямую зависит от точности исполнения всех правил. Всё это привело к определённой условности скульптурного изображения, хотя постепенно приживалась более тонкая передача портретных черт. Особняком стоит период правления фараона Эхнатона (так называемый Амарнский период), когда скульптурные изображения достигли такой тонкости, что могут смело считаться предшественниками классической античной скульптуры;
искусство Древнего Египта
  • древнеегипетскую литературу можно разделить на религиозную и светскую. Впрочем, это разделение очень условное. Непосредственно религиозная литература это так называемые заупокойные тексты, в которых описывается путь души в загробном мире, а также, по сути, магические заклинания, чтобы этой душе помочь. Однако и другие тексты, написанные в жанре поучения, повествования, диалогов или пророчеств, также нередко были связаны с религией. Так, повествования зачастую передавали мифологические сюжеты о жизни и деяниях различных богов;
  • также в Древнем Египте существовали такие виды искусства, как живопись, театрализованные представления, ювелирное искусство. Живопись известна по фрескам в усыпальницах, на которых в своеобразном египетском стиле изображались как сцены из повседневной земной жизни, так и иллюстрировались религиозные сцены. Театром Древнего Египта называют религиозные мистерии, в которых разыгрывались те или иные эпизоды мифологии, в первую очередь связанные с богом Осирисом. Благодаря находкам в не разграбленной гробнице Тутанхамона мы знаем, что в Древнем Египте высокого уровня достигло ювелирное искусство. При этом украшения из золота, серебра и электрума также имели, прежде всего, ритуальный магический характер.

Александр Бабицкий

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

История искусства Древнего Египта

История Древнего Египта насчитывает три тысячелетия – от начала IIIтыс. до н.э. до конца Iтыс. до н.э. в Древнем Египте правило 30 династий фараонов. Традиционно в древнеегипетской истории выделяют три основных периода, которые получили название Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Эти периоды – время объединения, высокого экономического подъема и расцвета культуры Древнего Египта.

В Iтыс. до н. э. египетское государство утратило свою мощь и распалось на несколько царств. Началась полоса тяжелых длительных войн, завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, персами, греко-македонцами.

Несмотря на глубокую древность этой культуры, до нашего времени дошло огромное количество произведений искусства: погребальные сооружения и храмы, круглая скульптура и рельефы, настенные росписи и рисунки на папирусе, предметы декоративно-прикладного искусства. Почти во всех крупнейших художественных музеях мира есть экспозиции древнеегипетского искусства. Самым большим количеством обладает Египетский музей в Каире. Очень интересные коллекции представлены в московском Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и петербургском Эрмитаже.

Для понимания содержания и художественной ценности древнеегипетского искусства необходимо познакомиться с мировоззрением египтян, которое вошло выражение в искусстве и породило его специфические особенности.

Главной целью земного существования человека представлялось обретение им вечной жизни после смерти. Для этого требовалось, во-первых, сохранить тело в таком состоянии, чтобы души человека – жизненная сила Ба и духовный двойник Ка – могли с ним соединиться. Это обеспечивалось мумифицированием трупа и прочностью гробницы. Во-вторых, родные периодически должны были совершать жертвоприношения, а, поскольку жизнь после смерти во многом продолжала земную, умерший нуждался в еде, одежде, посуде, мебели, слугах. В-третьих, цель ритуалов заупокойного культа – магическое воскрешение умершего и сохранение его в этом состоянии.

Египтяне верили в магическую связь изображенного с изображаемым, поэтому создавали произведение искусства, в которых по возможности фиксировались внешний облик и основные этапы жизни умершего, жертвоприношения и заупокойные ритуалы. Искусство понималось как одно из средств, дарующих материальное и духовное бессмертие (характерно, что скульптор назывался «санкх», что буквально значит «оживитель»).

В первую очередь правом на бессмертие обладал земной бог – фараон, во вторую – его приближенные, богатые вельможи. Земледельцы, ремесленники и рядовые воины могли рассчитывать на бессмертие только тогда, когда их деятельность запечатлевалась в гробнице господина.

На характер искусства оказала влияние его глубокая связь с верой в загробную жизнь и божественное происхождение фараона, с древнеегипетской религией и мифологией. Не случайно до нашего времени сохранились пирамиды, а не дворцы фараонов, храмы, а не светские учреждения, изображения людей в посмертной, а не земной жизни. Это объясняется превосходством в системе ценностей древних египтян вечной жизни перед временной, выбором для ее воплощения более долговечных материалов и форм, многочисленностью погребальных и храмовых произведений изобразительного искусства, которые считались столь же реальными, сколь и их прообразы.

Такое искусство предполагало особую связь с людьми в храмах и было вовсе недоступно для них в гробницах, входы которых замуровывались после того, как туда помещали умерших. Погребальные произведения искусства никто не должен был видеть (и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в XIXвеке исследование египетских захоронений). Они предназначались для той особенной жизни в темноте наглухо закрытой могилы. Естественно, это порождало образы, отличавшиеся от обычных зрительных представлений о разворачивающейся во времени и пространстве повседневной жизни. Поскольку произведения искусства выражали смыслы высшей жизни, правила, которыми пользовались для их создания, начинали восприниматься как священные, т. е. неизменные. Важнейшая черта древнеегипетского искусства – следование традициям в течение нескольких тысячелетий. Однако подчиненность канонам не исключала развития искусства, отражавшего исторические изменения, знавшего художественные школы и гениальные дарования.

Основой древнеегипетского изобразительного искусства и письменности была пиктография (рисуночное письмо). Отделение письменности от искусства в Древнем Египте не привело к потере связи между ними. В письменности использовались рисунки. Искусство, как и письменность, имело знаковую природу. Почти в каждом произведении объединялись изображения и надпись. Их союз обусловливался общностью цели – закрепить и сохранить в знаке жизнь.

В Древнем царстве архитектурные сооружения в основном представлены гигантскими усыпальницами фараонов – пирамидами (недаром данный период часто называют «эпохой строительства пирамид»). К Новому царству форма захоронения фараонов меняется: гробницы для большей сохранности вырубаются в скалах отдаленных ущелий. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов; дворцы фараонов строились в расчете на одну жизнь и поэтому почти не сохранились.

Статуи умерших стали помещать в гробницы, чтобы заменить тело в случае его порчи (способ мумификации первоначально не отличался совершенством). Скульптурные изображения фараонов устанавливались не только в гробницах, но и в погребальных храмах, а в период Нового царства – и в общегородских храмах, посвященных богам. Лицо заупокойной статуи, с одной стороны, должно было напоминать умершего, чтобы его души могли найти свою земную оболочку и вселиться в нее. С другой – ему надлежало соответствовать безвременности загробного существования, быть чуждым земным волнениям, открытым свету иного мира и полным величия вечности.

Для долговечности статуи египтяне использовали твердые породы камня – розовый и черный гранит, диорит, зеленую брекчию, шифер, алебастр, красный песчаник, белый турахский известняк. Для создания круглой скульптуры также употребляли хорошо сохраняющиеся породы деревьев – кипариса и кедра. Реже статуи делались из кованых пластинок бронзы, которые накладывались на деревянный остов и скреплялись гвоздиками. Для статуэток малого размера иногда использовалась слоновая кость.

Ценнейший источник изучения культуры Древнего Египта – настенные рельефы и росписи. В Древнем царстве большее распространение получили раскрашенные рельефы, росписи чаще стали использовать в период Среднего и Нового царств. Рельефы и росписи подчинялись одним художественным канонам. Декорации стен храма и гробницы объединялась общей идеей: каждый сюжет вплетался в другие, и они устремлялись к главному месту в храме или гробнице. Редко всю стену занимала одна сцена, чаще пространство делилось на несколько отдельных поясов (регистров), расположенных один над другим, представляя серии сменяющих друг друга сюжетов.

В Древнем Египте встречается три типа рельефа: выпуклый, вогнутый и врезной, иногда они соседствуют в одной композиции. Роспись осуществлялась минеральными красками (белая добывалась из известняка, красная - из красной охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры).

Театральное искусство в форме мистерий (религиозных драм) зародилось в Древнем Египте. Музыка и танцы в отличие от произведений изобразительного искусства и литературы до нас не дошли. Источниками для их изучения служат произведения изобразительного искусства, памятники материальной культуры (в том числе сохранившиеся музыкальные инструменты) и письменные тексты.

Хронологическая таблица.

XXVIII – XXIIIвв. до н. э. – Древнее царство (3 – 6-я династии).

XXII – XVIIIвв. до н. э. – Среднее царство (11 – 12-я династии).

1580 – 1085 гг. до н. э. – Новое царство (18 – 20-я династии).

Автор: Галина Зубец

 

www.solecity.ru

Искусство древнего Египта • ru.knowledgr.com

Древнее египетское искусство - живопись, скульптура, архитектура и другие искусства, произведенные цивилизацией Древнего Египта в более низкой Нильской Долине от приблизительно 3 000 до н.э к 100 н. э. Древнее египетское искусство достигло высокого уровня в живописи и скульптуре, и было и высоко стилизовано и символическое. Большая часть выживающего искусства прибывает из могил и памятников и таким образом есть акцент на жизнь после смерти и сохранения знания прошлого.

Периоды

Символика

Символика также играла важную роль в установлении смысла заказа. Символика, в пределах от регалий фараона (символизирующий его власть поддержать порядок) к отдельным символам египетских богов и богинь, вездесущая в египетском искусстве. Животные были обычно также очень символическими фигурами в египетском искусстве. Цвета были более выразительными, а не естественными: красная кожа подразумевала усердную загорелую молодежь, тогда как желтая кожа использовалась для женщин или мужчин средних лет, которые работали в закрытом помещении; синее или золотое обозначенное богословие из-за его неестественной внешности и связи с драгоценными материалами; использование черного для королевских чисел выразило изобилие Нила, из которого родился Египет. Стереотипы использовались, чтобы указать на географическое происхождение иностранцев

Иерархический масштаб описания

Размер люди привлечены, указывает на часто относительную важность в общественном строе. Король или фараон, обычно являются крупнейшей фигурой, изображенной, чтобы символизировать сверхчеловеческие полномочия правителя. Иллюстрации высокопоставленных лиц или владельца могилы обычно меньше, и в самом маленьком масштабе показаны слуг и артистов, животных, деревья и архитектурные детали.

Формы искусства

Древние египетские формы искусства характеризуются регулярностью и подробным описанием богов, людей, героических сражений и природы, и высокий процент выживания работ был предназначен, чтобы обеспечить утешение и полезность для покойного в загробной жизни. Художники пытались сохранять все от подарка максимально ясно и постоянно. Древнее египетское искусство было создано, используя СМИ в пределах от рисунков папируса к пиктограммам (иероглифическое письмо), и включайте погребальную скульптуру, вырезанную в облегчение и в раунд от песчаника, кварцевого диорита и гранита. Древнее египетское искусство показывает чрезвычайно яркое представление социально-экономического статуса и систем взглядов Древнего египтянина. Египетское искусство во всех формах подчинилось одному закону: способ представления Фараонов, богов, человека, природы и окружающей среды оставался последовательным в течение тысяч лет.

Живопись

Не весь египетский рельеф был окрашен, и менее престижные работы в могилах, храмах и дворцах были просто нарисованы на плоской поверхности. Каменные поверхности были подготовлены попыткой сокрытия фактов, или если грубо, слой грубого пластыря грязи, с более гладким слоем гипса выше; некоторые более прекрасные известняки могли взять краску непосредственно. Пигменты были главным образом минеральными, выбраны, чтобы противостоять сильному солнечному свету без исчезновения. Обязательная среда, используемая в живописи, остается неясной: темпера яйца и различная резина и смолы были предложены. Ясно, что истинная фреска, окрашенная в тонкий слой влажного пластыря, не использовалась. Вместо этого краска была применена к высушенному пластырю, в том, что называют «фреской secco» на итальянском языке. После живописи, лака или смолы обычно применялся как защитное покрытие, и много картин с некоторым воздействием элементов выжили замечательно хорошо, хотя те на полностью выставленных стенах редко имеют. Маленькие объекты включая деревянные статуэтки были часто окрашены, используя подобные методы.

Много древних египетских картин выжили из-за чрезвычайно сухого климата Египта. Картины часто делались с намерением создания приятной загробной жизни для покойного. Темы включали поездку через загробный мир или защитные божества, представляющие покойного богам преступного мира (таким как Осирис). Некоторые картины могилы показывают действия, что покойные были вовлечены в то, когда они были живы и пожелались, чтобы продолжить делать для вечности.

В Новом Королевстве и позже, Книга Мертвых была похоронена с погребаемым человеком. Это считали важным для введения в загробную жизнь.

Египетские картины написаны таким способом показать представление профиля и вид сбоку животного или человека в то же время. Например, живопись к праву показывает голову от представления профиля и тело от лобного представления. Их главные цвета были красными, синими, зелеными, золотыми, черными и желтыми.

Скульптура

Монументальная скульптура Древнего Египта всемирно известна, но усовершенствованные и тонкие маленькие работы существуют в намного больших числах. Египтяне использовали отличительный метод погруженного облегчения, которое хорошо подходит для очень яркого солнечного света. Главные фигуры в рельефе придерживаются того же самого соглашения числа как в живописи, с разделенными ногами (где не усаженный) и голова, показанная со стороны, но туловища с фронта и стандартного набора пропорций, составляющих число, используя 18 «кулаков», чтобы пойти от земли до волосной линии на лбу. Это появляется уже в Палитре Narmer от Династии I, но там поскольку в другом месте соглашение не используется для незначительных фигур, показанных занятыми некоторой деятельностью, таких как пленники и трупы. Другие соглашения делают статуи мужчин более темными, чем женщин. Очень условные статуи портрета появляются от уже в Династии II, прежде чем 2,780 до н.э, и за исключением искусства периода Amarna Ahkenaten и некоторых других периодов, таких как Династия XII, идеализированные особенности правителей, как другие египетские артистические соглашения, изменились мало до окончания греческого завоевания.

Египетские фараоны всегда расценивались как боги, но другие божества намного менее распространены в больших статуях, кроме тех случаев, когда они представляют фараона как другое божество; однако, другие божества часто показывают в картинах и рельефе. Известный ряд четырех колоссальных статуй возле главного храма в Абу-Симбел каждое шоу Rameses II, типичная схема, хотя здесь исключительно большой. Большая часть большей скульптуры выживает из египетских храмов или могил; крупные статуи были построены, чтобы представлять богов и фараонов и их королев, обычно для открытых областей в или возле храмов. Очень ранний колоссальный Великий Сфинкс Гизы никогда не повторялся, но проспекты, выровненные с очень большими статуями включая сфинксов и других животных, явились частью многих комплексов храма. Самое священное культовое изображение бога в храме, обычно проводимом в naos, было в форме относительно маленькой лодки или барка, держащего изображение бога, и очевидно обычно в драгоценном металле – ни один не выжил.

Династией IV (2680–2565 до н.э) самое позднее идея статуи Ka была твердо установлена. Они были помещены в могилы как место отдыха для ka части души, и таким образом, у нас есть большое количество меньшего количества условных статуй богатых администраторов и их жен, многих в древесине, поскольку Египет - одно из нескольких мест в мире, где климат позволяет древесине выживать за тысячелетия и много статуй блока. Так называемые запасные головы, простые лысые головы, особенно натуралистические, хотя степень, до которой была реальная портретная живопись в Древнем Египте, все еще обсужден.

Ранние могилы также содержали маленькие модели рабов, животных, зданий и объектов, таких как лодки, необходимые для покойного, чтобы продолжить его образ жизни в загробном мире, и позже числа Ushabti. Однако, значительное большинство деревянной скульптуры терялось распаду, или вероятно использовалось в качестве топлива. Маленькие фигуры божеств или их персонификации животных, очень распространены, и найденные в популярных материалах, таких как глиняная посуда. Были также большие количества маленьких вырезанных объектов, от фигур богов к игрушкам и вырезали посуду. Алебастр часто использовался для дорогих версий их; раскрашенное дерево было наиболее распространенным материалом, и нормальный для маленьких моделей животных, рабов и имущества, помещенного в могилы, чтобы предусмотреть загробную жизнь.

Очень строгие соглашения сопровождались, обрабатывая статуи, и определенные правила управляли появлением каждого египетского бога. Например, бог неба (Horus) должен был по существу быть представлен с головой сокола, бога похоронных обрядов (Anubis) нужно было всегда показывать с головой шакала. Артистические работы оценивались согласно их соответствию этим соглашениям, и соглашения сопровождались так строго, что, более чем три тысячи лет, появление статуй изменилось очень мало. Эти соглашения были предназначены, чтобы передать бесконечное и нестареющее качество ka фигуры.

File:Narmer Палитра, Египет, c. 3100 до н.э - Королевский музей Онтарио - DSC09726. JPG|Facsimile Палитры Narmer, c. 3100 до н.э, который уже показывает канонические египетские представления профиля и пропорции числа.

File:King Menkaura (Mycerinus) и королева jpg|Menkaura (Mycerinus) и королева, Старое Королевство, Династия 4, 2490 – 2472 до н.э. Формальность позы уменьшена рукой королевы вокруг ее мужа.

File:GD, НАПРИМЕР, Caire Musée120. Модели могилы JPG|Wooden, Dynastry XI; высокий администратор считает свой рогатый скот.

File:Tuthankhamun египетский Музей jpg|The Золотая Посмертная маска Тутанхамона, c. поздно Восемнадцатая династия, eгипетский музей

File:BM, египтянин AES Sulpture ~ Колоссальный кризис Рамзеса II, 'Младший Memnon' (1250 до н.э) (Комната 4) .jpg|The Младший Memnon c. 1250 до н.э, британский Музей

File:Egypte Лувр 066.jpg|Osiris на столбе ляпис-лазури в середине, между Horus слева, и Isis справа, 22-й династией, Лувр

File:Ka Статуя horawibra.jpg|The ka статуя обеспечила физическое место для ka, чтобы проявить. Eгипетский музей, Каир

File:Block статуя Pa-Akh-Ra CdM.jpg|Block статуи Pa-Ankh-Ra, капитана судна, имея статую Ptah. Последний Период, приблизительно 650–633 до н.э, Cabinet des Médailles.

Фаянс, глиняная посуда и стекло

Египетский фаянс, сделанный из песка и химикатов, произвел относительно дешевые и очень привлекательные маленькие объекты во множестве цветов и использовался для множества типов объектов включая драгоценности. Древнее египетское стекло возвращается к очень ранней египетской истории, но было сначала в значительной степени роскошным материалом. В более поздние периоды это стало распространено, и высоко украсило маленькие фляги для духов, и другие жидкости часто находятся как погребальный инвентарь.

Древние египтяне использовали steatite (некоторые варианты назвали мыльным камнем), и вырезал маленькие части ваз, амулетов, изображений божеств, животных и нескольких других объектов. Древние египетские художники также обнаружили искусство покрытия глиняной посуды с эмалью. Покрытие эмалью было также применено к некоторым каменным работам. Цветной синий, сначала используемый в очень дорогой импортированной каменной ляпис-лазури, высоко ценился Древним Египтом, и синий египтянин пигмента широко использовался, чтобы окрасить множество материалов.

Различные типы пунктов глиняной посуды были депонированы в могилах мертвых. Некоторые такие пункты глиняной посуды представляли внутренние части тела, как легкие, печень и меньший кишечник, который был удален перед бальзамированием. Большое количество меньших объектов в глиняной посуде эмали было также депонировано с мертвыми. Это было обычно к ремеслу на стенах конусов могил глиняной посуды, приблизительно шесть - десять дюймов высотой, на котором были выгравированы или впечатленные легенды, касающиеся мертвых жителей могил. Эти конусы обычно содержали имена покойного, их названий, посты, которые они занимали, и некоторые выражения соответствующий сексуальным целям.

Папирус

Папирус использовался древними египтянами (и экспортировался в большую часть древнего средиземноморского мира) для написания и живописи. Папирус относительно хрупок, длиться самое большее век или два в библиотеке, и, хотя используется на всем протяжении классического мира только выжило, когда похоронено в очень сухих условиях Египта, и даже тогда находится часто в плохом состоянии. Тексты папируса иллюстрируют все размеры древней египетской жизни и включают литературные, религиозные, исторические и административные документы.

Период Amarna

Период Amarna и годы перед фараоном Акэнэтеном переместился, капитал там в покойной Восемнадцатой Династии формируют самое решительное прерывание к непрерывности стиля в Старых и Новых Королевствах. Искусство Amarna характеризуется чувством движения и деятельностью по изображениям, с числами, поднимавшими головы, много фигур, накладывающихся и много сцен, полных и переполненных. Поскольку новая религия была монотеистическим вероисповеданием солнца, жертвы и вероисповедание очевидно проводились в открытых внутренних дворах, и погруженное вспомогательное художественное оформление широко использовалось в них. Человеческое тело изображается по-другому в стиле Amarna, чем египетское искусство в целом. Например, много описаний тела Акэнэтена дают ему отчетливо женские качества, такие как большие бедра, видная грудь, и больший живот и бедра. Это - расхождение от более раннего египетского искусства, которое показывает мужчинам с совершенно точеными телами. Лица все еще показывают исключительно в профиле.

Не много зданий с этого периода пережили разрушительные действия более поздних королей, частично поскольку они были построены из стандартных блоков размера, известных как Talatat, которые было очень легко удалить и снова использовать. Храмы в Amarna, после тенденции, не следовали за традиционной египетской таможней и были открыты, без потолков, и не имели никаких заключительных дверей. В поколении после смерти Акэнэтена художники вернулись к своим старым стилям. Были все еще следы стиля этого периода в более позднем искусстве.

Архитектура

Древние египетские архитекторы использовали высохшие на солнце и испеченные печью кирпичи, прекрасный песчаник, известняк и гранит. Архитекторы тщательно запланировали всю свою работу. Камни должны были соответствовать точно вместе, так как не было никакой грязи или миномета. Создавая пирамиды, скаты использовались, чтобы позволить рабочим перемещаться вверх, поскольку высота строительства выросла. Когда вершина структуры была закончена, художники украсили от вершины вниз, удалив песок ската, когда они понизились. Наружные стены структур как пирамиды содержали только несколько маленьких открытий. Иероглифические и иллюстрированные резные фигурки в ярких цветах в изобилии использовались, чтобы украсить египетские структуры, включая многие мотивы, как скарабей, священный жук, солнечный диск и стервятник. Они описали изменения, которые Фараон пройдет, чтобы стать богом.

Иероглифы

Иероглифы - древняя египетская система письма, в которой картины и символы обозначают звуки и слова. Жан-Франсуа Шамполльон сначала расшифровал иероглифы от Розеттского камня, который был найден в 1799. У иероглифов есть больше чем 700 символов.

Примечания

  • Смит, В. Стивенсон, и Симпсон, Уильям Келли. Искусство и Архитектура Древнего Египта, 3-го edn. 1998, Издательство Йельского университета (История Пингвина/Йельского университета Искусства),
ISBN 0300077475

Дополнительные материалы для чтения

Внешние ссылки

  • Древнее египетское Искусство – Aldokkan
  • Искусство древнего Египта
  • Древнее египетское Искусство в художественном музее Цинциннати

ru.knowledgr.com


Смотрите также