Гвозди древние. Исторические факты о первых гвоздях
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История создания гвоздей. Гвозди древние


История создания гвоздей

Главная › Статьи › История создания гвоздей

В истории человечества есть такие простые предметы, что, казалось бы, и разговор заводить о них не стоит. Ну что может быть интересного в истории, к примеру, тряпки для мытья пола? Или в истории горшка для цветов? Или гвоздя? Но вот относительно последнего предмета утверждение, что он прост и неинтересен, в корне неверно, хотя мы, не задумываясь, вбиваем гвоздь в стену и считаем, что уж этим-то предметом нас точно не удивить. А ведь гвозди человек использует с незапамятных времен, а значит, история их как минимум длинная - десятки тысяч лет, и что-то любопытное в ней непременно есть.  Пока первобытный человек еще не умел пользоваться железом, а также бронзой и другими металлами, он все равно был вынужден строить себе жилища, а при строительстве без скрепляющих элементов никак не обойтись. Поэтому первые гвозди делались из подручных средств - из шипов растений, и костей рыб и животных, из щепок, осколков кремния, твердых пород дерева. Использовали их не только для строительства жилищ и лодок, но и в качестве примитивных вешалок, для прибивания шкур в дверных проемах, чтобы они служили защитой от ветра и снега.  Деревянные гвозди, конечно, назвать гвоздями в прямом смысле слова сложно - они выглядели скорее как клинья, а не как привычный для нас стерженек со шляпкой, но и они, тем не менее, служили человеку верой и правдой. В основном, деревянные гвозди использовались в постройке судов. Такие гвозди получили название барочных - если речь шла о речных судах, и корабельных - если о морских. В зависимости от области их применения, их делали из разных пород деревьев. Например, для корабельных гвоздей использовали наиболее стойкие породы: дуб, сосну, клен и акацию. Такие гвозди сначала выстругивали, а затем обрабатывали смолой для увеличения срока их службы. Но все равно деревянные гвозди большим сроком службы не отличались - они усыхали и деформировались. И все-таки применялись очень долго, даже тогда, когда в обиход вошли железные гвозди. Деревянные гвозди продолжали применять в строительстве, для прикрепления деревянной черепицы. Длина их составляла один дюйм.  Отдельная область применения деревянных гвоздей - это сапожное ремесло. Интересно, что сапожники их использовали и гораздо позже того, как были изобретены гвозди металлические. В обуви ручной работы их используют и сейчас, например, при изготовлении ковбойских сапог, а также ботинок и мужских туфель известных фирм, производящих эксклюзивный товар. Кстати, изнашиваются они примерно с той же скоростью, что и подошва, сделанная в таких изделиях из натуральной свиной, как правило, кожи.  

Металлические гвозди появились сразу же, когда человек познакомился с обработкой металлов - в бронзовом веке, примерно пять тысяч лет назад. Изготавливались они путем ковки, позже иногда - методом отливки в форме. Гвозди на тот момент были товаром редким, ценились очень высоко, буквально на вес золота, поэтому и употреблять их могли только очень богатые люди. Огромным уважением пользовались мастера, которые умели изготавливать эти ценные и нужные в хозяйстве предметы. Например, об этом нам поведало множество глиняных табличек, найденных в древнем месопотамском городе Ур. В них содержалось много чисто бытовых сведений, в том числе и о строительстве и строительных материалах. Датируются эти таблички примерно III тысячелетием до н.э. По всему выходит, что в Месопотамии гвозди в тот период уже широко использовались. Упоминаются бронзовые гвозди и в свитках Древнего Египта и в письменных источниках других древних культур. Множество бронзовых гвоздей найдено и при раскопках античных городов Средиземноморья. Зная, как выглядели гвозди в тот или иной промежуток времени и из чего их тогда делали, археологи даже определяют с их помощью время постройки зданий.  К сожалению, гвозди не всегда использовались лишь в мирных целях строительства или обустройства жилищ. В Римской империи, например, металлическими гвоздями прибивали преступников к деревянным крестам во время казни. Такая казнь считалась позорной и применялась исключительно к простому люду. После снятия с креста гвозди вытаскивались и применялись повторно.

 

 Сведения о первых металлических гвоздях можно почерпнуть и из ветхозаветных текстов, а также из раритетных библейских энциклопедий. Так, в них сообщается, что в те времена гвозди использовались не только при строительстве, но и в других современных качествах: "гвозди и костыли, необходимые для вешания платья, занавесей и других разных потребностей, выделываются из железа или дерева вместе с самою стеною во время сооружения оной...". Иными словами, гвозди в стену не вбивали, а сразу, при строительстве, замуровывали их туда, а поскольку первые гвозди были существенно длиннее современных, они в стену входили очень глубоко и поэтому извлечь их оттуда, не повредив стены, не было никакой возможности - разве только отпилить. В Ветхом же Завете содержится информация, что легендарный царь Давид приказал своим приближенным осуществить закупку большой партии железа для изготовления из него гвоздей для нужд своего дворца.  Гвозди не всегда были круглыми в сечении. Еще древние греки и римляне делали длинные гвоздики из медного сплава четырехгранной формы, такая форма сохранялась очень долго из-за более удобного процесса изготовления гвоздей: выковать круглый в сечении гвоздь было гораздо сложнее, чем четырехгранный.  Производство гвоздей осуществлялось следующим образом: брали металлический прут, накаливали его в горне, затем ударами молота оттягивали его на наковальне. Получался стержень-заготовка. С одного конца такой стержень заостряли, с другого делали утолщение для головки. После этого прут помещался в гвоздильню - специальный брусок с отверстием, где головка расплющивалась под ударами молотка.  Другим способом изготовления железных гвоздей было использование так называемых костыльков. В этом случае железные полосы нарезали сначала на поперечные полосы шириной в предполагаемую длину костылька, а затем вдоль на отдельные куски по диагонали, чтобы один конец был заостренным. Затем в гвоздильне загибалась тупая сторона, образуя шляпку. Костыльки, с их узкими головками, применяются в столярном деле и поныне. Да и не только там. Например, при прокладке железнодорожного полотна применяются железные костыли, которые являются ни чем иным, как очень большими квадратными в сечении гвоздями.  Позже гвозди ковали из холодного или накаленного железа машинным способом. Литые гвозди производили из чугуна с последующим отжигом.  Все эти процессы были очень трудоемкими, требовавшими не только больших временных затрат, но и людских ресурсов. Только в Англии в 1741 году на производстве гвоздей работало около 60 000 работников.  Параллельно с железными в средние века продолжали существовать и медные гвозди. Их делали преимущественно из медной проволоки, потому что медь - металл по сравнению с железом гораздо более мягкий и изготовить проволоку даже ручным способом гораздо легче.  Профессия кузнеца, изготовлявшего гвозди, по-прежнему была в почете. Такой специалист назывался кузнецом-гвоздарем. Некоторые кузнецы вообще специализировались только на производстве гвоздей. Особым уважением пользовался мастер, умевший изготовить гвозди для лошадиных подков. Они должны были сгибаться до того момента, пока находятся еще в копыте - чтобы не травмировать лошадь, случайно дойдя до живого тела. Сделать такие гвозди и так подковать лошадь умел не каждый кузнец.  Поначалу у гвоздей не было каких-либо стандартов на размеры - каждый гвоздарь делал гвозди такой длины, какой считал нужным. Но вот цены на гвозди оставались постоянными или почти постоянными очень долгое время. Поэтому позже стандарт размера гвоздей сформировался на основе цен на них. Гвозди продавали не поштучно, а ящиками, коробками и бочонками. Существовали малые отделочные гвозди, специальные гвозди, гвозди 8 и 16 пенсов. Кстати, понятие "пенс" применительно к гвоздям сохранилось в некоторых европейских странах, особенно в Англии, по сей день. Считается, что это название появилось в Англии в XVII веке, когда денежной единицей там был фунт стерлингов. Фунт стерлингов делился на шиллинги и пенсы. В то время сто маленьких гвоздей стоили один пенс, гвозди размером побольше стоили 4 пенса, а сто больших гвоздей стоили 8 пенсов, 16 и т.д. Поэтому-то размер гвоздей за границей до сих пор принято считать в пенсах.  Стоимость гвоздей немного снизилась во второй половине XVIII века, когда их перестали изготавливать вручную. Был изобретен первый агрегат для промышленного производства гвоздей и назывался он "резальная машина". К примеру, англичанин Томас Джефферсон открыл гвоздильный завод на своей плантации Монтиселло, повысив тем самым доходность этого фермерского хозяйства. Эти гвозди в отличие от гвоздей ручной ковки стали называться резаными гвоздями. Они по-прежнему делались четырехгранными. И хотя механизация процесса ускорила время на изготовление одного гвоздя и существенно сократила его стоимость, этот товар все равно продолжал оставаться довольно дорогим, потому что на фабрике, где их делали, было занято много рабочих и обслуживающего персонала для каждой машины, и процесс все равно оставался трудоемким. К тому же на этих заводах было очень шумно, что не сильно привлекало туда рабочих. Поэтому гвозди не только покупали, но и искали, например, после пожара просеивая пепел от зданий в надежде отыскать хотя какие-то гвозди. В Америке, например, так поступали вплоть до XIX века. Найденные гвозди несли кузнецу, который легко мог их выпрямить.  Что касается названия "резаные гвозди", то правильно их было бы назвать "выстриженными", потому что они не резались, а как бы выстригались из листовой стали. Толщина стального листа становилась толщиной гвоздя. В отличие от кованых гвоздей, которые сужались к концу и были как бы очень сильно вытянутой пирамидкой, резаные гвозди имели две параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали, из которого они были выстрижены. Поэтому второе их название - квадратные гвозди.  Резальная машина, к сожалению, пока не была такой совершенной, чтобы совместить в себе все процессы, она делала только стержень гвоздя, шляпку необходимо было формировать на другой машине. Своего расцвета "резальная промышленность" достигла к 1820 году, когда появилась профессия пильщика, стали строить лесопилки и в строительстве применять лесоматериалы различных размеров. Разнообразие гвоздей тут же значительно увеличилось.  Параллельно с резаными гвоздями продолжали существовать и кованые, особенно в сельской местности, где процветало кустарное производство; профессия кузнеца- гвоздаря продолжала оставаться популярной и почетной. Некоторые мастера-гвоздари в изготовлении гвоздей достигали значительной скорости, успевая выковать два гвоздя за то время, пока остывает прут, а некий Джеймс Лейстон из Бирмингема за две недели выковал 17 тысяч гвоздей.  Резаные гвозди перестали изготавливать только к началу XX века, когда для использования гвоздей стали применять проволоку, равную в сечении по всей длине, хотя первая машина, на которой можно было производить проволоку, появилась в начале XIX века, а запатентована была аж в 1790 году. Но та проволока была тонкой и для изготовления гвоздей не годилась.  Проволоку достаточно большого сечения, и к тому же прочную, из стали, придумали только в 1910 году. Это изобретение дало возможность делать круглые в сечении проволочные гвозди. Для производства требовался всего один человек, который закладывал стальную проволоку в машину, машина отрезала гвоздь, делала ему шляпку и заостряла кончик за одну операцию. Весь процесс был полностью механизирован, нужно было лишь включать и выключать машину. Такие машины производили тысячи гвоздей за одну минуту, и гвозди стали дешевыми и доступными и почти сразу появились в каждом доме. Сырьем для изготовления гвоздей служила и служит стальная низкоуглеродистая проволока.  Но смогли ли проволочные гвозди заменить резаные? Нет, резаные гвозди продолжали использовать в строительстве. Пусть проволочные гвозди дешевле, но резаные превосходили их по прочности крепления в четыре раза, поэтому-то и не утратили своего значения.

 В России первые упоминания о мастерах-гвоздарях датируются XIII веком, хотя есть сведения, что ковать гвозди там начали еще с Х века. Это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. Впрочем, на Руси очень часто многое было не так, как везде. Например, высшим пилотажем считалось построить здание без единого гвоздя. Таким зданием стал знаменитый на весь мир деревянный собор в Кижах.  Со временем размеры гвоздей, а также форма и размер их шляпок постоянно менялись, люди все время стремились гвоздь как-то усовершенствовать. Так появились гвозди с поперечными и продольными насечками, как у напильников - чтобы лучше держались, с винтовыми нарезками - как у шурупов. Довольно оригинальной идеей было сначала срезать у гвоздя бока, чтобы получилось квадратное сечение, а затем скрутить его в бараний рог. В результате получается винтовая линия на поверхности. Забить такой гвоздь трудновато, зато держит он лучше всяких шурупов.  Когда возникла необходимость прочно и на длительное время соединить сильно вибрирующие детали, придумали обвивать стержень гвоздя заостренными стальными пружинками. При забивании такого гвоздя пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Появилась и усовершенствованная модель железнодорожного костыля, которым крепят рельсы. Изобретатели предложили просверлить в костыле отверстие под углом и вставить в него обычный банальный гвоздь. При забивании костыля этот гвоздь, искривляясь, влезает в шпалу наподобие крюка.  Химики тоже не обошли гвозди своим вниманием. В Германии, например, выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной "обложке". Они нашли широкое применение в производстве мебели, особенно эксклюзивной - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии придумали гвозди из стеклопластика. Как выяснилось, они совершенно не уступают в прочности металлическим. Используются такие гвозди тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно "живет" в сырости.  Самым, пожалуй, оригинальным можно признать гвоздь, изобретенный в 1972 году одним англичанином. Видимо, англичанин этот был не очень умелым мастером, потому что гвоздь в его руках, когда надо было забить его в стену, постоянно выпадал. Да оно, в общем, и неудивительно, так часто бывает: забивать гвоздь в самом начале всегда трудно, его приходится удерживать пальцами и стараться ударить молотком очень точно, чтобы дать верное направление. Вот англичанин и придумал пустотелый гвоздь, сквозь отверстие которого ходит, как поршень, основной тонкий "насадочный" гвоздь, который и необходимо забить. В отверстии шляпки находится боек, а центральная часть гвоздя заполнена... взрывчаткой. При ударе по шляпке, а точнее, по бойку, взрывчатка воспламеняется и тонкий гвоздь выстреливается в дерево. Нужный внутренний гвоздь насажен, внешний снимается и внутренний теперь можно заколачивать, не боясь повредить пальцы. Это изобретение можно сравнить с патроном, и подобное "военное" сопоставление не будет единственным. Ведь сейчас, когда производство тары поставлено на поток, каждый гвоздезабивочный агрегат "заряжен" лентой с гвоздями, уложенной параллельно или закрученной в спираль. Прямые ассоциации с лентой какого-нибудь пулемета "Максим"!  В последнее время стали делать гвозди из металлической стружки. Раньше ее отправляли на переплавку, но теперь нашли ей другое применение: в специальных прессах стружка превращается в плотную, почти неотличимую от сплошного металла массу. Из этой массы получают довольно неплохие гвозди. Тот же результат достигается, если взять старые консервные банки. Напоминает старые времена, когда сдавали макулатуру, чтобы выпустить новые книги из вторсырья.  Некоторые особо предприимчивые граждане наладились даже использовать гвозди в качестве сувениров. Так, например, поступил один хитрый делец с древнеримскими гвоздями, обнаруженным в наши дни в Шотландии. В I веке до н.э. там стояла римская крепость, которую легионеры однажды срочно покинули. И поскольку они не хотели оставлять врагу ценности, то зарыли их на глубину трех метров. Ценностями был имевшийся у них запас гвоздей - ни много ни мало 7 тонн. Этот клад случайно откопали строители. Да, по тем временам это был именно клад! Потому что стоили те гвозди на вес золота. Велико было удивление сначала рабочих, а потом и ученых, когда увидели, что гвозди сохранились в идеальнейшем состоянии! На них не было ни единого пятнышка ржавчины, хотя все ящики давно сгнили. И тогда эти гвозди предприниматель разложил в целлофановые мешочки с надписью "Гвоздь, аналогичный тем, которыми был распят Иисус Христос" и пустил в продажу. Раскупается на ура!  Современные гвозди, конечно, не похожи на эти доисторические, хоть и сохранившиеся в идеальном состоянии. Нынешние гвозди делаются при помощи ротационных прессов, большинство этапов процесса изготовления, вплоть до снятия заусениц и нанесения противокоррозионного покрытия, полностью автоматизированы, а размеры приведены к единому стандарту. Начиная с 80-х годов прошлого века длина фабричных гвоздей начала составлять от 6 до 250 миллиметров, а толщина от 0,8 до 8 миллиметров.  Гвозди стали применяться в самых разных областях и получили в связи с этим разные названия. Например, гвозди, которые используются для крепления деревянных деталей - доски, брус - получили название строительных. Это, пожалуй, самые распространенные гвозди. Еще в строительстве применяются финишные гвозди - когда нужно произвести отделочные работы, например, прикрепить декоративную вагонку. Такие гвозди имеют небольшую овальную шляпку, что позволяет им быть практически невидимыми. Гвозди, которые используются при покрытии крыш мягким материалом, стали называться толевыми, а для скрепления металлочерепицы - кровельными. Винтовые гвозди широко применяются для крепления поддонов при морских перевозках и грузоперевозках транспортом. Имеется очень много вариантов различных гвоздей и областей их применения. Например, дюкерт-гвоздь, дюбель-гвоздь, гребенчатый (ершеный) гвоздь, шиферный, обойный, декоративный, штукатурный, тарный, формовочный, баржевый, корабельный, подковный - ухналь, сапожный, нагель - деревянный гвоздь и т.д. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, длиной, толщиной. Размер самых маленьких - 5 миллиметров, но есть и гиганты - до полуметра. В основном гвозди делают из мягкой стали, что не всегда хорошо. Считается, что сталь, идущая на бытовые гвозди, весьма невысокого качества. Корабельные и баржевые гвозди, которые соприкасаются с водой, делают из меди и латуни. Встречаются гвозди из бронзы и даже золота и серебра. Последние, правда, имеют чисто декоративную функцию, например, при изготовлении эксклюзивной мебели. Точнее, золотыми и серебряными в них являются только шляпки. Встречаются гвозди самого разного сечения - от круглого до овального, от четырехгранного до трехгранного. ХХI век подарил нам жидкие гвозди, что идеально скрепят конструкцию, которую нельзя соединить обычным гвоздем и молотком. Хотя это, строго говоря, вообще не гвозди, а клей. Продаются современные гвозди на вес, как, в принципе, и раньше.  Гвозди были таким важным инструментом в жизни человека, что их даже стали изображать художники на своих полотнах и гравюрах. Одной из известных работ стала гравюра конца XV века под названием "Мастер, изготовляющий гвозди". Гвоздям и ситуациям, связанным с их использованием, посвящали свои произведения писатели. Самым известным произведением стал роман Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки". Дядюшка Поджер стал практически нарицательным героем. Когда хотят упрекнуть кого-то в том, что у него "руки не из того места растут", что он простого гвоздя вбить не может, сразу же вспоминают этого незадачливого дядюшку. Помните, как он решил повестить картину? Начал, ясное дело, с гвоздей. "Он посылает горничную купить на шесть пенсов гвоздей, а за нею следом - одного из мальчиков, чтобы передать ей, какого размера должны быть гвозди". В итоге "стена на несколько ярдов вокруг выглядит так, будто по ней палили картечью". Но дело сделано, а ведь все началось с обыкновенного гвоздя...

 

 Современные художники тоже не оставляют гвоздь своим вниманием. Помнится, мне в 1987 году удалось побывать на выставке замечательного... нет, не художника, даже не знаю, как его назвать... мастера инсталляций Гюнтера Юкера. "Главными героями" его произведений были гвозди. Огромное количество мощных 10-15-сантиметровых гвоздей. Они были вбиты в большие метровые диски, на которые падал направленный свет, и гвозди создавали причудливый рисунок тени, который постоянно менялся, потому что диск вращался. Гвоздями было обито... старое потертое фортепиано, да не все, а только одна ножка и бок. Создавалось ощущение какого-то нашествия, какой-то экспансии, которую начали гвозди, наступая на музыкальный инструмент. Гвозди словно ползли, захватывая все больше и больше пространства. Глядя на несчастное фортепиано, становилось по-настоящему страшно! Еще одним объектом была старинная ножная швейная машинка. Под лапкой машинки швея словно забыла белую сорочку, и вот эта сорочка была прибита большим количеством таких же огромных гвоздей. Вместительный зал ЦДХ, буквально забитый подобными инсталляциями, многие из которых двигались, оставлял очень сильное впечатление. А ведь казалось бы - простые гвозди! Не такие уж они простые, если никакому другому строительному инструменту не посвящено столько пословиц и поговорок, сколько гвоздю - по крайней мере, в русском языке. Судите сами: "Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит", "Засел, как гвоздь в стене" или "Неотвязчив, как гвоздь в сапоге", "На одном гвозде всего не повесишь", "Гвоздем моря не нагреешь", "Гвозди на столе, и пиру конец!", "Лычком не привяжешь, так после и гвоздем не прибьешь", "Гвозди из бочек - знак, что пиво все". "В одной дырке и гвоздь ржавеет", "Попал гвоздь под молот как шея под кулак". Есть, есть что-то такое в этом гвозде, раз оставил он такой след в нашей жизни! 

btmetiz.by

Загадки истории. Рубрика «Люди и вещи». Баллада о гвоздях

Кто же тот гений, который еще в древности придумал гвозди? С уверенностью можно утверждать, что таких людей было очень много, ведь эти крепления появлялись в разных уголках планеты, потому что существовать без них стало практически невозможно.

Сообразительные предки

А как же обходились без гвоздей наши очень дальние предки десятки веков назад? Они, оказывается, перебивались чем попало, в меру своей сообразительности. Люди использовали щепки, шипы колючих кустов, рыбьи кости и заостренные кости животных. А самые первые гвозди, как это ни странно, были сделаны из глины. Археологи обнаружили их в Южной Месопотамии. Толку от таких гвоздей было мало, они могли скреплять лишь мягкие и легкие материалы. И все же, судя по раскопкам, производилось их довольно много.

Необходимость крепежного материала была столь очевидной, что во многих регионах мира примерно в одно и то же время додумались делать гвозди из прочной древесины, покрывая их имеющимися в наличии природными смолами.

Железо против бронзы

Старинные гвозди

Примерно в пятом тысячелетии до нашей эры люди познакомилось с медью. Научившись ее обрабатывать, человечество сделало значительный шаг вперед. Из этого мягкого металла начали производить посуду, украшения, инструменты и гвозди. В третьем тысячелетии до нашей эры люди догадались смешивать медь с оловом. Тогда-то и наступил бронзовый век. Появились, разумеется, и бронзовые гвозди, гораздо более прочные, чем медные. С тех пор прошли тысячелетия, а внешний вид гвоздей изменился очень мало.

За бронзовым периодом в истории человечества наступил железный век. Но люди довольно быстро сообразили, что железо во многом уступает бронзе. Не так-то просто выплавить его из руды, к тому же бронза прочнее, а железо быстрее ржавеет. Так что железный век наступил, а само железо долго еще особым спросом не пользовалось. Но, увы, известные людям месторождения олова быстро истощились, а дипломированных геологов, как мы с вами понимаем, тогда еще не было. Правда, большим недостатком бронзовых гвоздей являлась их дороговизна. В конце концов железо бронзу вытеснило. Ну и, само собой разумеется, из него начали производить гвозди.

Но, вне зависимости от материала, из которого они создавались, гвозди долго оставались дефицитом, потому что их делали вручную, что требовало немало усилий и времени.

Быстрее и проще производить их стало после появления проволоки. Но все равно изготовление гвоздей оставалось трудом сложным и изнурительным.

Особая каста

На Руси в ходу долго были деревянные гвозди. В зависимости от назначения, они назывались спица, сколотень, нагель и втесневик.

Ковать гвозди здесь начали в X веке. Работа эта считалась очень почетной. Кузнецы, которые ею занимались, признавались особой кастой. Они старались держаться отдельно от других ремесленников и даже предпочитали выдавать отпрысков замуж и женить на детях своих коллег. Работа у кузнецов-гвоздарей была очень тяжелой, но и зарабатывали они больше других ремесленников.

Гвоздари использовали железные пруты, которые нагревали, а затем истончали на наковальнях. После этого отсекались сегменты нужного размера и заострялись ударами молота. Шляпки формировали в так называемых гвоздильнях.

Существовал и еще один способ производства гвоздей, но он был не менее трудоемким, чем ковка. Из плоских листов железа вырезались заготовки, низ которых заостряли, а верх загибали в разные стороны, образуя таким образом шляпки.

Коровий барин

Разумеется, при подобной технологии этот товар стоил очень дорого. Несколько гвоздей можно было обменять на курицу, за горсть получить барана, а за мешочек - корову. Благодаря старинным судебным документам известен такой случай. Орловский помещик, прославившийся своими пьянством, ленью и неумением вести дела, благодаря чему практически разорился, приказал поменять корову на гвозди, при помощи которых построил коровник. А потом, выйдя из длительного запоя, помещик долго думал, зачем ему это было нужно, если коровы у него больше нет. Приехавшая навестить его супруга из Орла, узнав про это, «избила супруга батогом по голове». Муж потребовал у нее денежную сатисфакцию или грозил подать в суд. Денег не получил, а на суде был осмеян и дело проиграл. А настырная жена, дабы строение не простаивало зря, на месяц прогнала своего суженого в коровник. Даже крестьяне между собой пренебрежительно называли этого помещика коровьим барином.

Строительство без кощунства

Ансамбль знаменитого Кижского погоста

Дороговизна и дефицит гвоздей вынудили русских умельцев разработать специальную технологию строительства деревянных домов без помощи крепежа. Некоторые из построенных таким образом церквей сохранились как памятники русского деревянного зодчества.

В 1628 году плотники братья Мулиевы возвели в селе Спас-Вежи церковь Спаса Преображения. В 1718 году на территории Михайло-Архангельского монастыря была построена Георгиевская церковь, которая является сейчас одним из самых ценных экспонатов Юрьев-Польского музея. Но наибольшей известностью среди всех построенных на Руси домов без помощи гвоздей заслуженно пользуется ансамбль знаменитого Кижского погоста, расположенного в Карелии. Все сооружения были возведены здесь в XVIII-XIX веках и внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Без единого гвоздя строили свои дома и русские старообрядцы. Но ни дефицит крепежа, ни его стоимость не имели к этому никакого отношения. Старообрядцы считали, раз гвоздями прибили Христа к кресту, то пользоваться ими - кощунство.

Для скрепления костей

Дефицит гвоздей ощущался и в других странах. В Англии, например, где производством этого крепежа к середине XVIII века занимались около 70 тысяч ремесленников, после любого пожара местные жители просеивали пепел, надеясь обнаружить в нем гвозди. В Германии одно время даже действовали банды, грабящие кузницы, в которых ковали гвозди. Чтобы остановить этот разбой, властям Пруссии пришлось провести несколько показательных казней.

Положение резко улучшилось после того, как в 1790 году Якоб Перкинсон и Томас Клифорд практически одновременно изобрели станки для нарезки гвоздей и формирования их шляпок. В 1807 году Джесс Рид получил патент на станок, который значительно упростил и удешевил процесс изготовления гвоздей. Этот агрегат за одну операцию разрезал проволоку на куски заданной длины, затачивал острие и формировал шляпку. Один такой станок производил за день 6000 гвоздей.

До сих пор появляются все новые материалы, из которых делают гвозди. В основном их производят из стали. Но существуют и гвозди латунные, цинковые, медные, бронзовые и т.д. Появилась необходимость в гвоздях, которые не ржавеют от сырости и не нагреваются. Их делают из стеклопластика, углепластика и спрессованной металлической стружки. В Германии уже выпускаются медицинские гвозди из полимеризованной молочной кислоты. Их используют для скрепления костей при переломах. Извлекать эти гвозди обратно не нужно, ибо они сами постепенно рассасываются.

Канадский ученый Джей Уилсон утверждает, что «явление людскому племени гвоздя ничуть не уступает по своему значению изобретению колеса, а может быть, даже и превосходит его».

Не будем спорить о том, что из вышеперечисленного для человечества важнее. Ясно одно: несмотря на современные технологии, исчезни из нашей жизни столь примитивная вещь, как гвоздь, и мир столкнется с гигантскими проблемами.

Илья БУТМАН

zagadki-istorii.ru

Когда появились гвозди

111

О первых кованых гвоздях известно еще с библейских времен. А в то время как в строительстве использовались габаритные тесаные камни и бревна, в роли гвоздей люди использовали клинья. После появления деревянной черепицы широкую популярность дюймовые гвозди. С появлением лесопилок, когда для сооружения зданий начали использоваться самые разнообразные лесоматериалы, ассортимент гвоздей существенно увеличился. В связи с чем делаем вывод, что размеры этих полезных приспособлений, равно как и параметры шляпок, все время менялись. Итак, сегодня мы выясним, когда появились гвозди и как они видоизменялись до наших времен.

Возможно, вас заинтересует история появления отвертки? Если да, то эта статья написана специально для вас!

Все время гвозди пользовались большой популярностью. Были даже такие люди – гвоздари, – специализирующиеся на изготовлении гвоздей. Изделия были в дефиците, из-за чего, к примеру, в Америке в 19-м веке даже просеивался пепел, оставшийся от сожженных зданий, дабы их найти. Найденные «богатства» они носили кузнецам, которые с легкостью выпрямляли их.

111

Обратите внимание! Иностранцы и по сей день по отношению к гвоздям используют слово «пенс». Принято считать, что термин появился в Англии 3 столетия назад, т. к. именно там в обиходе были фунты стерлингов, которые делились на пенсы и шиллинги. Тогда сотня небольших гвоздей стояла 1 пенс, а аналогичное количество больших гвоздей стояло 16 пенсов. Именно поэтому размеры гвоздей «измеряются» пенсами.

222

Ранее никаких стандартов в размерах изделий не существовало, хотя стоимость на них долго была постоянной. По этой причине стандартные размеры определили вскоре на основании стоимости. Продавали их в ящиках, бочонках или коробках. Сами гвозди были следующих типов:

  • мелкие отделочные;
  • специальные;
  • 16-пенсовые;
  • 8-пенсовые.

В 18-м веке стоимость приспособлений заметно упала. Так, даже Т. Джефферсон на одной из плантаций основал завод по изготовлению гвоздей, причем производимая продукция называлась резаной, чем и отличалась от прежней ручной ковки. Спустя век резаные изделия уже доминировали на рынке, пусть на самом деле их и не резали, а выстригали из стальных листов. Для этого использовалась специальная резательная машина, в результате чего появлялись квадратные гвозди, толщина которых равнялась толщине используемых листов. Еще один аппарат использовался для создания шляпок.

333

Для изготовления резаных гвоздей требовалось намного меньше времени, чем при ручном производстве, ведь все этапы процесса были механизированы. Но все же он был достаточно трудоемким, ведь на фабрике были задействованы многочисленные операторы и рабочие, обслуживающие механизмы. Да и шумно было.

В начале прошлого столетия (а именно в 1920-м) впервые появилась гвоздильная проволока, что положило начало производству круглых изделий. Проволока подавалась в режущий механизм, который еще и заострял один конец и формировал шляпку на втором. Для обслуживания требовался всего один рабочий, а производительность одной машины достигала нескольких тысяч экземпляров за минуту.

444

Обратите внимание! Но в строительном процессе резаные изделия использовались еще долгое время, так как они были в 4 раза прочнее проволочных.

Видео – Разновидности современных гвоздей

Также советуем почитать статью о сравнении различных кровельных материалов и о правильном демонтаже металлопластиковой двери.

stroy-dom.info

Исторические факты о первых гвоздях

2012-02-29

Практически каждый человек хотя бы раз использовал или держал в руках такой строительный материал, как гвоздь. Но мало кто знает, что этот старинный материал существовал еще до появления металла. Первые «гвозди» изготавливались из рыбных костей, шипов растений и вырезались из древесины.

 

Выдержки из раритетных Библейских энциклопедий говорят о том, что гвозди были необходимы для вешанья одежды, занавесок и других бытовых предметов. Но в то время их не вбивали в стену, как это делают сегодня, а вмуровывали при постройке здания. Такие гвозди имели достаточно большую длину, и очень глубоко входили в стену, поэтому извлечь из постройки такой гвоздь было невозможно.

 

Впервые металлические гвозди появились в бронзовом веке. Их изготавливали при помощи ковки или отливки. Уже намного позже при производстве гвоздей начали использовать железную или медную проволоку. Упоминание о закупке железных гвоздей царем Давидом существует даже в старинных документах и антикварных рукописях. Гвозди Древнего Египта и других народов древних времен изготавливались из бронзы. Именно такие строительные материалы были найдены при раскопках античных строений.

 

Первые упоминания о мастерах, которые занимались производством гвоздей в России, датируются тринадцатым веком. Изначально гвозди изготавливались исключительно ручным способом, поэтому они ценились очень дорого. Лишь в 1790 году была запатентована первая машина по производству этого строительного материала. В массовое производство гвозди поступили в 1800-х годах. Эти старинные гвозди были как проволочными, так и кованными. Так же в этот период гвозди изготавливались из железных прутьев, которые накаливались на огне, а затем оттягивались на наковальне при помощи ударов молота. Такие гвозди уже становились общедоступными.

 

До сегодняшнего дня в истории известны уникальные рекордсмены-гвоздари, которые могли достигать невероятных скоростей. Одним из них был Джеймс Лейстон, который всего за четырнадцать дней смог изготовить 17000 гвоздей. 

transantique.ru

Гвоздь — Википедия РУ

  Гвозди кованые,Россия.

Первые гвозди изготавливались из природных материалов, таких, как рыбьи кости и шипы растений, или вытёсывались из твёрдых пород дерева.

Появление первых металлических гвоздей датируется бронзовым веком, когда их отливали или выковывали. Впоследствии материалом для производства гвоздей стала служить проволока — железная или медная. Так, Библия сообщает о закупке железа для гвоздей царём Давидом[1]. Бронзовые гвозди находили при раскопках строений Древнего Египта и других древних культур. Исторические источники сообщают об использовании гвоздей в Римской империи для прибивания преступников к деревянным крестам[источник не указан 2660 дней]. В России упоминания о мастерах-гвоздарях известны с XIII века[2].

Современные гвозди изготавливаются преимущественно из стали. В отдельных случаях они делаются из латуни, меди, бронзы, цинка, пластика и других материалов.

К концу XIX века кованые гвозди составляли предмет обширной кустарной промышленности. Производство, как правило, заключалось в следующем: рабочий брал железный прут, накаливал в горне, ударами молота оттягивал его на наковальне, заостряя на конце и оставляя утолщение на месте будущей головки. Затем прут у головки отсекался и вставлялся в брусок с отверстием (гвоздильню), после чего головка гвоздя расплющивалась молотком. Мастера-гвоздари достигали значительной скорости в изготовлении гвоздей, успевая выковать два гвоздя за то время, пока остывает прут, а некий Джеймс Лейстон в Бирмингеме за две недели выковал 17 тысяч гвоздей.

В других случаях гвозди нарезались из железной полосы (костыльки). Технология предусматривала разрезание такой полосы сначала на поперечные полосы шириной в предполагаемую длину костылька, а затем вдоль на отдельные куски (по диагонали, чтобы один конец был заострённым), для получения продольных волокон в самих костыльках. Затем в гвоздильне загибалась тупая сторона, образуя шляпку. Костыльки, с их узкими головками, применяются в столярном деле.[3]

Те же операции впоследствии стали производиться и машинами. Гвозди отковывались из накалённого железа и из холодного. Литые гвозди делались из чугуна и отжигались.

В современном гвоздильном производстве обычно применяются ротационные прессы; большинство этапов процесса изготовления, вплоть до снятия заусениц и противокоррозионного покрытия, автоматизировано. В 1980-е годы длина гвоздей фабричного производства варьировалась от 6 до 250 миллиметров, а толщина от 0,8 до 8 миллиметров[2].

С появлением гвоздезабивных пистолетов (нейлеров) появился и новый формат гвоздей — в кассете. Несколько десятков строительных гвоздей собирались вместе на бумажной или пластиковой ленте при помощи станка. Для удобства работы такие кассеты сделаны под наклоном в 21 или 34°. Это привело к тому, что в некоторых кассетах гвозди имеют срезанную (D-образную) шляпку.

Гвозди с небольшим сечением для отделочных работ склеиваются в кассеты на специальных станках при помощи клея или скотча. При таком производстве проволока для гвоздей сперва собирается в кассету, а затем рубится на пластины нужной длины.

http-wikipediya.ru

Гвоздь — WiKi

  Гвозди кованые,Россия.

Первые гвозди изготавливались из природных материалов, таких, как рыбьи кости и шипы растений, или вытёсывались из твёрдых пород дерева.

Появление первых металлических гвоздей датируется бронзовым веком, когда их отливали или выковывали. Впоследствии материалом для производства гвоздей стала служить проволока — железная или медная. Так, Библия сообщает о закупке железа для гвоздей царём Давидом[1]. Бронзовые гвозди находили при раскопках строений Древнего Египта и других древних культур. Исторические источники сообщают об использовании гвоздей в Римской империи для прибивания преступников к деревянным крестам[источник не указан 2660 дней]. В России упоминания о мастерах-гвоздарях известны с XIII века[2].

Современные гвозди изготавливаются преимущественно из стали. В отдельных случаях они делаются из латуни, меди, бронзы, цинка, пластика и других материалов.

К концу XIX века кованые гвозди составляли предмет обширной кустарной промышленности. Производство, как правило, заключалось в следующем: рабочий брал железный прут, накаливал в горне, ударами молота оттягивал его на наковальне, заостряя на конце и оставляя утолщение на месте будущей головки. Затем прут у головки отсекался и вставлялся в брусок с отверстием (гвоздильню), после чего головка гвоздя расплющивалась молотком. Мастера-гвоздари достигали значительной скорости в изготовлении гвоздей, успевая выковать два гвоздя за то время, пока остывает прут, а некий Джеймс Лейстон в Бирмингеме за две недели выковал 17 тысяч гвоздей.

В других случаях гвозди нарезались из железной полосы (костыльки). Технология предусматривала разрезание такой полосы сначала на поперечные полосы шириной в предполагаемую длину костылька, а затем вдоль на отдельные куски (по диагонали, чтобы один конец был заострённым), для получения продольных волокон в самих костыльках. Затем в гвоздильне загибалась тупая сторона, образуя шляпку. Костыльки, с их узкими головками, применяются в столярном деле.[3]

Те же операции впоследствии стали производиться и машинами. Гвозди отковывались из накалённого железа и из холодного. Литые гвозди делались из чугуна и отжигались.

В современном гвоздильном производстве обычно применяются ротационные прессы; большинство этапов процесса изготовления, вплоть до снятия заусениц и противокоррозионного покрытия, автоматизировано. В 1980-е годы длина гвоздей фабричного производства варьировалась от 6 до 250 миллиметров, а толщина от 0,8 до 8 миллиметров[2].

С появлением гвоздезабивных пистолетов (нейлеров) появился и новый формат гвоздей — в кассете. Несколько десятков строительных гвоздей собирались вместе на бумажной или пластиковой ленте при помощи станка. Для удобства работы такие кассеты сделаны под наклоном в 21 или 34°. Это привело к тому, что в некоторых кассетах гвозди имеют срезанную (D-образную) шляпку.

Гвозди с небольшим сечением для отделочных работ склеиваются в кассеты на специальных станках при помощи клея или скотча. При таком производстве проволока для гвоздей сперва собирается в кассету, а затем рубится на пластины нужной длины.

ru-wiki.org

Гвозди: история возникновения.

Первые, так называемые, гвозди вырезались из древесины твёрдых пород или изготовлялись из таких материалов, как шипы растений и рыбьи кости.

Выдержка из Библейской энциклопедии гласит о том, что «гвозди и костыли, необходимые для вешания платья, занавесей и других разных потребностей, не вбиваются в стену, но выделываются из железа или дерева вместе с самою стеною во время сооружения оной…». Такие гвозди имели значительную длину, сильно вдаваясь внутрь постройки. Извлечь их без повреждения стены не представлялось никакой возможности, кроме как отпиливанием.

Первые металлические гвозди стали известны в бронзовом веке и изготавливались путем отливки или ковки. Уже позже основой при производстве гвоздей стала медная или железная проволока. Упоминание о закупке для гвоздей железа царем Давидом имеется в Библии. В Древнем Египте и некоторых других древних культурах изготавливали бронзовые гвозди. Подтверждением этого служат находки при раскопках древних строений. В Римской империи гвозди использовали для прибивания преступников к деревянным крестам. В России первые упоминания о мастерах-гвоздарях датируются XIII веком.

Первые шаги в производстве гвоздей заключались в ручном способе изготовления и были дорогостоящими. Только в 1790 году запатентовали и в начале 1800-х годов массово стали применять в производстве машину для изготовления гвоздей, как кованых, так и проволочных. К этому времени гвозди стали общедоступны.

Производили гвозди из железного прута, который накаливали в горне, затем ударами молота оттягивали его на наковальне. С одного конца такой железный стержень заостряли, со второго делая утолщение для головки. После этого прут помещался в гвоздильню (некоторый брусок с отверстием), где ударами молотка головка расплющивалась. В истории известны рекордсмены-гвоздари, достигавшие больших скоростей. Так некто Джеймс Лейстон за 14 дней изготовил 17000 единиц продукции.

Существовал и другой способ производства гвоздей, так называемых костыльков. Следуя данной технологии, полосы нарезали таким образом, чтобы один конец получался заостренным, а тупую сторону загибали в гвоздильне, образуя шляпку гвоздя. Головки костыльков получались более узкими и благодаря этому качеству использовались в столярном деле.

Позже гвозди ковали из холодного и накаленного железа машинным способом. Литые гвозди производили из чугуна с последующим отжигом.

К концу XIX века практически перестали изготовлять кованые гвозди. Проволочные, отличаясь удобной формой и равным сечением по всей длине, вытеснили их из употребления.

В современной промышленности в большинстве случаев производят стальные гвозди. По необходимости они могут изготавливаться из бронзы, меди, цинка, латуни, пластика.

Современное гвоздильное производство использует ротационные прессы. Практически все этапы изготовления гвоздей, включая снятие заусениц и противокоррозионное покрытие, автоматизированы.

Подробнее о гвоздях

concernmetal.ru


Смотрите также