История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Боги древних славян. Презентация к уроку. Презентация языческие боги древней руси


Презентация к уроку на тему: Презентация Забытые боги древней Руси | скачать бесплатно

Слайд 1

МБОУ « Нижне-Солотинская ООШ» Забытые боги славян Выполнили: Гордеев Илъя , Переверзев Артём, уч-ся 6-7 кл .

Слайд 2

По представлениям древних славян на небе жили высшие боги, на земле – духи природы, под землёй обитали злые демоны. Вероятно, такая структура возникла не сразу. Вначале был культ духов природы, духов покровителей человека, духов предков. Затем сформировались образы богов, список которых постепенно пополнялся. Человек совершенствовался, а духи и боги всё более очеловечивались. Сегодня можно дать лишь общее представление о славянском языческом мире. Причём, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.

Слайд 3

Богини славян

Слайд 4

Лада богиня любви, красоты, очарования . С наступлением весны, когда сама природа вступает в союз с Ярилой , наступали и Ладины праздники. В эти дни играли в горелки. Гореть – любить. Любовь часто сравнивали с красным цветом, огнём, жаром, пожаром. С корнем «лад» связаны многие слова брачного значения, союза и мира. Лад – супружеское согласие, основанное на любви; ладить – жить любовно; ладковать – сватать; лады – помолвка; ладило – сват; ладники – уговор о приданом; ладканя – свадебная песня; ладный – хороший, красивый. И самое распространённое – лада, так называли любимых. С Ладой связано дитя её, имя которого встречается в женской и мужской ипостасях: Лель ( Леля, Лелио ) или Ляля( Лелия ). Лель – дитя Лады, он побуждаетприроду к оплодотворению, а людей – к брачным союзам. Рожаница Лада , связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: плодоносная Осень.

Слайд 5

Леля, Ляля Леля - Богиня девичьей любви, младшая Рожаница , покровительница влюбленных, красоты, счастья. Дочь Лады . Супруга Семаргла . Весеннее божество и вторая богиня Рожаница.Праздник " лельник " обычно праздновали 21 апреля, накануне Юрьева дня. Эти дни называли также "Красной горкой«. Она является богиней нежных, трепетных весенних ветерков, первых цветов, юной женственности. Славяне верили , что именно Леля заботится о первых, едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Лелю - Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешенияу Матери Лады: отпустит ли дочь?

Слайд 6

Рожаницы В славянской мифологии древние божества жизни и плодородия, а также богини судьбы; дочери Рода. Вера народа в эти божества была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц — 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородицы. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с "бесовской" трапезой в честь Рода и рожаниц . К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос о почитании Рода и рожаниц — самый темный и запутанный.

Слайд 7

Макошь Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли ) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богинии Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. ( Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.) Макошь - единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств

Слайд 8

Кострома дочь Купальницы и Семаргла , сестра Купалы В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Костома и Купала были еще маленькими то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и решили поженились не зная, что брат и сестра, а когда узнали решили утопиться. Косторма стала русалкой или мавкой . Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья . Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" – проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Слайд 9

Мать сыра земля С огласно народным представлениям одна из основных составных частей мироздания (вместе с водой, воздухом и огнем). Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее и уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род. Поэтому в заговорах часто употреблялась формула: "Земля - мать, небо -отец«. Следы обожествления земли отразились в древнейших погребальных ритуалах. Во время археологических раскопок обнаруживались скелеты, уложенные в позу новорожденного. Вероятно, похороны осмыслялись как возвращение умершего в материнское лоно. Отголоски обряда видны и в обычае одевать чистое белье при ощущении близкой опасности или смерти. Принимающая покойника земля считалась чудотворной, поэтому все присутствующие на похоронах стремились приложить к ней руку, что0ы очиститься от возможных будущих несчастий. Следы ритуала сохранились и в наше время: при похоронах принято бросать горсть земли на опущенный в могилу гроб.

Слайд 10

Морана ,Морена , Мара , Маржана Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея. и дочь Лады, сестра Живы с Лелей. ИмяМорана (Морена) действительно родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", "смерть". Легенды рассказывают , как Морана , со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Ее символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

Слайд 11

Карина славянская - богиня плакальщица,сопровождает погребальные обряды, витает над полями сражений, тоскует в местах успокоения усопших вместе с Желей , своей сестрой. Известна из «Слова о полку Игореве»: «за ним кликну Карна и Желя , поскочи по Русской земли»

Слайд 12

Желя вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер. Сестра Карины . Дочь Мары и Кощея .

Слайд 13

Триглава богиня неба, земли и ада .

Слайд 14

Боги славян

Слайд 15

Перун , громовержец. У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния, Град, Дождь, русалки и водяные, ветры, которых четыре, как и четыре стороны света. Отсюда день Перуна – четверг (ср. «после дождичка в четверг», «чистый четверг»), иногда ветров семь, десять, двенадцать или просто много. Перуну посвящались леса и реки, которые считались священными, например, Буг, Волхов. Связаны с Перуном и змеи. Значений и назначений у змей (как символов) было несколько. Э ти животные как бы символизировали цикличность сельских полевых работ, были своеобразными природными климатическими часами, Считалось, что они также помогают вымаливать дождь.

Слайд 16

Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Вначале покровительствовал охотникам. Вследствие табу на обожествляемого зверя назывался « волохатый », «волос», « велес ». Обозначал также духа убитого зверя, охотничьей добычи. « Vel » - корень слов со значением «мёртвый». Умереть, преставиться – значит приставиться духом, душою к небесным предкам, душа которых улетает на небо, а тело остаётся на земле. Существовал обычай оставлять на сжатом поле «жменю колосьев Волосу на бородку», то есть славяне считали, что предки, покоящиеся в земле, тоже помогают её плодородию. Таким образом, культ скотьего бога Велеса как-то связывался с предками, с урожаем, с благополучием рода. Травы, цветы, кусты, деревья называли «волосами земли». С древнейших времён скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому скотий бог Велес был ещё и бог богатства. Корень « воло » и « вло » стал составной частью слова « володеть » (владеть).

Слайд 17

Даждьбог - Сварожич Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.

Слайд 18

Стрибог бог воздушных течений и стихий. Именно ему подчинялись ветры. Собственные имена некоторых из них утрачены, возможно, одного из них называли Ветер, другого Ураган и т.д. Но названия двух ветров дошло до нас. Это Погода ( Догода ) – лёгкий, приятный западный ветерок. Не случайно всё остальное состояние атмосферы, кроме названного, именуется непогодой. Посвист ( Позвист или Похвист ) – старший (или повелитель) ветер, живущий на севере. Изображался в огромном развевающемся плаще.

Слайд 19

- хранитель (консерватор) и податель добра, удачи, справедливости, счастья, всех благ. Древний ваятель сделал статую Белбога с куском железа в правой руке (отсюда - правосудие). Славянам издревле был известен подобный (испытание железом) способ восстановления справедливости. Подозреваемого в каком-либо проступке давали в правую руку раскалённый кусок железа, велев с ним пройти шагов десять; того, чья рука оставалась невредимой, признавали правым. Понятие «клеймёный железом» издревле было равнозначно «клеймёный позором» Белбог

Слайд 20

Световид ( Святовид ) – бог войны, солнца, победы у западных славян, изображался четырёхголовым . Праздники в его честь начинались по окончании жатвы, в августе. Славяне приносили в дар богу собранные с полей, садов и огородов плоды. Жрец наполнял рог Световида молодым вином, символизирующим полноту урожая будущего года. В жертву Световиду приносили множество молодых животных, которых съедали тут же во время пира.

Слайд 21

Полеля сын Лады, бог супружества . изображался в белой простой будничной рубахе и терновом венке, такой же венок он подавал супруге. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь.

Слайд 22

Кащей Божество подземного царства Связан с сезонной смертью природы во время зимы символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Кащей – не настоящий бог смерти, власть его недолговечна .

nsportal.ru

Боги Древней Руси. Презентация | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Боги древней Руси Выполнил ученик 6 класса Попов Анатолий МКОУ « Большаковская СОШ » Р уководитель Попова Татьяна Анатольевна учитель истории и обществознания 2013 год

Слайд 2

Перун Перун— бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г., кн. Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова , Перун, то есть Юпитер - в " Mater Verborum ", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века). Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании " (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави .

Слайд 3

Ерило С лавянский бог радостного света, весны и тепла Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Народ гуцулов, карпатских горцев, весну называет ярью, а у костромичей яр — жар и пыл. Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды

Слайд 4

Стрибог Имя Стрибога восходит к древнему корню « стрег », что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы « стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода.

Слайд 5

Велес Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что он привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу — Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях. Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и светила».

Слайд 6

Макошь Макошь - Богиня Судьбы, Роженица Рода. Капище Макоши находившееся в Новгороде изображало Богиню с коровьей головой. В связи с этим можно отметить древность этого Культа - восходящего ко времени до нашей эры, периоду возникновения скотоводства (раннему этапу развития экономики и как следствие - цивилизации в целом) - декларируя тем самым воззрения о Богине Кормилице. В отличие от других культур, где также можно встретить корову (иногда Небесную), Русская Богиня является сугубо Земной, и имеет только коровью голову на человеческом теле. Такое культурное воззрение связано с общеевропейским обычаем (времени расцвета Кельтской Империи), где особое значение имела именно Голова - как вместилище духа.

Слайд 7

Домовой Обычно домовой считается умершим членом семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам, умершим без покаяния мужчиной. Согласно легендам, домовой, как и другие персонажи — «хозяева» локусов, происходит из падших ангелов, которых Бог в наказание сбросил с неба на землю. Те из них, кто попал в жилища, превратились в домовых. Домовые образовались из капель воды, которые дьявол стряхнул со своих рук у себя за спиной Как и вся нечистая сила, домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством. Днем он сидит на своем любимом месте - чердаке, за печью и пр. Особая активность домового приурочена к определенным календарным датам: к Рождеству и ко дню Настасьи - полурепницы , когда домовой бесится, разбрасывает по двору телеги и не узнает домашних на Ивана Купалу, когда он замучивает лошадей в ночь на Егория, когда он заплетает лошадям гривы в поминальные дни, когда он вылезает из подполья. Изредка подчеркивается сезонность его обитания в доме - весной он уходит в поля, а осенью возвращается в дом, проводя зиму на печке, летом живет в хлеву под яслями, а зимой - в подполье. Домовой мыслится как хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозяйства в целом. Домовой есть в каждом доме, его отсутствие считается аномалией и ведет к бедности.

nsportal.ru

Презентация к уроку русской словесности на тему "Языческие боги древних славян" (6 класс)

Категория:
  1. Презентации для учителей →
  2. Технология

Автор презентации: Водолажская Ирина Юрьевна

    Презентация "Языческие боги древних славян" к вводному уроку раздела "Славянская мифология" в 6 классе. На слайдах представлены живописные изображения языческих богов и их описание. В презентации изображены почти все известные боги древних славян, рассказывается о том, что они собой символизировали, о роли имён славянских богов в русском словообразовании, приводятся примеры использования языческих богов в художественной литературе.

     Учащиеся выделяют главное в информации на слайде и записывают в тетрадях. Эта работа выполняется в форме кластера.

Слайд 1Языческие боги древних славян Русская словесность 6 класс Автор: Водолажская И.Ю.Слайд 2До конца Х века славяне были язычниками: христианской веры не знали, а поклонялись обожествленным силам природы и душам усопших. Капище - место поклонения богам древних славян.Слайд 3Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видим вокруг. Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного - Нави. Он отделил Правду от Кривды. Род упоминает в летописях с главными божествами вместе с рожаницами, сопровождавшими его женскими божествами. Позднее Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, который сородичи считали своими покровителями. Некоторые ученые считают Рода древнейшим божеством, покровителем плодородия (кстати, именно отсюда идут слова приРОДа, плодоРОДие, уРОЖай ).  РодСлайд 4Бог войны, бог грома и молнии. В последние века язычества на Руси - также бог, олицетворяющий княжескую власть, и потому один из главнейших богов.  Огромный кумир Перуна был возведен в Киеве. Этот идол был настоящим произведением искусства: стан был вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги же выкованы из железа; в руке держал нечто, похожее на молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулы.  У Перуна мысли быстры,  Что захочет — так сейчас.  Сыплет искры, мечет искры  Из зрачков сверкнувших глаз. Слайд 5Сварог, он же Святовит - сын Рода, бог неба, родоначальник богов природных сил - Дажьбога, Стрибога, Перуна. Любая кузня, любой горн - это уже капище Сварога. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу - т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых - удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово "творог" означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.  СварогСлайд 6Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье.  ВЕЛЕССлайд 7Макошь - Богиня всей Судьбы, старшая из богинь - прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы Мойр. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.  Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).  Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.  МАКОШЬСлайд 8Белбог ( Белобог, Белун ) — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.  БелбогСлайд 9Чернобог (черный Змей, Кощей) – Повелитель Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог. Чернобог изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней. ЧернобогСлайд 10Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада наши предки называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно быть ладно, то есть хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело. Beликолепный храм Лады стоял в Киеве, а в том храме - статуя несравненной красавицы в розовом венке. Ее золотые волосы были убраны жемчугами, платье изукрашено богатым шитьем и драгоценностями. Она держала за руку крылатого младенца, своего сына и бога любви Леля. ЛАДАСлайд 11Леля (Ляля) - богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. ЛЕЛЯСлайд 12Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.  Имя Стрибога восходит к древнему корню « стрег », что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы « стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода.  Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря.  СтрибогСлайд 13Морана ( Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.  Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».  Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.  Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос

edudocs.info

Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Боги древних славян. Презентация к уроку. | скачать бесплатно

Слайд 2

Презентацию подготовила учитель МКОУ Нёготская ООШ Куликова Наталья Николаевна Томская область, Каргасокский район январь 2016 год Боги древних славян Предмет: история Аудитория: 6 класс

Слайд 3

В древних поселениях почетное место занимали языческие святилища - капища

Слайд 4

Перун - один из самых главных богов славян. Бог-громовержец, покровитель воинов. Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году. В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов.

Слайд 5

Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ - животных и людей, в представлении славян - стрелы Перуна.

Слайд 6

Цветок Бога - Ирис Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника.

Слайд 7

Хорс – бог зимнего солнца у древних славян. Вокруг данного божества не утихают споры, однако ясно одно - Хорс занимал особое место в мифологии славян и почитался наравне с самыми высшими богами языческого пантеона.

Слайд 8

Хорс считался покровителем озимых, поэтому бога особенно почитали люди, работающие на земле. Праздники в честь Хорса всегда сопровождались купанием в проруби и большими хороводами.

Слайд 9

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню « стрег », что означает «старший», «дядя по отцу». О бычно представляли его в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океана.

Слайд 10

Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим . У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков: Посвист, Подага,Погода , Южный ветер, Западный ветер, Сиверко(Северный ветер), Восточный ветер, Полуденик , Полуночник.

Слайд 11

Даждьбог - бог древних славян, покровитель летнего солнца и плодородия. Более древние источники говорят о том, что Даждьбог являлся отцом Ария, бога, давшего начала белой расе славян . Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето.

Слайд 12

Считается, что Велес подарил миру движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень. Велес - бог плодородия, богатства и семейного хозяйства почитался славянами особо. В услужении у Велеса находились все лесные звери, а его личная гвардия состояла из самых древних и сильных оборотней- волкодлаков .

Слайд 13

Семаргл – славянский бог первородного огня и плодородия, бог-вестник, способный объединять и умножать силы всех Сварожичей . Если Семаргл появлялся на поле боя, то мощь Ясуней (светлые боги) многократно возрастала, и они обязательно побеждали. Древние славяне считали, что Семаргл не пускает в мир зло.

Слайд 14

Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы и может оборачиваться священным крылатым псом. С Семарглом связано множество легенд, повествующих о том, как он неоднократно помогал тому или иному богу в битве с силами тьмы.

Слайд 15

Макошь - богиня плодородия и судьбы, старшая из богинь, а также покровительница женских рукоделий на Земле; попечительствует урожайности , хозяйственности и достатку в доме. В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ .

Слайд 16

Макошь или, как ее иногда называли, Великая Ткачиха, держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь может в любую секунду оборвать любую нить или изменить ход ее движения, но она никогда этого не делает.

Слайд 17

Литература и источники Власова М. Русские суеверия. Санкт- Петербург: изд-во Азбука – классика, 2001, 672 с. Путилов Б.Р. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. Санкт- Петербург: изд-во Азбука, 2000, 368 с . Фон слайда с заголовком http://pedsovet.su/load/396-2 Картинка Старец на капище http://i.ytimg.com/vi/1Q0ZAG3FaSE/maxresdefault.jpg Картинка Капище https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/15/ Капище. JPG/1024px- Капище. JPG Картинка Перун http://web-kapiche.ru/159-perun.html Картинка Хорс http://web-kapiche.ru/365-hors.html Картинка хоровод http://godsbay.ru/slavs/images/slav081.jpg Картинка Стрибог http://godsbay.ru/slavs/stribog.html

Слайд 18

Картинка Стрибог http://radogost.ru/stribog.html Картинка Велес http://go.mail.ru/image_details?q=% D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81&urlhash=8778213810329895881 Картинка Семаргл http ://go.mail.ru/image_details?q=% D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BB&urlhash=4103161018609222726 Картинка крылатого пса http ://go.mail.ru/image_details?q=% D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BB&urlhash=5326271922183055224 Картинка Макошь http ://go.mail.ru/image_details?q=% D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%88%D1%8C&urlhash=4597335064771032614 Картинка Макошь http://go.mail.ru/image_details?q=% D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%88%D1%8C&urlhash=3511760022744911596

Слайд 19

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Презентация к уроку русской словесности на тему "Языческие боги древних славян" (6 класс)

Описание слайда:

У наших предков-язычников Чур был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи. Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура. Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоеванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор. Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка. Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих-прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!", то есть попросить: "Чур, побереги меня!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного. Чур

infourok.ru

Презентация к уроку по истории (4 класс) по теме: урок-презентация "Язычество восточных славян" | скачать бесплатно

Слайд 1

Язычество восточных славян

Слайд 2

Религия , существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством . Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Восточные славяне были язычниками, то есть поклонялись богам.

Слайд 3

Происхождение славян Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.

Слайд 4

Боги и богини Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Слайд 5

Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог вселенной, неба и огня небесного, напоминающий древнегреческого Зевса. По поверьям древних славян, он разбивал лучами-стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и стех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов. Его и самого представляли как молодого сильного кузнеца. Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла.

Слайд 6

Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждьбожьи внуки". Он сын Сварога, олицетворял собой солнце. Каждое утро он выезажет на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо.

Слайд 7

Молились славяне Роду и роженицам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Род – творец всего сущего, он «вдувал» в людей жизнь. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение – кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Вкусив это угощение, Род будто бы посылал в помощь людям верно служивших ему дев – Рожаниц, которые и должны били позаботиться о приплоде.

Слайд 8

Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. В Х веке именем Велеса клялись князья и их договоров с византийскими монархами. Праздник Велеса отмечался в начале января. К Велесу дня выпекалось особое печенье в в виде домашних животных. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы.

Слайд 9

Стрибог , по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Слайд 10

Ярило – бог солнца. Олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где ярило проедет, там вырастет богатый урожай.

Слайд 11

Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь , которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Слайд 12

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун , который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.

Слайд 13

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. Что бы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях – даже людей. У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Слайд 14

Злые и добрые духи Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри . А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".

Слайд 15

В лесу обитал леший и баба-яга , в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной , у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших выходящие весной насладиться природой. Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.

Слайд 16

Леший – дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нем звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зеленые и светятся в темноте. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Уж больно он недобрый и бедовый. Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Это он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.

Слайд 17

Водяной – дух рек и озер. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных (ухал, крякал, стонал, выл, блеял и пр.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто черной чешуей и тиной, вместо рук – лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвал «чертов конь». Место жительства выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил водяному в жертву свинью.

Слайд 18

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового , которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"

Слайд 19

Амулеты, обереги Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза, славяне придумали различные обереги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека, будь он ребенок или взрослый, постоянно были при себе амулеты в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. Дома на видном месте ставили вырезанную из дерева фигурку домового, чтобы берег покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Макошь, и потому многие славянки носили на шее или на груди изображение этого божества. Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребешке, на ручке ножа или кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка или красивый рисунок на ткани. Большие надежды славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, а иногда прибегая и к грубым ругательствам, древние люди хотели прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху.

Слайд 20

Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.

Слайд 21

Праздники новый год Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января, по некоторым данным 1 декабря, 1 марта), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Слайд 22

масленица Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

Слайд 23

живин день 1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Слайд 24

Иван Купала 24 июня – в день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; приносили в жертву белого петуха – птицу, приветствующую рассвет, угодную Солнцу. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь. В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

Слайд 26

Обряды Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.

Слайд 27

Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами на протяжении многих столетий.

nsportal.ru