Государственный строй древнего китая. Вопрос 8 Государственный строй Древнего Китая. Источники права Древнего Китая.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

8. Общественный и государственный строй Древнего Китая. Государственный строй древнего китая


8. Общественный и государственный строй Древнего Китая

Особенности: наличие 2х неизменных соц институтов: традицион кресть-ая община, предельно развитая бюрократ-кая иерархия. 1царь.2рабовлад-ая арист-тия, жречество. 3. рабовлад-кая арист-тия покоренных племен. Основ насел-е свобод общинники.. Источниками рабства – воен плен, продажа за долги, некот преступ, в кач-ве дани. Рабы не могли иметь семьи, им-ва. Гос. строй – восточная деспотия. «Царь–сын неба».Трон передавался по наследству. Власть царя (Вана) обожествлялась. Власть правителя абсолютна, за ослушание – казнь вместе с семьей. Царь и его аппарат функции: забота об орошении, сбор налогов, ведение войн. Длжност.лица подраздел на высших граждан.чиновников, воен чиновников, советников. Традиция утверждала, что верхи всегда управл. низами. Стержнем управленческ. системы - конфуцианские и даосские нормы. Идеал правителя – пассивность и бездеятельность. Крупным реформатором эпохи Цинь - Шан Ян Принцип: иметь много наказаний и мало наград, жестко карать за мелкие преступ-я, тогда больших не будет, разобщать людей взаимным доносительством и слежкой. Цель системы: наведение гос порядка и насильственное объедин Китая Закон о дроблении семей ускорил распад общины. Изменена система налогов.

9.Древнекитайское право

Правовая система Древнего Китая испытывала влияние двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и легизма. С утверждением династии Хань (III в. до н.э.) происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение - ортодоксальное ханьское конфуцианство, в кот: –не отвергался закон, строгие наказания, предполагалось взаимодействие строгости и снисхождения; –моральные нормы (ли) приобрели большую обязательность и формализм, в право были перенесены целые пассажи из конфуцианских произведений.  Одним из 1ых материальных свидетельств писанных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом “Обозрения законов” в V-IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов “Книга законов царства Вей” (Ли Фуй). Тем не менее появление писанных законов не смогло изменить свойственный древнекитайскому праву порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица или правилам нравственности отводилось главное место в регулировании жизни др.китайского об-ва. Традицион право Китая развивалось в основном как уголовное право, его нормы носили как бы надотраслевой характер. Право Древнего Китая Большое влияние на развитие права оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуций предпочитал нормы морали. Легисты –правовые нормы. Легизм враждебно настроен к людям. Они счит., что люди глупые сущ-ва, кот нужно подчинять порядку. Порядок – полное безволие людей, их преданность власти. Право знало понятия владения и распоряжения. Земля – гос собственность, но владела ей община. Виды договоров: мены, к-продажи, дарения, займа, личного найма. Семей право – патриархальное. Абсолютная власть отца, мужа..Распространено многоженство.

Виды преступ; гос, религиоз (выбрасывание золы на улицу). Против личночти против собст-ти, воинские(неявка на место сбора, не проявление мужества воином), отказ от уплаты, пьянство. 5 основн. наказаний: 1клеймо тушью на лице 2.отрез-е носа 3отрез-е ног 4кастрация и превращение в рабынь 5отрубание головы. От наказания можно было откупиться.

studfiles.net

Вопрос 8 Государственный строй Древнего Китая. Источники права Древнего Китая.

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана. В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван - первосвященник. Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай -управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занималишаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель". По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чжухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII-VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии логистов*.

* Легисты (законники) - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. "Власть - это то, чем располагает лишь правитель", - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства. Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука вдесяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации - потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней** зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней - обладателю 20-го ранга.

** 1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами. Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов. Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни. По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества. Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII-IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер(чэнсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два - "левый" и "правый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр. Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления. Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ. Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора. Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу)входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - "трех гунов". В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли "министра образования". Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления. Глава ведомства сельского хозяйства был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

Источники права

Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов - дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их". Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения. Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго "Воюющих царств", в V-III вв. до н.э., было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой. Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие "у син" - пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V - IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в III - II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. "Книга законов царства Вэй" была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах. Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных.

studfiles.net

Государственный строй Древнего Китая.

Деспотические черты правления сложились еще в Иньском Китае, но власть Ваня (государя) на тот момент ограничивалась советом старейшин. Источники говорят, что существовали народные собрания, имела место и выборность. В конце эпохи Инь царский престол передается по наследству. В это время складывается и административный аппарат, чиновники в котором, из поколения в поколение занимали те же должности с согласия Вана.

В эпоху государства Чжоу, личность Вана сакрализируется, он наделяется титулом «Сын неба», который управляет государство по воле неба. На территории Китая было множество культов, но культ неба появляется во время начала становления бюрократической империи. Подобный культ способствовал легитимации власти Вана на всю территорию Китая.

Центром управления в период Чжоу являлся двор Вана. Здесь мы встречаем классический тип дворцовой системы управления. Наиболее влиятельными чиновниками являлись следующие люди.

1. Цзай – он руководил всему чиновниками дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков Вана.

2. Шаньфу – многочисленная категория административных служащих, которые выполняли назначения по управлению территорией. Они могли назначаться и военными руководителями, и военным командованием для проведения каких-либо акций.

Причины централизации власти в Китае:

    1. Культурно-этническая идентичность населения Китая.

    2. Борьба с аристократическими элитами, забрать у них власть.

Шань Янь– создатель легизма в Китае, он считал, что властью располагает лишь правитель, сын неба. При Шань Яне унифицировалось законодательство, введено единое судопроизводство, единая система весов, проведена монетная реформа, нанесен удар по позициям наследственной аристократии, отменялись аристократические титулы и звания. По новому положению о рангах знатности, они присваивались не в связи с происхождением, а за личные (прежде всего – военные) заслуги. В руках императора сосредоточились все рычаги административной, военной, судебной и законодательной власти.

Право в древнем Китае.

  1. Конфуцианство.

  2. Легизм.

  3. Даосизм (влиял в меньшей степени).

Эти два философских направления повлияли на становление права в Китае. Общей чертой Конфуцианства и Легизма была политическая направленность. В развитии древнекитайского права можно выделить три основных периода.

  1. 14-8вв. до н.э. В регулировании общественных отношений играли этические нормы (Ли).

Основной идеей конфуцианства также являлась идея гармонии, гармонии между природой и людьми, между самими людьми. Эта гармония должна выражаться в естественном порядке вещей. Средством поддержания порядка являлся не закон, а норма морали, которая закрепляет некий идеальный образ поведения человека. Этот идеальный образ поведения человека связывается с так называемым срединным путем. Закон не обязательно должен следовать закону, принуждение к исполнению закона тоже не нужно, ведь человек должен руководствоваться нормами морали. Отсюда закон – принцип варваров, непросвещенных (Фа – форма закона). Стиль китайского мышления отличается от стиля европейцев.

  1. 5-3вв. до н.э. В этот период формируется учение легизма (Фацзя). Его представителем был Шан Ян, который отстаивал абсолютную власть правителя, который определяет с помощью закона все жизнь подданных, людей, как правило, порочных от природы, не имеющих в себе ни ценности, ни чести, ни достоинства. На первом этапе Цин вводилась круговая порука (казнь всех родственников преступника на 3 поколения). Они формируют обычай, что за правонарушение чиновника казнились и вышестоящие и нижестоящие чиновники. Легистами формируется концепция равенства всех перед законом. Таким образом, представления о происхождении права были принципиально различны в разных древневосточных цивилизациях. Так, если законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне были освещены божественным авторитетом, то в Китае право считалось уделом периферийных варваров, дикарей, не понимавших предписаний морали. И лишь позднее, когда нравы стали портиться, появилась необходимость в праве и в поднебесной. Обострение этих подходов мы наблюдаем в период династии Цин. Начинается борьба с принципами конфуцианства, которая доходила до настоящей резни.

  2. 3 век д. н.э. – 2 в. н.э. Наблюдается возрождение конфуцианства, становление ханьского ортодоксального конфуцианства. В этот период сохраняется главный постулат об иерархических связях между людьми, основанных на морально-этических принципах. Так же, как и легисты, ханьские конфуцианцы утверждали, что все члены общества были равно ответственны перед законом, но равенство перед законом не означало равенство людей друг перед другом. Признавая правильность наказаний, они исходили из того, что наказание за одно и то же преступление не должно быть одинаковым. Ортодоксальное конфуцианство не отвергает закон и строгие наказания, исходит из того, что доброе должно культивироваться, а злое – ограничиваться. Культивирование доброго – задача Ли, а сдерживание злого – задача Фа.

«Там, где недостает Ли, следует применять Фа. То, что наказуемо по Фа, не должно быть разрешаться Ли». Мы видим определенное слияние Ли и Фа. В период Хань выходят множество работ последователей Конфуция, высказывания самого Конфуция. Такой процесс конфуцианизации продолжался до 7 века нашей эры.

studfiles.net

Государственный строй древнего Китая.

Количество просмотров публикации Государственный строй древнего Китая. - 418

Культура сформировалась во 2ом тысячелœетии до нашей эры. 1ые госуд. образования возникли в 3 тысячелœетии до нашей эры у истоков реки Хуанхэ. Династия Сяо - до 18 столетия до н.э. Следующая династия Шань (18-12 столетия до н.э.). Шаньское гос-во - территориальное образование, объединявшее несколько племен. Само гос-во делилось на несколько зон: Центральная (резиденция правителя), внешняя зона (защита границ, одно из самых мощных племен - племя Джоу). Внешняя зона охраняла центральную. Верховный правитель носил титул Ван, он считался сакральной фигурой. Он управляет не только обществом, но и природными стихиями. От него зависела погода. Ван упирался на аппарат управления, который делился на несколько ведомств, служащие этих ведомств делились на ранги не только по критерям знатности, но и по знаниям. Всего около 20 рангов, первый - 20. Для перехода на новый ранг нужно сдать экзамен. В соответствии с рангами шло распределœение материальных блаᴦ. Перед нами хорошо организованное государство. Но слабость этого гос-ва заключалась, скорее всœего, в слабости самой его самоорганизации. Ваном в шаньском гос-ве мог быть любой, нужно лишь доказать кровное единство с бывшим правителœем, даже самым дальним.

Государство Джоу (12 век до н.э. - 3 век н.э.)13 век до н.э. борьба за власть между Джоушцами и Шанями. Джоушци победили. Впервые создается официальная политическая идеология, она просуществовала до наших времен. Суть этой доктрины - тьян мин "доктрина манадата неба". Она выражалась в 4 положениях:

1) источник власти - небо, она им даруется;

2) небо одно на всœех, и верховный властитель один;

3) право занять трон предводителя приобретается личными заслугами;

4) верховный властитель может не принадлежать правящим династиям.

Народ имел право на восстания, когда правитель не исполнял возложенных на него функций.

Самый можный период это 12 - 7 века до н.э. Далее она распалась, рядом с Джоу возникло множ

1. Полис -ество маленьких государств. Это "период сражающихся царств"

В 4ом веке до н.э. выделилось государство Цинь, т.к. сановник Шань Ян провел реформы. Шан Ян Происходил из государства Вэй.

Реформы Шань Яна 450-360 годы:

1) Власть концентрировалась в руках знати. Попытка ослабления этой власти.

2) Весь аппарат управления был опять разбит на ранги и на должности стали назначаться люди по способности. Должности получали за деньги. Не тронута была только армия.

3) Разрушение большой семьи

Знать присмирела, т.к. шла война Цинь с другими государствами. Цель - построение государства на законе. Налог взымался теперь не с хозяйства, а с земли.==> большие семьи стали распадаться. Для предотвращиния недовольств былаа устнаовлена круговая порука. (семьи были разделœены на 5ки и 10ки). Были созданы законы, поощеряющие доносы. Все это позволило возвыситься гос-ву Цинь

221 год до н.э. Цинь покорило всœе окрестные территории и стала империей. 246 год Цинь Ши Хуань становится правителœем Он имел самую сильную армию в истории Китая. Он построил 370 дворцов. Умер своей смертью. Любил свою армию. Но вскоре произошло восстарние в 207 году до н.э. во главе ЛЮБАВА!!!!!(Любаэ). Религия - смезь лигизма и конфуцианства. Возникла целая система школ - появился слой интеллигенции. Это государство распалось не в результате внешних катаклизмв, а в результате внутренних распрей, т.к. в Ханьском государстве восстановили большую семью и запретили доносы. Возникла "грибница" китайского общества.

Гос-во и право древней Греции.

1. Сущность античного полиса.

2. Гос. строй Древних Афин. Реформы Солона. Реформы Клисфена. Реформы Эфиальта и Перикла.

3. Общественный и гос. строй Спарты.

4. Основные черты Афинского права.

1. Полис- основополагающая часть строя Греции. Сначалао полис - центр города. Далее полис обозначает город. Для понятия значения слова "полис"6 нужно назвать несущие структуры:

1) Античная форма земельной собственности. Земля в полисе принадлежала в целом этому политическому сообществу. Но земельные участки в индивидуальнм владении. Участок не мог быть передан чужаку. Рабы не входили в состав плиса, они были чужаками. Экономическая основа - труд свободных земледельцев. Контрольный орган - городское собрание. (всœе граждане полиса мужского полиса от 1ш8 до 60 лет).

Всего в Греции было около 150ти полюсов. Полис по диаметру около 20 км, чилсленность 20-40 тысяч в среднем. Должностные лица назначались на год. Οʜᴎ не получали зарплаты, т.к. гос. должность - престиж. В полисе отсутствовала бюрократия. Должностные лица избирались.

2. Институт гражданства. Согласно этом институту существовало 3 вида граждан: полноправные (рожденные жителями полиса), неполноправные, (рожденные от смешанных браков), бесправные (иногородцы). Принцип неравенства.

3. Колонизация - имнно здесь решалась судьба полиса. Как только исчезали земли, которые можно заселить, полис раскалывался. Рим решил проблему колонизации посредством колонизации, но и это причина гибели полиса - возникла вместо него империя. Спарта͵ Риам - земледельческие полисы. В Афинах господствовал этнический "фашизм".

Примеры полиса - Афины, Спарта͵ Фивы.

2. Афинский полис возник примерно в 8-7 веках до нашей эры. Этот период принято называть Гомеровским периодом. Еще во 2ом тысячелœетии до н.э. на территории др.Греции существовало мощное государство. 13-12 века до н.э. это государство погибло. Процесс класообразования в 8-7 века начался сначала. При этом с новыми орудиями труда. Территория Древней ГРеции была очень плодородной. Создатель первых полюсов - Тесей. Он учередил центральное управление в афинах. Он разделил населœение на 3 категории. При этомн наврятли это было по правде. Эфпатриды - знать, чаще всœего должностные лиа. В 5650 - 560ых годах знать публично обвиняла друг друга в "недостаточной знатн".Геоморы - земледельцы Демиурги - ремесленники. Во главе - Василес (царь), при нем был совет старейшин, Народное собрание. Василес обладал всœеми ветвями власти . Позже выделяется военный вождь - палимарх. Архонты - должностные лица. Главный архонт, по его имени назывался год. Было их 9. После 1 года службы они становились судьями. Суд - ареопак. В течение 7мого века в Афинах бурный экономический рост. Обострилась борьба за землю. Развилось имущественное неравенство. 594 год до нашей эры - реформы Солона. Получил образование в Египте. Он был избран главным архонтом и разработал систему мер. Размещено на реф.рфРеформу Солона описал Плутарх, аристотель.Реформа направлена на предотвращение гражданской войны. олон отменил долговую кабалу. Он отменил всœе долговые обязательства. "сисахфия" - сбрасывание бремени. Солон политически признал классовое делœение. Он разделил населœение на 4 разряда по имущественному признаку: 500 медимнов - первое сословие, 1 медимн это 39 литров вина, их название "пентакосиомедимны". 2 слой - 300 медимнов

Юриспруденция это особый язык, который учатся понимать. Конституционный аппарат и демократия берут начало в Греции. Солон упорядочил экономическое неравенство с целью установления мира. После смерти Солона общество раскололось.

За богатых и знатные - Ликурᴦ. За знатных но не богатых - Мегакл. За бедных - Писистрат.

Вначале власть захватил Писистрат с помощью аферы (30 дубинщиков), но позже Ликург и Мегакл изгнали Писистрата. При этом через ~ 6 лет они поняли, что без Писистрата они править не могут. Писистрат женился на дочери Мегакла и вернулся в город с "Афиной".

При этом через 6 лет всœе поняли, что Писистрат не исполнял супружеские обязанности. За что его призвали к суду, но он предпочел изгнание отношениям с дочкой Мегакла. Вокруг Писистрата стали собираться люди - он собрал войско и вернул власть. Писистрат умер своей смерть ==> наврятли он был тираном. Дети Писистрата Гепархий и Гипий продолжили дело царя, но вскоре Гепархия убили и Гипий начал политику тирании в ответ за убийство брата. Народ позвал Клеомена - царя спарты, он окуржил акрополь и изгнал Гипия. Но власть не нужнолго задержалась в его руках. Народ возглавил Клисфен - сын Мегакла. Его реформы были направлены против тирании. 487-488 годы Первый острокизм в отношении тестя Гипия. На делœе реформы Клисфена были направлены против аристократии, которая погрязла в алчности. Об этом говорит приход Клисфена власти, когда архонт Исагор с помощью своего положения и спартинян попытался захватить власть. Но народ во главе с Клисфеном противостоял. Реформы Клисфена:

1. Вся Греция - 30 демов. Причем были аграрные (знатные), прибрежные демы и городские демы. 1 аграрный + 1 прибрежный + 1 городской = 1 фила. До Клисфена филы - племена. Теперь филы только искусственные.

2. Вместо совет 400 совет 500. Каждая фила представляла участников буле.===> Знати там было немного. Законодательный орган - буле, народное собрание лишь голосует.

3. Реформа: создание коллегии 10 стратегов. Οʜᴎ руководили народным ополчением.

Некоторые считают, что лишь с Клисфеном Греция стало полноценным государством. Клисфен основал демократию.

Острокизм: судебная инстанция - народное собрание. Кворум для принятия решения - 6000 человек. Обычно изгоняли с целью восстановления спокойствия и равновесия в обществе. Голосовали черепками. С черепами шли на гору и клали там их. Потом подсчитывались черепки. Изгнаный человек всœе равно оставался под защитой Афин;

Особенно развит острокизм в серединœе 5ого века. В это время шла война с Персией. Народ = военные приобрели большую силу. Серия реформ Эфиальта (462) :

1. Ореопаг ограничен - полномочия судьи лишь по религиозным делам.

2. Гелиэя - новый судебный орган, состоящий из народа.

Перикл (450) был очень уважаемым. Его фактический авторитет перерос в авторитет управления Афинами. Он перенес казну в Афины. Объявил всœем Афинанам возможность жить в городе.==> быстрый сбор войска.

Проведен закон оплаты посœещений народного собрания. Плата за отправление должностей, Перикл пользовался большой поддержкой. Греки победили Персов и они обнаружили, что противоречия с Персами были неразрешимы. Появилось 2 лагеря: Спартанцы и Афиняне. 431 - началась Пилопинœесская война и победили Спартанцы в 406. Но Спарта не могла стать центром объединœения + обе стороны были ужасно обессилены.

4 век - век переворотов.

2 век - поднялся Рим

168 год - первое поражение Афин. Теперь Рим столица.

146 год - второе поражение.

This is SPAAARRRTAAAAA!!

Необычный полис. О нем много говорят, но мало знают. У него нету интеллектуального наследия. Следственно расмотреть Спарту изнутри невозможно. Спарта как и Афины возникла в 8-7ом веках до нашей эры. Главный реформатор - Ликург (9-8 века). Реформы были направлены на единство спартакиадов, формирование закрытой общины, которая носила военнизированный характер. Размещено на реф.рфБыла принята серия законов против роскоши. Монеты специально чиканились огромными, не было дверей у домов. Существовали общие обеды. Дома можно строить только топором.

С 7ми летнего возраста мальчиков забирали и воспитывали в специальных школах. Археологические раскопки на территории Спарты доказывают, что там и существовала как торговля, так и ремесло. Этот полис был аграрным.

В 6ом веке была сформирована четкая система управления.

1) Два вождя: один гражданский, другой военный.

2) Герусия - 28 человек+2 царя.

3)Народное собрание не имело такой силы как в Афинах. Голосование путем выкрика - чем громче, тем лучше.

Спарта принимала участие в войнах с Персией и в 431 году Спарта - центр союза. Само Спартанское об-во предполагало неравенство. Между бесправными и людей с правами была фактически пропасть. Осталось множество имен Спартанских воинов, но ни одного имени философа/ученного.

Рождаемость была невелика. К 3ему веку около 1000 семей

в 146 году лишь 2000 гублитов (вооруженных воинов). После поражения от Рима, говорят, что спартанцы ушли на юг в Индию и слились с составом кшатрий.( JStor, Canadian library) Связь морали и права выражал термин dike. Выражением договора была жертва. Позже dike - частный иск. Graphei - письменная норма. Отношения гражданина с полисом - сфера graphei. Позже graphei - публичные иски, также это могло быть обвинœение в отношении гражданина. Суд во времена Древней Греции - подобие арены, обвиняемый должен был доказать невиновность не перед судьей, а больше перед общиной. За занятие государственной должности зарплаты не давали, должностные лица лишь получали признание полиса. Выделяли закон nomos - общий закон, он следовал разуму (nous - разум). БЫли еще законы psiphis.

Записи называли слово retro- от слова речь. Жестоко преследовалось взяточничество. 2ым установлением была семья.

referatwork.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Государственный строй. История Древнего Китая делится на четыре периода, свя-занных с проявлением определенной династии: 1) Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабо-владельческого государства в феодальное.

Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.

Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный Ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией.

Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью. Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ.

Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей:

а) поземельная подать - каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна;

б) натуральная повинность - каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году;

в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земле-дельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовы-вало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два упра-вителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209"г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Ни-кто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена цар-ской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государ-стве являлся ван, в период распада единого государства - правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, в последствии - император. В состав централь-ного государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации. С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи.

Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с "разбойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы.

Общественный строй. Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер.

Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорив-шиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, названное "броском ка-бана". В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования - так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обрабаты-валось всеми общинниками, шел вану, правителю царства.

Урожай с "частных" полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьян-ских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и ос-тавляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н.э.) из общей массы населения выдели-лась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев - социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внеш-нее выражение в

элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламенти-рованы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проника-ют и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь са-новником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать - имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Дата добавления: 2015-08-03; просмотров: 385 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Общественный строй Вавилонского государства | ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ | АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ | Реформы Солона и Клисферна. | Особенности общественного строя | Государственный строй | Особенности права Древней Греции. Законы Драконта. | ЦАРСКИЙ ПЕРИОД В РИМЕ | Народное собрание |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.054 сек.)

mybiblioteka.su

Государственный строй Древнего Китая

Содержание

Введение                                                                                                                               4

Глава 1 История Древнего Китая                                                                                      7

1.1 Сословно-классовое деление в Древнем  Китае                                                    9

1.2 Историография                                                                                                        12

Глава 2 Периоды развития Древнего Китая                                                                   16

     2.1 Государство Шан-Инь                                                                                            16

     2.2 Государство Чжоу                                                                                                   18

     2.3 Государство Цинь                                                                                                   22

     2.4 Государство Хань                                                                                                   23

Глава 3 Государственный строй Древнего Китая                                                         26

     3.1 Местное управление                                                                                               32

     3.2 Период распада единого государства (VIII-III вв. до н.э.)                                 34

     3.3 Основные черты права Древнего Китая                                                               38

Заключение                                                                                                                         41

Список использованных источников                                                                               43

Введение

Актуальность выбранной темы: «Государственный строй Древнего Китая» заключается в следующем: история Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан -Инь (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и Чжаньго - «борющихся царств» (V - III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники.

Цель данной курсовой работы: изучить историю и провести анализ государственного строя в Древнем Китае.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) изучить  историю  развития  Древнего  Китая,  проанализировать  историческое развитие этой древней страны;

2) выяснить, какие периоды входят в историю развития Древнего Китая, изучить их особенности;

3) разобраться, какой преобладал государственный строй в Древнем Китае, выявить особенности и приоритеты развития.

Китай - древняя и немного загадочная страна.  Для большинства из нас первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве.  Для кого-то она началась со сказки об искусно сделанном соловье,  жившем во дворце китайского императора,  для кого-то со школьных уроков, где узнали о великих изобретениях китайцев - компасе, 

Изм. Лист ФИО Подпись Дата
Студент

«Государственный строй Древнего Китая»

Лит. Лист Листов
Руководитель У 4 43
Консультант

                   МГУПИ

Н. Контроль
Зав.кафедрой
порохе и бумаге,  и,  конечно, многие хотели познакомиться с этой страной поближе.

Пять тысяч лет Китайской цивилизации,  и всего сорок лет Китайской Народной Республике, рожденной революцией. А задолго до этой победы мы узнали, о боровшейся за свободу, против агрессии чужеземцев.

1949 год  открыл нам новую свободную страну.  Мы смотрели документальные фильмы Романа Кармэна,  читали  очерки  Константина  Симонова, слушали рассказы людей,  побывавших там.  Мы знакомились с древнейшими искусствами Китая на выставках художника Сюй Бэй Хуна.

Сегодня Китай - это страна о преодолевшая тяжелые последствия «культурной революции»,  трагедии, не имевшей ничего общего ни с  культурой, ни с революционными традициями; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность,  молодое и отжившее,  порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешней день страны.

Самые разнообразные источники позволяют современным историкам изучать многовековую историю великого китайского народа. Особенное значение в этом отношении имеет то обстоятельство, что китайская письменность, восходящая к истокам древнекитайской государственности, сохранила непрерывную нить исторической традиции. Ныне уже представляется возможным восстановить не только общие контуры, но и основные факты истории древнего Китая, начиная с того времени, когда на развалинах родового строя стало возникать древнейшее рабовладельческое общество и деспотическое государство.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области истории зарубежных стран.  Основными методами, используемыми при написании дипломного исследования, являлись аналитический, синтез, индукция и дедукция, метод абстракции и сравнительный.

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы,  заключение, список используемых источников.

Основная часть состоит из 3 глав. В первой главе изучается история развития Древнего Китая. Во второй главе курсовой работы дается характеристика каждого периода развития Древнего Китая. Наконец в третьей главе раскрываются особенности государственного строя в Древнем Китае. В заключении подводятся основные итоги исследуемой темы курсовой работы.

В списке используемых источников приводятся основные источники информации,  послужившие базой для написания дипломного исследования.

Глава 1 История Древнего Китая

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан - Инь (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII -V вв. до н.э.) и Чжаньго - «борющихся царств» (V-III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правительван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов[1].

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан - Инь было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств,

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны «без пристрастия и уничтожения людей». Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к «собиранию» земель вокруг семи крупных китайских царств.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.

Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой - формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю - путь раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Утверждается, второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны[2].

Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911-1913 гг.

1.1 Сословно-классовое деление в Древнем Китае

В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями: а) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений; б) свободными крестьянами-общинниками; в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

Этому соответствовала система «общественных полей», при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с «общественных земель» в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.

В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие - чиновников различных paнгов, существующих за счет той же ренты - налога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно «общественных полей») знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.

Вместе с исчезновением «общественных полей» рента-налог в форме отработок на «общественных полях» была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.[3]

Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.[4]

Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым» (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и «простонародью» (свободному крестьянству, ремесленникам).

Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году

до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой налог на крупные состояния. Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года.

Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения. 1.2 Историография

Первые более или менее достоверные сведения о далеком и загадочном Китае стали проникать в Европу лишь начиная с XIII в. Знаменитое путешествие Марко Поло в Китай (1273-1291 гг.) несколько приподняло завесу, отделявшую Срединную империю от взоров даже просвещенных европейцев того времени. В XVI-XVII вв. в Китай начали проникать португальские купцы и миссионеры, которые стали проявлять большой интерес к изучению Китая, его истории и культуры. Одним из первых трудов, посвященных Китаю, была книга Мендозы, вышедшая в 1585 г. под заглавием «История великого китайского царства». В 1618 г. было опубликовано описание путешествия Гоэса в Китай, совершенного им в 1604-1607 гг. Прочно обосновавшись в Китае, европейские миссионеры посвятили целый ряд трудов изучению языка, географии, истории и литературы Китая. Среди этих трудов, вышедших еще в XVIII в., следует отметить труды Премара, посвящённые изучению китайского языка, труды Гобиля и Малья по истории Китая и первый перевод китайских произведений классической литературы, принадлежащий Ноэлю (1714 г.). В этих трудах был собран огромный фактический материал, который, однако, европейские ученые еще не смогли подвергнуть критическому изучению.

С конца XVIII в. экспедиции и путешествия европейцев в Китай совершаются чаще и дают уже более значительные научные результаты. Центром научного китаеведения становится Франция, где с 1814 г. начинают преподаваться китайский язык и китайская литература. Крупнейшими специалистами в этой области были Абель-Ремюза, а затем Шаванн, среди многочисленных работ которого следует отметить незаконченный перевод «Исторических записок» Сыма Цяня. Итогом этих обобщающих работ была попытка Каулинга издать общую энциклопедию китаеведения (1917 г.). Наиболее крупными из работ буржуазных историков, посвящённых изучению древнего Китая, были работы А. Масперо и Криля, которые подвергли тщательному исследованию разнообразные источники древнекитайской истории.[5]

Буржуазные историки собрали большой и ценный материал по истории древнего Китая. Однако в силу классовой ограниченности своего мировоззрения они не смогли дать ясной, правильной и научно обоснованной картины развития древнего Китая. Всячески затушёвывая и замалчивая факты классовой борьбы, давая искажённую картину социальных взаимоотношений, они в большинстве случаев подходили к истории Китая с точки зрения европейских колонизаторов, которые свысока смотрели на китайскую культуру, видя в ней лишь своеобразную восточную экзотику.

Русские путешественники и ученые сделали большой и ценный вклад в дело изучения Китая, китайского языка, истории и литературы. Сношения России с Китаем начались в начале XVII в. В 1616 г. в Китай был отправлен В. Тюменец, а вслед за ним И. Петлин, который в качестве русского посла пробыл в Пекине с 4 сентября по И октября 1618 г. Отчёт Петлина содержит интересное описание Китая того времени. Несколько позже в Китай было направлено посольство во главе с боярским сыном Ф. И. Байковым, которое в 1656 г. прибыло в Пекин. В 1675 г. в Китай было отправлено посольство, во главе которого стоял Н. Г. Спафарий, использовавший для своего путешествия все чертежи Сибири и стран, расположенных к югу от неё вплоть до «китайских высоких стен», что указывает на развитие картографии того времени. При Петре Великом эти сношения России с Китаем участились. В 1692 г. в Китай был послан Избрант, описание путешествия которого было издано в 1704 г. на голландском языке. В 1700 г. был издан царский указ об обучении русских людей восточным языкам, в частности китайскому, а в 1714 г. в Пекин был направлен И. Лежайский для основания там духовной миссии, существование которой было легализовано Кяхтинским договором 1728 г. Эта «российская духовная миссия в Пекине» была первым центром русского китаеведения. Здесь накопили свои знания и первые русские переводчики и знатоки китайского языка, которые впоследствии были командированы в Академию наук и в университеты для переводов с китайского и манчжурского языков, а также для преподавания этих языков. Еще в XVIII в. некоторые произведения китайской литературы были переведены на русский язык.

Крупнейшим представителем русского китаеведения в первой половине XIX в. был И. Бичурин, который прожил в Китае при Пекинской миссии с 1806 по 1821 г., накопив здесь огромные материалы. Его перу принадлежит большое количество научных трудов, посвященных изучению географии и истории Китая, китайскому языку и другим отраслям китаеведения. Им же был переведен с китайского на русский язык целый ряд важных трудов, многие из которых до сих пор ещё не изданы. Труды Бичурина, крупнейшего китаеведа своего времени, оказали большое влияние на развитие не только русской, но и европейской синологии и не потеряли своего значения до настоящего времени. Дальнейшему развитию русского китаеведения способствовала организация кафедры китайского языка при Казанском университете в 1837 г. Благодаря работам Сивиллова, Войцеховского и Васильева здесь возник довольно крупный центр русского китаеведения. Особенно значительный вклад в изучение Китая, его языка, истории и культуры сделал В. П. Васильев, труды которого, в частности посвященные распространению буддизма в Китае, получили широкую известность. Одновременно с этим научная деятельность в области китаеведения продолжалась и в Пекинской миссии, один из членов которой, Палладий Кафаров, крупнейший китаевед своего времени, издал словарь китайского языка и написал ряд трудов исторического и историко-географического характера. Наконец, богатейшие материалы были собраны русскими путешественниками и учеными, совершавшими путешествия в различные области Китая, в частности Сосновским, Матусовским, Пясецким, Потаниным, Грум-Гржимайло, Обручевым, Пржевальским, Певцовым, Роборовским и Козловым.[6]

Таким образом, русские ученые посвятили целый ряд важных и больших трудов изучению географии, истории, культуры, литературы и языка Китая, которые в значительной мере способствовали развитию научного китаеведения. Отличительной чертой работ русских ученых является та глубокая симпатия к китайскому народу и то признание мировой ценности китайской культуры, которыми проникнуты эти труды.

Советские ученые много сделали в области изучения языка, литературы и истории Китая. Заслугой советских историков является установление наличия рабовладельческого строя в древнем Китае.

Особенно много сделали за последние годы для изучения истории и культуры древнего Китая китайские прогрессивные историки и археологи, среди которых следует в особенности отметить крупнейшего исследователя истории древнего Китая Го Мо-жо. Его перу принадлежит ряд значительных трудов по истории древнего Китая. В своих трудах Го Мо-жо подходит к изучению древнекитайской истории с позиций марксистско-ленинской методологии.

В соответствии со всем вышеизложенным можно сделать вывод, что История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий. С конца XVIII в. экспедиции и путешествия европейцев в Китай совершаются чаще и дают уже более значительные научные результаты. Центром научного китаеведения становится Франция, где с 1814 г. начинают преподаваться китайский язык и китайская литература.

www.coolreferat.com

Государственный строй Древнего Китая

     В конце I в. до н. э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли у крупных  собственников: никто не мог иметь  земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.11

     Структура центрального и местного государственного аппарата осталась прежней. Стремления царской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовало новое административное деление  Китая. Страна была поделена на 13 крупных  округов, возглавляемых наместниками императора - окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

     Во  главе областей и уездов стояли три  назначаемых из центра чиновника: правитель  и его помощники по гражданским  и военным делам. Деятельность местной  администрации контролировалась инспекторами из центра.

     Более решительная попытка смягчить классовые  противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который  в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.

     Сущность  реформ сводилась к следующему. Запрещалась  купля-продажа земли, все земли  были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система  общинного землевладения. Была запрещена  купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван  Ман не только не сделал попыток  ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право  государства владеть рабами. Численность  государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.

     Неоднократно  проводились денежные реформы, были введены новые налоги, учреждены  особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и  регламентировать ссудный процент. Все это способствовало сосредоточению всех источников доходов, в частности  значительной части ссудных операций, в руках государства.

     Ван Ман стремился к тому, чтобы  создать сильную бюрократическую  империю. Был увеличен государственный  аппарат, установлена продажа должностей. Государственные служащие для занятия  должности сдавали экзамен, причем они должны были в совершенстве знать  учение Конфуция. Эти меры подрывали могущество старой родовой и чиновничьей знати и обеспечивали доступ к государственному управлению разбогатевшим купцам, ремесленникам, незнатным землевладельцам. За нарушение «новых законов» были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.

     Но  реформы Ван Мана не дали желаемого  результата. Они не ослабили, а, напротив, углубили, обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономики  страны. Доведенное до отчаяния население  в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган - императорский совет.12

     Во  второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому  политическому кризису. Хозяйственная  система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил - погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.

     Следовательно, мы узнали, что Древний Китай состоял  из четырех государств: Шан-Инь, Чжоу, Цинь и Хань. В каждом государстве  присутствовал свой государственный  и общественный строй, у каждого  государства был свой основатель, проводились всяческие реформы.  

     Глава 3 Государственный  строй Древнего Китая

     Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени  трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся  сосредоточением высшей государственной  власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном  аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков  налогов и др. - профессиональные чиновники. Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем  шли шанская рабовладельческая  аристократия и жречество. Следующую  ступень занимала рабовладельческая  аристократия покоренных племен. В  зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии. Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан - Инь община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: «общественное» поле и «частные» поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. «Частные» поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу. В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Но и это государство оказалось недолговечным. Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов. Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором. Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.13

     Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала  не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

     В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул «сына Неба», который «управляется Небом», его называют «отцом и матерью» своих подданных. Ван - первосвященник.

     Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных «надзирателю земель».

     По  образцу двора вана строилось  управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чэкухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о «наказаниях, о ритуале, о справедливости». В VII-VI вв. до н.э. чэкухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах «клятвенные договоры» между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

     В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем  Китае можно объяснить рядом  причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения  Китая. Не последнюю роль сыграло  и осознание наиболее дальновидными  представителями правящих слоев  Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы «всех против всех». Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов.

     «Власть - это то, чем располагает лишь правитель», - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.

     Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации  царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием  Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная  купля-продажа земли, введен налог  на землю, который взимался с каждого  землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено  четкое административно-территориальное  деление, а также круговая порука в десяти, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

     Политика  легистов в царстве Цинь нанесла  сильный удар главному противнику централизации потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней - обладателю 20-го ранга.14

     Власть  монарха в циньско-ханьском Китае  обожествлялась. Правитель царства  Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император  выступал в качестве символа, олицетворения «связывающего единства» страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении «сына Неба» В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

     Легисты (законники) - сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. 1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.

     Центральный аппарат империи включал в  себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой  стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых  обсуждались важные вопросы государственной  жизни.

     По  сравнению с государственным  аппаратом других древневосточных  государств этот аппарат отличался  и многочисленностью, и большим  объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

     Финансовое  ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII-IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два - «левый» и «правый»). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.

     Со  временем вместе с усложнением функций  государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных  ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем  Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого  помощника и главы административного  аппарата делало его ответственным  за все военные приготовления.

     Финансовое  ведомство осуществляло свои функции  вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые  функции организатора общественных работ.

     Ведомство императорского двора сложилось  в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать  много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые  функции финансового ведомства  и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора.15

     Особая  роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - «рех гуннов».

stud24.ru