Нравственные заветы древней руси. Нравственные заветы Древней Руси (“поучение” Владимира Мономаха, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок литературы в 7 классе на тему "Поучение Владимира Мономаха". Нравственные заветы Древней Руси". Нравственные заветы древней руси


Сочинение на тему "Нравственность, идеалы и заветы Древней Руси"

Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедшие до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером следующим поколениям.

В течение многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны . Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая , образы которых является эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой . Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.

Традиции устного народного творчества можно увидеть в разных произведениях древнерусской литературы. Например, сочинение Ермолая Эразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своего мужа Петра. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дома, он позволяет ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужчины. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящее супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе .

По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять , возвращать к жизни и давать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – «Слово о полку Игореве» , подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она способствует князю во время побега .

Не менее важным нравственным идеалом , который проповедует древнерусская литература , является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя ее блага. В том же самом « Слове о полку Игореве» в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и совместными силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна только сила, верность и смелость его сынов.

Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого настоящего человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

  • < Назад
  • Вперёд >

soch67.info

Нравственные идеалы и заветы в древней руси. Сочинение на одно стр |

Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.

Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.

Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.

По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве» , подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.

Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.

Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русскоготнарода.

http://otvet.mail.ru/question/64604544

goxi.ru

Урок литературы в 7 классе на тему "Поучение Владимира Мономаха". Нравственные заветы Древней Руси"

Урок литературы в 7 классе

на тему  «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.

Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста, умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе; развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие».

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:1. Организационный этап.2. Реализация домашнего задания.- Чтение близких по смыслу пословиц разных народов. - Работа по соотнесению предложенных русских и китайских пословиц по смыслу (на магнитной доске набор пословиц – 4 русских, 4 китайских, два ученика работают у доски, остальные проверяют, затем растолковывается смысл пословиц).

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (слайд 1).Учитель: Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга. Вопросы:- Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему? - Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?

4. Усвоение новых знаний. Учитель: Письменная русская литература возникла около тысячи лет назад. (слайд 2, 3)Вопрос:  - Как вы думаете, какая литературы древнее – русская, немецкая, французская или английская? (Конечно же, русская).Учитель: Появление письменности на Руси совпадает с принятием христианства и восходит ко второй половине 10 века. Сначала книги переводили и переписывали; потом появились оригинальные, самобытные произведения – как церковные, так и светские.Вопрос:  - Чем же светские произведения отличаются от церковных?Учитель: Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи. Вопрос: - Какое название носила первая древнерусская летопись, автором которой стал знаменитый летописец Нестор? («Повесть временных лет»)- Перечислите особенности жанра «летопись».Просмотр презентации: слайды 4-5.Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском языке (раздаточный материал).Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык. «Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».Возможный перевод: Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных слов. Ведь это реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах заключена неизмеримая глубина.Вопросы:- В чем ценность книг?- В чем заключается «неизмеримая глубина» книг?Учитель:- Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение. Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра? (Поучение – поучать). (слайд 6)Запись в тетрадь определения термина.Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе (слайд 7).Задание:- Охарактеризуйте личность Владимира Мономаха. Назовите несколько черт характера. Слайд 8. Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72-73 учебник).Вопросы:- Изменилось ли ваше представление о великом князе после прочтения отрывка?- Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»?- Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»? Учитель:- В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, например, ложь-правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны опираться будущие поколения.Вопрос : - Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ.Задание:Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила соответствующие им (слайд 9):Трудолюбие - лень;Правда – ложь;Благородство – бесчестие;Гордость – гордыня;1. Нравственные понятия: лень-трудолюбие. Слайд 10. Выдержки из текста:«…не ленитесь, но усердно трудитесь…»«В дому своё не ленитесь….»«На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод»Учитель: - Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием?- Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»? Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью».- Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь?Учитель: - В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.Вопрос: - Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст? (ответственность за результат)Вывод:Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы человек готов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!». 2. Нравственные понятия: правда – ложь. Слайд 11.Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»;Вопросы: - Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь - душу. Как вы думаете, почему?- Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь».Пословицы:- В ком добра нет, в том и правды мало.- Разум золота краше, правда солнца светлей.- Горькая правда приятней сладкой лжи.- И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.Вопросы:- Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду?- А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда?Вывод:Для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека изнутри.3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. Слайд 12.Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время».Вопрос:- Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему?- Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения)Вывод:Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого. Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека.4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие. Слайд 13.Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…»«…напойте и накормите просящего…»«…не забывайте и подавайте сироте…»Вопросы: - В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, понятие милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь? - Может ли благородный человек быть немилосердным?Выдержки из текста: «…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…»«Больного навестите, покойника проводите…»«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…»Учитель:- В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь. Вопрос: - Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»?- Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня нужно ли соблюдать давние традиции? Почему?Вывод:Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо властвовать. По мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справедливый, милосердный.Вопрос:- Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека? - Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий?

Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям. Чтение получившихся вариантов поучения.5. Рефлексия:- Можете ли вы назвать себя благородным человеком?- Получили ли вы какие-либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом?

6. Домашнее задание (слайд 14):Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы стать вашим нравственным идеалом?».

infourok.ru

Нравственные заветы Древней Руси.

Цель:

- помочь обучающимся погрузиться в эпоху Владимира Мономаха, чтобы понять особенности произведений Древней Руси

Задачи:

- дать представление о жизни людей в Древней Руси;

- познакомить с особенностями поучения как жанра литературы;

- развивать навык анализа литературного произведения;

- развивать речь и обогащать словарный запас;

- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к старшим

1. Организационный этап

2. Реализация домашнего задания

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в русском народе сказки и былины, песни и потешки, загадки и частушки, пословицы и поговорки.

- А какие пословицы вы знаете?

Чтение обучающимися пословиц о книгах, знании, мудрости

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

4. Усвоение новых знаний

А) Беседа о возникновении письменности на Руси

Письменная русская литература возникла давно. Она древнее французской, английской, немецкой литературы.

- Кто подскажет, с какими событиями и именами связано появление древнерусской литературы? (988 год – крещение Руси князем Владимиром, братья Кирилл и Мефодий создают азбуку)

- Как выглядели первые книги? (написаны на пергаменте черной краской, начало строки помечали красной краской, помещали иконные миниатюры, украшали драгоценными камнями и золотом, писали на древнерусском или церковно-славянском языке)

- О чем рассказывали первые книги? (переводы для богослужения, летописи)

- Как называется первая русская летопись? («Повесть временных лет» составляли монахи Киево-Печерского монастыря, а завершил её летописец Нестор)

Б) Работа с фрагментом «Из похвалы князю Ярославу и книгам»

«Повесть временных лет» появилась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Летописцы ничего не выдумывали, а старались точно передать будущим поколениям все основные события нашей истории: кто и когда княжил, какие военные походы совершались, какие договоры заключались, а еще мы в этой летописи можем найти жития, предания, послания, притчи, поучения…

- Послушайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопрос: «Какова основная мысль прослушанного текста?»

Чтение учителем отрывка на древнерусском языке

- Почему трудно ответить на вопрос? (не все понятно)

- А теперь послушайте еще раз этот же отрывок, только теперь он прозвучит на современном русском языке.

Чтение заранее подготовленным учеником отрывка на русском языке

- Определите основную мысль текста (велика польза от учения книжного, так как книги поучают, наставляют на верный путь в жизни)

В) Аналитическая работа над «Поучением» Владимира Мономаха

- Любите ли вы, когда вас поучают?

- А если это будет человек, к мнению которого вы прислушиваетесь?

- Что такое, по вашему мнению, поучение? (Поучение – жанр древнерусской литературы, для которого характерны назидательные советы, указания, как поступить, как вести себя в определенных случаях)

- В «Повести временных лет» мы находим удивительное произведение – поучение Владимира Мономаха. Что вам известно об этом князе?

- Что вы узнали о жизни русских людей той эпохи – эпохи 11-12 веков?

- Вот теперь, когда мы погрузились в те далекие времена, предлагаю вам послушать отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха

Чтение отрывка

5. Закрепление изученного

- Каким человеком предстал перед вами великий князь?

- Кому адресовано «Поучение»?

- Почему автор просит принять «грамотку» «в сердце своё»? (сердце – символ, ядро личности, вместилище Божией благодати и страха Божиего)

- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

- Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и сегодня?

6. Итог

- Чем интересно для вас «Поучение», написанное около 9 столетий назад?

- О чем вы задумались, что еще хотели бы обсудить?

7. Домашнее задание

Попробуйте сами составить нравственную памятку для себя, младших сестры или брата, для одноклассников, а может, для родителей. Используйте некоторые слова или выражения из «Поучения». Оформите памятку в древнерусском стиле

infourok.ru

Нравственные заветы Древней Руси (“поучение” Владимира Мономаха, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”)

Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.

Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. Во времена правления этого князя Русь переживала период возрождения былой славы и могущества. В Ипатьевской летописи князь Владимир назван “добрым страдальцем за землю русскую”, “братолюбцем и нищелюбцем”. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом. Наиболее ярким и значимым произведением Владимира Мономаха является его “Поучение”, написанное, по-видимому, не ранее 1117 г. Это своеобразное собрание его сочинений, рассказ о собственной жизни, письмо к Олегу Святославичу. Свое “Поучение” Владимир пишет уже на пороге смерти и обращает его ко всем, кто готов воспринимать его заветы, прежде всего, к князьям.

“Поучение” Владимира Мономаха содержит как конкретно-исторические, так и автобиографические моменты. В своем произведении Владимир Мономах рисует образ идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах предстает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.

В “Поучении” содержатся те нравственные заветы, которые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который “милостив и премилостив”. Но в “Поучении” есть заветы, которые могли бы пригодиться не только верующим людям. Владимир Мономах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не лениться в доме, делать всю работу самому. Воинам он рекомендует быть очень внимательными. В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его мнению, следует избегать лжи, не злоупотреблять пьянством и блудом, уделять внимание гостям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах.

А вот мой самый любимый завет: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”. Я думаю, если б мы следовали данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.

“Поучение” Владимира Мономаха очень похоже на советы родителей, которые желают нам только счастья. Так давайте же следовать советам мудрых людей!

“Повесть о Петре и Февронии Муромских” возникла в ХVI в. на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силой и мужеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые загадки и рассудительно решает житейские проблемы. Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.

Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, “не любили только спесивых и грабительствующих”, помогали голодным, нищим и несчастным.

Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград! Новой для древнерусской литературы была мысль о равенстве людей. Автор попытался внушить читателям повести, что важно не происхождение человека, не его положение, а его душевные качества, его отношение к окружающему миру.

“Повесть о Петре и Февронии Муромских” учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые во все времена приносили людям истинное счастье! Авторов многих произведений древнерусской литературы мы уже никогда не узнаем. Но история сохранила имя автора любимейшей повести XVI в. о Петре и Февронии. Это Ермолай – Еразм, который в своих многочисленных произведениях говорил о том, что царю надо заботиться о благе подданных, особенно о крестьянах. Именно они дают людям главное в жизни – хлеб.

Нравственные заветы Древней Руси (“поучение” Владимира Мономаха, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”)

goldsoch.info

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси – это отдалённые истоки развития современного человека. Даже всеми любимый праздник Ивана Купала, который по сей день радует не только ребят, но и взрослых, праздновался тысячу лет назад. Да, культура славянского народа остается неизменной спустя века…

Образование государства. Великие деятели: Рюрик и Вещий Олег

нравственные идеалы и заветы древней руси

Формирование русского народа происходило под влиянием великого князя Рюрика, объединившего земли. Деятельность правителя началась с простых проповедей, которые он рассказывал жителям европейских земель. Таким образом, праведными и правильными мыслями Рюрик сумел объединить несколько народов в единое княжество, а затем заняться формированием и становлением первого прототипа государства.

Преимущественно идеалы Древней Руси формировались в зависимости от главы государства. Поэтому следующий правитель – Вещий Олег – своими реформами внушал людям то, что они живут в сильном и самостоятельном княжестве. О великих завоеваниях и походах, который совершил сын первого правителя земель русских, до сих пор ходят легенды.

Нравственная сторона души. Религия таит сокровенное

Как известно, истоки нравственного формирования души славянского народа таит в себе такая религия, как язычество. Издавна славянские народы поклонялись многочисленным идолам и богам, заклинающим погоду, урожай, покровительствующим брак и рождение детей. Таким образом, по сей день празднества и события Древней Руси языческого характера отражаются в повседневной жизни современного человека.

Всеми любимая Масленица с проводами зимы и поеданием вкусных блинчиков происходит от языческих обрядов древности. Летом ребятишки с удовольствием чествуют приход Ивана Купалы, заставляя прохожих открываться приветливому солнышку. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сводились не только к слепому поклонению могучему божеству, но и к весёлому времяпровождению. Однако пришёл момент, полностью изменивший быт славянского народа…

Крещение: реформы, вызывающие благоговение и страх

Большинство князей славянского государства известны реформами, направленными на создание всеобщего общественного блага. Исключением не стал и великий сын княгини Ольги и князя Игоря – Владимир Красное Солнышко.

события древней руси

Достопочтенный правитель Руси понимал, что народ его государства нуждается в укреплении собственного духа, просвещении разума, а также в очищении души. И главное спасение он видел лишь в христианстве.

Принудительно проведённая реформа по крещению населения буквально заставила людей встать на путь принятия радикальных решений: умереть с родной религий либо продолжать жизнь в соответствии с нововведёнными образами. Как показывала практика, многие выбирали последнее…

Под влиянием христианства нравственные идеалы и заветы Древней Руси формировались многими десятилетиями. Реформа, проведённая Владимиром, полностью прижилась в славянском обществе спустя лишь 120 лет. Таким образом, люди начали вести свою жизнь в соответствии с проповедями священников: не убий, не укради, не прелюбодействуй… Нравственная культура населения на тот период характеризуется значительным подъёмом. Теперь человека на путь истинный направлял единый Бог!

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси: какому образу соответствовать?

С приходом на Русь христианства мировоззрение славян постепенно деформировалось в лучшую сторону. С ранних лет сыновья пытались соответствовать образу своего отца. Если же в семье появлялась девочка, она всеми силами заботилась о сильной стороне своего семейства, оказывая значительную помощь матери. Также представительницы прекрасного пола успевали следить за чистотой дома, досыта кормить родных, а также готовить приданое.идеалы древней руси

Для взрослых людей идеалом чаще всего выступал правящий князь. Достойные поступки и благоприятные реформы правителя вызывали одобрение и поддержку значительной части крестьянского общества.

А самым главным идеалом поведения, поступков и мыслей является образ Божий. Каждый праведный человек старался соблюдать христианские заповеди, помогал ближнему, соблюдал пост и так далее. Жизнь в Древней Руси с приходом христианской религии изменилась в лучшую сторону. Формирование нравственной стороны общества заставило граничащие страны признать Русь в качестве достойного соседа, начав торговые отношения.

Жизнь и воспитание славян

Отдельных школ на Руси не существовало, поэтому основой воспитания и мироздания являлась семья. Кроме того, особую роль в жизни каждого жителя древнерусского государства сыграло народное творчество или, как упоминается во многих источниках, фольклор.жизнь в древней руси

Фольклор представляет собой огромное количество народных произведений, вобравших опыт предыдущих поколений. Таким образом, даже в песнях можно было проследить не только веселящие моменты, уместные на праздничном гулянии, но и жизненные истории, рассказы о походах, а также о значительных жертвах правителей, приносимых во имя своего народа.

загрузка...

worldfb.ru

Нравственные заветы Древней Руси. Нужны ли они сегодня....

«Всякому держащемуся благоверия полезно размышлять о распространении добродеяния, более же всего заботиться о любви, ибо она главизна всем добродетелям и всем благим делам мать, от нее же рождаются все добротворения» (Ермолай-Еразм, трактат «Слово о глубокомыслии любви и правды и о побеждении вражды и зла») . Высказывание Д. С. Лихачева: «Я люблю Древнюю Русь. Я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные.. . Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление.. . она меня и притягивает. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси. Прошлое должно служить современности... » Произведения древнерусской литературы - это мир нравственных устоев, мудрых советов. Древнерусская литература помогает нам вести разговор о народных взглядах, морали, нравственности, а все это заветы прошлых веков. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, познаем смысл своего существования и проникаемся глубоким искренним уважением к нашим предкам, оставившим свидетельство высокой морали.

легенда «Святые Петр и Феврония Муромские» Князь Петр победил «врага рода человеческого» , появившегося в Муроме в образе страшного «блудного Змия» - оборотня. Святой сразил его легендарным Агриковым мечом, но от ядовитых капель крови дракона Петр тяжело заболел. Спасла его от страшного недуга мудрая дева Феврония из деревни Ласково (под Рязанью) . Князь обвенчался с ней в Муроме, но гордые бояре и завистливые их жены не желали иметь княгиню из простого звания. Раз за трапезой обвинили они княгиню в том, что крошки хлебные собирала она со стола. Но когда святая открыла ладонь, то «...абие посыпался у нее из рукава и фимиам, и ладан, и поиде благоухание по всей палате, и просветися лице ея пачи меры» . Когда же бояре потребовали выгнать Февронию, Петр последовал за своей изгнанной супругой. Утешая печаль супруга, Феврония показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в цветущие пышные деревья. Вскоре град Муром постиг гнев Божий, многие погибли в боярской междоусобице, и народ потребовал возврата законных правителей. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно приняли монашеский постриг, получив новые имена - Давид и Евфросиния, завещали положить их в единой каменной гробнице. Феврония перед кончиной шила золотом «воздух» и хотела закончить работу, но когда третий раз известил брат Давид свою возлюбленную сестру о том, что уже отходит, она обернула нить об иглу и воткнула в свою работу. Перестала тянуться золотая нить, с ней престала и земная жизнь Евфросинии. Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили. Чудо повторилось. На этот раз люди «положиша их во едином гробе» . «И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелены быша» .

Летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой его никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо. Состарившись, приняли монашество и умерли в 1228 году. Память о них чтилась в Муроме. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть. Как пишет академик Д. С. Лихачев: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра»

obrazovalka.ru