Древние сибирские города-призраки. Город в сибири древний
Чичабург - таинственный древний город в Сибири - 12 Ноября 2016 | Земля
В конце 90-х годов прошлого века при аэрофотосъемке в Новосибирской области исследователи обнаружили необычную аномалию на берегу озера Чича, которое находится в 5 км от райцентра Здвинск. На снимке были четко видны контуры строений, причем на площади больше 12 гектаров.
Ученые, используя геофизическую аппаратуру, исследовали загадочное место, которое назвали Чичабург. На снимках проступили четкие контуры улиц, кварталов, мощных оборонительных сооружений, а на окраине - остатки развитого металлургического производства.
Оказалось, что в городе имелось и классовое расслоение - каменные дворцы соседствовали с домами простолюдинов. Согласно данным предварительных раскопок, поселение было создано в VII-VIII века до н.э, следовательно в Сибири существовала развитая цивилизация в те же времена, что и древнегреческая...
Чичабург — археологический памятник в Здвинском районе Новосибирской области на берегу озера Большая Чича. Представляет собой остатки крупного городского поселения площадью более 240 тыс. м² ориентировочно IX—VII века до нашей эры, переходный период от бронзы к железу. Исследования проводятся учеными СО РАН.
Археологическим раскопкам предшествовало геофизическое исследование местности. Геофизические съёмки выявили, что территория поселения окружена мощными оборонительными укреплениями — валами и рвами. Поселение разделено на отдельные сектора, внутри которых находятся разнообразные дома и постройки, при этом каждый сектор, как и весь город, имел чёткую плановую застройку. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, в каждом секторе жили люди почти европейской внешности, но различных культур. Это даёт основания предполагать, что в Чичабурге пересекались пути различных народов.
На берегу озера Чича в Здвинском районе Новосибирской области, покрытый полуметровым слоем земли, много столетий скрывался древний город. Жители покинули его внезапно, возможно, из-за пожара, наводнения, спасаясь от набега воинственных соседей или от страшной эпидемии...
Первые раскопки в тех местах были проведены еще в 1979 году археологом Вячеславом Молодиным, уже тогда было высказано предположение о нахождении здесь древнего поселения. В прошлом году здесь работала экспедиция Института археологии СО РАН и Германского археологического института,были проведены геофизические съемки территории и сделано сенсационное заявление -под небольшим слоем земли находится древнее городище, возможно протогород 8-7 вв до н.э. На снимке были видны около 300 сооружений, окруженных оборонительным рвом и валом, в наиболее укрепленном месте, возможно, жила знатная часть этого древнего поселения с более чем тысячным числом жителей.
Археологи убедились, что вся планеграфия, представленная геофизическими методами, совпадает с реалиями. Удалось оконтурить памятник, который занимает примерно 20 гектаров - 650 м в длину и 400 м в ширину (площадь равная средневековому европейскому городу), с трех сторон оно было огорожено рвом и невысоким валом, с четвертой - его защищали обрывистые берега озера Чича.
Многочисленные находки - керамические сосуды с орнаментом, несколько бронзовых ножей, атрибуты конской упряжи подтверждают предварительную датировку 8-7 вв до н.э., позднеирменская культура, переход от эпохи бронзы к раннему железу.
Археологи работали на 4-х раскопах в разных частях города. Самым грубым инструментом, который использовался ими, была лопата, а в основном совочки, кисточки. Верхний слой был уже нарушен многолетней пахотой. Первые раскопанные жилые комплексы представляли из себя котлованы 9х9 метров. Это были полуземлянки, стены и кровли которых сооружались из дерева. Материалы, которые использовались при строительстве, дерево, не сохранились - прошло 2800 лет.
Видимо, люди здесь жили долгое время. Помещения были обустроены, поделены на хозяйственные участки: в одном месте помещались сосуды,керамические горшки, в другом велась разделка мяса, найдены кости, существовала целая система очагов - в одном из них плавили металл - обнаружены остатки керамики со следами термического воздействия - обломки литейных форм, шлаки, бронза и даже кусочек железа. Похоже, каждая семья сама для своих нужд плавила металл. Но где они брали руду? Привозили ли с Алтая, Урала, Казахстана? Существовала ли торговля, обмен товарами?...
Третий раскоп таил в себе загадку - керамические предметы, обнаруженные там, принадлежали другой культуре - гамаюнской, характерной для Прииртышья и Зауралья. Множество керамических сосудов нашли археологи в этом "доме", десятки из них оказались целыми. Пока нельзя определенно сказать, что это было за помещение, возможно, торговая фактория, куда приезжали для обмена товарами различные племена. Возможно, существовал водный торговый путь -озеро Чича, находящееся недалеко от чановских озер, скорей всего является продолжением озера Чаны. Если посчастливится найти какие-нибудь фрагменты лодок, эта гипотеза подтвердится. Может быть также, что эти предметы попали в чужую культуру в качестве приданого невесты из далекого Приуралья, если между племенами существовала связь, позволяющая завязывать брачные отношения.
Раскопки преподнесли еще один сюрприз - наконец-то было обнаружено захоронение - до сих пор при раскопках памятников позднеирменской культуры не было найдено ни одного захоронения. Археологи не знают, как поступали с умершими соплеменниками наши предки: применяли ли обряд сожжения, воздушное или водное захоронение. Женщине из захоронения, по приблизительным оценкам, было лет 60, скелет хорошо сохранился, удалось взять материал для генетического анализа, через несколько месяцев антропологи и генетики смогут сказать к какому расовому типу она принадлежала. Судя по тому, что в этом захоронении не было ничего кроме нескольких керамических горшков, женщина не принадлежала к знатному сословию.
В раскопе, находящемся в наиболее укрепленной части городища найдены многочисленные фрагменты мелких фигурок, возможно специально поломанных. Одна из сохранившихся в целости фигурка напоминает ящера с гребнем с выраженными мужскими и женскими половыми признаками. Все это наводит на мысль о ритуальном характере глиняной пластики.
Что можно сказать о живших в городище людях? Скорей всего, они занимались охотой, местность была, видимо, более облесена, найдены разрозненные кости лесных зверей - лося, медведя, соболя, бобра, а также домашних животных - лошади, крупного рогатого скота, собаки. Собака была похоронена, такой ритуал существовал обычно у охотников. Из оружия найдены костяные наконечники стрел, ножи. Однако главным занятием несомненно было скотоводство.
Кроме того обнаружены костяные орудия, напоминающие серпы, если это действительно так, то население занималось земледелием, что позволит говорить о зачатках цивилизации. В 8-7 веке до нашей эры в Европе шел процесс перехода от первобытно-общинного к классовому обществу. Вполне вероятно, что памятник относится ко времени, когда происходил переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому, то есть к эпохе военной демократии.
earth-chronicles.ru
Чичабург — таинственный древний город в Сибири
В конце 90-х годов прошлого века при аэрофотосъемке в Новосибирской области исследователи обнаружили необычную аномалию на берегу озера Чича, которое находится в 5 км от райцентра Здвинск. На снимке были четко видны контуры строений, причем на площади больше 12 гектаров.
Ученые, используя геофизическую аппаратуру, исследовали загадочное место, которое назвали Чичабург. На снимках проступили четкие контуры улиц, кварталов, мощных оборонительных сооружений, а на окраине — остатки развитого металлургического производства.
Оказалось, что в городе имелось и классовое расслоение — каменные дворцы соседствовали с домами простолюдинов. Согласно данным предварительных раскопок, поселение было создано в VII-VIII века до н.э, следовательно в Сибири существовала развитая цивилизация в те же времена, что и древнегреческая…
Чичабург — археологический памятник в Здвинском районе Новосибирской области на берегу озера Большая Чича. Представляет собой остатки крупного городского поселения площадью более 240 тыс. м² ориентировочно IX—VII века до нашей эры, переходный период от бронзы к железу. Исследования проводятся учеными СО РАН.
Археологическим раскопкам предшествовало геофизическое исследование местности. Геофизические съёмки выявили, что территория поселения окружена мощными оборонительными укреплениями — валами и рвами. Поселение разделено на отдельные сектора, внутри которых находятся разнообразные дома и постройки, при этом каждый сектор, как и весь город, имел чёткую плановую застройку. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, в каждом секторе жили люди почти европейской внешности, но различных культур. Это даёт основания предполагать, что в Чичабурге пересекались пути различных народов.
На берегу озера Чича в Здвинском районе Новосибирской области, покрытый полуметровым слоем земли, много столетий скрывался древний город. Жители покинули его внезапно, возможно, из-за пожара, наводнения, спасаясь от набега воинственных соседей или от страшной эпидемии…
Первые раскопки в тех местах были проведены еще в 1979 году археологом Вячеславом Молодиным, уже тогда было высказано предположение о нахождении здесь древнего поселения. В прошлом году здесь работала экспедиция Института археологии СО РАН и Германского археологического института,были проведены геофизические съемки территории и сделано сенсационное заявление -под небольшим слоем земли находится древнее городище, возможно протогород 8-7 вв до н.э. На снимке были видны около 300 сооружений, окруженных оборонительным рвом и валом, в наиболее укрепленном месте, возможно, жила знатная часть этого древнего поселения с более чем тысячным числом жителей.
Археологи убедились, что вся планеграфия, представленная геофизическими методами, совпадает с реалиями. Удалось оконтурить памятник, который занимает примерно 20 гектаров — 650 м в длину и 400 м в ширину (площадь равная средневековому европейскому городу), с трех сторон оно было огорожено рвом и невысоким валом, с четвертой — его защищали обрывистые берега озера Чича.
Многочисленные находки — керамические сосуды с орнаментом, несколько бронзовых ножей, атрибуты конской упряжи подтверждают предварительную датировку 8-7 вв до н.э., позднеирменская культура, переход от эпохи бронзы к раннему железу.
Археологи работали на 4-х раскопах в разных частях города. Самым грубым инструментом, который использовался ими, была лопата, а в основном совочки, кисточки. Верхний слой был уже нарушен многолетней пахотой. Первые раскопанные жилые комплексы представляли из себя котлованы 9х9 метров. Это были полуземлянки, стены и кровли которых сооружались из дерева. Материалы, которые использовались при строительстве, дерево, не сохранились — прошло 2800 лет.
Видимо, люди здесь жили долгое время. Помещения были обустроены, поделены на хозяйственные участки: в одном месте помещались сосуды,керамические горшки, в другом велась разделка мяса, найдены кости, существовала целая система очагов — в одном из них плавили металл — обнаружены остатки керамики со следами термического воздействия — обломки литейных форм, шлаки, бронза и даже кусочек железа. Похоже, каждая семья сама для своих нужд плавила металл. Но где они брали руду? Привозили ли с Алтая, Урала, Казахстана? Существовала ли торговля, обмен товарами?…
Третий раскоп таил в себе загадку — керамические предметы, обнаруженные там, принадлежали другой культуре — гамаюнской, характерной для Прииртышья и Зауралья. Множество керамических сосудов нашли археологи в этом «доме», десятки из них оказались целыми. Пока нельзя определенно сказать, что это было за помещение, возможно, торговая фактория, куда приезжали для обмена товарами различные племена. Возможно, существовал водный торговый путь -озеро Чича, находящееся недалеко от чановских озер, скорей всего является продолжением озера Чаны. Если посчастливится найти какие-нибудь фрагменты лодок, эта гипотеза подтвердится. Может быть также, что эти предметы попали в чужую культуру в качестве приданого невесты из далекого Приуралья, если между племенами существовала связь, позволяющая завязывать брачные отношения.
Раскопки преподнесли еще один сюрприз — наконец-то было обнаружено захоронение — до сих пор при раскопках памятников позднеирменской культуры не было найдено ни одного захоронения. Археологи не знают, как поступали с умершими соплеменниками наши предки: применяли ли обряд сожжения, воздушное или водное захоронение. Женщине из захоронения, по приблизительным оценкам, было лет 60, скелет хорошо сохранился, удалось взять материал для генетического анализа, через несколько месяцев антропологи и генетики смогут сказать к какому расовому типу она принадлежала. Судя по тому, что в этом захоронении не было ничего кроме нескольких керамических горшков, женщина не принадлежала к знатному сословию.
В раскопе, находящемся в наиболее укрепленной части городища найдены многочисленные фрагменты мелких фигурок, возможно специально поломанных. Одна из сохранившихся в целости фигурка напоминает ящера с гребнем с выраженными мужскими и женскими половыми признаками. Все это наводит на мысль о ритуальном характере глиняной пластики.
Что можно сказать о живших в городище людях? Скорей всего, они занимались охотой, местность была, видимо, более облесена, найдены разрозненные кости лесных зверей — лося, медведя, соболя, бобра, а также домашних животных — лошади, крупного рогатого скота, собаки. Собака была похоронена, такой ритуал существовал обычно у охотников. Из оружия найдены костяные наконечники стрел, ножи. Однако главным занятием несомненно было скотоводство.
Кроме того обнаружены костяные орудия, напоминающие серпы, если это действительно так, то население занималось земледелием, что позволит говорить о зачатках цивилизации. В 8-7 веке до нашей эры в Европе шел процесс перехода от первобытно-общинного к классовому обществу. Вполне вероятно, что памятник относится ко времени, когда происходил переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому, то есть к эпохе военной демократии.
Источник
Чичабург — таинственный древний город в Сибири
Средняя оценка: 5. Голосов: 3
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.
ya-russ.ru
Древние города Сибири
Любопытные сведения о древних поселениях, которые существовали в Сибири и на Алтае ещё до массового прихода сюда русских людей, почему-то обделены вниманием историков, археологов и других специалистов. Сибирь – земля не историческая?
Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе Герард Миллер. Первый историк Сибири говорит о том, что «непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими… владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы».
Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до настоящего времени. Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют оценку, данную «отцом истории Сибири» Герардом Миллером как земли неисторической, и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших здесь за сотни, да что там! – за тысячи лет до появления Ермака. Археологи, за немногим исключением, почти не раскапывали остатки русских острогов, городов и поселений, хотя есть множество сведений об этих приметах высочайшей цивилизации народов, когда-то проживавших здесь.
Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов.
Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города. На фундаменте прошлого.
Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.
Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие – достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью
Легенды о богатствах Алтайских гор были известны даже в Древней Греции. Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».
По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко, под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.
В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок, возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода. Однако когда русские оказались на юге Сибири, то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком. Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным.
Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены также Тюмень, Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города.
Например, достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» современного Новосибирска стояла большая крепость местного племени Цаттырт (по-русски – Чаты). В ней 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Воевода Воейков дал ему бой на месте нынешней Новосибирской ГЭС. Хан Кучум некоторое время скрывался в крепости от погони, но потом принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Её руины сохранились до прихода мостостроителей. А в 1912 году их описал Николай Литвинов, составитель самого первого справочника Новониколаевска. Кстати, Николай Павлович в 1924-1926 годах возглавлял Рубцовский уездный отдел здравоохранения.
Однако специалисты, как завороженные продолжая твердить о «богатейшей истории Сибири», неохотно заглядывают в глубь веков. Словно имеют дело с легендарным градом Китежем, погрузившимся в озеро…
Русские аборигены
В 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик – VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.
Первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины.
Интересно для нас то, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, в котором существовал торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири», что русские купцы в XII – начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 1990-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, принадлежали вовсе не к монголоидной, а к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией.
Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили большие поселения эпохи бронзы, названные ими не вполне удачно – протогородами или поселениями, претендующими на статус городов. Это неогороженные формирования, занимающие необычно большие площади – от пяти до тридцати гектаров. Например, Кент занимает 30 гектаров, Бугулы I – одиннадцать, Мыржик – три гектара. Вокруг поселения Кент в радиусе пяти километров располагались деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас, Найза, Нарбас, Кзылтас и другие.
Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов до Ермака можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Ордубалык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпенов (Серпонов), Кануньон, Коссин, Тером и другие.
Большое количество ранее не афишируемых сибирских городов содержится в Ремезовской летописи.
«Чертёжную книгу Сибири» Семёна Ремезова и его трёх сыновей можно смело назвать первым русским географическим атласом. Она состоит из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. В книге представлены рукописные чертежи земель: Града Тобольска и посадов с улицами, Тобольского города, Тарского города, Тюменского города, Туринского острога, Вехотурского города, Пелымского города, и другие города и окрестности.
x-material.ru
ДРЕВНЕЙШИЕ ГОРОДА СИБИРИ: i_mar_a
В летний сезон 2003 г. Вторая Амурская экспедиция (ВАЭ), организованная редакцией газет «ЗРД» и «Потаённое», успешно продолжила свою работу. К публикации готовятся отчёты о проделанной работе. ВАЭ по-прежнему открыта для участия в ней энтузиастов-исследователей и наших читателей, не согласных с официальной «русской историей», которая изобилует не только унижающими Русский народ подменами-фальсификациями, но и грешит откровенным враньём.
Это относится, в частности, к известному постулату о том, что Русских в Сибири (Русской Тартарии) до Ермака никогда не было. Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал злейший враг Русского народа, один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе «академик» Г.Ф. Миллер. Несмотря на лавину опровергающих это мнение артефактов, ситуация не меняется, а напротив, усугубляется. Это объясняется, по нашему мнению, активизацией прокитайской пятой колонны, действующей в среде сибирских и дальневосточных «историков». Китай, как известно, уже издаёт карты, на которых Сибирь и Дальний Восток включены в его состав. Кроме того, наблюдается научная активность профессора МГУ хакаса Л.Р.Кызласова и других «учёных» из сибирских инородцев, которые на фоне «несомненного русского отсутствия» в Сибири до XYII века, бессовестно приписывают обнаруженные в Сибири древнейшие города с их высокоразвитой культурой и ремёслами кочевым племенам зауральских азиатцев. Это тоже выгодно Китаю, т. к. получается, что зачатки культуры кочевники могли позаимствовать лишь у Китая. Между тем, археологические открытия последних лет в Сибири настолько значительны, что они позволяют совершенно другими глазами взглянуть не только на историю якобы 8000-летнего Китая, но и на всемирную историю. И этого все боятся, т. к. выяснится, что у истоков всех древнейших цивилизаций стояла Русская Протоцивилизация и её создатель – Русский народ. Если Л.Р.Кызласов преподаёт в МГУ и уже издал множество книг, то сибирские учёные – сторонники русской версии происхождения протоцивилизации Сибири - третируются и не издаются. К ним относится «неостепенённый» автор книги «Сибирская Прародина» (Томск, «Твердыня», 2002. Тираж 500 зкз.)
Николай Сергеевич Новгородов, издавший её лишь при поддержке Томской региональной общественной организации «Гиперборея – сибирская прародина». Это своего рода конспект. Но книга стоит того, чтобы быть переизданной в более развёрнутом виде с качественными иллюстрациями, при хорошей полиграфии и значительным тиражом. Выводы, изложенные в книге, - это научный прорыв в постижении истории Сибири, которая неразрывно связана с очень важным периодом в русской истории, когда, в связи с очередным геофизическим катаклизмом, приведшим к опусканию части благодатных территорий на дно нынешнего Северного Ледовитого океана, наши предки вынуждены были сосредоточить свою цивилизацию в «полосе» Великого Турана Сибири.
Обоснованный вывод о том, что Великий Туран Сибири, из которого пошли затем расселения Русов на Иранское нагорье, в Индостан, Египет, Восточную и Западную Европу, никакого отношения ни к Китаю, ни к нынешним тюркам не имеет, содержится и в моей книге «Белый Конь Апокалипсиса», первое издание которой вышло в 1999 г. Я нашёл другие подходы и другие способы доказательства этой очевидности. Моя книга, думаю, поможет укрепить позиции Н.С. Новгородова, как и его книга – мои. На очереди исследования и других авторов, которым, также как и участникам Второй Амурской экспедиции, небезразлично будущее Сибири и русского Дальнего Востока! Читайте главы из «Сибирской Прародины» Н.С.Новгородова.
Олег ГУСЕВ, руководитель Второй Амурской экспедиции.
1. Артания - Сибирская Русь
Персидские и арабские учёные X-XII вв. аль-Балхи, ал-Марвази, аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Русте, Ибн-Хаукаль и др. отмечали, что им известны три Древние Руси: Куявия (Куябия, Куяба), Славия (ас-Славия, Салау) и Артания (Арсания, Арта, Арса). Историками Куявия уверенно ассоциируется с Киевский Русью, Славия - с Новгородской Русью, а по вопросу локализации Артании мнения учёных разошлись, хотя у многих из них имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании.
Прежде всего, это упоминание чёрных соболей, которыми торговала Артания. Они были только в Сибири. Кроме того, Артания торговала оловом, которого ни в Киевской, ни в Новгородской Руси не было. Ещё Артания продавала булатные сулеймановы клинки, распрямлявшиеся при сгибании пополам. В Европе того времени булата ещё не знали. Из Артании в Индию и Китай поступала жёлтая медь. Последняя вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей тагарской культуре скифо-сибирского мира. Тагарцы жили в Минусинской котловине и по зоне лесостепи от Енисея до Оби.
Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, из проса, которое выращивали современники сколотов динлины (тагарская культура), юэчжи (саки-массагеты), проживавшие на территории Тувы и Алтая, позже гунны, тюрки, кимаки (последние уже в 1 тыс. н.э.). Военнопленный баварский солдатик Иоганн Шильтбергер, волею судеб попавший в Сибирь в начале XY в., подчёркивал, что в этой стране совсем не едят хлеба, а сеют одно просо.
Этимологически понятие Арта восходит к древнеперсидскому «правда»; по-среднеперсидски это слово звучит «ард». По-видимому, этим обстоятельством обусловлено то, что северные германцы Восточную Русь называли «Гард» или «Острогард», в отличие от Новгородско-Киевской Руси, которую норманы называли Гардариками. Неслучайно В.Н.Татищев название Остергард, т.е. Восточные Гарды, объяснял тем, что Остергард располагался далеко на востоке в землях юрги, гуннов и аваров. Как известно, и гунны, и авары пришли в Европу из Сибири, а юрга так в Сибири и осталась, несмотря на исход венгров в Паннонию.
По-видимому, эта же корневая основа «арта», «гард», «ард» положена в название легендарного восточного государства, в котором царствовал пресвитер Иоанн. Безымянный испанский монах-францисканец, написавший в середине XIY в. «Книгу познания», Иоанново царство назвал Ардеселиб, а его столицу Грасионой, т.е. Грустиной. Если францисканец назвал Ардеселибом именно Артанию, то локализация столицы этого царства не представляет ныне загадки - её координаты до градуса совпадают с координатами города Томска. Контуры Артании могут быть намечены по локализации артанских речек. На многих старинных картах (А. Дженкинсон, 1556 г.; Меркатор, 1595 г. и др.) в низовьях Оби между устьями Иртыша и Сысьвы слева показана речка Артавиша, упоминаемая в книге Сигизмунда Герберштейна о Московии. В самых верховьях Оби, в истоке Бии из Телецкого озера, имеется населённый пункт Артыбаш. Артанские речки трассируют нам контуры гигантской страны, занимавшей весь бассейн реки Оби от истока до устья.
Благодаря безымянному испанскому монаху, назвавшему город Грустину Грасионой в середине XIY в., мы имеем дополнительную возможность считать этот город столицей Сибирской Руси, поскольку Грасиону построил, скорее всего, тур Франграсион, а Туранцы были предками Славян, и в состав Туранской земли входило русское царство Руиндиж.
2. Русское старожильчество в Сибири.
В Сибири бытуют устойчивые предания о том, что русские к берегам снежной Обдоры-реки вышли задолго до Ермака. Изучившим эти предания В.Колыхаловым подчёркивается, что русскими, проникшими в сибирское Лукоморье в незапамятные ещё времена, соблюдались строгие нравы и бескомпромиссная честность. Эта честность имеет этимологическое отношение к Артании, поскольку слово «Арта» переводится с древнеперсидского как Правда, Высокая Правда, Истина, Закон. Исаак Масса (1612 г.) также упоминает о заселении Сибири русскими до Ермака «при помощи кротких мер и любви». Борис Годунов посылал в Сибирь на разведку Фёдора Дьяка, который, вернувшись, доложил: «Там в незнаемых странах восточных полно русских людей».
Замечательный томский этнограф Г.И.Пелих установила двуслойность старожильческого населения Приобья. Один слой связан с завоеванием Сибири казаками Ермака в конце XYI в., а другой является более древним, доермаковым. Селькупы - коренные жители Приобья - относились к разным русским старожилам как к различным народам. Ранних русских селькупы называли «паджо» и относились к ним очень доброжелательно. К поздним русским, называемым «касак», «каса-гула», селькупы относились настороженно и даже враждебно.
По-видимому, именно с древним, сохранившимся от Артании, старожильческим слоем связаны зафиксированные в Приобье «диалектизмы, унаследованные русским языком от древнейшей эпохи» (Панин Л.Г. К историко-этимологическому изучению Сибири. Известия РОАН, сер. общ. наук. ВШ. 1980, N11, с. 143). Даже в ХХ в., отмечает Панин, сибирские старожилы продолжают употреблять слово «комонь» в значении «конь», слово «веко» в значении «блюдо», «поднос», слово «камень» в значении «горный хребет», слово «скала» в значении «береста». В Европейской России эти семантические архаизмы исчезли давно, скажем, «комони» не употреблялось уже в XY в., во всяком случае в Задонщине его уже нет. Не случайно энтографы отмечают, что записанные в Приобье «тексты былин обнаруживают большую близость к общему древнерусскому эпосу» и подчёркивают: «...быть может, нигде, кроме Северной России, не сохранилась такая старая Русь, как в Сибири».
Археологическое присутствие русских в Сибири до Ермака, т.е., по сути, сибирская локализация Артании, подтверждается давно и устойчиво. Так, ещё в XIX в. В.М. Флоринский обнаруженные в Сибири русские кольчуги относил к XIII в. Он же отмечал, что вымываемые водой из разрушенных захоронений в районе самарской Оби перстни с непонятными знаками на печатках имеют узор, встречаемый на древнерусских тулах. Обнаруженный в Сибири древнерусский железный меч В.И.Молодин отнёс к XI-XIII вв.
3. Топонимика.
В Сибири много русских географических названий, что, естественно, не вызывает удивления. К их числу относятся такие, как Лукоморье и Самарово в Приобье; р. Кия, с. Чумай, с. Карачарово, с. Златогорка, р. Кожух, с. Лебяжка, с. Лебедяния, р. Керчь (Кемеровская обл.), р. Ока (Иркутская обл.), р. Порос близ Томска и др. Что мешает нам сделать вывод, что от р. Кии пошло название Киева, что через Чумай пролегал чумацкий шлях, что со Златогоркой и Карачаровым связаны былины о русских богатырях, что Лукоморье навеяло А.С.Пушкину строки пролога к «Руслану и Людмиле»? Считается, что все эти названия поздние, появились после прихода русских в Сибирь в конце XYI- начале XYII вв. На самом деле часть упомянутых топонимов возникли задолго до прихода казаков в Сибирь. Так, согласно изысканиям Г.И.Пелих, излучина Иртыша в приустьевой его части получила название «Лукоморье» за десять поколений до Ермака. Это же относится к Цингальским озёрам и сёлам Цингалы и Самарово в устье Иртыша и аналогичному названию городка на месте нынешнего Сургута.
Известно, что, придя в Сибирь, казаки столкнулись с тем, что названия местностей в устах аборигенов звучали как-то очень уж по-русски. Так, на реках Хете, Котуе и Хатанге на чертеже у С. Ремезова «Поморие Туруханское» (конец XYII в.) показаны одни лишь русские названия: Боярско, Романово, Медцово, Медведево, Сладково, Даурско, Ессейко, Жданово, Крестово и т.п.
Г.И.Пелих выяснила, что самарцы пришли в Сибирь за десять поколений до Ермака, т.е. лет за 250. Самарцы, часть народа паджо, жили раньше на реке Самаре «за Доном у тёплого моря». В состав самарцев входили некие Каяловы, широко расселившиеся в Сибири. Везде на новых местах поселения Каяловы называли новые речки старыми, привычными им названиями. До переселения в Сибирь они жили на притоке Самары речке Каяле, и Пелих именно с этой Каялой связывает битву с половцами, в которой был пленён князь Игорь. Наличие доермаковских русских топонимов в Сибири обусловлено былым существованием здесь русского сибирского государства, которое арабы и персы в IX-X вв. называли Артанией.
4. Туранцы - предки Славян.
Этимологически слово «Грасиона» происходит, по-видимому, от слова «грас», означающего в романских и германских языках траву, зелень, что служит экологический привязкой названия города Грасиона к зоне лугов, к лесостепной, а не степной или таёжной зоне.
Имя Тура Франграсиона мы встречаем в древнеиранских мифах. Он руководил войсками туров. Франграсион победил иранцев и 12 лет царствовал в Иране. Согласно иранской мифологической генеалогии, Тур был старшим братом Ария, что позволяет лучше понять положение Славян по отношению к иранцам. Их общий предок Феридун перед смертью разделил свои обширные владения на три части: старшему Туру отдал Туранскую землю, среднему Салму (Сайриму) - Сарматию и младшему Арию - иранскую землю. Иранцы вскоре изменили вере матерей и отцов, приняли зороастризм и перестали платить дань Туранцам, что и послужило причиной войны между ними. В соответствии с господствующей в Азии удельно-лествичной системой престолонаследия, именно старшему в роду Туру досталась земля матерей и отцов - легендарная земля иранских предков Арьяна-Вэйджо. В «Авесте» можно прочесть, что летний день в Арьяна-Вэйджо длится столько же, сколько два самых коротких зимних дня, а зимняя ночь равняется двум самым коротким летним ночам. Географическая широта местности, соответствующая такому соотношению дня и ночи в момент солнцестояния, составляет 56 градусов. Это широта северной границы сибирской лесостепи, здесь лежат города Красноярск, Томск, Тара.
Само же название Туров свидетельствует, видимо, о том, что ведущим способом их хозяйствования в зоне лесостепи было оседлое скотоводство, а ведущим животным в стаде была корова. Отсюда можно предполагать, что Туранцы представляли собой ту часть индо-ирано-туранской общности, которая осталась на земле предков после исхода индоариев в Индию, а иранцев в Бактрию. В ходе переселения иранцы изменили способ хозяйствования - стали разводить овец, а индоарии и Туранцы сохранили верность корове. У индусов корова до сих пор считается священным животным, Туранцы же, судя по всему, считали своим тотемным животным быка - тура, тавра. А.М.Малолетко отмечает наличие в Сибири многочисленных туранских топонимов, а также рунические туранские надписи в археологических памятниках. К числу топонимов относятся названия: реки Туран, вершины Туран и города Туран в Туве, райцентра Краснотуранск на Енисее, пос. Тура на Нижней Тунгуске, уральского г. Верхнетурье и т.д.
Именно Туранцы представляются правопреемниками индо-ирано-туранской общности, её священной территории, языка, веры, традиций и жизненного уклада. Туранцев традиционно считают Скифами, а Скифов, судя по звучанию их имён, сохранившихся в древнегреческой огласовке, относят к иранцам. Более правильным представляется предположение о том, что туранцы являются предками Славян. Не случайно в состав туранской общности великий персидский поэт Фирдуоси включал царство Руиндиж. В поэме «Шахнамэ», написанной на рубеже I и II тыс. н.э., царём этого государства назван Арджасп.
Войсками полон, выше тёмной тучи Возносит башни Руиндиж могучий. Вокруг него шумна и широка, Как море, разливается река. Арджасп, когда он замок покидает, На корабле реку переплывает.
Нет сомнения, что туранский Руиндиж - это Сибирская Русь, поскольку это слово органично помещается в закономерно трансформировавшуюся транскрипцию слова Русы. Весьма показательно очень близкое сходство имён царя туранского Руиндижа, с одной стороны, и славянского князя Ардагаста - с другой. Этот князь Ардагаст упоминается в трудах византийских историков как военачальник Славян, успешно воевавших с Византией в конце YI в. Примечательно, что корневая основа имён Арджаспа и Ардагаста едина с артанской (арт - ард), а это, во-первых, сближает Артанию с Тураном, а во-вторых, показывает, что родина Ардагаста находилась в Сибири.
5. Древние источники о сибирских городах.
Подавляющее большинство отечественных историков разделяют миллеровскую оценку Сибири как земли неисторической и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших в Сибири до Ермака. Известия о сибирских городах поступали от арабских путешественников в IX в. Так, на рубеже YIII-IX вв. араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на р. Таласе до столичного города уйгуров Орду-былык на р. Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза, он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах. Ещё где-то на юго-западном Алтае близ озера Зайсан ал-Муттаваи видел разрушенный город, но не смог из распросов установить, кто и когда этот город построил и кем, и когда был разрушен.
Ближе к середине IX в. как цветущие, так и разрушенные города Сибири описал посланец арабского калифа Салам ат-Тарджуман. Калифа звали ал-Васик. Он правил в Самарре (842-847 гг.). Васику приснилось, будто айджуджи и маджуджи проломили стену, построенную против них Александром Македонским. Васик для выяснения вопроса, цела ли стена, снарядил экспедицию во главе с энциклопедистом-переводчиком Саламом ат-Тарджуманом, знавшим 30 языков. Путешествие длилось 28 месяцев. Отчёт Салама о путешествии к стене Зу-л-Картайна (так арабы называли Александра Македонского) был записан:
«...мы достигли города, называемого Ика. Он занимает площадь, равную 10 фарсахов. (Город) имеет железные ворота, вокруг него имеются пашни, а в городе есть мельницы. Это тот самый город, где поселился Зу-л-Карнайн со своим войском. Между (городом) и стеной расстояние в три дня пути. (На всём протяжении пути от города) до стены, которую достигаешь на третий день, расположены крепости и селения. Горы округлой формы».
В этой связи любопытно сопоставить сведения Салама с данными Рашид-ад-Дина, иранского энциклопедиста рубежа XIII-XIY вв. По его данным, в областях по верхнему и среднему течению Енисея располагалось много городов и селений. Наиболее северный из принадлежащих киргизам городов находился на Енисее, в устье правого притока, и назывался Кикас. Не исключено, что это была нижняя Тунгуска, поскольку от Кикаса до стены было всего три дня ходу, а стену Александр строил в Заполярье. Если эта догадка верна, то можно обоснованно говорить, что Салам пересёк всю Западную Сибирь от Южного Урала где-то на широте Итиля на Волге до устья Нижней Тунгуски на Енисее. Именно на этом пути он и видел страну разрушенных городов. Не трудно понять, что его путь пролегал и через нынешнюю территорию Томской области.
Когда казаки в начале XYII вв. пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепостцы, называемые городками, встречались казакам в Сибири во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XYII в. пушным ясаком было обложено 94 города. Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 г. Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была составлена, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 г. в Разрядном приказе дьяками Ф.Лихачёвым и М.Даниловым была завершена «Книга Большому Чертежу», в которой только на северо-западе Сибири упоминается более 90 городов.
Не случайно в таких «постоянных поселениях» выявляется мощный культурный слой (в Тон-Туре на р. Оми и в Искере - до 2-х метров). «На ряде городищ расчищены не только деревянные срубные жилища и полуземлянки с глинобитными печами, но и каменные, и кирпичные здания с окнами из слюды, железные сошники от плугов, серпы, косы-горбуши и каменные ручные жернова» (Кызласов Л.Р. Письменные известия о древних городах Сибири. Спецкурс. - М., МГУ, 1992, с.133).
Какому этносу принадлежит кирпичная культура Сибири? Вряд ли её создали обские охотники и рыболовы. Столь же маловероятно, что она принадлежала кочевникам-степнякам. Судя по обнаруженным сошникам, серпам, косам и мельницам-зернотёркам, эта культура принадлежала народу-земледельцу. Не может не привлекать пристального внимания весьма интересный пассаж из выдающегося литературного памятника XIY в. «О человецех незнаемых на Восточной стране и языцех розных».
«Вверх тоя же рекы великия Оби есть люди ходят по под землею иною рекою день да нощь, с огни. И выходят на озеро. И над тем озером свет пречюден. И град велик, а посаду нет у него. И кто поедет к граду тому и тогда слышити шюм велик в граде том, как и в прочих градех. И как приидут в него и людей в нем нет и шюму не слышите никоторого. Ни иного чего животна. Но в всяких дворех ясти и пити всего много и товару всякого. Кому что надобе. И он положив цену противу того, да возмет что кому надобет и прочь отходят. И кто что без цены возмет, и прочь отидет, и товар у него погыбнет и обрящется пакы в своем месте. И как проч отходят от града того и шюм паки слышети как и в прочих градах...» (Кызласов Л.Р. Городская цивилизация тюркоязычных народов Южной Сибири в эпоху Средневековья. Тезисы докладов советско-французского симпозиума по археологии Центр. Азии. Алма-Ата, 1987, с.234-235).
Здесь описывается сибирский город, обладающий обширной подземной частью, куда население скрывается при появлении каравана купцов, разложив во дворах свои товары и еду. Входов в подземелье было очень много, в каждом дворе. Любопытно упоминание подземных ходов под довольно крупной рекой, а также выход к озеру. Упоминаемый при этом «свет пречюден», возможно, объясняется тем, что глубокие вентиляционные колодцы использовались для дутья при выплавке металлов. В ночное время сполохи от этих плавилен могли подсвечивать низкую облачность.
6. Грустина (Грасиона) - город под Томском.
Русские казаки, поставившие в 1604 г. Томскую крепость, никакого города здесь не обнаружили, однако письменный голова Гаврила Писемский и сын боярский Василий Тырков отметили крайнюю нарушенность естественного ландшафта. Академик Пётр Симон Паллас, известный «неслыханной» наблюдательностью, в 1760 г. отметил неестественность томского ландшафта - бесконечные «бугры и ямы».
За четыре века существования Томска признаки былого проживания людей здесь отмечали неоднократно. Это, во-первых, облагороженная растительность - берёзы, боярышник, конопля; во-вторых, археологические памятники палеолита, неолита, бронзы, железа, раннего, развитого и позднего средневековья. Но есть и наиболее значимые доказательства существования древнего города на месте Томска. Речь идёт о древних дотомских кладбищах и о катакомбном городе под Томском.
Прокладка разных коммуникаций привела к обнаружению огромного количества захоронений людей. Только на территории казачьей Томской крепости было обнаружено 350 гробов-колод.
Прозектор Императорского Томского университета С.М.Чугунов, в антропологических целях изучавший обнаруженный костный материал, не переставал удивляться своеобразию погребального обряда «первотомичей». Во-первых, у подавляющего большинства покойников, сколь ни искал Чугунов в гробах-колодах, не обнаруживалось крестиков. Во-вторых, в колодах, наряду со скелетами покойников, обнаруживались кости домашних и диких животных: коров, лошадей, лосей и оленей. В-третьих, колоды были обёрнуты в бересту. В-четвёртых, значительная часть покойников захоранивались головами, повёрнутыми направо, т.е. лежащими по-сарматски на правом виске. В-пятых, местами гробы-колоды располагались штабелями до семи штук один на одном. Некоторые колоды находились в небольших кирпичных склепах с размерами кирпича 27,5х14,5х7,0 см. В одном гробу-колоде покойники лежали «валетом». Несколько десятков покойников, захороненных без гробов в глубоких могилах головами на запад, также имели головы повёрнутыми направо. Этих-то и посчитали татарами, однако Чугунов по строению черепов отверг их принадлежность к татарам. Не трудно видеть, что погребальный обряд не соответствует православному и, следовательно, принадлежит людям, проживавшим здесь до становления Томска. Этими людьми были, скорее всего, грустинцы.
Кто построил город Грустину? Какому этносу он принадлежал? У И.Гондиуса на этот счёт есть весьма определённое высказывание. Надпись на его карте 1606 г. рядом с Грустиной гласит: «В этом холодном городе живут совместно татары и русские».
О городе, построенном Франграссионом, по-видимому, до начала войны с Ираном, в мифах приводится одна чрезвычайно важная подробность: свой город он обустроил под землёй. В «Бундахишне» приводится следующее: «Гора Бакуир - та самая гора, которую Фрасийак Тур (так называли Франграсиона в более поздних источниках. - Н.Н.) использовал как крепость, сделав себе обиталище внутри неё; а в дни (царствования) Йима мириады сёл и городов были воздвигнуты в долине её» (Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. - СПб.; М.: журнал «Нева», «Летний сад», 1998). По одной из легенд, именно в пещере после взятия города иранцами был схвачен Франграсион и казнён. В Авесте, кстати, недвусмысленно говорится, что Франграсион лишь продолжил традицию Йимы строительства городов под землёй.
Итак, согласно иранским источникам, город Грасиона имел подземную часть, и, по-видимому, эта часть была весьма обширной. Это сильно укрепляет версию о том, что Томск поставлен на месте древнейшего города Грасионы. Согласно устной народной традиции, под Томском расположено несметное множество подземных ходов, проходят они и под рекой Томью. Молва утверждает, что размеры этого подземного объекта превышают размеры современного Томска - от устья реки Киргизки на севере до устья реки Басандайки на юге. За время существования Томска имело место неисчислимое количество случаев обнаружения подземных ходов.
К их числу относится обнаружение в 1888 г. кирпичного свода на аршинной глубине во дворе столоначальника казённой палаты Б.Б.Орлова в конце Новой улицы (ныне пер. Орловский). Эта находка изучалась директором университетской научной библиотеки археологом С.К. Кузнецовым, пришедшим к выводу, что вскрыто начало подземного хода. Размер подземных ходов так велик, что в них свободно могли заезжать, а то и разъзжаться тройки лошадей. Согласно «Тобольским губернским ведомостям» (конец XIX в.) в Томске от почтамта до Лагерного сада прослеживается гигантский подземный ход, названный «томским метро».
В усадьбе на ул. Шишкова, 1 обнаружен выход к реке, закрытый кованой железной дверью. Возле Южного переезда экскаваторщик обратил внимание на открывшуюся в земле дыру и спрыгнул полюбопытствовать. В подземном ходе он обнаружил сундук со старинными иконами и книгами. Объём грунта, извлечённого из земли при строительстве подземного объекта, составляет многие тысячи кубических метров, что соответствует многим десяткам погонных километров катакомб. В 1908 г. «в Томске в крутом берегу реки Томи найдена пещера, в которой обнаружен прекрасно сохранившийся костяк монгола, одетого в деревянные боевые доспехи и в низкий шлем из лошадиной кожи. Около скелета лежат короткое копье, лук и топор. Находка передана Томскому университету» («Петербургский листок» N277, 1908). Правда, весьма сомнительно, что этот воин относился к татаро-монголам, у которых вооружение было уже гораздо совершенным. Его деревянные обтянутые кожей доспехи характеризуют скорее гуннскую эпоху. Но тогда «пещера воина» древнее Томска более чем на тысячелетие.
Поразительно, но в 2000 г. в МАЭС ТГУ не сохранилось никаких следов этой уникальной находки. Существует план-экспликация Томска (1765 г.), составленная геодезии прапорщиком Петром Григорьевым. На карте очень выразительной рисовкой показаны так называемые «бугорки». В связи с каждым «бугорком» существуют легенды о наличии в недрах подземных ходов невообразимой глубины. Судя по объёму «бугорков», протяжённость подземных сооружений под Томском составляет сотни километров. А если Воскресенская гора тоже имеет насыпной характер, то эти объёмы приближаются к астрономическим.
В этой связи, учитывая всегдашний интерес ВЧК, КГБ, ФСБ к подземным городам, уместен вопрос: не этот ли подземный объект имел в виду перебежчик Олег Гордиевский в своём интервью «АиФ» (N30, 2001). В ответ на вопрос Г. Зотова «Какой главный секрет КГБ не раскрыт до сих пор?» Гордиевский ответил: «Подземные коммуникации спецслужб. Я знаю, что КГБ имеет под землёй грандиозные сооружения, целые города, равных которым просто не существует».
Если эти сооружения создавались самими спецслужбами, то пусть они ими по-прежнему и владеют. А если они создавались тысячелетия назад, если это наша история? ...В 1999 г. СМИ сообщили об открытии новосибирскими археологами древнего города, расположенного в Здвинском районе Новосибирской области на берегу озера Чича. На аэроснимках была обнаружена крупная аномалия. Геофизические исследования подтвердили наличие крупного археологического объекта площадью 600-650х400 м. Бронзовые ножи, железные изделия, различные орудия, украшения керамика датировали город 800 г. до н.э. В городе имелось развитое металлургическое производство, о чём свидетельствует мощный шлакоотвал.
7. Государства, дороги, мосты.
Л.Р.Кызласов совершенно прав, привлекая внимание исторического сообщества к проблеме исчезнувших сибирских городов. Но только ли города открываются в Сибири? Означает ли их наличие существования государственности, высокое развитие культуры в данном регионе? В Авесте и ранних зороастрийских мифах, характеризующих первую половину I тыс. до н.э., о противниках иранцев Туранцах говорится как о цивилизованном народе, организованном в государство. Оно обладало центральной царской властью и имело армию в сотни тысяч воинов. Туранское государство ни в чём не уступало государству ахеменидов: цветущая возделанная земля, сады, мельницы, фонтаны во дворцах, купцы со всего света на базарах и ярмарках. Иранцы считали туранцев старшими по отношению к себе братьями и платили им дань. Населяли туранцы, судя по палеотопонимике, лесостепную зону Сибири.
Сибирские города соединялись дорогами, по которым осуществлялась почтовая и егерская связь. Для обслуживания дорог создавались почтовые станции, называвшиеся ямами (отсюда русское слово «ямщик»). Слово «ям» считается тюркским, однако имеется оно и в санскрите, что свидетельствует о его большой архаичности. Древнейшим ямом Западной Сибири является город Юрга. Он расположен на широтном транспортном пути, по которому ещё в неолите в Европу из Прибайкалья везли нефрит. Позже по нему же распространялись сейминско-турбинские бронзы, затем скифская триада, после шли в Европу тюрки, потом пролёг Московский тракт и, наконец, был построен Трассиб. По-видимому, именно эту дорогу в качестве «северной» упоминает Роджер Бэкон (1214-1295) в «Книге о странах света»: «Простирается же это княжество на восток от р. Этиля на расстояние четырёх месяцев пути, если отправляться туда южной дорогой, если же через северные области, - то двух месяцев и десяти дней».
Наличие обустроенных дорог предполагает и наличие мостов через реки. Мосты в источниках также описываются. Древнейшее упоминание моста Чинвад, свидетельствующее о существовании обустроенных дорог уже в индоиранскую эпоху, имеется в Авесте. По этому «Переходу-разлучителю», согласно иранской мифологии, души праведников уходят в рай. Поскольку рай в древних традициях ассоциировался с северной прародиной, мост Чинвад, логично думать, располагался на меридиальной дороге, ведущей в Прародину, а река текла субширотно (Чулым?, Кеть?). Ещё один мост упоминал Марко Поло. Он был выстроен из чудесного серого мрамора, украшен изваяниями львов и покоился на 24 сводах. Располагался он совсем неподалеку от Ханбалыка к юго-западу от него. Впоследствии он был разрушен.
Ханбалык, присутствующий на карте И.Гондиуаса и на карте безымянного автора из коллекции графа Воронцова, опубликованной Г.Малиничевым в журнале «Чудеса и приключения» (N9, 1992), помещён в верховьях Оби несколько выше города Грустины по соседству с областью, поименованной Чёрным Китаем (Катаем). В 1240-1271 гг. Ханбалык был столицей Великого монгольского хана. В 1284 г. хан Хибулай перенёс столицу ханства в город Цзи (будущий Пекин), назвав её Ханбалыком. Историки считают, что западноевропейские картографы помещали Ханбалык на Оби по незнанию. Эта точка зрения ошибочная: логичнее допустить миграцию названия города.
Флорентиец Франческо Пеголотти, торговец, в «Практике торговли», написанной около 1335 г., характеризуя дорогу из Таны в устье Дона до Ханбалыка, описывает огромный плавучий мост возле города Сараканко (Сарайчука) в низовьях Яика.
...Таким образом, признаки цивилизованности доермаковой Сибири вырисовываются всё более выпукло, и весь вопрос в том, нужна ли «историкам» такая Сибирь?http://via-midgard.info/news/article/nasledie/833-drevnejshie-goroda-sibiri.html
Томское Лукоморье - Сибирская Русь http://www.mustagclub.ru/myths/4.htmlhttp://soobscha.tomsk.ru/forum/showthread.php?t=415Еще информация http://hyperbor.narod.ru/www/Arta.htm
Источник
i-mar-a.livejournal.com
Древние сибирские города-призраки - Дом Солнца
Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе Герард Миллер. В «Истории Сибири» и «Описании Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г.» он лишь бегло упоминает о городах, которые существовали на этой территории до прихода русских людей. К примеру, отмечает, что в Малышевской слободе (которая почти два столетия относилась к алтайским горным заводам, сейчас – в Новосибирской области), «на устье речки Нижняя Сузунка, в 8 верстах выше слободы, и возле деревни Куликовой, в 12 верстах выше предыдущего места, на Оби – можно еще видеть следы старых городов, которые были построены здесь прежними жителями этих мест, вероятно, кыргызами. Они состоят из земляных валов и глубоких рвов с выкопанными тут и там ямами, над которыми, кажется, стояли дома«.
В другом месте первый историк Сибири уточняет, что «непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими… владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы».
Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до настоящего времени. Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют оценку, данную «отцом истории Сибири» Герардом Миллером как земли неисторической, и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших здесь за сотни, да что там! – за тысячи лет до появления Ермака. Археологи, за немногим исключением, почти не раскапывали остатки русских острогов, городов и поселений, хотя есть множество сведений об этих приметах высочайшей цивилизации народов, когда-то проживавших здесь.
Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов.
Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города. На фундаменте прошлого
В 1940-1941 и 1945-1946 годах сотрудниками Абаканского музея под руководством Л. Евтюховой были раскопаны развалины дворца, построенного около 98 года до нашей эры, существовавшего около столетия и оставленного людьми на рубеже старой и новой эры. Величественное сооружение, как полагают, принадлежало китайскому генералу Ли Лиину. Он был наместником западных хуннских земель в Минусинской котловине. Дворец, получивший в литературе название Ташебинского, находился в центре большого города площадью в десяток гектаров. Само же строение имело 20 помещений, насчитывало 45 метров в длину и 35 – в ширину. Здание характеризует и черепичная крыша, общий вес которой составлял около пяти тонн. Удивительно, но две тысячи лет назад строителям удалось создать стропила, способные выдержать такой вес.
Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.
Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие – достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью.
Легенды о богатствах Алтайских гор были известны даже в Древней Греции. Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».
По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко, под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.
В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок, возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода. Однако когда русские оказались на юге Сибири, то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком. Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным.
Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены также Тюмень, Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города.
Например, достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» современного Новосибирска стояла большая крепость местного племени Цаттырт (по-русски – Чаты). В ней 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Воевода Воейков дал ему бой на месте нынешней Новосибирской ГЭС. Хан Кучум некоторое время скрывался в крепости от погони, но потом принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Её руины сохранились до прихода мостостроителей. А в 1912 году их описал Николай Литвинов, составитель самого первого справочника Новониколаевска. Кстати, Николай Павлович в 1924-1926 годах возглавлял Рубцовский уездный отдел здравоохранения.
Однако специалисты, как завороженные продолжая твердить о «богатейшей истории Сибири», неохотно заглядывают в глубь веков. Словно имеют дело с легендарным градом Китежем, погрузившимся в озеро… Русские аборигены
В 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик – VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди почти европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.
Первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины.
Интересно для нас то, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, в котором существовал торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири», что русские купцы в XII – начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 1990-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, принадлежали вовсе не к монголоидной, а к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией.
Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили большие поселения эпохи бронзы, названные ими не вполне удачно – протогородами или поселениями, претендующими на статус городов. Это неогороженные формирования, занимающие необычно большие площади – от пяти до тридцати гектаров. Например, Кент занимает 30 гектаров, Бугулы I – одиннадцать, Мыржик – три гектара. Вокруг поселения Кент в радиусе пяти километров располагались деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас, Найза, Нарбас, Кзылтас и другие.
Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов до Ермака можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Ордубалык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпенов (Серпонов), Кануньон, Коссин, Тером и другие.