Гомеровский период в истории греческого искусства. Гомеровский период древней греции
10 Вопрос. Гомеровский период в искусстве Древней Греции.
После покорения дорянами ослабевших в Троянской войне ахейских племен следует гомеровский период в истории древнегреческого искусства (XI-VIII вв. до н. э.), характеризующийся патриархальностью быта, раздробленностью мелких хозяйств и примитивностью начинавшей формироваться культуры. От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм.
Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В разнообразных, порой причудливых керамических формах, в простых, но выразитель
В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей. Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы. В конце IX - начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса - фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде. Древний художник решился показать на поверхности этой амфоры помимо узоров - животных и птиц, для которых он выделял особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий-около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях, вазописец здесь использовал, в частности, повтор в изображении животных и птиц. Однако даже в несложных композициях на горле, тулове и у днища заметны различия. У венчика - лани спокойны; они мирно пасутся, пощипывая траву. В том месте тулова, где начинается подъем ручек и форма сосуда резко изменяется, животные показаны иначе - будто в тревоге они повернули головки назад, встрепенулись. Нарушение плавного ритма контурной линии сосуда нашло отзвук в изображении ланей.
К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин (илл. 10). Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета. Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного- плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна. Суровыми кажутся представленные здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы:
"Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли
В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!"
В лаконизме росписей Х-VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны сдержанной гармоничностью образов архаика и классика (илл. 11).
В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа, начинавшего путь к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу египетских пирамид и дворцов Вавилона. Решительность и внутренняя собранность эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий. Условный характер изображений, упрощенность форм - результат не изощрения, но стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения - в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности. Схематические образы геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода - первые шаги в развитии античного художественного мышления.
В аттическом искусстве, представленном дипилонскими вазами, счастливо сочетаются формы, вырабатывавшиеся веками в различных областях Греции - на островах, в дорических центрах, в Беотии. В Аттике создаются особенно красивые сосуды с росписями многоречивыми, живыми. В Аргосе композиции предельно лаконичны, в Беотии экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех художественных школ, своеобразие которых намечается уже в гомеровский период, и в особенности для аттической, характерны общие качества - нарастание интереса к человеческому образу, стремление к гармоничному соответствию форм и четкости композиции.
В скульптуре геометрического стиля не меньше своеобразия, чем в вазописи. Мелкая пластика украшала керамику, когда изготовленные из глины или бронзы фигурки животных крепились на крышках сосудов и выполняли роль ручек. Существовали и не связанные с сосудами статуэтки культового характера, которые посвящались божествам, ставились в храмы или предназначались для могил. Чаще всего это были исполненные из обожженной глины фигурки с только намеченными чертами лица и конечностями. Лишь иногда скульпторы брались за сложные задачи и решали их довольно оригинальными методами своего стиля. В большинстве своем геометрические статуэтки предназначаются для созерцания в профиль и кажутся плоскостными, подобными изображениям на вазах. Огромное значение в них имеет силуэт, лишь позднее начнет пробуждаться интерес мастера к объему. Элементы пластического понимания мира художником только намечаются.
В скульптуре геометрического стиля еще редки такие произведения сюжетного характера, как хранящееся в Метрополитен-музее Нью-Йорка бронзовое изображение кентавра и человека, рассчитанное на восприятие сбоку. Однако уже здесь отчетливо можно наблюдать то, что проявится позднее в греческой архаике, - обнаженность мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч (илл. 12).
Во второй половине VIII века до н. э. в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие об отказе от его строгих правил. Наблюдается желание показать фигуру человека, животного, различные предметы не схематично, но более живо. В этом можно видеть начало отхода от условности росписей и скульптур. Постепенно греческие мастера переходят к образам более полнокровным, жизненно конкретным. Уже на закате геометрического стиля наметились первые признаки того процесса, который от условности форм ранней античности в геометрическом стиле приведет к предельной конкретности воспроизведения мира в памятниках поздней античности. С возникновением более зрелых представлений человека о мире появляется потребность не схематического, но детального изображения, ведущая к кризису геометрического стиля и появлению новых форм в памятниках архаического периода VII-VI веков до н. э.
studfiles.net
Гомеровский период в истории греческого искусства
Период с 11 по 8 в. до н. э. известен в истории как важнейший этап формирования греческой культуры. Благоприятные исторические обстоятельства способствовали тому, что в этот промежуток времени был сформирован патриархальный жизненный уклад и возникли истоки примитивного хозяйства.
Но самым важным событием гомеровского периода послужило появление в 8 в. до н. э. настоящих литературных шедевров – «Илиады» и «Одиссеи». Кстати, от фамилии автора – Гомера и возникло название этого исторического этапа.
Несколько слов об известных памятниках литературы
С первых строк эпических поэм читатели получают представление о греческих идеалах. Так, описание осады Трои и подвигов греческого героя Одиссея показывает значимые добродетели и недостатки греческих правителей, воинов и др. персонажей, а также дает представление о верованиях и стремлениях народа, о «дворцовых тайнах» и искренних чувствах и переживаниях исторических особ. Но главная ценность «Илиады» и «Одиссеи» заключается в том, что благодаря этим произведениям исследователи из разных стран смогли узнать подробности важного этапа истории Греции, а также соседних и дальних поселений.
К тому же, из строк гомеровских поэм мы получаем краткое представление об архитектуре известных культовых и других зданий, об особенностях военных действий. И по мере того, как греческий эпос стал обретать популярность и обсуждаться критиками на Западе, начали исчезать пробелы в изучении загадочной истории и мифологии этой страны.
Развитие скульптуры и архитектуры
Но изучение известных архитектурных шедевров гомеровской эпохи происходило также на основании исследований руин грандиозных сооружений и миниатюрных моделей культовых зданий. Эти исследования дали приблизительное представление о стилистическом оформлении разных видов построек.
Так, сейчас известно, что при строительстве домов за основу были взяты микенские традиции. В ранние периоды развития архитектуры (с начала 11 по 9 в. до н. э.) основными строительными материалами служили глина и сырцовый кирпич, и только в некоторых случаях – бутовый камень. При этом здания тех времен имели одну типичную особенность – стена, противоположная входу, была округлой.
Однако при изучении известных сооружений 9-8 вв. до н. э. (например, храма Артемиды) была выявлена еще одна важная тенденция – в конструкции присутствовали деревянные каркасы. Кроме этого, в культовых постройках применялись фронты и портики из столбов, благодаря чему они обретали более величественный вид и становились практичнее. При этом форма всех сооружений была стандартной – прямоугольной.
Изучая раскопки древних зданий гомеровской эпохи, археологи также отметили, что развитие скульптурного ремесла в тот период достигло высокого уровня. Так, изображения людей, богов, животных, созданные из глины, кости и бронзы, позволяют делать выводы о жизненном укладе и ритуалах греков.
До 8 в. до н. э. основным стилем скульптурного, как и других видов искусства, был «геометрический». Поделки представляли собой плоские схематические модели, которые, однако, позволяли судить об основных особенностях быта и характера людей. И только во второй половине 8 в. до н. э., когда возникли определенные перемены в мировоззрении Греков, скульптуры стали обретать более живой, реалистичный вид.
В древнегреческих произведениях встречаются и другие описания видов скульптурных творений (например, идолов из дерева и камня). Однако такие модели, к сожалению, пока не найдены.
Продолжение традиций развития керамики и росписи
Развитие керамического ремесла началось еще в далеком эгейском периоде. Однако, при сравнении образцов разных времен было отмечено, что именно расписные вазы 9-8 вв. до н. э. представляют собой особые произведения искусства. К тому же, искусство создания неповторимых лаконических росписей стало своеобразной школой для греческих художников и творцов архаического и классического периода, которые впоследствии научились отображать человеческие чувства и представлять хаотическую систему взаимосвязей системно и упорядоченно. И, несмотря на то, что рисунки на этих изделиях имели примитивный характер, они стали настоящими шедеврами керамического ремесла.
Как и скульптурные изображения, они были расписаны в уникальном «геометрическом стиле». Простые вазы для бытового использования и величественные амфоры 9-8 вв. до н. э., которые применялись в качестве погребальных и культовых сосудов, украшались узорами в виде концентрических кругов, ромбов или плетенок-меандров, а в некоторых случаях – схематическими и однообразными изображениями греческих животных или растений.
Однако уже в 8 в. до н. э. в искусстве гончарства и росписи появилась новая тенденция. На так называемых «дипинских» вазах отображались важные сюжеты из жизни общества (похоронные обряды, состязания, путешествия и т. д.). И, хотя изображения фигур людей и событий были схематическими, изучение этих образцов искусства позволяет дополнить страницы истории гомеровского периода Греции дополнительными сведениями.
Теги: Гомеровский период в истории греческого искусства
www.ilovegreece.ru
КУЛЬТУРА ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ. Древняя Греция
КУЛЬТУРА ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ
Сложный и противоречивый процесс культурного развития Древней Греции в послемикенское время нельзя оценить однозначно. В области материальной культуры с внедрением железа во все сферы хозяйственной и военной деятельности отмечается несомненный прогресс, который нашел выражение в создании более совершенных орудий труда, введении новых приемов в организацию сельского хозяйства и новых технологий в ремесленное производство. Наиболее наглядно это проявилось в кузнечном ремесле, где использование нового сырья – железной руды потребовало значительного изменения традиционных способов обработки металлов, создания новых инструментов и оборудования. Если первоначально изделия из железа были лишь копиями бронзовых орудий труда и оружия, то впоследствии были найдены новые формы, использующие все преимущества железа.
Однако не все отрасли производства получили благоприятные возможности для своего совершенствования. На развитие материальной культуры непосредственно влияло изменение структуры общества: исчезновение такого социального слоя, как дворцовая знать, уничтожение громоздких чиновничье-бюрократических структур при дворцах и утверждение более примитивного общественного устройства, опиравшегося на племенные и родовые организации. Многие ремесла, которые были непосредственно связаны с функционированием дворцовых служб, стали либо более примитивными (бронзолитейное дело, каменное строительство), либо вообще были утеряны (все виды монументального искусства, искусство фортификации, ювелирное дело). Камень в строительстве почти не применялся (стены возводили в основном из дерева, полом в доме служила плотно утрамбованная земля), а из бронзы делали только котлы и треножники.
Ваза с протогеометрическим орнаментом (X в. до н. э.)
Исчезают дворцы – исчезают и многие явления духовной культуры. Наиболее наглядно это проявилось в утрате письменности ахейского общества (линейного письма Б). Времена глиняных табличек, из которых составлялись собрания документов хозяйственной отчетности дворцовой администрации, канули в Лету. Описанное Гомером общество не знало грамоты. Знаки письменности других народов предстают для них непонятными, таинственными и потому называются «зловещими знаками».
Вместе с микенскими дворцами осталось в прошлом искусство настенных росписей и вазописи, отражавшее живое восприятие греками растительного и животного мира. Художественное творчество этого периода выглядит довольно примитивным. Искусство опустилось до уровня простого ремесла. Изделия украшают несложным геометрическим орнаментом, который не требует от работника таланта художника. Самыми известными произведениями этого периода являются вазы геометрического стиля, получившие свое название из-за линейного геометрического орнамента, который наносился краской на верхнюю часть сосуда. Греческие вазы геометрического стиля уже нельзя назвать примитивными: они изготовлены на гончарном круге. Их формы пропорциональны н красивы, ритмичный узор располагается с учетом формы сосуда, который расписан блестящим лаком, изобретенным еще на мипойском Крите.
Ваза с геометрическим орнаментом (IX в. до н. а.)
Все это указывает на сохранение связи культуры гомеровского времени с ремесленной и художественной традицией крито-микенской эпохи. А определенная близость геометрических орнаментов в ряде областей Греции (прежде всего там, где находились древние центры микенской культуры: Микены, Тиринф, Аргос) указывает на начало складывания некоего культурного единства.
Наиболее полно геометрический стиль представлен на дипилонских вазах (ІХ—?ІІІвв. до н.э.), названных так по месту находки в древних погребениях возле Дипилонских ворот в Афинах. На дипилонских вазах, служивших погребальными урнами, появляется узор меандр, который стал основным орнаментальным мотивом в греческом искусстве. Кроме геометрических фигур, на сосуды наносились и стилизованные изображения животных и растений, а позже на погребальных урнах появляются рисунки людей, вписанные в треугольник и круг. Из однотипных, сделанных как по шаблону геометрических изображений людей создавались «погребальные» сюжеты: оплакивание умершего, сцены погребальных игр и состязаний колесниц. Хотя рисунки на дипилонских вазах еще примитивны, но в ритме и динамике их геометрических узоров нашли отражение те новые процессы, которые возникли в гомеровском обществе и получили развитие в последующие эпохи.
Зевс, мечущий молнию.
Статуэтка из Доданы (V в. до н.э.)
Скульптура в этот период представлена терракотовыми и бронзовыми статуэтками, в основном предназначенными для культовых целей. Они наивны и схематичны: пропорции фигуры нарушены, лицо и тело переданы весьма условно. Создавались в это время и ксоаны – монументальные идолы. Это были грубо обработанные стволы дерева и большие куски камня с примитивно намеченными контурами головы и чертами лица.
В «темные века», задолго до утверждения «олимпийской» религии, впервые наиболее полно отраженной в поэмах Гомера, возникает греческая языческая религия. В каждой общине имелся свой бог-покровитель, которого почитали как защитника от злых дел и враждебных помыслов людей и богов. Он был сильнее и могущественнее многочисленных богов и богинь рек, источников, рощ и т. д. В эту эпоху господство культов местных богов – главная отличительная черта религиозных верований населения Древней Греции. Однако власть местного бога-покровителя была безграничной лишь в рамках общины. На остальной территории Греции такой бог не считался всемогущим.
Свою силу он должен был доказывать в борьбе с другими богами – покровителями соседних общин.
Характерной чертой религиозных верований древних греков в этот период являлся культ предков, в котором важную роль играли погребальные церемонии и игры. Церемония погребений и проведение состязаний во время тризны в честь Патрбкла описаны Гомером в «Илиаде». Организация поминальной церемонии мотивировалась священным долгом перед умершим, которого необходимо было похоронить с соблюдением всех норм, с тем чтобы он в загробной жизни ни в чем не нуждался. Кроме того, в случае гибели человека от руки убийцы долгом родственников было преследовать преступника до тех пор, пока смерть сородича не будет отомщена пролитием крови врага. Если этот порядок нарушить, то, по представлениям древних греков, обиженные духи будут преследовать родственников умершего, пока они не выполнят свой долг перед умершим и не совершат все религиозные обряды. Впрочем, и после совершения обряда погребения в полном объеме родственники покойного обязаны были периодически устраивать сакральные игры в его честь и приносить погребальные жертвы.
Надгробный кратер геометрического стиля (VIII в.до н. э.)
В культе предков отчетливо выражена духовная атмосфера греческого общества в последний период существования первобытных отношений, когда формировались основные морально-этические нормы новой цивилизации. А культ местного бога-покровителя отражал то изолированное существование маленькой общины, которая должна была напрягать все силы, чтобы выжить в условиях постоянного противостояния враждебным силам природы и агрессивным нападкам соседей.
Итак, гомеровский период – это, с одной стороны, полный разрыв с традициями дворцовой жизни бронзового века, а с другой – реализация в новых формах того огромного потенциала, который был накоплен греческим обществом в прошлые периоды истории.
Историография
Эпоха гомеровской Греции (как предтеча античного общества) всегда привлекала внимание исследователей, порождая противоречивые оценки и выводы. Расхождение в оценках этого периода касается уже самого определения стадии общественного развития, на которой находилось греческое общество. Русские дореволюционные и зарубежные историки долгое время рассматривали эту эпоху как средневековое общество.
Впоследствии отечественные ученые убедительно доказали, что гомеровская Греция – это заключительная стадия первобытного общества, вплотную подошедшего к эпохе цивилизации. Эта эпоха наиболее полно исследована в работах Ю.В.Андреева, который показал особенности разложения родовых отношений и появления нового феномена – полиса. Обстоятельные исследования по социальной истории конца II – начала I тысячелетия до н. э. принадлежат английскому ученому Дж. Юмсону (G. Thomson).
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Греция. Гомеровский период
Образование 29 октября 2017
После микенского периода в истории Греции начались сложные времена. Связано это было с вторжением в земли воинственных племен, которые сделали войну и пиратство благородным занятием. Так начался гомеровский период. Несмотря на множество негативных моментов, он не смог остановить развитие древней цивилизации. Что представляет собой этот период и в честь кого он получил такое название?
Роль гомеровских поэм в изучении греческой истории
ХІ-ІХ век до нашей эры в истории Греции принято называть гомеровским периодом. Связано это с тем, что два величайших литературных произведения Гомера описывают общественную, экономическую и культурную жизнь греческой нации того времени. Речь идет о поэмах «Илиада» и «Одиссея». Первая поэма повествует о событиях Троянской войны, а вторая о возвращении с нее Одиссея, который был царем острова Итака.
Произведения Гомера до сих пор остаются самым древним и наиболее чистым источником сведений о жизни эллинов в ХІ-ІХ век до нашей эры. Из них можно узнать о всех сторонах быта того времени. Например, о материальной обстановке, общественных учреждениях, религиозных и нравственных понятиях.
Исследователи считают, что даже присутствие художественного вымысла не выходило за пределы Греции. Ее жители еще не были хорошо знакомы с представителями других народов.
Вклад археологии
О гомеровском периоде исследователи узнают не только из поэм. Существенный вклад в то, чтобы понять эту историческую эпоху, внесла археология. Практически не сохранилось памятников культуры того времени. Связано это было с вторжением дорийских племен, которые пришли с севера, и отбросили греческую культуру на несколько веков назад.
Однако сохранились некрополи, которые и стали источником основных археологических материалов.
Видео по теме
Понятие «темные века»
Приход дорийцев негативно сказался на развитии общества. Численность населения существенно сократилась, люди перестали сооружать строения из камня. В упадок пришла и письменность. Помимо «Илиады» и «Одиссеи», о гомеровском периоде не сохранилось других письменных документов.
Из-за материальной бедности, скудности археологических находок и прочих данных в истории Греции появился термин «темные века».
В упадок пришла торговля и занятие ремеслом. Дорийцев интересовали только навыки, которые относились к военному делу. Их не волновало искусство. Хотя на пирах они любили послушать музыку. Что же развивалось в это время?
Дорийцы способствовали развитию гончарного дела, кораблестроения, сельского хозяйства, технологии обработки металлов.
С их приходом также были уничтожены торговые связи. Они занимались агрессивным пиратством, из-за чего отпугнули от греческих гаваней финикийцев и египтян. Старые связи наладились только в конце дорийского периода.
Полисы
Появление и развитие греческих полисов в гомеровский период не повлияло на создание единого сильного государства. Централизации власти не произошло. Каждый полис имел своего царя, которого поддерживал совет старейшин.
Важную роль в греческих полисах в гомеровский и архаический периоды играло народное собрание. Сообща принимались следующие вопросы:
о целесообразности начала очередной войны;
о том, достаточно ли в полисе рабов.
Появление полисов способствовало становлению будущей греческой цивилизации.
Общество
В гомеровский период древней Греции общество вернулось к родоплеменным отношениям. В полисах отсутствовала частная собственность, все земли были общественными. Власть осуществлялась при помощи военной демократии.
Классы еще не были сформированы. Но уже появилась земледельческая прослойка, которая существовала в пределах города-государства, то есть полиса.
Уважением в обществе пользовался только мужчина, который занимается военным делом. Охота и война были единственными занятиями, достойными благородного человека.
Цари
В гомеровский период в истории царская власть считалась божественным учреждением. Она переходила по наследству, обычно передаваясь от отца к старшему сыну. Однако преемник должен был обладать следующими необходимыми качествами:
проявлять храбрость в битвах;
быть мудрым в совете;
проявлять красноречивость на народных собраниях;
владеть боевым искусством;
иметь хорошую физическую силу.
Если царь становился слабым, старым либо не способным вести войну, его не слушались.
Царь владел значительными наделами земли, в его руках было сосредоточено большое количество скота, он имел дворец. Кроме этого, в пользу царя по закону были установлены натуральные повинности. При делении военной добычи правителю доставалось все самое лучшее, включая рабов и драгоценности.
Царь по обыкновению собирал для обсуждений важных вопросов народное собрание либо совет старейшин. Происходило все следующим образом:
вельможи сидели на камнях возле царя, народ стоял кругом;
царь озвучивал собранию свои мысли;
вельможа, который желал высказать свое мнение, брал ораторский жезл;
если народ одобрял слова вельможи, то подтверждал это криком;
если народ не поддерживал вельможу, стояла тишина.
Вне зависимости от того одобряет народ решение царя или нет, он должен был повиноваться.
Также царь выполнял функции судьи. Но чаще всего воины решали свои споры с помощью поединков. Насилие в то время было настолько обычным делом, что мужчина всегда должен был ходить с оружием.
Появление системы рабовладения
Постепенно происходило расслоение общества в социальном плане. Начала возникать система рабовладения, но она не была похожа на классический вариант рабовладельческого строя. Рабов получали за счет военных походов, а не из-за большого разрыва в социальном положении жителей полиса.
Было выгодно заниматься захватом и продажей рабов. Их использовали в качестве предмета для обмена, давали выполнять наиболее трудоемкую и грязную работу. Однако хозяева рабов также трудились. Более того, некоторые считали их членами своей семьи.
Семья
В гомеровскую эпоху семейная жизнь имела благородный характер. Дети обязаны были почитать и любить родителей. Это был их священный долг. Если сын забывал о долге, его преследовала богиня мщения. Отец мог наложить проклятие на непокорного сына. В таком случае он терял счастье, а также его потомки до третьего-четвертого колена.
Жена в это время занимала уважаемое положение в жилище. По обычаю мужчина одаривал отца будущей жены, как бы покупая ее. Девушку приводили в новый дом, где устраивался веселый пир. Жена грека считалась его единственной законной сожительницей. Она должна была хранить верность своему супругу.
Жена была госпожой в доме. Она заведовала хозяйством, занималась изготовлением ткани, пошивом одежды, мытьем. Также она выходила к гостям, общалась с ними, участвовала в семейных делах.
Греки не были многоженцами, однако они могли иметь рабынь, взятых в плен на войне. Дети от таких отношений рождались свободными, они воспитывались и жили вместе с детьми законной супруги. Но после смерти отца, дети рабыни могли рассчитывать на небольшую долю отцовского имущества. Законные потомки делили наследство на равные части.
Геометрический стиль как визитная карточка эпохи
От гомеровского периода в истории древней Греции практически не сохранилось памятников культуры. Однако в это время появились железные орудия. С их помощью люди смогли обрабатывать значительные площади земельных угодий.
Для гомеровского периода Греции характерен особый стиль в керамике – геометрика. Он предполагал построение орнамента из изображений людей и прочих предметов на амфорах и других бытовых вещах в геометрическом порядке.
В конце гомеровской эпохи сюжеты на керамической утвари стали богаче и сложнее. Можно увидеть состязания атлетов, сцены из мифологии, боевые сражения, танцы. Подобный стиль возник в Афинах, откуда распространился по Элладе и островам Эгейского моря.
Постепенно численность населения выросла, возродилась торговля и ремесло. Древняя Греция приблизилась к новому периоду своей истории – архаическому.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Новости и общество Философия Древней Греции и характеристика ее раннего периода
Зарождение философии в Древней Греции происходит в период между VIII и VI веками до нашей эры. В ту эпоху Греция переживает период колонизации, или апоитизации (апоития – заморская территория гречес...
Автомобили ЗИС-151 - грузовой автомобиль советского периода с тремя ведущими мостами
Советский грузовой автомобиль ЗИС-151 (фотографии размещены на странице) выпускался на Московском заводе имени Сталина с 1948 по 1958 год.
Автомобили К750: мотоцикл советского периода
В СССР тяжелые мотоциклы появились в тридцатых годах. Первая модель - М-72 с коляской - стала настоящим прорывом. А когда после нее разработали К750, мотоцикл еще более совершенный, советское общество получило повод г...
Автомобили ЗИЛ-158 - автобус городского типа советского периода
Автобус городского типа ЗИЛ-158 выпускался с 1957 по 1960 год на заводе имени Лихачева. С 1959-го до 1970-го производство продолжалось на Ликинском заводе в Ликино-Дулево Московской области. ЗИЛ-158 был самой популярн...
Автомобили "Победа ГАЗ М20" - легендарный автомобиль советского периода
"Победа ГАЗ М20" - легендарный советский автомобиль, находившийся в серийном производстве с 1946-го по 1958 год. Всего было выпущено 236 000 машин.
Автомобили ВАЗ 21061- классика советского периода
Легендарная «шестерка» - самый престижный автомобиль конца семидесятых и начала восьмидесятых годов на всей территории СССР. Появления ВАЗ 21061 ждали еще в 74-ом, сразу после ВАЗ 2103, но, как это обычно ...
Бизнес Уход за капустой в период ее выращивания
Овощи всегда присутствуют в рационе любого человека. Капуста и различные родственны...
Бизнес Рассчитываем период окупаемости капитальных вложений
Инвестиционный проект предусматривает вложение значительных объемов финансовых ресурсов. Первоначальная задача инвесторов — определение наиболее привлекательного объекта для денежных вливаний. Несомненно, им буд...
Бизнес Издержки производства в краткосрочном периоде, их сущность и актуальность.
Издержки, или по-другому затраты, это та статья бюджета, которую все хозяйствующие субъекты активно стараются минимизировать. Бухгалтерский баланс за отчетный период может содержать множество затратных статей, главное...
Бизнес Издержки производства в долгосрочном периоде, их природа и влияние на прибыль
На протяжении длительного периода работы по разным причинам условия деятельности предприятия, структура его ресурсов могут изменяться. Сценарии этих изменений также могут быть весьма разнообразными, например, фирма мо...
monateka.com
Искусство Гомеровской Греции | История античной архитектуры
12-8 вв. до н.э. были эпохой сложения греческой мифологии. Мифологический характер сознания древних греков получил в этот период свое наиболее полное и последовательное выражение в эпической поэзии. В больших циклах эпических песен нашли отражение представления народа о его жизни в прошлом и настоящем, о богах и героях, о происхождении земли и неба так же, как и народные идеалы доблести и благородства. Позже, уже в период архаики, эти устные песни были сведены в большие художественно завершенные поэмы.
Древний эпос наряду с неразрывно связанной с ним мифологией выразил в своих образах жизнь народа и его духовные стремления, оказав огромное влияние на все последующее развитие греческой культуры. Его темы и сюжеты, переосмысленные в соответствии с духом времени, разрабатывались в драме и лирике, отражались в скульптуре, живописи, рисунках на вазах.
Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.
Самыми ранними (из дошедших до нас) художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9-8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах. Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства). Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.
Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (8 в. до н.э.) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и наглядностью рассказа. Если по сравнению с росписями крито-микенских ваз изображения на дипилонских вазах более грубы и примитивны, то по отношению к искусству доклассового общества они безусловно знаменуют шаг вперед.
Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы. Найденные в Беотии терракотовые статуэтки, сплошь покрытые орнаментом, отличаются примитивностью и нерасчлененностью форм; отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены. Такова, например, фигура сидящей богини с ребенком: ее ноги слиты с сиденьем (троном или скамьей), нос огромен и подобен клюву, передача анатомического строения тела совершенно не интересует мастера.
Наряду с терракотовыми статуэтками существовали и бронзовые. «Геракл и кентавр» и «Конь», найденные в Олимпии и относящиеся к концу гомеровского периода, дают очень наглядное представление о наивной примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначавшейся для посвящений богам. Статуэтка так называемого «Аполлона» из Беотии (8 в. до н.э.) своими вытянутыми пропорциями и общим построением фигуры напоминает изображения человека в крито-микенском искусстве, но резко отличается от них фронтальной застылостью и схематической условностью передачи лица и тела.
Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом этой скульптуры были так называемые ксоаны — идолы, выполненные из дерева или камня и представлявшие собой, по-видимому, грубо обработанный ствол дерева или блок камня, завершенный еле намеченным изображением головы и черт лица. Некоторое понятие об этой скульптуре могут дать геометрически упрощенные бронзовые изображения богов, найденные при раскопках храма в Дреросе на Крите, построенного в 8 в. до н.э. дорийцами, уже задолго до того поселившимися на этом острове.
Чертами более живого отношения к реальному миру обладают лишь некоторые терракотовые статуэтки из Беотии, относящиеся к 8 в., как, например, статуэтка, изображающая крестьянина с плутом; несмотря на наивность решения, эта группа сравнительно более правдива по мотиву движения и менее связана неподвижностью и условностью искусства гомеровского периода. В такого рода изображениях можно видеть некоторую параллель созданному в то же время эпосу Гесиода, воспевающему крестьянский труд, хотя и здесь изобразительное искусство выглядит очень сильно отставшим от литературы.
К 8 в., а возможно еще и к 9 в. до н.э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии, упоминавшийся храм в Дреросе на Крите). В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону; очаг-жертвенник помещался внутри храма; на фасаде, как и в мегароне, ставились две колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из сырцового кирпича и деревянного каркаса, поставленные на каменном цоколе. Сохранились остатки керамической облицовки верхних частей храма. В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития.
antique.totalarch.com
Искусство Древней Греции. Искусство гомеровского периода. (Соколов Г. И.)
Соколов Г. И.
Искусство Древней Греции
После покорения дорянами ослабевших в Троянской войне ахейских племен следует гомеровский период в истории древнегреческого искусства (XI—VIII вв. до н. э.), характеризующийся патриархальностью быта, раздробленностью мелких хозяйств и примитивностью начинавшей формироваться культуры. От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм:
«Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву славному дому, Может легко он быть узнан меж всеми другими домами: Длинный ряд горниц просторных, широкий и чисто мощеный Двор, обведенный зубчатой стеною, двойные ворота С крепким замком, — в них ворваться насильно никто не помыслит»6.
Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В разнообразных, порой причудливых керамических формах, в простых, но выразительных рисунках на них выступало стремление к красоте, к художественному осмыслению мира.
Стиль росписей этого времени называют геометрическим по характеру узоров. Он существовал у греческих племен в течение трех столетий. Концом XI века до н. э. датируются его ранние образцы, в X и IX веках происходит медленное развитие его форм, к первой половине VIII века он достигает расцвета.
Во второй половине VIII века до н. э. обнаруживаются черты его упадка. Памятники геометрического стиля, распространенного на обширной территории, встречаются на Балканском полуострове и в Малой Азии, на Крите, Кипре и других островах Эгейского моря.
В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей. Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы. В конце IX — начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса — фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде. Древний художник решился показать на поверхности этой амфоры помимо узоров — животных и птиц, для которых он выделял особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий — около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях, вазописец здесь использовал, в частности, повтор в изображении животных и птиц. Однако даже в несложных композициях на горле, тулове и у днища заметны различия. У венчика — лани спокойны; они мирно пасутся, пощипывая траву. В том месте тулова, где начинается подъем ручек и форма сосуда резко изменяется, животные показаны иначе — будто в тревоге они повернули головки назад, встрепенулись. Нарушение плавного ритма контурной линии сосуда нашло отзвук в изображении ланей.
К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин (илл. 10). Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета. Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного — плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна. Суровыми кажутся представленные здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы:
«Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!»7
В лаконизме росписей X—VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны сдержанной гармоничностью образов архаика и классика (илл. 11).
В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа, начинавшего путь к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу египетских пирамид и дворцов Вавилона. Решительность и внутренняя собранность эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий. Условный характер изображений, упрощенность форм — результат не изощрения, но стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения — в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности. Схематические образы геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода — первые шаги в развитии античного художественного мышления.
В аттическом искусстве, представленном дипилонскими вазами, счастливо сочетаются формы, вырабатывавшиеся веками в различных областях Греции — на островах, в дорических центрах, в Беотии. В Аттике создаются особенно красивые сосуды с росписями многоречивыми, живыми. В Аргосе композиции предельно лаконичны, в Беотии экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех художественных школ, своеобразие которых намечается уже в гомеровский период, и в особенности для аттической, характерны общие качества — нарастание интереса к человеческому образу, стремление к гармоничному соответствию форм и четкости композиции.
В скульптуре геометрического стиля не меньше своеобразия, чем в вазописи. Мелкая пластика украшала керамику, когда изготовленные из глины или бронзы фигурки животных крепились на крышках сосудов и выполняли роль ручек. Существовали и не связанные с сосудами статуэтки культового характера, которые посвящались божествам, ставились в храмы или предназначались для могил. Чаще всего это были исполненные из обожженной глины фигурки с только намеченными чертами лица и конечностями. Лишь иногда скульпторы брались за сложные задачи и решали их довольно оригинальными методами своего стиля. В большинстве своем геометрические статуэтки предназначаются для созерцания в профиль и кажутся плоскостными, подобными изображениям на вазах. Огромное значение в них имеет силуэт, лишь позднее начнет пробуждаться интерес мастера к объему. Элементы пластического понимания мира художником только намечаются.
В скульптуре геометрического стиля еще редки такие произведения сюжетного характера, как хранящееся в Метрополитен-музее Нью-Йорка бронзовое изображение кентавра и человека, рассчитанное на восприятие сбоку. Однако уже здесь отчетливо можно наблюдать то, что проявится позднее в греческой архаике, — обнаженность мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч (илл. 12).
Во второй половине VIII века до н. э. в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие об отказе от его строгих правил. Наблюдается желание показать фигуру человека, животного, различные предметы не схематично, но более живо. В этом можно видеть начало отхода от условности росписей и скульптур. Постепенно греческие мастера переходят к образам более полнокровным, жизненно конкретным. Уже на закате геометрического стиля наметились первые признаки того процесса, который от условности форм ранней античности в геометрическом стиле приведет к предельной конкретности воспроизведения мира в памятниках поздней античности. С возникновением более зрелых представлений человека о мире появляется потребность не схематического, но детального изображения, ведущая к кризису геометрического стиля и появлению новых форм в памятниках архаического периода VII—VI веков до н. э.
6. Гомер. Одиссея. XVII, 264—368. Пер. В. А. Жуковского. Л., «Academia», 1935, с. 326.
7. Гомер. Одиссея. XIX, 210.
Источник: Соколов Глеб Иванович. Искусство Древней Греции.— М.: Искусство, 1980.- 271 с., ил.— (Очерки истории и теории изобраз. искусств).
labyrinthos.ru
Гомеровский период | История древней Греции
После подчинения дорянами ахейских племен, которые ослабели в Троянской войне, следует гомеровский период в истории древнегреческого искусства (XI-VIII вв. к н. э.), которое характеризуется патриархальностью быта, раздробленностью мелких хозяйств и примитивностью, той, которая начинала формироваться культуры. От этого времени почти не осталось пам’ятників архитектуры, поскольку материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представления об архитектуре около ее истоков могут дать остатки фундаментов, которые лишь плохо сохранились, рисунки на вазах, терракотовые похоронные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм:
“Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву славного домаМожет легко он быть узнал между всеми другими домами:Длинный ряд горниц просторных, широкий и чисто мощеныйДвор, обведенный зубчатой стеной, двойные воротаС крепким замком, — в них ворваться насильственно никто не помислить”.
Создавались в ту эпоху и редкие пам’ятники скульптуры, простые по формам и небольшие за размерами. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В разнообразных, порой причудливых, керамических формах, в простых, но выразитель
В формах и рисунках ваз, которые возникли к IX веку к н. э., выступала несложность выражения ощущений людей, которые создали их. Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простых фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. Со временем узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы. В конце IX — началу VIII века до н.э. з’явилися вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса — фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде. Древний художник отважился показать на поверхности этой амфоры кроме узоров — животных и птиц, для которых он выделял особенные фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий-около днища. Принцип повтора, свойственный ранним степеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях, вазописец здесь использовал, в частности, повтор в изображении животных и птиц. Однако даже в несложных композициях на горле, тулове и в днища заметные отличия. У веночка — лани спокойны; они мирно пасутся, пощипывая траву. В том месте тулова, где начинается подъем ручек и форма сосуда резко изменяется, животные показаны иначе — будто в тревоге они повернули головки назад, встрепенулись. Нарушение плавного ритма контурной линии сосуда нашло отзвук в изображении ланей.
К VIII веку относится дипилонская амфора, которая служила надгробным пам’ятником на кладбище Афин (илл. 10). Выразительные ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя могучего атлета. Вся поверхность ее разделенная на фризы, в каждом из которых свой узор, с меандром разного типа, который часто повторяется. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представленная сцена прощания с умершим. Дело и слева от покойного- плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, которые служили надгробиями, предельно сдержанная. Суровыми кажутся представленные здесь ощущения, близкие тем, который испытывал Одиссей, что слушающий волнует рассказ той, которая плачет и Пенелопы, которая еще не узнала его:
“Але как рога или железо, глаза неподвижно стоялиВ веках. И воля слезам, осторожность храня, не давал он!”
В лаконизме росписей Х-viii веков формировались качества, которые развились позже в пластично сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля зобов’язані сдержанной гармоничностью образов архаика и классика (илл. 11).
В геометрическом стиле оказывались эстетичные ощущения народа, который начинал путь к вершине цивилизации, что создал впоследствии пам’ятники, что затмили славу египетских пирамид и дворцов Вавилона. Решительность и внутренняя собранность эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий. Условный характер изображений, упрощенность форм — результат не хитрости, но стремление выразить графическим знаком общее понятие какого-либо полностью определенного предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения — в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней степени развития начинает вносить в мир, который сдается еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности. Схематические обиды геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не потеряют достигнутый в этом искусстве принцип обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода — первые шаги в развитии античного художественного мышления.
В аттическом искусстве, представленному дипилонскими вазами, счастливо совмещаются формы, которые производились веками в разных областях Греции, — на островах, в дорических центрах, в Беотии. В Аттике создаются особенно красивые сосуды с росписями многоязыковыми, живыми. В Аргосе композиции предельно лаконичные, в Беотии экспрессивные, на островах Егейского моря нарядные. Но для всех художественных школ, своеобразие которых намечается уже в гомеровский период, и особенно для аттической, характерные общие качества — нарастание интереса к человеческому образу, стремлению к гармоничному соответствию форм и четкости композиции.
В скульптуре геометрического стиля не меньше своеобразия, чем в вазописи. Мелкая пластика украшала керамику, когда изготовленные из глины или бронзы фигурки животных крепились на крышках сосудов и исполняли роль ручек. Существовали и не пов’язані с сосудами статуэтки культового характера, которые посвящались божествам, относились в храмы или предназначались для могил. Чаще всего это были выполнены из обожженной глины фигурки из только намеченными чертами лица и конечностями. Лишь иногда скульпторы брались за сложные задания и решали их достаточно оригинальными методами своего стиля. В большинстве своем геометрические статуэтки предназначаются для созерцания в профиль и кажутся плоскостными, подобными изображением на вазах. Огромное значение в них имеет силуэт, лишь позже начнет просыпаться интерес мастера к об’єму. Элементы пластичного понимания мира художником только намечаются.
В скульптуре геометрического стиля еще редки такие произведения сюжетного характера, как бронзовое изображение кентавра и человека, который хранится в музее метрополитена Нью-Йорка, рассчитано на восприятие сбоку. Однако уже здесь выразительно можно наблюдать то, которое окажется позже в греческой архаике, — гола мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч (илл. 12).
Во второй половине VIII века до н.э. в геометрическом стиле з’являються черты, которые свидетельствуют об отказе от его строгих правил. Наблюдается желание показать фигуру человека, животного, разные предметы не схемный, но живее. В этом можно видеть начало отходу от условности росписей и скульптур. Постепенно греческие мастера переходят к образам более полнокровным, жизненно конкретным. Уже на западе геометрического стиля наметились первые признаки того процесса, который от условности форм ранней античности в геометрическом стиле приведет к предельной конкретности воссоздания мира в пам’ятниках поздней античности. С возникновением более зрелых представлений человека о мире з’являється потребность не схематического, но детального изображения, ведущая к кризису геометрического стиля и появления новых форм в пам’ятниках архаичного периода VII-VI веков до н.э.