Из истории женских головных уборов на Руси. Головные уборы древней руси
Головные уборы на РУСИ. | Красивые прически
Женские головные уборы на Руси были не просто одеждой: это способ рассказать о себе главное. По тому, что надевала на голову женщина, можно было понять ее семейное положение, возраст, социальную принадлежность, а также то, в какой губернии она родилась. Имело значение все: цвет убора, его форма, ткань, из которого он сшит, и конечно, прическа, которую он обрамлял.
Незамужние девушки заплетали волосы в косу, замужние женщины - заплетали две косы и закрепляли их на голове или собирали волосы в пучок. Ходить с распущенными волосами (простоволосой) было недопустимо и неприлично. Считалось, что с неубранной головой на людях появляются либо ведьмы, либо нечистая сила - вроде русалок и кикимор, а для обычных женщин такая смелость чревата порчей. Ведь большая часть магических обрядов проводилась с использованием волос жертвы: наши предки издавна наделяли их мистической силой. Поэтому волосы всегда собирали в тугую прическу, а все головные уборы способствовали этой задаче.
Девушкам разрешалось открывать макушку, поэтому они носили всякого рода ободки, венки, обручи, повязки и открытые кокошники. Замужние дамы полностью голову закрывали. Они надевали парчовые, ситцевые и сатиновые повойники (круглые шапочки), чепцы или платки.
От жемчуга до лоскутков.
Известно, что так называемые "Магазины Шапок" в дореволюционной России был привилегией только городских женщин, и только тех, кто мог себе это позволить. Но и среди них тогда не было обладательниц двух одинаковых кокошников - во-первых, потому, что даже магазинные уборы мастерицы шили вручную. Во-вторых, потому, что каждая женщина дорабатывала купленные чепцы и ободки по своему вкусу: их расшивали драгоценными камнями, жемчугами, мехами, бархатными цветами и узорами из золотистых нитей.
Убранство деревенских женщин только от их мастерства и достатка зависело. Часто их головные уборы были сшиты из разноцветных лоскутов ткани (то, что осталось от поношенной одежды домочадцев. Но именно их деревенские красавицы шили, что называется, с душой, а значит - кому-то они были дороже, чем тысячи кокошников, расшитые золотом и жемчугами.
1. повязка (перевязка, налобник).Повязка (перевязка, налобник) - ленточный головной убор (известен уже в X веке) - обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Повязки девицы из небогатых сословий носили.Их надевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу (вместо венца. Делали из недорогих подручных материалов - кожи, шерсти, бересты. Шли в ход и шелковые ленты, а в богатых семьях - византийская парча. Украшали также вышивкой, жемчугом, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.Замужние женщины также могли использовать повязки, но надевали их на покрытую голову.
2. венец (венчик), рясочник (ряска), коруна, почелок.Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вел свое происхождение от венка из луговых цветов. Он оберегом от нечистой силы был.Венец делался из металла и представлял собой тонкую бронзовую или серебряную ленту шириной около 2, 5 см. По форме напоминал повязку, завязывался шнурком или лентой на затылке. Часто венец каким-либо узором с зубцами наверху покрывался.В древности венок носили на распущенные волосы - как неотъемлемую часть обряда, в котором принимала участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костер. После проведения ритуала венок полагалось сжечь или бросить подальше (на дерево, крышу дома или другого строения.Чаще всего венец, унизанный жемчугом вдоль щек, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник.Сама форма венца очень древняя, а старое название - "Венец с Городы", или "венец теремчат", то есть с теремами. Состоял из околыша, который декорировался золотым шитьем и бисером (как белым, так и цветным), применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, на нее сажался жемчуг или бисер.Как известно, главной девичьей красой на Руси была коса, а потому в большинстве девичьих уборов макушка оставалась открытой. Только в том случае, если девушка была незамужней, она могла носить венец. Отсюда венец - символ девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим венцом или его похищает жених.Венец, коруна, почелок, ряска - типы праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Одни были сплошными и твердыми, а другие - прорезными и гибкими.Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Она была распространена весьма широко. Исследователи считают, что коруны и венцы конца Xvii - начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время.
3. подубрусник (или повойник, волосник).В будни женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку - сетку из тонкой ткани. Он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба. Эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор.Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина платок или шапку надевала.
4. кокошник.Это, пожалуй, самый распространенный вид. Кокошник популярность с появлением сарафана получил. Он отличался от коруны так называемым донцем - тканью, которая закрывала волосы женщины.Термин "Кокошник" впервые в документах XVI века встречается. Слово "Кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курица - наседка или петух. Однако уже в погребениях Новгорода, относящихся к X - XII вв. Встречаются некоторые подобия кокошника: твердые головные уборы, низко сидящие на лбу и закрывающие голову полностью до ушей.Кокошники множество вариантов в конструкциях и украшениях имели. В той или иной губернии преобладал свой тип с местным названием: "Кокошко", "кокуй", "златоглав", "шеломок", "копытень", "шишак", "ряска", "капок", "борушка", "сборник", "борчатка", "каблучок" и т. д.В центральных районах России были треугольные кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере - однорогий конус, в южных - двурогий.Твердая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Часто поверх кокошника надевали платок (завязывали у подбородка или закалывали. Украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб.Кокошники головными уборами замужних богатых женщин считаются. Ученые полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.Разновидностью кокошника можно считать кику по форме напоминавшую птицу. Ее название происходит от названия лебединого крика (кликать, кричать. Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Ее надевали поверх повойника. Главным ее отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твердую шапку с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши.
5. сорока.Сорока (кичка, рога) - головной убор замужней женщины. По данным археологических раскопок сороку носили в XII веке, и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно такой убор состоял из следующих частей: кичка, сорока, позатыльник, налобник, платок.Кичка - круглая холщовая шапочка с верхней возвышающейся частью (рога, сдериха. Формы были разные: лопатообразные, полукруглые и в виде рогов.На передней, лобной, стороне прикрепляли твердую часть из луба (подкорье липы или вяза), деревянных дощечек, бересты или других материалов.Сама сорока представляла собой вытканное длинное полотно, которое крепилось на кичке и спускалось ниже на спину и плечи.Позатыльник - ткань на твердой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке.Налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки завязывался платок.
6. убрус.В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, наметка, подширье, фата и т. д.Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40-50 см, один конец его украшался шитьем, вышивкой из шелка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком.В X - XI вв. Поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений. В XII - XV веках женщины из богатых и знатных сословий надевали целую комбинацию - несколько уборов: повойник (шапочка, покрывающая волосы), убрус и поверх - кика или круглую шапочка с мехом по краям (особенно зимой. Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья.Позднее убрус приобрел знакомую нам форму платка в виде треугольника. Концы платка скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, спускались на плечи и спину и также богато расшивались.Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в Xviii - XIX вв. Из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке так, как будто болят зубы. Этот способ назывался "Головка".
7. зимние головные уборы (столбунец, каптур и треух).Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемой столбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента.Замужние женщины зимой надевали шапки из бархата, отороченные мехом. Верх делался из клееной бумаги или ткани, он был круглой, конусообразной или цилиндрической формы и отличался от мужских украшением - шитьем, жемчугом, камнями. Так как шапки были высоки, для сохранения тепла внутрь подкладывали легкий мех или набивали атлас.На шапки замужним женщинам шел бобровый, лисий, соболий мех, а "Девичьим Мехом" считался заячий и беличий.В "Домострое" находим еще один вид зимнего женского головного убора - каптур. Он являлся дальним родственником капора и пользовался популярностью у вдов. Защищал голову от стужи, т. к. по форме напоминал меховой цилиндр, покрывавший не только голову, но и облегавший по обе стороны лицо. Шили каптур из меха бобра, а в семьях победнее использовали овчину. Сверху надевали особый чехол или повязку.В обиходе использовался еще один головной убор - треух. В отличие от каптура, верх треуха покрывался не мехом, а тканью, а налобная часть опушалась соболем и украшалась жемчугом или кружевом.От славян и до Петра I прически и головные уборы наших предков претерпели небольшие изменения. Их основу составляли шапка и платок. Но уже в те времена люди понимали, что головной убор - своего рода визитка, способная многое рассказать о женщине.
Далее читайте о прическах на свадьбу http://pricheski.ru-best.com/uroki/pricheski-na-svadbu
krasivyepricheski.com
Папка-передвижка "ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ"
«ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
ДРЕВНЕЙ РУСИ»
ПОВЯЗКА
До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесёмки, сделанные из материи.
Взрослея, девушка получала повязку (перевязку), называемую в некоторых районах увяслом, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Эту повязку делали из шёлковой ленты, берёсты, а в богатых семьях из византийской парчи. Её украшали вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.
В переписи имущества дочери царя Алексея Михайловича — Анны упомянута «перевязочка, низанная жемчугом». Иногда налобная часть повязки имела особое украшение в виде какого-либо узорчатого узла или фигуры и называлась чело (начёлка).
ВЕНЧИК
Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вёл своё происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Венец делали из тонкой (около 1 мм) металлической ленты, ширина которой составляла не более 2,5 см. Для его изготовления использовали серебро и бронзу. По своей форме венец напоминал повязку, с той лишь разницей, что на концах мастер делал крючки для шнурка или ленты, которая завязывалась на затылке.
Часто венец покрывался каким-либо узором с зубцами наверху. Девичий венец, унизанный жемчугом вдоль щёк, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник. Такой головной убор украшал на свадьбе голову царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I — «венец с каменьи и с жемчуги»..
ПЛАЧЕЯ
С древнейших времён, по всей видимости, существовал как бы промежуточный между девичьим и женским головной убор: его надевали просватанные девушки перед свадьбой. Сохранившийся на Русском Севере, он носил название
ПЛАТОК
В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову тёплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли. Такой способ, как пишут учёные, сравнительно недавно проник в Россию из Германии через Польшу. В древности платок охватывал подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке. Такая манера носить платок сохранилась кое-где в России еще в начале XX века. «Не следует думать, что у этих женщин болят зубы», — комментирует свой документальный рисунок этнограф. Разница между девичьими и женскими головными уборами оставалась даже тогда, когда стал исчезать традиционный костюм. Например, в 30-е годы XX века, когда в Москве уже прокладывали метро, замужние женщины Калужской области всё ещё завязывали углы своих платков «двумя концами», а девушки, напротив,-пропускали угол платка через завязанные концы..
ПОЛОТЕНЦЕ ШИРИНКА
ПЕРЕВЯЗКА НАМЁТКА
КИКА
После замужества вместе с убрусом и повойником женщина получала кику (кичку).Историк И.Е.Забелин назвал её «короной замужества», т.к. этот головной убор был привилегией только мужних жен. В древнерусском языке одним из значений слова кика является «то, что волосы прикрывает». Кику можно было узнать сразу по лопатке или рогам, торчащим вверх надо лбом. Рога были связаны с верованиями в оберегающую силу, именно они уподобляли женщину корове — священному для наших предков животному. Защита молодой женщины, её ребенка — вот главная идея рогатой кики, другой смысл заключался в плодородии, продолжении рода. Кику носили поверх повойника, и состояла она из обруча, незамкнутого сзади, сверху обшитого тканью. Обруч имел форму полумесяца или подковы. Высота рогов для кики могла достигать 30 см, делали их из дерева или плотно скрученного холста. Задняя часть из дорогой материи или меха называлась подзатыльник, украшали его особенно нарядно, ведь именно он заменял косу, которой женщина лишилась. Здесь помещалась богатая вышивка или широкая декоративная подвеска с длинными цепочками из бляшек. Сверху на кику прикреплялся чехол-покрывало, называемый сорока, впоследствии он даст название этому составному головному убору. В таком облачении женщине следовало ходить, высоко подняв голову, красивой и мягкой поступью, что и породило выражение «кичиться», т.е. возноситься над другими людьми.
КОКОШНИК
Ещё одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош — курица, наседка, петух). Отличительной особенностью кокошника являлся гребень — его передняя часть. Делался гребень на твёрдой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Он был затянут тканью. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых — кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI—XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с «рогатой», запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более «безопасный» головной убор.
СОРОКА
Старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления. Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.
Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительным - различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
НАКОСНИК
infourok.ru
Головные уборы на РУСИ. | Красивые прически
При изучении головных уборов надо учитывать, что древние изображения не могут дать сколько-нибудь исчерпывающих сведений, так как иерархические представления того времени заставляли художников изображать мужчин по большей части без головных.
Уборов, в особенности если на рисунке был и князь, которого обязательно рисовали в шапке. Исключение делалось для некоторых церковных иерархов, которые изображены в клобуках. Важно изображение скоморохов на фресках лестницы софийского собора в Киеве. На головах двух музыкантов островерхие, с несколько свисающими назад концами колпаки. Подобный же колпак - на голове гусляра, изображенного на одном из браслетов XII в. среди археологических Находок есть валяная темно-серая шапка из города орешка и плетенная из сосновых корней летняя круглая шляпа с плоской тульей и довольно большими полями из Новгорода, напоминающая более поздний украинский бриль или модную в начале XX столетия шляпу - канотье. Но эти Находки относятся к более позднему периоду - XIV - XV вв. Можно лишь предположить, что крестьяне и рядовые горожане носили шапки меховые, валяные и плетеные и что фасоны головных уборов были разнообразны.
Хорошо известны по многочисленным изображениям древнерусские княжеские шапки - этот важнейший признак феодала - сюзерена. Форма их - полусферическая тулья из яркой материи с меховой (по всей вероятности - собольей) опушкой - оказалась чрезвычайно устойчивой. Первые изображения русских князей в таких шапках относятся к XI в. в XIV в., получив в подарок золотую восьмиклинную тюбетейку бухарской работы, московский князь велел приделать к ней соболью опушку для сходства с традиционной княжеской шапкой, и только тогда она стала великокняжеским, а потом и царским венцом. Это и есть знаменитая "Шапка Мономаха". Цари ей до конца Xvii в венчались.
Древнерусский женский головной убор изучен лучше, чем мужской, благодаря обилию археологических Находок. Обычай, согласно которому замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы ( "Простоволосая Баба" могла якобы как-то вредить окружающим, "светя волосом"), очевидно, уходит своими корнями далеко в глубь веков, в дохристианские времена. Девушки в древней Руси, как и позднее, могли ходить без такого головного убора, который закрывал бы все волосы. Распущенные по плечам или заплетенные в одну или две косы волосы зачастую придерживались венчиком - узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке. Более сложный, богато украшенный венчик назывался коруной. Известны остатки таких корун, сделанных на проволочном каркасе, в киевских кладах домонгольского времени. Видимо, украшенная коруна была атрибутом богатой городской девушки и ценилась высоко. Несколько более скромные, но тоже снабженные металлическими украшениями венчики носили, по-видимому, и крестьянские девушки в северных русских землях. Венчик и коруна не закрывали ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушек.
Женский головной убор - повой, судя по изображениям, был полотенчатым, о чем говорит и встречающееся в летописи упоминание в связи с головным убором слова "Убрус" - полотенце. Он обвивался вокруг головы, закрывая целиком волосы женщины, спускался иногда и на плечи, оба конца могли свисать на грудь. Человек, который сорвет с женщины повой и она окажется простоволосой, наказывался в Новгороде в XII в. высоким штрафом, вдвое выше, чем за повреждение плаща, поскольку в этом случае женщина считалась опозоренной.
Археологические Находки позволяют реконструировать и более сложные формы древнерусских женских головных уборов. Еще а. в. арциховский отмечал в вятичских погребениях московской губ. XII - Xiii вв. Остатки головного убора в виде расположенных по сторонам лица рядов шерстяных лент с бахромой (вроде распространенной позднее в рязанской губ. Увивки, ширинки, кистей или тамбовской мохры. В крестьянских погребениях X - XI вв., раскопанных в вологодской области, найдены остатки, принадлежавшие, по мнению М. а. сабуровой, как к полотенчатым головным уборам - покрывалам с оттянутым книзу специальными грузиками концами, так и к расшитым бляшками кокошникам. Расшитый мелкими стеклянными бусами край матерчатого головного убора, закрывавший лоб женщины, прослежен нами в крестьянском погребении XII в. к северу от Москвы, у современной станции поворовка. Более определенно восстанавливают головной убор горожанки по материалам клада, найденного в старой Рязани, в. П. даркевич и в. П. Фролов. По их мнению, зажиточная горожанка носила в Xiii в. "Рогатую" кику с вышитыми золотом кринами на очелье. Головной убор горожанки из московской знати XII в. реконструировала Н. с. шеляпина по данным археологических наблюдений в московском кремле. Это также кичкообразный головной убор с богато вышитым очельем. Не занимаясь специально реконструкцией головного убора в целом, б. а. рыбаков показал способ ношения черниговских колтов тоже на каком-то расширяющемся кверху кичкообразном головном уборе с орнаментированной передней частью.
Таким образом, в рассматриваемый нами период, по-видимому, можно проследить все три типа женских головных уборов, которые развились в более поздние времена: полотенчатый (повой), кичкообразный и твердый кокошник. Ареалы их не могут быть точно зафиксированы ввиду редкости Находок, но интересно отметить, что кокошник встречен на севере, кичкообразный убор - в древних рязанской и черниговской землях; повой, кажется, был наиболее распространен - он встречается и в северных и в южных русских землях.
В обычное время на улице мужчины и женщины бывали в головных уборах. Но мужчина должен был "Ломать Шапку" в знак почтения перед встречными более высокого социального положения. Поэтому мужчины и изображены на большинстве миниатюр радзивилловской летописи без шапок. Женщины же по причинам, изложенным выше, всегда оставались в головных уборах. Неприкосновенность повоя замужней женщины охранялась, как уже сказано, законом, нарушение этой неприкосновенности каралось высоким штрафом. Головные уборы русских в Xiii - Xvii вв. Были весьма разнообразны. Их состав и конструкция отражали как древние традиции, так и различные влияния. Наиболее традиционным был, пожалуй, женский головной убор. Его состав и конструкция были продиктованы тем, что (как уже сказано в предыдущей главе) издавна считалось, что замужняя женщина никому не должна показывать свои волосы, а если она будет "Светить Волосом", то от этого может произойти даже какой-либо вред для окружающих. "Спаси Меня от Колдуна и от Девки Гладковолосой и от Бабы Простоволосой", - гласил старый заговор. Но девушкам, независимо от того, были ли их волосы кудрявыми или гладкими, полагалось дома, а в летнюю пору и на улице ходить с открытой головой (точнее - с непокрытым теменем. Девушки ходят с открытой головой, нося только укрепленную на лбу богатую повязку; волосы девушек спадают до плеч и с гордым изяществом заплетены в косы", - писал иностранец в 1698 г. в XVI - Xvii вв. Девушки нередко и завивали волосы (возможно, чтобы не быть "Гладковолосыми"), носили их распущенными или заплетали в косу (причем старались заплетать возможно слабее, чтобы коса казалась толще) и перевивали пряди нитками. Девичью косу украшал косник или накосник - вплетенная в нее золотная нить или чаще - треугольная привеска, обычно на жесткой основе, богато расшитая нитками и жемчугом, окаймленная кружевом или металлическими пластинками. Вокруг головы (заплетала ли девушка косу или носила волосы распущенными) была перевязка - шелковая лента, а у богатых - и из золотых нитей. Украшенная на лбу шитьем (иногда - жемчугом), она называлась также челом или челкой; если орнамент шел по всей окружности - венком или венцом.
Женский головной убор в источниках довольно подробно отражен. Основные части его перечислены в свадебном чине, рекомендованном в XVI в. домостроем. При приготовлениях к свадьбе предписывалось на блюдо возле "Места" молодых в доме невесты "положити кика да положити под кикой подзатыльник, да подубрусник, да волосник, да покрывало". Подубрусник или повойник представлял собой легкую мягкую шапочку из цветной материи; под него и убирались заплетенные в две косы волосы женщины. Сзади повязывался для той же цели одинаковой с повойником расцветки платок - подзатыльник. Поверх всего надевала убрус - полотенчатый, богато вышитый головной убор, закалывавшийся специальными булавками (другое его название - шлык), или волосник - сетку с околышем из золотных или вышитых золотом материй. Археологические Находки Волосников (в погребениях знатных женщин) датированы XVI и Xvii вв. В Москве на территории Знаменского монастыря под надгробной плитой 1603 г. найден волосник, на околыше которого вышиты изображения единорогов - символ смерти. Возможно, этот волосник был заготовлен хозяйкой специально, как смертная одежда. По мнению и. Е. Забелина, волосник надевали иногда вместе с убрусом - под убрус или поверх него.
Наконец, главной частью головного убора была (очевидно, в тех случаях, когда поверх волосника не надевался убрус или шлык) кика или кичка - символ замужества. Кика имела мягкую тулью, окруженную жестким, расширяющимся кверху подзором. Она была крыта яркой шелковой тканью, спереди имела расшитое жемчугом чело, у ушей - рясы, сзади - задок из куска бархата или собольей шкурки, закрывавший затылок и шею с боков. Поверх кики надевался иногда еще платок, так что оставалось видно чело. Кроме кики, источники Xvii в. называют еще сороку и (чаще) кокошник, но исследований конструкции этих уборов нет. Сам же характер упоминаний не позволяет судить об этом. Исследователи связь упоминаемых в XVI - Xvii отмечают вв. Кики, сороки и кокошника с женскими головными уборами, бытовавшими у крестьян и даже у горожан еще в середине XIX в. "В Некоторых Захолустьях, - Писал П. Савваитов, - еще и в Настоящее Время Можно Видеть не Только у Крестьянок, но Даже у Горожанок Головной Убор, Похожий на Бурак или Кузовок, Иногда с Рогами, Сделанными из Лубка или Подклеенного Холста, Обтянутый Позументом или Тканью Яркого Цвета и Украшенный Разными Вышивками и Бисером, а у Богатых баб - Даже Жемчугом и Дорогими Камнями". Но разницы между кикой, сорокой и кокошником савваитов не видел. В. и. даль в середине XIX в. писал о сороке: "Это Некрасивый, но Самый Богатый Убор, уже Выходящий из Обычая; но мне Самому еще Случалось Видеть Сороку в Десять Тысяч Рублей". Богато вышитую свадебную сороку - золотоломку, которую молодуха носила по праздникам и в первые два - три года после свадьбы и в XIX - начале XX в., отмечает Г. с. Маслова.
Головные уборы и их части обычно в составе приданого перечислены. В 1668 г. в г. Шуе описано три волосника: "волосник с ошивкою, ошивка низана зерны (жемчугом. - М. Р. ) половинчатыми с каменьи и с изумруды и с яхонты и с зерны; волосник золотный с ошивкой, ошивка шита битным золотом обнизаная; волосник золотный, ошивка шитая волоченым золотом с зерны; ошивка цепковая двойная". В том же городе в 1684 г., по-видимому, в семье феодала было дано в приданое три кокошника: "Кокошник Низан по Червчатому Атласу; Кокошник Шитой Золотом по Тафте; Кокошник Тафтяной с Галуном Серебряным". В 1646 г. в составе имущества посадского человека - шуянина было, между прочим, "8 сорок шиты золотом. Кичка дорогильна зелена, очелье шито золотом". В 1690 г. в одном московском завещании упомянут "Кокошник Низаной с Яхонты с Изумрудом". В 1694 г. в городе Муроме среди приданого девушки из рода Суворовых - "Кокошник Низаной, 5 Кокошников Шитых с Галунами, 5 Подбрусников Атласных и Камчатых, Ошивка Низаная, Ошивка Цепковая". В 1695 г. а. М. Квашнин давал за дочерью 11 кокошников - 3 парадных и 8 попроще. Кокошник получила в приданое и дочь а. тверьковой из города Кашина. В 1696 г. гость и. Ф. Нестеров дал за дочерью "Кокошник Жемчюжен с Каменьем". Различия здесь, скорее, социальные, чем территориальные: сорока и кика - у посадских людей, кокошник - у феодалов и высшего слоя купцов. Таким образом, если вспомнить, что в середине Xvii в. мейерберг изобразил московскую крестьянку в кичкообразном (расширяющемся кверху) головном уборе, то можно предположить, что в центральных русских землях - бывших московском и владимирском княжествах - по крайней мере в Xvii в. был женский кичкообразный головной убор. Кокошники же были принадлежностью туалета знатных и богатых женщин повсеместно. Ранее мы говорили, что в северных русских землях какие-то уборы на жесткой основе существовали и до Xiii в. но кика и сопровождавшие ее части головного убора, о которых говорилось выше, вероятно, имели большее распространение и поэтому еще в XVI в. вошли в такое общерусское руководство к устройству семейной жизни, каким был домострой. Итак, традиционный, очень сложный по составу головной убор, который не снимали и дома, был характерен для всего рассматриваемого нами периода и удержался у некоторых социальных слоев также значительно позднее, еще почти на два столетия. Выходя на улицу, женщина надевала поверх этого убора платок или (у зажиточных слоев населения) шапку или шляпу. Источники знают, помимо общего названия шапка и шляпа, также специальные термины, обозначавшие женские уличные головные уборы различных фасонов: каптур, треух, столбунец и даже чепец. Женские шляпы были круглыми, с небольшими полями, богато украшались шнурами из жемчужных и золотых нитей, иногда - драгоценными камнями. Шапки были меховыми, по большей части - с матерчатым верхом. Шапка столбунец была высокой и напоминала мужскую горлатную шапку, но суживалась кверху и имела дополнительную меховую опушку на затылке. Каптур был круглым, с лопастями, закрывавшими затылок и щеки, треух напоминал современные ушанки и имел верх из дорогих тканей. Иногда платок - фата - повязывался поверх меховой шапки, так что угол его свешивался на спину.
Мужские головные уборы также в Xiii - Xvii претерпели вв. Существенные изменения. И сама прическа изменилась. В Xiii в. в моде были распущенные волосы, подстриженные чуть выше плеч. В XIV - XV вв. На севере Руси, по крайней мере в новгородской земле, мужчины носили длинные волосы, заплетая их в косы. B XV - Xvii вв. Волосы подстригали "в Кружок", "в скобку" или стригли очень коротко. Последнее, видимо, было связано с ношением дома небольшой, закрывавшей только макушку круглой шапочки вроде восточной тюбетейки - тафьи или скуфьи. Привычка к такой шапочке уже в XVI в. была так сильна, что Иван грозный, например, отказывался снимать тафью даже в церкви, несмотря на требования самого митрополита Филиппа. Тафья или скуфья могли быть простыми темными (у монахов) или богато расшитыми шелками и жемчугом. Пожалуй, наиболее распространенной формой собственно шапки был колпак или калпак - высокий, кверху суживавшийся (иногда так, что верх заламывался и отвисал. Внизу у колпака были узкие отвороты с одной - двумя прорехами, к которым прикреплялись украшения - пуговицы, запоны, меховая оторочка. Колпаки были распространены чрезвычайно широко. Они были вязаные и шитые из разных материй (от бели и бумаги до дорогих шерстяных тканей) - спальные, комнатные, уличные и парадные. В завещании начала XVI в. раскрывается любопытная история о том, как русский князь Иван взял у своей матери - волоцкой княгини - "во Временное Пользование" разные фамильные драгоценности - в том числе серьги из сестриного приданого - и пришил себе на колпак, да так и не отдал. Должно быть, этот колпак был очень нарядным головным убором щеголя. Столетием позже среди имущества Бориса Годунова упомянут "Колпак Саженой; на нем 8 Запон да на Прорехе 5 Пуговиц". Колпак или, как его тогда называли, клобук был распространен на Руси и в древности. Разновидностью колпака был в Xvii в. науруз (само слово иранского происхождения), имевший, в отличие от колпака, небольшие поля и также украшенный пуговицами и кистями. Поля науруза были иногда загнуты вверх, образуя острые уголки, которые любили изображать миниатюристы XVI в. Г. Г. громов считает, что при этом татарский колпак имел также заостренный верх, тогда как русский головной убор был сверху закруглен.
Мужские шляпы имели круглые поля ( "Полки") и были иногда валяными, как позднейшие крестьянские шляпы. Такая шляпа со скругленной тульей и небольшими, загнутыми кверху полями, принадлежавшая, по-видимому, рядовому горожанину, найдена в городе орешке в слое XIV в. среди зажиточных слоев населения в Xvii в. были распространены мурмолки - высокие.
Больше информации о прическах http://pricheski.ru-best.com/uroki/legkie-pricheski
krasivyepricheski.com
Женские костюмы Московской Руси — Славянская культура
Как уже говорилось, по эстетическим представлениям древней Руси женщина должна была иметь высокую статную фигуру, белое лицо с ярким румянцем и соболиными бровями. Все женские одежды того времени были подчинены этому идеалу и зрительно создавали величественный и статичный образ. Верхние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Почти все одежды были неприталекными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15 - 20 килограммов. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плавность походке.
Основой женского костюма была длинная рубаха, которую шили из полотна, украшали оторочкой или вышивкой. Иногда рубаху расшивали жемчугом. У знатных женщин была еще верхняя рубаха - горничная, сшитая из яркой шелковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. В XVII веке наряду с узкими рукавами появился пышный, собранный у запястья рукав на пришивном манжете. Рубахи подпоясывали, а над поясом делали напуск. Носили их в помещении, но не при гостях.
В отличие от костюмов домонгольского периода, которые в основном были накладными, в период Московской Руси женские одежды имели зачастую спереди сверху донизу разрез, т. е. были распашными.
Наиболее характерной одеждой был так называемый шушун длинный, почти до полу сарафан, сравнительно узкий, не имевший сборок, расклешенный в подоле за счет боковых клиньев. Шушун имел широкие плечики и неглубокий вырез на груди и спине. К нему обычно сзади пришивали фальшивые висячие рукава: руки и них никогда не продевали.
До XVI века шушуны были распашными и застегивались сверху донизу на пуговицы. Позже спереди иногда просто нашивались полосы из дорогой ткани с декоративными («фальшивыми») петлями.
С XVII века и моду пошел другой вид одежды - упрямый сарафан. Этот сарафан и был широким, так как состоял из нескольких сшитых кусков ткани, собранных в мелкую сборку под узкую подшивку. Он имел узкие короткие лямки и облегал грудь. Этот сарафан вместо центральной декоративной полосы обычно имел декоративную обшивку по низу подола. Сарафаны шили из различных тканей — холста, шелка, парчи и т. д. Девушки могли носить вместо сарафана так называемый передник—одежду, состоящую из двух несшитых полотнищ ткани, собранных на шнурок выше груди.
Верхних одежд на Руси было много. Одновременно она служила и парадной одеждой. Одной из характерных верхних одежд был летних. Летник длиной до пят - накладная одежда. Книзу он сильно расширялся за счет вшитых боковых клиньев, имел очень широкие колоколообразные рукава, срезанные углом. Так как рукава были очень длинными, обычно женщина, носившая летник, держала руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочилась по земле. Летник шили из однотонных и узорных тканей, обычно из камки на тафтяной подкладке, и сверху еще богато украшали шитьем, а иногда даже каменьями, К летнику мог пристегиваться небольшой круглый меховой воротник.
Одной из излюбленных одежд знатных женщин были шубки. Шубка по внешнему виду очень напоминала летник (была длинной накладной одеждой), но отличалась от него формой рукавов. Рукава шубки были длинными и откидными. Обычно они играли чисто декоративную роль, так как руки продевали в прорези, сделанные в полах шубки выше талии. Если шубку надевали в рукава, то рукава собирали на руке во множество поперечных сборок. К шубке обычно пристегивали круглый моховой воротник.
Самобытной русской одеждой была также душегрея. Душегрею носили женщины всех слоев населения, даже крестьянки, но для них она являлась праздничной одеждой. Надевали ее сверх сарафанов. Душегрею шили из дорогих нарядных тканой, вышивали узорами либо обшивали по краю декоративной полосой. Душегрея обычно была короткой, лишь немного прикрывала талию. Длина ее могла колебаться, но она не была длиннее середины бедра. Душегрея - свободная одежда, державшаяся на широких коротких бретелях, сзади сходившихся к центру спины. Спереди душегрея застегивалась и была довольно узкой, слегка расширенной в боках, но на спине она расширялась за счет крупных трубчатых складок, сильно расходящихся к низу.
Короткой верхней одеждой являлся также шугай. Он имел вид кофты с отрезной по талии спинкой. Это единственная приталенная одежда русских женщин. Шугай, как и душегрея, имел прямой, сравнительно узкий перед с разрезом. Причем разрез был не прямым, а шел по диагонали. Сзади нижняя часть шугая (баска) от талии была собрана в пышные сборки. Шугай доходил до бедер и имел длинные сужающиеся рукава, собиравшиеся от кисти руки до локтя в мелкие складки. Он мог иметь также моховой воротник пли меховую опушку. Носили его и внакидку, и в рукава, причем часто надевали только в один левый рукав, далее накидывали на правое плечо и придерживали правой рукой. Разновидностью шугая являлся бугай — шугай без рукавов.
Иногда женщины носили верхние одежды, одинаковые по крою с мужскими, — однорядки, шубы,— но внакидку.
Обувью служили онучи с лаптями, сапоги и позже башмаки. Сапоги отличались богатством отделки, яркостью цвета, высоким каблуком (он мог достигать 10 см).
Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками.
Женские прически на Руси были довольно простыми. Девушки расчесывали волосы на прямой пробор, прикрывали по возможности уши и низко на затылке заплетали одну косу. Замужние женщины заплетали две косы и укладывали их вокруг головы. По этическим требованиям они полностью скрывали свои волосы под головным убором. Снимать головной убор женщины не могли даже при близких родственниках.
Женские головные уборы на Руси отличались необыкновенным многообразием. Они различались как формой, так и украшениями. В каждой части страны были свои традиционные головные уборы.
Отличались между собой головные уборы замужних женщин и девушек. Женщины носили головные уборы, из которых наиболее типичными были следующие:
Повойник - головной убор, похожий на чепчик и имевший множество типов; повойник плотно закрывал полосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить и самостоятельно — дома, на полевых работах и т. д.
Кика нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть — сама кика (пли чело), сделанная из жесткого материала (бересты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом и сзади стягивалось завязками. Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльпик. (Вспомним «рогатую» кику Бобылихи из «Снегурочки» Л. Н. Островского.)
По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус. Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками - каптуры. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.
Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обгянутый золотой тканью и богато расшитый., обычно жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - соткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.
Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты, появившиеся в XVII веке. Вместо лент косу могли украшать накосником - обтянутым дорогой тканью, кусочком бересты или кожи. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна. Венец мог иметь высокое чело. К венцу также пришивали поднизи, а над ушами - колты пли рясна. Зимние головные уборы девушек были похожи на женские.
Дополнением женского костюма служили ширинка (шелковый платок), рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений — колты, серьги, перстни, ожерелья.
Московиты, женский костюм
А.П. Рябушкин, "Русские женщины XVII столетия в церкви"
А.П. Рябушкин, "Московская девушка XVII века (В праздничный день)"
Женская одежда (из альбома А. Мейерберга, 17 век):
а - женщина в телогрее; б — в накалдной шубке; в - опашне; г - девушка в короткой шубе
Летник
Пожалуй, наиболее характерной женской верхней одеждой был летник - свободный, не слишком долгополый (так, что видны были стопы), с широкими рукавами, которые назывались накапками и украшались дополнительными специальными нашивками - вошвами - из другого материала: «Летник камчат червчат вошвы бархат с золотом зелен». Вошвы, по-видимому, хранились отдельно и могли нашиваться па разные летники. Летник был по большей части накладным, но делались и распашные летники, которые назывались «опашница». В самом деле, при описании летников почти никогда не упоминаются пуговицы. Летник надевали поверх сорочки и сарафана. Это была наряду с головным убором специфическая женская одежда, которую никогда не надевали мужчины. Теплый летник с такими же накапками и вошвами, но подбитый мехом назывался кортель, кортли или торлоп.
Охабень - верхняя женская одежда. Первая половина XVII в. Москва.
Ткань - объярь струйчатая, шёлковый итальянский атлас. Галун из прядёных золото-серебряных нитей.
Верхняя распашная длинная одежда, сшитая из прямых полотнищ ткани с боковыми клиньями. Рукава длинные, закрывающие кисть руки, вшиты по прямой. Украшена узким золото-серебряным галуном по краям рукавов и по всем разрезам одежды.
Ранее хранился в ризнице Саввино-Сторожевского монастыря. приписывался царевне Софье Алексеевне. Однако текстильный анализ позволяет отнести данную одеждку к первой половине XVII века и прийти к выводу о том, что охабень происходит из гардероба царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, жены царя Михаила Федоровича.
Женская одежда. XVII в. Россия.
Одежда прямого покроя с удлинёнными рукавами, вшитыми в пройму по прямой линии. Вырез ворота округлой формы. Ткань - персидская камка. Одежда не имеет нашивного декора и подкладки. Полы соединены между собой лёгким швом «вперёд иголку». В музейных описях значится как «рубашка». Однако её правильнее было бы относить к другому типу одежд - распашным, бытовавшим на Руси в XVI-XVII веках.
Одежда поступила из Звенигородского музея. Есть документальные свидетельства, что она была подарена в 1628 году боярином Львовым царю Михаилу Фёдоровичу, первому из династии Романовых.
Одежда переходного типа от телогреи к сарафану. Вторая половина XVII века.
Одежда была найдена в 1935 году в каменной кладке Китайгородской стены. Ткань от долгого пребывания в земле утратила свой цвет. Прошла реставрацию в мастерских ГИМ.
Одежда длинная, с косыми клиньями по бокам, распашная, застёжка на пуговицах из узелков шнура и на воздушных петлях из того же шнура, вырез высокий, округлой формы, на плечах - разрезы овальной формы, напоминающие о незашитых проймах телогреи, но руки в них продеть невозможно. Рукава настолько узкие, что носят чисто декоративный характер.
Прически
«Коса — девичья краса» являлась главной причёской для незамужних девушек со времён наших предков славян. Плели её плоско, низко на затылке из 3—4 и более прядей; украшали лентами, бахромой, цветами, нитками жемчуга и бисера, простыми проволочными украшениями, например височными кольцами. Волосы заплетали в одну или две косы, которые спадали сзади по спине или к плечам. У особ знатного происхождения бытовала и такая причёска: две косы заплетались сзади, а по сторонам оставались распущенные волосы. В кончик косы вплетали кисть или подвеску, называемую косник (накосник), который состоял из шёлковой или золотой нити. В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.
Смена причёски в жизни женщины играла огромную роль, это был целый обряд, происходивший на её свадьбе, — она становилась замужней. Под плач и пение волосы девушки заплетали в две косы и укладывали венком вокруг головы, покрывая сверху головным убором. Этот обряд «окручивания» являлся своеобразным актом регистрации брака, а женщина получала документ — новую причёску. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Если же это произошло, женщина могла подать в суд, и обидчику грозил солидный штраф. Отныне и навсегда женщина была обязана прятать свои волосы. Прежде чем заняться домашним хозяйством — растопить печь, подойти к скотине, выйти на улицу, женщина тщательно закрывала свои волосы. Выставить их напоказ, открыть, т.е. «опростоволоситься», считалось позором.
Головные уборы
До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесёмки, сделанные из материи.
Взрослея, девушка получала повязку (перевязку), называемую в некоторых районах увяслом, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Эту повязку делали из шёлковой ленты, берёсты, а в богатых семьях из византийской парчи. Её украшали вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.
В переписи имущества дочери царя Алексея Михайловича — Анны упомянута «перевязочка, низанная жемчугом». Иногда налобная часть повязки имела особое украшение в виде какого-либо узорчатого узла или фигуры и называлась чело (начёлка).
Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вёл своё происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Венец делали из тонкой (около 1 мм) металлической ленты, ширина которой составляла не более 2,5 см. Для его изготовления использовали серебро и бронзу. По своей форме венец напоминал повязку, с той лишь разницей, что на концах мастер делал крючки для шнурка или ленты, которая завязывалась на затылке. Часто венец покрывался каким-либо узором с зубцами наверху. Девичий венец, унизанный жемчугом вдоль щёк, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник. Такой головной убор украшал на свадьбе голову царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I — «венец с каменьи и с жемчуги».
Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемой столбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента.
После замужества убор женщины резко менялся, ведь её красота теперь принадлежала только мужу. Иностранцы, посетившие русских, оставили описание такого свадебного обычая: во время праздника жених набрасывал своей избраннице на голову платок и становился таким образом её мужем.
Одним из самых древних женских головных уборов является платок – убрус. В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, намётка, подширье, фата и т.д. Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40—50 см, один конец его украшался шитьём, вышивкой из шёлка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. В X—XI вв. поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений. Позднее убрус приобрёл треугольную форму, тогда оба конца скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, для чего требовалось особое умение. Концы платка спускались на плечи и спину и также богато расшивались. Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в XVIII—XIX вв. из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке, так, как будто болят зубы. Этот способ назывался «головка». Выразительность женского платка, как писал в XVIII в. один современник, служила цели «придать большую цветность и возвысить красоту» женских лиц.
Составляя свой головной убор в будние дни, женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку-сетку из тонкой ткани, он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба, эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор. Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина надевала платок или шапку.
После замужества вместе с убрусом и повойником женщина получала кику (кичку).Кику носили поверх повойника, и состояла она из обруча, незамкнутого сзади, сверху обшитого тканью. Обруч имел форму полумесяца или подковы. Высота рогов для кики могла достигать 30 см, делали их из дерева или плотно скрученного холста. Задняя часть из дорогой материи или меха называлась подзатыльник, украшали его особенно нарядно, ведь именно он заменял косу, которой женщина лишилась. Здесь помещалась богатая вышивка или широкая декоративная подвеска с длинными цепочками из бляшек. Сверху на кику прикреплялся чехол-покрывало, называемый сорока, впоследствии он даст название этому составному головному убору. В таком облачении женщине следовало ходить, высоко подняв голову, красивой и мягкой поступью, что и породило выражение «кичиться», т.е. возноситься над другими людьми.
Разновидностью кики для особ княжеского и царского рода была коруна. Она отличалась своей формой — короной, богато украшенной, под которую надевали убрус. К убору добавляли ряски, жемчужную поднизь на лоб, колты, внутрь которых вкладывали кусочки тканей, пропитанные «ароматами», т.е. духами.
Кику носили поверх повойника, и состояла она из обруча, незамкнутого сзади, сверху обшитого тканью. Обруч имел форму полумесяца или подковы. Высота рогов для кики могла достигать 30 см, делали их из дерева или плотно скрученного холста. Задняя часть из дорогой материи или меха называлась подзатыльник, украшали его особенно нарядно, ведь именно он заменял косу, которой женщина лишилась. Здесь помещалась богатая вышивка или широкая декоративная подвеска с длинными цепочками из бляшек. Сверху на кику прикреплялся чехол-покрывало, называемый сорока, впоследствии он даст название этому составному головному убору. В таком облачении женщине следовало ходить, высоко подняв голову, красивой и мягкой поступью, что и породило выражение «кичиться», т.е. возноситься над другими людьми.
Разновидностью кики для особ княжеского и царского рода была коруна. Она отличалась своей формой — короной, богато украшенной, под которую надевали убрус. К убору добавляли ряски, жемчужную поднизь на лоб, колты, внутрь которых вкладывали кусочки тканей, пропитанные «ароматами», т.е. духами.
Ещё одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош — курица, наседка, петух). Отличительной особенностью кокошника являлся гребень — его передняя часть. Делался гребень на твёрдой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Он был затянут тканью. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых — кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI—XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с «рогатой», запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более «безопасный» головной убор.
Белила и румяна
Флетчер:
«Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако, там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы. От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют».
Адам Олеарий:
«Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет, брови и ресницы.
Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), — чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной. Нечто подобное произошло в наше время. Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться. Однако, ее стали донимать жены других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорить других женщин своим образом действий. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу.
Так как беление и румяненье происходят открыто, то жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей невесте и ящик с румянами».
Но это беление и румянение было, надо полагать, лишь городской и, главным образом, столичной модой.
Украшения
Флетчер:
"В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями... Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы... На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями."
Похожие статьи:
Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве
Традиции → Славянские заговоры
Традиции → Обряды славян
История → Общинное устройство славянских племен
История → Куликовская битва и Куликово поле
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
История головных уборов на Руси у женщин.
С женскими головными уборами разобраться ещё сложнее, чем с мужскими. Известно, что один из самых древних обычаев на Руси предписывал замужней женщине скрывать свои волосы. Появиться просто так, с непокрытой головой, значило - опростоволоситься, то есть опозориться. Следуя моде, голвные уборы на протяжении столетий всё же разделялись на те, которые носили молодые девушки, девушки на выданье - молодухи - и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие - только по праздникам. Существовали специальные свадебные, сезонные, городские и крестьянские головные уборы. Украшению головы отводилась особая роль: так женщина утверждала и выражала себя, демонстрировала свой вкус, социальное положение в обществе.
В 9-13 веках самым распространённым головным убором горожанок и крестьянок был повой, или урус. Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.
С помощю археологических раскопок был реконструирован другой головной убор - кика (кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твёрдой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен вышивкой, бисером, жемчугом.
При раскопках древних захоронений в Вологодской области был найден ещё один вариант головного убора - кокошник.
Кроме того, как русские женщины по обычаю имели длинные волосы, было придумано множество способов красиво прикрывать их. Нам, впрочем, эти способы вряд ли покажутся простыми. Так, в "Домострое" на эту тему читаем следующее: "...положите под кикой подзатыльник, да подбрусник, да волосник, да покрывала".
Давайте попробуем разобраться. Подбрусник - мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетённые в косы волосы. Подзатыльник из материи того же цвета подвязывался позади подбрусника. Волосник - это связанная крючком сетка для волос. Всё это сверху покрывалось шалью или платком.
Позднее у горожанок вместо платков и шалей в моду вошли столбунцы (головные уборы, напоминавшую мужскую горлатную шапку), чепцы, капоры. Они в зависимости от времени года украшались мехом, лентами, вышивкой, жемчугом, драгоценными камнями.
У молодых девушек с головными уборами дело обстояло проще. До замужества они могли ходить с распущенными или заплетёнными в косы волосами. Волосы поддерживал венчик (венец) - узкая металлическая или матерчатая полоска, которая, охватывая лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик мог быть расшит бусами, бисером. К нему сбоку подвешивали рязы - нитки бус или жемчуга, которые спускались вдоль щёк. На лоб надевалась сетка из жемчуга - поднизы. Сложные фасоны венчиков имели название "коруны".
Один иностранец в 1696 году писал: "Девушки ходят с открытой головой, нося только укреплённую на лбу богатую повязку; волосы девушки спадают до плеч и с гордым изяществом заплетены в косы". Для красоты в косы вплетались ленты или золотые нити, а к их концам подвешивали косник (накосник), представлявший собой треугольник из кожи или бересты, богато украшенный шёлком, бусами, жемчугом. Зимой девушки, так же как и взрослые женщины носили разнообразные шапки, опушённые мехом.
назад
dereven-ka.ru
История головных уборов на Руси у мужчин.
Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в 14 веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, валяные или плетёные шапки, напоминавшие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодёжь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи - овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.
В 14 веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.
В 15 веке стали носить круглые маленькие шапочки - тюфьи (скуфьи). Одновременно появилась мода стричь волосы "под горшок". К 16 веку в Москве уже было несколько "парикмахерских". Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой "парикмахерской". Если же на стрижку не было денег, то "под горшок" можно было постричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.
Один из обычаев, занесённых на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен). Несмотря на требования митрополита Филиппа, Иван Грозный отказвался снимать скуфью даже в церкви. Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шёлком и даже жемчугом (только у монахов они были чёрными).
Однако самым распространённым головным убором оставался клобук, а попросту говоря - колпак. Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы - запоны (отсюда, вероятно, происходит слово запонка). Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата - в общем, по достатку. У Бориса Годунова, например, среди имущества упомянут "колпак саженой; на нём восемь запонов да на прорехах пять пуговиц".
В 17 веке появился науруз (разновидность колпака) - шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В этом же веке стали носить так назывемые мурмолки - шапки с плоской, расширенной книзу (как усечённый конус) тульей. На мурмолке были меховые отвороты, похожие на лопасти, которые пристёгивались к тулье двумя пуговицами. Шили мурмолки из шёлка, бархата, парчи.
Мы уже говорили, что наши предки надевали на себя как можно больше одежды, чтобы показать свою состоятельность, знатность, - по двое портов, зипун, кафтан и т.д. То же самое происходило и в отношении головных уборов. Надевали скуфью, на неё колпак, а поверх - горлатную шапку. Горлатной она называлась потому, что делалась из нежного меха, снятого с горлышка соболя.
Резкое видоизменение мужских головных уборов началось во время царствования Петра I. По его приказу всей городской знати предписывалось носить парики и шляпы, как это было модно в Европе. Простых людей эти новшества не коснулись. Позднее у простого люда появилась своя мода - на картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки исчезли из обихода.
назад
dereven-ka.ru
"Русь изначальная":одежда и украшения. Женский головной убор.
***Женский головной убор
и украшения***
Краткая история Повязка
Венец и обруч
Повой и убрус
Кокошник и кика
Сорока
Краткая
история
Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского
национального костюма. В некоторых источниках говорится, что
традиция обязательно покрывать голову, появилась на Руси с
древнейших времён. Волосы женщины, особенно замужней,
считались опасными (прежде всего для мужчин) и могли
привлечь злые силы. Не случайно в Европе, когда рисуют
портрет ведьмы, изображают её с распущенными, часто
неубранными, волосами. Наверное, отсюда же пошла традиция
входить в церковь с покрытой головой, а также выражение
"опростоволоситься", ведь сорвать убор с женщины, обнажив её голову, было страшным оскорблением.
Совсем по-другому относились в те времена к девичьим
волосам. Девушки носили либо косу, которая начинала плестись
очень низко на затылке, либо распущенные длинные волосы.
Головной убор девушки "оставлял" макушку открытой и был
призван подчёркивать её красоту. А иначе как ещё могли
обратить на неё внимание молодцы?
Будучи изначально защитой (от злых сил или непогоды) и
украшением, головной убор женщины постепенно становится
знаком её семейного и социального статуса:
после того, как девушка выходит замуж, она сразу меняет
девичий головной убор на женский ("окручивание").
(К. Маковский. Под венец.)
С древних времён у девушек головным убором был
металлический обруч.
К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические
украшения. У каждого славянского племени они были свои,
особенные: браслетообразные у
кривичей, семилопастные у вятичей, спиралевидные у северян и
т.д. Иногда по видам височных колец археологами даже
определяются границы расселения тех или иных племён.
Крепились такие кольца у виска на металлический обруч или
даже вплетались в волосы, одевались кольцом на ухо и т.д. Из
праздничных уборов уже тогда существовало у девушек некое
подобие кокошника,
повязка ("чело кичное") и венец,
а из украшений - височные кольца, очелье, подвески, бляшки,
пряжки.
Женский головной убор замужней женщины предполагал полное
"покрытие" головы. В X-XI веке это
подобие головного полотенца, которым оборачивали голову, так
называемый повой. Несколько позже
такое полотно будет богато украшаться и станет
убрусом. В
XII-XV
веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую
комбинацию несколько уборов:
повойник,
убрус и поверх - кика или круглая
шапочка с мехом по краям (особенно зимой). Передняя часть
кики позже становится съемной и получает название очелья
(хотя по данным некоторых историков очелье могло
существовать и раньше, и одеваться прямо на повой
[4]). Очелье особенно богато
украшается жемчугом, бисером и т.д. У женщин украшения крепились уже не к волосам (как это бывало
у девушек), а прямо к головному убору. Сначала это различные
височные украшения, а к XIV - XV
векам самыми распространёнными становятся рясы.
Женщины менее богатые и знатные в XI-XII
веках и позже чаще носили сороки и
менее дорогие убрусы, без богато-украшенной кики. Что
касается платков, то как самостоятельный женский убор его
начинают использовать где-то с XVII
века. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные
полотенца, становясь основным убором.
Повязка
Повязка
(="налобник") -
один из самых древних ленточных головных уборов (уже
известен в X веке),
представляющий собой полоску шёлковой, парчовой,
бархатной или шерстяной ткани. Сначала - это просто
кусок ткани, сложенный в несколько раз и завязанный
на голове так, чтобы закрывать лоб или темя. Такую
ленту часто украшали вышивкой.
Несколько более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху
бляхами или лентами. На лбу или темени она могла
иметь основу-подкладку длиной около 50 см. Под косой
её завязывали верёвочками, а вниз, на спину,
спускали уже сузившееся продолжение повязки- ленты.
Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще
всего по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца.
Замужние женщины также могли использовать повязки,
но одевали их уже на покрытую голову.
(В.И.
Суриков. Портрет Матвеевой. 1909. Акварель.)
Венец и обруч
На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке
узкие металлические обручи. К ним крепились височные
кольца и другие украшения. Обруч из кожи или
бересты, обтянутый тканью и богато украшенный
(бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным
жемчугом и каменьями) становился венцом.
Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю
часть, которая называлась очельем.
(Д.Левицкий.
Портрет Агафьи
1785 г.)
Все височные украшения могли крепиться уже не только
к волосам, но и к самому венцу:
сначала это височные кольца, а к
XIV веку -
подвески из бисера или драгоценных камней, которые
получили название рясы.
Скорее всего, венец является
продолжением венка, одного из самых древних девичьих
украшений на Руси. Цветы венка крепились на
берестяном или железном ободке и также обильно
украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных
цветов.
В древности венок
девицы носили на распущенные волосы. Здесь он неотъемлемая часть любого обряда, в котором
принимает участие незамужняя девушка (сбор трав,
прыжки через костёр). После проведения любого
ритуала венок "полагается сжечь или бросить его
подальше:
на дерево, крышу дома или другого
строения" [1].
Однако чаще
всего венец - это головной убор девушки,
надеваемый ею на свадьбу или по праздникам.
Как известно, главной красой
девичьей на Руси была её коса, а потому в
большинстве девичьих уборов макушка оставалась на
голове открытой. Если девушка могла носить венец,
она была незамужней. Отсюда венец - символ
девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим
венцом или его похищает жених (обычай):
Ах
ты, братиц мой, ясный сакол!
Ты вспань на добра коня,
Дагонь яснова маева сакола
Атыми мой залот вянец!
/Песня Псковщины/
Венец - очень древний головной убор. Само слово
"венец" происходит от русского "венить"="заниматься
жатвой". "Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" (="на
жатву"), за что и должен был заплатить родителям
выкуп" [2], так как они своей помощницы лишались. Обряд венчания также происходил с использованием
венков. Надев венки из цветов, жених и
невеста ходят вокруг цветущего кустарника (обычно
венчание происходило весной, когда особенно славился
Руссами бог Ярило). Отсюда же пошла поговорка:
"Вокруг куста венчаны".
(М.В. Нестеров.
Смерть Александра
Невского. 1900 г.)
Повой и убрус
Повойник (волосник;
подубрусник) - это старинный головной убор
замужней женщины, который был известен уже в
X веке. Первоначально
представлял собой полотенце, которым женщины
полностью покрывали голову, а иногда шею и плечи.
Поверх, на голове, для закрепления надевалась
повязка или лента. Интересно, что для украшения
женщины использовали сплетённые из шерсти косы,
которые затем могли комбинироваться с височными
украшениями.
Несколько позже (XV-XVI века)
под повойником уже понимают подобие шерстяной шапочки, напоминавшей чепец, стянутый на
затылке верёвочками или закреплённый на голове
шерстяной лентой. Под него полностью
убирались волосы, а сверху ещё надевался убрус -
вышитое полотняное, а у знатных женщин - шёлковое,
белое или красное полотно, концы которого богато
украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и
спину.
Кокошник и кика
Впервые само
название "кокошник" встречается в документах
XVI века. Слово "кокошник"
происходит от древнеславянского слова "кокош",
означающего курицу-наседку или петуха. Тем не
менее уже в погребениях Новгорода, относящихся к
X-XII веку встречаются
некоторые подобия кокошника:
твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и
закрывавшего голову полностью до ушей.
(К. Маковский.
Боярыня.)
Кокошники считаются головными уборами замужних
богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того
времени вместо них предпочитали носить
убрусы и
сороки.
Существует множество кокошников. На каждой территории
имеются свои особенности:
кокошники отличаются по форме
и украшениям. В Центральных районах России
были треугольные, кокошники, напоминавшие полумесяц,
на севере - однорогий конус (="шишак"), в южных -
двурогий (разные виды кокошников см. на рис. "Под венец").
"Твёрдая часть кокошника часто пришивалась к
шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье
кокошника могли украшать жемчугом, бисером и цветным
стеклом в металлической оправе"
[1], а к вершине прикрепляли покрывало из
кисеи, падающее на плечи.
Часто поверх кокошника одевали платок (завязывали у подбородка или
закалывали).
(Н. Неврев.
Бытовая сцена 17 века.)
Кокошники также
украшали жемчужными
поднизями, которые крепились к передней части
очелья и спускались на шею и лоб (см. рис. слева).
Разновидностью кокошника можно считать кику (см.
рис. справа), по форме напоминавшую птицу. Её
название происходит от названия
лебединого
крика (кликать, кричать). Кика получила распространение около XV
века, будучи тогда убором цариц. Её надевали поверх
повойника. Главным её отличием от кокошника можно
считать то, что она представляла собой твёрдую шапку
с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части,
прикрывавшие уши.
Сорока
Сорока (кичка,
рога) - один из самых древних русских головных
уборов замужней женщины. По данным
археологических раскопок сороку носили в
XII веке и уже тогда она
была широко распространена по всей территории
России. Обычно сорока состояла из следующих частей:
кичка, сорока, позатылник, налобник,
платок. Кичка - круглая холщовая шапочка, на её
передней, лобной, стороне прикрепляли твёрдую часть
из луба (подкорье липы или вяза), деревянных
дощечек, бересты или других материалов. Верхняя,
возвышающаяся над шапочкой часть называлась кичкой
(или "роги", "сдериха"). Они были самых разных форм:
лопатообразной, полукруглой и в виде рогов. Рога -
издавна символ плодородия, возможно, такой же смысл
они несут в сороке.
Сама сорока представляла собой
вытканное длинное полотно которое крепилось на кичке
и спускалось ниже на спину и плечи. Позатылник -
ткань на твёрдой основе, уложенный сзади, чтобы
прикрывать волосы на затылке. Налобник - расшитая
полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и
виски. Поверх сороки ещё завязывался платок.
(Неизвестный художник. Женщина с мальчиком у
колодца.)
[1]
И.И. Шангина. Русский традиционный быт. Энциклопедический
словарь. Санкт-Петербург. Изд-во:
"Азбука-классика", 2003 год.
[2] А.Н. Афанасьев.
Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на
природу. Москва. Изд-во: "Эксмо",
2005 год. [3] Н.М. Каминская. История
костюма. [4] Л.Н. Пушкарёва. Женщины
Древней Руси.
Наверх
Архив новостей
| Одежда |
Вооружение|
Устройство избы
|
Звери и птицы
|
Травник |
Гостевая книга
|
Ссылки
В
случае, если Вы заметили ошибки
или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная
информация по теме или иллюстрации,
пишите.
Перепечатка материалов возможна только при активной
гиперссылке на сайт-источник.