История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.История становления и развития гигиены. Важнейшие детали гигиенической науки и санитарного дела. Гигиенические традиции древнего мира


2.История становления и развития гигиены. Важнейшие детали гигиенической науки и санитарного дела.

  1. Предмет, содержание и задачи гигиенической науки. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача лечебного профиля.

Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда.

Основная цель гигиены – это сохранение и укрепление здоровья человека.

Задачи гигиенической науки :

  1. Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека.

  2. Изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на организм человека или популяцию.

  3. Научные обоснования и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих факторов.

  4. Внедрение через санитарное законодательство в практику здравоохранения и народное хозяйство, разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и совершенствование.

  5. Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства, определение соответствующих гигиенических проблем, вытекающих из прогнозируемой ситуации, научная разработка этих проблем.

Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных отраслей: гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и т.д.

Забота о здоровье – важнейшая задача медицинской и практического здравоохранения. Решение этой задачи достигается двумя путями :

  1. Профилактическим, т.е. путем укрепления здоровья и предупреждения болезней

  2. Восстановительным, или путем лечения больного человека.

Оба пути осуществляются одновременно, однако первоочередным и более эффективным, а следовательно, и приоритетным в деятельности медицинского работника любого профиля должен быть профилактический путь.

Гигиена как наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но корни ее уходят в глубь веков. Уже у народов Древнего Востока, в Древней Греции и в Древнем Риме мы находим следы довольно развитой санитарно-гигиенической культуры. Как и всякая культура, она с момента возникновения имеет социальный характер, так как выражает потребности различных групп людей, а не одного человека. Однако на развитие гигиены влияют и другие факторы - сложившиеся обычаи, развитие научных знаний, житейский опыт, религиозные культы, социальный состав общества.

Санитарно-гигиеническая культура Древней Греции. Спартанское государство возникло в результате завоеваний больших территорий, где местное население было обращено в рабов, принадлежавших всей общине спартиатов. Так как спартиаты составляли меньшинство населения, то для сохранения своего господства им нужны были сильные и ловкие воины, которые могли бы участвовать в сражениях, подавлять восстания рабов. Это наряду с другими причинами способствовало развитию культа силы и физического здоровья и нашло отражение в гигиенических обычаях. Грудных детей в Спарте не пеленали, держали обнаженными до годовалого возраста. Одних это закаляло, другим приносило гибель. Когда мальчики подрастали, их заставляли заниматься бегом, верховой ездой, игрой в мяч. Поощрялись кулачные бои, фехтование, метание диска, копья. Эти упражнения считались обязательными для будущего воина.

В Афинах и других греческих государствах, где проблема военного подавления эксплуатируемых не стояла так остро, личность античного гражданина развивалась более гармонично. Военные упражнения не играли доминирующей роли, главное внимание уделялось овладению знаниями и спорту.

В Греции в 776 г. до н.э. в г. Олимпии состоялись первые спортивные игры. Постепенно они стали всегреческими. Традиция проведения этих игр в последующем была принята большинством государств мира. Олимпийские игры в настоящее время - крупнейшие международные соревнования.

Санитарно-гигиенические знания в трудах греческих философов. Как и большинство наук, первые санитарно-гигиенические идеи формулируются в трудах философов. Так, великий греческий философ Пифагор (VI в. до н. э) был известен не только как математик, открывший зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, но и как гигиенист. Он считал, что человек должен употреблять простую пищу, пить чистую воду. Пифагор ратовал против переедания, запрещал потребление вина, он одним из первых понял значение режима дня, чистоты тела, физических упражнений. В его трудах мы находим некоторые сведения о психогигиене, в частности о влиянии музыки на работоспособность и настроение.

Большое значение для становления гигиены как науки имели труды основателя медицины Гиппократа (460-377 до н.э.). Он был первым медиком, который стал изучать влияние почвы и воды данной местности, а также особенностей питания на здоровье людей, проживающих на данной территории. Он первый установил, что существуют общие причины заболеваний, связанные со сменой времен года, резкими изменениями погоды, колебаниями температуры, качеством воды, почвы и т.д., а также индивидуальные причины: нарушение диеты, режима и пр.

Большой вклад в становление гигиены имели труды Аристотеля (384-322 до н. э). Он исследовал условия, препятствующие рождению здоровых детей, и пришел к выводу, что слишком ранние и слишком поздние браки приводят к появлению слабых и больных детей, осложняют роды, которые нередко заканчиваются смертельным исходом.

Труды Клавдия Галена. Для развития санитарно-гигиенической культуры Древнего Рима большое значение имели работы римского врача Клавдия Галена (130-200). В отличие от своих предшественников Гален считал, что гигиенические рекомендации надо выводить из анатомо-физиологических знаний. В какой-то степени Галена можно считать и основоположником школьной гигиены. Он первым указал возраст детей (7 лет), с которого можно начинать их систематическое обучение, рекомендовал, как уберечь детей от дурных привычек, впервые высказал мысль, что обучение надо проводить под контролем врача.

Санитарно-гигиеническая культура Древнего Востока. Еще в древнеиндийских и древнекитайских законодательствах говорилось о необходимости соблюдать чистоту тела, о режиме питания, труда и отдыха, давались правила захоронения трупов. В Египте более 1500 лет назад осушали болота, создавали оросительные системы, проводили организованное удаление нечистот. Культура Древнего Востока оказала значительное влияние на развитие более поздних цивилизаций.

Среди великих ученых Древнего Востока особое место занимал Абу Али Ибн Сина. Он родился в 980 г. недалеко от Бухары (на территории нынешней Узбекской ССР).

После того как Луи Пастер доказал, что микробы причастны к заразным заболеваниям, появились новые отрасли гигиены - эпидемиология и санитарная бактериология, которые дали возможность разработать ряд эффективных мер по пресечению эпидемий.

Параллельно с эпидемиологией развивалась экспериментальная гигиена, основателями которой считаются английский ученый Парке и немецкий ученый Петтенкофер. Они разработали методы определения концентрации углекислого газа в помещении, выявили влияние состава почвы, воздуха, воды на организм человека, провели инженерно-гигиенические работы в области вентиляции и отопления, впервые установили гигиенические нормы санитарной оценки качества воздуха, почвы, воды, жилища, одежды.

Гигиена как самостоятельная наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но необходимость введения санитарного законодательства была осознана намного раньше. Так, первый в Европе санитарный совет состоялся в 1802 г. во Франции, но влияние его было небольшим, а к началу XX в. наметилось довольно значительное расхождение между достижениями гигиены и ее практическим использованием. Гигиенисты могли определить, каким нормативам должны соответствовать жилище, труд, питание человека, но они были бессильны обеспечить людей работой, снизить квартирную плату и т.д.

Санитарно-гигиеническая культура древней руси и дореволюционной России.

Санитарно-гигиенические реформы Петра I. Рост санитарной культуры в России XVIII в. связан прежде всего с реформами Петра I, в которых санитарному законодательству уделялось большое внимание. При Петре 1 были изданы указы о предохранении войск от болезней, правила торговли пищевыми продуктами, запрещалось пускать в продажу падший скот, торговать мясом больных животных. Было проведено благоустройство мостовых.

Важный вклад в становление гигиенической науки в России сделал М.В. Ломоносов. В труде "О размножении и сохранении народа российского", изданном уже после смерти автора, были проанализированы причины заболеваний детей в сиротских приютах, в семьях крестьян и бедных горожан. Сокращенное издание книги вышло в 1818 г., полное - в 1871 г.

Экспериментальное направление гигиены в России. С развитием капитализма в России возникают новые отрасли промышленности, а вместе с ними нарастают проблемы охраны труда. В 30-50-х гг. прошлого столетия они приобретают настолько острый характер, что к ним привлекают внимание народа многие прогрессивные деятели культуры: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, другие демократы-разночинцы. В какой-то степени этому способствовали успехи в области военной гигиены, которую продолжили Н.И. Пирогов и А.П. Доброславин.

А.П. Доброславин впервые в России создал гигиеническую лабораторию, где провел ряд экспериментальных исследований. Он организовал аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов. С именем А.П. Доброславина связано введение санитарной экспертизы. До этого систематический санитарный надзор в стране фактически отсутствовал, хотя попытки ввести его предпринимались, начиная с указов Петра I.А.П. Доброславин является родоначальником экспериментального направления в отечественной гигиене.

Развитие школьной, социальной и коммунальной гигиены в России. С несколько других позиций подошел к решению гигиенических вопросов Ф.Ф. Эрисман (1842-1915).

Ф.Ф. Эрисман установил, что при сидении за партой (конечно, при условии, если парта подобрана по росту) обеспечивается рациональная поза во время чтения, письма, лекционных занятий, что способствует нормальному развитию скелета и мышц, предупреждает нарушение осанки и близорукости у учащихся.

Большие заслуги принадлежат Ф.Ф. Эрисману в области социальной гигиены и гигиены труда. Он подробно исследует условия труда на различных предприятиях Москвы и в ее окрестностях, Петербурга и создает книгу "Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда". Используя методы анализа факторов внешней среды, Г.В. Хлопин продолжил исследования, начатые А.П. Доброславиным, и внес существенный вклад в теоретические основы коммунальной гигиены. Созданная им методика исследования пригодности для употребления пищевых продуктов применяется и в наши дни. Он занимался вопросами водоснабжения, боролся против загрязнения рек промышленными отходами, занимался гигиеной труда и проблемами питания.

  1. Методы гигиены. Связь гигиены с другими дисциплинами.

Методы гигиены делят на:

I Методы изучения окружающей среды

II Методы изучения влияния окружающей среды на организм и здоровье человека

Методы изучения окружающей среды включают:

  1. Метод санитарного описания

  2. Инструментально-лабораторные методы

Задачей санитарного описания является оценка санитарного состояния того или иного объекта окружающей среды по внешним признакам. Санитарному описанию подвергаются все объекты окружающей среды, условия жизни и труда населения – водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жильё, места отдыха и труда населения, больничные, школьные учреждения и т.п. С помощью метода возможно выявление вредного действия на организм того или иного фактора окружающей среды, установление наличия и характера влияния этих факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия проживания населения. Описанию подвергают те признаки или свойства объекта, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб здоровью человека. Данный метод позволяет охарактеризовать фактор среды лишь косвенно (субъективно).

Для количественной (объективной) оценки фактора санитарное описание необходимо дополнять инструментально-лабораторными исследованиями. В зависимости от того, какие факторы изучаются, могут использоваться следующие инструментально-лабораторные методы исследования:

  • Физические - с помощью них определяют температуру, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрацию, радиоактивное излучение и др. К этим методам относят термометрию, барометрию, шумометрию, виброметрию и др.

  • Химические – применяются для определения химического состава пищевых продуктов, почвы, воды, воздуха.

  • Физико-химические – при помощи этих методов определяют либо физические либо химические компоненты. К этим методам относят полярографию, спектрографию и др.

  • Биологические – определяют наличие и количество в воздухе, воде, почве, пищевых продуктов биологических объектов- микроорганизмы, гельминты, вирусы, насекомые и др. К ним относятся микробиологические, гельминтологические, вирусологические, и другие методы исследования.

  • Санитарно-статистические – используют для количественной характеристики объектов окружающей среды. К их числу относятся методы расчета средних значений, показателей распределения и наглядности, других экстенсивных и интенсивных показателей, корреляционного, регрессионного или дисперсионного анализа.

  • Географические методы – применяют для количественной и качественной характеристик объектов окружающей среды на территории больших регионов. К их числу в первую очередь относятся картографический метод. Существуют карты химического состава почвы, воды, воздуха, динамики загрязнения и др.

Методы изучения влияния окружающей среды на здоровье и организм человека включают:

  1. Методы натурного наблюдения

  2. Методы экспериментального исследования

Используются следующие методы натурного наблюдения:

  • Клинические – используют для определения клинических признаков влияния окружающей среды на здоровье людей. К ним относятся: осмотр, аускультация, пальпация, перкуссия, рентгенография и пр.

  • Физиологические – применяются для регистрации доклинических изменений функциональных показателей органов и систем организма. В эту группу методов входят термометрия, методы определения работоспособности, утомления, функционального состояния ЦНС, состояния потоотделения, АД, аудиометрия и др.

  • Биохимические – используются для определения химического состава жидкостей и тканей организма. Это например, определения содержания оксигемоглобина, глюкозы, гликогена, хлоридов, кальция, витаминов, ферментов и других физиологических компонентов крови, а также содержания в ней токсических веществ – свинца, ртути, метгемоглобина и др.

  • Санитарно-статистические методы – используют для количественной характеристики состояния здоровья (методы расчета средних, экстенсивных и интенсивных показателей) и для количественного определения зависимости изменения здоровья человека от влияния окружающей среды (методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, факторного анализа).

  • Медико-географические методы – применяют для изображения и оценки пространственного распределения на территории того или иного региона таких показателей здоровья населения, как уровни заболеваемости, инвалидности, смертности, установления причинно-следственных связей между пространственным распределением интенсивности параметров различных факторов окружающей среды и значений показателей здоровья населения.

К методам экспериментального исследования относят:

  • Лабораторный эксперимент на животных – проводится в специальных камерах, на стендах или установках для изучения влияния на организм животных химических, биологических, физических факторов среды с целью установления их безопасных величин или уровней. Чаще всего этот эксперимент проводится с целью гигиенической регламентации факторов окружающей среды – установления ПДК и ПДУ.

  • Лабораторный эксперимент на людях-добровольцах, допускается лишь в тех случаях, когда есть полная проверенная безопасность для здоровья человека. Чаще всего такие исследования проводятся с целью научного обоснования гигиенических нормативов и других гигиенических регламентов. Например при гигиеническом обосновании максимально-разовой ПДК ( изучение порогов обнаружение запаха, раздражающего действия, рефлекторных реакций в условиях кратковременных экспозиций).

Эксперимент с моделированием природных условий проводится на специально созданных лабораторных моделях, имитирующих процессы, происходящие в окружающей среде. Например, так изучают процессы накопления в почве и растениях экзогенных химических веществ, таких как пестициды, минеральные удобрения, тяжелые металлы, и др.

studfiles.net

Гигиенические традиции в античности и средневековье

 

Многие полагают, что в Древней Греции существовал культ чистоты, а жители Эллады обладали скульптурной красотой.

Подобные представления появились в XVI-XVIII веках нашей эры, в ту пору стали популярными археология, античность, античные древности.

Но облик античных скульптур отражает лишь представление греков об идеальной красоте, а антропологические и антропоморфические данные свидетельствуют о том, что сами греки были смуглыми, темноволосыми, невысокими.

Надо сказать, что греки не отличались особенною чистоплотностью, ежедневные омовения всего тела были редкостью, а ароматические масла для умащивания кожи не могли заменить воду.

По словам Плутарха, спартанцы «ходили немытые, воздерживаясь от бань».

А вот Античный Рим, напротив, по праву называют «гигиеническим раем».

Во всех городах Римской империи действовали общественные и частные термы-бани, существовала традиция ежедневного омовения, было налажено производство мыла – римляне создали блестящий канон ухода за своим телом, который через века возродили английские и французские денди.

Труды Плиния, Вергилия, Транквилла, Галена – огромный корпус документов свидетельствует о высоких гигиенических традициях римлян.

 

Средневековье. Ренессанс. Новое время. Современность.

 

Падение Рима, создание в Европе германских государств означали глубокие перемены в социальной, культурной и религиозной жизни.

В течение последующих почти полутора тысяч лет в Европе существовали крайне скромные гигиенические обычаи и правила.

И простолюдины, и знать чрезвычайно редко заботились об общей гигиене, годами не принимали ванну.

Так было в VIвеке, так было в XIII веке, так было в конце  XVIII века нашей эры!

«Счастлив ваш нос, не обоняющий запах германца», - говорил в конце V века нашей эры галло-римский аристократ Сидоний Аполлинарий, обращаясь к своим родным. Французский философ Монтень в XVI веке сетовал на то, что соотечественники не принимают ванну, а в середине  XIX века Бальзак писал о «страшном зловонии и грязи» парижских улиц, домов и самих парижан.

Не стоит думать, что такое небрежение гигиеною было вызвано недоступностью воды или моющих средств.

Развитое мыловаренное производство существовало в Марселе, в Венеции, в городах Германии и Англии.

Вместо мыла могли использовать щелок, пемзу, ячменную закваску, бобовую муку и глину.

Европейский «санитарно-гигиенический упадок» обусловлен тем, что в рамках новой религиозной традиции, распространившейся в европейском регионе, «телесное» называлось греховным.

Поэтому заботу о теле, его чистоте и красоте считали занятием сомнительным или порочным.

В течение веков те же религиозные положения определяли медицинскую и гигиеническую традицию, девизом которых стала латинская максима «Saepemanus, raropedes, nunquamcaput» («Руки - часто, ноги - редко, голову - никогда»).

Страсть к цветам и ароматам европейских королевских дворов (например, двор Людовика XV называли «парфюмированным») обусловлена не «куртуазностью» или «галантностью» нравов, а необходимостью скрыть смрад и зловоние.

Как показали историки Жорж Вигарелло и Ален Корбен, в Европе XVII– XVIII столетий общей практикой была так называемая «сухая чистка»: при  дворе Людовика XIV лицо и руки протирали надушенными салфетками (прообраз нынешних гигиенических салфеток!), об общей гигиене не беспокоились, а на блестящих балах в воздухе стоял запах немытого тела.

Редкие «чистюли» тех времен (к ним, например, относилась мадам Помпадур) нарочно не использовали духи, дабы подчеркнуть чистоту своего тела.

В те времена много свадеб играли в июне, поскольку в мае было принято мыться, и в течение месяца человек пах сносно.

Правда, на всякий случай невеста имела при себе пучок цветов, с тех пор и существует традиция свадебных букетов.

Цветы использовали непосредственно на теле: например, французский врач  Жером де Мерибель советовал натирать подмышки розами, если «они воняют козлом».

Неслучайно, известный немецкий драматург Патрик Зюскинд, наш современник, в своем романе «Парфюмер» точно и верно писал о Франции XVIII столетия: «В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая…

Воняли крестьяне и священники, подмастерья… воняло все дворянское сословие…

Ибо в XVIII столетии еще не была поставлена преграда разлагающей активности бактерий…»

Только в середине XIX века стараниями Луи Пастера, Джозефа Листера и Роберта Коха была установлена четкая связь между микроорганизмами и инфекционными заболеваниями и создана медицинская микробиологическая теория (правда, первые описания и зарисовки бактерий были сделаны изобретателем микроскопа Левенгуком в 1673 году).

Революционные изменения в медицине вызвали перемену взглядов на личную и общественную гигиену. Возникло понятие незримой инфекции.

К концу XIX века начали дезинфицировать городские церкви, библиотеки, питьевые фонтанчики.

Были выполнены измерения количества микробов в воде до и после принятия ванны. После серии опытов П.Ремлингер пришел к выводу, что мытье значительно сокращает количество бактерии на коже человека.

Отныне воду стали считать союзником в борьбе с инфекционными болезнями. Регулярные ванны стали воспринимать как оздоровительные и профилактические средства. Появились специальные инструкции о том, как чистить полость рта, удаляя пищу, оставшуюся между зубами.

Случился колоссальный европейский «санитарно-гигиенический» сдвиг.

Но эти изменения гигиенической традиции, обусловленные научными открытиями, предвосхитили английские и французские денди конца XVIII - начала XIX веков, щёголи – «чистюли», которые создали (или, памятуя о традициях древних римлян, воссоздали) новый «канон телесности», предусматривавший ежедневный тщательный уход за своим телом, и ввели его в моду.

Тон задавали англичане, которые «резко отличались на фоне континентальных наций высокими гигиеническими стандартами, ведь англичане полагают, что мыло - это цивилизация» (JohnsonP.1981).

Конец XIX - начало XX веков - время научных открытий, технических изобретений. Появились душ и душевые кабины, опробованные во французской армии и французских тюрьмах.

В 30-е годы ХХ века в квартирах европейских и американских рабочих появляются ванны.

Интерьер ванных комнат перестает напоминать будуар: особое внимание уделяют дезинфекции и гигиене, поэтому используют белый кафель, функциональные детали (полки, вешалки).

Широко используют разнообразные косметические средства, твердые и жидкие мыла. Коко Шанель, летчики Сент-Экзюпери и Чарльз Линдберг вводят в моду морские купания, загар, гимнастику.

Таким образом, в 30-ые годы ХХ века окончательно сформировалась та гигиеническая традиция, которую мы называем современной.

В отличие от Европы, на Руси процесс телесного омовения всегда пользовался особым почётом.

С баней были связаны все самые важные события в жизни русских: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни.

Так, существовала традиция обязательного посещения бани перед венчанием и на следующий день после свадьбы.

Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.

Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков, ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд.

К вопросам личной гигиены на Руси относились весьма серьезно.

Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян.

О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности.

Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь.

Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа.

Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время.

Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и в иностранных летописях.

Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой, и что было силы били друг друга веником.

Иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об оздоровительном эффекте русских бань распространился по всему свету.

О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники. Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас.

Неудивительно, что после такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.

Надо сказать, что на Руси баню мог построить любой человек, имеющий достаточно земли для этого.

В середине XVIIвека даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание пожаров.

Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места.

В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения.

Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой.

Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню.

Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть.

Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, считалось, что парение и прогревание в бане повышает умственные способности.

О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.).

Он полагал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства.

Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы.

 Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там.

А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население. 

maxpark.com

Развитие медицины в Древнем Египте (III – II тыс. до н.э.) Индийская медицина в ведийский период. Гигиенические традиции в Древнем мире

Поиск Лекций

I курс медико-профилактический факультет

Семинарское занятие № 1

Тема: Цели и задачи изучения истории медицины на медико-профилактическом факультете. Методика подготовки к занятиям.

Цель занятия:Определить понятие история медицины, показать их

значение для подготовки врача.

Задачи: 1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы

по истории медицины: учебники, художественные произведения и

произведения искусства, медицинские раритеты, интернет.

2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему

оценки качества усвоения культурных и профессиональных

компетенций.

Основные понятия темы:История медицины как наука, и предмет

преподавания, историческая форма, смежные

науки, в том числе философия. Методы

исследования истории медицины: археология,

палеонтология, этнография.

План:

1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания.

2. Цели и задачи истории медицины.

3. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями,

уровнем развития смежных наук и философскими идеями.

4. Значение изучения истории медицины для подготовки врача.

5. Источники и методы изучения истории медицины.

6. Общая методика изучения курса истории медицины.

7. Роль личности в развитии медицины.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Примеры взаимосвязи истории медицины с философскими идеями в

разные исторические периоды.

2. Анализ взаимосвязи истории медицины с уровнем развития смежных

наук.

3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на

развитие медицины.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для

медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История

медицины. – М., 1981.

МПФ 1 курс

Семинарское занятие № 2

Тема: Медицина первобытного общества. Первые гигиенические навыки.

Цель занятия: Выявить особенности развития медицины в период

первобытнообщинного строя.

Задачи: 1. Показать общие закономерности и особенности развития помощи

на различных этапах развития первобытного общества.

2. Проследить закономерности, лежащие в основе формирования

врача-профессионала.

 

Основные понятия темы:периодизация развития общества, эмпирический

опыт, тотемизм, шаманизм, анимизм, фетишизм,

лечебная магия.

План:

1. Источники информации о болезнях и врачевании в первобытную эру.

2. Методы врачевания в период становления первобытнообщинного строя.

3. Коллективный характер оказания медицинской помощи.

4. Методы врачевания в период расцвета первобытнообщинного строя.

5. Рациональные и иррациональные приемы врачевания.

6. Медицина в период разложения первобытнообщинного строя.

7. Появление и подготовка врача – профессионала.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Сложные хирургические операции, используемые в первобытными врачевателями.

2. Лекарственное лечение.

3. Определение понятий «народная медицина», «традиционная медицина», «научная медицина».

Рефераты и сообщения:

1. Формирование коллективного характера медицинской помощи в период становления первобытнообщинного строя.

2. Выделение врачевателя-профессионала представителя народной медицины.

3. Зарождение культов и фантастических верований. Их связь с верованиями.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.

МПФ 1 курс

Семинарское занятие № 3

Тема: Развитие медицины в Древнем Египте (III – II тыс. до н.э.) Индийская медицина в ведийский период. Гигиенические традиции в Древнем мире

Цель занятия:1. Раскрыть достижения в области медицины в древних

цивилизациях

2. Показать объективный характер закономерностей,

лежащих в основе понимания причин болезней, постановки

диагноза и методов лечения

Задачи: 1. Выявить особенности становления медицинских знаний в

Древнем Египте.

2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных

факторов в формирование медицины.

3. Выявить объективные закономерности и философские

обоснования формирования традиционной медицины.

Основные понятия темы:Папирусы, как источник медицинских знаний,

строение человеческого тела (анатомия),

причины болезней (этнология), понятие о пульсе,

акупунктура, йога.

План:

1. Исторически изучения медицины Древнего Египта.

2. Религиозные культы и представления Древнего Египта и их роль в становлении

медицины.

3. Зарождение и формирование традиционной медицины в Египте.

4. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Египта.

5. Врачевание в Древней Индии. Ведийский период.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Первые анатомические знания о строении человеческого тела.

2. Врачебная этика Древнего Египта.

Рефераты и сообщения:

1. Особенности народной и традиционной медицины.

2. Аюрведа – традиционная система древнеиндийского врачевания.

3. Бальзамирование и накопление знаний о строении человеческого тела.

4. Инфекционные болезни и их лечение в Древнем мире.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. –

М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М.,

1981.

МПФ 1 курс

Семинарское занятие № 4

poisk-ru.ru

Содержание занятия развитие медицины в первобытном обществе

Содержание занятия.

Развитие медицины в первобытном обществе.

Болезни существовали во все эпохи, а заболевшие люди нуждались в лечении и помощи. Собирая растения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, постепенно вырабатывая методы траволечения. Владение навыками медицины требовалось каждому человеку, поэтому целительство первоначально являлось занятием коллективным. Возникновение первых религиозных верований отразилось на методах врачевания и представлении о причинах болезни.

Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые духи изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, на­пример его вещи, имени или изображения.

Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Са­мой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магичес­кой медициной. Современные знания о первобытном целительстве полу­чены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патоло­гиюскелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.

Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформациикостей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности.

Основные черты медицины первобытного общества:

1. Несмотря на то, что развивались фетишистские, тотемистические, анимистические, онтологические представления о болезнях, и первобытные люди при их лечении, прежде всего, прибегали к заговорам и обрядам, все же рациональное врачевание имело место и постепенно укрепляло свои позиции. 2. В первобытном обществе совершился переход от инстинктивной само- и взаимопомощи (предмедицина) к сознательной взаимопомощи и к формирующейся медицине.

Эпоха Древнего мира.

Особенности медицины древних цивилизаций

Впервые расслоение общества произошло в Шумере и Египте (IV тыс. до н.э.). В других регионах земного шара этот процесс разви­вался в более поздние сроки. В Индии - в середине III тыс. до н.э., в Китае - во II тыс. до н.э., у народов Восточного Среди­земноморья - и III - II тыс. до н.э., в Западной и Центральной Европе - в I тыс. до н.э., в Америке - в I тыс. н.э.

Древний Египет

Составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта была медицина, которая выросла из практического опыта народа. Эмпирический опыт народной медицины Древнего Египта можно представить по дошедшим до нашего времени папирусам, в которых описаны рациональные и магические приемы врачевания, представления о причинах болезней и строении человеческого тела, лекарственные прописи и советы по приготовлению лекарств. Египтяне одни из первых описали кожные заболевания, такие как экзема, чесотка, карбункул, рожа. Арсенал лекарственных средств и лечебных приемов, использовавшихся в ме­дицине, был разнообразен. Широко применялись рвотные, слаби­тельные, мочегонные, потогонные средства. Из методов лечения - перевязка и лечение ран, переломов, массаж, водолечение. Применялось лекарственное врачевание внутренних болезней. Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, носа, ожогов, глазных болезней, кожных, паразитарных и др.

Большое внимание уделялось гигиене, санитарии и благоустройству жилья. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го­родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, предписывающих гигиенические правила лич­ной и общественной жизни.

Месопотамия

Предприняты попытки, группировать заболевания. В частности были выделены тифоидные болезни (или болезни от ветров), болезни нервно-душевные, половые, от укусов ядовитых змей и др. Причем в диагностике большое значение придавалось сос­тоянию рта, носа, губ, виду ног, ладоней, характеру движения. Ви­зуально исследовали кровь, мочу, молоко женщины. Врачи-хи­рурги производили вскрытия глубоких нарывов, удаление поверхнос­тных опухолей, ампутации, трепанации черепа. Из лекарственных средств широко применялись нефть при наружных и внутренних бо­лезнях, серебро при заболеваниях половых органов, свинец в глазной практике. Кроме того большой популярностью пользовались чеснок, лук, горчица, шафран и др.

При борьбе с заразными болезнями осуществляли сжигание вещей больных и умерших, изоляцию больных, закрытие государствен­ных границ.

Большое внимание уделялось благоустройству жилищ в городах. В п. Мари раскопаны кварталы города, где были тротуары, водопровод, канализация. В одном из домов были обнаружены ванные комна­ты, уборные, пол, покрытый гипсом, из хозяйственных построек - кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения пищевых продук­тов, бани.

Древняя Индия

Здесь имелись семейные и ремесленные школы как система меди­цинской подготовки. Они назывались по месту обучения или по име­ни ученого. Преподавание вели наставники из высшего сословия. Они обучали не более 3-4 учеников.

В системе медицинских знаний важное место занимала диагнос­тика. Во внимание принимались возраст больного, его место жи­тельства, физическое сложение, привычки, характер. Каждый врач владел методикой пальпации брюшной полости, определения размеров селезенки, печени. Хирургия считалась пер­вой и лучшей из всех медицинских наук. Врачи Древней Индии умели производить кровопускания, ампутации, грыжесечения, камнесечения, лапаротомии, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа, губ ("индийский способ"), знали ряд акушерских приемов (поворот плода на ножку и головку, операция краниотомии и эмбриотомии) и др. Хирургический инстру­ментарий насчитывал более 120 наименований. Применялось об­щее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых.

В литературных источниках содержатся санитарные предписания, касающиеся режима питания и личной гигиены. Так законами Ману осуждается пресыщение, реко­мендуется ограничивать употребление мяса и больше употреблять свежую растительную пищу, молоко и мед; указывается на необходимость ухода за полостью рта, купания, растирания тела, смены белья и одежды. В Древней Индии имелись и элементы общес­твенного благоустройства: в стране было много городов с широкими улицами,- в городище Чанхударо раскопаны бани, имевшие под полом трубы для подогрева, а Мохенджо-Даро (IIIтыс. до н.э.) - колод­цы, бани, купальня, система канализации, в Таксиле (VI-V вв., до н.э.) обнаружены мусорные ямы общественного пользования.

Древний Китай

В Древнем Китае впервые был создан государственный медицин­ский орган управления - Медицинский Приказ. Для диагностики врачи применя­ли неинструментальные методы наружного исследования больного. Особое внимание уделялось "окнам тела" - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела. Большую роль играло учение о пульсе. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. В медицинской практике широко ис­пользовали такие методы лечения, как иглоукалывание (чжэнь-цзю терапия – иглоукалывание и лечебное прижигание), пластическая гимнастика, массаж. Арсенал лекарственных средств состоял из большого числа веществ растительного, животного и минерального происхождения. Особое место занимали женьшень, ревень, морские водоросли, пе­чень морских рыб, панты оленя, железо, ртуть и др. Развитие оперативного лечения было стеснено религиозными запретами,

В китайской хронике сообщается о благоустройстве древних городов. Территории будущих поселений подвергались санитарной ме­лиорации, площади и улицы были замощены, кварталы располагались на освещенных склонах, вблизи источников доброкачественной воды. На высоком уровне стояла военная гигие­на. С целью предупреждения заболевания оспой применяли вариоляцию.

Основные черты медицины Древнего мира.

1. Зарождались этические врачебные нормы и правила.

2. Создавались первые государственные медицинские органы управления.

3. Появились семейные и ремесленные школы обучения врачеванию.

4. Возникли зачатки военно-медицинской организации.

5. Развивалось учение о болезни, ее этиологии, диагностике и прогностике.

6. Развивались анатомо-физиологические знания.

7. Составлены классификации лекарственных средств по их фармакологическим свойствам (кровоочистительные, чихательные, слабительные).

8. Процветал культ здоровья и красоты человеческого тела.

Контрольные вопросы.

  1. Какие источники изучения медицины первобытного общества существуют?

  2. Как формировалась медицина первобытного общества?

  3. Как религиозные верования отразились на представлении о причинах болезни и способах лечения?

  4. Дайте характеристику эпохи Древнего мира.

  5. Общая характеристика источников изучения медицины Древнего мира

  6. Назовите методы познания анатомических знаний в древних восточных государствах.

  7. Как развивалось учение о сущности болезни.

  8. Особенности медицины древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай.

  9. Показать зарождение медико-гигиенических представлений вДревнем мире.

Темы рефератов.

  1. Медицина Древнего Египта. Влияние верований на развитие медицины в Египте.

  2. Достижения древнеегипетской медицины в области гигиены и санитарии

  3. Врачевание в древней Индии.

  4. Врачевание в древнем Китае.

  5. Тибетская медицина.

  6. Особенности медицины и гигиенических традиций в странах Древнего Востока.

Рекомендуемая литература :

1. Сорокина Т.С.История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. - 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

4. Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины. – Л., 1991.

ЗАНЯТИЕ № 3.

Тема: Медицина античного мира (конец III тыс. до н.э.-V в. н.э.)

(Древняя Греция, Древний Рим) (2 часа).

Цель занятия: Показать важнейшие достижения медицины Древней Грециии Древнего Рима.

Задачи занятия:

  1. Изучить основные направления врачевания в Древней Греции. Развитие храмовой медицины.

  2. Охарактеризовать философские основы древнегреческой медицины.

  3. Показать роль врачебных школ. Аристотель, Герофил, Эразистрат.

  4. Гиппократ, историческое значение его трудов. «Гиппократов сборник».

  5. Изучить основные направления медицинского дела в Древнем Риме. Военная медицина. Становление светской медицины. Особенности организации медицинского дела.

  6. Философские основы древнеримской медицины. Выдающиеся врачеватели (Авл Корнелий Цельс, Плиний Старший и др.).

7. Клавдий Гален - крупный врач и естествоиспытатель, клас­сик античной медицины. Галенизм.

8. Показать развитие профилактики в Древней Греции и Древнем Риме.

Санитарно-технические сооружения.

Содержание занятия.

Древняя Греция

Наряду с храмовой медициной в Древней Греции существовала и народная медицина. В ряде городов были общественные врачи, которые лечили больных и принимали меры против эпидемий. У зна­ти были домашние врачи. Странствующие врачи (периодевты) обслужи­вали торговцев и ремесленников. Помощь ране­ным во время войн оказывали военные врачи.

Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического. В Древней Греции были воздвигнуты храмы, посвященные богу врачевания Асклепию – Асклепионы, где большая роль отводилась водолечению, массажу, гимнастическим упражнениям, внушению. Врачей-жрецов, принимавших больных в асклепионах, называли асклепиадами. Наряду с Асклепионами су­ществовали лечебницы и школы врачей не жрецов, а также мелкие "атрейи" - лечебницы на дому у врача. В атрейях хранились и хирургические инструменты.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание кфизическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене.

Гиппократ, историческое значение его трудов.

ГИППОКРАТ (460-377 гг. до н.э.) в трактате "О воздухах, во­дах и местностях" большое внимание уделял причинам возникновения болезней. Во второй части этого произведения он впервые описал основные конституции, или типы телосложения и темпераменты людей.

Из других его трудов представляют интерес "Афоризмы", "Прог­ностика", "О природе ребенка", «О переломах», «О ранах головы»

"Афоризмы" состоят из восьми разделов, в который собраны дие­тические и терапевтические наставления для врачей, практикующий в области как внутренней медицины, так и в хирургии, акушерстве и др.

В "Прогностике" подробно освещены основные составляющее прогноза: наблюдение, осмотр, опрос больного. Стало классическим приведенное в ней описание лица умирающего больного (Facies Hippocratica). В работе "О природе ребенка" даются рекомендации о том, как перевязать пуповину, пеленать и одеть ребенка, ухаживать запо­лостью его рта. Основные принципы терапии, которых придерживались Гиппократ и его последователи:

1. Прежде всего - не навредить!

2. Противоположное излечивается противоположным

3. Природа исцеляет, врач лечит.

Первой обязан­ностью врача считал оберегать здоровье здоровых.

Древний Рим

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы. Сна­чала рабы из вольноотпущенных, затем - вольноотпущенники и приез­жие иностранцы. В организации медицинского дела были элементы го­сударственной регламентации: наряду с "эдилами" (они не были вра­чами, а следили за соблюдением общественного порядка и санитар­ных законов) и "водным ведомством" (надзор за чистотой и состоя­нием акведуков) были утверждены в городах и отдельных провинциях "врачи-архиатры". Они работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках, получали большие права и льготы. Подоб­ные привилегии обусловили широкий наплыв в Древний Рим иноземных врачей, а, следовательно, их избыток, конкуренцию, узкую специа­лизацию. Уже к концу II века до н.э. здесь наряду с глазными вра­чами появились врачи, которые лечили только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только од­ну операцию, например, удаление грыжи или камнесечение.

Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной меди­цины: были созданы военные госпитали (валетудинарии), по одному на 3-4 легиона. Обслуживающий персонал валетудинариев состоял из врачей, экономов, инструментариев, младшего персонала –санитаров, которые были рабами и использовались для ухода за больными.

Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприя­тиям санитарного характера являются Законы "Двенадцати таблиц", включавшие постановления, посвященные охране чистоты города и здоровья его обитателей. До нашего времени сохранились следы са­нитарных сооружений: акведуки (арочные каменные мосты и системы подземных труб, служащие для подачи чистой воды из горных источ­ников), бани, клоаки – канализационные трубы для стока нечистот. Cloaca maxima функционирует по сей день.

Клавдий Гален - классик античной медицины

КЛАВДИЙ ГАЛЕН (130-200 гг.н.э.) систематизировал основные положе­ния античной медицины в области физиологии, анатомии, понимания и лечения болезней. Он впервые ввел в практику медицины экспери­мент. Подробно изучил анатомию всех систем организма, описал кости, связки мышцы, внутренние органы. Особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален считал головной мозг источником движения, чувствительности, душевных способностей, описал блуждающий нерв, четверохолмие, 7 пар черепно-мозговых нервов, высказал идею о чувстви­тельных, двигательных и смешанных нервах в зависимости от их твердости. Перерезая спинной мозг обезьян и свиней на разных уровнях, К.Гален наблюдал выпадение дыхательных функций и чувствительнос­ти. Писал о перекресте нервных волокон в спинном мозге. Считал печень органом кроветворения. Выявил соотношение между дыха­тельными движениями и частотой пульса, влияние на пульс перевяз­ки сосудов. Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Описал механические и физико-химические способы обработки природного лекарственного сырья - получение галеновых препаратов. Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе.

Большое влияние на формирование мировоззрение Галена оказали учение Платона о пневме и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой (теология). Исходя из идеалистического учения Платона о пневме, Гален считал, что в организме «пневма» обитает в трех её видах: в мозге – «душевная пневма», в сердце – «жизненная пневма», в печени – «естественная пневма». Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных сил, которые образуются при разложении пневмы. Подобные трактовки придавали идеалистическое содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описал то, что видел, но неправильно трактовал полученные результаты. В этом состоит дуализм учения Галена.

Медицина периода эллинизма

Период эллинизма охватывает три столетия: начинается с воца­рения на престол Александра Македонского (336 г. до н.э.) и за­канчивается в середине I века н.э. Самым крупным эллинистическим го­сударством было Царство Птолемеев (эллинистические Египет и Ли­вия) со столицей Александрией. В нем был основан александрийский Мусеион (от греч. museion - храм или святилище муз), где жили и творили механик Архимед, математик Эвклид, физиолог Зенодот, вра­чи Герофил, Эраэистрат и др.

ГЕРОФИЛ (IV - III в. до н.э.) считается первым греком, вскрывавшим человеческие трупы. В труде "Анатомия" подробно опи­сал основные элементы центральной и периферической нервной систе­мы: твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга и особенно его желудочки, проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны печень, двенад­цатиперстная кишка (дал ее название) и другие внутренние органы. Некоторые анатомические структуры до сих пор носят данные Герофилом названия: Plexus chorioidel. Sinus Venosi и др. В работе "О глазах" он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в со­чинении "О пульсе" - легочную артерию, дал название легочным ве­нам, положил начало учению об артериальном пульсе (с помощью во­дяных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, час­тоту, силу, ритм). Также Герофил положил начало учению о специфи­ческом действии лекарств.

ЭРАЗИСТРАТ (IV - III вв. до н.э.) описал сердечные и веноз­ные клапаны, мозговые извилины, ветвления некоторых нервов, разделил нервы на чувствительные и двигательные. Он считал, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий, которые, в свою очередь, соединены мелкими сосудами (подошел к идее циркуляции крови). Изобрел желудоч­ный зонд.

В период эллинизма успехи анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии. Была введена практика перевязки со­судов. Александрийские врачи проникли в полости организма и опе­рировали почку, печень и селезенку, делали ампутации конечностей, вскрывали грудную полость при накоплении в ней жидкости, опериро­вали мочевой пузырь и извлекали из него камни, производили лапаротомию при завороте кишок и др.

Контрольные вопросы.

  1. Медицина античного периода. (Древняя Греция, Древний Рим).

  2. Асклепий, как представитель древнегреческой медицины, методы и средства врачевания.

  3. Влияние древнегреческой наивно-материалистической философии (Демокрит, Гераклит и др.) на развитие медицины.

  4. Гиппократ, как основатель рационально-эмпирической медицины. Методы врачевания.

  5. Гиппократ о причинах болезней, их течении и исходе, вопросы хирургии в трудах Гиппократа.

  6. Гиппократ. Его учение об основных типах телосложения и темперамента у людей. Значение этого учения на развитие медицины.

  7. Гиппократ о врачебной этике. «Клятва Гиппократа».

  8. Гален, развитие экспериментального метода исследований, учение о кровообращении, новое в методике приготовления лекарств.

Темы рефератов.

  1. Гиппократ – выдающийся врач древней Греции.

  2. Гиппократ о причинах болезней, их течении и исходе, вопросы хирургии в трудах Гиппократа.

  3. Гиппократ. Его учение об основных типах телосложения и темперамента у людей. Значение этого учения на развитие медицины.

  4. Гален – выдающийся врач Древнего Рима.

  5. Гигиенические традиции и санитарно-технические сооружения древнего мира.

  6. Врачебная этика в рабовладельческом обществе (на примерах разных государств).

Рекомендуемая литература:

1. Сорокина Т.С.История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. - 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

4. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

5. Цельс Авл Корнелий О медицине (в восьми книгах) перевод с латинского. – М, 1959.

6. Шульц Ю.Ф. Медицина в памятниках античной литературы. – М., 1980.

7. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко. М., 1987.

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Медицина эпохи средневековья (V-XVI вв.).

Медицина в Византийской империи (395—1453 гг.).

Медицина в арабоязычных халифатах (VII-XIII вв.).

Медицина народов Средней Азии (X—XII вв.) ( 2 часа)

  Цель занятия: изучение истории медицины периода раннего средневековья (Византийская империя, Арабские халифаты, Средняя Азия).

Задачи занятия:

1. Познакомиться с организацией медицинской помощи, системой подготовки врачей, арсеналом лекарственных средств, применявшихся для осуществления лечебной помощи.

2. Выявить важнейшие направления развития медицинского дела и образования в Византии.

3. Показать взаимоотношения христианства и медицинской науки.

4. Показать основные достижения арабоязычных культур и медицины.

5. Показать роль выдающихся ученых и врачевателей Востока. Абу Али ибн Сина (Авиценна). «Канон врачебной науки».

6. Показать профилактическое и санитарно-гигиеническое направление в трудах врачей арабского Востока.

Содержание занятия.

Краткая характеристика периода средневековья.

Переход к феодализму условно датируется 476 годом, когда па­ла Западная Римская империя. В различных странах он осуществлял­ся в разные сроки, причем рабовладельческие и феодальные отноше­ния длительное время сосуществовали. Для некоторых народов (восточные славяне, японцы и др.) фео­дализм был первой классово-антагонистической формацией. Это и обусловило различие в социально-экономическом развитии стран. В странах Западной Европы средние века подразделяют на три периода: раннее средневековье (V-X вв.), развитое средневековье (XI-XV вв.) и позднее средневековье - эпоха Возрождения (XVI—XVII вв.).

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачный период истории, который характеризует невежество и суеверие. Подтверждается это тем, что для философов и врачей в течение всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества. О слабости средневековой медицины свидетельствует и отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и в городах; свирепствовавшие эпидемии чумы, проказы, оспы, различного рода кожных заболеваний. Однако здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в развитии медицинских знаний, и бурное развитие медицины нового времени происходило не на пустом месте, в её фундамент были заложены и достижения врачей средневековья.

Средневековье условно заканчивается английской революцией 1640-1649 гг.

Наиболее благоприятные условия для развития медицины в пе­риод раннего и развитого средневековья сложились в восточных странах.

textarchive.ru

Тема 3. Врачевание в странах древнего Востока (iу тыс. До н.Э. – у в. Н.Э).

Характеристика эпохи. Возникновение первых рабовладельческих цивилизаций. Общие черты развития врачевания в странах древнего мира.

Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия). Врачевание в Шумере (Ш тыс. до н.э.). Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания, их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Достижения шумерской цивилизации – основа и источник вавилоно-ассирийской культуры и врачевания.

Врачевание в Вавилонии и Ассирии (П - I тыс. до н.э.). Развитие эмпирических знаний (ирригация, ремесла, архитектура, врачевание, математика, астрономия). Особенности развития врачевания. Мифология и врачевание. Представления о причинах болезней. Два направления врачевания: асуту - искусство врачевателей и ашипуту – искусство заклинателей. Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи о правовом положении врачевателей. Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения.

Врачевание в древнем Египте (Ш - I тыс. до н.э.). Характерные черты древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, религиозные представления, высокое развитие знаний и ремесел.

Особенности развития врачевания. Связанное с культом умерших бальзамирование трупов и накопление сведений о строении человеческого тела. Представления о причинах болезней.

Врачебная специализация и развитие отдельных отраслей врачевания. Папирус Эберса – «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» (ХУI в. до н.э.). Лекарственные растения древнего Египта. Древнейшие косметические средства. Аромотерапия. Папирус Смита (ок. 1550 г. до н.э.) – самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и об оперативном лечении.

Зубоврачевание, родовспоможение, лечение заразных болезней (папирусы Эберса, Хёрста, Берлинский, Лондонский). Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. Помещения для больных при храмах. Врачебная этика. Обучение врачеванию. Влияние древнеегипетского врачевания на развитие врачевания в странах Востока и древней Греции.

Врачевание в древней Индии (Ш тыс. до н.э. - I тыс. н.э.). Период хараппской цивилизации (Ш–нач. П тыс. до н.э., долина р. Инд). Хараппская культура. Древнейшие (из известных) санитарно-технические сооружения.

Ведийский период (конец П – сер. I тыс. до н.э., долина р. Ганг). Священные книги древних индийцев: «Ригведа», «Самаведа» как источники сведений о болезнях. Древнеиндийские философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевании. Представления о лекарственных растениях как о целебной силе, изгоняющей злых духов.

Классический период ( I тыс. до н.э. - IУ в. н.э.). Искусство врачевания (аюрведа – учение о долгой жизни). Представления о строении человеческого тела (вскрытие умерших). Лекарственное врачевание («Чарака-самхита»). Высокое развитие оперативных методов лечения («Сушрута-самхита»). Приказ о введении культуры лекарственных растений (Ш в.). Гигиенические традиции. «Предписания Ману» о соблюдении чистоты. Лечебницы при буддийских храмах. Врачебная этика.

Врачевание в древнем Китае (сер. П тыс. до н.э. – Ш в. н.э.). Достижения древнекитайской цивилизации. Учения у шин о пяти стихиях и инь-ян о двух началах. Религиозно-философские системы (конфуцианство, даосизм и др.), их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечении.

Методы обследования больного. Искусство диагностики. Учение о пульсе. Система традиционного врачевания – иглоукалывание и прижигание (Фу Си). «Классический труд по иглотерапии и прижиганию» (265 г.). Лекарственное врачевание и оперативное лечение. Видные врачеватели: Бянь Чюэ, Ван Чун, Хуа То, Ван Шухэ.

Предупреждение болезней. Массаж и лечебная гимнастика. Гигиенические традиции. Благоустройство городов.

Значение традиционных систем врачевания древнего Востока для последующего развития медицины народов мира.

studfiles.net