2.2. Физическая культура Древнего Рима. Физическая культура древнего рима
2.2. Физическая культура Древнего Рима.
В Древнем Риме рабовладельческий строй достиг наибольшего развития.
Рим возник и развивался как централизованное государство, которое вело многочисленные и успешные войны, расширяя свои владения. Это привело к тому, что физическая культура, так же как и в Греции приобрела ярко выраженный военно-прикладной характер. Но в организации, средствах и методах физического воспитания были особенности, отличавшиеся от греческого. В римских школах
( элементарной, грамматической и риторической) физического воспитания не было. Богатые и знатные римляне предпочитали давать физическую подготовку своим детям традиционно в домашних условиях. За физическим развитием сыновей следил отец семейства патриций, воспитывая у них умение владеть оружием, метать копье и дротики, биться на кулаках, ездить верхом, управлять колесницей, плавать, приучал терпеть холод и голод. Сыновья патрициев закалялись физически и морально. В результате к 17 –ти годам юноши вполне были подготовлены к службе в армии. С 17 до 30 лет молодые люди продолжали военно – физическую подготовку в армии в военных лагерях или походах. После армии римляне поддерживали физическую подготовленность самостоятельно.
В римской армии существовала суровая высоко организованная система тренировки легионеров. Римляне презрительно относились к греческой гимнастике, считая ее малополезной для воина. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, действия с холодным оружием и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей, воины совершали марш броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры – штурмовая лестница, чучела для фехтования. Таким образом Древний Рим подарил миру классическую систему военно физической подготовки, которую перенимали во многих армиях. Она была существенным дополнением к древнегреческой системе гимнастики и важной частью всей физической культуры античного общества.
В Риме, так же как и в Греции устраивались соревнования, в которых юноши состязались в верховой езде, гонках колесниц, фехтовании, борьбе и других прикладных упражнениях. Наиболее известные - Троянские, Столетние, Плебейские (народные), игры. Соревнования проводились на специально построенных цирках и в амфитеатрах (самый крупный – Колизей).
С конца 2 века до н.э., когда в Риме появилась профессиональная армия, основная масса населения была освобождена от военных обязанностей и значение военно–физической подготовки молодых ослабло, зато возрос интерес к разного рода цирковым зрелищам, которые римские патриции устраивали для завоевания популярности у народа. Количество таких зрелищ непрерывно росло. Участниками все чаще выступали профессиональные атлеты, а позже и рабы, когда основным видом зрелищ стали гладиаторские бои. Гладиаторами становились рабы, чаще всего из числа военнопленных. В специальных школах их обучали владению холодным оружием ( длинный и короткий меч: кинжал, трезубец и др. ), сложным приемам ведения боя. Для выступления составлялись пары, но иногда на арену выпускали группы гладиаторов. Самым кровавым зрелищем были бои гладиаторов с дикими зверями.
История гладиаторских боев охватывает более шести столетий. Запрещены они были в 404 г. императором Гонорием.
В физическом воспитании патрициев также произошли серьезные изменения. Место суровой военно-физической подготовки постепенно стали занимать легкие физические упражнения, игры в мяч, купание в теплой воде, массаж. Излюбленным местом время провождения богатых римлян стали термы- купальни.
Римские императоры пытались возродить интерес молодежи к атлетическим соревнованиям. Так император Октавиан Август учредил игры – Актинеи, которые должны были проводиться раз в четыре года. Нерон учредил игры – Неронеи и даже сам в них участвовал Доминион учредил Капиталийские игры. Но все эти попытки не имели успеха. С падением римской империи пала и вся рабовладельческая система, в том числе и рабовладельческая физическая культура.
studfiles.net
Физическая культура в Древнем Риме
В VIII—VI вв. до н.э. территория Древнего Рима была заселена различными племенами, жившими родовым строем. Постепенно в римском обществе происходило расслоение на классы. Формировалось рабовладельческое общество с характерным для него выделением класса рабовладельцев и класса рабов. Своеобразие экономического и политического развития, особенности военной организации рабовладельческого Рима обусловили формирование иных методов физического воспитания, чем в Греции. Римляне, укрепляя свои позиции в борьбе с соседями, избавились от власти этрусских царей и от заимствованных у греков и нежелательных для них обычаев состязательных общеэллинских игр. Тит Ливий утверждал, что “Рим стал главой всего мира... нет человеческих сил, способных противиться” римским легионерам. В честь одной из военных побед древнеримских царей в IV в. до н.э. были учреждены Римские игры, в программу которых входили акробатические упражнения и езда на колесницах. Основная их цель - развлечение, торжественные шествия и чествование отличившихся в боях. Местом проведения Римских игр был цирк, расположенный в низине между Авентинским и Палатинским холмами. О системе домашнего воспитания детей и подростков рассказал в своих сочинениях Катон Старший (III-II вв. до н.э.). Всю ответственность за воспитание будущего воина - участника состязательных игр возлагали на отца. До достижения детьми 15-летнего возраста отец сам объяснял сыновьям законы жизни, учил гимнастике, чтению, письму. С 15 лет они определялись в лагеря, где назначаемые сенатом “сеньоры” учили их военному делу, устраивали игры и походы, а затем в торжественной обстановке надевали молодому легионеру тогу, символизирующую его принадлежность к определенному сословию рабовладельцев. В римских школах (элементарной, грамматической и риторской) физическое воспитание уже не занимало такого значительного места, как в Греции. Физической подготовке уделялось большое внимание только при обучении воинов, так как для ведения многочисленных войн необходимо было иметь огромную боеспособную армию. По словам Ф. Энгельса, римляне создали «... систему обучения каждого отдельного воина, еще более целесообразную, чем спартанская. ... Обучение воина было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем всеми возможными способами физической силы. … Бег, прыганье, скачки, лазанье, борьба, плавание — сперва без одежды, потом в полном вооружении — широко практиковались помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям. Продолжительные марши в тяжелом походном порядке, причем каждый воин нес на себе от 40 до 60 фунтов (18 — 27 кг — прим. автора), совершались с быстротой 4 миль в час (около 7 км в час — прим. автора). В военное обучение входило также обращение с окопным инструментом и быстрое устройство укрепленного лагеря. И не только новобранцы, но и легионы ветеранов должны были заниматься всеми этими упражнениями, чтобы сохранять телесную свежесть и гибкость и оставаться привычными к усталости и лишениям». Во II—I вв. до н.э. в римском обществе усиливаются политические и экономические противоречия. Обостряется классовая борьба, разлагается аристократическая верхушка - нобилитет (нобиль — знатный), загнивают социальные устои общества, появляется масса деклассированных элементов. Ведется ожесточенная борьба за власть, за места в государственном аппарате. В этих условиях большое значение приобрели цирковые игры и всевозможные зрелища и состязания, использовавшиеся господствующим классом в целях отвлечения масс. Вспомните знаменитые слова «хлеба и зрелищ». Первоначально римляне в качестве зрелищ устраивали погребальные игры, заставляя рабов во время похорон драться насмерть. Бой первых трех пар гладиаторов (от лат. “гладиус” - меч) для публики был проведен в Риме на похоронах сенатора Перы в 264 г. до н.э. В дальнейшем такие сражения объявляются частью цирковых зрелищ. Римские архитекторы создали для зрелищ специальный, новый тип здания - амфитеатр, рассчитанный на несколько десятков тысяч зрителей. Первый в Риме грандиозный амфитеатр - Колизей - был построен в 80 г. н.э. В играх, которые проводились в цирках и амфитеатрах, большое внимание уделялось организаций соревнований по фехтованию, кулачному бою, борьбе и езде на колесницах. В конце I в. до н.э. в Риме - устанавливается военно-рабовладельческая диктатура, для которой - характерно наиболее отчетливое расслоение римского общества. С одной стороны, появляется небольшая кучка роскошно живущих богачей, а с другой — растут огромные армии нищего населения Рима. Именно в этот период толпы разоренных римлян требовали «хлеба и зрелищ». Особый размах получили гладиаторские бои.В последний период существования Римской республики и особенно в начале провозглашения империи (I в. до н.э.) гладиаторские бои превращаются в кровавую забаву римлян. Наряду с боями в амфитеатрах, проводились морские гладиаторские бои (навмахии) и бои со зверями. Гладиаторами в основном были рабы и военнопленные. Для подготовки гладиаторов создавались специальные школы, которые возглавляли ланисты. Крайне тяжелое положение гладиаторов явилось причиной многочисленных восстаний. Наиболее крупным из них было восстание под руководством Спартака (74—71 гг. до н.э.). В. Ленин по этому поводу писал: «В течение ряда лет всемогущая, казалось бы, Римская империя, целиком основанная на рабстве, испытывала потрясения и удары от громадного восстания рабов, которые вооружились и собрались под предводительством Спартака, образовав громадную армию». Спартак сам блестяще владел орудием, отличался большой физической силой и выносливостью. Он использовал хорошую физическую подготовку гладиаторов и их умение владеть оружием для борьбы за свободу. В 71 г. до н.э. восстание Спартака было жестоко подавлено. В память о нем комплексные спортивные соревнования назвали Спартакиадами. Римские императоры использовали разнообразные атлетические состязания, чтобы привлечь массы населения на свою сторону. Император Нерон в 60 г. н.э. организовал праздник Неронеи с состязаниями атлетов и соревнованием колесниц. В 86 г. н.э. Домициан учредил Капитолийские игры, в которых наряду с атлетами выступали певцы, декламаторы и музыканты. В 404 г. н.э., через 10 лет после запрещения древнегреческих олимпийских игр, гладиаторские бои также были запрещены. Длительный кризис рабовладельческого способа производства, многочисленные восстания рабов, распад рабовладельческой военной организаций обусловили гибель рабовладельческого общества. Эти же причины привели к упадку и рабовладельческую физическую культуру.
Тридцатая школа
Материалы по физическому воспитанию в древности.
Физическая культура и спорт в Древней Греции.
Материалы по теме
< Физическая и умственная деятельность как неделимое целое
Физическая культура и спорт в Древней Греции >
30school.ru
Реферат на тему «Физическая культура и спорт в Древнем Риме»
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
По теме:
«Физическая культура и спорт в Древнем Риме»
Исполнитель:
Золотухина Мария Станиславовна
Москва 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Царский период (VIII- VI вв. до н.э.).
Период республики (VI-I вв. до н.э.).
Императорский период (71 г. до н.э. - 476 г. н.э.)
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры. Именно здесь при рабовладельческом строе была армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных развлечений. В Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Однако их утверждения чрезвычайно спорны. Намного вероятнее, что причины этого явления кроются не во взглядах, а прежде всего в условиях развития Рима.
1. Многочисленные источники указывают на то, что физическая подготовка юношей до 16 - 17-летнего возраста, т.е. до службы в армии, являлась исключительно задачей семьи. Правда, в IV веке до н.э. было создано учебное заведение под названием «лудус», однако из этого мы можем сделать вывод только о том, что и в Риме были стремления к организации физического воспитания подобно греческому. Но в III веке до н.э. подготовка воинов была уже сосредоточена в общих лагерях. Физическая и духовная подготовка были обособлены друг от друга. В последнем столетии существования республики большинство граждан забросили физические упражнения.
2. Основой, на которой держалась Римская империя, ее внутренней определяющей силой являлись наводнявшие Рим народные массы, на которые Рим в конечном счете всегда мог рассчитывать. (На Древнем Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре даже речи быть не могло.) Однако народу нужен был не только хлеб, но и духовные наслаждения, соответствовавшие укладу жизни. Этой цели служили такие зрелища, как бои гладиаторов и состязания колесниц.
3. В отличие от греческих полисов в Риме власть всегда была сосредоточена в руках немногочисленной группы людей. В этой атмосфере не могло возникнуть общественного движения, которое придало бы занятиям физической культурой организованный характер и поощряло бы к этому народные массы. В этих условиях физические упражнения оставались средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
4. Не могли принести существенных изменений и попытки отдельных государственных деятелей и политиков, преклонявшихся перед эллинизмом.
В период, когда граждане Рима познакомились с греческой физической культурой, физическая сила и ловкость там не были в почете. «Глупость, дорогой Луций, — писал Сенека, — и для образованного человека менее всего подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи, укреплять грудную клетку. Даже если твое тело увеличивается в объеме, растут твои мышечные связки, ни сила твоя, ни вес не достигнут силы и веса раскормленного быка». Не говоря уже о том, что греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили прежние престижные ценности. Кстати, воспитатели не переняли из греческой физической культуры даже те элементы формы, которые применялись в Риме устроителями зрелищ.
infourok.ru
Физическая культура в Древнем Риме.
Количество просмотров публикации Физическая культура в Древнем Риме. - 1472
Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в данном смысле было похоже на спартанское.
До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него преданности Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16-17-летнего возраста͵ римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась совершенством. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.
Внимание воинским упражнениям было столько велико, что трибуны (воинский начальник когорты), центурионы (воинский начальник центурии) сами в совершенстве владели воинским искусством, всеми видами оружия.
О воспитании женщин государство не заботилось. Стоит сказать, что для них были частные школы, где учились артистической маршировке и играм с мячом. Выпускниц школ полководцы приглашали для участия в триумфальных шествиях легионеров, возвращавшихся из походов. Женщины различных сословий и национальностей имели право, как и мужчины, участвовать в состязательных играх и зрелищах римлян.
После завоеваний римлянами обширных заморских территорий число обязательных учебных походов для юных легионеров сократилось. После перестройки вооруженных сил Рима в 107 ᴦ. до н.э. полководцем Гаем Марием их численность увеличилась. Армия стала более профессиональной, и основная масса римлян освободилась от военных обязанностей. Это привело к увлечению, особенно среди молодежи, различными цирковыми зрелищами в целях достижения популярности, богатства.
Римляне в качестве зрелища устраивали погребальныеигры, заставляя рабов во время похорон драться насмерть. Бой первых трех пар гладиаторов для публики был проведен в Риме на похоронах сенатора Б. Перы (264 ᴦ. до н.э.), погибшего в бою с карфагенянами. В дальнейшем устраивались более масштабные сражения гладиаторов, и они были объявлены частью цирковых зрелищ. Гладиаторами в основном были военнопленные, превращенные в рабов. Их учили гладиаторскому искусству в особых школах. На территории современной Италии было четыре таких учебных заведения.
В 74 ᴦ. до н.э. в одной из школ-тюрем гладиаторов в ᴦ. Капуе началось восстание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возглавил фракиец Спартак. Под его руководством рабы-гладиаторы использовали хорошую физическую подготовку и умение владеть оружием для борьбы за освобождение угнетенных. В 71 ᴦ. до н.э. восстание Спартака было жестоко подавлено. В память о нем комплексные спортивные соревнования назвали Спартакиадами. С 20-х годов XX в. в ряде стран, в т.ч. и в России, команды, спортивные клубы и общества называют ʼʼСпартакʼʼ.
Под влиянием общественного мнения и давления высших органов христианской религии в 403 ᴦ. римским императором был обнародован эдикт о прекращении подобных зрелищ.
У римских мыслителей вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом. Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он - сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового методы обучения. Он был противником телесного наказания детей.
Врач Древнего Рима Клавдий Гален одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух.
Выводы:
1. В Древнем мире ФК начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием т.н. свободных граждан, рабовладельцев.
2. Развитие ФК достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме. ФВ в основном носило военно-прикладной характер.
3. Наивысшего уровня развития ФВ достигло в Древней Греции, т.к. здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.
4. В Древнем мире ФВ становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.
5. Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации ФВ, появляются элементы его научной обоснованности.
Вопросы для обсуждения:
1. Дать сравнительную характеристику Спартанской и Афинской систем физического воспитания.
2. Олимпийские игры Древней Греции: причины возникновения, характеристика и значение для современного олимпийского движения.
3. Дать характеристику ФК Древнего Рима, назвать ее отличия от древнегреческой.
Лекция 4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА.
План:
referatwork.ru
Физическая культура Древнего Рима. — КиберПедия
В Древнем Риме рабовладельческий строй достиг наибольшего развития.
Рим возник и развивался как централизованное государство, которое вело многочисленные и успешные войны, расширяя свои владения. Это привело к тому, что физическая культура, так же как и в Греции приобрела ярко выраженный военно-прикладной характер. Но в организации, средствах и методах физического воспитания были особенности, отличавшиеся от греческого. В римских школах
( элементарной, грамматической и риторической) физического воспитания не было. Богатые и знатные римляне предпочитали давать физическую подготовку своим детям традиционно в домашних условиях. За физическим развитием сыновей следил отец семейства патриций, воспитывая у них умение владеть оружием, метать копье и дротики, биться на кулаках, ездить верхом, управлять колесницей, плавать, приучал терпеть холод и голод. Сыновья патрициев закалялись физически и морально. В результате к 17 –ти годам юноши вполне были подготовлены к службе в армии. С 17 до 30 лет молодые люди продолжали военно – физическую подготовку в армии в военных лагерях или походах. После армии римляне поддерживали физическую подготовленность самостоятельно.
В римской армии существовала суровая высоко организованная система тренировки легионеров. Римляне презрительно относились к греческой гимнастике, считая ее малополезной для воина. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, действия с холодным оружием и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей, воины совершали марш броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры – штурмовая лестница, чучела для фехтования. Таким образом Древний Рим подарил миру классическую систему военно физической подготовки, которую перенимали во многих армиях. Она была существенным дополнением к древнегреческой системе гимнастики и важной частью всей физической культуры античного общества.
В Риме, так же как и в Греции устраивались соревнования, в которых юноши состязались в верховой езде, гонках колесниц, фехтовании, борьбе и других прикладных упражнениях. Наиболее известные - Троянские, Столетние, Плебейские (народные), игры. Соревнования проводились на специально построенных цирках и в амфитеатрах (самый крупный – Колизей).
С конца 2 века до н.э., когда в Риме появилась профессиональная армия, основная масса населения была освобождена от военных обязанностей и значение военно–физической подготовки молодых ослабло, зато возрос интерес к разного рода цирковым зрелищам, которые римские патриции устраивали для завоевания популярности у народа. Количество таких зрелищ непрерывно росло. Участниками все чаще выступали профессиональные атлеты, а позже и рабы, когда основным видом зрелищ стали гладиаторские бои. Гладиаторами становились рабы, чаще всего из числа военнопленных. В специальных школах их обучали владению холодным оружием ( длинный и короткий меч: кинжал, трезубец и др. ), сложным приемам ведения боя. Для выступления составлялись пары, но иногда на арену выпускали группы гладиаторов. Самым кровавым зрелищем были бои гладиаторов с дикими зверями.
История гладиаторских боев охватывает более шести столетий. Запрещены они были в 404 г. императором Гонорием.
В физическом воспитании патрициев также произошли серьезные изменения. Место суровой военно-физической подготовки постепенно стали занимать легкие физические упражнения, игры в мяч, купание в теплой воде, массаж. Излюбленным местом время провождения богатых римлян стали термы- купальни.
Римские императоры пытались возродить интерес молодежи к атлетическим соревнованиям. Так император Октавиан Август учредил игры – Актинеи, которые должны были проводиться раз в четыре года. Нерон учредил игры – Неронеи и даже сам в них участвовал Доминион учредил Капиталийские игры. Но все эти попытки не имели успеха. С падением римской империи пала и вся рабовладельческая система, в том числе и рабовладельческая физическая культура.
cyberpedia.su
Физическая культура Древнего Рима.
Поиск Лекций
В Древнем Риме рабовладельческий строй достиг наибольшего развития.
Рим возник и развивался как централизованное государство, которое вело многочисленные и успешные войны, расширяя свои владения. Это привело к тому, что физическая культура, так же как и в Греции приобрела ярко выраженный военно-прикладной характер. Но в организации, средствах и методах физического воспитания были особенности, отличавшиеся от греческого. В римских школах
( элементарной, грамматической и риторической) физического воспитания не было. Богатые и знатные римляне предпочитали давать физическую подготовку своим детям традиционно в домашних условиях. За физическим развитием сыновей следил отец семейства патриций, воспитывая у них умение владеть оружием, метать копье и дротики, биться на кулаках, ездить верхом, управлять колесницей, плавать, приучал терпеть холод и голод. Сыновья патрициев закалялись физически и морально. В результате к 17 –ти годам юноши вполне были подготовлены к службе в армии. С 17 до 30 лет молодые люди продолжали военно – физическую подготовку в армии в военных лагерях или походах. После армии римляне поддерживали физическую подготовленность самостоятельно.
В римской армии существовала суровая высоко организованная система тренировки легионеров. Римляне презрительно относились к греческой гимнастике, считая ее малополезной для воина. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, действия с холодным оружием и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей, воины совершали марш броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры – штурмовая лестница, чучела для фехтования. Таким образом Древний Рим подарил миру классическую систему военно физической подготовки, которую перенимали во многих армиях. Она была существенным дополнением к древнегреческой системе гимнастики и важной частью всей физической культуры античного общества.
В Риме, так же как и в Греции устраивались соревнования, в которых юноши состязались в верховой езде, гонках колесниц, фехтовании, борьбе и других прикладных упражнениях. Наиболее известные - Троянские, Столетние, Плебейские (народные), игры. Соревнования проводились на специально построенных цирках и в амфитеатрах (самый крупный – Колизей).
С конца 2 века до н.э., когда в Риме появилась профессиональная армия, основная масса населения была освобождена от военных обязанностей и значение военно–физической подготовки молодых ослабло, зато возрос интерес к разного рода цирковым зрелищам, которые римские патриции устраивали для завоевания популярности у народа. Количество таких зрелищ непрерывно росло. Участниками все чаще выступали профессиональные атлеты, а позже и рабы, когда основным видом зрелищ стали гладиаторские бои. Гладиаторами становились рабы, чаще всего из числа военнопленных. В специальных школах их обучали владению холодным оружием ( длинный и короткий меч: кинжал, трезубец и др. ), сложным приемам ведения боя. Для выступления составлялись пары, но иногда на арену выпускали группы гладиаторов. Самым кровавым зрелищем были бои гладиаторов с дикими зверями.
История гладиаторских боев охватывает более шести столетий. Запрещены они были в 404 г. императором Гонорием.
В физическом воспитании патрициев также произошли серьезные изменения. Место суровой военно-физической подготовки постепенно стали занимать легкие физические упражнения, игры в мяч, купание в теплой воде, массаж. Излюбленным местом время провождения богатых римлян стали термы- купальни.
Римские императоры пытались возродить интерес молодежи к атлетическим соревнованиям. Так император Октавиан Август учредил игры – Актинеи, которые должны были проводиться раз в четыре года. Нерон учредил игры – Неронеи и даже сам в них участвовал Доминион учредил Капиталийские игры. Но все эти попытки не имели успеха. С падением римской империи пала и вся рабовладельческая система, в том числе и рабовладельческая физическая культура.
poisk-ru.ru
Физическая культура в Древнем Риме.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 12Следующая ⇒
Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское.
До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него преданности Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16-17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась совершенством. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.
Внимание воинским упражнениям было столько велико, что трибуны (воинский начальник когорты), центурионы (воинский начальник центурии) сами в совершенстве владели воинским искусством, всеми видами оружия. О воспитании женщин государство не заботилось. Для них были частные школы, где учились артистической маршировке и играм с мячом. Выпускниц школ полководцы приглашали для участия в триумфальных шествиях легионеров, возвращавшихся из походов. Женщины различных сословий и национальностей имели право, как и мужчины, участвовать в состязательных играх и зрелищах римлян.
После завоеваний римлянами обширных заморских территорий число обязательных учебных походов для юных легионеров сократилось. После перестройки вооруженных сил Рима в 107 г. до н.э. полководцем Гаем Марием их численность увеличилась. Армия стала более профессиональной, и основная масса римлян освободилась от военных обязанностей. Это привело к увлечению, особенно среди молодежи, различными цирковыми зрелищами в целях достижения популярности, богатства.
Римляне в качестве зрелища устраивали погребальныеигры, заставляя рабов во время похорон драться насмерть. Бой первых трех пар гладиаторов для публики был проведен в Риме на похоронах сенатора Б. Перы (264 г. до н.э.), погибшего в бою с карфагенянами. В дальнейшем устраивались более масштабные сражения гладиаторов, и они были объявлены частью цирковых зрелищ. Гладиаторами в основном были военнопленные, превращенные в рабов. Их учили гладиаторскому искусству в особых школах. На территории современной Италии было четыре таких учебных заведения.
В 74 г. до н.э. в одной из школ-тюрем гладиаторов в г. Капуе началось восстание, которое возглавил фракиец Спартак. Под его руководством рабы-гладиаторы использовали хорошую физическую подготовку и умение владеть оружием для борьбы за освобождение угнетенных. В 71 г. до н.э. восстание Спартака было жестоко подавлено. В память о нем комплексные спортивные соревнования назвали Спартакиадами. С 20-х годов XX в. в ряде стран, в том числе и в России, команды, спортивные клубы и общества называют «Спартак».
Под влиянием общественного мнения и давления высших органов христианской религии в 403 г. римским императором был обнародован эдикт о прекращении подобных зрелищ.
У римских мыслителей вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским риторов Квинтилианом. Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он - сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового методы обучения. Он был противником телесного наказания детей.
Врач Древнего Рима Клавдий Гален одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух.
Выводы:
1. В Древнем мире ФК начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием т.н. свободных граждан, рабовладельцев.
2. Развитие ФК достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме. ФВ в основном носило военно-прикладной характер.
3. Наивысшего уровня развития ФВ достигло в Древней Греции, т.к. здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.
4. В Древнем мире ФВ становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.
5. Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации ФВ, появляются элементы его научной обоснованности.
Вопросы для обсуждения:
1. Дать сравнительную характеристику Спартанской и Афинской систем физического воспитания.
2. Олимпийские игры Древней Греции: причины возникновения, характеристика и значение для современного олимпийского движения.
3. Дать характеристику ФК Древнего Рима, назвать ее отличия от древнегреческой.