История, наука в Древнем Риме II в.н.э. Наука в древнем риме
Образование и наука в Древнем Риме Выполнили Алеханова
Образование и наука в Древнем Риме Выполнили: Алеханова Ксения Морозова Татьяна Группа Д-113
Наука в Риме не имела особого развития. И в большинстве своём она следовала принципам греков. Однако стоит отметить, что именно Рим стал основателем такого направления, как юриспруденция. Отцом ее принято считать Гнея Флавия. Далее начали появляться правовые школы, в которых изучались различные виды права. Римская философия пошла по своему направлению, в отличии от греческой. Возникло учение гностиков, основной мыслью которого было различие между людьми, обладающими духовными знаниями, и чернью, которая была далека от духовного. Начала зарождаться христианская идеология. Также в Риме развивалась такая наука, как история. Среди римских историков можно выделить Тита Ливия, Плутарха, Тацита. Они описали историю Рима и его достижения
Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёныеэнциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.
Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм. Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида —фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга. Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.
Образование Согласно древнеримской культуре образование ребенка, как физическое, так и моральное начиналось под строгим наблюдением и руководством родителей. Система образования древнего Рима была направлена на преобразование ребенка в сильного, здорового, религиозного и ответственного гражданина. Образование ребенка подразумевало обучение законам послушания, скромности речи, знаниям и уверенности в своих силах. Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.
Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме "фериями" (feriae), то есть праздничными днями. Религиозных и государственных праздников было много, так что дети успевали отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля, когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major), наступали каникулярные дни — каникулярии (caniculares), иначе, "дни собачек", самые знойные в году. Дети прекращали занятия и возобновляли их только к середине октября, когда спадала жара. Зато учились римские мальчики и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда.
Дети из малообеспеченных семей в начальной школе завершали свое образование. Девочки под руководством частного учителя — грамматика — продолжали обучение дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и образованию женщин. Девушки должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией, геометрией, математикой и даже медициной.
Мальчики 12 лет приступали к среднему школьному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым считалось изучение астрономии, грамматики и геометрии. Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и третья высшая ступень образования: школа ритора (риторика значит "красноречие"). Здесь учились ораторскому искусству, искусству спора, упражнялись в составлении речей на исторические, литературные и политические темы, овладевали декламацией. Жители провинций отправляли подростков и юношей учиться в большие города.
present5.com
§4. Наука о праве в Древнем Риме
Интеллектуальная культура Древнего Рима – важный этап развития научной рациональности. Основное содержание этого этапа заключается в утилитаризации рационализма - подчинении его принципу пользы и институциализации знания, связанной с обмирщением рационализма, его превращением в орудие политической власти. Необходимо отметить, что Древний Рим заимствует многие достижения древнегреческой интеллектуальной культуры, тем не менее, присущий ему идеал незаинтересованности, умозрительности знания отвергается как малоэффективный. Общая ориентация культуры Древнего Рима на утилитарные цели и ценности обусловливает выдвижение на первый план прикладного знания. Однако прагматическое отношение к знанию носило односторонний характер – знание рассматривалось как социальная и политическая сила; производственный потенциал знания был мало востребован, поскольку в древнеримском обществе идеал потребления стоял выше идеала производства.
Обмирщение рационального знания ведет к сращиванию «науки» и образования. В Риме утверждается греческая система образования, но с определенными коррективами. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Занятия музыкой и гимнастикой заменяются обучением более практическим навыкам верховой езды и фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, но риторике. Цицерон упрекал греков за их увлечение теоретическими науками, в частности математикой и считал, что необходимо ограничить развитие этой науки «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний». В целом образование Древнего Рима было направлено на подготовку государственных чиновников, адвокатов. Науки приспосабливаются к практической, политико-правовой, торговой, военной, строительной деятельности. Система образования подчиняется государству. Получая жалование из государственной казны, преподаватели превращаются в служащих государственной власти. Наука и образование подвергаются рассудочному воздействию римского права. Стремление все подчинить рассудочной схеме влечет систематизацию образования и существующего в его рамках знания. В результате создается система школ, определяется порядок обучения, набор обязательных для изучения «наук». Выдвигается идеал принудительного обучения. Обучение превращается в формализованную систему общения, с жестко регламентированными ограничениями и правилами. Главным требованием становится дисциплинированность ученика и учителя, в результате знание начинает рассматриваться не как теория, а как дисциплина. А.П. Огурцов полагает, что дисциплинарный образ науки возникает в результате актуализации подхода к знанию с позиций учителя и ученика: для обучаемого знание есть дисциплина, для обучающего – доктрина(2). Одновременно выдвигаются новые формы изложения знания: энциклопедия – систематический свод знаний, и научный трактат - определенным образом организованное и репрезентированное знание.
Культура Древнего Рима – важнейший этап становления юридической науки. Именно в этой культуре берет начало процесс отделения научного рационализма от рационализма философского и, соответственно, юриспруденции как науки от философии права. Разумеется эмансипация юридической науки в Древней Риме – не разовая акция, но процесс, осуществляемый усилиями целого ряда мыслителей.
Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель - стоит у истоков юридизации понятия государства. Государство в определении Цицерона, есть не только выражение интересов всех его членов, но также их согласованное правовое общение. Государство, таким образом, предстает в репрезентации Цицерона как правовое образование, «общий правопорядок», публично-правовая общность. Цицерон, помимо этого, обосновал принцип юридического равенства граждан, согласно которому права граждан одного и того же государства должны быть одинаковыми. Цицерон превратил естественное право из предмета философских размышлений в предмет конкретно-научного рассмотрения. Наконец, Цицерон сформулировал понятие юридического лица – правовой личности.
Становление юридической науки во многом было обусловлено развитием юридической практики, ее секуляризацией, т.е. освобождением от диктата религии. В III в. до н.э. юридическая практика становится делом профессиональных юристов, которые вытесняют из этой сферы жрецов-понтификов. Необходимо отметить, что деятельность римских юристов была ориентирована на удовлетворение потребностей правовой практики - адаптацию действующих правовых норм к изменяющимся потребностям правового общения. Выдающиеся римские юристы – Цельс (II в.), Помпоний (II в.), Гай (II в.), Папиниан (II– III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.), Модестин (II–III вв.) и др. занимались консультационной деятельностью, связанной с ответами на юридические вопросы частных лиц; оказанием помощи и сообщением нужных формул при заключении сделок; сообщением формул для ведения дел в суде. При этом они письменно оформляли свое мнение по делу в виде обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. Именно консультационная деятельность римских юристов рождала потребность интерпретации права. Древнеримские юристы детально разработали правила и приемы толкования норм права. Однако, опираясь на источники действовавшего права (обычное право, Законы XII таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции императоров), юристы при разборе тех или иных дел не только интерпретировали существовавшие правовые нормы, но изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости. Таким образом, деятельность римских юристов не ограничивалась лишь правоприменением, но включала также элементы правотворчества. В комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля римские юристы разработали целый ряд общетеоретических положений. Необходимо отметить, что благодаря деятельности древнеримских юристов право стало развиваться и совершенствоваться. Римский юрист Помпоний утверждал, что: «право не может существовать в отсутствии правоведов, посредством которых оно могло бы ежедневно подвигаться к совершенству».
Это означало, что римские юристы занимались не только юридической практикой, но и юридической теорией, при этом теоретизирование римских юристов опиралось на конкретное эмпирическое знание. Иными словами, есть все основания рассматривать римских юристов как ученых, а их деятельность как научную.
Справедливости ради необходимо заметить, что римские юристы чрезвычайно осмотрительно относились к формулировке общеправовых принципов и определений, это было обусловлено тем, что такого рода обобщения приобретали значение общих правоположений. Римские юристы занимались по-преимуществу разработкой конкретных правовых вопросов и лишь на этой основе делали те или иные обобщения. Связь юридической практики и юридической теории была самой непосредственной. Поэтому римская юридическая наука была по преимуществу прикладной наукой.
Становление юридической науки в творчестве римских юристов связано с тем как они позиционируют объект исследований. Дело в том, что объектом исследований становится не право вообще, но право в его конкретно-исторической форме. Показательно в этой связи, что римские юристы дают принципиально новую трактовку естественного права - естественное право предстает не как божественный порядок или идеальная теоретическая конструкция, но как компонент действующего права. В частности к естественно-правовым принципам относились такие принципы как принцип справедливости и принцип равенства. Эти принципы выступали как главные ориентиры в процессах как правопреобразования, так и правообразования. По утверждению Павла, слово «право» означает то, что «всегда является справедливым и добрым – каково естественное право». В целом, право рассматривалось древнеримскими юристами как феномен, одновременно, аксиологический (ценностный), рациональный, общеимперативный, социальный и политический. В таком же сложном ракурсе рассматривался закон. Папиниан полагал: «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства».
Древнеримские юристы создают классификацию права, опирающуюся не на онтологический (бытийный, философский), но на социологический (конкретно-научный) критерий. В частности, действующее право подразделяется на публичное и частное. Ульпиан предложил классификацию права исходя из представлений о благе, которое защищено правом. В видении Ульпиана это благо может быть общественным или частным, соответственно, право может быть публичным, относящимся к пользе Римского государства и частным, относящимся к пользе отдельных лиц. Частное право подразделяется Ульпианом на три вида: естественное право, право народов, цивильное право.
В центре внимания древнеримских юристов находились проблемы цивильного права, наиболее глубоко ими были разработаны вопросы собственности, завещаний, договоров, правовых статусов личности, семьи и др.
Необходимо отметить, что сочинения древнеримских юристов отличались высокой интеллектуальной культурой – глубиной анализа, аргументированностью выводов, четкостью формулировок, широтой проблематики общетеоретического, отраслевого и юридико-технологического профиля.
Во II веке до н.э. в Древнем Риме появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н.э. существовала обширная юридическая литература, представленная трудами Муция Сцеволы, Сервия Сульпиция Руфа и др. Позднее к ней присоединяются труды Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и др.
В III века до н.э. начинается публичное изучение юриспруденции, которая постепенно превращается в самостоятельную учебную дисциплину. Частные юридические школы появляются в I веке. Процесс обучения включал чтение лекций, проведение диспутов. Учащиеся изучали произведения древнеримских юристов Папиниана, Павла. В IV—V веках юридические школы с четырехлетним сроком обучения действуют в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии. Таким образом, можно говорить о формировании системы юридического образования.
Социальный статус древнеримских юристов был очень высок - многие из юристов были доверенными советниками при императорах и занимали высокие должности в правительстве.
Древнеримские юристы разработали целый ряд фундаментальных правоведческих положений, что способствовало превращению юриспруденции в самостоятельную научную дисциплину. Их творческие достижения оказали большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Целый ряд современных юридических понятий, терминов и теоретических построений восходят к римскому праву и римским юристам. И, тем не менее, Древний Рим едва ли можно считать родиной науки юриспруденции. Наука как социальный институт, форма культуры, способ познания мира формируется значительно позднее. В Древнем Риме мы имеем дело, скорее всего, с высокоразвитой юридической практикой, которая вызывает к жизни исследовательскую – научную деятельность древнеримских юристов. Однако научная деятельность не отделяется от практической, соответственно, не создается профессия ученого, наука не оформляется как особый социальный институт. Эта нерасчлененность юридической практики и юридической науки, делает последнюю чрезвычайно уязвимой и зависимой от нужд повседневной жизни. Это обстоятельство плачевно отражается на судьбе древнеримской юридической науки - со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времен Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам право на ответы на юридические вопросы частных лиц.
Таким образом, в интеллектуальной культуре Древнего Рима начинается процесс отделения научного рационализма как от рационализма философского, так и от рационализма практического, однако этот процесс не получает завершения.
studfiles.net
История, наука в Древнем Риме II в.н.э.
Среди римской литературы как республиканского, так и императорского периодов первостепенное место занимала история. Римское общество предъявляло к истории сложные и ответственные требования. История объясняла причины возникновения существующего строя, оправдывала или отрицала его, показывала примеры доблести и порока в прошлом на конкретных примерах древних героев. К истории обращались с тем большим интересом, чем меньше находили удовлетворения в окружающей действительности, стараясь найти утешение в далеком прошлом. Не случайно, что характерной чертой историков и вообще писателей II в. было восхваление ми
нувших времен (laudatio temporis acti). Исторические события излагались как в прозаической, так и в поэтической форме. Со времени Вергилия вошел в моду исторический эпос, трактовавший исторические легенды или исторические события. К эпическим произведениям относится «Аргонавтика» (Argo- nautica) Валерия Флакка в 8 книгах, «Фиваида» (Thebais) Папиния Стация в 12 книгах, повествующая о судьбах детей Эдипа, поэма «Punica» Силия Италика в 17 книгах, изображающая вторую Пуническую войну, и многие другие.
Из римских историков эпохи Антонинов, писавших прозой, самым крупным был Публий Корнелий Тацит (P. Cornelius Tacitus). Тацит (ок. 55-120 гг.) - историк мирового значения - жил в период острой борьбы за утверждение нового политического режима - абсолютной монархии - и на собственном опыте испытал тяжесть домициановского правления. Вынужденный в течение 14 лет находиться вдали от общественной деятельности, Тацит всецело ушел в самого себя, затаив глубокое отвращение и злобу к новому политическому строю.
Отрицательное отношение к абсолютизму красной нитью проходит через все произведения Тацита. Отвращение к абсолютизму и любовь к республике чувствуются уже в его раннем произведении - «Диалоге об ораторах» (Dialogus de oratoribus), - излагающем историю падения римского красноречия со времени Цицерона, убитого цезарским деспотизмом. Столь же пессимистично звучат слова Тацита в другом его сочинении, «Агрикола» (De vita et moribus Julii Agricolae), написанном после смерти Домициана. При «просвещенном абсолютизме» Антонинов политическая атмосфера сделалась более благоприятной для литературно-исторической работы, но творческая энергия Тацита после пережитых потрясений ослабела, и прежняя душевная бодрость исчезла. «Как тело растет медленно, но быстро умирает, так точно мужество и духовная жизнь легче умирают, чем возрождаются. В конце концов нам, людям, даже начинает нравиться приятное ничегонеделание и бездеятельность, которые вначале отвергаются».
И, несмотря на все это, у Тацита оставалось еще достаточно сил для продолжения творческой деятельности. Вскоре после биографии Агриколы появился новый труд Тацита «Ггрмания» (Germania. De situ ас populis Germaniae liber), описывающий положение, социальный строй и быт германских племен. Кроме прямой цели ознакомления римлян с германцами, что было вполне естественно в век частых сношений и столкновений с германскими племенами, «Германия» преследовала также и другие публицистические цели. Описывая простой строй германцев и изображая их сильными и здоровыми людьми, Тацит противопоставлял порядки германских дикарей римским порядкам, как лучшее худшему. За «Германией» последовали «Истории» (Historiae) в 14 книгах, охватывавшие период от Гальбы до Домициана (69-96 гг.). По окончании «Историй» Тацит принялся за составление своего последнего и самого совершенного труда - «Летописей», или «Аннал» (Annales), трактующих период Клавдиевой династии от смерти Августа (ab excessu divi Augusti) до смерти Нерона (14-68 гг.).
При всем разнообразии сюжетов и обширности материала произведения Тацита представляют единое целое, связанное определенной идеей и философской концепцией. Через все его сочинения проходит одна центральная идея - вырождение римского общества и, как его следствие, кризис республики и утверждение монархии. Тацит не верит в творческие силы римского общества. Его общественный идеал лежит позади, в далеком прошлом, в царстве Сатурна или же в далеких лесах Германии.
Причиной кризиса Республики Тацит считает порчу нравов, как следствие чрезмерного развития страстей и эгоизма. Страсти порождают зависть, разделение на группы, обеднение одних и возвышение других. Усиливающееся же социально-экономическое неравенство приводит к ожесточенной борьбе между людьми, гибели Республики и утверждению абсолютизма. Абсолютизм, полагает Тацит, так глубоко пустил корни в римскую почву, что он сделался исторически необходимым, и потому борьба с новым режимом объективно обречена на неуспех. При данных конкретных условиях наиболее разумной политической формой Тацит считает «умеренную монархию» Траяна, сочетавшую самодержавие с аристократией. Стоящий во главе государства «просвещенный принцепс» действует по указанию сената и в первую очередь считается с интересами аристократии. Отношение Тацита к народу сдержанное, а иногда и прямо враждебное. Условием прочности политического порядка Тацит считает политическую свободу (libertas), но свободу не для всего гражданства, а только для его верхних слоев, для избранных людей.
Согласно стоической философии, к которой был близок Тацит, задача историка заключается прежде всего в этической оценке исторических личностей и событий. Какой-либо общей историко-социологической концепции у Тацита, как и вообще у историков императорского периода, не имеется. Задача историка, по его мнению, есть задача моралиста, а история как научная дисциплина принадлежит к разряду этики и политики. Сила Тацита заключается в его замечательных характеристиках и драматическом изображении страстей действующих лиц на фоне социальной и политической борьбы.
Во всех отношениях слабее Тацита другой римский историк, младший его современник, - Светоний Транквилл (С. Suetonius Tranquillus, ок. 75-160 гг.). Секретарь императора Адриана, Светоний представляет тип ученого историка, собирателя сырого материала, склонного к chronique scandaleuse. Главным историческим трудом Светония считаются «Биографии цезарей» (De vita Caesarum), содержащие биографии 12 цезарей, начиная с Юлия Цезаря и кончая Домицианом.
Биографии Светония написаны по определенному шаблону (ранняя история, история правления, внешность, образ жизни, характер, мирная и военная деятельность, смерть, погребение, некролог), повторяющемуся в каждой биографии. Они не оставляют цельного впечатления, в них не чувствуется центральной идеи и совершенно отсутствуют какая-либо философия истории и политическая идеология. История растворяется в биографиях императоров и тонет в придворных сплетнях и интригах.
Риторический элемент, свойственный Светонию, заметен также и у историка-александрийца Аппиана (середина II в.), по профессии адвоката, занимавшего должность прокуратора фиска в Египте. «Римская история» Аппиана делилась на несколько отделов, посвященных важнейшим событиям римской истории. Для избежания синхронистических трудностей, возникающих при изложении одновременных событий, у Аппиана группировка исторического материала дается по войнам, что в значительной степени облегчает задачу историка. Из сохранившихся книг одна (VII) посвящена войне с Ганнибалом, одна- сирийской и парфянской истории, войне с Митридатом и т. д. Важнейшую часть сочинения составляют «Гражданские войны в Риме» в пяти книгах (XIII-XVII).
Историографическая ценность трудов Аппиана состоит в том, что они содержат много данных, взятых из утраченных сочинений других историков, которыми Аппиан пользовался и которые он почти дословно повторял.
Индивидуализм и вера в крупную личность, творящую и видоизменяющую исторические события по своему желанию, характерные для историографии императорского Рима, положены в основу замечательного историко-литературного труда «Сравнительные биографии» (Vitae parallellae) Плутарха из Херонеи (ок. 46-120 гг.), воспитателя Адриана. Задача истории, по Плутарху, сводится к внедрению в сознание людей определенных этических ценностей или добродетелей, позволяющих человеку развить всю совокупность заложенных в него природой возможностей. Добродетели же и пороки лучше всего постигаются на исторических примерах. В «Сравнительных биографиях» Плутарх рисует ряд портретов великих людей Греции и Рима, «галерею славы», возвеличивая добродетель и бичуя пороки. Художественно скомпанованная «галерея славы» должна расширить горизонт читателя, внедрить в его сознание идею прекрасного и показать ему различные человеческие типы в их жизни и действии.
«Для нас, - говорит Плутарх во вступительной главе Перикловой биографии, - бывает полезен тот цвет, яркость и приятность которого укрепляют зрение и приносят ему пользу. Так точно г ум человеческий должен обращать внимание на то, что, доставляя ему приятное, может в то же время вызвать в нем свойственное ему стремление к прекрасному. Прекрасное же всегда связано с понятием полезного, ибо нет действительно полезного без действительно прекрасного. Прекрасное имеет в себе что-то возбуждающее к деятельности. Оно тотчас же внушает нам желание действовать, оно облагораживает душу зрителя, даже самый рассказ о нем... оказывает благотворное влияние на его выбор»1.
Из второстепенных историков «счастливого периода» достаточно назвать Флора (L. Annaeus Floras), написавшего сжатый очерк римской истории на основе трудов своих предшественников, главным образом Тита Ливия (in brevi quasi tabella, totam eius imaginem amplectar).
Своим трудом Флор надеется оказать услугу читателю и государственному деятелю, у которого нет возможности освоить большие исторические труды. С точки зрения языка и группировки материала, сжатая история Флора (brcviarium) представляет очень хорошее пособие по римской истории, охватывающее период от основания Рима до Траяна.
Симптомы приближающегося кризиса ощущаются и в области научно-философского творчества изучаемого периода. Количественно научные произведения
растут, но научные методы грубеют, оскудевает творческая фантазия и исчезает оригинальность мысли.
В смысле систематизации и расширения материала значительные успехи были достигнуты в области строительного искусства, механики, медицины, географии и математики. Одно из первых мест среди научных дисциплин в императорском Риме занимала медицина, а среди ученых медиков заслуженной славой пользовался врач Клавсий Гален (Claudius Galcnus), родившийся в Пергаме в 131 г. н. э. Благодаря своим обширным познаниям и врачебной практике Гален стал известен в Риме, был приглашен ко двору и сделался лейб-медиком молодого Коммода. Галену принадлежит масса сочинений общего и специального характера. Специальные трактаты посвящены отдельным отраслям и вопросам медицины - хирургии, дыхательным органам, пищеварению, головному и спинному мозгу, анализу питательных веществ, пиявкам и т. д. «Врачебное искусство» Галена долгое время считалось образцовым учебником по медицине. При всей широте своего образования Гален не остался чужд влиянию религиозно-мистических идей, характерных для его времени. В вопросах философии и мировоззрения Гален стоит на популярной в его время религиозно-мистической точке зрения, полагая, что все совершающееся в природе и организме человека подчинено мировой целесообразности, мировому разуму-богу, стоящему над миром и управляющему им.
Не меньшей популярностью в своей области пользовался другой знаменитый ученый античного мира, Клавдий Птолемей, современник Антонина Пия, выдающийся математик, географ и астроном. Научная деятельность Птолемея протекала в Александрии, где он делал наблюдения над звездами и написал большую часть своих сочинений. В геоцентрической системе Клавдия Птолемея земля признается центром вселенной, вокруг которого вращается небесный свод с находящимися на нем солнечными мирами. Сочинения Клавдия Птолемея и вообще сочинения всех ученых II в. поражают обилием материала, содержат массу математических выкладок, цифр, географических имен, дат и астрономических записей. У последующих поколений авторитет Птолемея был не менее велик и всеопределяющ, чем у современников. Геоцентрическая система оставалась непоколебимой до XVI в., до времени Коперника.
magref.ru
Юридическая наука в Древнем Риме
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 40Следующая ⇒
Зарождение юридической науки в Древнем Риме связано с деятельностью жрецов – коллегии понтификов. Она ведала составлением календарей, погребальным культом и сакральным правом (т. е. божественным). Кроме того понтифики занимались комментированием законов. Сформировавшиеся религиозные и правовые формулы должны были четко произноситься, без каких-либо запинок и ошибок. Только с начала III в. до н. э. положение начинает меняться. В III – I вв. до н. э. бесплатные юридические консультации давались чаще всего членами влиятельных сенаторских семейств, появившимися профессиональными юристами. Известными юристами, государственными деятелями I в. до н. э. были Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф. Однако юридические трактаты данного периода в большинстве своем до нас не дошли.
Большое значение получает и деятельность адвокатов. Они защищали своих клиентов во время предварительного следствия и суда. Причем, если в республиканский период их услуги не оплачивались, то в период Империи
(I в. н. э.) их максимальный гонорар был установлен в 10 тыс. сестерциев.
Развитие юридической профессии привело к появлению юридического образования. В 254 г. до н. э. верховный жрец Тиберий Корунканий начал разъяснять нормы права всем желающим. С этим именем обычно связывают начало публичного преподавания права в Риме. Начиная с I в. н. э. римская система образования значительное место отводила юридической науке. Известный римский юрист Сабин (I в. н. э.) открыл первую частную юридическую школу. Там читали лекции по праву, проводились диспуты и давались ответы на вопросы учеников. Последователи Сабина образовали видную школу римского права – сабинианцев, а самому Сабину вместе с некоторыми другими известными юристами было дано право официально разъяснять законы. Такие разъяснения имели обязательную силу для суда. Это право было дано императором Августом, и одним из первых его получил Мазурий Сабин. Введение таких обязательных заключений (responsa) повысило правовую культуру, заставило чиновников и судей, зачастую не обладавших навыками профессиональных юристов, учитывать в своей деятельности достижения юридической науки. В период принципата и домината высшие должностные лица, в том числе и императоры, всегда имели при себе советников-юристов. Таким образом, осуществляя свою научную и практическую деятельность, римские юристы издавали различного рода комментарии к гражданскому праву, труды по отдельным правовым вопросам и юридические учебники, содержавшие систематизированный анализ применения правовых норм в доступной форме.
Не менее важным юридическим направлением была школа прокулианцев. Ее основателем был Марк Антисий Лабеон (ок. 50 г. до н. э. – 18 г. н. э.), а видным представителем – его ученик Прокул. Эта школа по ряду важных положений выступала противником сабинианцев.
При преподавании права римские юристы не уделяли особого внимания общим понятиям (в отличие, например, от греков). Они сразу же ставили перед учениками практические вопросы.
Одним из самых ранних дошедших до нас юридических трактатов было сочинение Муция Сцеволы. Он разделил все гражданское право на четыре основные части: право наследования, право лиц, вещное и обязательственное право.
Говоря о норме права, римские юристы, как справедливо указывает
Г. Берман, «воспринимали правовую норму как обобщение общих элементов решений по ограниченному классу дел» . Они впервые стали проводить широкие обобщения, разрабатывать правовые понятия. Однако такой теоретический уровень развития в римском правоведении был достигнут только в классический и постклассический период.
Среди римских ораторов, государственных деятелей и юристов особо необходимо выделить Марка Туллия Цицерона (106 – 46 гг. до н. э.). Цицерон впервые придает практическое значение естественному праву: «Истинный закон представляет собой то, что говорит правильно употребленный разум. Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным… Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону».
Не менее важными были и выступления Цицерона. Его речи состояли из вступления (где приводились факты в пользу подзащитного), основной части (где излагалась суть дела, доказательства, нацеленные против доводов противной стороны) и заключительной части (где приводились резюме, обращенные к слушателям).
Нельзя обойти вниманием и другого видного римского юриста Гая
(II в. н. э.). Представитель школы сабинианцев, он написал один из самых известных учебников по римскому праву – институции (т. е. наставления, учебник) Гая. Система изложения материала, избранная им (лица, вещи и обязательства, иски) впоследствии получила широкое распространение.
Среди римских юристов особо следует выделить тех, мнения которых с 426 г. н. э. должны были рассматриваться в суде в качестве наиболее авторитетных. Это были труды наиболее видных юристов позднего классического периода: Папиана, Павла, Ульпиана, Модестина и вышеуказанного Гая.
В IV – V в. н. э. в Римской империи действует несколько специальных юридических школ с 4-летним сроком обучения. При Юстиниане срок обучения увеличивается до 5 лет. В правление Юстиниана проводится обширная кодификация права, издается Свод римского гражданского права (Corpus juris civilis), состоявший из Институций, Дигест, Кодекса Юстиниана и новелл.
* * *
Развитие юриспруденции, юридической профессии и образования в Древнем мире прошло долгий путь. От примитивного архаического права, имевшего многие пережитки, доставшиеся от родового строя, до сложной правовой системы Древнего Рима. Именно здесь впервые возникает юридическая наука, особую роль играют профессиональные юристы, существует и довольно совершенная система юридического образования. Все эти достижения в значительной мере будут восприняты впоследствии западноевропейской наукой и еще долгое время будут оставаться ее идеалами и ориентирами.
Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978. С. 66.
Берман, Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 141.