Дьяконов история древнего мира. Читать онлайн "История Древнего мира, том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова]" автора Свенцицкая Ирина Сергеевна - RuLit - Страница 1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Читать онлайн "История Древнего мира, том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова]" автора Свенцицкая Ирина Сергеевна - RuLit - Страница 2. Дьяконов история древнего мира


Книга "История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник)" автора Дьяконов Игорь Михайлович

Последние комментарии

 
 

История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник)

История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник) Автор: Дьяконов Игорь Михайлович, Неронова В.Д. Жанр: История Язык: русский Год: 1989 Издатель: «Наука» Город: Москва Добавил: Admin 11 Ноя 16 Проверил: Admin 11 Ноя 16 Формат:  FB2 (1571 Kb)  RTF (1559 Kb)  TXT (1525 Kb)  HTML (1533 Kb)  EPUB (1755 Kb)  MOBI (4956 Kb) Скачать бесплатно книгу История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник) Читать онлайн книгу История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник)

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Коллективный труд в первой своей книге рассматривает возникновение и начальные этапы развития раннеклассовых обществ и государств в различных региона Западной Азии, долине Нила, Эгейском бассейне, Индии и Китае (IV–II тысячелетия до н. э.). Книга рассчитана на широкий круг читателей, как историков, так и интересующихся древней историей.

Файл создан по материалам сайта http://historic.ru/ «Historic.Ru: Всемирная история».

Объявления

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Дьяконов Игорь Михайлович

Другие книги автора Неронова В.Д.

Похожие книги

Комментарии к книге "История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник)"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

 

2011 - 2018

www.rulit.me

Читать онлайн "История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник)" автора Дьяконов Игорь Михайлович - RuLit

Миропонимание на грани первобытного и древнего обществ

События эпохи ранней древности трудно понять если хотя бы приблизительно не представить себе, как мыслили и чувствовали древние, что они думали о мире и о самих себе.

К сожалению, проникнуть в духовный мир этой глубокой древности очень трудно, почти невозможно. Очень медленно, по крохам становятся нам известны памятники дровней литературы и искусства; откопанные храмы немы, изображения неясны. Но даже если бы древние литература и искусство были понятны полностью, то ведь памятники их — лишь то, что случайно сохранили нам грамотеи и искусники того времени; это далеко по все, что думали и чувствовали тогдашние люди. Памятниками глубокой древности являются также и устные мифы, сказки, песни, поговорки. Но они дошли до нас через тысячелетия, быть может, сильно искаженными позднейшими переделками. Во вся ком случае, современные сказители, с которыми имеют дело этнографы, сами не знают и не могут нам рассказать, что именно хотели выразить своим творчеством древние люди. Гипотезы же, сложенные по этому поводу учеными, как правило, отвергаются носителями еще живых древних мифов — людьми племен Африки, Австралии, Полинезии и т. д.

Есть, пожалуй, одно объективное сродство, с помощью которого можно проникнуть в механизм мышления людей первобытности и ранней древности, — это изучение языка. Язык выражает категории мышления: исследуя, как построены наиболее архаичные языки, какие приемы они используют для того, чтобы выразить отношение человека к миру и его явлениям, можно обнаружить некоторые механизмы самого тогдашнего мышления.

Исходя из сопоставления структуры древнейших слоев дошедших до нас языков со структурой древнейших мифов, представляется наиболее правдоподобной следующая гипотеза о мышлении и миропонимании первобытных людей.

Самым трудным для них было воспринимать и выражать абстрактные понятия. Но так как никакое суждение невозможно без известного обобщения, то это обобщение достигалось путем создания чувственно-наглядных ассоциаций (сопоставлений). Например, дабы выразить мысль, будто небо представляет собой свод или кровлю, опирающуюся на четыре точки горизонта, и одновременно оно — нечто такое, что каждый день рождает солнце, а также звезды и луну, а в то же время и нечто такое, по чему солнце ежедневно движется из конца в конец, можно было сказать, что небо — корова на четырех ногах, женщина, рожающая солнце, и река, по которой плавает солнце. Это достаточно выражало мысль, которую надо было передать, и никто не смущался тем, каким образом небо может быть одновременно коровой, женщиной и рекой, ибо все ясно чувствовали, что это — толкование, а на самом деле небо — не корова, не женщина и не река. Но в силу той же неразвитости абстрактных понятий не существовало также и понятий «сравнение», «метафора», «толкование» и всего необходимого для того, чтобы выразить, что — небо — не корова, не женщина и не река. Сравнение, толкование, само наименование предмета или явления воспринимались как нечто вещественное, например имя — как вещественная часть именуемого. Поэтому не нужно удивляться, что, даже не отождествляя небо с реальной коровой или реальной женщиной, древний человек мог приносить небу жертвоприношения и как божественной корове, и как женщине (богине).

Ибо всякие касающиеся человека закономерные и целенаправленные (либо мнимоцеленаправленные) явления мира, всякие явления, имеющие неизвестную, но несомненную причину, мыслились и чувствовались как вызванные разумной волей. На опыте наблюдать связь между причиной и следствием человек мог, сущности, почти исключительно в пределах своей собственной деятельности, а потому причину чувственно представлял себе как акт воли. Тем самым за всяким явлением мира мыслилось разумное движущее им существо, которое следует умилостивлять в свою пользу. Это существо, или божество, мыслилось не духовным ибо нематериальный дух — это тоже абстракция, для словесного выражения которой, а следовательно, и для воображения которой не было средств), а материальным. Оно могло отличаться от человека могуществом, злобностью — чем угодно, но не духовностью.

Божество не отличалось от человека также и бессмертностью, потому что человек не имел средств чувственно пли словесно представить себе смерть как небытие. Умерший был для него перешедшим из жизни здесь в жизнь где-то в другом месте; точно так же и родившийся был перешедшим из жизни где-то в другом месте к жизни здесь. Еще одним переходом из одного бытия в другое бытие был переход из детства: мальчика — в полноправного воина, девочки — в девушку брачного возраста; такой переход часто сопровождался обрядом инициации (посвящения), включавшим испытания стойкости юноши или девушки против боли (например, путем обрезания крайней плоти, нанесения ран или ожогов), против страха и т. п., а также передачу новому поколению опыта предков, запечатленного не только в приемах труда разного рода, но и в мифах как чувственно-образном постижении предполагаемых причин и связей явлений.

www.rulit.me

Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Том 1

История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник)

Коллективный труд в первой своей книге рассматривает возникновение и начальные этапы развития раннеклассовых обществ и государств в различных региона Западной Азии, долине Нила, Эгейском бассейне, Индии и Китае (IV- II тысячелетия до н.э.). Книга рассчитана иа широкий круг читателей, как историков, так и интересующихся древней историей. Источник:

История Древнего мира т.1. Ранняя Древность: в 3-ех т., Издание третье/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1989.

Введение к первому тому. 8

Общие замечания. 8

Дискуссионные теоретические проблемы в современной науке и Древней истории. 11

Проблема источников по истории Древнего мира. 18

Проблемы хронологии древней истории в современной науки. 24

Литература: 27

Лекция 1: Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода Истории Древнего Мира и проблема путей развития. 28

Предпосылки образования первого классового общества. 28

Первый путь развития общества Ранней Древности. 30

Второй путь развития общества Ранней Древности. 40

Второй путь развития общества Ранней Древности. 40

Ход дальнейшего развития обществ, сложившихся в Ранней Древности. 42

Миропонимание на грани первобытного и древнего обществ. 43

Литература: 47

Лекция 2: Города-государства Шумера. 48

Создание упорядоченной ирригации в низовье Евфрата. 48

Изобретение письменности. Протописьменный период. 49

Раннединастический период. 52

Литература: 59

Лекция 3: Ранние деспотии в Месопотамии. 60

Государство Саргонидов. 60

Гудеа. 64

III династия Ура. 65

Падение Ура и возвышение Иссина. 68

Литература: 69

Лекция 4: Старовавилонский период истории Месопотамии. 70

Политическая история. 70

Старовавилонское общество. 74

Законы. 80

Конец старовавилонского периода. 87

Литература: 88

Лекция 5: Шумерская и Аккадская культура. 89

Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней Месопотамии III тысячелетия до н.э. 89

Шумерская литература. 94

Вавилонское религиозное мировоззрение. 98

Вавилонская техника и наука. 99

Вавилонская литература. 103

Вавилонское искусство. 109

Литература: 110

Лекция 6: Раннее и Древнее царства Египта. 111

Возникновение государства в Египте. 111

Раннее царство. 116

Древнее царство. 119

Литература: 126

Лекция 7: Первые государства в Индии. Предгородские культуры Средней Азии и Ирана. 127

Полуостров Индостан в древности. 127

Индская цивилизация. 128

Культура и религия Индского общества. 130

Общественный строй Индской цивилизации. 132

Упадок Индской цивилизации. 132

Предпосылки создания первого классового общества в Иране и Средней Азии. 133

Литература: 136

Лекция 8: Ашшур, Митанни, Аррапхэ. 138

География и этнография региона. 138

Ранний Ашшур. 141

Шамши-Адад I. 144

Государство Митанни. 145

Хурритское государство Аррапхэ. 149

Культура Хурритов. 153

Литература: 156

Лекция 9: Месопотамия в XVI-XI вв. до н.э. 157

Средневавилонский период в нижней Месопотамии. Касситское царство и Элам. 157

Средневавилонское общество. 159

Город-государство Ашшур и возникновение Ассирийского царства. 160

Культура и общество Ассирии. 165

Литература: 167

Лекция 10: Ранняя Малая Азия и Хеттское царство. 168

Открытие Хеттов. 168

Дохеттский период в центральной Малой Азии. 169

Древнехеттское царство (около 1650—1500 гг. до н.э.). 175

Новохеттское царство (около 1400-1200 гг. до н.э.). 176

Социально-экономические отношения в Хатти. 180

Право и закон. 183

Хеттская культура. 184

Литература: 185

Лекция 11: Сирия, Финикия и Палестина в III-II тысячелетиях до н.э. 186

Возникновение цивилизации. 186

Митанни и Фараонский Египет. 191

Народное движение Хапиру. 193

Хетты и Фараонский Египет. 195

Переселение «заречных племён» и «народов Моря». 196

Культура. Алфавит. 201

Литература: 203

Лекция 12: Среднее Царство в Египте и нашествие Гиксосов. 204

I переходный период. 204

Среднее Царство. 206

II переходный период и гиксосское завоевание. 213

Литература: 214

Лекция 13: Новое Царство в Египте. 215

Общие черты периода. 215

Египетская военная держава времени XVIII династии. 216

Религиозная реформа Аменхетепа IV и конец XVIII династии. 222

Египет при XIX династии. 226

Египет в период XX династии и конец Нового Царства. 228

Литература: 229

Лекция 14: Культура Древнего Египта. 230

Религия. 230

Архитектура. 234

Скульптура. 238

Рельеф. 240

Письменность. 241

Литература. 242

Наука. 244

Литература: 245

Лекция 15: Крито-микенский мир. 246

Минойская (Критская) цивилизация. 246

Ахейская (Микенская) цивилизация. 252

Литература: 260

Лекция 16: Греция в XI-IX вв. до н.э. по данным гомеровского эпоса. 261

Литература: 275

Лекция 17: Финикийская и греческая колонизация. 276

Финикийская колонизация. 276

Ориентализирующая цивилизация. Тартесс. 279

Греческая колонизация. 281

Литература: 289

Лекция 18: Этрусские города-государства в Италии. 290

Источники об Этрусках и вопрос о происхождении этого народа. 290

Экономика этрусских городов-государств. 292

Общественно-политический строй этрусков. 295

Этрусская религия. 298

Литература: 299

Лекция 19: Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине I тысячелетия до н.э. 300

Арийская проблема. 300

Источники по истории Индии конца II - первой половины I тысячелетия до н.э. 303

Освоение индоарийцами долины Ганга. 304

Общественный и государственный строй Северной Индии в первой половине I тысячелетия до н.э. 305

Ведическая религия и культура. 308

Иран и Средняя Азия в первой половине I тысячелетия до н.э. 310

«Авеста» и зороастризм. 311

Литература: 314

Лекция 20: Первые государства в Китае. 315

Общие замечания. 315

Возникновение государства Шан(Инь). 320

Государственное объединение Чжоу(Западное Чжоу). 332

Идеология Чжоу. 337

Политическая история Китая в VIII—V вв. до н.э. 340

Общественный строй периода «Ле го». 345

Общинно-частный сектор тем не менее не исчез, хотя характер его изменился. 348

Литература: 349

Карты. 350

Древний Египет. 350

Древняя Месопотамия(III-II тысячелетие до н.э.). 350

Индия и Иран в древности(до конца III в. до н.э.). 350

Китай с древнейших времён до конца V в. до н.э. 350

Эгейский мир и Малая Азия во II тысячелетии до н.э. 351

Древняя Греция в I тысячелетии до н.э. 351

Греческая колонизация в VIII-V вв. до н.э. 351

Литература: 351

Древний Египет. 352

Древняя Месопотамия(III-II тысячелетие до н.э.). 353

Индия и Иран в древности(до конца III в. до н.э.). 353

Китай с древнейших времён до конца V в. до н.э. 354

Эгейский мир и Малая Азия во II тысячелетии до н.э. 355

Древняя Греция в I тысячелетии до н.э. 356

Греческая колонизация в VIII-V вв. до н.э. 357

nashaucheba.ru

Читать онлайн "История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник)" автора Дьяконов Игорь Михайлович - RuLit

Самый первый из всех критских дворцов был открыт А. Эвансом в Кноссе (центральная часть Крита, неподалеку от северного побережья острова). По преданию, здесь находилась главная резиденция легендарного владыки Крита — царя Миноса. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (слово, заимствованное ими из какого-то догреческого языка). В греческих мифах лабиринт описывался как огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, не мог выбраться оттуда без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр — чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тесеем. Раскопки действительно обнаружили здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 16 000 кв. м, включавший около трехсот помещений самого разнообразного характера и назначения (Следует иметь в виду, что сохранились только первый этаж дворца и подвальные помещения. Первоначально же здание имело два или три этажа в высоту.). Впоследствии аналогичные сооружения были открыты и в других местах на территории Крита.

Своим внешним видом дворец более всего напоминает затейливые театральные декорации под открытым небом: причудливые портики с колоннами, как бы перевернутыми кверху основанием, широкие каменные ступени открытых террас, многочисленные балконы и лоджии, резные каменные украшения на крышах, схематически изображающие «священные» бычьи рога, яркие пятна фресок. Внутренняя планировка отличается крайней беспорядочностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения, соединяющие их коридоры и лестничные переходы, внутренние дворики и световые колодцы расположены без всякой видимой системы и четкого плана. Но при видимой хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствует занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все основные помещения, входившие в состав этого огромного комплекса. Двор был вымощен большими гипсовыми плитами и, по-видимому, использовался не для хозяйственных надобностей, а для культовых целей. Возможно, именно здесь устраивались знаменитые игры с быками, изображения которых мы видим на фресках, украшающих стены дворца. Кносский дворец неоднократно приходилось восстанавливать после часто происходивших здесь сильных землетрясений (Кносский и другие дворцы были впервые построены около 2000 г. до н. э., окончательно же были покинуты между XV в. и 1200 г. до н. э.). Новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные ряды-анфилады. Отдельно стоящие постройки и группы построек постепенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального двора. Дворец был снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обитателей была спокойной и удобной. Строители дворца создали даже водопровод и канализацию. Также хорошо была продумана и система вентиляции и освещения. Вся толща здания была прорезана сверху донизу специальными световыми колодцами, по которым солнечный свет и воздух поступали в нижние этажи дворца. Кроме того, этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Напомним для сравнения, что древние греки ещё в V в. до н. э. — в пору наивысшего расцвета их культуры — жили в полутемных, душных жилищах и не знали таких элементарных удобств, как ванна и уборная со стоком.

Значительная часть нижнего, цокольного этажа дворца была занята кладовыми, в которых хранились вино, оливковое масло и другие продукты. В полу кладовых были устроены выложенные камнем и перекрытые сверху каменными плитами ямы, в которые ссыпалось зерно.

Во время раскопок кносского дворца археологи нашли множество разнообразных произведений искусства и художественного ремесла, выполненных с большим вкусом и мастерством. Многие из этих вещей были созданы в самом дворце, в специальных мастерских, в которых работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы и ремесленники других профессий, обслуживавшие своим трудом царя и окружающую его знать (помещения мастерских были обнаружены во многих местах на территории дворца). Особого внимания заслуживает настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. Некоторые из этих фресок изображали сцены из жизни природы: растения, птиц, морских животных. На других запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, уложенными прихотливо вьющимися локонами, с тонкой, «осиной» талией и широкими плечами и «дамы» в огромных колоколообразных юбках с множеством оборок и в туго затянутых корсажах, оставляющих грудь совершенно открытой. Одежда мужчин намного проще. Чаще всего она состоит из одной набедренной повязки. Зато на голове у них красуется великолепный убор из птичьих перьев, а на шее и на руках можно разглядеть золотые украшения: ожерелья, браслеты. Люди, изображенные на фресках, участвуют в каких-то сложных и не всегда понятных церемониях. Одни чинно шествуют в торжественной процессии, неся на вытянутых руках священные сосуды с возлияниями для богов, другие плавно кружатся в танце вокруг священного дерева, третьи внимательно наблюдают за каким-то обрядом или представлением, расположившись на ступеньках «театральной площадки».

www.rulit.me

Читать онлайн "История Древнего мира, том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова]" автора Свенцицкая Ирина Сергеевна - RuLit

История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник)

Введение к первому тому.

Общие замечания.

Возможность написания этого труда возникла в результата многолетней серьезной работы большого коллектива сотрудников Института востоковедения Академии наук СССР и других научных учреждений над подготовкой обширной документированной многотомной «Истории древнего Востока». Однако публикация последней рассчитана на историков-специалистов. Поэтому наша редакционная коллегия и группа авторов решили предложить вниманию читателей настоящее издание, обращенное к более широкой аудитории и рассматривающее историю древних классовых обществ, сложившихся в Азии, Европе и Северной Африке, в контексте общечеловеческого исторического процесса. В работе приняли участие ученые многих научных учреждении и учебных заведений со всех концов Советского Союза.

Таким образом, публикуемый труд (он издается в трех отдельных книгах: «Ранняя древность», «Расцвет древних обществ» и «Упадок древних обществ») представляет собой опыт создания истории всею древнего мира в соответствии с нашими современными знаниями. Ангорский коллектив и редакционная коллегия надеются, что появление такой книги будет способствовать более ясному пониманию не только специфических, но и общих черт в развитии древних классовых обществ и внесет вклад в разрешение непрекращающихся теоретических споров по этому вопросу. Так, авторы полагают, что представление об абсолютном несходстве между собой отдельных древних обществ в значительной мере объясняется рассмотрением их в несоответствующем масштабе — либо слишком локально, либо на слишком коротких отрезках времени — и что общий обзор всех древних обществ на всем протяжении их существования неизбежно обнаружит черты общечеловеческих закономерностей исторического развития. Читателю предоставляется судить, насколько оправдан такой подход.

До сих пор в университетах читаются мало связанные между собой курсы истории Греции, Рима и древнего Востока, причем в последнем случае изложение обрывается на произвольных моментах развития того или иного азиатского или африканского общества, не показанных как части мирового исторического процесса. Академическая же «Всемирная история» (т. 1—2, М., 1955—1956) хотя и позволяет рассмотреть каждое важнейшее общество в перспективе всемирно-исторического развития, однако слишком громоздка и поэтому не дает общего обзора, к тому же в настоящее время она в значительной мере устарела по материалу.

То обстоятельство, что, помимо «Всемирной истории», единая всеобъемлющая и обобщающая история древнего мира у нас еще не была написана, объясняется трудностью охвата материала столь многих обществ (что иногда и приводило к созданию учебников и пособий авторами, недостаточно компетентными в историографии некоторых конкретных обществ). Поэтому было решено поручить написание каждого раздела данной книги ученым, работающим специально в данной области, следуя в этом примеру академической «Всемирной истории». При атом мы старались, учитывая опыт этого издания, избегать чрезмерной унификации авторских текстов редакционной коллегией. Поэтому настоящее издание представляет собой скорее «книгу-лекторий», в котором выступают разные ученые, исследователи смежных проблем, с тем чтобы в итоге их выступлений могла возникнуть общая картина. Как в лектории, это сводный цикл лекций, последовательно излагаемых разными специалистами; такой цикл в идеале дает общее представление о круге наук, которым он посвящен, но он не дает исчерпывающих сведений, так как характер каждой лекции определяется специальными научными интересами, способностями и возможностями каждого отдельного лектора, а состав всего цикла — составом коллектива исполнителей. И в нашей книге тоже есть пробелы, есть кое-какие расхождения во взглядах между авторами по частным вопросам, есть неоднородность в подходе, например, к вопросам культуры некоторых конкретных обществ.

Авторы лекций выступают со своими собственными точками зрения, причем в зависимости от индивидуальных интересов и особенностей автора от раздела к разделу во многом меняются характер изложения и соотношение пропорций привлекаемых материалов (например, объем информации по политической, этнической или культурной истории по сравнению с общественно-экономической). В связи с этим было решено, что фамилии авторов будут вынесены в заглавие каждого раздела, а не отнесены, как это часто делается в коллективных трудах, в общий список в предисловии. В то же время редакционная коллегия, не обязательно соглашаясь с отдельными авторами по частным вопросам, несет ответственность за общий научный и методологический уровень книги.

www.rulit.me

Читать онлайн "История Древнего мира, том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова]" автора Свенцицкая Ирина Сергеевна - RuLit

В настоящее время среди советских историков нет единогласия по ряду теоретических проблем исторической науки (более подробно об этом см. далее). Это обстоятельство, естественно, сказалось на изложении некоторых конкретных тем. Редакционная коллегия не считала возможным в этих случаях навязывать свою точку зрения (последняя в общих чертах изложена во вводных главах к трем периодам древности). Однако, стремясь обеспечить определенную степень органичности в построении книги, редакционная коллегия привлекала к участию в ней преимущественно ученых, близких между собой по своим конкретным теоретическим установкам и вместе с тем работающих в русле общих теоретических представлений, традиционных для отечественной науки. Но, как будет показано, существуют и другие мнения по ряду важных теоретических вопросов.

Вполне понятно, что и между нашими авторами при всей близости их теоретических взглядов тоже существуют известные разногласия — внимательный читатель легко в этом убедится. Но важно подчеркнуть, что, несмотря на расхождения в частностях, научные позиции всех привлеченных нами авторов в целом близки между собой, и «книга-лекторий» отнюдь не является неким бесформенным собранием пестрых глав, а представляет определенное целое, в котором все части оказываются в конечном счете тесно взаимосвязанными.

В ходе редактирования перед авторами были поставлены дополнительные вопросы и задачи, однако окончательное решение оставалось за автором, а единство книге должны были придавать обобщающие теоретические разделы, в которых излагается точка зрения редакционной коллегии на материал, освещенный отдельными авторами. Более решительное вмешательство редколлегия позволила себе лишь там, где это диктовалось заданными рамками объема книги или другими техническими причинами. Широко были учтены советы и фактические поправки многих ученых, прочитавших книгу в рукописи.

Из характера настоящего издания как «книги-лектория» вытекает обозначение ее разделов не как «глав», а как «лекций». Такое название оправдывается и самостоятельностью разделов, и тем, что некоторые из них основаны на действительно читаемых университетских или иных лекциях, и тем, что они почти во всех случаях соответствуют приблизительному объему материала, вместимого в лекционное время, и, наконец, тем, что такое построение книги сможет при желании облегчить ее использование в качестве учебного пособия. Нужно, однако, подчеркнуть, что книга отнюдь не претендует на замену существующих учебников, а в частности университетских курсов история Греции и Рима, излагающих материал значительно подробнее, хотя и не уделяющих внимания месту изучаемых стран в общеисторическом процессе. Как уже было сказано, книга не претендует также на исчерпывающую полноту охвата всех регионов и проблем древнего мира. Вместе с тем некоторые лекции, написанные разными авторами вполне самостоятельно, отчасти «перекрывают» друг друга. Тем не менее книга дает, как мы надеемся, цельную и в общем стройную картину древнего мира.

Исходя из единства исторического процесса, авторы сочли возможным дать единую периодизацию истории древних классовых обществ и разделить ее на три этапа и соответственно на три раздела. Первый этап — складывание классового общества и государства, ранних форм этого общества — охватывает значительный отрезок времени с конца IV до конца II тысячелетия до н.э. Второй этап — период расцвета древних обществ, наивысшего развития рабовладельческих отношений — начинается с распространения железа (стали) на рубеже II и I тысячелетий до н.э. и длится все I тысячелетие до н. э. Третий этап — упадок древних обществ, появление черт перехода к феодализму — занимает примерно первые пять веков I тысячелетия н.э.

Подробная характеристика каждого этапа, его экономических, политических и культурных особенностей дается во вступительной лекции к каждому из трех соответствующих разделов. Внутри каждого раздела мы старались сохранять хронологический порядок рассмотрения истории отдельных стран. Разделы неравномерны по своему объему — наибольшее место отведено истории второго периода: это связано с тем, что наши знания здесь значительно полнее благодаря обилию и многообразию источников, а также с тем, что именно в этот период определились новые пути развития древних обществ, в частности античный путь развития в Средиземноморье, который заслуживает особо подробного рассмотрения.

www.rulit.me

Читать онлайн "История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. (Сборник)" автора Дьяконов Игорь Михайлович - RuLit

Классовое расслоение общества впервые в мире засвидетельствовано в Египте и Шумере. Этот процесс имел здесь свои особенности, которые определили всю дальнейшую историю египетской и шумерской цивилизаций — их специфические пути развития в пределах одного и того же древнего способа производства. Первый из различных путей развития рабовладельческого общества на его раннем этапе лучше всего изучен именно на материале Шумера. Как мы уже видели, в экономическом отношении общество Шумера разделялось на два сектора. В один входили крупные хозяйства, которыми владели храмы и верхушка должностных лиц нарождающегося государства: эти хозяйства в течение первых столетий письменной истории постепенно вышли из-под ведения общинных органов самоуправления. В другой же сектор входили земли, свободное население которых участвовало в органах общинного самоуправления; этими землями в пределах территориальных общий владели домашние большесемейные общины во главе со своими патриархами. На третьем-четвертом поколении домашняя община обыкновенно делилась, но разделившиеся общины продолжали считаться родством, могли иметь общий культ предков, обычаи взаимопомощи и т. п.

В дальнейшем хозяйства первого сектора стали собственностью государства, хозяйства же второго сектора остались в верховной собственности территориальных общин и во владении глав семей; практически владения последних отличались от полной собственности лишь тем, что пользоваться и распоряжаться землей по своей воле могли только члены территориальных общин (соседских, сельских, затем и городских).

Общинники, т. е. свободные члены хозяйств второго (общинно-частного) сектора, как правило, работали на земле сами и с помощью только членов своей семьи. Однако в пределах домашних общий и в особенности между родственными домашними общинами существовало имущественное неравенство. Оно зависело от социального положения глав отдельных семей (так, некоторые общинники были жрецами, старейшинами и т. п.), от случайной удачи или неудачи, от умения отдельных членов распорядиться своими средствами, так как движимое имущество в отличие от дома, поля или финиковой плантации принадлежало лично каждому члену семьи по отдельности. Некоторые семьи общинников — на основе обычаев взаимопомощи или же давая продукты в долг менее удачливым однообщинникам — могли пользоваться и чужим трудом; иногда имелись и рабы, о которых речь пойдет ниже.

Люди, расселенные на землях, ставших впоследствии государственным сектором, могли только условно владеть землей — она выдавалась им для пропитания и как плата за службу или работу на храм или вождя-правителя и т. п.; при этом земля выдавалась за службу или работу индивидуально, на малую, а не на большую семью, т. е. сыновья и внуки несли службу отдельно и снабжались земельными наделами отдельно от своих отцов и дедов. У каждого из них земля могла быть отобрана или заменена на другую по усмотрению администрации. Многие работники государственного сектора земли вообще не получали, а получали только паек. Однако и среди государственных людей были состоятельные по тем временам люди, пользовавшиеся чужим трудом и имевшие рабынь и рабов. Это были чиновники, верхушка воинов, квалифицированные ремесленники. Этим людям выделялась также некоторая часть продукта, созданного земледельческими работниками персонала храмового или правительского хозяйства. Они могли иной раз подняться очень высоко по служебной лестнице, именно из их числа в основном пополнялся административный аппарат; некоторые из них, хотя и не имели государственной земли в формальной собственности, зато фактически управляли хозяйствами государственного сектора. Но среди государственных люден были я собственно рабы и особенно рабыни, которых можно было покупать и продавать.

www.rulit.me