Философия древних славян. Чьих же богов мы внуки? Религиозно-философские воззрения древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнерусская философия Особенности восточнославянской мифологии. Философия древних славян


Ящик пандоры – Философия славянского язычества

Возвращение к корням и истокам

Данная работа – это попытка развеять миф о невежестве наших не таких уж далеких предков. Славянские мыслители того времени неизвестны миру, как греческие или римские философы. Но след их размышлений остался. В мифах, сказках, в национальной одежде, в деревенских домах. Народные праздники, пословицы и поговорки, слова современного русского языка несут в себе глубокий отпечаток того времени. 

1. Введение

После принятия христианства новое духовенство огнем и мечом уничтожало малейшие следы былого культа. Последние книги сакральные языческие тексты были сожжены при Алексее Михайловиче. Но самым худшим злом оказалась человеческая память.

“Не столько недостаток в записях, относящихся до древнего славянского баснословия, сколько нестарание о развитии находящихся о сем предмете сухих сказаний, тому причиною, что мы не имеем до сего времени систематического описания сих богов”

Еще Ломоносов считал, что если “доподлинно разузнать” все “славянские басни”, то получится “прелюбопытная картинка, не худшая римских и греческих”. Россия дольше всех европейских стран задержалась в Средневековье. Оригинальная философская мысль появилась в России только в середине XIX века. И что удивительно – многие утверждения русских философов перекликались с тем знанием, которое содержалось в языческом мировоззрении славян и праславянских предков. Как будто это знание было растворено в этническом пространстве и вновь пробилось к сердцам философов, чтобы приобрести законченную форму и содержание.

В новейшее время, в период кризиса всех этических ценности прагматизма, все чаще люди оглядываются назад, пытаясь определить, что они потеряли в процессе эволюции цивилизации. Возможно – это место человека в природе, ошибочно перенесенное к ее вершине. Славяне славили свою природу, берегли ее и благодарили за каждый дар, не смея желать большего. Мы уже не вернемся к тому времени, укладу и отношениям между людьми. Но это и не нужно. Главное – верно воспринять ценности славян осмыслить их заново.

2. Онтология славян

2.1. Единое Бытие – Род.

Есть в славянской мифологии особенный, неперсонифицированный бог – Род. Понятие это отражало представление славян о силе, рождающее всё сущее и растворенное в нем. "Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды – и въ томъ ражаются дети…", упомянут, например в поучениях против язычества "О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.

“Родник всепроникающий и всерождающий” – назван Род в другом источнике. Это самый удивительный бог из всего славянского пантеона. Абстрагируясь от славянской специфики можно сопоставить Рода с бытием – наиболее общим философским понятием. Сущее как таковое, не требующее дальнейшего объяснения, первопричина всех причин. Абсолютная личность, подобная христианскому Богу и индийскому Брахман/Атман.

Роду не ставили храмов и не приносили жертв. Да и как можно поклонятся бытию? Оно не могло ничего дать язычнику, потому как уже дало все. Понятие это вошло во множество русских слов и везде оно обозначает одно – первооснову и питающую силу. Родители, Родина, а главное – Природа и это лишь самое значительные понятия. Славянская мифология проявляет себя даже в семантике современного русского языка.

Мистическое знание славянского язычества перекликается в основных положениях с китайской и индийской философией. “Атман есть Брахман” – говорили индийские мудрецы, подразумевая равенство всепроникающего духовного начала с безликим духовным абсолютом. Индусы считают, что западная теологическая традиция слишком резко противопоставляет человека с Богом, тогда как Бог растворен в каждом. Мудрость эта нашла отражение и в славянском концепте Рода.

“Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Он – отец богов, он и мать богов, он – рожден собой и родится вновь. Род – все боги, и вся поднебесная, он – что было, и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится”

В этой цитате емко отображены основные атрибуты Рода. Он вечен причем не “дурно” по Гегелю, а “рожден собой”, т.е. есть постоянное кольцевое перевоплощение. Род не ограничен и во времени, он не создан, но создатель самого себя. Вся противоречивость понятия бытия растворена в концепции Рода.

2.б. Дуализм Бытия. Правь, Навь, Явь

ПРАВЬ — одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону (совокупности законов) и существует Мир. Это понятие подобно "саттве" индийской философии (Гармония, абсолютная Реальность, справедливость Законов Вселенной).

ЯВЬ — "Светлая Сила", управляющая Миром, одновременно – сам этот светлый Мир, "белый свет", видимая реальность. Также – философское понятие, приоритетно олицетворяющее Силы, Сохраняющие Мир в (таковой его "светлой") неизменности.

Явь и Навь противодействуют и переплетаются, часто меняясь местами. В языческой философии (как и в природе) нет однозначной и четкой разбивки этих двух основных Сил по вышеописанным специализациям.

Эти "противоборствующие в своем единстве" пары смыкаются в "музыке вселенной", которой является Правь.

НАВЬ — "Темная Сила", управляющая Миром, одновременно – загробный мир, "тот свет". Так же – философское понятие, олицетворяющее приоритетно Силы Изменения, совокупность сил, измененяющих мир.

Навь – не энтропия в чистом виде, не чистое разрушение, не "абсолютный хаос" и не некое "абсолютное зло".В определенной степени приоритетно соотносящееся с понятием Нави так называемое "зло" – это не “разрушение”, это именно ИЗМЕНЕНИЕ. Изменение включает в себя в том числе и разрушение старого Статуса и создание нового Статуса.

В языческой философии у этих двух сил, единых в своем противоборстве нет четких характеристик. Поэтому языческая философия говорит лишь об "условной приоритетности" при символизации за Явью и Навью, соответственно, Неизменности и Изменения.

2.в. Множественность бытия.

Видя, как сменяет день ночь, а ночь день славяне пришли к концепции двойственности бытия. Но окружающий мир сложен и многолик. Есть земля, есть небо, вода и огонь, живое и мертвое. Все это ни могло не найти себе место в пантеоне славянского язычества. Человек также входит в божественный сонм. В этом основное отличие язычества от христианского учения. Согласно множественной схеме есть Род-Бытие. Явь/Белобог – есть условно пассивное воплощение Рода – Свет. Навь/Чернобог – условно активное воплощение. Сварог/Небо – мужское начало, Макошь/Земля – женское начало. Славяне – продолжение этой последовательности воплощений Бытия, “внуки Дажьбоговы”. Есть и более “мелкие” сущности – шиши, упыри и кикиморы. 

3. Теория позания.

Славяне не имели научных знаний в современном смысле. Практический опыт не систематизировался, а передавался внутри рода или племени в виде отрывочных сведений или навыков. Необходимость в ответах на вопросы, имеющий трансцендентальный характер привел их к созданию мифов. Знание, сокрытое в мифе глубоко символично и понятое лишь буквально, кажется наивным и абсурдным. Но символ должен родить духовный образ и только тогда он может донести то знание, которое он содержит. При рациональном взгляде, при постижении сути вещей разумом, символ так и останется пустым звуком.

Желание выйти за рамки обыденного опыта существовало всегда, но каждая философская система предлагает свой путь к высокому знанию. Славяне не обладали теорией постижения подобного рода категорий и понятий. Современные мыслители в большинстве своем глубокие рационалисты. Всякое постигаемое понятие должно быть препарировано, изучено и отнесено к своем классу. Такой подход существенно упрощает процесс поиска истины, но вместе с этим вносит искажения в целостное понимание объекта исследования.

Существенное отличие сегодняшней цивилизации от древности можно найти и в языке, который со временем претерпел существенную эволюцию. Почти весь современный философский и научный словарь состоит из иностранных слов; чтобы пользоваться им как следует, необходимо знать греческий и латинский языки. Часто такие термины мы употребляем, не зная не только смыслового оттенка понятия, но и самого его смысла.

Этот громадный недостаток не существовал для людей древности. У них не было расстояния между языком чувственных фактов и языком чистого мышления, между языком простого народа и языком ученых людей. То, что понятно, не нуждается в доказательстве и в дополнительном описании.

4. Этика.

Этические принципы славянского язычества часто расплывчаты и малопонятны для современного человека. Особенно ужасает и отвращает современного человека пренебрежение к человеческой жизни. При раскопках курганов и капищ славян находят черепа младенцев, умерщвленных в ритуальных целях. Обычай кровной мести сохранился вплоть до княгини Ольги, первой принявшей христианство. Когда умирал князь, то вместе с ним уходила и его жена, почитавшая мученическую смерть за великое благо. Но даже современный человек, имеющий неограниченный доступ к литературе, поэзии, музыке, воспитанный в лучших гуманистических традициях, зачастую легко переступает через законы морали.

И это явление носит глобальный характер. Тогда по какому праву мы осуждаем предков, ничего не знавших о гуманизме, но лишь смутно чувствующих вечные законы этики.

Род отделивший для людей Правду от Кривды, создал и две основные этические категории. Подобно Прави славянин идет между ними и лишь ему выбирать свой путь. Дорога эта именуется – стезя Прави. И она не одна. Ее нельзя вычислить, можно только почувствовать и следовать ей. Или не следовать. Наказанием будет лишь внутреннее смятение души, диссонанс индивидуального бытия человека с бытием общим.

Таким образом, нравственность – есть величина постоянная и объективная, но конкретных заповедей она не имеет. Каждая личность воспринимает ее по-разному, но это не усугубляет единство морального закона. Из этого следует, что знахарь и дружинник одинаково моральны, если следуют стезе Прави. Хотя воин проливает кровь, а знахарь дарит жизнь людям.

При фиксации моральных законов неизбежен переход от единого к единичному. Записанное материальными символами неизбежно устаревает, существующее в виде понятия – вечно, потому как уникально в каждом воспринимающем его.

Vick Romanoff 

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

pandoraopen.ru

Глава 1. Становление и развитие философской мысли россии (хi-XVII вв.)

1.1. Мировоззрение древних славян

Философская мысль народов России представляет собой определенную целостность, специфическую регионально-национальную составную часть всемирного историко-философского процесса. Она прошла длительный путь формирования и развития. Философия неотделима от исторического развития народов России. По мнению русского историка Забелина И.Е., национальная история всегда служит твердою опорою и непоколебимою почвою для национального сознания и самопознания. «Не обижена Богом в этом отношении и Русская История. Есть или должны находиться в ней добрые общечеловеческие идеи и идеалы, светлые и высоконравственные герои и строители жизни»1, - подчеркивает историк

Принято делить историю России и мировоззренческие представления народов, ее населяющих, на языческий и христианский периоды. Это несколько искусственное деление, возникшее в результате утверждения в жизни славянских племен христианской религии, начиная с Х в., и формирования древнерусского государства Киевская Русь. При этом недостаточно внимания уделяется более древнему и длительному по времени историческому пласту - славянскому. Существует много точек зрения относительно происхождения славян, их древних корней, языка, истории. Одна из них, опираясь на исторический и этнографический материал, доказывает, что история славянских народов, населявших территорию России, уходит в глубь тысячелетий к своим первопредкам - древним ариям, а не начинается с десятого века и принятия христианства, как это принято было представлять, прежде всего под влиянием норманской теории и христианской церкви в России.

Представления о вселенной и месте человека в ней занимали центральное место в мировоззрении древних ариев и их потомков - славян. Арии принадлежали к индоевропейской группе народов. Ряд исследователей (А. Тромбетти, Х. Педерсен, Н.Я. Маар) отстаивают концепцию моногенеза языков, т.е. единого происхождения всех языков. При этом другие ученые (В.Н. Демин, Б. Тилак и др.) первопредками, от которых произошел единый язык, называют ариев. Современные исторические данные свидетельствуют, что единая индоевропейская языковая общность начала распадаться в четвертом тысячелетии до н.э. О былом единстве языков говорится уже в Библии, аккумулировавшей в себе древние знания Востока, Запада, Севера (Бытие II, 1). В дословном научном переводе это звучит более точно: «И были на всей земле язык один и слова одни и те же».2 Слово «арии» на древнем арийском языке означало «почтенные», «превосходные»3. По воспоминаниям древних историков, арии выделялись своею силой, ростом, стройностью и красотой, а также особым благородством своих душевных свойств. Эти качества ариев наблюдаются и у славян. Историк А.Д. Нечволодов, ссылаясь на мнения некоторых писателей, живших позднее Геродота, отмечает, что славяне были искусными, мужественными и смелыми воинами, воровство было редким случаем и считалось самым тяжким преступлением, а золото и серебро они презирали. Славяне вели «одинаковый» образ жизни, любили свободу и не выносили рабства. «Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям»4.

Долгое время считалось, что воззрения древнеславянских народов носили политеистический5 характер (язычество). Ряд ученых доказывают, что, с одной стороны, основная особенность славянского пантеона - полная его идентичность общеиндоевропейскому, древнегреческому и древнеримскому6. Например, прослеживается идентичность линий: Перун - Зевс - Юпитер - Торр (Тар) или Венера - Лада - Афродита - Прайя (Фрея). Некоторые исследователи (например, историки Ю. Миролюбов, Н.Л. Рыжков, Б.А. Рыбаков и др.) считают, что у славян мог сохраниться более ранний индоевропейский пантеон с первичными космологическими связями, не обремененный историческим обожествлением событий и собственных героев. С другой стороны, славянская религия была монотеистичной. Л.Н. Рыжков, ссылаясь на письменные источники европейского средневековья, приводит сведения о том, что древнейшие славяне верили в единого бога, называя его «Верховным», «Небесным Богом», «Богом Богов»7. Нестор в «Повести временных лет» так же говорит, что славяне имели понятие о высшем существе, нарицаемом преимущественно «Богом», «Богом Вседержателем», и отличали его от бога Перуна и других второстепенных божеств. Другие боги были, по верованию славян, происходящими от этого верховного Бога и были между Ним и Миром.

К сожалению, до наших дней не сохранились или не найдены письменные источники дохристианской Руси. Л.Н. Рыжков, ссылаясь на свидетельства Екатерины Второй, М.В. Ломоносова и историка В.Н. Татищева, пишет, что у славян была своя руническая письменность8 и письменные источники. Л.В. Черепнин и Н.С. Чаев склонялись к тому, что славяне еще до принятия христианства пользовались какими-то знаками письменности для обозначения отдельных слов, а может быть, и целых выражений. С.П. Обнорский предполагал наличие письма у славян еще в период VI-VIII вв. Многие годы идет спор о таком древнерусском литературном источнике как «Велесова книга», сохранившемся только в копии. Одни историки считают эту копию ловкой подделкой Ю. Миролюбова, другие - подлинником, скопированным историком Ю. Миролюбовым с подлинного текста9. «Велесова книга» повествует, что славяне верили в единого небесного Бога, Вседержателя, но называли его разными именами: Сварогом, Перуном, Свентовитом и, наконец, Триглавом, т.е. Троицей (Сварог - Бог-Отец, Перун - Сын, Свентовит - Святой дух). Они составляют дохристианскую троицу. Остальные боги подчиняются небесному Вседержателю - Триглаву. Иногда Верховный Бог назывался Родом. Мир (космос) у славян делился на три части: Правь - мир богов, Явь - мир людей, Навь - подземный мир. Сами же славяне в «Велесовой книге» называют себя внуками Даждьбога10.

Мировоззрения древних славян представлены русскими и славяно-арий-скими Ведами. Веды - это мифологизированные славяно-арийские летописи. Вот, например, как повествуют русские Веды о возникновении вселенной (космоса).

«До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник Вселенной, Отец Богов. Был вначале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил Любовь - Ладу-ма-тушку. Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился. И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан - море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою. Род родил потом Землю-матушку «...» Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец Богов, Род и Мать богов, Род - рожден собой и родится вновь. Род - все боги и вся поднебесная, Род - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится»11.

В этих поэтических строчках заложен глубинный космологический смысл - взгляд древних славян на происхождение мироздания. Бог Род олицетворяет вселенную или космос. Она вечна, несотворима (Род «рожден собой»), в ней заложен принцип самоорганизации материи и цикличности развития вселенной (Род «родится вновь»). Кроме того, у славян космос выражал гармонию, как и у древних греков (Род разрушил темницу силою любви и любовью мир наполнился). Род олицетворяет дух, сознание, а Лада-матушка - материю. Очевидно, древние славяне представляли мироздание в единстве и взаимосвязи духовного и материального, что мы видим и в философии Древней Индии, которая так же, как и славянским мир, является наследницей цивилизации ариев.

О самобытном развитии Древней Руси размышляет русский философ И.Л. Солоневич, подчеркивая, что «русская национальность, государственность и культура с чрезвычайной степенью резкости отражают индивидуальные особенности русского народа, принципиально отличные от индивидуальных особенностей и Европы, и Азии. Россия - не Европа, но и не Азия и даже не Евразия. Это просто Россия. Совершенно своеобразный, национальный и культурный комплекс, одинаково четко отличающийся и от Европы, и от Азии. Основные черты этого комплекса достаточно отчетливо определились раньше, чем европейское влияние или азиатское нашествие могли наложить на Россию свой отпечаток»12. Следует учитывать, что на российский национальный и культурный комплекс на протяжении всей истории наложило отпечаток славянское космологичское мировоззрение, которое, по мнению ряда исследователей, слившись с христианством, приняло особую форму православия13, а в философской мысли выразилось в философии русского космизма. Современный философ И.И. Евлампиев подчеркивает, что «необычное соединение языческих и чисто христианских элементов в русском православии повлияло на всю русскую культуру, определило ее существенное различие от культуры Западной Европы. Наличие противоположных по своему смыслу тенденций привело к тому, что культура оказалась очень динамичной, была постоянно нацелена на поиски новых и новых форм...»14.

Таким образом, ранние славянские мировоззрения выражались в мифологизорованной форме, но уже в них был заложен глубокий космологический смысл, родственный философским представлениям Древней Индии и Древней Греции. Общность индоевропейского пантеона богов говорит о культурной и этнической взаимосвязи древних славян, древних индийцев и древних греков, что объясняется наличием более древнего культурно-исторического комплекса - арийского, который предшествовал вышеназванным культурным комплексам и мог послужить основой для формирования их. Данный культурно-исторический пласт нуждается в более глубоком историческом, филологическом, лингвистическом и философском исследовании, но его наличие, даже в ограниченном виде, дает основание включать рассмотрение мировоззрения древних славян в процесс зарождения философской мысли в России в качестве предпосылки, тем более что космологические умонастроения пронизывают практически всю будущую русскую философию.

studfiles.net

Древнерусская философия Особенности восточнославянской мифологии

Истоки древнерусской философии находятся в глубоком прошлом культуры восточных славян, живших на территории Восточной Европы во II-I тыс. до н.э. Эту культуру отличало господство языческого мировоззрения и натуралистический пантеизм. Для языческого мировоззрения характерен прежде всего синкретизм космогонических, теогонических, этических, политических взглядов на мир, находящих свое выражение в мифах о богах, героях, выдающихся личностях. У многих народов, прошедших стадию язычества или находящихся на ней, имеются достаточно похожие и устойчивые мифологемы. К числу таких относится "мировое древо", моделирующее тройную вертикальную структуру космоса (небо, земля, подземное царство) и четвертичную горизонтальную (север, юг, восток, запад). Символом "мирового древа" у восточных славян был языческий четырехсторонний идол, найденный на реке Збруч на Волыни. На нем изображены три ряда горизонтальных фигур по числу сторон света и расположению уровней мироздания. Верхний ряд, с устремленными вверх мужскими и женскими богами, символизировал бесконечное небо, средний, близкий зрителям, – землю, нижний – подземное царство, боги которого держат на себе верхние ярусы вселенной. Стремление познать строение мира и закономерности его существования находило выражение в мифологии и создавало предпосылки для развития науки и философии.

Мифология восточных славян весьма самобытна, хотя в ней можно найти черты, присущие мировой мифологии в целом. Прежде всего она неоднородна. Она складывалась как сложное переплетение элементов славянской, угро-финской, иранской, тюркской, скандинавской мифологических систем, что отразило процесс становления древнерусской народности. Кроме того, особый характер восточнославянской мифологии связан с тем, что она возникла и существовала в дописьменный период славянской культуры. Поэтому она не столь развита, литературно обработана и систематизирована как, например, древнегреческая мифология. Многие черты восточнославянской мифологии утратили свой первоначальный смысл и слились с христианством, а некоторые дошли до наших дней в искаженном виде. Основная часть восточнославянской мифологии зафиксирована в фольклоре (песнях, сказках, былинах, преданиях, обрядах и т.п.). Определенное представление о ней дают археологические находки, сохранившиеся предметы народного искусства, историческая лингвистика. Интерпретация этих материалов – дело очень сложное и неоднозначное.

Особую черту восточнославянской мифологии составляет историчность. В народной памяти хранятся предания о богатырях, об основателях целых народов (Чехе и Ляхе, объединивших племена в народы, Кие, Щеке и Хориве – основателях Киева), о князьях-завоевателях, дружинниках, землепашцах-защитниках русской земли и т.д. Совершаемые ими подвиги всегда нравственно оправданы и полны высокого героизма. По своему размаху и значимости они сродни древнегреческим героям и титанам. Но если древнегреческий герой совершает подвиг, то он это делает во имя собственной славы, русский же богатырь – всегда носитель славы народа, и подвиги он совершает во имя рода-племени, государства, родины. Высокий патриотизм и гуманизм поступков русских воинов, былинных героев противопоставляется низости и коварству врагов. Действия одной и другой сторон в мифологии приобретают масштабы космического порядка. Так, в эпосе о русских богатырях темному царству зла в образах Соловья-разбойника, "поганых половцев" противостоят Илья Муромец, Святогор, Добрыня и др. как носители доброго, светлого начала. Уничтожение врагов означало торжество добра.

Действия былинных персонажей неразрывно связывались в сознании язычников с активностью сил природы. Она непосредственно участвует в событиях. В мифологии встречаются говорящие реки и дубравы; мать – сыра земля вскармливает своих детей, скорбит об убитых защитниках; природа с помощью различных знамений предупреждает мифологических героев о несчастьях, победах, переменах в жизни. Мир казался одушевленным, живым. Люди переносили на природу черты, присущие им самим: гнев, любовь, печаль, радость и т.п. Так в языческом мировоззрении славян сформировался антропоморфизм как одна из отличительных черт мифологического мышления. Он имел глубокий аксиологический смысл. Природу и боялись, и почитали. Почитая, возводили в ранг божества. Сакрализацией подчеркивалась ее ценность, зависимость людей от нее, воспитывалось бережное отношение к среде обитания.

Особо обожествлялись повторяющиеся события природы. Это было связано с тем, что жизнь и труд славян были связаны с земледелием и, значит, в большой степени зависели от погодных условий, от правильного выбора работ. Годовой сельскохозяйственный цикл сопровождался множеством праздников, символизировавших рождение, угасание и возрождение природы. Обработка земли, сбор урожая воспринимались не просто как независимые явления и действия людей, но как акты божественной потенции. В сознании язычников стихийно формировалось понимание того, что мир находится в вечном круговороте, повторяет сам себя. Вечный круговорот был понятен, убедителен и утешителен. Он свидетельствовал о стабильности космоса и общественной жизни, несмотря на все социальные перемены, духовные и физические тяготы жизни. Космос был для древнего человека последней причиной происходящего, творцом его личной и общественной жизни. Выше космоса и его богов ничего не было, это был последний абсолют, в котором творится все целесообразное и нецелесообразное. Восточнославянская мифология наполняет космос жизнью (космические боги, люди, домашние духи, русалки, водяные, лешие и т.д.), но не допускает существования рационально, намеренно действующего субъекта. Средние века выше космоса ставили разум, творящий мир. Мифологические боги совсем не рациональны. Они действуют стихийно, под действием обстоятельств.

Но тот же принцип вечности, круговорота, стихийности означает фатализм. Развитым мифологическим существам он присущ в полной мере, но в восточнославянской мифологии он присутствует очень смутно. В "повести временных лет" рассказывается легенда о смерти вещего Олега от собственного коня. Она была ему предсказана волхвом, которому открылась воля богов. Это судьба, и избежать ее не представляется возможным, ибо она выше человека. В подтверждение своей идеи летописец ссылается на авторитет греческих предсказателей и их прорицания.

Антропоморфизм, сакрализация, фатализм не исчерпывают представлений о языческом мировоззрении восточных славян. Близость к природе сформировала у язычников стихийно-диалектическое мышление. Они научились рассматривать мир в противопоставлениях: добро и зло, тепло и холод, небо – подземное царство, жизнь – смерть, день – ночь и т.д. Наличие бинарных позиций позволяло им уловить динамику бытия в контексте космической истории. С их помощью осмысливался эмпирический опыт, переводился в плоскость вечных смысложизненных вопросов, что и было началом философского знания.

studfiles.net

Чьих же богов мы внуки? Религиозно-философские воззрения древних славян | Блог Sage

После выхода ряда провокационных статей ( http://cont.ws/post/101188, http://cont.ws/post/101451) на Конте, искажающих суть восточных религий и ведического мировоззрения славян, мне кажется необходимо для всех желающих разобраться в сути славянского ведизма получить прямые сведения из славянского наследия.

   Прежде всего нужно понять - Ведизм это целостное мировозрение, система знаний, а не религия. Аналогичным образом развивался ведизм и в Индии и Иране после прихода ариев с Севера, из района Аркаима. Веды-от слова ведать, традиционно предавались веками устно, от учителя к ученику, поэтому они и не доступны обычному обывателю. Для простых людей на Руси для этого были Баяны, путем сказов и сказаний, в песнях передававших упрощенно знание. Многое зашифровано в русских народных сказках.

Используем информацию предоставленную Гнатюк В.   

     Вопрос о религиозно-философских воззрениях древних славян чрезвычайно сложен и прежде всего из-за скудости дошедших до нас сведений. Ведь со времени крещения Руси все древние святилища, боголесья, ведические книги, славянская философия и её носители - волхвы - тотально уничтожались. От древних знаний остались лишь отголоски, зачастую вырождающиеся в суеверия. Вторая сложность состоит в удивительной ёмкости понятий и образов, существовавших у древних славян. Поскольку наши предки были неразрывно связаны с природой, являлись её частью и познавали естественные законы изнутри, через себя, то и мировосприятие их было живым, динамичным и многомерным, как сама Природа.

    Наиболее верным термином, отражающим суть мировоззрения наших пращуров, является Славянский ведизм. Пантеон славянских богов оказался не только перечнем божеств, но и славянским земледельческим календарём! Это в очередной раз доказывает, что в мировоззрении наших предков гармонично сочетало тогдашнюю науку, культуру, философию, религию, людей, богов и весь мир, перетекающий из одного состояния в другое. Аналогичных систем мировоззрения в древнем периоде больше нет. Ближе всех к данной концепции стоит ранний буддизм, который, очевидно, является отголоском ведизма славяно-ариев, привнесённого ими в Индию. Мы должны извлечь живую сущность данного учения и, не впадая в догматизм и формализм каких-то внешних культовых действ и обрядов, влить в него силу своего разума, чистоты и любви к окружающему миру и нести пылающий факел Прави - этот бесценный дар, переданный предками - грядущим поколениям во имя сохранения своей, а значит и планетарной Души.

    Поскольку наши предки были неразрывно связаны с природой, являлись её частью и познавали естественные законы изнутри, через себя, то и мировосприятие их было живым, динамичным и многомерным, как сама Природа.

Прежде всего следует сказать, что наши предки не были заурядными политеистами и язычниками, как это принято считать. Мы намеренно не станем дальше употреблять определение «язычество», потому что славяне не считали себя таковыми. А поскольку изначальное название «православие» (прославление Прави) перешло в стан христианства и стало, по сути, антиподом своего значения (как и свастика - чистый древнеарийский знак движущегося солнца - воспринимается сегодня как символ фашизма), то наиболее верным термином, по нашему мнению, отражающим суть мировоззрения наших пращуров, является СЛАВЯНСКИЙ ВЕДИЗМ.

Как свидетельствует древнейший летописный памятник дохристианского периода «Велесова книга», «язычниками» славян называли персы, угнавшие наших предков в египетское рабство к Набсуру-царю (Навуходоносору). «Язычниками и варварами» презрительно именовали их римляне и греки. Последние особо преуспели в этом, стремясь опорочить славян перед христианским миром и даже приписав им человеческие жертвоприношения, чего не было в обычаях наших предков. «БОЕИ РУССКИЕ НЕ ПРИЕМЛЮТ НИ ЛЮДСКОЙ ЖЕРТВЫ, НИ ЖИВОТНОЙ, А ТОЛЬКО ПЛОДЫ, ОВОЩИ, ЦВЕТЫ И ЗЕРНО, МОЛОКО, ПИТЬЕВУЮ СУРЫО, СБРОЖЕННУЮ НА ТРАВАХ, И МЁД

- И НИКОГДА ЖИВУЮ ГІТИЦУ ИЛИ РЫБУ. ЭТО ВАРЯГИ И ЭЛЛИНЫ ДАЮТ БОГАМ ЖЕРТВУ ИНУЮ И СТРАШНУЮ - ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ. НО МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ТАК ДЕЛАТЬ, ПОСКОЛЬКУ МЫ - ДАЖДЬБОГОВЫ ВНУКИ, И НЕ ДОЛЖНЫ ИДТИ ЧУЖИМИ СТОПАМИ» («Велесова книга» (ВК), дощ. 24-Б).

Один из первых исследователей «Велесовой книги» Сергей Лесной установил, что человеческие жертвоприношения действительно были привнесены на Русь от варягов при князе Владимире и просуществовали не более десяти лет.

     ПОСВЯЩАЕМ БОГУ НАШЕМУ. КОТОРЫЙ ЕСТЬ ПРИБЕЖИЩЕ И СИЛА» (ВК, дощ. 16). В славянском пантеоне Велес исполнял не только функции «скотьего» бога, хранителя земных и небесных стад, но и покровителя искусств, преумножителя богатств, знаний и мудрости.

Каких ещё богов почитали древние славяне и сколько их было? «Велесова книга» даёт следующий ответ: «ЕСЛИ НАЙДЁТСЯ ТАКОЙ ЗАБЛУЖДАЮЩИЙСЯ. КОТОРЫЙ НАЧНЁТ ПЕРЕСЧИЫВАТЬ БОГОВ, РАЗДЕЛЯЯ ИХ В СВАРГЕ, ОН ИЗГНАН БУДЕТ ИЗ РОДА., ПОСКОЛЬКУ МЫ НЕ ИМЕЕМ БОГОВ РАЗНЫХ. ВЫШЕНЬ, СВАРОГ И ИНЫЕ СУТЬ - МНОЖЕСТВО, ПОСКОЛЬКУ БОГ И ЕДИН, И МНОЖЕСТВЕН. И ПУСТЬ НИКТО НЕ РАЗДЕЛЯЕТ ТОГО МНОЖЕСТВА И НЕ ГОВОРИТ ЧТО МЫ ИМЕЕМ МНОГИХ БОГОВ» (ВК, дощ. 30),

Единый бог славян - РОД

Как видим, данная философская концепция о богах отличается глубиной и ёмкостью. Понятие Единого бога, который лишь проявляется во всевозможных ликах, то есть «многообразие единого» противопоставляется понятию «много разного» как категории разрозненных элементов, не связанных в единое целое. Поэтому обвинение славян в многобожии оскорбительно для них, ибо в их космогоническом мире нет места ничему случайному, отрывочному - там всё подчиняется незыблемым законам Сварога, законам Прави, Яви и Нави, которые тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Обширнейший пантеон славянских богов, впервые представленный в «Велесовой книге», является всеобщей законченной системой, действующей на основе реальных законов Бытия. Во главе этой системы, а вернее, в центре её находится поразительный образ- ВЕЛИКИЙ ТРИ ГЛАВ, состоящий из Сварога-Перуна-Свентовида.

СВАРОГ - это Дед богов, Начальник всего Рода божьего. Род-Рожанич, дающий всему сущему Жизнь.( До сих пор бытовало широко распространённое мнение, что РД РЗАНІЕЦ - это Род и Рожаницы. «Велесова книга» не оставляет сомнений, что Род-Рожанич (Род Рождающий) - одно из имён Сварога. «И Род-Рожанич держал нас в сердце отчем и охранял от врагов» (ВК. дощ. 28)). Сварог - бог Прави Яви и Нави - основополагающих принципов древней ведической философии, исходящей из триединства мира. (Ср. в китайской философии мир двуедин, он состоит из Инь и Ян). У славян же помимо НАВИ - потустороннего мира, в котором обитают боги и души умерших пращуров и ЯВИ - мира реального бытия, существовала также ПРАВЬ, - система законов, по которой существуют и развиваются остальные миры. Сварог же является владыкой всего мироздания. Он - Источник Вечной Жизни, Начало-Начал, Вселенная- Осознающая-Сама-Себя.

Сварог

В Риг-Веде говорится о Творце Савитри (аналогия Сварога), у египтян бог Татенен является Праотцом всех богов. Понятие Деда Богов у славян доказывает древнейшее происхождение как этого образа, так и философии славянского ведизма в целом.

Второй лик Великого Триглава - ПЕРУН-ГРОМОВЕРЖЕЦ, бог Битв и Борьбы, который ведёт верных по стезе ГІрави и вращает Сварожьи колёса Яви, колёса Жизни. Он - бог Действия, Вечного Движения, та сила, что преобразует Вселенную.

Перун

Третий лик Великого Триглава - СВЕНТОВИД, бог Прави и Яви, бог Света, посредством которого люди приобщаются к миру явскому.

Свентовид

Между тем все три лика - «ЭТО ВЕЛИКАЯ ТАЙНА, ПОСКОЛЬКУ СВАРОГ ЕСТЬ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПЕРУН И СВЕНТОВИД» (дощ. 11 -А). Таким образом, неразрывное единство и взаимоперетекание - вот сущность Великого Триглава.

Божественное начало у славян пронизывает весь Космос, начиная от воплощения в Великом Триглаве, через Триглавы прочие до самых Малых (Стеблич, Листвич, Травич), каждый из которых, тем не менее, занимал своё определённое место в божественной иерархии, являясь составляющими Единого и Неделимого.

Подобно образу Великого Триглава, так же объёмен и многогранен образ Матери-Сва, Матери-Славы - прекрасной Птицы, Матери всех русов и Покровительницы славянских воинов.

Матерь -Сва -Славы

На некоторых образах древнеславянской философии - Великом Триглаве и Матери-Сва-Славе- мы ещё остановимся позднее и постараемся раскрыть их полнее.

К слову сказать, пантеон славянских богов оказался не только перечнем божеств, но и славянским -земледельческим календарём! Это в очередной раз доказывает, что в мировоззрении наших предков не было ничего случайного и лишнего - оно синкретично, т.е. гармонично сочетало тогдашнюю науку, культуру, философию, религию, людей, богов и весь мир, перетекающий из одного состояния в другое.

Такая стройная, сложная и в то же время по-своему лаконичная и ясная система, пронизывающая всю ткань мироздания, могла сложиться и выкристаллизоваться только за очень долгий период и только в свободном обществе, в котором и жили наши предки, имея демократическое вечевое правление. Это указывает на тот факт, что славянскому ведизму, идущему ещё от ариев, многие тысячи лет - не две, и не три, а по меньшей мере тысяч семь-десять, поскольку известно-что уже в IV тыс. до н.э. арии расселились от Дуная до Урала.

Аналогичных систем мировоззрения в древнем периоде больше нет. Ближе всех к данной концепции стоит ранний буддизм, который, очевидно, является отголоском ведизма славяно-ариев, привнесённого ими в Индию.

Примечательно, что в славянском ведизме бог и его ипостаси не стеснены рамками конкретного облика, не наделены, скажем, как в греческой мифологии, человеческими страхами и пороками. Они не женятся бесконечное число раз, не враждуют, не мстят, не злорадствуют. Они действительно боги, а не жалкая людская пародия. Перефразируя известную пословицу1: можно заключить: «Скажи, кто твой бог, и я отвечу, кто ты!» Поскольку именно представление о богах является отражением той степени кульурно-духовного уровня развития народа, по которой можно судить о его цивилизованности.

Ещё одной важнейшей составляющей философии наших предков был культ чистоты, чистоты духовной и телесной, потому что «СВАРОГ УСТАНОВИЛ ТЕ ОМОВЕНИЯ И КУПАЛЕЦ НА НИХ УКАЗАЛ». Ежедневно утром и вечером славяне «творили мовь», то есть одновременно совершали молитву и омовение. В праздники, прыгая через костёр, очищались также огнём.

Наши предки считали, что с богами их соединяет разум ОУМ. и не случайно, по их понятиям, душа славянина находится в голове. Не просто верить, а знать и понимать божественный замысел, изучать Сварожьи законы и следовать пути Прави, чтобы после смерти обрести вечную жизнь в прекрасном Рае-Ирии с Богами и Пращурами и продолжать трудиться так же, как и на земле, только без врагов и болезней - вот устремления славянина.

Сама жизнь - суровая и опасная - требовала от волхвов и старейшин истинных знаний Сварожьих законов, а не иллюзорных видений или пустых фантазий. Принять ложную посылку за истинную - значит обречь свой Род на голод, лишения, а порой и гибель. Поэтому так ценились мудрость и знания, накапливались, передавались из поколения в поколение и назывались Ведами.

Можно только догадываться, сколько многотысячелетнего опыта и наблюдений было сосредоточено в славянских Ведах и волховских книгах. Лишь некоторые из дошедших до нас названий таких трудов, как ЗВЕЗДОЧТЕЦ, ВОЛХОВНИК, КОЛЕДНИС, ГРОМОВНИК, ТРАВНИК, МОЛНИЯЛЬНИК, ПОТОЧНИК, ПУТНИК, ТРЕБНИК, СНОСУДЕЦ, ЧАРОВНИК, МЫСЛЕННИК, ПТИЧНИК, также упоминаемые в Стоглаве XVI века «отречённые» книги РАФЛИ, ШЕСТОКРЫЛ, ВОРОНОГРАЙ, ОСТРОМИЙ, ЗОДЕЙ, АЛЬМАНАХ, АРИСТОТЕЛЕВЫ ВРАТА и другие, говорят о широком спектре древних наук, соответствующих нынешним астрономии, агрономии, ботанике, географии, медицине и прочим.

Наши пращуры считали себя детьми и внуками богов, а не рабами их. Силы, правящие мирозданием у славян, не были антагонистическими: Чернобог и Белобог-две стороны Бытия, как День и Ночь, - они противодействуют, «сражаются по обе стороны Сварги», но в то же время являются силами, уравновешивающими мир. Так же и с образами МОРА/МОРОКА/ и МАРЫ - богов Мрака, Зимы и Смерти: угасание, холод - одно из состояний вечного круговорота Вселенной, без распада нет возрождения, без Смерти нет Жизни. Все проявления в Природе - разновидности её естественного состояния. И это глубочайшее понимание божественных закономерностей было свойственно древним славянам гораздо более ясно, чем нам, оторванным от Природы, изнеженным «благами цивилизации», часто забывающим свою связь с единым организмом Земли и Космоса.

Ежедневная конкретная забота о пище, семье, безопасности Рода, частые войны, переселения, всяческие тяготы, тем не менее, не убавляли оптимистичного, жизнеутверждающего мироощущения наших предков. Напротив, в испытаниях и лишениях тысячелетиями отсеивались «ложные сущности», оставляя только краеугольные камни Истины, из которых строился фундамент действительных ВЕД.

×

cont.ws

Философия славян о Мироздании.: yar46

Пока народ пребывает в летнем расслаблении, познакомился с удивительной работой Михаила Серякова «Великий Закон славян».

В этой работе высказано несколько крамольных мыслей о жизни древних славян и даже показана прорись с «Пневищинского камня». Находка произошла в Белоруссии, в окрестностях с. Пневища Могильевской губернии, в 1873 г. Первоначально камень с надписью стоял на каменном кургане возле села. Князь А.М.Дондуков-Корсаков обрёл камень в куче строительных материалов, предназначенных для постройки сельской церкви. Он срисовал неизвестные надписи. По его публикациям,  находку увидел австро-венгерский археолог Генрих Ванкел. Он тоже опубликовал надпись.  Потом, большой пожар в имении Корсакова уничтожил камень.

Каменный курган, где камень был найден, воздвигнут в 984 году.

В работе Серяков дал свой вариант перевода текста на камне, считая его написанным славянским дохристианским письмом.

К работе как водится, есть претензии его коллег эпиграфистов. Не украшает работу и присутствие устаревшего исторического штампа о «Киевской Руси». Но дело не в этом.

Автор сделал научную попытку реконструкции дохристианской философии славянских народов, и она удивительна сама по себе как луч солнца в современном дремучем представлении о просвещении славян от Кирилла и Мефодия.

Обряд славян

Понятие Закона Рита от индийских гимнов Ригведы, от которых как считает автор и происходит славянская Рота, исчезает в русской речи после XVII века. Именно в этот период принято считать свершилась полная победа Церкви над массовым языческим сознанием. Именно в этот период в массовое сознание вводится понятие о греческом религиозном просвещении славян. Именно тогда церковь вспоминает о салунских братьях и устанавливает почитание в России Кирилла и Мефодия.

Приглядитесь к рисунку оформления книги Серякова «Великий Закон славян». Это дохристианский обряд благодарения и это никем не оспаривается. В ковше мёд или зерно. Вот такими жертвами Предки благодарили Высшие силы за обретенный урожай. И уже в поздние времена обряд трансформировался в повсеместное поднятие винных чаш и водочных рюмок «за здоровье самим себе».

Сэр Фальстаф

Источник рисунка: http://filste.files.wordpress.com/2009/04/falstaff.jpg

Перед вами бравый сэр очевидной не славянской внешности.

Или вот.

Карта таро

Источник рисунка: http://taro3n.narod.ru/raider/cup3.jpg

Это карта Таро. Тройка кубков. Три дамы высоко подняли кубки полные вином жизни. У их ног гирлянды плодов и виноградные лозы. Возможно, они провозглашают тост в честь любви. Карты Таро изобретение не славян, как впрочем, и сами тосты в честь чего-либо.

У древних римлян и греков даже существовали боги покровители пьянства – Бахус, Дионис, их заместители не отмечены в славянской истории, ибо вино не занимало жизнь древних славян.

Может мне кто-нибудь объяснить, почему разговоры на эту тему по-прежнему заканчиваются сообщением об «исконном» именно русском стремлении к пьянству, если давным-давно наши предки умели благодарить Создателя без вина, которого просто не знали?

А теперь вернёмся к работе Михаила Серякова «Великий Закон славян». Здесь дано авторское прочтение текста на Пневищинском камне не больше и не меньше как завет беречь основу славянской философии: «А граду править наряд. Одари род Щека, кои мог ущитить роту». И подпись на другой стороне камня: «Княже речь дал».

«Рота» на языках всех славянских народов означает «клятва».

Камень о философии славян

Серяков связывает понятие роты и наряда с Первым законом, которым согласно древнейшим верованиям управляется само Мироздание.

И на древних камнях и в отечественных летописях сохранившийся термин «наряд» упоминается неоднократно, что говорит о его глубоком философском смысле.

А нам всё про банальную и якобы исконную пьянку и неумение собой управлять от которых может уберечь только иноземное правление.

Рекомендую всем, кто серьезно относится к древнейшему прошлому нашей страны прочесть эту далеко не простую для восприятия  книгу.

Литература: М. Серяков, Великий закон славян, Москва, Вече, 2012.

В список по теме

yar46.livejournal.com

Философия славянского язычества

Философия славянского язычества

Данная работа – это попытка развеять миф о невежестве наших не таких уж далеких предков. Славянские мыслители того времени неизвестны миру, как греческие или римские философы. Но след их размышлений остался. В мифах, сказках, в национальной одежде, в деревенских домах. Народные праздники, пословицы и поговорки, слова современного русского языка несут в себе глубокий отпечаток того времени.

1. Введение

После принятия христианства новое духовенство огнем и мечом уничтожало малейшие следы былого культа. Последние книги сакральные языческие тексты были сожжены при Алексее Михайловиче. Но самым худшим злом оказалась человеческая память.

“Не столько недостаток в записях, относящихся до древнего славянского баснословия, сколько нестарание о развитии находящихся о сем предмете сухих сказаний, тому причиною, что мы не имеем до сего времени систематического описания сих богов”

Еще Ломоносов считал, что если “доподлинно разузнать” все “славянские басни”, то получится “прелюбопытная картинка, не худшая римских и греческих”.Россия дольше всех европейских стран задержалась в Средневековье. Оригинальная философская мысль появилась в России только в середине XIX века. И что удивительно – многие утверждения русских философов перекликались с тем знанием, которое содержалось в языческом мировоззрении славян и праславянских предков. Как будто это знание было растворено в этническом пространстве и вновь пробилось к сердцам философов, чтобы приобрести законченную форму и содержание.

В новейшее время, в период кризиса всех этических ценности прагматизма, все чаще люди оглядываются назад, пытаясь определить, что они потеряли в процессе эволюции цивилизации. Возможно – это место человека в природе, ошибочно перенесенное к ее вершине. Славяне славили свою природу, берегли ее и благодарили за каждый дар, не смея желать большего. Мы уже не вернемся к тому времени, укладу и отношениям между людьми. Но это и не нужно. Главное – верно воспринять ценности славян осмыслить их заново.

2. Онтология славян

2.1. Единое Бытие - Род.

Есть в славянской мифологии особенный, неперсонифицированный бог – Род. Понятие это отражало представление славян о силе, рождающее всё сущее и растворенное в нем. "Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети...", упомянут, например в поучениях против язычества "О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.

“Родник всепроникающий и всерождающий” – назван Род в другом источнике. Это самый удивительный бог из всего славянского пантеона. Абстрагируясь от славянской специфики можно сопоставить Рода с бытием – наиболее общим философским понятием. Сущее как таковое, не требующее дальнейшего объяснения, первопричина всех причин. Абсолютная личность, подобная христианскому Богу и индийскому Брахман/Атман.

Роду не ставили храмов и не приносили жертв. Да и как можно поклонятся бытию? Оно не могло ничего дать язычнику, потому как уже дало все. Понятие это вошло во множество русских слов и везде оно обозначает одно – первооснову и питающую силу. Родители, Родина, а главное – Природа и это лишь самое значительные понятия. Славянская мифология проявляет себя даже в семантике современного русского языка.

Мистическое знание славянского язычества перекликается в основных положениях с китайской и индийской философией. “Атман есть Брахман” - говорили индийские мудрецы, подразумевая равенство всепроникающего духовного начала с безликим духовным абсолютом. Индусы считают, что западная теологическая традиция слишком резко противопоставляет человека с Богом, тогда как Бог растворен в каждом. Мудрость эта нашла отражение и в славянском концепте Рода.

“Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Он - отец богов, он и мать богов, он – рожден собой и родится вновь. Род – все боги, и вся поднебесная, он – что было, и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится”

В этой цитате емко отображены основные атрибуты Рода. Он вечен причем не “дурно” по Гегелю, а “рожден собой”, т.е. есть постоянное кольцевое перевоплощение. Род не ограничен и во времени, он не создан, но создатель самого себя. Вся противоречивость понятия бытия растворена в концепции Рода.

2.б. Дуализм Бытия. Правь, Навь, Явь

ПРАВЬ — одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону (совокупности законов) и существует Мир. Это понятие подобно "саттве" индийской философии (Гармония, абсолютная Реальность, справедливость Законов Вселенной).

ЯВЬ — "Светлая Сила", управляющая Миром, одновременно - сам этот светлый Мир, "белый свет", видимая реальность. Также - философское понятие, приоритетно олицетворяющее Силы, Сохраняющие Мир в (таковой его "светлой") неизменности.

Явь и Навь противодействуют и переплетаются, часто меняясь местами. В языческой философии (как и в природе) нет однозначной и четкой разбивки этих двух основных Сил по вышеописанным специализациям.

Эти "противоборствующие в своем единстве" пары смыкаются в "музыке вселенной", которой является Правь.

НАВЬ — "Темная Сила", управляющая Миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Так же - философское понятие, олицетворяющее приоритетно Силы Изменения, совокупность сил, измененяющих мир.

Навь - не энтропия в чистом виде, не чистое разрушение, не "абсолютный хаос" и не некое "абсолютное зло".В определенной степени приоритетно соотносящееся с понятием Нави так называемое "зло" - это не “разрушение”, это именно ИЗМЕНЕНИЕ. Изменение включает в себя в том числе и разрушение старого Статуса и создание нового Статуса.

В языческой философии у этих двух сил, единых в своем противоборстве нет четких характеристик. Поэтому языческая философия говорит лишь об "условной приоритетности" при символизации за Явью и Навью, соответственно, Неизменности и Изменения.

2.в. Множественность бытия.

Видя, как сменяет день ночь, а ночь день славяне пришли к концепции двойственности бытия. Но окружающий мир сложен и многолик. Есть земля, есть небо, вода и огонь, живое и мертвое. Все это ни могло не найти себе место в пантеоне славянского язычества. Человек также входит в божественный сонм. В этом основное отличие язычества от христианского учения. Согласно множественной схеме есть Род-Бытие. Явь/Белобог – есть условно пассивное воплощение Рода – Свет. Навь/Чернобог - условно активное воплощение. Сварог/Небо – мужское начало, Макошь/Земля – женское начало. Славяне – продолжение этой последовательности воплощений Бытия, “внуки Дажьбоговы”. Есть и более “мелкие” сущности – шиши, упыри и кикиморы.

3. Теория позания.

Славяне не имели научных знаний в современном смысле. Практический опыт не систематизировался, а передавался внутри рода или племени в виде отрывочных сведений или навыков. Необходимость в ответах на вопросы, имеющий трансцендентальный характер привел их к созданию мифов. Знание, сокрытое в мифе глубоко символично и понятое лишь буквально, кажется наивным и абсурдным. Но символ должен родить духовный образ и только тогда он может донести то знание, которое он содержит. При рациональном взгляде, при постижении сути вещей разумом, символ так и останется пустым звуком.

Желание выйти за рамки обыденного опыта существовало всегда, но каждая философская система предлагает свой путь к высокому знанию. Славяне не обладали теорией постижения подобного рода категорий и понятий. Современные мыслители в большинстве своем глубокие рационалисты. Всякое постигаемое понятие должно быть препарировано, изучено и отнесено к своем классу. Такой подход существенно упрощает процесс поиска истины, но вместе с этим вносит искажения в целостное понимание объекта исследования.

Существенное отличие сегодняшней цивилизации от древности можно найти и в языке, который со временем претерпел существенную эволюцию. Почти весь современный философский и научный словарь состоит из иностранных слов; чтобы пользоваться им как следует, необходимо знать греческий и латинский языки. Часто такие термины мы употребляем, не зная не только смыслового оттенка понятия, но и самого его смысла.

Этот громадный недостаток не существовал для людей древности. У них не было расстояния между языком чувственных фактов и языком чистого мышления, между языком простого народа и языком ученых людей. То, что понятно, не нуждается в доказательстве и в дополнительном описании.

4. Этика.

Этические принципы славянского язычества часто расплывчаты и малопонятны для современного человека. Особенно ужасает и отвращает современного человека пренебрежение к человеческой жизни. При раскопках курганов и капищ славян находят черепа младенцев, умерщвленных в ритуальных целях. Обычай кровной мести сохранился вплоть до княгини Ольги, первой принявшей христианство. Когда умирал князь, то вместе с ним уходила и его жена, почитавшая мученическую смерть за великое благо. Но даже современный человек, имеющий неограниченный доступ к литературе, поэзии, музыке, воспитанный в лучших гуманистических традициях, зачастую легко переступает через законы морали.

И это явление носит глобальный характер. Тогда по какому праву мы осуждаем предков, ничего не знавших о гуманизме, но лишь смутно чувствующих вечные законы этики.

Род отделивший для людей Правду от Кривды, создал и две основные этические категории. Подобно Прави славянин идет между ними и лишь ему выбирать свой путь. Дорога эта именуется – стезя Прави. И она не одна. Ее нельзя вычислить, можно только почувствовать и следовать ей. Или не следовать. Наказанием будет лишь внутреннее смятение души, диссонанс индивидуального бытия человека с бытием общим.

Таким образом, нравственность – есть величина постоянная и объективная, но конкретных заповедей она не имеет. Каждая личность воспринимает ее по-разному, но это не усугубляет единство морального закона. Из этого следует, что знахарь и дружинник одинаково моральны, если следуют стезе Прави. Хотя воин проливает кровь, а знахарь дарит жизнь людям.

При фиксации моральных законов неизбежен переход от единого к единичному. Записанное материальными символами неизбежно устаревает, существующее в виде понятия – вечно, потому как уникально в каждом воспринимающем его.

Vick Romanoff

buuu.ru

Дохристианское мировоззрение древних славян - Философия

Оценить этот пост

Одним из важных вопросов истории отечественной философии является вопрос о становлении и развитии философских идей в Киевской Руси. Стоит заметить, что до последнего времени, как отмечает В. С. Горский, в нашей литературе бытовало мнение, согласно которому эта эпоха не дает фактов для подтверждения выводов, что на Руси в тот период существовали философы и философия. Причиной такого мнения служило суженное понимание предмета истории философии. Только знания, изложенные на языке логических понятий и представлены как теоретические положения, считались достойным объектом историко-философского исследования. Такой подход оказался неправомерным вообще и по отношению к культуре Киевской Руси в частности. Философия как духовная квинтэссенция синкретической по своей сути древнерусской культуры отражается в различных сферах духовно-практического освоения мира как философская мысль, закономерности развития которой является непосредственным предметом изучения истории философии. Именно такой способ бытия философии эпохи отечественного средневековья превалирует [3, с. 104].

То круг мировоззренческих проблем, на которые мы наталкиваемся в памятниках древнерусской культуры, дает основания для убеждения в том, что она имела свою собственную философскую позицию. Среди проблем, представляющих философско-мировоззренческий грунт, можно выделить: проблемы бытия, представление о Вселенной, о человеке, ее место в мире, смысл ее бытия, ее счастье; проблемы жизни и смерти, понимание добра и зла; проблемы человеческой истории и др.

Возникновение первых философских идей древних русичей происходило не на голом месте. Это был закономерный процесс формирования мировоззрения, с определенными этапами (типами) его развития и тесной связью между ними. Некоторые элементы «философского» осмысления явлений природы и человеческой жизни прослеживаются в народном мировоззрении восточнославянских племен задолго до крещения Руси и появления письменности. На основе первой самобытной мировоззренческой мифологической системы создавались первые дофілософські образования, которые были обусловлены в значительной мере характером и способом деятельности, быта древних украинцев. Формировался свой стиль жизни и мышления, производились характерны ориентации на освоение мира, своя национальная культура.

Опираясь на эмпирический опыт и мифологическую картину мира, наши предки создавали своеобразную естественную религию, которая позже была названа «языческой», языческой. В этой народной религии основным предметом была природа. В «Синопсисе» ярко обрисовываются олицетворение и обожествление восточными славянами сил природы. Главными языческими богами, которые олицетворяли образы самой природы, были Перун — самый главный идол, «бог грома, молнии и дождевых облаков»; вторым идолом был Волос — бог скота; третьим — Позвизд (Похвіст, Вихр) — «бог воздуха, погоды и непогоды»; четвертым — Ладо — бог веселия и всякого благополучия»; пятым — Купало, «что его за бога плодов земных считали»; шестым — Коляда — «бог празничний, что ему большой праздник месяца декабря в 24-й день одправляють». В «Синопсисе» упоминаются имена таких богов, как Усляд (Ос — ляд), Корша (Хоре), Дашуба (Дажб), Стриба (Стрибог), Макош (Мокош) и др.

Боги населяли поля, степи, леса, воды и другие места жительства людей. Именно тогда возникли в народном воображении понятие о добрых и злых духов (русалка, черт, леший, домовой, водяной, леший, мавка и др.), разные поверья, заклинания, праздники, игрища (Ивана Купала, колядование, обливание водой). Все это объединяло человеческое бытие с природой, а следовательно и с божеством, поскольку природа, природные стихии в народной религии возникали как божественные, приобретали сакрального характера. Происходил процесс формирования наивного пантеїстичного миропонимание, в котором материальное и божественное не протиставлялись, божественном не отводилась роль творческого начала, оно только вносило порядок в окружающий мир, который был единственный с людьми, богами, природой. Вселенная, космос в языческой религии воспринимался как надісторичний, в природе существовал вечный круговорот, признавалась астральная зависимость. Достаточно развит был культ предков как важный принцип социальной детерминации.

На протяжении жизни наших предков менялись их мифологические представления и верования. В мифологической системе миропонимания сложились так называемая героическая мифология и героический эпос — былины. Однако язычество с его політеїстичним поклонением, тот набор навыков, умений, сведений, передаваемых устной традицией, не могли удовлетворить дальнейшее общественно-историческое и культурное развитие Руси. Не они давали ответы на важные мировоззренческие вопросы, через что вынуждены были уступить христианской идеологии и философскому миропониманию. В. С. Горский отмечает, что разрушение мифа и зарождение философии происходит тогда, когда картина мира, что описывалось мифом, становится предметом изучения, когда возникает необходимость объяснить, что означают слова «добро» и «зло», что скрывается за словами, которые описывают мифологическую картину мира [3, с. 16-17].

shollsoch.ru


Смотрите также