Медицина древнего тибета. Тибетская медицина. Очищение, омолаживание и лечение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История медицины Древнего Тибета и Древнего Китая. Медицина древнего тибета


Медицина древнего Тибета

Медицина древнего Тибета – уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.

Зарождение тибетской медицины

Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» (полное название – «Сердце амриты, восьмичленная тантра тайных устных наставлений») – «Чжуд-ши». По преданиям, написано оно было медицинской ипостасью Будды Шакьямуни. Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета. Точное время создания этого произведения неизвестно, но корни его могут уходить до 3000 лет назад к временам великого переселения индоариев из Европы в Азию. Индийский трактат «Чарака-самхита», датирующийся IX-X веками до н.э., содержит уже восемь больших разделов, на которых строится «Чжуд-ши». 

 

Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается «Аштанга-хридая-самхиту» – трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены, уделявшего большое значение научному прогрессу, в частности, медицинскому.

Представления о теле и болезнях

Основа медицины Древнего Тибета – учение о трех сущностях – ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды – тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом. 

 

Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое».

Методы лечения в древнем Тибете

К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.

 

Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент – лекарство считалось бесполезным.

 

www.letopis.info

Медицина Древнего Тибета

Медицина Древнего Тибета

Введение

медицина тибетский лечение

В последнее время все больше стали просачиваться восточные нотки в нашу жизнь во всех жизненных сферах, будь то кухня, интерьер, или же просто выбор места, куда поехать отдыхать. Во все времена люди заботились о своем здоровье, уделяли ему особое внимание. Главное достижение тибетской медицины состоит в том, что она сумела соединить науку о биоактивных точках китайской медицины с мощной собственной фитотерапией. Ни в одной медицине мира нет такой развитой фитотерапии, какой располагает тибетская медицина. Сегодня это хорошо понимают врачи и фармацевты, как на Западе, так и на Востоке, изучающие и применяющие на практике секреты тибетской медицины. Во всем мире открываются все новые и новые центры восточной медицины, использующие методы рефлексотерапии, физиотерапии.

Однако настоящая клиника тибетской медицины предполагает обязательное соединение искусства врача с целительной силой лекарственных растений.

С развитием медицина врачи давно уже пришли к выводу, что человека важно лечить не только снаружи, но и изнутри. Именно такое направление наблюдается в медицине стран Древнего Востока.

В данном реферате я бы хотела рассмотреть такую важную тему, как «Медицина древнего Тибета». Данная тема, на мой взгляд, очень актуальна в наше время, так как тибетская медицина становится очень распространённой не только в Восточный странах, но и в России, и по всему миру. Повсеместно открываются всевозможные клиники, центры Тибетской медицины. В такие центры приглашаются на работу высококвалифицированные врачи именно восточных национальностей, а так же в последнее время набирает обороты и обучение наших врачей искусству Тибетского врачевания.

Целью моей работы перед собой я вижу доказать значимость тибетской медицины в наше время и объяснить некоторые методы и основы врачевания.

Задачи, поставленные передо мной, таковы:

.Рассказать об источниках народной медицины, дать некоторую историческую справку.

.Рассказать о корнях тибетской медицины.

.Объяснить в соответствии с тем, как это объясняет тибетская медицина, причины болезней и основы их лечения.

Данный реферат писался на основе книг, изданных в конце 20 века, в 1998-2000 годах, некоторых интернет-источников, а также на основе собственных знаний.

Надеюсь, что данная работа поможет как мне, так и лицам, которые её прочитают, ознакомиться и понять значимость медицины Древнего Тибета в наши дни, а также узнать и изучить некоторые её тонкости, например, о её зарождении и развитии.

Глава 1. Истоки тибетской медицины

Медицина Тибета уже много веков привлекает своими секретами и вызывает споры среди исследователей. Одни из них утверждают, что в Тибет медицина пришла из Индии в виде аюрведической науки врачевания. Здесь она обрела новое развитие, воплотившись в рецептах тибетской фитотерапии.

Согласно другим исследователям, в Тибет медицина пришла из Китая.

Наконец, третьи доказывают, что медицина Тибета возникла самостоятельно и является одной из древнейших медицин в мире.

На самом деле, правы и те, и другие. В современном виде тибетская медицина возникла в 7 веке н.э. в результате синтеза различных медицинских знаний, воплотив в себе все секреты древних целителей, научные знания и практический опыт, однако предыстория ее теряется в веках.

В настоящее время так же, как и сотни лет назад, вопрос о возникновении тибетской медицины остается открытым. Причиной этому послужили как религиозные, так и политические мотивы, которые как оказывается, имели немаловажное значение не только в современном обществе, но и в древности. Прискорбно наблюдать за тем, как вместо главной, единственно возможной цели любого врача - освобождения всех живых существ от страданий, на первый план выходят вопросы религии и политики, цвета шапки и принадлежности к определенной медицинской традиции.

Среди современных авторов, изучающих историю возникновения и развития тибетской медицины, существует две основные версии:

Первая, наиболее известная и распространенная в настоящее время, говорит о том, что тибетская медицина возникла на основе китайской и индийской медицины, когда в шестом веке н.э. с приходом в Тибет Буддизма, китайские и индийские медицинские трактаты стали переводить на тибетский язык.

Вторая утверждает, что истоки тибетской медицины происходят из древнего государства Шанг-шунг (само существование которого до недавнего времени отрицалось как тибетскими политиками, так и некоторыми «духовными» лидерами). Государственной религией Шанг-шунга, так же как и добуддийского Тибета, являлось Учение Юндрун Бон («Учение Свастики»). Извечное противостояние между традиционной тибетской религией Юндрун Бон и привезенного из Индии Буддизма и является тем самым камнем преткновения, о который спотыкаются все тибетские историки (и не только) в исследовании вопросов, касающихся истории возникновения тибетской медицины, астрологии, письменности, культуры и традиций.

Для прояснения данного вопроса (в надежде примирения двух сторон) хочется привести один немаловажный факт: в тибетском астрологической трактате ХVII в. «Вайдурья Карпо» («Белый берилл»), составленным регентом пятого Далай-ламы Сангье Гьятцо, в главе 20-й говорится:

«Ради освобождения всех живых существ от страданий, Будда Шакьямуни в стране Шанг-шунг воплотился в Будду Шенраба Мивоче, совершил двенадцать деяний, преподал «Девять ступеней (колесниц) Учения Бон», открыл «Божественные врата» для всех живых, закрыл «Врата смерти» и наставил всех живых существ на Путь Свастики».

Согласно бонским источникам, первый медицинский трактат был переведен на тибетский с языка шанг-шунг более 2000 лет назад, назывался он «Бум-ши» («Четыре собрания») позже, на основе которого в VIII в н.э. был составлен буддийский текст по тибетской медицине - «Чжуд-ши» («Четыре тантры»).

Таким образом, в настоящее время в Тибете сохраняются и практикуются две основные медицинские традиции: 1) буддийская на основе трактата «Чжуд-ши» и 2) бонская, основанная на тексте « Бум-ши». Обе традиции мало чем отличаются друг от друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д.

Какую бы из двух основных версий о происхождении тибетской медицины мы не приняли (буддийскую или бонскую), главным, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно - цель об освобождении всех живых существ от страданий (вне зависимости от цвета шапки и религиозной ориентации).

Несомненно, что на протяжении сотен лет развития тибетской медицины, происходили заимствования из различных медицинских традиций: индийской, китайской, монгольской, персидской, многочисленные подтверждения чего мы можем найти в исторических трактатах любой из школ тибетского Буддизма.

Заимствования происходили ни с целью развития одной, отдельно взятой традиции, а с целью изучения и использования как можно большего количества методов лечения, избавляющих живых существ от страданий.

Согласно буддийской версии происхождения тибетской медицины, начиная с V в.н.э. из соседних Индии и Китая в Тибет начинают проникать первые буддийские миссионеры. В VII в.н.э. тибетский царь Сонцзан-гампо женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов на тибетский. Индийский врач Бхаратраджа, китайский врач Хань Ванхан и персидский врач Галенос переводят на тибетский по одному трактату своих медицинских систем и создают из этого тибетский медицинский текст «Оружие бесстрашия». Персидский врач Галенос, имевший огромный опыт в проведении хирургических операций, положил начало целой линии медиков, благодаря своим трем сыновьям, которые занимались практикой в разных регионах Тибета.

В VIII в.н.э. тибетский врач Ютог Йонден Гонпо (Ютог-па старший) на основе медицинских источников создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины. Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания.

В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу Шунг-по Дорже , что умеет читать и писать, а также , что он помнит из прошлых жизней заученные наизусть многочисленные трактаты по медицине, астрологии и философии.

Когда он достиг десятилетнего возраста, уже вся Лхаса знала врача Ютог-пу. В 15 лет он излечил царя Тибета Трисондецена. Трисондецен пригласил в Тибет девять врачей из девяти стран, Ютог-па победил всех в диспуте и они попросили его стать их Учителем. В 25 лет Ютог-па совершает три путешествия в Индию, где он встречается с разными мудрецами и святыми отшельниками.

В 85 лет Ютог-па женится на 15-ти летней красавице Дорже Цзомо (которая считалась дакиней и являлась дочерью Хаягривы и Ваджраварахи). В 90 летнем возрасте у Ютог-пы рождается первый сын - Бумсен, а в 96 лет второй - Гаген. В 125 лет, вместе со своей женой Дорже Цзомо, Ютог-па реализует «Радужное тело» и отправляется в «Небесный город лекарств» Судуршана. Вся жизнь этого Великого Учителя и настоящего Практика изобилует удивительными событиями и сверхестественными деяниями, в тибетской традиции он по праву считается одним из воплощений Будды Врачевания.

Глава 2. Основы тибетской медицины

Основным текстом традиционной тибетской медицины является трактат «Чжуд-ши») - «Четыре медицинские Тантры», «Тайное восьмичленное учение тибеткой медицины» («тантра» - в переводе, буквально «непрерывность», «связь», «нить», «основа ткани»).

В традиционной тибетской медицине применяют шесть основных внешних терапий (процедур). В трактате «Чжуд-ши», эти внешние виды терапии перечисляются в следующем порядке: кровопускание (которое применяют при хронических заболеваниях на 77 точках тела), прижигания (которое применяют на особых точках тела), компрессы, бальнеотерапия, массаж Ку Нье , акупунктура.

«Чжуд-ши» записан в стихотворной форме и предназначен для заучивания наизусть. Он состоит из 4-х частей (156 глав).

Первая часть- «Исходная основа» - раскрывает сущность тибетской медицины, её теоретические и практические устои.

Вторая часть- «Объяснительная основа»- содержит теоретические представления о жизнедеятельности организма, его строении и развитии, о формировании болезней и подходах к их лечению, а также об этике врача.

Самая обширная третья часть -«Основа наставлений»- представляет практическое руководство по лечению внутренних болезней. В его 92 главах описаны около 404 группы заболеваний, различаемых по их происхождению, развитию, локализации, полу и возрасту больного, признакам болезней и их лечению.

Четвертая часть - «Дополнительная основа» - посвящена диагностике по пульсу, результатам исследования мочи, способам заготовки лекарственного сырья, а также направлению, которое мы сегодня называем рефлексотерапией.

Сложность тракта обусловила появления многочисленных комментариев к отдельным его разделам. Наиболее полным и популярным среди них является сочинение «Вайдурья-онбо», составленное в 1688-1689 гг. и ставшее основным учебным пособием в медицинских школах при буддийских монастырях. Автор его Дэсрид Санчжай-Чжамцо - потомок тибетских императоров, был врачом и государственным деятелем при дворе далай0ламы 5 - Агван-Лобсан-Чжамцо. Это произведение превышает примерно в 3 раза по объему трактат «Чжуд-ши», так как содержит подробные толкования специальных терминов и понятий, идей и принципов трактата, дополнения к его тексту, а также взгляды авторов более древних медицинских сочинений.

«Вайдурья-онбо» дополняет «Атлас тибетской медицины», состоящий из 77 листов, на которых представлены более 10 тыс. цветных иллюстраций, изображающих лекарственные средства Тибета и способы их использования.

Традиционная тибетская медицина представляет собой широчайший свод знаний о человеке и строении его организма, с точки зрения, кардинально отличающейся от западной. В то время, как западные врачи концентрируются на больном органе, видя в нем причину недомогания, тибетская народная медицина принимает человека как часть окружающей его Великой Вселенной, или макрокосмоса. Таким образом, на состояние человека влияют все процессы, происходящие во Вселенной.

Факторы, влияющие на здоровье человека, можно условно разделить на две группы: объективные и субъективные. Так, к первой группе относятся такие факторы, как время, определяющее возраст человека, время года, климатические условия проживания, и т.д. Ко второй же группе относятся такие факторы, как образ жизни, особенности трудовой деятельности и питания, а также привычки половой жизни. Китайская медицина, во многом повлиявшая на тибетское лечение, предлагает скорректировать неблагоприятное влияние объективных факторов с помощью субъективных, которыми человек может управлять; тибетская медицина располагает знаниями, необходимыми для такого воздействия.

В отличие от традиционных западных систем оздоровления, которые зачастую используют яды в качестве лекарств, тибетские методы лечения основываются на чаях, пилюлях и фитованнах из лечебных трав, что делает их экологически чистыми, уникальными и исключает побочные эффекты при правильном их применении. Лечение тибетской медициной происходит благодаря мягкому воздействию лечебных препаратов, которые не заменяют собой вырабатываемые организмом вещества, а помогают органам восстановиться и выполнять свои функции самостоятельно.

Поскольку традиционная тибетская медицина видит человека как одно гармоничное целое, а любое заболевание - как нарушение этой гармонии, то и лечение происходит соответственно - целым комплексом, который включает в себя не только прием пилюль и фитованн, но и множество техник для изменения сознания человека, таких как медитация, йога, чтение мантр и др.

Лечение тибетской медициной, однако, не ограничивается принятием лечебных препаратов и практикованием физических упражнений. Тибетское лечение обычно включает в себя так же лечебное питание и лечебный образ жизни, которые строго индивидуальны. Поскольку каждый человек отличается от других как своими привычками, так и внутренней конституцией, в которой может преобладать одна из трех систем регуляции (ветер, желчь или слизь), то и практики лечения тибетской медициной могут разниться между собой.

Тип конституции человека, определяемый доминирующей системой регуляции, может повлиять на его предрасположенность к тем или иным заболеваниям, и поэтому это обязательно скажется и на применяемых тибетских методах лечения. Например, человеку с конституцией слизи, живущему в холодном и сыром климате, следует опасаться развития болезней, связанных со слизью. В следствие этого, ему необходимо будет применять практики лечения, ослабляющие эту систему регуляции и усиливающие действие двух других.

Таким образом, практики тибетского лечения, объединяющие влияния индийской и китайской медицины, к которым добавился мощнейший пласт собственных знаний, и формируют тибетскую медицину

В тибетской медицине болезнь определяется как энергетический и органический дисбаланс всех систем организма человека. Болезнь начинается с дисбаланса (нарушение равновесия) физиологических энергий тела. Отрицательные эмоции, вызванные различными обстоятельствами, климат и сезоны, неправильное питание и поведение - всё это отрицательно влияет на здоровье человека, что проявляется в плохом физическом и психологическом самочувствии. Такие недомогания называют болезнью.

Перед началом выполнения терапии используются диагностические методы, чтобы определить к какому типу заболеваний относится недомогание пациента. В противном случае массаж не будет правильным и эффективным.

К диагностическим методам относятся:

) осмотр пациента - внешний осмотр размера и формы тела, цвета кожи, состояния волос, ногтей и зубов, глаз, внешней и внутренней части носа, языка. Также рассматриваются слизь, кал, рвотные массы, мочу (если есть) - цвет и содержимое.

) пальпация - метод прощупывания тела пациента, для того, чтобы определить температуру, обнаружить опухоли или кисты. Также прощупывают кожу, волосы и ногти.

) исследование пульса пациента - один из наиболее важных этапов в тибетской диагностике, где биение пульса сообщает о состоянии внутренних органов пациента и о природе болезни.

) опрос пациента, в ходе которого необходимо выяснить причины болезни и ее симптомов.

На этапе диагностики важно правильно распознать первичные (психоэмоциональный уровень) и вторичные (климат/сезон, провокации, питание, образ жизни) причины, провоцирующие болезнь.

После полного диагностирования можно применять общие методы лечения, принятые для восстановления нарушенного баланса, ставшего причиной заболевания человека.

Глава 3. Причины болезней

По представлениям тибетской медицины, «общая причина всех болезней одна - это невежество, возникающее от незнания собственного «Я». Как следствие невежества рассматриваются три частные причины возникновения болезней - три яда: страсть, гнев и глупость. Они называются также «болезнями души» или «болезнями причины». Производными этих причин болезней в духовной природе человека являются «три порока» в физическом теле человека - расстройства трех систем регуляции, ветра, желчи и слизи. Изображаются три яда и три порока соответственно в виде петуха, змеи и свиньи. Расстройства систем регуляции называются также «болезнями тела» или «болезнями следствий».

Все причины заболеваний могут возникать в настоящей (этой) жизни или происходить из жизней предыдущих, т. е. быть кармическими (за деяния, совершенные в предыдущих жизнях). Различают также болезни смешанного характера, возникающие как следствие совместного действия причин в этой жизни и причин кармических.

Сведения о причинах и условиях возникновения заболеваний физического тела содержатся в 8-11 главах 2 тома «Чжуд-ши». Заболевания физического тела имеют внутренние и внешние причины.

Внутренние причины заболеваний - расстройства трех систем регуляции, ветра, желчи и слизи.

Внутренние причины заболеваний называют еще и близкими причинами болезней. Расстройства регулирующих систем организма происходят в результате действия разнообразных внешних факторов, которые и называют внешними, или далекими, причинами болезней.

К внешним причинам болезней относят климатогеографические особенности места проживания, воздействия сезонных факторов среды, характер трудовой деятельности и условия быта, режим питания, особенности половой жизни человека.

К внешним причинам болезней тибетская медицина относит также инфекционные начала, которые могут попадать в организм различными путями: с пищей и питьем, с воздухом при дыхании, при купании и т. д.

Травмы различного рода также относят к внешним причинам болезней.

Внешние, или далекие, и внутренние, или близкие, причины болезней подразделяются по характеру участия в процессе развития болезни на 3 группы: 1. Порождающие, 2. Накапливающие и приводящие в движение и 3. Способствующие проявлению.

. «Порождающие - это те, что порождают и увеличивают».

. «Накапливающие собирают и приводят в движение».

. «Способствующие проявлению дают толчок к про явлению болезни» (провоцирующие факторы болезни). К порождающим болезни причинам, очевидно, относятся сами системы регуляции, их состояние, т. е. внутренние причины болезней, которые при действии других причин, накапливающих и приводящих их в движение, т. е. внешних причин, «порождают» болезни.

К причинам, накапливающим и приводящим в движение системы регуляции, относят климатические особенности региона проживания, влияния сезонов года, неправильное питание, несоответствующие состоянию внутренней среды организма образ жизни и характер трудовой деятельности.

Как следует из данных, приведенных в главе «О вкусах», все пищевые продукты обладают определёнными первичными вкусами и вторичными свойствами.

Каждый из шести первичных вкусов (сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий) оказывает определенное влияние на состояние системы регуляции, ветра, желчи или слизи, усиливает или подавляет систему. Кроме того, вторичные свойства, которые пищевые продукты приобретают в процессе метаболизма в организме, также определенным образом участвуют в развитии заболевания или в подавлении его. «Сок пищи, вызывающей какую-либо болезнь, ветром Проникающим разносится по отверстиям. И когда прозрачный сок попадает в отверстие, то все его недостатки при соответствующем образе жизни, подобно тучам на небе, начнут на своих местах расти и копиться. При благоприятных условиях они придут в движение и, кинувшись по шести дорогам (коже, мышцам, сосудам, костям, плотным и полым органам) станут болезнью».

Следовательно, с помощью таких факторов, как климатические особенности места проживания, условия быта и набор пищевых продуктов, можно корректировать состояние внутренней среды организма, которая имеет врожденные особенности у каждого человека и которая претерпевает определенные изменения под влиянием объективных факторов среды во времени и в пространстве.

В тибетской медицине информация именно такого плана положена в основу рекомендаций по поддержанию здоровья, для достижения долголетия, по профилактике и лечению заболеваний.

Глава 5. Методы лечения

Принцип лечения заболеваний в тибетской медицинской системе - аллопатический, воздействие противоположным.

Как известно, в основе всех заболеваний человека лежат расстройства трех регулирующих систем организма, ветра, желчи, слизи. Расстройства каждой из систем бывают, трех разновидностей: истощение, накопление и возбуждение.

В случаях, когда в основе заболевания лежит расстройство системы регуляции типа накопления, в лечении болезни использовали средства, обладающие свойство

м угнетать, подавлять накопление системы, и наоборот, при лечении болезни, в основе которой лежит расстройство системы регуляции типа истощения, применяли средства, обладающие способностью увеличивать (стимулировать) систему. Если основу болезни составляло возбуждение системы регуляции, то в лечении такой патологии использовали успокаивающие, а также очищающие лечебные средства.

При аллопатическом принципе лечения болезней тибетская медицина пользовалась при лечении горячих болезней холодными лекарствами, а при лечении холодных заболеваний - средствами горячими.

При лечении патологии без резкого нарушения баланса тепла и холода, тибетские врачи использовали лекарственные составы с нейтральными в плане тепла и холода свойствами.

При лечении заболеваний тибетская медицина, исходя из теоретических представлений о причинах болезни, использовала лечебный образ жизни, лечебное питание, лекарственное лечение и физические способы терапии, все они являются «противниками» болезней. «На сильный жар лей четыре воды: камфора и кровопускание из «малого острия» - вода лекарств и процедур, назначь подходящую пищу - это вода диеты, пусть больной пребывает в прохладе - это вода образа жизни.

В тибетской системе использовали укрепляющее питание и голодание при профилактике и лечении болезней, самостоятельно или параллельно с использованием лекарственных и физических методов лечения и соответствующего образа жизни.

Укрепляющее питание обычно используют при болезнях увеличения ветра, истощении сил тела вследствие аскетизма и тяжелых трудов, упадке сил у молодых женщин, при беременности, в послеродовом периоде, при кровотечениях, при заболеваниях легких, при лечении старых людей, при бессоннице, печали, усталости и в периоды роста организма:

В арсенале тибетской медицины есть также лечебное голодание. Показаниями к голоданию являются: несварение пищи, постоянное питание маслом, тугоподвижность в суставах, римс, гчин-снийан, болезни селезенки, гортани, головного мозга, сердца, понос и рвота от жара, тяжесть в теле, расстройство аппетита, задержка кала и мочи, ожирение, болезни чху-сэр, увеличение слизи и желчи. Возраст и силы тела должны приниматься во внимание при лечении голоданием. Молодые и сильные люди должны голодать зимой. В период голодания рекомендуется соблюдать соответствующий режим и придерживаться определенного образа жизни.

Другой вид лекарственных средств, применяющихся параллельно с голоданием,- очищающие составы. Лечение заболеваний очищающими лекарственными средствами преследует цель «возбудить и изгнать болезни». В качестве очищающих составов используются рвотные, слабительные и составы для клизм жам-рци. Рвотные рекомендуется применять для «удаления болезни из зоны не переваривания», а для удаления болезни из «зоны переваривания» используются клизмы жам-рци; «если болезнь вообще во всем теле - назначь слабительное, а если в сосудах - сделай очищение сосудов».

Таким образом, при применении лечебного голодания и лечебного упитывания с параллельным использованием лекарственных средств и физических способов лечения или без них нужно соблюдать определенные правила: «тех, кого надо упитывать, не ослабь, если им надо сделать очищение, дай помягче, а тех, кого надо ослабить, не укрепи». «При накоплении ветра и истощении слизи и желчи лечи укреплением, а при истощении ветра и накоплении слизи и желчи лечи голоданием. Опору (поражаемые болезнью ткани и органы) и опирающиеся (три порока) лечат одним средством».

Заключение

В заключении своей работы можно сделать мини-вывод по каждой главе и коротко описать их. Замечательным достижением древних и средневековых медицинских знаний народов Азии является традиционная система индо-тибетской медицины, которая на протяжении долгих веков формировалась на основе лучших традиций народной медицины многих стран этого региона. Собственно тибетская медицина складывалась на протяжении веков на основе древней индийской медицины и сохранила многие ее черты до последнего времени.

Главным принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.

В отличие от Запада, в Тибете считают, что человек не может иметь больной один орган, и любой наш недуг, это результат дисбаланса в организме. Другими словами, тибетские врачи лечат не заболевание, а человека.

Список использованной литературы

1.Нестеров С.Л. «Тибетская медицина», 1988 г.

2.Л.Л. Хунданов, Л.Л. Хунданова, Э.Г. Базарон - «Слово о тибетской медицине». Улан-Удэ, 1979 г.

.ru.wikipedia.org ›Традиционная тибетская медицина

.tibet-medicine.ru

.Колмовский Н.И. «Тибетские рассказы» - 2000 г.

.Мирошниченко Т.О., Соколов Е.Н. «Этот загадочный Тибет» Изд. «Москва» 1997 г.

.Лобсанг Рампа «Доктор из Лхасы» 2002 г.

yamiki.ru

Индия и Тибет. Тайны восточной медицины

Замечательным достижением древних и средневековых медицинских знаний народов Азии является традиционная система индо-тибетской медицины, которая на протяжении долгих веков формировалась на основе лучших традиций народной медицины многих стран этого региона. (Собственно тибетская медицина складывалась на протяжении веков на основе древней индийской медицины и сохранила многие ее черты до последнего времени. Основное сочинение тибетской медицины "Чжуд-Ши" является переводом древней санскритской медицинской книги, ныне не сохранившейся. И потому вполне правомерно говорить не о чистой тибетской медицине, а об индо-тибетской традиционной системе.)

Индо-тибетская медицина располагала своеобразными методами лечения, собственной системой теоретических взглядов и особыми философскими концепциями, впрочем, весьма подобными философским построениям врачевателей других государств древности.

Содержание даже самых ранних индийских трактатов свидетельствует о весьма высоком уровне медицинских знаний в глубокой древности. Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени развития, в зените расцвета находилась и медицина.

К примеру, медицинские знания нашли свое отражение в столь почитаемом на Востоке "Астрологическом календаре животных", имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов.

Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.

Отношение врачевателей Древней Индии и Тибета к лечению выражалось следующим образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в "узкий физиологизм", столь типичный для ряда лечебных школ античной Эллады и возродившийся во многих позднейших формах западной медицинской науки Нового Времени.

Врач в Индии и Тибете обязан был досконально знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию и другие науки.

Характерно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и далее, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.

Основы древней традиционной индо-тибетской медицины передавались от учителя к ученику в устной традиции. И лишь гораздо позднее опыт медицинской мысли был обобщен и записан под общим названием "Аюр-Веда", что в переводе с древнего индийского языка - санскрита - означает "Книга Жизни".

В "Аюр-Веде" описываются свойства более чем 1000 лекарственных растений, приводятся самые разнообразные методы и приемы лечения - от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал, изучение которого свидетельствует о серьезных попытках древних индийских медиков осмыслить наблюдаемые ими явления, построить общую медицинскую теорию.

Древние медики Индии и Тибета полагали, что в основе человеческого организма лежат три главных Первоэлемента, которыми и определяются все функции организма: Ветер - Вата, Желчь - Питта и Флегма - Капха. В Тибете и Индии эти Первоэлементы отождествляли соответственно с принципами Движения, Огня и Размягчения.

В соответствии с общепринятой в те далекие времена концепцией принципиального и неразрывного единства организма человека и необъятного Космоса три Первоэлемента имеют как бы собственно организменный (психофизический) и общекосмический аспекты проявления.

Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер заведует кровообращением, пищеварением, выделением и даже обменом веществ, предусматривающим активное движение сложных молекулярных биохимических комплексов. Ускорение же или замедление "движения соков и веществ" посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.

Желчь представлена в Природе Огнем, а в организме она обуславливает "естественное тепло", поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.

Флегма в Космосе и человеке ассоциировалась со всевозможными "мягкими" веществами. Ее сравнивали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.

При каких-либо нарушениях в действии Ветра, Желчи и Слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между тремя Первоэлементами.

Согласно древним медицинским трактатам Индии и Тибета, действительно гармоническое сочетание трех Первоэлементов наблюдается лишь у немногих людей. У большинства же преобладает один из слагающих организм Первоэлементов. Само по себе это не способствует развитию заболевания, но если в результате несоблюдения правильного режима, дурного питания, неблагоприятных жизненных обстоятельств, несоответствующего климата и тому подобного один из Первоэлементов достигает чрезмерного развития, наступает состояние болезни. И врач возвращает здоровье, приводя все три Первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний.

Хотя физиологические концепции Древней Индии и Средневекового Тибета находились под влиянием, казалось бы, наивных представлений, это не помешало врачам на их основе разработать и апробировать множество важных и удивительно действенных диагностических и лечебных приемов.

Заметим, что интерес к теориям и практике индо-тибетской медицины тем более естествен и обоснован потому, что, по утверждению видного специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, "...Аюр-Веда и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями".

Множество лекарственных растений и методов лечения из арсенала индо-тибетской медицины уже прочно вошло в практику современного врачевания. Это термопсис, байкальский шлемник, солодка, препараты раувольфии, иглоукалывание и гелиотерапия. Однако до настоящего времени индо-тибетская медицина еще не изучена с собственно научных позиций. Не выяснена сущность даже самых основных, фундаментальных для практики теоретических положений этой древней науки, не говоря уже о системном анализе огромного опыта применения конкретных лекарственных составов природного происхождения и клинических моделей.

Что касается развития в древности анатомии, то представляется любопытным тот факт, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в Древней Индии никакого противодействия. В подавляющем же большинстве государств древности и средневековья хирургическое рассечение трупов было абсолютно запрещено. В Китае, к примеру, этот запрет отменили лишь в 1913 году! Античная же медицина обратилась к методу анатомического исследования лишь в эпоху эллинизма, в период упадка Древней Эллады. К примеру, у Гиппократа анатомическое исследование, столь важное по современным представлениям для развития медицины, вообще не упоминается!

Становится понятным, почему именно у древне-индийского врача Сушруты, а не у Корнелия Цельса, как считали еще не так давно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса.

Вполне допустимо предположить, что уже в первые века нашей эры индийское влияние на античную медицину Греции становится весьма серьезным фактором развития последней. Взгляды, отраженные в древних индийских медицинских трактатах, в известной мере параллельны воззрениям древних греков, хотя, судя по всему, речь идет об общих особенностях развития человеческой мысли, а не о каких-либо непосредственных влияниях и зависимостях. Впрочем, и заимствования имели место в истории взаимосвязей греческой и индийской культур. Тот же Ананд Кумар Кесвани утверждает, что "...следовало бы назвать Древнюю Грецию не прародительницей современной медицины, а ее нянькой. Мы (имеются в виду индусы - С.К.) можем гордиться тем фактом, что медицинская наука Древней Индии сделала для рождения современной медицины не меньше, чем наука любой другой древней или средневековой страны".

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Тибетская медицина. Очищение, омолаживание и лечение

Тибетская медицина

Здравствуйте дорогие читатели! В сегодняшней статье с радостью поделюсь с вами информацией, в которую верю и просто уверена в ее правдивости и результате. Тибетская медицина уже очень давно знакома людям.

Советы лечения тибеткой медициной помогли многим и я этому не исключение. Из статьи вы узнаете как древняя медицина Тибета развивала свои знания и доносила их до людей.

Какие растения способны оздоравливать и омолаживать организм. Что для этого нужно делать и что советуют монахи Тибета. Какой омолаживающий сбор создали в этой удивительной стране, и как его применяет тибетская медицина.

Тибетская медицина

Тибетская медицина уже давно славится богатыми знаниями и опытом при лечении природными лекарственными препаратами. Многие народы пользуются знаниями тибетских врачей.

Официальная медицина стала широко использовать советы древнетибетских врачей. Особенно популярна одна древняя книга, в которой собраны многовековые знания лекарей Тибета и называется эта книга «Чжут-Ши».

Этой книгой при лечении всегда пользовались древние лекари. Очень интересные учения предлагает тибетская медицина, которая делает акцент не на лекарствах а на душевных болезнях из за которых они и начинаются. Древние лекари говорят «сначала надо вылечить душу, а потом лечить следствие».

Тибетская медицина

Какой ежедневный образ жизни предлагает тибетская медицина

Есть причины, по которым начинаются болезни. Старайтесь их избегать. Надо помнить эти причины всегда.

Вот некоторые из них:

  • в чистоте содержите тело, язык и душу, грехи от них гоните, не распускайте и не перенапрягайте язык и другие органы
  • берегитесь огня, воды и тех мест где могут убить
  • прежде чем сесть на землю осмотритесь
  • прежде чем отправится в дорогу, изучите ее
  • ночью спите обязательно

Сейчас конечно другое время и к сожалению многие люди работают ночами. Это не предусмотрено древними тибетцами, но все же надо стараться придерживаться полезных советов.

Предупреждение тибетской медицины

  • недопустимы сношения с чужими женщинами, беременными, утомленными и больными
  • нельзя это делать во время месячных

От времени года тоже многое зависит. Зимой интимная жизнь не ограничивается. Осенью и весной через два дня, а летом два раза в месяц. Потому как органы теряют силу. Начинаются головокружения и даже можно умереть. Так советует тибетская медицина.

Что говорит тибетская медицина о мирских законах

Основа всех достоинств мирские законы. Мы должны их знать и им подчинятся.

Мирские законы:

  • Отказаться от плохих дел, как бы к ним не подталкивали
  • Как бы вам не препятствовали, совершайте хорошие поступки
  • Прежде чем что то сделать, хорошенько подумайте
  • Все что услышите, подумайте про себя и сделайте вывод
  • Разговаривайте открыто, от верных и любящих людей не таитесь
  • Не торопитесь, но будьте тверды, в общение вступайте спокойно и быстро
  • Не давайте спуску врагам, но делайте это благородным способом
  • Не забывайте творить добро, берегите дружбу
  • Уважайте родителей, стариков, учителей

Вот что говорит тибетская медицина о мирских законах и полностью с ними согласна.

Лечение тибетской медициной

Тибетская медицина широко использует растения для лечения самых разных заболеваний. Монахи вообще считают что все болезни идут из головы. Как человек живет, что делает и что думает.

Вот несколько болезней, которые можно лечить лекарственными травами:

1. Все болезни печени и действовать как кровоостанавливающее средство может шафран посевной. 2. Лечить раны, отеки, язвы и снижать жар может пшеница. 3. Снимает жар, воспаление одуванчик лекарственный. Он убирает жар в желудке и заживляет раны. 4. Масло из косточек абрикоса улучшает рост волос и лечит раны. 5. Лечит простуду и инфекционную болезнь обыкновенная малина. 6. Улучшает рост волос посевной горох. 7. Лечит болезни уха, грипп, ОРЗ, отравление репчатый лук. 8. При желтухе используйте семена горчицы сарептской. 9. Вылечивает желтуху, выводит яды, способствует росту зубов шиповник. 10. При болезнях сердца помогает мускатник.

И еще очень много самых разных растений способны лечить наши органы. Лечение тибетской медициной эффективно и безвредно. Ведь это растения, которые подарил нам Бог и природа. Главное все рекомендации выполнять правильно.

Тибетское лечение

Тибетское лечение – что это! В данном случае это очистительный и омолаживающий тибетский сбор. С давних времен его применяет тибетская медицина. Люди любого возраста могут его использовать, он поможет всем.

На что способен тибетский сбор:

  • выводит соли и лишний холестерин
  • не дает образовываться камням в желчном пузыре и почках. Если камни уже образовались, сбор способен их разрушить и удалить
  • помогает при атеросклерозе, болезнях сердца, остеохондрозе, сахарном диабете и т.д.

Тибетское лечение стабилизирует нервную систему после того, как вы пройдете курс лечения. В Европе и России берут пять трав, в оригинале тридцать. Большинство из них найти невозможно, только на Тибете. Состав, который я предлагаю вам нисколько не уступает оригиналу.

Очистительный и омолаживающий тибетский сбор

Какие растения входят в этот сбор:

Цветки ромашки, трава зверобоя, цветки бессмертника, листья земляники и березовые почки. Все компоненты измельчите, отмеряйте по сто грамм каждого из них и хорошо смешайте.

Возьмите четыреста грамм крутого кипятка и залейте им две столовые ложки сбора в термосе. Затем оставьте для настаивания на двенадцать часов и потом процедите. Принимайте два раза в день до еды минут за двадцать от ста и до двухсот мл. Это зависит от заболевания.

Если у вас хронические заболевания или сердечно-сосудистые, сто миллилитров будет достаточно. Если у вас проблемы с обменом (отложение солей, ожирение, атеросклероз) принимайте по двести мл вместо завтрака. Только не забудьте добавить одну чайную ложку меда или курагу грамм двадцать тридцать.

О тибетской медицине можно рассказывать и рассказывать. Уникальность лечебных способностей не имеет себе равных. Конечно наша народная медицина по многим параметрам ни сколько не хуже, даже в некоторых случаях может и лучше.

Но древнетибетская медицина содержит в себе не только лекарственные действия, но и душевные. Согласитесь, если нет покоя в душе, то и здоровье тоже начинает разрушатся.

Оставьте пожалуйста свой отзыв если статья вам понравилась. Ваше мнение очень важно. Это поможет писать статьи более интересными и полезными. Буду бесконечно благодарна если Вы поделитесь информацией с друзьями и нажмете на кнопочки социальных сетей.

Будьте здоровы и счастливы.

Видео – Тибетская медицина. Питание и образ жизни

sovety-lecheniya.ru

Тибетская медицина

Тибетская медицина

Тибетская медицина​Тибетская медицина — наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению.Тибетская медицина — наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и его отношений к среде.Тибетская медицина — искусство, потому что это использует диагностические методы, основанные на творческом потенциале, понимании, тонкости и сострадании медицинского практикующего врача или целителя.Тибетская — философия, потому что это охватывает принципы судьбы и этики.

Тибет часто называют «крышей мира». Он расположен на крайнем Юго-Западе Китая, на высочайшем и самом обширном на земле Тибетском нагорье. Тибет находится на высоте приблизительно четырех тысяч метров над уровнем моря, а высота некоторых его гор превышает семь тысяч метров. За это Тибет и получил свое название «Крыша мира», ведь его население живет ближе всех к солнцу.

Тибетская медицина​Тибет считается сокровищницей несметных богатств Китая, а так же родиной тибетской медицины, одной из самых древних, дошедших до нас медицинских и философских школ. Философские основы тибетской медицины уходят корнями в буддизм, который проник в Тибет в первой половине седьмого века, во время правление короля Сонцен Гампо (627 -649). Считается, что именно он пригласил в Тибет врачей из Индии, Китая, Непала, Византии и Персии для обмена знаниями и перевода медицинских текстов на тибетский язык. Это явилось началом создания сложной медицинской системы и началом многолетнего обмена опытом.

В Индии в шестом веке до нашей эры уже были известны различные оздоровительные практики, согласно преданию, Будда Шакьямуни, которого иногда называют Верховным врачом, стал первым, кто использовал и обучал этим практикам. Считается, что индийская медицина (Аюрведа) и послужила неким прообразом тибетской медицины.

Тибетская медицинаС точки зрения буддистской философии, болезнь начинает зарождаться в недрах разума, а затем реализуется на материальном уровне. Но при заболевании физического тела обязательно происходят нарушения на уровне психики и эмоций. Гармония высших уровней обусловливает гармонию низших уровней.

Основополагающим принципом тибетской медицины является принцип материалистического единства внешней среды и организма. Считается, что живой организм и его окружающая среда состоят из четырех первоэлементов материи: огня, воды, земли и воздуха. Эти материальные стихии в живом организме обеспечивают функции физиологических регулирующих систем: «рлунг»-ветер, «мкхрис»-желчь, «бадкан»- слизь, которые определяются как нейрогуморальные механизмы.

Согласно тибетской медицине человеческое тело состоит из семи элементов: плазма — питательная жидкость, кровь — жизненная сила, мышцы — «одежда» для костей, жировая ткань — смазывающая субстанция, кости и хрящи — помогают стоять и ходить, костный мозг, нервы — питание нервной ткани, сперма/яйцеклетки — репродукция. Последовательность, в которой перечислены, элементы соответствует последовательности их формирования в теле. Каждый последующий элемент появляется в процессе метаболического очищения предыдущего.

Следующие элементы в тибетской медицине — это субстанции, которые тело обычно удаляет из себя в процессе формирования и поддержания выше перечисленных семи элементов: кал – удаляет токсины в твердой форме через толстую кишку; моча – удаляет токсины в жидкой форме через почки; пот – удаляет токсины через поры в коже.

Считается, что физическое здоровье определяется балансом трех основных систем в организме: ветра, желчи и слизи. Самым распространенным и эффективным методом диагностики является пульсодиагностика и анализ мочи. Считается, что слушать пульс больного лучше на заре, после ночного сна. 

Однако не следует думать, что диагноз определяется только лишь по частоте и силе пульса. Во время приема, врач внимательно осматривает пациента, получая полную информацию о состоянии его здоровья, по общему тонусу, состоянию кожи, глаз, языка и другим признакам. Как правило, эффективность лечения зависит от врача и его опыта.

В тибетской медицине, для лечения и профилактики, широко используются лекарства животного и растительного происхождения, практикуются воздействия на организм с помощью массажа, иглоукалывания, беседы с пациентом, так же известны случаи применения шаманских практик. 

Тибетская медицина​Таким образом, в традиционной системе тибетской медицины все основные принципы и положения о микро- и макромире иерархически связаны с многовековым опытом, знаниями об организации живых систем, которые являются предвосхищением хронобиологии, хрономедицины и хронофармакологии.

Изучение источников тибетской медицины, в частности «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», показало, что тибетская традиционная система медицины имеет целостную многоуровневую иерархическую структуру со специфическими блоками теоретических концепций, диагностики, методов и средств лечения.

 

Согласно тибетской мудрости, формирование души зависит от жизненных сил. Именно жизненные силы питают нас и побуждают к действиям. Причины возникновения болезней в тибетской медицине три энергии – ветер, слизь и желчь, разбалансировка потоков этих энергий и является причиной многих заболеваний. Соотношение этих трех потоков полностью определяет тип тела человека – его индивидуальное строение. Основой действующей системы тибетской медицины является концепция трех темпераментов. Врачи подразделяют людей на три категории по темпераменту: Ветер, Желчь и Флегма. Они рассматривают темпераменты как энергетические силы с различными характеристиками, которые проходят через наше тело и разум и уходят во Вселенную.

  • Ветер – чистый, сверкающий, бесцветный поток энергии, который одновременно может быть быстрым, медленным или совершенно неподвижным.
  • Желчь – темная, красно-коричневая пузырящаяся энергия, похожая на лаву, плотная и вместе с тем упругая и быстро движущаяся.
  • Флегма – глубокая, спокойная сине-зеленая сила, рефлективная и движущаяся очень медленно. Согласно тибетской медицине, три темперамента являются базисом нашего жизненного опыта от момента зачатия до момента физической смерти.

Они взаимодействуют следующим образом: Ветер – это движущая сила и жизненная энергия других темпераментов, но она не может гармонично действовать без них. Ветер усиливает интенсивность воздействия темперамента Желчь. Ветер придает Флегме движение и способность к адаптации, усиливает ее поддерживающие функции в теле; Желчь стимулирует активность Ветра. Желчь несет тепло и активность Флегме. Флегма может расслаблять Желчь. Преимущественно мы относимся к какому-то одному типу темперамента, либо к комбинации двух типов: первый – главный, второй – подчиненный. Однако все три темперамента присутствуют в нас, и наша цель – достичь равновесия, чтобы они работали вместе, создавали здоровье и предотвращали болезни. Хотя люди более сложны, чем предполагает классификация такого рода, разделение их на категории помогает тибетской медицине объяснять, каким образом болезнь проявляет себя в личностях и как они излечиваются.

Всего в тибетской медицине семь типов конституций. Эти типы и определяют склонность к различным типам заболеваний. Например тип «желчь» определяет характер человека как вспыльчивый и склонный к болезням пищеварения, сердечно – сосудистым заболеваниям. Также все болезни в тибетской медицине делятся еще и по принципу «холод» — «жар». Соответственно и лекарства, которыми пользуются тибетские врачи различаются также по принципу проблем, вызванных нарушением баланса этих энергий. Именно поэтому вы не встретите в тибетской диагностике привычных нам названий болезней.

Тибетская медицина, в отличии от европейской, лечит не саму болезнь и ее последствия, а корень возникновения недуга, путем восстановления гармонии жизненных сил организма. Тибетский доктор выявляет даже те недуги, которые только зарождаются, и может дать советы по предотвращению развития того или иного недуга. По традиции Тибета все что есть на земле способно приносить пользу, а значит и быть лекарством. Схожие принцыпы используются и в древних медицинских школах Индии (Аюрведа) и Китая. Все рецепты, которые используются тибетскими врачами, уникальны и им не одно столетие. Лечение в тибетской медицине основывается на приеме традиционных лекарств, изготовленных из высокогорных лекарственных растений, животных, минералов. Для изготовления лекарств используется множество растений, части животных, несколько сот минералов. Некоторые тибетские препараты состоят из сотен компонентов. Эти лекарства можно приобрести только в Тибете. Курсы лечения бывают от нескольких месяцев до нескольких лет. Тибетские лекарства нельзя принимать одновременно (за один прием) вместе с европейскими, так как химические составы европейских лекарств убивают живые природные компоненты тибетских лекарств. Между приемом европейских и тибетских лекарств необходимо выдерживать минимум 30 минут. Тибетские лекарства часто выглядят в форме горошин, в которых плотно спресованы травяные, минеральные и другие составы. Тибетские лекарства 100% состоят из натуральных компонентов, не содержат химических синтетических веществ и не вызывают побочных эффектов. Разновидности тибетских лекарств это – пилюли, порошки, масла и специальные лечебные благовония. Пилюли и порошки следует принимать разжевывая и запивая теплой водой. Вообще тибетские врачи часто назначают в качестве лечения просто теплую воду, у этого метода кстати есть и европейские последователи.

Кроме приема лекарств, тибетская медицина активно используют массажи и целительные свойства тибетских природных термальных источников, таких, как Ямбаджини, Дэчжун и другие. Часто для лечения используются и такие методы как компрессы, иглотерапия, прижигания и кровопускания. Также используется точечный массаж и втирания различных масел. Также часто используется традиционный тибетский массаж – растирание Ку – Нье.

Как уже говорилось выше, тибетская медицина неотделима от буддийской духовной практики. В тибетском врачевании часто используются различные мантры и молитвы адресованные буддам и бодхисатвам. Будда медицины считается покровителем тибетских практик направленных именно на оздоровление. Поэтому мантра Будды медицины чаще всего используется при любых методах оздоровления. Изображение этого Будды можно зачастую увидеть на тибетских традиционных танка, он изображается с телом синего цвета, а в руках он держит сосуд с амритой – нектаром долгой жизни.

Наиболее распространенные лекарственные средства тибетской медицины

  • Хуцин. Тромболитическое, успокаивающее и оживляющее средство; улучшает работу сердца, очищает сосуды; повышает тонус сосудов; стимулирует работу сердца; улучшает черепномозговое кровообращение; регулирует центральную нервную систему. Показания: недостаточное черепномозговое кровообращение, осложнения после внутримозгового кровоизлияния и тромбоэмболии черепномозговых сосудов; спасз и атеросклероз черепномозговых сосудов; сотресение мозга; ишемическая болезнь сердца; расстройство вегетативного нерва; паралич лицевого нерва; невралгия тройничного нерва и седалищного нерва; нейрогенная головная боль; старческая деменция; эпилепсия и т.д.
  • Фэнтунтунинь. Улучшает кровообращение; обладает противовоспалительным и обезболивающим эффектами. Показания: остеохондроз; ревматический и ревматоидный артрит; отечность, ригидность и деформация суставов; боль в суставах; онемение конечностей; костные шипы; радикулит; подагра; выпадение межпозвоночного диска; периартрит плеча; синовит; бурсит; невралгия седалищного нерва и их осложнения.
  • Цзаншэньцин. Востанавливает нервную систему, обладает успокаивающим эффектом. Показания: общая слабость и утомляемость; снижение памяти и способности мышления; головокружение; шум в ушах; глухота; бессонница; растройство функции вегетативного нерва; постоянное нервное напряжение; неврастения; нервозность; стеснение в груди; одышка; ночная потливость; дрожь; амнезия; синдром климакса.
  • Гуйцзю. Оказывает обезболивающий, противовоспалительный эффекты; сбалансирует уровень гормонов; нормализует менструацию. Показания: нарушение цикла менструации; менорагия; аднексит; киста яичника; эндометрит; эндометриоз; эрозия шейки матки; кольпит; миома матки; непроходимость маточных труб; бесплодие; воспаление малого таза; боль в суставах и пояснице после родов.
  • Фэйбинвань. Очищает легкие; улучшает газообмен легких; обладает противовоспалительным, отхаркивающим и кашельостанавливающим эффектами. Показания: воспаление верхнедыхательных путей; трахеит; острый и хронический бронхит; пневмония; эмфизема легких; абсцесс легких; астма; кашель; боль за грудиной; одышка; хриплость голоса; диспноэ; кровохаркивание; ночная потливость.
  • Цинланьсань. Улучшает пищеварение; способствует всасыванию пищи; обладает противовоспалительным и обезболивающим эффектами, защищает пищеварительную систему. Показания: острый и хронический гастрит; атрофический гастрит; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; рефлюкс-эзофагит; спазм желудка; расстройство пищеварительной системы; боль в желудке и/или животе; тошнота; рвота; изжога.
  • Сюйюйганьбао. Очищает печень и кровь; способствует выведению токсинов; снижает уровень холестирина и липида в крови. Показания: вирусные гепатиты; алкогольный гепатит; цирроз печени; жировая дистрофия печени; рак печени; гепатомагалия; желтуха; асцит; гиперхолестеринемия; гиперлипемия.
  • Синьминвань. Показания: воспаление мочеполовой системы; простатит; гипертрофия простаты; цистит; уретрит; недержание мочи; поллауиурия; уродиния; боль в пояснице; пузырчатый лишай; гонорея; сифилис; вирусная бородавка.
  • Цзантяньи. Укреляет почки; улучшает функцию почек. Показания: сниженная функция почек; нефрит; холодные руки или ноги; гипотония; недостаточность энергии и крови; боль в пояснице; абсцесс почек; простатит; расстройство половой функции; импотенция; проспермия; поллюция; бесплодие; азооспермия; сниженная активность сперматозоидов; сперматорея; преждевременная эякуляция; повышенная потливость; бессонница; беспокойство; снижение памяти; амнезия; поседение и выпадение волос.
  • Хэйбинпянь. Показания: острый и хронический холецистит; желчекаменная болезнь; холангит; холестаз; желтуха; полип желчного пузыря; растройство пищеварения; почечнокаменная болезнь; остаточные камни после хирургического вмешательства.
  • Линяовань. Мочегонное средство; восстанавливает поджелудочную железу; снижает уровень сахара и липида; улучшает кровообращение; очищает кровь; выводит токсины; профилактика и лечение осложнений сахарного диабета; укрепляет почки. Показания: сахарный диабет и его осложнения; гипертрофия и гиперплазия простаты; простатит; цистит; гемотурия; задержка мочи; недержание мочи; пиелонефрит; болезненность при эякуляции; рак простаты; боль в пояснице; расстройство половой функции; снижение зрения; атрофическая язва.
  • Оуцюйвань. Показания: охлаждает и очищает кровь; обладает антитоксическим свойством; способствует выведению токсинов; лечит кожные заболевания: псориаз, дерматит, нейродерматит, дерматомикоз, экзема, крапивница, угри, кожный зуд и так далее.
  • Кордицепс. Самое богатое целебными свойствами чудесное животное-растение. Произрастает на высоте от 5000 метров над уровнем моря. Сейчас в американских лабораториях научились искусственно выращивать кордицепс и активно добавляют его в БАДы, но он не идет в сравние по лечебному эффекту с настоящим природным кордицепсом, который собирают в экологически чистых высокогорных районах Тибета. Кордицепс укрепляет здоровье, улучшает кровообращение, повышает иммунитет.

— Восстанавливает функцию почек; имеет выраженный эффект при почечной недостаточности, хронических заболеваниях почек; уремии и мочеполовой системы в целом.— При недостатках и заболеваниях в системе кроветворения, например, при низком гематохроме и недостатке тромбоцитов и лейкоцитов, в том числе при радиотерапии и химиотерапии у больных раковыми заболеваниями.— При заболеваниях сердечно-сосудистой системы: аритмиях, заболеваниях сердца, атеросклерозе, тромбозах, высоком содержании триглицеридов в крови.— При бессоннице, нервном истощении и хронической усталости, при стрессах.Для профилактики преждевременного старения.— При остром и хроническом гепатите и различных опухолях.— Необходим для вывода токсинов и ряда радиоактивных веществ – благодаря стумуляции функции почек и печени.— Для профилактики заболеваний органов дыхания – бронхита, пневмонии, астмы, теберкулеза.— При заболеваниях головного мозга, склерозе сосудов мозга, доброкачественных опухолях мозга.— При гипертонии, гипотонии, некоторых видах анемии (при сниженной активности кроветворной системы).— При обменных заболеваниях, в том числе, сахарный диабет и воспаление поджелудочной железы.— При снижении сопротивляемости организма – частых респираторных заболеваниях, заболеваниях полости рта.— При различных видах ферментной недостаточности, в том числе, при аллергиях.— Воздействует на железы внутренней секреции и улучшает обмен веществ.

  • Шафран. Рыльца шафрана обладают многими целебными достоинствами, так как содержат каротин, 0,34% эфирного масла, которое включает пинен, пинеол, витамины, тиамин и рибофлавин, флавоноиды и др. В народной медицине применяют как болеутоляющее, мочегонное, потогонное, противосудорожное и сердечное средство. Употребляют для укрепления желудка, улучшения аппетита, при болезнях печени, для снятия сильных приступов кашля, лечения коклюша. Шафран используют для приготовления глазных капель.

Примечательно, что шафран не только самое древнее лекарственное растение и пряность, но и самое дорогое. Для получения 1 кг шафрана надо собрать около 100000 цветков и вручную отделить тычинки из бутона. Особенно ценится своими полезными свойствами высокогорный тибетский шафран.

Тибетская медицина — это всеобъемлющая система врачевания, служившая народу Тибета в течение столетий. Я убежден, что она и сейчас может принести много пользы всему человечеству, однако в стремлении достичь этого мы встречаемся с известными трудностями, поскольку тибетскую медицину, как и другие научные системы, следует постигать в ее собственном контексте, а также на пути объективных исследований.                                                                                                                                                                                                                ДАЛАЙ ЛАМА XIV

Аюрведа и лечение болезней

www.evaveda.com

История медицины Древнего Тибета и Древнего Китая — реферат

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра общественного здоровья

и здравоохранения

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

 

История медицины Древнего Тибета и “Древнего Китая”

 

 

Выполнил студент

Дудин С.А.

 

 

 

 

 

 

Иркутск

2012

 

 

Введение

Реферат называется “История медицины Древнего Тибета и “древнего Китая” ”. В названии ошибки нет. Именно через кавычки должны приводится все названия связанные с древним Китаем. Потому, что наличие самого “Древнего Китая” является современным, активно раскручиваемым мифом. Поэтому о медицине несуществующего в древности государственного образования говорить не приходится.

Для прояснения вопроса придется углубиться первоначально не в историю медицины, а в историю этого самого мифа.

 

История мифотворчества и реальная история медицины востока

Территория нынешнего Китая представляет собой “коренную” территорию в междуречье рек Янзцы и Хуанхэ. Вся остальная территория Китая представлена автономными районами (более чем двадцатью) [1] – государствами и остатками народов, порабощенными и уничтоженными китайцами в прежние века.

Антропологический и культурологический анализ строения и традиций китайцев указывает, что они не являются коренными жителями данной территории (между Янзцы и Хуанхэ). Любой турист может ознакомиться с традициями китайцев, заказав в провинциальном ресторане пищу. Именно там, так как в городах традиции стали меняться под европейские вкусы.

К примеру, стоит заказать в Индии, Монголии, Афганистане блюдо под названием “свежее мясо”, туристу принесут говядину, свинину, конину, крольчатину – мясо крупных или средних животных. В Китае же при заказе “свежего мяса” приносят живых личинок помойных мух или жуков.

Таким образом, очевидно, что культурно-кулинарная традиция китайцев зародилась не на богатых лессовых почвах междуречья, а чрезвычайно бедных регионах. Анализ антропологии (небольшой рост, часто отсутствие бровей, волос, темнокожесть, фантастическая плодовитость, часто агрессивность и т.д. (в подробности в данном реферате нет необходимости останавливаться) указывают, что данное племя развивалось и выживало в жесточайших условиях пустыни. География подсказывает [1], что ближайшими пустынями являются Гоби и Алашань. Из них по течению реки Хуанхэ предки китайцев спустились в устье рек, и благодатных условиях размножились и уничтожили местные племена. Такая же традиция сохранилась и на последующие столетия. Так как у китайцев не было собственной истории, они присвоили себе историю покоренных и уничтоженных народов. Эта традиция воровать и присваивать чужое, без упоминания первоисточников, осталась до настоящего времени. Примеры бесконечны.

То, что касается медицины, не исключение. После войны и оккупации Китаем остатков Тибета в 1959 году (еще 400 лет назад бОльшая часть территории нынешнего Китая называлась Тибетом), китайцами были опубликованы многочисленные издания тибетской медицины из хранилищ Поталы (главного дворца Тибета) и тибетских монастырей уже как “китайские” сочинения. Например, совсем недавно выпущен атлас сырья применяемого в тибетской медицине [2]. Атлас действительно хороший. Однако, его автором является китаец. Хотя информация полностью переписана с тибетских источников, и даже в основном с использованием тибетского языка, никаких ссылок на первоисточники автор не приводит. Это медицина уже считается “китайской”, фундаментальный “китайский” труд. Аналогичная история постигла уникальный “Атлас тибетской медицины”[3] – более десяти тысяч цветных рисунков, комментирующих тибетский трактат “Голубой лазурик (Вайдурья-онбо)” (в русском переводе) и существующий в мире в 3-х экземплярах (два в цветном и одном черно-белом). К величайшему сожалению китайцев, один экземпляр оказался в России и полностью присвоить себе авторство китайцам пока не удается.

Когда же началась история “древнего Китая”? Китайские “источники” нет смысла приводить ввиду тенденциозности и желания официальных лиц преувеличить историю. Индийские и тибетские письменные источники начинают упоминать о Китае приблизительно с 1000-1200 г. н.э. Именно так – всего 800-1000 лет назад зародился Китай.

Существует полностью канонизированный тибетский медицинский текст – трактат “Чжуд-ши”. Его запрещено изменять, так как невежды будут искажать, и уничтожат величайший труд. Можно только комментировать. Таким комментарием был и “Голубой лазурик”. Считается, что “Чжуд-ши” был написан в конце 11 века выдающимся врачом Ютог Йондан-гонпо (1112-1203) [4]. В этом трактате упоминается Китай и некоторые применяемые там, достаточно простые, “народно-примитивные” методы лечения.

Однако, извратить историю китайцы никогда не смущались. Например, великая каменная “китайская” стена. По официальной версии ее построил Цинь Ши-хуанди, основатель империи Цинь, существовавшей всего 13 лет (!) (221-207 г. до н.э) [5]. Стена проходит на 1000 километров севернее границы империи, по территории нескольких государств, враждебных китайцам, длиной 6000 километров. Чувствуя бредовость утверждений, официальная версия поменялась – теперь туристов на стене убеждают, что построили ее китайцы, якобы для защиты от Чингисхана. Между китайским микроскопическим (в те времена) государством Южная Сунь и монголами находилось Золотая Империя жуженей (чжурдженей, нюрдженей). И Чингисхан только в 1211 году разгромил эту империю. Напомним, что великая “китайская” стена находится на территории Золотой Империи в тысяче (!) километров севернее границы китайского государства. Империя возродилась и только в 1290-1310 годах китайцам удалось добить ослабленную империю жуженей. А затем тотально истребить племя жуженей (или изгнать), как другие оккупированные ими народы (кидани, уйгуры, джунгары – калмыки и др.).

Существуют и косвенные свидетельства. Например, великий путешественник Марко Поло несколько раз “пересекал” стену путешествуя в ставку Хубилай-хана (внука Чингисхана), но никаких сообщений об этом величайшем соооружении, видном даже из космоса он не приводит [6,7]. Стены просто не существует.

Аналогично описаны, практически по дням, походы самого Хубилай-хана, который разгромил все государства южнее Монголии и “вымыл ноги в Индийском океане”[8]. Никаких упоминаний о стене.

Особенно смешно выглядит эта официальная версия, когда 50 километров стены около Пекина китайцы перестроили для туристов якобы для обороны “от Чингисхана” - на север, а остальные 6000 километров стены построены для защиты от нападения с юга, т.е. от китайцев.

Есть еще “валы Чингисхана”, Северный (550 км) и Южный (2700 км), севернее каменной стены, развернутые для обороны от нападения с юга. От кого это Чингисхан оборонялся? Молчит лживая китайская история.

Что же тогда понимается под названием “китайская медицина”? Разберем этот вопрос.

Чтобы передать знания, они должны быть записаны на материальном носителе. Первоначально это были глиняные таблички и клинописное письмо. Клинописно обозначались также цифры. Затем египтяне и вавилоняне изобрели пергамент (выделанную шкуру) и папирус (выделанный тростник). Прорывом стала изобретенная в Индии система счисления, перенятая и затем распространенная арабами по остальному миру в 10-13 веках, и применяемая сейчас (цифры от 1 до 10) [9].

Таблица 1.

Цифры старой китайской системы

Римские цифры

Арабские цифры

I

1

II

2

III

3

IV

4

V

5

VI

6

VII

7

В таблице 1 приведены цифры старой китайской системы и параллельно им римские и арабские [9,10]. Как видно из таблицы, «старые» китайские цифры есть копирование с разворотом и искажением знакомых нам римских и арабских цифр 10-13 века, что совпадает с появлением первой “китайской цивилизации” – государства Южная Сунь (700-800 лет назад). Повтор китайской манеры – украсть и не сообщить о первоисточнике знаний.

Каким же образом родился миф о многотысячелетней истории Китая?

Оказывается, цифра один может читаться как китайский иероглиф “черта, граница”. Границей в европейском понимании является рождество Христово, от которого идет западное летосчисление. А так как китайцы все присваивают, идет присвоение и иностранных событий и истории.

К примеру, когда первый “китайский” космонавт облетел вокруг Земли? Мы знаем, что первый советский космонавт Юрий Гагарин облетел Землю в 1961 году. По китайски “1” это иероглиф. Поэтому “китайский” космонавт Ха-ха-лин, облетел Землю в 961 году н.э. (или до н.э ?), когда все остальное человечество скакало на конях и сражалось мечами и луками. Вот так сделана вся китайская история, в том числе медицинская.

Да, на территории нынешнего Китая жили разные народы, истребленные китайцами, строившие и создававшие свою культуру, только их достижения не имеют никакого отношения к китайскому мифотворчеству.

Какие же достижения приписываются китайской медицине? Например, иглотерапия. Существуют ли иные системы иглотерапии и сравнимы ли они с китайской? Естественно, существуют, но о них старательно умалчивают.

Например, известна система черчения золотыми, серебряными, медными и железными прутьями по телу человека (много)тысячелетней давности у первоселов русского севера, называемая “жежение” [11]. О копировании не может быть речи, слишком далеко и слишком различна технология.

Система иглоукалывания существует и в тибетской медицине. Только применение ее также отлично. Это не метод лечения, а метод корректировки других методов [4]. Кроме того, китайский вариант очень опасен в смысле передачи инфекций, например, гепатита. Тем более в условиях средневековой китайской антисанитарии (что мы видим по удручающей гигиене нынешних китайских ресторанов). А вот где китайцы позаимствовали (украли) ее, желательно было бы разобраться. Вероятно, просто вариант деградации тибетского метода.

Восточный животный календарь, как сообщил лично автору этого реферата (Дудину С.А.) выдающийся востоковед Пупышев Виктор Николаевич, по тибетским источникам является не тибетским изобретением (порядочность тибетцев существенно выше китайской – тоже могли бы себе приписать), и не китайским, а МОНГОЛЬСКИМ изобретением. (В каком тибетском источнике указана эта информация автору неизвестно, возможно, из фундаментального тибетско-монгольского труда Р. Номтоева “Источник мудрецов” - в то время Пупышев В.Н. занимался его переводом).

  Лекарствоведение “китайской”  медицины также на примитивном  уровне.

Например, в работе [12] собраны переводы рецептов находящиеся в Хранилище Восточных рукописей в г.Улан-Удэ. Если тибетская рецептура имеет теорию, которая описана в [4] и других тибетских рецептурниках и трактатах, каждое лекарство имеет название и число компонентов, то китайские напоминают случайный сбор народных средств – просто перечень под номерами и очень узкий спектр применяемых компонентов.

Может быть, пульсовая диагностика является китайским достижением в медицине? Тем более, во введении к «Чжуд-ши» [4] есть ссылки на трактат якобы китайского происхождения “Сомараджа”. Ничего подобного. В той же книге [4] в оригинальном тексте (глава 26) указаны источники: “в Китае (говорилось) о прижигании и очищении сосудов, в стране Дол (Западный Тибет) о кровопускании, в Тибете об исследовании пульса и мочи”. Хотя нужно отметить, что в пульсовой диагностике существуют несколько различающихся методов [13].

Происхождение тибетской медицины очень хорошо известно – от аюрведической традиции [3,4,14,15]. Многократные диспуты лекарей китайской и тибетской школ перед царями и ханами всегда показывали преимущества тибетской школы. Тибетская медицина развивалась и распространялась одновременно с буддизмом, вбирая в себя иные школы и методы (например, до буддийской религии бон). Первоначально эти медицинские знания сформировали, так называемую “старую” школу, которая одним из царей Тибета – Ландармой (IX в.), была запрещена вместе с буддизмом почти на сто лет. В этот период серьезных гонений на религиозных деятелей и врачей, существенная их часть ушла в Индию  и Китай.

В последствии царь Тисрондецен восстановил буддизм и собрал врачей из сопредельных стран (Индии, Персии, Монголии, Афганистана, Китая, в том числе западной Европы – Галена [15]) фактически объединив и создав “новую” школу. Остатки “старой” школы, вернувшиеся из Китая (и существенно ими искаженные) уже стали восприниматься как “китайская” медицина.

В дальнейшем распространению тибетской медицины в Монголии и затем в России поспособствовал Чингисхан. Выслушав диспуты представителей китайской и тибетской версии буддизма, он принял тибетскую версию, что позволило тибетской медицине вместе с буддизмом поднять уровень медицинских знаний Монголии, а затем в России (нынешней Бурятии, Селенгинский район и Иволгинский дацан).

Кроме того, одна ветвь тибетской медицины пришла напрямую из Тибета и основала медицинскую школу в Агинском дацане Читинской области.

Деятельность высокопрофессиональных врачей тибетской медицины в России достаточно хорошо известна, и еще долго будет совершенно недостижима современной медицине.

К примеру, старший брат Петра Бадмаева (лечившего русского царя и его сына Алексея) Сультим Бадмаев при эпидемии чумы в Иркутской губернии остановил ее, потребовав в помощь только роту солдат для наведения порядка. За что получил звание генерала.

Большое сомнение, что современные врачи без антибиотиков, при наличии бытовых подручных средств и трав смогут повторить описанный подвиг.

В настоящее время тибетская медицина начала распространяться по всему миру. Особенно большие центры открыты в Индии под эгидой Далай-ламы, где его личные врачи ведут прием пациентов. В Китае (и Внутренней Монголии) по политическим соображениям тибетская медицина уничтожается или, в лучше случае, переписывается как “китайская”.

yaneuch.ru

Тибетская культура: Медицина Тибета

Легендами окутана медицина древнего Тибета, близкой к облакам недоступной страны снегов, что испокон веков считалась хранительницей всевозможных чудес и истоком мистики. Нет-нет, да и доходят до нас предания об искусстве восточных целителей, избавляющих от хворей с помощью волшебных трав, молитв, иглоукалывания и массажа.

Что же это за волшебная медицина, утверждающая, что не существует неизлечимых болезней, а есть неизлечимые люди, утверждающие, что можно найти панацею практически от всех болезней?

Тибетскую медицину называют дитем древнеиндийской медицины. И это справедливо, ибо именно древняя Индия является признанным центром науки и культуры Востока. Знаменитый индийский врач-гуру Чарака составил общее учение о медицине, которое легло в основу "Аюрведы " - одной из первых медицинских книг древней Индии.

Тибетская медицина, берущая начало в VII веке нашей эры, объединила в себе знания древних цивилизаций и все самое лучшее из восточной народной медицины. Из китайских источников, к примеру, были позаимствованы знания о некоторых лекарственных средствах природного происхождения, способах их обработки, некоторых видах лечебного массажа, упражнений, иглотерапии. Огромные объемы уникальных знаний, добытых вековым опытом борьбы людей за жизнь, были обобщены в целостную систему и изложены в главном практическом пособии по тибетской медицине - трактате "Чжуд-ши".

Чем же отличается эта таинственная медицина от современной? В тибетской медицине не существует понятия болезни, так как больным считается все тело, которое рассматривается как неделимое целое. Если тело обратившегося за помощью человека находится в патологическом состоянии, то тибетский целитель стремится, в первую очередь, привести его в равновесие, нормализовать внутренний гомеостаз, восстановить потенциал нервной системы.

Тибетские целители считают, что для нормального функционирования организма необходимо присутствие в нем жизненной энергии "ци". Эта энергия вырабатывается из составляющих космической и земной жизни, в результате естественных процессов дыхания и еды. Она образуется в легких и оттуда переходит в меридианы (каналы). В состоянии устойчивого равновесия энергия циркулирует по этим меридианам на поверхности и внутри организма.

Основные меридианы пересекаются в жизненных центрах - чакрах (в переводе - цветок).Состояние жизни и смерти, по мнению тибетской медицины, тесно связано с циркуляцией, накоплением и утратой "ци ". Именно то, что современный человек не умеет получать "ци " из воздуха (космоса), природы (лес, горы), пищи и воды, является причиной его недугов. "Человек имеющий "ци " цветет, а теряющий ее погибает ", - утверждает древняя тибетская мудрость.

Жизнь каждого человека должна и, может быть долгой и счастливой, а значит - здоровой.

К такому выводу тибетские мудрецы пришли еще в глубокой древности. Мы же, утратив знания древних цивилизаций, постигаем эту истину с трудом, хотя даже современная наука утверждает, что продолжительность жизни человека как биологического вида составляет не менее 154 лет.

В процессе своей жизни человек должен пройти 22 этапа, каждый из которых длится  семь лет. Именно через такой срок изменяются все психофизические параметры человека. Так, в 7 лет у ребенка выпадают молочные зубы, к 14 годам происходит половое созревание, 21-22 года - возраст физической зрелости - самое хорошее время для зачатия и рождения детей.С давних времен люди пытаются увеличить продолжительность жизни, даже в старческом возрасте сохранить здоровье и способность к труду.

Отдалить наступление старости - значит расширить диапазон активной деятельности наиболее мудрых и опытных людей, преумножить мудрость народа. К сожалению, все мы сокращаем свою жизнь - каждый по-своему. Если вы разумный человек, то поймете, что ваше благополучие и здоровье в ваших руках. Помните, все зависит только от вас.

tibetcult.blogspot.com


Смотрите также