Фаянс древнего египта. Керамика Древнеегипетского искусства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Украшения из египетского фаянса. Фаянс древнего египта


История керамики : Керамика Древнеегипетского искусства

В Древнеегипетском искусстве для нашего современного сознания заключено нечто парадоксальное.

Найденное в могилах, созданное главным образом для нужд заупокойного культа, оно в то же время поразительно живое: пожалуй, чем-то более живое и непосредственное в своем отношении к отдельным подробностям и проявлениям жизни, гораздо более бережно воспроизводящее крупицы жизненно неповторимого, чем искусство античной Греции с его высокой эстетической нормативностью.

Несмотря на строгие иконографические каноны, неизменно повторяющиеся приемы изображения фигур, произведения древнеегипетского искусства не кажутся современному зрителю нормативными..

египет

Статуэтка гиппопотама

Из собрания В. Голенищева. Среднее царство, начало II тысячелетия до н. э.

Фаянс белый с росписью.

Высота 3, 7 см

Может быть, потому, что для нас понятие эстетической нормы ассоциируется с образами классического искусства, античного или ренессансного, с обязательным требованием единой точки зрения на изображаемое.

Непривычное соединение фаса и профиля в египетских рельефах и росписях, геометричность трехмерных скульптур, постоянно тяготеющих к формам куба или параллелепипеда — именно в силу своей очевидной условности, своей непохожести на приемы античной и европейской пластики воспринимаются нами не как норма, но как отклонение от нее. Больше того, условные позы, условная манера изображения заставляют по-особому остро переживать прелесть деталей, создающих едва уловимые нюансы. Особенно руки — с длинными, нервными и чуткими пальцами.

египетМагическая статуэтка женщины

Из собрания В. Голенищева.

Среднее царство, начало II тысячелетия до н. э.Фаянс синий.

Высота 12, 1 см

Изображение рук — это особая тема в египетском искусстве, существующая в бесконечном множестве вариаций. Даже один и тот же ритуальный жест — например заломленные руки плачущих — в каждом случае другой, особый, потому что по-другому, по-особому трактованы пальцы.

А как часто изображали египетские художники мотив прикосновения, касания, и сколько личного, почти интимного заключено в этих жестах — именно в жестах, потому что сами руки безличны, словно это одни и те же руки одного и того же человека.

Личный жест безличных рук — это, пожалуй, одна из самых поражающих особенностей египетского искусства.

В египетском искусстве человек всегда по-разному трогает, берет, держит предметы, по-разному несет их. По-разному, но всегда старательно, бережно, почти благоговейно — что бы это ни было: жезл или простой посох, цветок лотоса или корзина, драгоценный сосуд или рабочий инструмент.

египетСосуд для благовоний в форме ежа

Из собрания В. Голенищева. VII век до н. э.

Фаянс.

Высота 5, 5 см

Человек существует в мире, наполненном вещами, их много, и они разнообразны, они образуют особую среду, им самим созданную и с ним неразрывно связанную.

В какой бы ситуации ни выступал изображенный персонаж, он всегда окружен предметами, весь мир его опредмечен, предметно даже его письмо.

Иероглифы, покрывающие фоны рельефов и росписей, часто расположенные на самих фигурах, состоят из десятков, сотен изображенных вещей, это своеобразные натюрморты.

Древнеегипетский человек предстает в искусстве, окруженный ореолом вещей, они словно постоянно стоят перед его мысленным и физическим взором.

египетУшебти царя Пейнеджема II и царя Пейнеджема II

Из собрания В. Голенищева. Поздний период, XXI династия, XI век до н. э.

Фаянс синий. Высота 11см, высота 17 см

И это тоже не вяжется с нашими представлениями о классической норме, воплощенной в образе героя в искусстве античной Греции, который, как правило, выключен из предметной среды и существует как бы наедине с землей и небом. Но ведь именно этот мир, переполненный вещами, делает для нас живыми египетские изображения, потому что существование среди вещей ассоциируется у современного человека с жизнью реальной, земной.

В египетском искусстве очень много вещей, изображенных на рельефах, росписях, в скульптуре, и вещей реальных, сделанных древними мастерами.

Большинство этих предметов, самых разных по назначению, настолько вещны и функциональны, что посетителю музея зачастую трудно отнестись к ним только как к памятникам материальной культуры далекого прошлого.

египетУшебти с именами Хонсу и жреца Мина-Хата

Из собрания В. Голенищева. Новое царство, середина II тысячелетия до н. э.

Глина раскрашенная. Высота 17, 3 см и 18 см

Хронологическая дистанция исчезает, предмет, изготовленный людьми в незапамятные времена, кажется по-современному красивым, по-современному простым и удобным. И мы отказываемся верить, что все это создано для того, чтобы быть скрытым в могилах, нам начинает казаться, что связь египетского искусства с заупокойным культом преувеличена учеными.

Но не менее вероятно и другое: что наше отношение к вещи, как и наше восприятие живого, индивидуального и неповторимого, совсем иное, чем в Древнем Египте, и самое употребление этих категорий в применении к египетскому искусству хотя и помогает нам понять и объяснить его, все же приводит к неизбежной модернизации.

Беспокоящее ощущение жизни, заключенное в древних египетских статуях, имело совсем иной источник, нежели в реалистическом искусстве нового времени, и исходило из совсем иных критериев сходства.

египетСосуд для вина с изображением носителей даров

Из собрания В. Голенищева.

Новое царство, XVIII династия, период Амарны, XIV век до н. э.

Глина раскрашенная. Высота 50 см, диаметр тулова 75см, диаметр горла 9см

Лица египетских статуй в сущности столь же каноничны, как и их позы, в основе их лежит как бы один собирательный образ, одно портретное лицо. И на это общее, внеиндивидуальное, каноническое лицо, являющееся воплощением неизменного, вечного, проецируются щемящее-неповторимые черточки, присущие лишь данному человеческому существу.

Острее всего эти нюансы портретно-индивидуального можно найти в строении губ, в их необщем выражении, иногда в постановке головы, линиях подбородка, шеи. Для современного зрителя достаточно и этих черт тревожаще-живого, чтобы воспринять египетскую голову как портретную.

Для египтянина — это был способ приобщить к вечности преходящее, конечное существование, продлить жизнь человека за пределы положенного ему земного срока.

египетСосуд для благовония с изображением летящей утки

Из собрания В. Голенищева.Новое царство, XVIII династия, период Амарны, XIV век до н. э.

Фаянс расписной.

Высота сосуда 14, 5 см

Портретность египетских портретов — это тоже в значительной степени историческая условность. В этих лицах, порой производящих впечатление столь похожих и понятных, многое еще связано с примитивно-магическими представлениями.

Каждое подлинное произведение искусства подобно чудесному зеркалу, в которое смотрит одно поколение за другим и видит не только некогда отразившееся в нем прошлое, но и лик своего времени, свои собственные черты.

египетСосуд для благовония с изображением лепестков лотоса

Из собрания В. Голенищева.Новое царство, XVIII династия, период Амарны, XIV век до н. э.

Фаянс расписной.

Высота сосуда 13 см

Искусство продолжает оставаться живым в той мере, в какой эти черты современного в нем проступают, в противном случае, оно перестает существовать как искусство и сохраняет лишь культурно-исторический или археологический интерес.

Так было и с искусством Древнего Египта: в XIX и в первые десятилетия XX столетия оно интересовало преимущественно археологов и филологов, в нем видели памятники древности, вещественные иллюстрации древней истории, по нему изучали религию египтян, их погребальные обряды.

Однообразные позы египетских статуй объясняли как ритуальный мотив предстоящая умершего перед богом. Несомненно, это так. Но для нашего современника египетские памятники перестали быть только археологией, они стали искусством, то есть заговорили как живые с живыми.

Нас не может не волновать в этих образах их поразительная внутренняя напряженность и собранность, невиданная концентрация воли, вылившаяся в бесконечно длящееся напряжение  с росписью изображена ладья.египет

Из собрания В. Голенищева.

Глина. Высота сосуда 11, 5 см

Это — образ вечного существования перед лицом самого главного, непреходящего, перед лицом сущего.

И не может не вызвать уважения присущая древним огромная внутренняя дисциплина, позволившая им заключить в столь простые, строгие и экономные формы столь интенсивную душевную активность, свести к единой системе и закодировать самые, казалось бы, частные, самые неповторяющиеся моменты.

Не только подробности трудовых процессов, но и проявления чувств: ласковый жест руки, поцелуй — все приобрело четкость и выразительность знака. Каковы бы ни были причины, породившие такую высокую степень сосредоточенности, она не может не найти отклика в душе современного зрителя.

Вступительная статья И. Даниловой из альбома « Египетское искусство в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина», P.S.

На данный момент ни одного комментария не добавлено, будьте первым!

www.iterra.org.ua

Украшения из египетского фаянса | Открытая Археология

Бусы и подвески из так называемого «египетского фаянса» — своеобразная группа украшений, широко распространенных у населения Крыма античного времени, преимущественно первых веков н.э. Эти изделия сделаны из стекловидного материала, чаще всего бирюзового цвета, хотя иногда встречаются изделия желтого и фиолетового цветов. Материал этот непрозрачный и совершенно не похож на стекло – ни древнее, ни, тем более, современное.

Название «фаянс» происходит от итальянского города Фаенса, где в XV – XVI вв. было налажено производство особого вида глазури, основу которой составляла каолиновая глина. В древних же фаянсах нет никакой керамической основы, но в специальной литературе по стеклоделию фаянсами стали называть материал, предшествовавший получению стекла. Он был непрозрачный и изготавливался из смеси кремнезема (песка) и щелочи (сода или золы), т.е. так же, как и само стекло. Но соотношение составляющих различно – в фаянсе щелочей 1-6%, а в стекле – 20-30%. Столь же условно и название «египетский», связанное с предположением, что фаянс был изобретен фаянс_11.jpg

в Египте. Но в настоящее время ученые больше склоняются к гипотезе о том, что первые фаянсовые изделия появляются в Месопотамии в 5 тыс. до н.э., и только в конце 4 тыс. до н.э. это производство наладилось на берегах Нила.

Первые образцы, считающиеся примером осознанного использования «египетского фаянса» в Древнем Египте, найдены в слоях, относящихся к эпохе Раннего Царства. Об этих находках подробно рассказывает основоположник египтологии В. М. Флиндерс-Петри. В качестве примера он приводит не только бусины, но и фигурки животных, а также фрагмент вазы, покрытой зелёной глазурью, на которой читается имя первого египетского фараона – Мены. С этим фараоном связано объединение Верхнего и Нижнего Египта. Такое важное историческое событие точно определяет время появления вазы с зелёной глазурью – конец IV тысячелетия до н. э.

Но вернемся в Крым. В Северное Причерноморье фаянс-2.jpg

первые изделия из фаянса начали поступать в конце VI – начале V в. до н.э. Все ранние находки связаны с Ольвией – греческим полисом, расположенным на побережье Днепро-Бугского лимана, на юге современной Украины. По всей видимости, эти предметы производились в Навкратисе, городе на севере Египта, где в это время работала крупная стекольно-керамическая мастерская. В V в. до н.э. приток украшений на северные берега Понта останавливается, что, вероятно, было связано с персидским завоеванием Египта и прекращением производства фаянсов в Навкратисе. Новая волна импорта фаянсовых изделий началась в III в. до н.э. и продолжалась почти шесть столетий, до III в. н.э. Но эти предметы по форме и структуре материала существенно отличаются от ранних. Место их производства до сих пор не определено. Некоторые исследователи полагают, что мастерские по изготовлению фаянсовых украшений на рубеже эр располагались где-то на северном побережье Черного моря.

Период массового распространения бус и подвесок из египетского фаянса приходится на I – II вв. н.э. В это время они встречаются на обширных территориях от Урала до Днестра, иногда фаянсовые изделия находят и в фаянс-8.jpgКазахстане, Индии и центральной Европе. Но особенная концентрация таких артефактов отмечается в Крыму, Прикубанье, на Нижнем Дону. Этому факту есть простое объяснение – к жителям этих областей украшения поступали из античных центров – Пантикапея, Херсонеса, Танаиса и других греческих городов, расположенных на северном и восточном берегах Черного моря. И чем дальше от развитых греческих полисов — тем меньше фаянсовых находок.

Предгорный Крым, на территории которого обитали так называемые варвары – поздние скифы и сарматы, – был для греческих купцов, по всей видимости, стабильным рынком сбыта украшений из фаянса. В этом регионе количество таких изделий исчисляется тысячами. Особенно многочисленным был фаянсовый бисер, который, вероятно, продавался на вес и был доступен даже небогатым людям. Местные женщины любили расшивать им свою одежду. Не менее востребованными были фигурные украшения из фаянса, которые, вероятно, помимо декоративной функции, выполняли роль оберегов. В крымских погребениях I – III вв. н.э. обычной находкой являются разнообразные подвески в виде жука-скарабея, лежащего на подставке льва, черепахи, алтарика, амфоры, виноградной грозди или кукиша. Иногда встречаются антропоморфные фигурки, изображавшие египетских богов.  Чаще всего такие амулеты сопровождали детские погребения и, вероятно, были призваны оберегать детей в земной и загробной жизни. Фаянсовые фигурки входили в небольшие ожерелья, состоявшие из разнообразных бус и подвесок, или носились в подвешенном к поясу кожаном мешочке вместе с другими амулетами.костюм.jpg

Фигурные фаянсовые подвески передают преимущественно египетские сюжеты и изображения тех культов, которые возникли при слиянии двух больших культур – античной и египетской. Изображения Беса, Гарпократа, сфинкса, младенца Гора, многочисленные скарабеи, лягушки получили широкое распространение в искусстве античного Египта. Бес почитался египтянами как бог веселья, домашнего очага, игр, танцев, покровитель, детей и материнства, известна ипостась Беса как бога-воителя. Скарабей считался символом возрождения, в Египте изделия в форме скарабеев служии личными печатями, на которых с помощью иероглифов вырезали имя владельца. В виноградных гроздях одни исследователи рассматривают символ женского начала, другие связывают их с культом Диониса. Однако древние жители Крыма, так же как и их современники из других регионов Северного Причерноморья, вряд ли понимали смысл этих изображений. Скорее всего, приобретенные предметы, представлявшие для варваров определенную эстетическую ценность, наделялись каким-то местным, понятным для скифов и сарматов идеологическим содержанием. Каким – загадка, отгадать которую исследователям XXI века вряд ли удастся.  

Бурные события III в. н.э., связанные с приходом в Крым нового населения — германцев с севера и алан с востока — внесли серьезные изменения в традиционный уклад местных жителей. Прерываются веками существовавшие торговые связи, прекращается поступление в центральные районы полуострова привычных товаров, в том числе и фаянсовых украшений. "Мода" на них, продержавшись не менее трех веков, постепенно исчезает к середине III столетия. В погребениях IV в. изделия из египетского фаянса встречаются уже довольно редко. В основном это единичные крупные бусы, реже — немногочисленный бисер. Исчезают из обихода и фаянсовые амулеты. Самый поздний в Крыму экземпляр — небольшой жук-скарабей, найденный в могильнике Дружное в погребении второй половины III в. н.э., — возможно, перешел к своему владельцу по наследству и в качестве раритета был помещен в могилу вместе с умершим.

xn--80aajhqhktebqcvc2c9e6cj.xn--p1ai

Технология фаянса в раннем Древнем Египте. - Сергей Алданов

" В додинастический период появляются предметы из толченого кварца,  покрытые глазурью. Возможно, что кварц для связывания частиц нагревали с небольшим количеством соды или соли. Именно эта глазурованная кварцевая масса и называется египетским фаянсом, производство которого уже в очень раннюю эпоху приобрело большое значение и достигло высокой степени развития". А. Лукас "Материалы и ремесленные произоводства Древнего Египта".

Да, так говорится, но, собственно, а когда оно, это высокое развитие, произошло? В какой конкретный срок?

Ранние образчики фаянса – это в основном бусы. И не слишком высокого качества. По Лукасу самый ранний фаянс не был еще настоящим фаянсом, фаянсовая фритта появилась по его мнению позже.

Я приводил в пример сетчатое платье, сделанное из фаянсовых дисков и трубочек - 2551-2528 BC

Это уже определенно большой прогресс.

Несколько раньше появились крупные фаянсовые предметы

Peribsen_Mehen

Доска для игры  в змею Мехена из зеленого фаянса, гробница фараона Сета-Перибсена, 2660–2650+25

И  вот еще один пример работы с фаянсом:

{C}{C}{C}{C}

фаянсовая плитка 3 династии

Фаянсовая облицовочная плитка Период третьей династии, правление фараона Джосера, Саккара 2592–2566 В его ступенчатой пирамиде было найдено примерно 36 000 таких плиток, окрашенных окислами меди - вероятно, исходно к смеси добавлялся малахит.

The Fitzwilliam Museum : Egyptian Galleries - Faience Wall Tiles)

облицовкаВид облицовки в пирамиде - Detail Limestone and Faience molding around relief, Step Pyramid, Sakkara. 3rd Dy., n.d. Brooklyn Museum Archives

Для того, чтобы применить плитку, пришлось создать и способ ее крепления (гипс). Для массовой партии была придумана и какая-то технология получения стандартных размеров плитки.

То есть переворот в технологии фаянса произошел в период 2700-2500 гг. - вместе с развитием идеи строительства пирамиды.

aldanov.livejournal.com

7.Фаянс Древнего Египта.

В додинастический период появляются предметы из толченого кварца,  покрытого

стекловидной поливой (глазурью). Возможно, что кварц для связывания частиц нагревали с небольшим количеством соды или соли. Вещество основы всегда имеет зернистую структуру, оно бывает белого или почти белого цвета, но иногда имеет коричневатый, серый или желтоватый, а изредка чуть голубоватый или зеленоватый оттенок. Именно эта глазурованная кварцевая масса и называется египетским фаянсом, производство которого уже в очень раннюю эпоху приобрело большое значение и достигло высокой степени развития. Полив- состав для покрытия изделий, образующий при обжиге стеклообразный сплав; то же, что и глазурь. Цвета – синий, зелёный, кирпично-красный, редко белый, фиолетовый. В основном глазурь содержала силикат натрия-кальция, силикат калия-кальция. Изделия создавались из кремниевой пасты. В сыром состоянии её формовали, придавая приблизительные очертания, а после высыхания доделывали. Статуи и крупные предметы изготавливались от руки или по частям, перед глазурованием собирались и склеивались с помощью кремнистой пасты. Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на который слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса, глазурь же наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии. Большая часть мелких кувшинов сделана на болванках. Некоторые носят следы выдалбливания, как будто они были первоначально вылеплены сплошными, а потом выдолблены внутри, пока материал был еще во влажном состоянии. Некоторые фаянсовые изделия изготовлялись в формах. ВIдинастии (древнее царство) появляется гончарный круг и тонкие чаши, более крупные кувшины изготавливаются с помощью него.

Глазурованные гончарные изделия рассматриваются в теме фаянса лишь в связи с применением для покрытия силикатной керамики (изредка и в поздний период), характерной для фаянса щелочной или свинцовой пливы. Состав глин: водный силикат алюминия, водный силикат железа, карбонат калия, гумус (солома - если глина жидкая, навоз). В производстве глазурованной керамики ангобом называется тонкий слой светлой глины, которым иногда покрывают изделие до нанесения глазури с целью замаскировать цвет основы, чтобы он не влиял на оттенок глазури, или для лучшей связи глазури с покрываемой поверхностью. В последнем случае ангоб должен содержать большой процент кремнезема. Таким образом, назначение ангоба в значительной степени соответствует назначению дополнительного слоя в фаянсовых изделиях. Ангоб: глина + вода 500-6000С. Цвета: коричневый, черный, серый, красный, желтый. Для изготовления изделий добавлялифлюс(добавка понижающая температуру плавления, способствует стеклообразованию.Материал использовали, для создания бусин, плитки, статуэток, галантерейных изделий.

Также делали изделия из кальцита (гидротированный силикат натрия) и стеатита (плотная форма талька и состоит из гидратированного силиката магния, порошок, поддающийся формовке от руки), которые не обжигали.

studfiles.net

Фаянс

Египетский фаянс — это стекловидное вещество, изготовленное экспертами древнего Египта. Этот процесс был впервые разработан в Месопотамии, сначала на Ура, а затем в Вавилоне, с существенными результатами, но производство фаянса достигло своего высокого качества и количества в Египте. Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон, которые были настолько искусны в изготовлении стекла, что, как считается, они изобрели этот процесс. Египтяне взяли финикийскую технику и улучшили ее, создав произведения искусства, которые все еще интригуют и очаровывают людей в наши дни.

Фаянс производили измельчением кварца или кристаллов песка вместе с различными количествами натрия, калия, кальция, магния и оксида меди. Полученное вещество было сформировано в любую желаемую форму, независимо от того, нагревались ли амулет, шарики, вырезка или фигурка, а затем куски. Во время нагревания кусочки будут затвердеть и развить яркий цвет, который затем был бы оштукатурен. Считается, что египетские ремесленники усовершенствовали фаянс, пытаясь имитировать бирюзу и другие трудно найти камни драгоценных камней. Силикаты кальция в смеси отвечали за яркие цвета и стеклянную отделку.

Среди самых известных фаянсовых скульптур — голубой бегемот, широко известный как «Уильям», в настоящее время экспонируется в Музее искусств Метрополитен в Манхэттене, штат Нью-Йорк, США. Эта часть была одной из пары, найденной в шахте гробницы стюарда Сенби II, который служил под сенсуретом I (1971-1926 гг. до н. э.) или Сенушрет II (примерно 1897-1878 гг. до н. э.), оба из 12-й династии от Ближнего Королевства.

Фигура была сформирована из фаянса и окрашена речными и болотными растениями, представляющими естественную среду обитания бегемота. Затем наклеивали медь, известняк и оксид кварца по всему рисунку, который при нагревании превращал его в ярко-синий цвет. Бегемот считался чрезвычайно опасным животным древних египтян и иногда включался в тяжелые предметы (будь то скульптура, амулет или как надпись) для защиты умершего в загробной жизни. Однако душа мертвого человека также нуждалась в защите от своего защитного гиппопотама, и для этого нужно было сделать какое-то условие. В случае с «Уильямом» Бегемот три его ноги были целенаправленно разбиты после того, как статуя была завершена, поэтому он не сможет бежать за Сэнби II в загробную жизнь и причинить ему вред.

Помимо скульптуры, египтяне использовали фаянс для изготовления ювелирных изделий (кольца, амулеты, ожерелья), а также для скарабеев, для создания доски и предметов для игры Sennet, для мебели и даже для чаш и чашек. Среди наиболее популярных предметов, сделанных из фаянса, были куклы Шабти, которые были помещены в гробницы мертвых. Шабти была фигурой, иногда созданной по подобию покойного, который мог бы занять место мертвого человека в общинных рабочих проектах, назначенных богом Осирисом, в послевоенную жизнь Полевых тростников.

Бедные из Египта, если бы они могли даже позволить себе куклу Шабти, сделанную из дерева, а более богатые и дворяне командовали Шабти фаянса. Считалось, что цвета фаянса (как и в случае с цветом) имеют особый символизм. Синий представлял собой рождаемость, жизнь, реку Нил на земле и послезавтра, зеленый символизировал добро и возрождение в области тростника, красный использовался для жизнеспособности и энергии, а также как защита от зла, черный представлял собой смерть и распад но и жизнь и возрождение, а белый символизирует чистоту. Цвета, которые можно увидеть на куклах Шабти, и в другом фаянсе, имеют очень специфический смысл и объединяются, чтобы обеспечить защитную энергию для владельца объекта.

Египетское слово для фаянса было tjehenet, что означает «мерцание» или «сияние», и считается, что фаянс отражает свет бессмертия. Так близко был фаянс, связанный с египетской послеобеденной жизнью, что плитки для камерных стен гробниц были сделаны из фаянса, как это было видно на гробнице короля Джосера в Саккаре и, как ни странно, в гробнице Тутанхамума, где более ста предметов были полностью или частично из фаянса.

Самые ранние свидетельства фаянсовой мастерской были обнаружены в Абидосе и датированы 5500 г. до н. э.. Семинар состоит из ряда круглых ям, очевидно остатков печей, с облицовкой кирпича и всех огненных огней. Слои древней золы в ямах свидетельствуют о непрерывном использовании на протяжении многих лет. Также были обнаружены небольшие глиняные шарики, и считается, что они, возможно, использовались в качестве поверхности, на которой факельные шарики были обжиганы в печах. Имена фаянсовых мастеров теряются в истории, за исключением одного человека, Рехамуна, который был известен как «Создатель волшебства Амона», а другой известный как Дебени, надзиратель фаянсовых рабочих. Из других мастеров в фаянсе, и их должно было быть много, ничего не известно.

demon-angel.ru

Технология фаянса в раннем Древнем Египте

Оригинал взят у aldanov в Технология фаянса в раннем Древнем Египте.

" В додинастический период появляются предметы из толченого кварца,  покрытые глазурью. Возможно, что кварц для связывания частиц нагревали с небольшим количеством соды или соли. Именно эта глазурованная кварцевая масса и называется египетским фаянсом, производство которого уже в очень раннюю эпоху приобрело большое значение и достигло высокой степени развития". А. Лукас "Материалы и ремесленные произоводства Древнего Египта".

Да, так говорится, но, собственно, а когда оно, это высокое развитие, произошло? В какой конкретный срок?

Ранние образчики фаянса – это в основном бусы. И не слишком высокого качества. По Лукасу самый ранний фаянс не был еще настоящим фаянсом, фаянсовая фритта появилась по его мнению позже.

Я приводил в пример сетчатое платье, сделанное из фаянсовых дисков и трубочек - 2551-2528 BC

Это уже определенно большой прогресс.

Несколько раньше появились крупные фаянсовые предметы

Peribsen_Mehen

Доска для игры  в змею Мехена из зеленого фаянса, гробница фараона Сета-Перибсена, 2660–2650+25

И  вот еще один пример работы с фаянсом:

фаянсовая плитка 3 династии

Фаянсовая облицовочная плитка Период третьей династии, правление фараона Джосера, Саккара 2592–2566 В его ступенчатой пирамиде было найдено примерно 36 000 таких плиток, окрашенных окислами меди - вероятно, исходно к смеси добавлялся малахит.

The Fitzwilliam Museum : Egyptian Galleries - Faience Wall Tiles)

облицовкаВид облицовки в пирамиде - Detail Limestone and Faience molding around relief, Step Pyramid, Sakkara. 3rd Dy., n.d. Brooklyn Museum Archives

Для того, чтобы применить плитку, пришлось создать и способ ее крепления (гипс). Для массовой партии была придумана и какая-то технология получения стандартных размеров плитки.

То есть переворот в технологии фаянса произошел в период 2700-2500 гг. - вместе с развитием идеи строительства пирамиды.

ornament-i-stil.livejournal.com

В. Фаянс

Производство древнего Египта

Под «египетским фаянсом» подразумеваются изделия из глазурованной кварцевой фритты (толченого кварца). Термин «глазурованные силикатные изделия», предложенный Бертоном[3456], слишком расплывчат, так как он должен охватывать и глазурованную силикатную керамику. Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига. Употребляемый иногда термин «глазурь» в данном случае также непригоден; назвать глазурованный предмет «глазурью» так же нелепо, как лакированную вещь — «лаком». Мы различаем обыкновенный фаянс и ряд вариантов. Перейдем к их описанию.

Обыкновенный фаянс

Типичный египетский фаянс состоит из вещества основы (сердцевины), покрытого стекловидной щелочной [254] глазурью. Он изготовлялся с додинастического периода[3457] до XIV века н. э.[3458].

Вещество основы

Вещество основы всегда имеет зернистую структуру; обычно оно рыхло или даже очень рыхло, хотя иногда бывает твердым; в большинстве случаев оно состоит из очень мелких частиц, но иногда — из сравнительно крупных. Чаще оно бывает белого или почти белого цвета, но иногда имеет коричневатый, серый или желтоватый, а изредка чуть голубоватый или зеленоватый оттенок[3459].

Были исследованы сотни, а возможно, и тысячи образцов обыкновенного фаянса, но нет никакого смысла приводить подробные описания всех анализов, хотя стоит, пожалуй, остановиться на цвете вещества основы некоторых образцов. Ниже я привожу данные по сорока одному образцу эпохи I и II династий. Эти образцы находятся в Каирском музее и представляют некоторый интерес, поскольку они относятся к сравнительно раннему периоду в истории применения этого материала:

Цвет вещества основы

Количество образцов

%

Очень белый

8

20

Серый

3

7

Слегка желтоватый

11

27

От светло - до темно-коричневого1

19

46

41

100

1 Судя по цвету, материалом служил толченый песок или песчаник.

В некоторых маленьких синих изразцах из ступенчатой пирамиды в Саккара и

Прилегающей к ней большой [255] гробницы (III династия) материал основы был очень

Чистого белого цвета; несколько плиток от мозаики из дворца в Эль-Амарне

(XVIII династия) имеют белую сердцевину крупнозернистой структуры. У образцов Х1Х-ХХ

12

Династий из Кантира сердцевина крупнозернистая, коричневого цвета. Из восемнадцати образцов греко-римской эпохи, найденных в Фаюме, у двенадцати сердцевина белая или почти белая, у пяти — коричневая, а у одного — серая. Четыре образца фаянса мусульманского периода имеют очень белую сердцевину.

Материал основы, как мелко- так и крупнозернистый, при рассмотрении под микроскопом оказывается состоящим из острых, угловатых зерен кварца без какой-либо видимой примеси других веществ.

Лишь очень немногие результаты химических анализов этого вещества опубликованы, но и среди них далеко не все удовлетворительны, поскольку в них не приводятся даты исследованных образцов и в ряде случаев исследовался не обыкновенный фаянс, а тот или иной из его вариантов[3460].

Материалом для белой основы могут служить только три вещества: толченый кварц, толченый торный хрусталь и толченая белая кварцевая галька. Из всех трех путем тщательного размалывания мне удалось получить материал, фактически ничем не отличающийся от древнего. Во всяком случае, известен один специалист по подделке древнеегипетского фаянса, который пользуется как толченой кварцевой породой, так и толченым горным хрусталем.

Что же касается коричневой, серой и желтоватой сердцевины, то, вероятно, в этих случаях был использован толченый песок, песчаник или кремень; окраска же является следствием естественных примесей в этих веществах.

Глазурь

Глазурь применялась чаще всего синяя, зеленая или зеленовато-синяя, но иногда фиолетовая, белая, желтая и двуцветная или многоцветная[3461]. Это так называемая [256] щелочная глазурь, состоящая из стекла. По химическому составу это в основном силикат натрия-кальция, силикат калия-кальция без всяких следов свинца[3462]. Следует отметить только два опубликованных анализа глазури, настолько полных и подробных, что можно не сомневаться в том, что исследованное вещество было действительно обыкновенным фаянсом[3463].

Из результатов анализов ясно, во-первых, что глазурь является стеклом того же состава, что и древнее стекло, но процент извести (окиси кальция) в ней ниже, а окиси кремния — выше, чем в древнем стекле, и, во-вторых, что цвет глазури, так же как и в большинстве случаев цвет стекла, объясняется присутствием какого-то соединения меди. Большое количество поташа и малое — соды в одном из образчиков показывает, что употребленной в данном случае щелочью была не природная сода, а какая-то растительная зола.

Частичный анализ синей глазури на додинастической бусине из шерта, произведенный Гербертом Джексоном для Горация Бека, показал, что глазурь в основном состояла из силиката натрия лишь со следами кальция и что она была окрашена каким-то соединением меди[3464]. Поскольку в этом случае в качестве щелочи была использована сода, это, очевидно, была либо природная сода, либо зола, образующаяся при сжигании особых видов растений, произрастающих близ соленых вод[3465].

Броньяр пишет[3466], что глазурь египетского фаянса была исследована Бюисоном, Лораном, Малагути и Сальвета и что она состоит из кремнезема и соды, окрашенных соединением меди. Франше подтверждает[3467], что глазурь представляет собою соединение кремнезема и соды. [257]

Формование

Далее следует рассмотреть вопрос о том, как же такому непластичному материалу, как толченый кварц, придавали определенную форму. Предположение Бертона[3468] о том, что фаянсовые изделия вырезывались из песчаника, неприемлемо по многим причинам. Вот основные из этих причин: во-первых, зернообразные частицы применявшегося вещества не имеют естественно округлой формы, характерной для песчаника; они острые и угловатые, что свидетельствует об искусственном дроблении материала; во-вторых, в природе не существует такого чисто белого песчаника, и, наконец, вещество, из которого состоит сердцевина фаянса, настолько рыхло, что оно совершенно непригодно в качестве материала для резьбы. Вопрос был частично разрешен в результате находки очень большого количества краснокерамиковых форм, хотя все они относятся ко времени не раньше XVIII династии. Петри привез из Эль-Амарны около пяти тысяч таких форм, предварительно отбросив большое количество наиболее грубых экземпляров[3469]. Уинлок упоминает «сотни форм для бус, подвесок и колец» из мастерских на территории дворца Аменхотепа III[3470]. Махмуд Хамза собрал в Кантире «около десяти тысяч форм» эпохи ХЕХ-ХХ династий, «на большей

23

Части которых остались следы краски и пасты, применявшихся в процессе производства» . «Сотни форм для изготовления скарабеев, экспортировавшихся в Грецию, были найдены в Навкратисе»[3471] «Такие же формы были обнаружены во многих других местах —

В Мемфисе, Фивах, Гуробе и т. д.»[3472]. Описывая эти формы, Петри говорит[3473]: «В некоторых из них сохранились остатки кремнистой пасты, которой они были [258] заполнены, когда их выбросили». Большая часть этих форм предназначалась для мелких изделий — украшений, подвесок и скарабеев, но имеются также и более крупные формы для изготовления ушебти и других фигур. Все найденные формы были открытыми или односторонними, то есть они предназначались только для одной (лицевой) стороны изделия. Петри пишет[3474], что «пасте придавали в форме приблизительный объем и очертания будущего изделия, а когда заготовка высыхала, отдельные детали доделывались при помощи какого-то заостренного инструмента» и что «крупные предметы изготовлялись по частям; перед глазурованием части собирались и оклеивались при помощи той же пасты». В отношении фаянса из Кантира Хейс говорит, что «статуи и все более крупные изразцы вылепливались от руки, а не формовались... Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на который слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса, глазурь же (...) наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии»[3475]. У некоторых форм края в верхней части пересекаются узким желобком, в который вкладывался кусок толстой медной проволоки. После этого форму заполняли пластичной пастой из толченого кварца, которая накладывалась и поверх проволоки. После обжига проволоку выдергивали; в изделии оставалось сквозное отверстие, которым можно было пользоваться для подвешивания.

Хамза нашел в Кантире кусок такой сильно корродированной проволоки, которая

29

В настоящее время находится в Каирском музее. Эта проволока имеет 8,1 см в длину, диаметр же в нынешнем корродированном состоянии колеблется от 1 до 2 мм. Очевидно, именно эти желобки были приняты Петри за «протоки для выхода излишков материала»[3476]. Однако фаянсовые изделия не всегда изготовлялись в формах. По словам Рейснера[3477], тонкие чаши, более крупные кувшины и некоторые [259] кувшины, найденные в египетской колонии Среднего царства в Керма (Судан), сделаны на гончарном круге; большая часть мелких кувшинов сделана на болванках; несколько грубых кувшинов носят следы выдалбливания, как будто они были первоначально вылеплены сплошными, а потом выдолблены внутри, пока материал был еще во влажном состоянии. Он говорит также, что фигуры и амулеты вылеплены от руки и отделаны при помощи резца или какого-то заостренного орудия и что ни один из этих предметов не был изготовлен в форме. Я позволю себе высказать предположение, что чаши и вазы, в особенности сосуды в форме чайников, служившие для возлияний, могли быть сделаны только на гончарном круге, а не путем формовки, хотя в формах могли быть изготовлены носики и крышки.

Период Династия Приблизительные даты Каменный век Палеолит Не датирован Неолит Конец неолитического периода датируется приблизительно 5000 г. до н. э. Додинастический Бадарийская культура 5000-3400 до н. э. Ранний додинастический Средний …

Для более полного понимания вопроса о ремесленных производствах Древнего Египта и применявшемся в них сырье необходимо хотя бы общее знакомство с историей этой страны. Нужно отчетливо представлять себе и глубокую …

msd.com.ua


Смотрите также