Уникальная архитектура монастырей и храмов Старой Ладоги. Храмы древней ладоги
Монастыри и храмы Старой Ладоги
В XV веке Ладога, как и Новгород, делилась на «концы». Их в описных книгах указано пять: Климентовский, Никольский, Спасский, Богородицкий и Семеновский. Названия, вероятно, связаны с церквами и монастырями, находящимися в этих концах или по соседству с ними. В разное время в Ладоге насчитывалось пять монастырей и восемь церквей.
Сейчас в Старой Ладоге, кроме храмов в самой крепости, осталось еще несколько: Никольский мужской и Свято-Успенский девичий монастыри, Васильевский погост с храмом Василия Кесарийского (на месте Васильевского монастыря) и храм Рождества Ионна Предтечи.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе
На северной окраине села, на Малышевой горе, стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Первое упоминание об этом монастыре встречается в источниках, датированных 1276 годом. Но, к сожалению, постройки того времени до наших дней не дошли. Нынешняя каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи с пределом святой Параскевы Пятницы и колокольней построена в 1695 году на месте своей деревянной предшественницы.
Кроме придела и колокольни, церковь имеет трапезную и паперть. Все это — единый архитектурный комплекс. К монастырю благоволила семья царя Бориса Годунова. На одном из колоколов вылита надпись: «Лето 7112 (1604 год) к Вознесению Господню и Рождеству Иоанна Предтечи на Малышеву гору в Ладогу слито два колоколы при благоверном государе царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси и его благоверной царице великой княгине Марии и при их благородных чадах, царевиче Феодоре, царевне Ксении и преосвященном митрополите Исидоре Великого Новгорода и при настоящем игумене Дионисии».
В ХVI-ХVII веках здесь бурлила жизнь. Малышева гора была местом проведения больших ежегодных ярмарок, начинавшихся в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) и продолжавшихся целую неделю. Но уже в первой половине XVIII века Ладога потеряла былое военно-стратегическое и торговое значение, что, в свою очередь, негативным образом отразилось и на монастыре. В 1764 году Ивановский монастырь, в котором на тот момент жило два человека – иеромонах Тихон и монах Иона, был упразднен, а церковь Рождества стала приходской. Долгие годы Иоанновская церковь была главным храмом Старой Ладоги. Но в советское время её закрыли. Вновь церковь передали прихожанам в 1991 году.
Местная легенда, что Малышева гора, на которой стоит храм Рождества Иоанна Предтечи, освещена самим Андреем Первозванным. Именно здесь, на Малышевой горе, в I веке новой эры поставил святой крест путешествующий среди языческих племен первый ученик Иисуса и один из его двенадцати апостолов, святой Андрей Первозванный.
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов, севернее каменной крепости. Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год.
Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесенной кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений. Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку: это кирпичная ограда с четырьмя башнями и тремя воротами, больничный корпус, трапезная, экипажный сарай, прачечная, келейный дом, корпуса для монахинь. Больничный корпус и домовая Крестовоздвиженская церковь возведены по проектам известного архитектора А. М. Горностаева в 1861-1862 годах.
Главной достопримечательностью монастыря является Успенский собор. Этот самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси был построен предположительно около 1156 года. Собор полностью сохранился. Он имеет длину 18 м, ширину 14 м, а в высоту – более 19 м, он может вместить не один десяток людей. Стены собора расписаны, однако роспись плохо сохранилась. Реставраторы находят обломки фресок не только в самом храме, но и на территории монастыря. Сегодня найдено около 13 тысяч фрагментов стенописи, что составляет почти 35 кв. м. Строителями храма были новгородские мастера, который создали архитектурный шедевр, объединив вокруг себя все постройки Успенского монастыря.
История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. В 1718 году сюда из Суздальского Покровского монастыря была переведена монахиня Елена, которая ранее была известна под именем Евдокии Федоровны Лопухиной, ставшей супругой царя Петра. После смерти Петра в 1725 году она была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Охранял монахиню военный караул. Доступ в обитель был ограничен, а новые постриги не производились вообще. Монахиня Елена проявила себя с лучшей стороны, снискав уважение и сочувствие. В монастыре сохранились остатки липовой аллеи, которую она высадила. Жила она в небольшой бревенчатой келии на берегу речки Грубицы — в отдалении от основных построек монастыря. От пребывания Лопухиной остался двойной деревянный палисад и икона «Троеручица», которую она пожаловала сестрам, ухаживавшим за ней. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок. Следом за ней последовала Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов.
Жертвователями женской обители были известный в России меценат Алексей Романович Томилов, усадьба которого примыкала к монастырю с северной стороны, граф Дмитрий Николаевич Шереметьев, жена императора Александра II Мария Александровна, другие именитые люди.
До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. Монастырское кладбище не сохранилось, последние захоронения были снесены при реставрации Успенского собора. У алтарной части собора была похоронена игумения Евпраксия, ныне могила её утрачена. Справа от алтаря сохранилось лишь надгробие на могиле игумении Дионисии (1799-1895), которая настоятельствовала в обители 39 лет и 7 месяцев.
До 1917 года в Санкт-Петербурге, на углу Петергофского и Нарвского проспектов, было подворье монастыря, с благолепным Успенским храмом.
Староладожский Никольский мужской монастырь
Староладожский Свято-Никольский монастырь находится в 140 км от Санкт-Петербурга. Считается, что его основал князь Александр Ярославович после Невской битвы, прославившей его и русское войско. Обитель посвящена ратникам, погибшим в боях с шведами. Никольский мужской монастырь действует и по сей день.
Монастырь упоминается в летописях с 1499 года. Однако в ходе раскопок 1971-1972 годов под сохранившимся Никольским храмом постройки XVII века были обнаружены остатки собора XII столетия, то есть ещё более раннего времени. В 1611 году в Никольском Староладожском монастыре нашли приют многие валаамские иноки после разрушения шведами Валаамского монастыря. Однако и сам Никольский монастырь был разрушен почти до основания войсками Якоба Делагарди, шведского полководца французского происхождения. Впоследствии монастырь был восстановлен, но уже не в таком величии, как ранее.
В 1747 году в обители побывала императрица Елизавета Петровна с наследником престола великим князем Петром Феодоровичем и с супругой его великой княгиней Екатериной Алексеевной. А в 1771 году, во время царствования Екатерины II, обитель была. В начале XIX века жители Старой Ладоги обратились с ходатайством к Санкт-Петербургскому митрополиту Гавриилу с просьбой о восстановлении Никольского монастыря. И только в 1811 году, при царствовании внука Екатерины II Александра I монастырь был восстановлен и получил статус самостоятельной обители. После возобновления монастыря в нем открылось уездное училище для образования детей новоладожского духовенства и причетников, а в 1841 году — училище «для поселянских детей», преобразованное в 1862 году в бесплатную школу. В этой школе учились дети местных крестьян. Их обучали грамоте, счету, чистописанию, а также катехизису и Священной истории.
Храмов в монастыре было два: соборный, во имя святителя Николая Чудотворца (вторая половина XIII века), и церковь во имя святителя Иоанна Златоуста (1860-1872). Между ними возвышается трехъярусная каменная колокольня. Она построенная в середине XVII века. В верхнем ярусе башни восемь открытых арочных проемов, где размещались колокола. Самый большой — стопудовый, был подвешен над центром площадки. Колокольня была одновременно и часовой башней, имела железные часы с боем, которые в 1754 году, незадолго до закрытия и упразднения монастыря, были вытребованы в Петербург, в Александро-Невскую лавру.
Церковь Василия Кесарийского
На восточном берегу Волхова, прямо напротив крепости, стоит церковь Василия Кесарийского, некогда центральное сооружение Васильевского монастыря. Напротив крепости, на правом берегу Волхова, стоял Васильевский мужской монастырь, большинство построек которого были деревянными. В Смутное время монастырь подвергся опустошению и разрушению, а в 1618 году здесь поселились восемь валаамских монахов, изгнанных шведами с постоянного места жительства. Каменная церковь Василия Кесарийского в 1620-е годы стояла «осыпавшаяся», а братия вынуждена была проводить богослужения с лучиною. В 1666 году храм развалился до основания, и через 20 лет на его месте на средства воеводы Т. И. Бестужева был построен новый, существующий и сейчас. В конце XVII века в монастыре осталось всего два монаха. В 1764 году обитель упразднили, а церковь стала приходской.
Источник во имя Святой Параскевы Пятницы
Источник является древнейшим из известных на территории Ленинградской области да и, пожалуй, во всей России. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних — XVI века.
interesnayarossiya.ru
храмы и монастыри – что посмотреть
Небольшой провинциальный городок является чуть ли не самым старинным поселением северо-запада Руси. Прекрасная древняя святая Ладога! Именно с ней неразрывно связано зарождение и развитие русской государственности.
Монастыри Старой Ладоги – неотъемлемая часть культурного и исторического наследия нашей страны
Богата на уникальную архитектуру Старая Ладога: монастырь Николая чудотворца, Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, прекрасно сохранившиеся церкви Рождества Иоанна Предтечи, Дмитрия Солунского и Василия Кесарийского. Чтобы вы могли прочувствовать связь времен, полюбоваться прекрасной природой и зодчеством края, компания Шарм Тревел предлагает туры в Старую Ладогу.
До наших дней сохранилось всего два монастыря: Никольский мужской монастырь (Старая Ладога) и девичий Свято-Успенский. Еще от четырех храмов даже не осталось камня на камне
Монастыри и храмы Старой Ладоги как культурное наследие
Хотите ближе познакомиться с древним зодчеством? Вас ждет Старая Ладога: храм, построенный в 13 веке, церкви середины второго тысячелетия, соборы, официально охраняемые законом. Уникальные сооружения, продолжающие выполнять свою функцию, приглашают туристов всех возрастов. Агентство Шарм Тревел на официальном сайте предлагает уже сегодня забронировать школьные туры по святым местам на каникулы или семейные поездки на уикенд.
Староладожский Никольский мужской монастырь
Основанный в середине 13 столетия, он пережил бури и потрясения, войны и набеги, разрушения и множественные восстановления и реставрации. И, как птица феникс, вышел из глубины веков прекрасным и обновленным
Старый Никольский мужской монастырь состоит из нескольких достойных внимания архитектурных памятников.
Прекрасно сохранился Главный собор, колокольня, храм Иоанна Златоуста
В монастыре хранятся реликвии – частицы мощей нескольких православных святых, в том числе и Николая Чудотворца.
Сегодня храм возрождается благодаря монашествующим и силами благодетелей
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь
Считается, что основан женский Свято-Успенский монастырь был в 1040-116 годах. Его назначением было сохранение останков усопших членов княжеских семей. Легенда гласит, что первый камень в фундамент сооружения был заложен Мстиславом Великим, который решил построить храм Успения, посвященный своей жене – шведской принцессе Кристин.
В начале 17 века прекрасный храм был почти полностью разрушен, обитель превратилась в пустынь.
Возрождение монастыря связано с именами архитекторов К. И. Бранта, Н. Н. Никонова, А.М. Горностаева
Старая Ладога, храмы и монастыри связаны историей с именами известных людей. Так, в Свято-Успенскую обитель была сослана бывшая жена Петра Великого — Лопухина. Здесь же происходил постриг в монахини Елизаветы Шаховой – поэтессы 19 века.
Свято-Успенский девичий монастырь (Старая Ладога) изначально являлся местом упокоения князей
Церковь Преподобного Алексия ( человека Божия)
Если сегодня предпринимателями средства вкладываются в развитие бизнеса, то в начале 19 века обычные прихожане вскладчину возводили храмы. Так, небольшая часовня при Успенском монастыре была построена паствой и названа именем Человека Божия – Алексия.
А через два года на ее месте на деньги купца Семена Калинина построили церковь. Она-то и стала главным источником дохода для монастыря
Уже в нашем тысячелетии уникальный храм был реставрирован и восстановлен предприятием «Волховский алюминий».
Так сейчас выглядит церковь Алексия
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе
Храм Иоанна Предтечи в Старой Ладоге – это еще один источник духовной пищи для верующих, и визуального и эмоционального наслаждения для туристов-атеистов.
Храм построен на Малышевой горе, и состоит из предела имени Параскевы Пятницы, колокольни, трапезной. Дата постройки – конец 17 века; тогда комплекс был сооружен из дерева.
Археологи утверждают, что раньше на его месте были языческие захоронения
Исследования Малышевой горы показали, что она сплошь изрыта подземными коммуникациями, в связи с чем несколько лет назад произошло обрушение сводов апсиды и угрожающе накренилась колокольня
Реставрационные работы состояли в заполнении пустот бетоном для предотвращения дальнейшего разрушения памятника архитектуры.
Подземные ходы остались со времен добычи кварцевого песка для стекольных заводов СПб
Но несколько объемных пещер под церковью Рождества Иоанна Предтечи все же, остались.
И теперь туда, в полузалитые водой гроты, приходят туристы и бродят по подземному миру
Церковь Дмитрия Солунского
Церковь Дмитрия Солунского в незапамятные времена служила в качестве зимнего храма при Георгиевском соборе. Немногие мастера древней Руси были знакомы с византийским видом строительства, и потому возводили ритуальные сооружения по тем же принципам, что и жилые дома.
Она построена в традиционном «клетском» стиле – самом древнем в деревянном зодчестве Руси
К огромному сожалению, все иконы из храма были переданы еще в 19 веке в Академию художеств, а оттуда – Русскому музею.
Храм возведен по принципу организации и разделения на клети обычной крестьянской избы – в этом его отличие от каменных церквей Византии
Церковь Василия Кесарийского
Церковь Василия Кесарийского находится в деревне Чернавино, что в Старой Ладоге. Она неоднократно перестраивалась, поднималась из руин, и в 1686 году стараниями и средствами воеводы Бестужева была восстановлена в ее настоящем виде.
Во время реконструкции к церкви была пристроена трапезная
Реставрация церкви Василия Кесарийского, происходившая в наше время, позволит сохранить памятник архитектуры на долгие годы. Автором проекта был И. А. Хаустов, а восстановительными работами руководил И. П. Любаров.
Дизайн и интерьер собора отличается простотой и скромностью. Рис. художника-реставратора Л. А. Любимова
Храм святого Георгия в Старой Ладоге
Храм святого Георгия в Старой Ладоге – жемчужина среди других других, уцелевших древностей края. Во второй половине 12 века на территории Ладоги было возведено восемь соборов из камня; все они были украшены росписями и имели прекрасные иконостасы. Большая часть построек осталась только в виде фундаментов, но в храме Георгия туристы могут увидеть невероятно красивые фрески, датируемые 12 веком.
Георгиевская церковь является частью каменной крепости постройки 1114 года, неоднократно перестраивавшейся в разное время
С западной стороны к церкви пристроен притвор, выступающий также в качестве контрфорса, подпирающего конструкцию.
Здание укреплено прочными дубовыми балками, заведенными в толщу стен
Она выделяется своей сияющей белизной отреставрированных стен, имеет романтический облик, чем и привлекает художников и любителей древностей.
Церковь Георгия сохранилась в прекрасном состоянии
Церковь Преображения Господня
На берегу Волхова, неподалеку от Васильевского монастыря, стоит церковь Преображения Господня. Дата постройки — 1684 год. Страшный пожар до основания уничтожил деревянный храм. Вторую жизнь он обрел только в 1887 году.
А. Рыбин — местный купец, на свои деньги полностью восстановил здание, но уже в камне
Варяжская улица, Каменная часовня
На Варяжской улице есть неприметная с виду каменная часовня. Она была возведена в 1913 году, а спонсировало работы — Географическое общество. Строил часовню археолог Н. Е. Бранденбург. Место для нее было выбрано не случайно.
Когда-то здесь стояла Спасская церковь 12 века: она и была главным храмом Воскресенского (Спасского) района Ладоги
Родник, святой источник великомученицы Параскевы Пятницы
Святой источник Параскевы Пятницы в Старой Ладоге – один из самых древних и известных на территории края. Его удобное месторасположение – под склоном на берегу Волхова, позволяет легко добираться и набираться целительной силой.
От храма к роднику проложена лестница
Источник бьет из-под Малышевой горы, над которой возвышается прекрасный Собор Иоанна Предтечи. Путешественники, вне зависимости от цели – осмотр достопримечательностей или паломничество, — могут окунуться в купель, выпить воды и запастись ею в дорогу.
Археологи утверждают, что к роднику с «живой» водой паломники приходили уже в 9 веке
Заключение: по монастырям Старой Ладоги с Шарм Тревел
Компания Шарм Тревел предлагает корпоративные туры и индивидуальные поездки по святым местам Старой Ладоги. Обращайтесь, если для вас пришло время познакомиться с уникальной архитектурой храмов и древними фресками. Мы подберем оптимальную программу для ознакомления с историей края и гарантируем сильные впечатления от поездки.
charmtravel.ru
Храмы Старой Ладоги - Информационный сайт «Волхов24»
Успенский монастырь
Неподалеку от Каменной крепости, на противоположном берегу Волхова, находится древний женский Успенский монастырь. Комплекс представляет собой несколько десятков построек, обнесенных кирпичной оградой. Главным сооружением монастыря и, пожалуй, наиболее сохранившимся является собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1154 году. Это самый старый из сохранившихся храмов Руси. Другие храмы и церкви были перестроены в более поздние века.
Собор был построен гораздо раньше монастыря. В ходе исследования на одной из арок был обнаружен геральдический знак Рюриковичей, князя Ростиславу Мстиславовичу, правившего в Новгороде в 1154 и в 1157 гг. Как считается, собор возводился поэтапно. Он был первым воплотившим в себе архитектурные особенности нового типа приходского храма. Последующие церкви, воздвигавшиеся в Ладоге, ему подражали.
По архитектуре храм церковь похож на церковь св.Георгия: кубический, трехапсидный, одноглавый. В западной стене была встроена лестница на хоры. Барабан увенчивался куполом со шлемовидной главой Однако он гораздо больше. Длина около 18 м, ширина - около 14 м, высота более 19 м. Изначально с западного и северного фасадов к нему примыкали каменные приделы, закрывающие порталы, высотой почти до половины здания. На западе присутствуют декоративные кресты, а в полукружии центрального пролета сохранилась большая ниша-голубец для росписи. Внутри наблюдается строгое разделение его фасадов плоскими лопатками, что соответствует его крестово-купольной конструкции.
Уникальная деталь собора в наличии в храме глубоких погребальных ниш-аркосолий для погребения. Это позволяет говорить о нем как об усыпальнице. На стенах и столбах внутри здания церкви, еще имеются фрагменты росписи XII века. В Государственном Русском музее хранится фреска светского сюжета, украшавшая фасадную плоскость собора.
Монастырь не пострадал в ходе монгольского завоевания Руси и долгое время оставался религиозным центром на Русском севере. Однако, в ходе русско-шведской войны и 1610-1617 годов, эти территории были захвачены противником и многие строения комплекса были разрушены, а монахини разошлись по деревням. После подписания мирного договора и возврата земель в монастыре было проведено комплексное восстановление и сестры вернулись в свою обитель. Однако многие постройки пришлось возводить практически с нуля.
В XVII в. в обители была заточена первая жена Петра Великого Евдокия Лопухина. На этот период сюда был закрыт доступ прихожанам, разместили военный караул и приостановили пострижение новых послушниц.
Кроме собора, в монастыре можно отметить Крестовоздвиженскую церковь 1862 года постройки. Она была возведена Горностаевым А.М. вместе с больницей, которая до нас не дошла. Церковь выполнена в старорусском стиле и хорошо гармонировала с окружающими более старыми постройками монастыря. Считается, что на месте этой церкви был центр Ладоги, а затем монастырь Симеона Богоприимца.
Монастырь был закрыт в 1919 году и передан детдому. Затем здесь разместилась коррекционная школа. В ходе войны разрушения оставили территорию бывшей обители стороной. Хотя некоторый урон все же был получен.В 1958—1960 гг. была проведена комплексная реставрация храма. Были отреставрированы фасады и убраны более поздние пристройки. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.
Касательно остальных построек: закончен капитальный ремонт монастырской кухни и трапезной, настоятельского корпуса. В дворовых постройках в настоящее время находится больница. Еще на территории обители к юго-востоку от Успенской церкви имеется часовня над колодцем. Построена она была не так давно – в 2008 году, но на этом месте и раньше стояла деревянная постройка с колодцем (просуществовавшим до 60-х годов). Сейчас часовня благоустроена, она увита вьющимися растениями, а рядом сделан небольшой цветник.
Церковь Алексия — человека Божия
Посещая Успенский монастырь, туристу стоит уделить время и еще одному примечательному храму, находящемуся на кладбище неподалеку. Это церковь Алексия — Человека Божия.
Небольшое белое здание с одним зеленым куполом в классическом стиле, напоминает павильон. В архитектурном плане оно представляет собой прямоугольное здание с примыкающим крыльцом и полукруглым пределом с противоположных сторон.
Храм был построен в 1831 году на пожертвования местных жителей и неравнодушных столичных меценатов. Главным назначением храма стало отпевание и поминовение умерших, проведение служб, сбор пожертвований и торговля предметами культа. Храм был приписан к Успенскому монастырю и являлся главным источником его доходов.
После 1917 года церковь была закрыта вместе с монастырем и долгое время использовалась под хозяйственные нужды. Восстановление храма произошло только в 2000 году на средства ОАО «Волховский алюминий».
Никольский монастырь
На Южном конце Старой Ладоги располагается старинный Никольский монастырь, в котором идет комплексная реставрация.
Это огромный комплекс, среди построек которого выделяются затейливые, вполне светского облика Святые ворота, выходящие к Волхову, которые сами по себе уже являются памятником зодчества. Неподалеку от ворот церковь св. Иоанна Златоуста, удивляющая знатоков своей архитектурой. Дело в том, что постройка объединяет в себе черты старорусского и романского стилей, что встречается довольно редко. Три удлиненные нефа, центральный - более высокий, освещен чередой верхних окон и отделен от боковых колоннами. И, вместе с тем, характерные для православных храмов золоченые купола.
Еще одним знаменательным элементом, который можно здесь увидеть, является недавно перестроенная шатровая колокольня конца XVII в. Это высокое восьмигранное строение со строгими пропорциями и несколькими ярусами. Весь облик колокольни как бы устремлен к небесам и освобожден от притяжения земли. Внутри имеется отдельно помещение для звонаря.
Это один из старейших монастырей в Старой Ладоге, по легенде основанный князем Александром Невским после его сражения со шведами в устье Ижоры в 1240 году. Возможно на возникновение легенды повлияло то, что неподалеку находится урочи¬ще Победище, где в старину произошла кровавая битва ладожан с врагами. На то время это было единственное пригодное для битвы место в окрестностях. Со временем битвы смешались в умах местных жителей и монастырь стал ассоциироваться с Невской битвой.
Как бы то ни было, перовое задокументированное упоминание монастыря относится к переписи Водской пятины в 1401 году. В этом документе указывается сколько земель принадлежало монастырю.
Это большой монастырь со множеством построек, центральное место в котором занимает четырех-столпный, трехапсидный, со сводчатым подцерковьем и луковичной главой Никольский собор. Как считается, собор появился здесь раньше монастыря и изначально был посадским. Об этом говорит список создателей обители и расположение фундамента храма в гуще культурного слоя X-XII веков с остатками городской застройки.
В Смутное время, Ладога была захвачена шведскими войсками и монастырь подвергся разорению и многие храмы были разрушены почти до основания. Однако нижняя часть Никольской церкви все же уцелела и в 1668 г. храм был вновь восстановлен на средства горожан. Причем строители ориентировались на его первоначальный облик и возвели как бы двойник ушедшей постройки. Внутри обитель расписана фресковой живописью, характерной для соборов XII века. В ХVII-XIX в.в. к зданию пристроили паперть и два крыльца с севера и запада.
После Революции, в 1927 году монастырь был закрыт. Братия смогла просуществовать здесь до 1937 года, основав рыболовную артель. Однако позднее на территории монастыря разместили складские помещения, моторно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие.
Только в середине прошлого века, на волне интереса к родной истории было принято решение о возвращении монастырю исторического вида. Однако реставраторы несколько перестарались. Во время реставрации 1958 года было принято решение вернуть храму первоначальный облик, что привело к уничтожению элементов XVII века.
Обнажив штукатурку реставраторы выяснили, что большие части кладки стен составляют целые блоки, сложенные из чередующихся рядов серого плитняка и плинфы на известковом растворе с примесью толченого кирпича. Это послужило еще одним поводом для датировки строительства 1160-ми гг.
Восстановительные работы были заморожены из-за отсутствия средств. В трещины и сколы была залит раствор под давлением. Блоки кладки склеены. Собор был законсервирован.
В 2002 г. монастырь был вновь передан Православной церкви и 23 ноября сюда были привезены частицы мощей святителя, архиепископа г. Мир Ликийских Николая-Чудотворца, в честь которого и назван этот собор. Ларец с мощами помещен в монастырской часовне. До полного восстановления монастыря во всем его великолепии еще далеко, однако работы в этом направлении не прекращаются.
Церковь Иоанна Златоуста
В Никольском монастыре находится старинная церковь Иоанна Златоуста, построенная в византийском стиле с элементами русского зодчества. Оригинальный по архитектуре трехнефный храм с повышенным центральным нефом и главками над торцовыми стенами напоминает итальянские базилики.
Храм был возведен в 1873 году при архимандрите Аполлосе взамен старой церкви 1678 года, которая окончательно обветшала и была разобрана. что довольно необычно для нашей страны. в монастыре впервые упоминается в 1628 г. Она была, вероятно, очень старая: в 1678 г. храм был перестроен по причине крайней ветхости. В 1815 г. храм был перенесен в Никольский собор, а древнее здание было снесено.
Объяснением такого необычного архитектурного стиля может быть увлечение А.М. Горностаевым архитектурными традициями древней Византии. Это одно из лучших творений мастера, который смог вписать базилику в пространство православного монастыря. В то же время он стал одним из главных элементов архитектурного ансамбля.
На сегодня это единственный храм монастыря, где сегодня проводятся службы. Здесь хранится ковчег с частицей мощей св. Николая Чудотворца, к которому постоянно приезжает поток верующих.
Храм Георгия
В Старой Ладоге можно увидеть один из первых каменных храмов Руси – Храм Георгия, построенный в XII веке. Это одна из самых старых построек всего Русского Севера. Точной даты основания храма найти не удалось. Все письменные упоминания о храме связаны с ремонтами, самое первое из которых относится к середине 15 века. Долгое время церковь стояла разрушенной и заброшенной.
Имеется предположение, что обитель была построена по заказу князя как военная церковь и в честь победы над врагами. Если учесть, что кладка соответствует XII веку, то самое вероятное это битва ладожан и новгородцев под предводительством князя Святослава Ростиславича со шведами в мае 1164 года.
Храм очень сильно пострадал в Смутное время. В 1609–1617 годах он, как и многие другие окрестные церкви был разграблен и разрушен. Если принять строительство церкви в честь победы над шведами, то это было сделано еще и целенаправленно. Глава была разломана, а кровля сожжена. Восстановление было произведено уже после окончания Смуты за счет казны и пожертвований благодетелей.
К моменту Революции храм находился в довольно ветхом состоянии, так как никто не заботился о его сохранении. Интересно, что послереволюционное правительство повсеместно закрывавшая и разорявшее храмы, пошло на нетипичный для себя шаг и поддержало инициативу реставраторов по восстановлению фресок и проведению работ по восстановлению старинного здания. Правда как исторический памятник а не храм. Реставрация шла около 30 лет с 1926 по конец 1950-х с перерывом на войну.
На протяжении веков к храму постоянно пристраивались множество дополнительных элементов, довольно сильно исказивших его первоначальный облик. Реставраторы ориентировались в своей работе на оригинальный архитектурный облик и постарались вернуть зданию изначальный вид. Попутно проводились раскопки, выявившие целых шесть полов разного периода и наличие четырехскатной кровли. Многие окна были на новых местах, а на месте одного раньше был вход в храм. С запада пристроена каменная паперть, а затем и колокольня. Кропотливая работа ученых позволили разобраться во всем этом беспорядке и фактически возродить храм заново. И теперь посетители могут увидеть подлинный облик храма XII века.
По архитектуре храм имеет форму куба. Он достаточно массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами и шлемовидным куполом, увенчанным барабаном с восемью окнами. Пояс барабана и полукружия выступов украшены декоративными зубцами из красного кирпича. Общая высота строения составляет 15 метров. На фасадах имеются полукруглые выступы с узкими щелевидными окнами по 4 с севера и юга.
Внутренне пространство храма не очень большое и предназначенное для небольшого сообщества. На втором ярусе располагаются хоры, куда можно подняться по лестнице, скрытой в толще стены. Например дружины. Здесь во время службы размещались князь с семьей и приближенными и важные гости. Местные жители считают, что здесь молился сам Александр невский, отправляющийся на битву, давшую ему это прозвище. В честь этого поверья один из двух новых престолов, построенных в 1867 году, был освящен в честь святого Александра Невского.
Кладка стен представляет собой чередование рядов кладки из известняковой плиты и плинфы на специальном известковом растворе. Фасады украшались таким же раствором, выравнивающим стены и придающим им особый матово-бурый оттенок.
От исторического интерьера до наших времен дошла фреска, являющаяся главной особенностью храма. Это «Чудо Георгия о змие», посвященная знаменитому подвигу святого, нашедшему отражение даже в гербе Москвы. Росписи более восьми веков. Она пережила нашествие Батыя, Смутное время, Революцию и Гражданскую войну, Великую Отечественную войну. И, несмотря на это дошла до наших дней. Сюжет несколько отличается от традиционной картины, где Георгий Победоносец поражает копьем змея. На фреске в руках у героя знамя, а пленного змея ведет на поводке освобожденная царевна.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Еще одной древней церковью Старой Ладоги, дошедшей до наших дней является Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она находится на северной оконечности поселения. Первое упоминание храме на этом месте датируется 1276 годом. Однако то здание было деревянным и не дошло до нас.
Вплоть до середины 18 века на месте церкви располагался деревянный Иоанно-Предтеченский монастырь, пользовавшийся большим расположением царя Бориса Годунова. В 1695 году здесь построили первый каменный храм, послуживший основой для современной церкви.
Долгое время эта церковь оставалась главным храмом поселения, вплоть до закрытия в 1920-х. Во время запустения церковь пришла в некоторую негодность, однако настоящей проблемой для ее сохранения стала не деятельность партии в XX в., а предприимчивость крестьян в XIX. Местные жители начали добычу кварцевого песка в Малышевой горе, на которой и стоит храм. За долгое время под церковью образовалась целая сеть тоннелей, грозивших обрушением и проседанием. Когда в 1991 году было принято решение о реставрации здесь уже рухнули своды апсиды и начала крениться колокольня. Для спасения памятника пришлось закачать в тоннели у храма огромное количество бетона. Хотя некоторые подземные ходы остались.
Этот четырехстолпный пятиглавый собор с восьмигранной столпообразной колокольней является ярким памятником зодчества ярославского типа. Центральный купол на барабане окружен четырьмя поменьше. С одной стороны имеется придел св. Параскевы Пятницы. После реставрации собор украсили два новый иконостаса: в пределе и в самом храме, а также кованые подсвечники, стены по пути к трапезной были заново расписаны петербургскими художниками. При этом, внутри храма сохранились и старинные фрески.
Спасо-Преображенская церковь
На правом берегу Волхова, неподалеку от Васильевского монастыря, можно увидеть руины Спасо-Преображенской церкви. Этот храм был построен в 1684 году при царе Федоре Алексеевиче. Изначально на этом месте была простая деревянная церковь, но в XIX веке ее полностью уничтожил пожар. В 1871 г. на средства купца А. Рыбина был возведен каменный храм.
Церковь представляет собой типичный двухэтажный кирпичный храм XIX века с колокольней, расположенной над порталом. Храм был рассчитан на небольшую общину. На данный момент церковь находится в законсервированном состоянии. Крыша над основным залом отсутствует. Входы в храм и на колокольню, а также окна – заколочены. Вокруг храма расположен старинный погост с захоронениями 2-3 вековой давности. В частности тут похоронен известный художник-передвижник В. М. Максимов.
Церковь Илии Пророка
В старые времена люди не мыслили свою жизнь без веры. Особенно в деревнях. Храмы были настоящим центром общественной жизни небольших поселений. Здесь собирались не только послушать службу, но и узнать новости, поговорить о делах. Храмы были главным строением деревни, на которые не скупились. Сегодня в окрестностях Волхова можно обнаружить много следов тех лет.
На левом берегу Волхова в селе Плеханово, в 3 км к северу от города Волхов, можно обнаружить старинную церковь Илии Пророка. Причем находится он прямо на дороге и кажется, что вы проезжаете через гигантские ворота. Этот храм понравится ценителям небольших уютных деревенских церквей. Небольшая белая церковь представляет из себя прямоугольный зал под четырехскатной крышей, заканчивающейся небольшой башенкой с приплюснутым куполом. От основного строения идет как бы галерея, заканчивающаяся порталом, одновременно служащим башней колокольни. С противоположной от входа стороны имеется полукруглый предел.
Небольшой храм был построен на месте деревянной обветшавшей в 1845 - 1847 гг. на деньги помещиков А.Р.Томилов. В 1939 г. церковь Илии Пророка была закрыта и с тех пор находилась в запустении и ветшала. Только в 2003 г. живописные руины у дороги были возвращены Церкви и началось их восстановление. С 2011 г. восстановление фасадов закончено и ведутся служб.
Церковь св. Дмитрия Солунского
В Старой Ладоге сохранились не только каменные храмы. Внутри крепостных стен, неподалеку от Георгианской церкви можно найти деревянную церковь св. Дмитрия Солунского – покровителя воинов. Как предполагают исследователи, этот храм функционально был связан с Георгиевским. В нем проходила служба в зимнее время, когда каменный храм был довольно прохладным. Первое документальное упоминание о церкви относится к 1646 г., но вряд ли это здание уцелело после шведского погрома и последовавших пожаров. Вероятнее всего современная церковь отстроена во время восстановления в 1731 г.
Деревянные храмы такого старого периода доходят до нас достаточно редко, так что церковь святого Дмитрия Солунского представляет определенный интерес для ученых. Дерево было самым распространенным строительным материалом на Руси и при строительстве из него зачастую не приглашались именитые архитекторы. Стиль церкви можно охарактеризовать словом «народный». По своей архитектуре она больше всего она напоминает простую деревянную избу. Центром строения является деревянная клеть с двухскатной крышей, увенчанной главкой-луковицей на коньке. С восточной стороны находится приземистая апсида с пятигранным алтарем, а с противоположной – трапезная и сени. Некоторый интерес представляет крыльцо, украшенное традиционной резьбой по дереву, добавляющей зданию нарядный вид.
За время своего существования в сыром северном климате, церковь неоднократно реставрировалась. В начале прошлого века она настолько обветшала, что ее полностью переложили, заменив старые прогнившие бревна. При этом церковь было решено возвести на основательном каменном фундаменте. Впрочем, сложена она была с соблюдением изначального вида. Правда убранство церкви было утеряно. Единственный подлинный элемент, неизменно сохранившийся до наших дней – кованый фигурный замок XVIII века.
Храм св. Василия Кесарийского
Еще один деревенский храм располагается на правом берегу, прямо напротив Старой Ладоги, в деревне Чернавино. Это простой одноапсидный бесстолпный храм святого Василия Кесарийского – все, что осталось от некогда обширного Васильевского монастыря.
Монастырь возник здесь примерно в XVI в. и вскоре был разграблен завоевателями. Постройки того подворья были деревянными и полностью выгорели. Осталась лишь каменная церковь. В 1618 г. здесь поселились восемь валаамских монахов, изгнанных шведами с постоянного места жительства. Братия основала здесь новую обитель, но средств у них было немного. Долгое время богослужения велись фактически в руинах, пока в 1686 году на средства местного воеводы не был построен каменный храм стоящий и поныне. В конце XVII века в обители осталось всего два монаха. А в 1764 г. монастырь прекратил свое существование, и церковь стала приходской.
Внешний вид и интерьеры церкви отличаются скромностью и аскетизмом – сказывается простая жизнь монахов. Стены сложены из плит, западный же портал и окна украшены фигурным обрамлением из кирпича. Крыша у строения двускатная с небольшим куполом на невысоком барабане. С южной стороны имеется частично разрушенный Благовещенский придел с открытой папертью, построенный в более поздние годы. Внутренне пространство храма разделено на молитвенный зал и трапезную.
Несмотря на небольшие размеры и бедность отделки, церковь производит впечатление настоящего Храма. Строение явно было сложено простыми людьми без всякого архитектурного образования и специальной подготовки, о чем говорит неровная кладка. Строили храм всем миром и исключительно для духовных целей. Без стремления возвеличить подворье за счет колоссального и красивого строения.
volhov24.ru
Георгиевская церковь Старая Ладога
Все внимание входящих внутрь Георгиевской церкви Старой Ладоги приковано к фрескам XII века. Зарубежные исследователи в качестве их авторов называли византийских мастеров. В. Н. Лазарев считал, что росписи выполнялись новгородско-псковской артелью. Попытался «примирить» обе версии историк искусства Б. Г. Васильев, который показал, что фрески могли быть созданы артелью русских мастеров под руководством талантливого византийского художника. В частности, вся цокольная часть стен интерьера покрыта росписью, имитирующей мраморировку. Неизвестным по стенописям Византии оказался прием центрирования симметричных пар панелей шарами, напоминающими обычные навершия стоек для завес. По мнению Васильева, данное явление объединяет в себе две параллельно существовавшие традиции декорирования, преимущественно нижних зон ансамблей: завесами и полилитией. Этот новаторский прием ранее и далее в истории стенописей не просматривается, а его применение в ладожском храме, вероятно, есть результат творческой импровизации местных художников. Также к «русской» части Васильев уверенно относит исполнение отдельных сюжетов — например, грешников в сцене «Страшного Суда».
Фрески Георгиевской церкви Старой Ладоги дошли до нас в неполном виде, многое утрачено. Частично эти пробелы оказались восполнены с началом систематического археологического изучения храма, когда были обнаружены фрагменты сколотых ранее росписей.
В апсиде церкви сохранились остатки «Причащения апостолов», святительского чина и двух медальонов с полуфигурами Иоанна Милостивого и неизвестного святого, в жертвеннике — полуфигуры Архангела Гавриила и сцены из протоевангельского цикла («Очистительные жертвы Иоакима и Анны»), в диаконнике — полуфигуры Архангела Михаила, монументальная композиция «Чудо Георгия о змие» и пояс с тремя медальонами, в которые вписаны полуфигуры святителей (средняя из полуфигур изображает святого Анфима).
В неплохом состоянии находятся фрески купола и барабана. В куполе восемь ангелов несут сферу небесной славы с возносящимся Христом. По барабану размещены восемь фигур пророков и ветхозаветных царей: Михея, Исайи, Давида, Соломона, Наума, Иезекииля, Гедеона, Иеремии.
Западную стену и прилегающие к ней своды занимает обширная и для этого места традиционная композиция — «Страшный Суд». Своды и стены украшал праздничный цикл, от которого остался лишь фрагмент Крещения на южной стене.
От некогда многочисленных единоличных изображений святых в основном пространстве храма уцелели фигуры святого Феодора Стратилата и пророка Даниила, а также полуфигуры Николая Чудотворца, великомученика Евстафия, святого Саввы Стратилата и мученицы Марии.
posmotrim.by
Церковь святого Георгия в Ладоге. Георгиевская церковь (Старая Ладога)
Посёлок Ладога в Ленинградской области – одно из древнейших поселений северо-западной Руси. Именно здесь в раннем Средневековье зарождалась русская государственность. Во второй половине XII века начинается христианизация этих земель. По инициативе владыки Нифонта в Ладоге построили семь (по другим источникам – восемь) храмов. До наших дней полностью сохранились лишь церковь святого Георгия в Ладоге и Успенский собор окраинного женского монастыря.
История возведения Георгиевской церкви
Храм был построен после победы русских войск над шведами на реке Воронеге. Точная дата начала строительства не определена, известно лишь, что церковь возводили в 1165-1166 гг. В 1445 году вокруг храма выросли стены мужского монастыря. Основателем обители был новгородский архиепископ Ефимий. Владыка уделял большое внимание ремонту церкви, а также росписям на стенах обители. По прошествии стольких лет фрески нуждались в обновлении. Перед художниками стояла задача сохранить древние росписи и при создании новых фресок следовать принятому ранее стилю и содержанию.
Тогда же храм покрыли новой кровлей, заменили алтарную преграду, поставили двухъярусный иконостас. В таком виде обитель просуществовала до начала Смутного времени (XVI–XVII вв.).
В 1584–1586 годах церковь святого Георгия в Ладоге отличалась щипцовым покрытием сводов и конусовидным завершением купола. Над западным фасадом приделали двухпролётную звонницу. Во время капитального ремонта храма в 1683–1684 гг. щипцовое покрытие заменили четырёхскатным, повысили барабан, заложили четыре окна, выполнили растеску оконных проёмов. К сожалению, в это время не уделили достаточно внимания фрескам, многие из которых были сбиты со стен и потерялись под новым полом.
Научная реставрация храма
Интерес к древнерусской живописи возродился в начале XIX века. Церковь святого Георгия в Ладоге, история которой уходит в глубины веков, попала под покровительство Императорской археологической комиссии. Стараниями энтузиастов большая часть фресок была спасена. Копированием изображений занимались художник В.А. Прохоров, Н.Е. Бранденбург. Исследователи русской старины В.Н. Лазарев, В.В. Суслов изучали художественные особенности фресок.
В XX столетии продолжались работы по реставрации храма, который освятили в 1904 году. По счастливому стечению обстоятельств церковь святого Георгия в Ладоге избежала чудовищного разрушения во времена воинствующего атеизма. Свой вклад в обновление обители внесли архитекторы, историки, художники реставрационных мастерских - В.В. Данилов, Е.А. Добмровская, А.А. Драга и другие. В 1996 году реставрационные работы были завершены. В результате Георгиевская церковь приобрела первоначальный вид. Стены храма освободили от чужеродных напластований, и теперь вниманию прихожан представлены сохранившиеся до наших дней произведения древнерусского искусства.
О святом Георгии
Покровителем церкви является святой мученик Георгий, побудивший своих соотечественников принять христианскую веру. Обращение жителей Палестины в христианство произошло в результате победы святого над силами зла, известной как Чудо Георгия о Змие.
В те времена жители палестинского города Гевала были язычниками. Горожане очень боялись страшного змея, который жил в озере и поедал людей. Чтобы спасти своих подданных, царь распорядился ежедневно отдавать на съедение змею одного ребёнка. Однажды детей в городе не осталось, и в жертву чудовищу принесли царскую дочь.
Девушка стояла на берегу озера, смирившись со своей участью, как вдруг, откуда ни возьмись, появился всадник. Это был святой Георгий, прискакавший на помощь горожанам. С Божьей помощью именем Иисуса Христа змей был побеждён, связан и отдан на расправу палестинцам. Увидев поверженное чудовище, люди возрадовались и уверовали во Христа.
Чудо Георгия о Змие воплощено в одноимённой иконе. Лик святого Георгия, побеждающего чудовище, символизирует победу человека над силами зла, над своими слабостями, страстями и сомнениями в вере. Борьба со злом должна быть не только вокруг себя, но и в себе.
Церковь святого Георгия в Ладоге: архитектура
Как было сказано выше, благодаря плодотворному труду многих людей, храм восстановлен в первоначальном виде. Здание соответствует стилю культовых сооружений домонгольской эпохи. Церковь одноглавая, имеет четыре столпа и три равновысоких апсиды. Высота храма равна пятнадцати метрам, а площадь обители составляет семьдесят два метра квадратных.
Окна в северном, южном и восточном фасадах расположены асимметрично. Традиционная симметрия прослеживается лишь на западном фасаде. Благодаря такому архитектурному решению в облик храма вносится некоторая динамика, при этом здание не выглядит классически строгим и соразмерным.
Асимметрия имеет функциональное значение: окна расположены так, чтобы внутрь помещения попадал дневной свет. Оконные проёмы на пряслах северного и южного фасадов сконструированы в виде пирамиды. Окна, располагающиеся внизу, открываются под хорами. Помещения хоров на втором ярусе западных углов церкви соединяются деревянным настилом. Лестница, ведущая на хоры, находится в западной стене.
Восточные прясла боковых фасадов храма несколько уменьшены в размерах, апсиды как будто вдавлены в стену, барабан заметно сдвинут в сторону востока. Церковь не строго центрична, что было характерно для новгородской архитектуры тех времён. Храм строили на территории крепости, поэтому мастера были вынуждены учитывать уже имеющиеся постройки.
Росписи храма
Георгиевская церковь украшена фресками начала XII века. Византийское искусство переплетается с общественными потребностями Древней Руси. Назначение росписей – просвещать людей, приобщать прихожан к христианским ценностям. Особо почитаемым на новгородской земле был святой Климент Римский.
Фрески Георгиевской церкви выполнены в едином стиле. Художники того времени владели необходимыми техническими навыками, чувствовали колорит, знали о перспективе и закономерностях взаимодействия рисунков с пространством храма.
До нашего времени сохранилась лишь пятая часть фресок. Чётче всего просматривается роспись купола и барабана с композицией «Вознесение господне». Сверху алтарной части изображены цари-пророки Давид и Соломон, почитаемые новгородцами за мудрость и заботу о христианах. К правителям обращены лики старцев: Исайи, Иеремии, Михея, Гедеона, Наума, Изекииля. Также сохранены изображения Богоматери, архангела Гавриила, епископа Иоанна Милостивого, Георгия Победоносца, ангелов.
Месторасположение церкви
Храм святого Георгия находится в деревне Старая Ладога. Это старейшее поселение во всей Ленинградской области. Первые постройки здесь были обнаружены в 753 году. Ладога упоминается в «Повести временных лет» как владения князя Рюрика. Согласно Новгородской летописи, на территории села похоронен Вещий Олег.
Помимо Георгиевской церкви, в Старой Ладоге есть одноимённый музей-заповедник, Староладожская крепость, женский и мужской монастыри.
fb.ru
Монастыри и легенды Старой Ладоги |
Монастыри Старой Ладоги это — мужской Никольский и женский Успенский. Когда-то здесь было целых шесть монастырей, но до нашего времени дошли только два.
Памятная стелла в честь 1250-я основания Старой Ладоги
Содержание статьи
Староладожский Никольский мужской монастырь
Мы начали осмотр с Никольского, от крепости по асфальтированной дороге всего 400 метров. Монастырь расположен на живописном берегу Волхова.
Староладожский Никольский мужской монастырь
С другой стороны монастыря находится холм, который здесь зовут Победище. С холма в Волхов стекает ручей, называемый в народе «Кровавым». Легенда гласит, что на этом ручье шведские войска были побеждены дружиной Александра Невского. Основание же монастыря в летописях связывают с памятью жителях Ладоги (до основания Петром I Новой Ладоги, Старая Ладога называлась просто Ладога), входивших в состав дружины Александра Невского и погибших в битве. Так это или нет, точно утверждать трудно, но легенда звучит красиво.
Год основания монастыря неизвестен. Но в летописях от XV века Никольский монастырь уже упоминается. Известно, что основой существования местной братии был рыбный промысел.
Рыбный промысел и сейчас играет роль в местной жизни, прямо у ворот монастыря стоит прилавок «Рыба с Ладоги». Рыбу там продают в основном горячего копчения. Рыбу продают и у моста через Волхов на Мурманском шоссе, там расположен рыбный рынок. Но вернемся к истории Никольского мужского монастыря.
В 1611 году шведы разгромили Валаамский монастырь, часть валаамских монахов бежала по льду Ладожского озера и нашла приют в Никольском монастыре, однако шведы дошли и досюда и разорили Ладогу. Монахи были перебиты шведами, монастырь был полностью разорен.
После этих событий бедственное положение монастыря продолжалось несколько столетий. Нельзя сказать, что до XIX века жизнь в монастыре отсутствовала, но от былого оживления не осталось и следа, даже визит императрицы Елизаветы Петровны не помог монастырю.
Староладожский Никольский мужской монастырь
В XIX веке после специального обращения жителей Ладоги к митрополиту монастырь стал отстраиваться заново. Обновили старый храм Святого Николая чудотворца и выстроили новую церковь Святого Иоанна Златоуста и здесь вновь вовсю пошла традиционная монастырская жизнь, которая окончилась в революционные годы.
Только с началом перестройки в 1990-е годы работы по возрождению монастыря возобновились. В 2002 году сюда торжественно перенесли из итальянского города Бари ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца, приурочив это событие к 1250-летию Старой Ладоги.
Ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца
В годы студенчества мы внесли небольшой вклад в дело реставрации монастыря. Я лично занималась штукатуркой монастырских келий.
В 2003 году монастырь посетил В.В. Путин, это событие надолго осталось в памяти местных жителей, поскольку в честь приезда президента России был построен капитальный причал на реке Волхов. Теперь причал в основном используют ребятишки для прыжков в реку.
Путинская пристань у Никольского монастыря
Сейчас в монастыре ведутся реставрационные работы, жилые корпуса выглядят свежо, но старый храм Святого Николая чудотворца пока еще не отремонтирован. Колокольня опять в строительных лесах. На территории монастыря разбиты цветники, красиво.
Староладожский Успенский девичий монастырь
От Никольского монастыря до Успенского 800 метров, нужно пройти мимо крепости.
Сокол-ререг — монумент у Староладожской крепости
Время основания и этого монастыря неизвестно. Главный храм — церковь Успения Божией Матери — был построен в XII веке на землях, принадлежавших супруге Ярослава Мудрого, шведской принцессе Ингегерде, в православии Ирине. Овдовев, она приняла монашество и стала первой инокиней в русской княжеской семье. Впоследствии ее канонизировали под монашеским именем Анны Новгородской. Согласно одной из версий именно по ее воле основали монастырь.
Церковь Успения Божией Матери
Последующая судьба монастыря очень похожа на историю Никольской обители — процветавший и владевший многими землями и деревнями монастырь был разорен шведскими войсками в 1611 году, возрожден после Столбового мира.
Староладожский Успенский девичий монастырь — входные ворота
В этом монастыре в свое время находились очень известные в России женщины — бывшая царица, постылая первая жена Петра I Евдокия Лопухина, в монашестве Елена. Провела здесь под усиленной охраной семь лет, начиная с 1718 года, а когда в 1725 году умер царь Петр, его вторая супруга Екатерина I запрятала монахиню Елену еще дальше в Шлиссельбургскую крепость.
Староладожский Успенский девичий монастырь — вид с реки
Известно, что именно на этих стенах Суворов учил новобранцев брать укрепления штурмом. Стены монастыря невысокие, всего 3 метра и как нельзя лучше подходят для процесса обучения.
Староладожский Успенский девичий монастырь
А с 1754 года до своей кончины здесь жила еще одна брошенная супруга по имени Евдокия — Евдокия Ганнибал, первая жена Абрама Ганнибала, уличенная прадедом Пушкина в измене.
Староладожский Успенский девичий монастырь
В годы советской власти в стенах монастыря был интернат для детей с отклонениями в развитии и только в 2004 году монастырский комплекс вернули епархии. Сейчас ведутся восстановительные работы, но сделать нужно еще очень многое.
Староладожский Успенский девичий монастырь Староладожский Успенский девичий монастырь На старом фундаменте планируют возвести церковь Рождества Христова
Раскопки на территории монастыря.
Птичник в Успенском монастыре
Монастырь пытается заработать, продавая яйца из собственного птичника.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Эта пятиглавая церковь стоит на Малышевой горе. В средние века здесь находился Иоанновский монастырь, но сооружений того времени до нас не дошло — нынешний храм был выстроен в 1695 году. При Екатерине II монастырь упразднили, а церковь сначала сделали приходской, а затем передали Никольскому монастырю.
Пещеры Старой Ладоги
Как раз на землях принадлежащих Иоанно-предтечинской церкви и находятся многочисленные береговые пещеры, которые тянутся на сотни метров внутрь горы. В пещерах раньше добывали белый песок, а сейчас там проживает уникальная колония реликтовых летучих мышей. Пещеры с мышами закрыты для посещения из охранных соображений.
Курганы по берегам Волхова в Старой Ладоге, первый слева считается могилой Вещего Олега
С этими пещерами связано множество легенд. Говорят, что где-то в горе находится могила самого Рюрика со множеством драгоценностей. Рюрик совершенно неоднозначная фигура в русской истории, согласно официальной версии он был скандинавским князем и прибыл в 862 году с братьями и дружиной в Старую Ладогу по приглашению местного населения для того чтобы стать правителем земель русских.
Рюрик сновал династию русских князей и царей, которая правила на Руси около 700 лет. Кем был и откуда пришел легендарный князь Рюрик нам наверное не суждено узнать, версий существует множество, обо всем этом можно почитать в википедии.
Согласно официальной версии могилы Рюрика в курганах Старой Ладоги нет.
С могилой Вещего Олега не все так просто. Все же местные жители показывают на курган в котором похоронен Вещий Олег, согласно легенде именно в Старой Ладоге «Принял он смерть от коня своего». Но Киевская летопись говорит что могила Вещего Олега находится в Киеве на горе Щековице, а Новгородская летопись утверждает, что его могила все же в Старой Ладоге.
Дом купца Калязина
Дом купца Калязина — археологический музей
Старая Ладога полна легенд и сказаний, это место только начинает возрождаться, кто знает может когда-нибудь найдут и могилу Рюрика, когда Шлиман собирался на раскопки Трои ему тоже никто не верил.
trip-together.ru
Георгиевская церковь в Старой Ладоге
Георгиевская церковь в Старой Ладоге 2 половины XII века находится в пределах древней крепости, расположенной в низовьях реки Волхов. Этот храм известен не только благодаря уникальным фрагментам фресковых росписей 2 половины XII века, выполненных византийскими художниками. Георгиевская церковь, как и собор Успенского монастыря Старой Ладоги, несет в себе узнаваемые черты новгородской школы второй половины XII века.
Точная дата сооружения храма не известна. Несохранившаяся церковь Климента папы Римского, предшествовавшая Георгиевской церкви, по летописному источнику датируется 1153 годом. Георгиевская церковь Старой Ладоги – это камерный крестовокупольный храм с позакомарным завершением, увенчанный одной главой. На востоке четверика расположены три высокие апсиды, имеющие небольшой вынос. Разделенные лопатками на прясла стены боковых фасадов, прорезаны окнами, расположенными пирамидально. Внутреннее пространство храма устроено по примеру утраченной церкви Климента. В западной части храма расположены хоры, представляющие замкнутые угловые камеры, соединенные деревянным настилом, что наследует прием, впервые сложившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, построенного новгородскими мастерами, видимо, в конце 1130-х годов. На хоры можно подняться по внутристенной лестнице, расположенной в западной стене. В интерьере отсутствуют лопатки оставляя стены храма свободными для размещения росписей.
Исследователи обратили внимание на очевидную связь архитектуры Георгиевской церкви и украшающих ее интерьер фресок. В частности, нижнее окно дьяконника во время строительства было устроено в южной стене четверика, что нарушало общую композицию алтарной части, где все окна были расположены симметрично в два яруса. Этот отход от правила был обусловлен тем, что в южной апсиде была осуществлена большая фреска вертикального формата «Чудо Георгия о змие», которую решили не разрывать окном.