Этикет древнего египта. Особенности делового поведения в Египте.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.1 Этикет в Древнем Египте. Этикет древнего египта


Этикет в Древнем египте

Этикет в Древнем Египте

Как известно, данные об основных этапах развития отдельных государств и цивилизаций современные ученые узнают из сохранившихся памятников той или иной культуры, к которым можно отнести дошедшие до наших дней рисунки, гробницы, храмы, остатки поселений, жилищ и предметов быта. Свидетельствами различных сторон жизни древних египтян также остаются обнаруженные археологами рисунки, оставленные в гробницах и храмах. Необходимо заметить, что древние египтяне почитали богов и умерших, подчас забывая о благах и удобстве живых. Египтяне благодарили богов за ниспосланную им жизнь на земле. Города, которые они возвели на живописных берегах Нила, они считали земным раем, а свою жизнь счастливой. Именно потому древние египтяне, по мнению историков, отличались веселым и добродушным нравом, что и отражают оставленные ими в гробницах, как оказалось, на память потомкам, рисунки с изображением картин повседневной жизни. Стоит, правда, заметить, что главными героями нарисованных сцен являются в основном люди богатые, знатные вельможи, цари и их родственники.

Почему же рисунки, изображающие бытовые сцены, находят именно в гробницах? Дело в том, что жители Древнего Египта свято верили в воскрешение, точнее — в пробуждение умершего после проведения ряда магических действий и прочтения заклятий. Проснувшийся от вечного сна должен был увидеть картины своей земной жизни и таким образом как бы сначала пережить все то, что ему довелось пережить при жизни на земле. Загробную жизнь древние египтяне видели своеобразным продолжением жизни земной. Причиной такого видения было отсутствие какого-либо конкретного представления о жизни после смерти на земле и нежелание расставаться с земной жизнью и всем тем, что с ней связано, навсегда. Именно поэтому гробницы знатных жителей Древнего Египта украшают рисунки с изображением картин по: вседневной жизни, которую считали благополучной и счастливой, которую хотели продлить и которую хотели перенести в мир потусторонний после смерти.

Необходимо заметить, что рисунки со сценами повседневной жизни, украшающие гробницы древних египтян, были выполнены на камне с использованием особого приема — выпуклого и врезанного рельефа. Почти все обнаруженные археологами рельефы содержат надписи, комментирующие ту или иную сцену. В одной из гробниц были найдены рисунки с изображением жизни знатного вельможи, его дом и обширнейшее хозяйство. Главным героем их является сам вельможа: один рельеф показывает его в окружении домочадцев: супруги, детей, родственников, другой — во время утреннего туалета, третий — на рыбалке, четвертый — на охоте и т. д. Таким образом, оставленные древними египтянами рисунки в гробницах могут служить для современных жителей земли свидетельством отношений между людьми более ранних эпох, иллюстрацией формирования и бытования особых правил поведения человека в восприятии его не только как члена отдельной семьи, но и общества.

Стремление украшать свое тело и наряды драгоценностями переросло у древних египтян в целое искусство. Мастера-ювелиры в больших количествах изготавливали на заказ и поставляли ко дворам знати самые разные украшения: кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, амулеты и талисманы. Особым было к таким изделиям и отношение. Так, например, египетские девушки хранили свои сокровища в сундучках и вынимали их оттуда лишь изредка, в особенно значительные праздники.

Судя по сюжетам сохранившихся древнеегипетских рисунков, уход за телом и поддержание красоты занимали довольно важное место в повседневной жизни. Так, известно, что омовение тела производилось древними египтянами несколько раз в день. Умывальные принадлежности — небольшой таз и кувшин с водой — размещали под столом, за которым трапезничали. Делали это для того, чтобы обедающие могли умыться и вымыть руки до и после еды.После утреннего туалета мужчин-египтян всегда посещал цирюльник, место которого затем занимали слуги, делающие маникюр и педикюр своему хозяину. А к женщинам каждое утро приходил парикмахер, чтобы сделать знатным красавицам прическу. Утренний туалет фараона являлся едва ли не главным событием в жизни придворных. Только удостоившиеся чести быть приглашенными могли присутствовать при одевании, умывании и причесывании самого главного человека в государстве.

Другие высокопоставленные особы Древнего Египта, как то визири, чиновники и судьи, подобно фараону, превращали утренний туалет в действо. Все манипуляции парикмахеры и слуги производили не только в присутствии многочисленных родственников, но также и писцов, которые находились рядом и, вооружившись пером и чернилами, были готовы запечатлеть приказы государственной важности на бумаге. Необходимо заметить, что парикмахеры и цирюльники держали, свои инструменты в строгом порядке. Так, бритвенные принадлежности хранили в специальных футлярах из кожи, которые в свою очередь складывали в шкатулки, изготовленные из дорогостоящего черного дерева.

Но на стрижке и приведении в порядок ногтей утренний туалет знатного вельможи или судьи в Древнем Египте не оканчивался. Место парикмахера, гладко выбривавшего голову, не оставляя не единого волоска, цирюльника, ухитрявшегося придавать даже самой жидкой бороденке форму каре, и мастера маникюра и педикюра занимал специалист по ароматам и красоте. Все благовония хранили в специальных флаконах, сделанных их хрустального камня, алебастра или обсидиана. А в небольших холщовых мешочках держали порошки, приготовленные из малахита и галенита, необходимые для подводки глаз. В моде у древних египтян были глаза миндалевидной формы. Причем подводить глаза могли как женщины, так и мужчины. Считалось, что краска для глаз служит не только способом получить выразительные глаза, но также помогает уберечь их от пыли, ярких солнечных лучей и насекомых. Поэтому можно сказать, что красить глаза в Древнем Египте означало не только следовать тенденциям моды, но и сохранять здоровье.

Говоря о нежелании жителей Древнего Египта умирать и прощаться с жизнью на земле, преисполненной всяческими благами, стоит заметить, что древние египтяне очень внимательно и трепетно относились к красоте и сохранению молодости, словно пытаясь таким образом открыть секрет долголетия. Тай, например, ни один мужчина, ни одна женщина в Древнем Египте не могли позволить себе оставить на голове седые волосы. Да и мелкие волоски и пушок на теле считались дурным тоном. Именно поэтому седые волосы и пушок на теле беспощадно удаляли. А уж способов сохранения и укрепления волос древние египтяне знали в избытке.

«По одежке встречают...» — гласит народная мудрость. Действительно, человек не случайно с давних пор придает большое значение предметам одежды. Ведь она есть первый показатель его вкуса и, пожалуй, ума и характера. Столь же внимательно к подбору одежды относились и древние египтяне, хотя, стоит признать, особенно большим ассортиментом они не располагали. Закончив утренний туалет, мужчина-египтянин завершал свой наряд, состоявший, как правило, из одной только набедренной повязки, украшениями: кольцами, браслетами, нагрудными ожерельями и подвесками из яшмы или сердолика. Именно в таком облачении знатный вельможа мог не только осматривать свое владение, но также принимать посетителей, вести переговоры и посещать какие-либо учреждения. В ряде случаев набедренную повязку меняли на длинную, до середины икры («миди», как сказали бы современные модницы), юбку и обували сандалии.

К сандалиям в Древнем Египте было особенно трепетное отношение. Так, даже фараон, желая поберечь обувь, мог идти босиком, а слуга нес следом за ним его сандалии. По прибытии же к назначенному месту фараон обувался. Материалом для плетения сандалий в Древнем Египте были папирус, кожа и даже золотые пластины. Судя по сохранившимся свидетельствам, сандалии на золотой подошве часто вызывали развитие различных болезней ног, отчего их надевали крайне редко.Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые жители Древнего Египта носили длинные платья на тонких бретелях, а другие облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной ткани. Наряды и мужчин и женщин завершали, как уже было сказано выше, разнообразные украшения.

Не менее важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Блюда со всевозможными кушаньями ставили на маленький низкий стол, за который могли сесть только один-два человека. Детей усаживали на подушки или циновки, положенные на пол. Все члены семьи ели отдельно. Первым завтракал глава семейства. Ему подавали кушанья (как правило, это был хлеб, мясо, пирог и пиво) сразу после завершения утреннего туалета. Его супруга могла завтракать либо во время туалета, либо после его окончания.

Обеденное меню включало мясо птицы и говядину, фрукты и овощи, хлеб, пироги и пиво. Спустя три-четыре часа древние египтяне вновь трапезничали. На этот раз подавали легкие блюда и напитки. Ужинали они в* конце дня, за один-два часа до сна.

Одним из наиболее часто встречаемых сюжетов рисунков в египетских гробницах являются изображения сцен застолий и пиров. Их устраивали наиболее зажиточные египтяне. Это были пышные приемы, на которых присутствовали многочисленные друзья и родственники хозяина. Последний должен был тщательно подготовиться к встрече гостей: купить в лавке необходимые продукты, убрать в доме, пригласить музыкантов, певцов и танцоров. Наиболее зажиточные хозяева забивали быка, мясо которого затем шло на приготовление жаркого и соусов. Гусей целиком обжаривали на вертелах. К столу подавали также кувшины с вином, ликерами и пивом. Фрукты выкладывали пирамидой на специальных подставках и в корзины. Посуда для подачи таких изысканных кушаний также была особенной, отличавшейся от той, которой пользовались хозяин и домочадцы в обычные дни: это были расписные тарелки и кубки из золота и серебра.

Правила вежливости обязывали хозяина встречать каждого особенно знатного или желанного гостя у ворот, а затем провожать через сад к столу. Иногда гостей встречал специально приставленный привратник, а хозяева поджидали их в зале приемов. Если гость прибывал со своим семейством в колеснице, то слуги должны были показать вознице место, куда можно было поставить повозку.

Приглашенные на праздничную трапезу прибывали в дом хозяина в сопровождений своих рабов, женщин и мужчин. В зале приема хозяйского дома их также ожидали многочисленные рабы и слуги. Слугам-мужчинам негласными правилами этикета предписывалось носить белые сильно накрахмаленные юбки, а слугам-девушкам разрешалось облачаться лишь в маленькие набедренные повязки и украшать себя: ожерельями, а также ручными и ножными .браслетами. В знак уважения и благодарности за визит от имени хозяина слуги должны были преподнести каждому из гостей по цветку лотоса, после чего предложить напитки (как правило, это было вино или пиво) и сладкие блюда.

Приглашенные на пир гости также должны были быть одетыми соответствующим образом. Правила приличия, бытовавшие в Древнем Египте, обязывали надевать платья и туники, сшитые из гофрированного льна. А голову нужно было покрывать длинными черными париками, закрывающими часть шеи, уши и лоб.

При входе в дом приглашенные к праздничному застолью египтяне приветствовали хозяина и прибывших ранее, расточаясь в жарких комплиментах и льстивых словесах. В ответ хозяин также произносил приветственную речь.

После завершения церемонии приветствия и обмена любезностями гости и хозяева переходили из зала приема в комнату, где и происходило собственно пиршество. Тот зал щедро украшали. Главное место отводили для кресел, из которых золотые с отделкой из бирюзы, сердолика или лазурита и высокими, с резным орнаментом спинками предназначались для особо знатных гостей. Для гостей менее знатных устанавливали низкие табуреты с искривленными и перекрещивающимися ножками и раскладывали на полу циновки и подушки. В Древнем Египте существовала традиция рассаживать гостей, мужчин и женщин, по разным сторонам стола: обычно женщины должны были садиться по одну его сторону, а мужчины - по другую. Однако мужчина, прибывший в дом хозяина со своей супругой, мог изъявить желание сесть за стол рядом с женой.

После того как гости рассядутся по отведенным им местам, прислуживающие им рабыни должны были надеть на .каждого красивую разноцветную гирлянду и подать ароматное масло или жир, кусочки которого клали на голову поверх парика. И только тогда к обеденному столу подавали кушанья. Нужно признать, что праздничные блюда древних египтян .радовали глаз своим разнообразим. Там были яства, которые могли удовлетворить вкус самого взыскательного и привередливого гостя. Жареная говядина и мясо птицы, куры, утки, голуби и гуси, обжаренные на вертелах, овощи, фрукты, хлеб — все это подавали хозяева в красивой посуде, чтобы удивить своих знакомых и родственников своим гостеприимством, радушием, щедростью и достатком. На металлических подносах разносили кувшины с вином, каждый из которых содержал записку с указанием времени изготовления напитка. Кушанья в Древнем Египте было принято есть руками. Только лишь для разрезания больших кусков мяса использовали нож. После завершения трапезы гости могли омыть руки в чаше, передаваемой по кругу.

Древних египтян можно по праву назвать страстными почитателями музыкального искусства. Ни одно пиршество не обходилось без игры на музыкальных инструментах, пения и танцев. Еще в эпоху пирамид в Древнем Египте появились такие музыкальные инструменты, как гобой, арфа и флейта. А чуть позже, начиная примерно со II тысячелетия до н. э., они совершенствуются. Так, например, были созданы большая и малая арфы, у первой количество струн увеличилось вдвое. В Древнем Египте были известны также лютня, барабан, двойная флейта, трещотка и систр. Изображение последнего можно увидеть на рисунке, показывающем древнеегипетскую богиню музыки, танцев, застолий и любви Хатхор. Систр надевали на голову вместо или поверх парика и, тряся головой, извлекали звуки, похожие на звон маленьких колокольчиков, под которые пели или танцевали.

Таким образом, музыкальные номера обязательно входили в увеселительную программу любого пира в Древнем Египте. Музыканты, одетые в белые юбки, с нагрудными украшениями и браслетами на руках, усаживались в самом центре обеденного зала. Большинство песен древние египтяне посвящали богам, которых благодарили за счастливую и безмятежную жизнь на земле. Известны также песни, которые повествуют о кратковременности существования человека в этом мире, 6 том, что рано или поздно смерть все равно настигнет человека. Некоторые из дошедших до наших дней древнеегипетских песен рассказывают о любви. Одним из номеров музыкальной программы праздничного застолья обычно являлось выступление танцоров или танцовщиц, которые предлагали на суд зрителей танцевальный номер, сопровождающийся игрой девушек-музыкантов.

Известно, что в конце I тысячелетия до н. э.— начале I тысячелетия н. э. в Древнем Египте появилась традиция демонстрировать собравшимся гостям гроб с раскрашенной мумией. Слуги подносили гроб к каждому из гостей, а сам хозяин произносил следующие слова: «Посмотрите на мумию и после этого пейте, ешьте и наслаждайтесь вволю, ибо после своей кончины будете подобны этой мумии». Некоторые из гостей, видимо, буквально понимали речь хозяина и тут же набрасывались на кушанья и старались выпить как можно больше вина и пива. Ряд рельефов показывает, как объевшиеся и перепившие вина горе-гости склонили головы под стол, чтобы освободиться от отягчающих излишков еды и питья. Соседи по столу заботливо придерживают их. По-видимому, такое поведение не считалось слишком зазорным в Древнем Египте.

studfiles.net

2.1 Этикет в Древнем Египте. Развитие этикета в исторической ретроспективе

Похожие главы из других работ:

История развития этикета

4. Придворный этикет

С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы...

История этикета в Древнем Риме

История этикета в Древнем Риме

...

История этикета в Древнем Риме

Застольный этикет

Общеизвестно, что застолье происходит по-разному у разных народов. Европейцы ели и едят за высоким столом. У восточных и западных славян принятие пищи за высоким столом расценивалось как правильное, христианское поведение...

Культура общения и речевого поведения

1. Этикет и Речь. Речевой этикет

Само слово этикет возникло во Франции и употребляется со времен Людовика XIV. Первоначально он возник как церемония демонстрации иерархической власти. В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил обихода, поведения...

Международный этикет

1.2 Где зарождался этикет

Англию и Францию называют обыкновенно “классическими странами этикета”. Однако это мнение справедливо только относительно эпохи, более близкой к нашему времени, если же мы перенесемся в эпоху, более отдаленную от наших дней...

Международный этикет

2.2 Международный этикет

Естественно, что каждая страна имеет свои национальные традиции, свои правила поведения в обществе. Эти правила и традиции развивались и формировались на протяжении тысячелетий и развития нации...

Менталитет немцев

2.3 Этикет в Германии

Форма одежда консервативна, впрочем, как и все остальные элементы делового этикета. На встречах, которые связаны с бизнесом, для мужчины важны две вещи: костюм и галстук. В этой стране принято обращаться на «вы» и по фамилии...

Особенности общения в Интернете

2.2. Интернет-этикет

Необходимо отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно...

Правила знакомства в русском речевом этикете

3. Этикет знакомства

В былые времена познакомиться без посредников было практически невозможно -- это считалось дурным тоном. У англичан по этому поводу до сих пор ходят анекдоты: как быть, если два британца, незнакомые друг с другом...

Правила этикета

1. Этикет знакомства

Правила хорошего тона не рекомендуют знакомиться с посторонними людьми: Ш на улице; Ш в транспорте; Ш в ресторане, театре, музее; Ш и других общественных местах. С одной стороны, неприлично навязывать свое общество незнакомому человеку...

Правила этикета

2. Этикет приветствия

Когда в публичных местах встречаются люди, уже знакомые друг с другом, они обмениваются приветствиями. Мужчина, кланяясь женщине, вынимает руку из кармана и сигарету изо рта. Женщина, отвечая на приветствие...

Правила этикета

3. Этикет прощания

Средняя продолжительность пребывания в гостях разрешенная этикетом составляет 2-2,5 часа, когда приглашают к завтраку, обеду или на чашечку кофе, и 3-4 часа -- для ужина. В любом случае, уходить после ужина следует не позднее 24 часов...

Развитие этикета в исторической ретроспективе

2.3 Этикет Средневековья

Этикет средневековья нередко называют этикетом жестов. Культура жестов, т. е. движений человеческого тела, наделенных особым значением, получила наивысшее развитие именно в Средние века...

Речевой этикет

2.1 Этикет

Этикет тесно связан с этикой. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической...

Этикет и имидж руководителя

1. ЭТИКЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ

Этикет -- это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду). Этикет, как и общение...

etic.bobrodobro.ru

Развитие этикета в исторической ретроспективе

Контрольная работа - Культура и искусство

Другие контрольные работы по предмету Культура и искусство

?анции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации; этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).

К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

 

.2 Виды этикета

 

Различают несколько видов этикета:

I. Придворный этикет - строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. В настоящее время применяется при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.

2. Воинский этикет - свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.

. Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.).

. Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.

Большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны или совпадают в той или иной мере. Однако в кругу дипломатических и официальных лиц строгому соблюдению правил этикета придается большое значение.

Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в практической деятельности.

Многие аспекты дипломатического протокола имеют значение не только для профессиональной дипломатической деятельности, но и для тех случаев, когда его применение может быть полезным для общения как в различных сферах деятельности, так и в неофициальных контактах.

 

Глава 2. Этикет в исторической ретроспективе

 

.1 Этикет в Древнем Египте

 

Древние египтяне почитали богов и умерших.

Гробницы знатных жителей Древнего Египта украшают рисунки с изображением картин по: вседневной жизни, которую считали благополучной и счастливой, которую хотели продлить и которую хотели перенести в мир потусторонний после смерти.

Рисунки, были выполнены на камне с использованием особого приема - выпуклого и врезанного рельефа. Таким образом, оставленные древними египтянами рисунки в гробницах могут служить для современных жителей земли свидетельством отношений между людьми более ранних эпох, иллюстрацией формирования и бытования особых правил поведения человека в восприятии его не только как члена отдельной семьи, но и общества.

Стремление украшать свое тело и наряды драгоценностями переросло у древних египтян в целое искусство. Мастера-ювелиры в больших количествах изготавливали на заказ и поставляли ко дворам знати самые разные украшения: кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, амулеты и талисманы. Особым было к таким изделиям и отношение.

Судя по сюжетам сохранившихся древнеегипетских рисунков, уход за телом и поддержание красоты занимали довольно важное место в повседневной жизни. Умывальные принадлежности - небольшой таз и кувшин с водой - размещали под столом, за которым трапезничали.

К женщинам каждое утро приходил парикмахер, чтобы сделать знатным красавицам прическу. Утренний туалет фараона являлся едва ли не главным событием в жизни придворных. Только удостоившиеся чести быть приглашенными могли присутствовать при одевании, умывании и причесывании самого главного человека в государстве.

Другие высокопоставленные особы Древнего Египта, как то визири, чиновники и судьи, подобно фараону, превращали утренний туалет в действо.

В моде у древних египтян были глаза миндалевидной формы. Причем подводить глаза могли как женщины, так и мужчины. Считалось, что краска для глаз служит не только способом получить выразительные глаза, но также помогает уберечь их от пыли, ярких солнечных лучей и насекомых. Красить глаза в Древнем Египте означало не только следовать тенденциям моды, но и сохранять здоровье.

Очень внимательно к подбору одежды относились древние египтяне. Закончив утренний туалет, мужчина-египтянин завершал свой наряд, состоявший, как правило, из одной только набедренной повязки, украшениями: кольцами, браслетами, нагрудными ожерельями и подвесками из яшмы или сердолика. Именно в таком облачении знатный вельможа мог заниматься всеми нужными его делами. В ряде случаев набедренную повязку меняли на длинную, до середины икры (миди) юбку и обували сандалии.

К сандалиям в Древнем Египте было особенно трепетное отношение. Так, даже фараон, желая поберечь обувь, мог идти босиком, а слуга нес следом за ним его сандалии. По прибытии же к назначенному месту фараон обувался.

Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые жители Древнего Египта носили длинные платья на тонких бретелях, а другие облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной ткани.

Важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Блюда со всевозможными кушаньями ставили на маленький низкий стол, за который могли сесть только один-два человека. Детей усаживали на подушки или циновки, положенные на пол. Все члены семьи ели отдельно. Первым завтракал глава семейства. Потом все остальное семейство.

geum.ru

Этика. Величие Древнего Египта

Много писалось об этических нормах древних египтян. Мы знаем, что с древнейших времен жители этой страны отличались высокими моральными принципами. Первым было моральное обязательство по отношению к богу, но, поскольку царь и бог были едины, значит, моральное обязательство и по отношению к царю. О высоких моральных принципах свидетельствуют надписи, в которых отмечаются все добрые поступки, совершенные ради товарищей. Все это вместе, отношение к товарищам и царю, выраженное в словах, свидетельствует об их благочестии. В такой стране, как Египет, с его неплодородной почвой и постоянной угрозой голода, накормить голодного считалось актом милосердия. Как мы говорили, транспортным путем в Египте служила река, движение по которой из-за предательских песчаных отмелей да еще против сильного порывистого ветра зачастую заканчивалось весьма печально; многие лишились не только лодок, но и жизни. Богатые, добродетельные люди всегда «дарили лодку потерпевшему кораблекрушение». Хороший правитель гордился тем, что не притесняет свой народ и заботится о нуждающихся в помощи. Он действовал как «отец для оставшихся без отца, как муж для вдовы, как защитник для сироты» и был особенно внимателен к тем, у кого не было матери. В тяжелые для страны времена он обеспечивал народ необходимым и с гордостью говорил, что в его время никто не голодал. Как судья он был абсолютно беспристрастен, и многие судьи утверждали, что приблизились к этому идеалу. Надпись, относящаяся к периоду правления VI династии, сохранила заявление судьи о том, что, рассматривая дела о наследовании, он делает все для того, чтобы не лишить сына отцовского наследства. В предписании о служебных обязанностях визиря Тутмос III особо настаивает на беспристрастности судьи, подчеркивает необходимость рассматривать все дела одинаково, не отдавая предпочтения друзьям и родственникам и «не допуская, чтобы пришедший последним был выслушан раньше пришедшего первым». Харемхеб (Хоремхеб), последний фараон XVIII династии, пошел еще дальше. В своем указе, «ища благое дело для Египта, исследуя дела», он перечисляет критерии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты»; любой судья, уличенный в злоупотреблениях своим служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и отправляли в ссылку. Рамсес III, назначая судей для суда над заговорщиками, пытавшимися его убить, наставлял их сначала убедиться в вине обвиняемых, прежде чем выдвигать обвинение.

Сановник Интеф, живший во времена правления VIII династии, в надгробной надписи сообщает о своей беспристрастности: «Я был свободен от пристрастий, когда подвергал наказанию виновных». Кроме того, он считает, что служил бедным, помогал тем, кто остался без отца, опекал сирот, защищал слабых.

В одной из надписей царский чиновник объясняет причину особого благоволения со стороны фараона тем, что он «всегда был спокоен и никогда не повторял злых слов».

Тех, кто вел правильный образ жизни и делал людям добро, ждет не только счастливая жизнь в загробном мире, но они оставят по себе добрую память в своем городе.

В 125-й главе Книги мертвых дается перечень грехов – отступлений от принятых норм поведения. Прежде чем предстать перед судом Осириса, умерший произносит речь перед загробным судом во главе с великим богом Ра, уверяя, что не совершал грехов во время жизни на земле. «Я не совершил несправедливостей против людей; я не был жесток к животным; я не совершал грехов в Месте Истины; я не пытался узнать то, что еще не стало; я не был безразличен, видя зло; я не был… мое имя не было сообщено водителю Ладьи; я не богохульствовал; я не отнимал (ничего) у бедняка; я не нарушал божественного табу; я не вредил служителю в глазах его хозяина; я не отравлял; я не заставлял (никого) рыдать; я не убивал; я не приказывал убивать; я никому не причинял страдания; я не преуменьшал пищевые доходы храма; я не портил хлеба для богов; я не крал печенья (поднесенные) для умерших; я не был педерастом; я не предавался прелюбодеянию в святилище моего городского бога; я не увеличивал и не уменьшал никаких мер; я не изменял (площади) аруры; я не обманывал и на пол-аруры; я не увеличивал веса гири; я не надувал на весах; я не отнимал молока от уст младенцев; я не лишал мелкий скот пастбища; я не ловил птиц (предназначенных) богам; я не удил их рыбу; я не устанавливал заслонов для (отведения) воды; я не тушил горящего (на алтаре) огня; я не нарушал мясной пост; я не останавливал скот… я не задерживал выхода бога (из храма)». Эта исповедь, не что иное, как нравственный кодекс, показывает, каких высот достиг этот народ по сравнению с остальными древними народами, насколько благороднее была его религия, чем любая из когда-либо существовавших религий. Когда простой человек говорил, что был любим своим отцом, вызывал похвалу матери, любим сестрами и братьями, это были не пустые слова, не показное благочестие. Человек, который вызывал любовь у всей семьи, должен был быть добрым и справедливым.

В период правления XII династии фараон мог гордиться тем, что он делал для своего народа. «Я молился богу урожая, и был урожай»; никто не голодал; все были сыты и довольны.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Этикет в Древнем египте | Файловый клуб FilesClub.net

Этикет в Древнем Египте Как известно, данные об основных этапах развития отдельных государств и цивилизаций современные ученые узнают из сохранившихся памятников той или иной культуры, к которым можно отнести дошедшие до наших дней рисунки, гробницы, храмы, остатки поселений, жилищ и предметов быта. Свидетельствами различных сторон жизни древних египтян также остаются обнаруженные археологами рисунки, оставленные в гробницах и храмах. Необходимо заметить, что древние египтяне почитали богов и умерших, подчас забывая о благах и удобстве живых. Египтяне благодарили богов за ниспосланную им жизнь на земле. Города, которые они возвели на живописных берегах Нила, они считали земным раем, а свою жизнь счастливой. Именно потому древние египтяне, по мнению историков, отличались веселым и добродушным нравом, что и отражают оставленные ими в гробницах, как оказалось, на память потомкам, рисунки с изображением картин повседневной жизни. Стоит, правда, заметить, что главными героями нарисованных сцен являются в основном люди богатые, знатные вельможи, цари и их родственники. Почему же рисунки, изображающие бытовые сцены, находят именно в гробницах? Дело в том, что жители Древнего Египта свято верили в воскрешение, точнее — в пробуждение умершего после проведения ряда магических действий и прочтения заклятий. Проснувшийся от вечного сна должен был увидеть картины своей земной жизни и таким образом как бы сначала пережить все то, что ему довелось пережить при жизни на земле. Загробную жизнь древние египтяне видели своеобразным продолжением жизни земной. Причиной такого видения было отсутствие какого-либо конкретного представления о жизни после смерти на земле и нежелание расставаться с земной жизнью и всем тем, что с ней связано, навсегда. Именно поэтому гробницы знатных жителей Древнего Египта украшают рисунки с изображением картин по: вседневной жизни, которую считали благополучной и счастливой, которую хотели продлить и которую хотели перенести в мир потусторонний после смерти. Необходимо заметить, что рисунки со сценами повседневной жизни, украшающие гробницы древних египтян, были выполнены на камне с использованием особого приема — выпуклого и врезанного рельефа. Почти все обнаруженные археологами рельефы содержат надписи, комментирующие ту или иную сцену. В одной из гробниц были найдены рисунки с изображением жизни знатного вельможи, его дом и обширнейшее хозяйство. Главным героем их является сам вельможа: один рельеф показывает его в окружении домочадцев: супруги, детей, родственников, другой — во время утреннего туалета, третий — на рыбалке, четвертый — на охоте и т. д. Таким образом, оставленные древними египтянами рисунки в гробницах могут служить для современных жителей земли свидетельством отношений между людьми более ранних эпох, иллюстрацией формирования и бытования особых правил поведения человека в восприятии его не только как члена отдельной семьи, но и общества. Стремление украшать свое тело и наряды драгоценностями переросло у древних египтян в целое искусство. Мастера-ювелиры в больших количествах изготавливали на заказ и поставляли ко дворам знати самые разные украшения: кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, амулеты и талисманы. Особым было к таким изделиям и отношение. Так, например, египетские девушки хранили свои сокровища в сундучках и вынимали их оттуда лишь изредка, в особенно значительные праздники. Судя по сюжетам сохранившихся древнеегипетских рисунков, уход за телом и поддержание красоты занимали довольно важное место в повседневной жизни. Так, известно, что омовение тела производилось древними египтянами несколько раз в день. Умывальные принадлежности — небольшой таз и кувшин с водой — размещали под столом, за котор

filesclub.net

Особенности делового поведения в Египте.

Египет является арабской страной, богатой полезными ископаемыми (в частности, нефтью, газом, железной рудой, поваренной солью). В этой стране развита легкая промышленность (хлопчатобумажная промышленность), а также машиностроение, производство минеральных удобрений и стройматериалов. Суэцкий канал является важным источником доходов страны за счет разрешений прохода суден по нему.Т.о. можно отметить, что Египет – это достаточно развитая страна, с которой сотрудничает множество зарубежных компаний и деловых партнеров.

При установлении деловых контактов с арабскими партнерами обязательно следует учитывать то, что их этические нормы во многом отличны от европейских. При недостаточном понимании этих различий возможны недоразумения, зачастую приводящие к конфликтам и недоверию.

Арабы менее замкнуты, чем европейцы. Они любят ходить в гости и принимать гостей, вести долгие беседы. Гостеприимство считается одной из основных черт жителей арабских стран. Позором считается скупость. По традиции двери дома всегда открыты, даже для иностранцев. Гостя всегда ждет щедрое угощение. Бедуины готовы даже зарезать последнего верблюда, чтобы накормить гостя.

Групповые связи в арабских странах весьма сильны. Только в группе человек приобретает чувство уверенности в себе, надежности и безопасности. Одиночества здесь опасаются. Модели поведения заранее предопределены групповыми связями и не оставляют свободы выбора. Свои поступки постоянно соизмеряются с реакцией на них других. Стремление любым способом сохранить лицо выражается в чувствительности к мнению окружающих. Боязнь потерять лицо не позволяет публично признавать своих ошибок. Самокритика является редким исключением из общих правил. Поэтому критерии правды и лжи по отношению к сохранению лица будут второстепенными. Ложь во спасение вполне допустима.

Т.к. Египет является высококонтекстуальной страной, то для выражения полного смысла сообщений используется сочетание вербального и невербального стилей передачи информации. Слушатель должен уметь читать между строк. При интерпретации смысла сообщения слова не так важны, как контекст, который может включать в себя тон голоса, мимику, жесты, позы и даже историю семьи и статус говорящего.

Приветствие в арабском мире превращается в церемонию, призванную установить теплые доверительные отношения. Оно очень тепло окрашено, сопровождается расспросами и рассказами о здоровье, родственниках и детях. Даже если вы спешите, то необходимо выслушать арабского собеседника и поблагодарить за многочисленные пожелания благополучия. Искреннее внимание и встречные вопросы будут восприняты очень благосклонно. Вы должны регулярно справляться о здоровье всех представленных вам родственников. Это поможет добиться симпатии арабского партнера.

Комплименты воспринимаются весьма положительно. Поэтому в разговоре с арабскими партнерами не надо скупиться на похвалы их стране, искусству, одежде и пище. Но к женщинам обращаться с комплиментами считается неприличным.

В Египте очень важно обращаться к коллегам, называя их профессиональные и академические звания, а также проявлять уважение к старшим и людям, занимающим высокое положение.

Необходимо следовать правилам поведения, обусловленным религиозными нормами, в отношениях между мужчинами и женщинами, в одежде. Это не менее важно, чем соблюдение законодательства страны.

Невербальное поведение

"Культурная дистанция" между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Собеседники едва не касаются друг друга, что должно свидетельствовать о доверительных отношениях. Поэтому, если вы будете держаться своей привычной дистанции, араб может подумать, что вы находите его присутствие физически неприятным или что вы слишком холодный человек.

Привычной формой приветствия у египтян считается рукопожатие (только между представителями одного пола), сопровождаемое искренней улыбкой и прямым зрительным контактом. Но что касается общения с женщинами – необходимо поддерживать большую межличностную дистанцию, а зрительный контакт свести к минимуму.

Как и в других исламских странах, в Египте левая рука считается нечистой. Во время еды пользуйтесь правой рукой. Если надо что-то передать египтянину, это также делается правой рукой. Например, вручайте свою визитную карточку только правой рукой. Если вы сидите, не показывайте подошвы обуви: они также считаются нечистыми.

Дресс-код

Что касается деловой одежды, то иностранцы ожидают увидеть египетские образцы скромными. На официальные или первые деловые встречи мужчины должны носить костюмы и галстуки. Мужчины с длинными волосами, пирсингом или украшениями — за исключением обручального кольца — считаются непрофессионалами, а женщины должны одеваться консервативно и в соответствии с деловой обстановкой. Рекомендуется избегать обтягивающей одежды и глубокого декольте. Юбки должны быть достаточно длинными: убедитесь, что, когда вы сидите, их длина ниже колена. Брючные костюмы — самый безопасный вариант.

Формы обращения

Социальный статус особенно заметен в деловом окружении. Большая часть знакомств вначале будет формальной. Обращение к кому-либо в соответствии с должностью поможет соблюсти эту формальность и покажет уважение. Очень важно подобрать форму обращения, соответствующую должности. Например, к министру обращаются «Ваше превосходительство». К любому человеку, имеющему докторскую степень, обращаются «доктор». Если не обращать внимания на эти тонкости, вас могут посчитать невежливым и высокомерным, что египтяне очень не любят.

К большинству египтян нужно обращаться по их имени и должности: к Мухаммеду Ханафи следует обращаться Устаз Мухаммед или Дуктор Мухаммед. В некоторых местах, в частности в сфере услуг и туристической индустрии, также используют английское слово «мистер», так что можно сказать мистер Мухаммед. В письменной речи используются полное имя и должность: Устаз Мухаммед Ханафи. Желательно выяснить перед встречей, как пишется имя вашего партнера по-английски, чтобы облегчить произношение.

Ведение переговоров

Переговоры в Египте ведутся в расслабленной и неторопливой обстановке.

Египетские бизнесмены и официальные лица часто опаздывают на встречи, но от гостей ожидается прибытие вовремя. Запомните, терпение - это благодетель. Если вас в Каире заставили ждать, это может быть потому, что ваш коллега попал в транспортную пробку. Каир - это одна сплошная пробка, местные бизнесмены зачастую проводят совещания в своих машинах.

С другой стороны, ваш коллега мог задержаться на предыдущей встрече, которая продолжалась дольше обычного. Египтяне считают, что прервать резко одну встречу ради другой - это верх невежливости. А может человека, с которым у вас назначена встреча, попросили помочь другу или родственнику, попавшему в затруднительное положение. В этой культуре люди и взаимоотношения между ними - более важны, чем часы, графики и повестки дня. Какой бы ни была причина, по которой вас заставили ждать, главное - не показывать своё раздражение или нетерпение.

Когда встреча началась, вы можете заметить ещё одну особенность в поведении – прерывание встреч (или так называемые «открытые встречи»). Чем выше положение занимает лицо, с которым вы ведёте переговоры, тем больше его будут отвлекать. Не думайте, что ваш коллега не будет отвечать на телефонные звонки. В Египте считается невежливым не принять неожиданного посетителя или не ответить на телефонный звонок.

Как и в других культурах Средиземноморья, в Египте очень важно познакомиться с партнером до начала деловых переговоров. Этому способствует беседа за чашечкой кофе. Хорошими темами для бесед могут быть история Египта, путешествия, еда и памятники.

Арабы стараются установить на переговорах атмосферу взаимного доверия. При первом знакомстве обязательно выскажут партнеру радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции. Последующая беседа может проходить гораздо менее гладко. В их характере - избегать определенности, однозначных "да" и "нет". Вместо этого говорят: "инналла" или "мамалла" ("дай бог" или "не дай бог"). В их традициях время от времени справляться о вашем здоровье, здоровье ваших близких, о ваших делах. Но это не означает, что вы должны подробно отвечать на эти вопросы. Арабы предпочитают "торг" за столом переговоров всем иным формам взаимодействия с деловым партнером. В это время они будут угощать вас чаем, кофе и прохладительными напитками, от которых ни в коем случае нельзя отказываться. Эти напитки являются символом египетского гостеприимства, и если вы отказываетесь, значит, проявляете высокомерие и отказываетесь от сотрудничества. Соглашайтесь на каждую уступку с большим нежеланием и только при соблюдении определённых условий. Всегда требуйте что-то эквивалентное взамен на каждую уступку.Торг будет длиться до тех пор, пока торгующиеся стороны не сойдутся на средней, удовлетворяющей обоих, цене.

В арабских странах всегда стараются оставить за собой возможность продолжить контакты, если становится очевидным, что на этот раз соглашения достигнуть не удается. При этом отказ от сделки сопровождается расточением похвал в адрес партнера и отвергнутого соглашения. Если же соглашение достигнуто, необходимо время от времени созваниваться с арабским партнером, чтобы удостовериться, что решение о сотрудничестве принято и дела идут в нужном русле.

Застолье является одной из составляющих традиционного арабского гостеприимства. Есть можно только те блюда, которые предложат хозяева. Они будут предлагать лучшие кусочки, от которых нельзя отказываться. Нахваливая приготовленные кушанья, не стоит слишком много внимания уделять тому, кто их приготовил, и просить познакомить с поваром. Скорее всего, это будет жена хозяина, а ее не будут представлять иностранцу. Длительные застольные беседы не приняты.

Никогда не нужно заканчивать встречу на деловой ноте, а нужно немного поговорить на отдаленные темы, такие как культура, путешествия и т.п.

Деловая переписка

В Египте практически вся деловая и дипломатическая переписка ведется на английском языке, но, не смотря на это, некоторые бизнесмены предпочитают вести ее на родном для египтян языке – арабском. Таким образом, имеются определенные правила ведения переписки на арабском языке.

На конверте указываются два адреса: адресата и отправителя. Адрес получателя корреспонденции помещается (обычно печатными буквами) на лицевой стороне конверта. В первой позиции принято указывать имя и фамилия адресата, и иногда его должность и название фирмы. Вторая позиция - куда? - заполняется в следующем порядке: номер дома - улица -город - страна. В отличие от России, где географические координаты обычно указываются по убыванию.

Египет, Луксор, ул. Тилифизиун д.22 j - 1 =-. /Ji Мухаммаду Ахмаду Муниру j " «_ »SVI і яJJSJJjbi т Если письмо вкладывается в конверт с прозрачным окошком, то адрес пишется в левом верхнем углу письма. Причем письмо складывается таким образом, чтобы адрес получателя просвечивался через окошко конверта. Адрес отправителя указывается на обратной стороне конверта. Египет, Гиза, ул. Аль-Ахрам, д.42 jlЗ5 1 / 1 АбдаллеФуаду - "" J 1 V J 1 J- Y Если необходимо, можно также указать номер абонентского ящика (P.O.Box) - - 1 cjj-iJ"» (.1_ .о= ). Соловьев Э.Я. в книге «Современный этикет и деловой протокол» пишет, что с января 1997 года Россия перешла на европейскую систему адресования: имя, фамилия, дом, улица, город, страна [48, с. 84]. Однако на практике все по-прежнему руководствуются вышеизложенными принципами.

Автор книги «Как правильно писать современные письма», изданной в Ливане в 1990 году, пишет: «Когда торговец или владелец завода пишет письмо, в котором предлагает купить свои товары, для достижения этой цели ему следует учесть следующие моменты: во-первых, письмо должно быть кратким, но не лишенным оригинальности; во-вторых, язык письма должен быть простым; в-третьих, в письме должны быть ссылки на различного рода официальные документы, свидетельства и лицензии; и в-четвертых, письмо должно побудить адресата к действию» [92, с. 7]. В идеале, уже с самых первых строк читатель настолько увлекается письмом, что просто не может не дочитать его до конца. Этому-то и должна способствовать гармония простоты, оригинальности и лаконичности, о которой пишет автор и которая должна проявиться уже в первых двух предложениях. В свою очередь ссылки наразличного рода документы добавляют веса репутации фирмы и как бы заранее гарантируют качество предлагаемого товара.

В структуре делового письма можно выделить следующие элементы: - шапка с логотипом учреждения на фирменном бланке; - место и дата написания письма; - внутренний адрес; - вступительное обращение; - приветствие; - основная часть письма; - заключительные формулы вежливости; - подпись; - постскриптум.

Логотип учреждения находится в верхней части бланка. Западная традиция предписывает помещать его слева. Однако в арабских деловых документах он обычно занимает правый верхний угол или располагается посередине. Если письмо направляется каким-либо государственным учреждением (министерством, посольством), то в качестве логотипа выступает, как правило, государственный герб, под которым указывается название этого учреждения: «ПОСОЛЬСТВО РФ В АРЕ» J " PUJVI Ь-JJ SJIL «Министерство финансов» Д 1 SJ jj и т.д. Если речь идет о частной компании, то под логотипом может размещаться ее почтовый адрес, номера телефона и факса.

Следует отметить, что в словосочетаниях, типа «министр иностранных дел» (V j 1 а9 JOJ), «министерство финансов» ( UJ 1 »J jj AJU) И Т.П., В арабском языке характерно наличие эшшпсиса, т.е. пропуска подразумеваемого члена. Так что в названии министерств, как правило, отсутствует слово «дела» - «UJ -». В то же время прилагательное, относящееся к «выпавшему» слову, остается в той же форме и приобретает определенные черты существительного, вступая в идафу со словами «министр», «министерство»: Министерство иностранных дел j l U JJ Министерство внутренних дел ЯлкиSjljj Министерство финансов (букв.Д И J jj «министерство финансовых») Мусульмане могут предварять письмо религиозной формулой, с которой начинается каждая сура Корана «Во имя Аллаха милостивого и = -Ji o j5 1 г милосердного» Обычно она предшествует всему тексту письма. Христиане же в этом случае пишут «Во ИМЯ ПреСВЯТОЙТрОИЦЫ» ИЛИ 0«.ФП lijjMfuu «Во имя Отца и Сына и Святого 0 j о сJ- 1 J O# J ч#1 Духа - единого Бога. Аминь»

Деловые подарки

В арабских странах существует настоящий культ подарков.Так как семья играет первостепенную роль в жизни арабов, следует привезти подарки для всех родственников арабского партнера. Так как Египет является мусульманской страной, где запрещено есть свинину распивать алкоголь– не нужно дарить вино и др. алкогольные напитки, а также изделия из свиной кожи. Избегайте дарить произведения изобразительного искусства: здесь можно легко ошибиться, не зная, что позволяет изображать ислам. Хорошим подарком могут быть ручка с золотым пером, изделия из фарфора, серебра. Не нужно обижаться, если подарок не будут распаковывать в вашем присутствии. Кстати, упаковке нужно уделить серьезное внимание. Для арабов оскорбительным считается сочетание белого и голубого цветов (цвета национального флага Израиля). Подарки надо преподносить, сопровождая приятными словами и краткими пожеланиями. Недопустимо протягивать подарок левой рукой. В мусульманских странах левая рука считается нечистой, и этим вы можете нанести оскорбление партнеру. Такое же отношение у мусульман и к ногам, поэтому неприличным считается сидеть нога на ногу.

Итак, ведение бизнеса с египетскими партнерами требует знания и понимания этических норм Египта. Следование правилам поведения в обществе и налаживание дружеских связей с египетским партнером поможет в налаживании контактов, осуществлении выгодных сделок, а также обеспечит длительное сотрудничество.

Деловой телефонный разговор

Непосредственно переговорить с партнером или клиентом удается далеко не всегда. Поэтому очень часто нам приходится обращаться к телефону. Подсчитано, что деловые люди тратят на телефонные переговоры от 4 до 25 процентов своего рабочего времени. Благодаря телефону повышается оперативность решения огромного количества вопросов, отпадает необходимость посылать письма, телеграммы или ехать в другое учреждение, на предприятие или фирму. Телефонная связь обеспечивает непрерывный двусторонний обмен информацией на любом расстоянии. По телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы, даются консультации, наводятся справки, и часто первым шагом к заключению договора является именно телефонный разговор.

При эффективном использовании телефон становится важнейшим компонентом создания имиджа фирмы. Именно от приема, который будет оказан потенциальному партнеру на другом конце провода, от того, как сложится предварительный разговор, во многом зависит, не станет ли он последним. От умения сотрудников фирмы вести телефонные переговоры в конечном счете зависит ее репутация (как в мире бизнеса, так и среди широких кругов потребителей), а также размах ее деловых операций.

Таким образом, существуют стандартные правила ведения телефонных переговоров, которые будет уместно использовать в любой стране.

Итак, правило 1 . ПЛАНИРУЙТЕ ПЕРЕГОВОРЫ.

Перед началом разговора хорошо продумайте: удобное время для звонка и его длительность;

четко определите цель своего звонка; составьте план ведения разговора.

Продумайте ответы на следующие вопросы: Что вы собираетесь рассказать о себе и компании, в которой работаете? Какие вопросы вы собираетесь задать собеседнику, чтобы выяснить его потребности и создать необходимую мотивацию для дальнейшей встречи? Какие могут быть возражения, и ваши возможные ответы? Как вы собираетесь завершить разговор и договориться о встрече?

Правило 2. СНИМАЙТЕ ТРУБКУ НА 3-ИЙ СИГНАЛ (в том случае, если вам звонят).

Телефонный бизнес-этикет нормирует общение с клиентом. По соблюдению бизнес-этикета клиент судит о корпоративной культуре компании. Поднимайте трубку на 3-ий звонок: на первый звонок – отложите дела, на второй – настройтесь, на третий – улыбнитесь и снимите трубку. Если трубку вы не берете слишком долго, это свидетельствует о низкой корпоративной культуре компании. Не суетесь. Очень многие моментально хватают трубку. Любому человеку требуется хотя бы пора секунд, чтобы сконцентрироваться и настроиться на разговор.

Правило 3. РАЗГОВАРИВАЯ ПО ТЕЛЕФОНУ, ОБЯЗАТЕЛЬНО УЛЫБАЙТЕСЬ

Помните, когда вы улыбаетесь, ваш голос становится более приятным. Так что, улыбайтесь чаще. Некоторые телефонные профи размещают зеркало напротив, чтобы видеть выражение своего лица, пока они говорят. Все это позволяет контролировать наличие улыбки на лице.

Правило 4. ПРИВЕТСТВУЙТЕ СОБЕСЕДНИКА

Приветствуйте собеседника максимально доброжелательно и энергично. Придумайте несколько способов как можно поздороваться. Пусть у вас будут различные варианты, для людей разного пола и возраста. Разговор с клиентом лучше начинать со слов «Добрый день (утро, вечер)». Они более живые и располагающие, чем просто «здравствуйте». Помните, что на том конце провода кто-то тоже хочет, чтобы его уважали, понимали и, может быть, в этот момент помогли ему…

Правило 5. ВАШ ГОЛОС – ВАША ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

По содержанию первых слов и по звучанию голоса клиент определяет ваш профессионализм, выбирает стиль общения с вами. Ваш голос – это одежда, цвет волос, темперамент и выражение лица. Помните, что при телефонном разговоре вы не сможете сопроводить слова мимикой и жестами. Здесь прежде всего важно звучание вашего голоса, умение грамотно выражать свои мысли и, конечно, как непременное условие, уважение к собеседнику.

Правило 6. НАЗОВИТЕ СЕБЯ ПО ИМЕНИ

Четко назовите свое имя и фамилию. Затем назовите компанию, которую вы представляете. («Меня зовут … Компания «Три кита»). Вот варианты, которые можно назвать крайне вредными и неудачными: «Угадай, кто тебе звонит», «Неужели ты не узнаешь меня?». Эти вопросы создают психологический дискомфорт у другого человека. Поставьте себя на место клиента, и вы почувствуете раздражение. Не удивляйтесь, если клиент будет сопротивляться вашим предложениям после такого приветствия. К неудачной задумке можно отнести оборот «Вас беспокоит…». После этой фразы человек на другом конце провода начинает беспокоиться. Попробуйте не думать о хромой обезьяне. Разве это возможно? Частица «не» стирается, и воспринимается вторая часть фразы. Вы же становитесь еще и виновником этого «беспокойства».

Правило 7. УЗНАЙТЕ ИМЯ СОБЕСЕДНИКА

Для этого используйте фразу «Меня зовут… Простите, а как я могу к Вам обращаться». Но не стоит торопиться с узнаванием имени клиента. Лучше это делать после того, как покупатель адаптируется к обстановке. В дальнейшем при общении периодически называйте клиента по имени. Произносить имя – означает проявлять уважение к человеку. Не следует произносить его скороговоркой, лучше с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор. Если у клиента необычное или интересное имя, прокомментируйте его с уклоном в хорошую сторону (Скажите человеку, что у него интересное имя, большинству это понравится).

Следующие варианты можно назвать неудачными: «С кем я говорю?», «Это кто?», «Кто у аппарата?». И не пытайтесь заниматься угадыванием: «Это Ира? Нет? Татьяна Львовна? Нет? А кто тогда?». Или еще хуже: «А куда я попал?». На что существует стандартный ответ, сказанный раздраженным голосом: «А куда вы звоните?». Вы можете придумать много разных вариантов, типа «Я могу поговорить с Александром Сергеевичем?».

Если вы забыли имя того, с кем в прошлый раз говорили, лучше спросите «Не могли бы вы напомнить мне ваше имя?»

Правило 8. ВЫЯСНИТЕ: МОГУТ ЛИ С ВАМИ ГОВОРИТЬ

Это очень важно! Возможно, что именно в этот момент ваш клиент занят ответственным и важным для него делом. Или ваш разговор в данный момент неуместен по какой-то другой причине. Используйте фразу «Вам (а лучше назвать собеседника по имени) удобно сейчас разговаривать?». Помните, нарушив это правило, вы можете потерять клиента навсегда. Ваша сделка не состоялась. Звоните в нужное время нужным клиентам и с нужными предложениями. Деловые звонки лучше делать в начале или в конце рабочего дня.

Правило 9. СОЗДАЙТЕ ГОЛОСОВОЕ СООТВЕТСТВИЕ

Первые фразы говорите медленно, спокойно и внятно, не выливайте на собеседника водопад информации – дайте ему время настроиться на разговор. Выделяйте голосом особо значимые слова, меняйте интонацию. Употребляйте короткие сообщения: т.е. одно предложение - одна мысль. Ваш голос по возможности должен быть глубоким и «бархатным», однако соблюдайте меру, не переигрывайте. Вы можете так же подстраиваться под громкость, ритм, и темп речи клиента. Собеседнику это соответствие будет приятно. Звучание вашего голоса определяется позой, лицевой экспрессией, осанкой. Настройтесь на разговор – буквально и фигурально. Речь – это непросто шевеление губ и языка. В работе органов участвуют легкие, диафрагма, гортань, голосовые связки, рот, язык и губы. Разумеется, сигарета во рту, жвачка, леденец, кофе во время разговора, шум в комнате, музыка - разрушают раппорт телефонных переговоров.

Правило 10. СЛЕДУЙТЕ ПЛАНУ

У вас есть цель разговора и подготовленный план. Не пытайтесь решить сразу все проблемы по телефону. Особенно избегайте разговоров о цене на свою продукцию, денежные вопросы лучше всего решать при встрече. Подготовьте необходимые материалы, ручку, чистый лист бумаги. Говорите конкретно, и о главном. Внимательно слушайте собеседника. Задавайте клиенту вопросы, направляя разговор в нужную вам сторону. Помните, ваша главная цель - договориться о встрече, когда вы сможете обговорить детали и подписать контракт. Для этого вы должны создать хорошую мотивацию у клиента.

Правило 11. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Они демонстрируют вашу заинтересованность и вовлеченность. «Так…», «Понятно…» и др. Контролируйте время разговора. Не позволяйте клиенту уходить в сторону. Отвечайте на большинство вопросов вопросами и подводите собеседника к встрече.

Правило 12. ДОГОВОРИТЕСЬ О ВСТРЕЧЕ

Договариваясь о встречи, убедитесь, что ваш собеседник правильно понял вас, и записал день и час встречи. Переспросите собеседника, удобно ли вам ему перезвонить накануне, чтобы убедиться, что встреча состоится? Все эти мероприятия полезны, чтобы ваш клиент мог спланировать свое время и достойно подготовится к встрече. Приглашая собеседника к себе в офис, называйте точный адрес и подробно рассказывайте, как до вас можно проехать. Используйте стандартную фразу: «У Вас есть под рукой карандаш, пожалуйста, запишите как Вам удобнее будет до нас добраться »

Правило 13. ПОБЛАГОДАРИТЕ СОБЕСЕДНИКА ЗА ЗВОНОК

Клиенты склонны эмоционально запоминать то, что было в начале разговора, и принимать как руководство к действию то, что было в конце. В конце разговора максимально доброжелательно попрощайтесь с собеседником. «Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, звоните, будем рады Вам помочь». «Подъезжайте, в любое удобное для Вас время, будем рады Вам помочь», «Всего доброго», «Было очень полезно получить от вас эту информацию». Поблагодарите за уделенное внимание, интерес к вашей фирме, пожелайте приятно провести остаток дня или предстоящие выходные. Не забывайте, что заканчивает разговор позвонивший. Помните, что разговором вы закладываете фундамент вашей личной встречи, поэтому доброжелательность превыше всего.

Правило 14. ЗАПИШИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Запишите общее отношение клиента к информации, что вы ему сообщили, договоренность о месте, дате и времени встречи или звонка, кто кому должен позвонить, и ключевые моменты, прозвучавшие в разговоре.

Правило 15. ИЗВЛЕКАЙТЕ УРОКИ ИЗ КАЖДОГО ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА

От умения сотрудников фирмы вести телефонные разговоры во многом зависит ее репутация (как в мире бизнеса, так и среди широких кругов потребителей), а также размах ее деловых операций. От умения говорить по телефону зависит и привлекательность личного имиджа каждого ее сотрудника. Все это позволяет утверждать, что обладание культурой телефонного общения необходимо каждому цивилизованному бизнесмену.

По личному телефону люди часто говорят очень долго. Телефонный деловой разговор требует краткости, поскольку от длительных разговоров по служебному телефону обычно страдают интересы дела. Поэтому по служебному телефону надо говорить кратко. Норма — три минуты на разговор — взята не с потолка. Опыт людей с высокой культурой телефонного общения говорит, что 20 секунд хватает на установление контакта, 40 секунд вполне достаточно, чтобы сформулировать проблему. За 100 секунд можно серьезно обсудить проблему. Поблагодарить собеседника и корректно выйти из разговора возможно еще за 20 секунд. Итого 180 секунд, или 3 минуты. При разговоре по телефону следует иметь в виду, что вы лишаетесь одного из важнейших средств передачи информации — мимики и жестов, зато усиливается значение таких элементов невербальной речи, как момент, выбранный для паузы, интонация, усиление или ослабление силы голоса. Когда приходит время заканчивать разговор и прощаться, следуют правилу: кто первый начал разговор (т.е. кто позвонил), тот и должен его заканчивать. Основа успешного бизнеса — его культура, составной частью которой является культура делового разговора во всех его формах. Культурой делового разговора должен обладать каждый работающий, будь то врач, ученый, педагог или государственный деятель. Эта культура универсальна и потому обязательна для всех, кто связан отношениями дела. Она не только разумная основа делового общения, но и надежный шанс на его успех.

studfiles.net

Особенности Египта – правила поведения и этикет при торговле и общении

Ладонь в роли щита.

Так, например, многие из египтян считают, что человеческая ладонь может охранить от зла, отвести дурной глаз и защитить жилище. Именно по это причине, размахивая руками перед лицом египтянина, вы рискуете создать себе очень плохую репутацию. И, что очень вероятно, безнадежно испортить себе отдых.

Зато амулет в виде человеческой ладошки Вы приобрести можете, они очень популярны в Египте.

Стоит помнить, что в арабских странах, в Египте в том числе, левая рука считается «нечистой», что связано с традиционным ее использованием для омовения интимных мест (особенности жаркого климата). Не стоит, поэтому, передавать или брать что-либо левой рукой, а если Вы левша – лучше предупредите своего визави об этом заранее.

 Особенности Египта – правила поведения и этикет при торговле и общении Фото

Представления о связи левой руки с чем-то плохим (с неудачей, потерей), а правой – с хорошим (счастьем и благополучием), нашли свое отражение в Коране, в Библии. Именно поэтому, если надумаете отказать египтянину в просьбе, но не хотите при этом обижать – прислоните правую руку к груди в области сердца, выражая свою признательность.

Пожатие руки для жителя Египта – гораздо более личный процесс, чем для жителей Европы и Америки. Обязательно обменяйтесь рукопожатием, прощаясь. Если человек Вам дорог – двумя руками. А вот женщине-мусульманке руку подавать не стоит, если не хотите неприятностей. Возникнет необходимость – она сделает это сама.

Не показывайте ступни.

Посещая Египет, стоит помнить и об обычаях, связанных с ногами, какими бы забавными они ни казались.Так, например, демонстрировать окружающим ступни своих ног или подошвы обуви считается плохим тоном. Делая это, очень легко оскорбить чувства египтян и тем самым отбить у них желание иметь с Вами какое-либо дело.

По той же причине сидеть, положив одну ногу на другую, не рекомендуется – ни к чему обижать людей, если можно обойтись и без этого, да и собственный отдых портить не имеет смысла.

 Особенности Египта – правила поведения и этикет при торговле и общении Фото

Стоит, однако, отметить, что в отелях Египта вряд ли кто-то обратит свое внимание на подобную ситуацию. Даже местные жители, отдыхающие в таких отелях, вполне могут сидеть, положив ногу на ногу, не считая при этом, что они кого-то оскорбляют, да и не имея, по сути, намерения делать это. Впрочем, выбираясь в город, или посещая один из многочисленных в Египте магазинчиков, стоит помнить об этом простом правиле. Осторожность ведь никогда не бывает лишней.

Стоит помнить, что если Вы по какой-либо причине посещаете в Египте мечеть (пусть даже будучи на экскурсии), обувь снять необходимо, иначе чувства верующих будут оскорблены. Разуваться стоит и, заходя в чужое жилище, этим Вы выкажете хозяевам дома свое уважение. Однако ходить босиком вне помещения и особенно по улице не рекомендуется ни в коем случае – довольно легко подхватить какую-нибудь инфекцию.

Арабский менталитет.

Все арабы отличаются высокой степенью фатализма. Правоверный мусульманин относится к Богу как слуга, преданный до самоотречения, покорно следующий уготованным ему Аллахом путем. Не зря же «ислам» можно перевести как «покорность». «Иншалла» - так говорят в Египте практически по любому поводу, что означает – «Все в руках Аллаха!» И удача, и неудача – все связывается с божественной волей. Именно это и предопределяет несколько философское отношение египтян к жизни, именно поэтому их характерная черта – высокое терпение.

Спокойно арабы относятся к трудностям и лишениям, неприхотливы и умеренны они в быту. Это связано с тем, что Египет очень долгое время оставался страной, где господствующей формой труда был труд тяжелый, физический, низкопроизводительный. И, казалось бы, жизнь в таких условиях должна была заставить египтян выработать в себе высокую степень трудолюбия, готовности с радостью взяться за работу. На самом же деле, далеко не все в Египте обстоит именно так.

 Особенности Египта – правила поведения и этикет при торговле и общении Фото

Сам труд и его качество для арабов – понятия, существующие в разных измерениях. И если что-то случится в Вашем номере, потечет кран, сломается замок или перестанет открываться окно из-за заклинившего шпингалета – не удивляйтесь, если неприятность не будет устранена тотчас же. Дело не в вас – дело в менталитете Трудовой процесс здесь не считают целью существования человека, египтянин предпочтет ничего не делать, наслаждаясь при этом всеми возможными благами.

Таков Египет, и если Вы просите египтянина что-то сделать, а это не вызывает у него интереса – оставаться Вашей просьбе неисполненной, несмотря на то что каждый день Вас будут уверять о том, что все помнят и вот-вот сделают. «Букра». Завтра. Или послезавтра.

Главное – помните, что праздность и лень у арабов не осуждаются, и, подгоняя их трудовую деятельность криками и скандалами, Вы ничего не добьетесь, разве что испортите мнение о себе, да и отдых себе тоже испортите. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации – заинтересовать работника.

Как вести себя на рынке.

 Особенности Египта – правила поведения и этикет при торговле и общении Фото

В отелях сувениры туристами приобретаются очень редко – слишком многим кажется привлекательным само словосочетание «восточный базар». Однако немногие отчетливо представляют себе, что это такое на самом деле. Дело в том, что торговцы в Египте не отличаются ни вежливостью, ни хорошими манерами. Их главная цель – продать свой товар, и даже если Вас он нисколько не интересует, для них это не имеет никакого значения. Что можно посоветовать?

Если товар Вам действительно приглянулся – обязательно поторгуйтесь, в таком случае уважение торговца к Вам неизмеримо возрастет. Стоит помнить, что в Египте обмануть туриста ни в коем случае не будет считаться чем-то постыдным. Напротив, Вам могут отказаться даже давать сдачу, мотивируя это тем, что Вы уплатили стоимость вещи, сколько бы денег при этом в карман торговца ни перекочевало. Или, как вариант, подсунуть совсем не ту вещь, за которую вы заплатили. Так что будьте внимательны и не давайте себя обсчитать или обмануть иным образом.

Если Ваше нежелание общаться игнорируется и наглость торговцев переходит все мыслимые пределы – сообщите им по-английски, что звоните в туристическую полицию, и, взяв в руки телефон, делайте вид, что набираете номер. Скорее всего, от Вас отстанут тут же. Если же нет – расскажите вымышленному офицеру, что Вас взяли в заложники – в покое Вас оставят гарантированно.

Женщинам вообще не рекомендуется посещать рынки Египта без сопровождения мужчин. Дело в том, что в таких случаях велик риск столкновения не только с надоедливыми и приставучими торговцами, от которых будет тяжело отбиться самостоятельно, но привлечения совершенно ненужного внимания со стороны могущих пожелать разнообразить свою личную жизнь египтян. А наиболее разумным вариантом будет договориться о совместном шоппинге с другими отдыхающими – это и проще, и в любом случае безопаснее.

 Особенности Египта – правила поведения и этикет при торговле и общении Фото

Номер телефона дежурной части туристической полиции, однако, в телефоне иметь стоит. Пригодится он Вам или нет, в любом случае возможность избежать непредвиденных неприятностей у Вас значительно возрастет.

Последнее напутствие.

Подводя итоги, хочется отметить, что, Египет, как и любая другая страна, имеет свои обычаи, свои правила поведения и общения. С кем бы Вы ни имели дело, с клерком в отеле или с чиновником, с торговцем или случайно встреченным местным жителем, стоит помнить об этих правилах и не нарушать их. То поможет Вам не только оставить хорошее мнение о себе и своей стране, но и в полной мере насладиться отдыхом в одной из древнейших стран на Земле

Раздел про Египет на форуме: Египет на форуме

warps.ru


Смотрите также