Этика. Шпаргалка (С. Г. Давыдов). Этическая мысль древнего востока
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет этики, ее место в системе философского знания
Этимология и значение понятий «этика», «мораль», «нравственность». Предмет этики, возможные варианты предметизации этического рассуждения. Историческая трансформация основного этического вопроса.
Место этики в философии и системе гуманитарного знания.
Свобода воли и ответственность. Свобода действия. Свобода и необходимость. Необходимость «внешняя» и «внутренняя». Основные характеристики преднамеренного действия, по Аристотелю. Августин о свободе. Трансцендентность свободы. Негативная и позитивная свобода. Свобода как гражданская автономия. Свобода автономной воли в обуздании своеволия. Понятие морального выбора. Свобода и ответственность в моральном действии.
Система моральной регуляции. Моральные нормы, ценности, идеалы. Смысл жизни.
Тема 2. Происхождение морали
Эволюционистские теории происхождения морали. Основные представители эволюционной этики, методологические подходы, идеи. Социобиология как современный вариант эволюционной этики.
Формирование первичных нравственных норм в процессе разложения первобытной общины, социальной дифференциации и обособления индивидов. Формирование императивно-ценностного содержания морали. Талион, золотое правило, заповедь любви; их ценностное и регулятивное своеобразие.
Социально-договорные теории происхождения морали (права). Т. Гоббс о переходе от естественного состояния к общественному договору. Законы разума.
Ф.Ницше о формировании понятий «добро» и «зло», «хорошее» и «плохое». Рыцарски-аристократический и жречески-знатный способы оценки. Мораль рабов и мораль господ. Понятие «ressentiment».
Теологические теории происхождения морали. Н.А. Бердяев о происхождении добра и зла. Бог и человек. Трагичность мира и парадоксальность нравственной жизни.
Существует ли прогресс в морали? Кризис морального сознания.
Тема 3. Этическая мысль древнего Востока
Этический характер древнейшей философской мысли. Этические ценности традиционного общества. Религия как этическая система. Формирование этико-религиозной философии Востока. Самосовершенствование как моральная основа восточных религиозных учений.
Этический смысл категорий древнеиндийской космологии. Закон кармы и принцип перерождения. Статический социально-этический характер кастовой системы. Переосмысление проблемы оснований действия и смысла жизни в новых религиозно-этических учениях (буддизм, джайнизм). Грех нанесения вреда живому существу в джайнизме и этика сострадания в буддизме.
Китайские социально-этические учения. Переосмысление традиционного уклада в конфуцианстве. Человеколюбие и ритуал – их взаимозависимость. Критика культуры в даосизме. Принцип недеяния и этико-политическая утопия даосов. Диалектическая природа ценностей и отказ от ценностных разграничений. Пессимистический взгляд на природу человека в легизме. Нравственность и закон.
Тема 4. Этические концепции античности
Оригинальность социально-этической традиции античной культуры. Взаимосвязь этики и политики. Деятельностное понимание счастья. Новое понимание свободы в контексте гражданской жизни в древнегреческом полисе. Принцип состязательности в античной культуре.
«Поворот к человеку» в древнегреческой философии. Этический релятивизм софистов. Преодоление релятивизма в рационалистической философии Сократа и Платона. Понятие этического рационализма. Развитие учения о добродетели в сократических школах (киники, киренаики). Гедонизм киренской школы. Критика традиционных ценностей у киников. Автаркия как идеал мудреца.
Метафизика и этика должного у Платона. Идея Блага как вершина метафизической иерархии в платоновской системе. Счастье как познание истины. Соответствие метафизической, этической и политической иерархии в системе Платона.
Формирование этики как философской дисциплины у Аристотеля. Эвдемонизм в этике Аристотеля. Этические и дианоэтические добродетели. Взаимосвязь ethosа и polisa.
Этический характер эллинистической философии. Физика и логика как основание для этики. Атараксия. Этический смысл познавательного скептицизма. Обоснование гедонизма у Эпикура. Гедонизм и свобода. Этика долга и фатализм стоиков.
studfiles.net
Этика. Шпаргалка. 5 ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (С. Г. Давыдов)
5 ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Зарождение этики началось в глубокой древности и было связано со становлением классового общества, разделением труда, отделением духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Первые этические представления проявлялись еще на ранних стадиях развития общества и выражались в мифах, легендах, сказках и других продуктах коллективного творчества.
Возникновение авторских размышлений на этические проблемы связано со странами Древнего Востока, прежде всего с Китаем и Индией, и датируется тысячелетиями до н. э. Они были выражены в таких произведениях, как «Песня арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба». Этот этап можно назвать подготовительным для возникновения этических учений и школ в странах Древнего Востока.
Появление первых этических учений Древнего Востока датируется I тысячелетием до н. э. Наиболее влиятельными среди них стали брахманизм и буддизм в Индии, а также конфуцианство в Китае.
Этическая мысль Древнего Востока отличалась значительным разнообразием, однако при этом в ней можно выделить общие характерные черты:
1) процесс накопления знания носил не интенсивный, а экстенсивный характер, т. е. знания накапливались, но не развивались;
2) школы и течения развивались параллельно, а не последовательно, что затрудняло процесс преемственности;
3) отсутствовала ярко выраженная авторская позиция, что придавало этической мысли определенную «безликость»;
4) направленность не на внешнюю реальность и объективную действительность, а на самосовершенствование.
Эти особенности обусловливались особенностями социально-экономической и политической действительности стран Древнего Востока, для которых были характерны отсутствие частной собственности на землю, сильная зависимость от государства, формирование закрытого сословного общества с высоким уровнем социального неравенства.
Достижения этической мысли Древнего Востока можно разделить на религиозные и социальные. К первым относится создание таких добродетелей, как уважение и почитание богов, смирение, ненасилие, покорность. Среди общественно-нравственных ценностей, культивируемых этической мыслью Древнего Востока, необходимо отметить следующие: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к старшим, гостеприимство, ненасилие, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.
Можно сказать, что этические учения Древнего Востока стали первым этапом развития мировой этической мысли и сформулировали основные проблемы (прежде всего социально-
kartaslov.ru
Ранние этические идеи древнего востока.
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Развитие этики как философского учения о морали становится возможным только при переходе от первобытно-общинной организации социума к его цивилизационно-государственным формам. Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай и другие), которые начали складываться в IV-III тысячелетиях до н.э. Ритмичность природных стихий, необходимость организации коллективной деятельности больших масс людей для обеспечения хозяйственно-экономической деятельности в условиях ирригационного земледелия, стремление обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, распространённость религиозных культов - всё это оказывало влияние на формирование целой системы регуляторов социальной жизни, главное значение среди которых принадлежало обычаям и традициям. Развитию этической мысли в этих странах способствовала социальная необходимость для управляющих слоев древневосточного общества в обосновании и оправдании сложившегося порядка.
Для этических учений Древнего Востока характерны: культ прошлого, неприятие нового как вредоносного и разрушительного, преобладание идеалов коллективизма, нивелировка отдельной личности и подчинение её интересам общества, усложнённая система ритуалов и церемоний. Примером могут служить этические учения Древней Индии и Древнего Китая, которые сложились ещё в середине I тысячелетия до н.э. Эти страны дольше других сохраняли себя как целостные государственные образования, а потому в них длительное время продолжали существовать традиционные формы социального устройства, а также формы морального регулирования, истоки которых восходят к родоплеменной организации. Эти традиционных формы социального регулирования продолжают сохранять свою значимость и в наши дни, поскольку они все ещё обеспечивают сохранение стабильности социальной жизни.
students-library.com
5 ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА | Читать онлайн, без регистрации
5 ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Зарождение этики началось в глубокой древности и было связано со становлением классового общества, разделением труда, отделением духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Первые этические представления проявлялись еще на ранних стадиях развития общества и выражались в мифах, легендах, сказках и других продуктах коллективного творчества.
Возникновение авторских размышлений на этические проблемы связано со странами Древнего Востока, прежде всего с Китаем и Индией, и датируется тысячелетиями до н. э. Они были выражены в таких произведениях, как «Песня арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба». Этот этап можно назвать подготовительным для возникновения этических учений и школ в странах Древнего Востока.
Появление первых этических учений Древнего Востока датируется I тысячелетием до н. э. Наиболее влиятельными среди них стали брахманизм и буддизм в Индии, а также конфуцианство в Китае.
Этическая мысль Древнего Востока отличалась значительным разнообразием, однако при этом в ней можно выделить общие характерные черты:
1) процесс накопления знания носил не интенсивный, а экстенсивный характер, т. е. знания накапливались, но не развивались;
2) школы и течения развивались параллельно, а не последовательно, что затрудняло процесс преемственности;
3) отсутствовала ярко выраженная авторская позиция, что придавало этической мысли определенную «безликость»;
4) направленность не на внешнюю реальность и объективную действительность, а на самосовершенствование.
Эти особенности обусловливались особенностями социально-экономической и политической действительности стран Древнего Востока, для которых были характерны отсутствие частной собственности на землю, сильная зависимость от государства, формирование закрытого сословного общества с высоким уровнем социального неравенства.
Достижения этической мысли Древнего Востока можно разделить на религиозные и социальные. К первым относится создание таких добродетелей, как уважение и почитание богов, смирение, ненасилие, покорность. Среди общественно-нравственных ценностей, культивируемых этической мыслью Древнего Востока, необходимо отметить следующие: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к старшим, гостеприимство, ненасилие, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.
Можно сказать, что этические учения Древнего Востока стали первым этапом развития мировой этической мысли и сформулировали основные проблемы (прежде всего социально-