РАздел I цивилизационное наследие дРевнего мира, средние века и бЕларусь. Цивилизационное наследие древнего мира
Trojden | Цивилизационное наследие Древнего мира и средних веков: Кошелев В. С.
Важнейшее событие мировой истории — неолитическая революция. Сущность этого явления заключается в переходе к производящему хозяйству и оседлому образу жизни, т. е. к цивилизации. Следующим подобного рода событием стала промышленная революция, радикально изменившая образ жизни людей и отношения между государствами и цивилизациями.
Последствия неолитической революции и возникновение цивилизаций. Производящее хозяйство зародилось в эпоху неолита на обширных территориях Азии, Северной Африки и Европы. В 10—5-м тысячелетиях до н. э. люди начали выращивать растения, разводить домашних животных и переходить к оседлому образу жизни.
Важным нововведением эпохи неолита стало изобретение керамики, прядения, ткачества, колесного транспорта и парусной лодки. Применение металлов привело к развитию ремесленной деятельности, которая постепенно отделилась от земледелия. В это же время с расширением обмена между различными земледельческими коллективами появился особый товар — деньги, которые стали играть роль всеобщего эквивалента. Вершиной духовной культуры позднего неолита было возникновение письменности.
В эпоху неолита на смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община, которая, как правило, объединяла людей, не связанных кровными узами. Военные предводители и племенная знать накапливали богатства и быстро возвышались над остальными общинниками. По мере развития религии и письменности усилилась власть жрецов — людей, посвятивших себя служению божествам.
Перемены произошли не только в формах хозяйствования, но и в религии. Ранее безличные духи стали наделяться именами, возникла их иерархия. Наиболее почитаемые духи постепенно превращались в могучие божества, а полидемонизм (почитание множества духов) — в политеизм (многобожие). Высшее место в иерархии чаще всего занимали боги, олицетворявшие небо и землю. Со временем появились святилища и храмы, а жрецы стали выделяться в особое сословие.
Переход к земледелию и оседлому образу жизни явился важнейшей предпосылкой для создания государства. О причинах его возникновения люди задумывались с античных времен. И сегодня этот вопрос активно обсуждается историками и философами. Многие ученые связывают образование государства с исчезновением первоначального равенства и разделением людей на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Первые государства возникли в 4—3-м тысячелетиях до н. э. в Месопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте и Индии.
Восточный и античный (западный) пути развития. Уже в самом начале истории человеческого общества постепенно складывались два типа культуры: восточный и западный. Пути развития Востока и Запада в дальнейшем значительно отличались друг от друга.
Для восточного типа культуры были характерны такие черты, как покорность богами судьбе, беспрекословное исполнение воли жрецов, чиновников, фараона, царя. На Востоке считалось, что личность — ничто перед лицом окружающего ее мира духов, богов и природы, а человек подобен песчинке, почти бесплотной и незаметной. Восточный тип культуры ученые назвали закрытым, или консервативным. К Востоку мы относим Египет, Месопотамию. Финикию, Иудею, Персию, Китай, Индию и другие восточные страны.
В западной культуре основой всего является активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Наиболее яркие представители древней западной культуры — античные Греция и Рим. История античности наполнена именами ярких личностей: философов, государственных деятелей, царей и императоров, полководцев, простых воинов.
Западный тип культуры ученые называют открытым, или динамичным. На Западе бурно развивались искусство и наука, осваивались новые земли. В то время как на Востоке неутомимо искали истинного бога на смену старым богам, на Западе обожествили самого человека — цезаря, императора. Христианство, возникшее в Иудее, в Римской империи после долгих преследований было принято в качестве государственной религии. Античная цивилизация погибла, но не исчезла античная культура.
Развитие восточных цивилизаций. Колыбелью современной цивилизации стал Древний Восток. Здесь возникли первые города и государства, письменность, монументальная архитектура и мировые религии.
Для большинства древневосточных государств была характерна особая форма правления — деспотия. В развитых деспотиях правители пользовались неограниченной властью, считались богами или потомками богов. Большую роль в управлении обществом играла бюрократия с разветвленной системой рангов и строгой субординацией. Землей и другими ресурсами распоряжалось государство, которое существовало за счет избыточного продукта, изымавшегося у крестьян-общинников. Последние имели наследственное право на обработку земли и использование лесов, пастбищ, воды.
Со временем возникли частная собственность, наемный труд и рыночные отношения, усилилась дифференциация по имущественному признаку, появилось долговое рабство. Но государство сдерживало развитие этих новых явлений в экономике, так как они ослабляли его влияние в обществе. Рабство носило патриархальный характер. Рабы на Древнем Востоке не были основными производителями материальных благ, как, например, в античных государствах.
Особенности развития стран Востока сохранились и в эпоху средневековья. В отличие от Европы, на Востоке не было феодализма в привычном понимании этого термина. Развитие восточных цивилизаций в средние века характеризовалось цикличностью. Во многих государствах периоды расцвета чередовались с периодами спада. На исторической карте в этот период появились и возвысились новые народы, как, например, арабы, тюрки, монголы.
Несмотря на замедленные темпы развития восточных обществ, нельзя отрицать факт их поступательного исторического движения: рост производительных сил, ремесел, городов, совершенствование социально-политической структуры. Тесными узами с Европой была связана мусульманская цивилизация, зародившаяся на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху Раннего средневековья. Арабские завоевания и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимовлиянию культур.
Однако народы Южной Азии и Дальнего Востока познакомились с европейцами лишь на рубеже средних веков и Нового времени. С XVI в. Восток стал объектом торговой и колониальной экспансии европейских государств, прервавшей естественный для азиатских стран ход исторического развития.
Становление западноевропейской цивилизации. Важнейшей основой, на которой возникла западноевропейская цивилизация, были античные государства — Древняя Греция и Древний Рим. Однако определяющую роль в ее становлении сыграли события и процессы, происходившие в эпоху средневековья, которая длилась более 1000 лет.
В средние века сложился феодальный строй, определивший социальную структуру европейского общества. Основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне. В период зрелого феодализма важный социальный слой составили горожане. Отличительными чертами европейского средневекового общества являлись система вассалитета (король — крупные феодалы (герцоги, графы, епископы) — бароны — рыцари) и сословно-корпоративная структура.
Вся жизнь человека средневековья была связана с религией и церковью. Христианство стало важнейшим фактором, способствовавшим объединению европейцев в одну цивилизацию. Однако наряду со сближением в области культуры и религии наблюдалось стремление к национальной обособленности. Эта тенденция стала одной из важнейших предпосылок образования национальных государств.
В XII—XV вв. на смену феодальной раздробленности пришло формирование централизованных государств: Англии, Франции, Португалии, Испании и др. Возникли первые парламенты, сложилась городская культура, сформировались основы современной науки и образования. Укрепление централизованной власти способствовало не только развитию науки и культуры, но и появлению новой формы производства — мануфактуры как одной из предпосылок возникновения капиталистических отношений.
Особенности развития славянского мира. Исторические корни славян уходят в те далекие времена, когда они выделились из общей семьи индоевропейских народов и расселились по территории Европы. К середине 1-го тысячелетия н. э. славяне занимали огромную территорию между Днепром и Одрой. Значительная протяженность расселения древних славян обусловила диалектную раздробленность некогда единого праславянского языка. В результате исторически сформировались три группы славян: восточные, западные и южные.
Важнейшим событием в истории восточнославянского мира было создание Древнерусского государства — Киевской Руси, превратившегося в крупнейшую державу средневековой Европы. Однако во второй половине XII в. в русском государстве усилились центробежные силы, и оно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств. Ослабленная феодальной раздробленностью, Русь была порабощена Золотой Ордой, что в значительной степени задержало ее историческое развитие.
В ходе собирания русских земель московскими князьями на историческую арену выдвинулось военно-служилое сословие дворян, ставшее опорой великокняжеской власти. Прогрессивный процесс формирования единого государства сопровождался жесткой централизацией власти и постепенным закрепощением крестьянства. Занимая огромные равнинные пространства, лежащие между Европой и Азией, Российское государство исторически приобрело отдельные особенности как восточных, так и западных цивилизационных образований.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятию неолитическая революция. Назовите территории, где раньше всего произошла неолитическая революция. Какое влияние на развитие общества оказал переход к производящему хозяйству?
2. Где зародились первые цивилизации? Когда это произошло? Какие причины содействовали созданию государства и возникновению цивилизаций?
3. Охарактеризуйте восточный путь развития общества. В чем заключается западный путь развития общества? Какие факторы оказали влияние на формирование восточного и западного типов культур?
4. Оцените вклад древних цивилизаций в развитие мировой культуры. Какие из достижений древних цивилизаций представляются вам актуальными для современного общества? Почему?
5. Какую роль в становлении западноевропейской цивилизации сыграла эпоха средневековья? Назовите ее основные достижения.
6. Укажите ареал распространения древнеславянских племен. Какие группы славянских племен образовались в результате их исторического развития? В чем вы видите особенности исторического развития славян? Какое влияние на развитие Руси оказало ее географическое положение?
Предлагаем обсудить
Проследите, как формировалось отношение к личности, собственности, власти в восточном и западном типах общества. Какое влияние это оказало на историческое развитие Запада и Востока?
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из книги британского историка Г. Кёнигсбергера «Средневековая Европа: 400—1500 годы»
История Европы началась в V в., когда западная часть Римской империи рухнула под натиском племен германских варваров. За последующие шестнадцать столетий на обломках, сохранившихся после этой катастрофы, сложилась новая культурная общность, которая включила в себя весь Европейский континент, утвердилась в Америке и Австралии и (в той или иной форме) доминирует в остальных частях мира...
Ставная проблема европейской истории заключается, следовательно, не в том, почему европейцы стремились к господству над другими народами, важнее — каким образом и при каких обстоятельствах они смогли выработать в себе следующие фундаментальные качества и способности: во-первых, успешно противостоять на протяжении почти тысячелетия могущественным и порой более высокоорганизованным соседям; во-вторых, распространять свою власть и основные ценностные установки на неевропейские общества.
Что Г. Кёнигсбергер понимает под Европой? Почему можно утверждать, что «история Европы началась в V в.» ? В чем смысл изучения истории Европы?
trojden.com
Наследие цивилизаций древности. | Наука для всех простыми словами
Современный мир изменяется с огромной скоростью и с такой же скоростью развивается, и на смену старым гипотезам приходят новые. В то же время остаются вещи, пришедшие к нам из древности, которые не меняются и которые человек использует до настоящего времени.
Подобно жителям месопотамии или Двуречья, современный человек делит час на шестьдесят минут, неделю - на семь дней а круг - на 360 градусов. В древности исключительно жрецы науками занимались. Нужно отметить, что наука в то время была хорошо развитой, несмотря на то, что методы познания, которые в ней применялись, кардинально отличались от существующих в современном мире.Так, к примеру, древние шумеры еще в Xviii столетии до н. э. умели, зная значения катетов, высчитать значение гипотенузы в прямоугольном треугольнике. Но они для этого не выводили постоянную формулу, как это сделал Пифагор тысячу лет спустя, а мыслили намного рациональнее: просто объединили длины сторон треугольников в одной таблице. Немного позже население древнего Вавилона научилось решать задачи с одним неизвестным, вычислять площади кругов, трапеций и треугольников, а также квадратный корень.Наука древности в основном отличалась описательным характером. Шумеры, обладая письменностью, просто описывали все, что их окружало. До настоящего времени сохранилось немало глиняных табличек, которые являются своего рода энциклопедиями в области зоологии, минералогии и ботанике.Жрецы Двуречья обязаны были уметь писать, склонять и произносить шумерские слова по всем правилам, владеть тайнописью и каллиграфией, знать грамматические термины и особенности написания, а также понимать в музыке и математике, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Кроме того, они составляли сметы и прочую документацию хозяйственного характера.У древних шумеров закон наивысшей ценностью был. Юридическое дело по этой причине было хорошо развито. За каждое правонарушение полагалось наказание, причем, принималось во внимание время суток, в которое это нарушение совершалось.Развивалось и строительство - достаточно вспомнить вавилонские зиккураты, места связи человека с богами. Кроме того, строились мосты и акведуки, дороги и укрепления. Здесь же появились и первые мавзолеи.В Двуречье наибольшего развития достигла астрономия: древние шумеры на глиняных табличках записывали движение планет и звезд. Они умели предсказывать лунные и солнечные затмения, вычислять продолжительность светового дня на протяжении целого года. Среди записей древних астрономов было обнаружено описание одной из моделей вселенной, где наша планета вращалась вокруг солнца. Тогда же появились и временные периоды, которые до настоящего дня использует современный человек: недели, месяцы, годы. Астрономией занимались жрецы. Эта наука охватывала также астрологию, которая была достаточно хорошо развита. С 8-7 столетий до н. э. астрономы Вавилона начали применять эмпирический подход, благодаря чему наука больше не имела дела с божественным и сверхъестественным аспектами и служила для связи людей с природой и окружающим миром.Достижения науки в древней Индии также впечатляют. Одним из основных является создание десятичной системы, которую используют и современные люди. Изначально числа записывались словами, и лишь затем были придуманы цифровые обозначения. Наиболее известным древнеиндийским ученым - математиком был арьябхата, который не только произвел систематизацию десятичной системы, но также сформулировал правила решения квадратных уравнений, нахождения квадратного и кубического корней, а также сформулировал сложное и простое тройное правило.Этот ученый также был занимался астрономией и утверждал, что наша планета движется вокруг собственной оси также он знал причины лунных и солнечных затмений.Древние индийцы большими познаниями и в химии обладали. Им были хорошо известны свойства сплавов, металлов и руд, они занимались изготовлением красителей минерального и растительного происхождения, искусственных драгоценных камней и стекла, ядов и ароматических эссенций. В философских и научных работах они говорили о том, что все состоит из атомов. Высоко развита была также медицина, в наше время известная под названием "Аюрведа" - иными словами, наука о долголетии. В медицинских трактатах того исторического периода описано немало методов лечения лекарствами растительного и минерального происхождения, а также диеты.Во времена существования древней Индии на высоком уровне были знания в области физиологии и анатомии человека: врачи могли объяснить, для чего служит тот или иной орган, при выборе методов лечения и постановке диагноза во внимание принималось как физическое, но и психическое состояние больного. Хирурги при помощи более ста разновидностей инструментов могла делать достаточно сложные операции: ампутировать конечности, проводить трепанацию черепа и кесарево сечение.Лишь в том случае, если говорить о древней Греции, то ей принадлежит первенство в создании философии как науки, занимающейся изучением законов мышления, развития природы и общества, мировоззрения, системы идей и места человека в окружающем мире. Для жителей древней Греции знания обладали практическим смыслом, и именно они легли в основу искусства - мастерства. Греческую философию нельзя отделить от теории гармонии и красоты, каковой является эстетика. В учении философов космологический и эстетический аспекты одним целым являются. В общую картину мира включены представления о красоте мира и его гармонии. Именно по этой причине все древнегреческие науки изначально составляли единую науку - космологию.В отличие от жителей древнего Египта, развивавших науку в практическом контексте, греки все же предпочитали теорию. Основу древнегреческой науки составляет философский подход к решению научных проблем, поэтому назвать ученых, которые решали бы чисто научные вопросы, невозможно. Все эти ученые являлись и философами, и мыслителями одновременно.Среди самых известных древнегреческих философов необходимо назвать Платона, Сократа и Аристотеля. Сократ - один из основоположников диалектики как способа познания истины. Платон создателем первой классической формы объективного идеализма является. А Аристотель подарил миру научную философию, учение о принципах бытия.В области математики можно выделить Пифагора, который создал таблицу умножения а также теорему, которую позже назвали его именем и которая изучает свойства целых чисел и их пропорций.Среди ученых - физиков необходимо выделить Архимеда, который стал не только автором закона, ставшего известным на весь мир, но и создателем множества изобретений. Демокриту принадлежит открытие атомов.В медицине важное место принадлежит гиппократу, который стал создателем научной медицины, был автором множества работ по врачебной этике, теории индивидуального подхода к пациенту, учения о единстве человеческого организма, традиции ведения историй болезни.Известными историками периода древней Греции являлись Ксенофонт и Геродот. Геродот был великим путешественником, который оставил после себя немало данных о народах, существовавших в то время, об их обычаях и образе жизни. Однако в сфере географии более всего известен Птолемей, который стал автором "Географии", известной на весь мир работы, которая является настоящей энциклопедией античных знаний о мире, и на протяжении длительного времени была очень популярной.Не отставал от этих цивилизаций древности и Египет. Здесь были проведены первые исследования в области математики. Древние египтяне могли умножать и делить. Кроме того, они знали, чему равно значение числа "пи", взятое за основу для пропорций гробниц фараонов и пирамиды Хеопса. Они также умели вычислять объемы и площади.Основные достижения египтян относятся к области астрономии. На территории Египта был найден первый в мире зодиакальный круг, а также несколько старинных зодиакальных карт. Население древнего Египта знало о том, что Венера и марс обладают определенными фазами, а жизненный цикл Сириуса равен 1460 лет.В древнем Египте был создан первый на планете календарь. Определять количество дней и месяцев в году египтянам помогал сбор урожая, зависевший от разлива Нила.Многочисленные археологические раскопки помогли установить, что жрецы, которые в государстве были высшими духовными лицами, были знакомы с человеческой анатомией. Им были известны совершенные технологии проведения хирургических операций. Помимо этого, было широко распространено лечение маслами и травами, большое внимание египтяне уделяли спорту.Именно в древнем Египте изобрели аналог современного ампициллина, который применялся для лечения инфекционных болезней. Стоит отметить, что это открытие было сделано случайно: хлебные лепешки со временем покрывались плесенью, которую прикладывали к местам воспалений, после чего рана затягивалась.Древним египтянам принадлежит и еще одно важное открытие - материал для писания, проще говоря - папирус. Делали его из стеблей лотоса, который рос на берегах Нила. Технология подготовки сырья египтянами была доведена до совершенства. Доказательством тому может служить тот факт, что некоторые летописи, которые дошли до наших дней, достаточно хорошо сохранились. Текст, который помещен на этих источниках, можно без проблем прочитать, а картинки - рассмотреть. Те знания, которые можно почерпнуть из папирусов, стали основой получения информации о культурном прошлом цивилизаций древнего мира. В них содержатся энциклопедические данные и географические карты, которые отражали представления египтян относительно местоположения соседних государств.Сохранилось также немало памятников архитектуры, которые свидетельствуют, что древние египтяне достигли немалых успехов и в сфере строительства. Лучшие архитектурные памятники для достижения целей идеологического толка строились. Они своего рода демонстрацией неограниченной власти фараонов являлись. Характерная черта древнеегипетских сооружений - монументальность, величие и массивность.Пирамида хефрена до конца XIX столетия, когда была построена эйфелева башня, считалась самым высоким сооружением в мире. А пирамида Хеопса и большой сфинкс являются последним из семи чудес света, сохранившихся до наших дней.Таким образом, вполне очевидно, что древние цивилизации были достаточно развитыми, а в некоторых аспектах во многом опережали современную науку. Ученые не в состоянии изучить все артефакты, потому как многое еще не обнаружено. Но даже то, что находят в ходе многочисленных археологических раскопок, свидетельствует о том, что древние цивилизации хранят еще немало загадок, которые ученым только предстоит разгадать … Ezomir.
science.ru-land.com
I Цивилизационное наследие Древнего мира средних веков и Беларусь
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30
Содержание учебного материала
Введение в дисциплину.
Предмет, задачи, содержание курса. История Беларуси в контексте мировой цивилизации. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Цивилизация как стадия развития общества. Типы цивилизаций: традиционная (аграрно-ремесленная), индустриальная, постиндустриальная(информационная). Цивилизационные особенности Запада и Востока.
Периодизация истории Беларуси. Источники по изучению истории Беларуси.
Раздел I. Цивилизационное наследие Древнего мира, средних веков и Беларусь.
Древнейшее население на территории Беларуси. Начало расселения славян на территории Беларуси и славянизация балтов. Общественный строй восточных славян в VIIIIX вв. Древнерусская народность.
Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь. Полоцкое, Туровское и другие княжества на территории Беларуси в IXXIII вв. Социально-экономическое развитие белорусских земель. Борьба с иноземными захватчиками.
Духовная жизнь восточных славян в эпоху раннего средневековья. Переворот в духовной жизни восточных славян: принятие христианства и распространение письменности.
Социально-экономические и политические предпосылки формирования Великого княжества Литовского. Роль восточнославянских земель в процессе государственного строительства в ВКЛ. Особенности социально-экономического развития белорусских земель в составе ВКЛ. Централизаторская политика и усиление власти великих князей литовских. Кревская уния. Эволюция ВКЛ от единовластия к сословно-представительной монархии.
Особенности развития духовной культуры белорусских земель в составе ВКЛ.
Раздел II. Цивилизационное наследие Нового времени и Беларусь.
Эволюция форм государственного и социально-политического строя в белорусских землях после Люблинской унии и вхождения ВКЛ в состав Речи Посполитой.
Изменения во внутренней политике верховной власти. Статуты ВКЛ. Закрепление шляхетских привилегий. Полонизация шляхты белорусских земель в ВКЛ.
Социально-экономическая жизнь. Аграрная реформа 1557 г. и ее основные результаты. Социально-политическое развитие городов. Магдебургское право. Рост мануфактурного производства. Формирование сословий. Юридическое и экономическое положение крестьян.
Войны на территории Беларуси. Социально-экономическое положение Беларуси в XVII XVIII вв.
Особенности социально-экономического развития Беларуси после включения в состав Российской империи. Основные направления политики самодержавия в Беларуси.
Отмена крепостного права и буржуазные реформы 60 70-х гг. ХІХ ст.: особенности их проведения в Беларуси. Восстания 1830-1831 гг. и 1863 1864 гг. и их влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях. Революция 1905 1907 гг.
Белорусское национальное движение и его роль в революционном процессе начала ХХ в. Оформление белорусской национальной идеи и её отражение в идеологии народников.
Основные тенденции и достижения в развитии культуры Беларуси в эпоху Возрождения и Просвещения. Зарождение и развитие белорусоведения. Складывание белорусского литературного языка. Место белорусских земель в геополитическом пространстве Европы в эпоху Нового времени.
Раздел III. Новейшее время и Беларусь.
Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Установление Советской власти в Беларуси. Борьба с германскими и польскими интервентами.
Пути формирования белорусской государственности. Позиция большевиков по национальному вопросу. Результаты Всебелорусского съезда. Провозглашение Белорусской Народной Республики. Создание белорусской советской государственности. Роль и место БССР в СССР. Утверждение советской общественно-политической системы в БССР и её основные характеристики. Установление однопартийности. Конституционное оформление советской политической системы и руководящей роли коммунистической партии.
Пути и методы строительства индустриального общества в советской Беларуси. Особенности осуществления нэпа в БССР. Индустриализация и коллективизация в БССР. Общественно-политическая жизнь БССР(1928-1939). Политические репрессии 1930-х годов.
Становление и развитие советской белорусской культуры. Политика белорусизации. Усиление административно-партийного контроля в сфере культуры. Достижения и противоречия развития культуры и науки в 1930-е годы.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Обострение противоречий между европейскими государствами в конце 1930-х годов. Мюнхенское соглашение. Провал политики коллективной безопасности. Советско-германский договор о ненападении 1939 г. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР.
Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войны. Участие БССР в учреждении и деятельности ООН. Нюрнбергский процесс. Всеобщая Декларация прав человека.
Беларусь в первое послевоенное десятилетие. Социально-экономическое положение. Материально-бытовые условия жизни населения Беларуси. Общественно-политическая ситуация в БССР ( 1944-1953). Особенности процесса демократизации общественно-политической жизни во второй половине 1950-х первой половине 1980-х гг. Экстенсивные и интенсивные факторы развития экономики БССР в составе единого народнохозяйственного комплекса СССР. Курс на опережающий рост в республике тяжелой промышленности.
Основные тенденции индустриального развития БССР в условиях развёртывания научно-технической революции. Нарастание экологических проблем. Причины постепенного замедления темпов экономического роста и возникновения трудностей в социальной сфере. Изменения в духовной жизни белорусского народа в конце 1980-х годов.
Попытки модернизации советской общественно-политической системы в период политики перестройки. Причины кризиса и распада СССР.
Раздел IV. Современная Беларусь в условиях глобализации мировых процессов
Распад СССР и новое соотношение сил на мировой арене. Образование Содружества Независимых Государств. Провозглашение Республики Беларусь. Законодательно-правовое оформление государственного суверенитета Республики Беларусь.
Основные тенденции общественно-политического развития Республики Беларусь. Введение президентской формы правления. Референдумы 1995, 1996, 2004 гг. Конституция РБ 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь. Поиск путей перехода к рыночной экономике. Становление и реализация белорусской модели социально-ориентированной экономики.
Геополитическое положение Республики Беларусь. Международное признание суверенной Республики Беларусь. Процесс создания Союза Беларуси и России. Место Республики Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском и евразийском пространстве в условиях глобализации и нарастания угрозы международного терроризма. Республика Беларусь равноправный член мирового сообщества.
Духовная и культурная жизнь белорусского народа на рубеже ХХ - ХХІ вв. Роль науки в создании условий для массового использования информационных технологий. Перспективы развития Республики Беларусь в ХХІ веке.
Рекомендуемая тема семинарского занятия
Тема. Новейшее время и Беларусь
1.Основные события ХХ века. Беларусь в 20-е-30-е годы.
2.Развитие БССР в послевоенный период( сер.40-х-80-е годы ХХ века)
3. Распад СССР. Законодательно-правовое оформление государственного суверенитета РБ.
Учебники и учебные пособия, курсы лекций
Айчынная і сусветная гісторыя. Курс лекцый. У 2-х ч. Мн., 1995 г.
Бригадин П.И. История Беларуси в контексте европейской истории: курс лекций. Мн., 2007.
Гісторыя Беларусі. У 2-х ч. Пад рэд. Я.К.Новіка, Г.С.Марцуля. Мн., 2003.
Гісторыя Беларусі. У 2-х ч. Курс лекцый / П.І.Брыгадзін, У.Ф.Ладысеў, П.І.Зялінскі і інш. Мн., 1998, 2002.
Гісторыя Беларусі. З 1795 г. да вясны 1917 г. Вучэбны дапаможнік. Рэд. кал. І.П.Крэнь, І.І.Коўкель. Мн., 2001.
Гісторыя Беларусі ў кантэксце сусветных цывілізацый. Пад рэд В.І.Галубовіча і Ю.М.Бохана. Мн., 2005.
История Беларуси. Учебное пособие. Научное редактирование А.Г.Кохановский, О.А.Яновский. Мн., 1997.
Дополнительная литература
Адамушка У.І. Палітычныя рэпрэсіі 20-50-х гадоў на Беларусі. Мн., 1994.
Алексеев Л.В. Полоцкая земля в ІX-XIII вв. М., 1966.
Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: са старажытных часоў да 1917 г. Мн., 1985.
Асветнікі зямлі Беларускай. Х пачатак ХХ ст. Энцыклапедычны даведнік. Мн., 2001.
Беларусазнаўства. Пад рэд. П.Брыгадзіна. Мн., 1998.
Вялікае княства Літоўскае. Энцыклапедыя. У 2-х т. Мн., 2005, 2006.
Вопросы к зачету
Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.
Цивилизация как стадия развития общества. Типы цивилизаций.
Периодизация истории Беларуси.
Раннефеодальные государственные образования восточных славян IXн. XIII вв.
Политическая структура княжеств на территории Беларуси ( IX-XIII вв.)
Полоцкое и Туровское княжества в IXXIII вв.
Социально-экономическое развитие белорусских земель в ІХ-ХШ вв.
Борьба белорусских земель с иноземными захватчиками в XIII в.
Социально-экономические и политические предпосылки формирования Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского.
Внутриполитическое положение Великого княжества Литовского в ХІV-ХV вв.
Социально-экономическое развитие ВКЛ (середина XIIIXVI в.).
Аграрная реформа 1557 г и ее основные результаты.
Государственный строй, органы власти и управления Великого княжества Литовского.
Внешняя политика Великого княжества Литовского в конце ХІV-ХV вв.
Политическое положение ВКЛ в конце XV первой половине XVI в
Культура Беларуси в ХIVХVI вв.
Люблинская уния 1569 г. Государственно-правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.
Формирование белорусской народности.
Социально-экономическое положение Беларуси в XVII- первой половине XVIII в
Войны на территории Беларуси ( середина XVII века).
Статуты ВКЛ.
Политический и социально-экономический кризис Речи Посполитой (вторая половина XVII - XVIII в).
Разделы Речи Посполитой.
Восстание под руководством Т. Костюшко. Ликвидация Речи Посполитой.
Беларусь в составе Российской империи в конце XVIII первой половине XIX в.
Основные черты экономического развития Беларуси в первой пол. XIX в
Война 1812 г. и Беларусь.
Общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в.
Культура Беларуси во второй пол. XVIII первой пол. XIX в
Восстание 1863 г.
Реформы 6070-х гг. XIX в. и особенности их реализации в Беларуси.
Основные черты экономического развития Беларуси во второй пол. XIX в.
Общественно-политическое движение в Беларуси во второй пол. XIX в.
Культура Беларуси (вторая половина XIX начало XX в).
Формирование белорусской нации.
Революционное и общественно-политическое движение в Беларуси в период революции 1905 1907 гг.
Экономическое и политическое развитие Беларуси в 1907 1913 гг.
Беларусь в годы Первой мировой войны.
Беларусь в 1917 1918 гг.
Беларусь в годы советско-польской войны 1919-1920 гг.
Национально-государственное строительство в БССР ( 1921-1927 гг.)
Беларусь в период Нэпа.
Коллективизация и индустриализация в БССР.
Общественно-политическая жизнь Беларуси в 20-е- 30-е годы. Установление тоталитаризма.
Политика белорусизации.
Культура Беларуси (19211941 гг.).
Начало Второй мировой войны. Присоединение Западной Беларуси к БССР.
Беларусь в годы Великой Отечественной войны.
Итоги Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Нюрнбергский процесс.
Социально- экономическое развитие Беларуси в послевоенное десятилетие .
Общественно- политическая жизнь Беларуси в послевоенное десятилетие.
Социально-экономическое развитие БССР в середине 50-х 80-е гг. ХХ века.
Общественно-политическое развитие БССР в середине 50-х 80-е гг. ХХ века.
Образование, наука и культура в БССР 50-е 80-е гг. ХХ века.
Распад СССР и образование СНГ.
Провозглашение независимости Республики Беларусь. Введение президентской формы правления.
Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь в конце XX н. XXI в.
Внешняя политика Республики Беларусь на современном этапе.
Культурная жизнь белорусского народа на рубеже XX-XXI вв.
Беларусь в условиях глобализации мировых процессов.
samzan.ru
Наследие древней цивилизации |
Самое раннее из внятно изложенных знаний древних цивилизаций, что дошли до нас, это веды арийцев. В них, на основе астрологии, изложены устройство этого мира и всего сущего, что есть в Солнечной системе и во вселенной. В этих знаниях описан сакральный смысл всего того наследия, которые мы можем эффективно применять в нашей повседневной жизни для самопознания, для здоровья (аюрведа), а так же для управления энергией пространства. Наше величайшее наследие, которое сохранено поколениями, но пока еще до конца не осмысленно – это мантры, мудры и янтры.Мантры сохранились и читаются до сих пор, хотя люди уже не понимают в чем их сила. Мантры тысячелетиями передаются из уст в уста, из поколения в поколение и люди применяют их в повседневной жизни.
С мудрами немного сложнее, я полагаю, что еще триста лет назад человечество использовало их в своей повседневной жизни, возможно и неосознанно, как мантры. Тому есть явные подтверждения. Если посмотреть на византийские и старообрядческие иконы, то мы увидим изображение мудр на них. В восточных странах все святые так же изображены с пальцами рук, сложенными в мудры. Значит наши недалекие предки владели этими знаниями и умели управлять потоками энергии. В России, после никоновской реформы церкви, по всей видимости, эти знания были забыты, но не полностью утеряны. До никоновской реформы церкви, если кто помнит, люди возлагали на себя крест двумя перстами, складывая пальцы в мудре жизни, сейчас так молятся только старообрядцы. После реформы церкви людей заставили молиться тремя перстами, когда пальцы складывают в мудре исполнения желания, она же мудра Кубера. С тех пор в России поклоняются маммоне, последствия чего мы сегодня проживаем в своей реальности… Сейчас я наблюдаю повышенный интерес к мудрам, люди хотят самостоятельно управлять своей энергией.
С янтрами дела обстоят еще хуже. Есть два вида янтр – графические (мандала) и цифровые (астрологические). Все янтры – это код матрицы в графическом (сакральная геометрия) и цветовом изображении (мандала) или цифровом изображении (астрологические). Культ цветных графических янтр (мандала) был сохранен на востоке и популярен до сегодняшнего дня. Самая популярная – это Шри янтра. Круги на полях, как правило, тоже изображены в виде янтры. Все янтры имеют сильное воздействие на энергии пространства.Цифровые янтры на сегодняшний день практически забыты, но они для человека, пожалуй, самые интересные, т.к. каждый из нас имеет свою личную янтру, свой личный код матрицы. Расшифровка этого кода является самой точной картой энергий человека, его истинные желания и пристрастия (не те, что навязаны обществом и рекламой), его сильные и слабые стороны, его предназначение и цели в этом воплощении. Астрологическая янтра – это самая точная индивидуальная характеристика в аспектах астропсихологии.
Мантры, мудры, янтры – это все способы управления энергиями пространства, способ самопознания и познания мира, в котором человек проживает свою короткую, а порой бесцельную жизнь. Это источник знаний, мудрости и величайшей силы. Люди забыли сакральный смысл этого наследия, но магия древней науки в том, что мантры, мудры и янтры управляют потоками энергии самостоятельно, не требуя их досконального осознания. Чтобы иметь от них пользу,их достаточно просто применить. Но, если применять их осознанно, то результат превосходит все ожидания! Я проверяла.
08.02.2018
СТАТЬИ:
Наследие древней цивилизации
2018 г. – «Большой туман» рассеивается. Новая реальность
Будущее начинается не сейчас, оно началось вчера…
Правильная фокусировка
Индийская версия о сотворении Мира и о смысле нашей жизни
Жизнь – вечное движение
Благодарность
Шкала вибраций
Информация для творцов
Секрет исполнения желания
Внутренний ребенок
Почему аффирмации не приносят ожидаемого результата или как обиться успеха с помощью аффирмаций.
Пророчество на 2017 от журнала Ротшильдов «The Economist».
natalima.com
РАздел I цивилизационное наследие дРевнего мира, средние века и бЕларусь
Тема 1. Первобытное общество. Расселение славян на территории Беларуси
Древнейшее население на территории Беларуси. Материальная и духовная культура первобытного общества. Присваивающее и производящее хозяйства. Начало расселения славян на территории Беларуси и славянизация балтов. Этнические общности раннего средневековья: радимичи, дреговичи, кривичи.
Тема 2. Восточные славяне в раннем средневековье. Истоки формирования белорусской государственности
Формирование раннеклассового общества на территории Беларуси. Общественный строй восточных славян в VIII-IXвв. Развитие феодальных отношений в Западной Европе и уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья. Феодальное землевладение и хозяйство.
Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества. Их взаимоотношения с Киевом и Новгородом. Феодальная раздробленность. Борьба с агрессией крестоносцев и набегами монголо-татар.
Тема 3. Культура древней Беларуси (IX – XIII вв.)
Принятие христианства. Религиозно-просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. Распространение письменности. Письменные памятники древнерусской культуры. Архитектура и искусство Беларуси IX–XIIIвв. Культура БеларусиIX–XIIIвв. в контексте восточнославянского и восточноевропейского процессов.
Тема 4. Формирование и развитие Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (вт. Пол. XIII – пер. Пол. XVII в.)
Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ. Роль восточнославянских земель в процессе государственного строительства ВКЛ. Централизаторская политика и укрепление власти великих князей. Династическая борьба в 70-90-е гг. XIV в. Кревская уния и ее результаты. Грюнвальдская битва (1410 г.) и ее значение. Городельский привилей (1413 г.). Гражданская война (1432–1436 гг.). Эволюция ВКЛ от единовластия к сословно-представительной монархии. Органы государственной власти, их эволюция и функции. Соперничество с Московским государством.
Социально-экономическое развитие ВКЛ. Феодальное землевладение и хозяйство. Категории крестьян. Закрепощение крестьян. Аграрная реформа 1557г. и ее основные результаты. Социально-политическое развитие городов. Магдебургское право. Ремесло и торговля.
Место и роль Великого княжества Литовского в истории Европы в XIV – пер.пол.XVI в.
Тема 5. Время кризисов и Возрождения: консолидация белорусской народности. Религия, духовная жизнь, культура Беларуси
Гуманизм. Распространение идей Ренессанса в Европе. Реформация и контрреформация в Западной Европе. Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ. Православная церковь и католицизм, их взаимоотношения. Церковь и религия в политической, социально-экономической и культурной жизни ВКЛ. Ренессанс в Беларуси. Реформационное движение в ВКЛ. Контрреформация. Брестская церковная уния (1596 г.). Основные тенденции и достижения в развитии культуры Беларуси в эпоху Возрождения.
Основные концепции происхождения белорусской народности (этноса) и названия “Белая Русь”. Формирование этнической территории белорусов в XIV–XVIвв. Экономические, политические факторы консолидации белорусского этноса (народности).
studfiles.net
ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА, СРЕДНИХ ВЕКОВ И БЕЛАРУСЬ, Первобытное общество на территории Беларуси в каменном веке (100 тыс. лет назад - 4-3 тысячелетия до н. э.) - История Беларуси
Вопрос 2. Первобытное общество на территории Беларуси в каменном веке (100 тыс. лет назад - 4-3 тысячелетия до н. э.)
По данным современной археологии, человек проник на территорию Беларуси еще в ледниковый период. Часть исследователей считает, что первые люди пришли сюда 100 тыс. лет назад. Свидетельством этого являются единичные орудия труда древнего человека, найденые археологами возле деревень Светиловичи и Подлужье (Гомельская обл.). Обидовичи (Могилевская обл.). Людей, изготовлявших эти орудия, ученые относят к типу палеоантропов, которые были представлены неандертальцами (название происходит от р. Неандер в Германии, где были найдены костные останки этого предка современного человека). Таким образом, часть белорусских археологов датирует первое появление человека на территории Беларуси средним палеолитом, или эпохой мустье (100-35 тыс. лет назад). Первой формой общественной организации древних людей было первобытное стадо, или праобщина. для которой была характерна эндогамия (брачные отношения между членами одной общины).
Ряд исследователей отвергает наличие среднего палеолита на территории Беларуси. Они считают, что человек здесь появился только в позднем палеолите (40-10 тыс. лет назад). Это были люди современного физического типа, или кроманьонцы (название происходит от пещеры Кро-Маньен во Франции, где были найдены орудия труда и человеческие скелеты). На территории Гомельской области находятся две позднепалеолитические стоянки: Бердыж (Чечерский район) и Юровичи (Калинковичский район). Древнейшей является стоянка в Юровичах, ее возраст составляет 26 тыс. лет. Возраст стоянки Бердыж - 23 тыс. лет. Количество позднепалеолитического населения на территории Беларуси не превышало 100 человек.
Примерно 18-16 тыс. лет назад произошло очередное похолодание, и люди ушли с территории Беларуси. Только в конце палеолита (примерно 10 тыс. лет назад) здесь снова появились поселения. В позднем палеолите люди умели добывать огонь, строили примитивные жилища, изготавливали орудия труда из кремня. В этот период появились первые признаки религии, примитивное искусство.
С завершением ледникового периода заселение территории Беларуси проходило более интенсивно. В мезолите (9-5 тыс. лет до н. э.) люди заселили всю территорию современной Беларуси. Выявлено более 100 мезолитических стоянок. Общее количество населения составляло от 4 до 6 тыс. человек. В эпоху мезолита шел процесс перехода к оседлой жизни. В 8-7 тысячелетиях до н. э. на территории Беларуси появилось автохтонное население. В мезолите возросла роль рыболовства, люди стали пользоваться луком и стрелами.
В палеолите и мезолите хозяйственная деятельность человека ограничивалась охотой, собирательством, рыболовством и носила присваивающий характер. Существовала раннеродовая материнская община и экзогамия (запрет на браки внутри рода). Род (родовая община) представлял собой сравнительно небольшую группу людей (50-70 человек), связанных кровным родством, общностью хозяйственной деятельности, общим имуществом. Все члены-рода обладали равными правами.
Последний период каменного века - неолит - длился на территории Беларуси с конца 5 до конца 3 тысячелетия до н. э. Белорусские археологи связывают начало неолита на территории Беларуси с возникновением керамического производства (изготовления глиняной посуды), которое появилось здесь в 4 тысячелетии до н. э. Примерно в это же время зарождается ткачество. В настоящее время выявлено более 500 неолитических стоянок. Количество неолитического населения на территории Беларуси составляло от 27 до 36 тыс. человек. Археологи на территории современной Беларуси выделяют 4 основные археологические культуры эпохи неолита: нарвенскую - на севере, верхне-днепровскую - на востоке, на западе - неманскую, в центре и на юге - днепро-донецкую.
В конце эпохи неолита в связи с появлением примитивных форм земледелия и скотоводства произошел переход от присваивающего (потребительского) типа хозяйства к производящему. Этот коренной переворот в хозяйственной жизни ученые назвали "неолитической революцией". В конце каменного века значительно усовершенствовались способы обработки кремня и появились новые орудия труда: каменные топоры, зернотерки, тёсла, мотыги. Рост потребности в кремне привел к добыче его шахтным способом. Возле поселка Красносельский (Волковыский район) найдены древние примитивные шахты, которыми пользовались 4 тыс. лет назад.
В каменном веке (12-7 тыс. лет назад) на территории Беларуси проходил процесс объединения родов и образования племен. Племя - это устойчивое объединение нескольких родов, связанных кровными связями и общностью происхождения. Люди, принадлежащие к одному племени, говорили на одном языке, поклонялись общим божествам, почитали общих предков.
Этническую принадлежность населения Беларуси периода каменного века установить невозможно, поэтому его условно называют доиндоевропейским. Ученые считают, что во второй половине 3 тысячелетия до н. э. на севере Беларуси жили финно-угорские племена. Их нахождение здесь подтверждается данными топонимики и гидронимики.
Каменный век - наиболее длительный период в истории человечества - завершился с переходом к веку металлов.
geum.ru
Раздел I Цивилизационное наследие Древнего мира, Средние века и Беларусь
1. Ранний железный век на территории Беларуси начался:
а) 2 тыс. до н. э.
б) 1 тыс. до н. э.
в) 1 тыс. н. э.
2. Бронзовый век на территории Беларуси начался:
а) 2 тыс. до н. э.
б) 1 тыс. до н. э.
в) 1 тыс. н. э.
3. Определите имя первого исторически известного князя Полоцкой земли:
а) Всеслав
б) Изяслав
в) Рогволод
4. Укажите главного бога в языческом пантеоне восточных славян:
а) Даждьбог
б) Перун
в) Стрибог
г) Хорс
5. Гончарство на территории Беларуси появилось:
а) 10 тыс. до н. э.
б) 5 тыс. до н. э.
в) 2 тыс. до н. э.
6. Определите хронологические рамки каменного века на территории Беларуси:
а) 100 – 40 тыс. до н. э.
б) 100 – 10 тыс. до н. э.
в) 100 – 3 тыс. до н. э.
7. Определите, какой из не восточнославянских языков оказал влияние не только на лексику, но и на фонетику белорусского языка:
а) балтский
б) польский
в) тюркский
8. Укажите, в какую из эпох на территории Беларуси впервые появился человек:
а) мезолит
б) неолит
в) поздний палеолит
г) ранний палеолит
9. Автор «кривичской» концепции происхождения белорусского этноса:
а) В. Ластовский
б) А. Рыпинский
в) В. Седов
г) А. Соболевский
10. Автор великорусской концепции происхождения белорусского этноса:
а) В. Ластовский
б) А. Рыпинский
в) В. Седов
г) А. Соболевский
11. Укажите, в какую из эпох на территории Беларуси началось расселение индоевропейцев:
а) бронзовый век
б) железный век
в) новокаменный век (неолит)
12. Массовое расселение славян в балтском ареале на территории Беларуси произошло:
а) 6–7 вв.
б) 7–8 вв.
в) 8 – 9 вв.
13. Высшее сословие феодалов, ближайших соратников князя называли:
а) бояре
б) дружинники
в) мужи
14. Определите, когда был утвержден принцип избрания вечем князя в Полоцке:
а) 1058 г.
б) 1132 г.
в) 1139 г.
г) 1162 г.
15. Укажите, кто из древнерусских князей в 882 г. объединил Новгородскую и Киевскую земли, что и стало началом истории Древней руси:
а) Владимир
б) Олег
в) Рюрик
16. Первое упоминание о Полоцке в «Повести временных лет» датируется:
а) 862 г.
б) 880 г.
в) 1121 г.
17. Укажите, кто сыграл роль субстрата в этногенезе белорусов в соответствии с концепцией В. Седова:
а) балты
б) ляхи
в) славяне
г) финно-угры
18. Первые города у восточных славян возникли:
а) 8–9 вв.
б) 9–10 вв.
в) 10–11 вв.
19. Определите название города, который, согласно историческим источникам, был одним из центров восточнославянского племенного объединения радимичей:
а) Берестье
б) Гомель
в) Пинск
г) Полоцк
20. Укажите год, в котором произошло крещение Руси:
а) 980 г.г.
б) 984 г.
в) 988
г) 990 г.
21. Назовите имя князя, при котором на Руси ввели христианство:
а) Владимир
б) Олег
в) Рюрик
22. Полоцкая земля достигла наивысшего расцвета в период правления князя :
а) Брячеслава Изяславича
б) Всеслава Брячеславича
в) Всеслава Изяславича
23. Назовите годы княжения Всеслава Чародея:
а) 1003–1044 гг.
б) 1028−1101
в) 1044–1101 гг.
24. Битва на р. Немиге произошла:
а) 1067 г.
б) 1121 г.
в) 1158 г.
25. Поясните, в каком году киевский кн. Мстислав изгнал из Полоцка Изяславичей:
а) 1129 г.
б) 1127 г.
в) 1116 г.
26. Главный бог в языческом пантеоне восточных славян:
а) Даждьбог
б) Перун
в) Стрибог
г) Хорс
27. Первый исторически известный великий князь ВКЛ:
а) Витень
б) Войшелк
в) Миндовг
г) Шварн
28. Город, который в сер. 13 в. стал центром объединения восточнославянских и балтских земель в единое государство:
а) Вильно
б) Новогородок
в) Полоцк
г) Туров
29. Укажите годы княжения в Новогородке Миндовга:
а) 1230-е–1260 гг.
б) 1240-е–1263 гг.
в) 1264–1267 гг.
г) 1270−1282 гг.
30. Кто это? Великий литовский князь, происходивший из рода полоцких князей, основавший династию и перенесший столицу ВКЛ в г. Вильно:
а) Витовт
б) Гедемин
в) Ольгерд
г) Ягайло
31. Определите, кто из великих князей ввел в ВКЛ католическую веру:
а) Витовт
б) Гедемин
в) Ольгерд
г) Ягайло
32. Укажите, при каком князе территория ВКЛ увеличилась почти вдвое:
а) Витень
б) Витовт
в) Гедемин
г) Ольгерд
33. Княжение в ВКЛ Гедемина:
а) 1293−1316 гг.
б) 1316−1341 гг.
в) 1345−1377 гг.
г) 1377−1392 гг.
34. Княжение в ВКЛ Ольгерда:
а) 1293−1316 гг.
б) 1316−1341 гг.
в) 1345−1377 гг.
г) 1377−1392 гг.
35. Княжение в ВКЛ Ягайло:
а) 1293−1316 гг.
б) 1316−1341 гг.
в) 1345−1377 гг.
г) 1377−1392 гг.
36. Определите, когда сейм ВКЛ принял Радомскую конституцию, расширившую права шляхты:
а) 1492 г.
б) 1501 г.
в) 1505 г.
г) 1529 г.
37. Кто это? Великий кн. ВКЛ и король Польши известен своими военными и финансовыми реформами, при нем ввели Статут 1529 г.:
а) Александр
б) Казимир Ягеллончик
в) Сигизмунд I Старый
г) Сигизмунд II Август
38 Укажите год создания Главного Трибунала ВКЛ:
а) 1526 г.
б) 1566 г.
в) 1581 г.
г) 1588 г.
39. Определите, что представлял собой гос. строй ВКЛ в период с 14 до сер. 16 вв.:
а) абсолютная монархия
б) выборная монархия (в пределах династии), частично ограниченная
в) конституционная монархия
г) ограниченная монархия
40. Кто это? Великий князь ВКЛ и король Польши, при нем наибольших успехов достигла Реформация, ввели Статут 1566 г. и заключили Люблинскую унию:
а) Александр
б) Казимир Ягеллончик
в) Сигизмунд I Старый
г) Сигизмунд II Август
41. Укажите, при каком великом кн. ВКЛ достигло наивысшего расцвета:
а) Витень
б) Витовт
в) Гедемин
г) Ольгерд
42. Назовите, кто из великих князей издал привилей, по которому без согласия рады-панов князь не мог принимать важных решений:
а) Александр
б) Казимир Ягеллончик
в) Сигизмунд I Старый
г) Сигизмунд II Август
43. Кто это? Великий князь ВКЛ, противник унии с Польшей, опирался на православных феодалов, после 1440 г. правил на Волыни:
а) Александр
б) Казимир Ягеллончик
в) Свидригайло
г) Сигизмунд Кейстутович
44. Укажите, при каком князе границы ВКЛ достигли Балтийского и Чёрного морей:
а) Витовт
б) Гедемин
в) Ольгерд
г) Ягайло
45. Определите дату Грюнвальдской битвы:
а) 1399 г., 12 августа
б) 1410 г., 15 июля
в) 1411 г.. 1 февраля
г) 1435 г., 1 сентября
46. Назовите законодательный акт от 1447 г., положивший начало юридическому оформлению крепостной зависимости крестьян от феодалов:
а) 2-й Статут
б) Привилей Казимира Ягеллончика
в) Судебник Казимира Ягеллончика
г) 3-й Статут
47. Укажите год, в котором произошла битва под Клецком между войсками ВКЛ во главе с М. Глинским и татарами: