Древнейшим социальным институтом является. соцструктура современного общества / социнститут / существуют две формы социальных институтов1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социология отдельных социальных институтов, отраслевая социология. Древнейшим социальным институтом является


Социальный институт

Социальный институтилиобщественный институт(отлат.institutum— установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Следует иметь в виду, что в социальных науках(прежде всего, всоциологиииюриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженнойструктурыикодифицированныхправил поведения членов института.

Слово «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институтеобразования, институтездравоохранения, институтегосударственной власти, институтерелигиии т. д.Очередьза товарами потребления также будет являться социальным институтом.

Содержание

  • 1 Основные сведения

  • 2 Институционализация

  • 3 Функции социальных институтов

    • 3.1 Функции

    • 3.2 Функциональные качества

    • 3.3 Дисфункция социального института

    • 3.4 Простая форма существования социальных институтов

  • 4 См. также

  • 5 Литература

Основные сведения

Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей(например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.

Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.

Общественные отношения— это многообразные связи между группами, классами, нациями в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни.

Сферы жизнедеятельности общества

  • Экономическая— отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.

  • Социальная— отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

  • Политическая— отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии.

  • Духовная— отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

studfiles.net

существуют две формы социальных институтов1

Тема: Семья как социальный институт. Социология семьи.

План:

  1. Брак – основа семейных отношений.

  2. Функции семьи.

  3. Семейная роль.

  4. Задачи социологии семьи.

  5. Категории семейно-брачных отношений.

  6. Историческое направление в социологии семьи и брака.

  7. Теория социальных групп.

Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная.

Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

Семя как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандатртами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, саршими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

  1. воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

  2. хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

  3. экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

  4. сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

  5. духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

  6. социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

  7. досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

  8. эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяем ости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризовываться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.

В настоящее время имеются достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграции институционального и группового подхода для социологического изучения семьи как социальной системы (М.С. Мацковский). Правомерность такого подхода обусловлена тем, что к исследованию семьи может быть применена логика системного подхода, т.е. выявление компонентов внешних и внутренних связей, целей функционирования, функций.

Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем:

  • несоответствие функционирования семьи общественным потребностям

  • противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы

  • падение престижа традиционного брака.

Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнение А.Г. Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:

  1. Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи; какие из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.

  2. Анализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социальные психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.

  3. Изучать исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрывать диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.

  4. Разрабатывать методологические и методические проблемы социологии брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования.

Проблемы брачно-семейных отношений необходимо исследовать с использованием комплексного подхода, т.к. многие из них находятся на стыке социологии и психологии, социологии и педагогики. Для этого требуется вторичный анализ уже накопленных данных. Успешное выполнение интеграционной задачи требует и преодоления ряда методических трудностей, что неизбежно при изучении таких сложных явлений социальной жизни как брак и семья. Главная трудность – очень большое количество и многообразие объектов. Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям: 1) по типам поселения – городская и сельская; 2) по составу – расширенная и нуклеарная; 3) по наличию родителей – полная и неполная (монородительская) и т.д. Брак также может быть классифицирован. Например, по таким основаниям, как: 1) по степени формализации – фактически и юридически; 2) по однородности социального положения супругов – гомогенный и гетерогенный. При этом математически точно может быть выражена лишь очень ограниченное число характеристик каждого из выбранных объектов.

Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.

Выделим основные категории социологии семьи и брака. К их числу в теории брачно-семейных отношений принадлежат:

Условия жизни семьи. Подразделяются на: 1) макро- и 2) микроусловия: а) социально-экономические условия; общественно-политические; социально-культурные и идеологические; условия, связанные с распределением населения по демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным признакам; экологические условия; б) социально-психологические условия, характеризующие общее состояние сознания людей, их отношение к миру, непосредственному окружению (социальные установки, интересы, ценностные ориентации)

Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает:

  • структуру родства;

  • структуру власти и лидерства;

  • структуру ролей;

  • структуру коммуникаций.

Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.

Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.

Научно-теоретические и прикладные исследования семьи ориентированы не на регламентацию жизни отдельных семей, а на изучение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимуляции определенных социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха; улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье.

Становление и развитие социологии семьи было процессом длительным и многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических данных и разнообразных взглядов на семью и брак и их переосмысление выдающимися мыслителями во все времена.

В социологии семьи и брака различают два основных направления:

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога Х. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. «Идеальное государство – общность жен и детей», «Каждый брак должен быть полезен для государства», - писал Платон. Аристотель предполагал, сто природа нормального человека определяется его «встроенностью» в политическую систему, а «всякая семья составляет часть государства».

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778), который отличался особым демократизмом, отрицал правомерность общественного неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание и на их природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия. Он предполагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины.

Большой интерес представляют воззрения на семью и брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак – это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831), обладая огромным историческим чутьем, увидел связь определенной формы семьи и соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.

В течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и отчасти Нового времени интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего к государству.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями: 1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов; 2) путем изучения семьи в различных социальных условиях. У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучению истории семьи. В труде «Материнское право» (1861) он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

Особенно большое значение для обоснования эволюционных идей имел труд американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые на научной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу «Древнее общество» он писал около 40 лет и опубликовал в 1877 году. В ней излагается теория единого пути развития человеческого общества, обосновывается универсальность материнского рода, опровергается патриархальная теория. На огромном фактическом материале Морган проанализировал систему родства на разных континентах. По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета (беспорядочные половые связи) через групповой брак к моногамии. Наиболее важным результатом всех его изысканий было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий. Книга Моргана «Древнее общество», которую законспектировал и прокомментировал К. Маркс (1818-1883), послужила поводом для создания произведения Ф. Энгельса (1820-1895) «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Выполняя завещание К. Маркса, Ф. Энгельс с использованием труда Моргана доказал глубокую органическую взаимосвязь производства средств жизни и производство самого человека, развития, с одной стороны, труда, а с другой – семьи. Была вскрыта объективно-историческая закономерность изменений семьи, ее противоречивый и вместе с тем прогрессивный характер. Энгельс уделяет особое внимание эволюции форм семьи, ее развитию от групповых форм брака к моногамии.

Определенное влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп». Ее автором является американский социолог Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел различения первичных групп и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, соседство, детские группы) являются основными общественными ячейками. Они характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малым размером. В первичных группах происходит социализация личности. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), согласно теории Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и в которых индивид включается лишь как носитель определенной функции.

В 1945 г. выходит книга Э. Берджесса и Х. Локка «семья – от института к содружеству». В представители чикагской школы пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной модели семьи). Прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно – в содружество. Берджесса и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «От института к содружеству» был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше.

Уже на этой стадии, которую Х. Кристенсен назвал периодом «появляющейся науки», встретились важнейшие для теории семьи проблемы: формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность браком и его успешность, стабильность брака. Ученые разработали теоретические концепции, которые по содержанию близки тем, которые использовались позже.

studfiles.net

Тема 5. Социальные институты

1.Понятие и признаки социальных институтов.

2.Типология и функции социальных институтов.

3. Социальное управление.

1.Понятие и признаки социальных институтов.

Одним из важнейших общественных объединений обеспечивающих устойчивость социальных отношений и взаимодейст­вий в обществе, является социальный институт.

Макс Вебер выделил две характерные особенности социального института:

1) Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - про­фессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навы­ков, умений и т.п.

2) Наличие в социальном институте рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входя­щим в состав этого института, и специфического аппарата, осуществ­ляющего санкции, регулирующие соблюдение установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.

Социальные институты обладают следующими признаками:

1) Наличие более или менее определенной цели (целей) своей деятельности.

2) Наличие определенных функций, обеспечивающих достиже­ние цели (целей).

3) Четкое распределение социальных позиций (статусов) и ро­лей, функций, прав и обязанностей, типичных для данного института.

4) Особый тип регулирования взаимоотношений, система установлений, предписаний, норм, правил, которым долж­ны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного инсти­тута.

5) Система санкций, обеспечивающих поощрение и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.

Значительная часть признаков социального института совпа­дает с признаками социальной организации. Такое совпадение объяс­няется тем, что социальный институт представляет собой особый тип социальной организации.

Однако институт имеет и такие существен­ные признаки, которые отличают его от организации. Они таковы:

1) Действия индивидов и их групп в рамках социального инсти­тута в своих целях и средствах упорядочены приня­тыми в данном институте установлениями

2) Социальный институт представляет собой относительно ус­тойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и по­ведения людей, что отличается от многих организаций.

3) Социальный институт - крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную, иерархизированную структуру, включающую в себя систему организа­ции местного, регионального и общестранового уровня.

4) Социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний.

5) Социальный институт располагает целостной системой стан­дартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязатель­ных для всех индивидов и групп в целях ус­пешного осуществления функций данного института.

Социаль­ный институт - это высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчи­вой социальной структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределен­ных содержанием решаемых задач.

Социальные институты отличаются четким разграничением со­циальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Благода­ря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и ус­тойчивость социальных связей и самой структуры общества.

studfiles.net

Социология отдельных социальных институтов, отраслевая социология

Самым древним институтом общества является семья.

В современной социологической литературе семья обычно понимается как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

В литературе обычно отмечается, что семья как социальный институт формально проходит следующие фазы или циклы:

1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения;

3) окончание деторождения;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

В социологии семьи выделяют следующие типы семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются (и об этом уже было сказано выше) полигамная  и  моногамная семьи.

Полигамная семья предполагает несколько брачных партнеров с той и (или) другой стороны (и тогда говорят о полиандрии или полигамии, или групповом браке). Моногамная   семья   предполагает   только   двух   брачных партнеров: мужчину и женщину. В последние годы на Западе стали практиковаться браки между однополыми партнерами (гомосексуальный или лесбийский брак). Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье создают собственную семью, то в итоге возникает расширенная семья. Патрилональная семья — нуклеарная семья, возникающая в случае, если жена живет в доме мужа. В матрилональной семье муж яшвет в доме жены. Диелональная семья (становящаяся весьма распространенной сегодня на Западе) формируется в случае раздельного проживания супругов. Выделяют также полную семью (семью, состоящую из родителей с детьми), неполную семью (семью, состоящую из одного родителя и детей), многодетную (семью, в которой «много» детей) и бездетную семью (семью, в которой отсутствуют дети).

Государство

В социологической и юридической литературе мы не найдем единого определения государства. Однако мы можем констатировать, что государство «по его природе» понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества (Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Спиноза, Гоббс, Локк, Дидро, Руссо, Джефферсон и др.), либо как организация, защищающая, в сущности, интересы правящих групп (Тераклест, Всено, Смит, Морис, Илуже, Михельс, Па-рето, Моска, Вебер и др.). «Эти две точки зрения, — отмечает Л. И. Спиридонов, — представляют собой противоположные полюса, вокруг которых ведется острая политическая борьба»  .

Первым и самым важным признаком государства является учреждение особых органов, занимающихся общественным управлением. Создание органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых отправлением управленческих функций (чиновники всевозможных рангов, а также рядовые служащие, обеспечивающие исполнение постановлений того или иного органа власти), характеризуют государство как институт. Появление институтов публичной власти, распространяющих свое влияние на все общество, более того, обладающих монополией на применение насилия, позволяет рассматривать государство не только как организацию властвующих социальных групп, но и как организацию всего общества.

В качестве второго важнейшего принципа государства обычно называют разделение насилия и власти по административно-территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как   государство.

Третий признак государства — налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для его функционирования, а средства эти оно может получить, только обложив поборами население. Защита от внешних и внутренних врагов предполагает формирование армии и полиции. Армия и полиция как таковые не могут выполнять (по крайней мере, достаточно эффективно) предписываемые им функции, если им будет вменена в обязанность также и производственная деятельность. То же касается гражданских чиновников и служащих: администраторов, прокуроров, судей и т. д. и т. п.

Большое значение для характеристик государства имеет правильное решение вопроса о форме последнего. Под формой государства обычно понимается его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между членами данного общества, между управляющими и управляемыми, в способах организации высших (прежде всего) органов государственной власти.

Особое значение в обществе принадлежит социальным институтам права  и правоохранительных  органов.

По форме право представляет собой совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, а по своей социальной сущности — важный социальный институт. Положение о том, что фактические (реальные, наличные) отношения (поступки, акты поведения) предшествуют правовой норме (велению, запрету), чрезвычайно важно. Императивная форма законодательного веления («должен») может породить иллюзию того, что право творит общественную жизнь, а не наоборот. Фактически основой и материальным источником права является социальная действительность, тогда как само оно — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.

Подводя итог, можно сказать, что тема «социальные институты» имеет чрезвычайно важное значение для изучения общества и выработки правильной линии поведения индивида в процессе его жизнедеятельности. Анализ институциональной основы российского общества позволяет констатировать, что еще многое предстоит сделать для того, чтобы общество развивалось в соответствии со стандартами,   принятыми  в демократических  странах.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов и социальных общностей.

Социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальный институт выступает в качестве организованной социальной системы, характеризующейся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.



biofile.ru

Понятие социальных институтов

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.

Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их систему социальных ролей и статусов.

Сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Этапы институционализации:

1. Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий

2. Формирование общих идей

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок

4. Появление процедур, связанных с осуществлением норм и правил

5. Институционализация норм, правил и процедур (принятие, закрепление, практическое применение)

6. Установление систем санкций для поддержания норм и правил; дифференцированность их применения в конкретных случаях

7. Материальное и символическое оформление возникновения институциональных систем.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей:

а) Потребность в производстве продукции и услуг

б) Потребность в распределении благ и привилегий

в) Потребность в безопасности, защите жизни и благополучия

г) Потребность в социальном контроле за поведением человеческого общества

д) Потребность в коммуникации

е) Потребность в коллективизме в коллективных действиях, но в определенной ситуации.

2. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий.

Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Эти системы состоят из ряда основных элементов, которые видятся в системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса.

Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает  и  направляет  в  русло  их определенные   стремления, устанавливает способы  удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и  стабильности  в рамках  той  или  иной  социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов  еще  не  обеспечивает  функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо:

а) Чтобы  эти элементы  стали достоянием внутреннего  мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились  в  форму социальных  ролей и  статусов. 

б) Интернализация   индивидами   всех   социокультурных   элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных  ориентации  и  ожиданий  является вторым  важнейшим  элементом  институционализации.  

3. Организационное   оформление  социального института.

Внешне социальный  институт – совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

Каждой общественной сфере соответствует свой социальный институт:

Экономическая сфера – банк, биржа

Политическая сфера – партии, власть

Духовная сфера – культура, религия, образование

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Чем сложнее общество – тем больше развита система социальных институтов.

История социальных институтов, их эволюция подчиняется следующим закономерностям: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалами и обычаями правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на достиженческих целях, на основе компетенции, независимости, личной ответственности, рациональности и относительно независимых от моральных предписаний.

Проблему для современного общества представляет противоречие между институциональными комплексами государства, одни из которых стремятся к профессиональной деятельности, что неизбежно влечет определенную закрытость и недоступность для окружающих, с другими институтами, которые действуют как прямой канал открытого выражения интересов самых разнообразных групп общества.

Проблема взаимодействия социальных институтов возникает, если система норм, свойственная одному институту, начинает вторгаться в другие сферы социальной жизни, в которых раньше функционировали другие институты. Следствием может быть дезорганизация общественной жизни, растущее социальное напряжение и даже уничтожение какого-либо из институтов.

Изменение социальных институтов может быть вызвано внутренними и внешними причинами.

Внутренние причины чаще всего связаны со сменой культурной ориентации в развитии общества, с изменением духовно-нравственных представлений, что приводит к кризису.

Внешние причины – неэффективность социальных институтов, противоречие между существующими институтами и социальной мотивацией.



biofile.ru

семья, власть, собственность — МегаЛекции

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.. Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни

• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

 

Семья как социальный институт культуры проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Семья как социальный институт в различных культурах принимает различные формы. В связи с этим ученые выделяют ряд типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеют право иметь нескольких жен или мужей. (В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Власть— это функция любой деятельности, любого социального субъекта. При этом можно говорить по меньшей мере о двух ее разно­видностях: а) естественной власти в семье, в конкретных социальных группах, которая зачастую понимается как неформальное лидерство; б) «навязываемой» власти, власти как внешней силе, осуществляемой через особые институты, чаще всего государственно-принудительного характера. Другими словами, власть может быть основана на авто­ритете статуса, как, скажем, власть родителей над несовершенно­летними детьми, либо на применении силы, связанном с занима­емой должностью, а также с унаследованным аворитетом.

Институт собственности — один из наиболее древних (если не самый древний) экономических институтов. Владение теми или иными веща­ми, орудиями труда, имуществом, принадлежность их человеку (роду, семье) существовали изначально и были важной формой совместной деятельности людей в связи с удовлетворением их элементарных по­требностей. Несмотря на отсутствие на начальном этапе человеческой истории особых учреждений и организаций, деятельность которых бы­ла направлена на охрану собственности, отдельные элементы этого ин­ститута существовали. Так, были распространены обычаи, традициирегулирующие отношение к чужой собственности и предполагавшие санкции (часто довольно жесткие) за посягательство на нее.

По мере возникновения государств на смену обычаям и традициям (либо в добавление к ним) появлялись правовые способы регулирова­ния отношений собственности. До сих пор сохранил свое значение и часто используется в современной практике институт римского права, в котором нашла свое отражение одна из наиболее развитых правовых систем защиты собственности.

В конце концов сложился достаточно развитый и сложный инсти­тут собственности, включающий целую систему учреждений и орга­низаций власти и социального контроля, правовых и моральных норм, стандартов и стереотипов поведения, связанных с разнообразными формами собственности. Среди их большого количества выделяются своей противоположностью частная (индивидуальная и групповая) и публичная (общественная, государственная и муниципальная) фор­мы. Между ними располагаются, комбинируя в разных сочетаниях черты и функции каждой, другие формы собственности.

 

25. Структура социальных институтов, их типология по социально-функциональной роли.

структурные элементы соци­альною института. Он включает в себя: а) определенную сферу дея­тельности и общественных отношений; б) учреждения для организации совместной деятельности людей и группу лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли; в) нормы и принципы отношений между официальными лицами, а также между ними и членами общества, включенными в орбиту дсйст -вия данного социального института; г) систему санкций за невыполне­ние ролей, норм и стандартов поведения, д) материальные средства (об­щественные здания, оборудование, финансы и др.). На примере любого социального института нетрудно установить универсальный характер названных выше элементов и их непременное «участие» в его жизнеде­ятельности

Функции социальных институтов — эго на­правления их деятельности и ее последствия, влияющие на сохранение самих институтов, социальной системы, поддержание в ней порядка

Политический СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (государство, власть, Социальный институтловые структуры)

- Следить за безопасностью граждан

- обеспечить выполнение законов

- обеспечение суверенитета государства

Экономический СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

- Удовлетворение материальных потребностей людей

Институт культуры (образование и др.)

- Передача знаний, умений, навыков

воспитание

И. семьи и брака

- Деторождение

- воспитательная функция

- мат. поддержка членов семьи

megalektsii.ru

2.2. Бифункциональность древнейших социальных институтов

Перечень всех учебных материалов
Государство и правоДемографияИсторияМеждународные отношенияПедагогикаПолитические наукиПсихологияРелигиоведениеСоциология

2.2. Бифункциональность древнейших социальных институтов

   Зависимость каждого человека и всего стада от численности последнего означает необходимость всеми силами заботиться о продолжении рода. Это, в свою очередь, привело к тому, что первые социальные институты человечества были институтами, регулирующими воспроизводство населения. Абсолютизация этого момента была бы сильным упрощением, а потому ошибкой. В отличие от сообществ животных, человеческое общество имеет еще одну важнейшую функцию - организацию добычи средств существования на основе разделения труда. Конечно, на ранних ступенях развития общества разделение труда находилось в зачаточной форме, но, тем не менее, неверно рассматривать социогенез исключительно как социальное оформление управления воспроизводством популяции. Социогенез представлял собой сочетание двух равнопорядковых процессов: становление социального управления демографическим воспроизводством и становление социальной структуры общества, основанной на разделении труда.   По форме проявления эти два процесса должны были изначально совпадать, потому что разделение труда в раннем первобытном обществе осуществлялось по полу и возрасту. Поэтому каждая возрастно-половая группа должна была иметь определенную функцию, как участник разделения труда и как участник процесса воспроизводства численности популяции. Именно учет этой двоякого рода функциональной нагрузки возрастно-половых групп древнего общества имеет, по нашему мнению, пролить свет на понимание сущности таких институтов древнего общества, как род, экзогамия, возрастные группы и т.п.   Традиционно к объяснению сущности и происхождения этих институтов подходят только с точки зрения их роли либо в разделении труда, либо в продолжении рода. Зачастую, пытаясь вывести их происхождение из какой-нибудь одной функции, выполнение этими группами второй функции рассматривают чуть ли не как случайное. Такой подход представляется неверным, в его основе лежит подсознательно сохраняющаяся методология робинзонады, представляющая человеческое общество объединением первоначально изолированных индивидов, имеющих для этого определенную цель. Мы попытаемся доказать положение об изначальной бифункциональности социальных институтов первобытного общества на примерах организации племен аборигенов Австралии, наиболее отсталых в социальном развитии, и возрастных групп народов Восточной Африки, потому что в других местах этот институт не сохранился в таком виде.   Данные о племенах коренных жителей Австралии дают богатый материал для реконструкции первоначальной организации человеческого общества. Н.А.Бутинов выдвинул гипотезу о том, что вся организация австралийских племен базируется на примитивном территориальном разделении труда. Это разделение труда обусловлено экологическими причинами. С одной стороны, труд четко делится по сезонам, а с другой - значительные различия ландшафта даже в пределах небольшой территории ведет к различиям в хозяйственной деятельности обитающих на ней коллективов. Именно эти различия, по мнению Н.А.Бутинова, ведут к хозяйственным контактам между отдельными коллективами, что опровергает взгляд на первобытную общину как на совершенно замкнутый коллектив.   Из-за несовпадения хозяйственных циклов у различных общин и разнообразия природных условий (связанных с несовпадением периодов засухи и дождей в различных районах) возник обычай взаимопосещения локальных групп. Ссылаясь на Хауитта (Howitt), Бутинов отмечает, что во время обрядов инициации (посвящения молодежи во взрослых) вместе собираются несколько локальных групп (племен). Обычно это происходит в период обилия пищи на данной территории. Племена, посещающие друг друга, имеют одни и те же обряды инициации и образуют взаимобрачующуюся группу.   Анализ многочисленных наблюдений позволяет Н.А.Бутинову сделать следующий вывод: «Оживленный обмен и постоянные взаимопосещения локальных групп опровергают представление об австралийской локальной группе как о чем-то замкнутом, изолированном. Локальная группа сама по себе существовать не могла, она была связана хозяйственно с соседними и отдаленными локальными группами - в разные времена года по-разному. Это и вызвало к жизни такое явление, как относительное культурное единство всего населения Австралии».   В локальных группах отмечается четкое разделение труда по полу; разделение труда по возрасту у женщин практически отсутствует: с раннего возраста они занимаются собирательством. У мужчин существует многостепенное разделение труда по возрасту, и переходы из одной степени в другую связаны с обрядами инициации.   Австралийские племена, а их около 500, отличаются друг от друга диалектом и территорией, больше никаких черт племенной организации (вождь, совет племени и т.п.) нет. Само племя редко выступает как единое целое. Важно отметить, что соседние племена не резко разграничены одно от другого, живущие на границе часто относят себя то к одному, то к другому племени. Диалект одного племени незаметно переходит в диалект другого. Насчитывает племя обычно от 200 до 1000 человек.    Локальная группа насчитывает от 30 до 100 человек, имеет главаря и совет взрослых мужчин, является хозяйственно самостоятельной единицей. Для производственных целей делится обычно на несколько мелких семейных групп, состоящих из нескольких братьев с родителями, женами и детьми. В Австралии распространена патрилинейная филиация, и жена переходит в локальную группу мужа. Семейная группа индивидуально ищет пищу (женщины и дети - собирательство, мужчины - охота). Все семейные группы, принадлежащие к одной локальной, собираются вместе каждые 3-4 дня, условившись заранее о месте встречи.    В локальной группе всегда два брачных класса; племена, имеющие четыре брачных класса, делят людей внутри этих классов по поколениям. В каждой локальной группе к одному брачному классу принадлежат поколения дедов и внуков, отцы и дети принадлежат к разным брачным классам (см. Рис.4). Брачный класс экзогамен, локальная группа - тоже.

Рис.4 Схема поколений и брачных классов у камиларои (Австралия)

   Бутинов совершенно справедливо замечает, что, будучи «совершенно самостоятельными единицами в хозяйственном отношении, локальные группы оказывались в семейно-брачном отношении лишь частями более сложного целого». Племя с четырьмя брачными классами состоит из двух частей. В первую часть входят локальные группы с брачными классами А и Б, во вторую - с классами В и Г. потенциальными супругами друг для друга являются члены брачных классов А и В, Б и Г. деление локальных групп племени на две части позволяет Н.А.Бутинову утверждать, что «локальные группы выступали здесь как части двух половин, двух первоначальных родов, части единой дуальной организации». На наш взгляд, факт наличия двух частей (у Бутинова - половин) австралийского племени вовсе не означает изначальности дуальной организации, как союза двух племен или общин с целью продолжения рода. Ссылаясь на Файсона (Fison L.), которому один австралиец рассказывал, что он-де во всех племенах может найти брачный класс, откуда он может взять жену,   Бутинов пишет, что дуальная организация имела всеобщий характер, и «все население Австралии было разделено по существу на два первоначальных рода, и мужчина одного из них имел право на всех женщин (с учетом, конечно, брачных классов) другого». Упоминание о брачных классах здесь вообще непонятно, потому что возникает вопрос, что же возникло раньше - «первоначальный род» или брачные классы. Со времени выхода книги Л.Г.Моргана «Древнее общество» брачные классы считаются институтом, предшествовавшим роду.    Возможна и другая гипотеза возникновения экзогамии и института брачных классов. Локальная группа в австралийских племенах, вероятно, является социальной интерпретацией матрифокальной группы предчеловеческого сообщества, этим и можно объяснить ее экзогамию. Само понятие «брачный класс» возникло отнюдь не в Австралии, а в Европе в прошлом веке. Этим понятием обозначали группу людей, не имеющих права вступать в половые отношения между собой и обязанных искать полового партнера в определенной аналогичной группе. В Австралии каждый брачный класс имеет собственное имя. Так, у камиларои существует четыре брачных класса: Ипаи, Кумбу, Куби и Мури. У южных Аранда тоже четыре класса: Пануга, Бультара, Пурула и Кульмара. Принадлежность к одной из групп указывает прежде всего на то, к какому поколению принадлежит человек. При патрилинейной филиации, если старшее поколение в локальной группе Пануга, то дети их - Бультара, а внуки опять Пануга. Поскольку при невысокой продолжительности жизни в первобытную эпоху вряд ли могли быть живы одновременно более трех поколений, то получалось, что деды и внуки оказывались в одной категории, а это весьма очевидно связывается с первобытным половозрастным разделением труда. Возможно, что первоначальной функцией брачных классов было разделение общества по поколениям, так как это был единственный критерий возраста у первобытных людей, не знающих еще счета далее пяти-десяти.   Надо учесть еще, что филиация и матрилинейная, и патрилинейная в классификационных системах родства - качественно иное явление, чем в описательных системах. В описательных системах родства «Я» является центром отсчета родственных отношений, и для каждого индивида существует своя система координат. Человека, которого я называю братом, моя мать назовет сыном, а мой сын - дядей. В классификационной системе родства, например, у южных Аранда, человек класса пануга будет братом для всех без исключения членов сообщества пануга. И для этого человека все пануга - братья и сестры, все бультара - отцы, все женщины кумара - матери, все женщины пурула - жены, и т.д. В этом смысле экзогамность брачного класса как возрастной группы означает запрет инцеста, половых отношений между братьями и сестрами. В данном случае мы имеем дело с продолжением экзогамии всей локальной группы, к которой принадлежат потомки одного человека, безразлично, мужчины это или женщины.   Каждый из четырех брачных классов имеет пару: пануга женятся и выходят замуж за пурула, для бультара такой парой являются кумара. Вступать в половые отношения с представителями других брачных классов запрещается, потому что при алокальном, групповом браке фактически это будут отношения с матерью или дочерью.   В качестве примера попробуем переложить классификационную систему родства южных Аранда на современную описательную систему. Я - бультара, мой отец - пануга, моя мать - пурула, мои братья и сестры - бультара, мой сын - пануга, моя дочь - пануга. Итак, мы видим, что женщины, принадлежащие к запретным брачным классам, являются для человека либо матерью (матерями), либо дочерью (дочерьми). Классификационная система означает не то, что люди вообще не знают своих ближайших кровных родственников, но то, что во внимание принимается социальное, а не кровное родство.   Организация общества на основе различия полов, выступающая как институт брачных классов, может быть объяснена без рассмотрения разделения труда в древнем обществе, а только лишь с учетом ее основной функции - обеспечения воспроизводства численности сообщества и гигиены расы. Концепция дуально-родовой организации базируется на признании первоначально существующей эндогамной общины (праобщины), которая по каким-то неясным причинам разделилась на две экзогамные половины, или же, став полностью экзогамной, объединилась с другой общиной, которая как раз тоже стала экзогамной. Эта концепция представляется нам неверной. Мы полагаем, что образование первоначальной организации общества шло по пути социального оформления тех механизмов воспроизводства популяции, которые сформировались еще в ходе биологической эволюции. Эта позиция позволяет объяснить примитивную организацию отсталых племен Австралии без использования промежуточной концепции существования двух «первоначальных» родов.   Впечатление того, что существующие примитивные организации общества происходят от изначальной дуальной организации, возникло из- за двойственности функций, выполняемых брачными классами. Двойственность функций определяется разного рода причинами. Первая - ограничение инцеста и упорядочение половых отношений в общине. Вторая причина - разделение труда по полу и возрасту, взаимное обучение различным видам деятельности и определение обязанностей каждого из членов коллектива. Симбиоз этих причин очевидным образом ведет к тому, что каждый человек, член общины, должен быть идентифицирован 1) как брачный партнер и 2) как участник материального производства, имеющий право и обязанность на участие в определенных видах деятельности.   В данном случае положение его, как брачного партнера, не меняется на протяжении всей жизни, а положение как участника производства меняется. Поэтому брачный класс легче фиксируется, хотя вначале могла существовать и более сложная система, когда название брачного класса менялось в зависимости от возраста. Об этом может свидетельствовать австралийский миф о «трех женщинах», рассказывающий, как одна женщина дважды сменила свой брачный класс, что в более позднее время было возможно только в течение трех поколений: мать - дочь - дочь дочери.   Как уже говорилось, локальная группа австралийского племени насчитывает от 30 до 100 человек и состоит из более мелких семей. Можно предположить, что наиболее подходящей численностью группы было человек сто. Предположим, что продолжительность жизни первобытного человека составляла лет 30, и - для простоты - что вероятность умереть в каждом возрасте одинакова (то есть возрастная пирамида имеет вид правильного треугольника), доли мужчин и женщин в популяции были примерно равны, - мы же возьмем их строго равными. Тогда очевидно, что 75% сообщества будут составлять подростки до 15 лет. В группе, состоящей из 30 человек, таким образом, окажется 4 женщины фертильного возраста и 4 мужчины-охотника. Видимо, ни о каком дальнейшем дроблении локальной группы не может быть и речи, она окажется просто недееспособной. Логично предположить, что в нормальных условиях группа из 30 взрослых и детей составляла часть локальной группы, которую Н.А.Бутинов называл семьей. Учитывая, что верхней границей численности локальной группы называлось 100 человек, можно предположить, что одна локальная группа состояла, как правило, из трех семейных групп, то есть из 90-100 человек. Соответственно племя состояло из трех-десяти локальных групп. Если предположить, что племя изначально состояло из двух локальных групп, столь малый размер популяции должен вести к увеличению числа гомозигот по рецессивным генам, в том числе и по плохим.   Посмотрим, как в случае трех (по меньшей мере) локальных групп в племени может сложиться система идентификации брачных партнеров. Для того, чтобы найти брачного партнера, надо, прежде всего, выделить признак принадлежности всех людей к локальным группам. В этом плане, относительно каждого индивидуума все члены племени делятся на две части: члены моей группы и члены не моей группы - мои потенциальные брачные партнеры. Для того, чтобы избежать инцеста по восходящей и нисходящей линиям родства, можно вступать в брак только в пределах одного поколения. В этом плане все члены сообщества делятся опять-таки на две группы: мое поколение и не мое поколение. Эти две системы координат пересекаются и дают четыре вариации признаков, из которых лишь один вариант означает брачного партнера: это представители моего поколения, но не члены моей локальной группы. Если мы зафиксируем каждую из вариаций признаков, то получим модель системы четырех брачных классов.   Таким образом, относительно каждого подразделения все сообщество делится всегда на две части, независимо от того, сколько в него входит локальных групп. Уже на этом этапе может возникнуть впечатление существования двух первоначальных родов. Способ фиксирования брачных классов определяется трудовой функцией возрастных групп. Так как дети и старики приравнивались друг к другу по участию в производственной деятельности, то они могли получать одинаковое название. При невысокой продолжительности жизни получалось, что к моменту инициации подростков во взрослые, поколение их дедов вымирало, а поколение отцов превращалось в поколение стариков. То есть, для обозначения всех поколений локальной группы достаточно было двух слов.   В том случае, если племя состояло из более чем двух локальных групп, а мы думаем, что так оно и было в большинстве случаев, каждая группа должна была фиксироваться с помощью тотема, который играл роль современной фамилии. При фиксировании локальной группы с помощью тотема и выделения поколений в локальных группах должны были образоваться кольцевые системы брачных связей. Именно такие системы наблюдаются у камиларои (рис.5) и у многих других племен. Многочисленные примеры кольцевых связей описаны Д.А.Ольдерогге, который видел истоки этой системы в разрастании двух первоначальных родов. В дальнейшем, развиваясь, тотем превращается в род матрилинейный или патрилинейный, в данном случае безразлично. Но наиболее вероятным является предположение, что в дальнейшем тотемистическая локальная группа превращается во фратрию, в то время как брачный класс внутри этой группы, с развитием моногамии и окончательной фиксацией родственных признаков, превращается в род.    Ю.И.Семенов считает, что экзогамия возникла как средство обуздания зоологического полового инстинкта и служила упрочению коллектива первобытных охотников. Ограничение половых отношений в первобытном стаде достигалось при помощи половых, сначала охотничьих, а затем производственных табу. Подобная трактовка древнего института половых табу не является бесспорной. С.А.Токарев считает, что возникновение этих институтов связано с магическими обрядами очищения, имеющими своей базой стремление устранить перед охотой посторонние запахи, в том числе и запах женщины. Такой же точки зрения придерживается и Д.К.Зеленин.

Рис.5 Система кольцевых брачных связей у камиларои (по Бутинову)

   Можно предположить, что эти табу - отражение фиксации полового разделения труда в древнем обществе, и они означают, что женщина не должна иметь никакого отношения к охоте (к мужской работе вообще), даже посредством половой связи с мужчинами в этот период. Примерно такую же основу имеют приводимые С.А.Токаревым примеры о запретах на смешивание различных видов продуктов, которые раньше доставлялись сезонными видами охоты. То есть, эти запреты отражают нормы, регулирующие проведение охоты. В магическом сознании примитивного человека причина и следствие меняются местами: например, нельзя смешивать продукты не потому, что в одно время нельзя охотиться на морских и на сухопутных животных, а наоборот, нельзя охотиться потому, что нельзя смешивать продукты. То же можно сказать и о иудаистском запрете есть свинину, так как свинья - оседлое животное, которого кочевники не могли иметь, или делать одежду одновременно из шерсти (продукт кочевого скотоводства) и льна (продукт оседлого земледелия).   Отметим, что по Австралии нет никаких данных о существовании половых производственных табу, хотя половые отношения там, как известно, четко регулировались при помощи системы брачных классов. Не означает ли этот факт более позднего появления производственных половых табу по сравнению со всей системой регулирования половых отношений и экзогамией, в первую очередь? Ведь с позиций Ю.И.Семенова, половые производственные табу должны предшествовать экзогамии, а в дальнейшем, фактически, составлять ее содержание.   Мы считаем, что древнейшая организация человеческого общества возникла в результате взаимодействия социального оформления механизмов воспроизводства популяции, возникших еще на биологическом этапе эволюции человека и основанных на относительной экзогамности матрифокальных групп, и развития разделения труда, приведшего к выделению возрастных групп как элементов социальной структуры древнейшего общества.   Гипотеза о половозрастных группах как об основе примитивной социальной организации, была выдвинута еще в прошлом веке Г.Куновом, видевшем их задачу исключительно в установлении брачных норм. Он обратил внимание на то, что в отношении терминов «отец» и «брат» австралийцы применяют местоимение «наш», а не «мой», и пришел к выводу, что первоначально эти термины показывали возрастные группы. Вывод вполне закономерный при условии существования группового брака и классификационной системы родства турано- ганованского типа.    Роль половозрастных групп как элементов социальной структуры первобытного общества можно проследить на примере системы возрастных групп, долгое время сохранявшихся в Восточной Африке, по которым имеется много источников и которые достаточно подробно описаны в работе К.П.Калиновской. Первый вывод, который можно сделать при исследовании социальной системы гада (институт мужских возрастных групп у племен гала), что для племени была важна не только общая ее численность, но и определенная возрастная структура. Об этом говорит частое несовпадение физического и социального возраста в системе. Это связано с выполнением этими классами производственных и социальных функций, с половозрастным разделением труда. Второй вывод заключается в абсолютном исключении инцеста по восходящей и нисходящей линиям, что очевидно связано с организацией воспроизводства населения.   Система гада состоит из двух полуциклов по сорок лет каждый. Первый полуцикл является активным, второй - пассивным. Полуцикл состоит из пяти ступеней, по восемь лет каждая. Первая ступень - подготовительная, группа, находящаяся на этой ступени, не имеет никаких прав и участвует лишь в незначительных церемониях. Не принимает она участия и в производственной деятельности, но все женщины обязаны давать пищу членам этой группы (обряд «прошения молока», все продукты ритуально называются молоком). Вторая группа - молодые воины, проходящие обучение. Третья группа - старшие воины; они имеют право жениться, но не должны иметь детей. Четвертая группа - управляющие жизнью племени, они подвергаются обрезанию и могут иметь детей. Членами пятой группы являются старейшины, они становятся «ритуальными отцами» первой группы, которой они передают свое родовое имя и после этого заканчивают первый полуцикл, переходя в разряд «немых», то есть не имеющих права активно вмешиваться в социальную жизнь коллектива.   Когда институт гада был открыт, обратили внимание на весьма значительное расхождение в возрасте внутри возрастной группы. В особенности это было заметно в первых группах, куда входили одновременно и старики, и младенцы. До сегодняшнего дня, на наш взгляд, нет удовлетворительного объяснения этому явлению. И это связано с тем, что эти возрастные группы рассматриваются только с точки зрения их производственной функции. К.П.Калиновская совершенно справедливо критикует выбор кровного родства в качестве критерия выделения групп, и в противовес этому подчеркивает поколенный принцип формирования групп. Но критерием формирования поколения она считает реальный возраст, а потому, по предлагаемой гипотезе, первоначальные реальные и социальные возраста в группе совпадали, и дальнейшее рассогласование произошло из-за несовершенства самой системы. Схема этого рассогласования представлена на рис.6. Как видно, накануне обряда инициации все возрастные группы заполнены, но после инициации первая ступень остается вакантной, она заполняется постепенно, по мере рождения детей у IV группы («обрезанных») в течение всего восьмилетнего интервала. Поэтому родившимся накануне инициации и имеющим физический возраст 0 лет, после инициации присваивается сразу социальный возраст 9 лет. Таким образом, формируется отставание фактического возраста от социального на одно «поколение», то есть на восемь лет. Но эта разница не может ни увеличиваться, ни уменьшаться, а сохраняется постоянной. Объяснить при помощи этой схемы отставание социального возраста от физического невозможно.

Рис.6. Соотношение физического и социального возраста у гала

   Картинка на рис.6 напоминает хорошо известную в демографии процедуру, называемую «передвижкой возрастов», она с успехом используется для прогнозирования численности населения, и никаких затруднений не возникает. У гала этот классический демографический метод «применяется» в упрощенной форме. Всей группе инициируемых присваивается новый возраст, как будто они родились в один день, и возраст этот не определяется ни их реальным возрастом, ни нижней или верхней границей возрастов двух смежных групп. Им просто присваивается новое наименование. Попытки связать эти группы с реальным возрастом обусловлены современным образом мысли, который все преломляет через призму цифр. При этом забывается, что первобытный человек не умел считать, и что во многих первобытных языках вообще отсутствуют слова, обозначающие абстрактные понятия чисел.   Проблема отклонения реального возраста от социального может решиться, если учесть, что единственным способом определения возраста человека в первобытную эпоху была фиксация его принадлежности к определенному поколению. И связано это было именно с регуляцией половых отношений и воспроизводством популяции. Если рассматривать систему гада с этой точки зрения, то отставание социального возраста от физического находит вполне простое объяснение.   Уже отмечалось, что воины гала могут жениться с 17 лет, или вернее сказать, будут инициированы в третью группу. После этого, в течение восьми лет они не имеют права иметь детей. В том случае, если ребенок у них все-таки родился, он отвергался, но после четвертой инициации отцов усыновлялся. Таким образом, получалось, что ребенок, родившийся у семнадцатилетнего воина, только что инициированного в третью ступень, получал право быть инициированным во вторую ступень лишь в 24 года, когда его отец завершит активный полуцикл. Обрезан он будет еще спустя 16 лет. Нетрудно проследить кумулятивный эффект и довести возраст члена первой возрастной группы до 80 лет.   Система гада вела к тому, что человек считался половозрелым, когда его отец вообще заканчивал активный полуцикл. В отношении регулирования половых отношений и, посредством этого, воспроизводства численности племени, институт гада напоминает своими функциями институт брачных классов у австралийцев, но является более тонким. Если у австралийцев при невысокой продолжительности жизни дед и внук принадлежали к одному брачному классу, что означало формальную возможность брака деда с родной внучкой, то у гала, независимо от продолжительности жизни, после пятой инициации наступала социальная смерть, человек оставался жив, но становился «немым».   Система возрастных групп показывает, как функция участия в трудовом процессе, в разделении труда сочеталась с функцией участия в воспроизводстве численности племени в доисторическую эпоху. Сущность древнейших социальных институтов состояла в том, что они органично сочетали функции производства и детопроизводства в первобытном обществе. Во многом это связано с совпадением демографической и протосоциальной структур на ранних этапах развития человеческого общества. Если от внимания ускользает бифункциональная специфика социальных институтов, то появляется множество фактов, объяснить которые весьма трудно.   На основании рассмотрения организации первобытных племен Австралии и восточно-африканской системы возрастных групп, можно попытаться реконструировать организацию первобытного человека. Отметим, что такая организация еще не представляет собой собственно исторического типа народонаселения. Скорее она является процессом становления народонаселения как системы, процессом формирования ее основных компонентов.   Первоначальную организацию первобытных людей, видимо, нельзя свести к известным понятиям племя, фратрия, община и т.п. Вероятно, она была чем-то похожим на районные популяции современных высших приматов и представляла достаточно большую группу (до 1000 особей и более), разбитую на небольшие локальные коллективы, численность которых варьировала в зависимости от конкретных условий и, главным образом, от количества пищи на данной территории. Большая группа могла быть выделена весьма условно, она занимала общую территорию, на границе которой контактировала с другими группами. В группу можно условно зачислять те локальные коллективы, между которыми наиболее интенсивно осуществлялся обмен генетическим материалом. Поэтому каждая локальная группа, в известном смысле, могла представлять центр тяготения большой группы. Такая организация позволяла осуществлять обмен культурной информацией и генофондом в пределах огромных территорий. Основной минимальной единицей организации была матрифокальная группа. Имея определенную иерархию, аналогичную иерархии приматов, матрифокальные группы, составляющие одну локальную, постепенно распространили экзогамию на всю локальную группу. Развитие социальных отношений шло по пути оформления сложившихся структур воспроизводства популяции, придания им социальной формы. Первоначально социальными институтами могли быть экзогамные локальные группы протоплемени, в котором каждое поколение было эндогамным.   Параллельно с социальным оформлением и расширением действия механизмов, затрудняющих инцест и выработанных еще на биологическом уровне, шло и социальное оформление складывающегося разделения труда. Последнее возможно было связано с переходом к мясной пище и превращением мужчин по преимуществу в охотников. Поскольку первоначальное разделение труда было по полу и возрасту, процесс формирования демографических и производственных отношений, фактически, был единым. А социальная структура общества совпадала с его демографической структурой, это обусловило бифункциональность социальных институтов древности.   Зависимость всего общества и каждого отдельного человека от размеров и структуры первого должна была, прежде всего, отпечататься в голове первобытного человека. Социальные нормы, в виде традиций, представлявшие социальную память древнейшего человеческого общества, регулировали, прежде всего, воспроизводство численности общности и гигиену расы. В дальнейшем, с развитием разделения труда и появлением сложных способов добычи пищи, традиции, регулировавшие промысловую деятельность человека, перемешались с нормами, регулирующими демографическое поведение, и стали представлять качественно новое целостное образование, осуществляющее социальное управление обществом как единым целым. Складывание системы социального управления обеими сторонами общественной жизни знаменовало окончательное становление народонаселения как системы. Решающую роль здесь сыграло развитие разделения труда. Оно вело ко все большей специализации больших групп, к усилению производственной кооперации внутри их и к ограничению контактов с другими группами спорадическими актами обмена продуктами. Это, в свою очередь, вело к специализации языков, усилению культурных особенностей отдельных групп. Также это вело к уменьшению возможностей обмена генофондом в пределах больших территорий и складыванию определенных генотипов в пределах достаточно небольшой территории.   По всей вероятности, первоначально регламентация половых отношений являлась и регламентацией репродуктивного поведения. Вряд ли первобытной человек ограничивал рождаемость для уменьшения или предотвращения роста численности общины. Учитывая невысокую продолжительность жизни, можно было бы считать, что такой рост, как правило, исключался. Но, с другой стороны, человек в отличие от животных, во многом сам формирует себе условия жизни. И если увеличение численности популяции животных возможно только в случае значительного естественного улучшения условий существования, то человек сам улучшает эти условия, что должно вести к неуклонному росту численности рода человеческого. Последнее утверждение представляется верным потому, что в течение не очень длительного промежутка времени человек заселил все материки, даже находящиеся долгое время в экологической изоляции. Возможно, что некоторым первобытным племенам и приходилось ограничивать свою численность. Но это может относиться только к племенам, попавшим в исключительно неблагоприятные условия. Все сообщения об инфантициде, о предупреждении и прерывании беременностей у отсталых племен относятся к тем из них, которые живут в исключительно неблагоприятных условиях, в резервациях, пустынях, впроголодь, ведущим при этом кочевой образ жизни, причем, зачастую этим своим положением они обязаны белым колонизаторам.   У первобытного человека не было никаких мотивов к ограничению рождаемости. Лишний человек был не просто еще одним «лишним ртом», но и еще одними рабочими руками, потому что заниматься собирательством можно было с раннего детства. Некоторые ученые полагают, что высокая рождаемость была невыгодна коллективу охотников, так как маленькие дети - обуза на охоте. Но они совершенно не учитывают специфику древней охоты, когда плохо вооруженные люди загоняли зверей в естественные ямы, болота, овраги и там забивали камнями. Достаточно одному животному из загоняемого стада повернуть навстречу своим преследователям, и община недосчитается нескольких человек. Недостаточно вооруженный человек мог охотиться только на крупно копытных и толстокожих, так как только такая охота гарантировала достаточную добычу. Лишь впоследствии, когда был изобретен лук, человек стал охотиться на более мелких животных. Об этом красноречиво говорят остатки костей съеденных животных, найденные на стоянках первобытного человека. В таких условиях коллектив охотников должен быть значительным по размерам, что могла обеспечить только высокая рождаемость.   Но и с переходом к охоте на мелких животных, с изобретением лука и стрел, потребность в большом количестве охотников и, следовательно, в высокой рождаемости не изменилась. Теперь охота проводилась небольшими группами (3-4 человека), но, как мы видели, такое количество взрослых мужчин обеспечивала группа общей численностью человек в 30, из которых 75-80% составляли дети до 15 лет, а 12% - женщины в фертильном возрасте.    Основными целями демографического управления в первобытном обществе была максимизация рождаемости, а средствами ее достижения являлись полное включение всех женщин репродуктивного возраста в половые отношения и исключение половых отношений между близкими родственниками для предотвращения инбридинга. В человеческом обществе возник новый вид информационных системообразующих связей - демографические отношения, которые выступали как примитивные, классификационные системы родства, брачных классов, возрастных групп. Возможно, что половые сезонные и производственные табу возникли для упорядочения рождения детей во времени и увязки его с периодами наиболее интенсивных производственных работ женщин. Развитие демографических отношений шло по линии социального оформления тех механизмов воспроизводства популяций, который был выработан на протяжении биологической эволюции.   Законное сомнение в сохранении у человека инстинктивных механизмов предотвращения инцеста может быть развеяно новейшими исследованиями в этой области. В 1910 году Дж. Фрезер подверг жестокой критике позиции ученых, объясняющих экзогамию стремлением предотвратить инцест. Особенно досталось Вестермарку, говорившему об инстинктивном отвращении к половым связям между росшими вместе с детства. С тех пор о позиции Вестермарка говорили лишь как о научном курьезе. Но вот, в середине нашего века, было проведено несколько независимых исследований взаимоотношений подростков в израильских поселениях - киббуци. В этих поселениях осуществляется коллективное воспитание детей, причем, мальчики и девочки воспитываются вместе, имеют общие спальни и душ. Отмечено, что с наступлением половой зрелости девочки начинают избегать показываться обнаженными перед мальчиками, принимать одновременно с ними душ. При этом между мальчиками и девочками одной группы возникает определенный антагонизм при полном отсутствии полового интереса между ними. В то же время у девочек резко повышается интерес к мальчикам из других возрастных групп. Отмечается отсутствие браков между выросшими в одном коллективе, хотя юридически это не возбраняется. Можно считать, что эти сведения косвенно подтверждают нашу гипотезу о сохранении инстинктивных механизмов избежания инцеста, но они дают также направление для новых исследований поведения человека в этой области.   Окончательное становление народонаселения как системы произошло с переходом к ранее-первобытной общине и с появлением человека современного типа. Социальные институты эпохи первобытно­родовой общины еще сохраняют внешнюю схожесть с некоторыми биологическими системами. С переходом уже к общине прото- крестьянской утрачивается даже сама видимость сходства биологического и социального управления демографическими процессами. Крестьянская община, основной единицей которой является патриархальная семья, была очень устойчивой и инертной формой, и потому долго сохранялась на периферии классовых обществ.

txtb.ru