Экономика древних афин. Общественный и государственный строй Древних Афин в классический период.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Общественный и государственный строй Древних Афин в классический период. Экономика древних афин


Экономика Афин и Спарты – сравнительный анализ

ап Афины Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Эта область былабогата полезными ископаемыми(глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах. Главными источниками силы и богатства этого полиса былиторговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.Реформы Солона. запретил долговое рабство для афинян, объявил прежние задолженности бедняков недействительными(вернув им статус полноправных граждан), укрепил частную собственность(разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки). В Афинах установился стройрабовладельческой демократии.На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру. Свободное население Афин распадалось на класс крупных торговцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо евпатридов, представителей новой торговой знати, ко второму - широкие слои демоса, т.е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных - на граждан и метеков (чужестранцы, живущие на территории Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы (но таковой ситуация было по всей Греции, а не только в Афинах).

Спарта.Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом. Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой. Торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданамСпарты. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием. Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер. Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения - илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В Спарте существовала также особая категория неполноправного населения – периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты. ). Их положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей.

Экономика Древней Греции и Рима – общее и особенное (значение рабского труда в экономике, пути формирования крупных состояний, налоговая и таможенная системы )

Экономика варварских народов Европы до XI в.

В Варварская Европа - это семь культурных миров Ведической Европы: кельтский, германо-скандинавский, балтский, скифо-сарматский, фрако-дакийский, иллирийский, славянский. “варвары”, с точки зрения Рима есть народы и племена Европы, еще не успевшие приобщиться к античной культуре (либо активно противодействующие этому). “Варварами” западные европейцы стали называть народы, не признававшие религиозный авторитет римских пап. Их примитивной, неразвитой экономике соответствовало наивное мифологическое мышление, когда явления природы и общественной жизни перерабатываются народной фантазией в поэтические образы.

По всей Европе прокатывались одна за другой волны варварских вторжений и завоеваний. Уже в первые столетия нашей эры территории Римской империи была центром притяжения для варваров, в основном германцев. В V—VI вв. началось так называемое Великое переселение народов. Переселение варваров оказывало, в свою очередь, влияние на развитие социально-экономических отношений в пограничных римских провинциях. Увеличивалось количество свободного земледельческого населения, уменьшалось значение рабского труда. Таким образом, происходило два взаимодействующих процесса — романизация варваров, поселившихся в пограничных областях, и варваризация Римской империи. И то и другое укрепляло позиции варваров и облегчало им завоевание римских провинций. В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находившегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя.

Основной деятельностью варваров были переезды (то есть кочевой образ жизни) поэтому их ремеслом была война, встречались так же оседлые варвары, которые на протяжении столетий проживали на одном и том же месте и занимались сельским хозяйством и торговлей в основном между такими же племенами. Во времена Западной Римской империи племена северных варваров не были единым целым. Не считая кельтов на крайнем западе и славян на отдаленном востоке, варвары были разделены на две группы, ни в чем не похожие одна на другую.

В Центральной Европе жили оседлые земледельческие народы, и почти все они говорили на германских языках или на диалектах этих языков. К этой группе принадлежали остроготы, везе-готы, свевы, руги, франки, саксы и многие другие племена. В это же время в степях Юго-Восточной Европы жили скотоводы-кочевники, которые не были германцами и которые почти ничего не знали о земледелии. Основным источником пропитания для них были стада, и, кроме того, они торговали с оседлыми племенами на границе степей. К этой второй группе принадлежали аланы и гунны. (Важно отме

тить, что после смерти гунна Аттилы в 453 году слово «гунн» стало общим термином для обозначения всех степных кочевников независимо от того, были ли они на самом деле гуннами.) Эти две группы племен объединяло только одно: и для тех, и для других Римская империя была страной сказочных богатств. И германцы, и кочевники смотрели на римлян с изумлением и одновременно с жадностью.

Тех, кому было разрешено свободно торговать на границе и заходить на римскую территорию, было немного. Все эти случаи казались римским авторам достойными упоминания. Гермундуры, германское племя, чья территория граничила с Империей в окрестностях Регенсбурга на Дунае, были «лояльны» к римскому правительству, в чем оно имело возможность убедиться. Поэтому им, единственным среди германцев, в середине I века н. э. было позволено не только торговать на римском берегу Дуная, но и пересекать его в любом месте, продвигаться в глубь провинции Реция без всякого надзора и продавать и покупать товары где угодно. Они могли смотреть на дома и виллы римлян, что было важным военным преимуществом в том случае, если бы они планировали набеги на жителей провинции.

Торговцев из других германских племен, если они и получали разрешение входить в римские провинции, разоружали на границе, и дальше они путешествовали в сопровождении военного конвоя. Торговать им позволялось только в крепостях, расположенных вдоль границы. Они не имели права продвигаться в глубь территории, и, таким образом, все, что они видели во время посещения провинций, — это военные лагеря и оружие солдат. Это зрелище должно было заставить варваров хорошо подумать, прежде чем совершить набег. По сути дела, гермундурские торговцы были в I веке единственными, кто имел привилегию ехать куда угодно и разносить свои товары от города к городу, от виллы к вилле. Впрочем, они, как считают, недолго наслаждались своей удачей. В конце II века маркоманны из Богемии получили право свободной торговли, а везеготы на несколько лет вырвали это право военной силой в середине IV века.

studfiles.net

2. Хозяйство афинского полиса. История экономики: конспект лекций

2. Хозяйство афинского полиса

Это хозяйство, отличавшееся небольшими сельскохозяйственными площадями, но довольно высокой плотностью населения, представляет собой тип промышленной рабовладельческой экономики.

Афинам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт они экспортировали непродовольственные товары. Мелкие рабовладельческие ремесленные мастерские вырабатывали основную массу товаров в составе 3—12 рабов, при отсутствии разделения труда. В VI в. до н. э. Афины стали главным центром ремесленного производства в античном мире (основные отрасли: обработка керамики и металлов, спрос на которую определялся эстетическими качествами – гармонией форм, лаковой обработкой поверхности, секреты которой до сих пор не раскрыты).

В середине V в. самой крупной торговой гаванью Средиземноморья становится афинский импорт – хлеб и рабы, а также кожа, скот, рыба, шерсть, парусина, пенька, корабельный лес и т. д.

Хлебный импорт представлял собой самое уязвимое место афинского хозяйства. Панику на рынке вызывала даже небольшая задержка ввоза хлеба. Поэтому государство регламентировало цены на импорт и экспорт – вино, медь, мрамор, свинец, шерсть, оливковое масло металлические изделия, керамику и пр. Не меньшую роль играла работорговля – крупные распродажи военнопленных, а в перерывах между войнами – людей, захваченных пиратами или проданных царьками небольших государств и вождями племен в Малой Азии, Сирии, на Балканах.

С расширением внешней торговли Афин появился безналичный расчет (переписывание со счета на счет), а меняльные пункты – трапезы – превратились в банки, принимавшие вклады и производившие расчеты за товары, купленные вкладчиками. Деньги, скопившиеся в банках, предоставлялись в кредит торговцам. ВIV–III вв. до н. э., когда вследствие снижения военной мощи, вызванного тяжелой борьбой за гегемонию среди греческих государств, число рабов, занятых в промышленности, стало резко сокращаться, Афины, как и другие полисы древней Греции, постали легкой добычей иностранных завоевателей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АФИН — Мегаобучалка

Афинское государство образуется виде полиса (город-государство). В 8 веке до.н.э вокруг Афин происходит объединение родовых общин. Этот процесс назывался Синойкизм (совместное поселение) и приписывается легендарному Тезею. Он упразднил самоуправление родовых поселков и сосредоточил управление в Афинах. В древнейший период во главе государственных образований стоял Базилевс. Это был военный руководитель, верховный жрец и верховный судья. Должность базилевса была выборная, но со временем наследственно закрепилась в одной семье. Базилевс не обладал неограниченной властью. В этот период имелось народное собрание и совет старейшин, который назывался Булэ. Народное собрание одобряло или отвергало решения базилевсов и булэ. Всё население делилось на 4 племени, которые назывались филы. Фила состояла из трех фратрий, а фратрия из 30 родов. В этот преиод выделяются 3 социальные группы:

1. Эвбатриды - родовая знать.

2. Геоморы – земледельцы.

3. Темиурги – ремесленники.

Только эвбатриды могли занимать должности.

 

 

Дальнейшим шагом в образовании государства стало ликвидация власти базилевса в её прежнем значении и создание коллегии архонтов, состоящей из 9 человек. Сначала архонты избирались пожизненно, а затем на 10 лет. Первый архонт – эоним – стоял во главе коллегии, имел полномочия по надзору за внутренним управлением. Второй архонт - базилевс – сохранил только жреческие функции. К третьему архонту - полемаху – отошла военная власть. Остальные шесть архонтов выполняли в основном судебные функции. Совет старейшин был вытеснен новым контролирующим органом, который назывался ареопаг. В него зачислялись по истечении срока полномочий архонты.

В 7 – 6 веке до нашей эры в экономических и общественных отношениях Афин происходят существенные изменения. В это время формируется экономика, которая отличалась от хозяйств стран Древнего Востока и архаической Греции товарным производством, преобладанием частных хозяйств и незначительным государственным вмешательством в хозяйственную жизнь. Усиливается имущественное расслоение населения и формируется новый социальный строй демос (греч. «народ»). Разорение крестьянства и всеобщая задолженность населения ростовщикам приводит в 7 веке до.н.э к открытым выступлениям против родовой знати. В 594 году до нашей эры в результате компромисса между демосом и аристократией был избран архонтом с чрезвычайными полномочиями афинский мудрец Солон, который осуществил программу реформ, направленных на стабилизацию политического и социального положения. Во-первых, была произведена отмена всех долговых обязательств, как государственных, так и частных. Попавшие в рабство афиняне освобождались и даже выкупались из-за рубежа. Было запрещено обеспечение долга личностью должника-афинянина и его детей.

Вводилось ограничение процента по ссудам. В результате:

1. Быстро распространялся рабский труд в экономике.

2. Все население делилось на 4 разряда по имущественному признаку. От принадлежности к разряду зависел объем политических прав и военных обязанностей. Государственные должности могли занимать граждане первых трех разрядов, а высшие должности граждане первого разряда. Граждане четвертого разряда участвовали в народном собрании.

3. Был создан «Совет четырехсот», в который избирались по 100 представителей от каждой филы и причем граждане только первых трех разрядов. Совет готовил повестку дня и решения народных собраний.

Создание совета было уступкой родовой знати, однако уступкой демосу стало создание коллегии судей, которая называлась гелиэя. Она состояла из 6 тысяч человек. Туда избирались представители всех четырех разрядов. Реформы Солона положили начало формированию принципиально нового типа государственного управления, в которое вовлекались широкие слои населения. Такой строй назывался народовластие или демократия. Однако Солон сохранил родовое устройство деления общества на 4 племени и не уничтожил до конца остаток родоплеменной организации.

Двойственный характер реформ Солона предопределил продолжение борьбы аристократии и демоса. Лишь в 509 году до нашей эры при Клисфене реформы получили завершение.

 

Реформы Клисфена:

1. Клисфен ввел административно-территориальное деление населения и тем самым уничтожил политическое значение старого деления общества на 4 племени. Теперь все население делилось на 10 территориальных фил. Фила состояла из трех частей, которые назывались тритии. Фила формировалась таким образом, что в нее входила трития от Афин, трития от приморской территории и трития от внутренней части страны. В результате, старые родовые связи были разорваны, а решающим стало место жительства.

2. Вместо «Совета четырехсот» был создан «Совет пятисот», куда входили по 50 человек от территориальной филы. Таким образом было устранено значение родоплеменного деления для государственной организации.

3. Коллегия архонтов утратила свое значение вследствие образования коллегии 10 стратегов. Сначала они были руководителями военных сил, а затем превратились в наиболее значимых должностных лиц. Реформы Клисфена завершили оформление в Афинах государства полисного типа.

 

megaobuchalka.ru

ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АФИН.

Количество просмотров публикации ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИХ АФИН. - 73

Афинское государство образуется виде полиса (город-государство). В 8 веке до.н.э вокруг Афин происходит объединœение родовых общин. Этот процесс назывался Синойкизм (совместное посœелœение) и приписывается легендарному Тезею. Он упразднил самоуправление родовых посœелков и сосредоточил управление в Афинах. В древнейший период во главе государственных образований стоял Базилевс. Это был военный руководитель, верховный жрец и верховный судья. Должность базилевса была выборная, но со временем наследственно закрепилась в одной семье. Базилевс не обладал неограниченной властью. В данный период имелось народное собрание и совет старейшин, который назывался Булэ. Народное собрание одобряло или отвергало решения базилевсов и булэ. Всё населœение делилось на 4 племени, которые назывались филы. Фила состояла из трех фратрий, а фратрия из 30 родов. В данный преиод выделяются 3 социальные группы:

1. Эвбатриды - родовая знать.

2. Геоморы – земледельцы.

3. Темиурги – ремесленники.

Только эвбатриды могли занимать должности.

Дальнейшим шагом в образовании государства стало ликвидация власти базилевса в её прежнем значении и создание коллегии архонтов, состоящей из 9 человек. Сначала архонты избирались пожизненно, а затем на 10 лет. Первый архонт – эоним – стоял во главе коллегии, имел полномочия по надзору за внутренним управлением. Второй архонт - базилевс – сохранил только жреческие функции. К третьему архонту - полемаху – отошла военная власть. Остальные шесть архонтов выполняли в основном судебные функции. Совет старейшин был вытеснен новым контролирующим органом, который назывался ареопаг. В него зачислялись по истечении срока полномочий архонты.

В 7 – 6 веке до нашей эры в экономических и общественных отношениях Афин происходят существенные изменения. В это время формируется экономика, которая отличалась от хозяйств стран Древнего Востока и архаической Греции товарным производством, преобладанием частных хозяйств и незначительным государственным вмешательством в хозяйственную жизнь. Усиливается имущественное расслоение населœения и формируется новый социальный строй демос (греч. ʼʼнародʼʼ). Разорение крестьянства и всœеобщая задолженность населœения ростовщикам приводит в 7 веке до.н.э к открытым выступлениям против родовой знати. В 594 году до нашей эры в результате компромисса между демосом и аристократией был избран архонтом с чрезвычайными полномочиями афинский мудрец Солон, который осуществил программу реформ, направленных на стабилизацию политического и социального положения. В первую очередь, была произведена отмена всœех долговых обязательств, как государственных, так и частных. Попавшие в рабство афиняне освобождались и даже выкупались из-за рубежа. Было запрещено обеспечение долга личностью должника-афинянина и его детей.

Вводилось ограничение процента по ссудам. В результате:

1. Быстро распространялся рабский труд в экономике.

2. Все населœение делилось на 4 разряда по имущественному признаку. От принадлежности к разряду зависел объём политических прав и военных обязанностей. Государственные должности могли занимать граждане первых трех разрядов, а высшие должности граждане первого разряда. Граждане четвертого разряда участвовали в народном собрании.

3. Был создан ʼʼСовет четырехсотʼʼ, в который избирались по 100 представителœей от каждой филы и причем граждане только первых трех разрядов. Совет готовил повестку дня и решения народных собраний.

Создание совета было уступкой родовой знати, однако уступкой демосу стало создание коллегии судей, которая называлась гелиэя. Она состояла из 6 тысяч человек. Туда избирались представители всœех четырех разрядов. Реформы Солона положили начало формированию принципиально нового типа государственного управления, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вовлекались широкие слои населœения. Такой строй назывался народовластие или демократия. При этом Солон сохранил родовое устройство делœения общества на 4 племени и не уничтожил до конца остаток родоплеменной организации.

Двойственный характер реформ Солона предопределил продолжение борьбы аристократии и демоса. Лишь в 509 году до нашей эры при Клисфене реформы получили завершение.

Реформы Клисфена:

1. Клисфен ввел административно-территориальное делœение населœения и тем самым уничтожил политическое значение старого делœения общества на 4 племени. Теперь всœе населœение делилось на 10 территориальных фил. Фила состояла из трех частей, которые назывались тритии. Фила формировалась таким образом, что в нее входила трития от Афин, трития от приморской территории и трития от внутренней части страны. В результате, старые родовые связи были разорваны, а решающим стало место жительства.

2. Вместо ʼʼСовета четырехсотʼʼ был создан ʼʼСовет пятисотʼʼ, куда входили по 50 человек от территориальной филы. Таким образом было устранено значение родоплеменного делœения для государственной организации.

3. Коллегия архонтов утратила свое значение вследствие образования коллегии 10 стратегов. Сначала они были руководителями военных сил, а затем превратились в наиболее значимых должностных лиц. Реформы Клисфена завершили оформление в Афинах государства полисного типа.

referatwork.ru

Общественный и государственный строй Древних Афин в классический период.

Афины являются наиболее ярким примером полиса классического периода греческой истории.

Рыночная ориентированность афинской экономики и втянутость в товарные отношения практически всех слоев населения предопределили важнейшую роль и бурное развитие торговли, ставшей одной из основ хозяйственной жизни полиса.

Афинское хозяйство базировалось на античной форме собственности, представлявшей собой сочетание частной и государственной собственности.

Высокий уровень экономики Древних Афин благоприятно повлиял на создание сложной социальной структуры, складывавшейся из трех основных классов – крупных рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов.

Античный раб считался «говорящим орудием», чем-то средним между человеком и животным. Он находился в полной власти рабовладельца, которому принадлежали не только имущество и рабочая сила, но и жизнь раба.

Свободное население образовывало так называемый гражданский коллектив – относительно устойчивую совокупность полноправных граждан. Гражданами полиса считались лица, родившиеся от брака родителей-афинян, владельцы земельных участков, участвующие в народных собраниях, имевшие ряд других политических прав и свое место в войске. По достижении 18 лет юноши на общинных собраниях вносились в списки демов по отцовской линии. С этого момента они выходили из-под опеки отца, получали политические права и обязанности. С18 до 20 лет они проходили обучение и военную подготовку, с 20 лет вносились в список народного собрания, а с 30 получали право заседать в Совете пятисот и занимать государственные должности.

Социальную опору полиса составляли люди средней зажиточности.

Землевладельческая знать в основном состояла из представителей старой аристократии, которые являлись лидерами афинской демократии.

Афинский крестьянин сильно отличался от древневосточного. Он не зависел ни от других лиц, ни от государства, имел в частной собственности небольшой земельный участок, за который не платил налога, был связан с рынком, грамотен, имел некоторый уровень общей культуры.

Важной чертой полисной системы была тесная связь гражданских прав с фактом рождения на территории полиса. Свободные люди, прибывшие на жительство в Афины из других, даже соседних, полисов, не могли быть гражданами и, независимо от своего богатства, пополняли социальную прослойку метеков.

Форма государственного устройства Древних Афин в V в. до н.э. – рабовладельческая демократическая республика. Вся полнота власти принадлежала совокупности полноправных граждан Афин. Высшими органами государства были народное собрание, Совет пятисот и гелиэя. В Афинах впервые наблюдались элементы характерного для демократии разделения властей, формировалась важная для функционирования демократии система сдержек и противовесов.

Афинское народное собрание (эклессия) являлось законодательным органом, избирало должностных лиц, участвовало в осуществлении судебной власти. К ведению эклессии относились:

– отчеты и избрание властей;

– обсуждение вопросов снабжения и обороны страны;

– рассмотрение заявлений о государственных преступлениях;

– проведение процедуры остракизма.

В работе эклессии, собиравшейся 40 раз в год, мог участвовать любой гражданин с 20 лет.

Каждая эклессия открывалась принесением жертв богам. Правом выступать в эклессии формально обладал каждый ее участник, но в действительности чаще всего этим занимались профессиональные политики – демагоги.

Народное собрание могло принимать два вида актов: обязательные для всех граждан (номос) и обязательные только для частного случая (псефизмы).

Важными средствами защиты демократических порядков были проводимые в эклессии остракизм (изгнание из полиса на 10 лет) и «обвинение в противозаконии» – «графэ параномон» (у каждого гражданина было право объявить под присягой о незаконности любого закона, проекта или постановления эклессии. Обвинение передавалось для обсуждения в гелиэю. Автор признанного незаконным акта штрафовался или приговаривался к смерти. Но обвинитель, не собравший в свою поддержку более 20% голосов судей, наказывался крупным штрафом).

В Совете пятисот (булэ) заседали лица с 30 лет. В него по жребию избирались 500 булевтов (по 50 от каждой филы). Лица, избранные в булевты, подвергались в совете предыдущего созыва проверке – докимассии, которая должна была выявить образ жизни и поведение избранного, а также его право на занятие должности. Выяснялось, чтит ли он родителей, могилы предков и отеческие святыни, нес ли военную службу во всех случаях, когда это от него требовалось, выполнял ли обязанности по отношению к государству. Должностные лица клялись служить по закону и не брать взяток. Нарушивший клятву обязывался поставить статую из чистого золота размером в свой рост. Булевты от каждой филы образовывали пританию. 50 дежурных пританов организовывали народное собрание и выборы должностных лиц, осуществляли проверку прав на занесение в список граждан, прав на выборы в члены булэ и коллегию архонтов, прав на занятие магистратур, руководили строительством флота и т.д.

Одним из самых демократических учреждений Афин был суд присяжных (гелиэя). Она состояла из 5000 судей (гелиастов) и тысячи запасных. Судьями могли быть граждане старше 30 лет, не состоявшие государственными должниками и не лишенные гражданской чести. Функции гелиэи были многогранны:

– судебный орган, который рассматривал важнейшие уголовные и гражданские дела. Гелиэя была апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.

– гелиэя имела сдерживающие и контролирующие полномочия: без ее одобрения законопроект не становился законом; ей принадлежало решающее слово в случае возбуждения «графэ параномон»; она занималась контролем за деятельностью должностных лиц (т.е. функции гелиэи напоминали современные полномочия конституционного суда).

Коллегия десяти стратегов осуществляла командование вооруженными силами.Она включала командующего гоплитами, стратега для охраны страны и ведения военных действий на терри­тории Аттики, двух стратегов для Пирея, стратега, ведающий сна­ряжением и командованием флотом, и еще пять стратегов, которые занимались текущими делами и по очереди командовали войском в военных походах.

Кроме того, все еще действовали потерявшие свое ведущее зна­чение ареопаг и коллегия архонтов.

К концу классического периода появились признаки вырождения демократии и превращения ее в охлократию («власть толпы»).

 

Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 163 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Общественный и государственный строй Древнего Вавилона. | Особенности права Древнего Вавилона. | Особенности древнеиндийского права. | Государственное и общественное устройство Спарты. | Общая характеристика права Спарты. | Царский период. | Падение Древнеримского государства | Источники права древнейшего периода. | Право собственности. | Обязательства. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.056 сек.)

mybiblioteka.su


Смотрите также