Экономическая мысль древней индии. 2.1.4. Экономические идеи в Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Экономическая мысль в Древней Индии. Экономическая мысль древней индии


2.Экономическая мысль Древней Индии.

Экономическая мысль Древней Индии воплощена в древнейших памятниках-ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний.

Первая-«Махабхарата», повествует о воинах бхарата, 1 тыс.до н.э.

Вторая-«Рамаяна»- о подвигах Рамы, 1 тыс.до н.э.

Третья-«Законы Ману» 3 тыс.до н.э., которые рассказывают о:

  • социально-экономических условия через экономические взгляды жрецов и рабовладельцев;

  • о превращении свободного человека в раба (даса) и закрепление его бесправного положения в обществе;

  • о существование наследственных каст;

  • об экономической политики, которая отводилась государству (обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного человека и др.) В 3 тыс до н.э. главной отраслью является земледелие, ремесла и торговля.

В трактате «Артхашастра» проводилась идея вмешательства государства в экономику и регламентацию общественных отношений.

3.Экономическая мысль Древнего Китая.

Экономические противоречия приводили к ряду реформ и политических переворотов. Большое место в экономической мысли Древнего Китая занимает конфуцианство (древнекитайское учение Конфуция), благодаря которому происходили следующие сдвиги: разложение первобытнообщинного строя, становления рабовладения, земледелие пришло в упадок, разрушались общинные связи, нарастали имущественные дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций создал учение о естественном праве, на котором базировалась философская и социально-экономическая концепция, а также считал, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов»(низшее сословие), уделом которых является физический труд. В основе отношений между рабами и рабовладельцами лежит доверие. Труд преумножает богатство народа и государя, а регламентация патриархально-семейных отношений- основа стабильного общественного строя.

Моисты критиковали конфуцианство, так как проповедовали природное равенство, отрицали сословность и привилегии знати; обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Трактат «Гуань-цзы» 4-3 тыс.до н.э. показывает заботу о крестьянах (об ограничении обязательной трудовой повинности, оградить их от спекулянтов и ростовщиков; изменить систему налогов, повысить цену на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа возлагали на государство, которое должно вмешиваться в дела экономики, стабилизировать цены, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.)

4.Учение Ксенофонта.

Учение Ксенофонта (444-356 гг.до н.э.) Греческий мыслитель, современник Платона выступал как сторонник аристократической Спарты и противник Афинской демократии, дал описание социально-экономического устройства Спарты, которые нашли свое отражение в «Домострое» (Экономикос). Основной отраслью рабовладельческой экономики – земледелие, к ремеслам относился отрицательно, так как считал, что это занятия для рабов, а также появление и развитие товарно-денежных отношений. Признавал деньги как необходимое средство обращения и рассматривал их как сокровище, накопление.

Наметилось понимание двоякого назначение вещи:

  • с одной стороны –как потребительская стоимость,

  • с другой стороны – как меновая стоимость; где ценность вещи зависит от полезности, а цена непосредственно от спроса и предложения.

studfiles.net

2. Экономическая мысль древней индии

Экономическая мысль Древней Индии нашла воплощение в древнейших памятниках – ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний (I тысячелетие до н. э.). К этому же времени относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как «Махаб-харата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая – о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые «Законы Ману», которые содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н. э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. «Законы Ману» отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагались обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат »Артхашаст-ра» (автор – брахман Каутилья (конец IV – начало IIIвв. до н.э.)). «Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны.

Трактат повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии.

Трактат посвящен артхе – материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. В нем подробно описывается состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т.д. Рабство признается естественным явлением для «накопления богатства». Трактат уделяет большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального строя. Основными целями политики государства являются пополнение казны с помощью налогов и борьба с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. «Артхашастра» содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене, неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства составляет учение о торговле. «Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений.

studfiles.net

3. Экономическая мысль Древней Индии. Экономическая мысль Древнего Востока: Индия

Похожие главы из других работ:

История развития экономической мысли

2.3. Экономическая мысль Древней Греции

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V--IV вв. до н.э...

История развития экономической мысли

2.4. Экономическая мысль средневековья

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников...

История экономической мысли в России

Русская экономическая мысль в 9-16 вв.

Экономическая мысль, экономические учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических идей...

История экономической мысли в России

Русская экономическая мысль в 17-18 вв.

Россия 17-18вв.-это эпоха начала процесса первоначального накопления капитала. В результате усиления специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства развиваются и товарно-денежные отношения...

Особенности развития экономической мысли в России

1.1 Русская экономическая мысль в 9-18 вв

На развитие русской экономической мысли 9-16 вв. влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство. В период разложения первобытной общины у восточных славян, приходившегося на 4-6 вв....

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

1.1 Экономическая мысль Древней Греции

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в 8-6 вв. до н. э. полис ? город-государство...

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

1.2 Римская экономическая мысль

Как и в других странах, экономические представления римлян нашли отражение в законах, в деятельности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракхов и др.), в литературе, в хозяйственных документах...

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

2. Экономическая мысль Средневековья

Становление феодальных отношений, сменивших рабовладельческие отношения с их иными приоритетами, сопровождалось возникновением новых экономических взглядов. И хотя некоторые идеологи Средневековья, особенно в Западной Европе...

Экономическая мысль античности

1 Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции

Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху - период завершения формирования рабовладельческого способа производства и утверждения рабства в его классической или античной форме...

Экономическая мысль Древнего Востока: Индия

2. Экономика Древней Индии

...

Экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский

1.2 Экономическая мысль Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э. (умер в 355 г. до н.э.)...

Экономические кризисы в истории России

2. Экономическая мысль России

Состояние и развитие экономики в любой стране связано с уровнем, достигнутыми и хозяйством, характером экономических проблем, стоящих перед обществом. Как и во всем мире...

Экономическое развитие Древнего Востока

4. Экономика Древней Индии

Среди цивилизаций и древних государств, возникших на планете, особое место занимает индийская цивилизация, оказавшая огромное влияние на развитие экономики и культуры всей Юго-Восточной Азии...

Этапы становления экономической мысли

2.2 Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме

У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства...

Этапы становления экономической мысли

2.3 Экономическая мысль средневековья

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в III--VIII вв. в ряде государств Востока и V--XI вв. -- в странах Европы...

econ.bobrodobro.ru

10. Экономическая мысль Древней Индии.

Древнеиндийская экономическая мысль 4-3 в.д.н.э. представлена трактатом

«Артхашстра», автор – Каутилья. В этом трактате выделена роль царя в

выработке и реализации правильной экономической политики. Рабство признается

естественным природным явлением для накопления богат-ства. Только для арийцев

должно быть рабства.

Автор трактата заявляется, то государственное богатство складывается из

результатов труда населения. Деятельность государства должно быть направлена

охрану оросительных сооружений, освоение источников руды, строительства

дорог, развитие промыслов, борьба с народными спекулян-тами.

Чтобы обосновать присвоение прибыли торговцами, Каутилья считает, что если

цена товара на рынке складывает-ся не только из издержек. То следует заранее

устанавливать долю прибыли торговой цене товара в размере 5% на мест-ные и

10% на иностранные товары.

Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государств. По

его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный

собиратель дохода», ведающий и рядом подразделений государственного

хозяйства. Причем подобный доходов государства складывается из собственной

«прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин.

Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства в на

развитие промышленности, и торговли, для проведения публичных работ. Чтобы

финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной

системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий

документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать

казнокрадство чиновников.

11. Экономическая мысль древней Греции. Ксенофонт

Самыми известными представителями этого периода – философы. Платон,

Аристотель, Ксенофонт. Ксенофонт – автор трактата «Домострой», один из первых

в истории экономической мысли обращается к всестороннему изучению проблеме

разделения труда в обществе. Не оспаривал старые разделения труд на

умственный и физический, от природы разделение людей на рабов и свободных. Он

углуб-ленно агломентировал новый по тем временам тезис о том, что наиболее

простая работа может выполняться более производительней, степень разделения

труда обусловлена размерами рынка.

В числе первых был Ксенофон в двух сторонах любого товара выражается его

полезные свойства: потребительная стоимость и меновая стоимость.

Будучи сторонником натурально-хозяйственных отноше-ний и противником

ростовщичества он признавал необходи-мость и полезность денег, указывал на

их функции средства обращения средства накопления.

Платон

Во многом похожи на суждения Ксенофона учения Платона. Оно направлено на

упрочение основ натурально-хозяйственных политики. Это учение нашло свое

место в 2-х его трактатах. У него был проект государственного устрой-ства, в

нем высоко оценивалась роль аристократии, как это сословие вместе с войнами

составляет аппарат управления государством и должно управлять всем обществом.

Не философы, не армия не должны быть обременены ни какой собственность. Их

материальным обеспечением должно было заниматься государство. Все

хозяйственные заботы возлагаются в проекте на третье сословие общества, куда

относятся земледельцы, купцы, ремесленники. Рабы же – это собственность и ни

к какому сословию не отнесены. В другом трактате «законы» Платон

рассматривает положения материально обеспечения граждан высших сословий. Они

должны находится на государственном довольствии. Все граждане могут получить

дом и земельный надел. Земельный надел выделяется лишь с представлением

правовладения, хотя и с возможностью последующей передачи одному из детей на

тех же условиях. Ценность общего имущества граж-дан не должна разниться

больше чем в 4 раза.

Оба проекта Платона одинаковы в том, что аппарат управления государством не

должен иметь золота и серебро и заниматься ростовщичеством. Важнейшей

отраслью эконо-мики он считал земледелие, ремесло и торговлю менее

престижными занятиями.

studfiles.net

2. Экономическая мысль в Древней Индии. История экономических учений: конспект лекций

2. Экономическая мысль в Древней Индии

Об экономической мысли в Древней Индии тоже имеется недостаточное количество данных. Много интересного хотелось бы узнать историкам об этой удивительной стране.

«Артхашастра» («артха» – «учение», «шастра» – «доход», т. е. если переводить дословно, то получится «учение о доходах») – один из самых ярких документов Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических достижениях страны. Автором этого труда считают Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты I (правившего приблизительно в конце IV в. до н. э). Он старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых (например, руды), борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм. Издержки, по его мнению, должны быть установлены заранее, составляя 5% на местные товары и 10% – на привозные. Возможно, его взгляды современному человеку покажутся наивными и неправильными, но так представляли экономическую теорию в Древней Индии. Конечно же с течением времени она менялась и пришла к современному пониманию экономики, которое существует и по сей день.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Экономическая мысль Древней Индии

 

Особенности Индии является раннее деление населения на касты. Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам, кшатриям и вайшиям.

Дело брахмана - хранение и защита священного писания, кшатрия - управление и война, вайшия - материальное обеспечение брахманов и кшатриев.

Наиболее яркое выражение экономическая мысль нашла в Законах Ману, они составлялись на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до н.э.) и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются Ману - мифическому прародителю людей.

Рабство - нормальное явление, и существует семь случаев превращения человека в раба:

- плен;

- содержание или рождение в доме господина;

- покупка;

- дарение;

- передача по наследству;

- в силу наказания;

- допускалось долговое рабство: "пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты".

Рабство выдается за социальную систему, установленную самим богом.

В законах Ману говорилось, что "для процветания миров Брахма создал из своих уст брахмана, рук - кшатрия, бедер - вайшью, а из ступней шудру, установив обязанности каждого из них". Брахманам он поручил обучение Ведам (древнейшие молитвы, религиозные гимны, магические заклинания), раздачу милостыни; кшатриям - охрану подданных; вайшиям - пастьбу скота, торговлю и ростовщичество; а для шудры - только одно занятие - "обслуживание этих каст со смирением".

Царь призывался ревностно заставлять вайшью и шудру выполнять свой долг, потому что они "избегая своих обязанностей, потрясают этот мир". Социальные функции царя определялись очень точно, подчеркивалось, что без царских кар "более сильные изжарили бы более слабых", "и не стало бы ни у кого собственности", а "низшие заняли бы место высших". Таким образом "все касты были бы разрушены, все законы были бы нарушены, и имело бы место всенародное восстание". Зато там, где действуют наказания "подданные не возмущаются". В поучении царю говорилось, что пусть он "подчиняет себе живое именно силой" и, подобно волку, вырывает добычу.

Экономическая мысль Индии ставила вопрос о государстве. Она допускала самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. На царя возлагалось дело колонизации окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрение иммиграции иностранцев, строительство колодцев и резервуаров, ирригационная система, поощрение земледелия, скотоводства, садоводства. Характерно, что купцы описывались как мошенники, и государю рекомендовалось пресекать вред, который наносят стране "Воры не носящие названия воров, т.е. купцы, наемные работники, жонглеры, нищие и прочие мошенники". Царю же предлагалось принимать участие в торговле, предварительно выяснив положение на рынке; поощрять купцов ввозящих иноземные товары. Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это показывает, что начали ослабляться натуральнохозяйственные мотивы, хотя они и продолжали доминировать.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

2.1.4. Экономические идеи в Древней Индии

Экономическая мысль Древней Индии формировалась и развивалась под влиянием мифологического и религиозного мышления, отразив особенности староіндійських представлений об обществе, его социальную структуру, хозяйственные явления и процессы: богатство, собственность, экономические функции государства.Древнейший памятник старины - сборник песен "Ригведа" (II тыс. до н.э.) подтверждает существование рабовладельческих отношений в начале становления классической индийской цивилизации. Особенностью экономической мысли Древней Индии является ее яркое религиозную окраску. Письменные источники середины i тыс. до н.э. (буддийские и брахманські религиозные трактаты) изображают староіндійську экономику как "экономику жертвоприношений"1, в которой имущество и сбережения являются источником пожертвований, собственностью богов. Рабство в буддизме рассматривается как препятствие на пути духовного спасения, доступного лишь тем, кто имеет личную свободу. Собственность воспринимается неотделима от личности. Буддизм не отрицает хозяйственной деятельности мирян, но подчеркивает необходимость отказа монахов от собственности и экономической деятельности на пути к спасению-нирваны.Общественный и хозяйственный строй Древней Индии нашел яркое отражение в "Законах Ману" (Манавадхармашастрі) - сборнике религиозных, моральных, правовых установок, которые определяют поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с религиозных догматов брахманизма. "Законы Ману" (XI в. до н.э.) приписываются мифическом родоначальнику людей Ману. Они раскрывают имеющийся в Древней Индии общественное разделение труда и обосновывают понятие варны как сословной (кастовой иерархии) общества, что имеет вечное, неизменное, божественное происхождение. Отмечается, что Бог создал из своих уст жрецов-брахманов, которые должны общаться с Богом и управлять государством. Из своих рук Бог создал воинов-кшатриев, которые должны чтить брахманов и защищать страну от врагов. С бедер были созданы вайшя, призванные заниматься хозяйственной деятельностью (земледелием, ремеслом, торговлей) и стремиться к обогащению. Интересно, что общественным идеалом варнивайшя была хозяйственная самостоятельность и экономическая независимость: "Все, что зависит от чужой воли, - зло, все зависит от собственной воли, - благо"2, - отмечается в "Законах Ману". Низшей кастой были бесправны шудра, созданные Богом из ступней ног. их судьбой была покорная служба членам других каст, занятия ремеслом, труд арендаторов-половинщиків и наемных работников в сельском хозяйстве.Определяя рабство как природное явление, "Законы Ману" выделяют следующие его источники: захват в плен, наказание, служба за содержание, рождение от рабов, купля-продажа рабов, передача рабов в наследство. Поскольку кастовый разделение общества и существование рабства объяснялись божественной волей и рассматривались как заранее определены и неизменны, то переход из одной верни в другую и смена рода занятий осуждались и сурово наказывались. Согласно "Законам Ману", "лучше свое дело, плохо выполнена, чем хорошо сделана чужая дело"1.Выдающимся памятником древнеиндийской экономической мысли является трактат "Артхашастра" (IV-III вв. до н.э.), написан советником царя Чандрагупты И (321-297 гг. до н.э.) брахманом Каутілья. Староіндійською "Артхашастра" означает учение ("шастра") о пользе, выгоде ("артха"). Это большая работа, которая состоит из 15 отдельных книг, которые отражают достигнутый уровень общественного развития и дают представление о наиболее характерные черты экономической мысли Древней Индии. Трактат содержит наставления для правителя по управлению государством с целью достижения экономического и политического порядка и подъема страны. Особое внимание уделяется вопросам пополнения казны, организации налогообложения и другим аспектам финансовой политики.В "Артхашастрі":поднимается вопрос об экономической роли государства, отмечается, что царь (раджа) наделен всей полнотой исполнительной и законодательной власти. В его обязанности входит забота о колонизации окраин, строительство дорог, поселений, плантаций, разработку месторождений, развитие промыслов, организацию царского хозяйства и т.д. Особо подчеркивается необходимость государственного руководства строительством и обслуживанием ирригационных систем как залог урожая;наголошусться на том, что основой осуществления всех государственных дел есть сокровищница, поэтому главной целью экономической политики государства является ее пополнения. Развивается идея достижения активного баланса государственного бюджета, необходимости ведения точного счетоводства, определения доходов и расходов, подведения годового баланса и т.д. Целью государственного управления провозглашается увеличения доходов казны за счет прибылей царского хозяйства, различных налоговых сборов и платежей населения;налоги рассматриваются как основная статья доходов государственной казны, естественная плата царю за охрану страны от внутренних и внешних опасностей. С целью обеспечения налоговых поступлений и улучшения организации землепользования предлагается отбирать землю у нерадивых хозяев и передавать ее добросовестным земледельцам;обращается внимание на то, что богатство государства создается всем населением страны, поэтому правитель должен заботиться о удовлетворения общегосударственных потребностей, защищая не землю, а людей: "Сила государства - в людях. Безлюдные земли похожие на бесплодную корову - что можно из нее выдоить?"1 Самыми страшными бедами, которые могут постигнуть государство, Каутілья считал голод и злоупотребления властью;оправдывается социальное неравенство и разделение общества на рабов и свободных граждан - ариев. Указывается, что для ариев не должно быть рабства. Если арии из причинам попадали в рабство, то необходимо было приложить максимум усилий для их освобождения. О патриархальный характер рабства в Древней Индии свидетельствуют изложенные в трактате положение о том, что рабы имеют право на владение собственностью, получение наследства, самовикуп за счет собственного имущества и т.п.;содержатся ценные сведения о правах и взаимоотношения каст в Древней Индии. Удостоверяя привилегированное положение брахманов и кшатриев, трактат возлагает обязанность соблюдения и охраны кастового строя на царя. "Закон для брахмана, - отмечается в Артхашастрі, - обучение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение. Закон для кшатрия - обучение, жертвоприношения, раздача даров, добывания средств к жизни военной службой и охрана живых существ. Закон для вайшя - обучение, жертвоприношения, раздача даров, земледелие, животноводство и торговля. Закон для шудры - покорность, ведение хозяйства в два раза рожденных (высших каст), ремесло и актерство";нашло отражение понимание различия между стоимостью и ценой товара. По мнению Каутилье, величина стоимости вещи определяется количеством дней труда. Однако цена товара может превышать стоимость в результате конкуренции между покупателями. Деньги рассматриваются как необходимое средство существования, составляющая имущества. Отмечается, что ростовщичество является "отдачей в рост предметов казны" и таким образом уменьшением ее. Именно поэтому за ростовщичество предлагается взимать штраф в размере двойного результата";торговля рассматривается как источник поступлений в казну. По мнению Каутилье, регламентация торговой деятельности, установление нормы торговой прибыли, налогообложения торговых операций, поддержание стабильного уровня товарных запасов, влияние на товарооборот в зависимости от сезонных колебаний товарных цен с целью недопущения их злоумышленного использования являются важными функциями государства. В трактате говорится, что надзиратель за торговлей имеет наділятись широкими полномочиями, знать цены, уметь считать основные средства, ущерб, пошлина, прибыль, расходы по найму, а также другие расходы и соответственно к ним устанавливать цену;отмечается, что побудительным мотивом торговой деятельности является прибыль. В то же время Каутілья предостерегает от получения такой прибыли, который, хоть и был бы значительным, наносил вреда подданным. Незаконный доход, полученный путем обмана покупателей, продажи недоброкачественных товаров каралось штрафом в размере восьмикратної стоимости товаров;значительное внимание уделяется регулированию процессов распределения прибыли торгового между купцами и государством. Отмечается, что прибыль включается в цену товара как часть расходов и его норма заранее фиксируется: для местных товаров - в размере 5% установленной цены, а для иностранных товаров - 10%;подробно рассматриваются вопросы установления таможенных сборов и налоговых платежей. Налоги дифференцируются для новых и старых товаров с учетом места, вида, существующих обычаев и т.д. В порядке особых отчислений торговцы должны платить в пользу казны V16 часть товара, который продается по мерке; 1/20 - товаров, которые продаются по весу; 1/и - товаров, которые продаются по счету. Торговцы также должны платить определенную сумму за проверку весов, которая проводится раз в 4 месяца. За торговлю с помощью непроверенных весов взимался штраф;признается необходимость регулирования внутренней и внешней торговли. С целью недопущения банкротства торговца царь мог издать указ о запрете продажи аналогичных товаров, пока купец не распродаст свои. В то же время ценовые соглашения между торговцами строго наказывались. В обязанности собирателя j налогов включалась регистрация иностранных купцов, учет импортируемых товаров, взимания таможенных пошлин и т.п. Запрещался ввоз определенных видов товаров. В то же время регламентувались меры по стимулированию импорта семена редких растений и некоторых других товаров путем освобождения от налогообложения, предоставления льгот иностранным купцам. Считалось, что ради будущей выгоды государство должно стимулировать вывоз произведенных в стране товаров несмотря на временную убыточность.

banauka.ru