Единство непохожих древний восток. Страны Древнего Востока: единство непохожих. Всеобщая история. 10 класс.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Страны Древнего Востока: единство непохожих. Всеобщая история. 10 класс. Единство непохожих древний восток


Trojden | Страны Древнего Востока: единство непохожих: Климов О. Ю.

Вспомните! Государство. Первые государственные образования. Государственная и общинная собственность. Общество. Материальная и духовная культура.

1. Хозяйство в странах Древнего Востока

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строительство крупных поселений свидетельствует о том, что человек начал активно преобразовывать природу, создавать искусственную среду своего обитания. Более сложной стала и организация жизни общества, появились люди — чиновники, которые управляли другими людьми.

Примерно в середине 4-го тыс. до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации. Показателем этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни. Цивилизация — это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью.

Древнейшие цивилизации возникли в Северной Африке и южной части Азии — обширной географической зоне, называемой Древним Востоком. Здесь существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории человечества: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, мировая Персидская держава, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государства на территории Индостана, Китая, Кореи, Юго-Восточной Азии.

Сцены труда. Роспись из гробницы Менена

Разные территории Древнего Востока имеют свои природные особенности, хотя им присущи и общие черты: это районы в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. Эти реки образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоёмах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему каналов (как в долинах Нила и Евфрата) или отвода лишней влаги, борьбы с наводнениями (как в долинах Ганга, Хуанхэ и др.).

В конце 4-го тыс. до н. э. возникают государства в Египте и Двуречье. Несколько позже — во второй половине 3-го тыс. до н. э. — возникла цивилизация в долине реки Инд. Во 2-м тыс. до н. э. в число ранних цивилизаций вошли государство хеттов, Сирия, Палестина, Финикия, Китай. В 1-м тыс. до н. э. образуются государства в Закавказье, Иране (Мидийская, позже Персидская держава), в Северной Африке (Карфаген) и других регионах Древнего Востока.

Земледелие на плодородных землях древнейших государств даже при низком уровне развития техники отличалось очень высокой урожайностью. Но для успешного развития сельского хозяйства важно было правильно использовать водные ресурсы: защищать посевы от наводнений и обеспечивать сохранение воды в засушливое время. С этой целью под эгидой государства возводились дамбы, строились каналы, сооружались искусственные озёра. В Египте, Двуречье, Индии, Китае было очень важно организовать коллективное строительство ирригационных сооружений, от которых во многом зависело благосостояние страны.

Земля в древневосточных странах находилась в ведении государства (то есть царя) и общины. В государственном секторе располагались хозяйства самого царя и зависимого от него жречества. Здесь работали арендаторы, рабы, а также те, кто получал за свою работу паёк. Общинная земля находилась в наследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налог в пользу государства.

Уже в 3-м тыс. до н. э. на Древнем Востоке возникают довольно крупные поселения, где сосредоточивается большое количество людей, создаются внушительные по размерам общественные сооружения, возводятся оборонительные стены, то есть возникают города. Город — принципиально новое явление в истории того времени. Он становится средоточием управления и религиозного культа, в нём концентрируется развитое ремесленное производство, обслуживающее нужды правителя и его администрации, служителей культа, а также поставляющее продукцию в сельскохозяйственную округу.

Открытые при археологических раскопках города-центры первых государств на полуострове Индостан (Мохенджо-Даро, Хараппо, Чахчу-Даро) имели правильную планировку; в них выделялись цитадель и жилые районы, разделённые улицами на кварталы. В городах имелась система водоснабжения и канализация. Люди жили в одно-, двух- и трёхэтажных домах, занимались земледелием, скотоводством. Было развито ремесло, торговые связи соединяли район бассейна Инда со Средней Азией, центральной и южной частями полуострова Индостан. Первая цивилизация в Индии, получившая название Индская, или Хараппская, успешно развивалась до XVIII в. до н. э., после чего города по неустановленным причинам пришли в состояние запустения, сократилось число их жителей, упала хозяйственная активность. Хараппская цивилизация погибла.

В экономике древних государств важную роль играли государственно-храмовые хозяйства, включавшие ремесленные мастерские, рудники, каменоломни, орошаемые сельскохозяйственные угодья.

Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц. Организация государственно-храмовых хозяйств была очень сложной, необходимость учёта их деятельности привела, как считают учёные, к появлению письменности.

Мохенджо-Даро

Рельеф с печати из Мохенджо-Даро

Труд рабов

2. Общество в странах Древнего Востока

Общественный строй в разных государствах Древнего Востока имел свои особенности, но при этом сохранял и много общих черт. Очень важен вопрос о роли рабства и степени его развития в этих странах. Рабы всегда составляли наиболее бесправный, низший слой общества, являлись предметом собственности своего хозяина — государства или частного лица. Рабский труд использовали на полях, в ремесле, торговле, обслуживании царского двора, храмов и дворцов знати. Рабов захватывали во время войн: в ряде стран существовала практика порабощения свободных крестьян-общинников за долги. Дети, рождённые рабынями, также становились рабами. В Китае нередко свободных людей превращали в рабов за преступления перед государственной властью.

Вместе с тем в странах Древнего Востока рабство не являлось господствующей формой труда, и рабы в экономике играли небольшую роль (отчасти в силу своей малочисленности). Основную массу населения здесь составляли мелкие производители — крестьяне и ремесленники, которые формально считались свободными, но имели ограниченные во многих отношениях права. Закон и обычаи защищали их жизнь, здоровье, некоторые личные права, они имели семьи, жилища, домашнюю утварь.

Крестьяне и ремесленники подчас находились в долговой зависимости от ростовщиков. Гнёт ростовщиков оказывался настолько тяжёлым, что часть должников попадала в долговое рабство. По этой причине царь Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) был вынужден в своих законах предусмотреть статьи, направленные на защиту должников от порабощения и чрезмерного лихоимства ростовщиков.

Что вы ещё знаете о законах царя Хаммурапи? Чьи интересы они защищали?

Во многих странах Древнего Востока (в Двуречье, Индии, Китае) мелкие свободные производители объединялись в сельские общины. Община обеспечивала социальную стабильность, она имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на её территории.

Во главе общины стоял староста, который фактически являлся низшим представителем государственной власти; в общине был свой местный суд. Община отвечала перед государством за сбор податей, выполнение различных работ: строительство каналов, крепостей, храмов, дворцов. В Древнем Китае возведение Великой Китайской стены стало делом рук свободного, по преимуществу крестьянского населения.

Сельская община Древнего Египта, которая на ранних этапах её развития была основной хозяйственной и общественной единицей, со временем утрачивает своё значение. В условиях всеобщей вовлечённости населения в государственное царско-храмовое хозяйство в стране почти полностью исчезли самостоятельные свободные мелкие предприниматели — крестьяне и ремесленники: все они работали на государство и храмы, подчиняясь государственным чиновникам и жрецам.

Для жрецов и людей, занятых на государственной службе, очень важно было обладание грамотой. Поэтому большое внимание уделялось обучению детей из семей служащих, военных, жрецов грамоте. «Если постигнешь писания — благо тебе...» — говорится в древнеегипетском поучении. В Древнем Китае даже были введены специальные экзамены для государственных чиновников. Повышение в чине давалось только в случае успешной сдачи очередного экзамена.

Древневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия, принадлежность к которым была наследственной. Каждый человек занимал строго определённую нишу. На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати (родовая, управленческая, военная аристократия и жречество), внизу — ремесленники, свободные общинники-земледельцы. К средним слоям принадлежали чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. В ряде стран Древнего Востока (например, в Индии в первые века новой эры) население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Принадлежность к кастам передавалась по наследству. Касты могли формироваться по социальному положению, профессиональному (представители касты занимались строго определёнными видами деятельности) или национальному принципу, когда касту образовывали этнические группы или племена. Переход из одной касты в другую был невозможен.

В Китае (XI в. до н. э.) для каждого сословия определялись его права и обязанности, образ жизни и многие черты быта. Регламентировались размер и убранство дома, одежда и головной убор. Людям простого происхождения запрещалось есть мясо, высшая знать имела право на любую пищу.

Должность на Древнем Востоке давала устойчивое социальное положение, защиту от произвола, власть над людьми, материальное благополучие или даже богатство, однако все эти преимущества человек получал только на время службы.

Представители государственной власти занимали более высокое положение в обществе. В Древней Индии, например, были две высшие варны (сословия) — брахманы (жрецы) и кшатрии (воины). Третья варна — вайшьи (крестьяне) — считалась низшей по сравнению с первыми двумя. Ещё более низкое положение в обществе занимали шудры (слуги, ремесленники). Высокий социальный статус представителей государственной власти закреплялся и защищался законом. За одни и те же преступления, совершённые людьми из разных сословий, были предусмотрены разные наказания.

3. Государственное устройство стран Древнего Востока

Государство играло в жизни населения древневосточных стран исключительно важную роль. Отчасти это объяснялось необходимостью объединения усилий многочисленных общин на создание системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин, которые могли противостоять капризам великих рек. Возвышению государственной власти способствовали также прочность общины, отсутствие частной собственности на землю, неразвитость классовой структуры общества и др. Всё это привело к тому, что государственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме восточной деспотии. Восточная деспотия — это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников.

Экономическая функция государства не ограничивалась его деятельностью по созданию и поддержанию системы искусственного орошения. Именно государство организовывало работу на полях, в ремесленных мастерских; под руководством государственных чиновников разрабатывались рудники, каменоломни, осуществлялись строительные работы и торговля.

В условиях развитого деспотизма правитель (царь, фараон, ван и т. д.) не только считался носителем всей полноты власти — законодательной, исполнительной, судебной, но и признавался сверхчеловеком, ставленником богов.

В течение многих веков покровителями власти египетских фараонов считался бог Солнца Ра (позже — Амон). В честь фараонов строились величественные храмы, выбивались памятные надписи, для них возводились величественные погребальные сооружения. В период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. э.) это были знаменитые пирамиды, среди которых самая известная — пирамида Хеопса высотой 147 м. Во времена Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) правителей хоронили в гробницах, которые вырубали в скалах в Долине царей — пустынном, выжженном солнцем месте в окрестностях Фив.

Фараон Микерин с богиней Хатор и богиней-покровительницей

Большой сфинкс и пирамида Хеопса в Гизе

Храм Амона в Луксоре. Древний Египет. Конец XV в. до н. э.

Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма оставалась различной: наиболее полной она была в Древнем Египте, весьма ограниченной — в Хеттском государстве.

Древневосточные государства постоянно вели между собой войны, поэтому военно-политическая функция государства также была чрезвычайно важной. Государство комплектовало армию, обучало и вооружало её, организовывало походы против соседних стран, пополняло свою казну военной добычей.

Некоторые государства, успешно развиваясь, захватывали территорию соседей и превращались в империи. Так, в IV—III вв. до н. э. среди многих царств Китая стало возвышаться государство Цинь с системой неограниченной централизованной власти, которое явилось прообразом последующих империй. Объединение страны связано с именем императора Цинь Шихуана («первым императором династии Цинь»), уничтожившего прежние царства и их границы. Вся территория была поделена на 36 больших областей, которые делились на уезды, а те, в свою очередь, на более мелкие административно-территориальные единицы. В стране было введено единое законодательство, унифицирована система мер и весов, ширина дорожной колеи, деньги и т. д.

Между странами складывалась сложная система международных отношений, которая во многом строилась на агрессии и военном превосходстве сильных царств.

Первым в истории мирным договором, текст которого сохранился до наших дней, является договор египетского царя Рамсеса II с хеттами, заключённый в 1270 г. до н. э. По его условиям территория Восточного Средиземноморья делилась между противниками: северная часть отходила хеттам, а южная оставалась в сфере влияния Египта. Стороны также договорились выдать друг другу перебежчиков, обменяться пленными и оказывать помощь в случае нападения третьей стороны.

Вслед за расцветом и могуществом империи, как правило, следовали её закат и гибель. В XVIII в. до н. э. Вавилонское царство объединило при царе Хаммурапи всё Междуречье и прилегающие к нему области, но уже в следующем столетии оно рухнуло. В середине 2-го тыс. до н. э. большого могущества достигло Египетское государство, захватившее не только соседние с ним области в Северо-Восточной Африке, но и Сирию и Палестину. Здесь египетские войска столкнулись с могучим противником — Хеттским царством. Упорные войны между Египтом и Хеттским царством, проходившие с переменным успехом, ослабили оба государства.

В VIII в. до н. э. грозой соседей стала Ассирия, поставившая военное дело на невиданную до того времени высоту. Ассирия покорила почти всю Переднюю Азию и Египет, однако в конце VII в. до н. э. она пала под ударами врагов. В VI в. до н. э. образовалось огромное Персидское царство, владения которого простирались от берегов Эгейского моря до реки Инд. Ослабленное непрерывными восстаниями порабощённых народов, оно погибло под натиском греко-македонского войска под командованием Александра Македонского. В Индии и Китае государства также то создавались на обширных территориях, то распадались на мелкие царства и княжества, враждовавшие друг с другом.

Территории государств делились на адмистративные области, во главе которых стояли назначаемые царями правители: номархи в Древнем Египте, сатрапы в Персидской империи. Правители областей отвечали за сбор налогов, выполнение сельскохозяйственных и других работ, сохранение социальной стабильности. В одних государствах правители областей имели военную власть, командовали вооружёнными отрядами, в других они были её лишены во избежание сепаратистс

trojden.com

Страны Древнего Востока: единство непохожих. Всеобщая история. 10 класс. - Объяснение материала.

Комментарии преподавателя

Древний Восток: единство и многообразие.

  С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур. Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине. Великие культуры Древнего Востока - Древнего Египта Шумера Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана государство хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии - при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре . Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций Карл Маркс назвал азиатским способом производства. Образовавшиеся государства в лице правителей взимали налоги, присваивали не только часть прибавочного продукта, но и фактически обладали верховной собственностью на землю и на воду. Древний Египет Шумер и Вавилон древние Индия и Китай - это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства возникли письменность литература искусство техника были заложены элементы математики астрономии медицины других наук в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась Древнеегипетская цивилизация в междуречье Ефрата и Тигра - шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации в долине реки Инд - индийская, а в долине реки Хуанхэ - древнекитайская цивилизация.

  Культура Древнего Египта.

Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная, великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения, Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосе- ра, воздвигнутая около III тыс. лет назад! Однако самая знаменитая и самая значительная по разменам - пирамида Хеопса. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 метров сейчас 137 площадь - около 55000 метров квадратных. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Фараон Аменхотеп IV выступал как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. В Древнем Египте были выработаны такие классические скульптурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Активно развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика, изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики, был изобретен папирус для письма.   В целом можно выделить несколько черт древнеегипетской культуры:   1. Религиозный и погребальный характер.   2. Монументальность и прочность.   3. Традиционность и стабильность стиля.   4. Синтез всех жанров, в которых главную роль играет архитектура.   5. Создание классических форм в искусстве.

  Культура цивилизации Двуречья.

Культура Двуречья развивалась в контакте с древнеегипетской цивилизацией с 4тысячелетия до середины 6 века до нашей эры. Однако, если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья - это ряд последовательно сменявшихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Главные обитатели Двуречья - шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.

В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля. Государство региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения, привозя из Индии слоновую кость и цветные камни, из Египта - золотые украшения и зерно, из городов Малой Азии и с гор Кавказа - сурьму, олово и медь. Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизация Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени письменные (именно в Двуречье родился легенда о Всемирном потопе). Шумеро-вавилонкую культуру можно назвать письменной. Шумеры использовали в качестве средства для написания текстов клинописные таблички. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек, состоит из хозяйственных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества. Важным событием в истории мировой культуры является возникновение в Древнем Вавилоне первых школ и профессии учителя. В Шумере, Вавилоне писцы оставили после себя большое количество табличек. Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдение за движением планет и звезд.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov

http://textb.net/35/17.html

www.kursoteka.ru

Страны Древнего Востока: единство непохожих. Всеобщая история. 10 класс. - Объяснение материала.

Комментарии преподавателя

Древний Восток: единство и многообразие.

  С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур. Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине. Великие культуры Древнего Востока - Древнего Египта Шумера Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана государство хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии - при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре . Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций Карл Маркс назвал азиатским способом производства. Образовавшиеся государства в лице правителей взимали налоги, присваивали не только часть прибавочного продукта, но и фактически обладали верховной собственностью на землю и на воду. Древний Египет Шумер и Вавилон древние Индия и Китай - это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства возникли письменность литература искусство техника были заложены элементы математики астрономии медицины других наук в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась Древнеегипетская цивилизация в междуречье Ефрата и Тигра - шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации в долине реки Инд - индийская, а в долине реки Хуанхэ - древнекитайская цивилизация.

  Культура Древнего Египта.

Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная, великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения, Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосе- ра, воздвигнутая около III тыс. лет назад! Однако самая знаменитая и самая значительная по разменам - пирамида Хеопса. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 метров сейчас 137 площадь - около 55000 метров квадратных. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Фараон Аменхотеп IV выступал как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. В Древнем Египте были выработаны такие классические скульптурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Активно развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика, изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики, был изобретен папирус для письма.   В целом можно выделить несколько черт древнеегипетской культуры:   1. Религиозный и погребальный характер.   2. Монументальность и прочность.   3. Традиционность и стабильность стиля.   4. Синтез всех жанров, в которых главную роль играет архитектура.   5. Создание классических форм в искусстве.

  Культура цивилизации Двуречья.

Культура Двуречья развивалась в контакте с древнеегипетской цивилизацией с 4тысячелетия до середины 6 века до нашей эры. Однако, если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья - это ряд последовательно сменявшихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Главные обитатели Двуречья - шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.

В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля. Государство региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения, привозя из Индии слоновую кость и цветные камни, из Египта - золотые украшения и зерно, из городов Малой Азии и с гор Кавказа - сурьму, олово и медь. Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизация Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени письменные (именно в Двуречье родился легенда о Всемирном потопе). Шумеро-вавилонкую культуру можно назвать письменной. Шумеры использовали в качестве средства для написания текстов клинописные таблички. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек, состоит из хозяйственных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества. Важным событием в истории мировой культуры является возникновение в Древнем Вавилоне первых школ и профессии учителя. В Шумере, Вавилоне писцы оставили после себя большое количество табличек. Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдение за движением планет и звезд.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov

http://textb.net/35/17.html

www.kursoteka.ru

2. Древний Восток: единство и многообразие

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

2. Древний Восток: единство и многообразие

  С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур.  Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине.  Великие культуры Древнего Востока - Древнего Египта Шумера Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана государство хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии - при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре .  Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций Карл Маркс назвал азиатским способом производства. Образовавшиеся государства в лице правителей взимали налоги, присваивали не только часть прибавочного продукта, но и фактически обладали верховной собственностью на землю и на воду.  Древний Египет Шумер и Вавилон древние Индия и Китай - это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства возникли письменность литература искусство техника были заложены элементы математики астрономии медицины других наук в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась Древнеегипетская цивилизация в междуречье Ефрата и Тигра - шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации в долине реки Инд - индийская, а в долине реки Хуанхэ - древнекитайская цивилизация.  Культура Древнего Египта  Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная, великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.  Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения, Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.  Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосе- ра, воздвигнутая около III тыс. лет назад! Однако самая знаменитая и самая значительная по разменам - пирамида Хеопса. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 метров сейчас 137 площадь - около 55000 метров квадратных. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны.  Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.  Фараон Аменхотеп IV выступал как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра».  Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. В Древнем Египте были выработаны такие классические скульптурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Активно развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме.  Развивалась математика, изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики, был изобретен папирус для письма.  В целом можно выделить несколько черт древнеегипетской культуры:  1. Религиозный и погребальный характер.  2. Монументальность и прочность.  3. Традиционность и стабильность стиля.  4. Синтез всех жанров, в которых главную роль играет архитектура.  5. Создание классических форм в искусстве.  Культура цивилизации Двуречья  Культура Двуречья развивалась в контакте с древнеегипетской цивилизацией с 4тысячелетия до середины 6 века до нашей эры. Однако, если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья - это ряд последовательно сменявшихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Главные обитатели Двуречья - шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.  В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля. Государство региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения, привозя из Индии слоновую кость и цветные камни, из Египта - золотые украшения и зерно, из городов Малой Азии и с гор Кавказа - сурьму, олово и медь.  Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизация Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени письменные (именно в Двуречье родился легенда о Всемирном потопе).  Шумеро-вавилонкую культуру можно назвать письменной. Шумеры использовали в качестве средства для написания текстов клинописные таблички. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек, состоит из хозяйственных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества.  Важным событием в истории мировой культуры является возникновение в Древнем Вавилоне первых школ и профессии учителя. В Шумере, Вавилоне писцы оставили после себя большое количество табличек. Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдение за движением планет и звезд.

textb.net

Страны Древнего Востока единство непохожих Середина 4

Страны Древнего Востока: единство непохожих

Середина 4 -го тысячелетия до н. э. – переход человечества от первобытности к цивилизации

Цивилизация – человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени (процесс зарождения, развитие, гибель или превращение цивилизации) имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре, общие духовные ценности и идеалы, ментальность

Древнейшие цивилизации возникли в Северной Африке и южной части Азии – обширной географической зоне, называемой Древним Востоком

Рабство – система общественных взаимоотношений, Рабство при которой допускается нахождение человека в собственности у другого человека или государства

Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина

Организация жизни общества стала более сложной, появилась социальная стратификация и социальное неравенство

1 -ые цивилизации зарождались в руслах великих рек: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы

Религия древних египтян

Политеизм – религиозное представление и Политеизм учение о множестве богов; многобожие Монотеизм – религиозное представление и Монотеизм учение о едином Боге; единобожие

«Книга мёртвых» - сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещавшийся в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие

Суд Осириса

Нефертити Эхнатон

Клеопатра

Двуречье (Междуречье) – другое название Двуречье (Междуречье) Месопотамии, так древние географы называли территорию, находящуюся между реками Тигр и Евфрат

В III тыс. до н. э. на этой территории образовались В III тыс. до н. э. шумерские города-государства, такие как Ур, Урук, Лагаш и другие

Самые крупные города – Ур и. Урук, дома в них строили из глины и кирпича

Социальная структура Месопотамии

Около III тыс. до н. э. – возникновение клинописи н. э.

Зиккурат – высокую культовую башню, ступенчатое Зиккурат сооружение с часовней наверху, снабженное системой лестниц

Зиккурат символизировал священную Зиккурат гору – самую высокую точку, куда для встречи с царем, который исполнял также функции главного жреца, спускался бог Мардук

Цари Двуречья – воины и охотники

Город Вавилон окружала мощная кирпичная стена с воротами Иштар

Ворота богини Иштар облицованы глазурованными ярко-синими кирпичами

Домашнее задание: § 2 -3 (стр. 30 – 37 – читать и пересказывать)

present5.com

Древний Восток в истории мировой культуры.              

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

     Как известно, история начинается именно на Востоке. В плодородные долины и предгорья Ближнего Востока уходят своими корнями древнейшие очаги мировой цивилизации. Именно здесь возникали и приобретали устойчивые формы социальные и политические институты, совокупность которых определила очертания наиболее ранних модификаций человеческого общества, а затем и государства. Именно здесь определились первые, известные нам, формы человеческого бытия. Восток не так прост, как может показаться на первый взгляд. Речь идет не о географическом понятии – скорее, об историко-культурном. Речь идет о гигантской общечеловеческой целостности, пусть в чем-то весьма неоднородной и противоречивой, но все же почти монолитно цельной в своей глубинной основе – той самой основе, которая, собственно, и породила в свое время дихотомию Восток – Запад.

     При всем многообразии восточных культур можно выделить некоторые общие параметры человеческого бытия, определяемые сейчас как восточные. Они определяются, прежде всего, во взглядах на мир, который, в своей основе понимается человеком целостным и неделимым, изначально заданным и идеально организованным. Бросается в глаза и ощущение единства с этим миром самого человека, а отсюда и его отношение к миру, выражающееся в созерцательности, а не в стремлении его изменить, что появилось значительно позже и понимается сейчас как признак западного мира.  Такой взгляд на мир сформировал и специфику социальной и политической организации общества. Первая особенность социальной структуры такого общества – невычлененность индивида из коллектива. Вторая особенность – это слабость отдельных собственников, чей статус не опирался ни на какие формально санкционированные нормы. Третьей важной особенностью была корпоративность. Речь идет о множестве корпораций типа кланов, каст, сект,  общин и прочих объединений. Следует отметить также как характеристику восточного общества ограниченность роли частного сектора и товарно-денежных отношений. В политическом отношении это было, чаще всего, централизованное государство с сильной верховной властью и слабостью индивида перед лицом всесильного государства и правителя, который часто просто обожествлялся.

    Все это свидетельствует о принципиальном несходстве между антично-капиталистической Европой и всем неевропейским миром, прежде всего классическим Востоком.

    Понять разницу между востоком и западом помогает теория осевого времени философа К.Ясперса, согласно которой около середины I тысячелетия до новой эры в мировой истории произошел решающий сдвиг, определивший собой как бы своеобразную ось развития мировой истории. Переворот этот занял примерно пять веков (VII - III вв. до н. э.), и основной смысл его Ясперс видел в появлении человека того типа, который сохранился и по сей день, то есть человека разума и личности с индивидуалистическим сознанием.

       Этот переворот в осознании человеком мира почти совпал с наступлением раннего железного века, с освоением человеком железа, что произвело в истории революцию не менее грандиозную, чем неолитическая. В результате нее на смену прежним формам родовой общины шла чисто территориальная или соседская община, в которой индивидуальный производитель был минимально связан общественными отношениями и максимально свободен. Постепенно разрушалась большая патриархальная семья, заменяясь индивидуальной парной семьей. По мере развития этого процесса отдельный человек начал ощущать все большую свободу и самостоятельность в рамках семейных и общинных структур.

Огромную роль в процессе индивидуализации играл также протекающий почти повсеместно процесс формирования нового организма – города.

    Процесс индивидуализации сознания явление сложное, общество осевого времени практически во всех регионах мира характеризуется острыми столкновениями, напряженной борьбой, и не только в сфере сознания, но и в политической области.

    Осевое время обозначает также новое отношение человека к миру, так как принципиально изменилось и само представление человека о мире. Старый целостный, неделимый мир рухнул, как рухнуло и ощущение человека своего единство с миром. Человек силой нового сознания отделил себя от мира, а сам мир раскололся для него на отдельные вещи, коллектив – на отдельных людей. То есть произошло разделение мира на субъект и объект как две в достаточной степени независимые стороны. Человек осознал проблему части и целого. Это разделение стало началом рационализма и формальной логики – началом ухода из мифа в область «логоса».

   Выделение человека из мира со всей определенностью поставило вопрос об их взаимном соотношении как двух достаточно обособленных начал, о расчленении единства на противоположности и новом сведении их к единству. Начал формироваться столь характерный для рационализма «двоичный код» логического мышления, в основе которого лежало обособление самостоятельных сущностей, не сводимых друг к другу.  Этот метод мышления был тесно связан с растущей ролью человеческой практики, предполагающей постановку целей и продвижение к ним, сводимое, в конечном счете, к последовательному выбору одного из двух вариантов. Началась переориентация сознания с процесса созерцания мира на прагматическую сферу его использования в человеческой деятельности. Этот процесс постепенно закрывал перед человеком грандиозную сферу интуитивного познания, опирающегося на непосредственное восприятие целого, и более глубинные пласты сознания.  В послеосевое время родился совершенно другой мир, который принято сейчас называть западным.

      Интенсивное духовное движение К.Ясперс обнаруживает в нескольких мирах: Китай Индия, Эллада и Ближний Восток. Здесь традиции прошлого обновлялись и развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. В то же время осевое время ознаменовало исчезновение тех величественных древних культур, в которых человек не достиг подлинного самосознания, как это произошло с Египетской и Вавилонской культурами. Те особенности, которые исследователи обычно видят в культурах Востока – их устойчивость, неподвижность, традиционализм – относятся к их доосевому периоду. И хотя традиции доосевого периода вошли в культуру послеосевого, эти культуры динамично развивались, тем не менее, их отличие от Запада сохранялось еще очень долго.  Их ослабление и упадок отмечается с 1500 года, когда Европа вступает на путь своего неведомого ранее продвижения вперед. При этом сами восточные культуры оказываются непохожими друг на друга в своем отношении к осевому времени, демонстрируя многообразие типов древних культур, поливариантность мирового культурного развития.

students-library.com

Древний Восток: единство и многообразие

С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур.

Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине.

Великие культуры Древнего Востока – Древнего Египта Шумера Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана государство хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии – при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. … Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре .

Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций Карл Маркс назвал азиатским способом производства. Образовавшиеся государства в лице правителей взимали налоги, присваивали не только часть прибавочного продукта, но и фактически обладали верховной собственностью на землю и на воду.

Древний Египет, Шумер и Вавилон, древние Индия и Китай – это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась Древнеегипетская цивилизация, в междуречье Ефрата и Тигра – шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации в долине реки Инд – индийская, а в долине реки Хуанхэ – древнекитайская цивилизация.

 

refac.ru