Пирамида общества древнего египта. Египет древнего царства. Династии фараонов. Особенности периода. Строительство пирамид. Политическая структура государства. Причины упадка.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Египет. Мир пирамид.Общество Древнего Египта. Пирамида общества древнего египта


Семь пирамид. Цивилизация древних богов Египта

Все факты указывают на то, что фараоны не имели (и даже не могли иметь!) к созданию целого ряда пирамид никакого отношения!…

И как уже говорилось, если факты противоречат теории, то нужно выбрасывать теорию, а не факты. Это – основной принцип нормального научного исследования. Принцип, о котором египтологи давно забыли…

Нет так уж много пирамид Египта не вписываются в официальную версию и противоречат примитивному уровню древнеегипетского общества. И практически все они относятся историками к IV династии.

Пирамида в Медуме, две пирамиды – Ломаная и Красная – в Дашуре и три основные пирамиды на плато Гиза. Пожалуй, стоит добавить еще пирамиду в Абу Роаше, также относимую к IV династии.

Если пирамиды Гизы знают почти все, то пирамиды Дашура и Медума туристы посещают гораздо реже. А на пирамиде Абу Роаша бывают лишь те, кто специально едет взглянуть на нее. Она лежит вне туристических маршрутов. Да и доступ на нее ныне закрыт под предлогом проведения археологических и реставрационных работ.

Ныне она ободрана до скального основания. Настолько, что уже практически невозможно понять ее начальный вид, и исследователи до сих окончательно не решили, была ли это пирамида, или всего лишь мастаба.

Однако кое-что все-таки осталось, и этих остатков вполне хватает, чтобы увидеть, что в ней применялись те же весьма совершенные методы строительства, характерные для перечисленных шести пирамид. Есть и схожие элементы даже в деталях.

Остатки некоторых блоков облицовки, сохранившие такие же следы клиновой разделки при разборке как и облицовка на плато Гиза, имеют те же характерные размеры, что и 2-я пирамида Гизы. И также плотно были пристыкованы к кладке пирамиды.

У самого входа лежат две части блоков облицовки, которые были рассечены на 3 или 4 части вдоль длинной оси. Части от разных блоков, о чем говорит расположение их выровненных и сколотых поверхностей. По ним можно видеть, что для облицовки пирамиды Абу Роаша использовались гранитные блоки тех же размеров, что и на 2-й пирамиде Гизы.

Только лежат эти две части ныне неправильно. Кто-то явно ошибся при их установке. Например, левый блок (если стоять лицом ко входу в пирамиду) должен был быть повернут на 180 градусов по вертикали (вверх тормашками) и на 90 градусов в горизонтальной плоскости, – тогда он будет лежать так, как положено (или как было). Вряд ли именно современные "реконструкторы" его туда поставили в таком виде, поскольку на противоположной стороне пирамиды они установили даже меньший кусок вполне правильно.

Правый блок поставлен также вдоль основной кладки, т.е. с поворотом на 90 градусов по горизонтали. Хотя и не вверх тормашками.

На обоих блоков есть остатки выступов на "правильной" внешней грани, аналогичные тем, что имеются на блоках облицовки 3-й пирамиде на плато Гиза.

Рис. 40. Блоки облицовки у входа в пирамиду в Абу Роаше

Угол наклона нисходящего туннеля близок к "традиционным" 26о для коридоров Великой пирамиды. И хотя ширина туннеля весьма велика, он явно должен был быть заложен большей частью блоками кладки и облицовки коридора. Остатки этих блоков ныне в одном месте даже демонстрируют, что строители пирамиды возводили такой же "традиционно" узкий и невысокий (чуть более метра в ширину и в высоту) нисходящий коридор. А сами блоки очень похожи и по материалу, и по размеру на блоки, использованные в Медумской пирамиде.

Рис. 41. Блоки кладки внутри пирамиды в Абу Роаше

Размер внутренней камеры действительно внушителен. Видя их, начинаешь понимать сомнение тех, кто считает, что пирамида либо так и не была достроена, либо обрушилась в процессе строительства. Но если учесть то, что удалось строителям в Гизе, вряд ли они сомневались в успехе своего начинания. Скорее всего, пирамида была достроена до конца. И только потом ее разобрал уже кто-то другой.

Рис. 42. Внутренняя камера пирамиды в Абу Роаше (вид сверху)

Косвенно об этом свидетельствует тот же нисходящий от входа тоннель. Он несравнимо больше узкого метрового прохода между блоками кладки. И если строители заложили каменной кладкой большую часть нисходящего тоннеля, то также могли поступить и с внутренней камерой… Хотя, может быть, камеру они и не закладывали столь плотно, но об этом судить сложно, поскольку внутренняя кладка разобрана очень сильно. И даже в ее остатки кто-то пытался пробиться – есть следы небольшого "туннеля"…

Второе косвенное свидетельство достройки пирамиды до конца – большое количество гранитных обломков и щебня рядом с пирамидой. Это количество соответствует скорее тому, что разбирали ее уже полностью готовую.

И еще одна любопытная деталь, представляющая довольно непростую загадку: на стенах громадной "ямы" абсолютно не видно никаких следов каменотесных инструментов. Как будто кто-то громадной плоской "лопаткой" вырезал сверху дырку в скале как в кучке пластилина…

(Я решил здесь все-таки не отступать от традиции и называть сооружение в Абу Роаше именно пирамидой, хотя все более склоняюсь к мнению, что это была, скорее, мастаба. Пока оно основывается больше на интуиции и на том, что последнему фараону IV династии – Шепсескафу – приписывают также создание не пирамиды, а мастабы. И если судить по описаниям, мастаба Шепсескафа имеет немало общего с сооружением в Абу Роаше. К сожалению, осмотреть нам ее не удалось, поэтому каких-то более определенных выводов пока сделать нельзя.)

* * *

Всего несколько пирамид Египта из более сотни никак не вписываются в общий ряд и портят стройную картину эволюции пирамидостроения. Но если их убрать из этого ряда, то исчезнут абсолютно все противоречия и парадоксы, а также странности и нелепости. История пирамидостроения приобретает стройность и непротиворечивость по всем параметрам: постепенное развитие технологии, совершенствование строительных методов и способов обработки используемых материалов, соответствие уровня сооружений и уровня развития общества и т.д. и т.п.

Однако тогда получится, что никакого чудо-взлета технологий не было, как не было и его падения. Вместо этого было постепенное и медленное развитие довольно примитивных методов каменного строительства. И уровень его вполне соответствует довольно низкому уровню развития самого древнеегипетского общества.

От ступенчатых пирамид III династии с примитивной кладкой фараоны IV династии перешли к строительству небольших пирамид-спутниц в Дашуре и на плато Гиза. Некоторый прогресс наблюдается, но вовсе не такой глобальный и кардинальный, как рисует официальная версия. Пирамиды же V и VI династий становятся высшим достижением в строительстве пирамид в период Древнего Царства…

Однако, как говорил Михайло Ломоносов, ежели чего в одном месте убыло, то в другом месте прибавиться должно. И изъятые из общего ряда семь пирамид не могут просто так повиснуть в воздухе или исчезнуть. Их надо куда-то все-таки поставить…

Не в прямом смысле слова, конечно, а в переносном, а именно: переместить во времени. А точнее: изменить наши собственные представления о времени их строительства.

Известно, что позже их не строили. Но тогда остается только раньше – далеко назад по шкале времени. Но насколько далеко?…

* * *

Древние египтяне никогда не считали себя строителями комплекса на плато Гиза, его храмов и величественных пирамид. Они называли Гранитный Храм "Домом Осириса, властелина Ростау". Ростау – название, данное древними египтянами плато Гиза и сооружениям на нем.

Тот же Хуфу, как уже упоминалось, в надписи на Инвентарной стеле называл богиню Исиду – сестру и жену бога Осириса – хозяйкой Великой пирамиды.

То есть в определении времени строительства семи исключенных пирамид надо уходить в тот период, когда согласно мифам самих древних египтян, страной правили некие могущественные "боги". Этот период они считали Золотым Веком в истории своей страны (иногда используется название Первое Время – "Зеп Тепи").

Но насколько можно полагаться на мифологию?…

На самом деле древние мифы и предания весьма далеки от простых "сказок" и голой выдумки. В них очень и очень немало информации. Этому вопросу была посвящена книга автора "Опасное наследие богов". И тем, кто не знаком с ней, автор может посоветовать заглянуть в Интернет на страницу его работ:

http://piramyd.express.ru/disput/sklyarov/sklyarov.htm.

В статьях, опубликованных на этой странице, анализируется та весьма разносторонняя информация, которую можно получить из древней мифологии.

Современный метод исторического исследования фактически исключил мифы и предания из списка надежных источников. Но так было далеко не всегда. Всего лет 200 назад мифология считалась одним из самых основных поставщиков информации. И мало кто сомневался в ее достоверности, хотя она и изобилует многими подчас весьма фантастическими деталями.

Древние историки также часто использовали мифы и предания в качестве своих "первоисточников". А в них история Египта уходит назад во времени на много тысячелетий, – на такой период, который буквально пугает современных египтологов.

Примечательно, что и древнегреческие авторы писали об очень длительной истории Египта. Тот же "отец-основатель истории" – Геродот – в своей 2-й книге пишет, что жрецы города Фивы насчитывали 341 поколение людей от первого египетского царя. Геродот определил это время в 11340 лет.

Другой историк – Диодор Сицилийский писал со слов египетских жрецов: "Сначала в течение чуть меньше 18000 лет Египтом правили боги и герои, причем последним из богов-правителей был Гор, сын Исиды… Смертные же царствовали в этой стране, как они утверждают, немногим менее 5000 лет…"

Египетский жрец Манефон, живший в IV-III вв. до н.э. по заказу греческих правителей составил первую династическую таблицу правителей Египта. Он назвал Менеса (у Манефона – Мен) первым фараоном и объединителем Египта, основателем I династии. И этот список фараонов современная египтология использует в качестве основного источника, признавая де-факто достоверность списка и уже неоднократно убедившись в правдивости Манефона.

Однако у Манефона содержится и упоминание о додинастических временах.

Династиям богов, писал он, предшествовало четыре других династии – две богов, одна полубогов и одна переходная династия. Сначала Египтом правили семь великих богов – в общей сложности 12300 лет: Птах правил 9000 лет; Ра – 1000 лет, Шу – 700 лет; Геб – 500 лет; Осирис – 450 лет; Сет – 350 лет; Гор – 300 лет… Вторая династия богов, по словам Манефона, состояла из двенадцати божественных правителей, первым из которых был бог Тот; они правили 1570 лет. Всего, по его подсчетам, девятнадцать богов правили 13870 лет. Затем следовала династия тридцати полубогов, правивших 3650 лет; вместе сорок девять богов и полубогов правили 17520 лет. Далее на протяжении 350 лет в Египте не было правителя; в этот период хаоса в Фисе сменилось семь смертных правителей. И только потом Мен/Менес положил начало первой династии фараонов и построил новую столицу, посвященную богу Птаху…

Египтологи готовы использовать труд Манефона лишь в той части, в которой он касается династического периода, и отвергают его более ранние части. Особенно те, в которых речь идет о далеком Золотом Веке Первого Времени. Такой избирательный подход вполне в духе историков – признается лишь то, что подтверждает их собственные теории; все остальное объявляется выдумкой, необоснованным утверждением, подделкой, фальшивкой и т.п.

Элементарная логика говорит о предвзятости такого подхода. И если одна часть списка вполне подтверждается археологическими находками, то, по той же самой логике, следует гораздо более внимательно относиться и к другой его части. Тем более, что данные этого списка пересекаются с информацией и в других источниках.

Помимо списка Манефона современной египтологии известны еще три хронологических списка царей Древнего Египта. И, например, в Туринском папирусе (XIII век до н.э.) также приводится список царей Египта, которые правили в Верхнем и Нижнем Египте после богов, но до предполагаемого объединения царства под властью Менеса, первого фараона I династии, в 3100 году до н.э. Из уцелевших фрагментов можно установить, что в документе упоминались девять "династий" додинастических фараонов, в том числе "Почтенные из Мемфиса", "Почтенные с Севера" и, наконец, Шемсу-Гор (то есть спутники, или Последователи, Гора), которые правили вплоть до Менеса. Последние две строки столбца, где, похоже подбивается сумма, выглядит особенно интригующе, а именно: "Почтенные Шемсу-Гор – 13420 лет; правления до Шемсу-Гор – 23200 лет; итого – 36620 лет".

Так называемый Палермский камень, датируемый временем V династии, то есть XXV веком до нашей эры, имеет список из 120 царей додинастического времени…

Документальные свидетельства не полностью согласуются друг с другом. Одни приписывают египетской цивилизации гораздо больший возраст, чем другие, но все известные хронологические источники древних египтян сходятся в одном: эта история намного длиннее, чем считают египтологи.

Если же совместить показания древних легенд о том, что к созданию комплекса на плато Гиза имели непосредственное отношения Осирис и Исида, с данными Манефона, то время строительства выдающихся пирамид (по меньшей мере тех, что на плато Гиза) – порядка 10000 лет назад!!!

* * *

Но понятие "бог" не очень-то вписывается в рамки современного научного описания мира (в том числе и истории), а хотелось бы остаться именно в этих рамках. Как же быть?…

Однако если более внимательно посмотреть на тексты древних мифов – не только египетских, но и у других народов, – то можно увидеть, что наши далекие предки вкладывали в этот термин совершенно другой смысл, нежели мы сейчас.

Древнеегипетские "боги" весьма далеки от современного представления о Боге, и больше похожи не на неких сверхъестественных существ, а на обычных людей. Но в то же время обладают такими способностями и возможностями, которые сильно превосходят не только древних египтян, но и нас. И это позволяет говорить о них как о представителях некоей весьма и весьма высокоразвитой цивилизации.

Конечно, на основании всего нескольких пирамид, не вписывающихся в общий ряд, нельзя сделать какого-то окончательного вывода о существовании в Египте в далеком прошлом такой цивилизации. Однако стоит только предположить реальность подобной цивилизации и взглянуть уже с этих позиций на даже широко известные объекты, как окажется, что свидетельств ее существования в Египте огромная масса. Их столько, что об этой цивилизации, уровне ее развития и технологиях можно выяснить очень и очень немало.

Но тогда получится уже совсем другая история. В прямом и переносном смысле этого слова.

История в которой цивилизация периода фараонов возникает на руинах цивилизации древних богов. В которой фараоны оказываются вовсе не создателями, а в лучшем случае лишь жалкими подражателями и археологами. В худшем же – разрушителями и осквернителями древних памятников…

Но писать такую историю предстоит фактически с самого начала, отбросив все, что пишут школьные учебники и академические издания о Древнем Египте как кошмарный сон или по крайней мере как несостоявшуюся и полностью обанкротившуюся гипотезу.

Может показаться, что автор слишком уж категоричен. Но когда пытаешься разобраться в фактах, которые видишь в Египте, официальная версия только мешает. Постоянно возникает вопрос-возмущение: ну как же так, ведь это противоречит тому, что видишь… И через какое-то время понимаешь, что опять начинается бег по замкнутому кругу – кругу дискуссии с официальной версией.

Для того же, чтобы вырваться из этого круга, чтобы факты начали укладываться хоть в сколь-нибудь стройную логическую картину, чтобы как-то разумно объяснить видимое, нужно начинать все "с белого листа".

* * *

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Древний Египет. Мир пирамид.Общество Древнего Египта.

Здесь будет файл: /data/edu/files/w1446483463.pptx (мир пирамид)

ТЕМА УРОКА : МИР ПИРАМИД.ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

ЗАДАЧИ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ПИРАМИД, ОСОБЕННОСТЯМИ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ПОКАЗАТЬ РОЛЬ ПИРАМИД В СИСТЕМЕ МИРОВОСПРИЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА, ОПРЕДЕЛИТЬ ГРУППЫ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВА, ИХ МЕСТА В СТРУКТУРЕ ВЛАСТИ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ: описывать строительство пирамид, особенности похоронного обряда Древнего Египта,различать вещественные изобразительные первоисточники и их макеты, копии и реконструкции, формулировать и обосновывать выводы о роли пирамид в системе мировосприятия древнего египтянина; определять характер взаимоотношений основных групп древнеегипетского общества, их место в структурной власти.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: уметь работать с учебной информацией, излагать и сопоставлять суждения и оценки.

ЛИЧНОСТНЫЕ: самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,воспринимать историю как способ понимания современности, иметь устойчивый интерес к истории и культурк человечества.

РЕСУРСЫ

УЧЕБНИК, ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ «ПИРАМИДА ХЕОПСА», «ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ САРКОФАГИ»; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «1С:ШКОЛА. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 КЛАСС». АВТОРЫ: И.Е. УКОЛОВА, И.Л. ДРУБАЧЕВСКАЯ И ДР.:ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ «ПИРАМИДЫ ГИЗЫ», «СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД», «ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ СТРОИТЕЛЕЙ ГРОБНИЦ».

ОБОРУДОВАНИЕ:УЧЕБНИК «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»5 КЛ. /В.И. УКОЛОВА.-3-Е ИЗД.-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015.-159:ИЛ., КАРТ.-(СФЕРЫ).,ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Примерный (т.к зависит от работоспособности учащихся)

ХОД УРОКА:

1.Слайд ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕЛАЮЩИХ СОЗДАТЬ ПРОЕКТ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ, ЗАПИСЬ

 Д/З.

2.Слайд ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ : (также можно использовать электронный учебник интерактивную карту"семь чудес света" )

 (рассказ учителя )

    СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПЕ(Статуя является творением греческого скульптора Фидия.

    Она сооружена в храме Олимпии. Высота статуи 13 м) ,

    ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕССЕ (Храм построен царем Лидии Крезом в городе Эфес 560 г. до н.э в честь Артемиды. Строительство длилось 120 лет. Высота колонн 18 м) ,МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ (Надгробный памятник карийского правителя Мавсола. 4 век до н.э.)

    КОЛОСС РОДОССКИЙ(Статуя бога солнца Гелиоса покровителя острова Родос 290 г до н.э. Высота 32 м.)

    ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ (сады устроенные вавилонским царем НовохудоносоромII для своей жены.

    АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК(является 1 в мире маяком, построен в 3 веке до н.э. высота 120-140 м)

    ? указать еще 1 из чудес света

    3.Слайд мир пирамид (учащиеся сами определяют тему)

    4.Слайд. Ставят задачи для достижения цели!

    5-7 Слайды . На примере одного из чудес света –пирамиды Хеопса, рассказать о предназначении пирамид в др. Египте.

      8. Слайд. Как строили пирамиды и кто? Обсудить разные версии. Обратить внимание на фрагмент документа на экране.

      9. Слайд . Процесс мумификации по Геродоту

      10. Слайд . пирамида власти. С помощью учебника объяснить структуру власти. Ответить на вопрос на слайде.

      11.Слайд .Выводы: согласно поставленной цели.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Древний Египет. Мир пирамид.Общество Древнего Египта.

      Здесь будет файл: /data/edu/files/w1446483463.pptx (мир пирамид)

      ТЕМА УРОКА : МИР ПИРАМИД.ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

      ЗАДАЧИ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ПИРАМИД, ОСОБЕННОСТЯМИ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ПОКАЗАТЬ РОЛЬ ПИРАМИД В СИСТЕМЕ МИРОВОСПРИЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА, ОПРЕДЕЛИТЬ ГРУППЫ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ОБЩЕСТВА, ИХ МЕСТА В СТРУКТУРЕ ВЛАСТИ.

      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

      ПРЕДМЕТНЫЕ: описывать строительство пирамид, особенности похоронного обряда Древнего Египта,различать вещественные изобразительные первоисточники и их макеты, копии и реконструкции, формулировать и обосновывать выводы о роли пирамид в системе мировосприятия древнего египтянина; определять характер взаимоотношений основных групп древнеегипетского общества, их место в структурной власти.

      МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: уметь работать с учебной информацией, излагать и сопоставлять суждения и оценки.

      ЛИЧНОСТНЫЕ: самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,воспринимать историю как способ понимания современности, иметь устойчивый интерес к истории и культурк человечества.

      РЕСУРСЫ

      УЧЕБНИК, ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ «ПИРАМИДА ХЕОПСА», «ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ САРКОФАГИ»; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «1С:ШКОЛА. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 КЛАСС». АВТОРЫ: И.Е. УКОЛОВА, И.Л. ДРУБАЧЕВСКАЯ И ДР.:ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ «ПИРАМИДЫ ГИЗЫ», «СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД», «ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ СТРОИТЕЛЕЙ ГРОБНИЦ».

      ОБОРУДОВАНИЕ:УЧЕБНИК «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»5 КЛ. /В.И. УКОЛОВА.-3-Е ИЗД.-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015.-159:ИЛ., КАРТ.-(СФЕРЫ).,ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

      Примерный (т.к зависит от работоспособности учащихся)

      ХОД УРОКА:

      1.Слайд ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕЛАЮЩИХ СОЗДАТЬ ПРОЕКТ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ, ЗАПИСЬ

       Д/З.

      2.Слайд ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ : (также можно использовать электронный учебник интерактивную карту"семь чудес света" )

       (рассказ учителя )

        СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПЕ(Статуя является творением греческого скульптора Фидия.

        Она сооружена в храме Олимпии. Высота статуи 13 м) ,

        ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕССЕ (Храм построен царем Лидии Крезом в городе Эфес 560 г. до н.э в честь Артемиды. Строительство длилось 120 лет. Высота колонн 18 м) ,МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ (Надгробный памятник карийского правителя Мавсола. 4 век до н.э.)

        КОЛОСС РОДОССКИЙ(Статуя бога солнца Гелиоса покровителя острова Родос 290 г до н.э. Высота 32 м.)

        ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ (сады устроенные вавилонским царем НовохудоносоромII для своей жены.

        АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК(является 1 в мире маяком, построен в 3 веке до н.э. высота 120-140 м)

        ? указать еще 1 из чудес света

        3.Слайд мир пирамид (учащиеся сами определяют тему)

        4.Слайд. Ставят задачи для достижения цели!

        5-7 Слайды . На примере одного из чудес света –пирамиды Хеопса, рассказать о предназначении пирамид в др. Египте.

          8. Слайд. Как строили пирамиды и кто? Обсудить разные версии. Обратить внимание на фрагмент документа на экране.

          9. Слайд . Процесс мумификации по Геродоту

          10. Слайд . пирамида власти. С помощью учебника объяснить структуру власти. Ответить на вопрос на слайде.

          11.Слайд .Выводы: согласно поставленной цели.

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Trojden | Государство фараонов: Кошелев В. С. - 5 класс

          Вспомните. Какую роль в жизни древних египтян играла река Нил?

          1. Объединение Древнего Египта в одно государство. В конце четвертого тысячелетия до н. э. в долине Нила образовались два больших царства. Одно в дельте Нила — Нижний Египет, другое на юге страны — Верхний Египет. Царь Нижнего Египта носил красную корону, а царь Верхнего Египта — белую корону. Примерно в 3000 году до н. э. правитель южного царства царь Мина одержал победу над своим северным соседом и объединил страну в одно государство. Он стал носить двойную корону — белую, вставленную в красную. Преемники Мины отныне именовались царями Верхнего и Нижнего Египта. Столицей единого государства был город Мемфис («Белые стены»), расположенный недалеко от современного Каира.

          2. Власть фараонов. Вся власть в Древнем Египте принадлежала царю. Древние египтяне почитали его как бога. Даже самые знатные люди беспрекословно подчинялись ему. Людям запрещалось произносить вслух имена своих царей. Говоря о них, они использовали слово «пер-о», означавшее «большой дом». Древним грекам в этом слове почудилось «фараон». Этим объясняется, почему царя Древнего Египта мы называем фараоном.

          Древнеегипетская статуя фараона

          Пирамиды

          Египтяне считали, что фараон должен жить вечно. После смерти — в специальных «домах вечности », или гробницах. По приказу фараона десятки тысяч людей строили гробницы в форме огромных пирамид. Пирамиды — величайшие сооружения не только древности, но и современного мира. Они считаются первым из семи чудес света.

          3. Устройство древнеегипетского государства. Фараон управлял государством с помощью вельмож — близких и доверенных лиц, советников, военачальников и чиновников, т. е. людей, которые находились на службе. Высшим чиновником при фараоне был визирь, которому подчинялись все остальные чиновники. Особое положение занимал чиновник, который распоряжался продовольственными запасами страны, а также наставник и воспитатель детей фараона.

          Чиновники управляли в селах и городах, руководили строительными работами, следили за всем, что происходило в стране. Наиболее важной обязанностью чиновников был сбор налога с земледельцев и ремесленников. В Древнем Египте регулярно проводилась перепись населения. Всю эту работу выполняли писцы, которые представляли власть фараона на местах. Благодаря чиновникам царь знал все о своих подданных.

          Устройство общества: «пирамида» власти в Древнем Египте

          У фараонов была хорошо организованная армия. Она поддерживала власть фараона внутри страны, служила для отпора врагам и расширения территории государства.

          Значительную часть населения Древнего Египта составляли земледельцы. Каждый из них получал от фараона небольшой участок земли, на котором вел собственное хозяйство. За пользование этой землей земледельцы платили фараону налог. Часть урожая и приплода скота они отдавали царю и храмам.

          Низшую ступень занимали рабы. Как правило, это были пленные, захваченные во время войн. Рабы не имели земли и другого имущества и должны были работать на своего господина.

          4. Власть жрецов. Древние египтяне высоко почитали своих богов и фараонов. В их честь воздвигались величественные храмы. Богослужение и священные обряды в храмах совершали специально обученные люди — жрецы и жрйцы.

          Жрецы считались мудрецами и хранителями древнейших знаний. Они вели астрономические наблюдения, многое сделали для развития математики и медицины. Власть жрецов над людьми была огромной. Некоторые из них соперничали с фараонами и даже становились правителями Древнего Египта.

          Таким образом, Древний Египет представлял собой хорошо организованное государство с неограниченной властью фараона. Опорой царской власти были войско и многочисленные чиновники. Их важнейшей обязанностью являлось поддержание порядка в стране и сбор налогов. Систему управления государством, при которой власть сосредоточена в руках одного человека, называют «монархией».

          1. Когда и кто объединил Древний Египет в одно государство? Покажите на карте его территорию и столицу.

          2. Что означает слово «фараон»? Как фараоны старались увековечить (прославить навечно) свою власть и имена?

          3. Кто помогал фараону управлять древнеегипетской державой? Какую работу выполняли писцы?

          4. Приготовьте, используя дополнительный материал, устное сообщение о самых знаменитых сооружениях древности — египетских пирамидах. Почему они считаются первыми из семи чудес света?

          5*. Какие факты свидетельствуют о том, что в долине Нила при фараонах было создано хорошо организованное государство?

          Для любознательных

          Из поучения фараона своему сыну Мерикара

          Будь искусным в речах, и ты будешь силен; мощь царя — в его языке, речь сильнее любого оружия. Лишь из того, кто обучен, выходит искусный правитель. Не будь злым, прекрасна доброжелательность, продлевающая долголетие твоих памятников людской любовью к тебе.

          Почитай твоих вельмож, даруй благополучие твоим людям; укрепляй тем самым свою границу и людское расположение к тебе.

          Утешь стенающего, не притесняй вдову, не прогоняй сына от имущества его отца и не смещай вельмож с их постов. Остерегайся карать опрометчиво! Не убивай — нет тебе в этом пользы, наказывай побоями и заключением. Не делай различия между сыном знатного мужа и простолюдином; приближай к себе человека за дела его рук.

          Вопросы к документу. Каким способом царь (фараон) советовал сыну укреплять царскую власть? Чьи интересы он защищал?

          

          trojden.com

          Египет древнего царства. Династии фараонов. Особенности периода. Строительство пирамид. Политическая структура государства. Причины упадка.

          Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. э.)Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правительства. Его усилия в экономической области были направлены прежде всего на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие местные системы в номах входили в нее как составная часть. Наблюдения над разливами Нила, строительство новых дамб, магистральных и отводных каналов, отстойников и водохранилищ позволили не только получать стабильные и более щедрые урожаи зерновых на поливных землях, но иввести в сельскохозяйственный оборот новые площади, которые прежде или заболачивались из-за излишней влаги, или, напротив, испытывали ее недостаток из-за слишком быстрого стока. Основными зерновыми культурами были ячмень и эммер или полба. Органическим дополнением земледелия было разведение мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов, свиней), особенно на обширных затопляемых пространствах Дельты, изобилующих сочными травами. Продуктивное земледелие — основа египетской экономики и богатства египетского государства в период Древнего царства.

          Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле. Большое значение имело внедрение в производство меди, расширившее технические возможности человека. Древние египтяне получали медь в достаточном количестве, чтобы делать из нее самые разнообразные предметы, орудия труда и оружие (статуи, пластины, пилы, сверла, молоты, наконечники стрел и копий). Они овладели непростой техникой ковки и литья, могли уже соединять медные пластины при помощи твердого припоя.

          Эпоха Древнего царства — начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные стены), потребовавших высокого искусства обработки камня. Тщательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов IV династии (таких блоков было выложено только в пирамиде Хуфу 2,3 млн. штук, а это значит, что строителям пришлось отшлифовать около 14 млн. поверхностей), роскошная облицовка из плит — зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков.

          Изобретение и повсеместное применение гончарного круга привело к сдвигам в керамическом деле, которое приобретает черты серийного, или «массового», производства, не говоря уже о разнообразии форм керамики.

          Основными были крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Лучше всего известно по источникам крупное хозяйство вельмож. Оно состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, которая обозначалась как «дом отца» и была собственностью, и земли, полученной за службу, которая считалась лишь условным владением. Эта юридическая разница была номинальной, поскольку должности, как правило, передавались по наследству, так же как и родительская земля (имущество). Однако даже собственность на наследственную или купленную землю не была полной частной собственностью. Ведь земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее орошения, а верховным организатором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, т. е. фараон. Поэтому фараону принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые не могли не ограничивать права собственности на все виды египетских земель. Хозяйство египетского вельможи было очень крупным, хотя его точные размеры нам неизвестны. Оно состояло из резиденции-дворца вельможи, окруженной поселениями земледельцев и домами ремесленников. Основные работники вельможного хозяйства скорее всего не имели ни собственной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями. Как показывают изображения, они получали свое довольствие (продукты питания, одежду и ремесленные изделия) из общего склада. Иначе говоря, крупное поместье было натуральным, замкнутым в себе производством, мало связанным с рыночным обменом. Основные работники вельможных хозяйств не имели своей земли, орудий труда, работали под наблюдением надсмотрщиков и не распоряжались произведенной продукцией, тем не менее вряд ли они были рабами, так как имели свою семью, некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют «мерет» или «хемуу», в то время как собственно рабов обозначали термином «бак».

          Организация царского и храмового хозяйства была такой же, как в вельможных имениях, хотя, возможно, роль рабского труда в них была выше (ведь большая часть пленников оседала в царских и храмовых хозяйствах). Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительство пирамид, дорог, перевозка тяжестей, погрузка судов и др.) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так называемые иммунитетные грамоты. Однако подобных грамот было немного, большая часть хозяйств облагалась многочисленными налогами и повинностями, что усугубляло подневольное положение египетских тружеников в обществе.

          Наряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные, или соседские, общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди», платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки египетского общества, которые противостояли господствующему классу во главе с фараоном.

          Рабы «бак» составляли особую прослойку египетского общества. Судя по документам, рабов продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Во времена Древнего царства сложилась специфическая система эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов, которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Эта тщательно организованная центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводила к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.

          Организация государственного управления. Египетская деспотия.Необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационного земледелия, в поддержании общественного порядка привела к созданию многочисленного и хорошо организованного государственного аппарата. Он состоял из трех основных звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений-общин) аппарата.

          Во главе центрального управления стоял царь, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта, воплощенного бога Гора. Никто не мог произносить его священное имя, так как, по египетским верованиям, это могло нанести царю вред, поэтому царя называли иносказательно — «великий дом» (пер-о, откуда и возник термин «фараон»). Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был наделен всей полнотой власти, т. е. сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Фараон считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловеком, а его распоряжения приобретали тем самым характер без-

          условного повеления. Он считался воплощением бога Гора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строились храмы и грандиозные усыпальницы-пирамиды. Жалкой песчинкой ощущал себя простой смертный рядом с рукотворной горой — символом абсолютной власти бога-человека. Десятки тысяч людей, оторванных от насущных хозяйственных работ, годами надрывались на гигантских стройках. По сведениям Геродота, пирамиду Хуфу строили 100 тыс. человек в течение 20 лет.

          Ближайшим помощником фараона был высший чиновник — чати, напоминающий средневекового везира. Он был руководителем многочисленного, построенного по принципу строгой иерархии чиновничества, принадлежавшего к разным ведомствам: организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и повинностей, проведения строительства, судебных дел. Особенностью центрального аппарата Египта была нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Носитель царских сандалий был вместе с тем главнокомандующим армии, управителем дворца и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма.

          Как фараон носил титул царя Верхнего и Нижнего Египта, так и государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний или Нижний Египет.

          Органической частью государственного аппарата была армия. В то время она комплектовалась по царскому набору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами.

          По Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Как правило, номовое управление возглавлялось номархами, представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии.

          Сложившаяся в эпоху Древнего царства система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная деспотия (от греческого термина «деспотес» — господин, которому противостоит термин «раб»).

          megalektsii.ru

          Значение пирамид для бессмертия фараонов

          Бог Анубис с мумией. Роспись на стене гробницы СеннеджемаБог Анубис с мумией. Роспись на стене гробницы Сеннеджема Древние египтяне строили пирамиды для того, чтобы обеспечить бессмертие фараону - "живому богу". Это было для них делом чрезвычайной важности, от которого зависело и многое другое в их жизни и в жизни всей страны. И египтяне не сомневались, что пирамиды и бессмертие неразрывно связаны между собой. Они в это свято ВЕРИЛИ! А когда люди верят, то всегда находят подтверждения своей вере. Так уж устроен человек, такова его психическая природа.

          На форумах, связанных с темой египетских пирамид, довольно часто встречаются примерно такие вопросы: «Ну, зачем, зачем в Древнем Египте строили эти пирамиды? Столько сил, ресурсов и времени на них было потрачено! Разве они не видели, что строительство пирамид не делает их жизнь лучше?».

          Пирамиды как элемент религиозных воззрений

          Самые знаменитые пирамиды мира - Хеопса (слева) и ХефренаСамые знаменитые пирамиды мира - Хеопса (слева) и ХефренаПирамиды Древнего Египта являются предметным воплощением религиозных взглядов древних египтян. Понять смысл огромного труда, который был вложен в создание пирамид, необходимость строительства этих сооружений невозможно без учета религии Древнего Египта, представлений древних египтян о сверхъестественных силах (богах, духах и демонах), загробном мире, судьбе человека после смерти и т.д.

          У каждого земного владыки Древнего Египта были свои повседневные заботы и проблемы. Но была у них одна забота, которая буквально не давала им спокойно спать. Обладая абсолютной властью на земле, они хотели обрести вечную жизнь и владеть этой властью и после окончания земной жизни. Бессмертие - вот что было целью египетского фараона.

          Загробная жизнь в представлении египтян

          Египтяне верили, что жизнь после смерти будет продолжением земной жизни. Что и в загробной жизни им будет нужна еда, питье и все остальное, что необходимо и в земной жизни. Определенное число этих вещей помещались непосредственно в могилы во время похоронных ритуалов. Кроме того, они надеялись, что после похорон еда и питье будут им регулярно предоставляться и в будущем. Чтобы обеспечить это, некоторые египтяне заключали своеобразные договора со жрецами некрополей или храмов на проведение специальных регулярных ритуалов.

          Сцена подношения - одна из самых распространенных тем рельефов и стел.Сцена подношения - одна из самых распространенных тем рельефов и стел.На стелах и стенах гробниц делались надписи, которые должны были побудить будущих посетителей кладбища делать соответствующие подношения. В этих текстах рассказывается о том, каким благочестивым был человек при жизни, что он заслуживает достойной награды и после смерти. Очень характерным приемом было постоянное использование таких по смыслу фраз: «это сделает Вас лучше, чем был я», «это не будет обременительно, но очень полезно для Вас» и т.д. Они пытались привлечь внимание посетителей как необычными формулировками, так и способами написания подобных текстов, которые дополнялись рельефными изображениями и рисунками.

          Если все эти усилия не приводили к реальным подношениям, то могилах и гробницах всегда была представлена еда в форме текстовых перечней, изображений и моделей зданий зернохранилищ, пекарен и пивоварен. Также здесь были и ушебти – статуэтки людей, которые выполняли разные работы для покойного при жизни, чтобы они продолжали их выполнять для него уже после смерти. Все эти меры были предназначены для того, чтобы гарантировать покойному загробную жизнь, которая должна быть, по крайней мере, не хуже, чем была у него на земле.

          В загробном мире умершему угрожало немало опасностей. Поэтому покойного сопровождало много текстов, специально разработанных, чтобы рассеять или преодолеть эти опасности. Тексты были написаны иероглифами - особыми графическими знаками, на которых основана письменность  древних египтян.  В эпоху Древнего царства это были тексты для одного только фараона («Тексты Пирамид»), но уже во времена Среднего царства все больше и больше становится групп людей, которых тоже сопровождают подобные тексты («Тексты саркофагов», «Книга мертвых»). Эти погребальные тексты дают достаточно полную картину того, как древние египтяне представляли себе загробную жизнь. Некоторые саркофаги содержат своеобразные карты загробного мира.

          Амдуат, одна из книг о загробном мире, датирующаяся временем Нового царства и высеченная (нарисованная) в различных могилах в Долине королей (место погребения фараонов на западном берегу Нила напротив Фив), дает детализированные картины потустороннего мира, включая его измерения. Центральной идеей, которая содержится во всех этих текстах, является желание ассимилироваться с богом Осирисом – царем загробного мира, что первоначально относилось только к фараону. Позже уже каждый умерший в текстах упоминается как "Осирис такой-то и такой-то".

          Зачем сохранять тело покойника?

          Неотъемлемым от этих взглядов было и убеждение в том, что умерший в загробном мире «живет» в том теле, которое у него было при земной жизни. То есть центральной идеей религии древних египтян была идея восстановления, а не идеи возрождения или перерождения, как у многих других религий. Поэтому обязательно нужно сохранить тело в нетленном состоянии.

          Сложились такие взгляды не случайно. Для них были вполне осязаемые материальные основания. Древние египтяне (да и современные тоже) жили в долине Нила. Великая река во время разливов затапливала огромные территории. Селения зачастую оказывались на островках. Они изначально строились на возвышенностях и защищались дамбами. Но оградить большие площади людям было не под силу, да и уменьшать площадь плодородных земель было просто неразумно. Поэтому египтяне с древних времен хоронили умерших на краю соседних с долиной пустынь. Сюда не доходили разливы великой реки, эта земля была непригодна для сельскохозяйственных нужд. Зато она замечательно подходила для захоронений.

          Додинастическое захоронение. IV тыс. до н.э. Британский музейДодинастическое захоронение. IV тыс. до н.э. Британский музейСо временем выяснилось, что завернутые в простые циновки тела умерших остаются здесь длительное время почти в нетронутом состоянии: песок пустыни и жаркий климат высушивали их, предохраняя от процессов гниения и разложения. А поскольку тела не истлевают, то, наверное, по мнению, которое постепенно у египтян сформировалось, это имеет какой-то глубокий смысл.

          Так, постепенно, начала зарождаться вера в то, что загробная жизнь возможна лишь при условии сохранности тела. Ка – невидимый двойник человека, рождающийся вместе с ним, должен вернуться после смерти в тело покойного. Если же ему вернуться некуда в случае отсутствия тела (или, на крайний случай, статуи или стелы с изображением умершего), то он гибнет, а значит, загробной жизни у покойного не будет.

          "Дом" для умершего

          Когда такие взгляды сформировались, то стали предприниматься специальные действия, чтобы сохранить тело после смерти. Особенно это стало необходимым, когда тела знатных людей, поднявшихся над простым народом, уже не Мастаба из некрополя Гизы.Мастаба из некрополя Гизы.хоронили по традициям первобытного общества. Их стали хоронить в специально построенных гробницах – мастаба, представлявших собой прямоугольное сооружение с плоской крышей (мастаба – в переводе с арабского означает «скамья»).

          Мастаба возводили вначале из глиняных кирпичей, высушенных на солнце, и деревянных балок – то есть из тех же материалов, из которых строились в то время дома знати. Вообще, исследователи отмечают, что захоронения Древнего Египта являются своеобразной калькой земных жилищ египтян.

          (Окончание статьи см. здесь: Египетские пирамиды и бессмертие фараонов. Часть 2)

          Также интересно будет посмотреть:

          piramidavorever.ru