Древняя византия одежда. Характер одежды древних народов. Византийские одежды.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История моды. Византийская мода. Древняя византия одежда


Женский византийский костюм.

Доклад

 

Выполнила: Студентка первого курса

Факультет Продюсерства и экономики

(Кафедра Менеджмент)

Ключарева Анастасия

 

Женский костюм Византии.

Эстетический идеал красоты.

Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла одно другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому её необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота – это добродетель во славу Бога.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты – духовной. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлинённый овал лица, маленький, лишённый всякого намёка на чувственность рот и подчёркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий, и костюм приобретает особое значение.

При этом одно из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением идеала духовной красоты её характеризует страсть к роскоши, связанная с ритуалами церкви. Во внешнем облике и костюме человека это проявлялось в использовании великолепных дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышении декоративности костюма.

Ткани и цветовая гамма.

Фактура византийской ткани была разнообразна, но преобладали плотные, тяжёлые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.

Рисунок—крупный, чёткий, плоскостной, что так же имело большое значение в нивелировке форм тела. Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков.

Основные формы и виды одежды.

В IV-VII вв. Византия достигает экономического расцвета и становится центром новой культуры. Культура Византии складывалась и развивалась под влиянием античной и эллинистической. Но становление этой культуры тесно связанно с развитием христианства. Коренным образом изменяется отношение к человеческому телу. По учению церкви оно является источником и вместилищем греха, а не предметом любования и преклонения, как в античном мире.

Женская византийская одежда по своему характеру была близка к мужской, поэтому путь их развития был одинаковым. Первоначально в IV- V вв. она ещё сохраняла элементы женской римской одежды позднего времени, но в VI в. Проступают черты того нового внешнего облика, который отразил в себе учения христианской религии о природе женской натуры. По учению церкви женщина была причиной грехопадения первого человека, она была источником соблазна и греха, являлась предметом искушения для праведников и, в то же время, она могла достигнуть высшей степени святости путём добродетельной жизни.

Женская одежда Византии – красивый футляр для женского тела.

Сильное влияние Востока. Вскоре замечается влияние Азии. Вместо лёгких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, платья, византийской эпохи, начинают изготавливаться из тяжёлых шёлковых, атласных и парчовых материй падающих неподвижными складками. Шёлковые материи ткались со систематично повторяющимися рисунками: квадратами, кругами, звёздами, арабесками и орнаментальными изображениями растительного царства. Сначала при выделке тканей придерживались персидских и арабских образцов, со временем же появляются характерные оригинальные орнаменты, повторяющиеся и на поздних византийских изделиях.

Новые представления о красоте, использование неэластичных, с к крупным плоским орнаментом тканей обуславливали появление новых форм одежды, в которых господствующей становится “футляр”, очень простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным. Эта форма впервые появилась ещё в Риме в эпоху Империи, в Византии становится основной и получает своё дальнейшее развитие.

Женский костюм.

Основные виды женской одежды: туника, стола, пенула, мафорий.

(Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами.

Стола надевается поверх туники она более широкая и длинная чем туника.

Пенула – в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон.

Мафорий – накидка, закрывающая верхнюю часть фигуры и голову, концы её скрещиваются спереди и перебрасываются за спину. Этот костюм стал традиционным в византийской живописи для изображения Богородицы.)

Ещё в большей степени, чем в мужской одежде силуэт женского костюма стремился к цилиндрической форме, маскирующей тело.

На мозаике храма св. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и низу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента. На шее массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове золотой венец, на ногах вышитые золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из разноцветных тканей. Головные уборы женщин, принадлежащих к свите императрицы Феодоры, представляют собой венцы из лент слегка закрывающих лоб.

Такое сочетание узорных и одноцветных тканей было излюбленным в декоративном решении ансамбля.

Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в византийский период появляется накидка мафорий. Вместе с длинной столой такая накидка придаёт аскетический вид, отрешённость от всего земного. Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской религии и этики, что становится постоянной одеждой святых в иконописи.

Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде формы и силуэт, но делали её более лёгкой и приспособленной к условиям труда и быта из дешёвых, скромных тканей.

Простая по покрою одежда покрывает тело до кончиков башмаков, но этого казалось ещё недостаточно, и пенула несколько изменённая по покрою становится обязательной верхней одеждой у женщин.

Однако образ жизни аристократической верхушки далеко не соответствовал идеалам добродетели, проповедуемым церковью. Страсть к роскоши, желание выделить себя среди окружающих заставляли богатых византийских женщин одеваться роскошные одежды. Столы, и особенно пенулы делают из самых дорогих шёлковых тканей, затканных золотом.

По мере формирования основного типа костюма женская одежда становится всё более жёсткой и столбообразной. Об этом можно судить по миниатюре XI в. Императрица Мария изображена в узкой прямой парчовой столе с расклешёнными к низу рукавами и императорском лоруме, превращённом в круглое ожерелье, от которого посередине спускается шарф. Строгая симметрия этого костюма нарушена только полосой ткани, из которой сделан лорум, пересекающий всю фигуру по диагонали. Рукава ниже плеча отделаны вышитыми полосами, что сильно сужает фигуру и подчёркивает цилиндрическое построение костюма.

(Лорум – широкий длинный шарф из золотой ткани, украшенный драгоценными камнями; с VII в.— неотъемлемая принадлежность императорского костюма)

В это же время женский костюм украшают круглым ожерельем в виде воротника, надеваемым сверху далматики или верхней туники.

(Далматика— длинная узкая туника из плотных тканей с широкими рукавами)

Одежда основной массы византийских женщин состояла из длинной туники с длинными, сужающимися книзу рукавами. Иногда сверху надевали короткую выше колен столу. Однако встречались и нарядные костюмы, в которых видно пренебрежение всеми церковными предписаниями.

Сначала женщины носили столу в виде длинной рубашки, расширявшейся книзу и снабжённой узкими рукавами. Вскоре столу начали носить с расширенными рукавами, вследствие чего узкие рукава нижней туники стали видны.

В XII в. стола была укорочена до колен, а нижняя одежда доходила, как и прежде до ступней. Короткая кофтообразная туника, которую носили в Риме, привилась и в Византии. Примерно до конца IV в. Греческий хитон и гиматон встречается и у простых византиек. Подобно мужчинам они застёгивали их на правом плече или спереди на груди. Иногда они накидывали их сзади, и верхние концы перекидывались за спину. Верхний край хитона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капюшона. Мантия, часто украшенная пластами, состояла из полукруглого куска материи.

Для мантий редко выбирали узорчатую ткань, красивый подол часто украшался шитьём.

Знатные византийки вынужденные на улице скрывать своё тело шили домашние платья из тонкой, воздушной, прозрачной и очень дорогой ткани. Даже уличных нижние одежды изготавливались из неё.

Женщины из народа делали свои платья из одноцветных материй. Особой любовью у них пользовалась красная стола и голубая мантия. На византийских изображениях Богоматери постоянно появляются эти цвета. И до сих пор это наиболее употребляемое одеяние Божьей Матери.

Для предохранения причёсок вместо головных уборов византийки употребляли пёстрые платки и шарфообразные повязки. Часто встречаются изображения знатных женщин в чепцах, закрывающих волосы, к которым прикреплены обрамляющие лицо валики из разноцветны лент, соединённых между собой металлическим ободом, на него накладывали косы. Излюбленной была причёска валиком, который обрамлял лицо и щёки. Он делался с помощью лент, которыми закручивались волосы. Очень часто волосы украшались цветами.

Обувью женщинам служили богато украшенные пёстрые мягкие как чулки полусапожки. В плохую погоду они носили, как и мужчины сандалии.

Серьги, всевозможные пряжки и браслеты служили драгоценными украшениями. Был в ходу роскошные ожерелья.

Приблизительно сто лет спустя (после мозаики Феодоры) обличие императрицы подверглось значительной перемене. Пурпурная мантия была наполовину сужена и падала только на спину. Стола делалась с широкими рукавами. Рукава нижней туники заканчивались золотой обшивкой.

Предметом роскоши считался широкий переброшенный через плечи и спускавшийся до колен шарф – лорум, который сдерживался наверху воротником. Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и каменьями. Край его был белым с пёстрыми цветами. Свободно падающие концы шарфа привязывались роскошным кушаком. Венец был украшен двумя подвесками и состоял из закрученных сверху эмалированных бляшек, причём средняя из них немного выдавалась к верхнему шарфу, украшенному бахромой. Скоро присоединили второй шарф, надевавшийся на нижнюю тунику, так что из-под укороченно столы виден был только небольшой его кусок. Иногда нижний шарф прикреплялся к нижней одежде. На столе изредка стали делать разрезы до бёдер.

Стола украшалась дорогими кантами, которые накладывались на середину передней части или шли по бокам. На столу одевалась ещё короткое богато украшенное покрывало. Оно доходило до таллии, покрывая грудь плечи. Под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками.

В позднее время царицы изображались в роскошно отделанных, подпоясанных, доходящих до ступней столах с широкими рукавами. Мантия украшалась клавусом и застёгивалась на правом плече.

(Клавус - золотой, парчовый (с рисунком) четырёхугольник)

 

Византийская культура создала своеобразный новый художественный язык, сумевший выразить в лаконичной и убедительной форме основные идеи своего времени, оказав большое влияние на формирование культуры Древней Руси.

 

Мозаика в храме Св. Виталия

Византийский женский придворный наряд:

1 — венец городчатый,

2 — плат,

3 — плащ,

4 — запона (фибула),

5 — далматик с передником и подольником,

6 — лорум,

7 — башмаки

Список использованной литературы:

- Н. М. Каминская. «История Костюма» Изд. «Лёгкая индустрия» Москва 1977

- М. Н. Мерцалова. «История Костюма» Изд. «Искусство» Москва 1972

- Наталия Будур. «История Костюма» Москва «ОлимпПресс» 2002

mykonspekts.ru

История моды: Византия в моде

 

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Класснуть

Византия – одна из немногих цивилизаций, создавшая свой мировой стиль (который менялся и эволюционировал на протяжении тысячелетия). Это государство стало родоначальником многих традиций в истории развития мировой моды и производства одежды в различных сферах жизни.

 

Например, разделение церкви в Византии до ІХ ст. способствовало чёткому регламентированию одеяния православного духовенства, которое распостранилось по всему миру и осталось практически неизменным.

Значительное влияние Византия оказала на развитие костюма в западноевропейских странах (в том числе – на Россию), которое проявилось в одежде монархов раннего Средневековья. Это и блеск тканей, вышитые узоры, цветовая гамма, ниспадающие складки широких одеяний – всё уходит корнями к византийской моде.

 

Византийцы

 

В последнее время мы замечаем усиливающийся в обществе интерес к Византии и её культуре. И Неудивительно, ведь это государство всегда ассоциировалось с немыслимой роскошью нарядов придворной знати. И основная заслуга в этом производившихся в Византии уникальных тканей, в первую очередь – шёлка. Эти шелка ценились во всём мире. Из византийских тканей изготавливалась одежда только священнослужителей высшей церковной иерархии. Одежда самих византийцев всегда отличалась богатым декором. Апофеозом идеального стиля считались прекрасные одежды, которые полностью скрывают тело. Чем наряднее, параднее и апофеознее костюм, тем большей многослойностью он должен был отличаться, что скрыть естественные пропорции и формы тела. Богатый декор из золотых полос, украшенных жемчугами и драгоценностями, покрывал всю поверхность одежды. Открытыми оставались только лицо, кисти рук и кончики обуви. Среди высшей знати популярны были ткани, расшитые крупными изображениями животных, растений, птиц. Подобные изображения часто вписывались в геометрические фигуры, чаще в ромбы. Размер рисунков иногда достигал 30-40 см в диаметре. Позже появились узоры религиозного содержания.

Византийский стиль сегодня – это роскошь и изысканность. Недаром в переводе с французского слово «Byzance» используется для обозначения немыслимой, умопомрачительной роскоши.Именно в духе этого представления о Византии как раз создают свои коллекции современные дизайнеры. В одеждах византийского стиля внешняя простота сочетает с великолепным декором и обилием ювелирных украшений. Ткани, использующиеся для создания такой одежды, также отличаются богатой отделкой, изысканными узорами, высоким качеством. Это шёлк с причудливым орнаментом, парча тканная серебром и позолотой, бархат.

 

Византийская туника

 

Современный византийский стиль отличается большой долей гламура, особенно это употребляется в аксессуарах. Длинные серьги, крупные колье, диадемы, украшенные драгоценностями ленты и обручи для волос, массивные ожерелья, чеканные металлические пояса и браслеты.

 

Старинные византийские украшения

 

Наиболее ярко византийский стиль прослеживается в коллекциях дизайнерского дуэта Dolce & Gabbana. Лаконичные силуэты, но при этом роскошные ткани и обилие богатого декора – вот основная черта последних коллекций Dolce & Gabbana, вдохновение для которых они черпали в византийской культуре. Также дизайнеры открыто демонстрируют религиозную символику. Впрочем, в католическом обществе использование подобной символики не является неприличным. В коллекции Dolce&Gabbana осень-зима 2013-2014 наряды украшены принтом, напоминающим мозаику византийских храмов. Особый акцент сделан на украшениях – византийские короны, крупные серьги, массивные кресты.

Dolce&Gabbana осень-зима 2013-2014

 

Ещё один красноречивый пример использования византийского стиля – это шикарная коллекция Chanel осень-зима 2011-2012, которая была представлена в Париже, и так и называлась «Париж-Византия». В этой потрясающей коллекции основная цветовая гамма состояла из двух цветов: чёрного и золотого. Используемые ткани – бархат, шерсть, шёлк. Наряды были расшиты богемским хрусталём. Одним из главных признаков византийской роскоши, кроме роскошных нарядов и украшений, стали высокие прически, присущие Византии в период её расцвета, украшенные драгоценными ободками.

Chanel осень-зима 2011-2012

 

Отголоски древней византийской империи можно увидеть в кутюрной коллекции Elie Saab осень-зима 2012-2013. Коллекция получила название «Пробуждение Константинополя» именно благодаря теме Византийской империи, вдохновившей ливанского дизайнера. Наряды получились по-царски роскошны, изысканны, утончённы. Используемые ткани – нежный шёлк и гипюр, вышитый вручную. Основная цветовая гамма – голубой, синий, персиковый, пастель , золото и чёрный цвет.

Elie Saab осень-зима 2012-2013

 

 

В коллекции Alberta Ferretti осень-зима 2013-2014 платья ассоциируются с белыми силуэтами византийский храмов, а серьги-кресты с эмалью только усиливают данное впечатление. Используемые ткани – шифон, королевский бархат, кружево с вышивкой и инкрустацией камнями. Помимо классической чёрно-белой гаммы, в коллекции присутствуют благородные глубокие цвета драгоценных камней – изумрудный, аметистовый, сапфировый, рубиновый.

Alberta Ferretti осень-зима 2013-2014

 

Вдохновением для коллекции Alexander McQueen осень-зима 2010-2011 (это была последняя коллекция, созданная гениальным дизайнером) послужили картины мастеров эпохи Возрождения и роскошь нарядов средневековой Византии. Великолепная вышивка, оригинальные драпировки, вытканные узоры – это отличительные черты данной коллекции. Используемые ткани – шёлк, шифон, жаккард. Основные цвета – чёрный, красный, белый и золото.

Alexander McQueen осень-зима 2010-2011

 

Коллекция Emilio Pucci pre-fall 2012 также отсылает нас к эпохе византийской империи. Крупные калейдоскопные узоры коллекции напоминают византийские орнаменты. Используемые ткани – шёлк, шифон, кружево. В цветовой гамме – целая палитра красок. Макси-платья, кружева и накидки – современная интерпретация исторических мотивов окончательно закрепилась в мире моды.

Emilio Pucci pre-fall 2012

modagid.ru

Одежда Византии | Путешествия во времени

Византийские одежды

Иным воздухом дышала Византия. Новый мощный мир ворвался в жизнь греков. Проникнута другим мировоззрением, она создает особую одежду, полностью отличную от античной. Византийский двор подвергается воздействию мощного и культурного в те времена азиатского востока — персов и арабов, проникается темнотой и богатством их дворцового церемониала. Появляются восточные, разноцветные брокаты, тяжелые, затканные и расшитые золотом шелка. С заменой материала — легкого и податливого тяжелым, меняется и характер одежды. Одежда теряет пластичность вида, зато прежде подчеркивает свою живописность. Игра света и тени их преломлений не входят уже в счет, одеяние сужается и ровно приходит к ногам. Не живое существо с ее движениями и гибкостью тела выступает на первый план, как это было в классическую эпоху, но глаз притягивает сама богатая одежда из драгоценного материала, перетканная золотом в богатый орнамент.

Византийские одежды

Орнамент тканей очень разнороден. Геометрический: звезды, квадраты, круги; растительный: листья, цветы, виноград; звериный: орлы, львы, слоны и т.д. Иногда на одежде расшивали целые события. Набожные христиане расшивали свою одежду изображением событий из жизни Христа.

Византийские одежды

Культурный и религиозный расцвет Византии имел влияние на всю римскую империю, а византийская мода дольше держалась и в благородных кругах римлян. Духовенство одевалось по моде своего времени, а в богослужении восточного или западного обряда духовенство в церковных ризах все еще является живым образом византийского мира. Византийское мировоззрение на все отразилось, в том числе и на церковной иконографии. Образы святых так неразрывно связаны в нашем представлении с византийской одеждой, что когда мы посмотрим, даже на изображение свиты византийской царицы, нам сразу кажется, что это сборище святых, а не придворных царедворцев.

Византийские одежды

Характеристическая примета византийской одежды в том, что она не любит обнаженного тела. Языческое мировоззрение не стесняется обнаженного тела, потому что оно почитает тело наравне с духом. Христианское мировоззрение все больше пренебрегает жизнью тела «плоть немощна — дух сильный» и византийская одежда бережно скрывает тело под густыми, тяжелыми тканями. Женская одежда начинается высоко от шеи, полностью закрывает руки и ноги. Тело стало абстракцией.

Византийские одежды

И вот уже на развалинах некогда могущественной Римской империи кипит новая жизнь, это новые пришельцы-варвары спешат строить новый мир! Они преобразуют классическую и византийскую одежду по своему, ведут нас в средние века и новый мир и творят Европу и европейскую одежду.

Автор: А. Свенцицка.

P. S. Древние летописи рассказывают: В свое время Византия подверглась сильному влиянию востока (особенно персов и арабов) причем не только в одежде, но еще и многих других вещах. Например, византийские проекты домов во многом были скопированы с восточной средневековой архитектуры, одним словом: восток – дело тонкое.

travel-in-time.org

История моды. Византийская мода

Дикие Хозяйки

История византийской моды тесно связана с римской модой. Она сохранила, как античную верхнюю одежду - тогу, паллиум, пенулу и т.д., изменив только их названия, так и нижнюю — тунику: эта последняя изменилась на далматику и альбу, из пенулы появилась касула альда. Эти типы одежды стали постоянной составной частью церковного одеяния.

История византийской моды тесно связана с римской модой. Она сохранила, как античную верхнюю одежду - тогу, паллиум, пенулу и т.д., изменив только их названия, так и нижнюю — тунику: эта последняя изменилась на далматику и альбу, из пенулы появилась касула альда. Эти типы одежды стали постоянной составной частью церковного одеяния.

Иным переменам подверглась античная одежда при императорском дворе. Тогу уже не драпировали, потому что она стала шиться из жесткой парчи, на которой нашиты металлические пластинки и, кроме того, тога стала украшаться многочисленной вышивкой, что делало её еще более жесткой. Такая одежда стояла, как праздничная упаковка, вокруг фигуры. Посредством убранства одежды выражались титул владельца, его права и обязанности.

Изменились и функции одежды. Где-то в VI веке консулы перестают носить тогу как официальный костюм. Теперь это плащ - знак привилегированного положения и достоинства, символ, выделяющий данную личность из окружающего мира. Этот плащ закрывает фигуру с головы до ног, срастается с ней, и человеческое тело под ним буквально исчезает.

Представление о византийской придворной моде и начале церковной одежды нам лучше всего дает хорошо сохранившаяся до нашего времени красочная мозаика в Равенне. Мозаичное изображение в церкви Сан-Витале торжественного шествия императора Юстиниана и его жены Феодоры, бывшей актрисы, в окружении свиты является самой великолепной демонстрацией моды всех времен.

На императоре Юстиниане надета нижняя белая шелковая туника, подпоясанная золотым поясом и украшенная золотой отделкой. Верхний плащ пурпурового цвета, бывший античный хламис. ниспадающий до самой земли, украшен эмблемой наивысшей императорской власти - таблионом из драгоценной парчовой ткани. На его свите тоже таблионы, но только из гладкой ткани. Таблион - это как бы праздничный фартук, нашитый на плащ с передней и задней стороны.

Византийская мода является наследницей моды античной и в то же время - предшественницей раннего средневековья. Именно здесь зародилась новая женская мода носить сразу по нескольку одежд, которые одевались одна на другую.

Это были широкие туники рубашкообраэного покроя, которым Византия добавила еще рукава. Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя - широкие. Поверх этих туник одевался еще жесткий плащ.

Таким образом, для византийской моды тело человека и природа не представляют интереса, она создает из фигуры как бы стилизованный абстрактный треугольник, заполненный богатой декорацией и орнаментом. Основу этой моды создают знаки отличия — вышитая и украшенная золотом отделка, а на голове диадема - для императрицы и головной покров — у придворной дамы.

Женщина преобразилась с головы до ног, превратившись в сановницу. Шерсть и полотно забыты. Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной богатой вышивкой, жемчугом и золотом, которая ценилась как драгоценность.

Эти дорогие ткани вырабатывались в самой Византии, где уже с середины VI века знали тайну производства шелкового полотна. Производство парчи, сосредоточенное, главным образом, в Греции и Сирии, в то время уже не зависело от импорта по «шелковой дороге» из Индии и Китая. Изготовление шелковых тканей и пурпурового красителя стало в Византии государственной монополией.

Дорогие шелковые ткани, конечно, имели право носить только высокие сановники, а самые дорогие — только члены императорской фамилии. В Европу эти материалы попадали, прежде всего, как ценные дары для королевских дворов. Иногда эти драгоценные материалы попадали в Европу и другим путем: например, случайно, во время крестовых походов или через международную торговлю, осуществляющую обмен товарами между Востоком и Западом.

Чаще всего парча была украшена геометрическими мотивами из кругов, квадратов, крестов и звездочек или стилизованными животными и растениями. Эти образцы стали основой орнаментики средневековья.

Византийская одежда сохранялась в русской моде на протяжении 800 лет почти безо всяких изменений. Таким образом, представление о её внешнем виде можно получить не только из равеннских мозаик и рельефов, но и по настоящим костюмам, сохранившимся от русского царского двора.

beauty.wild-mistress.ru

Костюм Византии (IV—XV вв.)

С 395 г., подорванная восстаниями рабов, ослабленная постоянными набегами варваров, единая Римская империя раз­делилась на Западную и Восточную. В состав Восточной им­перии вошли владения Рима в Азии, Балканский полуостров, Египет. Со временем Восточная империя стала называться Византией. Столицей ее стал город Константинополь, по имени основателя, императора Константина Великого. Расположенная на стыке торговых путей Запада и Востока, Византия в V в. достигает экономического расцвета и становится центром новой культуры. От Римской империи Византия унаследовала старые формы управления государством, но в дальнейшем, учитывая использование рабского труда, тормозившее развитие производства, на смену приходят новые феодальные отношения.

Становление новой культуры, в которой отразились противоречия эпохи, влияние античных и восточных традиций тесно связано с влиянием христиан­ства. Вопросы религии занимают в жизни византийского общества одно из главных мест. Коренным образом изменяется теперь и отношение к человеческому телу. Если в античные времена человек являлся предметом преклонения и любования, теперь же, по учению Церкви, оно является вместилищем и источником греха. И архитектура, и строительство хра­мов, и мозаика на стенах этих хра­мов, и прикладное искусство, и кос­тюм византийских царей и придвор­ных — все было построено на слож­ной системе символов, получивших непревзойденное воплощение в византийском ис­кусстве.

Византия становится центром ми­рового ткачества. Текстильное искус­ство достигает таких вершин, что дол­гое время византийские ткани явля­лись предметом для подражания. Византийцы производили шерсть, парчу, а изготовление шелковых тканей и пур­пурового красителя превратилось здесь в государственную монополию. Византийская мода стала наследницей античной моды. Поскольку но­вая христианская религия уничтожи­ла идеалы античности, заимствованная у римлян одежда претерпела некоторые изменения. Некоторые элементы римской одежды перестают носить парадный, официальный характер и превращаются в повседневную одежду.

В Византии зарождается обычай надевать одновременно по несколько одежд — это положило начало многослойной одеждыевропейцев. Тело человека в византийском костюме не представляло никакого интереса, лишь знаки отличия составляютоснову моды. Таким образом, византийский костюм являлсяпредшественником моды периода раннего средневековья.Нижней мужской и женской одеждой остается римская ту­ника позднего времени — пгаларисс квадратной проймой и длинными, су­женными к запястью рукавами. Каче­ство ткани и длина туники являлись ос­новным социальным отличием. Основ­ная часть населения носила одноцвет­ную тунику выше колен, из шерстяныхи льняных тканей. Покрой туник у лю­дей различных классов и даже разных социальных групп был однотипен, главным различием, кроме качества ткани, была длина туники. В отличие от древнеримской византий­ская одежда была уже, что обусловли­валось, во-первых, плотностью и жест­ костью тканей, а во-вторых, доминиру­ющим значением чисто декоративной стороны костюма — рельефных выши­вок крупного орнамента, узоров ткани.

В отличие от древнеримской византий­ская одежда была уже, что обусловли­валось, во-первых, плотностью и жест­костью тканей, а во-вторых, доминиру­ющим значением чисто декоративной стороны костюма — рельефных выши­вок крупного орнамента, узоров ткани. В эпоху поздней Римской империи появляется новая часть одежды —разъемные штаны-чулки, распространенные на Востоке. В Византийской империи они стали всеобщей муж­ской одеждой. Их шили из ткани по фор­ме длинных чулок и привязывали к по­ясу специальными тесемками. Мужчи­ны носили мягкие сапоги, подвязанные узкими ремешками ниже коленей, или башмаки типа закрытых сандалий с пе­реплетами почти до коленей.

Верхней одеждой был плащ-мантия из шерстяных и полушерстяных тканей, скрепленный спереди завязками, напоминающий римс­кую пенулу. Он представлял собой широкую длинную на­кидку, которая скреплялась у шеи завязками или фибулой. Верхнюю одежду в Ви­зантии носили только император и знать. Плащ-мантия расценивался как знак достоинства и привилегированно­го положения. Неотъемлемыми принадлежнос­тями императорской власти являлись лорум и венец. Лорум — широкий длинный шарф из золотой ткани, украшенный драгоценными камнями. Первоначально венец пред­ставлял собой венок победителя у римских полководцев, у византийцев он превратился в корону из золота и драгоценных камней. Представление о византийском придворном костюме дает хорошо со­хранившаяся до нашего времени мо­заика в Равенне. Мозаичное изобра­жение в церкви Сан-Виталле торже­ственного шествия императора Юсти­ниана и его жены Феодоры, бывшей актрисы, в окружении свиты. На им­ператоре Юстиниане надета нижняя белая шелковая туника, подпоясанная золотым поясом и украшенная золотой отделкой.

Верхний плащ пурпу­рового цвета, ниспадаю­щий до самой земли, укра­шен эмбле­мой императорской власти — таблиономиз драгоценной парчовой ткани. На свите его тоже таблионы, но толь­ко из гладкой ткани. Таблион — это как бы праздничный «фартук», нашитый на плащ с передней и задней стороны. Путь развития женской одежды был сходен с мужской. По учению Церкви, женщина являлась источни­ком соблазна и греха, предметом ис­кушения для праведников, но в то же время могла достигнуть святости путем добродетельной жизни. Такое двойственное отношение к женщине сказалось и на созданиеодежды. Женский костюм был длинным, прямым, из плотной ткани, полностью скрывал тело, создавая своеобразный футляр, оболочку для него. С другой сто­роны, он был богато декорирован. Сохранившиеся изображе­ния женщин говорят о сложив­шемся идеале красоты: боль­шие грустные глаза, узкий удлиненный овал лица, тонкий нос и маленький рот. Основными видами женской одежды были туника, стола и пенула. Нижней одеждой была нижняя туника — широкая, рубашкообразного покроя с рука­вами. Она выполнялась с фал­дами. Поверх нижней надева­ли верхнюю тунику — столу. Она была длинной с широкими и длинными рукавами. В качестве верхней одежды простые го­рожанки надевали плащ-пенулу, знатные — плащ-мантию, ско­лотую брошкой — фибулой. Обычай ходить с покрытой головой для замужних и вдовых женщин существовал в Византии издавна, со времен Римской империи. Так претворялись в жизнь христианские идеи — го­лову, спину и плечи покрывали большой накидкой — мафорием.Спереди концы мафория перекидывались через плечи крест-накрест. Аристократки носили роскошные шелковые, затканные золотом пенулы и одноцветные столы. Если столы надевали с рисунком, то пенулы были одноцветные, и наоборот.

Одежда императрицы состояла из белой столы с богатой отделкой по бо­кам и по низу, пурпурной императорс­кой мантии, украшенной широкой кай­мой с изображением человеческих фигур, застегнутой на правом плече фи­булой. Головными уборами императрицы и ее приближенных были венцы, коро­ны, диаде­мы, повязки, обручи.

Женские прически имели шарообразную или нимбообразную форму. Объемный, плотный широкий валик обрамлял по­лукругом лицо, иногда закрывая по­ловину лба. Девушки заплетали во­лосы в височные косы, которые образовывали полукруг под ушами и закалывались на затылке. Женщи­ны из народа прятали волосы под мафорием.

По мере формирования костюм Византийской империи становится более жестким и столбообразным. Наи­более характерными элементами костюма являются: узкая прямая парчовая стола с сильно рас­ширенными книзу рукавами; императорский лорум, превра­щенный в круглое ожерелье, от которого по середине спускал­ся шарф, далматика и туника.

Византийская обувь изготовлялась из цветной кожи и войлока и украшалась различными обшивками. Мужчины обувались в закрытые сандалии с ремешками, переплетавшимися почти до колен, и мягкие сапоги, которые подвязывались под коленом ремешком. Со времен императора Юстиниана все население носило обувь черного цвета. Обувь императора была пурпурного цвета. Женщины ходили в башмаках из мягкой цветной кожи.

Историческая роль византийской культуры заключается в том, что она явилась связующим звеном между античным ми­ром и новым, способствуя дальнейшему расцвету европейс­кой культуры. С распространением христианства византийс­кий покрой одежды был введен в Западной Европе и появил­ся в России.

Контрольные вопросы:

1. Почему античная драпировка не получает дальнейшего развития в Восточной Римской империи?

2. Что повлияло на изменение костюма в византийской культуре?

3. Какие ткани производились в Византии?

4. Расскажите о построении композиционного силуэта в византийском костюме.

5. Какие элементы античного костюма унаследовала византийская мода?

6. Назовите основные виды мужской одежды.

7. В чем состояли сословные разграничения в одежде?

8. Назовите основные виды женской одежды.

9. Опишите одежду византийского императора и императ­рицы.

10. В чем состояло отличие женской одежды от мужской?

 

Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 291 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ | Костюма. Определение основных понятий | Костюм и феномен моды | Происхождение костюма | Костюм Древнего Египта (3000 до н.э.-200 н.э.) | Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.) | Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.э.) | Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.) | Итальянский костюм (XV—XVI вв.) | Испанский костюм (XVI в.) |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.057 сек.)

mybiblioteka.su

Византийский стиль одежды | VICTORIA TIMOKHINA

Византийский стиль и перфорированная кожа

Византийский стиль одежды

Византийский Константинополь – самый большой и богатейший город Европы во времена Средних веков, его императорский двор всегда представлял неисчерпаемый источник вдохновения в индустрии моды. Сегодня нарастает интерес дизайнеров и модников к элементам византийского стиля одежды.

Для византийского костюма был характерен аскетичный силуэт, придающий фигуре бесполые очертания, но при этом используются дорогие ткани и роскошные украшения, в частности в императорском костюме, одежде высшей знати и церковнослужителей. Одним из важнейших средств, позволяющих моментально определить положение человека в обществе являлась необходимость этого выражения в одежде. Наиболее актуально это было в период Византийской эпохи, но и сейчас средство самовыражения через одежду остается важным показателем в обществе, но не единственным. Для жителей эпохи существовал строгий регламент по форме, цвету, виду и качеству одежды, это был предмет запретов и обязательств кому и что носить, и по какому случаю.

Византийский костюм оказал большое влияние на формирование европейского костюма в период Средневековья, а свое продолжение впоследствии получил в одежде Древней Руси. Сегодня источником вдохновения для многих дизайнеров являются мозаики базилики Святого Аполлинария в Равенне, изображающие суд Юстиниана I и его супругу Теодору. Также костюмы византийского двора великолепно представлены на мозаике храма Сан-Витале в Равенне, которые сохранились до наших дней с середины VI в. до н.э.

В своей коллекции осень-зима 2013/2014 дизайнерский дуэт D&G, вдохновленный византийской культурой, сделал основной акцент на богатой фактуре и роскоши тканей, церковной символике, при этом оставил простой А-силуэт и женственный силуэт «песочные часы». Свою коллекцию дизайнеры посвятили мозаикам собора Монреале, расположенном на Сицилии. Уникальность этого собора выражается в смешении всевозможных стилей архитектурных особенностей: норманнских, византийских, сарацианских и итальянских. Стены собора украшены мозаиками из золота, над которыми работали местные художники, а также приглашенные венецианские и византийские мастера. Дуэт Доминико Дольче и Стефано Габбана перенесли эти восхитительные творения мастеров Средневековья на одежду, обувь, сумки и украшения, что вызвало множество споров об уместности этого стилистического приёма.

Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014 Византийский стиль D&G осень-зима 2013/2014

Ранее и другие Дома Моды воплощали в своих коллекциях шикарные наряды в византийском стиле: Alexander McQueen, Chanel, Elie Saab, Emilio Pucci и т.д., но именно дуэту D&G удалось не просто обратить внимание зрителя на произведения искусства, а наиболее красноречиво выразить важнейшие направления той эпохи в современной интерпретации. К использованию религиозной символики и мозаик с изображением святых в моде все относятся по-разному. Кто-то порицает за использование священных образов, кто-то воспринимает лояльно, нейтрально, а некоторые считают такой шаг кощунством. Но никакого зла или оскорбления чувств верующих эта коллекция или другое использование религиозной тематики в моде очевидно не несет, а напротив, попытка популяризации священных символов лишь стимулирует дополнительный интерес к истории, культуре и религиозным произведениям искусства. Человек должен прежде всего испытывать любовь, радость, счастье, а не бояться не в том месте поставить икону, иначе она не будет «работать», и уж точно не проливать кровь на почве религиозных расхождений.

Готовя эту статью, я прочитала несколько высказываний священнослужителей об использовании церковных символов и образов святых в моде, так вот, самые объективные хоть и не в восторге от таких тенденций лично, но все же НЕ считают, что они вправе порицать и обвинять кого-то в кощунстве. Вера в Бога должна объединять, нести добро и чистую энергию, а не гнобить всех подряд за то, что они сделали не по канонам церкви.

Конечно, мне лично коллекция D&G осень-зима 2013/2014 очень нравится, особенно с использованием церковных символов, я просто любуюсь этой необыкновенной красотой мозаик и не важно где, в храме или образно на одежде. Моя блуза в византийском стиле с изображением мозаик выполнена из очень красивой итальянской ткани в духе коллекции D&G. В своем образе я использовала две актуальные тенденции – византийский стиль и перфорированную кожу.

Перфорированная кожа – это неумирающий тренд, который актуален не один сезон, а только слегка трансформируется в разное время года. Стереотип, что кожаная одежда должна быть только верхней давно рассеивается, дизайнеры экспериментируют и шьют из кожи самые разные изделия: платья, юбки, топы, брюки, аксессуары. Особенно популярны летом были легкие сапожки и сумки из перфорированной кожи. Благодаря технологиям из кожаного полотна с помощью лазерной обработки можно получить практически кружевное изделие, которое будет смотреться не жестко и брутально, а женственно и изящно. Юбка миди с телесной тканевой основой – красивый наряд для вечернего выхода. Завершили образ аксессуары – небольшие серьги «Камея» и клатч из красного дерева, привезенный из Бразилии.

Византийский стиль Византийский стиль и перфорированная кожа Византийский стиль Византийский стиль и перфорированная кожа Византийский стиль Византийский стиль Танцы Вечерний наряд 2014

С наступающим, друзья!

www.victoriatimokhina.com

Одежда Византии | История одежды от древности до наших времен

Византийская империя была непосредственной наследницей Восточной Римской империи. С IV до начала VII века Византия - рабовладельческое государство. До ХI в. Византия уже стала государством с развитым феодализмом, и свойственными ему господством большого землевладения и порабощением основной массы крестьянства.

одежда ВизантииКультура Византии, которая достигла особенного расцвета в IХ—XI вв., была на высшем уровне, чем в странах Западной Европы. Своеобразие византийской культуры заключалось в том, что она совмещала, частично сохраненные традиции поздней античной культуры с очень сильными восточными влияниями и христианским религиозным мировоззрением.

Византийская одежда, которая сформировалась на основе позднеримського, окончательно определилась к VIII веку. От античного костюма она отличалась принципиально другим отношением к одежде. Тесно связан с господствующей христианской религиозной идеологией, византийский костюм должен был скрыть естественные формы "греховного" человеческого тела. Драпирующая одежда, которая очерчивала фигуру мягкими скульптурными складками, изменилась свичающим, неприталенным, плотным глухим нарядом, под которым фигуры совсем не видно. Это придавало осанке определенной скованности, статической, монументальности - черт, свойственных византийскому искусству. Не допускалось никакого обнажения тела. Вся фигура прикрывалась тканью с головы до ног, и даже руки прикрывались до самой кисти.

византийская одеждаВ костюмах феодальной знати Византии одежда постепенно становился все длиннее, спускаясь уже, как правило у мужчин, почти до пола. Следовательно, тенденции формирования будущего средневекового костюма, что определилась еще в позднем римском костюме, приобретали в Византии свое полное и законченное проявление. Отличие византийской одежды от позднего римского костюма связаны в первую очередь с изменением техники текстильного производства, с применением для одежды новых материалов. Уже в VI веке Византия стала большим центром развитого ткацкого ремесла, где изготовлялись самые разнообразные шелковые, шерстяные, льняные, а с X века и хлопковые ткани.

Особенно характерным было производство известных во всем мире плотных шелкових и шерстяных тканей, покрытых тканым или вышитым узором, среди которых немалую роль играли знаменитые золотые и ткани: золото-узорчатая парча и золотой алтабас, что напоминал тонкий металлический лист. Такие ткани шли не только на нашивки, бордюры, наплечники, другую отделку и украшения, а и на пошив роскошных костюмов верхушки византийского общества. Очень плотные, тяжелые и жесткие, часто даже отяжелевшие за счет дошитых на них жемчугов и драгоценных камней, они в значительной мере обусловили замену драпирующей одежды бесформенным, свисающим нарядам. Тонкие и полупрозрачные ткани, которые также изготовлялись в Византии, шли только на женские вуали и покрывала на голову.

suit-history.org.ua


Смотрите также