Орнаменты древней индии. Индийские узоры для мехенди и росписи тканей. История возникновения, значение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Восток дело тонкое, или о чем расскажет индийский орнамент. Орнаменты древней индии


Орнаменты Индии | искусство Индии

Индия не только страна разноцветных красок, но также и многообразия узоров и орнаментов, которые мы можем видеть и в предметах домашнего обихода и в архитектурных формах. Орнаменты Индии отличаются не только графикой, но еще и видами, свойственными для конкретного материала, поэтому я хотела бы рассказать именно об этих особенностях, назовем их типами орнамента, но для начала определимся с рисунком узора.

Виды орнаментов Индии

Испокон веков люди украшали свои жилица и себя самыми привлекательными образами, которые они видели вокруг, поэтому самый наверное популярный вид орнаментов - это растительный узор.

Растительные орнаменты

отличаются в разных регионах Индии и носят некоторые климатические черты. И если в русских узорах мы видем снежинки, то в индийских - изображения цветов и вьющихся растений."Пальма первенства" в индийских флоральных орнаментах конечно принадлежит лотосу - символу Индии и наиболее почитаемому цветку и производным от лотоса цветочным мотивам.орнамент ранголи лотос

Второй по популярности растительный мотив - это плоды манго, далее идут изображения деревьев, все остальные цветы и фрукты.Цветочные мотивы встречаются в Индии повсеместно, однако именно они преобладают в исламском декоративно-прикладном искусстве, по сути дела являясь единственно возможной формой украшения, так как изображения людей и животных в мусульманстве запрещено.

Изображения животных

К числу наиболее любимых индийцами животных относятся слоны, верблюды и львы.Не обделены вниманием также и птицы, здесь можно выделить изображения павлинов с распущенными хвостами и попугаев, которые являются символом благополучия.индийский орнамент с птицами

Религиозные сюжеты

Очень популярным изображением в орнаментах является символ ОМ (Аум), также используется свастика, атрибуты Богов, такие, например, как тришула (трезубец), дамару (барабанчик), вайшнавский тилак (галочка с точкой посередине).в декоре одежды наибольшее распространение получили сюжеты с изображением сцен из жизни Кришны или семейство Шивы.орнамент Индии на сари

В монументальном искусстве Индии господствуют сцены из махабхараты и орнаменты с изображением мифологических животных, очень популярен яли - полу-лев, полу-дракон.

Геометрические и абстрактные орнаменты

Самый популярный орнамент этого типа - это пейсли - индийский или турецкий огурец - орнамент каплевидной формы с загнутом острым кончиком, часто заполненный изнутри и окруженный другими геометрическими или абстрактными элементами. За ним идут все иные многочисленные завитки, соединенные между собой или заполняющие промежутки между другими фигурами.орнамент пейсли - индийский огурецНе менее популярны геометрические изображения со стилизованным символом лотоса и солнца.

Конкретный вид орнамента зависит от материала-носителя, который во многом определяет графику в силу присущих ему способов нанесения рисунка, назовем их стилями.

Орнаменты в индийской одежде

Первые впечатления путешественника в Индии - это пестрота и разнообразие декора индийской одежды, давайте посмотрим на нее пристально. Для начала мы обратим внимание на обилие и различия печатных и тканых рисунков, а также вышитых узоров.орнамент шалиФото кликабельны, можно посмотреть и другие узоры, например, в статье Индийские шали.

Традиционная одежда индийских женщин - сари всегда или как правило имеют орнаментальный бордюр по краю, здесь могут использоваться любые виды орнаментов.Популярные в силу удобства сальвар или шальвар камизы могут иметь как орнаментальный бордюр так и вышивку с растительными мотивами, а иногда с вшитыми в ткань маленькими круглыми зеркалами, оформленными вышитыми лепестками.Тканые шали - используют в основном цветочные и животные мотивы, хотя иногда встречаются символические изображения типа Тадж махала.Вышитые шали настолько многообразны в зависимости от местности или племенных обычаев, что можно сказать только о преобладании в их дизайне в общем по Индии абстрактных, геометрических и растительных орнаментов.

Мехенди и ранголи

узоры менди - рисунок хнойРанголи - рисунки, высыпанные цветным песком или нарисованные краской перед порогом домов делают обычно геометрическими или астрактными на основе изображения лотоса или солнца в центре, практически как мандалы.Что касается менди (мехенди), рисунков хной, то здесь также популярны абстрактные и стилизованые цветочные узоры, впрочем возможны любые, вот некоторые образцы узоров мехенди.

Орнаменты в декоре жилищ

Подобно русским индийцы украшают резьбой деревянные и каменные наличники, притолоки, колонны, не говоря уже о мебели и алтарях. В дешевой мебели используются примитивные геометрические узоры, в более дорогой и в предметах культа замысловатые цветочные и анималистические орнаменты, иногда многослойные.

Орнаменты в архитектуре Индии

Орнаменты храмов Индии

Декор индийских храмов отличается не только географическими особенностями, но и стилями царский династий, их построившими. Ранние храмы, например династии Кадамба, не богатые храмы и мусульманские мечети имеют орнаменты из завитков, примитивных цветов и геометрические. Храмы, например, средневековой династии Хойсала имеют несколько сложных орнаментальных фризов, с цветами, слонами, яли или эпическими сценами.

Орнаменты в ювелирных украшениях

чаще всего условные изображения птиц и цветов, подробнее о них см. в отдельной статье

Автор и источник публикации: 

achadidi. Специально для Indonet.Ru! 3 последних фото с вышивкой - жакеты и сумки из индийского магазина http://www.exoticind...

indonet.ru

Индийский орнамент, или Не "огурцами" одними – Ярмарка Мастеров

Продолжаю свой цикл статей об орнаментах.

Услышав словосочетание "индийский орнамент", нам на ум приходят самые известные восточные "огурцы", они же — пейсли. Безусловно, этот узор составляет весомую часть. Но какого же было моё удивление при подготовке этой публикации, когда многообразие орнаментов, где нет и намёка на пейсли, просто захлестнуло воображение!Итак, я решила минимально вдаваться во всяческие термины и сделать просто обзор. Но совсем без названий всё же не обойтись.Индийский орнамент необычайно богат и изящен. Каждый тип рисунков имеет традиционное название. К примеру, рисунок   аредория  состоит из диагональных полос, тикони лахерия  — зигзагообразный узор, машру — ткань с узором в полоску или орнаментом зигзаг.

Аредория

индия

Тикони лахерия

орнамент

Машру

орнаменты

Некоторые отдельные элементы индийских орнаментов нам хорошо знакомы.

Пейсли

индийский стиль

И главный из растительных орнаментов для Индии — лотос.

восток

Немного животных:

восточный стиль

традиции

Для Индии вообще более характерны орнаменты с изображением растений и животных, нежели просто геометрические формы. Однако в традиционной росписи хной менди (мехенди) преобладают именно абстрактные геометрические формы, как правило необычайно затейливо переплетённые.

история

Ранголи — рисунки, высыпанные цветным песком или нарисованные краской перед порогом домов, делают обычно геометрическими или абстрактными на основе изображения лотоса или солнца в центре, практически как мандалы.

история искусства

Орнаменты в архитектуре, жилых домах и украшениях я намеренно не рассматриваю, эти темы огромны и не менее завораживающи.

Разумеется, традиционное деление орнаментов на составные части применимо и к индийским узорам.

Дорожки

Круглые узоры

Ну и отдельные элементы, на мой взгляд, полезные не только для ознакомления, но и для творчества.

Надеюсь, несмотря на некоторую стихийность материала, вы тоже очаровались этими волшебными узорами.

Спасибо, что дочитали! Всем вдохновения!

www.livemaster.ru

История возникновения индийского орнамента.

Индия оказала влияние на орнаментальное творчество народов Востока и сама находилась под влиянием Персии.

В эпоху Гуптов развивается декоративный стиль, получивший впоследствии широкое распространение. Основные декоративные мотивы этой эпохи геометрические, где ромбы и круги чередуются рядами и обрамлены листвой. Геометрический орнамент первоначально возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма – это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная.

Индийской керамике присущ геометрический или анималистический (рыбы, зебу) орнамент, мотивы которого располагаются фризами на тулове сосуда.

Среди декоративных мотивов (в мебели, на тронах эпохи Гуптов) встречаются слоны, крокодилы, бараны, олени и другие животные, символизирующие землю, воду и воздух.

В узорах индийских тканей цветочный орнамент трактуется подобно персидскому, только краски определеннее и резче. Стилизованная пальма и кипарис – наиболее распространенные орнаментальные мотивы, украшающие кашмирские шали. Лотосы, окруженные листьями, цветы граната, гвоздика, тюльпаны даются в радостных и гармоничных тонах. Композиция кашмирских шалей строится в основном на контрастах – светлый рисунок на темном фоне, и наоборот. Например, широко распространен прием окружения рисунка на темном фоне светлой каймой, как бы широким светлым контуром. Для рисунка на светлом фоне кайма делается темной.

В узорах индийских тканей XVII и XVIII вв. отчетливо прослеживаются следы иранского влияния: растительный орнамент с преобладанием кипарисовой веточки. В индусских вышивках мотивы заимствовались у природы (цветы и птицы) или из мифологии и легенд. Орнамент сари, как правило, был геометрический (квадраты, ромбы, зигзаги) (рис. 6), но иногда встречаются сари, орнаментированные птицами.

Постепенное развитие первоначальных и в то же Время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.

Индийский стиль отличается особой декоративностью, тщательной проработкой деталей, помпезностью и сложной орнаментикой. На древнеиндийское орнаментальное искусство оказало большое влияние греческое и персидское искусство.

Основной областью применения орнаментики являлись архитектура и текстильное производство. Индийское искусство, служившее исключительно религиозным целям, при всем его богатстве форм было сведено к двум основным типам: буддийскому и браманскому.

В орнаментах используются растительные мотивы, воспроизведенные в виде натюрмортов из цветов и плодов, а также деревья и листья. Чрезвычайно популярен в индийском искусстве орнамент "могол", символизирующий плодородную виноградную лозу. Часто орнамент состоит из многочисленных фигур божеств, музыкантов и танцовщиц, фантастических и реальных животных: слонов, коров, лошадей, антилоп, тигров, птиц (например, павлинов) и эротических сюжетов.

Рис. 6

studfiles.net

виды и значение, одежда, фото

Содержание:

Сочные индийские орнаменты на ткани

Знаменитый восточный узор пейсли

С чем сочетать индийский орнамент

Культура каждого этноса складывалась столетиями, эта мозаика состоит из музыки, песен, литературы, национальной одежды и еще множества элементов. Традиционный орнамент – такая же неотъемлемая часть культуры, своеобразный опознавательный знак. Его можно встретит на посуде, предметах интерьера, одежде и даже на теле, как в случае с индийским искусством мехенди.

Индийский орнамент - Мехенди

Сочные индийские узоры на ткани

Если обратить свое внимание на узоры, украшающие индийские текстильные изделия, то и здесь этот народ не изменяет себе: буйство красок, обилие мелких элементов, излишество, достигшее гармонии. Популярные темы для орнаментов – это мир природы и животных. Индийская одежда щедро украшена цветами, плодами манго, изображениями лотоса, слонов, павлинов, тигров и рыб.

Индийская печать узоров на ткани

При этом каждый регион отличается особенностями узоров, например, в Раджастхане очень популярен орнамент из мелких точек, а в штате Уттар Прадеш основной мотив играет древо жизни.

Деревянные штампы с узорами для ткани

Существуют даже специальные техники окраски тканей. Бандхана – это древний прообраз современного узора тай-дай, когда изображение получается с помощью узелков на ткани, завязанных на время окраски. Самая же распространенная техника нанесения рисунка на ткань – при помощи особых деревянных печатей, а в особо эксклюзивных случаях – вручную, кистью. Если геометрические орнаменты или растительные узоры, фигурки людей, животных сразу вытканы из пряжи - это называется иткат.

Индийские орнаменты

Знаменитый восточный узор пейсли

Пейсли можно назвать одним из самых знаменитых узоров с Востока. Вы его можете знать под названием «индийский огурец», бута, турецкий боб. Этот элемент миндалевидной формы можно найти в традиционных орнаментах Персии, Ирана и Индии.

Его происхождение до конца не известно и существует несколько различных версий на этот счет, а вот значение схожее во всех культурах – это плодородие и начало новой жизни… В Индии внутри рамки из изображений индийских огурцов писали свои пожелания, так как считалась что узор поможет написанному сбыться.

Узор пейсли

В Европе узор пейсли стал популярным в XVIII веке, и с того времени мода часто к нему возвращается. Последний яркий бум этот орнамент пережил при расцвете хиппи-культуры, и, судя по всему, сейчас опять приходит его время, ведь он мелькает в коллекции то одного, то другого дизайнера.

Платья с индийским орнаментом

С чем сочетать индийские орнаменты в одежде

Если вы выбираете шарф, пояс или другой некрупный аксессуар с восточным узором, то можете смело комбинировать его с одеждой насыщенных цветов, ведь Индия любит яркие краски! К платью с подобной расцветкой лучше подобрать однотонные аксессуары. Блуза с орнаментом пейсли будет великолепно выглядеть с черными джинсами или брюками. Поклонницы стиля бохо наверняка хранит в своем шкафу юбку в пол с этим этническим узором. Так как богемный образ должен быть ярким и необычным, блуза с небольшой вышивкой идеально его дополнит.

Индийские орнаменты и узоры на одежде

Смело примеряйте на себя вещи с традиционными индийскими орнаментами, ведь это не только модный тренд, но и необычный способ прикоснуться к многовековому культурному наследию этой прекрасной страны.

indiastyle.ru

Восток дело тонкое, или о чем расскажет индийский орнамент

Яркая и поразительная красота природы Индии нашла свое отражение в различных видах декоративного народного творчества. Однако значительное влияние на индийский орнамент, используемый для декорирования тканей и украшений, мебели и посуды оказала религия, исповедуемая в том или ином регионе этой многонациональной и многоконфессиональной страны.Индийский орнамент

Растительный орнамент

В той части Индии, где основной религией является ислам, наибольшее распространение, так же, как и в других мусульманских культурах, получили растительный и геометрический орнаменты. Обусловлено это тем, что в этой религии существует запрет на изображение лика Аллаха, людей и животных. Индийские мастера достигли высочайшего уровня мастерства, создавая растительные узоры. Наиболее любимыми и популярными являются священный цветок лотоса, символизирующий творческое начало, гвоздика и плоды манго, граната. Часто в узоры включают изображения деревьев – пальмы и кипариса.

Так, в северном штате Уттар Прадеш основной индийский орнамент — цветочные гирлянды и медальоны. А также Древо жизни, заимствованное из персидской культуры. Подобные орнаменты и узоры наносят не только на предметы быта, ими также украшают стены в домах, декорируют ткани и используют их в традиционном искусстве рисования хной – мехенди. Среди всего разнообразия растительных рисунков следует выделить такой индийский орнамент, как бута, более известный в Европе под названием «пейсли».

«Индийский огурец»

Бута - очень важный символ, означающий в индийской культуре огонь. Индийский орнамент рисунок Этот узор любим в Индии, широко используется в искусстве и повседневной деятельности. Сари и шали, украшенные разнообразными интерпретациями «турецкого кипариса», как еще называют пейсли, носят женщины всех вероисповеданий. Вопрос о том, где и когда появился этот индийский орнамент, рисунок которого очень популярен в современном мире и украшает мебель, одежду, обувь, бижутерию и другие предметы во многих странах, до сих пор открыт. За первенство Индия и Персия спорят уже несколько столетий. Основу этого узора составляет каплевидная форма с изогнутым кончиком, которая может быть пустой или заполненной изнутри растительными или абстрактными узорами и элементами.

Геометрические узоры

Не менее популярны и широко распространены различные геометрические индийские узоры и орнаменты, среди которых можно выделить «гьясир» — рыбью чешую, «джали» — решетку. Индийские узоры и орнаментыЧасто при создании узорных мотивов используются простые линии и углы, треугольники, направленные как вершиной вверх и символизирующие мужское начало, так и вниз – олицетворяющие женское. На тканях можно увидеть квадраты, ромбы и круги, которые могут быть заполнены как геометрическими, так и растительными элементами. Индийский орнамент часто использует шашечный рисунок и мотив свастики как символа божественного огня и солнца. К этой группе узоров можно отнести и религиозные, изображающие обязательные атрибуты богов - трезубцы (тришулы), различные барабанчики (дамары) и такой распространенный ритуальный рисунок, как тилак — галочка с точкой по центру. При декорировании одежды могут выполняться изображения сцен из божественной жизни Ганеши, Шивы и Кришны.

Анималистические изображения

В Центральной Индии и Раджастхане, где большая часть населения исповедует буддизм и индуизм, в декоре используются растительные и геометрические узоры. А также изображения животных, таких как слоны, верблюды и львы, и птиц, как правило, попугаев и павлинов с распущенными хвостами – символизирующих благополучие и процветание.Индийский анималистический орнамент Следует отметить такую особенность индийского искусства, как натуралистичность и практически полное отсутствие стилизации при создании анималистических узоров и орнаментов.

fb.ru

Индийские узоры для мехенди и росписи тканей. История возникновения, значение :: SYL.ru

Индийские узоры поражают воображение. Они привлекают своими затейливыми формами и жизнеутверждающими сюжетами. Почитатели культуры Индии наносят их на кисти и ступни, расписывают ими ткани и создают на основе этих мотивов причудливые аксессуары. Завитушки-пейсли ("огурцы") вдохновляют на создание шедевров самых маститых модных кутюрье. Нередко этот мотив, как и солярники, используется в интерьерном дизайне для изготовления фресок, светильников, мебельной обивки, резьбы. А уж что говорить о тату-искусстве! Самые именитые салоны предлагают миллионы эскизов как для временных, так и для постоянных татуировок, в основе которых лежат удивительные индийские узоры.

индийские узоры

Можно с уверенностью сказать, что древнее индийское искусство росписи сегодня переживает очередной период всеобщего обожания.

Мехенди и его история

Мехенди - искусство нанесения на тело рисунков красками, изготовленными из хны. История этой росписи настолько древняя, что уже невозможно точно определить ее точный возраст и прародину. Индусы уверены, что у истоков зарождения стояли их предки арии, причем произошло это не менее пяти тысячелетий назад. И если время возникновения споров среди историков не вызывает, то по поводу места все же есть разногласия. Вероятнее всего, древнее искусство зародилось на территории Древнего Египта, поскольку именно в пользу этой версии свидетельствуют археологические находки. Египтяне окрашивали ступни и ладони умерших хной, полагая, что это облегчит их нелегкое путешествие в загробный мир.

индийские узоры на руках

В начале XII веке роспись хной получила повсеместное распространение в Индии. С того момента и началось формирование искусства мехенди в том виде, в котором знаем его и мы. Сегодня же индийские узоры на руках можно увидеть практически в любом конце земли.

Ткани

Для Индии традиционными материалами испокон веков являлись хлопок и шелк. И каким бы ни было влияние запада, сегодня в этой стране не теряют актуальности именно эти материалы. Традиционные индийские узоры используются для вышивки и росписи. Молодежь, конечно, обращает внимание на западную моду, но самые торжественные события в жизни индусы встречают, облачившись в такую же одежду, какую носили их предки много тысяч лет подряд.

индийские узоры значение

Символика

Треугольники и солярные символы, строгие геометрические орнаменты и сплетения лиственных ветвей - символы, лежащие в основе индийского искусства росписи. И роль каждого из этих элементов выходит далеко за границы обычной декоративности. Какие тайны хранят древние индийские узоры? Значение каждого элемента прочно связано с его изображением.

К примеру, соединенные треугольники символизируют единство двух начал: мужского и женского, небесного и земного, отдающего и принимающего.

Свастики, или солярники, - это древние знаки, в которых заключен глубочайший символизм. Они словно описывают ход Солнца по небу, потоки его живительной энергии, дарящей плодородие и здоровье.

Звезды усиливают связь с Божествами, выражают надежду.

Квадраты и ромбы - простейшие символы дома, родного крова.

Обережное значение кругов известно во многих древних культурах, но индусы видят в этом знаке еще более глубокий смысл. Для них окружность - это символ витка жизни. А круг с горящими языками пламени ("пакрити") подразумевает возрождение, рост живительных сил, новое начало.

Основы медитации

Ни один мастер мехенди, ни одна художница по тканям из Индии не станет делать свою работу впопыхах. Индийские узоры в этом плане сходны с японским искусством каллиграфии. Наносятся они неторопливо, в спокойной обстановке. Мастер ограждается от мирской суеты, настраивается на определенный лад, берет в руки свой инструмент и начинает творить. Возможно, именно этому индийские узоры и обязаны своей магической обережной силой...

www.syl.ru

Русская Индия. Сходство орнамента Русского Севера и Индии

14.06.2016 | Культура02717

Как-то, лет 20 назад, Наталья Романовна Гусева (на фото) рассказала мне смешную и поучительную историю.

Приехала к ней в гости из Индии одна известная исследовательница традиционной индийской вышивки и ткачества. Сидя за чашкой чая, она случайно взглянула на лежащую неподалеку открытку и восхищенно воскликнула: «Наташа, какую прекрасную открытку прислали тебе из Гуджерата!». Услышав в ответ, что открытка никакого отношения к Гуджерату не имеет и напечатана у нас в Москве в 1981 году, индианка очень удивилась и возмутилась. «Такого не может быть» — ответила она, — Это типичная гуджератская вышивка!». А затем очень конкретно объяснила, что и почему здесь изображено. Пришлось обратить внимание гостьи на то, что напечатана открытка к дню 8 марта, о чем свидетельствовала надпись на ней, что издана она в издательстве «Изобразительное искусство» и есть даже автор открытки — художник Е.Дергилева. Аргументы сильного впечатления не произвели. «Ну и что, — было сказано в ответ. — Съездила ваша художница к нам в Индию и сделала такую открытку». Как рассказала Наталья Романовна, дальнейшие действия были таковы: «И тогда я достала все те ксероксы с калек, которые Вы, Светлана, мне привезли. Положила их на стол. Она долго рассматривала каждую прорисовку вышивки и ткачества, объясняя их значение, в какой технике это выполняется и для какого штата Индии данные композиции характерны. А потом вздохнула и сказала: «Наташа, это просто потрясающе! За два года в Индии ты нашла такое количество материала, которого даже у меня нет!» Пришлось ее разочаровать, сказав, что к Индии все эти прорисовки отношения не имеют, а сделаны в фондах музеев Русского Севера, о чем свидетельствуют инвентарные номера, отпечатанные на ксерокопиях.

«А дальше, — рассказала Наталья Романовна, — случилось то, чего мы никак не ожидали. Она заплакала и стала называть нас, русских, преступниками, потому что мы не публикуем все эти материалы». Такая вот история. Повторяю, это был 1982 год. С тех пор много воды утекло. Но воз, зачастую, и ныне там. Ну многие ли из нас, да и индусов тоже, знают, что сложнейшая техника олонецкой вышивки, включающая в себя и счетный крест и штопку, и «роспись», и «ришелье», выполняемая белыми нитками по белому же холсту и называемая у нас «чекан», имеет аналогию в Северо-Западной Индии, где такая же точно вышивка называется «чикан»! Вдумайтесь только! Арьи пришли на территорию Индостана со своей северной прародины не позднее начала II тыс.до н.э. И вышивки из Олонецкой губернии (ныне республики Карелия) в Индию никогда не вывозились, да и из Индии в Олонецкую губернию не привозились тоже. Одна и та же сложнейшая техника вышивки, одно и то же название. Сколько им лет? Четыре тысячи, пять тысяч…? Кстати, та открытка, из-за которой случился весь вышеописанный «сыр-бор», представляла собой образец классической Олонецкой вышивки, сохранившейся практически до наших дней. Так сколько же им лет?

Такой вопрос уместен и в другой связи. Географические названия Русского Севера по-прежнему остаются камнем преткновения для тех исследователей, которые продолжают упорно доказывать их финно-угорское происхождение. В этих сложных лингвистических комбинациях огромная 300 километровая р.Пинега превращается в «маленькую речку», а название реки Суды вообще объяснить невозможно. И это при том, что еще в 1927 году выдающийся топонимист — академик А.И.Соболевский в своей работе «Названия рек и озер Русского Севера» писал: «Исходный пункт моей работы — предположение, что две группы названий (рек и озер — С.Ж.) родственны между собой и принадлежат одному языку индоевропейской семьи, который я пока, вплоть до подыскания более подходящего термина, именую скифским» (курсив мой — С.Ж.)

В 60-е годы шведский ученый Г. Ёханссон пришел к похожему выводу в связи с географическими названиями Скандинавии и всего севера Европы. Поэтому давайте посредством священного языка брахманов Древней Индии санскрита, который выдающийся французский исследователь рубежа ХIХ-ХХ в. Сент-Ив ДАльвейдр называл «языком патриархов белой расы Северного полюса» и «европейским языком патриархов, матерью наших и их интеллектов», присмотримся к названиям рек современной Карелии и граничащей с ней Ленинградской области по переписям ХVII, ХVIII и ХIХ веков:

р. Алака (Ладейнопольский уезд) — Алака (река в Индии; завиток)

р. Важа (Олонецкая губерния) — Ваджа (быстрота; вода)

р. Вара (Ладейнопольский у.) — Вар (вода), вара (лучшая)

р. Гангрека (Ладейнопольский у.) — Ганга (река в Сев. Индии; идущая)

оз. Гангозеро (Ладейнопольский у.)оз. Гангозеро (Кижский погост)

р. Мандера (Кижский погост) — Манди (река в Пакистане)— Мандара (тихий)— Мандира (радующая)

р. Падма (Северное Прионежье) — Падма (кувшинка, лотос)р. Падма (Сев. Прионежье)оз. Падма (Сев. Прионежье)

оз. Пурно (Олонецкая губ) — Пурна (полный, река в Юж.Индии)оз. Пурное (Ладейнопольский у.)

р. Рудея (Олонецкая губ.) — Руд (рыдать)

р. Ручей Ганеш (Олонецкая губ.) — Ганеша (устранитель препятствий, сын Шивы)

р. Ручей Сагарев (Кижский погост) — Сагара (река, море)

р. Сандала (Кижский пог.) — Санда (одаривать)р. Сандала (Ладейнопольский у.)

р. Сара (Ладейнопольский у.) — Сара (вода, бегущая)

оз. Сарозеро (Ладейнопольский р) — Сарос (озеро)

р. Сарга (Ладейнопольский у.) — Сарга (течение, изливание)оз. Саргинское (Ладейнопольский у.)

р. Сарба (Ладейнопольский у.) — Сарб (двигаться)оз. Сарба (Ладейнопольский у.) — Сарпа (змея)

оз. Урозеро (Ладейнопольский у.) — Уру (широкий)

р. Шива Ручей (Олонецкая губ) — Шива (добрый, вода)оз. Шива (Олонецкая губ.)

В Карелии рядом с реками Шива Ручей, Ручей Ганеш и Падма находятся озеро Гандамадана и гора Гандамадана. А в эпосе Махабхарата одной из излюбленнейших гор Шивы и его супруги Падмы (Парвати) была «благоухающая» гора Гандхамадана. А лес, растущий на этой горе, был «подобен райскому лесу», где «разные водяные птицы: серые гуси, утки-казарки, чайки, утки-кряквы, нырки, фламинго, цапли, эти и еще другие водяные птицы кишмя-кишели повсюду. Кристально чистые озера (своей гладью) блистали. Белокрылые лебеди и всякие другие водяные птицы их населяли. Их украшали лотосы, кувшинки; вода в них была приятна, прохладна».

И еще одна очень важная деталь. Эпос утверждает, что гору Гандхамадану оглашают трубные звуки, издаваемые «дивным зверем Шарабхой». Именно в этом образе — Шарабхи, «в некой отдаленной местности… жил Будда». Известные индологи Г.М. Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский писали, что «Прообразом Шарабха в индийской традиции был лось, наиболее сильный и крупный представитель семейства оленевых, живущий в северной лесной зоне». Оглашать своими трубными звуками отроги Гималаев, куда поздняя традиция помещает гору Гандхамажану, лось не мог и в той глубочайшей древности, когда рождались предания Махабхараты. Его там нет. И никогда там не было. А вот что касается лесов Карелии, да и всего Русского Севера, то для них он обычный обитатель.

Очень интересным объектом, название которого дискутируется уже долгие годы, является гора Воттоваара — самое высокое место гор Карелии.

Конечно, если искать только саамские или финно-угорские корни этого названия, то можно продолжать этот процесс этимологических изысканий бесконечно долго.

Ну, а если мы пойдем по пути, предложенном еще в 1927 году академиком А.И.Соболевским, и используем для объяснения данного названия санскрит, тогда:

VATA — это ветер, воздух, Бог ветраVARA — ограждение, ограда, преграда.

В моей статье «К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии», вышедшей в свет в 1986 году в Информационном бюллетене ЮНЕСКО (№ 11), был сделан вывод о том, что цепь священных северных гор арьев реально существует и состоит из таких древних широтных поднятий как Приполярный Урал, Тиманский кряж, Северные Увалы, возвышенности запада Вологодской области, возвышенности современной Ленинградской области, горы Карелии и Кольского полуострова. Именно за этими возвышенностями, делящими реки на текущие к северу, находилась та земля, которую древние греки называли Гипербореей, то есть «лежащей выше северо-восточного ветра (Борея)».

Норд-ост — Борей действительно не проникает за пределы этих возвышенностей, почему многие путешественники отмечали, что даже при суровых морозах здесь всегда очень тихо и холод переносится легко.

Таким образом, словосочетание «Ватавара» (ныне произносимае как «Вотоваара») на санскрите буквально значит: «Ограждающая от ветра» или «Преграда ветру».

Как говоритcя, что и требовалось доказать!

В связи с вышесказанным, хотелось бы отметить ещё следующее. Общеизвестно, что всем финно-угорским народам в той или иной мере, присуща монголоидность. Так академик В.П.Алексеев отмечал, что: «Удельный вес монголоидной примеси в составе прибалтийско-финских народов заметно меньше, чем в составе финских народов Поволжья. Тем не менее она отчетливо прослеживается в составе финнов и эстонцев, где её пропорция примерно одинакова». Но люди, жившие на Севере Восточной Европы ещё в эпоху мезолита (10-7 тыс. до н.э.), создавшие свою мифологию, свои культы и свои обряды, значительная часть которых сохранилась в северно-русской народной традиции вплоть до начала ХХ века, были по определению И.И. Гохмана «европеоидами с четко выраженными расовыми признаками». Они «отличаются высоким ростом (170 см и более), по антропологическому типу обнаруживают сходство с населением, представленным в мезолите Латвии и отчасти Украины». Крупнейший специалист по мезолиту европейского Севера России С.В. Ошибкина, в свою очередь, считает, что культурные традиции этого региона уходят корнями в палеолит Восточной Европы и представляют собой одно из древнейших этнокультурных образований европеоидного населения. И более того: «Археологический материал позволяет утверждать, что в мезолите севера Европейской части СССР не прослеживаются следы какого-либо влияния уральских культур» (курсив мой. — С.Ж.), а население лесной зоны в этот период «следует считать европеоидным».

Следующим за мезолитом большим историческим периодом был неолит — новый каменный век (VI -III тыс. до н.э.), который приходится на климатический оптимум голоцена, т.е. самое теплое время за последние 10-12 тысячелетий. В это период по всему восточноевропейскому Северу распространяется т.н. «культура с ямочно-гребенчатой керамикой», которая по мнению многих исследователей сложилась на местной мезолитической основе. Причем, т.н. «юкагирская монголоидность», присущая всем народам финно-угорской группы уже с эпохи мезолита, у населения данной территории в период неолита полностью отсутствовала. Д.А. Крайнов, ведущий специалист по неолиту Севера Восточной Европы, считает гипотезу о принадлежности создателей ямочно-гребенчатой керамики к финно-уграм очень неубедительной. Он отмечает, что приписываемые протофинноуграм прямоугольные жилища были известны еще в мезолите Русской равнины, когда на этих территориях никаких значительных групп, пришедших из-за Урала, не было. Кроме того, он подчеркивает, что вторжение финно-угорских племен и «их дальнейшее рассмотрение на огромной территории и ассимиляция или изгнание местного населения, жившего здесь искони, не оправдано ни мотивами избытка населения, ни резкими природными изменениями и никакими другими факторами». Он также подчеркивает, что «вряд ли можно допустить при охотничье — рыболовческом хозяйстве, такую огромную, ничем не объяснимую экспансию» финно-угорских племен на грани III и II тысячелетий до н.э. на Оку и Верхнюю Волгу, «когда в это время с запада в восточном направлении шло встречное передвижение воинственных фатьяновских скотоводческих племен». И, наконец, в эпоху бронзы (II тыс. до н.э.), несмотря на приток населения с юга, «основу этнического образования здесь составило население, занимавшее этот регион с эпохи неолита». И.И.Гохман подчеркивает, что «антропологический тип, характерный для Севера европейской части России, был тем же, что и в неолите Украины, Чехии, Словакии, мезолите Югославии, Северной Франции, Дании. Таким образом, анропологический состав древнего населения северо-запада и севера восточно-европейской части СССР определяется взаимодействием трех локальных типов: северно-, южно- и восточно-европейского (уральского). Небольшая монголоидная примесь, особенно в конце неолита и эпохи раннего металла, возможна, но формообразующего значения на этом этапе истории она не имела».

Таким образом, классических финно-угров, которых отличает слабое выступание носовых костей, уплощенного лица, его значительная ширина, темноволосость и темноглазость, а также невысокий рост, вплоть I тысячелетия н.э. здесь, судя по-всему, не было.

А вот что свидетельствовали о народах, живших северо-западе раннесредневековые индийские тексты. Так, согласно книге «Самхита» на северо-западе живут «Икавилочана, то есть одноглазые люди». Текст говорит об аналоге аримаспов древних греков.

Вероятно, этот народ — «кривичи», «криви», известный еще гимнам Ригведы.

Но здесь же, на северо-западе живут и «длинноволосые люди», вероятно, те самые исседоны Аристея — кичащиеся длинными волосами, которых он в своей Аримаспее (VII в. до н.э.) помещает в соседстве с Бореем и считает «самыми могучими из мужей».

Рядом с «длинноволосыми людьми» на северо-западе по «Самхите» живут «длиннолицые люди». И здесь стоит особо подчеркнуть, что В.П. Алексеев отмечает: «ширина лица жителей Олонецкой губернии (в современной Карелии) дает величину близкую к минимуму среди европейских серий».

И еще одна интересная деталь.

Общероссийское издание «Финно-угорская газета» № 7,8,9 (39,40,41), август 2011 г. на стр. 14 в статье В. Марковой «Сейды — объекты природы?» сообщает, что:

«Начиная с 2008 года Карельским научным центром Российской академии наук в рамках ряда реализуемых российских и международных проектов были организованы научно- исследовательские экспедиции по обследованию природного комплекса горы Воттоваара, природных и культурно-исторических памятников Белого моря, включая культовые комплексы с сейдами. В них участвовали археологи из Норвегии и Швеции, являющиеся признанными авторитетами в деле изучения саамских памятников. Несколько неожиданными даже для самих исследователей были результаты их работы. Ни на обследуемых, ни на окружающих территориях не было обнаружено никаких следов исторического пребывания саамов. Вокруг каменных сложений не было найдено ничего, что говорило бы о традиции жертвоприношений» (курсив мой — С.Ж.).

 

Заключение

Стоит обратить внимание на то очевидное обстоятельство, что возвышенности Карелии, в состав которых входит гора Воттоваара, до настоящего времени носят название «Ветреный пояс» (смотри план внизу).

В XVII – XVIII веках «Ветреным поясом» назывался и хребет «Манселькя» (высота до 576 метров), переходящий на севере в горы Кольского полуострова – «Кейвы». И здесь надо обязательно вспомнить древнюю вологодскую обрядовую песню, записанную в 1978 году ленинградскими фольклористами, в которой говорится о «нашей Родине» у «Кейева города». Обязательно надо вспомнить также и титана Кейя древнегреческой мифологии, жившего на берегу Кронийского (Ледовитого) океана и бывшего отцом богини Лето — матери Артемиды и Аполлона Гиперборейских.

Отметим также, что в цепи древнейших широтных поднятий севера Восточной Европы кроме горы Воттоваара («Преграды ветру» — санскрит) есть в среднем течении реки Шамокши (Шемокши) возвышенности под названием Варагоры, что значит буквально «Преграждающие горы» (Ограждающие, Защищающие горы). Но о них надо говорить специально.

Источник: ekoray.ru

Похожие материалы Русская Индия. Сходство орнамента Русского Севера и Индии

Максакову запугали так, что она готова петь для «АТО»

Русская Индия. Сходство орнамента Русского Севера и Индии

Чему учат песни Леди Гаги?

Русская Индия. Сходство орнамента Русского Севера и Индии

«Честь»: может ли она быть у простого народа

russkievesti.ru


Смотрите также