Византийское тысячелетие (Византия до 10 века). Древняя византия кратко
Сообщение на тему «Византия» | Kratkoe.com
Доклад про Византию кратко расскажет Вам много полезной информации об этом государстве.
Сообщение о Византии
Византийская империя появилась в 395 году, после того, как распалась Великая Римская империя. Она просуществовала полтысячелетия. Изначально она называлась Романией. В Западной Европе ее долгое время именовали как Греческая империя, так как большую часть населения составляли греки. Сами жители государства звали себя римлянами или ромеями. Только в XV веке наследницу Римской империи стали именовать «Византией».
Территория Византии была огромной – около 1 млн. км2 . Она занимала 3 континента: Африку, Европу, Азию. Столица Византийской империи, Константинополь, существовал еще в период Великой Римской империи. В Средневековье это был самый богатый город в Европе.
Византию, как и другие государства, постигла участь вторжения варваров. Но ей удалось избежать больших потерь благодаря мудрой политике. Славянским племенам, которые участвовали в Великом переселении народов, разрешалось селиться на окраинных территориях империи. Это способствовало заселению границ, к тому же славяне выступали щитом для захватчиков.
Основа экономики государства – торговля и производство. Так как на его территории существовало большое количество богатых городов, то в Византии производились все товары, необходимые для жизни. В период V – VIII столетий расцвели византийские порты, ведь на дорогах купцов ждало много опасностей.
Верховная власть принадлежит императору. Его быт был обустроен чрезвычайно богато и шикарно. Центральное управление совершалось ведомствами: налогового учреждения, воинской кассы, почты, внешних сношений, управления имуществом императорской семьи и так далее. Царский двор обслуживали дворцовые секреты.
Византийская империя унаследовала основы римского судопроизводства и римское право. Здесь функционировали такие понятия как юриспруденция, закон, право, обычай, нормы уголовного процесса и права. В государстве существовала четкая налоговая система. Крестьянин или свободный горожанин платил пошлины и налоги в казну с любого вида трудовой деятельности и своего имущества. Плата изымалась за сад, город, за домашний скот и помещения, в которых они содержатся, за лодку и корабль, за лавку и мастерскую.
Интересные факты о Византии:
Горожане Византии считали себя римскими наследниками. Здесь сохранялись традиции Древнего Рима.
Император считал, что является главой христианского мира, а варварских правителей принимал за своих подданных.
В государстве не было рыцарской конницы. Армия набиралась из крестьян.
В Византийской империи рабский труд существовал долгое время, в отличие от Запада, где его искоренили подавно.
Императором мог стать даже человек незнатного происхождения. Все дело в личностных талантах и образовании.
Тысячелетняя история Византии закончилась 30 мая 1453 года, когда под натиском турок пал Константинополь.
Надеемся, что сообщение на тему «Византия» помогло Вам узнать много полезной информации об этом древнем государстве. А свой рассказ про Византию Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
kratkoe.com
Византия — государство ромеев | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Современники называли Восточную Римскую империю государством ромеев (римлян). Византией ее стали именовать только с конца XV века по названию греческой колонии Византий, на месте которой в 330 году римский император Константин заложил новую столицу своего государства. Город получил имя императора — Константинополь.
Византийцы считали себя наследниками римлян. Традиции античной цивилизации сохранялись здесь значительно дольше, чем в Западной Европе.
Византийский император считал себя главой всего христианского мира, а правителей варварских королевств — своими подданными. Константинополь именовался «вторым Римом».
В Византии, в отличие от Запада, не было рыцарской конницы. Как и в Древнем Риме, армия здесь набиралась из свободных крестьян. Будучи собственниками земли, крестьяне были обязаны государству военной службой. Во время войны они становились солдатами в византийской армии.
В отличие от Запада, где рабский труд исчез по мере формирования феодализма, в Византии он сохранялся долгое время. Рабы трудились в государственных мастерских, обрабатывали поля вельмож.
Византийский император Анастасий I (491—518). Рельеф на мраморной пластине
Власть императоров в Византии была очень прочной. Император назначат чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Человек незнатного происхождения мог благодаря своим талантам и образованию достичь самых высоких должностей, и даже стать императором. Очень часто власть захватывал удачливый военачальник.
Император Юстин I (518—527) происходил из крестьянской семьи. Став солдатом в императорской гвардии, он вскоре стал военачальником. После смерти предшественника Юстин был провозглашен императором. Новоявленный император плохо умел читать и совсем не умел писать. Чтобы он мог подписывать государственные бумаги, пришлось сделать деревянную дощечку с вырезанными буквами его имени; по прорезям дощечки Юстин выводил свое имя. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В Европе христианская церковь пыталась подчинить своей власти королей. В Византии церковь признавала императора в качестве наместника Бога на Земле.
Во время празднования Пасхи глава византийской церкви встречал императора у ворот Большого императорского дворца. Император, одетый в златотканые одежды, украшенные драгоценными камнями, ехал на коне, которого под уздцы вел глава византийской церкви. Торжественная процессия направлялась в главный храм Константинополя. Император принимал деятельное участие в религиозной церемонии.
Долгие века Византия оставалась единым централизованным государством, преемницей Древнего Рима.
На этой странице материал по темам:
Какие из античных порядков сохранились в византии в средние века
Вопросы по этому материалу:
Какие из античных порядков сохранились в Византии в Средние века?
Сравните общество Запада и Византии.
worldofschool.ru
Византия и славянский мир | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Раздел:
Византийская империя
Славянские племена жили в Европе к северу от границ Византии. Они совершали опустошительные набеги на земли империи. Чтобы остановить их вторжения, Юстиниан I выстроил по реке Дунай множество крепостей. Но в следующие века славяне заселили почти весь Балканский полуостров. В 681 году кочевники-болгары создали на Балканах Первое Болгарское царство. Вскоре кочевники смешались с жившими здесь славянами. Позже было создано другое государство южных славян — Сербия.
Императоры Византии стремились предотвратить вторжения славянских племен на территорию империи. Средством замирения славян стала христианская религия и культура. Величественные храмы с сияющей позолотой мозаик и яркими красками фресок, торжественные религиозные обряды зачастую оказывались сильнее меча или яда. Болгария, а вслед за ней Сербия и Русь приняли христианство от Византии. Не менее важное значение для распространения христианства среди славян имело слово проповедника. Самыми почитаемыми среди них были братья Кирилл и Мефодий.
Битва славян с византийцами
Кирилл и Мефодий
Они родились в греческой семье в городе Фессапоники (Солунь), где их отец занимал важную государственную должность. В городе проживало немало славян, и братья легко научились говорить на их языке. Младший из братьев — Константин (второе имя — Кирилл - было взято им за 50 дней до смерти при пострижении в монахи) был отправлен ко двору византийского императора, где обучался вместе с его сыном. Когда арабский правитель попросил прислать к нему человека, умеющего лучше других рассказать о христианской вере, был послан Константин, которому в ту пору едва минуло 24 года. По просьбе правителя славянского государства Моравия, братья отправились к жителям его страны проповедовать там христианское учение. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В византийской церкви, в отличие от христианской церкви на Западе, богослужение велось на языке, на котором говорили прихожане. Поэтому перед отъездом в Моравию Константин составил славянскую азбуку, взяв за образец греческий алфавит. Братья перевели на славянский язык Библию и другие церковные книги. Теперь славянам стало доступно Слово Божье на родном языке. Три года пробыли Константин и Мефодий в Моравии, обращая славян в новую веру и обучая их грамоте на родном языке. Созданная братьями и их последователями азбука до сих пор применяется в Болгарии, России и других славянских странах, соединивших свои судьбы с Византией. Кирилл и Мефодий считаются первоучителями славян, святыми, равными апостолам — ученикам самого Христа.
Благодаря деятельности властей и церкви Византии частью христианской цивилизации стали славянские народы, проживавшие на юго-востоке и востоке Европы.
На этой странице материал по темам:
Реферат на тему : достижение восточной европа , византия, сербия болгарская русь
Краткое сообщение на тему государство славян и кочевников
План сообщение по теме византийская империя-центр восточнохристианского мира
Государство византия православный мир реферат
План сообщения по теме: "византийская империя- центр восточнохристианского мира"
Вопросы по этому материалу:
Как осуществлялось влияние Византии на славянский мир?
Кого и почему называли «Солунскими братьями»?
worldofschool.ru
Византийское тысячелетие (Византия до 10 века)
Долгое время самым могущественным государством Европы была Византия — христианская империя, продолжавшая традиции Римской империи. Византия оказывала огромное влияние на другие страны, включая и Древнюю Русь.
Рождение Византии
В 395 г. император Феодосий разделил Римскую империю между сыновьями. Старший сын получил восточную часть империи, более богатую. В неё вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет. Её населяли греки, сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий язык стал языком империи вместо латыни. В Западной Европе и на Руси всех жителей империи называли греками, но сами себя они называли по-гречески ромеями — римлянами.
Позже, когда империя уже погибла, ее стали называть Византией (по названию древнего Византия, на месте которого в 330 г. Константин I основал новую столицу империи — Константинополь, Второй Рим). Датой её возникновения считается 395 г. В эпоху Великого переселения народов Византия устояла, сохранив развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Византия оставалась страной процветавших городов и ремёсел. Константинополь был тогда самым большим городом Европы.
Христос коронует императора Константина VII. Костяная пластина. X в.
Власть василевса
Во главе державы ромеев стоял василевс (так по-гречески назывался император). Византийцы были убеждены, что василевс милостью Господней получил верховную власть над всем христианским миром. Он был покровителем церкви, назначал чиновников, издавал законы, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. Однако ему приходилось считаться с чиновниками и с армией, тем более что титул императора не был в полной мере наследственным. Святость титула не означала безопасности императоров: их часто свергали и убивали те, кто хотел занять это место.
Двор византийских императоров поражал иноземцев своим величием и утончённой роскошью. Во время парадных приёмов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своём одеянии пурпурный цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.
Век Юстиниана
Вершины своего могущества Византия достигла при императоре Юстиниане I (527-565). Он привлёк к себе на службу талантливых полководцев, юристов, историков; при нём были созданы замечательные памятники архитектуры — храмы Святой Софии в Константинополе и Сан-Витале в Равенне. По его приказу знатоки права свели вместе и упорядочили древнеримские законы, создав Свод Юстиниана. В то же время император был жесток и легко верил доносам.
Юстиниан хотел восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 г., и во многом сумел реализовать свой замысел. Но его успехи опустошили казну, разорили население и обескровили армию.
Император Юстиниан I. Византийская мозаика VI в.
Юстиниан долго воевал с шахом Ирана Хосровом I, но главные силы он бросил на запад против германских королевств. Его войска разбили вандалов в Северной Африке, захватили у вестготов часть Испании, покорили, хотя и не без труда, остготскую Италию. Задача облегчалась тем, что германцы были арианами, а местное население исповедовало христианство в той же форме, что и византийцы. Поэтому местные жители поддержали своих единоверцев, а не чуждых им еретиков-германцев. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Упадок Византийской империи
После смерти Юстиниана территория Византии постепенно сокращалась. Почти все итальянские владения отняли лангобарды. В византийско-иранских войнах василевс Ираклий I (610-641) одолел шаха Ирана Хосрова II, но тяжёлая война так ослабила обе стороны, что уже через несколько лет арабы захватили у империи Египет, Сирию, Палестину, а на Дунае возникла Болгария, позже не раз угрожавшая Византии. В империю вторгались славяне, авары, печенеги, венгры, норманны, турки-сельджуки; не раз враги осаждали и сам Константинополь.
Чем сложнее было положение империи, тем важнее для неё было искусство дипломатии — умение вести переговоры, заключать союзы, ссорить врагов друг с другом. Многие правила византийской дипломатии легли в основу современной дипломатии.
Византия и Русь
Византия оказала огромное влияние на славянский мир, в том числе и на Русь. В IX-X вв. киевские князья нападали на Константинополь. Иногда они терпели поражения, иногда одерживали победы и получали дань. В Византии заканчивался важный торговый путь «из варяг в греки», вдоль которого возникло Древнерусское государство, и русские князья стремились заключить с ней выгодные торговые договоры. В 988 г. именно от Византии Русь приняла христианство вместе с её церковными традициями и культурой.
Вопросы по этому материалу:
Как сложилась судьба Восточной Римской империи после раздела в 395 г.
Каково место Византии в истории раннесредневековой Европы.
Докажите, что византийцы ставили своего василевса выше всех других правителей.
Какое из достижений эпохи правления Юстиниана вы считаете главным и почему?
Почему Византия нуждалась в искусстве дипломатии?
doklad-referat.ru
Византийская империя, её характеристика
Византийская империя, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в. Столицей В. был Константинополь, основанный императором Константином I в 324—330 на месте бывшей мегарской колонии Виза́нтий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление В. в недрах Римской империи (с этого времени обычно ведут историю В.). Завершением обособления принято считать 395, когда после смерти последнего императора единой Римской державы Феодосия I (правил в 379—395), произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную Римскую (Византийскую) и Западную Римскую империи. Императором Восточной Римской империи стал Аркадий (395—408). Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской». На протяжении существования В. происходили неоднократные изменения её территории (см. карту).
Этнический состав населения В. был пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, грузины, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки. С сокращением территории В. (с 7 в.) часть народов осталась вне пределов В. В то же время на территории В. расселялись новые народы (готы в 4—5 вв., славяне в 6—7 вв., арабы в 7—9 вв., печенеги, половцы в 11—13 вв. и др.). С 6—11 вв. в состав населения В. входили этнические группы, из которых в дальнейшем сформировалась итальянская народность. Преобладающую роль в экономике, политической жизни и культуре В. играло греческое население. Государственный язык империи в 4—6 вв. — латинский, с 7 в. до конца существования В. — греческий. Многие проблемы социально-экономической истории В. сложны и в решении их в советском византиноведении существуют различные концепции. Например, в определении времени перехода В. от рабовладельческих отношений к феодальным. По мнению Н. В. Пигулевской и Е. Э. Липшиц, в В. 4—6 вв. рабство уже потеряло своё значение; согласно же концепции 3. В. Удальцовой (которую в данном вопросе разделяет А. П. Каждан), до 6—7 вв. в В. господствовало рабовладение (соглашаясь в общем с этой точкой зрения, М. Я. Сюзюмов рассматривает период между 4 и 11 вв. как «предфеодальный»).
В истории В. можно выделить приблизительно 3 основных периода. Первый период (4 — сер. 7 вв.) характеризуется разложением рабовладельческого строя и началом формирования феодальных отношений. Отличительной чертой начала генезиса феодализма в В. было спонтанное развитие феодального строя внутри разлагавшегося рабовладельческого общества, в условиях сохранения позднеантичного государства. Особенности аграрных отношений в ранней В. — сохранение значительных масс свободного крестьянства и крестьянские общины, широкое распространение колоната и долгосрочной аренды (эмфитевсиса), более интенсивная, чем на Западе, раздача рабам участков земли в виде пекулиев (См. Пекулии). В 7 в. в византийской деревне было подорвано, а местами уничтожено крупное рабовладельческое землевладение. На территории бывших поместий устанавливалось господство крестьянской общины. В конце 1-го периода в сохранившихся крупных поместьях (преимущественно в Малой Азии) труд колонов и рабов стал вытесняться всё шире применявшимся трудом свободных крестьян — арендаторов.
Византийский город 4—5 вв. в основном оставался античным рабовладельческим Полисом; но с конца 4 в. наблюдался упадок мелких полисов, их аграризация, а возникавшие в 5 в. новые города являлись уже не полисами, а торгово-ремесленными и административными центрами. Крупнейшим городом империи был Константинополь, центр ремесла и международной торговли. В. вела оживлённую торговлю с Ираном, Индией, Китаем и др.; в торговле же с западноевропейскими государствами по Средиземному морю В. обладала гегемонией. По уровню развития ремесла и торговли, по степени интенсивности городской жизни В. в этот период опережала страны Западной Европы. В 7 в., однако, города-полисы окончательно пришли в упадок, аграризации подверглась значительная часть городов, центр общественной жизни переместился в деревню.
В. 4—5 вв. была централизованной военно-бюрократической монархией. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат. Всё свободное население делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское. Серьёзной общественной силой стали с 5 в. своеобразные политические партии — димы, важнейшими из которых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торгово-ремесленных верхов) (см. Венеты и прасины). С 4 в. господствующей религией стало христианство (в 354, 392 правительство издало законы против язычества). В 4—7 вв. была выработана христианская догматика, сложилась церковная иерархия. С конца 4 в. стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей (за исключением поземельного налога). В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства (См. Арианство), несторианства (См. Несторианство) и др.) господствующим в В. стало православие (окончательно в 6 в. при императоре Юстиниане I, но ещё в конце 4 в. император Феодосий I пытался восстановить церковное единство и превратить Константинополь в центр православия).
С 70-х гг. 4 в. не только внешнеполитическое, но и внутриполитическое положение В. в значительной мере определяли отношения империи с варварами (См. Варвары). В 375 с вынужденного согласия императора Валента на территории империи (к югу от Дуная) расселились Вестготы. В 376 вестготы, возмущённые притеснением византийских властей, подняли восстание. В 378 объединённые отряды вестготов и части восставшего населения империи наголову разбили армию императора Валента при Адрианополе. С огромным трудом (ценой уступок варварской знати) императору Феодосию удалось подавить в 380 восстание. В июле 400 варвары едва не завладели Константинополем, и только благодаря вмешательству в борьбу широких слоёв горожан они были изгнаны из города. К концу 4 в. с увеличением числа наёмников и федератов произошла варваризация византийской армии; временно за счёт поселений варваров расширились мелкое свободное землевладение и колонат. В то время как Западная Римская империя, переживавшая глубокий кризис, пала под ударами варваров, В. (где кризис рабовладельческого хозяйства протекал слабее, где сохранились города как центры ремесла и торговли и мощный аппарат власти) оказалась экономически и политически более жизнеспособной, что позволило ей устоять против варварских нашествий. В 70—80-х гг. 5 в. В. отразила натиск остготов (См. Остготы).
Византийская культура. Особенности культуры В. в значительной степени объясняются тем, что В. не испытала коренного слома политической системы, который пережила Западная Европа, и влияние варваров было здесь менее существенным. Византийская культура складывалась под влиянием римских, греческих и восточных (эллинистических) традиций. Оформилась она (как и средне-вековая западноевропейская) как христианская: в важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, а зачастую всякая значительная мысль облекались в образы христианской мифологии, в традиционную фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви (См. Отцы церкви). Исходя из христианского вероучения (рассматривавшего земное существование человека как краткий эпизод на пороге вечной жизни, выдвигавшего в качестве основной жизненной задачи человека подготовку к смерти, которая рассматривалась как начало жизни в вечности), византийское общество определяло этические ценности, остававшиеся, впрочем, отвлечёнными идеалами, а не руководством в практической деятельности: пренебрежение земными благами, оценка труда главным образом как средства дисциплины и самоуничижения, а не как процесса созидания и творчества (поскольку земные блага скоротечны и ничтожны). Смирение и благочестие, ощущение собственной греховности и аскетизм рассматривались византийцами как высшие христианские ценности; они же во многом определяли и художественный идеал. Традиционализм, вообще свойственный христианскому мировоззрению, оказался особенно сильным в В. (где самоё государство истолковывалось как непосредственное продолжение Римской империи и где языком письменной культуры оставался преимущественно греческий язык эллинистической эпохи). Отсюда вытекало преклонение перед книжным авторитетом. Библия и до известной степени античные классики рассматривались как совокупность необходимого знания. Источником знаний провозглашалась традиция, а не опыт, ибо традиция, согласно византийским представлениям, восходила к сущности, в то время как опыт знакомил лишь с поверхностными явлениями земного мира. Эксперимент и научное наблюдение были крайне редкими в В., критерий достоверности был неразвит, и многие легендарные известия воспринимались как подлинные. Новое, не подкрепленное книжным авторитетом, рассматривалось как бунтарское. Для византийской культуры характерны тяга к систематизации при отсутствии интереса к аналитическому рассмотрению явлений [что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а в В. усугублялось влиянием греческой классической философии (особенно Аристотеля) с её тенденцией к классификации] и стремление к вскрытию «истинного» (мистического) смысла явлений [возникшее на основе христианского противопоставления божественного (скрытого) земному, доступному непосредственному восприятию]; пифагорейско-неоплатоновские традиции ещё более усиливали эту тенденцию. Византийцы, исходя из христианского мировоззрения, признавали наличие божественной (в их представлении объективной) истины, соответственно четко разделяли явления на благие и дурные, отчего всё существующее на земле получало у них этическую оценку. Из обладания (иллюзорного) истиной вытекала нетерпимость ко всякому инакомыслию, которое трактовалось как уклонение от благого пути, как ересь.
mirznanii.com
Византия
Византия
Краткая история Царьграда
Константинополь (Царьград) был построен в 324-330 годах на месте древнего греческого города Византия во времена римского императора (306-337) Константина I Великого Флавия. Город отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным.
В городе с размахом велось строительство и постепенно Константинополь, являясь императорской резиденцией, затмил собою старый Рим. Церковь связывает с его именем также принятие Римской империей христианства как государственной религии.
В III-IV веках вследствие общего кризиса рабовладельческой формации и постепенной смены ее феодальными отношениями Римская империя испытывала глубокий экономический и политический кризис. Фактически империя распалась на ряд самостоятельных государств (Восточная, Западная части, Африка, Галлия и др).
В 60-70 годы IV века особую остроту приобрела проблема готов.
В правление императора Феодосия (379-395) было достигнуто последнее, по существу уже эфемерное, объединение империи. После его смерти произошло окончательное политическое разделение Римской империи на 2 государства: Западную Римскую империю (столица - г. Равенна) и Восточную Римскую империю (Византию, столица - г. Константинополь). На западе важнейшей особенностью явилось ослабление центральной императорской власти и постепенное формирование на территории Западной империи самостоятельных политических формирований - варварских королевств.
В Восточной Римской империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора.
Место традиционного римского права в Византии заменили законы, определявшие иные аграрные отношения, что, возможно, и явилось причиной живучести экономической и политической системы в Восточной Римской империи. Читайте в проекте ХРОНОС Земледельческий закон Византии.
Провинции Византии в конце IV - начале V веков.
В указанный период Империя была разделена на 58 провинций (на карте обозначены цифрами), которые объединялись в семь диоцезов. Два диоцеза – Дакия и Македония находились в префектуре Иллирик; другие пять – Фракия, Понт, Азия, Восток, Египет – в префектуре Восток.
Диоцез Македония: 6. Эпир Новый 7. Эпир Старый 8. Македония I 9. Македония II 10. Фессалия 11. Ахайя (Эллада) 12. Крит
Префектура Восток
Диоцез Фракия: 13. Мизия II (Нижняя) 14. Скифия 15. Эмимонт 16. Фракия 17. Родопа 18. Европа
Диоцез Понт: 19. Вифиния 20. Пафлагония 21. Еленопонт 22. Понт Полемона 23. Галатия I 24. Галатия II 25. Каппадокия I 26. Каппадокия II 27. Армения I 28. Армения II Диоцез Азия: 29. Геллеспонт 30. Азия 31. Острова 32. Лидия 33. Фригия 34. Фригия II 35. Писидия 36. Ликаония 37.Памфилия 38. Кария
Диоцез Восток: 39. Исаврия 40. Киликия I 41. Киликия II 42. Евфратисия 43. Месопотамия 44. Осроена 45. Сирия 46. Кипр 47. Финикия 48. Финикия Ливанская 49. Палестина II 50. Аравия 51. Палестина I 52. Палестина III
Диоцез Египет: 53. Августамника 54. Египет 55. Аркадия 56. Фиваида 57. Ливия Нижняя 58. Ливия Верхняя
Административное деление Византийской империи на рубеже IV-V вв. приводится по изданию: С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.: Красная площадь. 1996. Электронная версия с сайта http://www.sedmitza.ru/index.html?did=7967
Провинции Византии в VI веке (см. карту) по Синикдему Гиерокла:
1 Эвропе, 2 Родопе, 3 Фракия, 4 Эмимонт, 5 Мисия II, 6 Скифия, 7 Македония I, 8 Македония II, 9 Фессалия, 10 Эллада, 11 Крит, 12 Старый Эпир, 13 Новый Эпир, 14 Дакия Внутренняя, 15 Дакия Речная, 16 Дардания, 17 Пребалида, 18 Мисия I, 19 Паннония, 20 Асия, 21 Геллеспонт, 22 Фригия-Пакатиана, 23 Лидия, 24 Писидия, 25 Пикаония, 26 Фригия-Салутария, 27 Памфилия, 28 Ликия, 29 Острова, 30 Кария, 31 Вифиния, 32 Гонориада, 33 Пафлагония, 34 Галатия I, 35 Галатия-Салутария, 36 Каппадокия I, 37 Каппадокия II, 38 Эленопонт, 39 Понт-Полемониак, 40 Армения I, 41 Армения II, 42, Киликия I, 43 Киликия II, 44 Кипр, 45 Исаврия, 46 Сирия I, 47 Сирия II, 48 Евфратисия, 49 Осроэна, 50 Месопотамия, 51 Финикия, 52 Ливанская Финикия, 53 Палестина I, 54 Палестина II, 55 Палестина III, 56 Аравия, 57 Египет, 58 Августамника I, 59 Августамника II, 60 Аркадия, 61 Фиванда Ближняя, 62 Фиванда Дальняя, 63 Ливия Верхняя, 64 Ливия Нижняя.