Китайский народный театр (стр. 1 из 5). Древний китай театр
Китайский Театр Теней - Теневой театр
Китайский Театр Теней
Китайский театр теней — один из видов драматического искусства, который имеет свои корни в Китае. Легенда гласит, что Император Уди (156-87 до н.э.) из династии Западная Хань был подавлен смертью своей любимой наложницы Ли, умершей от болезни. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Однажды, министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали яркие тени на пол.
Вдохновленный этим, министр сделал из бумаги куклу — умершую наложницу императора, чтобы помочь ему преодолеть грусть. Когда наступила ночь, он пригласил императора посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Этот рассказ записан в официальной книге истории, считается, что именно с этого момента началась история китайского театра теней.
История театра теней
Теневой театр стал совсем популярным в начале династии Сун (960-1279), когда праздники были отмечены представлениями многих пьес. Во время династии Мин (1368 1644), было от 40 до 50 шоу теней в городе Пекине.
В 13 веке театр теней стал регулярным отдыхом в казарме монгольских войск. Он был распространен в далеких странах, завоеванных монголами — в Персии, Аравии и Турции. Позднее он был введен в Юго-Восточной Азии, также. Теневой театр начал распространяться в Европе в середине 18-го века, когда французские миссионеры в Китае, привезли его идеи во Францию, а ??в 1767 году создали спектакли в Париже и Марселе.
Со временем Ombres chinoises, с местными отличиями и украшениями, стали Ombres Francaises и укоренились в стране. В настоящее время более чем в 20 странах существуют труппы театр теней. Некоторые люди, предполагают, что Китайские тени возвестили о кинематографической промышленности, что безусловно, способствовало ее развитию и обогащению развлекательного бизнеса в мире.
Изготовление кукол для театра теней
Сегодня куклы сделаны из кожи вместо бумаги, по той простой причине, что
бумага очень хрупка и ее можно повредить, с кожаными куклами намного легче совершать различные манипуляции, так как они очень прочные.
Ввиду того, что материалом для изготовления большинства кукол служит ослиная кожа, в народе театр теней еще называют — «театр кукол из ослиной кожи».
Способ изготовления куклы заключается в следующем: кожу осла или овцы очищают и обрабатывают химически, чтобы она стала достаточно тонкой, полупрозрачной. Покрывают маслом дун и сушат. Потом вырезают различных части, поразительной точности.
Туловище, голову и конечности кукол вырезаются отдельно, но позже соединяют их друг с другом, так что каждой частью может манипулировать оператор, имитируя человеческие движения. Куклы окрашены в различные цвета, чтобы показать их разные качества — добрый или злой, красивый или уродливый. Высота кукол обычно составляет 30 сантиметров, но иногда бывают и 70-сантиметровые.
Шоу теней — За кадром
«Сценой» для теневого театра служит экран — прямоугольная деревянная рама, обтянутая белой тканью, за которой актеры управляют бамбуковыми
палочками — фигурками-персонажами и поют. За счет света, устремленного на экран, на нем изображаются эти очень выразительные куклы, наделенные и романтичностью, и комизмом.
Актеры во время шоу теней исполняют арии, которые переплетаются с местными народными мелодиями, песнями, музыкальными драмами.
Сюжеты могут быть весьма драматичными и, когда дело доходит до сказки или истории кунг-фу, «актеры» (куклы) могут ездить на облаках или выполнять необычные движения,что с большим удовольствием принимается зрителями, особенно детьми.
В последние время много выдающихся произведений театра теней, одно за другим вывозят за границу, где они становятся экспонатами частных коллекций и зарубежных музеев. Однако, с появлением новых видов развлечений, теневому театру, как и многим другим народным искусствам Китая грозит исчезновение.
К счастью, пока современное телевидение и кино соперничают за зрителя, в Китае продолжают свое существование внушительная группа китайских художников, которые ежегодно радуют новыми образами и историями. Силой и верой этих художников театр теней продолжает развиваться и сохранять свои традиции для потомков.
Китайский театр теней — это замечательное древне-китайское искусство, которое по прежнему остается современным и новым в наши дни.
Итнересно! Китайская Чайная Церемония
azialand.ru
Элементы театра в Древнем Китае
Количество просмотров публикации Элементы театра в Древнем Китае - 394
Театры имели двусмысленную славу. Οʜᴎ организовывались только в больших городах. Οʜᴎ располагались в торговых кварталах, располагаясь сразу по несколько, имели звучные названия типа ʼʼПавильон наслажденияʼʼ, ʼʼСад радостиʼʼ. Либо располагались в пригородах.
Здания театров были чаще неприметными, афиши – примитивными, рукописными.
Зал имел форму четырехугольника. Вдоль задней стены располагались столики на 3-4 человек, вдоль боковых стен – ложи (самые дорогие места͵ но с них видно хуже, чем из партера). В партере сидели на корточках. Принято вести себя свободно – разговаривать, есть семечки, курить, пить чай. Спектакль идет под постоянный гул, это никого не смущает, актеры часто общаются с публикой, особенно в комедиях.
Богатые люди практически не посещали театры, а приглашали актеров к себе в честь какого-либо семейного события. Женщины смотрели спектакль из-за занавесок, реагировали их колыханием. Женщинам играть в театре не разрешалось, но женские труппы все же существовали, хотя считались аморальными. Женские роли играют молодые мужчины, их труд оплачивается дороже.
Актеры также считались низшим слоем, их считали, как животных. Актер не мог менять амплуа. Чем больше грима, тем злее роль героя. Европейцу китайский театр показался бы недоразвитым, примитивным.
Театр издавна был одним из любимых развлечений, является предметом постоянной потребности. Люди часто используют театральные жесты и интонации в обычной жизни (театр учит церемонии, этикету).
Знаменитый театр теней постепенно вырождается. Фигуры вырезались в профиль из специальной рисовой бумаги, суставы сгибались, управлялись палочками.
Основные темы пьес – верность, смирение, покорность.
Темы сообщений на следующее занятие:
1. Устройство театрального пространства в Древней Греции.
2. Отцы греческой трагедии: Эсхил.
3. Отцы греческой трагедии: Софокл.
4. Отцы греческой трагедии: Эврипид.
5. Отцы комедии – Менандр и Аристофан.
Блиц-опрос ʼʼТеатры древних цивилизацийʼʼ
1. Главная функция всех театров древних цивилизаций? (Сакральная).
2. Как была устроена сцена в древнеиндийском театре? (Ритуальное вкапывание столбов, площадка, навес, занавес – сзади).
3. Что такое ʼʼпурва рангаʼʼ? (Ритуал перед спектаклем в индийском театре).
4. От чего зависел цвет занавеса в древнеиндийском театре? (От чувств пьесы).
5. Приведите пример древнеиндийской драматургии (ʼʼШакунталаʼʼ).
6. Как принято называть театр японской лирической драмы? (Но).
7. Кто играл в древнеяпонских театрах – мужчины или женщины? (Театры были раздельнополые).
8. Японский народный театр назывался… (Кабуки).
9. Что в древнеяпонском театре делал Куромбо? (Подсвечивал лица актеров).
10. Пример древнеяпонской драмы. (ʼʼМесть 47 рониновʼʼ).
11. Как устроен зал в древнекитайском театре? (Столики, ложи, партер, где сидят на корточках).
12. Почему европейцу китайский театр показался бы примитивным?
referatwork.ru
Архитектура, живопись, музыка, театр Китая
Северный Китай является историческим центром страны. На данной территории в нижнем течении Хуанхэ (Желтой реки) появилась и достигла расцвета Китайская цивилизация. Китайцы называют эту территорию «колыбелью китайской цивилизации». Здесь господствуют обычаи и фольклор народа хань. Впервые китайские территории объединились под эгидой северного государства Цинь со столицей в г. Сиань
В Северном Китае много священных памятников. Храмовый комплекс из 8 храмов расположен на императорском курорте Чэндэ, на склонах Хуашаня и Тайшаня, Утайшаня, Сушаня и Лаошаня находятся буддийские храмы. В Луньмыне и Юньгане сохранились буддийские пещерные храмы, а в Шаолине
находится известный во всем мире буддийский монастырь.
Китай имеет крайне богатую и разнообразную культуру, формировавшуюся практически в изоляции на протяжении нескольких тысячелетий. Традиционная китайская культура несколько обогатилась после 1949 г. коммунистическим влиянием и воздействием европейской культуры. С 1966 по 1976 гг. в стране проходила Культурная революция, которая отрицательным образом повлияла на традиционную китайскую культуру, практически уничтожив её. С 1980-х гг. китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Поэтому современная китайская культура представляет собой сочетание традиционной культуры, коммунистических идей и постмодернистского влияния, связанного с процессами глобализации.
Архитектура
Вся китайская цивилизация является одной из старейших в мире, и сколько она существует, столько же живет архитектура Китая. Ещё со времен династии Тан китайская архитектура имела огромное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. С XX в. в Китай проникли и распространились, особенно в городах, западные строительные технологии. Претерпели изменения традиционные китайские здания, которые редко превышают высоту в три этажа. Однако, отдавая дань урбанизации, современные дома имеют западный вид. Тем не менее, в пригородах и деревнях ещё сохранились традиционные технологии.
Архитектура Китая имеет ряд особенностей. Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, символизирующая баланс и равновесие. Китайские здания строились таким образом, чтобы занять максимум отведённой для них территории, всё свободное пространство находилось при этом внутри здания в виде внутренних двориков. В этих двориках размещались отдельные корпуса всего здания, соединенные между собой крытыми галереями. Такая система внутренних двориков и крытых галерей имела практическое значение – защищает от знойного солнца. Также для китайских зданий характерна протяжённость по ширине. Этим китайская архитектура отличается от европейской, которая строится ввысь. Размещение корпусов внутри здания имеет свою иерархию: по центральной оси располагаются самые важные, менее важные – по краям, на дальней стороне двора проживают старшие члены семьи, младшие и слуги – в передней, у входа.
В соответствии с геомантией, или фэн-шуем, характерном для китайцев, все здания строятся задней частью к возвышенности, а передней к воде. Поскольку китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, то за входной дверью они ставят препятствие, а по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.
Как правило, все традиционные архитектурные постройки в Китае деревянные, из камня строили крайне редко. Связано это с тем, что деревянные конструкции с минимумом несущих деталей значительнее устойчивее к землетрясениям. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Обычно число таких колонн чётное, что позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить точно по центру.
В традиционных китайских домах крыши подразделяются на три типа: на домах простых граждан встречаются плоские наклонные, для более дорогих зданий используются крыши со ступенчато меняющимся наклоном, плавные же крыши с приподнятыми углами являются привилегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей. Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже – из камня.
Живопись и каллиграфия
Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). Во времена империи профессиональных художников практически не было, живописью же занимались в качестве хобби аристократы и чиновники. Писали, как правило, по шёлку или на бумаге чёрной краской и кистью из шерсти животных. Картины представляли собой свитки, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Основным жанром являлся пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода). Однако часто на картине писали стихи, сочинённые художником, и относящиеся к данному изображению. Главным в китайской живописи было представление не реализма, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта.
Расцвет живописи произошел во времена правления династии Тан, совершенствование прошло при династии Сун. В этот период художники начали писать удалённые предметы размыто, достигая при этом эффекта перспективы, а также растворения контуров предмета в тумане. При династии Мин в моду вошли картины-повествования. Когда к власти пришли коммунисты, в живописи главное положение занял жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.
Высшей формой живописи считается в Китае каллиграфия (Шуфа, законы письма). Она включает в себя умение правильно держать кисть, грамотно выбирать чернила и материал письма. Как правило, на занятиях каллиграфией ученики стараются скопировать почерк известных художников.
Литература
Более трёх тысяч лет существует китайская литература. Первыми расшифрованными текстами являются гадательные надписи на панцирях черепах, созданные при династии Шан.
Второстепенное значение имела художественная литература. Долгое время классическим литературным каноном считались сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Четверокнижие и Тринадцатикнижие. Необходимым условием для сдачи экзамена на государственные посты являлось отличное знание конфуцианского канона.
Большое значение имеют традиционные династийные хроники. Такие хроники составлялись учёными после прихода к власти новой династии, начиная с Хань. В них давалась подробная летопись правления предыдущей династии. Сборником таких хроник являются 24 истории. Существует также Семикнижие - сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является «Искусство войны» Сунь Цзы.
Во время правления династии Мин особую популярность приобрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются Четыре классических романа: «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на Запад» и «Сон в красном тереме».
В 1917-1923 гг. появилось Новое Культурное движение. Участовавшие в этом движении писатели и поэты для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь.
Музыка и театр
В Китае ещё с древних времен, несмотря на то, что социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является сборник народных песен Ши Цзин. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.
Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.
Длительную и сложную историю имеет китайский театр. Театральное искусство Китая зародилось в народном творчестве, в песнях и танцах народов Китая, религиозных ритуалах. Китайский театр произошёл от различных песенно-танцевальных форм, народных, ритуальных и придворных представлений. Определённое распространение в эпоху Чжоу (XIII – III вв. до н.э.) получили различные пантомимах и выступления придворных шутов, а также цирковые представления байси («сто игр») с вкраплениями поэтических текстов.
В VII – IX вв. получают распространение фарсы «игра о цаньцзюне»: один из участников – «цаньцзюнь» - попадает в глупое положение и терпит побои. В X – XII вв. «игра о цаньцзюне» превращается в цзацзюй («смешанные представления») и соответствовавшие им на Севере пьесы «юаньбэнь». В данном варианте фарсы состояли из нескольких мало связанных друг с другом частей, в которых участвовало до пяти персонажей. Несмотря на то, что многие тексты фарсов записывались, до настоящего времени их практически не сохранилось.
Театральные черты свойственны и прозо-поэтическим сказам яжугундяо («тонические мелодии»), в которых прозаические повествовательные части чередовались с музыкально-поэтическими ариями.
Так называемой зрелости театр в Китае достиг в XIII – XIV вв. В этот период произошёл расцвет драмы цзацзюй, для которой было характерно деление пьесы на 4 акта и вводную сцену - сецзы, простота и чёткость композиции, напряжённость конфликта. Каждый из актов пьесы строился на пении одного из персонажей, в каждом из актов была своя мелодия. Пьесы цзацзюй относятся к северной ветви театра (бэйцюй).
Начиная с «Движения 4 мая» 1919 г., ставшего своеобразным рубежом в культурной жизни Китая, на волне общего подъема революционного искусства в 1920-1930-е гг. получили распространение малые формы драматургии – одноактные пьесы, скетчи, «живые газеты». Ведущей темой в литературе Китая, как и в литературе Советской России, стала тема революционного преобразования жизни, формирования нового человека.
По всему Китаю, в том числе и в Северном Китае, создавались театральные коллективы, выдвигавшие лозунги пролетарского театра и осуществлявшие постановки спектаклей как китайских, так и западных драматургов. На предприятиях по типу подобных советских театральных коллективов были созданы группы «Синей блузы», в учебных заведениях возникали театральные кружки. Знаменательным событием в театральной жизни Китая явилась организация в 1930 г. Лиги левых театральных коллективов, которая в 1931 г. стала именоваться «Лига левых театральных деятелей страны» и открыла свои филиалы в Пекине, Гуанчжоу и Ханькоу.
Однако после того как к власти в Китае пришло гоминдановское правительство, ситуация резко изменилась в худшую сторону. В результате репрессий, предпринятых новой властью, многие труппы, входившие в Лигу, подвергались жестоким гонениям и к середине 1930-х гг. прекратили своё существование. Некоторые деятели «Художественной труппы» были убиты. Однако некоторые члены Лиги продолжали свою работу в театре.
В 1920-1930-е гг. большую популярность получил китайский традиционный театр. Он отличался от классического театра. В нём не было привычной сцены, что требовало особых приёмов сценической выразительности. Актёр такого театра должен был владеть в равной степени не только искусством сценической речи и артистизмом, но и пением, жестами, пантомимой, танцем, а также элементами боевого искусства. Театральное представление, как правило, разворачивалось на открытой сценической площадке какого-либо кафе или ресторана, где отсутствовали декорации, а актер должен был достигнуть тесного контакта с соответствующей данным заведениям публикой. Такой театр был очень популярен у китайских городских низов, что делало национальный театр наиболее подходящим учреждением для культурно-политической работы среди китайской части городского населения.
Традиционный театр Китая назывался «сицюй». Он имел более 300 жанров местных опер, главными сценическими средствами являлись выражение сюжета пьесы в форме песни и танца.
Высшей театральной премией в Китае является приз «Мэйхуа», учреждённые в 1983 г. Приз вручается только актёрам молодого и среднего возраста.
В начале XX в. в Китай из-за рубежа пришла драматургия. В 1920-х гг. на драматической сцене появились реализм и экспрессионизм. В 1930-х гг. зарождается драматургия Китая, в то время ставится классика драматического искусства Китая – трилогия крупного мастера сцены Цао Юя – «Гроза», «Восход» и «Поле», отличающаяся глубоким смыслом и высоким игровым мастерством.
Письменность
Письменность Китая является уникальной, чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на древние иероглифы и тексты для гаданий, которые выцарапывались сначала на камнях, а потом на костях животных и панцирях черепах. Первые подобные находки датируются II-III вв. до н. э. Гадали по письменам следующим образом: помещали кость или панцирь в огонь, где и проступали символы и иероглифы, так как в огне кость растрескивалась. Ко II в. до н. э. относят и первые бронзовые сосуды, а с начала I в. до н. э. китайцы для написания иероглифов начали использовать бамбуковые планки, поэтому до сих пор текст пишется сверху вниз. Как правило, все книги были больших размеров. Связано это было с тем, что одна планка вмещала только до сорока иероглифов. Для письма так же применялся шёлк, однако это был слишком дорогой материал, потому не получило широкого распространения. В I в. до н. э. китайцами была изобретена бумага, и именно с этого периода письменность стала распространена повсеместно. Для письма китайцы использовали кисти и тушь, которую изготавливали из сажи или толчёного угля. Если нужно было исправить ошибку, то она просто счищалась острым ножом. Отсюда и пошла метафора «работники ножа и кисти» - так называли чиновников.
С распространением письменности потребовалась унификация иероглифов. Первым шагом стало создание придворным чиновником Ши Чжоу списка иероглифов Ши Чжоу лянь. (IX-VIII вв. до н. э.). Окончательная реформа письменности происходила при династиях Цинь и Хань, в результате чего был достигнут единый стандарт – кайшу или уставное письмо. Этим письмом пользовались китайцы до реформы в 1956-1959 гг. Иероглифический стиль написания предполагает большое количество знаков, поэтому изучение китайской грамоты является долгим и утомительным процессом. Чтобы прочитать книги Конфуция необходимо знать свыше десяти тысяч иероглифов, а современные словари предоставляют данные о ста тысячах иероглифов.
Наука
На достаточно высоком уровне находилась китайская наука. Развитие математики свидетельствует о высоком культурном подъеме Китая, после которого были совершены самые великие открытия в астрономии, изобретен календарь. Также широко развивалась медицина.
С древности китайские врачи использовали в своей практике такие методы, как иглоукалывание, акупунктура. Записки врачей, найденные в ханьских погребениях и датируемые II в. до н. э., включают письмена по диетологии, лечебной гимнастике, методике прижиганий и содержат массу интереснейших рецептов и предписаний. Рецептурный справочник стоит из 280 прописей, с помощью которых можно справиться с 52 болезнями, начиная от расстройств нервной системы и заканчивая болезнями репродуктивной системы. А уже в III в. знаменитый доктор Хуа То стал использовать местную анестезию для проведения операций.
С рассвета цивилизации в Китае и до XII в. было совершено больше открытий, чем во всех странах мира вместе взятых. Одними из важнейших изобретений китайцев является порох и компас – эти открытия были сделаны в X-XIII
вв.
biofile.ru
Китайский народный театр
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
РЕФЕРАТ
по предмету: «История театра»
на тему: « Китайский театр»
Александровой Светланы Юрьевны
Номер группы: 329-з
Специальность: Технолог СКД, Преподаватель
Преподаватель: Мохов Н.Н.
г. Москва – 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§ 1 Представление деревянные человечков.
§ 2 Зарождение профессиональной драматургии. Театр Юаньской эпохи.
§ 3 Традиционный китайский театр.
§ 4 Пекинская опера.
Заключение
Список литературы
Введение.
В китайском языке иероглиф, обозначающий понятие «театр» («зрелище, игра»), состоит из двух частей. Левая («сюй») означает «пустота», понимаемая как средоточие огромной внутренней энергии, являющейся началом всего сущего на земле. Правая часть («гэ») – «боевой топор».
Становление театрального искусства Китая принято относить к началу XII века, однако в исторических источниках есть записи о существовании в период «Весны и Осени» (772—481 годы до н. э.) артистов ю, умевших петь, танцевать, копировать внешность и повадки людей. В письменных памятниках последующих эпох часто встречаются термины чан-ю (певец, поющий актер) и пай-ю (комик, шут, лицедей).
Так же, как и театры других стран, театр Китая возник из религиозных культов и обрядов, однако рождение его состоялось намного раньше, чем в большинстве других государств. Формирование китайского театра шло несколькими путями. Первый – мистерии-карнавалы, одной из составных частей которых были шествия ряженых. Они облачались в звериные шкуры с соответствующими масками. Второй – мистерии-инсценировки, в которых изображались различные эпизоды жизни богов и мифических персонажей. Сегодня элементы китайского древнего театра можно найти в народных танцах.
Как и в театре Древней Греции, мистерии включали в себя диалоговую часть и хоровое сопровождение. В период правления древнейшей династии Шан эти мистерии попали во дворец. Таким образом, наряду с религиозными действами в поселениях возникли храмовые и придворные театрализованные постановки.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕРЕВЯННЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ
Одним из древнейших в Китае были кукольные театральные представления. Они возникли на закате рабовладельческого строя, то есть во времена «Весны и Осени» (770–475 гг. до н. э.). Самые ранние куклы были деревянными, они заменяли живых людей – рабов, которых до этого хоронили вместе с их хозяевами. Это было значительно дешевле. На смену куклам из дерева пришли вылепленные из глины, что тоже было легче и дешевле. Так появились статуи воинов, хранителей, животных в натуральную величину. Как же всё-таки возник театр, где роли играли куклы?
В Китае сохранилось множество преданий на каждый случай. Есть предание и на этот счёт. В правление императора Хань Гаоцзу (Лю Бан, 247–195 гг. до н. э.) случилось императору с войском попасть в окружение. Это произошло где-то в местности Датун (ныне в провинции Шаньси). Пробиться через плотное кольцо окружения не было никакой возможности. В таком трудном положении нашёлся умный советник по имени Чэнь Пин. Он прибег к хитрости: приказал смастерить деревянную куклу в натуральный рост, разукрасить и облачить в нарядную одежду. Под умелыми руками людей, скрытых от посторонних взоров, «красавица» стала появляться на крепостном валу перед вражеским лагерем. «Красавица» прогуливалась, свободно взмахивала руками, вертела головкой. Её движения были плавны и ритмичны. Во вражеском стане не знали, что случилось, что это означает: ведь военное грозное положение – и вдруг прогуливающаяся под весёлую музыку у всех на виду «красавица»! Умный Чэнь Пин не терял времени. Одновременно он направил в стан врагов своих людей: одних для переговоров о перемирии, других для роспуска ложных слухов о том, что «красавица» очень скоро прибудет к ним и займёт законное место первой жены... Жена неприятельского вождя, опасаясь потерять свою власть, сумела уговорить владыку вернуться домой. Так кукла выиграла сражение.
По возвращении во Дворец смастерили небольших кукол и на досуге весёлыми представлениями развлекали императора и знать. Эти фигурки постепенно приняли образы театральных героев, а сюжеты представлений в основном заимствовались из народных сказок и преданий.
В письменных памятниках последующих эпох часто встречаются термины «чан-ю» (певец, поющий актёр) и «пай-ю» (комик, шут, лицедей). Из представлений этих актёров позже родилась новая форма представлений – «байси» (сто представлений) или «цзя одиси» (бодание). Эти представления устраивались на открытом воздухе в большие праздники. В них входили разнообразные цирковые номера – акробатика, фехтование, хождение по канату, состязание в силе, танцы с гигантскими макетами фигур животных.
ТЕАТР ХАНЬСКОЙ ЭПОХИ
Светский театр Китая начал формироваться в ханьскую эпоху (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Уже в то время имелись специальные сооружения для представления «ста игр» (зрелища, в которых были задействованы музыканты, танцоры, акробаты, канатоходцы и т.д.), а также просторные арены. Эти арены имели три вида зрительских мест. Несмотря на большие технические возможности, собственно драматургии и чётких форм театра в ту эпоху не существовало. Профессиональные актёры, занимающиеся проведением песенно-танцевальных представлений и комических сценок, появились в эпоху Шести династий.
ТЕАТР ЭПОХИ ТАН
В Танскую эпоху (618–907 гг.) уличные представления прочно укоренились в городской культуре. Сюжеты их в основном заимствовались из известных романов того времени. Особую роль в них играл кукольный театр. Он уже перестал быть исключительно придворным явлением и вышел из дворцов императора на площадь. Более того, он быстро распространился во многих провинциях страны, где приобрёл местные черты. Это отразилось и в названиях. Где-то его называли «мутоу си», а в некоторых провинциях – «му наокэ» или «куйлэй си», что означает «представление деревянных человечков».
Эпоха Тан способствовала бурному расцвету культуры в стране. Это коснулось живописи, скульптуры, архитектуры. Расцвет искусств не обошёл стороной и театрального искусства. Как уже отмечалось, в этот период получил развитие театр кукол. Одновременно зародился ещё один вид искусства – театр теней, который долгие века оставался одним из символов Китая. По-видимому, театр теней был первоначально своего рода модификацией театра кукол.
Фигурки для действия вначале вырезались из бумаги. Бумага была слишком тонкая, поэтому кукла получалось хрупкой, и ей необходимо было придать прочность. Для этого из дублёной бараньей, лошадиной или ослиной кожи вырезалась точно такая же фигурка, которая скреплялась с бумажной. Поскольку материалом для большинства кукол служила ослиная кожа, в народе театр теней называли ещё «театром кукол из ослиной кожи». Техника вырезания фигур была заимствована из искусства народной бумажной вырезки. Фигурки получались словно живые. Высота куклы составляла 30 сантиметров, но некоторые достигали 70-ти сантиметров. Фигурки делались подвижными и состояли из нескольких соединённых между собой деталей.
«Сценой» теневого театра служил экран – прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актёры пели и управляли фигурками-персонажами с помощью бамбуковых палочек. На экран были направлены лучи света, и зрители видели не сами фигурки, а тени от них.
Захватывающий сюжет, тесно связанный с местными народными песнями, причудливые движения кукольных персонажей под аккомпанемент традиционной музыки, пение актёра погружают зрителя в мир фантазии.
Китайский театр теней, также как и театр кукол, имел региональные особенности. Различались формы фигурок, манера исполнения. Например, театр теней Южного Ляонина отличался очень маленьким экраном – всего 6–7 сантиметров. Сцена хэбэйского театра теней в диаметре достигала одного метра; дворцовый театр теней отмечался особо ажурной работой и был баснословно дорогим.
Персонажи теневого театра разных мест также отличались друг от друга. Например, шлем у фигурок можно снимать только в сычуаньском театре теней; очень своеобразны лица персонажей в пекинском театре теней. И ещё, в зависимости от того, в эпоху какой династии зародился театр, фигурки-персонажи в китайском театре теней отличаются головными уборами и украшениями, нарядами, чертами лица. Но всех их объединяло одно: ажурность и тонкость исполнения. Основы сюжетов спектаклей театра теней брались обычно из популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, преданий, которые были интересны и понятны простым китайским зрителям, особенно крестьянам.
Театр теней появился в эпоху династии Тан, его становление происходило Пяти династий (907–960). Во времена династии Сун (960–1279) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. В Китае, как и в Европе, были очень популярны фарсовые сценки, высмеивающие политических деятелей и чиновников. Формируется Цаньцзюньси – сатирический диалог двух персонажей, сопровождающийся танцевальными движениями. Наиболее известный исполнитель этой театральной формы – Ли Сянь-хао. Начинают появляться пьесы с фабулой и набором амплуа и «Большие арии» – дацюй. Дацюй состояли из трех частей: музыкальная, сценическая и танцевальная. Сценическая часть могла включать в себя до 50 сценок-эпизодов.
Дальнейшее развитие песенно-танцевальных форм представлений происходит в Танскую эпоху (VII–IX вв. н. э.). Большой популярностью пользуются театрализованные танцевальные представления на исторические сюжеты – «Танец с мечами» исполняется и в современном театре сицюй. В представления включаются и пьески-диалоги комического характера. Здесь впервые появляются устойчивые амплуа – находчивого остряка цань-цзюня и цаньгу. Танские представления носили импровизированный характер. Актёры пользовались яркими масками, специальными костюмами, реквизитом. При дворе императора Сюань-цзуна были созданы первые специальные учебные заведения «Грушевый сад», «Двор весны», где из детей опальных сановников и чиновников готовили музыкантов, певцов и танцоров для придворных представлений.
mirznanii.com
Театральное искусство Китая
Китай унаследовал одну из старейших и богатейших в мире театральных традиций. Его театральное искусство включает в себя более 300 традиционных жанров («китайская опера»), распространенных, как правило, в какой-либо конкретной местности, свыше 60 видов теневого и Кукольного театров, новую («разговорную») драму, европейскую оперу и танцевальную драму (балет).
Наибольшей популярностью в Китае пользуется традиционная опера. К ее разновидностям, снискавшим общенациональную популярность, относятся цзинцзюй (пекинская опера), пинцзюй (хэбэй-ская опера), юэцзюй (шаосинская опера), юйцзюй (хэнаньская опера), юэцзюй (гуандунская опера). Наиболее известной из них является пекинская опера, история которой насчитывает более 200 лет.
Пекинская опера базируется на традициях аньхуэйской оперы и репертуаре, музыке и исполнительской технике куньской и цин-цянской опер, а также фольклоре. Персонажей пекинской оперы отличает своеобразный грим, который символизирует характер героев.
В пекинской опере существует четыре основные роли: мужская («шэн»), женская («дань»), «маска» («цзин») и «клоун» («чоу»), которые в свою очередь 'подразделяются на категории в зависимости от возраста и профессии персонажа. В частности, «шэн» исполняется в ипостасях молодого человека, старика и специалиста по боевым искусствам; «дань» - юной девушки, женщины средних лет и старухи; «цзин» всегда представляет собой честного и открытого персонажа с ярко раскрашенным лицом; «чоу» бывает как положительным, так и отрицательным персонажем. Его легко отличить по белой полоске на носу.
В пекинской опере все - игра, пение, грим - в значительной степени формализовано. Накладываемый на лица актеров грим, например, берет свое начало в масках, использовавшихся актерами в операх времен'династий Тан, Сун и Юань. Грим дает зрителю представление об основных чертах характера персонажа оперы.
В ходе представления используется пение, речитатив, элементы акробатики и боевых искусств. Поскольку на сцене практически отсутствует театральный реквизит, постольку для изображения таких действий, как открывание двери, скачка на коне и гребля, применяется условная жестикуляция. Действие не ограничено ни во времени, ни в пространстве; широко используются условности.
Наибольшим успехом пользуются такие постановки в жанре пекинской оперы, как «Тройная развилка», «Переполох в Небесном дворце», «Осенняя река», «Легенда о белой змее», «Пьяная красотка», «Император Цао Цао и ученый Ян Сюй».
В годы «культурной революции» театр в значительной степени разделил судьбу литературы. В качестве эталонов «нового искусства» официальная пропаганда выдвинута «образцовые революционные спектакли», практически полностью основанные на материале периода освободительной борьбы. Первоначально в их число входило пять спектаклей пекинской оперы («Красный фонарь», «Захват горы Вэйху» и др.) и два балета («Седая девушка» и «Красный женский отряд»), позднее было добавлено еще три.
С начала XX в. в Китае развивается и современная драма. Хорошо известны спектакли «Цюй Юань», «Гроза», «Канава Дракона», «Цай Вэньцзи» и др. В репертуаре китайских театров в последние годы фигурируют такие пьесы, как «Переулок Гала», «Дух эпохи Весны и Осени», «Кун Фаньсэнь», «Мужской визитер в женской роте», «А здесь сплошная зелень» и др.
Новым видом театрального искусства стал в Китае балет, который, тем не менее, имеет глубокие исторические корни в народном танцевальном искусстве (см. ниже). С начала 50-х до середины 60-х гг. был создан целый ряд балетных спектаклей на исторические и современные темы, а в 80-х годы было уже осуществлено свыше 100 новых постановок. Одна из наиболее известных - балет «Цветы на Шелковом пути», повествующий о дружбе китайского народа эпохи династии Тан с народами других стран. Изящная хореография и тонкий рисунок танцев в сочетании с оригинальностью костюмов тонко передают эмоциональный настрой исторических сцен путешествия по древнему «Шелковому пути». Балеты «Чан Э летит на луну», «Лян Шаньбо и Чжу Интай» и другие, поставленные по мотивам мифических преданий Китая, как правило, идут с аншлагом. Среди спектаклей последних лет - «Заброшенная земля», «Снежинка», «Роман на реке Миньцзян», «Принцесса Елань» и другие.
В 50-е гг. на китайскую сцену проник европейский балет. Наряду с классическим русским и западноевропейским репертуаром были поставлены и современные западноевропейские балетные спектакли. Под влиянием коллег из Западной Европы и США китайские балетмейстеры стали формировать собственный стиль. Начиная с 1979 г. были созданы многоактные балеты по мотивам выдающихся литературных произведений Лу Синя, Ба Цзиня, Цао Юя и Го Можо «Моление о счастье», «Семья», «Гроза», «Печень павлина», а также «Девочка со спичками» по мотивам сказки Х.К. Андерсена. Сейчас уже можно говорить о появлении в Китае нового поколения артистов балета, искусно использующих в своих выступлениях как западноевропейский опыт, так собственные национальные традиции. На престижных международных конкурсах они многократно удостаивались высших наград.
magref.ru
Всё о китайском городе Гуанчжоу
Сентябрь 22nd, 2014 Turist
В Древнем Китае театр как самостоятельный жанр искусства зародился значительно позже, чем в Греции и Индии. Древнекитайский театр насчитывает всего около 8 столетий своего существования.
Истоки театра лежат в древних музыкально-танцевальных представлениях. По мнению некоторых, театр — это по существу повествование с помощью вокала и танца. Другим истоком театра были комедийные номера придворных шутов. Шуты содержались при дворах князей и знати и предназначались для развлечения хозяев и гостей. Третьим истоком древнего театра можно считать выступления уличных певцов и сказителей. В эпоху Тан буддистские монахи в целях привлеченияhttp://visualcage.ru
(«женскиероли») такие изобразительные при-
Персонаж пекинской оперы «дань»
людей на свои проповеди устраивали публичные выступления в устно-песенной форме, содержанием которых были популярные притчи и истории. В эпоху Северная Сун по мере развития городских ремесел и торговли стали появляться «веселые дома» («васы»), в которых регулярно давались платные выступления певцов, сказителей, исполнителей на музыкальных инструментах, танцоров, акробатов, шутов и пр. «Васы» можно считать прообразом театра. В процессе обмена и синтеза различных прото — сценических жанров постепенно сложился комплексный сценический жанр, включавший
емы, как вокал, диалог, танцы, приемы борьбы ушу и пр., причем уже имелись либретто, определявшие содержание представления.
Эпоха Юань—Мин —
Персонаж «шэнъ» («мужские роли») — один из четырех основных амплуа пекинской оперы
«золотой век» в развитии древнего театра. Повсюду в Гсородах и селах давали платные представления небольшие труппы. Имелись частные труппы и на содержании богатых представителей чиновничества и знати. Появилась плеяда талантливых драматургов. Гу — ань Ханьцин — автор драмы «Обида Доуэ», Ван Шипу — автор «Западного флигеля», Тан Сяньцзу — автор «Леоновой беседки» и другие. Если в это время в фокусе внимания театральных деятелей было создание хороших либретто, то в период, последовавший за династией Мин, внимание театральных кругов сосредоточилось на совершенствовании сценических приемов.
В конце XVII в. в стране повсеместно появляются местные сценические жанры: в Хэбэе — «банцзы», в Аньхое и Хубэе — «хуанмэйси», в Шэньси — «циньцян», в Чжэцзяне — «юэцзюй». Эти жанры отличались друг от друга диалектом, манерой пения, оркестровой аранжировкой и пр. В наше время существует более 300 местных театральных жанров. В 1790 г. одна аньхойская труппа, выступавшая в жанре «хуэйцзюй», прибыла в Пекин. В столице представления труппы были хорошо приняты, этигастроли положили начало становлению нового жанра — «пекинской оперы» («цзинцзюй»). Жанр «цзинцзюй» вобрал в себя элементы многих местных жанров и постепенно занял одно из главных мест в китайском театре. О нем говорят как о «национальном китайском театральном жанре».
Для китайского театра характерно, помимо уже упомянутого комплексного характера, также условная символика и канонизация движений. Представления давались на открытой с трех сторон сцене, где не было занавеса и почти отсутствовали декорации. Зрителям перед началом представления было совсем необязательно знать, о чем пойдет речь в спектакле. Всю необходимую информацию они получали из реплик персонажей, как только актеры, появившись на подмостках, начинали петь, говорить или бороться. Поскольку детали де-
Персонажи пекинской оперы «чоу» («комические роли»)
кораций существовали по большей части лишь в воображении актеров, то им приходилось прибегать к символике, например, когда по ходу действия надо было открыть дверь, то актер производил движение руками как если бы перед ним была настоящая дверь, и зрителю становилось вполне понятно, что персонаж открыл дверь. Так символически изображались, скажем, езда верхом на лошади (для этого в руках актера появлялся кнут, которым он взмахивал время от времени), плавание в лодке (в руках актера весло) и пр. Понимание такого рода символики не требовало от зрителя особого умственного напряжения, так как все движения, подобно описанным, были взяты из повседневной жизни. Символика позволяет постановщику вольно, с большой фантазией распоряжаться сценическим пространством и имеющимися в его распоряжении исполнителями. Скажем, персонаж на сцене делает пробежку по кругу — это означает, что он преодолел длительный путь, группа из нескольких воинов может означать могучую рать, ожидание на протяжении ночи укладывается в реальные несколько минут.
Канонизация движений подразумевает строгое соблюдение традиционных движений, символизирующих, например, что герой открывает окно, садится на коня, садится в лодку и т. п.
В сферу канонизации подпадают не только простые движения актеров, но и приемы различных сценических жанров, типология героев, музыкальное оформление и манера вокала, костюмы и пр. Для жанра «цзинцзюй» характерна красочная палитра масок, каждая из которых символизирует определенный тип характера персонажа. Красный цвет маски означает преданность и отвагу, черный цвет означает прямоту и искренность, белый цвет — коварство и интриганство. Таким образом, одного взгляда на маску персонажа достаточно, чтобы зритель составил представление о его характере.
на Ваш сайт.
guangoy.ru
Театр в Китае
Истоки зарождения китайской драматургии уходят глубоко в древность. Своим происхождением театр этой страны обязан народному творчеству, а именно песням, танцам и, конечно же, религиозным обрядам. Китайское сценическое искусство обладает довольно длительной и невероятно сложной историей становления и развития.
Предвестниками драматургии в Китае были различные народные, ритуальные и придворные представления. К примеру, в промежуток с XII по III век до нашей эры были очень популярны пантомимы, цирковые выступления «байси», а также инсценировки придворных шутов. Очень часто подобные представления сопровождались поэтическими текстами. В VII и IX веках получают обширное распространение фарсы «цаньцзюнь», которые уже в XII столетии превращаются в «цзацзюй», то есть смешанные представления. Не менее популярны в этот период пьесы «юаньбэнь», которые состоят из нескольких частей, связь между которыми едва просматривалась.
Новый век – новый жанр
На стыке XI и XII веков в Китае зарождается жанр «наньси». Это пьеса с танцами, пением, диалогами, импровизацией и непосредственным общением с публикой. Этот жанр возник благодаря уникальному сочетанию некоторых элементов фарса-цзацзюй и песенно-танцевальных форм. Особенность «наньси» заключается в дифференцировании действующих лиц согласно амплуа.
Развитие театрального творчества в Китае затронуло и такой жанр как прозо-поэтические сказы «чжугундяо». Их отличительная черта состоит в чередовании музыкально-поэтических арий и прозаических повествований.
На период четырнадцатого столетия китайская драматургия уже обрела зрелость. В это время происходит расцвет драмы «цзацзюй», что относится к северной ветви сценического искусства в Китае. Для этого жанра характерны такие особенности, как деление произведения на вводную сцену и четыре акта, а также напряженный конфликт и простая композиция. Каждый из актов пьесы базировался на пении в исполнении одного из действующих лиц. Причем, для каждого акта была предусмотрена отдельная мелодия.
Параллельно с северным «цзацзюй» развивается и южная «наньси», которая вскоре трансформировалась в «чуаньци». Этому подвиду драматургии характерно отсутствие гармоничной композиции. «Чуаньци» свойственна произвольность размеров актов пьесы и количества поющих персонажей в каждом акте произведения.
В 30-е годы девятнадцатого столетия китайское театральное искусство проходит профессионализацию и европеизацию. В этот период на сценических подмостках Китая ставят пьесы западноевропейских и русских драматургов. К примеру, произведения А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, М. Горького, Г. Ибсена и других.