Древняя страна ария. Древние арии и их переселения на юг. Общество и культура древних ариев
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Арии – кто они? Древняя страна ария


Ящик пандоры – Арии – кто они?

Кто такие Арии? Современная наука уверенно говорит, что это родственные племена, проживавшие сто тыщ мильёнов лет назад на территории Персии и Индии. Ладно, хоть географию она частично признаёт.

На рис.: Арьяварта. Страна ариев, описанная в Ригведе.

Сегодня-то мы уже с уверенностью можем говорить о том, что Персия, как и Индия, была населена людьми, генетически тождественными славянам. А ещё мы знаем, что сами индийцы говорят о том, что давным-давно, к ним с севера пришли белые Боги, и научили их всему, что чему они потом стали учить весь остальной мир. И есть тысячи, неопровержимых доказательств тому, что те белые пришли на Индостан не с небес, а именно с русского севера, с Кольского полуострова, Карелии, Вологды и Архангельска.

Карта 1542г. Себастьяна Мюнстера.

По всему выходит, что речь о наших предках, общих для части нынешних индийцев, и многочисленных мелких племён белых людей, сохранившихся в горах на Кавказе, севере Ирана, Туркмении, Таджикистана, Афганистана и Пакистана.Вот для наглядности фотографии представителей племён Афганистана, Пакистана, и Нуристана:

Кстати, в И-РА-не, существует племя, которое называет себя хазарами. И это белое племя, с ярко выраженными славянскими чертами, явно имеющее общие с нами культуР(А)ные корни.Вот почему я не верю в то, что Хазары это евреи. Нет. Современная ДНК-генеалогия, совершенно однозначно определяет евреев, как выходцев с севера Африки, ближайших родственников АР-а-бов. В Евр(е)опу они переселились точно так же, как и сейчас туда переселяются арабы. Никакого отношения к хазарам они не имели и не имеют. Настоящие хазары, это одно из славянских племён, и иудейской веры они никогда не знали.

Вот они, “страшные” хазары:

Ну что теперь скажут наши авторитетные иверологи о принадлежности хазар к евреям? Один народ? Даже ДНК-тест не требуется, чтоб сказать уверенное: – НЕТ.Да и прочтение слова «хазары» (Khazary), скорее всего, искажено латинской транскрипцией. Правильно будет читать К(х)-АС-Ары, где К – дифтонговый звук, сохранившийся, например, в грузинском языке, и некоторых тюркских диалектах, таких как казахский.Ну нет ни одного документального свидетельства существования Хазарского каганата в тех пределах, в которые его поместили изТОРики. Да и вообще ни в каких пределах. Скифия есть, Сарматия, Митридатия, Несиотия, всё, что угодно, кроме Хазарии…

 

Но Хазария вроде бы была! Или “Песнь о Вещем Олеге” нам врёт? Ну… Вообще-то, все эти “древние” эпосы вызывают огромное сомнение в подлинности, а кроме того, хазары могли быть и в то время всего-лишь небольшим племенем. Настолько небольшим, что их не отмечали даже на картах.

 

Можете сами проверить. На том месте, куда иЗторики поместили Хазарию, всегда было царство Пятигорских Черкесов ( Chirkassi Petigorski). По нонешнему – Терское казачество.Так что, хазары на Руси, были всего-навсего одним из множества племён, скорее всего южно – русских, с Кубани, или Северного Кавказа, но они часть кубанских казаков, черкесов, или аланов.А помните, как звали самого знаменитого ария, Царя Персии, непобедимого полководца?Его звали Д’Арий!

Дарий Великий. Кто-то усомнится в том, что он Бог? Он сидя, выше ростом, стоящих людишек… И приборы секретные всякие в кабинете…Но вот незадача… Однажды непобедимого Дария на голову разгромил Царь Скифии АРиант. Арий+АНТ. Анты = русские, значит, имя славного скифского царя переводится на понятный, как «русский арий». А кто бы спорил!

Всё сходится, это и есть потомки ариев, и память о пришельцах с севера, сохранилась во множестве источников, в том числе и письменных. И отношение предков к ариям было совершенно однозначным. В любом языке, в любой культуре, арий это:- Свой,- Свободный,- Знатный (потомок Богов),- Свободнорождённый,- Родственник,- Благородный,- Святой,- Товарищ,- Благочестивый,- Мужественный.- Друг.

Н одного эпитета с отрицательным отношением! Ариев любили все.У армян по сей день, Ара это Друг, да и самоназвание армян говорит о том, что они тоже арии. Арий+Ман(человек) Ариман = Армян(ин). А у индусов, Арьяман это божество дружбы, гостеприимства и свадеб! О как!

А вот ещё любопытное наблюдение: Буддисты сами себя называют «Арьяпуггала». Это переводится как «арийские люди», но нас в этом трудно убедить с первого раза. «Пугало» то куда деть? И дело, скорее всего, не в том, что кто-то кого-то пытался запугать. Вероятно, этим, или иным однокоренным словом называли все статуи, в том числе и те, что на огороде, для отпугивания мальчишек из банды Мишки Квакина (птицы всё равно не пугаются).

Можно так же вспомнить и про речку АмуДарью, протекающую по территории Тартарии, где правил ТаМЕРлан, который тоже был прямым потомком Богов, и Богами назначен правителем. Только слова «Тартария» он не любил, космополитизм это всё, поэтому сами «тартарцы» называли свою страну ТУРан. И вполне себе подходящее слово, если знать, что священным животным на Руси был именно Тур. Иначе Велес. Эх, жаль только, что до наших дней не сохранились настоящие туры. Последнего, говорят, замочил сам Владимир Мономах в 1627г. в Полянии. При этом, чудом не погиб.

У индусов ещё и Х’аре Кришна есть, который вероятно Арий Крышень, а ещё Х’аре Вишну, возможно – позывной Ария Вышеня, и конечно, Х’аре РА – МА. РА – Бог Солнце, МА – Матерь, как Солнце – Творец всего сущего, отец и мать в едином воплощении. Всё сплошь ведизм, точнее славянское солнце-центрическое мировоззрение, которое ошибочно считают проторелигией, называя язычеством и шаманизмом.

А это не мифологическое сознание, и не суеверия. Это ведание РА. Цельное единое, не разделённое на отрасли и подотрасли, знание об устройстве мира, и законах его гармоничного существования и развития.

Мир, в смысле не отсутствия войны, а мир, как вселенная, это и есть священная гора Меру, о которой индийцам поведали Боги, пришедшие с севера, и которая находилась в центре Земли, в Арктиде – Гиперборее.

Зная одну особенность мировоззрения предков, можно проследить массу замечательных вещей, лежащих на поверхности, которые помогают проникнуть в смысл слов, которые мы употребляем ежедневно, пользуясь как набором звуков. Особенность эта в том, что некое положительное понятие приобретало противоположный смысл при простом прочтении его задом наперёд. А ведь это так логично! Тогда понятны многие слова, с корнем АР.

Если РА, это Солнце, то АР – полная противоположность. Это тьма. И если Ра это добро, то Ар, понятно – зло.мАРс – Бог войны, а если даже его прочесть в обратном направлении, выходит вообще: – СРАМ. Ну, так оно и есть, правда ведь?

Тогда и АРхАнгелы это тёмная сторона Ангелов? Ведь может такое быть, что слово «ангел» произносилось с придыханием, «х’ангел»! А ведь где то мне встречалось уже, что «Аллах» изначально произносилось как «х’алла’х». Тогда с какой стороны не читай, получается одно и то же. Идеальный Бог, что… Все стороны в одном сосуде…

Можно порассуждать и о значении слова «врата». В РА – та, или вход в Рай. А если наоборот, В АР-та, или ВАТРА. А знаете, что понятие «костёр» имело раньше много различных обозначений? Так вот. Костёр, как пламя, раньше на Руси обозначали словом «ватра». Оно и по сей день используется на Украине и в Белоруссии. Тогда, если не отрицать возможность существования, на первый взгляд невозможного, всё начинает наполняется смыслом.Это уже не набор бессмысленных звуков, это образы, которые одним своим звучанием дают понятие о сущности предмета, понятия, или события. Врата – путь в рай, а ватра, наоборот – путь в ад. Геенна то огненная, не так ли? Только не стоит наполнять таким уж отрицательным смыслом это слово. Ад придумали христианские проповедники, целью которых, было безоговорочное подчинение масс, с помощью запугивания. Говоря современным языком, с помощью террора.А на самом деле, противоположность, вовсе не означала что-то страшное. Она предполагала наличие иной точки зрения, говоря современным языком – плюрализма. Только и всего. Никакой преисподней, с грешниками на сковородах, и в кипящей смоле.

Тогда как можно истолковать значение слова «Арьяварта»? (см. картинку в самом начале). Можно прочесть как Ария огненная, т.е. страна ариев, где жарко (ясное дело, после Вологды там сущее пекло). А можно и как Страна – ад (опять-же, фигурально выражаясь) для ариев. Но разве не похожий смысл у европейского названия нашей страны Т-АР-Т-Ария? Тартар… Тар-тара-ры… Кому было выгодно заставить мир содрагаться от ужаса, при звуках Тар-тар-ия?Уж не тем ли, кто прилагал все усилия, для того, чтоб “демо(но)кратический” мир стонал от одного упоминания об СССР? А разве сейчас, ситуация изменилась? В Прибалтике уже на хуторах копают окопы, в ожидании “русской агрессии”!А ведь всего – то навсего… ТАРТ. Знаете что такое ТРТ? Нет? А тОрт? Так вот! Слово тОрт, явно не иностранное, Оно вернулось к нам из Евреопы бумерангом. Сначало это было жертвенным пирогом славян, приносимым Богу-Солнцу РА в день весеннего равноденствия (Яров день, он же Масленица) 21-22 март(с)а (название месяца появилось, благодаря Богу войны Марсу/Сраму).

Тарта. Он же торт. Если тарта принадлежит арию, то она чья? Правильный ответ: Тарта ария, т.е. Тартария.

Воистину, ничто не ново под этим Солнцем. Как в средние века Тартарией пугали детей западнее Дуная, так и сейчас Россией пугают, психически неустойчивую часть евре(о/а)нала. Поэтому, историю знать необходимо…Или жить надоело?

Андрей Голубев

]]>Источник]]>

Дополнение:

Материалы и результаты исследований А.Клесова и его соратников –ученых генетиков по определению гаплогруппы – родовой принадлежности, позволили разрушить многие мифы, созданные вокруг истории народов.

МИФ ПЕРВЫЙ – ИСТИННЫЕ АРИЙЦЫ ЭТО ГЕРМАНСКИЕ НАРОДЫ, а славяне недавно из землянок .

Генетические исследования показали, что более 50% -70% населения восточные славяне и это прямые потомки древних арийских племен рода R1a, живших на территории евроазии. У современных немцев только 18% потомки ариев. Кроме того археологам ясно , что славяне арии уже 3500лет назад жили в городах.

МИФ ВТОРОЙ:- СЛАВЯНЕ И ИХ ПРЕДКИ КУЛЬТУРНО-ОТСТАЛЫЙ РОД.

Из шести мировых религий праславяне создали три: зороастризм, индуизм, буддизм и усовершенствовали четвертую – христианство. Заложили ведическую индийскую, трипольскую,этрусскую, хеттскую, критско-микенскую и греческую и цивилизации. Славяно-арии уже более 5тыс лет имели письменность от которой произошли письменность многих стран евроазии , они оставили бесконечное множество ценнейших письменных источников .

МИФ ТРЕТИЙ:- «ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА» – как будто создана неизвестными народами.

Генетики установили, что «Триполье» цивилизация арийского происхождения, прямые потомки «трипольцев» и сейчас живут, и разговаривают на диалектах русского языка.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ – «МОНГОЛЬСКОЕ ИГО» НА РУСИ ОТПЕЧАТАНО В ГЕНЕТИКЕ СЛАВЯН.

Никаких следов присутствия «монгольских генов» у славян генетики не нашли –до75% мужского населения россии, украины, белоруссии имеют четкое генетическое доказательство происхождения от прапредка рода R1a жившего более 3500 лет назад. Кроме того прямые родственники принадлежащие роду R1a находятся в индии, киргизии , германии, балканах , даже на островах англии и многих других стран в которых проживали в разные времена Славяно-арии, которых сейчас на планете более 500млн.чел.

МИФ ПЯТЫЙ:- ЕВРЕИ ВЕДУТ СВОЙ РОД «ОТ АВРААМА»

Генетическая практика установила, что, те кто считает себя «биологическим евреем», ходит в синагогу, проповедует сионизм, может оказаться по крови восточным славянином -арийцем , тюрком и даже китайцем. Всего из 18 родов –гаплогрупп у нынешних евреев встречаются семь.

Источник: www.kramola.info

pandoraopen.ru

Древние арии и их переселения на юг. Общество и культура древних ариев

Древние арии и их переселения на юг. Общество и культура древних ариев

С конца II тыс. до н. э. и по сей день население Ирана и Индии в большинстве своем этнически происходит от особой ветви индоевропейцев – носителей языков индоиранской группы индоевропейцев, делящейся, в свою очередь, на две подгруппы – иранскую и индоарийскую. К концу III тыс. до н. э. индоиранское этноязыковое единство еще существовало и занимало пространство степей, тянущихся от Дуная до Алтая через Северное Причерноморье и современный Казахстан.

В конце III – начале II тыс. до н. э. внутри этого единства обособились друг от друга протоиранская и протоиндоарийская племенные общности. Общим самоназванием их было «арии» (досл. «ритуально чистые, лучшие люди»). Древние арии этого времени были скотоводами, стоявшими на предгосударственной стадии развития. В течение II тыс. до н. э. они несколькими волнами расселились на юг, заняв территории Ирана и Северной Индии; при этом следует думать, что иранцы попали в Иран скорее через Кавказ, чем из Средней Азии. Более подробную картину их переселений можно воссоздать только гипотетически. По-видимому, в нач. II тыс. до н. э. предки индоариев расселялись в западной части степей, в Предкавказье (где в то время господствовала катакомбная культура), а предки ираноязычных племен – на востоке. Судя по «Авесте», священной книге зороастрийцев, изначально известный иранцам мир простирался от Волги через степи до Амударьи и Алтая; это огромное пространство делилось на семь частей, центральной из которых была Хванирата – родина самих иранцев.

В XVIII–XVII вв. до н. э., как показывают данные раскопок, происходит массовое смещение племен через Кавказ на юг, по маршруту Предкавказье – Северный Иран – далее на восток вплоть до Инда. Решающую роль в этом переселении сыграли, по-видимому, протоиндоарии Предкавказья; на своем пути они разоряли аборигенов Ирана и гнали их перед собой; те, смещаясь на восток, теснили друг друга и вызывали новые цепные переселения. В итоге возникла полоса индоарийского расселения, простиравшаяся от Кавказа через северо-центральный Иран и Афганистан до рубежей Индии, которых достигли передовые отряды индоарийской миграции.

По дороге некоторые группы индоариев отстали от основного потока; в частности, одна из них попала на Армянское нагорье и поселилась на Верхнем Евфрате, у рубежей Верхней Месопотамии, где ее и фиксируют под названием «воины манда» переднеазиатские источники XVIII–XVII вв. до н. э. (в науке они известны как переднеазиатские арии). Отсюда арии-манда, вступая в симбиоз с хурритами, глубоко проникают в Переднюю Азию. За верхнеевфратской областью ариев сохранилось название Манда, и правивший ею много веков спустя армянский княжеский род назывался по ней Мандакуни. Другая часть индоариев так и осталась в Предкавказье и существовала там еще в античную эпоху (как показали исследования О. П. Трубачева, реликтовыми индоариями были хорошо известные по античным источникам синды и меоты).

В результате во второй четверти – середине II тыс. до н. э. зона протоиндоарийского расселения лежит в основном к югу от линии Кавказ – Каспий, а протоиранская – к северу от этой линии. В это время их языки и разошлись окончательно. Для степи это время существования двух главных археологических культур – многоваликовой в степях к западу от Урала – Волги и андроновской на территории Казахстана; последнюю надо приписывать общеиранскому этнокультурному единству.

В XVI/XV–XIV вв. до н. э. происходит второе крупное переселение древних ариев примерно по тому же циркумкаспийскому маршруту, что и первое: андроновские племена продвигаются из-за Волги на запад и, смешиваясь с местными племенами, образуют здесь особую срубную культуру (в то время как к востоку от Волги продолжается собственно андроновская традиция). Одновременно ираноязычные племена распространяются из-за Кавказа в северо-западный и северный Иран (принося с собой начало железного века в Иране и характерную серую керамику), а оттуда – на восток вплоть до позднейшей Бактрии (само название которой означает по-ирански «восточная страна», так что сюда иранцы пришли с запада) и долины Амударьи. Вероятно, именно под их постепенно усиливающимся давлением индоарии и смещаются в Северную Индию в XIV–XIII вв. до н. э. В Иране индоарии были в основном вытеснены или ассимилированы своими пришлыми ираноязычными родственниками, хотя на стыке их ареалов сохранялась широкая полоса чересполосного иранско-индоарийского существования и симбиоза.

В итоге этого второго цикла арийских миграций расселение ираноязычных племен приняло следующий вид, сохранявшийся в общих чертах в конце II – начале I тыс. до н. э. К востоку от Урала и Волги обитали носители андроновской культуры – предки скифо-сакских племен, известных прежде всего по античным данным, и племен «тура», о которых повествует «Авеста». К западу от Урала и Волги обитали носители срубной культуры, которых греки обобщенно именовали киммерийцами. Большая часть западно-центрального и северного Ирана была занята общностью, из которой позднее вышли мидийские и персидские (западноиранские) племена.

В регионе Амударьи – Хильменда обособилась группа племен, известная в науке под названием авестийских ариев (сами себя они называли «арья», свою территорию – Арйанам-Вайджа, т. е. «Простор Ариев», и Арйошайана, т. е. «Страна Ариев»). Именно с ними происходили события, отраженные в «Авесте», ядро которой формировалось в их же среде. Авестийские арии были потомками передовой части того же миграционного потока, основная часть которого, оставшаяся в центральном Иране, была представлена мидо-персидскими племенами. Однако авестийские арии, продвигаясь на восток, оторвались от своих западноиранских родственников и оказались отделены от них областями юго-восточного Прикаспия с аборигенным неиранским населением и соляной пустыней Дешт-и-Кевир. Это не позволяло авестийским ариям поддерживать контакт с ираноязычными племенами плато, и в следующие века их история развивалась двумя независимыми потоками.

В результате постепенной ассимиляции аборигенного населения Ирана ираноязычными племенами все пространство между Тигром, Индом и Амударьей около середины I тыс. до н. э. стало именоваться Арйана. Поздней формой этого слова и является современное Иран.

Для ранних иранских обществ характерно одно и то же, восходящее к общеиндоиранской практике деление на три наследственных сословия – жрецов, воинов и рядовых общинников – скотоводов и земледельцев. В племенных союзах подобные роли часто играли целые племена: так, в союзе мидян жреческие функции были монополизированы племенем магов (откуда пошло европейское значение этого слова).

Согласно религиозным представлениям индоиранцев боги четко делились на два класса – дайвы и ахуры (индийск. асуры), в какой-то мере противопоставленные друг другу (такое деление известно во многих мифологиях, в том числе шумеро-аккадской). К концу II тыс. до н. э. у индоариев, а независимо от них и у иранцев это деление было осмыслено как ценностное: боги одного из классов стали рассматриваться как «добрые» (распространяющие радость, жизнь, созидание), а другого – как «злые» (насаждающие смерть, страдания и разрушения). При этом иранцы расценили ахур как добрых богов, а дайвов – как злых, а индоарии – наоборот. Соответственно, наиболее могущественные и однозначно благодетельные боги зачислялись разными народами в разные категории (например, Митра, бог Солнца, у иранцев относился к ахурам, у индоариев – к дайвам).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Арии Википедия

Не следует путать с арийцами — лженаучным термином.

А́рии (авест. airya-, др.-инд. ā́rya-, др.-перс. ariya- или ари́йцы[1] (также индоиранцы[2]) — название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские народы.

В лингвистике под ариями (или индоиранцами) имеются в виду только две группы индоевропейцев: все народы, говорящие на языках индоарийской группы, и все ираноязычные народы[3].

Этимология

Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропейской форме *ar-i̯-o-, отражённой, по всей вероятности, также в др.‑ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный» слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам — др.-инд. anā́rya-, авест. anairya- «не-арий», «чужак».

Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o-, начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí «друг», «враг», «чужестранец»)[4].

Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a-) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ā́rya-) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá-, то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др.-инд. aryaman-, авест. airyaman-) — Арьяман, букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.

Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- («товарищ») и с арм. ari («ари» — «мужественный»). Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. ′arj «родственник», «товарищ»)[5][6].

Между тем, Иллич-Свитыч, опираясь на то, что сама морфология слова не соответствует индоевропейской структуре (начальное a- вместо ожидаемого ларингала *He-, наличие двух сонантов подряд), выводил пра-и.е. *ar-i̯-o- напрямую из семитских языков (ср. др.-евр. ḥōrim «знатные», «свободнорожденные» и др., корень ḥ-r-r «освобождать»)[7].

Использование в древности

В древнюю эпоху термин *a/āri̯a- (арий/арья) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык — родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства, который с течением веков только усугублялся. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арья окружающих народов такого же арийского происхождения, родственная связь с которыми в данной общности перестаёт осознаваться, а с другой — постепенное забвение этого этнонима и вытеснение его более локальными самоидентификациями.

В Индии
В Ведах

Для ведической литературы характерно использование ārya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведийскую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» (дасы), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три «дваждырождённых» варны (брахманы, кшатрии и вайшьи), противопоставленные шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно вайшьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.

В Ригведе этноним упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhavaḥ (Семиречье, реки Пенджаба) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turvaśa и Pūru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю Харьяну, где возвышается племя Bhārata[8][9][10][11]. Значение слова ārya- всё больше связывается с ведийским религиозным культом, появляется понятие vratya- («отступники») — группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед.

В эпоху смрити

В более поздней санскритской литературе появляется понятие Арьяварты (Āryāvarta, «страна ариев»), сердце брахманистской цивилизации. Согласно Законам Ману, Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного[12], то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и прежде всего междуречье Ганга и Джамны.

Если для эпохи Ригведы западная граница арийского мира неясна и, возможно, некоторые из перечисленных в этом памятнике арийских племён относились скорее к близкородственным иранским народам, то в эпоху смрити западные народы (иранцы) уже не рассматривались в качестве соотечественников и к ним не применялось обозначение арии.

Сам термин ārya- на протяжении эпического периода продолжает употребляться в этническом значении («благородный дваждырождённый индиец»), хотя его значение всё больше смещается в этико-религиозную сторону, начиная с Рамаяны и Махабхараты эпитет арья (ārya-) означает прежде всего «благочестивый», «достойный» и прилагается к разным персонам в зависимости от их поведения и образа жизни.

В буддизме

В буддистской литературе ārya (пали ariya) в значении «благородный», «святой» употребляется даже чаще, чем в индуистской. Буддистское учение часто именуется ariyassa dhammavinayo «благородная дхарма и виная», четыре благородные истины — cattāri ariyasaccāni («четыре арийские истины»), восьмеричный путь — ariyamagga («арийский путь»), сами буддисты — ariyapuggala («арийские люди»), а их противники — anārya («неарии»)[13]. В некоторых текстах говорится, что ārya dharma (учение Будды) было проповедано всем: ариям (ārya), дасью, дэвам, гандхарвам и асурам.

В иранском мире
В древнеиранскую эпоху

В Авесте широко используется имя (airya-) в качестве этнической самоидентификации создателей памятника: airyanąm «из ариев» (о стрелке Эрехше), airyå daiŋʹhāwō «арийские страны», airyābyō pāδaēbyō «от арийских мест», airyō.šayanəm «обиталище ариев» и др., а также легендарный airyanəm vaējō «Аирьяна Ваэджо», «Эранвеж» (ср. также название горы airyō.xšuθa- «арийское удовлетворение»).

Не совсем ясно, какой именно круг народов включался в ариев. Михр-яшт, 13-14 включает в Аирьошаяну (обиталище ариев) шесть стран: Ишкату и Поуруту (в горах Гиндукуша), Моуру и Харою (Мерв и Герат), Гава-Сугду и Хваиризем (Согдиана и Хорезм). Видевдад 1 перечисляет 16 «наилучших стран», начиная с Аирьяна Ваэджо, не именуя правда их прямо «арийскими». В них включаются и некоторые области Западной Индии. С другой стороны, в Авесте уже встречается перечисление пяти «народов»: ариев (airya-) — самоназвание создателей Авесты — и противопоставленных им туирьев (tūirya-), саиримов (sairima-), саини (sāini-) и дахов (dåŋha-), при этом последние четыре также относятся к ираноязычным (то есть арийским) народам. Из этого авестийского концепта в дальнейшем выросло противопоставление Ирана (то есть земли ариев, см. ниже) и Турана.

В древнеперсидских надписях этноним ariya- используется в трёх контекстах:

Древним грекам также было известно общее название иранских народов: «арии» (ἄριοι) — о мидийцах[14], «арийский (ἄρειον) род» — о магах и их пастве[15]. Из греческих источников известно также прилагательное *aryāna- (авест. airyana-) «арийский», «ариец»: Ἀρειανοί— народ, к которому принадлежал Зороастр[16], Ариана (Ἀριανή)[17] (страна ариев, Иран), например у Страбона: «Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев[18][19] и согдийцев на севере; ибо они разговаривают на почти одном и том же языке, однако с небольшими различиями»[20].

В среднеиранскую эпоху

Кушанский царь Канишка в составленной на бактрийском языке Рабатакской надписи называет сам язык надписи «арийским» (αριαο)[21].

Представление об ариях как этнической общности пережило парфянский период (династия Аршакидов), что видно из парфянских версий надписей Сасанидов, где царь именуется šāhān šāh aryān «царь царей ариев (MLKYN MLKʾ ʾryʾn)», хотя сведений, что так себя называли сами Аршакиды, нет.

В среднеперсидском языке этноним ариев развивался с эпитезой: *arya- > *airya- > ēr (ʾyr), множ. числ. ērān (ʾyrʾn) «иранцы», «благородные». При этом к этнической коннотации добавляется религиозная, ēr по сути становится синонимом слову weh(dēn) «следующий Благой (Вере)», «зороастриец», противопоставленным термину anēr «неарий», «незороастриец». Ранние Сасаниды именуют себя ēr māzdēsn (ʾyr mʾzdysn) «арий, почитатель Мазды»[22].

При этом Сасаниды выносят вперёд политическое значение этнонима и впервые формулируют идею «Иранской империи» — парф. aryānšahr (ʾryʾnḥštr), ср.перс. ērānšahr (ʾylʾnštr) < др. иран. *aryānām xšaθra- «Царство ариев», именуя себя «царь Эрана и Анерана» (ариев и неариев) — ср.перс. šāhān-šāh Ērān ud Anērān (MLKʾn MLKʾ ʾyrʾn W ʾnyrʾn), др.-греч. βασιλεύς βασιλέων ἀριανων. Термин Эран (совокупность ариев, арийские земли) широко используется в новой титулатуре чиновничества, в топонимах, в религиозной и политической пропаганде[23].

В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ — аланы (*alān < др.иран. *aryāna-). Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.

Современные рефлексы

Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.

В нуристанских языках

В нуристанских языках, локальных языках архаичных племён Пригиндукушья, рефлексы этнонима *ari̯a- неизвестны. Более того, не совсем ясно, именовали ли себя ариями ариоязычные предки нуристанцев.

В Индии

В Индии сохраняется книжное («учёное») употребление санскр. ārya- в религиозном значении «благочестивый», «придерживающийся дхармы», иногда используемое (под западным влиянием) в националистическом смысле, например, в названии основанного в 1875 г. общества Арья-самадж.

Живое употребление бывшего этнонима сохранилось, по иронии судьбы, в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами в ayya — уважительном обращении к человеку.

В иранском мире

Сасанидский концепт «Арийского царства» (ērānšahr) находит продолжение в современном названии страны Иран (перс. ایران‎ [ʔiˈɾɒn]), тадж. Эрон). Последнее было принято как официальное только в 1935 г. До этого имя Иран бытовало как неофициальное название обширного этнокультурного региона (т. н. «Большой Иран»), что прежде всего поддерживалось популярностью национального иранского эпоса Шах-наме (X в.), где описывается противостояние оседлого Ирана и кочевого Турана, продолжающих авестийские airya- и tūirya-.

От имени Ирана происходит самоназвание современных жителей страны: ایرانی [ʔiˈɾɒni]). перс. آریا‎ [ʔɒrjɒ]) «арий» представляет собой «книжное» слово, имеющее недавнее историографическое происхождение.

Рефлекс аланского (то есть «арийского») самоназвания в виде «аллон» сохранилось у осетин только в нартском эпосе и других жанрах национального фольклора[24][25][26][27]. Предполагаемое иногда как рефлекс *arya- самоназвание осетин-иронцев (ир, ирæттæ), как считает Абаев, имеет субстратное происхождение и никак не связано с ариями[28]. Однако с точки зрения Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана Я. Харматтой (англ.)русск., Г. Бейли (англ.)русск., Р. Шмиттом (нем.)русск.и А. Кристолем, осетинский этноним восходит к др. иран. «arya»[29][30][31]. В свою очередь Дж. Чёнг, соглашаясь с Абаевым в отношении критики этимологии Миллера и развивая позицию Р. Бильмайера, сопоставляет «ир» с древнеиранским «uira» (человек, мужчина), авестийским «vira» (мужчина, воин), согдийским «wyr» (мужчина, муж), ягнобским «vir» и санскритским «vira» (мужчина, герой)[29].

В финских языках

В финских языках orja означает раба и представляет собой инверсию слова, что отражает взаимодействие древнефинских племен с древними ариями фатьяновской культуры.

Употребление термина «арии»/«арийцы» в XIX — начале XX веков

Слово арий в трудах европейских исследователей в XIX веке (в связи с установленным в начале XIX века генетическим единством индоевропейских языков, выявлением ряда общеиндоевропейских мифов и т. п.), было ошибочно принято за самоназвание всех древних индоевропейцев. Особую известность оно получило во времена нацистской Германии, идеологи которой часто употребляли его в расовом смысле. Идеологи нацизма считали, что «северные народы» (которые также называют «германскими народами») представляют собой идеальную и чистую расу — истинных арийцев[32].

С конца XX в. тема о «древних ариях» часто развивается в стиле фолк-хистори в рамках неакадемических исследований и неофашизма[33].

Расовые теории

Арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино, который, выделив три основные расы по цвету кожи (белую, жёлтую и чёрную), считал высшей расой белую, а внутри неё на высшее место ставил «арийцев». Современная наука отвергает арийскую теорию как ненаучную.

См. также

Примечания

  1. ↑ Арийцы // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  2. ↑ Редин, Дмитрий Алексеевич. Историческая наука на рубеже веков. — Екатеринбург: Уральский государственный университет имени А. М. Горького, Исторический факультет, Научно-педагогическая лаборатория «Волот», 2000. — С. 31.
  3. ↑ Клейн Л. С. Глава III. Арии и протоарии // Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. — СПб., 2007. — С. 54. — 226 с.
  4. ↑ Бенвенист, Эмиль. Словарь индоевропейских социальных терминов. — М.: Прогресс-Универс, 1995. — С. 240—242. — ISBN 5-01-003860-9.
  5. ↑ Szemerinyi, O. Structuralism and substratum — Indo-Europeans and Semites in the Ancient Near East // Lingua: An International Review of General Linguistics. — 1977. — Т. 13, № 1-29. — С. 122. — ISSN 0024-3841.
  6. ↑ протосемит. *ʔary-
  7. ↑ Иллич-Свитыч, В. М. Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты // Проблемы индоевропейского языкознания. Этюды по сравнительно-исторической грамматике индоевропейских языков. — М.: Издательство «Наука», 1964. — С. 7.
  8. ↑ Массагеты / Гавритухин И. О. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 296—297. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
  9. ↑ Иссык / Кузьминых С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 95. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.
  10. ↑ Андроновская культура / Косарев М. Ф. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 741. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  11. ↑ Бхаратаварша // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 445. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  12. ↑ Ману-смрити, 2:22
  13. ↑ Donald Robbins. First In Its Buddhism Field - 309 Success Secrets. — Emereo Publishing, 2015. — 206 p. — ISBN 1488833338.
  14. ↑ Геродот. История, 7.62
  15. ↑ Евдем Родосский
  16. ↑ Диодор Сицилийский. 1.94.2
  17. ↑ Ариана / Дандамаев М. А. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 207. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  18. ↑ Бактрия / Кошеленко Г. А., Фраёнова Е. М. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 681—682. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  19. ↑ Бактра // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 680. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  20. ↑ Страбон. География, 15.8
  21. ↑ N. Sims-Williams. Further notes on the Bactrian inscription of Rabatak, with the Appendix on the name of Kujula Kadphises and Vima Taktu in Chinese // Proceedings of the Third European Conference of Iranian Studies held in Cambridge, 11th to 15th September 1995. Part 1: Old and Middle Iranian Studies / N. Sims-Williams, ed.. — Wiesbaden, 1998. — P. 79-92.
  22. ↑ Gherardo Gnoli. ĒR, ĒR MAZDĒSN
  23. ↑ G. Gnoli. IRANIAN IDENTITY ii. PRE-ISLAMIC PERIOD
  24. ↑ Чёнг, 2008, с. 210.
  25. ↑ Арии — статья из Большой советской энциклопедии. Э. А. Грантовский. 
  26. ↑ В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка
  27. ↑ Encyclopedia Iranica, «Alans», V. I. Abaev, H. W. Bailey
  28. ↑ В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка, Т. 1, стр. 576
  29. ↑ 1 2 Чёнг, 2008, с. 271.
  30. ↑ Г. Бейли (англ.)русск.. Arya, an ethnic epithet in the Achaemenid inscriptions and in the Zoroastrian Avestan tradition. Encyclopædia Iranica. Проверено 21 октября 2014. Архивировано 21 октября 2014 года.
  31. ↑ Р. Шмитт (нем.)русск.. Aryans, self designation of the peoples of Ancient India and Ancient Iran who spoke Aryan languages. Encyclopædia Iranica. Проверено 21 октября 2014. Архивировано 21 октября 2014 года.
  32. ↑ Widney, Joseph P. Race Life of the Aryan Peoples Race Life of the Aryan Peoples. In Two Volumes. — New York: Funk & Wagnalls, 1907.
  33. ↑ Дмитриевский, Станислав. Куда идут мастера фолк-хистори? Часть 2. Свободная пресса — Нижний Новгород, № 50 (1608) (14 мая 2010). Проверено 26 декабря 2017.

Литература

  • Арии / Вигасин А. А. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 209. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  • Арии / Грантовский, Э. А. // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
  • Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. — М.: Мысль, 1974. — 206 с.
  • Кривошеев С. Истинные арийцы: Тюменские историки считают, что нашли прародину легендарных ариев. Итоги, № 32 (530) (7 августа 2006). Проверено 26 декабря 2017.
  • Кузьмина Е. Е. Арии — путь на юг. — М.: Летний сад, 2008. — 560 с.: илл.
  • Встает забытый мир// Знание — сила. 1978. № 4.
  • Чёнг Дж. Очерки исторического развития осетинского вокализма = Studies in the Historical Development of the Ossetic Vocalism By Johnny Cheung / Под ред. Ю. А. Дзиццойты, Перевод с английского Т. К. Салбиева. — Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2008.

Ссылки

wikiredia.ru

Древние арии Приуралья - Северный ветер

http://tainy.net/wp-content/uploads/2010/09/arkaim_big1.jpg

К тому времени, в научных и оккультных кругах спорили о том, где же искать родину индоевропейцев, где же тот исток, откуда произошли многие народы Евразии. Ведь уже давно стало ясно, что у многих европейских народов, а также у народов Индии, Персии и большей части Азии когда-то был единый источник – загадочный народ - “праиндоевропейцы”. Изучались древние источники, легенды, сказания, снаряжались экспедиции на Урал, Тибет, в Алтай и т.д. Многие мечтали найти остатки страны, где жила легендарная белая Арийская раса. Души и умы людей стремились к истинному, глубокому осознанию своих истоков. К тому частично утерянному древнему сокровенному знанию, коим владели древние арии.

 

Даже в самые древнейшие времена люди старались понять свое место на земле, старались понять всеобщую картину мира. Мы можем образно сказать, что человечество началось не с изобретения каменного рубила, а с оформления мировоззрения, с осознания себя и себе подобных частью космического мироздания. И в древности и сегодня человек не может жить без осознания картины мира. В этом психологическая предопределенность человеческого мышления. Организующая сила картины мира огромна, и не важно, догадываемся мы об этом или нет. Мышление древнего человека было очень конкретно. Картина мира, созданная им, распространялась не просто на абстрактную далекую Вселенную. Она должна быть построена в виде реальной модели и быть рядом здесь же, и человек должен жить в этой Вселенной, в ее космических кругах и квадратах.

http://bialczynski.files.wordpress.com/2010/02/0-n-arkaim2.jpg?w=600&h=510

Как всегда, все великое приходит неожиданно... В 1987 году аркаимская долина на южном Урале должна была быть затоплена с целью создания водохранилища для орошения засушливой степи. Здесь, в самом сердце долины и находились те самые загадочные круги. Археологам дали год, чтобы разведать местность на предмет ископаемых ценностей. Вскоре после того, как лопатка археолога вскрыла несколько деталей непонятных кругов, стало ясно, что это настоящая сенсация! Сразу же началась борьба за спасение Аркаима – так назвали остатки величественного города, коим оказались эти загадочные круги. И – ни много, ни мало – это были остатки города, где когда-то жила та самая легендарная арийская раса. Оказалось, что возраст Аркаима почти 40 веков…

/800/600/http/vsetke.ru/images/8d3aad7c89fb0f5f/3ba052d5a287bd5ded9644bde2f9bc1d.jpg

На спасение Аркаима поднялась вся общественность и случилась вещь почти нереальная – остановилось многомиллионное строительство ради археологической находки! Это было настоящим вмешательством судьбы.

В Индию в 3 тысячелетии до н.э. пришла раса высоких, светлокожих людей – ариев. Они принесли Ригведу – самую древнюю из Вед, и заняли высшее положение в обществе, благодаря владению уникальными знаниями и технологиями. В древней Персии в то же время появился зороастризм, учение пророка Заратуштры, принесенное той же арийской расой. Кем они были, откуда пришли, где получили знания? «Быть может, в то время Боги еще жили среди людей…» Так говорят древние легенды.

http://www.arkaim-center.ru/pics/uploads/gubin1.jpgВ древнем мире строили обсерватории особого рода. Их называют пригоризонтными. Там не было сложных приборов, но астрономические наблюдения проводились очень точно. Аркаим как раз такая обсерватория, причем самая сложная из всех, известных сегодня человечеству. Его конструкция – огромный гороскоп, содержащий 12 знаков Зодиака, точки весеннего и осеннего равноденствия, восходов и закатов Солнца и Луны, зимнего и летнего солнцестояний.

Аркаимцы знали даже о явлении прецессии. Это медленное движение земной оси по круговому конусу с периодом в 25786 лет, и оно здесь отображено очень точно. А еще Аркаим расположен на 52° северной широты. Считается, что именно на ней можно наблюдать максимальное количество астрономических явлений, связанных с восходами и заходами светил. На этой же широте находится знаменитый Стоунхендж, и они ровесники. Только Аркаим сложнее!

Конструкция Аркаима поражает. Он выстроен по заранее созданному плану как единый сложный комплекс, напоминающий Мандалу – квадрат, вписанный в круг. В древних текстах круг символизирует дух, Вселенную, квадрат – Землю, материальный мир. При строительстве Аркаима создавалась малая Вселенная. Весь город выполнен в единой системе координат. Он строго ориентирован по сторонам света с такой точностью, что конкуренцию ему в древнем мире могут составить только некоторые пирамиды Египта.

http://www.spaceoflovemagazine.com/images/arkaim2.jpg

Крепостные стены – это деревянные срубы, заполненные кирпичом. Внутри них подземные лабиринты с глубокими ловчими ямами. Все жилища примыкали к стенам как дольки и имели выходы на главную кольцевую улицу. В каждом из них был колодец, печь и специальный сток для воды. Город имел настоящую ливневую канализацию! В центре находилась ритуальная площадь почти квадратной формы.

http://pda.coolreferat.com/ref-1_268199731-20958.coolpicАркаим снаружи был красив – идеально круглый, с высокими башнями, горящими огнями и наружными стенами, облицованными цветным кирпичом.  Крепость состояла из двух кольцевых стен – внешней, посвященной Солнцу, и внутренней – Луне. Входящему в город нужно было повторить путь, который проходит Солнце. Четыре входа Аркаима образовывали рисунок «правильной» свастики. Этот сакральный знак использовали древние Индия, Русь, Китай, Египет, Майя как символ света и развития.

Свастику можно видеть на старых православных иконах. Свастика – символ Солнца, удачи, счастья, созидания (“правильная” свастика). И, соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение, “ночное Солнце” у древних русичей. Как видно из древних орнаментов, в частности на арийских кувшинах, найденных в окрестностях Аркаима, применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл. День сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть– и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому, в древности не было “плохих” и “хороших” свастик – они воспринимались в единстве. (как “Инь” и “Янь”, например). Обратная свастика у древних означала тьму и разрушение. К слову, фашисты взяли на вооружение как раз ее. В Аркаиме применялись обе свастики, не было «плохого» и «хорошего» – было единство всего, как «Инь» и «Янь». День – ночь, свет – тьма, рождение – смерть. Это естественный порядок вещей во Вселенной.

http://timmon.moy.su/_bl/0/38181.jpg

В каждом жилище, кроме колодца, были еще печь и куполообразное хранилище. К ним из колодца шли две земляных трубы. Зачем? А вы заглядывали в колодец? Из него всегда «тянет» холодом. Так вот, одна из труб подавала холодный воздух в хранилище. Это был холодильник!

А во второй трубе тот же воздух создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов! Печь была металлургическая! Многочисленные медные изделия, найденные в могильниках, подтверждают, что здесь было немало искусных мастеров кузнечного и литейного дела.

http://www.lvovich.ru/images/place/arkaim_3.jpg

У аркаимцев сложное отношение к воде: вода с неба – это одно, в колодце для печи – другое, в колодце для питьевой воды – третье. В каждом доме по два – три колодца и деревянный, обмазанный глиной водопровод. Каждые 30м. – ливневые водосбросы – колодцы, куда сбрасывалась вода. Перед каждым колодцем – очистительные сооружения: гребни из глины и дерева и канавки, в которых задерживалась грязь, т. к. в колодец вода должна литься чистая.. Ливневая канализация перекрыта мостовой. Таким образом получается круговая улица. К внешнему рву пристроены дома. Оборонительная стена пристроена к стене рва. Это сектор. Радиальная стена одновременно и улица, т. к. по верху ходили. Высота радиальной стены – 3,5 м. Между оборонительным сооружением и улицей – мост.

По крышам жилищ Аркаима проходила верхняя улица для пешеходов и… колесниц! Настоящих. Потому что самые древние колеса и колесницы были найдены здесь, в захоронениях. А еще бронзовые ножи, топоры, жесткая узда с шипами, изображения и скелеты лошадей. Они указывают, что здесь жили не только кузнецы, астрономы, но и воины-колесничие.

http://www.southural.ru/photos/photos/656.jpg

Материальная культура здесь обычная, так что и показывать здесь особо нечего. Вещей много – керамика с узорами и свастикой, но все это стандартные вещи. Здесь встречается только скульптура – это каменная зооморфная и антропоморфная пластика: люди, лошади, бобры. Но эта скульптура вся прячется, ее нет ни на поселениях, ни в могильниках. Это как у Тура Хейердала на острове Пасхи мелкая пластика, исключительно домашние, тайные святилища. Их выпахивают на полях, находя по 2-3 скульптуры в год. И каждый раз это шедевр, но это искусство еще не открытое.

Сейчас на территории Челябинской и Оренбургской областей, Башкортостана и Северного Казахстана обнаружены несколько десятков поселений аркаимского типа. Их возраст 3,8-4 тысячи лет. Эти поселения эпохи бронзы назвали «Страной городов». Города были удивительно похожи. Строились в форме овала, круга или прямоугольника, но всегда по типовому проекту. Считается, что они были духовными центрами, где жили жрецы, а на священные празднества собирались соплеменники со всей округи. Города также были производственными фабриками. Есть мнение, что они возникли здесь из-за доступных медных руд. Металл, орудия, украшения шли на «экспорт» далеко за пределы края. Но больше всего в «Стране городов» поражает ее удивительная духовность.

http://www.arkaim-center.ru/pics/uploads/veschi7.jpghttp://www.arkaim-center.ru/pics/uploads/FALAR.jpg

Гомеровская Троя моложе Аркаима на 500 лет. Диаметр стен Гомеровской Трои -179 м., а диаметр стен на Аркаиме – 170 м., — это без хозяйственной части. С хозяйственной частью, то есть с загоном для скота, — это еще плюс 25 м в округе. Южный мир сооружался из камня. В Стране городов камень использовался очень редко. В Аркаиме камня нет совсем, за исключением менгиров.

Философия «Страны городов» строилась на трех культах: Огня, Солнца и Героя. Это – индо-иранская религиозная система, истоки зороастризма. Аркаимцам был открыт весь физический и духовный мир. Но главной была не роскошь, а жизнь в гармонии со Вселенной.

Поскольку и Аркаим и Страна городов связаны с конкретной группой индоевропейских племен, то вероятно предположить, что это были легендарные Арии. Для исторических реконструкций вполне правомерно использовать данные современного языкознания и древнего мифотворчества. В последнем случае речь идет о глубинных слоях Ригведы и Авесты. На Аркаиме через археологию везде прослеживается миф. Он отражается в погребальном и других обрядах, в форме колодца, в самой архетектурной конструкции Аркаима. Блестящий археологический материал Страны городов подвергает искушению заглянуть в духовный мир людей создавших уникальную культуру, которая внесла колоссальный вклад в мировую человеческую цивилизацию.

Культурные и этногенетические потоки, сконцентрированные на малой и плотно населенной площади «Страны городов», дали тот необычайный взлет мифологического мышления и ритуальной деятельности, которые зафиксированы археологически в поселенческой архитектуре, фортификациях и погребальных сооружениях. Вероятно, в этих условиях и были рождены древнейшие пласты «Ригведы» и «Авесты».

По мифам Авесты и Ригведы, в древности арии разошлись по всему миру с прародины, затонувшей в Северном Ледовитом океане. Царь Йима – первый правитель ариев, по приказу Бога пошел на юг и построил город по типу яйца – символа зарождения жизни во Вселенной. Аркаим («ар» – небо и «ка» – суффикс уменьшения или принадлежности) – это «маленькое» небо Йимы или двойник неба на Земле.  АРКАИМ («Аръ + Ка + И + Мъ») – «начало света душевного в продолжении мыслей», светлая сущность, продолжающая изначальные знания. Смысл слова подтверждает одну из версий, что здесь был один из научных и духовных центров Древнего Мира.

Аркаим расположен в зоне палеовулкана. Такие местности называют «Места силы». Да еще и 52 градус северной широты, на котором реальная форма планеты пересекается с воображаемой правильной. «Земля встречается с Небом». Здесь воздействие энергий и магнитного поля необычны, даже разрушительны, если не понимать, как с ними быть. Древние знали. Они знали, что нужно строить там, где соприкасаются пространства, открывая Окно в другой мир.

http://www.arkaim-center.ru/pics/uploads/gorshok.jpghttp://www.arkaim-center.ru/pics/uploads/NAKONECH.jpg

Жители Аркаима были прежде всего скотоводами-пастухами, но занимались и земледелием, варили металл, медь, знали секрет легирования, обрабатывали кожу и кость. На глинянной посуде сохранились многочисленные отпечатки растительных и шерстяных тканей. Аркаимцы были замечательными гончарами. Сколько знаний, умений и чувства вложено в орнаменты – древнейшие смысловые геометрические знаки, которые предшествовали письменности. Жители Аркаима успешно обрабатывали камень.Из вулканических пород изготавливали молотки и наковальни для горячей и холодной обработки металлических изделий. Из кварцитов и базальтов делали боевые топоры, из кремния и яшмы изготавливали наконечники стрел и копий. Некоторые из этих предметов использовали в качестве давильных камней для приготовления божественного напитка сомы.

Аркаимцы – это люди, для которых открыт весь физический и духовный мир. Для них он един и связан с Космосом. И не роскошь им нужна была, а духовная жизнь в гармонии со всей Вселенной. Человек и Вселенная в древности были неотделимы. Со Вселенной и через Вселенную человек осуществлял связь. Человек творил и строил Вселенную в планировке своих городов и могильников. Дома мертвых – могильники спланированны так же, как и жилье, как город, — та же центровая площадка, все могилы так же выстроены по кольцу.

http://lh4.ggpht.com/_dwUjtBFGhyk/SSHjxX9MbQI/AAAAAAAAC04/YYDWSCZpYdQ/s800/ZDANGU~5.JPG

На Аркаиме измерено сейчас практически все: все размеры сооружения, количество комнат и квадратных метров на человека, количество людей, детей, смертность, сколько женщина рожала, вплоть до группы крови. По группе крови, по антропологическим идругим признакам ученые определили, что это индоевропейцы. Современные комплексные исследования достаточно точны. Средний рост мужчины – 172 см., женщины – 168 см. Аркаимцы все имели прекрасное здоровье. Инфекционными болезнями не болели, кариеса не было. Питались животной и растительной пищей. Но средняя продолжительность жизни аркаимцев не велика – 30–35 лет, это из-за большой смертности детей и роженниц, но есть костяки умерших и в 60 лет. Средняя продолжительность существования самого Аркаима и ему подобных поселений из Страны городов – 200-300 лет.

http://lh5.ggpht.com/_dwUjtBFGhyk/SSHjHjTMo1I/AAAAAAAACxQ/hXagVtGGqPY/s800/IMG_4609.JPG

Согласно ведийскому мифу, первоначально был хаос. Какие либо элементы во Вселенной отсутствовали. Тогда не было ни сущего ни несущего, не было ни воздушного пространства, ни неба над ним, не было ни смерти ни бессмертия. Без дуновения дышало Единое и ничего кроме него не было. Начало творению дали воды. Из сгущения вод оформилось яйцо. Оно около года бесприютно колышется на волнах. Затем яйцо раскалывается на две половины- небо и землю.

Самой древней формой укреплений в Стране городов был яйцевидный овал. Затем появились круги и квадраты. По индоевропейской мифологии круг соответствует небесному началу, квадрат – земному. Итак, из яйца рождается небо и земля. Интересно, что этот миф о рождении Космоса очень похож на ситуацию появления зародыша и рождение ребенка. Многие специалисты- медики и историки культуры не исключают, что за этим всеобщим мифом стоит возможность древнего человека припоминать свое эмбриональное состояние до рождения.

http://www.arkaim-center.ru/pics/uploads/muzy.jpghttp://www.arkaim-center.ru/pics/uploads/gutkov.jpg

Из хаоса среди темных вод рождается человек. Из хаоса среди вод рождается Вселенная. Уже не в водных потоках люди строят свои Аркаимы – свои космическо- земные миры. Создавая свои города, люди бронзового века заново творили Вселенную. Это не прихоть. Это необходимый акт творения. Строительство Аркаима – это не просто создание домов и оборонительных стен, но это и особый ритуал. Строители должны были заново синтезировать Космос, повторяя все этапы его становления.Нужно было повторить все так, как было прежде, в некие мифические времена. Для жителей Аркаима ведущим геометрическим символом были круги. За ними стояли космические сферы и женское начало. Круги опоясывали квадраты – землю – ее мужскую часть.

План Аркаима очень похож на легендарную авестийскую вару, позднее в буддизме она переросла в понятие мандалы. Вара – это убежище, обитель праведников. Она противостоит хаосу и силам смерти. Согласно авестийскому мифу, вару создал культурный герой Йима в стране Ариев по указанию самого Ахура-Мазды. По Авесте, центральный круг предназначен для «огней ярких, пылающих и для семени». Второй круг предназначен для людей, а третий — для скота.

Йима Хшаита месил «глину ногами, разделял на куски руками... и сделал Йима вару длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам. Снес он туда семя мелкого скота, лошадей, собак, птиц, огней красных, пылающих. И сделал Йима ту вару... жилищем для людей... загоном для скота. Туда он провел воду по пути длиною в хатр; построил он там дом, свод, двор — место, закрытое со всех сторон» (Видевдат, II, 33 и сл.).

http://bialczynski.files.wordpress.com/2010/02/0-n-1arkaim.jpg?w=400&h=283

Вара — не конкретный город, а данное в позднем авестийском тексте Видевдате описание модели вселенной, воспроизводимой в земном микрокосме. Но сама мифологема могла возникнуть только в том обществе, где реально существовал прообраз «небесного града», т.е. в культуре населения евразийских степей XVIII-XVI в. до н.э.

http://bialczynski.files.wordpress.com/2010/02/0-3konstantinop.gifПамятники типа «круглого храма» были убедительно отождествлены К. Йеттмаром с авестийской варой, а сама вара истолкована этим ученым как место ритуальных собраний. Вара в иранской мифологии является творением Йимы, а Йима (Яма у индоиранцев) — первопредок и царь загробного мира. В варе совершались празднества в честь Йимы, длившиеся не один день, с применением хаомы и носившие оргиастический характер. Интересная деталь: в Аркаиме обнаружены следы металлургического производства. Известно, что металлургия у индоиранцев часто носила характер культового действа и ее тоже возводили к Йиме, а кузнецы занимали высокое общественное положение и были связаны и с воинской кастой, и с царской властью.

Вара, построенная для спасения людей первоцарем Йимой описывается в Видевдате (2, 27-41), как глинобитная крепость, служащая убежищем для людей, скота, растений и огня во время смертельных зим, снегопадов и наводнений. В авестийской религиозно-мифологической концепции она выступает своего рода аналогом библейскому «Ковчегу Завета». Начиная с первых переводов Авесты, в варе видели квадратное в плане укрепление «длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам». Однако позже иранисты обратили внимание на некоторые особенности устройства вары, которые заставили увидеть в ней не квадратное, а, скорее, круглоплановое сооружени.

[...]ЗДЕСЬ АВТОР ИСХОДНИКА САМОЗАБВЕННО ФИЛОСОФСТВУЕТ НА ТЕМУ «ВЕЛЕСОВОЙ КНИГИ», И Я ЭТО ОПУСКАЮ,поскольку в вопросах культурно-исторических профанаций такого рода я шовинист, инквизитор и зануда ;)[...]

Аркаим просуществовал всего 200-300 лет. Пожар, его уничтоживший – загадка. Необычность пожара в том, что он не стал неожиданностью для жителей. Они собрались и ушли. А потом город был сожжен. [...]

Аркаим сложнее нас, и наша задача — подниматься к его вершинам, не разрушая непонятное и непонятое...

den-king.livejournal.com