Пилон древний египет. Значение слова ПИЛОН в Словаре строительных терминов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое пилон? — в строительстве и не только. Пилон древний египет


Что такое пилон? — в строительстве и не только

Что такое пилон? — в строительстве и не только

Около 90% людей, услышав слово «пилон», установит моментальную ассоциативную связь со словом «стриптиз», имея в виду шест для эротических гимнастических упражнений. Но, во-первых, на нем выполняются не только эротические танцы, а во-вторых, прежде всего, это название, очевидно, подразумевает надежную опору, коим пилон и есть во всех отраслях, где он имеет место быть.

Пилоны в мостостроении

Но обо всем по порядку.

Пилон — что это такое?

Очевидно, древние египтяне, сооружая массивные пилоны при входе в храмы своих богов, и не подозревали, что возводят именно их, потому что это название пришло к нам из хронологически существовавшей в более позднее время Древней Греции и буквально переводится как «ворота».

Большинство египетских пилонов похожи друг на друга и отличаются только незначительными элементами и размерами, несмотря на то, что и возводились в разное время, и находятся в разных местах. Один в Карнаке, другие в Луксоре. И только пилон Рамзеса II на последнем снимке выпадает из общеегипетского архитектурного стиля.

А вот в Греции, пилон приобрел и другие функции, с которыми и остался в современном строительстве. Таким термином одарили не только массивные ворота при входе в монументальное сооружение, но и отдельно стоящие массивные столбы, чаще в форме усеченной пирамиды, и опоры арок и пролетов, как на суше, так и в водной стихии – опоры мостов также называются пилонами.

Схема опоры-пилона

Так что, пилон в архитектуре, почти утратив свое первоначальное значение, обрел несколько других – не менее значимых.

И все же в древности у пилона были задачи скорее эстетические, нежели утилитарные, и не только в Египте и Греции, но и в Китае.

Пилон в древности

Итак, где еще в малоэтажном строительстве и архитектуре встречаются пилоны, кроме выше обозначенных мест:

  • столбы железобетонных сборных или монолитных конструкций, каменные и кирпичные опоры перекрытий;
  • опоры-основания арочных сводов метрополитена, концертных и выставочных залов, культовых сооружений;
  • колонны при въездах на мосты;
  • столбы-колонны при входах в парки и скверы т.п.

Наибольшее разнообразие пилонов по функциям, внешнему виду, способу распределения нагрузок и функциональности присутствует в мостостроении.

Здесь пилоны часто служат не только опорой пролетов моста, но и основанием для навески натяжных тросов и прочее. И даже знаменитые башни тауэрского моста в Лондоне не что иное, как пилоны.

Опора для мостов

Пилон у тауэрского моста

А арки при въезде на него – и подавно.

Гимнастический пилон

Именно таким было первоначальное использование металлического шеста, закрепленного между полом и потолком. Хотя изначально – к примеру, в Индии – он был деревянным и еще не назывался пилоном.

Современный пилон делается из толстостенной трубы из полированной нержавеющей стали, имеет верхнюю и нижнюю опоры и механизм раздвижения для фиксации трубы в опорах.

Опоры могут жестко крепиться к полу и потолку, а могут не крепиться вовсе. В этом случае устойчивость снаряда обеспечивается усилием распора. Многие гимнастические пилоны не только имеют возможность вращаться, благодаря подшипникам в опорах, но и обладают возможностью регулировки усилия вращения.

Описывать процесс самостоятельного изготовления гимнастического пилона будет не очень корректно по отношению к основным читателям нашего сайта – домашним умельцам, а порекомендовать коротенькое видео монтажа этого устройства мы себе позволим.

Сам пилон не занимает много места в квартире, но места вокруг него должно быть достаточно. Это чуть ли не единственный сдерживающий фактор, объясняющий отсутствие такого снаряда в домашних гимнастических уголках. Но если у вас все же найдется возможность его разместить – польза для детей будет несомненная. При тренировках на шесте нагружаются практически все группы мышц.

А танцы – это почти гимнастика. И, если при этом не оголяться, то и стриптиза не будет.

Пилон в авиастроении

В авиастроении значение термина пилон знакомо в основном специалистам. Да и служит он там не совсем опорой, ведь на него не опирают предметы, а навешивают. Пилон в авиастроении – это устройство для подвешивания узлов, агрегатов и грузов.

Пилон а авиастроении

Грозное оружие крепится к самолету именно на пилонах.

Авиастроение и пилоны

И также на огромных мощных пилонах к крыльям самолета прикреплены турбореактивные двигатели.

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами ;)

Рекомендуем другие статьи по теме

stroi-specialist.ru

Архитектурный словарь - значение слова Пилон

(греч. pulwn – ворота, вход): массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов; башнеобразные сооружения с трапецевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы.

Смотреть значение Пилон в других словарях

Пилон М. — 1. Башня в виде усеченной пирамиды, воздвигавшаяся у входа в древний египетский храм. 2. Массивный столб или устой прямоугольного сечения, служащий опорой перекрытий,........Толковый словарь Ефремовой

Пилон — пилона, м. (греч. pylon - сени, портал) (архит.). 1. Колонна, столб, обычно со скульптурными украшениями, в воротах здания, у входа на Мост и т. п. Мост висит на цепях, перекинутых........Толковый словарь Ушакова

Пилон — (от греч. pylon - букв. - ворота, вход), 1) массивные столбы,служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов. 2)Башнеобразные сооружения в виде усеченных........Большой энциклопедический словарь

Пилон — — ворота, вход — массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов. Кроме того, башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид,........Исторический словарь

Пилон — - столб обычной прямоугольной в плане формы.Философский словарь

Пилон — пило́нмонументальное сооружение в виде усечённой пирамиды, имеющей в плане форму вытянутого прямоугольника. Воздвигались по обеим сторонам главного входа в древнеегипетские........Энциклопедия техники

Посмотреть еще слова :

Перевести Пилон на язык :

slovariki.org

Пилон - это... Что такое Пилон?

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход):

  • Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).
  • Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.
  • Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
  • Пилон в современном строительстве — прямоугольная в плане железобетонная колонна с вытянутым поперечным сечением, с соотношением сторон b/a<4 или hэт/b>4. [1]

Пилон (самолётостроение)

Пилон — конструктивный элемент, установленный на крыле воздушного судна (например, реактивного самолета), служащий для прикрепления гондолы двигателя, а также для крепления подвесного оборудования и внешних грузов (баков, вооружения и т. п.) к крылу воздушного судна.

Пилон для танцев

Пилон — это вертикально расположенный шест, вокруг которого танцуют стриптиз. На сегодняшний день существуют танцы у шеста, которые не содержат стриптиза.

См. также

Примечание

  1. ↑ СП 52-103-2007 "Железобетонные монолитные конструкции зданий", п.5.7.

dic.academic.ru

Архитектура Древнего Египта

В искусстве Фив, как обычно, видное место занимала архитектура. Храмы XVIII династии представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад храма был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном располагались два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находились открытый двор с портиками и само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки, кладовые и др. Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства широкое применение наряду с усилением роли колоннад и скульптур.

1 - Большой храм Амона-Ра;2 - Аллея сфинксов;3 - I пилон;4 - Храм Рамсеса III;5 - II пилон;6 - Гипостиль Сети I - Рамсеса II;7 - III пилон8 - IV пилон;9 - Зал зодчего Инени, V и VI пилоны;10 - Место храма Среднего царства;11 - Храм Тутмеса III;12 - Священное озеро;13 - VII пилон;14 - VIII пилон;15 - IX пилон;16 - X пилон;17 - Аллея сфинксов;18 - Храм Хонсу;19 - Храм Мут и священное озеро;20 - Храм Рамсеса III.

Рис. 1. Храмовый ансамбль в Карнаке. План.

К подобному типу храма относятся оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорскии. Первый из них был главным храмом Амона и верховным официальным святилищем страны (Рис. 29-1). Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший ценнейшим свидетелем истории Египта, так как на его стенах высекались летописи, изображения битв, имена царей. На стенах Карнака сохранились великолепные рельефы, изображающие фараонов, повергающих врагов перед богом Амоном-Ра, а в написанных тут же гимнах прославляется мощь царя, причем объявляется, что все победы он совершает благодаря помощи его "отца" - Амона:

"Пришел я и даю тебе поразить пределы всех земель, И вся вселенная зажата в горсти твоей!" -

говорит Амон-Ра в одном из таких гимнов фараону Тутмесу III.

Лучшие зодчие и скульпторы работали над созданием Карнака. Здесь стояло множество статуй, которые жертвовались в храм.

Только в одной кладовой Карнака было найдено 7779 каменных и свыше 17 тысяч бронзовых статуй и статуэток.

Первым крупным этапом в строительстве Карнака было сооружение в конце 16 века при фараоне Тутмесе I большого храма, построенного знаменитым зодчим Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона (Рис. 29-8). Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее - следующий пилон (Рис. 29-9), а затем - двор, обнесенный портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмеса I. В глубине двора было древнее святилище времени Среднего царства. Таким образом, храм Инени имел уже все основные черты храмовой архитектуры Нового царства. Это был гармоничный памятник. Искусная декорировка, не перегруженная излишними деталями, соответствовала четкости плана, и весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле. Недаром Инени пишет в своей автобиографии: „Я искал то, что было полезно... Это были работы, подобных которым не производилось со времени предков. То, что было мне суждено сотворить, было велико!".

Однако это стилистическое единство было нарушено добавлениями и перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны пристроили особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака явились работы, произведенные здесь при Аменхотепе III, когда зодчим Аменхотепом, сыном Хапу, был построен перед храмом новый огромный пилон (стр. 29-7), от которого к Нилу вела аллея .сфинксов. Все святилище было обнесено массивной стеной. В результате получился как бы новый храм небывалых еще в Фивах масштабов. Одновременно изменился облик и других святилищ Карнака, из которых особенно примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. В портиках, обрамлявших храм, стояли монументальные статуи богини Мут в виде женщины с головой львицы (одна из них, привезенная А. С. Норовым, находится ныне в Эрмитаже). Одинаковые заливы озера, которые, точно крылья, охватывали храм с боков, удачно сочетались с общей симметричностью его планировки. Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала продолжалась вдоль всего двора до пилона. Такая колоннада была важным нововведением. Как бы определяя путь торжественных процессий, она сливалась с начинавшейся от ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги, благодаря которой так выигрывало завершавшее ее здание храма. Сооружение подобной колоннады было тем более удачно, что она как бы продолжала линию дороги и внутрь храма, где пространство было теперь построено на постепенной смене этапов пути через залы вглубь, к молельне со статуей божества.

**************************************************************

Второе по размерам и значению фиванское святилище Амона - Луксорский храм, постройка которого продолжилась при фараоне Аменхотепе III на месте древнего святилища, считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников. Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти симметрично.

Большинство колоссов Луксорского храма, в том числе парадный, северный вход в виде огромного пилона, были возведены в XIII веке до нашей эры при одном из самых могущественных и знаменитых фараонов - Рамсесе II. Храм был посвящен божественной триаде - Амону, его жене Мут и их сыну Хонсу.

Перед храмом был выстроен двор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако этот двор не был достроен, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 м высотой с капителями в виде раскрытых папирусов.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей, так же как и использование большого числа колонн (всего в Луксоре их было 151). После Луксора все чаще стали применять в открытых дворах храмов портики с двойными рядами колонн.

Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший современник своего тезки - Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел центральную колоннаду, которая имеется в других

построенных им храмах и роль которой была столь плодотворна для последующего развития египетской архитектуры.

Постройка Луксора явилась важным звеном в общем плане строительства Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ - Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу, как бы уравновесило соответствовавшие им здания храмов северной части Фив - Карнака на востоке и храма Хатшепсут на западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Этот комплекс был редкостно декоративен: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с блестевшими на солнце позолоченными верхушками, монументальные силуэты колоссов, видневшихся на фоне массивных башен огромных пилонов, с развевавшимися над ними пестрыми флагами, бесчисленные колоннады храмов - все это создавало неповторимый облик Фив, этого "прекраснейшего из городов Египта", знаменитой столицы могущественного государства.

Главная часть храма, - святая святых с соседними часовнями, гипостильный зал и обширный двор с двойным рядом папирусообразных колонн, - была сооружена за 1500 лет до Р.Х. фараоном Аменготепом III-м. Рамзес II-ой значительно расширил храм, прибавив к нему колоннаду и передний двор, окруженный крытыми портиками, где в простенках между пилястрами, точно исполинские воины выступают вперед, с правой ноги, колоссальные статуи фараона. Им же был воздвигнуть монументальный пилон и два обелиска, из которых один украшает в настоящее время площадь Согласия в Париже.

Современный Луксор—один из самых посещаемых городов Египта! Журнал «Вокруг света» пишет:

«О внешнем виде храма в эпоху XVIII династии можно судить по прекрасно сохранившемуся на юго-западной стене двора Рамзеса рельефу, с изображением праздничной процессии, которая направляется к святилищу Амона: князья и знатные лица с их свитою, жертвенные животные, украшенные гирляндами цветов, священнослужители длинною вереницею подходят к башням пилона; перед каждою из башен помещается по три колоссальных статуи фараона и по обелиску из сиенского гранита.»

Сегодняшний Луксор - это самый большой в мире музей под открытым небом. Здесь, в "городе живых", находятся два грандиозных храма - Луксорский и Карнакский. Оба храма когда-то были соединены большой аллеей, вдоль которой находились Сфинксы, но сейчас они отделены современными постройками центральной части города Луксора.

Позднее мусульмане и христиане использовали части храма для отправления своих культов. Еще и сегодня в пределах храма находится мечеть. Храм тянется на четверть километра вдоль Нила. Когда-то возле входного пилона стояли шесть внушительных статуй. Сейчас осталось только три колосса, каждый высотой 20 метров, которые изображают Рамзсса II и его супругу Нефертари. Сохранился и один из двух гранитных обелисков. Другой во время похода Наполеона в Египет был перевезен в Париж. Внутри храма - колоннады, дворы, залы. Стены пилона украшает роспись, повествующая о боевых победах Рамсеса II над хеттами.

В архитектуре XVIII династии большое место занимали заупокойные царские храмы. Западный фиванский берег Нила издревле был занят кладбищами. Здесь-то теперь и расположились усыпальницы царей Египта. Отличительной чертой их устройства явился отрыв гробницы от заупокойного храма. Храмы возводились внизу, на равнине, а гробницы для большей сохранности от разграбления высекались в отдаленных ущельях скал. Идея такого нового оформления царской усыпальницы принадлежала уже упомянутому зодчему Инени. Работы по сооружению царской гробницы велись в глубокой тайне, как об этом говорит сам Инени: "Я один наблюдал за тем, как высекали скальную гробницу его величества, и никто не видел и никто не слышал".

Заупокойные царские храмы принадлежали к типу храма, выработанному еще в начале династии. Это были монументальные здания с пилонами и аллеями сфинксов. Особенно велик был заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь гигантские статуи фараона в 21 м высотой, стоявшие перед пилоном (Стр. 32). Эти статуи были названы впоследствии греками колоссами Мемнона, греческого героя, сына богини Зари. Из аллеи сфинксов, которая некогда соединяла этот храм Аменхотепа III с Нилом, происходят два сфинкса, стоящие теперь на набережной Невы в Петербурге.

Заключение

Наследие египетской цивилизации в сфере многих наук, архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства сыграло значительную роль в развитии тех цивилизаций, которые мы считаем эталоном (Греция и Рим), но нет ничего более ценного, чем та преемственность многих тысяч поколений, которую мы можем наблюдать с помощью грандиозных, хотя только отчасти доживших до нашего времени памятников этой высокоразвитой цивилизации. И на этих немногочисленных примерах мы можем наблюдать, как сакральные каноны древних египтян позже трансформировались в архитектурные и художественные каноны античного, а с оглядкой и наше время—современного искусства.

Список использованной литературы:

1. Искусство Древнего Востока. В. Афанасьева. Луконин. Н. Померанцева.—М, 1976

2. Искусство стран и народов мира./ Б. В. Иогансон.—М.: Советская энциклопедия.—Т1.-- 1962

3. М. Э. Матье. Искусство Древнего Египта.—М., 1970

4. «Вокруг света» №3 , март 1970 г. – «Луксор» -- Сокровища национальных культур

Ресурсы Интернета:

http://www.yandex.ru/ http://www.history.tsu.ru http://www.kemet.ru http://www.ancint.holm.ru

archiline.narod.ru

ПИЛОН - Словарь строительных терминов - Строительство и архитектура

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПИЛОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПИЛОН в Иллюстрированной энциклопедии оружия:Жермен, оружейник, плакировщик. Франция. Середина XIV …
  • ПИЛОН в Архитектурном словаре:1) сооружение в форме усечённой пирамиды, воздвигавшееся перед входом в древнеегипетский храм. Два пилона с порталом между ними образовывали фасад …
  • ПИЛОН в Толковом строительно-архитектуром словаре:- мощная опора, поддерживающая перекрытия, своды, арки, устои …
  • ПИЛОН в Словаре терминов изобразительного искусства:- (от греческого pylon - ворота, вход) 1. Массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытый, мостов либо стоящие по сторонам входов …
  • ПИЛОН в Большом энциклопедическом словаре:(Pilon) Жермен (ок. 1525-28 или 1535-90) французский скульптор Возрождения. Портретные надгробные статуи (Рене де Бираг, 1583-85), бюсты, …
  • ПИЛОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Жермен (Pilon) — франц. скульптор, ученик своего отца, по имени также Жермена, соперник Ж. Гужона, род. около 1535 г., ум. …
  • ПИЛОН в Энциклопедическом словарике:а, м., архит. 1. Сооружение в форме усеченной пирамиды, воздвигавшееся перед древнеегипетскими храмами по обе стороны входа. 2. Большой столб, …
  • ПИЛОН в Большом российском энциклопедическом словаре:ПИЛ́OН (от греч. рyl?n, букв.- ворота, вход), массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов. Башнеобразные …
  • ПИЛОН в Большом российском энциклопедическом словаре:ПИЛ́OН (Рilon) Жермен (ок. 1525-28 или 1535-90), франц. скульптор Возрождения. Портретные надгробные статуи (Рене де Бираг, 1583-85), бюсты, медали отмечены …
  • ПИЛОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:Жермен (Pilon) ? франц. скульптор, ученик своего отца, по имени также Жермена, соперник Ж. Гужона, род. около 1535 г., ум. …
  • ПИЛОН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:пило'н, пило'ны, пило'на, пило'нов, пило'ну, пило'нам, пило'н, пило'ны, пило'ном, пило'нами, пило'не, …
  • ПИЛОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ПИЛОН в словаре Синонимов русского языка:башня, колонна, обелиск, столб, …
  • ПИЛОН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:м. 1) Башня в виде усеченной пирамиды, воздвигавшаяся у входа в древний египетский храм. 2) Массивный столб или устой прямоугольного …
  • ПИЛОН в Словаре русского языка Лопатина:пил`он, …
  • ПИЛОН в Полном орфографическом словаре русского языка:пилон, …
  • ПИЛОН в Орфографическом словаре:пил`он, …
  • ПИЛОН в Современном толковом словаре, БСЭ:(от греч. pylon, букв. - ворота, вход), 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов. …
  • ПИЛОН в Толковом словаре русского языка Ушакова:пилона, м. (греч. pylon – сени, портал) (архит.). 1. Колонна, столб, обычно со скульптурными украшениями, в воротах здания, у входа …
  • ПИЛОН в Толковом словаре Ефремовой:пилон м. 1) Башня в виде усеченной пирамиды, воздвигавшаяся у входа в древний египетский храм. 2) Массивный столб или устой …
  • ПИЛОН в Новом словаре русского языка Ефремовой:м. 1. Башня в виде усеченной пирамиды, воздвигавшаяся у входа в древний египетский храм. 2. Массивный столб или устой прямоугольного …
  • ПИЛОН в Большом современном толковом словаре русского языка:м. 1. Башня в виде усеченной пирамиды, воздвигавшаяся у входа в древний египетский храм. 2. Массивный столб или устой прямоугольного …
  • ПИЛОН, ЖЕРМЕН в Словаре Кольера:(Pilon, Pillon Germain) (ок. 1536-1590), французский скульптор. Родился в Париже. В 1558 помогал Пьеру Бонтану в создании Гробницы Франциска I, …
  • НОВГОРОДСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Из новостей 3.08.2005: На …
  • ЛУКСОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:город в Египте, в губернаторстве Кена, на правом берегу Нила, в среднем течении. Около 30 тысяч жителей. Железнодорожная станция. Аэропорт. …
  • ЭДФУ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:современное название местности метрополии второго верхнеегипетского нома Тесу-Гор (" Престол Гора"), по-египетски Дебут, по-коптски Атбо; греки, сопоставлявшие местного Гора с …
  • ЛУКСОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:- развалины храма Амона, на пр. берегу Нила, в южной части Фив, назв. так по имени существовавшей здесь деревни. Храм …
  • КАРНАК, ХРАМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:(егип. Ipet) — имя замечательной группы остатков храмов на правом берегу Нила, в сев.-вост. части площади древних Фив, перешедшее на …
  • КАРНАК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Карнак (егип. Ipet) - имя замечательной группы остатков храмов направом берегу Нила, в сев.-вост. части площади древних Фив, перешедшеена них …
  • КАРНАК, ХРАМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:(егип. Ipet) ? имя замечательной группы остатков храмов на правом берегу Нила, в сев.-вост. части площади древних Фив, перешедшее на …
  • КАРНАК ЕГИПЕТСКИЙ в Словаре Кольера:комплекс храмов в 2,4 км к северу от Луксора на Ниле в Верхнем Египте, где располагался религиозный центр древней Египетской …

slovar.cc

Древний мир. Экскурсии. Египет. Карнак.

(c) 2002 В.В. Солкин. Настоящая статья является частью проекта, готовящегося к изданию.

“Самое совершенное место”, храм, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении полутора тысяч лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнакский комплекс был административным центром и главной достопримечательностью восточной части знаменитого города Уасет, которому греки дали имя Фивы.

Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей: “дом” самого Амона в центре, примыкающий к нему с юга храм Мут, “владычицы Ишеру”, подковообразного озера, окружающего святилище богини, и небольших храмов древнего фиванского бога войны Монту и богини истины Маат, расположенных к северу от резиденции Амона. Храм Хонсу находился в юго-западной части территории, принадлежащей его божественному отцу. Со Среднего царства и вплоть до греко-римского времени цари расширяли территорию комплекса до тех, пока только Амону не было посвящено 123 гектара земли.

Храм Амона. В наше время вход на территорию храма Амона начинается на древней пристани, украшенной обелисками Сети II, от которой аллея овноголовых сфинксов, созданная при Рамсесе II, ведет к первому пилону. Справа от пристани располагается небольшое святилище для ладей, возведенное царем Хакором и использовавшееся в качестве места остановки божественных процессий, когда священная ладья Амона покидала храм или, наоборот, возвращалась в свою обитель после очередного празднества. Первый пилон храма Амона – гигантское сооружение высотой 40 м так и остался незаконченным, что прекрасно видно по его недостроенной левой половине, необтесанным блокам, встречающимся в кладке и полному отсутствию какой-либо декорировки. С внутренней стороны правой башни сооружения все еще видны остатки кирпичной насыпи, с помощью которой оно было построено. Пилон был сооружен при фараоне XXX династии Нектанебе I, и включен в кирпичную стену теменос, окружающую весь гигантский храм; возможно также, что на его месте некогда находился более древний вход в храм, не дошедший до нашего времени.

Первый двор храма включает в себя территорию, которая некогда находилась перед храмом; при перепланировке многочисленные овноголовые сфинксы, раньше стоявшие по бокам процессионной аллеи, были сдвинуты к боковым стенкам двора, украшенным колоннадами. С левой стороны от прохода находится трехчастное песчаниковое святилище Сети II, посвященное Амону, Мут и Хонсу и некогда украшенное великолепными колоссами царя, вывезенными в XIX веке в Европу. Напротив святилища стоит небольшой сфинкс с портретными чертами Тутанхамона.

В центре двора некогда возвышался грандиозный киоск Тахарки, позже узурпированный Псамметихом II и отреставрированный при Птолемеях. Состоявший из десяти папирусовидных колонн высотой 21 м, соединенных у баз небольшими стенками, с проходами в западной и восточной сторонах, киоск сильно пострадал от времени, – сохранилась лишь одна гигантская и, в то же время, очень изящная колонна. В центре киоска находится массивный алебастровый алтарь; возможно здесь в древности проходила церемония очищения культовых статуй богов под лучами солнца в первый день нового года.

Справа от входа возвышается небольшой храм Рамсеса III, представляющий собой уменьшенную копию заупокойного храма этого фараона в Мединет Абу. Первый двор храма украшен по сторонам осирическими пилястрами Рамсеса III, его стены покрыты изящными рельефами со сценами различных ритуалов и празднеств. За южным портиком находится маленький гипостильный зал и темные святилища для священных ладей божеств фиванской триады. С востока к храму Рамсеса III примыкают так называемые “Ворота Бубастидов”, покрытые знаменитыми рельефами с изображением фараона Шешонка I, побивающего азиатов. В противоположной, северной стороне первого двора храма Амона находится проход, ведущий к “Музею на открытом воздухе”, где представлены фрагменты сооружений, некогда построенных в Карнаке, среди которых особого упоминания заслуживают “белое” алебастровое святилище енусерта I, святилища Аменхотепа I и Аменхотепа II и, наконец, недавно реконструированная “Красная капелла” Хатшепсут.

Перед вторым пилоном храма в древности стояли два колосса Рамсеса II, от которых остались лишь разрозненные фрагменты. Третий колосс царя, изображенного вместе со своей дочерью Бент-Анат, был позже узурпирован Рамсесом VI и верховным жрецом Амона Пайноджемом (XXI династия). Строительство самого пилона было начато при Хоремхебе и завершено при Сети I; при строительстве в качестве “набивки” пилона использовались талататы – блоки одного из святилищ, воздвигнутого в Карнаке фараоном-еретиком Эхнатоном и позже разобранного.

За вторым пилоном открывается Великий гипостильный зал, пожалуй, одна из самых впечатляющих и невероятных частей Карнакского комплекса. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает сто сорок четыре колонны, которые воспроизводят первозданные заросли тростника, в которых родилось на свет солнечное божество. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м (без абак), с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 квадратных метра и отделаны листами золота. Работы по сооружению гипостиля были столь велики, что окончательная декорировка и отделка колонного зала были завершены лишь при Рамсесе II. Увидев гипостиль Карнакского храма Ж.-Ф. Шампольон писал своему брату: “Я не буду ничего описывать, потому что или мои выражения не стоили бы и тысячной доли того, что следует сказать, говоря о таких вещах, или же, если бы я набросал слабый эскиз, даже весьма бесцветный, меня приняли бы за энтузиаста, может быть даже за безумца”. Русский путешественник А.С. Норов также восхищался этим залом с его “необъятным множеством столпов, которых создание превышает силы народа, самого могущественного... Все виденные вами досель здания, хотя б вы обтекли весь земной шар, игрушки перед этим столпотворением! Этот лес колонн, величины невообразимой и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих”. Имена этих зодчих теперь нам известны - это были Майа, Иупа и Хатиаи. Работами по декорировке колонн гипостиля руководил выдающийся художник этого времени - Дидиа. Внешние стены гипостильного зала покрыты рельефами, иллюстрирующим азиатские войны Сети I и Рамсеса II, внутренние – сохранили сцены великого праздника Опет, ежедневной храмовой службы, многочисленные иллюстрации к мифологическим сюжетам. В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи царей и богов. Напротив южной стены пилона находится низкий алебастровый блок, покрытый изображениями “Девяти луков” - плененных иноземных народов, на котором устанавливалась священная ладья во время процессий.

Третий пилон был заложен Аменхотепом III и достроен при царях XIX династии. В массе пилона было найдено огромное количество блоков более древних сооружений, представленных в “Музее на открытом воздухе”. За этим пилоном при Тутмосе I и Тутмосе III были установлены четыре обелиска, от которых до наших дней дошел лишь один, входивший в грандиозную строительную программу в Карнаке, которая была осуществлена великим архитектором Тутмоса I – Инени. В пространстве между третьим и четвертым пилоном также начинается перпендикулярная вторая ось храма, которая ведет на юг – по направлению к Луксорскому храму.

Четвертый и пятый пилон основной оси храма, идущей на восток, были сооружены при Тутмосе I. Между ними был сооружен т.н. “Зал Инени”, украшенный осирическими пилястрами фараона, перестроенный при Тутмосе III и тем самым лишенный своей изначальной симметрии и пропорциональности. Здесь же находятся и знаменитые обелиски дочери Тутмоса I, царицы Хатшепсут, выполненные из великолепного розового асуанского гранита. В древности обелиски, украшенные восхитительными рельефами, представляющими царицу перед ее небесным отцом Амоном, были покрыты золотом и электрумом. Один из обелисков, высотой 29, 56 м и весом 323 т является высочайшим из “солнечных игл”, оставшихся в Египте; его “близнец”, к сожалению, рухнул и лежит разбитый к югу от того места, где был установлен.

Практически ничего не осталось от шестого пилона, возведенного при Тутмосе III; на его нижней части все еще видны списки покоренных царем народов Африки (южная часть пилона) и Азии (северная часть пилона). За пилоном находится величественный “Зал Анналов”, на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшим своего повелителя во всех его походах. В центре “Зала анналов” были установлены два уникальных геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта. В северной части “Зала Анналов” при Тутанхамоне были установлены две колоссальные статуи самого Амона и его женской ипостаси – Амаунет. Грандиозное гранитное святилище для священной ладьи Амона, примыкающее с востока к “Залу Анналов”, было сооружено при Филиппе Арридее – преемнике Александра Великого на месте более древнего святилища Тутмоса III. Святилище состоит из двух частей: передней, где богу подносились жертвы и внутренней, где все еще стоит пьедестал, на котором некогда стояла священная ладья Амона. Внутренняя часть святилища украшена рельефами, все еще сохранившими свой цвет, иллюстрирующими различные элементы ритуала жертвоприношения, а внешняя – изображениями празднеств в честь бога. Помещения, окружающие святилище ладьи, были построены при Хатшепсут и декорированы Тутмосом III.

За святилищем ладьи находится обширный “внутренний двор”, на месте которого когда-то находилась древнейшая часть храма, созданная в Среднем царстве, а позже, на ее месте – Святая святых храма, где находилась культовая статуя бога. От этого “сердца” Карнака практически ничего не осталось – здание было разобрано на камень, сохранился лишь его гигантский алебастровый фундамент.

Ахменну – “блистательный памятниками” - так назывался большой юбилейный храм, построенный Тутмосом III и примыкающий с востока к “внутреннему двору”. Здесь во время его правления проводились ритуалы празднества сед; века спустя в Ахменну проводились посвящения в жрецы бога Амона. В одной из надписей, посвященных сооружению храма, говорится даже о личном участии царя в создании плана сооружения; о предназначении храма говорят уникальные колонны его гипостильного зала, выполненные в виде огромных расписных шестов, поддерживающих крышу царского тента, традиционно использовавшегося при церемонии Сед. В небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, сохранился так называемый Царский список Карнака – перечень всех царей-предков Тутмоса III. В восточной части комплекса находились небольшое подобие царского поминального храма: дополнительные помещения, посвященные Амону-Ра (центральное), богу мертвых Сокару (южное) и солнечному культу (северное). В зале Амона-Ра сохранился массивный кварцитовый пьедестал, на котором когда-то стоял наос со статуей божества. Преддверием к Ахменну служил знаменитый “Ботанический сад” - помещение, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Самая восточная часть храма Тутмоса III – “святилище слушающего зов”, в котором находились алебастровые статуи царя и бога Амона. В таких святилищах, обычно расположенных как и здесь за Святая святых храма, в непосредственной близости к стене, завершающей ось храма, изображались уши бога, готового услышать молитву просящего. Такие святилища были как бы “задними дверьми” храма, доступными для простого смертного и его просьб к богу. По сторонам святилища в древности находились обелиски Хатшепсут, от которых сохранились только базы. Чуть дальше к востоку расположены алтарь и небольшой храм Рамсеса II, посвященный восходящему солнцу, украшенный колоссами царя, в центре которого, как бы в завершение центральной оси всего храма, стоял обелиск (возможно, обелиск, вывезенный из страны и установленный на площади Латеран в Риме). Перед этим храмом находились гигантские восточные ворота храма, высотой 20 м, воздвигнутые Нектанебом I. К северу от храма Рамсеса II находится осирический комплекс Карнака, включавший в себя храм Осириса, “Владыки вечности”, сооруженный при XXII династии, и гробницы, в которых хоронились “подобия” Осириса, изготовленные во время ежегодных мистерий месяца Хойяк.

К югу от основной оси храма расположено гигантское священное озеро, имеющее 120 м в длину и 77 в ширину, на котором по ночам в древности разыгрывались священные представления из жизни богов и которое снабжало храм чистой водой. На восточной части озера были найдены остатки жилищ жрецов храма. С южной стороны к озеру примыкают туннели, по которым к воде спускались священные гуси бога Амона из особого сада, расположенного на южной стороне озера. Около северо-западного угла озера находится солнечное святилище Тахарки, в подземельях которого обнаружены интереснейшие рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе скарабея Хепри. Неподалеку от этого сооружения при Аменхотепе III было установлено колоссальное изображение скарабея.

За верхней частью рухнувшего обелиска Хатшепсут, также лежащего около северо-западного угла озера, открывается первый двор второй оси храма Амона, идущей на юг. VII пилон, открывающий это направление, был сооружен при Тутмосе III и частично декорирован при Рамсесе II и Мернептахе. Тутмос III воздвиг перед ним два колосса и обелиски, один из которых в настоящее время находится в Стамбуле. Южную поверхность самого пилона украшают рельефы, изображающие триумф Тутмоса III, побивающего палицей “пучок” врагов в присутствии бога Амона и Уасет – богини-персонификации Фив. Во дворе перед пилоном был найден знаменитый тайник, в котором в 1903 году было обнаружено более 20 тысяч скульптур царей и вельмож, а также стелы, которые некогда украшали дворы Карнакского комплекса.

Восьмой пилон на этой оси был сооружен при Хатшепсут, IX и X – Аменхотепом III и Хоремхебом. Все эти пилоны реставрируются франко-египетской командой археологов. Внутрь последнего пилона были помещены блоки святилищ, построенных в Карнаке при Эхнатоне. В стену, соединяющую IX и X пилоны, встроено недавно отреставрированное юбилейное святилище Аменхотепа II. В главном зале этого небольшого храма сохранились очень красивые рельефы, все еще полихромные, которые были сильно повреждены при Эхнатоне и отреставрированы при Сети I. Изначально храм находился перед VIII пилоном и позже был разобран и перенесен на новое место при Хоремхебе. У десятого пилона, который служил южными воротами в комплекс Амона, стояли два известняковых колосса этого царя. Отсюда аллея сфинксов вела на юг, к храму богини Мут, госпожи Ишеру.

Храм Хонсу. В юго-западной части комплекса Амона расположен храм его сына, лунного Хонсу. Этот небольшой храм по праву считается великолепным образцов египетской сакральной архитектуры эпохи Нового царства. Заложенный при Аменхотепе III, храм строился и расширялся при Рамсесе III и Рамсесе IV. Декорировка храма была завершена при фиванских царях-жрецах XXI династии. На входном пилоне храма сохранились изображения Пайноджема I, предстоящего перед богами. Первый двор и гипостильный зал, украшенный статуями двух павианов Хонсу, отделывали Херихор и Рамсес XI. В греко-римское время храм был отреставрирован и дополнен несколькими рельефными композициями. В глубине храма находится святилище для ладьи божества и дополнительные помещения, в которых сохранились восхитительные полихромные рельефы эпохи Рамсеса III. Длинная лестница ведет на крышу храма, где расположено солнечное святилище. Перед пилоном храма Хонсу при Птолемее III были построены монументальные ворота, известные как Баб эль-Амара и включенные в стену, окружающую весь комплекс Амона. Аллея сфинксов ведет от ворот к Луксорскому храму и обители богини Мут.

Храм Опет. К западу от храма Хонсу расположено небольшое греко-римское святилище богини Опет, ипостаси Таурт, покровительствовавшей деторождению и беременности. Храм был построен при Птолемее VIII, а его декорировка завершена при Августе. В ограде Карнакского комплекса у храма Опет были свои ворота, что указывало на его значимость. Хорошо сохранилась внутренняя отделка этого храма, основанного, согласно легенде, на том месте, где когда-то богиня неба Нут родила Осириса. Великолепные рельефы, сохранившиеся в многочисленных криптах храма, повествуют о возрождении Осириса и его слиянии с “предвечной душой” – Амоном-Ра.

Храм Птаха. В северной части комплекса Амона, напротив ворот, ведущих к храму Монту, находится небольшое святилище, посвященное богам Мемфисской триады – Птаху, его супруге Сехмет и их сыну Нефертуму. Храм ориентирован по оси запад-восток, его древнейшая часть была построена при Тутмосе III; позже святилище перестраивалось и расширялось при фараоне Шабака, а также в греко-римскую эпоху. Храм состоит из пяти ворот, установленных на одной оси, на сторонах которых изображены различные цари в коронах Верхнего и Нижнего Египта, в зависимости от того, на южной или северной части прохода они представлены. За маленьким колонным залом, колонны которого имеют красивые составные капители, находятся три святилища. В центральном святилище сохранилась сильно поврежденная статуя Птаха без головы; в южном святилище находится уникальная, великолепно сохранившаяся культовая статуя его супруги Сехмет, выполненная из черного гранита. Иногда на лик богини падал солнечный луч, проникающий в темное помещение сквозь небольшое отверстие в крыше.

Храм Монту. К северу от комплекса Амона расположен храм Монту, наименьший из трех Карнакских комплексов, окруженных отдельными стенами и связанными аллеями сфинксов. Храм этого древнего сокологолового бога Фив очень плохо сохранился. На его территории также было расположено священное озеро и ряд меньших святилищ. Древнейшую часть храма заложил Аменхотеп III; позже святилище было перестроено при фараонах XXV династии, среди которых наибольший вклад в расширение обители Монту внес Тахарка. Храм ориентирован по оси север-юг; перед его пилоном при Птолемее III были построены массивные церемониальные ворота, известные как Баб эль-Абд. От них аллея сфинксов с человеческими головами вела на север. Рядом с храмом Монту находится святилище Маат, состоящее из открытого двора и небольшого колонного зала. Вне ограды, восточнее комплекса Монту обнаружены руины небольшого храма Тутмоса I, к западу – миниатюрное святилище Осириса.

Храм Мут. Южнее великого храма Амона находится обитель его супруги, богини Мут, соединенная с главным храмом Карнака широкой процессионной дорогой, по обеим сторонам которой стоят овноголовые сфинксы. Заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с еще сохранившими цвет рельефами – это все, что осталось от когда-то величественного храма богини, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства. На берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности храм Мут, и сегодня высятся многие десятки разбитых гранитных статуй львиноголовой Сехмет, с которой Мут часто отождествлялась. Более семисот статуй грозной богини было воздвигнуто здесь Аменхотепом III, для того чтобы почтенная таким необычайным образом “во всех именах своих, и во всех местах своих”, дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и чума, обрушившаяся на страну во время его правления, прекратилась.

Само святилище богини было основано при Хатшепсут, активно достраивалось Аменхотепом III, а позже расширялось и перестраивалось при Тахарке и Нектанебе I. Храм состоял из двух пилонов, двора между ними и внутренних помещений. Неподалеку, на западном берегу озера, Рамсес III построил небольшой храм, на стенах которого все еще сохранились батальные рельефы, а перед входом – два сильно поврежденных царских колосса. Другое интересное святилище в комплексе Мут было посвящено Хонсупахереду или “Хонсу-младенцу”; на его стенах, возведенных из блоков других храмовых сооружений эпохи Нового царства, сохранились рельефные сцены родов божественного младенца и его обрезания. Церемониальные ворота комплекса Мут были построены Птолемями II и III. Вне стен обители Мут, к востоку от ворот, находится святилище Амона Камутефа, к западу – руины киоска для священных ладей эпохи Хатшепсут – Тутмоса III. В настоящее время в комплексе Мут продолжаются археологические исследования Бруклинского музея совместно с Институтом искусств в Детройте.

Гемпаатон. Неподалеку от восточных ворот Великого храма Амона находятся развалины Гемпаатона – храма бога Атона, воздвигнутого в первые годы правления Аменхотепа IV. Храм был обнаружен в 1926 году Г. Шеврие, который выявил значительное число талататов – блоков, некогда составлявших его стены, и нашел несколько колоссальных статуй Аменхотепа IV. Систематические раскопки начались здесь в 1966 году; с тех пор была исследована значительная часть храма Атона (площадь храма ок. 130 х 200 м). К сожалению, центральная и восточная часть комплекса скрыты под фундаментами современных домов и остаются неисследованными. Храм был ориентирован на восток; его большую часть занимал обширный двор, обрамленный столбами, украшенными знаменитыми колоссами Аменхотепа IV, выполненными в стиле утрированного реализма, характерного для начала этого царствования. На головах колоссов попеременно были двойные короны Верхнего и Нижнего Египта и уборы из четырех страусиных перьев, ассоциирующиеся с богом Шу. Здесь же были обнаружены фрагменты колоссов супруги Аменхотепа IV, Нефертити и огромное количество жертвенников, некогда стоявших перед колоссами. Талататы Гемпаатона сохранили красочные, но не менее утрированные изображения царского празднества Сед, различных церемоний и жертвоприношений Атону.

При Хоремхебе храм был разрушен, его каменные части использованы, как уже говорилось, для новых сооружений в комплексе Амона, а кирпичные – сожжены. Известно, что при Аменхотепе IV в Фивах было построен еще несколько храмов – Хутбенбен, Рудмену и Тенимену; местонахождение этих зданий пока еще не идентифицированы. При этом, внешний облик Хубенбена, состоявшего из двора, обрамленного столбами с изображениями царицы Нефертити и принцессы Меритатон, приносящих жертвы Атону, реконструирован из блоков, которые после крушения Амарны также были использованы на строительстве храма Амона.

Храм “С”. В 75 метрах к востоку от юго-восточного угла комплекса Амона обнаружены остатки небольшого птолемеевского храма, окруженного кирпичной стеной-теменос. Именно здесь Ж.-Ф. Шампольон нашел знаменитую “Стелу Бентреш”, хранящуюся в настоящее время в Лувре, текст которой рассказывает о боге Хонсу, излечившем от злого духа принцессу далекой азиатской страны Бахтан. Фасад храма некогда украшали четыре колонны; в южной части комплекса обнаружены многочисленные сооружения, части которых, по-видимому, в древности находилась храмовая лечебница.

ancient.gerodot.ru