Древняя русская литература 5 класс. Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме: Методическая разработка урока по теме "Из древнерусской литературы"
Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература. Древняя русская литература 5 класс
Древнерусская литература (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Кий, Щек и Хорив Дань хазарам
2 слайд Описание слайда:
Первые поселения славян Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тыс. лет тому назад. Самая древняя стоянка получила название Кирилловской. Известны также стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит, что в конце V – начале VI в. три брата – Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом.
3 слайд Описание слайда:
Пересказ «Кия, Щека и Хорива» Сообщение № 1 о происхождении имен и названий из легенды Кий По одной из версий это имя произошло от славянского слова «палица, дубина, боевой молот». Щек Происхождение имени возводится к славянскому слову, означающему «змей». Хорив Слово содержит корень «хор», означающее «солнце». Лыбедь возводят к словам «лебедь», «любовь», «лыбь» (сырое место). Лыбедь – это небольшая речка, впадающая в Днепр
4 слайд Описание слайда:
Сообщение № 2 о Константинополе Греческий «город Константина» был возведен на берегу Босфора на месте торгового города Византия, основанного около 600 г. до н.э. В 330 г. римский император Константин I переименовал город в Константинополь и сделал его столицей восточной провинции Римской империи. Ближайшие соседи византийцев – русы – окрестили Константинополь Царьградом. Византийская столица являлась важнейшим центром художественного творчества, славившимся своими зодчими, скульпторами, мозаичистами, мастерами прикладного искусства. В 1453 г. Константинополь пал под ударами турок и был переименован в Стамбул (Истамбул).
5 слайд Описание слайда:
Идея легенды Символизм легенды о Кие указывает на объединительный характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. В тексте «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Здесь говорится о существовании во времена Кия мощного союза племен. Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань».
6 слайд Описание слайда:
Пересказ «Дань хазарам» Сообщение № 3 о хазарах Хазары - тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён. Хазарский язык является вымершим. Славянские племена были данниками хазар, что указывает на предшествующую войну, которую хазары выиграли, но о которой не осталось сведений в летописях. Русская летопись говорит, что славяне платили хазарам дань в виде шкур, однако, видимо, главным образом славяне поставляли хазарам рабов.
7 слайд Описание слайда:
Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, - он всегда точен в передаче высказываний своих героев. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв. Значение древнерусского языка
8 слайд Описание слайда:
Подведем итоги Когда возникли первые поселения на территории современного Киева? Каково значение имен Кий, Щек, Хорив? Каково значение легенды о Кие? Когда славяне совершили набег на Хазарию? Обратимся к учебнику. Ответим на вопрос 5. (Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам») Объясните значения слов и словосочетаний: насладиться, неоскудевающую, засеял книжными словами, пожинаем ученье книжное.
9 слайд Описание слайда:
Подведем итоги Под фразой пожинаем ученье книжное подразумевается первый свод законов, который назывался «Русская Правда». За его составление князя называли еще и Правосудом. До него подвластные русским князьям народы жили каждый по своим племенным обычаям. Теперь же, объединившись, они должны были подчиняться законам, общим для всех. В основу «Русской Правды» были положены древние обычаи, которые существовали на Руси еще с языческих времен.
10 слайд Описание слайда:
Домашняя работа Прочитать вступительную статью учебника «Эзоп», составить вопросы Индивидуальные задания: А) сообщение об Эзопе; Б) сообщение о картине Диего Веласкеса «Эзоп»; В) выразительное чтение басни Эзопа «Два горшка», «Лисица и виноград»; Г) выразительное чтение басни Лафонтена «Лисица и виноград»
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Методическая разработка урока по теме «Из древнерусской литературы»
(для учащихся 5 класса)
Тип урока: получение новых знаний
Используемые технологии: ИКТ- технологии (презентация, мультимедийный проектор)
Санкт-Петербург
2011 год
Из древнерусской литературы
Урок в 5 классе
Цель: познакомиться с древнерусской литературой, историей ее возникновения, определить особенности древнерусской и литературы и ее жанры.
Структура урока:
Организационный момент
Основной этап: беседа и работа с презентацией
Подведение итогов урока
Организационный момент
Ход урока:
Организационный момент
Основной этап: беседа и работа с презентацией
В 988 году произошло крещение Руси (слайд 1), после этого началось взаимодействие с другими странами, распространение их культуры и литературного творчества на Руси. Древнерусская литература появилась в 11 веке (слайд 2-4). Книги создавались монахами. Это были труды всей жизни. Над одной рукописной книгой трудились несколько человек.
Чтение статьи в учебнике.
Основным жанром древнерусской литературы – летопись – погодная запись , но также известны и другие жанры(слайд 5 -6.)
В летописях рассказывалось о походах князей, о затмении солнца, об эпидемиях, обо всем, что происходило на Руси. Летопись помогает узнать об истории своего народа.
Самый известный памятник древнерусской литературы - «Повесть временных лет» (слайд 7 - 8) – свод летописей, созданный монахом Нестором.
Одна из повестей – «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Чтение повести в учебнике.
Словарная работа:
печенеги - тюркоязычный народ, пришедший на Русь с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины
отрок – мальчик-подросток
муж – богатый и знатный человек
воевода – начальник войска
сторожа – передовые, разведывательные отряды
Лыбедь – название реки
ладья – лодка
затворяться – закрываться
тужить- горевать
Беседа по вопросам:
Какой поступок совершил отрок- киевлянин?
Можно ли считать его подвигом? Почему?
Ради кого или чего совершен безымянный подвиг?
Почему воевода решает выступить против печенегов?
В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
Охарактеризуйте отрока – киевлянина, воеводу.
Почему в названии речь идет только о подвиге отрока? Разве не совершил подвиг воевода Претич?
Назовите основную мысль произведения.
Подведение итогов урока
Слайд 9
Домашнее задание: рассказ о древнерусской литературе, выразительное чтение отрывка из «Повести…», вопрос 3 – письменно.
Организационный момент
.
nsportal.ru
Презентация по литературе "Древнерусская литература" (5 класс)
Древнерусская литература – это литература, созданная в период с 11-го по 16-й века. Последующий 17-й век большинство исследователей относит к «промежуточному» периоду между древнерусской литературой и литературой Нового времени. Первую летопись « Повесть временных лет» – написал монарх Нестор Что такое древне русская литература? 3 слайд Описание слайда:
древнерусская литература была глубоко религиозна по своей сути. Считалось, что литератор – «книжник», «летописец» - всего лишь Божье орудие, он пишет, направляемый Богом, для еще большего прославления и лучшего постижения Священного Писания. Поэтому о каких-то вольностях (вроде западных рыцарских романов) автор не смел и мечтать.
4 слайд Описание слайда:
Первичные: 1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого 2)Поучение. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. канонизировали после его смерти. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
5 слайд Описание слайда:
Объединяющие: 1) Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. 2)Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков. 3)Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам» ) – собрание произведений о святых людях. 4)Патерик – описание жизни святых отцов. 5)Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный» . Это произведения религиозно-легендарного характера.
6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:
Древне- русские книги
9 слайд Описание слайда:
славянская азбука, созданная в середине 9-го века знаменитыми братьями Кириллом и Мефодием, предназначалась для перевода священных христианских текстов. Церковнославянский язык по определению не мог стать языком, на котором создается светская художественная литература. По той же причине в древнерусской литературе вплоть до 17-го века не было ни вымышленных героев и сюжетов, ни описания любовных переживаний. Мало того, полностью отсутствовали комические творения (ведь смех считался греховным занятием, отвлекающим от молитв и благочестивых рассуждений). Кирилл и Мефодий- создатели первой славянской азбуки .
10 слайд Описание слайда:
Это «Слово» — о Законе Моисея и об Истине, нам даденной в Христе, что явилась в мир, всё бренное отсеяв, и простерла Благодать на земли все. Слава нашему Владимиру-Крестителю, указавшему Руси тропу любви! Если чем-то и сильны мы, то — молитвою. Господи! Благослови… Благословенен Бог, явясь Израилю, дабы людей Своих избавить от оков бесовской тьмы и слепоты незнания, тянувшихся с языческих веков. Слово о законе Моисея
11 слайд Описание слайда:
Весьма распространенным жанрами было описание так называемого «хождения», то есть путешествия. В более позднее время, чаще употреблялся термин «хождение». Например, «Хождение игумена Даниила», совершившего путешествие в Палестину в самом начале 12-го века. Наиболее известное - «Хождение за три моря» Афанасия Никитина из Твери, совершившего путешествие в Индию во второй половине 15-го века.
12 слайд Описание слайда:
Рабыня Агарь родила Аврааму сына. Был стар Авраам и нуждался в помощнике сильном. А Сарра его — родила малыша с свободною кровью, чтоб к старости лет Авраама душа согрелась любовью. Когда же подрос сын Агари и стал стеснять сына Сарры, его Авраам от себя отослал, чтоб не было свары. И так, как луну растворяет рассвет на утренней сини, Закон — сын рабыни — померк, видя свет свободного Сына: ИИСУСА ХРИСТА… Притча об Агари и Сарре
13 слайд Описание слайда:
Спасибо за внимание
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
(середина XI века) - повествование в них велось по годам в хронологической последовательности. «лето» - обозначало не только сезон года, но и сам год. «В лето…» - начало каждой новой записи в летописи.
7 слайд Описание слайда:
начало XII века монах Нестор «Повесть временных лет»
8 слайд Описание слайда:
Мотивы «Повести…»: Сведения о происхождении славян Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях Рассказ об основании Киева и первых русских князьях. Повествование о принятии Христианства на Руси. Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого. «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжити, и откуда Русская земля стала есть…»
9 слайд Описание слайда:
Тест: Летописание на Руси началось: А) в Х веке; Б) в XI веке; В) в XII веке. 2. Первым летописцем был монах: А) Никон; Б) Нестор; В) Сильвестр. 3. Летопись – это: А) произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий; Б) исторический документ; В) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях. 4. В какой древней книге главной мыслью является призыв к миру между князьями: А) «Апостол»; Б) «Повесть временных лет»; В) «Поучение Владимира Мономаха».
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДA-042493
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
Русская литература 5 класс
Русская литература, 5 класс
1. Найдите верное определение мифа.
а )Это произведения устного народного творчества, созданные с установкой на вымысел.
б) Это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы.
В) Это произведения, созданные на выдумке древнего человека с целью объяснить реальность.
г) Это произведения устного народного творчества, раскрывающие вопросы добра и зла.
2. Какое качество отличает Богов от людей?
а)Бессмертие б) Сила
в) Мужество г) Власть
3. Кто является верховным Богом у древних греков?
а) Плутон
в) Аид
б) Посейдон
г)Зевс
4. Какой из ниже перечисленных жанров не относится к фольклору?
а)
Закличка
б)
Скороговорка
г)
Басня
д)
Считалка
5. Какой жанр фольклора представлен в следующем примере:
Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кого били? – Машку
За что? Про что?
- Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
а)
Закличка
б)
Приговорка
в)
Потешка
г)
Колыбельная песня
6. Какого вида сказок не существует?
а)
Бытовые
б)
О животных
в)
Волшебные
г)
О чуде
7. Как называется нравоучительный вывод в басне?
а)
Аллегория
в)
Мораль
б)
Наставление
г)
Поучение
8. Из какой басни И. А) Крылова следующие слова:
«… Слона-то я и не приметил»?
а)
«Любопытный»
в)
«Осел и соловей»
б)
«Стрекоза и муравей»
г)
«Ларчик»
9. Каким волшебством обладала шапка Черномора?
а)
Переносила героев через пространство
б)
Невидимка
в)
Исполняла желания
г)
У нее не было волшебных свойств
10. Что такое пиррихий?
а)
Созвучие концов стихотворных строк.
в)
Сочетание ударного слога с одним или двумя безударными.
б)
Размер стихотворения с ударением на второй слог.
г)
Два смежных безударных слога в стихотворении.
infourok.ru
Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература
Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.
Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература 11- 12 веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине.
То есть литература 11 - 12 веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”). Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно.
Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины.
Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела. Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом.
Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.