Древняя русская литература 5 класс. Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме: Методическая разработка урока по теме "Из древнерусской литературы"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература. Древняя русская литература 5 класс


Древнерусская литература (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Кий, Щек и Хорив Дань хазарам

2 слайд Описание слайда:

Первые поселения славян Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тыс. лет тому назад. Самая древняя стоянка получила название Кирилловской. Известны также стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит, что в конце V – начале VI в. три брата – Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом.

3 слайд Описание слайда:

Пересказ «Кия, Щека и Хорива» Сообщение № 1 о происхождении имен и названий из легенды Кий По одной из версий это имя произошло от славянского слова «палица, дубина, боевой молот». Щек Происхождение имени возводится к славянскому слову, означающему «змей». Хорив Слово содержит корень «хор», означающее «солнце». Лыбедь возводят к словам «лебедь», «любовь», «лыбь» (сырое место). Лыбедь – это небольшая речка, впадающая в Днепр

4 слайд Описание слайда:

Сообщение № 2 о Константинополе Греческий «город Константина» был возведен на берегу Босфора на месте торгового города Византия, основанного около 600 г. до н.э. В 330 г. римский император Константин I переименовал город в Константинополь и сделал его столицей восточной провинции Римской империи. Ближайшие соседи византийцев – русы – окрестили Константинополь Царьградом. Византийская столица являлась важнейшим центром художественного творчества, славившимся своими зодчими, скульпторами, мозаичистами, мастерами прикладного искусства. В 1453 г. Константинополь пал под ударами турок и был переименован в Стамбул (Истамбул).

5 слайд Описание слайда:

Идея легенды Символизм легенды о Кие указывает на объединительный характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. В тексте «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Здесь говорится о существовании во времена Кия мощного союза племен. Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань».

6 слайд Описание слайда:

Пересказ «Дань хазарам» Сообщение № 3 о хазарах Хазары - тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён. Хазарский язык является вымершим. Славянские племена были данниками хазар, что указывает на предшествующую войну, которую хазары выиграли, но о которой не осталось сведений в летописях. Русская летопись говорит, что славяне платили хазарам дань в виде шкур, однако, видимо, главным образом славяне поставляли хазарам рабов.

7 слайд Описание слайда:

Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, - он всегда точен в передаче высказываний своих героев. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв. Значение древнерусского языка

8 слайд Описание слайда:

Подведем итоги Когда возникли первые поселения на территории современного Киева? Каково значение имен Кий, Щек, Хорив? Каково значение легенды о Кие? Когда славяне совершили набег на Хазарию? Обратимся к учебнику. Ответим на вопрос 5. (Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам») Объясните значения слов и словосочетаний: насладиться, неоскудевающую, засеял книжными словами, пожинаем ученье книжное.

9 слайд Описание слайда:

Подведем итоги Под фразой пожинаем ученье книжное подразумевается первый свод законов, который назывался «Русская Правда». За его составление князя называли еще и Правосудом. До него подвластные русским князьям народы жили каждый по своим племенным обычаям. Теперь же, объединившись, они должны были подчиняться законам, общим для всех. В основу «Русской Правды» были положены древние обычаи, которые существовали на Руси еще с языческих времен.

10 слайд Описание слайда:

Домашняя работа Прочитать вступительную статью учебника «Эзоп», составить вопросы Индивидуальные задания: А) сообщение об Эзопе; Б) сообщение о картине Диего Веласкеса «Эзоп»; В) выразительное чтение басни Эзопа «Два горшка», «Лисица и виноград»; Г) выразительное чтение басни Лафонтена «Лисица и виноград»

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-231158

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме: Методическая разработка урока по теме "Из древнерусской литературы" | скачать бесплатно

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 510

С углубленным изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по теме «Из древнерусской литературы»

(для учащихся 5 класса)

Тип урока: получение новых знаний

Используемые технологии: ИКТ- технологии (презентация, мультимедийный проектор)

Санкт-Петербург

2011 год

Из древнерусской литературы

Урок в 5 классе

Цель: познакомиться с древнерусской литературой, историей ее возникновения, определить особенности древнерусской и литературы и ее жанры.

Структура урока:

Организационный момент

Основной этап: беседа и работа с презентацией

Подведение итогов урока

Организационный момент

  Ход урока:

Организационный момент

Основной этап: беседа и работа с презентацией

В 988 году произошло крещение Руси (слайд 1), после этого началось взаимодействие с другими странами, распространение их культуры и литературного творчества на Руси. Древнерусская литература появилась в 11 веке (слайд 2-4). Книги создавались монахами. Это были труды всей жизни. Над одной рукописной книгой трудились несколько человек.

Чтение статьи в учебнике.

Основным жанром древнерусской литературы – летопись – погодная запись , но также известны и другие жанры(слайд 5 -6.)

В летописях рассказывалось о походах князей, о затмении солнца, об эпидемиях, обо всем, что происходило на Руси. Летопись помогает узнать об истории своего народа.

Самый известный памятник древнерусской литературы  - «Повесть временных лет» (слайд 7 - 8) – свод летописей, созданный монахом Нестором.

Одна из повестей – «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Чтение повести в учебнике.

Словарная работа:

печенеги - тюркоязычный народ, пришедший на Русь  с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины

отрок – мальчик-подросток

муж – богатый и знатный человек

воевода – начальник войска

сторожа – передовые, разведывательные отряды

Лыбедь – название реки

ладья – лодка

затворяться – закрываться

тужить-  горевать

Беседа по вопросам:

Какой поступок совершил отрок- киевлянин?

Можно ли считать его подвигом? Почему?

Ради кого или чего совершен безымянный подвиг?

Почему воевода решает  выступить против печенегов?

В чем заключалась хитрость воеводы Претича?

Охарактеризуйте отрока – киевлянина, воеводу.

Почему в названии речь идет только о подвиге отрока? Разве не совершил подвиг воевода Претич?

Назовите основную мысль произведения.

Подведение итогов урока

Слайд 9

Домашнее задание: рассказ о древнерусской литературе, выразительное чтение отрывка из «Повести…», вопрос 3 – письменно.

Организационный момент

.

nsportal.ru

Презентация по литературе "Древнерусская литература" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Подготовили: Корепанова Виолетта Косарева Юлия Кондратьева Полина Кондратьева Валерия Тычинкина Ксения Древнерусская литература

2 слайд Описание слайда:

Древнерусская литература – это литература, созданная в период с 11-го по 16-й века. Последующий 17-й век большинство исследователей относит к «промежуточному» периоду между древнерусской литературой и литературой Нового времени. Первую летопись « Повесть временных лет» – написал монарх Нестор Что такое древне русская литература?

3 слайд Описание слайда:

древнерусская литература была глубоко религиозна по своей сути. Считалось, что литератор – «книжник», «летописец» - всего лишь Божье орудие, он пишет, направляемый Богом, для еще большего прославления и лучшего постижения Священного Писания. Поэтому о каких-то вольностях (вроде западных рыцарских романов) автор не смел и мечтать.

4 слайд Описание слайда:

Первичные: 1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого 2)Поучение. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. канонизировали после его смерти. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

5 слайд Описание слайда:

Объединяющие: 1) Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. 2)Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков. 3)Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам» ) – собрание произведений о святых людях. 4)Патерик – описание жизни святых отцов. 5)Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный» . Это произведения религиозно-легендарного характера.

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Древне- русские книги

9 слайд Описание слайда:

славянская азбука, созданная в середине 9-го века знаменитыми братьями Кириллом и Мефодием, предназначалась для перевода священных христианских текстов. Церковнославянский язык по определению не мог стать языком, на котором создается светская художественная литература. По той же причине в древнерусской литературе вплоть до 17-го века не было ни вымышленных героев и сюжетов, ни описания любовных переживаний. Мало того, полностью отсутствовали комические творения (ведь смех считался греховным занятием, отвлекающим от молитв и благочестивых рассуждений). Кирилл и Мефодий- создатели первой славянской азбуки .

10 слайд Описание слайда:

Это «Слово» — о Законе Моисея и об Истине, нам даденной в Христе, что явилась в мир, всё бренное отсеяв, и простерла Благодать на земли все. Слава нашему Владимиру-Крестителю, указавшему Руси тропу любви! Если чем-то и сильны мы, то — молитвою. Господи! Благослови… Благословенен Бог, явясь Израилю, дабы людей Своих избавить от оков бесовской тьмы и слепоты незнания, тянувшихся с языческих веков. Слово о законе Моисея

11 слайд Описание слайда:

Весьма распространенным жанрами было описание так называемого «хождения», то есть путешествия. В более позднее время, чаще употреблялся термин «хождение». Например, «Хождение игумена Даниила», совершившего путешествие в Палестину в самом начале 12-го века. Наиболее известное - «Хождение за три моря» Афанасия Никитина из Твери, совершившего путешествие в Индию во второй половине 15-го века.

12 слайд Описание слайда:

Рабыня Агарь родила Аврааму сына. Был стар Авраам и нуждался в помощнике сильном. А Сарра его — родила малыша с свободною кровью, чтоб к старости лет Авраама душа согрелась любовью. Когда же подрос сын Агари и стал стеснять сына Сарры, его Авраам от себя отослал, чтоб не было свары. И так, как луну растворяет рассвет на утренней сини, Закон — сын рабыни — померк, видя свет свободного Сына: ИИСУСА ХРИСТА… Притча об Агари и Сарре

13 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-159147

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

5 класс Русская литература

5 класс
  • Русская литература:
    • Русские народные сказки: "Василиса Прекрасная", "Финист – Ясный Сокол"
    • Жуковский В. "Спящая царевна"
    • Пушкин А. Сказки
    • Гоголь Н. "Майская ночь, или Утопленница"
    • Куприн А. "Чудесный доктор"
    • Зощенко М. "Великие путешественники"
    • Платонов А. "Волшебное кольцо"
    • Паустовский К. "Кот-ворюга"
    • Астафьев В. "Васюткино озеро"
    • Белов В. "Скворцы"
  • Зарубежная литература
    • Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
    • Андерсен Г.-Х. "Соловей"
    • Гауф В. "Карлик Нос"
    • Дефо Д. "Жизнь и приключения Робинзона Крузо…"
    • Киплинг Р. "Кошка, которая гуляла сама по себе"
    • Линдгрен А. "Приключения Калле Блюмквиста"
    • Родари Д. "Сказки по телефону" или "Говорящий сверток"
    • Твен М. "Приключения Тома Сойера"
    • Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"
6 класс
  • Русская литература XIX века
    • Пушкин А. "Повести Белкина"
    • Гоголь Н. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
    • Лесков Н. "Человек на часах", "Тупейный художник", "Обман", "Пигмей"
    • Тургенев И. "Хорь и Калиныч"
    • Достоевский Ф. "Мальчик у Христа на ёлке"
    • Толстой Л. "Хаджи-Мурат"
    • Чехов А. "Толстый и тонкий", "Хирургия", "Налим", "Беззащитное существо", "Жалобная книга" и др.
  • Русская литература XX века
    • Алексин А. "Звоните и приезжайте"
    • Астафьев В. "Фотография, на которой меня нет"
    • Белов В. Рассказы для детей
    • Булычев Кир "Заповедник сказок"
    • Железников В. "Чудак из шестого "Б"", "Путешествие с багажом", "Чучело"
    • Зощенко М. Рассказы для детей
    • Искандер Ф. "Первое дело", "Запретный плод", "Мученики сцены", "Вечерняя дорога", рассказы о море
    • Крапивин В. "Валькины друзья и паруса", "Брат, которому семь"
    • Платонов А. "В прекрасном и яростном мире"
    • Паустовский К. "Мещёрская сторона"
  • Зарубежная литература
    • Брэдбери Р. "Третья экспедиция"
    • Генри О. "Вождь краснокожих"
    • Дюма А. "Три мушкетёра"
    • Конан Дойл А. "Горбун"
    • Купер Ф. "Последний из могикан", "Следопыт", "История с привидением"
    • Линдгрен А. "Приключения Калле Блюмквиста", рассказы
    • Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Сказание о Ките", "Белое безмолвие", "Там, где расходятся пути".
    • Майн Рид Т. "Всадник без головы"
    • Сетон-Томпсон Э. "Тито", "Мальчик и рысь", "Мустанг-иноходец", "Лобо",
    • "Домино", "Улыбчивый певец", "По следам оленя"
    • Стивенсон Р. "Остров сокровищ"
    • Твен М. "Приключения Гекльберри Финна"
    • Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"
    • По Э. "Овальный портрет"
7 класс
  • Русская литература XIX века
    • Жуковский В. "Светлана"
    • Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
    • Гоголь Н. "Тарас Бульба"
    • Тургенев И. "Бурмистр", "Певцы"
    • Салтыков-Щедрин М. Сказки
    • Толстой Л. "Детство", "Хаджи-Мурат"
    • Куприн А. "Изумруд", "Тапер"
    • Чехов А. "Размазня", "Тоска" и другие рассказы
  • Русская литература XX века
    • Горький М. "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Детство"
    • Бунин И. "Сны Чанга"
    • Зощенко М. "История болезни"
    • Грин А. "Алые паруса", "Золотая цепь", "Бегущая по волнам"
    • Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"
    • Розов В. "В добрый час!"
    • Рыбаков А. Трилогия о Кроше
    • Астафьев В. "Мальчик в белой рубашке"
  • Зарубежная литература
    • Брэдбери Р. "Всё лето в один день", "Зелёное утро", "Каникулы"
    • Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Белый клык"
    • Олдридж Д. "Последний дюйм"
    • По Э. "Лягушонок", "Золотой жук", "Овальный портрет"
    • Свифт Д. "Путешествия Гулливера" (в пересказе Т.Габбе)
    • Сент-Экзюпери А. "Планета людей"
    • Твен М. "История с привидением"
    • Уэллс Г. "Война миров"
8 класс
  • Русская литература
    • Пушкин А. "Капитанская дочка", "Пиковая дама", "Полтава",
    • "Медный всадник", "Борис Годунов"
    • Пущин И. "Записки о Пушкине"
    • Гоголь Н. "Ревизор", "Женитьба", "Петербургские повести"
    • Тургенев И. "Ася", "Первая любовь"
    • Толстой Л. "После бала", "Детство", "Отрочество", "Хаджи-Мурат"
    • Бунин И. "Цифры", "Лапти"
    • Цветаева М. "Мой Пушкин"
  • Зарубежная литература
    • Бирс Э. "Человек и змея"
    • Гарди Т. "Роковая ошибка церковных музыкантов"
    • Генри О. "Вождь краснокожих"
    • Гюго В. "93-й год", "Человек, который смеётся"
    • Джером К. Джером "Миссис Корнер расплачивается"
    • Джованьоли Р. "Спартак"
    • Диккенс Ч. "Пойман с поличным"
    • Ирвинг Т. "Жених-призрак", "Рип ван Винкль"
    • Киплинг Р. "Дьявол и морская бездна"
    • Конан Дойл А. "Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки"
    • Лондон Д. "Под палубным тентом"
    • Мериме П. "Взятие редута", "Коломбо", "Таманго"
    • Мопассан Г. "Туан"
    • Моэм У. "Завтрак"
    • По Э. "Очки", "Украденное письмо", "Лягушонок"
    • Стивенсон Р. "Владетель Баллантре", "Маркхейм"
    • Твен М. "Журналистика в Теннеси",
    • "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура"
    • Уэллс Г. "Борьба миров", "Человек-невидимка"
    • Хаггард Г.Р. "Дочь Монтесумы", "Копи царя Соломона", "Дитя из
    • слоновой кости", "Ласточка", "Прекрасная Маргарет"
    • Честертон Г. "Тайна Фламбо"
    • Шекли Р. "Запах мысли"
    • Шелли М. "Франкенштейн, или Современный Прометей"
    • Ямамото С. "Диалог о песне"
9 класс
  • Русская литература
    • "Слово о полку Игореве"
    • Фонвизин Д. "Недоросль"
    • Карамзин Н. "Бедная Лиза"
    • Грибоедов А. "Горе от ума"
    • Пушкин А. "Евгений Онегин", стихи
    • Лермонтов М. "Герой нашего времени", стихи
    • Гоголь Н. "Мертвые души"
    • Чехов А. "Медведь"
    • Аверченко А. Рассказы по выбору учащихся, например, "Кривые углы"
    • Тэффи Рассказы по выбору учащихся, например, "Русские в Европе", "Маркита"
    • Булгаков М. "Похождения Чичикова"
    • Бунин И. Рассказы по выбору учащихся
    • Шолохов М. "Судьба человека"
  • Поэзия XX века:
    • Ахматова А.
    • Блок А.
    • Есенин С.
    • Цветаева М.
  • Зарубежная литература
    • Шекспир У. Сонеты
    • Мольер Ж.Б. "Мещанин во дворянстве"
    • Бах Р. "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"
    • Распутин В. "Прощание с Матёрой"
10 класс
  • Русская литература
    • Пушкин А. "Евгений Онегин", "Пиковая дама", стихи
    • Лермонтов М. "Герой нашего времени", стихи
    • Гоголь Н. "Мертвые души"
    • Островский А. "Гроза", "Бесприданница"
    • Гончаров И. "Обломов"
    • Тургенев И. "Отцы и дети", "Записки охотника"
    • Салтыков-Щедрин М. "История одного города"
    • Достоевский Ф. "Преступление и наказание"
    • Толстой Л. "Война и мир"
    • Лесков Н. "Тупейный художник"
    • Чехов А. "Маленькая трилогия", "Ионыч", "Толстый и тонкий" (рассказы), "Вишневый сад", "Дядя Ваня" (пьесы)
    • Фет А. Стихи
    • Тютчев Ф. Стихи
  • Зарубежная литература
    • По Э. "Убийство на улице Морг"
    • Уайльд О. "Портрет Дориана Грея"
    • Шоу Б. "Дом, где разбиваются сердца"
Список литературы для обязательного чтения в 11 классе
  • Проза конца 19-нач. 20 века
    • Бунин И. Стихотворения, рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", сб. "Темные аллеи" (2-Зрассказа)
    • Куприн А. "Олеся", "Гранатовый браслет" и др.
    • Аверченко А. Рассказы (2-3)
    • Зощенко М. Рассказы (2-3)
  • Поэзия "серебряного" века
    • Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
    • Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
    • Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
    • Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
  • Литература 20-х годов
    • Горький М. "На дне", "Старуха Изергиль"
    • Блок А. Цикл стихотворений, напр., "Стихи о Прекрасной Даме", Поэма "Двенадцать"
    • Есенин С. Стихотворения разных лет
    • Маяковский В. Стихотворения, поэма "Облако в штанах"
  • Литература 30-40-х годов
    • Булгаков М. "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита"
    • Платонов А. Рассказы (2-3)
    • Толстой А.Н. "Петр I" (обзорное изучение)
    • Ахматова А. Поэма "Реквием", стихотворения по выбору учащихся
    • Пастернак Б. Стихи из романа "Доктор Живаго" и др.
    • Шолохов М. "Тихий Дон", рассказы по выбору учащихся
  • Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
    • Некрасов В. "В окопах Сталинграда" или Воробьев К. "Убиты под Москвой"
    • Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., "Сотников"
    • Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
  • Литература 50-80 годов
    • Солженицын А. "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор"
    • Твардовский А. Обзор творчества.
    • Распутин В. "Прощание с Матерой"
    • "Деревенская" проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
    • Драматургия: Вампилов А."Старший сын"
  • Литература русского зарубежья:
    • Набоков В. Рассказы, напр., "Машенька" или Шмелев Н. "Лето господне"
    • Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
    • Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
  • Современная литература
    • Толстая Т. Из сб. "На золотом крыльце сидели...", "Йорик", "Кысь"
    • Улицкая Л. Любая проза
  • Обзор текущей периодики: журналы "Октябрь","Новый мир" и др.

literature-edu.ru

Презентация к уроку на тему "Древнерусская литература" 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

988 год – принятие Христианства на Руси ↓ необходимость в распространении книг Князь киевский Владимир Святославович

3 слайд Описание слайда:

Рукописные книги Писали на пергаменте. Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей. Книги стоили очень дорого. Хранились в монастырях

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Жанры древнерусской литературы. летописи хождения поучения послания

6 слайд Описание слайда:

(середина XI века) - повествование в них велось по годам в хронологической последовательности. «лето» - обозначало не только сезон года, но и сам год. «В лето…» - начало каждой новой записи в летописи.

7 слайд Описание слайда:

начало XII века монах Нестор «Повесть временных лет»

8 слайд Описание слайда:

Мотивы «Повести…»: Сведения о происхождении славян Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях Рассказ об основании Киева и первых русских князьях. Повествование о принятии Христианства на Руси. Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого. «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжити, и откуда Русская земля стала есть…»

9 слайд Описание слайда:

Тест: Летописание на Руси началось: А) в Х веке; Б) в XI веке; В) в XII веке. 2. Первым летописцем был монах: А) Никон; Б) Нестор; В) Сильвестр. 3. Летопись – это: А) произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий; Б) исторический документ; В) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях. 4. В какой древней книге главной мыслью является призыв к миру между князьями: А) «Апостол»; Б) «Повесть временных лет»; В) «Поучение Владимира Мономаха».

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДA-042493

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Русская литература 5 класс

Русская литература, 5 класс

1. Найдите верное определение мифа.

а )Это произведения устного народного творчества, созданные с установкой на вымысел.

б) Это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы.

В) Это произведения, созданные на выдумке древнего человека с целью объяснить реальность.

г) Это произведения устного народного творчества, раскрывающие вопросы добра и зла.

2. Какое качество отличает Богов от людей?

а)Бессмертие б) Сила

в) Мужество г) Власть

3. Кто является верховным Богом у древних греков?

а) Плутон

в) Аид

б) Посейдон

г)Зевс

4. Какой из ниже перечисленных жанров не относится к фольклору?

а)

Закличка

б)

Скороговорка

г)

Басня

д)

Считалка

5. Какой жанр фольклора представлен в следующем примере:

Ладушки, ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Бражку.

Кого били? – Машку

За что? Про что?

- Не ешь нашу кашку,

Не пей нашу бражку!

а)

Закличка

б)

Приговорка

в)

Потешка

г)

Колыбельная песня

6. Какого вида сказок не существует?

а)

Бытовые

б)

О животных

в)

Волшебные

г)

О чуде

7. Как называется нравоучительный вывод в басне?

а)

Аллегория

в)

Мораль

б)

Наставление

г)

Поучение

8. Из какой басни И. А) Крылова следующие слова:

«… Слона-то я и не приметил»?

а)

«Любопытный»

в)

«Осел и соловей»

б)

«Стрекоза и муравей»

г)

«Ларчик»

9. Каким волшебством обладала шапка Черномора?

а)

Переносила героев через пространство

б)

Невидимка

в)

Исполняла желания

г)

У нее не было волшебных свойств

10. Что такое пиррихий?

а)

Созвучие концов стихотворных строк.

в)

Сочетание ударного слога с одним или двумя безударными.

б)

Размер стихотворения с ударением на второй слог.

г)

Два смежных безударных слога в стихотворении.

infourok.ru

Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.

Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература 11- 12 веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине.

То есть литература 11 - 12 веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”). Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно.

Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины.

Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела. Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом.

Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.

www.sochuroki.com