Древняя русь происхождение славян. Расселение славян. Догосударственный период истории Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Славяне: происхождение и расселение, теории и версии. Древняя русь происхождение славян


Происхождение и судьба славян

О первоначальной истории славянских племен ученые судят по различным историческим источникам. Это и археология, и арабские, и византийские, и античные источники, и «Повесть временных лет», и фольклор, и лингвистические источники, которыми занимается например такая наука как гидронимика – наука о названиях воды.

Достоверно известно, что в VI – IX веках славяне уже занимали территорию, на которой позже сложилась государство Киевская Русь.

Считается, что прародиной славян является Восточно-Европейская равнина, точнее, земли от Эльбы до Днепра.

Внешняя опасность (постоянные набеги хазар, печенегов, половцев, скифов, сарматов, гунн, авар) заставила впоследствии различные племена славян консолидироваться в государство имя которому Древняя Русь. «Азия не перестает высылать хищные орды, которые хотят жить за счет оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнего одним из главных явлений будет постоянная борьба со степными варварами», - писал известный русский историк С. М. Соловьев».

Известный историк, создавший огромный труд по русской истории, Ключевский В. О., считал, что только на основании летописи мы можем судить о первоначальном этапе нашей истории. Он пишет: «мы имеем довольно разнообразные и разносторонние сведения о первых веках нашей истории. Таковы особенно иноземные известия патриарха Фотия IX в., императора Константина Багрянородного и Льва Диакона X в., сказания скандинавских саг и целого ряда арабских писателей тех же веков, Ибн-Хардабде, Ибн-Фадлана, Ибн-Дасты, Масуди и других. Не говорим о туземных памятниках письменных, которые тянутся все расширяющейся цепью с XI в., и памятниках вещественных, об уцелевших от тех времен храмах, монетах и других вещах. Все это отдельные подробности, не складывающееся ни во что цельное… Начальная летопись дает возможность объединить и объяснить эти отдельные данные».

Только В. О. Ключевский считал предков славян, кроме киевских полян, у которых был «кроткий и тихий обычай», дикарями и варварами, как считали это все историки, что опровергается сегодняшними достижениями культурологи, археологии, топонимики и гидронимики.

Нет до сих пор точного ответа на вопрос «Откуда есть пошла Земля русская», так как в основном труды известных историков в большинстве своем основаны на «Повести временных лет».

Особенно «преуспели» в вопросе о происхождении Руси немецкие историки и русские времен бироновщины. Это так называемая норманнская теория происхождения Руси. (Сторонники Август Людвиг Шлецер (1735 – 1738), Герард Фридрих Миллер (1705 – 1783) и Готлиб Зигфрид Байер (1694 – 1738) – немецкие историки на русской службе). Их труды зачастую создавались без знания старославянского языка и даже русского… Но это все забегая вперед работы.

Так откуда же пришли славяне на территорию Восточно-Европейской равнины?

Имеется три мнения по этому вопросу.

Первое: автохтонное происхождение славян, то есть славяне жили на этой территории издревле, изначально, еще в VI – VII в. до н. э. Сторонник этой точки зрения Б. А. Рыбаков. Эта теория опирается на сочинения Геродота и Плиния Старшего.

Второе мнение, что славяне пришли на территорию Восточно-Европейской равнины в V – VI вв. н. э. У этого мнения есть две теории. Балтийская (основана на Византийских источниках): изначально славяне были сгруппированы в Южной Прибалтике (их называли венедами) в VI в. н. э., где-то в V в. н. э. начался процесс их дробления и переселения, при котором часть племен остается на месте, а часть идет к Дунаю (склавины), а еще часть перемещается на юго-восток (анты). (Надо сказать, что в VII – VIII вв. н. э. на территории Восточно-Европейской равнины проживали гунны и авары (обры)). Еще есть карпатская теория происхождения славян, по которой изначально центром обитания славян были Карпаты, а оттуда они двинулись в разных направлениях.

В 1808 году вышла в свет работа Густава Эверса (1781-1830), младшего современника Карамзина. «Работа была написана на немецком языке, как и все последующие труды этого ученого. В противовес сторонникам норманнской теории происхождения русского государства, которую принимал и Карамзин, Эверс считал, что народ Русь – хазарского происхождения и первоначально жил в Северном Причерноморье, «Черноморская Русь».

Доподлинно известно согласно летописям и по данным археологических раскопок, что в VI –IX вв. н. э. было несколько славянских племен: «Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и росси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки – потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам – радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород)».

В византийских источниках известия о славянах встречаются довольно часто, особенно в сочинениях Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега. В этих источниках славяне встречаются под названием анты, венеды и склавины («словяне»). Согласно одной теории название «словяне» произошло от слова «слово», то есть славяне - это те, кто обладает даром речи в отличие от «немцев» - «немых». Есть и другая теория: что слово «словяне» произошло от «съли» - в значении «послы» или «представители» (имелось ввиду венеды). То есть первая часть слова и вторая означает «представители венедов».

В. О. Ключевский отмечает, что в истории и жизни древних славян сыграли большую роль природные стихии: река, лес и степь. Маврикий Стратег пишет, что славяне «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране». Славяне, по словам Прокопия Кесарийского, «не управляются одним человеком и живут в народоправстве». («История России», под редакцией А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва, «Академический Проект», 2005, стр. 35).

У славян на самом деле были предпосылки образования древнерусского государства. Византийские и арабские источники дают сведения о славянах, как о мирном населении, довольно миролюбивом.

В науке имеется мнение, что еще в III – II тыс. до н. э. на территории от Эльбы и Одера до Дуная и Черноморья обитали протославяне – предки славян. Во времена великого переселения народов славяне перемешались с ближайшими соседями – финно-уграми (занимали территорию современной Москвы, Ярославля), чудью, мерой, весью, балтами, корелами, гуннами, коми, пермяками и другими народами.

«Повесть временных лет» дает сведения о том, что еще до появления Рюрика, Синеуса и Трувора, на славянской земле, на территории полян (восточная ветвь славян) имелся город-крепость, которым правили, потомки братьев Кия, Щека и Хорива – основателей города. Они платили непосильную дань хазарам.

«Византийские историки пишут, что славяне были храбрыми воинами и имели особенное искусство владения оружием – мечами, дротиками, стрелами, намазанных ядом». («История и культура Отечества», под редакцией В. В. Гуляевой, Москва, «Академический проект», 2007, стр. 18).

До VII – VIII вв. У славян существовала подсечно-огневая система земледелия, после ее вытеснила пашенная система. В общественном строе древних славян существенную роль играла родовая община. По мере накопления излишков, прибавочного продукта, из родовой общины выделились князья и дружинники – для защиты от внешней опасности, которую приносила славянам степь.

Как расселились славяне? Самые северные славяне ушли на озеро Ильмень – славяне ильменские. Стояли они некоторым образом особняком на территории Новгорода. У них были никудышные земли, но зато богатый лес и мягкий климат. Лес давал пушнину, мед, грибы, ягоды. Славяне ильменские более других контактировали с другими племенами.

Другое скопление славян сложилось на Днепровской речной системе, так как реки, во-первых, были в то время – дорогой, а во-вторых, по ним было удобно создавать города-крепости.

Другие славяне расселились по Волжско-Окской речной системе. Из этих племен после ига выйдет три народности: украинская, русская и белорусская.

Особую роль в истории восточных славян играли скифы и Византия. С ними были внешние сношения, что подтверждают данные археологических раскопок.

Некоторые историки считают скифов прямыми предками славян.

Именно славяне Днепровской речной системы (поляне, северяне, древляне) сыграли впоследствии главенствующую роль в объединении восточных славян и образовании государства Русь.

Интересно происхождение названия Русь. Об этом тоже есть у ученых разные гипотезы. Большинство склоняется к тому, что Русь (Россь) – это название реки.

«…Сведения доказывают, что пруссы и варяги-русь жили в ближайшем соседстве. И таким соседством оказалась река Неман: пруссы жили на западном ее берегу, а варяги-русь, а точнее русь, руссы или русичи, - на восточном… варяги-русь Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами пришли с правого берега реки Русс (Неман), с территории, называемой Русской землей, и принесли с собой название «Русь» и «Русская земля» в район Чудского озера, озера Ильмень и Белоозера. Иначе говоря, «русь» пришли к «словенам»…

Из арабских источников известно, что еще до Киевской Руси у восточных славян были три политических объединения – Куяба, Славия и Артания.

«По мнению Б. А. Рыбакова основание Киева «знаменовало сложение поляновского союза, то есть начало его существования». Видимо, с этим событием связана легенда о Кие – основателе города Киева. Таким образом, названия племен, которые нам известны из «Повести временных лет», на самом деле представляли собой уже сложившиеся племенные союзы мелких родственных племен, количество которых достигало 150 – 200». («История России», под ред. А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва, Академический Проект, 2005).

Еще до призвания варягов к славянам, у славянских племен был свой общественно-хозяйственный строй. Племена объединялись в племенные союзы, а состояли из общин. Община была родовой. В ней была коллективная собственность на средства производства – на скот, утварь и землю. Личность растворялась в обществе. Производство было – от каждого по возможности. Распределение – каждому по потребности.

Славяне были земледельцами. У них не было смертной казни, но был изгой.

Прошло время. Родовая община стала соседской. Тут уже земля по-прежнему общинная, но орудия труда, скот, жилище – все закрепляется за семьей. С урожая часть идет в общину, а часть – себе. Появляется возможность имущественного неравенства. Все это очень длительный процесс – обогащения и обеднения семей – буквально из поколения в поколение. Наиболее быстро этот процесс идет там, где плодородная земля.

Зарождается слой зажиточных общинников. Из них – князья и воины. В условиях родовой общины воевали все те, кто мог держать оружие. В условиях соседской общины появилась возможность содержать войско.

Вот что пишет В. О. Ключевский о начале русской земли: «Повесть о начале Руси сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, еще до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племен славянских и финских, кривичей, чуди, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались ее платить и прогнали варягов за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами, туземцы собрались и сказали: «поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву».

Около половины IX в. дружина балтийских варягов проникла Финским заливом и Волховом к Ильменю и стала брать дань с северных славянских и финских племен. Туземцы, собравшись с силами, прогнали пришельцев и для обороны от их дальнейших нападений наняли партию других варягов, которых звали русью. Укрепившись в обороняемой стране, нарубив себе «городов», укрепленных стоянок, наемные сторожа повели себя завоевателями…»

«Повесть временных лет» повествует, что государство пришло к славянам. В то время как у славян были все предпосылки для образования государства; почва для его создания была грандиозная

Поэтому норманнская теория о том, что варяги принесли с собой славянам государство неверна. Варяги были призваны в качестве дружины, для порядка, для защиты от набегов степных и других народов. Как сегодня сказали бы: в качестве охраны. Другое дело, что повели они себя по-царски, но это совсем иная тема.

М. В. Ломоносов боролся с норманнской теорией происхождения Русского государства и доказал, что государство на Руси установили прибалтийские славяне, а не варяги.

Русь развивалась своим путем, а норманны стали только гребнем волны, поставив точку в образовании государственности.

«Что разуметь под началом истории какого-либо народа? С чего начинать его историю? Древние греческие и римские писатели сообщают нам о южной степной России ряд известий, неодинаково достоверных, полученных ими через посредство греческих колоний по северным берегам Черного моря от купцов или по личным наблюдениям. До нашей эры разные кочевые народы, приходившие из Азии, господствовали здесь один за другим, некогда киммериане, потом при Геродоте скифы, позднее, во времена римского владычества, сарматы. Около начала нашей эры смена пришельцев учащается, номенклатура варваров в древней Скифии становится сложнее, запутаннее. Сарматов сменили или из них выделились геты, языги, роксаланы, аланы, бастарны, даки…

Эти народы, цепью прошедшие на протяжении веков по южно-русским степям, оставили здесь после себя бесчисленные курганы, которыми усеяны обширные пространства между Днестром и Кубанью. Над этими могильными насыпями…работает археология и открывает в них любопытные исторические указания, пополняющие и проясняющие древних греческих писателей, писавших о нашей стране»…



biofile.ru

Расселение славян. Догосударственный период истории Руси. Древняя Русь: становление, расцвет, распад (862-1132 гг.)

Похожие главы из других работ:

Анализ характерных особенностей политической и экономической жизни восточнославянского общества

Часть 1. Политическая организация восточных славян в догосударственный период

восточнославянское общество догосударственный период Под политической организацией обычно понимают: «1) систему устойчивого взаимодействия разнородных по своему происхождению компонентов ради достижения общих социальных целей...

Анализ характерных особенностей политической и экономической жизни восточнославянского общества

Часть 2.Основные хозяйственные занятия восточных славян в догосударственный период

Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более...

Вече и княжеская власть в Киевской Руси

Основные личноcти в истории Киевской Руси

Олег Вещий Олег (Вещий) (879-912) - князь новгородский и (с 882) киевский. Будучи родственником и воеводой Рюрика, правил за его малолетнего сына Игоря. Прославился военными походами. Завладел Смоленском, подчинил своей власти всех кривичей, полян...

Власть и нормы поведения первобытного общества

2.1 Власть в догосударственный период и ее характеристика

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать социальную характеристику власти и норм, существовавших в первобытном обществе...

Возникновение древнерусского государства

1.2 Расселение древнейших славян

В летописном рассказе о расселении славянских племен называется 150 племенных союзов. Племенные союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь...

Возникновение и развитие строя Киевского государства (IX - первая четверть XII в.)

Глава 1. Происхождение и расселение восточных славян

Многое в науке остается спорным. Так, одни историки полагают, что еще в I-м тысячелетий до н. э. на территории Восточной Европы проживали славянские племена, с которыми они связывают зарубинецкую и черняховскую археологические культуры...

Возникновение и расселение основных славянских племен

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

В летописном рассказе о расселении славянских племен называется 150 племенных союзов. Племенные союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена, которые были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь...

Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь

1 Происхождение и расселение восточных славян

Многое в науке остается спорным. Так, одни историки полагают, что еще в I-м тысячелетий до н. э. на территории Восточной Европы проживали славянские племена, с которыми они связывают зарубинецкую и черняховскую археологические культуры...

Городец на Волге, историческое описание

8. Удельный период истории Городца

Понятие «удельный период» таит в себе два основных смысла. С одной стороны, оно выступает как синоним термина «феодальная раздробленность». Последний многие сейчас предпочитают не использовать...

История государственного управления. Возникновение Древнерусского государства

2. Расселение и объединение восточных славян на территории Древней Руси

Прежде всего, восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры...

История образования Древней Руси

Происхождение и расселение восточных славян в VI-VIII вв.

Славяне, как считают большинство историков, обособились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным...

Образование и становление Древнерусского государства

Великое расселение славян

Из своей обширной лесистой прародины славянские племена, жившие в первобытнообщинном строе, долгое время никуда не расселялись. Стимулом к расселению могли быть три фактора: древнерусское государство праславянский мир 1...

Общественно-политический строй Древней Руси

Глава 1. Общественный уклад восточных славян в IV-VIII вв. Предпосылки складывания социально-политического строя Древней Руси

В середине I тысячелетия н.э. у славян активно шёл процесс образования государства и одновременно происходил распад племенных отношений. Основной хозяйственной ячейкой общества стала соседская община...

Русь изначальная

3. Влияние еврейства и иудаизма на восточных славян древней Руси

В отличии от других версий развития Руси свой путь предложил В. Петрухин в статье «Жидовские ворота». Опираясь на широкий круг литературных и фольклорных аналогий, он заключил, что этот библейский сюжет не был первоначальным. Он присущ...

Украинские земли в древности и в эпоху раннего Средневековья

1. Украинские земли в догосударственный период

Старейшее и основное название для южного русского народа - это Русь, так он сам себя называл, когда из конгломерата племен стал народом и народом государственным, так его называли чужие...

hist.bobrodobro.ru

Славяне: происхождение и расселение, теории и версии - РАЗНОЕ - АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ - Каталог статей

Культура, религия и быт древних славян – хорошо изученные аспекты, чего не скажешь об их историческом пути. Славяне, происхождение которых до сих пор досконально не изучено, представляют собой древний народ, который существовал еще во времена Византийской империи.

Происхождение славянской группы народов

Первые письменные упоминания о славянах присутствуют в исторических работах византийских писателей, датированных VI веком. Уже в те времена византийские историки упоминали о славянском народе как сложившемся этносе, который имел свою историю, религию и культуру, который успел разойтись на две разных этнических группы:

  • склавины
  • анты.

Многие историки сходятся во мнении, что славяне, происхождение которых более древнее, нежели первые записи о них, появились вследствие распада славянской индоевропейской народности, а появившиеся славянские этносы поселились на территории восточных и центральных районах Европы. Для более детального изучения происхождения славян, историки используют комплексный подход, который включает изучение:

  • археологических раскопок,
  • антропологических данных,
  • истории,
  • лингвистики.

Теории славянского происхождения

Основные вопросы, на которые до сих пор историки не могут дать однозначного ответа – первое местонахождение славян, которые перекочевали на земли восточной Европы, и могли ли они всегда населять эту территорию? Основные версии:

  • Дунайская,
  • Скифо – сарматская,
  • Прибалтийская,
  • Автохтонная.

Дунайская версия историков о происхождении славян, принадлежит Нестору Летописцу и является первой исторической попыткой ответить на поставленные вопросы. Согласно данной версии, древние племена славян населяли акваторию реки Дунай. Впоследствии славяне стали расселяться, в том числе и на территорию центральной и восточной Европы. В те времена Повесть Нестора Летописца была одним из самых авторитетных исторических писаний, поэтому данная версия воспринималась как единственно правильно вплоть до конца XIX столетия.

Основное положение скифо-сарматской теории происхождения славянского этноса базируется на отождествлении славянских племен с народностями, которыми населяли территорию Прибалтики – скифов, роксолан и сарматов. Эта теория объясняет тот факт, что многие славянские земли носили такие названия, как Сарматия и Скифия.

Приверженцы прибалтийской теории согласны с тем мнением, что славянские народы произошли от венедов – прибалтийского народа, который стал восприниматься не как соседи древних славян, а их прародитель.

Согласно прибалтийской теории, древние племена, с которых произошел славянский этнос, населял территорию современной Прибалтики в акватории реки Двина и реки Неман, и только в начале первого тысячелетия эти племена стали продвигаться вглубь Европы, заселяя побережья рек Висла и Днепр.

Одна из последних, современных теорий, которая находит все больше приверженцев среди научного мира – автохтонная, разработанная археологом Борисом Рыбаковым. Согласно данной теории, славяне ни откуда не приходили. Они изначально населяли берега Вислы и Одра. Их дальнейшее переселение в центральные и восточные части Европы связано со стремительным демографическим приростом.

Какие бы теории о происхождении славянских племенах не выдвигали историки, каждый может сам для себя решить, во что ему верить. Неизменным и точно подтверждённым остается тот факт, что славяне – самый храбрый, трудолюбивый и дружелюбный народ.

wikii.ru