Русские былинные богатыри Древняя Русь исторический. Древняя русь богатыри
Неизвестные русские богатыри (14 картинок) | Древнерусский словарик
Если спросить среднестатистического россиянина, сколько было русских богатырей, почти наверняка он ответит — трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. На самом деле мир богатырей ничуть не уступает супергеройской вселенной Marvel по разнообразию типажей. Подробнее о малоизвестных русских богатырях.
Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Вольга Всеславович
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
drevnerus.ru
Русские былинные богатыри Древняя Русь исторический
Русские былинные богатыри
Древняя Русь — исторический период, охватывающий отрезок времени с 9 -го по 13 -й века. Этот период называют Киевской Русью, потому что главным городом в то время был Киев. Древняя Русь занимала территорию современной Украины, часть Краснодарского края, часть Поволжья и часть земель на севере между Балтийским морем и двумя озерами- Ладожским и Онежским. Физическая карта Древней Руси. . .
Политическая карта Древней Руси
Вот такой была столица Древней Руси. . . Макет центральной части Киева
Целый мир древней русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками» . Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, — боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита Руси от лютых врагов.
В былинных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период в истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они — и князь, и герои в конце концов решали одно общее дело — дело народа. Ученые доказали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и Владимира Святославича — воителя против печенегов, и Владимира Мономаха — защитника Руси от половцев, и облик других князей — смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов.
Происхождение былин Былины получили своё название от слов «быль» , «было» . В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно происходили: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Былины не складывались сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Возникли былины во времена Киевской Руси. В то время часто на Киевскую Русь нападали кочевники. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью и удалью. Это богатыри. Они любили родную землю, стояли на страже ее границ, в любую минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасали его от унижения и разорения.
Картина В. Васнецова «Баян»
Циклы былин Все былины делят на два цикла: Киевские и Новгородские. n В киевских действия происходят в Киеве или около него, в центре стоит князь Владимир, богатыри защищают Русскую земли от кочевников, главные герои- Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. n В новгородских былинах главный геройновгородский богатырь Садко, он занимается торговлей, делает Русь богатой.
Отличие былинных героев от героев сказок n n Герои сказок отличаются от былинных богатырей. Герои сказок всегда пользуются волшебством. Все свои поступки они совершают ради себя или своей семьи, а богатыри изначально обладают огромной силой и являются защитниками всего русского народа.
Значение и происхождение слова «богатырь» Это слово имеет несколько значений: • Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. • Рослый, крепкого сложения, сильный человек. • Незаурядный, выдающийся человек (переносн. ) По мнению лингвистов, слово «богаты рь» образовано от слова «богач» богатый человек.
Как выглядели древние русские воины Каждый воин в Древней Руси обязательно должен был иметь специальную одежду, приспособления для защиты и боевое оружие.
Элементы одежды и боевое оружие древнерусских воинов n. Шлем- головной убор из металла, защищающий голову. n. Кольчуга- защитная рубашка из стальных колец. n-Щит- округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел. n. Меч-старинное колющее и рубящее оружие в виде обоюдоострого прямого клинка с рукояткой. n Копьё- колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие (длинная деревянная палка с металлическим наконечником). n. Булава-деревянная или металлическая дубина с выступами. n Сабля- холодное оружие, имеющее вид кривой полосы из стали, с рукоятью и ножнами. n-Лук- оружие метательного типа, предназначенное для стрельбы стрелами. n-Стрелы-снаряд для лука, состоящий из деревянного тонкого древка и металлического или костяного наконечника. n. Колчан- футляр для стрел. n. Палица-старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6 -12 килограммов. Любопытно, что когда современные умельцы стали изготовлять кольчуги, оказалось, что делаются они довольно-таки быстро.
Древнерусский пеший воин в шлеме с защитой для лица и шеи, в кольчуге, с копьём и щитом. На рисунке справа-колчан со стрелами.
Слева-древнерусский воин в шлеме с защитной сеткой для шеи. Справа-древний печенег (разновидность тюркских народов) в шлеме и с защитным воротом для шеи.
Слева –скульптурное изображение древнего воина, справарисунок, изображающий русского конного воина-лучника (главное оружие для него-лук) 13 -го века
Три рода древнерусского войска-конник с копьём, лучник и пеший воин (у него не было коня)
Так художники представляют былинных богатырей. В середине-иллюстрация И. Билибина «Витязь на распутье» . Справа-репродукция с картины М. Врубеля «Богатырь»
Картина В. Васнецова «Богатырский скок» , 1914
Есть и такие современные изображения богатырей. . .
В интернете можно встретить и такое изображение. . .
Идя в бой, древнерусские воины несли с собой знамёна, штандарты, лицо защищали специальной металлической маской, сначала она защищала только верхнюю часть, но с конца ХII века появились шлемы с маскамиличинами, которые полностью закрывали лицо воина. Личинами их назвали потому, что они обычно имели форму лица человека или мифического существа.
Битва русских воинов с врагами
Русские былинные богатыри сражались с врагами, это были чудища или злые и коварные люди. Самое известное из чудищ-многоголовый змей, чаще-с тремя головами-Змей Горыныч
Древнерусские воины сражались с захватчиками южных земель, защищали границы Руси на западе. . . Об особо отличившихся храбрецах слагались героические песни-былины, прославлявшие подвиги русских богатырей.
Картина В. Васнецова «Единоборство Пересвета с Челубеем» (Поединок Пересвета с Чебубеем на Куликовом поле в 1380 году).
Самые известные богатыри: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» ( «Три богатыря» )
Из истории создания картины Виктор Михайлович Васнецов (1848 -1926) – русский художник. Он происходил из семьи, где несколько поколений были священниками. Учился в Академии художеств в Петербурге. В своем творчестве опирался на традиции древнерусского искусства. Создавал жанровые и лирические картины. Был автором эпических работ на темы русской истории, русских былин и сказок. Работал также и в области архитектуры. Среди лучших работ художника «Богатыри» , «После побоища» , «Аленушка» , «Царь Иван Васильевич Грозный» , росписи Владимирского собора в Киеве, церковь в Абрамцеве. Прежде чем приступить к созданию знаменитой картины «Богатыри» , он внимательно изучал былины, долго собирал материал, позволявший ему правдиво изобразить богатырей. Глядя на картину, мы видим живую историю Руси. Около 20 лет трудился Васнецов над созданием полотна.
Богатыри на картине В. Васнецова n. Средний богатырь – Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья напряженно всматривается вдаль: не появится ли где враг? На руке висит палица сорока пудов. В другой руке у него щит и копье. Он уже не молод, но еще очень силен. Конь у него богатырский, черной окраски. Стоит конь спокойно и ждет приказа. n. По правую руку Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он из более богатого рода, и щит его побогаче, и кольчуга подороже, а взгляд у него пристальный, решительный. Под ним белый конь, ноздри раздувает, видно, чует врага и готов понести своего седока. n. Алеша Попович -самый младший богатырь. Смотрит он хитро, лукаво. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые (звонкие). Он воин и гусляр. Хитрый, отважный, смелый. Песни петь умеет и воевать умеет.
Киевский цикл былин-былины об Илье Муромце Главный герой этих былин-крестьянин Илья из Мурома. Отсюда и его прозвище-Муромский. Обретя чудесную силу от странников-волхвов, он отправляется на службу к князю Владимиру в Киев, совершая удивительные подвиги во славу Руси. В этих былинах можно увидеть картины жизни Древней Руси (Киевской Руси), она была очень тяжела и полна опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.
Художник - Михаил Шемаров из Палеха
Картина В. Васнецова «Крещение Руси» . В центре-князь Владимир
Илья Муромец Кадр из мультфильма «Илья Муромец и Соловей. Разбойник»
Кадр из художественного фильма «Илья Муромец»
Изображение Ильи Муромца
«Илья Муромец» , линогравюра художника Евгения Шитикова
Добрыня Никитич Кадр из мультфильма «Добрыня Никитич»
Картина В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» Битва богатыря со Змеем изображается коротко: ударил Добрыня Змея, отшиб все его "хоботы" и взял с него слово не летать больше на Русь. Вернувшись в Киев, Добрыня узнал, что Змей опять летал через Киев и унес племянницу князя Владимира. Добрыня отправляется в дальний путь к пещерам Змея. Но, в отличие от сказочного героя, который борется с чудовищем ради своих личных интересов (освобождение невесты), он защищает общественные интересы в борьбе за целостность Руси и ее границ. В былине Добрыня представляется как освободитель Русской земли. Былина поет славу богатырю, который освободил не только племянницу Владимира, но и множество других пленных, томившихся в подземелье Змея.
Былины Новогородского цикла Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» - «это, по словам известного русского революционного критика 19 -го века В. Г. Белинского, - один из перлов (жемчужин) русской народной поэзии. . . Она есть поэтическая апофеоза (прославление)Новгорода как торговой общины» . Новгород был богатым купеческим городом, новогородцы сами выбирали правителей, в отличие от других городов, в которых глава города назначался главным князем. 40
План древнего Новгородапервого свободного города Руси
Вот на таком судне-корабле мог отправиться в своё опасное путешествие Садко
Вот в таком подводном царстве мог оказаться Садко
Иллюстрации к былинам о Садко
Память о славе древних русских воинов живёт и в современном мире. На фотографии-богатырские игры.
Памятники древним русским воинам
Памятники знаменитому русскому князю Святославу. Именно ему принадлежит известная фраза-вызов и предупреждение врагу: «Иду на вы» -Иду на вас (войной). . .
Память об Илье Муромце n n n n n Один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец. В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан. В 1913 году имя богатыря получил самолётбомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским. Бронеавтомобиль Илья Муромец. «Илья Муромец» — русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход «Илья Муромец» — советский портовый ледокол 1965 года постройки. Написано две оперы, симфония. Снят художественный фильм и два мультфильма. Есть компьютерная игра.
Памятник Илье Муромцу в городе МУром
Контрольные вопросы 1. Почему древнюю Русь называли Киевской Русью? 2. Почему возникли былины? 3. На какие два цикла делятся былины? 4. Кого называли богатырём? 5. Каких самых главных богатырей вы знаете? 6. Почему Илью прозвали Муромцем? 7. Какими важными чертами обладает Илья Муромец? 8. Какое оружие использовали богатыри? 9. С какими врагами сражались богатыри? 10. Какие отличия существуют между былинными и сказочными героями? 11. Чем занимался Садко? 12. Почему люди сохранили память о героях древности?
present5.com
Богатыри земли Русской
А много вы знаете богатырей, которые жили и защищали Русскую землю от инородных захватчиков. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Если попросить среднестатистического человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, вам почти наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.
Русский богатырь Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Вольга Святославич
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины.
Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и, когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.
Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
Богатыри земли Русской. Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах, как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав конями неверную Лебедь Белую.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур.
На первую просьбу князя биться со змеем, Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей и их плачь трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками.
Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к Святым местам не меняет характер героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги.
titcat.ru
Русские богатыри, наделенные силой бога…
Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. В этих сказаниях сохранились повествования и очерки о жизни каких-то совершенно фантастических людей, однако в действительности в большинстве случаев за каждым из таких героев скрывались реальные люди, которые много веков назад населяли славянские земли и были в таком большом почете у народа, что о них стали слагать легенды…
Основа древнерусских сказаний – это, как правило, богатыри. Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита. Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.
Российские ученые выделяют две основные категории богатырей – старшие и младшие. К старшим богатырям принято причислять Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана. Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев – явлений грозных, враждебных простому человеку.
К группе младших богатырей относят известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.
Традиционные народные сочинительства становились причиной того, что герои эпоса были уже не просто героями, и отважными воинами, выступавшими против захватчиков, но настоящими борцами с нечистью. И действительно, очень часто можно встретить произведения, в которых богатырям приходится сражаться против драконов, ведьм и прочих потусторонних существ.
Помимо этого, богатырям отводилась и большая роль в жизни народа, потому как они являлись неким психологическим подтекстом непобедимости Руси, свидетельством тому, что среди простого народа есть люди, которые всегда готовы выступить на защиту родной земли от любой напасти… Рассмотрим наиболее ярких среди них.
Святогор
Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор. Это настоящий великан, которого даже земля держать не может. Он наделен огромной силой, что даже самые знатные богатыри не осмеливаются вступить с ним в сражение.
Примечательно, что ни в каких битвах он не принимает участия, никаких подвигов не совершает. Основное его предназначение ограничивается тем, чтобы сражать врагов своей мудростью и фантастической силой. В образе этого богатыря скрыт философский смысл древнеславянского населения о почитании святого богатыря просто за его существование.
Микула Селянинович, несмотря на то, что не упоминается среди Киевских богатырей, все же таковым являлся. Он был настоящей гордостью славянского народа, потому как пахарь-богатырь являлся настоящим воплощением русского духа, который своим существованием утверждает, что простой земледелец может сразиться с настоящими богатырями.
Еще одним не менее ярким образом является Волх Всеславьевич. Это фантастический персонаж эпоса. Согласно преданиям, он был рожден от змея, поэтому очень быстро рос. С момента рождения не прошло и полутора часов, как на него надели булатные латы. Он очень быстро овладевал волшебством и всевозможными науками. Его считали языческим жрецом, колдуном и воином.
В отличие от Волха другой известный былинный герой Дунай Иванович является исторически достоверным персонажем. Его история начинается с того самого момента, когда он вступает в поединок с Добрыней Никитичем. Разнимает их, согласно преданиям, Илья Муромец, после чего происходит братание. Позже Дунай искал невесту для князя Владимира и, убив Литовского князя, увозит его дочь Апраксию.
Очень интересной и занимательной является еще одна история, связанная с Дунаем. Он влюблен в Богатырку Настасью, которая согласна стать женой лишь того, кто сумеет ее победить. Конечно, Дунай одерживает над ней победу. Когда же происходит свадьба, он после безумного спора убивает свою суженую, выстрелив из лука в кольцо, которое стояло на голове Настасьи. Не выдержав горя, Дунай убивает и себя.
Несмотря на то, что упоминаний об этих богатырях в литературе достаточно, первое имя, которое приходит на ум большинству людей, — это Илья Муромец.
Илья Муромец
Этот богатырь имел те черты, которые в основном приписывались мифическим и фантастическим героям – чудодейственное получение большой силы. Он был сыном простых родителей-крестьян, с детства был прикован к кровати. Так происходит до тех пор, пока не появляются странники-калики. Они приказывают мальчику принести им воды, и Илья исцеляется.
Более того, у него появляется необыкновенная сила. С того самого момента и началась богатырская жизнь Ильи Муромца, а его подвиги стали основой для многих былин и сказаний. Однако наиболее известной эпопеей является его битва с Соловьем-разбойником. К слову сказать, до настоящего времени ученые так и не сумели прийти к единому мнению по поводу того, кем же на самом деле был Соловей – то ли вымышленным героем, то ли одним из воинов монголо-татарского войска, то ли простым разбойником, живущим в Муроме и разорявшим купцов, вынужденных проезжать через Муромские леса.
Битва с Соловьем-разбойником
В определенный период времени Илья приходит на службу в Киев, чтобы спасать Русь от многочисленных напастей и совершать невероятные и даже чудесные подвиги.
В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь, которого звали Добрыней Никитичем. Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве. Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.
Иногда складывается впечатление, что Добрыня – мифологический герой. Немного фантастической выглядит и история о колдунье Маринке, приворожившей богатыря. Однако Добрыне с помощью матери, такой же ведьмы, удается победить чары Маринки и расправиться с ней. Но в его истории представлено не только большое количество фантастических сказаний.
Добрыня Никитич
В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.
Еще один известный богатырь – Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова. В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая – в Муром, и третья – в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира.
Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович – это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.
Алеша Попович
Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.
И в завершение необходимо несколько слов сказать и о таких богатырях, как Василий Буслаев и Никита Кожемяка. Все они были реальными людьми. Василий Буслаев был родом из Новгорода. По натуре своей этот человек всегда был бунтарем и даже пьяницей. Свою богатырскую силу он унаследовал от отца. Однако употребляет юноша ее не так, как это делают остальные богатыри. Напротив, он всячески нарушает законы города, набирает себе дружину из таких же, как он (основные критерии отбора – способность выпить ведро вина или выдержать удар по голове дубиной).
Вместе с дружиной Василий не вступает в борьбу с врагами и захватчиками, а только напивается в кабаках, дерется. Согласно сказаниям, умер он так же безрассудно, как и жил – на обратной дороге с Иерусалима он ударился головой о камень, упав с лошади (а ведь на камне было написано, что через него скакать нельзя…).
В отличие от Василия, Никита Кожемяка – был настоящим воином, который служил киевскому князю Владимиру. Вместе с ним Кожемяка выступил на битву против печенегов, один на один сразившись с силачом и победив его. Эта победа стала началом победы русского войска над захватчиками. В разных периодах Никита Кожемяка представлен то как простой ремесленник, то как настоящий богатырь, который находится на службе в Киеве.
Верить в то, что славянские богатыри существовали в действительности, либо же придерживаться мнения о том, что это были исключительно вымышленные персонажи – личное дело каждого. Впрочем, это и не главное. А главное заключается в том, что в любом случае именно они сыграли большую роль в истории славян, став символами прежних времен.
link
storyfiles.blogspot.com
Русские богатыри - Русский дух!
Русский народный фольклор очень богат и разнообразен своей историей, культурой и традициями, которые нашли свое отражение в песнях, былинах и сказаниях. Былины, слагаемые простым народом, отличались красотой и правдоподобностью своего повествования, с наличием небольшого художественного вымысла, что придавало им еще большую самобытность, присущую древнерусской эпохе. В центре былин всегда находится положительный персонаж - богатырь, воплотивший в себе непобедимую силу и безграничную любовь к матушке-Руси, народного заступника. Конечно, образ богатыря является собирательным. Народ создал образ богатыря, возложив на него свои надежды и чаяния, чтобы показать следующим поколениям и воспитать идеологию о непобедимости Руси перед вражеской силой.
Главными качествами русских богатырей были - воинская доблесть и старания по защите родной земли. Достоинства богатырей испытываются в сражении, в неравном бою, с чем связана композиция былины, красочно насыщенная преувеличениями.
Кто же были эти полубоги, наделенные нечеловеческой силой?
Самым популярным в древней Руси является персонаж Ильи Муромца. Этот персонаж вобрал в себя все черты присущие мифологическим героям - чудесное исцеление и приобретение нечеловеческой силы. Илья выходец из простой крестьянской семьи, с детства прикованный к кровати, пока не являются калики перехожие и чудесным образом исцеляют его. С этого эпизода берет свое начало богатырская жизнь Ильи Муромца, подвиги которого нашли художественное отражение в былинах и сказаниях.
Другим, не менее важным героем является Добрыня Никитич, живший в одну эпоху с Ильей Муромцем. Воспевание неодолимой силы и мужества русского богатыря начинается с поединка со змеем Горынычем. В повествовании о Добрыне Никитиче присутствуют не только фантастические рассказы, он так же предстает как мудрый и храбрый воин, выполняющий все поручения Ильи Муромца. Добрыня стал эталоном воина эпохи Киевской Руси.
Третьим известным богатырем является - Алеша Попович, который часто представлен молодым, храбрым, смекалистым и хитрым воином.
Одним из самых таинственных образов русских былин является Святогор, имеющий силу, превосходящую великих богатырей древней Руси. Персонаж Святогора был взят из древней мифологии, который вобрал в себя представления о великих горных великанах, воплощавших величие и невозмутимость гор. Былины о Святогоре - это трагические рассказы о том, как могучий великан погибает не в бою за правое дело, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой.
Не менее таинственным богатырем в русском эпосе является Волх Всеславьевич, который был рожден от фантастического змея. Волх считается колдуном и жрецом языческих богов. Волх является героем "Слова о полку Игореве". Несмотря на свою известность, персонаж Волха не был историческим лицом, а всего лишь плод художественного вымысла народа.
В отличие от Волха, Дунай Иванович является персонажем с реально-исторической основой. Повествование о Дунае начинается со схватки с Добрыней Никитичем. Дунай входит в состав Киевского богатырства.
Так же увлекательно повествование о Дунае и богатырки Настасьи. На собственной свадьбе, вследствие безумного спора Дунай убивает Настасью, промахнувшись при стрельбе из лука. Не вынеся горя утраты, Дунай убивает себя.
Русские богатыри играют огромную роль в русской истории. Былины повествуют о тех славных мужах, которые становили Русь, оберегали и защищали русский народ от вторжения силы вражеской. Русские богатыри в былинах воплощали идею воссоединения славян, непобедимости и нерушимости древнерусского государства перед внешними врагами, являясь образцом подражания в патриотизме и мужестве будущим поколениям.
russkiy-duh.ru
Кириллица | Главные русские богатыри
Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков. Вспомним главных.
.
1. Илья Муромец. Святой богатырь
Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.
2. Бова Королевич. Лубочный богатырь
Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.
Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.
3. Алеша Попович. Младшенький
«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.
4. Святогор. Мегабогатырь
Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.
На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.
5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями
Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».
6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор
Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».
7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь
Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.
8. Вольга Святославович. Богатырь маг
Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.
9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.
В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.
10. Дунай Иванович. Трагический богатырь
По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.
11. Михайло Потык. Верный муж
Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.
12. Хотен Блудович. Богатырь-жених
Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».
13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь
Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.
14. Аника воин. Богатырь на словах
Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos.Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.
15. Никита Кожемяка. Змееборец
Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Богатырская Слобода. Древняя Русь на Самарской Луке — LukaTravel
Указатель дороги на Слободу
На въезде Вас встречает деревянная, сторожевая башенка. Отсюда начинается путешествие в другой, сказочный мир.Башня перед въездом
Богатырская Слобода
Богатырская слобода представляет собой необыкновенный архитектурный комплекс современного деревянного зодчества, созданный в исконных традициях древнерусского деревянного крепостного строительства, в самом живописном месте Жигулёвских гор на берегу красавицы реки Усы, притока Волги.
Часовня
21,5 гектар занимает территория Слободы, расположенная на землях бывшей турбазы. Основателем и духовным наставником является иеромонах Феоктист. Год основания 2000. Гостей принимают ежедневно с 10 до 18 часов. Вход платный — 150 руб. с человека. Уже на входе Вы попадаете в атмосферу старины, праздника и приключений. Очень доброжелательный персонал приветливо отвечает на все Ваши вопросы.
Торговая лавка
Все сотрудники ходят в традиционной, русской одежде, что еще больше усиливает ощущение полного погружения в былинное прошлое древней Руси.
Житель Слободы. Былинный герой.
Большая часть Слободы отведена под богатырское поле — место, обнесенное частоколом, где проходят сражения и тренировки богатырей. Трибуны зрителей рассчитаны на несколько сотен мест.
Богатырское поле для битв и состязаний
Каждые выходные в 12 часов начинается праздник «Богатырская силушка» — настоящие бои в древнерусских доспехах. Показательные выступления богатырей включают в себя: бой булавами, искусное владение русским мечом и другие богатырские забавы.
Состязание богатырей
После показательных выступлений можно принять участие в русских народных забавах, хороводах. Посоревноваться с гостями праздника в метании топора, сулицы (метательного копья), стрельбе из лука. Самых отважных и активных участников ждут богатырские призы. Рядом с богатырским полем — восьмиконечная постройка для тренировок и соревнований, так называемый « Богатырский шлем». В дождливую и ненастную погоду показательные выступления богатырей проходят здесь.
Богатырский шлем
Княжий терем
Главное строение Слободы — это Княжий терем. Внутри Княжьего терема — музей русского оружия, доспехов, одежды и русской домашней утвари.
Княжий терем
Внизу от Княжьего терема на берегу Усы стоит рыбацкий домик. Именно здесь, на веранде, чаще всего собираются немногочисленные жители Слободы: с открытой террасы открывается умопомрачительный вид на реку.
Рыбачий домик. На втором этаже
Пристань. Дом капитана ладьи
Причал
Вид на Усинский залив
Водная прогулка на ладье
Одно из самых интересных забав и развлечений — водная прогулка на ладье, это ни с чем несравнимая, незабываемая радость от удивительных приключений под расшитыми парусами. Вы насладитесь прекрасной природой Самарской Луки, красавицей Усой и Жигулёвскими горами.
На ладье
На Богатырской Слободе уже действует флот из 4 древнерусских ладей, построенных в Республике Карелия.
Ладьи на отдыхе
Питание. Трапезная
Конечно же, Вы не останетесь голодными. На территории Слобады организовано питание, есть столовая – трапезная, где Вам за умеренную плату предложат блюда русской национальной кухни. Очень все вкусно!
Трапезная
Где остановиться на ночлег. Кемпинг
Если решите остановиться на ночлег, то на территории имеется кемпинг, где можно поставить свою палатку за 100 рублей с человека, или воспользоваться палаточным лагерем Слободы. Спать можно и в шатрах. Все стилизовано под старину.Цена от 450 руб. с человека за ночь.
Палаточный лагерь
Кемпинг
«Богатырская Слобода» уже стала притягательным местом-достопримечательностью для посещения, как отечественных туристов, так и делегаций из разных стран мира. Её посетили неоднократно и с большим интересом гости из США, Испании, Великобритании, Китая, Южной Кореи, Японии, и т.д., включая все страны СНГ. Отдых в этом удивительном месте надолго запомнится и оставит только положительные эмоции