definition of Древнеримские_цари and synonyms of Древнеримские_цари (Russian)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Древнеримские цари (лат. Reges Romae) — легендарные правители Древнего Рима до основания Республики. Римские первоисточники (в том числе Тит Ливий) упоминают семерых царей:
Легенды о древнейшей истории Рима
Бегство Энея из Трои. Картина Федерико Бароччи, 1598.Согласно сведениям, переданным античными авторами, место, где возник Рим, было издревле заселено и привлекало иноземцев. Первыми колонистами Италии стали древние греки, в их числе знаменитый герой Геракл и Эвандр. Затем, после падения Трои к побережью Лация пристали корабли троянских беглецов во главе с героем Энеем (см. «Энеида» Вергилия). Все троянцы были истомлены скитаниями, и одна из троянских женщин предложила прекратить плавание и сжечь корабли. Звали её Ромой; существуют версии, по которой в честь неё и был назван город Рим. Один из местных царей, Латин, приветливо встретил троянцев и даже выдал за Энея свою дочь – Лавинию. В честь неё Эней основал город Лавиний. После смерти Латина Эней стал царствовать и над переселенцами, и над коренными жителями. Сын Энея, Асканий-Юл, впервые был вынужден сдерживать агрессию этрусков и перенёс столицу государства в новый город – Альба-Лонгу, который вскоре стал господствовать над всеми городами Лация и сплотил их в Латинский союз. Правящая династия потомков Аскания-Юла получило название Сильвиев. Четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим братом Амулием, который, для того, чтобы обезопасить себя, убил сына Нумитора и под видом почести отдал его дочь Рею Сильвию в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет хранить обет безбрачия. Но юную весталку посетил Бог Марс, после чего у неё родились близнецы – Ромул и Рем, которых Амулий приказал сбросить в Тибр. Близнецы не утонули и были, по легенде, вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда же братья выросли, они, убив Амулия, вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Он же послал их основать новую колонию Альба-Лонги. Между братьями вышел спор о том, где именно следует построить город, Ромул убил Рема и стал, таким образом, первым царём Рима.
Первоначальное население города составляли преступники и изгнанники из других городов. Они часто совершали набеги на соседние народы; благодаря хитрости, они сумели организовать похищение сабинянок, тем самым, после окончания кратковременной вражды, обеспечив союз с сабинянами и их царём Тацием. В городе начали развиваться ремёсла и торговля. Были образованы государственные структуры, такие как сенат и институт ликторов. Влияние Рима настолько возросло, что бывшая колония сумела захватить и разрушить свою метрополию – Альба-Лонгу (при Тулле Гостилии), однако все последующие годы Рим был вынужден вести затяжные войны с соседями: сабинянами, латинами и этрусками. Все цари после Ромула имели этрусские имена, что косвенно свидетельствует о том, что Рим попал под сильное этрусское влияние. Сама власть царей была ограничена. Должность царя поначалу не передавалась по наследству: на то время, пока пустовало курульное кресло, сенатом назначался временный царь (interrex), который правил не более одного года и за это время должен был найти кандидатуру на должность царя и выставить её на голосование в куриатную комиссию. Впоследствии, власть передавалась либо по сестринской линии, либо приёмным детям, что также является этрусским обычаем. Последние цари приходили к власти в результате заговоров и убийства своих предшественников. Последним царём Рима был Луций Тарквиний Гордый, который прославился своим тираническим правлением и был изгнан Римлянами. После свержения Тарквиния Гордого в Риме была провозглашена Республика.Правление последнего царя закончилось в 510 г. д. н. э.
Анализ легенд и данные археологических раскопок
Годы правления, как и имена римских царей являются легендарными и условными. Долгое время учёные считали историю Древнего Рима вымыслом античных писателей, однако археологические раскопки и лингвистический анализ показали, что в них, при всём обилии фантастических деталей, содержится много достоверной информации. По обнаруженным осколкам керамики микенского типа и наличию в латинском языке многих заимствованных слов из линейного письма "Б", выяснилось, что легенды об Эвандре и Геракле имеют историческую подоплёку: во II тыс. до н. э. ахейские греки действительно пытались закрепиться в Италии, в районе Тибра. Археологические данные подтвердили дату основания Рима (753 г. до н. э. Ромулом) – на Палатинском холме были обнаружены следы хижин середины VIII в. до н. э.. Путём сопоставления источников, был подтверждён факт слияния римской и сабинянской общин, отражённый в легенде о похищении сабинянок. Но, само собой, сведения первоисточников о царском периоде Древнего Рима являются сильно приукрашенными.
Первоначально поселения, возникшие на территории города, представляли собой разобщённые посёлки, в которых община играла главную роль. Жители Палатинского холма сжигали своих умерших, как и другие латинские племена, в то время как на Квиринальском или Виминальском холмах покойных хоронили в земле, в деревянных колодах, как в Сабинской области. Поэтому считается, что Палатин и часть Велия принадлежали латинам, а северные холмы – сабинянам. Первые римские поселенцы жили в круглых или прямоугольных хижинах, построенных на деревянном каркасе и с глиняной обмазкой; основным их занятием было скотоводство. В хозяйственных целях осваивались не только холмы, но и низины между ними.
Объединённая римская община образовалась путём слияния мелких посёлков. На Капитолии была построена общая крепость. В то время народ Рима (populus) состоял из трёх родовых триб, соответствующих афинским филам. Известны их поздние названия: тиции, рамны и луцеры; считается, что трибы соответствовали этнической структуре; так рамны – это латины, тиции – сабиняне, а луцеры – этруски. На основе триб комплектовались всаднические отряды; вероятным способом управления римской общины была военная демократия, причём основным политическим институтом были комиции – собрание воинов, аналог русского вече. К тому же периоду относится осушение болот в низинах между холмами – это привело к освоению низин и строительству центрального рынка — Форума. Восстановление дренажной системы Рима Наполеоном Бонапартом позволило начать раскопки форума.
Рост населения Рима привёл к тому, что в трибы перестали записывать новых членов, и новые пришельцы становились плебеями, которые получали от римлян земельный надел, но не имели права участвовать в политической жизни государства. Так начинается классовое расслоение внутри римской общины и её разложение. Успешные набеги на соседние народы и большая военная добыча способствовали выделению военной аристократии, представители которой составляли сенат и выбирали царя, который по своим полномочиям примерно соответствовал древнегреческому тирану.
Эпоха Анка Марция отмечена усилением влияния на Рим этрусской культуры. Все последующие цари были по происхождению этрусками. В обиход вводятся многие этрусские обычаи и верования. Возможно, этруски захватили власть в Риме. В этот период аристократия по рождению заменяется аристократией по богатству (реформы Сервия Туллия). Следует отметить включение плебеев в политическую жизнь общества и ослабление власти сената. Недовольство тиранией последнего римского царя Тарквиния Гордого привело к его свержению и образованию Республики. Изгнание царя, очевидно, символизирует освобождение Рима от этрусского господства.
Личности римских царей являются вымышленными[источник не указан 139 дней] и отражают представления римлян об их далёких предках. Сами цари впоследствии были приравнены к божествам, их золотые статуи установлены на форуме в Риме (были переплавлены в 410 г. н. э. для того, чтобы откупиться от Алариха). В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развивавшейся уже в республиканский период социально-политической организации – римского полиса.
Ссылки
В Википедии есть портал«Древний Рим»
dictionary.sensagent.com
228-230 – Рим эпохи царей
(если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочитайте главу "Цари Древнего Рима" из Всеобщей истории Г. Вебера)
228. Предание о начале Рима
Если у римлян и была когда‑либо поэзия, воспевавшая подвиги героев, то до нас она не дошла, и с преданиями римлян о начале их государства мы знакомы лишь в позднейшей обработке, какой эти предания подверглись у римских и греческих писателей (историков и поэтов). Влияние греческой литературы на римскую относится к очень позднему времени, и, конечно, лишь к этому времени может относиться попытка связать начало римской истории с троянскою войною. Родоначальником римлян возникшее тогда сказание сделало троянца Энея, который будто бы после гибели родного города бежал в Италию и пристал к берегу Лациума. Его потомство царствовало в Альбе‑Лонге, где и родились будущие основатели Рима, братья‑близнецы Ромул и Рем. Они считались сыновьями бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, дочери царя (Нумитора), сверженного с престола родным братом (Амулием). Царь приказал бросить младенцев в Тибр, но они чудесно спаслись, будучи выкормлены волчицей и воспитаны пастухами. Выросши, Ромул и Рем возвратили престол своему деду, а сами с разными бродягами основали город Рим. (Это событие римляне относили к 753 г. до Р. Х., и от него вели свое летосчисление). Братья заспорили, чьим именем назвать новый город, и в возникшей отсюда ссоре Ромул убил Рема. Город был назван Roma по имени старшего брата, который и был его первым царем. Чтобы достать себе жен, первые жители города устроили праздник, на который пришли сабины с женами и дочерьми, но римляне похитили сабинянок, а их мужей и отцов прогнали. Между обоими народами произошла было война, но похищенные женщины примирили враждующих. Сабины соединились тогда с латинами в одно государство, и Ромул стал делить власть с сабинским царем Титом Тацием. Когда последний умер, Ромул правил один, но после него цари из латинов и сабинов должны были чередоваться. Сам Ромул чудесно был взят на небо и сделался богом под именем Квирина. По его имени и римский народ стал называться квиритами.
Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема
229. Царский период римской истории
Первые два с половиной века римской истории (753–510) приходятся на так называемый царский период, когда Римом управляли цари. Предание их насчитывало вместе с Ромулом семь, но почти все, что о них рассказывалось, относится к области легенд, а не достоверной истории. Не название города на самом деле произошло от имени основателя, а наоборот, имя основателя от названия города. Отдельным царям римляне приписывали вообще происхождение своих учреждений. Ромул основал государство и дал ему определенное устройство. Следующий царь из сабинов (Нума Помпилий) казался римлянам родоначальником их культа, установившим обряды и учредившим жреческие коллегии понтификов, авгуров и весталок. Трем следующим царям (Туллу Гостилию, Анку Марцию и Тарквинию Приску) приписывались завоевание Альбы‑Лонги и других латинских городов, а также возведение первых больших построек в Риме и т. п. Третий царь был латин, четвертый – сабин, и оба являются как бы новыми повторениями двух первых, тогда как пятый считается этруском. Два последние царя назывались Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Хотя и с их именами соединены разные легенды, но в предании о них есть уже и более достоверные известия.
230. Город Рим
Рим, конечно, был основан не так, как о том повествует предание. Местность, где возник Рим, представляла много выгодных особенностей для того, чтобы здесь могло сосредоточиться окрестное население. Невдалеке и от культурной Этрурии, и от морского берега, на реке, доступной судоходству, по холмам, на которых потом расположился позднейший город, очень рано должны были образоваться поселки, которые потом и слились в одно целое. Местность была выгодной и в торговом и в военном отношении. Судоходная река и близость моря делали из этих поселков удобный пункт для торговли всего Лациума, а некоторая отдаленность от морского берега, где всегда можно было ожидать нападения пиратов, и холмы, на которых легко было построить убежище для защиты, представляли собою и чисто военные удобства. Важность местоположения Рима в торговом отношении доказывается между прочим тем, что из всех городов у италиков Рим первый завел свою собственную монету и очень рано стал заключать торговые договоры с Карфагеном и греческими колониями. Эти выгодные условия привлекали жителей на притибрские холмы, несмотря даже на то, что в других отношениях местность Рима была неудобная. Низменные места между холмами были болотисты, и это сделало всю окрестность очень нездоровою. Для осушки низин пришлось предпринять очень тяжелые и дорого стоившие работы. Именно, болотистая долина, лежавшая между Капитолийским и Палатинским холмами, была осушена подземным каналом, который получил название большой клоаки (cloaca maxima). Её сооружение приписывалось Тарквинию Приску, и существует она до сих пор. Первыми поселениями, из которых образовался Рим, были латинское на Палатинском холме и сабинское на холме Квиринальском, а потом заняты были и остальные пять холмов (Капитолий, Авентин, Виминал, Эсквилин и Целий). Капитолийский холм сделался главным укреплением и религиозным центром города, потому что тут построены были храмы Юпитера, Юноны и Минервы. Площадь, образовавшаяся из осушенной долины, была превращена в форум, т. е. рынок и место народных собраний. Римляне приписывали Ромулу первую городскую стену, окружавшую поселение на Палатинском холме (Roma quadrata), а Сервию Туллию – другую стену, которая включала в себя уже все семь холмов (хотя на самом деле она была построена позднее).
rushist.com
История царского Рима - это... Что такое История царского Рима?
Царский период Древнего Рима, Римское царство (лат. Regnum Romanum) — древнейший период истории Древнего Рима, в который существовала выборная монархия во главе с римскими царями.
Традиционная хронология — с 753 года до н. э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Римской республики в 509 году до н. э. Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и в значительной степени носят легендарный характер.
Легенды о древнейшей истории Рима
Согласно сведениям, переданным античными авторами, место, где возник Рим, было издревле заселено и привлекало иноземцев. Первыми колонистами Италии стали древние греки, в их числе знаменитые герои Геракл и Эвандр. Затем, после падения Трои к побережью Лация пристали корабли троянских беглецов во главе с героем Энеем (см. «Энеида» Вергилия). Все троянцы были истомлены скитаниями, и одна из троянских женщин предложила прекратить плавание и сжечь корабли. Звали её Ромой; существуют версии, по которой в честь неё и был назван город Рим. Один из местных царей, Латин, приветливо встретил троянцев и даже выдал за Энея свою дочь — Лавинию. В честь неё Эней основал город Лавиний. После смерти Латина Эней стал царствовать и над переселенцами, и над коренными жителями. Сын Энея, Асканий-Юл, впервые был вынужден сдерживать агрессию этрусков и перенёс столицу государства в новый город — Альба-Лонгу, который вскоре стал господствовать над всеми городами Лация и сплотил их в Латинский союз. Правящая династия потомков Аскания-Юла получило название Сильвиев. Четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим братом Амулием, который, для того, чтобы обезопасить себя, убил сына Нумитора и под видом почести отдал его дочь Рею Сильвию в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет хранить обет безбрачия. Но юную весталку посетил Бог Марс, после чего у неё родились близнецы — Ромул и Рем, которых Амулий приказал сбросить в Тибр. Близнецы не утонули и были, по легенде, вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда же братья выросли, они, убив Амулия, вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Он же послал их основать новую колонию Альба-Лонги. Между братьями вышел спор о том, где именно следует построить город, Ромул убил Рема и стал, таким образом, первым царём Рима.
Первоначальное население города составляли преступники и изгнанники из других городов. Они часто совершали набеги на соседние народы; благодаря хитрости, они сумели организовать похищение сабинянок, тем самым, после окончания кратковременной вражды, обеспечив союз с сабинянами и их царём Тацием. В городе начали развиваться ремёсла и торговля. Были образованы государственные структуры, такие как сенат и институт ликторов. Влияние Рима настолько возросло, что бывшая колония сумела захватить и разрушить свою метрополию — Альба-Лонгу (при Тулле Гостилии), однако все последующие годы Рим был вынужден вести затяжные войны с соседями: сабинянами, латинами и этрусками. Все цари после Ромула имели этрусские имена, что косвенно свидетельствует о том, что Рим попал под сильное этрусское влияние. Сама власть царей была ограничена. Должность царя поначалу не передавалась по наследству: на то время, пока пустовало курульное кресло, сенатом назначался временный царь (лат. interrex), который правил не более одного года и за это время должен был найти кандидатуру на должность царя и выставить её на голосование в куриатную комиссию. Впоследствии, власть передавалась либо по сестринской линии, либо приёмным детям, что также является этрусским обычаем. Последние цари приходили к власти в результате заговоров и убийства своих предшественников. Последним царём Рима был Луций Тарквиний Гордый, который прославился своим тираническим правлением и был изгнан Римлянами. После свержения Тарквиния Гордого в Риме была провозглашена Республика. Правление последнего царя закончилось в 510 году до н. э.
Анализ легенд и данные археологических раскопок
Годы правления, как и имена римских царей являются легендарными и условными. Долгое время учёные считали историю Древнего Рима вымыслом античных писателей, однако археологические раскопки и лингвистический анализ показали, что в них, при всём обилии фантастических деталей, содержится много достоверной информации. По обнаруженным осколкам керамики микенского типа и наличию в латинском языке многих заимствованных слов из линейного письма «Б», выяснилось, что легенды об Эвандре и Геракле имеют историческую подоплёку: во II тыс. до н. э. ахейские греки действительно пытались закрепиться в Италии, в районе Тибра. Археологические данные подтвердили дату основания Рима (753 год до н. э. Ромулом) — на Палатинском холме были обнаружены следы хижин середины VIII века до н. э.. Путём сопоставления источников, был подтверждён факт слияния римской и сабинянской общин, отражённый в легенде о похищении сабинянок. Но, само собой, сведения первоисточников о царском периоде Древнего Рима являются сильно приукрашенными.
Первоначально поселения, возникшие на территории города, представляли собой разобщённые посёлки, в которых община играла главную роль. Жители Палатинского холма сжигали своих умерших, как и другие латинские племена, в то время как на Квиринальском или Виминальском холмах покойных хоронили в земле, в деревянных колодах, как в Сабинской области. Поэтому считается, что Палатин и часть Велия принадлежали латинам, а северные холмы — сабинянам. Первые римские поселенцы жили в круглых или прямоугольных хижинах, построенных на деревянном каркасе и с глиняной обмазкой; основным их занятием было скотоводство. В хозяйственных целях осваивались не только холмы, но и низины между ними.
Объединённая римская община образовалась путём слияния мелких посёлков. На Капитолии была построена общая крепость. В то время народ Рима (populus) состоял из трёх родовых триб, соответствующих афинским филам. Известны их поздние названия: тиции, рамны и луцеры; считается, что трибы соответствовали этнической структуре; так рамны — это латины, тиции — сабиняне, а луцеры — этруски. На основе триб комплектовались всаднические отряды; вероятным способом управления римской общины была военная демократия, причём основным политическим институтом были комиции — собрание воинов, аналог русского вече. К тому же периоду относится осушение болот в низинах между холмами — это привело к освоению низин и строительству центрального рынка — Форума. Восстановление дренажной системы Рима Наполеоном Бонапартом позволило начать раскопки форума.
Рост населения Рима привёл к тому, что в трибы перестали записывать новых членов, и новые пришельцы становились плебеями, которые получали от римлян земельный надел, но не имели права участвовать в политической жизни государства. Так начинается классовое расслоение внутри римской общины и её разложение. Успешные набеги на соседние народы и большая военная добыча способствовали выделению военной аристократии, представители которой составляли сенат и выбирали царя, который по своим полномочиям примерно соответствовал древнегреческому тирану.
Эпоха Анка Марция отмечена усилением влияния на Рим этрусской культуры. Все последующие цари были по происхождению этрусками. В обиход вводятся многие этрусские обычаи и верования. Возможно, этруски захватили власть в Риме. В этот период аристократия по рождению заменяется аристократией по богатству (реформы Сервия Туллия). Следует отметить включение плебеев в политическую жизнь общества и ослабление власти сената. Недовольство тиранией последнего римского царя Тарквиния Гордого привело к его свержению и образованию Республики. Изгнание царя, очевидно, символизирует освобождение Рима от этрусского господства.