Древняя персия. Персидская держава: история возникновения, быт и культура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРСИИ (700-332 гг. до н.э.). Древние культуры. Древняя персия


история возникновения, быт и культура

Персидская держава оказала огромное влияние на историю Древнего мира. Образованное небольшим племенным союзом государство Ахеменидов просуществовало около двухсот лет. Упоминание о пышности и могуществе страны персов есть во многих древних источниках, в том числе и в Библии.

Начало

Впервые упоминание о персах встречается в ассирийских источниках. В надписи, датированной ІХ в до н. э., содержится название земли Парсуа. Географически данная область находилась в районе Центрального Загроса, и в упомянутый период население этого района платило дань ассирийцам. Объединения племен еще не существовало. Ассирийцы упоминают о 27 подконтрольных им царствах. В VII в. персы, по-видимому, вступили в племенной союз, так как в источниках появились упоминания о царях из племени Ахеменидов. История Персидской державы начинается с 646 г. до н.э, когда правителем персов стал Кир І. образование персидской державы

В царствование Кира І персы значительно расширили подконтрольные им территории, в том числе завладели большей частью иранского плато. В то же время основана первая столица Персидской державы – г. Пасаргады. Часть персов занималась земледелием, часть вела кочевой образ жизни.

Возникновение персидской державы

В конце VI в. до н. э. персидским народом правил Камбиз I, который находился в зависимости от царей Мидии. Сын Камбиза, Кир ІІ, стал владыкой оседлых персов. Сведения о древнем персидском народе скудны и обрывочны. По-видимому, основной ячейкой общества была патриархальная семья, во главе стоял мужчина, имевший право распоряжаться жизнью и имуществом своих близких. Община, сначала родовая, а позже – сельская, в течение нескольких столетий представляла собой могущественную силу. Несколько общин образовывали племя, несколько племен уже могли называться народом.

Возникновение Персидской державы пришлось на то время, когда весь Ближний Восток был разделен между четырьмя государствами: Египет, Мидия, Лидия, Вавилония.

Даже в эпоху своего расцвета Мидия фактически являлась непрочным племенным союзом. Благодаря победам царя Киаксара Мидии покорилось государство Урарту и древняя страна Элам. Потомки Киаксара не смогли удержать завоевания своего великого предка. Постоянная война с Вавилоном требовала присутствия войск на границе. Это ослабило внутреннюю политику Мидии, чем вассалы мидийского царя и воспользовались.

Правление Кира II

В 553 г. Кир II поднял восстание против мидян, которым персы платили дань на протяжении нескольких веков. Война длилась три года и закончилась сокрушительным поражением мидян. Столица Мидии (г. Эктабаны) стала одной из резиденций правителя персов. Покорив древнюю страну, Кир II формально сохранил Мидийское царство и принял на себя титулы мидийских владык. Так началось образование Персидской державы.персидская держава

После захвата Мидии Персия заявила о себе как о новом государстве в мировой истории, и в течение двух веков играла важную роль в событиях, происходящих на Ближнем Востоке. В 549-548 гг. новообразованное государство покорило Элам и подчинило себе ряд стран, входивших в состав бывшей Мидийской державы. Парфия, Армения, Гиркания стали платить дань новым персидским правителям.

Война с Лидией

Крез, владыка могущественной Лидии, осознавал, каким опасным противником является Персидская держава. Был заключен ряд союзов с Египтом и Спартой. Однако начать полномасштабные военные действия союзникам не довелось. Крез не захотел дожидаться помощи и выступил в одиночку против персов. В решающем сражении под столицей Лидии – г. Сарды, Крез вывел на поле боя свою конницу, которая считалась непобедимой. Кир II выставил воинов верхом на верблюдах. Лошади, увидев неизвестных животных, отказались подчиняться ездокам, лидийские всадники были вынуждены сражаться пешком. Неравный бой завершился отступлением лидийцев, после чего г. Сарды был взят в осаду персами. Из бывших союзников только спартанцы решили прийти Крезу на помощь. Но, пока готовился поход, г. Сарды пал, и персы подчинили себе Лидию.

Расширение границ

Затем наступила очередь греческих полисов, которые находились на территории Малой Азии. После ряда крупных побед и подавления мятежей персы подчинили себе полисы, тем самым приобретя возможность использовать в сражениях греческие корабли.

В конце VI века Персидская держава расширила свои границы до северо-западных областей Индии, до кордонов Гиндукуша и подчинила себе племена, проживающие в бассейне р. Сырдарьи. Только после укрепления границ, подавления мятежей и установления царской власти Кир II обратил внимание на могущественную Вавилонию. 20 октября 539 г. город пал, и Кир II стал официальным правителем Вавилона, а вместе с тем и владыкой одной из крупнейших держав Древнего мира – Персидского царства.

Правление Камбиза

Кир погиб в сражении с массагетами в 530 г. до н. э. Его политику успешно проводил сын Камбиз. После основательной предварительной дипломатической подготовки Египет, очередной противник Персии, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил замысел отца и покорил Египет в 522 г. до н. э. Тем временем в самой Персии зрело недовольство и вспыхнул мятеж. Камбиз поспешил на родину и погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Через некоторое время древняя Персидская держава предоставила возможность получить власть представителю младшей ветви Ахеменидов – Дарию Гистаспу.

Начало правления Дария

Захват власти Дарием І вызвал недовольство и ропот в порабощенной Вавилонии. Предводитель повстанцев объявил себя сыном последнего вавилонского владыки и стал именоваться Навуходононосором III. В декабре 522 г. до н. э. Дарий І одержал победу. Предводители мятежников были преданы публичной казни.

Карательные действия отвлекли Дария, а тем временем мятежи поднялись в Мидии, Эламе, Парфии и других областях. Новому правителю потребовалось более года, чтобы усмирить страну и восстановить государство Кира II и Камбиза в прежних границах.

В период между 518 и 512 годами Персидская держава покорила Македонию, Фракию и часть Индии. Это время считается расцветом древнего царства персов. Государство мирового значения объединяло под своей властью десятки стран и сотни племен и народов.как правил персидской державой дарий

Социальное устройство Древней Персии. Реформы Дария

Персидская держава Ахеменидов отличалась большим разнообразием социальных укладов и обычаев. Вавилония, Сирия, Египет задолго до Персии считались высокоразвитыми государствами, а недавно покоренные племена кочевников скифского и арабского происхождения еще находились на стадии первобытного уклада жизни.

Цепь восстаний 522-520 гг. показала неэффективность предыдущей схемы правления. Поэтому Дарий І провел ряд административных реформ и создал устойчивую систему государственного контроля над покоренными народами. Результатом реформ стала первая в истории эффективная административная система, которая служила правителям Ахеменидам не одно поколение.

Эффективный управленческий аппарат является наглядным примером того, как правил Персидской державой Дарий. Страна была разделена на административно-податные округи, которые носили название сатрапий. Размеры сатрапий были намного больше, чем территории ранних государств, а в некоторых случаях совпадали с этнографическими границами древних народов. Например, сатрапия Египет территориально почти полностью совпадала с границами этого государства до завоевания его персами. Руководили округами государственные должностные лица – сатрапы. В отличие от предшественников, которые искали своих наместников среди знати покоренных народов, Дарий І ставил на эти должности исключительно вельмож персидского происхождения.

Функции наместников

Ранее наместник объединял в себе и административные, и гражданские функции. Сатрап времен Дария имел только гражданские полномочия, военные власти ему не подчинялись. Сатрапы имели право чеканить монеты, ведали хозяйственной деятельностью страны, сбором налогов, вершили суд. В мирное время сатрапы обеспечивались небольшой личной охраной. Армия же подчинялась исключительно военачальникам, независимым от сатрапов.

Осуществление государственных реформ стало причиной создания большого центрального управленческого аппарата во главе с царской канцелярией. Государственное управление вела столица Персидской державы – г. Сузы. Крупные города того времени Вавилон, Эктабана, Мемфис также имели свои канцелярии.

Сатрапы и чиновники находились под неусыпным контролем тайной полиции. В древних источниках она называлась «уши и око царя». Контроль и надзор за чиновниками был доверен хазарапату - тысяченачальнику. Государственная переписка велась на арамейском языке, которым владели почти все народы Персии.

Культура Персидской державы

Древняя Персия оставила потомкам большое архитектурное наследие. Великолепные дворцовые комплексы в Сузах, Персеполе и Пасаргадах производили ошеломляющее впечатление на современников. Царские поместья окружались садами и парками. Одним из памятников, дошедших до наших дней, является гробница Кира II. Многие аналогичные памятники, возникшие через сотни лет, взяли за основу архитектуру усыпальницы персидского царя. Культура Персидской державы способствовала восславлению царя и укреплению царской власти среди покоренных народов.столица персидской державы

Искусство древней Персии сочетало в себе художественные традиции иранских племен, переплетавшиеся с элементами греческой, египетской, ассирийской культур. Среди дошедших до потомков предметов имеется множество украшений, чаш и ваз, различных кубков, украшенных утонченной живописью. Особое место в находках занимают многочисленные печати с изображениями царей и героев, а также различных животных и фантастических существ.культура персидской державы

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Вельможам принадлежали крупные земельные владения на всех покоренных территориях. Огромные участки поступали в распоряжение «благодетелей» царя за личные заслуги перед ним. Владельцы таких земель имели право управления, передачи наделов в наследство своим потомкам, а также на них возлагалось осуществление судебной власти над подданными. Широко применялась система землепользования, при которой участки назывались наделами лошади, лука, колесницы и проч. Такие земли царь раздавал своим воинам, за это их владельцы должны были нести службу в действующей армии в качестве всадников, лучников, колесничих.

Но по-прежнему огромные участки земли находились в непосредственном владении самого царя. Они обычно сдавались в аренду. В качестве платы за них принимались продукты земледелия и скотоводства.

Помимо земель, в непосредственной царской власти находились каналы. Управляющие царским имуществом сдавали их в аренду и собирали подать за использование воды. За орошение плодородных почв взималась плата, достигающая 1/3 урожая землевладельца.

Трудовые ресурсы Персии

Труд рабов использовался во всех отраслях экономики. Основную их часть обычно составляли военнопленные. Залоговое рабство, когда люди продавали сами себя, распространения не получило. Рабы имели ряд привилегий, например, право иметь свои печати и участвовать в различных сделках в качестве полноправных партнеров. Раб мог выкупить сам себя, уплатив определенный оброк, а также быть истцом, свидетелем или ответчиком в судебных разбирательствах, разумеется, не против своих хозяев. Была распространена практика привлечения к труду наемных рабочих за определенные деньги. Труд таких работников получил особенное распространение в Вавилонии, где они рыли каналы, устраивали дороги и собирали урожай с царских или храмовых полей.

Финансовая политика Дария

Основным источником поступления средств в казну являлись подати. В 519 г. царь утвердил основную систему государственных налогов. Подати были просчитаны для каждой сатрапии с учетом ее территории и плодородности земель. Персы как народ-завоеватель денежную подать не платили, но не были освобождены от натурального налога.древняя персидская держава

Различные денежные единицы, продолжавшие существовать даже после объединения страны, приносили немало неудобств, поэтому в 517 г. до н. э. царем была введена новая золотая монета, получившая название дарик. Средством обмена был серебряный сикль, стоивший 1/20 дарика и служивший разменной монетой в те времена. На реверсе обеих монет помещалось изображение Дария І.

Транспортные магистрали Персидской державы

Распространение сети дорог способствовало развитию торговли между различными сатрапиями. Царская дорога Персидской державы начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и проходила через Вавилон, а оттуда – в Сузы и Персеполь. Проложенные еще греками морские пути успешно использовались персами в торговле и для переброски военной силы. царская дорога персидской державыИзвестны также морские экспедиции древних персов, например, путешествие морехода Скилака к индийским берегам в 518 г. до н. э.

fb.ru

Древняя Персия и государство Ахеменидов | history-thema.com История

Во второй половине II тысячелетия до н.э. обширные пространства Иранского нагорья в Передней Азиигде возникла древнеиранская цивилизация заселили предки персов (фарсов), родственные заселившим примерно в то же время север Индии индоариям. Языки персов, живших по соседству с ними мидян и индоариев имели общее происхождение с языками находившихся тогда в состоянии варварства племенами Европы. Вместе с европейскими языками языки иранских и североиндийских народов составляют индоевропейскую языковую семью.

До VII в. до н.э. земли персов и мидян были частью могущественной и агрессивной ассирийской державы. В начале VIIв. до н.э. мидяне, создавшие собственное сильное государство,  разгромили, объединив силы с Вавилоном, Ассирию и сами стали доминировать на переднеазиатской территории. От них в зависимости теперь оказались и жившие родоплеменным строем персы. К началу VI в. до н.э. у персов стала складываться собственная, пока еще примитивная, государственность. Персы жили в суровых условиях полупустынных нагорий, занимаясь в основном скотоводством. Суровые природные условия не позволяли происходить сильному имущественному расслоению в народе, и все должны были упорно трудиться, чтобы обеспечить свои семьи простым жилищем и пропитанием. А также уметь защитить плоды своего тяжелого труда. Иранцы очень ценили личную свободу, упорство и храбрость. Первые иранские цари, происходившие из рода Ахеменидов, были по положению скорее просто верховными вождями над всеми персидскими племенами. Племенные вожди по-прежнему больше значили в жизни народа, чем царь. Хотя власть того передавалась по наследству, для коронации его требовалось согласие воинов, которых возглавляла племенная знать. Знатные люди считали царя равным себе: бывало, что требовали его женитьбы на своих дочерях или считали, что вправе посещать царские покои в любое время.

В 558 г. до н.э. молодой ахеменидский царь Кир II объявил себя правителем всех иранцев. Он по материнской линии был внуком Астиага – царя Мидии, и решил воспользоваться этим для укрепления влияния своего народа. В Мидийском царстве, уже погрузившемся во внутренние противоречия и придворную борьбу, шло противостояние между царем и знатью, которая хотела заправлять всем в государстве. Решив, что Кир – молодой чужеземец, будет во всем послушным воле мидийских сановников, знатные мидяне вынудили своего царя объявить его наследником мидийского престола. В 550 г. до н.э., когда Астиаг умер, Кир стал правителем Мидии, одновременно оставаясь царем Персии. Так возникло объединенное персо-мидийское царство с двумя столицами: Экбатанах в Мидии и Пасаргадах в Иране. Стремясь к дальнейшему усилению своего государства и прочной политической консолидации своих подданных, Кир начал активные завоевательные походы.

В первую очередь иранские войска разгромили сильное государство Лидию, находившееся в Малой Азии, правители которого были недовольны появлением у своих границ мощной молодой державы, а потому оно представляло серьезную опасность для государства Ахеменидов. Расширив границы своего государства на запад до Черного, Эгейского и Средиземного морей, Кир повел войска в лежащую на востоке Среднюю Азию, население которой тогда было родственно персам (потомками древнего населения Средней Азии сегодня являются таджики, язык которых почти не отличается от персидского). Этническое родство сыграло свою роль: племена Средней Азии быстро признали над собой власть Кира. Теперь, когда границы его державы простирались от реки Сырдарьи до Средиземноморья, Кир обратил свой взгляд на центр древнейшей цивилизации – Вавилон с его обширными площадями орошаемых земель, сокровищницами и богатыми садами. В 539 г. до н.э. иранская армия вошла в Месопотамию. После двухмесячной осады древний город сдался персам. Этому историческому факту посвящен библейский рассказ о пире вавилонского царя Валтасара. Затем приняли подданство Кира многие города на побережье Средиземного моря: ими управляла купеческая знать, которая видела в воинственных персах надежного покровителя своей торговли.

Кир как правитель отличался справедливостью. Он милостиво обходился с населением завоеванных стран и городов, уважал их обычаи и не облагал тяжелыми податями. Был он скромен и в быту. По мнению некоторых мусульманских богословов, Кир как мудрый и справедливый правитель упоминается в Коране под именем Зуль-Карнайн (по-арабски буквально: «двурогий», что, учитывая, что рог на Востоке был в то время символом власти,  может свидетельствовать о двух государствах — Мидии и Персиде — которыми он правил).что такое государство ахеменидов

Меньше чем за двадцать лет Кир IIсоздал огромную державу, владения которой простирались по Малой Азии, Закавказью, Сирии, Палестине, Междуречью, Иранскому нагорью и Средней Азии. Территория Иранского царства была разделена на провинции, называемые в древнегреческих источниках сатрапиями, которыми управляли наместники царя – сатрапы. Вольнолюбивый менталитет иранцев стойко держался на протяжении всего существования древнеперсидского государства: персы представляли собой что-то вроде нобилитета среди остального населения державы. Они не занимались строительством царских дворцов, денежные налоги им тоже не надо было платить. Вместо этого персидские скотоводческие и земледельческие общины время от времени посылали царю продукты питания, но это был по сути лишь традиционный символический жест: царь, в казну которого как было устроено государство древних персовтекли подати с населения всех покоренных народов, и так мог не голодать. То есть, отношения между царем и неперсидским населением государства были в полном смысле слова как между монархом и подданными, а между царем и его соплеменниками персами – по-прежнему как между свободными воинами и их вождем. Кира подданные-персы называли не самодержцем или государем, а отцом, т.е., в их сознании он оставался просто племенным предводителем. Персы являлись главной военной силой державы Ахеменидов, но экономика ее базировалась на труде покоренных ею других народов. Однако Кир в памяти всех народов, бывших подданными Иранского царства: как персов, так и не персов, остался мудрым, справедливым и заботливым правителем.

В 530 г. до н.э. Кир погиб в схватке с кочевниками массагетами на правом берегу реки Амударьи в Средней Азии. Будучи неприхотливым в быту при жизни, он и похоронен был в достаточно скромной для его титула гробнице. Сын Кира Камбиз продолжил расширение пределов державы и завоевал Египет, где казнил фараона.

После смерти Камбиза в стране начались внутренние смуты: персидская и мидийская знать пыталась взять все правление в свои руки, сделав царей лишь номинальной фигурой. Знатные мидяне, кроме того, пытались отделить Мидию от царства, что вызвало противодействие персов. Персы, опасаясь, что будут низведены до положения остальных подданных, начинали притеснять другие народы державы. При поддержке мидийской знати и части войска царем стал некий Бардия, объявивший себя братом Камбиза. Но осенью 522 г. знатные персы, во главе которых стоял другой представитель рода Ахеменидов Дарий, убили Бардию и провозгласили Дария царем. После этого в разных частях державы вспыхнули восстания, однако Дарий I проявил упорство и выдержку, и в течение года восстания были подавлены.

Политика нового персидского царя Дария была направлена на то, чтобы превратить Иранское какие цари были в древнем иранецарство в совершенное, внутренне стабильное государство с сильной централизованной (царской) властью. Мидия из конфедеративного царства была превращена в обыкновенную провинцию, ее знать больше не могла иметь прав на престол. Царь отдалил от себя представителей сильных аристократических родов, издавна оказывавших прямое влияние на политику в государстве, и стал назначать знатных иранцев на государственные должности в сатрапиях, надеясь оторвать их от пытавшихся диктовать свои интересы их родов. Власть в сатрапиях стала разделяться на военную и гражданскую: сатрап руководил только чиновниками, не ответственными за военные вопросы, а находящимися в сатрапии войсками управлял независимый от сатрапа военный командир. Поэтому сатрапы, не имеющие в распоряжении войск, не могли выступить против центральной власти, а военные, не имеющие власти над местным населением, не могли добиться его поддержки, если бы вздумали поднять мятеж. Закон обязывал сатрапов и военачальников следить друг за другом и в случае нарушений доносить царю. Новая система разрушала родоплеменные отношения в государственном управлении, усиливала личную власть царя.каким был древний иран

Каждый год с неперсидского населения державы взимался налог деньгами, и Иранское царство быстро превратилось в одно из богатейших государств древнего мира. В то же время, размер взимаемых налогов был строго ограничен, чтобы налогообложение не довело земледельцев и скотоводов до разорения. Каждый подданный мог жаловаться царю на незаконные действия чиновника или наместника. Власть Дария признали даже известные своим свободолюбием греки, жившие в торговых городах на побережье Малой Азии. В государстве прокладывались удобные кто такой дарий Iдороги, которые охранялись специально учрежденной стражей, было налажено почтовое сообщение. Дарий ввел в обращение собственную денежную единицу царства – дарик. Об истории своего прихода к власти, о тревогах и трудностях, с этим связанных, Дарий приказал выбить подробный рассказ на высокой и отвесной скале, сохранившийся до наших дней под названием Бехистунской надписи (по названию располагающегося рядом с этой скалой селения Бехистун в Иране). Надпись находится на высоте 105 метров от земли, сама имеет высоту 22 метра, и без специального снаряжения до нее нельзя добраться. Однако она является одним из важнейших исторических источников, дающих представление о ключевых событиях в истории Иранского царства.Что такое Бехистунская надпись

Укрепление новой сильной державы в Средиземноморье не могло не повлечь ее соперничества с тоже вступавшими в период своего расцвета греческих городов-полисов на Балканском полуострове. Кроме того, государственные свершения требовали возрастающих затрат из царской казны. Учитывая, что персы практически не платили налогов, а остальные подданные не могли обеспечить покрытие всех государственных расходов, державе требовались новые завоевания, захват военной добычи и рабов. Это привело к целой череде кровопролитных греко-персидских войн, которые начались при Дарии Iи продолжались при его преемниках. Очень подробно история донесла до нашего времени о многих событиях этой войны: битва при Марафоне, битва при Саламине и другие. Персы, несмотря на высокий боевой дух и древние воинские традиции, оказались плохо приспособленными для преодоления морских преград, в отличие от греков, у которых было развито мореходство. Персидские войска были вынуждены высаживаться на Балканский полуостров довольно ограниченными контингентами, где не могли быстро развернуться в нужном боевом порядке. Греки же прекрасно знали свою землю и были полны воли к борьбе за свою независимость. Поэтому несмотря на некоторые первые успехи, Иранское царство не только не добилось подчинения Греции, но и само претерпело ряд жестоких и разорительных походов греков на свою территорию.

Преемники Дария, как правило, мало радели о внутреннем состоянии своего государства. Было упразднено разделение чиновничьей и военной власти в провинциях, что повлекло за собой сосредоточение в руках сатрапов военной силы, предоставило им возможность организации интриг и мятежей. Сбор налогов нередко поручался вавилонским купцам, которые, заботясь исключительно о своем обогащении, просто обирали трудовое население. Тем не менее, после Дария I Иранское царство существовало два столетия, пока не пришло в окончательный упадок и не было в середине IVв. до н.э. обращено в руины войсками Александра Македонского.

2 488

history-thema.com

Расцвет и цари Персидской империи

Территория Персии до образования самостоятельного государства представляла собой часть Ассирийской империи. VI в. до н.э. стал периодом расцвета древней цивилизации, который начался с царства правителя Персии Кира II Великого. Ему удалось победить царя по имени Крез богатейшей страны древности Лидия. Оно вошло в историю, как первое государственное образование, в котором стали чеканить серебряные и золотые монеты в истории мира. Произошло это в VII в. до н.э.

При персидском царе Кире границы государства были значительно расширены и в них были включены территории павшей Ассирийской империи и могущественного Вавилона. К окончанию периода царствования Кира и его наследника Персия, получившая статус империи, занимала площадь от земель Древнего Египта до Индии. Завоеватель чтил традиции и обычаи завоеванных народов и принимал титул и корону царя захваченных государств.

Гибель царя Персии Кира II

В древности персидский император Кир считался одним из самых сильных правителей, под умелым руководством которого были совершены многочисленные успешные военные походы. Однако судьба его закончилась бесславно: великий Кир пал от рук женщины. Рядом с северо-восточной границей Персидской империи проживали массагеты. Небольшие племена были очень подкованы в военных делах. Управляла ими царица Томирис. На предложение Кира о браке она ответила решительным отказом, чем крайне разозлила императора и он предпринял военную кампанию по захвату кочевых народов. В схватке погиб сын царицы, и она пообещала заставить царя древней цивилизации пить кровь. Сражение закончилось поражением персидских войск. Голову императора принесли царице в кожаном мехе, наполненном кровью. Так закончилось время деспотичного правления и завоеваний царя Персии Кира II Великого.

Древняя ПерсияДревняя Персия

Приход к власти Дария

После гибели могущественного Кира к власти пришел его прямой наследник Камбис. В государстве началось ополчение. В результате борьбы императором Персии стал Дарий I. Сведения о годах его правления дошли до наших дней благодаря Бехистунской надписи, которая содержит исторические данные на древнеперсидском, аккадском и эламском языках. Найден камень был офицером Великобритании Г. Роулинсоном в 1835. Надпись свидетельствует о том, что в период правления дальнего родственника Кира II Великого Дария Персия превратилась в восточную деспотию.

Государство было разделено на 20 административных единиц, которыми управляли сатрапы. Регионы назывались сатрапами. Чиновники ведали управлением и в их обязанности входил контроль за сбором налогов в основную казну государства. Деньги шли на развитие инфраструктуры, в частности, были построены дороги, соединяющие районы по всей империи. Были учреждены почтовые посты для донесения сообщений царю. В период его правления отмечено обширное строительство городов и развитие ремесленного искусства. В денежных обиход вводят золотые монеты – «дарики».

Гробница царя Дария, ПерсияГробница царя Дария, Персия

Центры Персидской империи

Одна из четырех столиц древней цивилизации Персия находилась на территории бывшей Лидии в городе Сузы. Другой центр общественной и политической жизни находился в Пасаргады, учрежденном Киром Великим. Резиденция персидских располагалась и в завоеванном Вавилонском царстве. Император Дарий I был посажен на престол в специально учрежденном как столица Персии городе Персеполе. Богатство и архитектура его поражали правителей и послов иноземных стран, которые пребывали в империю для принесения даров царю. Каменные стены дворца Дария в Персеполе украшены рисунками, изображающими бессмертную армию персов и историю существования «шести народов», проживающих в составе древней цивилизации.

Религиозные представления персов

В древности в Персии существовало многобожие. Принятие единой религии пришло с учением о борьбе бога добра и порождением зла. Звали пророка Заратустра (Зороастр). В традиции персов, в отличие от сильного в религиозном отношении Древнего Египта, не было обычая возведения храмовых комплексов и алтарей для совершения духовных обрядов. Жертвы приносились на возвышенностях, где были обустроены алтари. Бог света и добра Ахура-Мазда изображался в зороастризме в виде солнечного диска, украшенного крыльями. Он считался покровителем царей древней цивилизации Персия.

Персидское государство находилось на территории современного Ирана, где сохранились древние памятники архитектуры империи.

Видео о создании и падении Персидской империи

Смотрите также:

300 спартанцев против 18 тысяч воинов: причины Персидского вторжения в Грецию

drevniy-egipet.ru

История древнего государства – Персия кратко

  Раздел  -  I - Описания древней Персии  Раздел  - II -  Правители древней Персии      Раздел  - III - Архитектура древней Персии  Раздел  - IV - Культура древней Персии      Раздел  - V - Монеты древней Персии  Раздел  - VI - Религия древней Персии      Раздел  - VII - Города древней Персии      Раздел  - VIII - Территория древней Персии  Раздел  - IX - Костюм древней Персии  Раздел  -  X - Достижения древней Персии  Раздел  -  XI -  Изобретения древней Персии  Раздел  -  XII - Экономика древней Персии

  •  Достаточно сложно описать, что являла собой древняя Персия кратко. Это государство, исконные территории которого во многом совпадают с территориями современного Ирана, во времена своего существования было наибольшим на Ближнем Востоке, а его история насчитывает более тысячи лет.
  • Перед появлением Персии на древнеиранских землях в течение тысячи лет существовало царство Элам, а с конца 8 века до н.э. его сменило молодое государство Мидия. История Персии началась в 6 веке до н.э., когда благодаря распрям в мидийском государстве мелкому персидскому царю Киру удалось захватить власть, в результате чего все государство получило название родной земли нового царя. В честь Персии также был назван и Персидский залив.
  •  В период расцвета могущества древняя Персия захватила огромные территории, доведя свои владения до Египта и Малой Азии на западе и до реки Инд на востоке. Все государства, которые находились в Передней Азии, были включены в состав Персии. При этом даже Александру Македонскому не удалось растянуть пределы своей империи так далеко, как это сделали персы, притом, что почти все, что он захватил – уже было захвачено Персидской империей.
  • Первый период истории Персии начался с приходом к власти династии Ахеменидов, и ее падением в 4 веке до н.э. Во время своего правления Кир Великий захватил Вавилон и взял под свой протекторат Палестину. В 546 году против Персии выступила Лидия, создавшая целую антиперсидскую коалицию, в которой приняли участие Спарта, Вавилон и Египет. Царь Дарий, правивший с 522 по 485 года до н.э. стал великим правителем. Он расширил земли Персии до Кавказа и реки Инд, однако его поход в Скифию окончился неудачей. В 490 году он предпринял походы против Греции, однако и Дарий, и Ксеркс, правивший с 485 по 465 годы, не сумели добиться победы над союзом греческих городов.
  • Династия Ахеменидов была уничтожена, когда Александр Македонский, объединивший всю мощь греческих городов под своей рукой, выступил в поход против Персии, прекратив ее существование в битве при Гавгамелах. Во времена владычества эллинов в Персии постоянно вспыхивали восстания, и государство Македонского распалось на множество эллинистических образований. После этого на востоке наибольшую силу набрала сатрапия Парфия, поднявшая борьбу против империи Селевкидов. Основателем новой династии Аршакидов стал Аршак I, который, впрочем, правил всего три года. В конце концов, Парфия захватила столицу Селевкидов в 141 году до н.э., а сами парфяне возвели новую столицу Ктесифон. Парфяне считали, что они являются полноправными наследниками Персии, и в целом их культура мало чем отличалась от персидской, разве что в ней чувствовалось явное влияние эллинизма.
  • В долгих войнах с Римом Парфия серьезно ослабла. В 224 году н.э. образовалась новая династия Сасанидов, под владычеством которой Персия вновь набрала силу, и нанесла ряд тяжелых поражений римлянам. Однако в 7 веке н.э. в стране началась борьба за власть, чем сумел воспользоваться Арабский Халифат. В результате арабского завоевания древняя Персия, кратко описанная выше, была уничтожена.

 Правители древней Персии        Персидское государство по своей форме являлось абсолютной монархией, а это значило, что правители древней Персии обладали неограниченной властью  пределах государства.

 

 Архитектура древней Персии

 

 

Культура древней Персии   

 

 

Монеты древней Персии   

 

 

 

 Религия древней Персии  

 

 

 

 Города древней Персии  

 

 

 

 Территория древней Персии

 

 

Костюм древней Персии

 

Достижения древней Персии

 

 Изобретения древней Персии

 

 

Экономика древней Персии

antiquehistory.ru

Древний мир. Персия. Идеология и культура Древней Персии.

В первой половине I тысячелетия до н. э. в Средней Азии возник зороастризм — религиозное учение, основателем которого был Зороастр (Заратуштра).

В Персии народные массы поклонялись древним божествам природы Митре (бог Солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и т. д., т.е. почитали свет, солнце, луну, ветер и т.д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI — V вв., т.е. в период царствования Дария I. Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, олицетворявших стихийные силы природы, которым поклонялись иранские племена. В VI — IV вв. зороастризм еще не стал догматичsеской религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому возникали различные модификации нового религиозного учения; и одной из таких форм раннего зороастризма была персидская религия, начиная со времени Дария I.

Именно отсутствием догматической религии объясняется исключительная веротерпимость персидских царей. Например, Кир II всячески покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах и велел восстановить разрушенные при его предшественниках храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т.д. Захватив Вавилонию, он принес жертвы верховному богу вавилонян Мардуку и другим местным богам и поклонялся им. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям, участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в г. Саис, поклонялся и другим египетским богам и приносил им жертвы. Дарий I объявил себя сыном богини Нейт, строил храмы Амону и другим египетским богам и жертвовал им ценные дары. Подобным же образом в Иерусалиме персидские цари почитали Яхве, в Малой Азии — греческих богов, и в других завоеванных странах они поклонялись местным богам. В храмах этих богов приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться благожелательного к себе отношения со стороны местных богов.

Одним из замечательных достижений древнеиранской культуры является ахеменидское искусство. Оно известно преимущественно по памятникам Пасаргад, Персеполя, Суз, рельефам Бехистунской скалы и гробниц персидских царей в современном Накш-и Рустаме (недалеко от Персеполя), многочисленным памятникам торевтики и глиптики.

Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах.

Пасаргады расположены на высоте 1900 м над уровнем моря на обширной равнине. Здания города — древнейшие памятники персидской материальной культуры — сооружены на высокой террасе. Они облицованы светлым песчаником, красиво гранулированным и напоминающим мрамор. Царские дворцы были расположены среди парков и садов. Пожалуй, самым замечательным памятником Пасаргад, поражающим своей благородной красотой, является сохранившаяся до сих пор гробница, в которой был погребен Кир II. Семь широких ступеней ведут в погребальную камеру шириной 2 м и длиной 3 м. К этой гробнице прямо или косвенно восходят многие аналогичные памятники, в том числе и галикарнасский мавзолей сатрапа Карий Мавсола, считавшийся в древности одним из семи чудес мира.

Площадь Персеполя составляет 135 000 кв. м. У подножия горы была сооружена искусственная платформа. Построенный на этой платформе город был окружен с трех сторон двойной стеной из сырцового кирпича, а с восточной стороны примыкал к неприступной скале. В Персеполь можно было пройти по широкой парадной лестнице из 110 ступеней. Парадный дворец (ападана) Дария I состоял из большого переднего зала площадью 3600 кв. м. Этот зал был окружен портиками. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие изящные колонны из камня. Высота этих колонн более 20 м. Ападана символизировала мощь и величие царя и державы и служила для больших государственных приемов. Она была связана с личными дворцами Дария I и Ксеркса. В ападану вели две лестницы, на которых до сих пор сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы тянется длинная процессия представителей 33 народов державы, несущих подарки и подать персидскому царю. Это настоящий этнографический музей с изображением всех характерных особенностей различных племен и народов, включая их одежду и черты лица. В Персеполе были расположены также и дворцы других персидских царей, помещения для прислуги и казармы для войска.

При Дарии I большое строительство велось и в Сузах. Материалы для сооружения дворцов были доставлены из 12 стран, и ремесленники из многих стран были заняты на строительных и декоративных работах.

Поскольку дворцы персидских царей сооружали и украшали многонациональные строители, древнеперсидское искусство возникло в результате органического синтеза иранских художественных традиций и технических приемов с эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими чужеземными традициями. Но, несмотря на эклектизм, древнеперсидскому искусству присущи внутреннее единство и своеобразие, так как это искусство в целом — результат специфических исторических условий, самобытной идеологии и социальной жизни, давших заимствованным формам новые функции и значения.

Для древнеперсидского искусства характерна виртуозная отделка изолированного предмета. Чаще всего это металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, предметы ювелирного искусства, скульптура из ляпис-лазури и т.д. Большой популярностью у персов пользовалось художественное ремесло, на памятниках которого реалистично изображены домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и т.д.). Среди таких произведений значительный интерес представляют вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т.д. цилиндрические печати. Эти печати, на которых изображены цари, герои, фантастические и реальные существа, до сих пор поражают зрителя совершенством форм и оригинальностью сюжета.

Крупным достижением культуры древнего Ирана является создание древнеперсидской клинописи, которая употреблялась для составления торжественных царских надписей. Самой знаменитой из них является Бехистунская наскальная надпись, вырезанная на высоте 105 м и рассказывающая об исторических событиях конца правления Камбиза и первых лет царствования Дария I. Как и почти все ахеменидские надписи, она составлена на древнеперсидском, аккадском и эламском языках.

Среди культурных достижений ахеменидского времени можно упомянуть также древнеперсидский лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней, составлявших 354 дня. Таким образом, по древнеперсидскому календарю год был на 11 дней короче солнечного года. Каждые три года разница между лунным и солнечным календарем достигала 30-33 дней, и, чтобы устранить эту разницу, к году добавляли дополнительный (високосный) тринадцатый месяц. Названия месяцев были связаны с сельскохозяйственными работами (например, месяц чистки оросительных каналов, сбора чеснока, лютого мороза) или с религиозными праздниками (месяц поклонения огню и т.д.).

В Иране существовал также зороастрийский календарь, в котором названия месяцев и дней образованы от имен зороастрийских божеств (Ахура-Мазды, Митры, Анахиты и др.). Год этого календаря состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, к которым добавляли еще 5 дней (всего 365 дней). По-видимому, зороастрийский календарь возник в Восточном Иране еще в ахеменидский период. В это время он употреблялся только в религиозных целях, однако позднее (во всяком случае, при Сасанидах) был признан в качестве официального государственного календаря.

Персидские завоевания и объединение десятков народов в единую державу способствовали расширению интеллектуального и географического горизонта ее подданных. Иран, с незапамятных времен являвшийся посредником в передаче культурных ценностей с Востока на Запад и наоборот, не только продолжал эту свою историческую роль при Ахеменидах, но также создал самобытную и высокоразвитую цивилизацию.

ancient.gerodot.ru

Персия - это... Что такое Персия?

         древняя — страна древ. цивилизации. Уже в 4 — 3-м тыс. до н.э. на терр. совр. Ирана существовала первобытная культура. Древнейш. обитателями страны были охотничьи и скотоводч. племена, сохранявшие родовой строй и позднее объед. в племенные союзы. Племя состояло из неск. родовых общин, во главе к-рых стояли родовые старейшины. В 3-м тыс. до н.э. на терр. совр. Ирана, в долине р. Краун, возникло древнейшее гос. образование — Элам со столицей в г. Сузы (совр. Шуш). Формировавш. рабовлад. отношения в Эламе сочетались с патриархал. отношениями и даже пережитками матриархата. В 9 и 8 вв. до н.э. на С.-З. Иранского нагорья и части терр. Азербайджана сложился мидийский племенной союз. В 7 в. до н.э. вождь мидян Фраорт покорил перс. племена, населявшие юж. часть Иранского нагорья и образовавшие к этому времени довольно значит. союз племен в одной из обл. Элама — Аншане. В борьбе персов с покоривш. их мидянами союз перс. племен вырос и окреп. В 553 до н.э. против мидян восстал царь персов Кир (558 — 529 до н.э.) из знатного рода Ахеменидов. Восстание Кира закончилось в 550 до н.э. полной победой персов. Подчинив себе обл. бывшей мидийской державы, Кир в 546 до н.э. завоевал Лидию и греч. гор.-госуд. на побережье М. Азии, а в 538 до н.э. — Вавилонию. В 4 в. до н.э. перс. племена так же, как и мидяне, находились на стадии разложения родового строя. Но после завоев. Мидийского царства, Лидии и др. обл. процесс класс. расслоения среди перс. племен и рост рабства усилились; союз перс. племен стал превращаться в рабовлад. госуд., экономич. базой к-рого, наряду с рабовладением, были сел. общины. Преемник Кира — Камбиз (529 — 523 до н.э.) — в 526 до н.э. начал поход на Египет и в 525 до н.э. завоевал всю долину Нила вплоть до Элефантины. Поход Камбиза в Нубию был неудачен, а проектировавш. им поход на Карфаген не был осуществлен, т.к. в Мидии ок. 523 до н.э. началось освободит. восстание, во главе к-рого встал маг (жрец) Гаумата. Происходили волнения также и в др. завоев. персами странах, население к-рых страдало от тяжких поборов и принудит. участия в завоеват. походах Кира и Камбиза. На обратном пути из Египта Камбиз умер, и Гаумата вступил на престол. Политика Гауматы, направл. на усиление мидийской рабовлад. знати, вызвала восстание нар. масс в Маргиане.

         Правл. Гуаматы было недовольно и ополчение персов и мидян, к-рое он намеревался заменить наемниками, а также часть перс. знати, примыкавшей к царскому роду Ахеменидов. Во главе недовольных встал один из младших представителей рода Ахеменидов — Дарий I Гистасп (522 — 486 до н.э.), свергнувший Гаумату осенью 522 до н.э. В теч. года он подавил вспыхнувшие против него восстания в Мидии, Маргиане и др. обл. обширной перс. державы. Отсутствие прочных связей между отдел. частями Перс. царства и острая класс. борьба, разгоревш. в конце царствования Камбиза и в начале царствования Дария I, потребовали проведения реформ, к-рые должны были укрепить рабовлад. госуд.

         Дарий разделил все госуд. на ряд обл. (сатрапий), наложил на каждую обл. определ. дань, к-рая должна была регулярно вноситься в царскую казну, и провел денежную реформу, установив единую для всего госуд. золотую монету (дарик — 8,4 г золота). Перс. племена были от податей освобождены. Дарий начал широкое дорожное стр-во, соед. большими дорогами важнейшие центры госуд., организовал службу связи, полностью реорганизовал армию. При Дарии произошло окончат. оформление Персии в госуд. — централизов. рабовлад. деспотию, во главе к-рой стоял «царь царей». Гл. занятием населения явл. земледелие. Вся земля формально считалась собственностью «царя царей», но большая часть ее находилась во владении земледельч. общин, к-рые ее обрабатывали. Земли рабовлад. аристократии обрабатывались крестьянами-общинниками и рабами. Покровительство жречеству, заботы о торговле примиряли крупных рабовладельцев в завоев. странах с владычеством персов. Войны Дария I сопровожд. массовым угоном и обращением в рабство военнопл. (напр., жителей г. Барки в Ливии). Взимание податей часто сдавалось на откуп местным ростовщикам, доводившим население до полного разорения и обнищания. В 517 до н.э. Дарий совершил поход на саков-массагетов, населявших приаральские степи, а в 514 до н.э. — поход на скифов Причерноморья, окончивш. безрезультатно.

         К кон. 6 в. до н.э. перс. держава включала в свой состав Персию, М. Азию, Фракию, Македонию, Вавилонию, Египет, Финикию, Сирию, Палестину, часть Закавказья и Ср. Азии, Аравию и Сев.-Зап. Индию. В 500 до н.э. произошло восстание малоазиат. греков против перс. господства. Подавив это восстание, Дарий I сделал попытку овладеть европ. частью Греции. Однако перс. агрессия при преемнике Дария I — Ксерксе (486 — 465 до н.э.) — окончилась полной неудачей, и от перс. державы отпали ее владения на берегах Эгейского м. Восстановив свое господство на Эгейском м., греки начали наступать на зап. границы державы Ахеменидов, ослабл. ожесточ. борьбой различных групп перс. знати. Лишь после длител. войны, искусно использовав борьбу между греч. гор.-госуд., перс. царь Артаксеркс II (405 — 359 до н.э.) по т.н. Анталкидову миру (387 до н.э.) вернул себе греч. города в М. Азии и о-в Кипр. В кон. 5 в. до н.э. в результате антиахеменидск. восстания от перс. власти освободился Египет, сохранявший в теч. последующих 65 лет (405 — 340 до н.э.) свою самостоят. Против Артак-серкса II поднял мятеж его младший брат Кир. Хотя мятеж и был подавлен, но он вскрыл внутр. слабость громадной державы, потрясавш. многочисл. восстаниями сатрапий, стремивш. к политич. самостоят. Держава Ахеменидов распалась под ударами войск Александра Македонского, завоевавших всю зап. часть Иранского нагорья.

         На В. Иран. нагорья и в Ср. Азии (в Бактрии, Маргиане, Хорезме и Согде) войска Александра встретили ожесточ. сопротивл. Эти обл. были завоеваны лишь в 330 — 327 до н.э.

         Завоев. Персии Александром знаменует начало эпохи эллинизма. Александр и его преемники основали ряд новых городов в различ. странах Бл. Востока, гл. обр. на скрещениях торг. путей. В этот период наблюдалось усиление обмена между странами, что способств. росту товарно-денежных отношений, а также (частично) землевладения и рабовладения. С кон. 4 в. до н.э. коренные перс. земли вошли в состав державы Селевкидов.

         В 3 — 2 вв. до н.э. большая часть Персии вошла в состав Парфянского царства, в к-ром, помимо преобладающих рабовлад. отношений, существовали также соц. отношения, свойств. перио-ду разложения первобытно-общинного строя (в частн., продолжала существовать сел. община). Парфянское госуд. так же, как и держава Ахеменидов, представляло собой непроч. конгломерат племен и народностей.

         Кризис рабовлад. отношений в Персии. По мере роста производит. сил в Персии (как и в др. странах, входивших в состав Парфянской державы) к нач. 3 в. н.э. стало соверш. очевидным преимущество труда зависим. крестьянина по сравн. с трудом раба. Труд рабов начал терять свое значение в с. х-ве Персии, но надолго сохранился в ремесле и в форме домаш. рабства. Кризис рабовлад. отношений на рубеже 2 и 3 вв. был связан с ростом класс. противоречий. В условиях обостривш. классовой борьбы господствующий класс Персии для сохран. своей власти над непо-средств. производителями стремился к укрепл. и централизации госуд.

         Инициативу создания сильной гос. власти взяли на себя аристократия и зороастрийское жречество обл. Фарс. В 226 Ардашир, сын правителя княжества Истахр, одержал победу над войсками парфянского царя Артабана V. Провозгл. себя «царем царей» Ардашир I (226 — 341), положивший начало правл. в Персии династии Сасанидов (226 — 651), распростр. свою власть на ряд др. обл., входивших прежде в состав парфянской державы. В целях централизации Ардашир I разделил госуд. на 18 сатрапий, во главе к-рых стояли зависимые от царя шахрадары; неск. сатрапий образовывали наместничество. С этой же целью зороастризм был провозглашен гос. религией. Согл. преданию, Ардашир I регламентир. кастово-сословный строй.

         В сасанидской Персии существовали три привилегир. касты: жрецов, воинов и чиновников. В состав непривилегир. касты входили земледельцы и ремесленники. По отношению к неперс. народам сасанидские шахи проводили политику порабощения и насильств. ассимиляции. Угнетенные народы, подвергавш. беспощадной налоговой эксплуатации, неоднократно поднимались на освободит. борьбу, нередко принимавшую форму защиты преследуемых Сасанидами местных религий. Крупные антисасанидские восстания имели место в 450 — 451 (восстания в Армении, Кавказской Албании (Азербайджане) и Грузии) и в 481 — 484 (восстание армян во главе с Ваганом Мамиконяном).

         В теч. 3 — 4 вв. в Персии возникло мн. новых селений и городов. Столица сасанидских шахов — Ктесифон — славилась произ-вом тканей и различ. металлич. изделий. Мн. города явл. транзитными пунктами на большом торг. пути из Европы в Индию и Китай.

         Относит. оживление хоз. жизни госуд. шло гл. обр. за счет усиления эксплуатации крестьян-общинников и начавш. закабаления их феодализирующ. знатью. Отражением обостривш. классовых противоречий явились нар. движения 3 и 5 — 6 вв., принявшие форму религ. борьбы. Во главе одного из этих движений, получивш. назв. манихейства, стоял Мани, уроженец Месопотамии (2-я пол. 3 в.). Мани отрицал «добро» материал. мира, утверждая, что только с прекращением рода человеч. исчезнет «зло». Идеи Мани с их глубоким пессимизмом нашли многочисл. приверженцев среди эксплуатир. народа, не видевш. путей освобожд. Манихейство оказало влияние на учение Маздака, к-рый возглавил мощное нар. движение (началось в 488), охватившее гл. обр. широкие массы крестьян. По учению Маздака, «зло» коренилось не в самом бытии, а в вопиющем имуществ. неравенстве. Маздак призывал активно бороться против «зла», за равенство всех людей, за возрожд. общинной собственности на землю и орудия произ-ва. Шахские власти в 528 — 529 жестоко расправились с Маздаком и его последователями, но использовали маздакитское движение в целях ограничения влияния родовой землевлад. знати и зороастрийск. жречества. Земли и имущество, отобранные у знати маздакитами, а также конфисков. у нее шахом в различ. периоды, составили значит. фонд гос. земель, к-рые стали отдаваться в условное содержание за несение воен. и гражд. службы.

         Персия в средние века. В 6 в. в Персии сложилось раннефеод. госуд., сохранявшее пережитки дофеод. отношений. После подавл. маздакитск. движения шах Хосров I Ануширван (531 — 579), наряду с проведением воен. реформы и реформы управл., установил систему взимания поземел. и по-душного налогов, к-рые собирались частично в натурал., частично в денежной форме. Это означало формальное закрепление власти перс. феодалов над непосредств. производителями. Большую роль стала играть купеческо-ростовщич. верхушка, начинавшая участвовать в феод. эксплуатации крестьян и ремесленников.

         Процесс развития феод. отношений в Персии был связан с появл. крупных, экономич. самостоят. х-в. Наряду со светскими феодалами, крупными землевладельцами оставались зороастрийские храмы. Феодализация страны приводила к ее политич. децентрализации и экономич. обособлению отдельных обл. В кон. 6 в. марзбан (наместник) Азербайджана Бахрам Чубин, воспользовавш. ненавистью, к-рую испытывало местное население к игу сасанидских шахов, объявил себя независимым правителем. Поддерж. знатью и жречеством, он сумел, хотя и на короткий срок, захватить шахский престол. Правл. шаха Хосрова II Первиза (590 — 628) прошло в безуспеш. попытках покончить с феод. анархией. После убийства Хосрова II в результате заговора знати на перс. престоле в теч. 5 лет сменилось более 10 шахов. Сасанидские шахи искали выхода из кризиса, переживаем. госуд., в активной внеш. политике. В нач. второго десятилетия 7 в. перс. войско одержало ряд побед в борьбе с визант. императорами. Эдесса, Антиохия, Дамаск, Цезарея, Иерусалим и др. были захвачены Сасанидами, но удержать за собой эти терр. Персия не смогла.

         В 633 — 642 зап. обл. госуд. Сасанидов были подчинены арабами (сев. и вост. обл. были завоеваны значит. позднее). Шах Йездегерд III бежал на Восток; госуд. Сасанидов распалось, а с 661 Персия вошла в основном в состав халифата Омейядов. Араб. завоев. Персии сопровождалось насильств. распростр. ислама. В результате завоев. в руки араб. знати перешли огромные земельные фонды. Частич. конфискация имущества сасанидской знати не помешала созданию класс. союза араб. и перс. феодалов, не лишен., однако, внутр. противоречий. Нуждаясь в кадрах грамотных и знающих свое дело чиновников фиска, арабы широко привлекали для службы в гос. учреждениях (диванах) персов и греков.

         К кон. 7 в. в связи с усилением захвата феодалами общинных земель и налог. эксплуатации (помимо поземел. нало-га — хараджа — арабы взимали с населения Персии подушный налог — джизия, к-рый платили в халифате все не мусульмане) вся Персия была охвачена антифеод. и освободит. движениями крестьян и городского плебса, принявш. форму религ. сектантства — хариджитизма. В 747 началось крупное крестьянское восстание в Хорасане, распростр. из Ср. Азии. Руководство восстанием захватили феодалы во главе с Абу-Муслимом. В 749 вся Персия находилась в руках восставших, в 750 арабский халиф Мерван II (744 — 750) был низложен. Результатами этой победы воспользовались перс. знать, предавшая интересы восставшего народа, и противники правившей в халифате династии Омейядов, к-рые возвели на халифский престол новую династию — Аббасидов.

         Убийство Абу-Муслима по приказу халифа Мансура послужило поводом для нового широкого нар. движения, начавш. в 755 в Нишапуре под руковод Сумбада-мага. После разгрома этого движения в Хорсане и Ср. Азии возникла секта абумуслимия, приверженцами к-рой стали мн. обездол. крестьяне; их волнения в Хорсане продолжались вплоть до 80-х гг. 8 в. Мн. крестьянские восстания проходили под знаменем шиизма.

         Процесс феодализации, нар. движения и междоусобицы феодалов привели к фактич. распадению халифата, представлявш. непрочный конгломерат отдельных стран, на ряд наследств. наместничеств. В Хорсане правили Тахириды (821 — 873), в Герате, Фарсе, Кермане, Сейстане и ряде др. перс. и неперс. областей основали госуд. с центром в Бухаре Саманиды, распростр. свою власть на Юж. и Зап. Персию. В 932 — 1055 Зап. Персия находилась под властью персов — шиитов Бувейхидов (или Буидов), в 945 захвативших Багдад и положивших конец светской власти араб. халифа. Хорсан с кон. 10 в. входил в состав госуд. Махмуда Газневи, а в 1040 был завоеван сельджуками, к-рые при султане Алп-Арслане (1063 — 72) подчинили всю Персию.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.

drevniy_mir.academic.ru

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРСИИ (700-332 гг. до н.э.): местоположение, столица, рост могущества, экономика, религия и культура, архитектура. Персидская цивилизация История

По происхождению персы были одним из арийских племен, мигрировавших около 1400 г. до н.э. на территорию современного Ирана из южнорусских степей (слово Иран восходит к «арийцам»). Они населяли юго-западную оконечность Иранского плато, северное побережье Персидского залива, земли, оставленные эламитами, которых поработили ассирийцы. Персы были территориально отделены от великих цивилизаций Месопотамии горами Загроса.В эпоху расцвета Персидская империя занимала территорию от р.Инд до средиземноморского побережья, вглубь Египта по долине Нила до Судана, Анатолию до Фракии и Македонии.

СТОЛИЦА

В течение истории Персидской империи пять городов выступали в качестве ее столицы. Первым был Пасаргад, построенный Киром в честь победы над Мидией. Он находился в отдаленном уголке царства, и поэтому управлять империей из него было затруднительно. Кир перестроил Вавилон в качестве своей новой столицы, когда покорил Месопотамию. Дарий перевел административный центр в Сузы, древнюю столицу Элама. Это было удобно, так как город располагался на пересечении транспортных сухопутных и речных путей.

Однако невыносимая жара в летние месяцы вынудила правителей Персии перевести столицу в высокогорные Экбатаны, бывшую столицу Мидии в Загросе. В 520 г. до н.э. Дарий начал строительство крупнейшей столицы Персии в Персеполисе. Возведение Персеполиса неоднократно прерывалось и не было завершено к тому моменту, когда примерно 200 лет спустя год был захвачен и сожжен дотла Александром Македонским.

РОСТ МОГУЩЕСТВА

Персы селились на сравнительно бедных землях в отдаленных землях, где их практически не беспокоили ни эламиты с запада сначала, ни ассирийцы затем, после того, как они покорили эламитов около 640 г. до н.э., ни мидийцы с севера, ни вавилоняне, захватившие Ассирию в 609 г. до н.э. В течение всего этого периода персидские царьки были вассалами более богатой и развитой Мидии.

Кир II стал во главе небольшого персидского царства Аншан в 559 г. до н.э. За 10 лет он подчинил себе восточную часть Персии и создал себе репутацию харизматического лидера, притягивавшего людей, даже в среде своих противников. Когда царь Мидии попытался восстановить контроль над Персией в 550 г. до н.э., мидийская армия подняла бунт на поле битвы, передала своего царя в руки Кира и сдала Экбатаны. В Мидийской империи, простиравшейся в северной Месопотамии и Анатолии, произошла практически бескровная смена режима. Кир II стал теперь Киром Великим, основателем Персидской империи.

Затем Кир захватил Лидию в Малой Азии во главе с баснословно богатым царем Крезом, изобретшим чеканку монет, греческие колонии на Эгейском побережье, Парфию и Гирканию на севере. В 541 г. до н.э. он выступил походом в степи Центральной Азии и основал укрепленную границу. В 540 г. в 19-й год своего правления Кир выступил против своего бывшего союзника Вавилона. По итогам всего одного сражения армия и население Вавилона сдали своего царя, город и империю, простиравшуюся от южной Месопотамии до Финикии. Кир погиб в бою с кочевниками, угрожавшими восточным провинциям империи, еще до того, как он мог бы двинуться в направлении Египта или Греции.

Преемники Кира завоевали Египет, прибрали к рукам новые провинции в Северной Африке и раздвинули границы империи до р.Инд в Индии. Затем они повернули войска против Греции, которая соперничала с персидской провинцией Финикией в области торговли. В 513 г. была сооружена гигантская переправа через Босфор, соединившая Европу с Азией. Персы подчинили Фракию и Македонию, отрезали снабжение Греции зерновыми, но не сумели одолеть скифов. Это стало зенитом могущества Персидской империи. Все было готово для грандиозного столкновения с городами-государствами Древней Греции, которое продолжалось 50 лет.

ЭКОНОМИКА

Сначала основой экономики персов было пастбищное скотоводство, так как их земли не были пригодны для культивирования злаков. Персы объясняли свою выносливость лишениями, к которым они приспособились в течение жизни многих поколений.

Покорение Мидии, Лидии, Вавилона, Египта и богатых золотом районов Индии привело к тому, что Персия стала ведущей экономической державой. Под ее контролем находились плодородные земли Месопотамии, пастбища Анатолии, торговые пути на всех направлениях, богатые запасы металлов и других полезных ископаемых. Царь Дарий Великий осуществил много экономических нововведений и реформ: он систематизировал налоги, ввел единые меры веса, длины, валюту (первое успешное использование монет), усовершенствовал транспортное сообщение, включая строительство царской дороги из Суз в Сардис длиной в 1600 миль и создание прототипа будущего Суэцкого канала, строительство царских торговых судов, развивал сельское хозяйство, банковскую систему и международную торговлю.

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Персидские цари и знать исповедовали зороастризм, религию, названную по имени ее основателя Заратустры, или по-гречески Зороастра. Заратустра создал свою религию около 600 г. до н.э., и позднее она оказала существенное влияние на иудаизм, христианство и ислам.

Зороастризм был основан на единобожии, в центре религии была вера в единого бога, который создал материальный и духовный мир. Силы добра и зла постоянно борются между собой в мире людей, которые вынуждены постоянно делать выбор между ними. Вердиктом, выносимым богом на суде после смерти человека, может быть вечная жизнь либо в удовольствиях, либо в страданиях. Концепции единобожия, борьбы добра и зла, свободной воли человека и посмертного вознаграждения либо наказания произвели поворот в миросозерцании тогдашних жителей этого района, придерживавшихся в основном политеистических верований. Эти идеи оказали большое влияние на более поздние религии.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Главой государства в древней Персии был царь, чье слово становилось законом. Он осуществлял свои властные полномочия при помощи бюрократии, ведущую роль в которой играли знатные персы, писцов, которые вели документацию, казначейства, которое собирало налоги и финансировало строительные проекты и армию, а также через систему дорог, гонцов и почтовых станций, благодаря которым приказы быстро доставлялись в отдаленные уголки империи. На раннем этапе — когда армия состояла преимущественно из персов, она успешно справлялась с задачей обеспечения внешнего и внутреннего мира.

Большая часть империи была разделена на провинции — сатрапии во главе с сатрапами. Например, Египет был одной из таких сатрапий. Сатрапами обычно были персы либо мидийцы, что позволяло лучше обеспечивать их лояльность центру. Они жили как царьки в собственных дворцах. Иногда сатрапы настолько усиливались, что начинали представлять угрозу царю. Цари обычно держали своих сатрапов в повиновении военными и финансовыми средствами.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Все персы-мужчины моложе 50 лет были военнообязанными. По свидетельству греческих историков персидских мальчиков обучали верховой езде, стрельбе из лука, рукопашному и верховому бою. В возрасте 20 лет они призывались на военную службу.

Армия состояла из 4 видов войск: копьеносцев-пехотинцев, лучников-пехотинцев, легкой конницы с наездниками-лучниками и тяжелой конницы с наездниками в доспехах и с копьями. В ранние годы существования империи армия, состоявшая в основном из персов, была высоко мотивирована, мобильна на поле боя и являлась опасным врагом.

Элитные части персидской армии составлял корпус из 10 тысяч т.н. бессмертных. Потеря одного человека из состава этого корпуса по причине смерти или ранения незамедлительно восполнялась за счет перевода воинов из других частей. Тысяча «бессмертных» составляли личную охрану царя.

Позднее в армии увеличилось число рекрутов из неперсидских провинций. Закаленная в боях армия дисциплинированных и хорошо подготовленных персов постепенно превратилась в смесь формирований, оснащенных различными видами оружия и применявших различные методики ведения боя. У этого войска не было жесткой дисциплины, и оно оказалось недостаточно маневренным во время сражений.

УПАДОК И КРАХ

Персидская империя достигла зенита своего расцвета к 500 г. до н.э., но семена ее упадка были брошены в почву еще раньше. Перманентной проблемой были дворцовые интриги и плохо проработанные правила наследования престола. Кончина царя часто провоцировала схватку за трон между преемниками, что опустошало казну, деморализовало народ, ослабляло контроль центра в провинциях. Нерациональная трата финансовых средств вела к росту инфляции и непопулярным повышениям налогов. Недовольство в провинциях, главным образом по поводу высоких налогов, жестоко подавлялось, и это вызывало еще большее негодование. Пятеро из шести царей, занимавших трон после смерти Ксеркса в 464 г. до н.э. были слабыми администраторами и поддерживали единство страны лишь за счет все более жестоких репрессий.

Греки и персы длительное время были на грани столкновения еще до 499 г. до н.э., когда между ними разгорелся конфликт. Несмотря на казалось бы подавляющее превосходство в плане военной силы и экономической мощи, персам не удалось покорить греков в ходе войны, продолжавшейся 50 лет на суше и на море. Несмотря на одержанную победу, грекам не удавалось перевести военные действия на территорию Персии.

После периода войн с греками персидские цари сконцентрировались на сохранении своего еще более ослабшего контроля в провинциях империи. Мятежи в отдаленных районах, особенно в Парфии, Лидии и Египте, нанесли ущерб экономике и военной организации Персии. Империя находилась на грани распада, но еще раньше она стала добычей Александра Македонского, который вступил в ее пределы в 334 г. до н.э., захватил Лидию в 333 г., взял Египет в 332 г. и стал царем Персии в 331 г.

НАСЛЕДИЕ

Существует большое число свидетельств о греко-персидских войнах, где персы выступают как антагонисты греков. Самые знаменитые события этого периода включают переход черноморских Проливов, битвы при Марафоне, Фермопилах, Платеях, морской бой при Саламине и взятие Афин. Большая часть свидетельств предвзятые, так как они основаны на греческих источниках.

В Ветхом завете есть несколько упоминаний ранних персидских царей, которые были знамениты терпимостью и мудростью, а также повествования об упадке нравственности в царском окружении в поздний период империи. Кира Великого помнят за то, что он освободил евреев из вавилонского плена и разрешил им вернуться в Израиль после того, как захватил Вавилон.

Главным наследием древних персов считается сохранение ими азиатских и африканских культур и их дальнейшая передача грекам, а затем Европе и Западу в целом.

Советуем почитать:

www.civ-blog.ru


Смотрите также