Древняя месопотамия. Культура древних государств / Древние цивилизации Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Месопотамия. НаселениеДревний Египет. Древняя месопотамия


Месопотамия. История Древнего Мира

Когда существовала Месопотамия?

Обзорная карта МесопотамииМесопотамия на карте

Месопотамией называют огромную и плодородную область между знаменитыми большими реками Тигр и Евфрат, которые и "подарили" этой территории дополнительные названия - Двуречье или Междуречье. В Месопотамии располагались несколько государств, которые существовали на нашей планете около 5 тыс.лет назад: Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

Обширные реки Тигр и Евфрат сделали землю Месопотамии очень урожайной, и люди, проживающие здесь, раньше многих - еще в первобытное время - начали заниматься земледелием. Кроме того, именно жители Месопотамии - а именно шумеры - придумали первый календарь, возвели ступенчатую пирамиду, одними из первых в истории Земли научились писать и сочинили самый древний эпос. Древние жители Вавилона были превосходными астрономами, геометрами и астрологами. Именно им первым пришла в голову мысль делить час на 60 минут, а неделю - на семь дней.

Что такое Междуречье?

Реки Тигр и Ефрат, образующие МеждуречьеРеки Тигр и Ефрат, образующие Междуречье

На огромной и урожайной территории между большими реками Тигр и Евфрат более 5 тыс.лет назад располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Вавилония, Шумер и др. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.

Благодаря близости двух широких рек, которые, разливаясь, удобряли почву питательным илом, земля Междуречья сделалась необычайно плодородной. Этим не могли не воспользоваться жившие в то время люди: они одними из первых на планете, еще в первобытное время, научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

Какие государства были на территории Месопотамии?

Исторический центр Вавилона
Исторический центр Вавилона

Прекрасные условия жизни на плодородной земле Месопотамии позволили образоваться на этом месте в древности большому числу городов-государств, каждый из которых оставил неизгладимый след в истории человечества.

Самыми знаменитыми государствами Месопотамии были Шумер, Вавилония, а также Ассирия. Ученые считают, что цивилизация Шумера, основанная около 5 тыс.лет назад, была самой ранней цивилизацией на нашей планете. Помимо того, что шумеры изобрели письменность и календарь, они также придумали кирпич, сеялку, совершенные для своего времени системы полива, парусную лодку, плуг и даже колесо. Ассирия, существовавшая в Месопотамии около 2 тыс.лет назад, известна своими военными завоеваниями, а также знаменитой библиотекой глиняных книг. Древняя Вавилония (она существовала около II тыс.до н.э.) прославилась своими геометрами, а также астрономами и астрологами, знания которых не утратили значения и сейчас.

Помимо этих государств на территории Месопотамии существовали также Урук, Ур, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

Что такое клинопись?

Глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.Глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.

Когда археологи производили в Месопотамии раскопки, они рядом с различными черепками и осколками посуды обнаруживали глиняные таблички, покрытые странными и непонятными значками. Эти значки по внешнему виду были очень похожи на заостренные палочки - клинышки. Какое-то время ученые не могли понять предназначение этих значков, однако вскоре стало ясно, что с их помощью древние жители Месопотамии писали друг другу различные сообщения.

Древнюю письменность Двуречья, которую благодаря форме значков назвали клинописью, придумали шумеры. Они наносили эти значки на мягкие глиняные таблички острыми тростниковыми палочками - стило. Каждый значок, запечатленный на табличке, был пиктограммой: картинкой, изображающей какой-либо предмет. В более позднее время пиктограммы уступили свое место идеограммам - картинкам, выражающим какое-либо понятие, а затем появилось и слоговое письмо.

Кто такие шумеры?

Шумерская богиня
Шумерская богиня

Около 5 тыс.лет назад на территории Месопотамии, в юго-восточной ее части, появился "черноголовый" (так переводится название "шумеры") народ, который образовал между реками Тигр и Евфрат первое в истории нашей планеты государство Шумер. Удивительно то, что ученые, изучающие древность, до сих пор не могут точно определить, как и откуда шумеры попали в Месопотамию: дело в том, что их язык не похож ни на один из существовавших в древности.

Итак, шумеры образовали свое государство и вошли в историю, как люди, первыми придумавшие письменность - клинопись. Они разработали похожие на клинышки значки, благодаря которым можно было передавать любую информацию, записывая ее острой палочкой на размягченной глине.

Кроме того, именно шумеры разработали отличную для своего времени систему полива, придумали, как именно сделать глиняные кирпичи более прочными - обожгли их в печи, а также изобрели колесо, плуг, гончарный круг, парусную лодку и составили знаменитый сборник легенд "Эпос о Гильгамеше".

Чем ценна "Поэма о Гильгамеше"?

Лепка, изображающая сцену из поэмы о Гильгамеше, дворец Саргона II, около 710 года до н.э.
Лепка, изображающая сцену из поэмы о Гильгамеше, дворец Саргона II, около 710 года до н.э.

Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом и многим другим, изобретенным ими, оставили на память о себе и знаменитую "Поэму о Гильгамеше". Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет.

В этой поэме древними авторами рассказывается о знаменитом бесстрашном воине Гильгамеше, который подружился с Энкиду - человеком, защищающем зверей, и живущего по звериным законам. Гильгамеш научил Энкиду человеческому поведению и позвал его с собой сразиться с великаном кедрового леса. Друзья сражаются и с великаном, и со злобным быком, противостоят различным богам до тех пор, пока Энкиду не погибает. Оплакав своего верного друга, Гильгамеш решается отыскать бессмертие и даже находит цветок, дарующий вечную жизнь, однако коварная змея крадет волшебный цветок у героя.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Древние цивилизации Месопотамии

Древние цивилизации Месопотамии

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами. окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории—в древней Вавилонии Северная Вавилония носила название Аккад, южная — Шумер В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения Некоторые ученые полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере — от района, где находится современный Багдад, на юге до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удается. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками еще не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусским или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.

В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс до н. э. жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племен, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра,— на ассирийском диалекте аккадского языка

В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии еще в XXI в. до н. э., хотя в быту он все больше заменялся аккадским К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мертвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины тыс. до н. э, но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.

В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западносемитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало «запад», главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племен, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племен называлась су-тии, что в переводе с аккадского означало «кочевники».

С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до оз. Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Северной Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В Северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты были основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племен, живших на Армянском нагорье. В III—II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись еще в VI— V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.

Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии.

В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и легким для усвоения письмом.

В VIII—VII вв. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких «перетасовок» — затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.

Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.

На рубеже IV и III тыс. до н. э., примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в южной части междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40—50 тыс. человек. На крайнем юго-западе Месопотамии находился город Эриду, близ него—город Ур, имевший огромное значение в политической истории Шумера. На берегу Евфрата, к северу от Ура, находился город Ларса, а к востоку от него, на берегу Тигра,—Лагаш. Большую роль в объединении страны сыграл город Урук, возникший на Евфрате. В центре Месопотамии на Евфрате находился Ниппур, являвшийся главным святилищем всего Шумера.

В первой половине III тыс. до н. э. в Шумере создалось несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль или энси. Лугаль в переводе означает «большой человек». Так обычно называли царей. Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества.

Во второй половине III тыс. до н. э. на преобладающее положение в Шумере стал претендовать Лагаш. В середине XXV в Лагаш в жестокой битве разгромил своего постоянного врага — город Умму, расположенный к северу от него. Позднее правитель Лагаша Энметена (около 2360—2340 гг. до н. э.) победоносно окончил войну с Уммой.

Внутреннее положение Лагаша не было прочным. Народные массы города были ущемлены в своих экономических и политических правах. Чтобы восстановить их, они объединились вокруг Уруиним, одного из влиятельных граждан города. Тот сместил энси по имени Лугальанда и сам занял его место За период шестилетнего правления (2318—2312 гг. до н. э.) он провел важные социальные реформы, которые являются древнейшими известными нам правовыми актами в области социально-экономических отношений. Он первым провозгласил ставший впоследствии популярным в Месопотамии лозунг: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот!» Были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмовых работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации. Определенные уступки были сделаны и рядовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена повинность на оросительных сооружениях. Кроме того, Уруинимгина восстановил судебную организацию в сельских общинах и гарантировал права граждан Лагаша, защитив их от ростовщической кабалы. Наконец, была ликвидирована полиандрия (многомужество). Все эти реформы Уруинимгина выдал за договор с главным богом Лагаша Нингирсу, а себя объявил исполнителем его воли.

Однако, пока Уруинимгина был занят своими реформами, началась война между Лагашем и Уммой. Правитель Уммы Лугальзагеси заручился поддержкой города Урука, захватил Лагаш и отменил введенные там реформы. Затем Лугальзагеси узурпировал власть в Уруке и Эриду и распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей этого государства стал Урук. Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе. К началу III тыс. до н. э. относится шумерский литературный памятник, носящий название «Земледельческий альманах». Облечен он в форму поучения, даваемого опытным земледельцем своему сыну, и содержит указания, как сохранять плодородие почвы и приостановить процесс ее засоления. В тексте также дается подробное описание полевых работ в их временной последовательности. Большое значение в хозяйстве страны имело и скотоводство.

Развивалось ремесло. Среди городских ремесленников было много строителей домов. Раскопки в Уре памятников, относящихся к середине III тыс. до н. э., показывают высокий уровень мастерства шумерской металлургии. Среди погребального инвентаря найдены изготовленные из золота, серебра и меди шлемы, топоры, кинжалы и копья, встречаются чеканка, гравировка и зернь. Южная Месопотамия не располагала многими материалами, их находки в Уре свидетельствуют об оживленной международной торговле. Золото доставляли из западных областей Индии, ляпис-лазурь — с территории современного Бадахшана в Афганистане, камень для сосудов — из Ирана, серебро — из Малой Азии. В обмен на эти товары шумеры продавали шерсть, зерно и финики.

Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину, тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем гончаров, строителей, ткачей, кузнецов и других мастеровых. Уже в этот ранний период кирпич подвергался обжигу в печах. Для облицовки зданий пользовались глазурованными кирпичами. С середины III тыс до н. э. для производства посуды стал употребляться гончарный круг. Наиболее ценные сосуды покрывались эмалью и глазурью.

Уже в начале III тыс. до н. э. стали изготовлять бронзовые орудия, которые до конца следующего тысячелетия, когда в Месопотамии начался железный век, оставались основными металлическими орудиями. Для получения бронзы к расплавленной меди добавляли небольшое количество олова.

МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА И УРА

Начиная с XXVII в. до н. э. северная часть Месопотамии была заселена аккадцами. Самым древним городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, позднее столица государства с тем же названием. Он был расположен на левом берегу Евфрата, там, где эта река и Тигр наиболее близко подходят друг к другу.

Около 2334 г. до н. э. царем Аккада стал Саргон Древний. Он был основателем династии: начиная с него самого, пять царей, сын сменяя отца, правили страной в течение 150 лет. Вероятно, имя Саргон было принято им лишь после восшествия на престол, так как оно значит «истинный царь» (по-аккадски Шаррукен). Личность этого правителя еще при жизни была окутана множеством легенд. Он говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал... Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке». Лугальзагеси, который установил свою власть почти во всех шумерских городах, вступил в долгую борьбу с Саргоном. После нескольких неудач последнему удалось одержать решительную победу над своим противником. После этого Саргон совершал успешные походы в Сирию, в районы гор Тавра и победил царя соседней страны Элама. Им было создано первое в истории постоянное войско, состоявшее из 5400 человек, которые, по его словам, ежедневно обедали у него за столом. Это было хорошо обученное профессиональное войско, все благополучие которого зависело от царя.

При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

В конце правления Саргона голод вызвал восстание в стране, которое было подавлено уже после его смерти, около 2270 г. до н. э., его младшим сыном Римушем. Но впоследствии он стал жертвой дворцового переворота, давшего престол его брату Маништушу. После пятнадцати лет правления Маништушу также был убит во время нового дворцового заговора, и на трон взошел Нарам-Суэн (2236—2200 гг.), сын Маништушу и внук Саргона.

При Нарам-Суэне Аккад достиг своего наивысшего могущества. В начале царствования Нарам-Суэна города юга Месопотамии, недовольные возвышением Аккада, подняли мятеж. Его удалось подавить лишь после многих лет борьбы. Укрепив свою власть в Месопотамии, Нарам-Суэн стал величать себя «могущественным богом Аккада» и повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Население должно было поклоняться Нарам-Суэну как богу, хотя до него никто из царей Месопотамии не претендовал на такую честь.

Нарам-Суэн считал себя властелином всего известного тогда мира и носил титул «царь четырех стран света». Он вел много успешных завоевательных войн, одержав ряд побед над царем Элама, над луллубейскими племенами, жившими на территории современного Северо-Западного Ирана, а также подчинил город-государство Мари, расположенное в среднем течении Евфрата, и распространил свою власть на Сирию.

При преемнике Нарам-Суэна Шаркалишарри (2200—2176 гг. до н. э.), имя которого в переводе значит «царь всех царей», начался распад державы Аккада. Новому царю пришлось вступить в длительную борьбу с наседавшими с запада амореями и одновременно противостоять нашествию кутиев с северо-востока. В самой Месопотамии начались народные волнения, причиной которых были острые социальные конфликты. Невероятно увеличились размеры царского хозяйства, которое подчинило себе храмовое хозяйство и эксплуатировало труд безземельных и малоземельных аккадцев. Около 2170 г. до н. э. Месопотамия была завоевана и разграблена племенами кутиев, жившими в горах Загроса.

К 2109 г. до н. э. ополчение города Урука во главе со своим царем Утухенгалем нанесло поражение кутиям и изгнало их из страны. Победив кутиев, Утухен-галь претендовал на царствование над всем Шумером, однако вскоре владычество над южной Месопотамией перешло к городу Уру, где у власти находилась III династия Ура (2112—2003 г. до н. э.). Основоположником ее был Урнамму, который, как и его преемники, носил пышный титул «царь Шумера и Аккада».

При Урнамму царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регистрировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все концы государства.

Сын Урнамму Шульги (2093—2046 гг. до н. э.) добился своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы. Шульги издал законы, свидетельствующие о существовании разработанной судебной системы. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. При этом, в отличие от более поздних Законов Хам-мурапи, Шульги не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных нам правовых актов.

При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений большой протяженности. Однако и внутреннее положение государства было непрочным. Храмовое хозяйство требовало огромного количества работников, которые постепенно лишались прав свободных членов общества. Например, один лишь храм богини Баба в Лагаше владел земельной площадью более 4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения в войнах с аморейскими племенами и эламитами. В 2003 г. власть III династии Ура была свергнута, последний представитель ее Ибби-Суэн уведен в плен в Элам. Храмы Ура подверглись разграблению, а в самом городе оставлен эламский гарнизон.

ВАВИЛОНИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.

Время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н. э., когда в Вавилонии установилось господство касситских царей, называют старовавилонским периодом. После падения III династии Ура в стране возникло много местных династий аморейского происхождения.

Около 1894 г. до н. э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла. Кроме Вавилонского в это время существовали и другие государства. В Аккаде амореи образовали царство со столицей в Иссине, который был расположен в средней части Вавилонии, а на юге страны было государство со столицей в Ларсе, на северо-востоке Месопотамии, в долине р. Диялы,— с центром в Эшнунне.

Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. Первым царем, который начал активно расширять пределы этого государства, был Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). В 1785 г., воспользовавшись помощью Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, Хаммурапи завоевал Урук и Иссин. Затем он содействовал изгнанию из Мари правившего там сына ассирийского царя Шамши-Адада I и воцарению Зимрилима, представителя старой местной династии. В 1763 г. Хаммурапи захватил Эшнунну и уже в следующем году нанес поражение могущественному царю и своему бывшему союзнику Римсину и захватил его столицу Ларсу. После этого Хаммурапи решил подчинить себе и Мари, которое раньше было дружественным ему царством. В 1760 г. он добился этой цели, а через два года разрушил дворец Зимрилима, стремившегося восстановить свою независимость. Затем Хаммурапи покорил область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур.

После смерти Хаммурапи вавилонским царем стал его сын Самсуилуна (1749—1712 гг. до н. э.). Ему пришлось отражать натиск кассит-ских племен, которые жили в горных областях к востоку от Вавилонии. Около 1742 г. до н. э. касситы во главе со своим царем Гандашем совершили поход на Вавилонию, но смогли утвердиться только в предгорьях к северо-востоку от нее.

В конце XVII в. до н. э. Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не играла значительной роли в политической истории Передней Азии и не могла сопротивляться чужеземным нашествиям В 1594 г до н э. пришел конец господству вавилонской династии. Вавилон был захвачен хеттским царем Мурсили I. Когда хетты вернулись с богатой добычей в свою страну, цари Приморья, береговой полосы у Персидского залива, захватили Вавилон. После этого около 1518 г. до н. э страна была покорена касситами, господство которых длилось 362 года Весь означенный период принято называть касситским или средневави-лонским Однако вскоре кассит-ские цари были ассимилированы местным населением

Во II тыс. до н. э. в экономике Вавилонии происходили радикальные перемены. Для этого времени была характерна активная правовая деятельность Законы государства Эшнунны, составленные в начале XX в. до н. э. на аккадском языке, содержат тарифы цен и оплаты труда, статьи семейного, брачного и уголовного права. За супружескую измену со стороны жены, изнасилование замужней женщины и похищение ребенка свободного человека предусматривалась смертная казнь. Судя по законам, рабы носили специальные клейма и не могли выйти за пределы города без разрешения хозяина.

Ко второй половине XX в до н э. относятся законы царя Липит-Иштара, в которых, в частности, регулируется статус рабов. Были установлены наказания за побег раба от хозяина и за укрывательство беглого раба. Оговаривалось, что, если рабыня вступала в брак со свободным, она и ее дети от такого брака становились свободными

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на черном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперед по сравнению с предшествовавшими им шумерскими и аккадскими правовыми памятниками. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчетливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

В старовавилонский период общество состояло из полноправных граждан, которые назывались «сыновьями мужа», мушкенумов, являвшихся юридически свободными, но неполноправными людьми, так как они не были членами общины, а работали в царском хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанес членовредительство «сыну мужа», то наказание виновному выносилось по принципу талиона, т. е. «око за око, зуб за зуб», а соответствующее членовредительство, причиненное мушкенуму, каралось лишь денежным штрафом. Если врач был виновен в неудачной операции над «сыном мужа», то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкену-ма, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоев свободного населения, которые находились в тяжелом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего ссуда, независимо от ее суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно равнялась '/з урожая, а сада—2/з-

Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны жены каралось ее утоплением. Однако, если муж желал простить неверную жену, не только она, но и ее соблазнитель освобождался от наказания. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и должен был научить их своему ремеслу.

Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрел, но не надел, пожалованный ему царем.

АССИРИЯ В III И II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э.

В первой половине III тыс. до н. э в Северной Месопотамии, на правом берегу Тигра, был основан город Ашшур. По имени этого города стала называться и вся расположенная на среднем течении Тигра страна (в греческой передаче— Ассирия). Уже к середине III тыс. до н. э. в Ашшуре утвердились выходцы из Шумера и Аккада, образовав там торговую факторию Позднее, в XXIV—XXII вв. до н. э., Ашшур стал крупным административным центром созданной Саргоном Древним Аккадской державы. В период III династии Ура наместниками Ашшура были ставленники шумерских царей.

В отличие от Вавилонии Ассирия была бедной страной. Своим возвышением Ашшур был обязан выгодному географическому положению: здесь пролегали важные караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении доставлялись в Вавилонию металлы (серебро, медь, свинец) и строительный лес, а также золото из Египта, а в обмен вывозились вавилонские продукты сельского хозяйства и ремесел. Постепенно Ашшур превратился в крупный торго-во-перевалочный центр. Наряду с ним ассирийцы основали много торговых колоний за пределами своей страны.

Важнейшая из этих колоний-факторий находилась в г. Канесе в Малой Азии (совр. местность Кюль-Тепе, недалеко от города Кайсари в Турции). Сохранился обширный архив этой колонии, относящийся к XX—XIX вв. до н. э. Ассирийские купцы доставляли в Канес крашеные шерстяные ткани, массовое производство которых было налажено у них на родине, и вывозили домой свинец, серебро, медь, шерсть и кожу. Кроме того, ассирийские купцы перепродавали местные товары в другие страны

Отношения членов колонии с жителями Канеса регулировались местными законами, а во внутренних делах колония подчинялась Ашшу-ру, который облагал ее торговлю значительной пошлиной. Верховным органом власти в Ашшуре был совет старейшин, и по имени одного из членов этого совета, которые ежегодно менялись, велись датировка событий и отсчет времени. Существовала также наследственная должность правителя (ишшаккум), который имел право созывать совет, но без санкции последнего он не мог принимать важные решения.

studfiles.net

Древняя Месопотамия. Население — Мистические истории. Древний Египет — Сайт о мистике

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.

С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.

Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.

Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусскими или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.

В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.

В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.

В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало "запад", главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племён, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало "кочевники".

С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.

Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.

В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения письмом.

В VIII-VII вв. до н. э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких "перестановок" - затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.

Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.

Рубрика: Древний Египет

allmystic.ru

Месопотамия. (Содержание раздела)

История Древней Месопотамии

  • история Древней МесопотамииДревнейшая история Древней МесопотамииВ VIII-VII тыс. до н.э. Верхняя Месопотамия была впервые заселена различными племенами, спустившимися сюда с окрестных гор…
  • шумерская цивилизацияШумер до конца Раннединастического периода Формирование единого шумерского этноса на территории Нижней Месопотамии разорвало субарейскую ойкумену на две части: северомесопотамско-загросский регион Субарту…
  • Государства Аккада и УраГосударства Аккада и УраМелкий придворный убитого Лугальзагеси царя Киша, по происхождению аккадец-простолюдин (по позднейшему преданию, он был подкидышем) возглавил часть кишцев и укрылся в городке Аккаде, объявив себя царем…
  • Старовавилонский периодСтаровавилонский период. Держава Хаммурапи В течение XX в. до н.э. аморейские вожди один за другим выкраивают для себя в Месопотамии царства, уже и формально независимые от Иссина…
  • Средневавилонский периодСредневавилонский период Официальным самоназванием государства вавилонских касситов было «Кардуниаш». Именно при касситской династии окончательно сложилась классическая социальная структура Вавилонии…
  • Ассирийское государствоАссирийское государствоС III тыс. на Среднем Тигре существовало номовое государство Ашшур, основанное отделившейся и поселившейся здесь, в иноэтничном окружении, группой аккадцев…
  • Вавилония, Нововавилонский периодВавилония в Нововавилонский периодВ возрожденном вавилонском государстве царская власть существенно ослабела, царь превратился скорее в верховного магистрата…
  • Культура древней МесопотамииКультура древней МесопотамииДля Месопотамии был характерен особый менталитет, вызвавший яростную реакцию ветхозаветной традиции и приведший к формированию в ней образа «Вавилонской блудницы»…

Статьи:

  • история Древней МесопотамииРелигия и обряды Вавилона Говорят, Семирамида, царица Вавилонская, охотно дарила мужчинам свою благосклонность. “Вавилонской блудницей” прозвали в веках именно ее…
  • Вавилон - раскопки и открытияВавилон - раскопки и открытияОтец истории Геродот, побывавший в Вавилоне в 500 году до н. э., приписывает Семирамиде постройку каменного моста через Евфрат и углубление русла реки…
  • Вавилонская башняВавилонская башняВавилонская башня, получившая всемирную известность благодаря упоминанию в Библии, действительно существовала и носила название Этеменанки…
  • Клинопись ВавилонаКлинопись ВавилонаПервый перевод осуществил немецкий учитель Георг Гротефенд в сентябре 1802 года. Для сравнения он взял новоперсидские части двух надписей. До него был известен всего один клинописный значок…
  • Архитектура ВавилонаАрхитектура ВавилонаГромадный, шумный, квадратный или прямоугольный по форме, обнесенный двойной стеной Вавилон насчитывал 100–500 тысяч жителей. Наружная стена города представляла…
  • история Древней МесопотамииЗанятия вавилонцевГорожане, называемые “сыны Вавилона”, не только молились богам и тяжко трудились. Они вели бурную жизнь, веселились, судили, торговали и спекулировали, подыскивали своим рабам выгодные оброки…
  • Падение ВавилонаПадение ВавилонаВ 482 году Ксеркс увез статую Мардука из Эсагилы. Вавилонское царство, основанное амореем Сумуабумом в 1894 году до н. э., прекратило свое существование в 482 году…
  • Город УрЦивизация шумеров. Город Ур.На рубеже IV и III тыс. до н. э. в южной Месопотамии ( древний Ирак), называемой с незапамятных времен Шумером, появилось целое созвездие городов-государств…

Культура Древней Месопотамии (кратко)

Месопотамия – Двуречье или Междуречье - это историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек — Тигра и Евфрата. Эта равнина по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата почти целиком расположена в пределах Ирака, на юго-востоке заходит в Иран, на северо-западе — в Сирию и Турцию. Древняя Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира. Условные хронологические рамки — c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. (падение Вавилона). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Письменность

Одним из важнейших достижений шумерского периода было изобретение письменности. Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек. Мировую известность получило собрание ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии VII века до н.э. В 19 веке была найдена часть этой библиотеки - более 25 тысяч табличек. Тексты были классифицированы по отраслям знаний. Сложно переоценить значение этой находки для мировой истории.

Выдающимся памятником правовой мысли были законы царя Хаммурапи, запись которых сохранилась на двухметровом каменном столбе. Законы насчитывали 282 статьи, которые отражали все стороны жизни общества. Правовые нормы защищали интересы господствующего класса рабовладельцев.

Астрономия

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

Медицина Месопотамии

Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.

Математика в Месопотамии

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов, часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Ремесла

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

Архитектура в Междуречье

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами.

Классической формой храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне – знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии (высота 90 метров). Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - “висячие сады Семирамиды”.

Религия

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. И именно боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами.

Миф о всемирном потопе

В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.

www.mysterylife.ru

Древняя Месопотамия. Население

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.

С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.

Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.

Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусскими или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.

В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.

В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.

В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало "запад", главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племён, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало "кочевники".

С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.

Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.

В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения письмом.

В VIII-VII вв. до н. э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких "перестановок" - затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.

Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.

Интересные материалы:

История Древнего Египта 1. Древнее и Среднее царства Из жизни народов Междуречья

nlo-mir.ru

Древняя Месопотамия

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.

С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.

Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.

Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусскими или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.

В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.

В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.

В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало "запад", главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племён, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало "кочевники".

С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.

Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.

В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения письмом.

В VIII-VII вв. до н. э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких "перестановок" - затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.

Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.

Формирование в Месопотамии раннеклассовых государственных образований. Основные процессы исторического развития Месопотамии в III тыс. до н.э. Юг Месопотамии /Шумер/ - центр развития экономической, политической и культурной жизни в I половине III тыс. до н.э. Развитие городов и возвышение Лагаша. Реформы Уруимгины 2318-2312 гг. до н.э. Разрушение и гибель Лагаша 2312 г. до н.э.

Возвышение Аккада при Саргоне I - 2316-2261 гг. до н.э. Создание первого в истории Месопотамии сильного, централизованного государства. Внешняя политика Саргона I, культурные и экономические контакты с Индией.

Создание Шумеро-Аккадского царства с центром в Уре. Деспотия, бюрократия и армия при III династии Ура. Крушение Шумеро-Аккадского царства под ударами амореев и эламитов и политическая раздробленность Месопотамии в начале II тыс. до н.э.

Возвышение Вавилона, начало Старовавилонского царства. Законы Вавилонского царя Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э. /Законы по мнению академика В.В. Струве (1892-1965 гг.)/ были составлены на 30 году правления Хаммурапи - около 1762 г. до н.э. Экономика и общественные отношения Старовавилонской эпохи.

Ослабление Вавилона при приемниках Хаммурапи, уменьшение международного престижа Вавилона. Усиление Ассирии во II половине II тыс. до н.э. Межгосударственные отношения на Ближнем Востоке в I тыс. до н.э. и образование крупных военных держав. Ассирия - сильное военное государство при Тиглатпалассаре III 745-727 гг. до н.э. Расцвет Ассирийской военной державы при Ашшурбанипале, создание знаменитой библиотеки Ашшурбанипала 669-626 гг. до н.э. Упадок Ассирии в 612 г. до н.э. Новое возвышение Вавилона 605-539 гг. до н.э. Экономика, общественные отношения в Вавилонии в VII-VII вв. до н.э. Завоевание Вавилона персами в 539 г. до н.э.

Культура народов Месопотамии

Формирование и развитие культуры Месопотамии; роль народов Месопотамии в ее создании. Религиозные представления и культы, мифологии и ее важнейшие циклы; Жречество и храмы. Письменность и литература. Эпос о Гильгамеше - выдающееся поэтическое творение народов Месопотамии.

Система образования. Школы, архивы, библиотеки. Зарождение научно-практических знаний в области астрономии, математики, медицины. Исторические и филологические познания.

Архитектура: дворцы, храмы: крепостные и ирригационные сооружения, жилищное строительство. Особенности скульптуры, развитие искусства рельефа.

Оригинальность и высокий уровень культуры народов Месопотамии, ее влияние на культурное развитие народов Передней Азии. Критика теории панвавилонизма.



biofile.ru

Древняя Месопотамия

Министерство образования Российской Федерации

Кубанский государственный университет

ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ

Географическая среда

Природные условия Месопотамии. От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией что в переводе обозначает «Междуречье». В литературе на русском языке чаще употребляется название «Двуречье» (от двух рек -Еврата и Тигра).

Евфрат (шумерское Баранун, аккадское Пуратту),имеющий протяженность 2700км, и Тигр (шумерское Идигна, аккадское Идиклат) протяжностью 1900км берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив, в древности-двумя раздельными устьями, а сейчас-одним обширным Шатт-эль-Араб. Реки питаемые водой горных ручьёв в верхнем течении малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр(Евфрат) и район горного Курдистана (Тигр), в среднем течении текут по глинистой равнине и на подступах к месту своего впадения в Персидский залив разливаются по плоской территории, образуя большое заболоченное пространство, которое древние обитатели звали Горькой рекой.

Реки имеют ряд притоков: у Евфрата наиболее крупные –Балих и Хабур, у Тигра Верхний и Нижний Заб, Дияла. Тигр был значительно полноводнее Евфрата и имел более быстрое течение. Разливы Тигра зависели от таяния снегов на Армянском нагорье и обычно приходились на февраль-май месяцы, и однако, в отличнее от режима реки Нил не были точными, ибо Тигр и Евфрат пересекали на своём тутти разные климатические зоны, таяние горных снегов не всегда наступало в одно и тоже время. Воды рек несли ил, содержащий растительные остатки и растворённые соли горных минералов остававшиеся во время половодья на полях удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием, что в своих произведениях единодушно отмечают Геродот, Феофраст и античные авторы. Однако для того, чтобы в длине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс работ: ирригационных, мелиоративных, дренажных, осуществлявшихся круглый год. Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры дувшие с Персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям, - недаром именно В Двуречье родилась знаменитая легенда о всемирном потопе. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение(дожди, таяние снегов )при ведении земледельческого хозяйства.

Климат Двуречья был неодинаков на севере и юге. На севере он был резко континентальным зимой выпадал снег, весной и осенью дожди. Юг отличался жарким сухим климатом снега здесь не было, а температура летом поднималась до плюс 50-60 градусов по Цельсию.

На территории Месопотамии в изобилии имелись глина и природный асфальт. В северной части страны встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа),гористые районы давали много камня.

Флора Месопотамии была довольно скудной. Лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. Значительная часть страны культивировала в древности финиковую пальму (Страбон говорит, что в древности знали 360 её полезных свойств), виноградную лозу, яблоню и другие фруктовые деревья. Из культурных растений в основном разводили Зерновы ( ячмень, полба, просо) технические (сезам или кунжут, лен) огородные (лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыква), а также бобовые (чечевица, фасоль,горох).

Фауна в древнее времена была очень богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах водилось много птицы. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие животные обитали в степях и приречных зарослях.

Месопотамия была расположена в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль в переднеазиатской торговле, ибо многие торговые сухопутные пути проходили через неё с запада на восток и с севра на юг. Реки служили торговыми артериями, хотя судоходство по ним изобиловало с трудностями, Персидский залив был морской дорогой из Передней Азии в Аравию и Индию.

Население

Первые поселенцы на территории Месопотамии и горных районов, окаймляющих её с северо-востока появились в эпоху палеолита. Неандертальцы, занимавшиеся охотой и собирательством, оставили следы своего обитания, орудия труда, остатки пищи, в основном в пещерах, которые служили укрытием от холодов, непогоды и диких зверей.

В эпоху неолита процесс заселения Месопотамии пошел более быстрыми темпами за счет переселения обитателей гор предгорий-охотников и собирателей - в речную долину. В первую очередь заселялась более благоприятная с точки зрения природы и климатических условий Северная Месопотамия. Переходя от кочевой жизни к оседлой, от присваивающих форм хозяйства к производящему - земледелию, скотоводству, ремеслу, первые поселенцы на протяжении VII-VI тысячелетий до н.э. всё шире осваивали долину Тигра и Евфрата и всё прочнее оседали на этой территории. Этнический состав их неизвестен. Обычно по названию открытых археологами поселений, где сохранялись следы их обитания и культуры, из называют хассунским. Халафским и прочим населением.

В конце VI и вV тысячелетия до н.э. появились первые поселенцы и на территории Южной Месопотамии. По наиболее типичному поселению этого времени Эль-Убейд их чаще всего называют убаидцами, иногда протошумерцами.

В начале IVтысячелетия до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, хотя точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно они заняли значительную территорию Месопотамии от Персидского залива на юге до наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.

Вопрос об их происхождении и родственных связях вызывал и продолжает вызывать острые дискуссии. Наряду с ранее высказанными мнениями Б. Грозного о приходе шумеров с севера и Г.Чайалда об их приходе с востока, из Элама появляются предположения о приходе шумеров из Средней Азии (по сходству керамики, найденной в Северо-Восточном Иране и Уруке),из Индии, из западных областей Индокитая(по предполагаемому родству шумерского языка с тибето-бирманскими языками) и др. Шумеры смешались теми этническими группами Северной Месопотамии, которые продвинулись на юг, вступили в контакт с убаидским населением, заимствовав у него ряд топонимических названий, достижений из области хозяйства, некоторые религиозные верования и др.

Высказывались предположения о родстве шумерского языка со многими языками мира вплоть тюркских и даже малайско-полинезийских языков. Но в настоящее время нет достаточных оснований для отнесения шумерского языка а той или иной известной языковой семье.

В северной Месопотамии начиная с первой половины IIIтысячелетия до н.э. а возможно и ранее, жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии, Сирийской степи и Аравии. Язык семитских племён, поселившихся в долине Тигра и Евфрата, называется аккадским и имел несколько диалектов. В Южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском диалекте, а к северу, в средней части долины Тигра,-на ассирийском. В течении нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до н.э. заняли всю Месопотамию. В результате аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу IIтысячелетия до н.э. щумерский был уже мёртвым языком. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры селились с семитами, но сохраняли религию и культуру, которые у них лишь с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.

В конце III тысячелетия до н.э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать скотоводческие племена семитского происхождения. Аккадцы называли эти западносемитские племена амореями. По-аккадски Амуру означало « Сирия»,а также и «запад» вообще среди этих кочевников было много племён, говорящих на разных но близких друг к другу диалектах. Часть этих племён аккадцы называли сутиями (в переводе-«кочевники»). В конце III-первой половине II тысячелетия до н.э. амореям удалось осесть в Месопотамии и создать ряд государств.

С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена, повидимому являвшиеся автохтонными жителями Северной Месопотамии, Севреной Сирии и Армянского нагорья. В Северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, однако в нём наличествовали и какие-то индоевропейские этнические элементы. По языку и происхождении хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В отдельных районах нагорья хуриты жили еще в VI-Vвв. До н.э.

С III тысячелетия до н.э. в Северо-Всоточной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, жили полукочевые племена кутиев (или гутиев), этническое происхождение пока остаётся загадкой, а язык отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков; возможно, но был родственным хурритскому. В конце ХХIII в. до н.э. кути вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там своё господство. Лишь в конце ХХII в. до н.э. их власть была свёргнута. А сами они отброшены к верховьям Диялы, где продолжали жить еще в I тысячелетии до н.э.

С конца III тысячелетия до н.э. в предгорьях Загроса к западу от кутиев жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев, о происхождении и языковой принадлежности которых ничего определённого пока сказать нельзя. Не исключено, что они были родственны касситским племенам.

Касситы с девнейших времён жили в Северо-Заподном Иране, к северу от эламитов. Во второй четверти II тысячелетия до н.э. части касситстких племён удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии. В начале ХVIв. до н.э. они захватили одно из месопотамских государств-Ваваилонское-и основали там касситскую династию. Касситы осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру, в то время как касситске племена, оставшиеся на своей родине, сохраняли родной язык отличный от шумерского, семитских, хурритских и индоевропейских языков.

mirznanii.com


Смотрите также