Древняя литература: история, произведения, жанры. Древняя литература жанры
2.2 Древнерусская литература и ее жанры
В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Рядом со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII ст. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особого изготовления. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI ст. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без слогораздела, слова, которые часто встречались сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI-XIII ст. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянное плетение, обтянутая тисненой кожей. Уже в XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Плетение их оковывалось золотом или серебром, украшалось жемчугом, драгоценными камнями (Остромирово Евангелие (XI в) и Мстиславово Евангелие (XII в) 1.
В основу литературного языка лег живой разговорный язык Древней Руси, точнее - областные его диалекты, южные и северные (Поднепровье и Новгорода Великого). Вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкий ему, язык старославянский, церковнославянский. Именно на нем моравскими братьями Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность, велось богослужение. Будучи одним из диалектов древнеболгарского языка, церковнославянский имел большой набор абстрактных понятий, которые осели в древнерусском языке настолько крепко, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, ум, истина.
Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных произведений, которые существовали в рукописной традиции и подход авторов, который прослеживался даже в описании истории, в бытовых повестях и в других, казалось бы, светских сюжетах. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся рядом со Священным Писанием достижениями раннехристианских родителей церкви IV-VI ст.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Кирилла Иерусалимского.
Переводились также достижения массовой литературы - Хроника Иоанна Малали, "Христианская топография" Косьми Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовался Псалтырь.
Первые оригинальные произведения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - начала XII ст. Среди них такие выдающиеся памятники, как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Слово о законе и благодати".
Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII ст. небольшое: летописание, житие и слово.
В литературоведении жанром принято называть тип достижения, которое складывается постепенно и развивается с течением времени. В связи с тем, что средневековые достижения, как правило, преследовали утилитарные целые, к формально-содержательным признакам всегда прибавляется еще и функциональный, который и становится для них основным. Распределение достижений древнерусской литературы на жанры довольно условно. Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Тем самым, наиболее общим термином "слово" писатели называли и торжественный язык митрополита Илариона, и воинскую повесть.
Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, которая развивалась на протяжении восьми столетий (XI-XVIII ст). Ни одна европейская традиция не имела такое количество анналов, как древнерусская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, которые прошли специальную выучку. Составляли летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отображая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отбивая точку зрения широких масс на то или другое событие, нередко подвергали критике действия князей, отображая "все доброе и недоброе" и "не украшая пишущего".
Древнейшая летопись называется "Повесть временных лет" (1068). В оригинале она имеет более длинное название: "Сие повести временного года, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал впервые княжить, и откуда Русская земля постоянная существовать". Дошла к нам эта летопись в рукописных копиях не старшее XIV в. Из них наиболее замечательные две: сборники 1377 г., условно названный Лаврентевской летописью по имени переписчика-монаха Лаврентия, который переписал ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича, и сборник начала XV в., что получил название Ипатьевской летописи по месту сохранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме.
Главное расхождение между обоими списками "Повести" - в ее окончании. Лаврентевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 г. огненного столба над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним вытекают еще несколько сказаний о 1111, 1112 и 1113 г. Авторство "Повести" приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, который создал ее около 1113.
Основная идея достижения глубоко патриотична - единство Русской земли. Княжеские междоусобицы и кровавые распри, которые начались тогда в Древнерусской земле, осуждаются летописцем. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, который повествует об истории Русской земли в целом.
Другой распространенный жанр древнерусской литературы - "житие" - буквально соответствует греческому "жизнь". Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались церковью святыми. Отсюда житие в науке часто называется также термином "агиография" (писание про святых). Составление житий требовало соблюдение правил и стиля изложения. К ним относился неторопливый рассказ в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и выводы. Главное действующее лицо изображалось неопровержимо святым, а отрицательный герой вводился для контраста и действовал на заднем плане. По пересказу, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых житий, которые дошли к нам - двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена Феодосия - основателя Киевской лавры.
Языки, которые назывались в давность поучениями и словами, относятся к жанру красноречия, "золотое столетие" развития которого на Руси приходится на XII ст., но уже в XIII в. он приходит в упадок и совсем исчезает из литературного быта в XIV в.
Ярким образцом этого жанра есть "Поучение Владимира Мономаха", которое дошло к нам в Лаврентеевском списке "Повести временных лет" 1096 г. В начале "Поучения" один из выдающихся князей в свое время Владимир Мономах дает своим сынам ряд моральных наставлений в поучении, выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень вскоре эта тема, которая морализирует, заданной церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сынам, как княжить, руководить государством. Есть в конце "Поучения" автобиография князя.
Торжественное красноречие - область творчества, которая требовало не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейший памятник этого жанра, который дошло до нас - "Слово о законе и благодати", авторство которого приписывают первому киевскому митрополиту Илариону и датируют между 1037 и 1050 г.
studfiles.net
Древняя литература: определение, жанры, история
Образование 5 февраля 2016
Под термином «древняя литература» понимают своеобразный пласт русской культуры, охватывающий период с XI по XVII века. Произведения, созданные в эти столетия, отличаются самобытностью и оригинальностью. Отличия связаны прежде всего с тем, что культура Древней Руси не была похожа ни на одну другую в средневековый период.
Характерные черты
Главной особенностью, которой обладает древняя русская литература, а вместе с тем и ее ключевым отличием от произведений, которые присутствуют в западноевропейской культуре, является то, что предназначалась она отнюдь не для развлечения и праздного чтения. Целью, которой задавались авторы тех лет, было в первую очередь духовное наставление. Их произведения поучали, передавали жизненный опыт поколений, воспитывали патриотический дух. Следовательно, характерные черты этой литературы – поучительность, документальность, публицистичность.
Одним из главных предметов художественного изображения в произведениях той эпохи является реальное историческое событие. Вымышленной сюжетной линии в них нет. Авторы, как правило, изображали те события, свидетелем которых они сами были. Они не могли занимать отстраненную объективную позицию.
Произведения, которые включает в себя древняя литература, пронизаны необыкновенным патриотическим духом. В них присутствует историзм, но в то же время следует сказать еще об одной характерной черте – анонимности. Совсем немногие авторы оставили свои имена на страницах этих творений, хотя писали они их, разумеется, от руки. Рукописный характер можно также отнести к отличительным свойствам, которыми обладает древняя литература. Первые печатные книги на Руси появились позже, чем в странах Западной Европы. А потому памятники культуры Древней Руси – это, как правило, рукописные тексты.
Влияние других литературных направлений
Как уже было сказано, авторы древнерусских произведений не считали необходимым развлекать своих читателей приключенческими сюжетами, легкими для восприятия. А потому в книгах того периода отсутствует какой бы то ни было вымысел. Важной функцией художественных произведений было развитие духовного сознания.
Древняя русская литература довольно самобытна. В произведениях других народов невозможно найти что-либо подобное. Однако на нее все же оказала определенное влияние житийная литература. Христианство было уже принято на Руси. И именно от этого средневекового литературного направления, берущего начало в византийских церковных трудах, авторы переняли поучительность и духовность. Но в то же время на страницах их произведений можно обнаружить оттенки национального колорита. В творениях древнерусских писателей, несомненно, прослеживается влияние устного народного творчества. Проявляется это прежде всего в образах главных героев.
Видео по теме
Положительный персонаж
Главный критерий, соблюдением которого древняя литература отличается от прочих, является духовность и образцовая душевная красота главного героя. Он не мог быть отрицательным персонажем. Красив может быть лишь тот, кто добр. Прекрасным способен быть только человек, обладающий благородной душой. Такая установка берет начало еще в русском народном творчестве.
На писателей Древней Руси была возложена огромная ответственность. Занимая четкую гражданскую позицию, они прославляли свою родную землю и переживали о ее укреплении. По мнению современных критиков, произведение древней литературы способствовало упрочнению единства народа. Доказательством этой точки зрения является «Слово о полку Игореве».
Александр Мусин-Пушкин
Этот человек был известным в свое время общественным деятелем, скрупулезным собирателем устного народного творчества. Его необыкновенно интересовала история древней русской литературы. И «Слово о полку Игореве» впервые было прочитано именно этим человеком.
В 1792 году он работал в архивах Спасо-Ярославского монастыря и обнаружил копию древней рукописи. К сожалению, во время Отечественной войны 1812 года этот документ сгорел. Мусин-Пушкин перевез находку в московский архив, где она погибла в результате легендарного пожара. Таким образом, ни оригинал, ни копии не дошли до наших дней. Однако существуют доказательства подлинности «Слова». Исследователи, предметом изучения которых является история древней литературы, обнаружили в крупнейшем памятнике русской культуры «Задонщине» отрывки из текста упомянутой рукописи.
Основа сюжета
«Слово о полку Игореве» имеет, как и прочие древнерусские творения, исторический характер. В основе сюжета лежат события, связанные с походом на половцев Новгород-северского князя Игоря Святославовича. Поход этот состоялся в 1185 году. Основными этапами сюжета, как и в других произведениях древнерусской литературы, являются завязка, кульминация, развязка. Такая схема является характерной и для воинской повести – одного из основных жанров этого культурного периода.
Сюжетная структура «Слова»
Завязка помещена, как ни странно, не в начало произведения, а немного дальше. Такая структура объясняется тем, что автор предпочел прежде уделил внимание вступлению. В нем он определил временные рамки своего произведения и ознакомил читателей со своей своеобразной манерой повествования. Завязка – это решение Игоря отправиться в поход.
Развитие сюжета – это такие события, как солнечное затмение и первый бой. В кульминации речь идет о поражении русского войска и пленении Игоря. Развязкой сюжета является побег из неволи, а также ликование жителей земли русской.
В сюжете присутствует множество авторских отступления и художественных зарисовок. Все эти элементы служат для усиления идеи произведения, которая заключается в призыве объединиться всем русским людям в борьбе с внешним врагом.
Жанр «Слова о полку Игореве» определяют по-разному. Это и песня, и поэма, и героическая повесть. Скорее всего, это произведение можно отнести к одному из основных художественных направлений – слову. Следует рассмотреть и другие жанры древней литературы. Некоторые имеют самобытный характер, другие заимствованы из иных источников.
Житие
Различные формы имеют произведения, которые включает в себя древняя литература. Житие – один и жанров той эпохи. Он относится к церковной литературе. Предметом изображения в таких произведениях являются жизнь и деяния святых.
Житие – это своего рода художественная биография той или иной легендарной личности, которая причислена к лику святых. Произведение в этом жанре, как правило, повествует о событиях, охватывающих период с момента появления главного героя на свет и до самой его смерти. Композиция имеет кольцевое построение. Яркий пример – «Житие Сергия Радонежского».
Следует сказать, что ни одно из творений древнерусских авторов не стоит обособленно. Произведения дополнялись друг другом, разрастались, в них вписаны были постепенно новые рассказы о чудесах, связанных с деяниями святых. Такой характер имеют и воинские повести, сюжеты которых переплетаются друг с другом.
Другие жанры
Летопись представляла собой подробную запись важных исторических событий. Разумеется, главной чертой в произведениях этого жанра являлась публицистичность. В них почти не использовались художественные средства. Само название объясняется тем, что записи вносились ежегодно, и каждая из них начиналась со слов: «В лето…».
Авторы стремились создать и утвердить модель поведения для любого древнерусского человека. Для этого они создавали своеобразные поучительные произведения, которые, как правило, входили в состав летописей. Нормы, которые в них указывались, касались каждого – от князя до простолюдина. Такой жанр в древней литературе называется поучением.
Воинская повесть изображала сражения русских воинов с внешним врагом. Подобные произведения могли быть частью летописи. Но нередко являлись и отдельным полноценным творением.
Многие древнерусские произведения ценны благодаря своему документальному характеру и являются важными историческими источниками и наследием национальной культуры.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Искусство и развлечения Что такое литература? Определение. Основные виды и жанры
В этой статье пойдет речь о том, что такое литература, каковы ее основные особенности, типы и жанры.Определение терминаКаждый знает, что такое литература. В широком смысле это - совокупность всех текст...
Бизнес Что такое ЗИП-код? Определение и история возникновения
Часто зарубежные сайты при регистрации пользователя запрашивают у него ZIP-код. Как расшифровать эту аббревиатуру, знает не каждый. Что такое ЗИП-код? Как он появился и по каким причинам? Об этом мы и расскажем в наше...
Духовное развитие Кто такая ведьма: определение, описание, история и интересные факты
Испокон веков люди верили, что рядом с ними обитают сущности со сверхъестественными способностями. Некоторых они пугают, но порой от них можно ждать и помощи. К подобным персонажам относится ведьма. Ей приписывают как...
Духовное развитие Что такое житие: определение жанра и его особенности
Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
Искусство и развлечения Экспрессионизм в литературе: определение, основные черты, писатели-экспрессионисты
Неординарное авангардистское направление, экспрессионизм, берет свое начало в середине 90-х годов 19 столетия. Родоначальником термина считается основатель журнала «Штурм» - Х. Вальден.
Искусство и развлечения Психологизм в литературе - это... Психологизм в литературе: определение и примеры
Что такое психологизм в литературе? Определение этого понятия не даст полного представления. Следует привести примеры из художественных произведений. Но, если сказать вкратце, то психологизм в литературе – это и...
Искусство и развлечения Подростковая литература: особенности жанра. Список интересных книг
Не секрет, что литература оказывает огромное влияние на формирование подрастающего поколения. Ребенок, который читает много и разные вещи, в конечном итоге приобретает свой взгляд на мир, видит разнообразие судеб и во...
Искусство и развлечения Имажинизм в литературе: определение и особенности. Представители имажинизма в русской литературе 20 века
Имажинизм как литературное течение в России формировался в 1910-е годы. Он был связан с неспособностью культурной системы того времени ответить на новые вызовы, появившиеся в переходный период с его стремительно возро...
Искусство и развлечения Основные роды литературы и жанры
Все литературные произведения, в зависимости от особенностей повествования и позиции автора по отношению к изображаемому, разделяются на роды. А каждый из них, в свою очередь, делится на жанры.В литературоведен...
Искусство и развлечения Рапсодия - это продолжение древней традиции. Трансформация жанра в инструментальной музыке
Когда-то давным-давно, ещё в Древней Греции, существовали народные певцы-сказители, которые назывались рапсодами. Они сами составляли эпические поэмы, ходили по улицам и нараспев их исполняли перед народом, аккомпанир...
monateka.com
Система жанров в древнеруской литературе
Контрольная работа
Тема: «Система жанров древнерусской литературы»
1. Возникновение русской литературы
Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Но интенсивность ее развития неоспоримо свидетельствует о том, что и христианизация страны, и появление письменности определялись прежде всего государственными потребностями. Письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни, в междукняжеских и международных отношениях, в юридической практике. Появление письменности стимулировало деятельность переводчиков и переписчиков, а главное – создало возможности для появления оригинальной литературы, как обслуживающей нужды и потребности церкви (поучения, торжественные слова, жития), так и сугубо светской (летописи). Однако совершенно естественно, что в сознании древнерусских людей того времени христианизация и возникновение письменности (литературы) рассматривались как единый процесс. В статье 988 г. древнейшей русской летописи – «Повести временных лет» непосредственно за сообщением о принятии христианства говорится, что киевский князь Владимир, «послав, нача поимати у нарочитые чади [у знатных людей] дети, и даяти нача на ученье книжное». В статье 1037 г., характеризуя деятельность сына Владимира – князя Ярослава, летописец отмечал, что он «книгам прилежа, и почитая е [читая их], часто в нощи и в дне. И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо [переводя с греческого языка]. И списаша книгы многы, имиже поучащеся вернии людье наслажаются ученья божественаго». Далее летописец приводит своеобразную похвалу книгам: «Велика бо бываеть полза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью [книги наставляют и учат нас покаянию], мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходища [источники] мудрости; книгам бо есть неищетная глубина». С этими словами летописца перекликается первая статья из одного из старейших древнерусских сборников – «Изборника 1076 года»; в ней утверждается, что, подобно тому как корабль не может быть построен без гвоздей, так и праведником нельзя стать, не читая книг, дается совет читать медленно и вдумчиво: не стараться быстро дочитать до конца главы, но задуматься над прочтенным, трижды перечитать одну и ту же главу, пока не постигнешь ее смысла.
Знакомясь с древнерусскими рукописями XI–XIV вв., устанавливая источники, использованные русскими писателями – летописцами, агиографами (авторами житий), авторами торжественных слов или поучений, мы убеждаемся, что в летописи перед нами не отвлеченные декларации о пользе просвещения; в X и первой половине XI в. на Руси была проделана огромная по своим масштабам работа: была переписана с болгарских оригиналов или переведена с греческого огромная литература. В результате древнерусские книжники уже в течение первых двух веков существования своей письменности познакомились со всеми основными жанрами и основными памятниками византийской литературы.
Исследуя историю приобщения Руси к книжности Византии и Болгарии, Д.С. Лихачев указывает на две характерные особенности этого процесса. Во-первых, он отмечает существование особой литературы-посредницы, то есть круга литературных памятников, общих для национальных литератур Византии, Болгарии, Сербии, Руси. Основу этой литературы-посредницы составляла древне-болгарская литература. Впоследствии она стала пополняться и за счет переводов или оригинальных памятников, созданных у западных славян, на Руси, в Сербии. Эта литература-посредница включала книги священного писания, богослужебные книги, сочинения церковных писателей, исторические произведения (хроники), естественнонаучные («Физиолог», «Шестоднев»), а также – хотя и в меньшем объеме, чем перечисленные выше жанры, – памятники исторического повествования, например роман об Александре Македонском и повесть о завоевании Иерусалима римским императором Титом. Из этого перечня можно заметить, что большую часть репертуара и самой древнеболгарской литературы и соответственно общеславянской литературы-посредницы составляли переводы с греческого языка, произведения раннехристианской литературы авторов III–VII вв. Необходимо отметить, что любую древнеславянскую литературу нельзя механически делить на оригинальную и переводную: переводная литература была органической частью национальных литератур на раннем этапе их развития.
Более того – и в этом вторая особенность развития литературы X–XII вв. – следует говорить не о влиянии византийской литературы на древнеболгарскую, а этой последней на русскую или сербскую. Речь может идти о своеобразном процессе трансплантации, когда литература как бы целиком переносится на новую почву, но и здесь, как подчеркивает Д.С. Лихачев, ее памятники «продолжают самостоятельную жизнь в новых условиях и иногда в новых формах, подобно тому как пересаженное растение начинать жить и расти в новой обстановке».
То, что Древняя Русь начала читать чужое несколько раньше, чем писать свое, ни в коей мере не свидетельствует о вторичности русской национальной культуры: речь идет лишь об одной области художественного творчества и лишь об одной сфере искусства слова, а именно о литературе, то есть о создании письменных текстов. Причем заметим, что на первых порах среди памятников письменности было весьма много текстов с современной точки зрения нелитературных – это была в лучшем случае специальная литература: труды по богословию, этике, истории и т.д. Если же говорить о словесном искусстве, то основную массу его памятников составляли в то время, разумеется, незаписываемые фольклорные произведения. Об этом соотношении литературы и фольклора в духовной жизни общества того времени нельзя забывать.
Чтобы понять особенность и самобытность оригинальной русской литературы, оценить смелость, с которой русские книжники создавали произведения, «стоящие вне жанровых систем», такие, как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника и подобные им, для всего этого необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми образцами отдельных жанров переводной литературы.
Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
2. Первичные жанры
Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.
Первичные жанры:
– Житие
– Слово
– Поучение
– Повесть
К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.
2.1 Житие
Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15–16 веков.
Каноны жития
– Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
– Святой рождался святым, а не становился им.
– Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
– Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.
– Святой не боялся смерти.
– Заканчивалось житие прославлением святого.
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
2.2 Древнерусское красноречие
Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:
– Дидактическое (поучительное)
– Политическое
– Торжественное
Поучение
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.
mirznanii.com
Древняя литература: определение, жанры, история
Под термином «древняя литература» понимают своеобразный пласт русской культуры, охватывающий период с XI по XVII века. Произведения, созданные в эти столетия, отличаются самобытностью и оригинальностью. Отличия связаны прежде всего с тем, что культура Древней Руси не была похожа ни на одну другую в средневековый период.
Характерные черты
Главной особенностью, которой обладает древняя русская литература, а вместе с тем и ее ключевым отличием от произведений, которые присутствуют в западноевропейской культуре, является то, что предназначалась она отнюдь не для развлечения и праздного чтения. Целью, которой задавались авторы тех лет, было в первую очередь духовное наставление. Их произведения поучали, передавали жизненный опыт поколений, воспитывали патриотический дух. Следовательно, характерные черты этой литературы – поучительность, документальность, публицистичность.
Одним из главных предметов художественного изображения в произведениях той эпохи является реальное историческое событие. Вымышленной сюжетной линии в них нет. Авторы, как правило, изображали те события, свидетелем которых они сами были. Они не могли занимать отстраненную объективную позицию.
Произведения, которые включает в себя древняя литература, пронизаны необыкновенным патриотическим духом. В них присутствует историзм, но в то же время следует сказать еще об одной характерной черте – анонимности. Совсем немногие авторы оставили свои имена на страницах этих творений, хотя писали они их, разумеется, от руки. Рукописный характер можно также отнести к отличительным свойствам, которыми обладает древняя литература. Первые печатные книги на Руси появились позже, чем в странах Западной Европы. А потому памятники культуры Древней Руси – это, как правило, рукописные тексты.
Влияние других литературных направлений
Как уже было сказано, авторы древнерусских произведений не считали необходимым развлекать своих читателей приключенческими сюжетами, легкими для восприятия. А потому в книгах того периода отсутствует какой бы то ни было вымысел. Важной функцией художественных произведений было развитие духовного сознания.
Древняя русская литература довольно самобытна. В произведениях других народов невозможно найти что-либо подобное. Однако на нее все же оказала определенное влияние житийная литература. Христианство было уже принято на Руси. И именно от этого средневекового литературного направления, берущего начало в византийских церковных трудах, авторы переняли поучительность и духовность. Но в то же время на страницах их произведений можно обнаружить оттенки национального колорита. В творениях древнерусских писателей, несомненно, прослеживается влияние устного народного творчества. Проявляется это прежде всего в образах главных героев.
Положительный персонаж
Главный критерий, соблюдением которого древняя литература отличается от прочих, является духовность и образцовая душевная красота главного героя. Он не мог быть отрицательным персонажем. Красив может быть лишь тот, кто добр. Прекрасным способен быть только человек, обладающий благородной душой. Такая установка берет начало еще в русском народном творчестве.
На писателей Древней Руси была возложена огромная ответственность. Занимая четкую гражданскую позицию, они прославляли свою родную землю и переживали о ее укреплении. По мнению современных критиков, произведение древней литературы способствовало упрочнению единства народа. Доказательством этой точки зрения является «Слово о полку Игореве».
Александр Мусин-Пушкин
Этот человек был известным в свое время общественным деятелем, скрупулезным собирателем устного народного творчества. Его необыкновенно интересовала история древней русской литературы. И «Слово о полку Игореве» впервые было прочитано именно этим человеком.
В 1792 году он работал в архивах Спасо-Ярославского монастыря и обнаружил копию древней рукописи. К сожалению, во время Отечественной войны 1812 года этот документ сгорел. Мусин-Пушкин перевез находку в московский архив, где она погибла в результате легендарного пожара. Таким образом, ни оригинал, ни копии не дошли до наших дней. Однако существуют доказательства подлинности «Слова». Исследователи, предметом изучения которых является история древней литературы, обнаружили в крупнейшем памятнике русской культуры «Задонщине» отрывки из текста упомянутой рукописи.
Основа сюжета
«Слово о полку Игореве» имеет, как и прочие древнерусские творения, исторический характер. В основе сюжета лежат события, связанные с походом на половцев Новгород-северского князя Игоря Святославовича. Поход этот состоялся в 1185 году. Основными этапами сюжета, как и в других произведениях древнерусской литературы, являются завязка, кульминация, развязка. Такая схема является характерной и для воинской повести – одного из основных жанров этого культурного периода.
Сюжетная структура «Слова»
Завязка помещена, как ни странно, не в начало произведения, а немного дальше. Такая структура объясняется тем, что автор предпочел прежде уделил внимание вступлению. В нем он определил временные рамки своего произведения и ознакомил читателей со своей своеобразной манерой повествования. Завязка – это решение Игоря отправиться в поход.
Развитие сюжета – это такие события, как солнечное затмение и первый бой. В кульминации речь идет о поражении русского войска и пленении Игоря. Развязкой сюжета является побег из неволи, а также ликование жителей земли русской.
В сюжете присутствует множество авторских отступления и художественных зарисовок. Все эти элементы служат для усиления идеи произведения, которая заключается в призыве объединиться всем русским людям в борьбе с внешним врагом.
Жанр «Слова о полку Игореве» определяют по-разному. Это и песня, и поэма, и героическая повесть. Скорее всего, это произведение можно отнести к одному из основных художественных направлений – слову. Следует рассмотреть и другие жанры древней литературы. Некоторые имеют самобытный характер, другие заимствованы из иных источников.
Житие
Различные формы имеют произведения, которые включает в себя древняя литература. Житие – один и жанров той эпохи. Он относится к церковной литературе. Предметом изображения в таких произведениях являются жизнь и деяния святых.
Житие – это своего рода художественная биография той или иной легендарной личности, которая причислена к лику святых. Произведение в этом жанре, как правило, повествует о событиях, охватывающих период с момента появления главного героя на свет и до самой его смерти. Композиция имеет кольцевое построение. Яркий пример – «Житие Сергия Радонежского».
Следует сказать, что ни одно из творений древнерусских авторов не стоит обособленно. Произведения дополнялись друг другом, разрастались, в них вписаны были постепенно новые рассказы о чудесах, связанных с деяниями святых. Такой характер имеют и воинские повести, сюжеты которых переплетаются друг с другом.
Другие жанры
Летопись представляла собой подробную запись важных исторических событий. Разумеется, главной чертой в произведениях этого жанра являлась публицистичность. В них почти не использовались художественные средства. Само название объясняется тем, что записи вносились ежегодно, и каждая из них начиналась со слов: «В лето…».
Авторы стремились создать и утвердить модель поведения для любого древнерусского человека. Для этого они создавали своеобразные поучительные произведения, которые, как правило, входили в состав летописей. Нормы, которые в них указывались, касались каждого – от князя до простолюдина. Такой жанр в древней литературе называется поучением.
Воинская повесть изображала сражения русских воинов с внешним врагом. Подобные произведения могли быть частью летописи. Но нередко являлись и отдельным полноценным творением.
Многие древнерусские произведения ценны благодаря своему документальному характеру и являются важными историческими источниками и наследием национальной культуры.
загрузка...
worldfb.ru
Древняя литература: определение, жанры, история
Под термином «древняя литература» понимают своеобразный пласт русской культуры, охватывающий период с XI по XVII века. Произведения, созданные в эти столетия, отличаются самобытностью и оригинальностью. Отличия связаны прежде всего с тем, что культура Древней Руси не была похожа ни на одну другую в средневековый период.
Характерные черты
Главной особенностью, которой обладает древняя русская литература, а вместе с тем и ее ключевым отличием от произведений, которые присутствуют в западноевропейской культуре, является то, что предназначалась она отнюдь не для развлечения и праздного чтения. Целью, которой задавались авторы тех лет, было в первую очередь духовное наставление. Их произведения поучали, передавали жизненный опыт поколений, воспитывали патриотический дух. Следовательно, характерные черты этой литературы – поучительность, документальность, публицистичность.
Одним из главных предметов художественного изображения в произведениях той эпохи является реальное историческое событие. Вымышленной сюжетной линии в них нет. Авторы, как правило, изображали те события, свидетелем которых они сами были. Они не могли занимать отстраненную объективную позицию.
Произведения, которые включает в себя древняя литература, пронизаны необыкновенным патриотическим духом. В них присутствует историзм, но в то же время следует сказать еще об одной характерной черте – анонимности. Совсем немногие авторы оставили свои имена на страницах этих творений, хотя писали они их, разумеется, от руки. Рукописный характер можно также отнести к отличительным свойствам, которыми обладает древняя литература. Первые печатные книги на Руси появились позже, чем в странах Западной Европы. А потому памятники культуры Древней Руси – это, как правило, рукописные тексты.
Влияние других литературных направлений
Как уже было сказано, авторы древнерусских произведений не считали необходимым развлекать своих читателей приключенческими сюжетами, легкими для восприятия. А потому в книгах того периода отсутствует какой бы то ни было вымысел. Важной функцией художественных произведений было развитие духовного сознания.
Древняя русская литература довольно самобытна. В произведениях других народов невозможно найти что-либо подобное. Однако на нее все же оказала определенное влияние житийная литература. Христианство было уже принято на Руси. И именно от этого средневекового литературного направления, берущего начало в византийских церковных трудах, авторы переняли поучительность и духовность. Но в то же время на страницах их произведений можно обнаружить оттенки национального колорита. В творениях древнерусских писателей, несомненно, прослеживается влияние устного народного творчества. Проявляется это прежде всего в образах главных героев.
Положительный персонаж
Главный критерий, соблюдением которого древняя литература отличается от прочих, является духовность и образцовая душевная красота главного героя. Он не мог быть отрицательным персонажем. Красив может быть лишь тот, кто добр. Прекрасным способен быть только человек, обладающий благородной душой. Такая установка берет начало еще в русском народном творчестве.
На писателей Древней Руси была возложена огромная ответственность. Занимая четкую гражданскую позицию, они прославляли свою родную землю и переживали о ее укреплении. По мнению современных критиков, произведение древней литературы способствовало упрочнению единства народа. Доказательством этой точки зрения является «Слово о полку Игореве».
Александр Мусин-Пушкин
Этот человек был известным в свое время общественным деятелем, скрупулезным собирателем устного народного творчества. Его необыкновенно интересовала история древней русской литературы. И «Слово о полку Игореве» впервые было прочитано именно этим человеком.
В 1792 году он работал в архивах Спасо-Ярославского монастыря и обнаружил копию древней рукописи. К сожалению, во время Отечественной войны 1812 года этот документ сгорел. Мусин-Пушкин перевез находку в московский архив, где она погибла в результате легендарного пожара. Таким образом, ни оригинал, ни копии не дошли до наших дней. Однако существуют доказательства подлинности «Слова». Исследователи, предметом изучения которых является история древней литературы, обнаружили в крупнейшем памятнике русской культуры «Задонщине» отрывки из текста упомянутой рукописи.
Основа сюжета
«Слово о полку Игореве» имеет, как и прочие древнерусские творения, исторический характер. В основе сюжета лежат события, связанные с походом на половцев Новгород-северского князя Игоря Святославовича. Поход этот состоялся в 1185 году. Основными этапами сюжета, как и в других произведениях древнерусской литературы, являются завязка, кульминация, развязка. Такая схема является характерной и для воинской повести – одного из основных жанров этого культурного периода.
Сюжетная структура «Слова»
Завязка помещена, как ни странно, не в начало произведения, а немного дальше. Такая структура объясняется тем, что автор предпочел прежде уделил внимание вступлению. В нем он определил временные рамки своего произведения и ознакомил читателей со своей своеобразной манерой повествования. Завязка – это решение Игоря отправиться в поход.
Развитие сюжета – это такие события, как солнечное затмение и первый бой. В кульминации речь идет о поражении русского войска и пленении Игоря. Развязкой сюжета является побег из неволи, а также ликование жителей земли русской.
В сюжете присутствует множество авторских отступления и художественных зарисовок. Все эти элементы служат для усиления идеи произведения, которая заключается в призыве объединиться всем русским людям в борьбе с внешним врагом.
Жанр «Слова о полку Игореве» определяют по-разному. Это и песня, и поэма, и героическая повесть. Скорее всего, это произведение можно отнести к одному из основных художественных направлений – слову. Следует рассмотреть и другие жанры древней литературы. Некоторые имеют самобытный характер, другие заимствованы из иных источников.
Житие
Различные формы имеют произведения, которые включает в себя древняя литература. Житие – один и жанров той эпохи. Он относится к церковной литературе. Предметом изображения в таких произведениях являются жизнь и деяния святых.
Житие – это своего рода художественная биография той или иной легендарной личности, которая причислена к лику святых. Произведение в этом жанре, как правило, повествует о событиях, охватывающих период с момента появления главного героя на свет и до самой его смерти. Композиция имеет кольцевое построение. Яркий пример – «Житие Сергия Радонежского».
Следует сказать, что ни одно из творений древнерусских авторов не стоит обособленно. Произведения дополнялись друг другом, разрастались, в них вписаны были постепенно новые рассказы о чудесах, связанных с деяниями святых. Такой характер имеют и воинские повести, сюжеты которых переплетаются друг с другом.
Другие жанры
Летопись представляла собой подробную запись важных исторических событий. Разумеется, главной чертой в произведениях этого жанра являлась публицистичность. В них почти не использовались художественные средства. Само название объясняется тем, что записи вносились ежегодно, и каждая из них начиналась со слов: «В лето…».
Авторы стремились создать и утвердить модель поведения для любого древнерусского человека. Для этого они создавали своеобразные поучительные произведения, которые, как правило, входили в состав летописей. Нормы, которые в них указывались, касались каждого – от князя до простолюдина. Такой жанр в древней литературе называется поучением.
Воинская повесть изображала сражения русских воинов с внешним врагом. Подобные произведения могли быть частью летописи. Но нередко являлись и отдельным полноценным творением.
Многие древнерусские произведения ценны благодаря своему документальному характеру и являются важными историческими источниками и наследием национальной культуры.
загрузка...
fjord12.ru
Древняя литература: определение, жанры, история
Под термином «древняя литература» понимают своеобразный пласт русской культуры, охватывающий период с XI по XVII века. Произведения, созданные в эти столетия, отличаются самобытностью и оригинальностью. Отличия связаны прежде всего с тем, что культура Древней Руси не была похожа ни на одну другую в средневековый период.
Характерные черты
Главной особенностью, которой обладает древняя русская литература, а вместе с тем и ее ключевым отличием от произведений, которые присутствуют в западноевропейской культуре, является то, что предназначалась она отнюдь не для развлечения и праздного чтения. Целью, которой задавались авторы тех лет, было в первую очередь духовное наставление. Их произведения поучали, передавали жизненный опыт поколений, воспитывали патриотический дух. Следовательно, характерные черты этой литературы – поучительность, документальность, публицистичность.
Одним из главных предметов художественного изображения в произведениях той эпохи является реальное историческое событие. Вымышленной сюжетной линии в них нет. Авторы, как правило, изображали те события, свидетелем которых они сами были. Они не могли занимать отстраненную объективную позицию.
Произведения, которые включает в себя древняя литература, пронизаны необыкновенным патриотическим духом. В них присутствует историзм, но в то же время следует сказать еще об одной характерной черте – анонимности. Совсем немногие авторы оставили свои имена на страницах этих творений, хотя писали они их, разумеется, от руки. Рукописный характер можно также отнести к отличительным свойствам, которыми обладает древняя литература. Первые печатные книги на Руси появились позже, чем в странах Западной Европы. А потому памятники культуры Древней Руси – это, как правило, рукописные тексты.
Влияние других литературных направлений
Как уже было сказано, авторы древнерусских произведений не считали необходимым развлекать своих читателей приключенческими сюжетами, легкими для восприятия. А потому в книгах того периода отсутствует какой бы то ни было вымысел. Важной функцией художественных произведений было развитие духовного сознания.
Древняя русская литература довольно самобытна. В произведениях других народов невозможно найти что-либо подобное. Однако на нее все же оказала определенное влияние житийная литература. Христианство было уже принято на Руси. И именно от этого средневекового литературного направления, берущего начало в византийских церковных трудах, авторы переняли поучительность и духовность. Но в то же время на страницах их произведений можно обнаружить оттенки национального колорита. В творениях древнерусских писателей, несомненно, прослеживается влияние устного народного творчества. Проявляется это прежде всего в образах главных героев.
Положительный персонаж
Главный критерий, соблюдением которого древняя литература отличается от прочих, является духовность и образцовая душевная красота главного героя. Он не мог быть отрицательным персонажем. Красив может быть лишь тот, кто добр. Прекрасным способен быть только человек, обладающий благородной душой. Такая установка берет начало еще в русском народном творчестве.
На писателей Древней Руси была возложена огромная ответственность. Занимая четкую гражданскую позицию, они прославляли свою родную землю и переживали о ее укреплении. По мнению современных критиков, произведение древней литературы способствовало упрочнению единства народа. Доказательством этой точки зрения является «Слово о полку Игореве».
Александр Мусин-Пушкин
Этот человек был известным в свое время общественным деятелем, скрупулезным собирателем устного народного творчества. Его необыкновенно интересовала история древней русской литературы. И «Слово о полку Игореве» впервые было прочитано именно этим человеком.
В 1792 году он работал в архивах Спасо-Ярославского монастыря и обнаружил копию древней рукописи. К сожалению, во время Отечественной войны 1812 года этот документ сгорел. Мусин-Пушкин перевез находку в московский архив, где она погибла в результате легендарного пожара. Таким образом, ни оригинал, ни копии не дошли до наших дней. Однако существуют доказательства подлинности «Слова». Исследователи, предметом изучения которых является история древней литературы, обнаружили в крупнейшем памятнике русской культуры «Задонщине» отрывки из текста упомянутой рукописи.
Основа сюжета
«Слово о полку Игореве» имеет, как и прочие древнерусские творения, исторический характер. В основе сюжета лежат события, связанные с походом на половцев Новгород-северского князя Игоря Святославовича. Поход этот состоялся в 1185 году. Основными этапами сюжета, как и в других произведениях древнерусской литературы, являются завязка, кульминация, развязка. Такая схема является характерной и для воинской повести – одного из основных жанров этого культурного периода.
Сюжетная структура «Слова»
Завязка помещена, как ни странно, не в начало произведения, а немного дальше. Такая структура объясняется тем, что автор предпочел прежде уделил внимание вступлению. В нем он определил временные рамки своего произведения и ознакомил читателей со своей своеобразной манерой повествования. Завязка – это решение Игоря отправиться в поход.
Развитие сюжета – это такие события, как солнечное затмение и первый бой. В кульминации речь идет о поражении русского войска и пленении Игоря. Развязкой сюжета является побег из неволи, а также ликование жителей земли русской.
В сюжете присутствует множество авторских отступления и художественных зарисовок. Все эти элементы служат для усиления идеи произведения, которая заключается в призыве объединиться всем русским людям в борьбе с внешним врагом.
Жанр «Слова о полку Игореве» определяют по-разному. Это и песня, и поэма, и героическая повесть. Скорее всего, это произведение можно отнести к одному из основных художественных направлений – слову. Следует рассмотреть и другие жанры древней литературы. Некоторые имеют самобытный характер, другие заимствованы из иных источников.
Житие
Различные формы имеют произведения, которые включает в себя древняя литература. Житие – один и жанров той эпохи. Он относится к церковной литературе. Предметом изображения в таких произведениях являются жизнь и деяния святых.
Житие – это своего рода художественная биография той или иной легендарной личности, которая причислена к лику святых. Произведение в этом жанре, как правило, повествует о событиях, охватывающих период с момента появления главного героя на свет и до самой его смерти. Композиция имеет кольцевое построение. Яркий пример – «Житие Сергия Радонежского».
Следует сказать, что ни одно из творений древнерусских авторов не стоит обособленно. Произведения дополнялись друг другом, разрастались, в них вписаны были постепенно новые рассказы о чудесах, связанных с деяниями святых. Такой характер имеют и воинские повести, сюжеты которых переплетаются друг с другом.
Другие жанры
Летопись представляла собой подробную запись важных исторических событий. Разумеется, главной чертой в произведениях этого жанра являлась публицистичность. В них почти не использовались художественные средства. Само название объясняется тем, что записи вносились ежегодно, и каждая из них начиналась со слов: «В лето…».
Авторы стремились создать и утвердить модель поведения для любого древнерусского человека. Для этого они создавали своеобразные поучительные произведения, которые, как правило, входили в состав летописей. Нормы, которые в них указывались, касались каждого – от князя до простолюдина. Такой жанр в древней литературе называется поучением.
Воинская повесть изображала сражения русских воинов с внешним врагом. Подобные произведения могли быть частью летописи. Но нередко являлись и отдельным полноценным творением.
Многие древнерусские произведения ценны благодаря своему документальному характеру и являются важными историческими источниками и наследием национальной культуры.
загрузка...
buk-journal.ru
Древняя литература: история, произведения, жанры
14 октября 2017
Богата и многогранна литература, создававшаяся на Руси в период её становления как самостоятельного государства и в последующие века, отмеченные многими важными событиями. Едва ли можно назвать иную область, где бы творческая мысль автора имела столь широкие возможности для передачи исторических реалий своего времени. Именно поэтому интерес к литературным памятникам прошедших веков никогда не ослабевает.
Роль Крещения Руси в зарождении отечественной литературы
Мощный толчок для формирования литературы Древней Руси был дан в конце X века, когда, порвав с язычеством, наши предки влились в семью христианских народов. Несмотря на то что письменность была им известна и прежде, только с принятием новой веры она получила широкое распространение, что, в свою очередь, послужило основой для появления и дальнейшего развития отечественной литературы.
Благодаря трудам двух византийских монахов-просветителей Кирилла и Мефодия, создавших во второй половине IX века первый славянский алфавит (глаголицу), жителям Древней Руси стали доступны переводы византийских и греческих церковных книг. Именно они стали впоследствии отправной точкой для формирования их собственной литературы, наполненной культурными традициями восточного христианства.
Классификация древнерусских литературных жанров
Говоря о древней литературе Российского государства, обычно имеют в виду исторический отрезок времени с XI по XVII век. За этот период, включивший в себя шесть столетий, в литературном творчестве россиян отчётливо обозначилось 5 самостоятельных жанров, которые исследователи называют «первичными» и столько же «объединяющих». Разумеется, такая классификация литературы весьма условна, но, тем не менее, она позволяет представить её общую структуру. Остановимся вкратце на первой группе.
Житийная литература и искусство красноречия
Один из наиболее распространённых первичных жанров древней литературы носит название «Житие». Он включает в себя жизнеописание православных святых, окончивших свой земной путь и стяжавших подвигами веры вечное блаженство у Престола Всевышнего. Подобного рода литературные произведения появились на Руси в XI веке, и были посвящены первым отечественным святым ─ благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, а также преподобному Феодосию Печерскому, ставшему основателем Киево-Печерской лавры. Произведения житийного жанра не являются историческими хрониками, а носят сугубо назидательный и воспитательный характер.
Далее следует упомянуть «Древнерусское красноречие», также являющееся одним из жанров древней литературы. Зародился он в Византии, и на Руси служил одной из форм ораторского искусства, владение которым было крайне необходимо как при миссионерской и проповеднической деятельности, так и для выступлений на народных сходах ─ тех самых вече, которыми славились Новгород, Псков и ряд других городов Древней Руси.
Произведения публицистической направленности
Историю древней литературы невозможно представить и без такого её раздела, как «Слово», являвшегося одной из многочисленных разновидностей «Древнерусского красноречия». Произведения этого жанра носят ярко выраженный публицистический характер. В них, как правило, поднимают наиболее актуальные вопросы той эпохи, связанные с княжеской властью и её ролью в жизни государства. В большинстве произведений этого жанра красной нитью проходит мысль о том, что для защиты от внешних врагов и преодоления внутренних сложностей государству необходим, прежде всего, сильный и мудрый правитель.
Необычайно ярко эта тема звучит в двух дошедших до нас литературных памятниках XII века «Слово» и «Моление Даниила Заточника». Их автор, подлинное имя которого неизвестно, являясь сторонником сильной централизованной власти, с горестью и сарказмом повествует об окружавшей его печальной действительности.
«Жемчужина русской словесности»
Подобными же мотивами наполнено и другое произведение древней литературы ─ «Слово о полку Игореве», написанное также неизвестным автором в конце XII века, и по праву считающееся «жемчужиной русской словесности». Несмотря на то что на первый взгляд оно является всего лишь хроникой неудавшегося военного похода, предпринятого в 1185 году новгород-северским князем Игорем Святославовичем против половцев, это произведение наполнено самыми глубокими размышлениями о судьбе земли Русской. Само же описание событий служит автору лишь сюжетной канвой, дающей ему возможность высказать свои сокровенные мысли.
Характерно, что причины бедствий, обрушивающихся на Русь, и её поражений в борьбе с кочевниками автор видит не в мистическом предопределении грядущих событий, а исключительно в эгоистической политике князей ради личной власти и славы, ввергнувших родину в пучину междоусобных войн.
Многие исследователи истории древней литературы отмечают, что безымянный автор этого произведения, судя по всему, был одним из числа княжеских дружинников. На это указывает не только доскональное знание описываемых событий, но и часто используемые в тексте понятия «честь» и «слава», наполняемые большим патриотическим смыслом. В «Слове о полку Игореве», как ни в одном другом литературном памятнике, прослеживается связь с живой исторической действительностью.
Поучения и Повести
Ещё одним первичным жанром древней литературы являются «Поучения». В них писатели прошедших веков пытались представить должную картину поведения представителей всех слоёв общества, от князя до простолюдина. Принято считать, что наивысшего расцвета подобная тематика достигла в конце XII века, накануне начала татарского нашествия.
Наконец, перечень разделов древней литературы, относящихся к этой группе, завершает жанр, носящий название «Повесть». В него входят произведения, представляющие собой описание различных исторических событий. Часто их сюжетами становятся ратные подвиги, а порой и преступления князей и воевод. Наиболее известным таким историческим памятником является «Повесть временных лет», написанная в период 1110 ─ 1118 гг. монахом Киево-Печерской лавры (тогда ещё просто монастыря) Нестором, причисленным впоследствии к лику святых.
В ней представлена история Русской земли, которую автор прослеживает от времён Ноя до событий, современником которых он являлся. Именно этот документ лёг в основу концепции о роли варягов и самого князя Рюрика в становлении российского государства. Летописец рассказывает, в частности, о тех исторических реалиях, на фоне которых был основан Новгород, а Киев превратился в центр варяжского государства, управляемого князьями Аскольдом и Диром. Повествует он и о походах последующих веков, совершавшихся прямыми потомками Рюрика, ставшего основателем правящей династии.
Своеобразным толчком для развития этого жанра стало татаро-монгольское нашествие, обрушившееся на Русь в первой половине XIII века. Темы древней литературы этого периода проникнуты глубоким гражданским пафосом и патриотизмом. Одним из наиболее ярких произведений, явившихся откликом на трагические события той эпохи, стала «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней неизвестный автор не только рассказывает об ужасах вражеского нашествия, но и раскрывает причины случившегося, находя их в отсутствии централизованной княжеской власти.
Летопись и хронограф
К объединяющим жанрам произведений древней литературы принято относить, прежде всего, летопись. Это не что иное, как компиляция отдельных произведений, относящихся к первичным жанрам, но объединённых общей историческо-повествовательной направленностью. Летописи повествуют как о ходе исторического процесса в целом, так и о роли отдельных его представителей. Этот литературный жанр принято считать самым древним. Близок к нему по своей тематике и хронограф ─ ещё один объединяющий жанр. Однако, в отличие от Летописи, в его произведениях описываются события, охватывающие лишь период XV ─ XVI века.
Четьи-Минеи и патерики
Из литературы древних времен пришли к нам и Четьи-Минеи, также выделяемые исследователями в объединяющий жанр. Они представляют собой сборники житий святых, о которых уже шла речь выше, но составленные таким образом, что их последовательность соответствует дням каждого месяца. Название этого жанра переводится как «чтение по месяцам». В наше время Четьи-Минеи регулярно переиздаются и пополняются за счёт того, что периодически к сонму святых причисляются всё новые угодники Божьи.
Ещё одним объединяющим жанром, зародившимся в древние времена, и не утратившим доныне своей актуальности является патерик, что переводится с греческого, как «книга отцов». Есть у него и другое название ─ отечник. Он представляет собой сборники изречений святых отцов церкви. За весь период истории христианства было составлено немало книг этой направленности, каждая из которых имела свои отличительные черты.
Самый ранний патерик, составленный византийскими авторами в IV ─ V веке, назывался «Азбучным», поскольку в нём святые отцы были представлены в алфавитном порядке, начиная от святого Антония и заканчивая святым Ором. Поскольку количество христианских святых с каждым веком всё увеличивалось, соответственно, расширялся и объём литературы, посвящённый их изречениям.
Апокрифы
И, наконец, завершая разговор о древней литературе, вспомним такой весьма распространённый в былые века жанр, как апокриф. Зародился он в Палестине ещё в I веке. С греческого языка слово «апокриф» переводится как «тайный, сокровенный». К апокрифам относятся религиозные произведения, рассказывающие о событиях священной истории, но не включённые Церковью в число канонических текстов.
Вместе с появлением на Руси переводных экземпляров Священного Писания и последующего развития её древней литературы стали создаваться в большом количестве собственные «доморощенные» варианты канонических книг. В них зачастую библейским персонажам приписывались действия, явившиеся плодом фантазии самих авторов. Такие произведения принято рассматривать не как религиозную литературу, а как образцы народного творчества.
Источник: fb.ru
Похожие материалы
Рецепт круассанов в лучших французских традициях
Начать утро с чашечки черного кофе и свежеиспеченного круассана – бесценно. Французы знают толк в удовольствии и наполняют приятными моментами каждую минуту своей жизни. Для того чтобы повторить традицию идеальн...
А вы знаете, что такое водевиль? История возникновения жанра. Водевиль в кинематографе
Ах, водевиль, водевиль... Как популярен ты был когда-то и каким незаслуженным забвением и равнодушием окружен сейчас! Сегодня многие даже и не знают, что означает это слово. Настала пора поговорить об этом. Итак...
Древний Рим и Древняя Греция: история. Культура античных цивилизаций
Древний Рим и Древняя Греция - это такие политические и культурные феномены древности, существование которых заложило мощный фундамент дальнейшего развития Европы. Достижения античности не были утеряны в период темног...
Род литературы. Роды и жанры литературы
Род литературы представляет собой большую группу художественных произведений, объединенных исторически повторяющимися, общими, типологическими свойствами. К этим свойствам относятся общность объекта изображения (то ес...
Архитектура Древнего Рима - история в камне
Рим – невероятный город, который манит тысячи путешественников со всей планеты своей уникальной архитектурой, загадками, притаившимися на старинных улочках, духом античности. Однако предполагать, что появил...
Скульптура Древней Греции: история развития
ВведениеСкульптуры Древней Греции – яркие примеры тала...
Хаким Оладжьювон - один из лучших центровых в истории НБА
Девяностые годы XX века стали временем легендарных баскетболистов, таких как Майкл Джордан, Джон Стоктон, Шакил О'Нил. Не последнее место среди них занимает высоченный центровой Хаким Оладжьювон, нигерийский баскетбол...
Богиня правды Древнего Египта: история, имя и интересные факты
Древние египтяне вполне резонно полагали, что мудрость и справедливость – это весьма достойная пара, украшающая и облагораживающая жизнь. Поэтому в их мифологии женой бога мудрости Тота стала богиня правды Маат....
Древний Китай: история. Изобретения и книги Древнего Китая
Древний Китай является одной из самых таинственных стран на нашей планете. Даже сейчас это государство разительно отличается от своих соседей практически во всем. Но главная отличительная черта китайцев заключается в ...
Символизм в литературе, история его возникновения и основные представители
Термин «символизм» происходит от греческого слова «знак» и обозначает эстетическое течение, которое сформировалось во Франции в конце 19 века и оказало влияние на все сферы искусства: литератур...